Алтайская принцесса Укока — республика Алтай
С древнейших времён плато Укок было местом пересечения путей многих племён и народов, и это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены исторические памятники начиная со средневековья и далее – бронзового, железного веков и ещё далее – включая эпоху палеолита. Многие находки позволили лучше узнать о населяющих Алтай племенах в каменный век, их связях с кочевыми племенами, особенностях культуры и быта народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.
Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук к тому времени уже обнаружила много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причём уже давно разграбленный.
В кургане обнаружилось погребение воина эпохи раннего железа. Вероятно, воин был не из бедных, поскольку в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трёх коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. Ничего особенного нового в этой находке не было. Однако, при тщательном исследовании захоронения обнаружилось, что под ним находится ещё одно, более раннее погребение, которое грабители, вероятно, просто не заметили.
В яме нижнего погребения был обнаружен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными брёвнами. В лёд, заполнявший камеру, был вморожен деревянный саркофаг, забитый четырьмя бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из чёрного войлока, лежала мумия женщины.
Прекрасно сохранилась вся одежда: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, плетёный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба.
Буквально поражал воображение парик женщины – сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Здесь же нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц.Рядом были погребены шесть осёдланных коней золотисто-рыжей масти в богатой сбруе.
Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина первого тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным предметам и одежде, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, «избранников духов». А саму мумию женщины окрестили «Принцессой Укока», по названию плато, на котором найдена мумия.
Однако, раскопки принцессы Укока наделали очень много шума. Когда были обнародованы сведения о нахождении уникальной мумии, алтайские шаманы сообщили, что для них это не новость. Они с давних пор знали об этом кургане, в котором погребена алтайская женщина. Для них это захоронение является поистине священным, поскольку шаманы считают её прародительницей алтайских народов по имени Кадын.
По легенде, «алтайская принцесса» Кадын охраняет врата подземного мира и следит, чтобы силы зла не проникли в наш мир. Соответственно, когда в 1993-м археологи вскрыли захоронение Кадын, они потревожили её священный сон. При этом, по поверью, погребение охранялось страшным проклятьем. Поэтому, чтобы скорее снять его, тело мумии необходимо вернуть на плато Укок и больше его никогда не тревожить.
Ученые не обратили внимания на эти легенды и мумию принцессы Укока перевезли для изучения в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии, а затем, в 1995 году, в Москву, где к исследованиям подключились сотрудники научно-исследовательского института при Мавзолее В. И. Ленина.
Мумия алтайской принцессы с плато Укок
Благодаря тому, что мумия хорошо сохранилась учёные определили, что эта женщина скончалась в молодом возрасте – ей было примерно 25 лет. Необычным было и наличие татуировок на теле женщины.
Вот как описала татуировки принцессы Укока в своём экспедиционном дневнике Наталья Полосьмак: «На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. ».
Более подробное описание мумии принцессы Укока и всего того, что было найдено при раскопках читайте ниже, в разделе «Описание мумии принцессы Укока».
Московским антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Реконструкция лица позволила установить, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Позднее эти выводы подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.
Более того, учёные провели серьёзное томографическое исследование мумии и пришли к выводу, что 25-летняя «принцесса» скончалась от онкологии. У неё развился рак молочной железы IV стадии. Химический анализ тканей показал, что женщина регулярно вдыхала ртутные и медные пары – это вполне могло стать причиной заболевания и смерти.
Скорее всего, вдыхание ядовитых паров происходило во время определённых обрядов и это допущение позволяет предположить, что принцесса Укока была не «принцессой», а кем-то из жреческой касты.
Когда учёные сделали вывод, что мумия женщины не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности, у «алтайской принцессы» появилось множество биографий, одна невероятней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных «Детей Неба» и даже прародительница человечества, прилетевшая с далёких звёзд.
Мифы и домыслы вокруг принцессы Укока
В алтайском фольклоре существует древняя легенда, согласно которой у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится особый мир, «второй слой небес», населяемый «Сынами Неба». По этой легенде, ещё до прихода скифов здесь жили существа пришедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своим племенем. По скифской легенде, Хуанди находился на плато несколько лет. Потом он со своим народом «вошёл в огнедышащего дракона», который был отлит из меди, и улетел на свою планету Таянар.
«Сыны Неба» были наделены многими сверхъестественными способностями – могли летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. «Сыны Неба», как правило, покровительствовали людям. Случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.
Таким образом, алтайская принцесса Кадын могла быть потомком такого смешанного брака и быть высокопоставленной жрицей.
Местные жители были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, считая, что археологи потревожили покой богов и это может обернуться серьёзными неприятностями. Интересно, что когда извлечённую мумию алтайской принцессы перевозили на вертолёте в Новосибирск, случилась нештатная ситуация и вертолёт совершил вынужденную посадку.
Возможно, слухи и домыслы вокруг алтайской принцессы прекратились бы, но в сентябре 2003 года произошло сильное землетрясение. Мощные подземные толчки встряхнули весь Алтай, докатившись до соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, что совсем близко от плато Укок.
Среди местного населения вновь заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой «алтайской принцессы» и если её немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа.
Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай – возвратить мумию Кадын на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились: достаточно ли поместить её в Горно-Алтайский музей, или нужно организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же вообще вновь положить Кадын в могилу и привести погребение в первоначальный вид.
Где сейчас находится принцесса Укока?
В 2012 году мумию принцессы Укока забрали из Новосибирска в Горно-Алтайск, в Национальный музей имени А.В.Анохина специальное. Возвращение прошло в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм – её тело сопровождали шаманы.
В 2015 году был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане.
На мумию алтайской принцессы можно посмотреть – её выставляют на обозрение но 3 часа в сутки. В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут обозревать не саркофаг, а саму мумию принцессы Укока.
Описание мумии принцессы Укока (как её нашли археологи)
Голова, найденной в колоде женщины, была в парике размером на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнуты в коленях и локтях. Лицом мумия была обращена на север и находилась в позе спящей.
Форма причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» – длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета. (высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе «принцессы Алтая»)
Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.
Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке было проделано отверстие, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная бронзовая пластина.
Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.
Косметический набор принцессы Укока включал, кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита (минерал яркого сине-зеленого цвета) и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри.
Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.
Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.
Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Рубаха до погребения использовалась – на ней имеются грубые стёжки и заплатка.
На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями (археологи считают, что такой пояс – это знак посвящённого). На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.
Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.
На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.
На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.
Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Возможно, что в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.
Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.
При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замерзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, лежала мутовка для взбалтывания молока.
Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.
Как увидеть мумию принцессы Укока
Если вы заинтересовались историей принцессы Укока и планируете отдых на Алтае, то можно срузу остановиться на базе, где организуют экскурсии в нужный музей. Смотрите базы, которые помогут вам увидеть мумию принцессы Укока.
Алтайская принцесса или принцесса Укока
Добраться на плато Укок довольно сложно, оно лежит на высоте 3 тысяч км и считается священной территорией у алтайцев, ведь по их верованиям именно здесь, у подножья гор Тавын-Богдо-Ола расположен вход в горный мир. На протяжении тысячелетий здесь успело побывать множество народов, свидетельством чему служат многочисленные археологические памятники Укока: каменный век, эпохи скифов, гуннов и сарматов.
В 1993 году в разгар археологической экспедиции ученые из Новосибирска наткнулись в одном из курганов на уникальное женское захоронение. Археологи датировали свою находку серединой I тысячелетия до н.э. – временем расцвета Пазырыкской культуры на территории Алтая. На протяжении столетий в ледяной линзе вечной мерзлоты кургана памятника Ак-Алаха-3, хранилась мумия представительницы пазырыкской знати в богатом убранстве и в сопровождении шестерки коней.
Несмотря на то, что анализы ДНК находки указывают на ее европеоидные корни (Пазырыкская культура, берущая свое начало от селькупов, относится к культурам Передней Азии) алтайцы объявили, что археологи нашли легендарную «принцессу Кадын», считающуюся прародительницей всего алтайского народа. Именно на основании этого, алтайцы требуют возвращения останков «принцессы» на родину (находка хранится в Новосибирском музее археологии и этнографии).
Памятник Ак-Алаха-3, в состав которого входит 2 кургана (пазырыкский и тюркский) расположен по соседству с другим курганным комплексом Ак-Алаха-1, состоящим из пяти курганов скифского времени. Когда на место раскопок прибыли археологи, оба кургана были повреждены местными жителями, растаскивавшими для своих нужд камни, а также бульдозерами, равнявшими здесь землю.
Курган, в котором покоилась мумия алтайской принцессы, имела впускное захоронение знатного кара-кобинца, которое вскрыли и ограбили много столетий назад. Именно эта вторая могила, сооруженная чуть позже, чем расположенная ниже женская могила, и сохранила в целости и сохранности захоронение принцессы.
Захоронение принцессы представляло собой заполненный льдом лиственный сруб 3,6 х 2,3 х 1,1 м, внутри которого располагалась длинная (2,7 м) колода-склеп, также изготовленная из лиственницы. Она была украшена аппликациями с изображениями оленей, несших мистическое значение (вероятно, олени должны были сопровождать человека по дороге в «иной» мир). Сам сруб был изготовлен без единого гвоздя, а крышка колоды была прибита к основанию четырьмя медными гвоздями.
На то, что в кургане захоронен не обычный человек, указывает лиственная колода – как правило, в них хранили только членов царских семей, шаманов и детей, а ее форма, напоминающая шаманскую лодку «ротык» была призвана отнести душу принцессы к ее предкам.
Молодая женщина (около 25 лет) лежала на войлочной подстилке на правом боку, головой на восток и лицом на север. Сверху она была укрыта меховым покрывалом с нашитыми украшениями из золотой фольги, а ее голова покоилась на войлочной подушке. Она была одета в богатый наряд: длинная шелковая рубаха с длинными рукавами и длинная шерстяная юбка с нашитыми бронзовыми подвесками, к которой прикреплен пояс из красного плетеного шерстяного шнура, а на ногах — украшенные аппликацией лучки из белого войлока с подошвой из красного войлока. Рядом с телом лежал войлочный мешочек, в котором были сложены бронзовое зеркало в резной деревянной оправе, кисточка из конского волоса, россыпь стеклянных индийских бусин, коренной зуб и синий порошок вивианит, использовавшийся в качестве красителя. На шее принцессы висела деревянная гривна с покрытыми золотой фольгой подвесками в виде барсов, в ушах были золотые кольца, а мизинцы были обвязаны шерстяной нитью.
В изголовье мумии лежало небольшое блюдо, на которое была брошена горсть кориандра – он считался лекарственным растением и являлся большой редкостью, возможно окуривание тела кориандром должно было помочь душе возродиться.
Почти треть колоды была занята головным убором и париком женщины. Именно эти украшения могли в древности рассказать о своей владелице больше всего, от ее семейного положения, до ее места в племени. Обритая голова пазырыкской мумии была закрыта войлочным париком, покрытым пластичным черным материалом. Он был украшен деревянными накосными украшениями, обернутыми золотой фольгой. Волосы собирались на темени в пучок, на который одевался «конус» из красных шерстяных ниток, а уж его венчала обернутая золотой фольгой фигурка стоящего на шаре деревянного оленя. На парике перед «конусом» лежа еще один олень – его тело было раздвоено, а украшали его рога козерога. Это один из древних образов олицетворяющих Верхний мир и Солнце у народов Центральной Азии. Неудивительно, что на теле женщины позднее нашлась и татуировка с эти изображением. Позади конуса на парике крепился высокий войлочный столбик, символизирующий «древо жизни» — его крону украшали обернутые золотой фольгой деревянные птички, а у подножья располагались такие же олени. Чтобы в случае необходимости столь сложный убор можно было укрыть от непогоды, в могилу был уложен остроконечный колпак с широкими полями. Так как у этого убора есть собрат, найденный далеко от Укока, во втором Пазырыкском кургане, ученые считают, что подобные уборы носили все женщины, хотя вероятность, что их носили только шаманы, не исключена.
Обе руки женщины покрыты искусной татуировкой – ее левое плечо украшено рисунком оленя с рогами оленя и козерога, морду которого украшает клюв грифона. Согласно поверьям индоевропейских народов олень-козерог должен был сопровождать души умерших в «иной» мир.
Пазырыкцы бальзамировали абсолютно всех своих умерших, причем делали они это два раза в год – в конце весны и осенью. Судя по наполнению желудков коней, захороненных в кургане вместе с принцессой, ее похороны пришлись на середину июня.
Чтобы в следующей жизни (или «ином» мире) принцессе было хорошо, вместе с ней в могилу положили ее личные вещи, а также еда и питье. В погребальной камере помимо двух керамических сосудов, украшенных кожаными аппликациями, стояли также сосуды из дерева и рога (его стенки сделаны и рогов яка, а днище является рогом дикого козла). На деревянных столиках лежало мясо.
Вместе с женщиной, в могильную яму опустили шестерых коней рыжей масти, удила, псалии, подвесные бляхи и седельные украшения которых великолепно сохранились в условиях вечно мерзлоты.
Несмотря на то, что по ряду признаков это захоронение относится к разряду обычных, такие вещи, как шестерка коней, лиственничная колода и огромный склеп, дорогая шелковая рубаха и семена кориандра свидетельствуют о том, что это останки женщины из знатного рода или находящейся на особом положении у племени. На то, что она могла быть шаманкой, указывает и тот факт, что она похоронена одна, а пазырыкцы обычно хоронили умерших в родовых курганах-захоронениях, не в пример шаманам, которые давали обет безбрачия и не имели семьи.
После того, как мумия была перевезена в Новосибирск, алтайцы начали требовать вернуть их «прародительницу» назад. Особенно их требования усилились после землетрясения 2003 года, эпицентр которого находился в Чуйской долине, в непосредственной близости от плато. Несмотря на это, выставку, посвященную загадкам принцессы Укока можно и сегодня увидеть в музее Новосибирска, а побывав на плато Укок проникнуться величием этих мест.
Укок Маршрут — Россия Треккинг
ОПИСАНИЕ ПОЕЗДКИ: Плато Укок — это погружение в мир девственной природы и мощной энергии. До Плато дорога идет по красивейшей магистрали Сибири – Чуйскому тракту. Путешествие впечатляет своими элегантными пейзажами, великолепной сельской местностью и загадочными местами.
Плато Укок – это высокие красивые горы с максимальной высотой 4 374 м. Экскурсия на плато Укок на квадроциклах начнется с инструктажа по технике безопасности и выдачи снаряжения. Маршрут начинается от Кош-Агача до поселка Джазатор (140 км). Тур на плато Укок проходит по приграничной зоне, по пути участники проходят контроль.
Помощь нашей команды возьмет на себя все дневные обязанности от навигации до подготовки лагеря и любых других потребностей в такой ситуации. Поездка предназначена для настоящих исследователей в хорошем состоянии здоровья, которые могут адаптироваться к девственной местности, полностью дикой и без человеческих построек на пути. Не экстремальные условия, но хорошая способность адаптироваться к такому путешествию.
ПРОЕЗД на плато Укок – горы АЛТАЙ на квадроцикле
Проезд на квадроцикле 16/7-28/7
[iframe src=»https://maphub. net/embed/49412?panel=1″ frameborder=»0″]
[ultimatetables 6 /]
День 1
Прибытие в Москву. Трансфер в отель. Размещение в отеле 3*. Ужин в отеле. Встреча и знакомство с участниками экспедиции.
День 2
Завтрак в гостинице. Утром обзорная экскурсия по Москве с посещением Красной площади, Кремлевской площади, смотровой площадки Воробьевы горы. Обед в местном ресторане. Вечером трансфер в аэропорт и вылет в Горно-Алтайск.
День 3
Встреча группы в аэропорту Горно-Алтайска. Путешествие начинается с путешествия по главной транспортной магистрали Горного Алтая – Чуйскому тракту. Ночевка на турбазе на берегу реки Чуя.
День 4
Река Чуя – село Кош-Агач – река Тархата исток Теплый Ключ
Переезд в село Кош-Агач, где участники получают инструктаж по технике безопасности, выдачу продуктов и снаряжения. Начало активной части пути на квадроциклах. Группа покидает Кош-Агач и начинает движение по грунтовой дороге в сторону поселка Джазатор. Дорога проходит через пограничную зону, где обязательно наличие паспорта и пропускного режима. Во время путешествия мы проедем ряд красивых озер: Тарутинское, Перлуках-Нур, Каракуль, Тунгуру. Ночевка у Теплых Ключей. Вечером мы совершим прогулку, и перед вами откроется чудесный вид на Сайлюгемский хребет в лучах заходящего солнца. Рядом, среди горных хребтов, лежит перевал Цаган-Дабан, по которому можно попасть в Монголию. Ночевка в кемпинге, подготовленном персоналом.
День 5
Теплый Ключ – перевал Теплый Ключ (2900 м) – река Калгуты – Гусиное озеро
Утром есть возможность искупаться в родниковой воде (от +12 до +20 градусов ). Мы продолжаем путешествие по красивой панораме пейзажа. Впереди простирается холмистое плато. Плато Укок покрыто сотнями озер с водой от бирюзового до голубовато-черного цвета и паутиной молочных рек. Вода переливается на солнце, а плато кажется золотым. Спустившись с перевала, движемся по горному перевалу Табын-Богдо-Ола, что в переводе означает «Пять священных вершин», название, которое по преданиям дал Чингисхан. Одна из вершин, гора Найрамдал (4374 м), является второй по высоте в Сибири после Белухи. Многие местные жители считают, что у подножия Табын-Богдо-Олы находится вход в легендарную Шамбалу. Ночевка в кемпинге на берегу Гусиного озера. Ужин у костра.
День 6
Гусиное озеро – река Ак-Галача – Белое озеро
Утром продолжаем движение по плато. По пути попадаем на осмотр археологических памятников разных эпох. Осмотр места захоронения «Принцессы Алтая» — уникальной и нашумевшей находки пазырыкской культуры. Дальше путь приведет нас за границу к необычайно красивому Белому озеру. При достаточном опыте участников группы утром вы сможете выехать на фотосессию в ущелье Кара-Чада и ощутить дыхание гор и силу ледников. В ущелье находится гора Найрамдал (4374 м), с правой стороны долины – заснеженные вершины Южного Алтайского хребта высотой до 4000 метров. Ночевка в базовом лагере на берегу Белого озера. Ужин у костра.
День 7
Белое озеро – река Ак-Алаха – озеро Кальджин-Куль
Вас ждет увлекательная дикая местность с многочисленными бродами и различными препятствиями. Путь пролегает мимо границы, к озеру Кальджин-Куль. Летом нежно-зеленая трава окружает озеро, в котором отражаются белоснежные горы, голубое небо и облака.
День 8
День отдыха
Поход к близлежащему озеру Кальджин Куль-Бас или осмотр с высоты 2624м. Вариант проживания у озера. На реке, впадающей в озеро, отличное место для рыбалки. В жаркий летний день можно искупаться.
День 9
Озеро Кальджин-Куль озеро – река Ак-алаха – урочище Ташан – река Акколь
День отдыха закончился и наше путешествие продолжается снова. Снова пересекаем сердце плато Укок и реку Калгуты. Вы увидите древние Бертекские петроглифы, которым более 4700 лет. Необходимо преодолеть крутой и сложный подъем на обзорную высоту (2600 м), чтобы получить широкий обзор плато. Усилия того стоят. Со смотровой высоты открывается великолепная панорама плато Укок; плато со снежными вершинами, пронзающими небо. Спуск к месту слияния рек Ак-Алаха и Акколь. Ночевка на берегу реки Акколь. Ужин у костра.
День 10
Река Акколь – перевал Бигамный (2843 м) – река Ильдерем река Джазатор село Джазатор
Утром выходим из долины реки Акколь и поднимаемся в сторону перевала Богомаз (2843 м). По пути мы можем встретить дружелюбных пастухов, казахов, с отарами овец, коз и яков. Подъем не сложный, но долгий. Бросьте прощальный взгляд на Табын-Богдо-Ола и начните спуск. Спуск с перевала по живописным берегам реки Ильдерем, покрытым ковром из цветов и трав, к реке Джазатор. Едем вдоль реки, вниз к поселку Джазатор. Ночевка в палатках в базовом лагере.
День 11
Горно-Алтайск
Автомобильный трансфер в Горно-Алтайск. По пути осмотр исторических и природных достопримечательностей. Мы прибудем поздно. Размещение в гостинице со всеми удобствами.
День 12
Рано утром трансфер в аэропорт и вылет в Москву. Рейс домой.
Цена
Цена: группа 10 чел.
2 человека на квадроцикле – 2500 евро
1 чел. на квадроцикле – 2780 евро
Цена: группа 15 человек
2 человека на квадроцикле – 1930 евро
1 человек на квадроцикле – 2525 евро
В стоимость включено:
– Трансфер аэропорт – гостиница в Москве с англоговорящим ассистентом
– Проживание в гостинице 3* в Москве с завтраком
– Ужин 1-го вечера в Москве
– Экскурсия по городу с англоговорящим гидом
– Обед во время экскурсии по городу
– Трансфер в аэропорт
– Авиабилеты Москва – Горно-Алтайск – Москва эконом класс
— Трансферы по Алтаю по программе
— Трансферы по Алтаю по программе
— Аренда квадроцикла
— Инструкторы во время экспедиции
— Шеф в пути во время экспедиции
— Необходимое снаряжение во время экспедиции
2 – Проживание на Алтае по программе
– Медицинская страховка
-Не включено:
– Международный перелет
– Крепкие напитки
– Блесны на случай утери или порчи
– Чаевые и личные расходы
Легенды Алтая – Легенды Алтая – Книга I – Хроники царя Аргоза и царевны.
..Jouw privacyvoorkeuren
Om bol.com пошел те латентные werken, gebruiken мы altijd functionele en analytische cookies en vergelijkbare technieken. Je kunt kiezen voor je eigen bol.com встретился с человеком, который пользовался рекламой, zodat we beter op jouw interesses anansluiten. Посмотрите в nieuwsbrieven в уведомлениях, как je die krijgt. Verder kun je kiezen voor личные объявления на bol.com. В beide gevallen bepalen мы интересуемся. Hiervoor voegen мы информацию UIT je bestellingen Samen встретил je Favouriteten, algemene klantinfo en gegevens van anderen als je ze hier toestemming voor hebt gegeven. Встретил cookie-файлы на vergelijkbare technieken verzamelen, которые мы заходим на bol.com surfgedrag. Делаем ли мы естественное отслеживание куки-файлов, используя только их в браузере. De persoonlijke advertenties buiten bol.com kun je zien bij onze partner doordat мы versleutelde gegevens delen en cookies en vergelijkbare technieken gebruiken. Zie ook on Privacybeleid en cookiebeleid. Винд je deze twee persoonlijke ervaringen binnen en buiten bol.com oké, kies dan voor ‘Alles accepteren’. Zelf instellen kan ook. Kies je voor weigeren, dan plaatsen we alleen functionele en analytische cookies. Achteraf aanpassen kan altijd, bij ons privacybeleid.
Га наар ЗоекенГа наар Хуфдинхуд
Автор: Паоло Ф Тибери
- Энгельс
- Мягкая обложка
- 9781921851100
- 18 февраля 2013 г.
- 166 страниц
Характеристики продукта
Waar ben je naar op zoek?
Wij vonden geen specifications voor jouw zoekopdracht ‘{ПОИСК}’.
Инхуд
- Таал
- en
- Биндвейзе
- Мягкая обложка
- Oorspronkelijke выпущено
- 18 февраля 2013 г.
- Аантальная страница
- 166
- Иллюстрации
- урожденная
Бетроккенен
- Хофдаутер
- Паоло Ф Тибери
- Хофдуитгеверий
- Эффективные жизненные стратегии Pty Limited
Оверидж Кенмеркен
- Дополнительный грубый шрифт
- урожденная
- Гевичт
- 231 г
- Разведение продукта
- 152 мм
- продукт
- 9 мм
- Длина продукта
- 229 мм
- Упаковка породы
- 152 мм
- Verpakking hoogte
- 9 мм
- Длина упаковки
- 229 мм
EAN
- EAN
- 9781921851100
Я видел артикул в
- Категория
- Ондервейс и Дидактик
- Бокен
- Таал
- Энгельс
- Книга, электронная книга luisterboek?
- книга
- Учебник algemeen
- Альгемене Бёкен
Nog geen отзывы
Hoe controleren en plaatsen wij обзоры? Hoe controleren en plaatsen wij обзоры?Отрицательное, положительное, нейтральное: мы zetten een проверяем altijd онлайн.