Антонио гауди парк гуэль: Парк Гуэль — история, описание, фото и время посещения

Парк Гуэля: история создания, описание, фото

Адрес: Испания, Барселона
Созданный: в 1900 — 1914 годах
Архитектор: Антони Гауди
Основные достопримечательности: Парадная лестница, здание сторожки, здание администрации парка, дом-музей Гауди, мозаичная Саламандра, скамейка, зал и потолок ста колонн, прогулочная аллея
Координаты: 41°24’50.5″N 2°09’08.7″E

Содержание:  

Краткое описание

История создания

Парк Гуэля — наши дни

Парк Гуэля на карте

Краткое описание

Один из самых величественных и роскошных парков на нашей планете, который может составить «конкуренцию» даже великим императорским садам из Поднебесной, находится в Барселоне и носит название Парк Гуэля.

Вид парадной лестницы из домика привратника

Это удивительное место, площадью чуть более 17 гектар, постоянно привлекает к себе внимание не только туристов, посетивших столицу Каталонии, но и коренных жителей Барселоны. Где еще как не в Парке Гуэля можно отдохнуть от суеты мегаполиса и насладиться пением тысяч птиц, скрывающихся в густых рощах пиний и пальмовых аллеях? Парк Гуэля, в котором постоянно можно встретить поклонников таланта великого Антонио Гауди и влюбленные парочки, раскинулся в северо-западной части прекрасного города. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что эта огромная территория, являющаяся в настоящий момент частью Барселоны, изначально приобреталась промышленником Эусеби Гуэлем совершенно для иных целей. Однако судьба распорядилась иначе, и в результате этого Барселона получила не только один из самых прекрасных парков Европы, но и всего мира.

Иначе и быть не могло, ведь над обустройством парка, с его причудливыми аллеями, сказочного вида зданиями, водными источниками и скульптурами работал величайший архитектор, гений двадцатого века – легендарный Антонио Гауди. Парк Гуэля относится к самым знаменитым шедеврам Гауди, и в 1984 году был занесен во всем хорошо известный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впрочем, в этом же году ЮНЕСКО взяла под свою защиту все без исключения творения Гауди, ведь мир прекрасного, который создавал архитектор, должен был непременно остаться для потомков.

Слева направо: домик привратника, здание администрации

На такой шаг всемирно известную организацию подтолкнула ситуация, связанная с парком Гуэля и его усадьбой. Дело все в том, что с середины двадцатого века, властям Барселоны было довольно трудно самостоятельно поддерживать в надлежащем виде и охранять от разрушения шедевры Антонио Гауди. Увы, до 1984 года многие творения архитектора и дизайнера были безвозвратно утеряны. К огромному счастью туристов и каталонцев, Парк Гуэля – один из немногих шедевров, сохранившийся и дошедший до наших дней практически в первоначальном виде. В том своем совершенстве и практичности, который мог создать только Гауди.

Парк Гуэля — история создания

Как уже говорилось выше, промышленник, который, как и Гауди, видел окружающий мир несколько иначе, чем простой обыватель, приобрел участок, не входивший еще в те времена в территорию города, не для того чтобы разбить на нем парк. В начале двадцатого века Эусеби Гуэль вернулся из Туманного Альбиона и захотел построить неподалеку от его любимой Барселоны город-сад, где каждый житель смог бы чувствовать единение с природой и на время позабыть о шуме и проблемах, привить своим детям чувство прекрасного и любовь к окружающей их среде.

Мозаичная саламандра на парадной лестнице

Кроме этого, Гуэль считал, что приобретение земли это еще и выгодное вложение денежных средств. Он разбил территорию на 62 практически одинаковых по своей площади участка и выставил их на продажу. Жителям столицы Каталонии идея лучшего друга Антонио Гауди не пришлась по душе: многие не хотели жить за чертой города, а те, кто мечтал об уединении, считали, что территория находится слишком близко к Барселоне. В результате продаж удалось реализовать лишь два участка. Мечта Гуэля о создании города-парка, так популярного в Англии, рассыпалась словно карточный домик.

Изначально предполагалось построить в уединенном городе-саде до сорока домов и роскошных вилл для состоятельных жителей Каталонии. Естественно, далеко не каждый мог позволить себе приобрести участок и начать там строительство. Из предполагаемого количества строений было возведено лишь три. Один из них возвел архитектор Жули Бальвель для состоятельного и известного адвоката того времени М. Триаса-и-Доменека, а над созданием второго дома работал архитектор Франсеск Беренгер.

Медальон с головой змеи расположенный на парадной лестнице чуть ниже мозаичной Саламандры

Это здание сразу же было выставлено на продажу, однако оно не заинтересовало ни одного покупателя до 1906 года. Тогда его приобрел, по совету своего друга, сам Антонио Гауди. В этом особняке он прожил до 1925 года, когда был вынужден переехать со своей семьей в мастерскую неподалеку от его будущего шедевра Искупительного Храма Святого Семейства — Саграда Фамилия. Однако это произойдет не скоро: Антонио Гауди еще предстоит создать один из самых прекрасных парков Старого Света. К слову, третий дом был выкуплен самим Гуэлем, который впоследствии, после целого ряда работ, стал его резиденцией.

В 1901 году состоятельный каталонец решает разбить на пустынном участке роскошный парк. «Быть может, тенистые аллеи, небольшие искусственные водопады и фонтаны обратят внимание каталонцев к огромной территории?», — примерно так думал Эусеби Гуэль, привлекая к работе над парком еще молодого, но чрезвычайно талантливого Антонио Гауди.

Зал ста колонн

Архитектор изначально создает фантастический, можно даже сказать, сказочный, поражающий воображение любого человека, центральный вход в парк. Он состоит из двух уникальных в своем роде домиков. Если смотреть на них с улицы под названием Olot, то левый из них, который увенчан крестом с пятью лучами, предназначен для работников из администрации парка. Правый дом, увенчанный огромным грибом, предназначался для привратника. Можно сказать, что эти два здания напоминают по своему дизайну пряничные домики, из всем хорошо известной сказки братьев Гримм. Многие современные архитекторы, описывая данные строения, утверждают, что, несмотря на всю сказочность дизайна, в каждом из домов просматривается трезвый расчет и рационализм, что, собственно, свойственно всем без исключения шедеврам Гауди. Даже удивительной формы медальоны выполняют возложенную на них функцию: они сообщают посетителям о названии парка.

Вторым элементом Парка Гуэля, которым может насладиться его гость, является роскошная парадная лестница, ведущая прямо в зал, именуемый «Залом ста колонн». На нижней площадке парадной лестницы Парка Гуэля, Гауди поместил скульптуру сказочной Саламандры, которая покрыта удивительного цвета мозаикой. Среднюю площадку Антонио Гауди, которому был свойственен символизм, украсил ярким медальоном, на нем можно увидеть голову змеи и флаг свободной Каталонии.

Вид на площадь парка над залом ста колонн

«Зал ста колонн» без преувеличения можно назвать центральной композицией Парка Гуэля. Гауди спроектировал дорические колонны, характерные для архитектуры Древней Греции. Они расположены в ячеистом порядке, каждая из них немного наклонена и расширяется к низу. Все колонны являются не только декорацией, но и выполняют роль опоры для величественного потолка. Стоит отметить, что и сам «потолок» зала ста колонн, по замыслу Антонио Гауди, должен был выполнять определенную функцию: на нем предполагалось возвести рыночную площадь города-сада. Здесь просматривается собственное видение Гауди древнеримских форумов или площадок, где давались театральные представления. Архитектор хотел сделать весь парк Гуэля чем-то похожим на амфитеатр.

Правда, роль ярусов выполняли бы близлежащие холмы, а сидений – дома богатых каталонцев. Площадь этой центральной композиции составляет 86х40 метров. План рыночной площади так и не был воплощен в жизнь. Архитектор создал на центральной площадке гигантскую изогнутую скамью, выполненную в форме змея, обитающего в морских пучинах. Эта скамья является очередным доказательством рационализма и практичности Гауди: отдыхать на ней необычайно комфортно. Этого архитектор смог добиться за счет изучения анатомии человеческого тела. Еще на мягкую гипсовую скамью садился абсолютно голый человек и, тем самым, давал возможность Гауди придавать ей нужную и «удобную» форму для отдыхающего.

Скамейка на площади парка

Работая над парком Гуэля, Гауди решил впервые в своей работе использовать рельеф местности для создания удивительных декораций. Он не сравнивал холмы, не убирал ни одной, даже самой маленькой, возвышенности. Отсюда в парке Гуэля можно встретить множество тоннелей, небольших лестниц, украшенных мозаикой. Во время проведения работ Эусеби Гуэль столкнулся с определенными экономическими трудностями. Финансировать строительство парка ему стало затруднительно. Как ни странно, именно этот «барьер» стал отправной точкой для нового стиля Антонио Гауди. Для декоративной отделки скульптур, строений, 86-ти дорических колонн, архитектор применяет битую керамическую плитку, осколки от бутылок, которые достаются ему практически бесплатно. Как известно, Гауди был другом Эусеби Гуэля, и даже в трудные времена не бросил работу над парком.

Было бы несправедливо не упомянуть, что активное участие в строительстве Парка Гуэля принимал Жузеп Мария Жужоль. Этот талантливый человек, вдохновленный гением Гауди, и создал поражающие воображения коллажи из отходов строительства, брака стеклодувной и керамической промышленности. Можно смело утверждать, что Антонио Гауди и Жузеп Мария Жужоль стали основоположниками сюрреализма и абстракционизма в архитектуре.

Фрагмент скамьи

Парк Гуэля — наши дни

Практически каждый турист, приезжающий в Барселону, не упускает случая совершить удивительную прогулку по парку Гуэля, которую можно смело сравнить с путешествием в сказку. Что может быть лучше прогулки по сети тропинок, плавно переходящих в широкие прогулочные аллеи, выполненные Антонио Гауди из гладкого камня, добытого в окрестностях Барселоны? Эти аллеи чем-то напоминают птичьи гнезда (!), которые словно выступают из окружающих холмов. В Парке Гуэля в настоящий момент произрастает огромное количество деревьев и причудливых кустарников. И это при том, что чуть более 100 лет назад это место напоминало выжженную солнцем пустыню. Решить задачу орошения почвы удалось лишь великому архитектору при помощи акведуков и цистерн, в которые собирается дождевая вода.

Так уж сложились обстоятельства, что наследники Эусеби Гуэля не смогли самостоятельно содержать парк, поэтому они решили продать его властям Барселоны. На одном из собраний мэрии Каталонской столицы было принято решение, сделать Парк Гуэля со всеми его достопримечательностями — городским парком, предназначенным для отдыха и посещений туристами.

Прогулочная аллея

Все дома, построенные на территории Парка Гуэля, сохранились до настоящего времени, что удивительно, если оглядываться на отношения властей Барселоны к шедеврам Гауди в середине двадцатого века. Удивительно и то, что дом адвоката М. Триаса-и-Доменека и прилегающая к нему территория, несмотря на неумолимый ход времени и различные экономические кризисы, по-прежнему принадлежит его прямым наследникам. Дом, который был приобретен самим Эусеби Гуэлем, сегодня является муниципальной школой, а в особняке, где довольно продолжительное время жил и создавал свои проекты Антонио Гауди, располагается его музей. В нем можно увидеть удивительные экспонаты, принадлежавшие великому архитектору, а также предметы мебели и декора, разработанные им, и взятые из Дома Бальо и Дома Мила. К слову, все экспонаты дома-музея совсем недавно окружили красной бархатной лентой, что в очередной раз подтверждает бесценность творений Антонио Гауди.

Туристу, который желает увидеть все великолепие Парка Гуэля, стоит знать, что он открыт для посетителей с 10 утра и до 6 вечера. Власти Барселоны, несущие на себе основные затраты по охране и сохранению шедевров Гауди, решили с конца 2012 года ввести плату за вход в парк. До этого времени, вход в Парк Гуэля был абсолютно бесплатным для всех без исключения посетителей.

Дом-музей Гауди

Теперь насладиться тенью роскошных деревьев, прогуляться по сказочным аллеям и тропинкам, увидеть «Зал ста колонн», бесплатно могут только коренные жители Барселоны, получившие на руки специальный документ.

Рейтинг достопримечательности

← Испания

Барселона

Европа →

Парк Гуэля на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.

ru:

Замосць

Милан

Рим

Флоренция

Амальфи

Ассизи

Альберобелло

Венеция

Жирона

Берлин

Мюнхен

Париж

Афины

Лондон

Торунь

Ватикан

Таллин

Обидуш

Прага

Будапешт

Парк Гуэль в Барселоне — описание, история, фото

Парк Гуэль (оригинальное название — Park Güell)  в Барселоне — одна из самых ярких и знаменитых работ «великого и ужасного» Антонио Гауди, которая, подобно некоторым другим творениям гениального архитектора, так никогда и не была закончена.

Добраться до этой достопримечтельности не так-то просто: Парк Гуэль и сегодня находится далеко не в центре Барселоны, а во времена строительства и вовсе располагался «у черта на куличках», а точнее — на Лысой горе.

И, тем не менее, парк Гуэль был и остается одной из самых посещаемых достопримечательностей Барселоны. Поговорим же об истории его создания. 

В 1899 г. Эусеби Гуэль приобрел участок земли площадью в 15 Га в экологически чистом районе Барселоны Салют, на расстоянии 3-х км от центра города.

Место, говоря откровенно, не самое удобное для жизни: весьма неровный ландшафт (угол наклона некоторых улиц и сейчас составляет здесь 45 градусов), отсутствие сколько-нибудь приемлемой инфраструктуры, удаленность от центра — но как раз это и надо было Гуэлю.

Дело в том, что граф Гуэль, человек  разносторонне образованный, подолгу живал в Лондоне, восхищался садово-парковыми комплексами этого города, был хорошо знаком с «Утопией» сэра Томаса Мора, да и вообще — являлся человеком весьма просвещенных взглядов.

Все эти факторы и послужили причиной завладевшей Гуэлем идеи — вдали от городского шума и суеты создать идеальное поселение, город-сад, комунну для богатых людей — то есть, место для здорового и гармоничного существования в ладу с природой и собой. Реализовать эту идею призван был «личный архитектор» Гуэля, гениальный каталонский зодчий Антонио Гауди.

Гауди с возложенной на него задачей справился блестяще. Под его руководством за 14 лет был выполнен гигантский объем работ, территория преобразилась до неузнаваемости, однако, забегая вперед, скажем — проект этот, пожалуй, впервые в карьере Гуэля, потерпел сокрушительное фиаско. 

Предполагалось, что вся территория, не отданная под общественные зоны, будет поделена на 60 одинаковых, треугольной формы участков, которые мигом раскупят барселонские промышленники и коммерсанты и закажут на них строительство вилл  — однако этого не произошло.

Современники не оценили передовых идей тандема Гуди-Гуэль — вот почему, вскоре после смерти графа в 1918 году, дети Гуэля продали Парк Гуэля муниципалитету, и Барселона, таким образом, обзавелась удивительным шедевром Гауди, посетить который приходят сейчас до 8 миллионов человек в год.

И это не случайно: из всех работ Гауди парк Гуэль — пожалуй, самая яркая, самая сказочная, сплошь состоящая из тайн, иносказаний и загадок. «Все мы родом из детства» — правильно заметил кто-то, и, может быть, именно в этом кроется причина немеркнущей популярности парка.

Удивительно, что такой серьезный, всецело преданный работе, фанатически религиозный человек, как Гауди,  в случае с парком Гуэль предстает как эзотерик и мистик. Да и как может быть иначе, если место, где строился, парк, называлось до того «Mont Pelada» (Лысая Гора)? Где и водиться-то всякой мистике и чертовщине, как не здесь? Намеки и тайные знаки, допускающие самые разные толкования, здесь повсюду — нужно лишь уметь видеть.

Взять хотя бы красно-белый гребень стилизованной крепостной стены, которая протянулась на 220 метров вдоль улицы Олот. Со стеной-то как раз все понятно: вспомним слова Гуэля: «Оставим внизу «долину греха» (то есть, Барселону) отгородимся от нее крепостной стеной, а сами поселимся на этих холмах и заживем здесь в единстве и гармонии. ..»

Но почему гребень стены — красно-белый? Уж не потому ли, что именно так выглядели паруса кораблей финикийцев, прекрасных мореплавателей и торговцев? А ведь Парк  однозначно задумывался Гауди и Гуэлем как совершенно отдельное образование, остров (снова вспоминается Томас Мор и его «Утопия») или корабль!

А входные павильоны, которые при одном взгляде на них так и хочется съесть? Чем не пряничные домики, облитые сверху сахарной глазурью? И снова — сказка, снова — ведьма! Злая колдунья из сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель». 

Именно это произведение, в виде оперы представлявшееся в 1901-м году в знаменитом барселонском театре «Лисеу», и натолкнуло Гауди на идею «пряничных домиков».

Но и это еще не всё! Присмотритесь внимательно к грибам, венчающим крыши входных павильонов.

Грибы-то не простые, а те самые вида «amanita muscaria», которые, как известно, обладают галлюциногенным эффектом. Именно эти грибы в различных странах и в разные периоды истории человечества использовались колдунами, знахарями, шаманами для введения своих подопечных в транс или в состояние эйфории, в котором можно было видеть весьма необычные сны и совершать невероятные «путешествия».

Именно эти грибы, если уж зашла о том речь, был особенно популярны в среде интеллектуалов и творческих личностей 19-го столетия — таких, как Бодлер, Гюго, Верлен, Ницше, Йетс, Бальзак — и служили для них источником вдохновения. И снова — магия, грезы, мистика и загадка, которыми весь парк просто переполнен!

А знаменитая саламандра Гауди — один из фонтанов,  расположенных в центре главной лестницы парка? Всякий порядочный алхимик скажет вам, что саламандра — символ одного из первоэлементов — огня.

Считалось, что благодаря необыкновенному холоду тела, она способна находиться в огне, не сгорая, а также тушить любое пламя. Впрочем, учитывая, что счастливые студенческие годы Эусеби Гуэль провел в Ниме, а в гербе этого города присутствует изображение родственика саламандры — крокодила, не исключено, что символика связана именно с этим остоятельством.

Тем более, что на том же гербе есть и пальма — и пожалуйста, совсем рядом с саламандрой в парке Гуэль найдем и пальму!

А если принять во внимание, что чуть выше находится зал Ста Колонн, символизирующий храм Аполлона в Дельфах, почему бы не допустить, что зверь Гауди — тот самый дракон Пифон, охранявший вход в прорицалище?

В общем, снова загадка и снова множество толкований, что свойственно всякому истинному произведению искусства.

Загадки загадками,  и рассказывать о них можно до бесконечности, но, думается, причина необыкновенной популярности парк Гуэль не в этом. Все проще — парк удивительно, сказочно, необыкновенно КРАСИВ!

Это и гипостильный зал с волнообразной поверхностью потолка и прекрасными керамическими медальонами, каждый из которых уникален, и расположенная над залом центральная площадь парка, изюминкой которой является облицованная мозаикой «тренкадис» извилистая скамья, включенная в свое время в книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная скамейка в мире, и до сих пор считающаяся самым длинным произведением абстрактного искусства.

Кстати, с центральной площади открывается прекрасный вид на Барселону — неспроста Гауди сравнивал ее с палубой корабля, а скамейка как вы сами сможете убедиться, неспроста называется еще и эргономичной — более удобного места для сидения нам встречать еще не доводилось!

А удивительные виадуки с наклонными галереями и колоннаями, выстроенные из «дикого камня» (так называл его Гауди) и попирающие, казалось бы, все каноны классической архитектуры?

А знаменитая Голгофа, или «Площадка Трех Крестов» — высшая точка парка? Или дом, в котором Антонио Гауди прожил 19 лет, перед тем, как окончательно перебраться на стройплощадку Храма Святого Семейства?

КУПИТЬ БИЛЕТЫ В ПАРК ГУЭЛЬ

Вообще же, рассказывать о парке Гуэль — все равно что расписывать божественный вкус маракуйи человеку, который никогда ее не пробовал. Чтобы понять — надо попробовать. Приезжайте — будем пробовать вместе!

АНТОНИО ГАУДИ — ЭКСКУРСИИ

tagPlaceholderTags: антонио гауди экскурсии, парк гуэль, антонио гауди экскурсия, антонио гауди экскурсии на русском языке, гауди парк гуэль, парк гуэль антонио гауди, парк гуэля

Парк Гуэля Антонио Гауди

Парк Гуэля в Барселоне

Парк Гуэля в Барселоне был спроектирован Антонио Гауди в период с 1900 по 1914 год по заказу Эусеби Гуэля. В то время отношения покровителя и архитектора были хорошо налажены после нескольких предыдущих заказов, таких как Эль-Капричо, Поместье Гуэля и Палау Гуэль.

Первоначальный запрос состоял в том, чтобы создать жилой комплекс для семей в поместье площадью более 17 гектаров, широко известном как Лысая гора. В этой застройке был ряд чрезвычайно строгих требований, таких как, например, тот факт, что строительство могло осуществляться только на шестой части поместья. Кроме того, его расположение и высота не могли загораживать солнечный свет или мешать жителям видеть виды на море и набережную Барселоны.

Он получил название Парк Гуэля из-за влияния британских жилых парков, которые так любил Эусеби Гуэль, и его просьбы воссоздать их.

Строительство парка было осуществлено во время натуралистической стадии Гауди, когда он усовершенствовал свой личный стиль, вдохновленный органическими формами природы. Одна из его величайших работ, Дом Бальо, также является примером этой сцены.

Обязательно ли посетить парк Гуэля в Барселоне?

Этот парк является одним из символов Барселоны, города с более чем 400 драконами, намекающими на легенду о Святом Георгии (покровителе Каталонии). Из всех этих драконов Парк Гуэля является самым фотографируемым и всемирно известным.

До недавнего времени посещение парка Гуэля было бесплатным. Теперь, из-за большого наплыва посетителей, городской совет решил регулировать доступ, установив ограниченную вместимость посетителей и плату за вход. Именно поэтому мы рекомендуем покупать билеты заранее.
Несмотря на это, в парке Гуэля есть места, которые можно посетить бесплатно, особенно в окрестностях, где можно полюбоваться архитектурой Гауди.
Посещения города уникальны, и это одна из самых распространенных фотографий, которая действительно представляет Барселону Гауди.

Как добраться до Парка Гуэля

Доехать можно на метро по линии 3 (зеленая линия), сойдя на остановках Lesseps или Vallcarca, где 20 минут ходьбы до главного входа, т.е. на улице Каррер де Ларрар.
Также можно добраться на автобусе линий H6, D40, D24 и V19. Зеленый маршрут городского туристического автобуса также останавливается в парке Гуэля.

Часы работы. Когда открывается Парк Гуэль? Когда закрывается Парк Гуэль?

Несмотря на то, что он открыт круглый год, важно проверить часы работы Парка Гуэля, которые меняются в зависимости от времени года.
Режим работы зимой: с ноября по февраль парк открыт с 10:00 до 18:00
Режим работы летом: с мая по август парк открыт с 10:00 до 21:00
В марте и октябре открыт с 10:00 до 19:00
В апреле и сентябре он открыт с 10:00 до 20:00

Помните: последний вход всегда за час до закрытия.

История Парка Гуэля

Хотите узнать больше о его истории? Мы уже говорили о его происхождении, но есть несколько любопытных фактов о Парке Гуэля, которые вы, возможно, не знаете. Вот некоторые из них:

Работы начались в октябре 1900 года. Первое, что было сделано, это выровнять землю для последующего строительства различных владений. Этот первый этап был завершен в 1903 году. В том же году были закончены забор, ограждающий территорию, и площадка, отведенная для конных экипажей.

Антонио Гауди спроектировал несколько систем сбора и хранения воды для орошения растительности и предотвращения эрозии земли, которая может возникнуть в периоды сильных дождей.

Антони Гауди переехал в Парк Гуэль в 1906 году вместе со своим отцом и племянницей.

Знаменитый Гипостильный зал или Зал ста колонн был построен в 1907 году по мотивам греческого города Дельфы, и на самом деле в нем всего 86 колонн.

С началом Первой мировой войны в 1914 году и из-за трудностей с продажей различных объектов, работа была парализована и полностью прекращена. В то время было построено всего 2 дома, в том числе дом Эусеби Гуэля, который переехал в парк своей мечты в 1907. Основными трудностями, связанными с жилищным строительством, были транспортная доступность района и его эксклюзивность.
Несмотря на отсутствие жителей, в эти годы Эусеби Гуэль разрешил проводить на большой площади фестивали и гражданские мероприятия, которые, как правило, приветствовались Эусеби и остальными жителями.


Эусеби умер в 1918 году, и его наследники предложили парк городскому совету Барселоны, который согласился на покупку в 1922 году. Как муниципальный парк он не был открыт до 1926, и с тех пор это самый важный и известный парк города.

Этот всеми любимый парк, который очень ценят жители Барселоны, также получил признание во всем мире в 1984 году, когда он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Antoni Gaudí, Park Güell – Smarthistory

Antoni Gaudí, Park Güell, Barcelona (фото: Jorge Franganillo, CC BY 2.0)

Знаменитый архитектор Барселоны

— фамилия самого знаменитого архитектора города Антонио Гауди. В списках главных достопримечательностей города преобладают его потусторонние строения. Часто без углов, их округлые линии, обтянутые кожей радужной черепицы и пробитые окнами, которые кажутся плавящимися камнями, очаровывают как туристов, так и местных жителей. От дворцов до церквей, здания Гауди кажутся чем-то, созданным из детского сказочного воображения. Многие также задаются вопросом, почему многие здания не выглядят так: почему у всех нас нет церквей и домов, вдохновленных Гауди, в наших собственных городах и поселках? Почему вся Барселона не построена в одном стиле? Можем ли мы просто сказать, что Гауди был гением-провидцем, чей стиль был неповторим, и остановимся на этом; или мы также можем понимать здания как продукт уникальных обстоятельств, характерных для Барселоны в тот момент, когда они были созданы?

План парка Гуэля с основными элементами (основная карта © Google)

Мы можем найти ответы на эти вопросы, изучив парк Гуэля, который всегда находится в верхней части маршрутов посетителей. В отличие от других архитектурных достопримечательностей города, парк Гуэля сам по себе не является зданием и изначально не задумывался как парк. Вместо этого проект был задуман как эксклюзивный жилой комплекс для самых элитных жителей Барселоны. Поскольку когда-либо были построены только три из семидесяти домов, сегодня существует только та инфраструктура, которую Гауди спроектировал и построил для жилого района: дорожная сеть, тщательно продуманные въездные ворота, центральный рынок и общественная площадь. Каждая из этих особенностей может похвастаться тем же набором избранных материалов и замысловатым мастерством, которым известны его жилые и религиозные здания (см., Например, Саграда Фамилия). В то же время, благодаря своим городским связям, Парк Гуэля является уникальным свидетельством связи между уникальным архитектурным стилем Гауди и необыкновенным городом, который его вдохновил: Барселоной.

Антони Гауди, Парк Гуэль, Барселона (фото: Doc Searls, CC BY 2.0)

Это были лучшие времена, это были худшие времена

Антонио Гауди родился в семье медников за пределами Барселоны . Когда он переехал в каталонский город в возрасте 17 лет, он попал в момент огромных перемен, когда стада крестьян бежали из сельской местности в поисках возможностей на новых городских фабриках с паровым двигателем. При жизни Гауди, с 1850 по 1910 год, население Барселоны увеличилось в четыре раза, а отсутствие жилья означало, что люди были вынуждены жить в многолюдных бедных кварталах. Город был вынужден расширяться: средневековые стены были снесены, а новая сетка распространилась на окружающие равнины. Для среднего и высшего классов были построены просторные новые многоквартирные дома и широкие проспекты. Урбанистика и городское планирование были темами в центре внимания каждого жителя.

Комиссия по созданию Парка Гуэля возникла из тех же сил, что и этот процесс расширения. Эусеби Гуэль был богатым предпринимателем, который расширил текстильную фабрику своего отца, получая прибыль от промышленного роста города. Покровитель искусств, он в конце концов потратил часть своего состояния на покупку небольшой горы с видом на Барселону и море. Удачно названный Мунтания Пелада (Голая гора), это место представляло собой каменистое и сухое место с множеством низкорослых кустарников и почти без деревьев. Намерение Гуэля состояло в том, чтобы построить жилой комплекс, который предлагал бы убежище от плотности и смога промышленного города.

Пешеходные дорожки, Антонио Гауди, Парк Гуэля, Барселона (фото: Teresa Grau Ros, CC BY-SA 2.0)

Погруженный в современные дебаты о расширении Барселоны, Гауди знал, что транспортная сеть является важным инструментом для организовать пространство. Прежде чем строить какие-либо дома, в склоне холма нужно было проложить дороги и пешеходные дорожки. В это время все более распространенным явлением становилось разделение автомобильного и пешеходного движения. Сводчатые проезжие части также служат крытыми пешеходными дорожками, которые защищают пешеходов от дождя и палящего солнца. Некоторые из этих портиков имеют витые колонны со спиралевидными веретенообразными капителями, а другие наклонены, имитируя окружающие пальмы. Хотя смутно напоминают классические греческие колонны, наклонные линии и органические изгибы делают древние архитектурные отсылки кажутся незнакомыми. Эта инфраструктура не только адаптируется к местности, но и фактически вырастает из горного ландшафта.

Ящерица из тренкади , Антонио Гауди, Парк Гуэль, Барселона (фото: L’Oriol., CC BY-NC 2.0)

Город чудес

Сочетание природных форм с исторической архитектурой соответствовало стиль искусства и дизайна, который был в моде в то время: модерн. По всей Европе разные регионы разработали свои собственные вариации стиля, чтобы выразить свою индивидуальную идентичность. В Барселоне этот архитектурный язык позволил дизайнерам выразить уникальные аспекты каталонской культуры, отличные от испанской. Гауди и его современники объединили местную флору, богатое готическое наследие и кирпичную кладку местного мастерства.

Главные ворота, Антонио Гауди, Парк Гуэль, Барселона (фото: Хосе Рамирес, CC BY-SA 2. 0)

Вентиляционная шахта и крыша в шахматном порядке, Сторожка, Парк Гуэль, Барселона (фото: Эндрю Мур, CC BY-SA 2.0)

Эти принципы наглядно демонстрируются у главных ворот парка Гуэля. В обрамлении двух зданий, которые кажутся прямо из сказки, красные грибовидные вентиляционные шахты вырастают из причудливых узорчатых крыш сторожек, которые компенсируются орнаментальными зубцами.

Отсюда дорога разветвляется налево и направо, превращаясь в сияющую белую парадную лестницу со скульптурной ящерицей в центре. Кожа рептилии состоит из trencadís , а изо рта течет вода.

Подобно грандиозным бульварам Парижа эпохи Османа и богато украшенной лестнице Оперного театра Гарнье, тщательно продуманный вход в парк Гуэля должен был быть общественным пространством, где богатые жители могли демонстрировать последние модные новинки перед своими соседями.

Staircases, Antoni Gaudí, Park Güell, Barcelona (фото: Canaan, CC BY-SA 3.0)

Подобный менталитет вдохновил на создание ярких фасадов, типичных для других мест в городе (например, manzana de la discordia ) и заполнил бы парк Гуэля, если бы он был завершен. Помните, что этот жилой комплекс не был рассчитан на среднестатистического барселонца. Новые богатые семьи в Барселоне хотели иметь дома, которые отражали бы их новый статус и демонстрировали его публично. В то же время промышленная деятельность, которая генерировала финансы для оплаты проектов Гауди, также делала город все более непригодным для жизни. Приносящие деньги фабрики загрязняли воздух и способствовали перенаселению города, поэтому богатые владельцы этих фабрик бежали на окраины.

manzana de la discordia , ряд домов на Пасео де Грасиа в районе Эшампле в Барселоне, Испания, состоящий из (слева направо): Casa Lleó Morera (Lluís Domènech i Montaner, 1905) Casa Mulleras (Enric Sagnier, 1906) Casa Amatller (Josep Puig i Cadafalch, 1900) Casa Batlló (1877, реконструированный Антонио Гауди, 1906) (фото: ChristianSchd, Xavier Badia Castella, Amadalvarez, Balou46, CC BY-SA 3.0)

В этом смысле , архитектура Гауди в такой же степени продукт его индивидуального мышления, как и результат определенного момента в определенном месте. У него была почти неограниченная финансовая и творческая свобода для воплощения своих экстравагантных замыслов. Немногие архитекторы испытывают такое отсутствие ограничений в своей карьере. Тем не менее, в Барселоне Гауди творческая свобода была не исключением, а правилом.

Скамейка, Антонио Гауди, Парк Гуэль (фото: PTorrodellas, CC BY-NC 2.0)

Колонны, Антонио Гауди, Парк Гуэль, Барселона (фото: Кейт Бункер, CC BY-NC 2.0)

За пределами архитектуры

В кульминации лестницы восемьдесят шесть коренастых колонн собраны в нечто, больше похожее на лес, чем на дорическую колоннаду. Эта крытая площадка должна была служить общественным рынком. Эти колонны в классическом стиле не только создают открытое пространство внизу, но и поддерживают массивную общественную площадь и театр под открытым небом наверху. Это было бы сердце жилого комплекса Гауди. В отличие от ступенчатых кресел греческих амфитеатров, жители Парка Гуэля должны были наблюдать за происходящим с единственной блестящей скамьи, которая служит волнообразным ограждением, извивающимся по неровному периметру площади.

Подобно рептильному фонтану, скамья-перила полностью инкрустирована trencadís , которые заставляют танцевать солнечные лучи.

Однако в дизайне есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Эта центральная часть парка Гуэля превосходит все другие работы Гауди как наиболее полное воплощение его личной архитектурной философии. Рынок и театр — это не только культурная инфраструктура, но и сложная дренажно-ирригационная сеть, которая снабжает водой весь парк. Имитируя системы в мире природы, дождь поглощается плоской грунтовой площадкой театральной сцены и направляется через рифленые колонны. Здесь он откладывается в массивный резервуар, погребенный под горой. Сердцем будущего жилого комплекса также является в буквальном смысле уровень грунтовых вод.

Будучи незавершенным жилищным строительством и микрокосмом экономики и теорий дизайна Барселоны конца 19-го века, Парк Гуэля отражает дух города, чья идентичность является одновременно современной и исторической, природной и рукотворной. Объединяя форму и функцию, а также культуру, историю и природу, Гауди представляет свое собственное видение роли архитектуры в обществе в тот момент, когда урбанизация становится дисциплиной, а индустриализация и быстрый рост городов угрожают городам Европы. Выходя за рамки просто эстетических или стилистических черт модерна, он предполагает, что искусство и архитектура, как вода, питают и необходимы для жизни человека.


Дополнительные ресурсы:

Арт-модерн на временной шкале Heilbrunn of Heilbrunn of Heilbrunn of Art. : Architectura & Natura Press, 1994.0052 Барселона и современность: Пикассо, Гауди, Миро, Дали (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2006)

Джереми Роу, Антонио Гауди (ProQuest Ebook Central: Parkstone International, 2006)

Ренье Цербст, Гауди, 1852–1926: Антони Гауди и Корнет, жизнь, посвященная архитектуре (Кельн: Taschen, 1988)

Цитируйте эту страницу как: Ханна Роуз Фениак, «Антони Гауди, Парк Гуэль», в Smarthistory , 15 марта 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *