Архангельские поморы: Русские поморы в описаниях Архангельской губернии в литературе ХIХ — начала ХХ века — Наука и культура

Поморы: что нам известно о легендарных жителях северных берегов

В Архангельск из Москвы ходит фирменный поезд «Поморье». Если вы приедете на нем, то, еще не догуляв до Поморской улицы, окончательно убедитесь по вывескам и афишам, что прибыли в поморский край. «Поморочка» — это и хор ветеранов, и детский сад, и салон красоты, и незаметная подвальная парикмахерская. «Поморский» — звездный отель и скромный хостел, а в ресторане «Трескоед» вам объяснят, что трескоедами издавна зовут поморов.

Остается понять, кто же это такие — поморы?

1

Загадка поморов

Так кто же такие поморы? С 90-х годов прошлого века возникли две противоположные точки зрения, постоянно рождающие жаркие споры. Согласно первой, поморы — древний народ, потомки свободных новгородцев, издавна живущий на берегах Белого моря. Свое государство этот народ создать не успел, потому что Москва сначала покорила Великий Новгород, а затем и Поморье. Несмотря на это, поморы все равно сохранили свой свободолюбивый характер и бытовые обычаи, делающие их непохожими на жителей других регионов России. Поморье, в отличие от остальной страны, не знало монголо-татарского ига и крепостного права, поэтому менталитет его жителей всегда отличался гордостью и независимостью.

По мнению сторонников теории «поморы — отдельный народ», обитатели беломорского побережья были грамотны поголовно. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Существуют поморско-русские словари и даже литература на «говóри», правда, не дошедшая из глубины веков, а появившаяся за последние двадцать лет. Кроме своего языка, поморы всегда отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, их ладьи-кочи, по мнению сторонников теории, предназначены для плавания среди полярных льдов лучше, чем современные ледоколы. Поморы ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты.

Но, согласно этой теории, вольный поморский народ испытывал притеснения. Петр I запретил кочи и заставил поморов строить шняки по голландскому образцу. Несмотря на это, поморы и на кочах, и на шняках плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой. Благодаря этим контактам, по своему менталитету поморы ближе к жителям Скандинавии, чем к остальной России. И их следует считать отдельным этносом, а вовсе не частью русского народа.

Понятно, что эти представления сильно гиперболизированы, остро полемичны, их носители практикуют избирательный подход к огромному массиву исторических данных, то есть обращают внимание лишь на то, что говорит в пользу их концепции. К тому же не отделяют твердо установленные факты от гипотез и догадок, тем самым превращая поморское прошлое в подобие фэнтези. Впрочем, не стоит стричь всех под одну гребенку: сторонники «поморского возрождения» бывают разными, не все они мыслят столь прямолинейно и категорично.


Сколько всего поморов?

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года — 3113 человек. Перепись 2020 года перенесена на 2021 год.


Существует и противоположная точка зрения, тоже пристрастная и упрощенная. Согласно ей, поморами, а на самом деле — поморцами, назывались только жители берега Белого моря, от города Кеми до города Онеги. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав большой России. Архангельск был изначально государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества и не имел никаких вечевых прав.

Когда заходит речь об отсутствии крепостного права, сторонники критического взгляда просят уточнить терминологию. На Севере отсутствовали помещичьи вотчины, но местные жители являлись государевыми или монастырскими тяглецами, а не вольными гражданами, которые могли гулять, где хотят. Например, Ломоносову, чтобы отправиться в Москву, пришлось получить паспорт, а когда он истек, будущий великий ученый некоторое время числился «беглым», как обычный крестьянин, сбежавший от барина.

Также критике подвергаются и, к примеру, сведения о всеобщей грамотности: ведь жители Русского Севера старались запоминать наизусть былины и сказы, потому что не могли их записать. Преувеличены, по мнению сторонников критической теории, и уникальные свойства поморских кораблей. Кочи и шняки, согласно их доводам, были тяжелы, неуклюжи, под парусом могли ходить только при попутном ветре. Нельзя и утверждать, будто поморы были замечательными рыбаками: они не могли обеспечить выловленной рыбой свое побережье и выменивали треску у норвежцев за ржаную муку.

Понятно, что и к этим аргументам следует отнестись с осторожностью. Ведь каждый заостренный полемический взгляд — заведомо неполон и несправедлив. Действительно, никакого «поморского государства» или «покорения поморов» летописи не упоминают. Но и сказать, будто жители берегов Белого моря в своей повседневной жизни ничем не отличались от остальной России, невозможно.

2

Поморские промыслы

Главной особенностью поморов был не диалект или семейные обычаи, а их хозяйственные занятия. Разнообразие поморских промыслов поражает. От солеварения, рыболовства, охоты на морского зверя — до добычи жемчуга!

3

Куда плавали поморы

История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей. Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.

Моряки корвета «La Recherche» у поморского креста на Шпицбергене. Литография Огюста Майераrufr (1838)

Переход на Грумант по открытому морю требовал от поморов немало мужества. В остальном, подобно другим мореплавателям древности, они предпочитали ходить вблизи берегов. Огибали Кольский полуостров по пути в норвежские города. Ходили за мыс Воронов, в Карское море, достигали Новой Земли.

В эпоху паруса и весел морской путь не всегда был оптимален. Например, в город Мангазею на реке Таз — центр меховой торговли Западной Сибири  вели два пути, или, как их называли «хода». Один огибал полуостров Ямал и был известен европейским мореплавателям. Второй, тайных ход — волок через основание полуострова, основанный на системе рек и озер, отличался надежностью и безопасностью. Рациональные поморы предпочитали несколько дней тащить корабли и товары по суше, чем играть в опасную игру с плавучими льдами.

4

Как поморы говорят?

Энтузиасты поморского возрождения считают, что поморы использовали особый язык — поморскую говóрю. Это утверждение трудно и подтвердить, и опровергнуть. Не существует ни летописей, ни литературных текстов, созданных на говóре.

Сейчас написаны несколько поморских словарей. Частично они содержат слова, встречающиеся и в других регионах России, но вышедшие из употребления в современном русском языке. В основном же это термины, связанные с морскими промыслами.

Вот несколько интересных поморских слов:

  • Абуконь — большой прибрежный камень, камень-указатель.
  • Агаць — пай, часть добычи, полагающаяся помору.
  • Баклыш — камень, полностью заливаемый морским приливом.
  • Веретье — вал морского прибоя, спираль из волн.
  • Голомя — открытое море.
  • Глубник — ветер со стороны материка.
  • Дрегель — грузчик.
  • Жагра — фитиль.
  • Загрева — зной.
  • Истопель — мера дров, необходимая, чтобы истопить печь.
  • Кармакулы — морские рифы.
  • Клевить — дразнить.
  • Луда — каменистая мель с островками, остров без растительности.
  • Мятуха — плавучий лед в межсезонье.
  • Нива — перекат в реке.
  • Одножирной — одноэтажный.
  • Пазори — отблеск северного сияния.
  • Ремь — вой ветра в бурю.
  • Ссыпщина — варка пива для общины.
  • Ужада — жажда.
  • Хвалена — комплиментарное обращение к девушке, аналогично «молодец» к юноше.
  • Цин — порядок.
  • Яснец — прозрачный осенний лед, через который видна вода.

5

Поморы не у моря

В дореволюционной России поморцами называли не только жителей беломорских берегов, но и одно из основных направлений у староверов. «Раскольники поморцы, толку беспоповщины, или выговцы и выгорецкие, даниловцы. Поморщина ж. собират. раскольничий толк поморцев», — пишет Даль в «Толковом словаре».

Поморцы-староверы, в отличие от других отрицателей реформ Патриарха Никона, не принимали беглых священников. Церковные обряды — крещение, венчание, отпевание проводили грамотные миряне. Старообрядцы поморского толка могли жить и в Москве, и Санкт-Петербурге, и в Риге или Вильно, но безопасней всего чувствовали себя на Русском Севере.

Из этого не следует, что жители Поморья поголовно были староверами. На Русском Севере существовали священнические династии, на берегах Пинеги родился будущий святой Иоанн Кронштадтский. Писатель Борис Шергин вспоминает, как долго выбирал между древней верой и современным Православием и в итоге предпочел Русскую Православную Церковь.

Сейчас в России и остальном мире церковное общество христиан-поморцев насчитывает около 500 приходов и 400 тысяч прихожан.

6

Как поморы воевали

Найти в истории какие-то доказательства завоевания поморов, в отличие от покорения Московским княжеством Великого Новгорода или Вятки, невозможно. Зато архивы сохранили немало свидетельств, как крестьяне Русского Севера при нападении врагов не только защищали свои селения, но и проявляли дипломатическую смекалку.

В знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» шведы безуспешно домогались Кемской волости. В реальной истории они тоже не смогли ее завоевать, поэтому периодически грабили.

В 1590 году крупный шведский отряд разорил Кемскую волость: были сожжены посадские дома, промысловые суда, питейный и гостиный двор. Чтобы отстоять острог, староста Вешняк Кузьмин одолжил восемь пушек у датчан, чьи корабли стояли возле Колы. Как писал в своей «грамате» к жителям Колы царь Федор Иоаннович, «А для осаднаго времени взяли они у Дацких Немец у торговых в долг четыре пушки, две пушки полковыя, ядра у них по три фунта, да две пушки скоростельныя, да четыре пищали больших и с зельем». Битва была удачной, шведы бежали, а их воевода Кавпий был взят в плен и отослан в Москву.

Вместе со знатным пленником было послано не победное донесение, а челобитная с просьбой о льготах. Царь Федор Иоаннович освободил кольских крестьян на три года от всех оброков и податей, на будущее же велел брать с них торговых пошлин только по три деньги с рубля (то есть 1,5%).

7

Куда ушел поморский быт

Среди определений, кто такие поморы, есть очень точная формулировка из Малой советской энциклопедии (1931 год): «Поморы, поморцы (от “поморье” — страна на берегу моря). Особый бытовой тип великороссов, живущих на берегах Северного, Полярного и Белого морей (большей частью потомки новгородских колонизаторов). Смелые мореходы, рыбаки, охотники».

Обратим внимание на слова «особый бытовой тип». Что это значит и что с этим бытовым типом случилось в прошлом веке?

1917 год стал бедой для зажиточного крестьянства и городского среднего класса во всей России. Новый формат государственного устройства оказался несовместим с привычным укладом жизни поморов. Первой драмой стал итог Гражданской войны на Русском Севере, когда многие жители Архангельска и губернии, не желавшие жить под властью большевиков, эвакуировались вслед за интервентами.

На первый взгляд с победой большевиков социальные отношения стали справедливыми: вместо «покрута» — работы на хозяина, добыча рыбы и зверя велась по принципу артели. Но уже скоро выяснилось, что монополия на торговлю в руках государства, а рыболовецкий колхоз сдает добычу по госцене. Альтернативы не существовало.

Одновременно граница оказалась на замке. В начале XX века поморы, как при императорах и царях, ходили по морю куда хотели, в том числе, и за рубежи Российского государства, посещали Норвегию, общались на руссенорске (торговый язык) или изучали норвежский.

Теперь не просто частная торговля с заграницей, но и визиты с любой целью по вековым маршрутам оказались преступлением. По наблюдениям современников, последний раз суда поморов пришли в Северную Норвегию в 1929 году, и это было символично. Началась коллективизация и уничтожение частного предпринимательства в городах. Совместить поморский быт с новой тоталитарной экономикой оказалось невозможным. Жители прибрежных деревень по-прежнему ходили в море, ловили рыбу, добывали морского зверя — будучи уже государственными работниками, а не вольными мореходами.

* * *

Сейчас земля поморов изменилась, но некоторые традиции остались. Архангельская область добывает около 20% рыбы Северного бассейна. Вместо кочей и шняк в новом городе — Северодвинске строят подводные атомные крейсера. Речной жемчуг ушел в историю, но в области находится единственная разработка алмазов в Европейской части России. Символично то, что первые мелкие алмазы были найдены у поселка Поморье. Регион перестал быть основными воротами в Европу, но стал воротами в космос после открытия космодрома Плесецк.

Столица Поморья изменилась до неузнаваемости. Вместо бесконечных пристаней, амбаров, открытого рыбного торга на берегу Северной Двины протянулась бетонная набережная с пляжем, современными сидениями и арт-объектами, напоминающими о старине. Гуляющая по ней молодежь гордится поморскими корнями, но скорее будет защищать тюленей и особенно бельков, чем выйдет в море охотиться на них.

Я прочитал

Поморы. Кто сделал Север русским

Немногочисленным, но выносливым поморам принадлежит заслуга высшей, государственной важности. Осваивая Север, они делали его русским. Об этом наш сегодняшний рассказ.

Что за этнохороним такой?

Как водится, начать следует с этимологии. «Поморы» – это этнохороним, то есть именование жителей определённой местности, которая соотнесена с тем или иным топонимом. Другие примеры – москвич, туляк.

В случае с поморами не надо ломать голову откуда произошло наименование. Скорее всего, от название западного берега Белого моря, где есть т.н. Поморские берега.  Известно, что большинство поморов – православные, а язык – русский с оригинальным диалектом и характерным произношением буквы «о».

Поморами стали называть русское население, селившееся около Белого моря.

Славянская колонизация севера

Историки констатируют: название «помор» возникло не позднее XII в. В течение XIV-XV вв. оно распространилось на юг и восток от западного берега Белого моря. Тогда «ничейные» земли Поморья взяла под свою опеку Новгородская Вечевая республика. Словене ильменские (их столицей, как известно, был Новгород Великий) называли эти земли Заволочьем, или Двинской землёй. В «Повести временных лет» встречаются упоминания о дорусском населении Заволочья: «пермь, меря, мурома, мордва, печера, ямь, угра». Из названий племен следует, они финно-угорского происхождения.

Считается, что славянская колонизация Севера началась в IX-XI вв. Резон в этом был: северный край оказался богат на пушнину, морского зверя, рыбу и птицу. Археологические находки и топонимика фиксируют следы проживания и славян, и финно-угров.

В антропологическом типе поморов преобладают славянские, но есть и финно-угорские черты. Несколько позднее свой вклад в формирование поморской общности внесли выходцы из Владимиро-Ростово-Суздальских земель, а ещё позднее викинги, в основном норвежцы.

Поморы сформировались на славянской основе, но включают в себя и другие этнокультурные элементы.

Чем и как промышляли

К XVI в. точно можно говорить о том, что поморы сформировались как этнографическое образование. Поморы вели специфическое рыболовно-зверобойное хозяйство. Зимний зверобойный промысел начинался в феврале и продолжался до конца марта. В местах сбора промышленников строились специальные промысловые избушки на одну-две лодки (7-15 человек).

В XVII в. поморы плотно включились в систему всероссийского внутреннего рынка в качестве морской рыбо- и зверепромысловой области. Поморы развили бартерную торговли и вели дела не только с русскими, но и норвежцами. В обмен на дары севера они получали столь необходимый им хлеб.

Контакты с аборигенами проходили без особых конфликтов: просторов для промысла хоть отбавляй, а поводов к вражде было немного. Славянские поморы органично вкрапились в ареал расселения различных племен, сторожил Севера.

Северяне добывали «на экспорт» много рыбы и пушнины, этим и жили в непростых природно-климатических условиях.

Как Север освоили и не только его

После победы Ивана III над новгородцами на р. Шелони (июль 1471 г.) поморские земли стали частью Московского государства. В период централизации русского государства процессы колонизации Севера получили новые, дополнительные импульсы. Постепенно задача освоения этих земель приобретает государственную важность.

В XVII-XVIII вв. пассионарная деятельность поморов достигает наивысшего расцвета. К этому времени поморы обладали всем необходимым для продолжительных походов в Северный Ледовитый океан. Северяне осваивают новые территории. Среди них – Северная Сибирь, Новая Земля и Шпицберген.

Были проложены ставшие потом знаменитыми морские пути. «Ход в немецкий конец» шёл вдоль берегов Кольского и Скандинавского полуостровов. «Мангазейский морской ход» – от устьи реки Таз в северо-западной Сибири, а «Енисейский ход» – к устью р. Енисей. «Новоземельный ход» – к островам Новой земли, а «ход грумландский» к архипелагу Шпицберген. Открытие этих путей позволили поморам не только наладить торговлю соболиной и песцовой пушниной, но и расширить границы государства российского.

К середине XVIII в. поморы помогли России освоить Алеутские острова и Аляску. С 1803 г. выходцы из Поморья осваивали Западное побережье Северной Америки, которая, на тот момент, не была заселена англо-саксами и прочими европейцами. В 1812 г. поморский купец Иван Кусков основал Форт Росс, который стал первым европейским поселением Севера Калифорнии (80 км. от современного г. Сан-Франциско).

Поморы внесли значительный вклад в расширение территории и рубежей Российской империи.

Этнос или субэтнос?

Иностранцы, посещавшие Поморье, дали такую характеристику местным: сдержанны, гостеприимны, доверчивы, трудолюбивы, немногословны. Пребывание вдали от основного ареала проживания русских сформировали у поморов отличительные черты. Они проявлялись и в быту, и в декоративно-прикладном творчестве, и в диалекте.

Но говорить о том, что поморы – это не русские, а самостоятельный этнос, всё же, наверное, нельзя. За столетия своей непростой деятельности поморы приобрели особенные черты, но остались частью русского этноса.

Во время всероссийской переписи населения 2002 г. поморами назвали себя 6571 человек. Среди них и тогдашний губернатор Архангельской области – Анатолий Ефремов. Согласно переписи 2010 г. поморами обозначились 3113 человек. Сокращение вызвано утратой поморской идентичности значительной частью населения Архангельской и Мурманской областей.

Хотя и сейчас есть активисты, ратующие за признание поморов отдельным народом, но их количество невелико. В то же время само слово «помор» стало брендом Архангельской области. О нём жители русского Севера заботятся с особой теплотой. Без неё на Севере, как известно, не выжить.

Литература:

Ломакин В. Цикл лекций «Поморье и поморы: история и современность. 2009.

Михалева А.В. Этнокультурное измерение регионального позиционирования архангельской области // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 4.

Архангельская область, Россия справочник

История Архангельской области

Во времена варягов территория нынешней Архангельской области была известна как Биамия. С давних времен эту местность населяли поморы. В 12 веке он вошел в состав Новгородской республики.

Во второй половине 15 века Новгородская республика прекратила свое существование в борьбе с Московским княжеством. В 1584 году на мысе Пурнаволок был основан Архангельск.

До конца XVII века Архангельск оставался главным портом России. Около 80% внешнеторгового оборота осуществлялось через Архангельск. Отсюда вывозили хлеб, пеньку, лес, смолу, меха и другие продукты. В царствование Петра I значение Архангельска возросло из-за развития кораблестроения.

Еще исторические факты…

В начале 18 века нынешняя территория края входила в состав огромной Архангелогородской губернии, а затем, до 1784 года — в состав Вологодской области, управляемой генерал-губернатором. В 1796 она стала отдельной Архангельской губернией.

Долгое время в области была развита только лесная и деревообрабатывающая промышленность. Рыболовство и охота были развиты слабо. До конца 1920-х годов большая часть территории входила в состав Архангельской губернии.

14 января 1929 года Архангельская, Вологодская и Северо-Двинская губернии образовали Северный (Северный) край. 15 июля 1929 года был образован отдельный Ненецкий национальный округ (ныне Ненецкий автономный округ). После образования Коми АССР 5 декабря 19 г.36, Северный край был преобразован в Северную область, которая была разделена впоследствии на Архангельскую и Вологодскую области 23 сентября 1937 года. , рыболовство, льноводство и переработка, военная промышленность (космодром Плесецк, судостроение в Северодвинске, ядерный полигон на Новой Земле).

Красивая природа Архангельской области

Архангельский регион Nature

Автор: Igor Studenov

Arhhangelsk Ollast Lake

Автор: Patova Elena

Arkhangels Region 9000 9000. крупнейший субъект европейской части Российской Федерации и крупнейшая провинция Европы. Площадь этого региона превышает площадь Франции (547 030 кв. км без учета заморских территорий) и Испании (504 782 кв. км).

Архангельская область расположена на севере Восточно-Европейской равнины. Территория области омывается Белым, Баренцевым и Карским морями. Архангельская область расположена вблизи арктических морей и вдали от теплого Северо-Атлантического течения (ответвления Гольфстрима).

Климат умеренно-континентальный, на северо-западе — морской, на северо-востоке — субарктический. Лето прохладное, зима долгая и холодная. Погода очень переменчива. Средняя температура января минус 12-18 градусов тепла, июля — от плюс 16 градусов тепла на юге до плюс 8-10 градусов тепла на севере.

Крупнейшие города области: Архангельск (351 000), Северодвинск (185 000), Котлас (61 000), Новодвинск (39 000), Коряжма (37 000), Мирный (32 000).

Архангельская область граничит с Республикой Карелия на западе, Мурманской областью на севере (граница проходит по Белому морю), Вологодской и Кировской областями на юге, Республикой Коми на востоке и северо-востоке (Ненецкий автономный округ), Тюменская область (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Красноярский край (граница проходит по Карскому морю) на востоке.

В Архангельской области развита рыбная, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. В Ненецком автономном округе (как в отдельном субъекте федерации, так и в составе Архангельской области) имеются крупные месторождения нефти и природного газа (Приразломное месторождение).

Примерно в 100 км к северу от Архангельска, в Приморском и Мезенском районах, расположены крупнейшие в Европе месторождения алмазов (месторождения алмазов им. М.В. Ломоносова и В. Гриба). Северодвинск — центр атомного кораблестроения России.

Достопримечательности Архангельской области

В этом крае много чудесных и особенных мест: полноводные реки и чистейшие озера, чарующие северные леса и холодные арктические моря, поморские села, старинные храмы и величественные монастыри.

Архангельская область – идеальное место для любителей велопрогулок, водных прогулок на байдарках и катамаранах, поклонников каякинга и рафтинга, охотников и рыболовов, туристов и спелеологов.

Соловецкие острова . Главной достопримечательностью и духовным центром островов является Соловецкий монастырь. В 1992 комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Космодром Плесецк . Расположенный примерно в 180 км к югу от Архангельска, недалеко от города Мирный, он представляет собой научно-технический комплекс, выполняющий разнообразные задачи в интересах Вооруженных Сил России, а также в мирных целях.

Город Северодвинск — военно-морская база Северного флота России (в основном атомные подводные лодки).

Исторические центры Архангельской области: Каргополь , Холмогоры и Сольвычегодск . Здесь можно найти средневековые деревянные часовни.

На острове Рудольфа, входящем в состав архипелага Земля Франца-Иосифа, расположена крайняя северная точка России, Европы и Евразии — мыс Флигели , а на острове Северный в архипелаге Новая Земля — ​​крайняя восточная точка Европы — Мыс Флиссингский .

Кенозерский национальный парк . Парк представляет собой природный и историко-культурный комплекс, расположенный в юго-западной части Архангельской области. На территории области также расположены Пинежский заповедник, национальные парки «Русская Арктика» и «Онежское Поморье».

Новая Земля — архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями. 17 сентября 1954 года здесь был открыт советский ядерный полигон.

Фольклорно-этнографическая деятельность краеведов Кемского района Архангельской области

Реферат

Рассмотрена деятельность И. М. Дурова (1894–1938) и А. А. Каменева (1877–1918) по сбору фольклорно-этнографических материалов в Кемском уезде Архангельской губернии. Характеристика словарей И. М. Дурова «Опыт терминологического словаря рыбного хозяйства Поморья» и «Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении», а также статей краеведов в периодических изданиях начала ХХ в. век даются. В качестве членов-корреспондентов Архангельского общества изучения Русского Севера они публиковали свои статьи по этнографии, фольклору и культуре Померании в газетах «Архангельск», «Беломорская трибуна», а также в журналах «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера». Русский Север, Известия Карельского научного общества» и др. Создание кружков и краеведческих ячеек, а также Поморского отдела Архангельского общества изучения Русского Севера активизировали краеведческую работу в Кемском уезде. поморского фольклора и культуры в Кемском районе позволили выявить границы культурной самоидентификации и особенности культурного самосознания этого этноса.На примере анализа жизни и творчества вклада И. М. Дурова и А. А. Каменева к изучению поморов.Включение местной интеллигенции способствовало развитию науки. ды фольклора Русского Севера в начале ХХ века.

Ключевые слова: ФольклорИ М ДуровА А Каменев Кемский уезд Архангельская губерния Карельское Поморье

Введение

В начале ХХ века Русский Север стал центром краеведческого движения. В этот период возникли и вели активную работу по краеведению три научных общества: Архангельское общество изучения Русского Севера, Вологодское общество изучения Северного края, Общество изучения Олонецкой губернии, которые принесли вместе с местной и приезжей интеллигенцией, а также коренными жителями.

В целях изучения Российского Севера в историко-географическом, бытовом и культурно-экономическом отношениях, а также «для привлечения внимания правительства и общественности к нуждам и особенностям Севера» создано общественное объединение «Архангельское общество изучения Русский Север» был образован в Архангельске 14 декабря 1908 г. В уездах Архангельской губернии были созданы филиалы АОИРС: Поморский, Виремский и Сорокско-Карельский. 12 апреля 1909 г. открылось Вологодское общество изучения Северного края, одним из его организаторов и редактором «Трудов Вологодского общества изучения Северного края» был ссыльный социал-демократ В.Н. Трапезников.

Актуальность исследования определяется как общим интересом к изучению фольклорно-этнографической деятельности И. М. Дуровой и А. А. Каменева на территории Кемского уезда Архангельской губернии, так и необходимостью систематизировать, описать и представить накопленный материал о эти краеведы.

Постановка проблемы

В исследовании были поставлены следующие задачи: проанализировать свои фольклорно-этнографические произведения Дуровой и А.А. Каменев; охарактеризовать участие краеведов в жизни краеведческих обществ Архангельской губернии; определить вклад И. М. Дуровой и А. А. Каменева в развитие фольклора Карелии в начале XX века.

Исследовательские вопросы

Объектом исследования является развитие фольклорно-этнографического краеведения в начале ХХ века на территории Кемского уезда Архангельской губернии. Предметом исследования стал процесс развития краеведения как историографического и социокультурного феномена на примере жизни и деятельности краеведа И. М. Дурова и политического ссыльного А. А. Каменевой.

Цель исследования

Цель исследования – комплексное изучение фольклорно-этнографической деятельности И.

М. Дуровой и А. А. Каменевой.

Методы исследования

Методологическую основу данного исследования составила совокупность общенаучных и исторических методов познания, основанных на принципе историзма, системности и объективности изложения. При написании работы использовались такие методы исследования, как описательный метод, предполагающий наблюдение, обобщение и классификацию, интерпретацию материала, а также историко-типологический и историко-системный, биографический (биографический) и просопографический методы.

Этнограф, краевед, фольклорист Иван Матвеевич Иван Матвеевич Дуров (1894–1938) родился в Сумском Посаде Архангельской губернии в семье рыбака. Окончил Сумскую двухклассную школу Министерства просвещения. Всю жизнь изучал историю, фольклор и этнографию поморов. И. М. Дуров много занимался самообразованием.

Первая этнографическая статья, посвященная Святкам, была опубликована 30 декабря (12 января) 1910 года в газете «Архангельск».

В 1911 году Иван Матвеевич Дуров стал членом Поморского отдела Архангельского общества изучения Русского Севера. Работал помощником секретаря и заведующим библиотекой Поморского отдела в Сумпосаде, счетоводом в Сумском потребительском обществе.

С 1923 г. состоял членом Общества изучения Карелии и участвовал в журнале «Известия Общества изучения Карелии». В 1925 году краевед организовал свой отдел в Сумпосаде и до 1927 был председателем правления.

Материалы о рыболовстве и охоте, кустарном промысле, поморских деревнях и деревнях, жизни рыбаков дореволюционного Поморья, публикации о православных традициях поморов, о поморских народных сказках, поморских песнях, частушках, баснях, заклинаниях и заговорах, колыбельные, публиковались в газетах «Архангельск», «Беломорская трибуна», а также в журналах «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера», «Известия общества изучения Карелии», «Карело-Мурманский край», «Экономика и статистика Карелии», «Кооперативная жизнь Карелии».

В 1926 году Соловецкое краеведческое общество было выделено из Архангельского краеведческого общества. Иван Матвеевич становится ее членом. Основным занятием жителей Архангельской губернии были рыболовство и морские промыслы (Кадышев, 2017). В 1929 г. в девятнадцатом издании материалов этого общества «Опыт терминологического словаря рыбного хозяйства Поморья» (Дуров, 2011; Дуров, 1929) был опубликован Дурова под редакцией и дополнением Н. Н. Виноградова, являющегося результат пятнадцатилетних наблюдений и изучения быта и ремесел поморов. Собранный краеведом богатый лексический материал о рыболовстве и охоте представлял интерес для диалектологов, фольклористов и этнографов.

В период с 1932 по 1933 год И. М. Дуров был заведующим Сумской краеведческой ячейкой, а в 1934 году стал уполномоченным Карельского краеведческого бюро по Сорокскому (Беломорскому) уезду, затем был принят инструктором в Карельское бюро краеведения. Занимаясь самостоятельным сбором фольклорного материала, он смог создать краеведческие ячейки в Нюхче, Колежме, Вирме, Сухом, Сороке. Фольклорно-этнографические материалы, собранные И. М. Дуровым и членами ячеек, хранятся в Научном архиве Карельского научного центра РАН. Это самые ранние сборники произведений, датированные 1913–1938.

Многолетний И. М. Дуров вел кропотливую работу по составлению «Словаря живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении». Он был выпущен только в 2011 году (Дуров, 2011).

Словарь подготовлен к изданию в Институте языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Рукопись находится в архиве института с декабря 1934 г. В словарь включены 12090 слов. Словарные статьи имеют необходимые пояснения.

Для семантизации поморской лексики И. М. Дуров чаще всего использовал отрывки из фольклорных произведений, поэтому ценны словарные статьи, в которых фольклорный текст цитируется полностью (Урванцева, 2019). Ценность словаря заключается в том, что «со страниц словаря предстают язык и быт поморов на рубеже XIX–XX вв., когда в поморах еще сохранялись местные диалекты и традиции поморской культуры, и с другой стороны, черты новой социалистической жизни, установившейся в XIX20-ки уже были видны» (Мулонен, Кузнецова, 2010).

В архиве Карельского научного центра РАН хранится коллекция «Детские игры, развлечения, записанные в Сорокско-Кемских районах Белого моря». И. М. Дуров был арестован по подозрению в участии в контрреволюционной вредительской организации. 3 апреля 1938 года расстрелян в урочище Сандармох.

Фольклорно-этнографическое изучение Архангельской губернии в конце XIX – начале XX вв. связано с деятельностью политических ссыльных П. П. Чубинского (1839 г.–1884), Г. Л. Цейтлин (1881–?), П. С. Ефименко (1835–1908).

В связи с революционными событиями 1905–1907 годов к началу ХХ века увеличилось количество депортированных в Олонецкой, Архангельской и Вологодской губерниях. Удаленность Архангельской губернии и суровые климатические условия сделали этот край удобным местом для политической ссылки. В 1896-1917 годах его посетило более 10 тысяч ссыльных, из них 20 % интеллигенции (Егоров, 2019).). По сравнению с 1825–1904 годами их вклад в развитие краеведения на Русском Севере уменьшился и «составлял лишь малую часть общей краеведческой деятельности» (Пашков, 2011).

Одним из крупнейших краеведов Кемского района был политический ссыльный Александр Александрович Каменев (1877–1918). Получил домашнее образование, окончил сельскохозяйственную школу. Летом и осенью 1906 г. А. А. Каменев вел активную революционную деятельность в Авнегской волости Вологодской губернии. Для этого 19 ноября06 г. был арестован и отправлен в Сумской Посад Кемского уезда Архангельской губернии. После ссылки в 1909 г. А.А. Каменев остался там жить и работать.

Бывший политссыльный становится членом-корреспондентом Архангельского общества изучения Русского Севера. В январе 1910 г. по его инициативе в Сумском Посаде открывается Поморское отделение этого общества, руководителем и секретарем которого становится А. А. Каменев. В 1909 году вступил в Вологодское общество изучения Северного края.

В разное время в Сумском Посаде краевед служил делопроизводителем мирового судьи, заведовал библиотекой, был представителем Петербургского телеграфного агентства по Кемскому уезду.

В 1910–1911 годах вел активную краеведческую, публицистическую и общественную деятельность, активно публиковался на страницах «Архангельских губернских ведомостей», «Известий Архангельского общества изучения Русского Севера», сотрудничал с ежедневной газетой «Архангельск» и газетой Кадетская партия «Речь» (Петербург).

В качестве заведующего Поморским отделом Архангельского общества изучения Русского Севера А. А. Каменев много ездил по поморским селам, изучал фольклор, этнографию, быт поморов. Его статьи в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» печатались под рубрикой «От членов-корреспондентов Архангельского общества изучения Русского Севера». В «Архангельских губернских ведомостях» он подписывал свои статьи инициалом К. или фамилиями Каменева и Кременова.

А. А. Каменев записал свадебный фольклор, собрал колыбельные, суеверия и сказки поморов о змеях, предания о жизни преподобного Савватия в селе Сорока. А.А. Каменев знакомит читателей с традицией местного населения ставить на дорогах деревянные кресты и украшать их подношениями (заветами) – полотенцами, кружевами и лентами. Часовни также могут быть установлены на месте наиболее почитаемых крестов. Кресты ставили в увековечение различных событий: смерти близкого человека, радостной встречи и т. д. Одна из таких часовен располагалась на Полтовском корге — маленьком острове, расположенном между Кемью и поселком Шуерецкий. Крестами поморы обозначили стоянку, где они ловят рыбу, чтобы отличить это место от других. Больной человек вешает заветы на кресты. Девушка или жена обещают что-нибудь повесить на крест: красный фартук или куски холста. Женские подношения на крестах – это «следы» женских ритуальных практик, свидетельствующие об использовании сакрального предмета женской группой. Аналогичные обрядовые практики были зафиксированы в 2008–2010 гг. во время полевых поездок в Беломорский район Республики Карелия в селах Нюхча и Шуерецкое (цит. по: Самойлова, 2017).

В 1910–1911 годах в серии статей «По нашему краю» он рассказал об особенностях поморского быта. В научной литературе неоднократно отмечалось, что близость моря и большое обилие воды и водного пространства обусловили возникновение у поморов водного культа (Никитин, 2018). Жизнь поморов находилась в прямой связи с их промысловой деятельностью (Андриенко, 2017). В системе управления населением Белого моря главную роль всегда играли рыболовство и охота (Морозова, 2016а). Краевед дал описание экономического состояния Померании, ремесел (рыболовство, охота), а также торговли и садоводства. В описании поморского быта и верований поморов И. М. Дуров использует публицистический и художественный стили (Морозова, 2016б). Исследователь предлагает пути развития своего экономического благосостояния. Упадок ремесел, по его мнению, связан с технической и культурной отсталостью края.

Особое место в публикациях отведено рыболовству. Дается подробное описание экономической стороны: отношения промышленников с земледельцами и батраками, торговые пути. Статьи, опубликованные в «Архангельских губернских ведомостях» и «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера», содержат упоминания об истории, просвещении, развитии железнодорожного транспорта, лесного хозяйства, культурных мероприятиях, пьянстве, масленице, описание деревни, местные достопримечательности и т. д.

А. Каменев известен в истории Карелии как активный участник установления и укрепления Советской власти в Карельском Поморье. 2 июля 1918 года расстрелян английскими интервентами в городе Кеми.

Выводы

Создание Сумской ячейки краеведения И.М. Дуровым и открытие, инициированное А.А. Каменевское Поморское отделение Архангельского общества изучения Русского Севера активизировало краеведческую работу в Кемском уезде Архангельской губернии. Благодаря их публикациям на страницах лучших краеведческих изданий (Шабаев, 2016) мы имеем представление о жизни поморов, особенностях их хозяйственного уклада, традициях, поморском фольклоре и этнографии. Ценность и уникальность этого материала возрастает с каждым годом.

Предпринятый анализ фольклорно-этнографической деятельности этих краеведов позволяет сделать вывод, что они внесли большой вклад в изучение поморского фольклора в начале ХХ века.

Заключение

Сбор фольклорного материала стал возможен благодаря активной деятельности местной интеллигенции и политических ссыльных. Объединение единомышленников в кружки, ячейки и общества по изучению Русского Севера, всплеск краеведческого и фольклорного движения «в глубинке», возможность публикаций в периодических изданиях стали частью культурной жизни Русского Севера. провинции и формирование регионального самосознания информантов как представителей данной местности и носителей определенной культуры (Власов, Еремина, 2019).). Фольклорно-этнографические материалы, собранные краеведами И.М. Дуровым и А.А. Каменевых в Сумском Посаде, дошли до нас в письменном виде в статьях и словарях (Власов, 2018).

Благодарности

Работа выполнена при поддержке РФФИ, ​​проект № 18-012-00810 «Карельское Поморье: лексика и ономастика (XVI – XXI вв.)».

Ссылки

  • Андриенко Е. В. (2017). Поморы: историко-культурный генезис. Инновационные решения в современной науке, 7(16), 84-101.
  • Дуров И. М. (1929). Опыт терминологического словаря рыбного промысла Поморья. Соловки.
  • Дуров И. М. (2011). Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении. В И. И. Муллонен (ред.), (стр. 454).
  • Егоров А. Н. (2019). Природно-географический фактор и общественно-политическое развитие (на материалах Европейского Севера России начала ХХ в.) . Природно-географические факторы в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы международной научной конференции. В В. А. Веременко (ред.), 133-139..
  • Кадышев Г.И. (2017). Исторические особенности заселения и формирования культуры русского севера (на примере Архангельской области). Академия. Архитектура и строительство, 2, 64-71.
  • Морозова Т. Н. (2016а). Запреты и предписания в среде рыболовов и зверобоев Зимнего берега Белого моря. Стефанос, 1(15), 118-123.
  • Морозова Т. Н. (2016б). История сбора и изучения промышленного фольклора Зимнего берега Белого моря. Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 3, 97-103.
  • Мулонен И. И., Кузнецова В.П. (2010). Язык и культура Поморья в «Словаре живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении» И.М. Дурова. Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки, 1, 105-106.
  • Никитин А. С. (2018). Белое море и его влияние на Русский Север: города, реки, история. История и культура Русского Севера и Арктики. В О. В. Зарецкой (ред.), 12-14.
  • Пашков А. М. (2011). Политическая ссылка и развитие краеведения на Русском Севере в XIX – начале ХХ в.: опыт переосмысления.– начало ХХ века: опыт переосмысления. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России, 2, 112-126.
  • Самойлова Е. В. (2017). Группа обетных крестов Белого моря: прогностические и временные аспекты обрядовых практик в с. Шуерецкое Беломорского района Республики Карелия. Шуерецкий Беломорского района Республики Карелия]. Традиционная культура, 1(65), 23-37.
  • Шабаев Ю.В. П. (2016).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *