Традиционная архитектура Чёрной Африки | Архитектура и Проектирование
Архитектура африканских племен весьма различна. К интересным её образцам относятся дома из глины и хвороста, типичные для окрестностей озера Чад. Их происхождение до сих пор не выяснено: то ли их архитектура принесена из древнего Средиземноморья, то ли наоборот? Может быть они в 1 тысячелетии до н.э. оказали влияние на греческую архитектуру, лучшим примером которой является гробница в Микенах? В Дагомее глиняные дворцы, великолепно сконструированные, окружены колоннами, поддерживающими крышу; они напоминают древнеегипетские дома. И, наконец, нет нигде в мире ничего подобного Большому храму Зимбабве, который не вполне удачно нарекли «эллиптическим храмом»: длина наружной стены, окружающей все сооружения, — 300м, высота —до 9м, толщина у оснований —6м, наверху сужается до 3 м. На сооружение «эллипса» ушло почти 900 тысяч каменных блоков, что соответствует 22,5 млн «европейских кирпичей», весь же «храм» весит не менее 100 тысяч тонн.
Маунд-руина Большого Зимбабве |
Архитектура Тропической Африки, созданная ее народами в эпоху средневековья (приблизительно VII—середина XVII в.), сохранила свои основные черты и в новое время (середина XVII—начало XX в.), а частично даже и в новейший период. Эта архитектура представляет значительное разнообразие форм и типов, определявшееся как этнической, так и стадиально-культурной пестротой населения Африки. Часть африканских народов развивалась уже в рамках рабовладельческих или феодальных государств; другая их часть только еще переходила к классовым отношениям, а наряду с теми и другими было множество народностей и племен, находившихся еще на стадии первобытнообщинного строя.
Однако архитектура Тропической Африки должна рассматриваться в целом, поскольку глубокая связь зодчества африканских классовых обществ с традиционной народной архитектурой и культурные заимствования в результате общения и обмена между народами Африки придают африканской архитектуре эпохи средневековья многие общие черты. Несмотря на разнообразие архитектурных форм, большинство из них находит свое закономерное место во всей последовательности развития африканского зодчества.Во второй половине 1-го тысячелетия н. э., как можно полагать по данным археологии, этнографии и письменным источникам, на территории Африки уже существовали два основных типа жилища — наземная каркасная хижина со стенами из дерева и прутьев, обмазанными глиной или заплетенными травой, и с крышей из листьев, травы или шкур животных и земляная или полуземляная хижина.
Ареал распространения каркасных хижин был очень обширен, но для ряда районов Восточной Африки и для всей Южной Африки в VI—X вв. н. э. характерно преобладание земляных и полуземляных жилищ.
Земляные и полуземляные жилища в Африке могли предшествовать каркасным наземным жилищам. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции последних, создание их требовало больших технических навыков и более совершенных орудий, пригодных для обработки деревянного каркаса, резания травы и ветвей для кровли и пр. Глубокая древность земляных и полуземляных жилищ подтверждается тем, что они сопутствуют древнейшим археологическим культурам Европы и Азии. В Тропической Африке известны три различных типа земляных жилищ.
Наиболее простым и древним из них были ямные жилища, выкопанные в склонах холмов. Передняя стенка жилища с дверью образовывались выбросом из ямы; за счет выброса досыпались и скошенные боковые стенки. Очаг из камней сооружался около двери. Принцип сооружения хижин следующего типа тот же, но боковые стенки очень грубо выкладывались камнем, хотя видны попытки упорядочения кладки. Развитием двух предыдущих был третий тип, сохранявший основной прием врезки в склон холма и облицовку стен камнем.
Но жилище это было двухкамерным, причем второе помещение располагалось выше первого.Маунд-руина Большого Зимбабве представляет собой оригинальный вариант образования дворцового комплекса в эпоху зарождения государств. Самодовлеющее дворцовое хозяйство еще не порвавшего с земледелием царя-Оба с бесчисленными кладовыми и зернохранилищами — хозяйство, носящее характер ойкоса, обусловившее формы столь громадного сооружения, как дворец критских царей,—определяет и характер комплекса Маунд-руины Большого Зимбабве. Лабиринт двориков у подножия жилых покоев и зернохранилищ воспроизводит в оригинальной, сугубо африканской форме архитектурные идеи, ранее свойственные минойской культуре Крита и Древнего Востока.
Суданский Замок | Характерный городской дом Первая половина XIX в. Западный Судан |
Почти стометровое в поперечнике овальное здание «храма» до сих пор является загадкой для искусствоведов и археологов. Массивные, от 2 до 4 м. толщиной и до 9 м. в высоту, стены этого здания наводят на мысль о его фортификационным характере. Однако ряд деталей, особенно две глухие конические башни внутри ограды, фигуры птиц из мыльного камня на высоких пьедесталах, каменные монолиты до 4 м длиной, стоявшие на стенах, и, наконец, вся планировка позволяют думать о ритуальном назначении этого сооружения. Т. Бент выдвигал предположение о связи здания с астральным культом. С. Дориан и Дж. Шофилд, основываясь на этнографическом материале, связывали «эллиптическое сооружение» с традиционными культами банту, видя в изображениях птиц тотемные фигуры. Ритуальный характер здания косвенно подтверждался и непригодностью его, несмотря на колоссальные стены, для обороны. Кроме того, надежной крепостью является расположенный поблизости «акрополь». Трудно предполагать в данном сооружении и жилой комплекс: этому противоречат археологические находки и планировка.
С эпохой развития и расцвета культуры и архитектуры Междуречья Замбези — Лимпопо примерно совпадают развитие и расцвет архитектуры народов Западного Судана.
Здесь строились и четырехугольные дома с двускатными крышами, аналогичные жилищам бассейна Конго, и дома с четырехскатными крышами и с имплювиями, и характерные для всей зоны восточно-и североафриканских саванн цилиндрические дома с конической крышей. Следует отметить, что фульбе возводили свои дома на высокой глиняной платформе для того, чтобы защититься от дождевых потоков. Характерны поднятые над землей почти на 3 м хижины для ночлега у Сокото на Нигере; они напоминают коническую крышу, снятую со стен и водруженную на четыре столба. В северных областях Республики Чад у канури Канембу строились кеглеобразные дома, в которых цилиндрические стены постепенно переходили в остроконечную коническую крышу. Это достигалось путем настилания на деревянный каркас полос, связанных из сухой травы. Высота этих хижин достигала 4,5 м. Иногда остроконечная коническая кровля опиралась на кольцевую галерею из столбиков, врытых вокруг цилиндрической стены. В Ачиа (современная Республика Чад) строились храмы подобного типа; они увенчивались несколькими конусами из травы, водруженными один над другим.
Особый интерес представляют так называемые «суданские замки», преобладавшие в двух локальных районах Западного Судана. Это группы круглых глинобитных башен высотой от 4 до 6 метров соединенных глинобитными же стенами. Число башен варьируется от двух до двенадцати; в одной из стен устраивался вход, который прикрывался фланкирующими башнями. Для наиболее простых и, по-видимому, ранних типов «замка» вход этот по сути дела является лазом; в крупных сооружениях вход решается как портал с соответствующей его значению декоративной обработкой, но высота арки все же значительно меньше человеческого роста. Башни увенчивались коническими соломенными крышами обыкновенного типа. Иногда и сами башни суживались кверху.
Эволюцию этого типа проследить довольно сложно, однако можно предполагать, что поначалу они не носили характера оборонительных сооружений. По всей видимости, можно связать их происхождение с башнеобразными жилищами, до настоящего времени распространенными у народа мофу. В жилищах мофу цилиндрическая часть дома делилась на два этажа: верхний использовался как жилое помещение, а в нижнем содержался скот.
Развитая форма «замков» сочетает утилитарное назначение зданий с четко выраженным художественным образом. Прежде всего характерна декоративная обработка портала. В бассейне Вольты портал украшался несколькими полосами геометрического орнамента. Некоторые «замки» народов груси снабжались предвратным сооружением, напоминающим крепостные лабиринты европейского средневековья. Характерно предвратное сооружение с тремя входами, из которых один ложный. Фриз над входом обработан нитеобразными углублениями. Особенно интересны возвышающиеся над порталом глинобитные зубцы, которые, на наш взгляд, стали важным элементом в городской архитектуре Западного Судана. Из декоративных элементов следует еще отметить членение башен горизонтальными желобками, которые придают стене монументальный характер. Традиционная архитектура Западного Судана, ярко воплотившаяся в «замках» груси, нашла свое дальнейшее развитие в городском зодчестве западносуданских государств.
Их архитектура известна по раскопкам ряда городов, входивших в начале 2-го тысячелетия н. э. в состав древних государств Ганы и Мали. Всюду был обнаружен один и тот же тип прямоугольных глинобитных домов с толстыми от 0,5 до 1 м стенами, облицованными снаружи плитками сланца. Характерной архитектурной деталью интерьера этих домов являются ниши в стенах комнат и коридоров. Стенки ниш украшены геометрическим орнаментом, сливавшимся в единый декоративный пояс. Иногда применялось правильное чередование прямоугольных и треугольных ниш. Выходившие на улицу фасады домов оживлялись оконными проемами и дверью. Последняя прикрывалась членившими фасад пилястрами или контрфорсами. Большинство домов были одноэтажными.Декоративные ниши характерны и для зодчества городов Западного Судана и для традиционной архитектуры бассейна Вольты, а также часто встречаются они и в архитектуре Магриба эпохи до-арабского завоевания. Можно полагать, что основные формы жилого дома в Западном Судане сложились еще до исламизации. Это подтверждается архитектурой общественных сооружений западно-суданских городов. Мечети в Кумби-Сале и Гао отличаются планировкой, не имеющей себе аналогий нигде в мусульманском мире. Описанный тип домов, очевидно, сосуществовал с традиционными каркасными жилищами аборигенов Западного Судана. Во всяком случае, арабские авторы упоминают о них достаточно часто.
Как общественные, так и частные здания Западного Судана и Магриба в позднее время сооружались, как правило, в так называемой строительной технике банко. Для неё характерно широкое применение облицовки сланцевыми плитами стен из сырцового кирпича, либо стен из камней на глиняном растворе. Типично также употребление круглых колонн из сланцевых блоков. Жилые дома, построенные в технике банко, в плане прямоугольны и иногда имеют несколько этажей. Двухслойная кровля сложена из брёвен или бамбука. Фасады домов расчленены полукруглыми или прямоугольными порталами, верхние этажи отступают террасами.
Глубоким своеобразием отличаются городские дома в государствах Хауса — глинобитные четырехугольные здания на высоком подклете с плоскими крышами. Характерно членение фасада на две иногда неравные части, которые связывались заглубленным порталом с мощными глинобитными пилястрами. Силуэт фасада завершался плавно закругленными зубцами, которые, безусловно, представляют дальнейшее развитие вышеупомянутых глиняных выступов в традиционной архитектуре Западного Судана. Фасад городского дома украшался прорезным геометрическим орнаментом, который придает особое единство и законченность облику дома. Дома такого типа до последнего времени строились в области среднего Нигера. Превосходные образцы архитектуры такого рода сохранились в городе Кано.
Проникновение в страны Западного Судана в XI—XIV вв. арабской культуры привело к появлению своеобразного стиля культовых сооружений, сочетавшего в себе традиционные приемы арабской храмовой архитектуры с местной строительной техникой и декором.
Мечеть Санкоре в Томбукту | Дом в Кано |
Характерна мечеть Санкоре в Томбукту. Планировка ее очень близка планировке классических средневековых мечетей Северной Африки. К её обширному двору с восточной стороны примыкает большой гипостильный зал с тремя рядами колонн и с михрабом в восточной стене. Конструктивное и художественное решение интерьера мало чем отличается от североафриканских мечетей. Но если для большинства арабских стран характерно решение михраба в виде ниши, то в Санкоре он решен в виде полуконической башни, играющей важную роль в силуэте здания. Такой тип решения михраба, очевидно, определялся строительной техникой Западного Судана. Тонкая глинобитная стена не позволяла устроить михраб обычного типа.
Главным композиционным элементом суданских мечетей являются глухие глинобитные башни, более или менее плавно сужающиеся кверху четвериками. В зависимости от размера и места в композиции здания башня завершается либо прямоугольной, либо полуцилиндрической глинобитной конструкцией. На углах верхней площадки обычны заостренные глинобитные зубцы. Иногда башни имеют надстройки в виде цилиндро-конических заостренных башенок, повторяющих каменные верхушки переднеазиатских минаретов и в то же время генетически связанных с глинобитными выступами и зубцами традиционной суданской архитектуры. Особенно характерна для Западного Судана обработка стенок башен рядами деревянных кронштейнов, хотя и появившихся как чисто конструктивная деталь, однако своеобразно оживляющих вид здания. Замечательна глинобитная башня минарета мечети Санкоре в Томбукту. В массивных формах этого многоярусного сооружения нетрудно увидеть продолжение традиций храмовой архитектуры Передней Азии, традиций, через минареты Самарры восходящих, может быть, к вавилонским зиккуратам. Но здесь эти традиции переосмыслены и полностью подчинены местной строительной технике и архитектурным канонам.
Для гражданского и храмового строительства Западного Судана характерен прямоугольный заглубленный портал, служащий вместе с ложным порталом главным средством архитектурного членения и декоративной обработки фасадов. Так, южный фасад мечети Санкоре в Томбукту расчленен тремя настоящими и тремя ложными порталами. Их асимметричное расположение подчинено общей композиции здания, центром которой является могучий массив минарета, слегка сдвинутого к востоку от середины фасада.
Более длинный западный отрезок стены уравновешивается четырьмя вырубленными в ней порталами и башней михраба на заднем плане. Характер членения разнообразен, отрезки стены то смотрятся в виде мощных пилонов, то утончаются и приобретают вид легких контрфорсов. Стены мечети увенчаны двумя рядами зубцов, подчеркивающих живой облик фасада.
Развитие экономики и рост политического значения государств Судана привели в позднем средневековье к появлению огромных городов с числом жителей до ста и более тысяч человек, Этому соответствовал высокий уровень развития фортификационных сооружений. Мощными крепостными стенами были обведены такие города, как Кано, Зария, Кацина. Стены Кано при высоте в 7—8 м достигали длины в 27 км, стены Зарии —16 км. Хотя сырцовые стены суданских городов не могут соперничать с каменными укреплениями крупных античных и средневековых европейских городов, но они были весьма монументальными сооружениями. Главные ворота Кано представляли собой башню около 20 м высотой.
В эпоху позднего средневековья на территории современной Нигерии образовалось крупное государство Бенин, созданное народом бини из языковой группы эдо. Уже в конце XV в., когда европейцы впервые познакомились с этой страной, в ней развивалась одна из наиболее выдающихся и самобытных африканских цивилизаций с высокой городской культурой. Города возникали на пересечениях главных торговых путей и были торговыми и культурными центрами. Особенный интерес представляет столица страны, Великий Бенин (местное название—Эдо), без сомнения, один из замечательнейших городов той эпохи. Записки путешественников и археологические раскопки позволяют восстановить облик больших архитектурных ансамблей, украшавших столицу Бенина. Но прежде чем говорить о них, остановимся на гражданской архитектуре родственного бини народа йоруба, знакомство с которой позволит понять существо бенинской архитектуры.
Государство Бенин находилось в зоне влажного тропического леса, Йоруба — в зоне лесистых саванн. Господствующий тип жилища — прямоугольные дома с двух- и четырехскатными крышами. Стены домов приземисты, и на них опираются высокие и массивные кровли, покрытые листьями и соломой. Характерной чертой домов Йоруба являются веранды на массивных деревянных столбах и имплювиумы —водосборные бассейны в открытых внутренних дворах. Многосемейные дома Йоруба представляли собой весьма значительные сооружения. Типичная усадьба Йоруба (по плану, воспроизведенному Фробениусом)— замкнутая глинобитная постройка, прямоугольная в плане, общими размерами 23 X 40 м. С улицей она сообщается посредством единственной двери. Большую часть площади занимает обширный передний двор, куда выходят двери девятнадцати вытянутых по его периметру комнат. По всем четырём сторонам двора тянутся покоящиеся на столбах навесы веранды. В помещениях, расположенных вдоль переднего двора с левой стороны от входа, помещаются все взрослые дети с их семьями. С правой стороны живут принадлежащие семье рабы. Глава семейства и его жены с маленькими детьми занимают главные покои дома, выходящие в маленькие задние дворики с верандами по периметру и имплювиями посередине. Имплювиумы соединяются водосборной канавой и имеют общий сток за пределами постройки.
Вся постройка выглядит весьма монументально, производя впечатление массивности и солидности. Особенно тяжеловесными кажутся нависающие над верандами внутренних дворов четырехскатные кровли, опирающиеся на толстые столбы-колонны. Однако столбы имеют не только конструктивное значение. Перехваченные посередине резными поясками вроде «дынек» в старой русской архитектуре, они еще больше усиливают впечатление монументальности, гармонически сочетаясь с объемом здания. Контуры площадки двора подчеркиваются выложенными из сырцового кирпича бортиками.
Особый интерес представляет устроенное посередине большого переднего двора и обнесенное верандой домашнее святилище. Круглое в плане, оно выполнено в формах традиционной архитектуры и служит важным композиционным центром всего сооружения. В целом эта усадьба — исторически сложившийся тип многосемейного жилища, проникнутого конструктивной логикой, черты которой мы найдем и в импозантных сооружениях бенинского дворцового ансамбля. Основные сведения о знаменитых архитектурных памятниках Великого Бенина получены в XVII—XVIII вв. от посещавших Гвинейское побережье голландских купцов. Это были люди из больших и процветавших в то время торговых городов Голландии, горожане, привыкшие к многолюдству и размаху экономической жизни Европы, люди, повидавшие свет. Но даже и на них столица Бенина производила неотразимое впечатление.
Оба-повелитель. Дворец в Бенине. Бронза | Бронзовая плита с изображением портала дворца. Бенин |
Голландец, посетивший Великий Бенин в 1602 г., с искренним восхищением говорит о его широких, прямых и очень длинных улицах, „конца которым не видать из-за их большой протяженности». Он отмечает, что, так же как и в Голландии, улицы застроены правильно расположенными большими домами, а царский дворец „очень велик и имеет много внутренних больших дворов». Уже в первом сообщении легко обнаруживается близкое сходство между постройками XVI—XVII вв. и описанными выше сооружениями гражданской архитектуры XIX в. Четырехугольные внутренние дворы с галереями на столбах в царском дворце и домах бенинской знати представляют, видимо, аналогию усадьбы Йоруба, приводимой Л. Фробениусом. Рассказ о дворце бенинского владыки содержится в книге голландского врача Олферта Даппера „Описание Африки», составленной им по данным путешественников и впервые опубликованной в 1669 г.
Гравюра, которая изображает Великий Бенин с царским дворцом на заднем план, достоверность изображения подтверждается не только данным в тексте описанием, но также многочисленными находками бенинских бронзовых поделок, некоторые служили архитектурными деталями. Особенно ценны бронзовая пластина с рельефным изображением портала дворца и бронзовый ларец, представляющий модель дворца; последняя полностью совпадает с гравюрой и описанием в книге Даппера, сделанным со слов голландского купца Самуэля Бломерта.
Вот что говорит Бломерт о дворце: «Он, пожалуй, так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной (кроме той, что защищает город с одной стороны). Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных, длинных четырехугольных галерей почти такой же величины, как биржа в Амстердаме… Кровля этих галерей покоится на деревянных столбах, сверху донизу обитых медью с изображением военных подвигов и битв… Большинство этих королевских домов покрыто пальмовыми листьями наподобие четырехугольных досок. Каждая крыша украшена островерхой башенкой, на которой стоит литая из меди птица с распростертыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная». На гравюре в книге Даппера изображено три четырехугольных дома с двускатными и четырехскатными крышами, на гребнях которых примерно посередине возвышаются пирамидальные башенки на низком четверике, увенчанные фигурами птиц. К домам с башнями примыкают низкие длинные постройки с двускатными крышами, по-видимому, окружавшие центральное, наиболее высокое здание. На гравюре изображен не весь дворцовый ансамбль, но можно предполагать, что он состоял из нескольких рядов прямоугольных домов и вся площадь его была вытянута в направлении длинных осей здания. Окружавшая дворец низкая стена показана сооруженной из досок, прикрепленных.к массивным столбам.
Рассказ Бломерта и изображение на гравюре дополняются ван Ниендалем, побывавшим в Бенине в 1701 г. По его словам, первую галерею дворцового ансамбля поддерживали пятьдесят восемь деревянных столбов высотой в 11 —12 футов. За галереей шла глиняная стена с тремя входами, над средним из которых возвышалась деревянная башня 60—70 футов высоты, с верха которой спускалась вниз головой отлитая из бронзы змея. Стена окружала внутренний большой четырехугольный двор, в конце которого находилась вторая галерея с двумя входами на следующий, второй внутренний двор, в свою очередь заканчивавшийся третьей галереей. Если две первые галереи были обиты пластинами с рельефами, то вдоль третьей галереи стоял ряд статуй, изображавших купцов, воинов, охотников. За белым занавесом стояли на алтаре одиннадцать бронзовых голов умерших царей Бенина с воткнутыми в отверстия на макушках резными слоновьими клыками. Далее простирался третий внутренний двор и шла последняя, четвёртая галерея, за которой, наконец, находилось жилое помещение обожествленного владыки Бенина.
«Искусство Народов Африки». Л.А.Фадеев
10 древних зданий Африки, которые смело можно назвать предметом национальной гордости
Африка – огромный континент, где живет множество народов с разными культурными традициями. Но, так уж повелось, что современный человек представляет эти бескрайние просторы только в качестве гигантской площадки для сафари и экзотических приключений во время отдыха. Хотя именно здесь зарождалась человеческая цивилизация, появлялись и рушились древние империи, оставляя после себя удивительные артефакты и руины процветающих городов. Но об этой стороне развития континента вспоминают очень редко, особенно если дела касается бесценного архитектурного достояния.
1. Глиняный дворец в Гардае (Алжир)
Глиняный дворец в Гардае – яркий образец традиционной архитектуры древнего Алжира. | Фото: kk.istanbulbear.org.
Умелая подсветка в ночное время делает дворец еще более привлекательным (Clay Palace in Ghardaia, Алжир). | Фото: voglioviverecosi.com.
В городе Гардая, что на юге Алжира, сложился свой стиль строительства и обусловлено это тем, что 80% территории страны занимает пустыня Сахара. Это обстоятельство наложило отпечаток на выбор стройматериалов и технологии, которые позволяют сохранить прохладу в 50 градусную жару и тепло ночью, когда температура опускает до 0. Из-за жаркой погоды и резкого перепада температур еще с древности излюбленными материалами для строительства любого здания была глина. Казалось бы, не самый крепкий и устойчивый к погодным катаклизмам материал, тем не менее на территории городка сохранился глинобитный дворец (Clay Palace in Ghardaia), которому уже около 1 тыс. лет. Это архитектурное достояние, как и несколько древних укрепленных деревень (ксар) долины Мзаб, построенных из обычной глины были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Глинобитные дома до сих пор преобладают на улицах города (Гардая, Алжир).
2. Цитадель Каира (Египет)
Главная Цитадель Каира – важнейший элемент пейзажа многолюдной столицы Египта.
Египет славится не только величественными пирамидами, более поздние сооружения вызывают не меньший интерес и восхищение. Взять хотя бы Цитадель Каира, являющуюся старинной крепостью, увенчанной минаретами мечетей Мухаммеда Али, Шария Султан Хасана и Шария Калы. Появилась она в мусульманском квартале Каира во времена правления Салах-ад-Дина – родоначальника династии Айюбидов (более известен как Саладин). Понадобилось чуть более 20 лет (1171-1193 гг.) чтобы она стала надежным заслоном от крестоносцев.
Каирскую цитадель венчают минареты мечетей Мухаммеда Али, Шария Султан Хасана (Египет).
По сей день на ее территории сохранились не только укрепительные объекты, здесь находятся жилые кварталы, дворцы, мечети, монетный двор, административные здания, поскольку много веков подряд защищенная территория была местом заседаний правительства древнейшей страны мира.
3. Великая мечеть Дженне (Мали)
Великая мечеть Дженне — крупнейшее глинобитное здание в мире, отличающееся самобытным дизайном.
Каждая цивилизация, находящаяся вдоль рек, торговых путей или на берегу морей, была подвержена влияниям торговцев, которые вместе с товаром несли свою культуру, мораль и традиции. Государство Мали, по праву считающееся главной жемчужиной на короне Африки, не стало исключением. Крупнейшие реки континента Нигер и Сенегал привлекали как мусульманских так, и христианских торговцев, которые внесли свою лепту в развитие страны и разнообразие архитектуры. Мечеть, первое крупное сооружение, появившееся в XIII веке в городке Дженнес, очень быстро стала центром общественной жизни, знаний и практики ислама. Учитывая ее роль в жизни города, неудивительно, что на протяжении многих веков ее структура с завидной периодичностью поддерживается и реставрируется местными жителями, ведь глина и необожженный кирпич – не самый долговечный строительный материал.
Палки, выходящие из фасада здания, имеют вполне практическое назначение.
Интересный факт: Мечеть Дженне считается одной из лучших исторических достопримечательностей Африки и самым масштабным глиняным сооружением в мире, отличающимся самобытным дизайном. Все, кто первый раз увидит древнюю мечеть, задаются вопросом: «Что за палки торчат из ее фасада?» Ответ оказался довольно прост, дальновидные зодчие, возводившие культовое здание знали, что его придется время от времени восстанавливать, поэтому и укрепили длинные жерди в структуре стены, чтобы облегчить техническое обслуживание. Тот объект, который мы можем увидеть сейчас, был возведен в 1907 году. После очередного наводнения мечеть не просто отстроили заново, ее установили на высокую платформу, чтобы глинобитные стены не могли пострадать. Кстати сказать, ежегодно, в праздник Креписсаж все желающие жители города собираются, чтобы укрепить стены новыми слоями глины.
4. Мечеть Тин Мал (Марокко)
Мечеть Тин Мал – единственный в своем роде мусульманский культовый объект, кардинально отличающийся от традиционных строений (Марокко).
Мечеть Тин Мал – одна из немногих святынь, вход в которую разрешен не только мусульманам. Необычное для этого региона сооружение появилось в 1153–1154 гг. благодаря Абд эль Мумену – правителю древнего государства Альмохады. Многофункциональное культовое здание задумывалось как мечеть, как памятник Ибн Тумерту, который начал его строить еще в 1125 году, как кораническая школа и, как мавзолей для монаршей семьи. Ученые предполагают, что хорошо укрепленное здание, служило частью фортификационного сооружения города, где хранилась еще и казна всего государства.
Несмотря на то, что мечети Тин Мал уже более 800 сотен лет и она без крыши, колонны имеют непревзойденный вид (Марокко).
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что вся возведенная красота просуществовала недолго, в 1276 г. город Альмохад, где проживало более 20 тыс. берберов, был практически полностью уничтожен. Пострадала и мечеть, ее пытаются восстановить с 1936 г., но по сей день она остается без крыши, что придает культовому объекту нотку таинственности, которая эффектно подчеркивается солнечными лучами, освещающими друг за другом отдельные элементы внутреннего декора.
5.
Амфитеатр в Эль-Джеме (Тунис)Амфитеатр в Эль-Джеме – один из самых величественных и хорошо сохранившихся памятников, демонстрирующих архитектурный подвиг римских зодчих (Тунис).
Не только мусульмане оставили впечатляющие архитектурные сооружения на землях Африки. В Тунисе, например, прекрасно сохранился амфитеатр Древнеримской эпохи, построенный в III веке нашей эры. Находится уникальный памятник архитектуры, который по сохранности и величию даст фору всемирно известному Колизею или арене в итальянском городе Капуя, в небольшом городке Эль-Джем. Еще до нашей эры и на заре первого тысячелетия этот город являлся центром древней цивилизации, где проживало очень много состоятельных людей, жаждущих зрелищ.
Величественное творение Римской империи стало главной туристической достопримечательностью Эль-Джема (Тунис).
После разрастания Римской империи вглубь Африки, по распоряжению Марка Антония Гордиана (будущего императора) в 230 году началось грандиозное строительство амфитеатра, рассчитанного 35 тыс. зрителей. Правда, спустя 8 лет, его остановили, но судя по сегодняшнему состоянию объекта, древнеримский недострой очень неплохо выглядит.
6. Колоритные хижины из глины и навоза в Тиебеле (Буркина-Фасо)
Колоритные хижины из глины и навоза издревле строят в сельской местности Буркина-Фасо.
Дома груси – это традиционные жилища, которые можно встретить в деревнях государства Западной Африки, в Буркина-Фасо. То ли климат стал причиной строительства жилищ из глины и грязи, то ли все-таки бедность вынуждает жителей страны строить такие удивительные деревни, но как бы там ни было они стали настоящей туристической достопримечательностью. В древних поселениях с незапамятных времен строили любые здания, включая дома вождей и религиозные сооружения, используя лишь глину, солому, воду и коровьи «лепешки».
Глиняные дома всегда расписывают женщины (Тиебель, Буркина-Фасо).
По понятным причинам, совсем древние хижины, имеющие строго вертикальные стены и плоские крыши, до наших дней не сохранились, самыми старыми строениями являются дома, возведенные в XV веке. Стоит отметить, что в колоритные поселения туристов привлекают нестандартная планировка улиц, формы домиков и оформление фасадов. Оказывается, чтобы жилища были такими очаровательными, женщины каждого семейства ежегодно занимаются творчеством, расписывая стены орнаментами и даже фресками с религиозными сюжетами, превращая невзрачные глиняные стены в яркое разноцветье.
7. Двухэтажные дома-крепости из глины и соломы племени сомба (Бенин)
Дома-тата племени сомба — уникальные места обитания в виде крепости, которые защищают жильцов от диких животных или злоумышленников (Бенин).
В западноафриканской республике Бенин есть удивительное племя сомба, которое славится незаурядными мастерами и строительство домов является их основным коньком. Они научились возводить настоящие дома-крепости из глины и соломы, которые защищали их семьи от диких животных. Представители этого племени украшают свои жилища как снаружи, так и расписывают интерьеры абстрактными геометрическими узорами, в которых зашифрованы символы плодородия и процветания.
Примечательно: Тата-сомба представляют собой соединенные между собой многоэтажные дома, построенные в форме круга/цилиндра. Чем больше членов семьи и поколений живет в одном доме, тем больше будет строений.
8. Древний город Лептис-Магна (Ливия)
В Лептис-Магне царит атмосфера Древнего Рима, где сохранились неплохо памятники архитектуры (Ливия).
Арка, возведенная в честь императора Септимия Севера, который родился в этом городе (Лептис-Магна, Ливия). | Фото: putidorogi-nn.ru.
Лептис-Магна — это один из крупнейших городов Римской империи на территории Африки (его руины находятся в Ливии). Несмотря на то, что город активно развивался и процветал еще в 900 году до нашей эры, в Лептис-Магне архитектурные шедевры Древнего Рима затмили достижения финикийцев. До сих здесь можно увидеть древнюю торговую площадь и восточный рынок, арку Септимия Севера (в этом городе родился император), базилику императора и внушительных размеров амфитеатр.
9. Шингеттиская соборная мечеть (Мавритания)
Шингеттиская соборная мечеть с каменной башней – один из древнейших центров мусульман (Мавритания).
В одном из древних поселений Мавритании, построенном вдоль торгового пути для обеспечения караванов и купцов безопасным ночлегом, была построена Шингеттиская соборная мечеть. Старинный центр мусульманского вероисповедания появившийся в период основания города Шингетти в конце ХІІІ начале ХIV века, может похвастаться минаретом, являющимся вторым по древности культовым объектом мира, который действует по сей день.
10. Религиозный образовательный комплекс Hikma (Нигер)
Заброшенная мечеть в небольшой деревне превратилась в религиозный образовательный комплекс Hikma (Нигер).
Это тот случай, когда древнее религиозное сооружение после вмешательства современных архитекторов превратилось в многофункциональный культовый объект, в котором органично переплелись древние мотивы и современные потребности. Трансформацией занималась нигерийка Мариам Камара, которая не понаслышке знает тонкости африканской архитектуры и местные традиции. Благодаря ее стараниям, заброшенная мечеть в деревне Дандаджи стала довольно востребованным общественным пространством и религиозно-образовательным комплексом.
Не только древние сооружения отражают культуру и традиции многочисленных народов африканского континента. Взять, к примеру, недавно открывшуюся плавучую музыкальную площадку, в формах которой перелились культурные традиции Западной Африки.
А вот познавательное видео нашего канала:
африканская архитектура | Характеристики, история, стили, типы и факты
Большой комплекс Зимбабве
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- Африка архитектура Африканское искусство
Просмотреть весь соответствующий контент →
Африканская архитектура , архитектура Африки, особенно Африки к югу от Сахары. В Северной Африке, где значительное влияние оказали ислам и христианство, среди изобразительных искусств преобладает архитектура. Сюда входят великолепные мечети, построенные из глины в Дженне и Мопти в Мали, высеченные в скале церкви Эфиопии и исламские памятники побережья Восточной Африки. Обсуждения архитектуры в странах Африки к югу от Сахары сосредоточены в основном на жилищном строительстве в деревнях, сельских мечетях и смеси колониальных и современных влияний, которые характеризуют городские районы.
В этой статье рассматриваются различные архитектурные стили в странах Африки к югу от Сахары. Для технического изучения архитектуры как искусства и техники см. архитектура. Для обсуждения изобразительного искусства Африки см. Африканское искусство. Для обсуждения древнеегипетской архитектуры см. Египетское искусство и архитектура. Для трактовки более поздней архитектуры Египта и других частей Северной Африки, которые находились под сильным влиянием ислама, см. Исламское искусство: Изобразительное искусство.
Из построек континента к югу от Сахары руины Великого Зимбабве, пожалуй, наиболее известны. Этот комплекс каменных ограждений, особенно те, которые обычно называют эллиптическим зданием и акрополем, был построен на местах, основанных еще в 3 веке н.э. Первый этап строительства шона, вероятно, начался шестью веками позже и продолжался до 15 века, когда при Мвене Матапе, или «Разорителе земель», Зимбабве достигла своего пика.
Архитектурные формы Великого Зимбабве, однако, нетипичны для многих африканских архитектурных стилей. Площадка имеет массивную оборонительную стену и включенную в эллиптическое здание коническую башню неизвестного назначения. Он также монументален по своим масштабам, функционировал как королевская цитадель и стал национальным символом. Хотя некоторые из этих особенностей можно найти в других примерах африканского строительства, они редки, и акцент на Зимбабве затмил большое разнообразие материалов, форм, целей и использования, характерных для архитектуры в других частях Африки.
Архитектура арабов и амазигов (берберов) Египта и Северной Африки оказала влияние на африканскую архитектуру к югу от Сахары. Точно так же государства Персидского залива и Красного моря повлияли на архитектурные типы Судана, Африканского Рога и побережья Кении и Танзании, где мусульманское присутствие также было сильным. Эти влияния обсуждаются ниже ( см. ниже Влияние ислама и христианства).
Африканская архитектура отражает взаимодействие факторов окружающей среды, таких как природные ресурсы, климат и растительность, с экономикой и плотностью населения различных регионов континента. Поскольку камень является самым прочным строительным материалом, некоторые древние каменные постройки сохранились, в то время как другие материалы не выдержали дождя, гниения или термитов. Краалы с каменными стенами из ранних поселений сото и тсвана (Южная Африка и Ботсвана) и выложенные камнем ямные круги с заглубленными краалями для карликового скота (Зимбабве) были предметом археологических исследований. Убежища с каменными выступами и круглые хижины с соломенными крышами также были зарегистрированы в 20 веке среди южных сото. Прямоугольные и круглые каменные фермерские дома, необычные тем, что они двухэтажные, строились тиграми Эритреи и Судана на протяжении веков, в то время как в Нигере некоторые туареги строят квадратные дома из камня.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Помимо таких исключений, подавляющее большинство из тысяч народов Африки, живущих в сельской местности, строят дома из травы, дерева и глины. Из-за непостоянства многих из этих материалов существующие здания, хотя и основаны на многовековых формах, относятся к относительно недавнему времени. Там, где растительность в основном ограничена тонким пастбищным покровом, люди часто ведут кочевой образ жизни, используя палатки из шкур животных и плетеных волос для укрытия. В вельдовых и менее лесных районах травы также используются в качестве строительного материала, широко используемого для покрытия соломы и матовых крыш. Для строительства используются лиственные породы в лесных районах, а также бамбук и пальма рафия. Земля и глина также являются основными строительными ресурсами. Характерные почвы Африки — полупустынные каштановые земли и латериты (красноватые остатки распада горных пород), часто малоплодородные, но легко уплотняющиеся. Укрытые от земли дома строят иракцы Танзании, а у ряда народов Мали и Буркина-Фасо есть частично затонувшие жилища.
Экологические и демографические факторы играют важную роль в проектировании зданий. Эрозия почвы и чрезмерный выпас скота, а также давление на землю в результате роста населения также способствовали миграционным перемещениям. Рост городских центров привел к широкомасштабной миграции в 20-м и 21-м веках, и эти миграции оказали глубокое влияние на рассредоточение типов домов.
Африканская архитектура | Характеристики, история, стили, типы и факты
Комплекс Большой Зимбабве
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- Африка архитектура Африканское искусство
Просмотреть весь соответствующий контент →
Африканская архитектура , архитектура Африки, особенно Африки к югу от Сахары. В Северной Африке, где значительное влияние оказали ислам и христианство, среди изобразительных искусств преобладает архитектура. Сюда входят великолепные мечети, построенные из глины в Дженне и Мопти в Мали, высеченные в скале церкви Эфиопии и исламские памятники побережья Восточной Африки. Обсуждения архитектуры в странах Африки к югу от Сахары сосредоточены в основном на жилищном строительстве в деревнях, сельских мечетях и смеси колониальных и современных влияний, которые характеризуют городские районы.
В этой статье рассматриваются различные архитектурные стили в странах Африки к югу от Сахары. Для технического изучения архитектуры как искусства и техники см. архитектура. Для обсуждения изобразительного искусства Африки см. Африканское искусство. Для обсуждения древнеегипетской архитектуры см. Египетское искусство и архитектура. Для трактовки более поздней архитектуры Египта и других частей Северной Африки, которые находились под сильным влиянием ислама, см. Исламское искусство: Изобразительное искусство.
Из построек континента к югу от Сахары руины Великого Зимбабве, пожалуй, наиболее известны. Этот комплекс каменных ограждений, особенно те, которые обычно называют эллиптическим зданием и акрополем, был построен на местах, основанных еще в 3 веке н.э. Первый этап строительства шона, вероятно, начался шестью веками позже и продолжался до 15 века, когда при Мвене Матапе, или «Разорителе земель», Зимбабве достигла своего пика.
Архитектурные формы Великого Зимбабве, однако, нетипичны для многих африканских архитектурных стилей. Площадка имеет массивную оборонительную стену и включенную в эллиптическое здание коническую башню неизвестного назначения. Он также монументален по своим масштабам, функционировал как королевская цитадель и стал национальным символом. Хотя некоторые из этих особенностей можно найти в других примерах африканского строительства, они редки, и акцент на Зимбабве затмил большое разнообразие материалов, форм, целей и использования, характерных для архитектуры в других частях Африки.
Архитектура арабов и амазигов (берберов) Египта и Северной Африки оказала влияние на африканскую архитектуру к югу от Сахары. Точно так же государства Персидского залива и Красного моря повлияли на архитектурные типы Судана, Африканского Рога и побережья Кении и Танзании, где мусульманское присутствие также было сильным. Эти влияния обсуждаются ниже ( см. ниже Влияние ислама и христианства).
Африканская архитектура отражает взаимодействие факторов окружающей среды, таких как природные ресурсы, климат и растительность, с экономикой и плотностью населения различных регионов континента. Поскольку камень является самым прочным строительным материалом, некоторые древние каменные постройки сохранились, в то время как другие материалы не выдержали дождя, гниения или термитов. Краалы с каменными стенами из ранних поселений сото и тсвана (Южная Африка и Ботсвана) и выложенные камнем ямные круги с заглубленными краалями для карликового скота (Зимбабве) были предметом археологических исследований. Убежища с каменными выступами и круглые хижины с соломенными крышами также были зарегистрированы в 20 веке среди южных сото. Прямоугольные и круглые каменные фермерские дома, необычные тем, что они двухэтажные, строились тиграми Эритреи и Судана на протяжении веков, в то время как в Нигере некоторые туареги строят квадратные дома из камня.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Помимо таких исключений, подавляющее большинство из тысяч народов Африки, живущих в сельской местности, строят дома из травы, дерева и глины. Из-за непостоянства многих из этих материалов существующие здания, хотя и основаны на многовековых формах, относятся к относительно недавнему времени. Там, где растительность в основном ограничена тонким пастбищным покровом, люди часто ведут кочевой образ жизни, используя палатки из шкур животных и плетеных волос для укрытия. В вельдовых и менее лесных районах травы также используются в качестве строительного материала, широко используемого для покрытия соломы и матовых крыш.