Храм Артемиды, Эфес – история, фото, интересные факты, где находится
История Храма Артемиды в Эфесе полна величественных и трагичных событий. Об облике сооружения можно судить только по реконструкции на основе найденного фундамента и нескольким мелким фрагментам. Но и этого оказалось достаточно, чтобы обнаружить много интересных фактов об одном из 7 чудес света.
Территория Древней Греции почти совпадает с границами современного государства, но некоторые части теперь отошли другим странам. Так произошло с Эфесом, теперь он принадлежит Турции. Древний город был заложен на берегу Эгейского моря, постепенно оно мелело, унося с собой былую славу и процветание. Но на пике расцвета в городе возвели храм, равного которому по величине и красоте еще никто не видел. Позже всемирную известность принесли археологические раскопки, при которых обнаружились многочисленные руины древних построек. Храм Артемиды в Эфесе ученые опознали по единственной уцелевшей колонне.
Великий храм Античного мира
История Храма Артемиды
Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе
Уничтожение храма – «В погоне за славой»
Где находится храм Артемиды и как до него добраться?
Расположение на карте
Видеообзор храма Артемиды
Великий храм Античного мира
Артемида почиталась как покровительница охоты, животных, семейных отношений, плодородия. К ней обращались с мольбами о помощи беременным и роженицам. Символично, что место для строительства храма выбрали неподалеку от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия.
Первые постройки были из дерева. Они постоянно разрушались от землетрясений, сгорали при пожарах, приходили в негодность от влажного климата и древесных вредителей. После многочисленных попыток сохранить здание, было принято решение возвести для почитаемой богини большой светлый храм.
История Храма Артемиды
Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.
Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.
Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.
Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.
Статуя удивительной красоты стала еще одной причиной того, что храм Артемиды в Эфесе причислен к семи чудесам света.
Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:
- рельеф колонн — Скопас;
- украшение алтарной части — Пракситель;
- росписи и фрески — Апеллес.
Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.
Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован.
Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.
Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе
В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.
Жрецы давали на территории храма неприкосновенность при условии, что человек пришел без оружия.
Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.
- Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
- Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
- Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
- Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
- Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом — молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
- В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.
Уничтожение храма – «В погоне за славой»
Самоутверждаться можно разными способами. Одни пишут гениальные картины и создают скульптуры. А другие идут по пути разрушения. Так произошло и с храмом Артемиды Эфесской. Его величие и роскошь привлекли внимание Герострата. Не имея других талантов, он поджег здание, чтобы прославиться в веках, как величайший разрушитель. Внутренние помещения выгорели полностью, поскольку там было много деревянных элементов. Остались почерневшие и закопченные колонны и свод. Получилось, что здание простояло около 200 лет. Построенное в 550 году до н.э в 356 оно было уничтожено в первый раз.
Преступник не прятался, а с гордостью заявлял о своем поступке, объяснив, что таким образом хотел оставить память о себе в истории. Жители были настолько разгневаны вандализмом, что постановили навсегда вычеркнуть его имя из списков и никогда о нем не вспоминать. Снова заговорили о Герострате из-за трудов историка Феопомпа, где он упомянул о том, кто сжег храм Артемиды в Эфесе. История сохранила имя Герострата, но не как героя, а как величайшего глупца, уничтожившего одно из чудес света.
Храм, подобно фениксу, возродился в еще большем величии. Испорченные мраморные плиты облицовки сняли и заменили другими, во внутренних помещениях появились предметы искусства, статуи и драгоценные вазы, которые приносили в дар знатные посетители соседних стран. К подножию снова приходили горожане и гости Эфеса.
В 3 ст. до н.э. реконструкция была закончена, финансировал постройку Александр Македонский. Благодарные жители города выразили свою признательность, заказав Апеллесу портрет великого полководца и разместив его в центральной части неподалеку от статуи богини.
По величине храм Артемиды в Эфесе превосходит Парфенон, а по количеству инженерных разработок и богатству интерьера заслуженно стоит в одном ряду с другими чудесами света античного мира. К сожалению, он был разрушен повторно и разделил участь Колосса Родосского и Висячих садов Семирамиды, оставив о себе только память.
Где находится храм Артемиды и как до него добраться?
Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов.
В 20 веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.
Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.
Осмотр достопримечательности занимает 15-20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.
Расположение на карте
Если ориентироваться на современную географию, то храм Артемиды находится в Турции, Эфес теперь принадлежал бы этой стране и находился у города Сельчук на юге Измира. Но в давние времена это была Древняя Греция. Много веков назад Эфес был крупным и богатым, велась оживленная торговля, у пристани встречались корабли из соседних стран. Теперь город с храмом Артемиды превратился в призрак прошлого, только археологические раскопки и память поколений не дали им исчезнуть насовсем.
Видеообзор храма Артемиды
Вам понравится
Комментарии
Популярные статьи
Древний мир
Храм Артемиды в Эфесе одно из семи чудес света
Содержание:
Храм Артемиды в Эфесе – третье из всемирно признанных семи чудес света.
В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.
Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы. Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале.
В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.
Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.
Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.
Строительство храма
Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии.
Плиний в своем описании храма, говорит: «…его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей». Вряд ли нашлось столько благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса. По крайней мере богатейший из деспотов — Крез, царь Лидии, внёс щедрую лепту.
В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.
Строить храм было поручено знаменитому архитектору античности Херсифрону, который предложил строить храм из мрамора и окружить его двумя рядами мраморных колонн.
Учитывая сейсмическую активность региона, Херсифон решил строить храм на заболоченном участке, предполагая, что мягкие почвы будут работать на смягчение колебаний почвы. (Такой принцип работает до сих пор, только дома сейчас строят на пружинах)
А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти — подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму.
Для доставки по вязким болотистым почвам тяжёлых блоков и колонн Херсифрон применил гениальное и простое решение.
В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Артемиде пришлось вмешаться и за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.
Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры.
Строительство первого храма Артемиды в Эфесе продолжалось около 150 лет.
Саша Митрахович31.10.2015 00:41
22583 | 0 | Понравилась статья : 1
Каким был первый Храм Артемиды
Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.
В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и золотом. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.
Фронтоны храма украшали грандиозные скульптурные композиции из мрамора.
Легенда Храма Артемиды
Жители Эфеса, решив строить храм из мрамора, столкнулись с непредвиденной проблемой, отсутствие самого мрамора в достаточной близости от стройки.
Как всегда, в таких случаях помог случай или сама богиня Артемида: пастух Пиксодор пас своё стадо недалеко от города. Бараны, решив пободаться, наклонив головы помчались навстречу друг другу но промахнулись. Один баран ударил рогом в скалу неподалёку и отколол кусочек скалы ослепительной белизны. Удачливый пастух указал на это место строителям и стал знаменит и богат.
Саша Митрахович31.10.2015 10:46
6039 | 0 | Понравилась статья : 1
Герострат, человек ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто.
Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший около 200 лет. Это случилось в 356 году до нашей эры, в день, когда родился Александр Македонский.
Рождение столь великой исторической личности было настолько важным для Артемиды, что она пожертвовала своим великолепным храмом, присутствуя при рождении будущего завоевателя мира, в то время, когда её святилище пожирал огонь. Но богиня потому и богиня, она предвидела что Александр Македонский восстановит храм и сделает его ещё величественнее и краше.
Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов — всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны — храм перестал существовать.
И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?
Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: «Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм… только как его звали, дай бог памяти…» И мы бы забыли Герострата.
Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда — наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.
Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии — всюду люди рассказывали историю Герострата и вместо забвения это имя наоборот стало известно всему миру и стало нарицательным.
Саша Митрахович31.10.2015 10:49
3765 | 0 | Понравилась статья : 0
А храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.
Правда, на этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том давно уже умершего Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в ещё больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 — в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причём часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас.
Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.
Восстановление такого грандиозного сооружения было очень дорогостоящее предприятие, горожане собирали средства на строительство всеми возможными способами.
В это время к Эфесу подошёл Александр Македонский со своей армией. Желая засвидетельствовать своё уважение святилищу, Александр тут же предложил покрыть все прошлые и будущие издержки по строительству при одном условии: чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Как откажешься от благодеяния, за которым стоят закалённые фаланги македонцев?
Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.
Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов, в килограммах это более 600 кг, мир до сих пор не знает художника, чья картина стоит так дорого.
Убранство храма
Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.
В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, — одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.
Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погружённых в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна…
Саша Митрахович31.10.2015 10:52
3629 | 0 | Понравилась статья : 1
Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.
Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.
Закат культа Артемиды и гибель храма
В 263 н.э. ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище. Следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т.Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).
Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.
Саша Митрахович31. 10.2015 10:54
3798 | 0 | Понравилась статья : 0
Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды.
Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища.
Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.
Саша Митрахович31.10.2015 10:55
3458 | 0 | Понравилась статья : 1
# Турция # Эфес # Архитектура# Античность
Загрузка. ..
Храм Артемиды в Эфесе: история строительства, описание, фото
История древнегреческого города Эфеса берет свое начало с 12 века до нашей эры – именно тогда было начато его строительство. По мере своего развития город процветал и со временем превратился в крупнейший торговый центр Малой Азии, и неспроста, ведь покровительствовала Эфесу Артемида – красавица-богиня плодородия и защитница животных, охотников и будущих матерей.
Набожными горожанами, которые ее почитали, было принято решение о возведении храма для поклонения ей и в ее честь. Планируя постройку этой уникальной конструкции, они преследовали две цели, одной из которых было наличие места для поклонения почитаемому божеству, а другой – привлечение потоков туристов в свой город, которые смогли бы приумножить городской бюджет.
Конечно, руками горожан Храм Артемиды в Эфесе не строился – для его возведения прибыл из Кносса известнейший в те далекие времена архитектор по имени Харсефрон, и по его задумке здание планировалось возводить из настоящего мрамора. Но это должна была получиться не обычная постройка, принимающая прихожан, а самый настоящий храм, находящийся в окружении двух рядов колонн, поражающих своими внушительными размерами. Великий мастер Харсефрон отличался незаурядными инженерными талантами, поэтому он вложил в свой проект самые смелые и оригинальные замыслы, которые только могли быть воплощены на тот момент в реальных условиях. Но по бюджету города вмешательство специалиста абсолютно никак не ударило – правитель Эфеса мог себе позволить раскошелиться на строительство такого солидного здания.
Впоследствии построенный храм не подчинялся властям Эфеса. Он являлся самостоятельной политической единицей, а управляла им коллегия жрецов. Если кто-либо из горожан желал приобрести право неприкосновенности, он должен был вступить на территорию храма без оружия в руках.
Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской
Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен, и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.
Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.
Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.
Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики, превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин. О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.
Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской
Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.
А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.
Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено, а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.
О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.
Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?
Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.
На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.
Восстановление Храма Артемиды Эфесской
Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом. Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, — это одна уцелевшая колонна.
Храм Артемиды в Эфесе на карте
1 Тимофею 2:12 в контексте (2): Артемида Эфесская
Часть 2: Артемида Эфесская и ее храм
Храм Артемиды в I веке н.э. римская провинция Малой Азии и в первом веке нашей эры могла иметь население около ста тысяч человек. В городе был оживленный морской порт, и он располагался на пересечении двух основных дорог, ведущих во внутренние районы Малой Азии. «Благодаря своему стратегическому географическому положению Эфес служил римской сенаторской провинции Азия центром торговли и коммуникаций».
(Арнольд 1989:13)Эфесяне были хорошо известны во всем греко-римском мире своей восторженной преданностью богине Артемиде и величественным храмом, посвященным ей. Храм был одним из семи чудес древнего мира и «был самым большим зданием в греческом мире, примерно в четыре раза больше, чем афинский Парфенон». (Baugh 2005:19) Это монументальное здание, сделанное из цельного мрамора, составляло 115 на 55 метров. 127 ионических колонн храма были высотой 18 метров и украшены богато украшенными фризами, блестяще позолоченными серебром и золотом. Алтарь был достаточно большим, чтобы одновременно принести в жертву сотни животных. (ЛиДонничи 1999:85)
Храм был не только местом проведения религиозных ритуалов, но и одним из крупнейших банков древнего мира. И он был «международно признан местом убежища » для тех, кто ищет защиты и убежища. (Murphy-O’Connor 2008:44). Более того, храм был «наполнен великими произведениями искусства» (Rogers 2012:7). Храм ежегодно привлекал тысячи посетителей, принося богатство городу. (См. примечание 1 для получения дополнительной информации об Эфесском храме.)
Миниатюрная модель храма Артемиды без декоративной позолоты. (Wikimedia Commons)
Артемида Эфесская
В храме стояло несколько статуй, в том числе большая культовая статуя богини Артемиды. Около четырехсот ее статуй и фигурок сохранились до наших дней. На них изображена богиня в тщательно продуманном костюме с короной, напоминающей ее храм, различными реальными и мифическими животными на юбке (львами, грифонами, лошадьми, быками и пчелами), гирляндами на шее и многочисленными шишками на животе. Эти шишки интерпретируются учеными по-разному. Некоторые думали, что это груди, другие предполагают, что это могут быть бычьи яички или пчелиные яйца.[2] (Подробнее о костюме Артемиды здесь.)
Эфесскую Артемиду не следует путать с греческой Артемидой, которая была охотницей.[3] Эфесская Артемида была непохожа на греческих богов и богинь. Вероятно, она возникла как дух дерева и, возможно, имела некоторые общие черты с другими богами и богинями Анатолии. После того, как ионийцы поселились в Эфесе примерно в 1100 г. до н.э., они назвали местную эфесскую богиню в честь своей греческой богини Артемиды.
Считалось, что эфесская Артемида обладает силой приносить новую жизнь в мир и отнимать жизнь. Нет никаких доказательств того, что она была богиней-матерью,[5] но несколько древних документов показывают, что она считалась «акушеркой».[6] Считалось, что она помогала женщинам и животным в родах. Эфесские женщины призывали Артемиду во время родов, чтобы ускорить роды и облегчить боль, или, в ужасных обстоятельствах, они призывали ее вызвать быструю смерть, чтобы положить конец их страданиям (например, Деяния Андрея 25). Артемида также была защитницей и защитницей девственниц, как мужчин, так и женщин.[7] Она считалась девственницей и, в отличие от богинь-матерей, не была связана ни с каким мужчиной-супругом или богом.
Во время синкретического эллинистического периода Артемида Эфесия и ее культ приобрели некоторые греческие черты, и ее все чаще объединяли с греческой Артемидой. Подобно греческой Артемиде, эфесская Артемида считалась дочерью Зевса и Лето и сестрой-близнецом Аполлона (которого она родила, несмотря на то, что была всего на несколько дней старше своего брата). Эфесская и греческая Артемиды родились в один день. , 6 мая. В этот день ежегодно ефесяне устраивали праздничное шествие, совершали особые обряды и участвовали в других торжествах.
В римский период богиня и ее культ приобрели некоторые римские черты. Наиболее примечательно то, что ее все чаще называли «Дианой», римским именем как эфесской, так и греческой Артемиды.
Богиня продолжала меняться и развиваться. Тем не менее, ефесяне относились к своей богине с глубокой преданностью и теплой привязанностью, и она повлияла на многие аспекты жизни ефесян таким образом, что нам трудно себе представить.[8] «В Империи не было другой греко-римской метрополии, чьи «тело, душа и дух» могли бы так принадлежать определенному божеству, как Эфес своей богине-покровительнице Артемиде». (Остер 1990:1728)
Павел в Эфесе
Апостол Павел несколько раз посещал Эфес. Примерно в 57–58 годах нашей эры он пробыл там более двух лет в рамках своего третьего миссионерского путешествия. (См. Деяния, глава 19.)[9] Эффективность и успех Павла в распространении Евангелия в Ефесе означали, что некоторые люди отвернулись от культа Артемиды и обратились в христианство. Некоторые ефесяне также отвернулись от магии: «Некоторые, занимавшиеся магией, собрали свои книги и публично сожгли их; когда подсчитали цену этих книг, оказалось, что она составляет пятьдесят тысяч серебряных монет» (Деяния 19:19).
Это отступничество от Артемиды поставило под угрозу бизнес людей, которые строили храмы и статуи Артемиды. Одним из владельцев этого бизнеса был богатый ювелир по имени Деметриус. Эфес был известен своими серебряными дел мастерами, которые, помимо изготовления святилищ Артемиды, делали миниатюрные копии храма и амулеты с выгравированными магическими словами.[10] Обеспокоенный тем, что он потеряет средства к существованию, Деметрий обратился к своим товарищам-ремесленникам. Часть его обращения показывает широко распространенное уважение к Артемиде Эфесии. Он сказал: «И существует опасность не только того, что это наше ремесло может оказаться в дурной славе, но также и то, что храм великой богини Артемиды будет осмеян, и она будет лишена своего величия, которое заставило всю Азию и мир поклоняться ее» (Деяния 19:27).
Деметрий поднял яростный мятеж, и в течение двух часов разъяренная толпа хором кричала: «Велика Артемида Ефесская!» (Деяния 19:34). Затем городской клерк успокоил толпу и обратился к ним, привлекая внимание к уникальным отношениям ефесян с их уникальной богиней: «Граждане Эфеса, кто там, кто не знает, что город ефесян есть хранитель храма великого Артемида и статуя, упавшая с неба? Так как этого нельзя отрицать, то тебе надлежит молчать и не делать ничего опрометчивого» (Деяния 19).:35). Несмотря на вездесущее присутствие и грозную силу Артемиды, в Эфесе была основана сильная церковь. Но были бы проблемы. В конце первого века учение, которое Павел принес в город, оказалось под угрозой. Это могло быть связано с богиней, а могло и не быть, как мы увидим в третьей части.
Сноски
[1] Храм Артемиды несколько раз разрушался и перестраивался. Первое святилище богини Артемиды, вероятно, было построено около 800 г. до н.э. и могло содержать священный камень — возможно, метеорит (ср. Деяния 19).:35).
Следующий храм строился 120 лет и частично финансировался известным королем Лидии Крезом, завоевавшим Эфес в 550 г. до н.э. Этот храм был разрушен 21 июля 356 г. до н.э. в результате поджога. Он был перестроен в 323 г. до н.э. без каких-либо затрат. Около 140 г. до н.э. Антипатр Сидонский включил храм Артемиды Эфесской в свой знаменитый список семи чудес света и восторженно отзывался о его великолепии.
Я видел стену высокого Вавилона, на которой дорога для колесниц, и статую Зевса у Алфея, и висячие сады, и Колосса Солнца, и огромный труд высоких пирамид, и огромная гробница Мавсола; но когда я увидел дом Артемиды, вознесшийся к облакам, другие чудеса потеряли свой блеск, и я сказал: «Вот, кроме Олимпа, Солнце никогда не смотрело на что-то столь величественное». (Антипатр Сидонский, Греческая антология 9.58).
Последний храм был разрушен примерно в 262 году нашей эры «мародерствующей бандой готов, от которой Эфес так и не оправился». (S.M. Baugh 2005:14)
[2] Роберт Флейшер (1973) показал, что шишки не являются частью тела богини, а представляют собой съемные части ее одежды или украшений. На месте храма Артемиды были раскопаны овальные янтарные украшения. Одно предположение, принятое некоторыми учеными, состоит в том, что шишки представляют собой или представляют собой яички принесенных в жертву быков. Размер и форма бугорков точно соответствуют относительному размеру и форме яичек быков.
Яички этих быков в мясной лавке очень напоминают овальные объекты на животе Артемиды.
Возможно, выпуклости представляют собой свежие финики, которые имеют аналогичную форму и структуру гроздей.
Свежие финики. Изображение Dimitris Vetsikas с сайта Pixabay
Еще одно предположение состоит в том, что шишки — это пчелиные яйца. Артемида ассоциировалась с пчелами, и у нее на юбке пчелы. Сара Помрой (1999:37) пишет, что «пчелы славились своей чистотой и воздержанием. Греки думали, что пчелы размножаются бесполым путем; поэтому они связывали насекомое с целомудрием». Возможно, пчелы символизируют девственный статус богини. Кроме того, пчела была символом Эфеса, и этот символ появляется на некоторых монетах Эфеса. Однако пчелиные яйца относительно малы по сравнению с овальными предметами на животе Артемиды. (Подробнее об одежде Артемиды и ее символике здесь.)
На приведенном ниже рисунке показано надземное гнездо обыкновенного шмеля Bombus terrestris . На нем изображены взрослые особи, личинки, яйца и горшки с медом, сделанные из воска, все в гнезде, окруженном листьями, травой и мхом. Форма яиц соответствует форме шишек на груди Артемиды. (Викимедиа)
[3] И греческую, и эфесскую Артемис также звали Диана (римское имя), что усложняет идентификацию. Иероним проводит различие между греческой Артемидой/Дианой и эфесской Артемидой/Дианой. В его Комментарий к Посланию Павла к Ефесянам, он пишет:
Он [Павел] писал ефесянам, поклонявшимся Диане. Не та охотница, которая держит лук и опоясана, а та многогрудая Диана, которую греки называют πoλυμαστις [многогрудью], чтобы, конечно, на основании самой статуи также ложно утверждать, что она кормилица. всех зверей и живых существ. (Перевод Гейне 2002:77)
Тем не менее, кажется, что к первому веку нашей эры эфесская Артемида/Диана имела некоторую связь с охотой. В книге одна из Ephesiaca Ксенофонт Эфесский описывает шествие в рамках ежегодного праздника Артемиды/Дианы. В составе шествия были лошади, охотничьи собаки и охотничье снаряжение. (1.2.4) Прекрасная четырнадцатилетняя героиня романа Антея возглавляла процессию и носила, как часть своего костюма, палевую шкуру, из которой свисал колчан со стрелами. Она также носила луки и дротики, и ее охотничьи собаки следовали за ней. (1.2.6-7) До недавнего времени большинство ученых считали, что Ксенофонт жил и писал во втором или третьем веках нашей эры, но более поздние исследования относят Ксенофонта к первому веку нашей эры. Если это так, то это делает его современником Павла.
[4] Существует множество богинь по имени Артемида, связанных с различными древними городами. Каждая из этих богинь имеет индивидуальность и особый культ, но некоторые из них могли быть связаны с Артемидой Эфесской. Климент Александрийский называет некоторых из этих других богинь (со странно звучащими эпитетами):
Аркадийцы поклоняются Артемиде по имени «Удушенная», как говорит Каллимах в своей Книге Причин ; а в Метимне божественные почести оказывались другой Артемиде, а именно Артемиде Кондилитис. Есть также храм другой Артемиды, Артемиды Подагры или «Подагры», в Лаконике. . . Аргосцы и спартанцы почитают Артемиду Хелитис, или «Кашляющую», с 9 в.0013 keluttein , что в их речи означает кашлять.
Из главы 2 «Увещевания к язычникам» Климента Александрийского.
Климент также определяет Таврическую Артемиду в главе 3 и Эфесскую Артемиду в главе 4. Эфесская Артемида была самой известной из этих богинь в первом веке нашей эры, и ее не следует путать или смешивать с другими богинями по имени Артемида, которые копировали либо греческая, либо эфесская Артемида. Более того, задолго до эллинистического периода (320–20 гг. до н. э.) македонцы поклонялись Артемиде. Цари Селевкидов представили эту богиню землям, которыми они управляли.
[5] Более поздние ученые считают Артемиду богиней-спасительницей (например, Rogers 2012:7). Однако ранее считалось, что Артемида Эфесская имеет некоторое сходство с древними богинями-матерями. Богиня-мать — одно из древнейших и наиболее распространенных религиозных понятий древнего Ближнего и Среднего Востока, и она считалась всеобщей матерью всего живого. Во Фригии богиню-мать звали Кибелой. Эфесскую Артемиду иногда слишком близко сравнивают с фригийской Кибелой. Культ Артемиды Эфесской в первом веке нашей эры отличался от культа Кибелы. Кибела была лишь одним из многих богов и богинь, которым поклонялись в Эфесе.
В Сирии богиню-мать звали Атаргатис. В Вавилоне и Ассирии ее звали Иштар. В Финикии ее называли Астартой. В архаическом Ханаане ее звали Ашера, имя, которое часто встречается в Ветхом Завете. (Древние израильтяне поклонялись Ашере и ее супругу Ваалу, когда они впали в языческое идолопоклонство.) Эта ханаанская богиня олицетворяла плодородие, и некоторые ученые считают, что священный половой акт был ритуалом, в котором изображалось божественное продолжение жизни. В Ветхом Завете языческие обряды переплетались с ортодоксальными обрядами поклонения, в которые были вовлечены проститутки в храмах. (См. 4 Царств 23:7; также 3 Царств 14:22—24; Быт. 38, особенно 38:21; 1 Цар. 2:22; ср. Втор. 23:17—18.)
Ученые спорят о том, была ли ритуальная проституция частью культа Артемиды, но доказательств такой практики просто нет. С. М. Боуг (1999:449) отмечает, что «Страбон, Плиний Старший, Дион Златоуст, Павсаний, Ксенофонт Эфесский, Ахиллес Татий или какой-либо другой античный автор прямо не говорят или даже намекают на культовую проституцию в узком или широком смысле в Эфесе. любого периода».
[6] 21 июля 356 г. до н.э. храм Артемиды был уничтожен пожаром. Причина этой катастрофы заключалась в том, что Артемида находилась вдали от своего города и выступала в качестве акушерки при родах Александра Македонского, который родился в ту же ночь. В его Жизнь Александра 3.6, Плутарх записывает, что Гегесий Магнезиец сказал: «Неудивительно, что храм Артемиды был сожжен дотла, поскольку богиня была занята рождением Александра в мире».
В оде Артемиде, написанной в третьем веке до нашей эры греческим поэтом Каллимахом, Артемида говорит и объясняет, почему ее вызывают во время родов.
В горах буду жить я и в городах мужских посещу только тогда, когда женщины, досадуемые острой мукой родов, призовут меня на помощь даже в час, когда я родился Судьба распорядилась, чтобы я был их помощником, ибо как моя мать не терпела боли ни при рождении меня, ни при вынашивании меня из чрева своего, но без труда извлекла меня из своего тела. (Источник)
Частью мифологии Артемиды, как греческой, так и эфесской Артемиды, является то, что богиня родила своего брата-близнеца Аполлона. (Считалось, что боги и богини рождаются полностью функционирующими «взрослыми», а не младенцами.)
Существует даже христианский источник, в котором упоминается роль Артемиды как повивальной бабки. В апокрифических Деяниях Андрея 25 женщина молит эфесскую Артемиду (или Диану) ускорить роды ее сестры. (См. также примечание 7.)
[7] «Длинная запись оракула второго века нашей эры дает эпитеты Артемиды Эфесии в классической гомеровской форме и терминах. Она «дева» (παρθένον, строка 14), «известная, бдительная дева» (строка 12) и «чистая Артемида» (строка 16). Как богиня, наблюдающая за деторождением, она является «повитухой рождения и воспитательницей смертных» и «дающей плоды» (строки 3–4)». (Baugh 2005:25) В строках 11 и 12 этого оракула Артемида описывается как охотница, что указывает на то, что ко второму веку нашей эры она разделяла некоторые черты с греко-римской Артемидой/Дианой и была объединена с ней. (См. также примечание 3.)
[8] Кристина Томас (1998:85) подсчитала, что из всех упоминаний об Эфесе в древнегреческой литературе «полностью одна треть отрывков, относящихся к Эфесу или событиям в Эфесе, относится к богине, ее святилищу или ее культовый персонал». Преданность и привязанность к Артемиде особенно изображены в романах Ксенофонта и Ахиллеса Татиуса, посвященных Эфесу. Об этом также свидетельствуют многочисленные религиозные надписи. Эфес был хорошо изучен, и до наших дней сохранилось множество древних документов и надписей, касающихся города. Пол Требилько (2004:11) подсчитал, что на месте древнего Эфеса было обнаружено более 4000 надписей. Написав чуть более десяти лет спустя, С.М. По оценкам Боуга (2016), у нас есть около 6000 надписей из Эфеса.
[9] См. особенно Деяния 19:24–28, 35–37. Помимо Павла, в Ефесе служили многие известные деятели Нового Завета. У Прискиллы и Акилы там была домашняя церковь. Там служили Аполлос и Тимофей. Ближе к концу своей жизни апостол Иоанн и, возможно, Мария, мать Иисуса, жили в Ефесе. Предание гласит, что оба были похоронены там. Считается, что Иоанн написал свое Евангелие из Эфеса.
[10] Ephesia Grammata (буквально «Эфесские буквы алфавита») представляли собой шесть «магических» слов. Ephesia Grammata предположительно была выгравирована на статуе Артемиды Эфесской (Павсаний, ап. Юст. № . 19 247). Но никаких доказательств, подтверждающих заявление Павсания, найдено не было. Шесть слов приведены Климентом Александрийским в его Stromata 5.42: askion, kataskion, lix, tetrax,damnameneus, aisia . Поскольку даже в древности у этих слов не было очевидного значения, они породили интенсивные спекуляции. Тем не менее, они использовались как в устной, так и в письменной форме, чтобы отвратить зло и принести защиту, безопасность или спасение. Например, их произносили в экзорцизмах (9 Плутарха).0013 Moralia 706 de), и произносится над молодоженами для их защиты (Men. Fr. 313). (Фриц Граф; Мерфи-О’Коннор 2008:51) Арнольд (1989:24) пишет, что Эфезия Граммата иногда использовалась в качестве любовного заклинания, чтобы помочь соблазнить невольных любовников, и он утверждает, что Эфес был центром магических искусств. Однако Стрелан (1996:86ff) оспаривает, что Эфес был центром магического искусства.
© 8 декабря 2009 г., редакция от апреля 2016 г., Margaret Mowczko
Вы можете поддержать мою работу всего за 3 доллара США в месяц.
Стань покровителем!
1 Тимофею 2:12 в контексте
Часть 1 – Введение: Использование 1 Тимофею 2:12 в качестве доказательства
Часть 2 – Артемида Эфесская и ее храм
Часть 3 – Ересь в Ефесской церкви
Часть 4 – 1 Тимофею 2:11-12, Пофраза
Часть 5 – 1 Тимофею 2:13-15: Сотворение и спасение женщины
Статьи по теме
Регалии Артемиды Эфесской
Эфесские культы
Все статьи на темы, связанные с 1 Тимофею 2:12, находятся здесь.
Дома с Прискиллой и Акилой
Шаблон
Археологическое развитиеДаты первоначального теменоса неизвестны, но сам район был идентифицирован как религиозное место бронзового века, предшествовавшее ионической иммиграции (согласно Павсанию 7.7 -8, так что такие утверждения могут быть просто слухами). Первый храм был разрушен примерно в 7 веке до нашей эры, предположительно в результате наводнения, согласно археологическим раскопкам и отложениям ила. Храм был перестроен несколько столетий спустя, в 550 г. до н.э., предположительно частично на средства Креза, по проекту критского архитектора Херсифрона (Геродот 1.9).2). Это было чрезвычайно роскошное сооружение с мраморными рельефами и двумя рядами колонн. Хотя позже он был разрушен Геростратом, можно предположить, что новый храм, ставший впоследствии одним из чудес света Древнего мира, был основан на второй реконструкции. Валерий Максим упоминает, что этот второй храм был сожжен в 356 г. до н.э., хотя имя поджигателя было упомянуто лишь позже Феопомпом. Большинство археологических находок происходят из последнего, третьего храма Артемиды. Судя по всему, Александр Македонский, освободив город в 334 г. до н.э., предложил профинансировать восстановление, но эфесцы отказались, заявив, что «богу неприлично посвящать приношения богам» (Страбон XIV. 1.22). Вместо этого он был перестроен в 323 г. до н.э. и через некоторое время был закончен с более сложными фризами и более чем 127 колоннами. Это сооружение просуществовало 6 столетий и в конце концов было разрушено во время набега готов во время правления императора Галлиена.
Особенно впечатляющими были фризы барабана колонны, почти двадцать футов в ширину и около фута в высоту, и каждый, кажется, был украшен фигурами в натуральную величину (например, см. Барабан Гермеса в Британском музее, на котором изображено не менее восьми человек). ).
Боги/ГероиВ греческом мифе местом рождения Артемиды и Аполлона была роща, называемая Ортигией. Согласно Страбону, ефесяне определили район недалеко от города с таким же названием и заявили, что это место рождения богини (Страбон 14.1.20). Эфесская Артемида была совершенно иной версией божества, чем обычная богиня охоты; здесь ей поклонялись за плодородие. Изображения, кажется, отражают это: божество либо носит цепочку яиц, либо грудь вокруг ее плеч и груди.
Ритуальная деятельность Жертвоприношение-
добавьте сюда соответствующий текст. Обратите внимание, что «Shift + Enter» вставляет разрыв строки без интервала между абзацами.
Посвящения —
добавить текст сюда по мере необходимости
Фестивали —
Артемизия праздновалась в месяц Артемисии (март — апрель) и предположительно включала спортивные и музыкальные соревнования, а также и театральные постановки. Ксенофонт Эфесский описывает, как это празднество вышло за рамки религиозного контекста и фактически стало популярным мероприятием, когда мужчины и женщины выбирали себе женихов, что, по-видимому, привлекало как местных жителей, так и иностранных гостей (Ксенофонт Эфесский 1.2.2-4).
Правила и положения
отметьте здесь любые правила и положения, относящиеся к использованию убежища, которые были обнаружены на месте и вокруг него.
Историческое значениеХрам наиболее известен тем, что является одним из семи чудес древнего мира, группы архитектурно внушительных сооружений, которые были классифицированы как самые впечатляющие в греческом мире. Список часто меняется (маяк или стены Вавилона взаимозаменяемы), но первое полное упоминание принадлежит Антипатру Сидонскому. Этот список часто воспринимался как путеводитель по Средиземному морю:
«Видел я стену высокого Вавилона, на которой лежит дорога для колесниц, и статую Зевса у Алфея, и висячие сады, и Колосса солнца, и огромный труд высоких пирамид, и огромную гробницу Мавсола, но когда я увидел храм Артемиды, возвышавшийся до облаков, эти другие чудеса потеряли свой блеск, и я воскликнул: «Вот, кроме Олимпа, солнце никогда не смотрело на что-то столь грандиозное»
(Антипатр Сидонский, ок. 140 г. до н.э.)
Кто пользовался сайтом и откуда они взялись?Храм, отчасти из-за известности, которую получила невероятное сооружение, посещали местные жители, иностранцы и поклонники со всего Средиземноморья, вплоть до того, что продажа посвящений посетителям Артемиды стала экономическим источником для святилища ( например, серебряные кузнецы во время визита Павла).
Еще один интересный факт о культе Эфесской Артемиды заключается в том, что она не только привлекала туристов и поклонников издалека, но и поклонение этому конкретному эпифету богини было распространено в других городах греческого мира (Соколовский.19).65.427 также содержит надпись, подробно описывающую поставку декоративных одежд для изображения эфесской Артемиды в Сардах).
Храм Артемиды, похоже, использовался не только как религиозный объект, но и как учреждение, подобное банку. Дион Хризостум описывает, как в здание вкладывались деньги частных граждан, и даже иностранцев и «содружеств и королей», что, видимо, было связано с «сохранностью» святилища. Он тут же иронически упоминает, как город был осажден и захвачен в прошлом (Dio Chrysostum Or. 31. 54). Похоже, по крайней мере, он играл важную роль в экономике Малой Азии, играя роль, аналогичную сокровищницам в религиозных святилищах Греции, таких как Дельфы и Олимпия (Страбон 14.1.22, Плутарх 9).0013 Деметра 30. 1 и Ксенофонт Анабасис 5.3.4f также упоминают об этой функции храма). Фактически, во 2 веке нашей эры Элий Аристид даже называет Эфес «общей канцелярией Азии … и ее обращением в случае необходимости», предположительно в отношении средств, содержащихся в храме (Aelius Orat .23.24). Богатство храма было настолько важным, что Лисимах передал управление им от жрецов более благонадежным герусиям (Страбон 14.1.21).
Select Site BibliographyTrebilco, P. (2004) Ранние христиане в Эфесе от Павла до Игнатия (Mohr Siebeck)
Sokolowski, F. (1965) Новое свидетельство о культе Артемиды в Эфесе (Harvard Theological Review)
Местоположение
Остатки храма расположены на небольшом расстоянии от древнего города Эфес, на окраине современного турецкого Сельчука.
План участка
Эфес
Артемида была дочерью Лето и Зевса и близнецом Аполлона. Она богиня дикой природы, охоты и диких животных, а также плодородия. Она помощник акушерок как богиня рождения.
В одной легенде Артемида родилась на день раньше своего брата Аполлона. Ее мать родила ее на острове Ортигия, затем, почти сразу после ее рождения, она помогла своей матери перейти проливы на Делос, где она затем родила Аполлона. Это было началом ее роли опекуна маленьких детей и покровительницы рожениц. Будучи богиней противоречий, она была защитницей рожениц, но говорили, что стрелы Артемиды принесли им внезапную смерть во время родов. Как и ее брат Аполлон, Артемида была божеством исцеления, но также приносила и распространяла такие болезни, как проказа, бешенство и даже подагра.
Артемида со своим братом-близнецом Аполлоном казнили детей Ниобы. Причина в том, что Ниоба, простая смертная, хвасталась перед Лето, матерью божественных близнецов, что она родила больше детей, что должно было поставить ее выше Лето. Аполлон, возмущенный таким оскорблением его матери, сообщил Артемиде. Боги-близнецы выследили их и расстреляли из луков и стрел; Аполлон убил детей мужского пола, а Артемида — девочек.
Артемиде поклонялись в большинстве греческих городов, но только как второстепенному божеству. Однако для греков в Малой Азии (современная Турция) она была выдающимся божеством. В Эфесе, главном городе Малой Азии, в ее честь был построен великий храм, ставший одним из «Семи чудес света Древнего мира». Но в Эфесе ей поклонялись в основном как богине плодородия и отождествляли с Кибелой, богиней-матерью восточных земель. Культовые статуи эфесской Артемиды сильно отличаются от статуй материковой Греции, тогда как она изображается как охотница с луком и стрелами. Те, что были найдены в Эфесе, изображают ее в восточном стиле, стоящей прямо с многочисленными узлами на груди.
Существует множество теорий относительно того, что они собой представляют. Одни говорят, что это груди, другие — что это бычьи яички, принесенные ей в жертву. Таким образом, истинная интерпретация остается неопределенной, мы можем сказать, что каждый символизирует плодородие. Она несла в свой собственный храм на голове как защитник своего собственного храма. Но в ту самую ночь, когда в 356 году в Македонии родилась Александра Македонская, она не смогла сохранить собственный храм в Эфесе. Потому что она помогала рождению важного человека. Позднее ефесяне поняли это. Когда об этом рассказали Александру Македонскому после его завоевания Анатолии, он дал городу особые привилегии.
Будучи связанной с целомудрием, Артемида в раннем возрасте попросила своего отца Зевса даровать ей вечную девственность. Кроме того, все ее спутницы были девственницами. Артемида очень защищала ее чистоту и жестоко наказывала любого мужчину, который пытался обесчестить ее в любой форме. Актеон во время охоты случайно наткнулся на Артемиду и ее нимф, купавшихся обнаженными в уединенном бассейне. Увидев их во всей их обнаженной красоте, ошеломленный Актеон остановился и посмотрел на них, но когда Артемида увидела, что он смотрит на них, она превратила его в оленя. Затем, разъяренная отвращением, она натравила на него его собак.
Они преследовали и убили еще одного оленя, но это был их хозяин. Как и в случае с Орионом, великаном и великим охотником, существует несколько легенд, повествующих о его смерти, одна из которых связана с Артемидой. Говорят, что он пытался изнасиловать богиню-девственницу, поэтому убил его ее луком и стрелами. Другой говорит, что она вызвала в воображении скорпиона, убившего Ориона и его собаку. Орион стал созвездием на ночном небе, а его собака стала Сириусом, собачьей звездой. Еще одна версия гласит, что это скорпион ужалил его и превратился в созвездие с Орионом, позднее ставшее Скорпионом.
Нажмите для
Храм Артемиды ТурыЗнаете ли вы это?
Индивидуальные туры
Индивидуальные туры. ..
Показать больше
Амазонки
Амазонки были женщинами-воинами, которые жили в Ане…
Показать больше
Музей Эфеса
В Эфесе археологические артефакты, которые были…
Показать больше
Мозаика в Эфесе
Датируется древнегреческим и римским периодом, мозаика. ..
Показать больше
Что делает Эфес таким особенным
Будучи гидом в течение 23 лет и путешественником в течение…
Показать больше
Раннехристианская базилика
Церковь была построена над эллинистической городской стеной. ..
Показать больше
Храм Исиды
Эфес на протяжении всей своей истории всегда имел большое…
Показать больше
Одеон
Это здание имеет форму небольшого театра с…
Показать больше
Террасные дома
Террасные дома Эфеса расположены на холме, недалеко от. ..
Показать больше
Портовая гимназия
В средней части ба…
Показать больше
Экскурсии в Эфес
Откройте для себя Эфес с лучшим местным гидом и…
Показать больше
Двойные церкви
Это римское здание датируется II веком н. э.
Показать больше
Большой бунт против Пола
Именно в это время возникло не маленькое расстояние…
Показать больше
улица Куретес
Это одна из трех главных улиц Эфеса, но…
Показать больше
Стадион Эфес
Эфесский стадион был расположен к югу от.