Интервью с пилотом Дамиром Юсуповым, который посадил самолет в кукурузном поле — 10 марта 2023
Летом 2019 года на Дамира Юсупова свалилась огромная популярность. После выхода фильма пилот готов к новому ажиотажу
Фото: Владислав Лоншаков / E1.RU
Поделиться
15 августа 2019 года на всю страну прогремела новость: из-за попавших в двигатели птиц самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в кукурузном поле в Подмосковье. Благодаря уверенным действиям экипажа и командира воздушного судна Дамира Юсупова никто из пассажиров не пострадал. Позже Владимир Путин присвоил Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину звания Героев России.
История «чудесного приземления» легла в основу художественного фильма Сарика Андреасяна «На солнце, вдоль рядов кукурузы» (фразу «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы» произнес бортпроводник Дмитрий Ивлицкий, указывая пассажирам путь во время эвакуации), который выйдет в широкий прокат 16 марта.
После предпремьерного показа фильма в Екатеринбурге журналисты E1.RU поговорили с Дамиром Юсуповым о кино, новой волне популярности и любви к кукурузе.
— С момента посадки самолета в кукурузном поле прошло три с половиной года. Расскажите, что произошло за это время.
— С одной стороны, ничего не поменялось: я так же работаю командиром воздушного судна в той же авиакомпании. У меня есть семья, занимаюсь домашними делами, воспитываю детей. Но, с другой стороны, у меня есть статус Героя России: нужно участвовать в различных мероприятиях патриотической направленности — встречи со школьниками, студентами. Времени свободного стало меньше.
21 ноября 2019 года в Кремлевском дворце Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину были присвоены звания Героев России
Фото: Наталья Юсупова
Поделиться
— Изначально вы не хотели, чтобы об этой истории сняли фильм, но после предложения режиссера Сарика Андреасяна согласились. Почему?
— Не то что не хотел. В начале, когда это произошло, появилась медийность, популярность, она была очень тяжела, потому что к этому надо быть готовым, и хотелось немного уйти в тень, просто чтобы не было такого внимания. Я не был против [фильма], просто серьезных предложений не поступало. Через какое-то время я познакомился со съемочной бригадой Сарика Андреасяна, он был наслышан об этой истории.
Он заинтересовался, был написан сценарий, проведен кастинг актеров. В съемках я принимал участие как консультант, подсказывал на площадке, как пилоты действовали, какие кнопки нажимали, что говорили, потому что это очень важно.
— Какие еще тонкости важно было учесть?
— Я занимался непосредственно авиационной тематикой. То есть, поскольку это художественный фильм, а не документальный, здесь достоверность в плане жизненных историй не так важна. А что касалось авиации, я старался объяснять так, чтобы это было достоверно. Я был к этому требователен. Непосредственно на съемочной площадке находился в тренажере позади актеров, предварительно консультировал их, что нажимать, как себя вести в кабине.
На предпоказе фильма многие подходили к пилоту с фразой: «Вы герой!»
Фото: Владислав Лоншаков / E1.RU
Поделиться
— Вы хотели, чтобы актер Егор Бероев сыграл главную роль, и вот он в фильме. Сам режиссер учел ваши пожелания?
— Мне говорили, что я похож на актера Егора Бероева. Это у меня где-то внутри сидело, и когда речь об этом зашла, я сказал, что мы похожи, и режиссер Сарик Андреасян эту мысль тоже подхватил. Егор был утвержден на роль, мы с ним предварительно познакомились, поговорили. Он читал мою биографию, смотрел видеоматериалы, как я себя веду, чтобы изучить мое поведение и так же сыграть. Я считаю, что он справился достойно.
— А поступали ли вам предложения сыграть самого себя?
— Не поступали, но, если бы и поступали, я бы все-таки отказался, потому что актер — это такая сложная работа. Это нужно играть, а я в этом плане немного сдержан на эмоции, и так сыграть я бы не смог.
Весь полет с момента отрыва от полосы до касания земли у нас длился 93 секунды. В фильме он длится несколько минут. Это сделано, чтобы показать драматизм событий: как пассажиры себя ведут, как бортпроводники ходят по салону и успокаивают их — вот это вымысел.
— На самом деле пассажиры сохраняли спокойствие…
— То, что на борту не было паники, меня тоже удивило. Я видео смотрел и разговаривал с пассажирами, люди внутренне переживали, молились, кто-то не понял, что происходит, но было спокойно. В фильме по-другому, чтобы вызвать зрителя на эмоции.
— Эти 93 секунды длились слишком долго или слишком быстро, по вашим ощущениям?
— Эти 93 секунды длились как 93 секунды. Я смотрел видео, где летчики-испытатели рассказывали о том, что время замедляется и в течение секунды происходит очень много событий.
И весь этот полет в кабине была очень напряженная ситуация. То есть помимо того, что мы понимали, что происходит, мы видели показания пилотажных приборов, показания бортового компьютера, который неисправность показывал, звучали сигнализации отказа — было очень шумно в кабине. Был большой поток информации, и времени на сентиментальность не было, мы боролись до конца, и считаю, что с ситуацией этой справились.
Лайнер А321 летел из аэропорта Жуковского в Симферополь, но из-за аварийной ситуации приземлился прямо в поле
Фото: Галина Елисеева / ТАСС
Поделиться
— Можно назвать эту картину вашим откровением?
— Я думаю, что да, потому что эта картина — не только мое откровение, она показывает жизнь многих ребят, тех, кто мечтал о какой-то профессии или мечтает до сих пор и вовремя мечту не воплощает. Причины могут быть разные, у меня не получилось воплотить [сразу], так как я был недостаточно усерден. Я не прошел медкомиссию, но надо было попытаться еще раз, быть более настойчивым.
После этой истории мне писали не только дети, которые хотят стать летчиками, но и взрослые ребята — 30 лет и старше, которые говорили: «У нас такая же история, один в один. У меня такой же возраст, я хочу поменять свою профессию. Вы меня вдохновили на то, что жизнь все-таки можно менять». На самом деле, в моем возрасте это была авантюра. Имея семью, хорошую работу — раз, ты это бросаешь и начинаешь с чистого листа. Тут в каждом конкретном случае надо подходить по-разному.
Дамир Юсупов не прошел медицинскую комиссию при первой попытке поступить в летное училище. После этого он окончил юридический факультет Чувашского госуниверситета и несколько лет работал юристом в администрации Сызрани. Через несколько лет Юсупов всё же поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, в 2013 году в возрасте 36 лет окончил его с отличием и начал работать в «Уральских авиалиниях».
— Вы поддерживаете общение с пассажирами того рейса?
— С пассажирами мы поддерживаем отношения. После того как этот случай произошел, пассажиры пустили тетрадку, где написали свои имена и номера телефонов. Потом наиболее активными людьми был создан чат. Мы общались и до сих пор общаемся и периодически на годовщину этого события даем о себе знать, переписываемся, бывает, даже встречаемся.
15 августа 2019 года — второй день рождения для пассажиров и всего экипажа. В 2020 году они собирались вместе, чтобы отпраздновать годовщину «чуда на кукурузном поле»
Фото: Ольга, пассажирка рейса
Поделиться
— Вы говорили о том, что вы не медийный человек. Ажиотаж может начаться снова, вы уже привыкли к этому?
— Я уже научился распределять силы. Вначале, когда всё это случилось, было очень неожиданно, я не был к этому ни морально, ни физически готов. А съемка фильма — это мой осознанный шаг. Самое главное, что я к этому готов. Знаю, какая, возможно, будет реакция и как себя вести.
— Вы не раз говорили, что перестали представляться в самолете. До сих пор не называете пассажирам своего имени?
— До сих пор не называю своего имени. Первое время, когда начал летать [после того рейса], это было мое решение — не представляться. У людей все-таки разные эмоции на это событие: кто-то радовался, у кого-то могли быть негативные эмоции. В начале я просто не представлялся, так было спокойнее. Потом волнение прошло, и в одном из первых полетов, когда я представился, в полете была сильная болтанка (турбулентность. — Прим. ред.), вот поверьте, она от пилотов никак не зависит.
Потом я снова перестал представляться, я говорю всю информацию пассажирам, но просто не называю своего имени. Это звучит плавно и незаметно. Некоторые говорят: «Мы что-то не расслышали имени командира». Были пассажиры, которые спрашивали: «Не Дамир ли?», а некоторые по голосу узнавали: «Вы не представились, а мы вас узнали».
— Когда вы снова сели за штурвал после посадки на поле, испытывали волнение или страх?
— После посадки в первый раз я сел в кабину 21 сентября. Прошло больше месяца. Когда долго не летаешь, как и в любой другой профессии, появляется волнение, чувство, будто ты какую-то нить теряешь. И мне хотелось выполнить быстрее следующий рейс, потому что все считают ту посадку чудом, но все-таки для меня это был негативный опыт.
И поэтому, когда мы совершили посадку в кукурузном поле, было чувство неудовлетворенности, что всё пошло не так, как мы хотели. И это были переживания, поэтому хотелось как можно быстрее выполнить следующий рейс с благополучным исходом, и чтобы следующий полет закрыл собой тот негативный рейс. Но я чувствовал поддержку, сел на свое рабочее место и было ощущение, что перерыва и не было.
Остатки фюзеляжа А321 после перемещения их с кукурузного поля на стоянку рядом с аэропортом Жуковским
Фото: Владислав Лоншаков / E1.RU
Поделиться
— Благодаря любви к небу вы обрели семью и стали Героем России. Это всё судьба?
— Вся наша жизнь — это судьба. На самом деле, когда я только начинал летать в Екатеринбурге вторым пилотом, я летел пассажиром по форме (имеется в виду, был одет в летную форму. — Прим. ред.). Я шел в конец салона, и моя [будущая] жена Наталья уже сидела там. Весь полет мы разговаривали, тогда я обратил внимание на ее электронный билет и запомнил фамилию и имя. Завязалась дружба, которая превратилась в семью.
— Помните, что сказала вам семья, когда вы впервые встретились после той посадки?
— Первым делом я позвонил жене, потому что хотелось, чтобы она услышала это от меня, а не из телевизора или от журналистов. Фраза была короткая: «Привет, не переживай, мы сели в поле, все живы и здоровы». Положил трубку, она, конечно, не поняла, начала перезванивать. Потом в течение дня созванивались, переписывались, а домой я вернулся практически через сутки. Встреча прошла спокойно, дети уже были подготовлены. Самое главное, когда близкие родственники узнали про эту историю, она уже завершилась.
— Вы как-то отмечаете 15 августа?
— Это наш второй день рождения, и к этой дате я отношусь серьезно и трепетно. Стараюсь брать выходной, мы стараемся с экипажем и пассажирами проводить этот день вместе. Для меня жизнь разделилась на до и после. Я хоть и сказал, что жизнь особо не поменялась, но это звание Героя России какие-то коррективы все-таки внесло.
— Стало тяжелее?
— Стало морально тяжелее, все-таки высокое звание нужно достойно нести и заниматься общественной работой.
Экипаж, посадивший самолет на кукурузное поле, в августе 2019 года пришел на матч «Урала»
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
— Случалось ли потом, что рейс выпадал на 15 августа? Придавали ли вы этому какое-то значение?
— Нет, я человек не суеверный. У меня много спрашивали про предчувствие, про сны и какие-то знаки в этот день — ничего такого не было. Я не обладаю таким даром. Было несколько раз, что я летал в этот день, всё спокойно, обычные полеты. Было бы уместнее сказать, какие эмоции вызывает аэропорт Жуковский… Когда взлетаешь на таком же нагруженном самолете с этой же полосы, тут уже больше ассоциаций, потому что ты опять возвращаешься в ту ситуацию.
— Вы сейчас живете в Полевском. Как часто вас узнают прохожие?
— Да, бывает, узнают. Кто-то руку пожать хочет, кто-то сфотографироваться, вопросы задают. Люди с пониманием подходят, особо в душу не лезут. Я никогда не отказываю, я понимаю их добрые чувства и с уважением к ним отношусь.
— Ваши дети пошли по вашим стопам?
— Шестилетний сын увлечен авиацией, смотрит видеоролики, конструирует самолеты, рисует их. Даже инструкции, которые есть в самолетах, сам сочиняет и склеивает. Футболки у него все с самолетиками, даже в садике презентацию про самолеты делал. Он настолько «про самолеты», что, бывает, надоедает вопросами, честно говоря (улыбается. — Прим. ред.). Сейчас фильм вышел, он снова смотрит про катастрофы, уже даже больше меня знает историю авиации.
— Вас это радует?
— Да, приятно. Поскольку у меня династия, папа у меня пилот, я пилот, было бы приятно, если бы кто-то это продолжил. Если кто-то из детей захочет быть пилотом, я ему помогу, но, если не захотят, я не буду настаивать.
— Какие у вас теперь ассоциации с кукурузой?
— Только положительные. Кукурузу я всегда любил, вареную, с солью. Когда в Анапу отдыхать полетели, я с большим удовольствием ел ее там и думал: «Всё благодаря ей, благодаря этому полю». На самом деле, с того поля у меня есть початок кукурузы дома. Когда мы уже выходили, кто-то в коробку кукурузу набрал и как сувенир нам раздал. У меня до сих пор лежит в холодильнике. На годовщину мы тоже собирались на этом же поле, купили кукурузы, сварили ее символически.
Дамир Юсупов до сих пор хранит дома кукурузу с того самого поля
org/Person»>Фото: предоставлено Дамиром ЮсуповымПоделиться
— Это вам не напоминает о том дне?
— Я не живу тем днем, это прошло — и прошло. Я оценил свои действия: где-то правильные, где-то неправильные. Я прочитал отчет, с которым согласен, всё принял к сведению. Ошибки учел и продолжаю дальше летать. Приятно, что президент наградил, это большая честь, но самая большая награда для меня — это сохраненные жизни пассажиров, что они смогли сами добраться домой целые и невредимые. Я сплю спокойно и не переживаю, что кто-то не вернулся.
— Это же и есть героизм.
— Это обычные мои действия, которые я должен был выполнить. Чем-то героическим я это не считаю, но со стороны виднее. Хоть я и думал, что звание Героя дают тем, кто спас жизни людей. Ситуация к тому же была нестандартная и всё могло повернуться в другую сторону.
Ранее Дамир Юсупов также рассказал, какие ошибки совершил экипаж при посадке самолета в кукурузном поле. Он считает, что нарушение инструкции помогло спасти жизни пассажиров.
Всю информацию о том, как самолет «Уральских авиалиний» приземлился в поле, мы публикуем в специальном разделе.
Пилот F-35 пожаловался, что тачскрины вызывают ошибки, физические тумблеры были надёжнее / Хабр
alizarВремя на прочтение 2 мин
Количество просмотров21K
Интерфейсы *Графический дизайн *Дизайн Транспорт
Визуализация в шлеме пилота F-35 Joint Strike Fighter
F-35 — один из самых дорогих самолётов в истории авиации, его разработка сопровождалась перерасходом бюджетов и многими известными косяками. Но в конце концов проект завершили и выпустили самолёт в серию. Одно из главных конструктивных изменений F-35 заключается в удалении большого количества маленьких тумблеров, которые заполняли панель старого кокпита. Их заменили большим сенсорным экраном.
Ребята из авиационного журнала Husk-Kit попросили (анонимного) пилота F-35 дать откровенную оценку самолёту. И оказалось, что сенсорный экран вызывает серьёзные проблемы. Например, у этого конкретного пилота процент ошибок при попытке активировать функцию составляет 20%.
Вот что он говорит: «Остальной кокпит красив на вид — ничего аналогового, всё цифровое, в кабине осталось примерно 10 реальных физических переключателей. Заметьте, я говорю красив на вид, но это не обязательно значит, что с ним удобно взаимодействовать! Теоретически цельный дисплей великолепен. Это сенсорный экран, вы можете настроить его так, чтобы он показывал практически всё, что вы хотите, в любом виде. К примеру, топливный дисплей. Можно развернуть его на большое окно, которое показывает всё о топливной системе самолёта: содержимое каждого бака, какие насосы работают, температуру топлива, центр тяжести и т. д. Или свернуть его в маленькое меньшее окно только с основной информацией. Или не показывать его вообще, потому что на кнопках доступа к функциям (Function Access Buttons, FAB) в верхней части дисплея всегда есть небольшая секция топлива с необходимой информацией, которая видна в любое время. В этом вся прелесть дисплея — размер и настройка. Недостаток в полном отсутствии тактильной реакции. Бывает непросто нажать правильную «кнопку», когда самолёт в движении, так как временами неслабо трясёт. В настоящее время я ошибаюсь с кнопками примерно в 20% случаев во время полёта. Причина в неправильной идентификации или, чаще всего, палец не попадает из-за турбулентности или под действием ускорения. Один из самых больших недостатков в том, что вы ни к чему не можете прижать руку во время нажатия — подумайте, насколько проще печатать на смартфоне большими пальцами, когда держишь его в руках, чем пытаться попасть по виртуальной клавиатуре только указательным пальцем».
Для сравнения, так выглядел старый кокпит:
Это не первый раз, когда пилоты говорят о проблемах, возникающих при установке сенсорных экранов или мембранных переключателей вместо физических толстых кнопок и переключателей. По сравнению с ними сенсорные экраны лучше настраиваются и более универсальны, а мембранные переключатели дешевле.
Когда дело доходит до кризисных ситуаций, возникают всевозможные проблемы. А сегодня эргономика сенсорного мира проникает практически повсюду.
Теги:
- F-35
- тачскрин
- сенсорный дисплей
Хабы:
- Интерфейсы
- Графический дизайн
- Дизайн
- Транспорт
Всего голосов 47: ↑46 и ↓1 +45
Комментарии 197
Анатолий Ализар @alizar
автор, фрилансер
Telegram
Видео Самолет совершает аварийную посадку после того, как окно пилота распахнулось
Что дальше для России?
29 июня 2022 г.
Что будет дальше после стрельбы в школе в Техасе?
25 мая 2022 г.
Что дальше с правами на аборт в Америке?
03 мая 2022 г.
Новая битва за право голоса
02 мая 2022 г.
Как мы можем построить чистое и возобновляемое будущее
19.04.2022
Борьба за Киев
11.03.2022
Проверка экстремизма в армии
27.04 , 2021
Насилие с применением огнестрельного оружия: американская эпидемия?
03 мая 2023 г.
Пограничный кризис: что происходит на границе США и Мексики?
18 июня 2021 г.
Вспоминая Джорджа Флойда: год протеста
25 мая 2021 г.
Источник COVID-19: что нам известно
07 апреля 2021 г.
Как произошел скачок акций GameStop на Уолл-Стрит?
12 февраля 2021 г.
Почему люди не решаются доверять вакцине против COVID-19?
10 декабря 2020 г.
Как изменение климата и управление лесным хозяйством усложняют сдерживание лесных пожаров
29 сентября 2020 г. ол бунт
23 февраля 2021 г.
Итоги 2020 года: год, не похожий ни на один другой
22 декабря 2020 г. 006 12 марта 2021 г.
Почему не Коллегия выборщиков и всенародное голосование всегда совпадают?
29 октября 2020 г.
В США зарегистрировано 250 000 смертей от коронавируса
18 ноября 2020 г.
08 февраля 2021 г.
Переход власти у президента: изучено
01 декабря 2020 г. 2021
Как пройдет инаугурация Джо Байдена отличается от предыдущих лет
15 января 2021 г.
Текущие протесты в Беларуси: изучено
04 декабря 2020 г.
Трамп оспаривает голосование и подает в суд
5 ноября 2020 г.
DNC и RNC 2020 года отличаются от предыдущих
17 августа 2020 г.
Что происходит с USPS?
20 августа 2020 г.
Голосование в 2020 г. во время COVID-19
13 октября 2020 г.
Дезинформация в 2020 г.
30 октября 2020 г.
Wild Crime
26 октября 2022 г.
Воздействие x Ночная линия
28 октября 2022 г.
Поездка за властью: те, кто ищет власти, и те, кто преследует их 01 сентября 2022 г.
История Иваны Трамп : Первая жена
25 июля 2022 г.
Aftershock
18 июля 2022 г.
Mormon No More
22 июня, 2022
Не оставлять следов: скрытая история бойскаутов
15 июня 2022 г.
Хранитель праха: убийства девочек-скаутов в Оклахоме
20 мая 2022 г. ll
13 мая 2022 г.
Superstar: Патрик Суэйзи
14 апреля 2022 г.
Семья Кардашьян — специальный выпуск новостей ABC
05 апреля 2022 г.
24 месяца, которые изменили мир 90 005
30 марта 2022 г.
Вы видели этого человека?
22 марта 2022 г.
Двое на войне
07 марта 2022 г.
Война Путина: битва за спасение Украины , 2022
Восстание королев экрана
04 февраля, 2022
X / one rated — Убийство Малкольма Икс и 55 лет справедливости 005
05 января 2022 г.
Алек Болдуин: без сценария
03 декабря 2021 г.
Pilot Point ISD выбирает инновационную систему Go-To-Green для защиты студентов и сотрудников в случае активного стрелка или других чрезвычайных ситуаций — Совет по обучению
Новости отрасли
Tweet Электронная почта
Pilot Point Суперинтендант ISD Тодд Саутхард и попечительский совет округа приняли решение оборудовать объекты округа Go-To-Green, самой инновационной платформой для обеспечения готовности к чрезвычайным более 1400 учителей и учеников в безопасное место в случае чрезвычайной ситуации, такой как ситуация с активным стрелком.
Как и во многих небольших районах, в Пилот-Пойнте были некоторые системы, которые были построены с течением времени, а не с единичными капиталовложениями. Когда округ начал планировать замену своих школьных камер наблюдения единой системой, они поняли, что новейшие технологии позволяют им делать гораздо больше, чем просто наблюдать за развитием ситуации. Начальник полиции Pilot Point ISD Брэд Мерритт увидел демонстрацию Go-To-Green и понял, что у него есть возможность оказать долгосрочное влияние на студентов и сотрудников, которым он призван служить.
В рамках комплексного процесса торгов округа Мерритт представил Эрни Уильямса и Go-To-Green в качестве одного из вариантов, представленных Совету попечителей округа.
«Мы знали, что нам нужно объединить наши камеры в комплексную систему, которой мы могли бы управлять удаленно, — сказал Мерритт. «Go-To-Green позволил нам удаленно контролировать все объекты нашего кампуса и обеспечить максимально безопасную среду для нашего сообщества».
Округ устанавливает передовую систему в своих четырех основных кампусах, а также в нашей альтернативной школе и на наших стадионах. Ожидается, что установка начнется в ближайшие две недели и займет менее месяца.
Go-To-Green (GTG) — это революционная система экстренной эвакуации, предназначенная для школ, предприятий и зданий, позволяющая быстро доставить людей в безопасное место в случае активного перестрелки или других чрезвычайных ситуаций, а также предоставляющая ценную информацию о направлении для правоохранительных органов, чтобы обеспечить максимально быстрое разрешение кризиса. Go-To-Green использует запатентованные слуховые датчики, которые могут обнаруживать выстрелы, будь то в помещении или на улице, и создают безопасные пути эвакуации для людей, находящихся в опасности, и предоставляют правоохранительным органам важную информацию о местоположении и направлении движения стрелка.
По сравнению с любой другой системой безопасности, представленной сегодня на рынке, основная задача Go-To-Green — сначала помочь эвакуировать людей в безопасное место, а затем изолировать нападавшего, чтобы его могли нейтрализовать правоохранительные органы.
Pilot Point ISD давно стремится предложить исключительную рабочую и образовательную среду своим студентам и преподавателям. Фактически, миссия округа призывает руководство создать школу, в которой каждый ученик хочет расти, округ, в котором каждый педагог хочет преподавать, и сообщество, в котором хочет жить каждая семья. Суперинтендант Тодд Саутхард считает, что добавление Go-To-Green является центральным элементом этой миссии.
«Я горжусь приверженностью нашего совета директоров безопасности нынешнего и будущих поколений Bearcats Pilot Point, — отметил Саутхард. «Обеспечение безопасности наших школ занимает центральное место во всем, что мы делаем в Pilot Point ISD».
Go-To-Green был создан заслуженным ветераном и экспертом по контрразведке Эрни Уильямсом.
«Go-To-Green разработан для того, чтобы у тех, кто участвует в ситуации активного стрелка, были наилучшие шансы на выживание, а у сотрудников правоохранительных органов были наилучшие данные для принятия быстрых решений», — сказал Уильямс.