Авиакатастрофа в андах в 1972: Ели погибших товарищей и боролись с морозами 72 дня. Высокая цена «Чуда в Андах»

Ели погибших товарищей и боролись с морозами 72 дня. Высокая цена «Чуда в Андах»

  • Истории

  • Новости

Чартерный рейс FAU 571 должен был доставить 40 пассажиров из Монтевидео в Сантьяго: команда Old Cristians с родней и спонсорами спешила на матч. Лайнер не достиг цели, так как попал в циклон, врезался в скалу и рухнул у потухшего вулкана Тингуиририка.

13 октября 2021 16:00030 066

На момент катастрофы лайнер Fairchild FH-227D налетал 792 часа

12 человек погибли сразу после падения, еще пятеро скончались на следующее утро от полученных травм и холода. Самое страшное ожидало выживших: 28 человек оказались в фюзеляже самолета, лишившегося хвостовой части и крыльев, без теплой одежды, запасов еды и медикаментов.

Катастрофа произошла 13 октября 1972-го, но лишь 22 декабря до оставшихся в живых пассажиров рейса 571 добрались участники спасательной экспедиции: поисковую операцию свернули еще на восьмой день, ведь с высоты полета на снегу не были заметны обломки белого фюзеляжа лайнера. Только благодаря собственной смелости и находчивости 16 человек обрели шанс начать все с чистого листа. История пострадавших получила название «Чудо в Андах», хотя самим героям случившееся казалось вовсе не чудом, а кошмаром наяву: инстинкт самосохранения заставил людей забыть о моральных принципах и религии.

Причины катастрофы

17 человек на борту были регбистами Old Cristians

Экипаж лайнера был опытным: командир служил в ВВС 20 лет и летел через Анды уже в 29 раз, помощник занимался ранее пилотированием истребителей, штурман работал 10-й год. Что же пошло не так?

Еще 12 октября 1972-го вылетевший из Монтевидео лайнер был вынужден совершить посадку в Мендосе из-за штормового фронта над горами. На следующий день путь разрешили продолжить, хотя погода не слишком наладилась. Двигаться пришлось в обход, параллельно горам. После чилийского города Курико экипаж должен был запросить у диспетчера снижение на Сантьяго. Тут-то и произошла фатальная ошибка.

Пилоты ошиблись в расчетах: не учли сильный встречный ветер и запросили снижение слишком рано. Лайнер попал в циклон, так что командир фактически вел судно вслепую. Когда облака рассеялись, экипаж увидел скалу за считанные секунды до столкновения. Выжившие пассажиры впоследствии вспоминали, что почувствовали, как проваливаются в одну воздушную яму за другой, а затем услышали громкий треск.

Рухнувшие надежды

У пострадавших в катастрофе было мало теплых вещей, так что одежду пришлось делать из подручных средств: обшивки салона, кресел

При крушении у лайнера отломились крылья и хвост, а изуродованная часть фюзеляжа упала на ледник с высоты более 700 метров. 12 человек, четверо из которых были членами экипажа, погибли сразу. 22-летнего регбиста Нандо Паррадо, известного впоследствии по книге «Чудо в Андах», спасло то обстоятельство, что в самолете он поменялся местами с другом — уж очень Панчито Абаль хотел сидеть у окна…

Панчито был безнадежен, Нандо впал в кому. Сопровождавшая регбиста сестра угасала, а мать уже скончалась. Погиб и врач команды, так что наложение шин и обработку ран взяли на себя студенты медицинского факультета Роберто Канесса и Густаво Зербино.

Капитан спортсменов Марсело Перес предложил сделать из фюзеляжа убежище, закрыв прорехи в корпусе снегом и вещами. Это решение спасло многих от гибели: пострадавшие устроились на ночевку, прижавшись друг к другу, чтобы было теплее. Однако к утру пятеро из них все равно скончались.

Нандо Паррадо стал самым известным героем тех событий: по его воспоминаниям сняли фильм

Пассажиры не сомневались, что вскоре их спасут, к тому же уже на следующий день над ними пролетел вертолет. Регбисты радостно кричали и махали руками пилотам, не подозревая, что с высоты фюзеляж сливался со снегом, а пострадавшие казались лишь черными точками. В любом случае, до прибытия помощи требовалось продержаться, так что спортсмены принялись искать еду.

Оказалось, в запасе у пострадавших были лишь пара шоколадок, снеки, банка с сардинами и вино. Проблему с питьевой водой решили быстро: на алюминиевых частях самолета топили снег. Но где искать провизию, если вокруг только горы и лед?

Через несколько дней Нандо пришел в себя. Тут же ему сообщили о смерти матери и тяжелом состоянии сестры. Парень ухаживал за Сусаной как мог, но вскоре ее сердце остановилось. Тогда Паррадо понял, что у него осталась единственная цель — выжить любой ценой. На 11-й день после катастрофы регбист осознал, что задача почти невыполнима: из уцелевшего транзистора раздался голос диктора, сообщивший, что поиски Old Cristians прекращены.

Страшный голод

С помощью чемоданов пострадавшие пытались закрыть выход из фюзеляжа, чтобы салон не пронизывал ледяной ветер

Первое время пострадавшие получали паек в виде кусочка шоколадки и глотка алкоголя, но потом и эта провизия закончилась. В отчаянии жертвы трагедии вспарывали кресла, надеясь найти там солому, и жевали кожаные ремни, но такая «пища» не годилась для желудка. Осознание, где найти еду, накрыло игроков через несколько дней.

«Все случилось вечером, мы были в фюзеляже и готовились спать. Я обратил внимание на медленно заживавшую рану на ноге парня, который лежал рядом. В самом центре она была влажной и сырой, а по краям застыла корочка. Я все не мог отвести глаз от этой корочки, а когда появился слабый запах крови, я ощутил, как разыгрался аппетит. Тогда я посмотрел на других товарищей по команде, мы невольно переглянулись — оказалось, они думали, как я. Нам стало стыдно, мы отвернулись друг от друга, но со мной впервые случилось то, что отрицать было бессмысленно — я инстинктивно рассматривал человеческую плоть как пищу. Я был в ужасе от этого, но обратного пути уже не было», — признавался Нандо в мемуарах.

Вскоре Карлос Паэс подтвердил, что еды на багажной полке не осталось. Паррадо посмотрел в сторону лежавшего в снегу мертвого пилота: тело было заморожено, словно лежало в холодильнике. Студенты-медики согласились, что без белковой пищи все погибнут. Хотя пострадавшие в катастрофе являлись верующими католиками, наступил момент, когда религия ослабла перед лицом неминуемой смерти.

Карлосу Паэсу пришлось провести 19-й день рождения в Андах

«Мне принесли серо-белый кусочек плоти. Он был твердым, как дерево, и очень холодным. Я напомнил себе, что это уже не человек, ведь душа покинула тело. И тут же осознал, что подношу мясо ко рту слишком медленно. Я старался ни с кем не встречаться взглядом, но периферическим зрением видел остальных. Некоторые тоже сидели с мясом в руках и собирались с силами, чтобы его попробовать. Другие с мрачным видом жевали. Наконец, и я сунул кусок в рот. У него не было вкуса. Я немного пожевал, потом заставил себя проглотить его. Я не почувствовал вины. Я знал, как сильно табу на эту тему, но если меня и одолевали сильные эмоции в тот момент, то это было негодование», — описывал свои эмоции Нандо.

Поедание плоти умерших вскоре стало обыденным ритуалом, но в воздухе повис вопрос, что делать, когда тела окажутся обглоданными до костей. Выжившие договорились, что тот, кто погибнет в ближайшее время, пожертвует себя остальным. Однако в разум прокрадывался страх, что все зайдет слишком далеко…

Спасение

Нандо Паррадо и Роберто Канесса были спасены, когда встретили Серхио Каталана

До убийства товарищей не дошло, так как 28 октября случился сход лавины. Фюзеляж наполнился снегом, и еще восемь человек погибли. Остальным удалось уцелеть, но на трое суток они застряли в останках самолета: снаружи бушевала метель. Новое потрясение подтолкнуло пострадавших к активным действиям.

Из подушек сидений игроки сделали снегоступы и, взяв теплой одежды и мяса, Нандо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин отправились в поход. Им удалось обнаружить хвостовую часть самолета, где остался шоколад и плесневелые бутерброды. А вот идея починить передатчик в кабине провалилась из-за короткого замыкания в приборе.

Благодаря урокам матери Карлитос Паэс умел неплохо шить и придумал, как сделать из теплоизоляции самолета и ткани спальные мешки для длительных походов. К декабрю в живых осталось всего 16 человек, так что Нандо, Роберто и Антонио понимали: или они найдут помощь сейчас, или погибнут все. Участники экспедиции выбрали западное направление, двинувшись в сторону Чили. Если бы они пошли на восток в сторону Аргентины, то все было бы кончено, ведь ближайшее поселение находилось в сотне километров от места катастрофы.

Половину выживших в катастрофе пассажиров эвакуировали сразу, а остальные устроили истерику, узнав, что за ними вернутся завтра: из-за плохой погоды и возможного перевеса на вертолете

Целью Паррадо стало подняться на вершину, с которой он надеялся разглядеть чилийские луга. На деле перед лидером группы возникли неприступные горы: только тогда регбист понял, что пилот ошибся, и Курико был далеко. Антонио отправили назад к фюзеляжу, ну а Роберто с Нандо продолжили разведку.

Становилось теплее, но от этого портилось мясо, так что вскоре у Роберто началась дизентерия. Он продолжал идти вместе с товарищем, пообещав себе, что остановится только тогда, когда окажется при смерти. Путники спустились вниз и вскоре обнаружили растительность, водоем, а потом и корову.

Через 10 дней пути перед ослабевшими спортсменами возникла река, на противоположном берегу которой сидел пастух Серхио Каталан. Нандо удалось привлечь внимание мужчины, и тот перебросил через водоем камень и карандаш, завернутые в бумагу. Регбист написал о попавших в беду уругвайцах и попросил о помощи, и Серджио отправился в ближайшее село.

22 декабря Нандо двинулся вместе со спасателями к месту крушения самолета: без него найти фюзеляж было бы невозможно. Из-за ухудшения погоды 16 человек эвакуировали два дня, но главное, что они наконец вернулись в цивилизацию. Истощенные, обмороженные, страдавшие горной болезнью — пассажиры казались героями драматического романа.

От восхищения до осуждения и обратно

Нандо выступил консультантом фильма «Выжить», где его сыграл Итан Хоук

Однако чествовать победивших смерть и стихию регбистов не спешили: местные газеты писали, что уцелевшие пошли на сделку с совестью ради выживания. Травля прекратилась после нескольких пресс-конференций: было странно обвинять истощенных пассажиров в том, что они ели замороженные трупы товарищей. Через месяц останки похоронили, а рядом установили крест.

К слову, католическая церковь выступила с заявлением, оправдавшим жертв катастрофы, ну а студент-медик Роберто Канесса подчеркнул, что людоедство — это когда пожирают убитых, они же питались мясом погибших, что следует называть антропофагией.

Место крушения назвали Эдуардо Страуч ведь здесь погибли 29 человек. Чтобы рассказать миру, через что именно пришлось пройти ради спасения, Нандо написал книгу, а в 1993-м на экраны вышел фильм Фрэнка Маршалла «Выжить», где главного героя сыграл Итан Хоук. Сам Паррадо после пережитого увлекся гонками, стал успешным бизнесменом и благотворителем.

Вернувшись домой, Роберто Канесса женился на своей возлюбленной Лауре и стал кардиологом

После пресс-конференции в Сантьяго 13 октября 2012 группа выживших в Андах уругвайских регбистов позировала для журналистов

Роберто Канесса, Антонио Визинтин и Густаво Зербино вернулись на поле через год и немало поспособствовали возрождению команды. Каждый матч игроки посвящали тем, кто навсегда остался в ледяных Андах. Вдохновленные подвигами земляков Old Christians Club неоднократно становились чемпионами Уругвая.

Эдуардо Страуч стал отцом пятерых детей

Воспоминания о трагедии не покидали уцелевших в катастрофе. Так, пассажир Эдуардо Страуч посвятил жизнь архитектуре и живописи, создал большую и крепкую семью, но все равно ежегодно летал на место крушения лайнера, отдавая дань памяти погибших. В 2012-м в соавторстве с писателем Мирейей Сориано он издал книгу «Не могу молчать», где поведал о перенесенных ужасах.

«Мне понадобилось несколько лет, чтобы оправиться. Но сейчас у меня очень насыщенная жизнь! —говорил Страуч в интервью Sports.ru. — В горах я научился многому. По-другому стал смотреть на смерть, на себя самого, на вселенную. Я узнал, каким потенциалом обладает человек. И, само собой, я понял, насколько ценна жизнь».

Фото: Legion-Media, MIGUEL ROJO, CRIS BOURONCLE/GettyImages, АP/ТАСС, личный архив, кадр фильма «Выжить»

Автор текста:Александра Власова

72 дня каннибализма: годовщина авиакатастрфы в Андах

  • Истории

Многим известна история авиакатастрофы 1972 года в Андах, после которой выжившим пришлось стать людоедами. Об этом даже снят фильм «Живые».

13 октября 20205

Участник этих событий Фернандо Паррадо обнародовал свои воспоминания в виде книги, отрывки из которой мы и приводим.

«Старые христиане» в полном составе

Все лето 1972 года Нандо Паррадо, 22-летний студент престижного католического колледжа Стелла Мари в Монтевидео, был счастливым пляжным бездельником. Он катал друзей на своем «рено» вдоль океанского побережья, купался в безлюдных лагунах, снимал девчонок и, съев дома мамин обед, шел на тренировку университетской команды по регби. Осенью «Старые христиане», одна из лучших команд по регби в Уругвае, должны были лететь в Чили, чтобы провести там товарищеский матч.

Поболеть за спортсменов и поглядеть на другую страну отправились также их родственники и друзья. Веселая компания выкупила двухмоторный Fairchild, в который помещалось 45 человек, включая экипаж. 12 октября Нандо вместе с матерью, любимой сестрой Сьюзи и друзьями забрался в самолет, предвкушая новые впечатления.

В пятницу 13 октября Fairchild с пассажирами на борту задел крылом за безымянную скалу в Андах на высоте 4000 метров.

«Почему так холодно? Что с головой-то случилось? Кажется, в волосах засохли сгустки крови… Меня чуть не вывернуло, когда я понял, что вдавливаю кусочки раскрошенного черепа прямо себе в мозг. Больше двух дней я пролежал в коме и очнулся, чтобы увидеть кошмар наяву».

Когда Нандо пришел в себя, рядом сидели несколько товарищей из команды, которые объяснили ему, что случилось. После столкновения со скалой у их самолета оторвало оба крыла и хвост. Искореженный фюзеляж уткнулся в снег, который несколько смягчил удар. Благодаря этому выжили 28 из 45 человек. Мать Нандо умерла, 19-летняя Сьюзи была тяжело ранена и не приходила в себя.

Ночью на снегу так холодно, что спать можно было только внутри фюзеляжа. Днем выжившие выходили наружу и пытались подавать знаки спасателям. Их явно искали: мимо пролетали два самолета, но не заметили махавших руками людей. Оставалось только собрать все силы и ждать.

В одном из чемоданов нашелся фотоаппарат. В первые недели ожидания ребята много фотографировались

Несколько следующих дней Нандо провел рядом со своей сестрой. Он грел ей ноги и руки, топил в ладонях воду, чтобы поить ее, и все время шептал, что самое ужасное скоро кончится: их найдут и увезут домой. На восьмую ночь Нандо почувствовал, что тело Сьюзи в его объятиях стало другим. Она как-то вся расслабилась, а потом перестала дышать. Наутро он похоронил сестру рядом с матерью.

Теперь он до конца осознал весь ужас положения. Вокруг до горизонта простирались горы и снег. Никакой растительности, ни одного животного. Несколько дней назад закончился жалкий запас орешков, сыра и вина, которые им должны были дать в полете. Только для того, чтобы согреться, молодые организмы ребят сжигали огромное количество энергии, так что вскоре еда превратилась в навязчивую идею.

Нандо с остервенением присоединился к своим товарищам, которые целыми днями методично осматривали багаж и карманы умерших в поисках чего-нибудь съедобного. Они перевернули все камни вокруг места катастрофы, думая найти ростки или червей, но на такой высоте под камнями была только смерзшаяся земля. Пробовали есть кожаные ремешки сумок, хотя понимали, что химически обработанная кожа вряд ли пойдет на пользу их несчастным желудкам. В конце концов они вскрыли сиденья самолета, потому что кто-то предположил, что там может быть солома. Но они нашли только искусственную пену.

«Дело шло к вечеру, мы залезли в фюзеляж и готовились ко сну. Мой взгляд упал на раненую ногу молодого парня, который лежал неподалеку от меня. Центр раны был влажным, а по краям запеклась корка крови. Застывшим взглядом я смотрел на нее и понимал, что от запаха крови мой голод становится совсем невыносимым. Вдруг я осознал, что на рану смотрят все мои товарищи. Мы разом отвели взгляд и принялись заниматься своими делами. В этот момент во мне что-то изменилось: я осознал человеческое мясо как потенциальную еду».

С утра выжившие вяло продолжали поиски пищи, в то же время все чувствовали, что их единственный выход из положения уже стал очевиден всей группе.

На девятый день после катастрофы ученик медицинского отделения Роберто Канесса, который также играл в составе «Старых христиан», собрал всех возле остатков самолета. Он заявил, что у ребят есть два выхода. Первый — это лечь в фюзеляже, экономить энергию и ждать, пока их спасут. Второй — начать есть замороженные тела погибших: плоть больше не нужна мертвым. Тогда у оставшихся появятся силы, чтобы попытаться выбраться из ловушки самим. Нужно исследовать окрестности, найти хвост самолета, в котором должны быть батареи: с их помощью можно оживить передатчик в кабине пилотов и подать людям сигнал о помощи. Об этом ему рассказал механик перед смертью.

Жертвы катастрофы на чемоданах. Октябрь 1972 года

Повисла тяжелая пауза. «Неужели Бог простит нам это?» — прошептал кто-то из «Старых христиан». «Бог не простит, если ты откажешься жить», — ответил Роберто. В конце концов, они все ели «тело Христово» и пили его «кровь» во время причастия. Дискуссия об этической стороне вопроса продолжалась до вечера, однако никто из ребят не выступил категорически против.

С наступлением темноты спорщики притихли: все поняли, что достигли согласия. Оставалось решить, кто займется практической стороной принятого решения. Кто настолько смел, чтобы срезать мясо с мертвого друга? «Я сделаю это», — сказал Роберто. С ним вызвался идти еще один студент-медик.

После этого все выжившие взялись за руки и дали согласие на то, что в случае смерти любого из них оставшиеся имеют право съесть его тело.

«Они ушли к могилам. Было слышно, как ребята тихонько переговариваются во время своей страшной работы. Довольно скоро Роберто и Густаво вернулись. Они принесли небольшие куски серо-белого мороженого мяса, твердого, как дерево. Я долго смотрел на свой кусок перед тем, как отправить его в рот. Один или два раза я пожевал его, не чувствуя вкуса. Потом сделал усилие и проглотил. Мне дали обещание, что тела моей матери и сестры не тронут. Даже без них мяса хватило бы на много недель. Успокоенные этой мыслью, мы заснули».

На следующий день люди впервые проснулись с желанием что-то делать. Была организована экспедиция, которая планировала подняться вверх по следу съехавшего фюзеляжа. Ближе к вершине, где произошло столкновение, мог лежать хвост с батареями. Членам экспедиции привязали к ногам подушки из самолета — так они не проваливались в снег. Однако исследователи вернулись ни с чем. Они обнаружили только обломок крыла и несколько мертвых тел, что, впрочем, все расценили как полезную находку.

Ночлег внутри фюзеляжа упавшего самолета

Вечером 29 октября жертвы крушения в очередной раз устроились на ночь в фюзеляже самолета. После недолгого тревожного сна Нандо проснулся от того, что почувствовал прикосновение чего-то мокрого к лицу. В следующую секунду на него обрушилась холодная тяжесть. Когда Нандо попытался вдохнуть, ему в рот набился снег, снежная каша заполнила уши и нос. Он понял, что сейчас задохнется, и даже с некоторым интересом подумал, что вскоре узнает, что там, по ту сторону жизни.

В этот момент чья-то рука разрыла снег перед его лицом, и Нандо смог продышаться. Он догадался, что его откапывают друзья. Ночью фюзеляж накрыла лавина. Часть спавших людей придавило снегом, провалившимся в самолет. Восьмерых из них так и не успели откопать, пока они не задохнулись.

Следующие три дня уцелевшие просидели внутри своего убежища, погребенного под лавиной. От снежного пола до потолка оставалось не больше метра, так что приходилось либо лежать, либо сидеть, подтянув ноги к подбородку. Длинным штырем удалось проковырять отверстие для доступа воздуха. По какому-то дьявольскому совпадению в это время случились дни рождения сразу у двух пленников.

Расчистка самолета от снега. 4 ноября 1972 года

Снаружи продолжалась сильная снежная буря, так что начинать откапываться было невозможно. Самое ужасное состояло в том, что пленники были лишены доступа к еде: тела погибших в катастрофе навсегда остались под плотным слоем снега. Конечно, прямо у них перед глазами лежали еще совсем свежие трупы друзей, но даже самых голодных останавливала перспектива стать свидетелем страшной работы медиков, нарезающих мясо, и видеть того, кого им придется есть.

На третий день снежного плена один из уцелевших не выдержал: он нашел кусок стекла и подошел к одному из мертвых.

«Я смотрел, как он взрезает нашего общего друга, слышал звук лопающейся кожи, когда стекло вошло в тело, и испытывал утробный ужас. Окровавленный кусок, который мне передали, чуть не вызвал рвоту. Но я все-таки попробовал его. Мясо было мягким и жирным на вкус, иногда в нем попадались хрящи. Я давился и ел…»

На четвертый день вышло солнце, и люди смогли откопаться из-под снега. Неделя ушла у них на то, чтобы очистить фюзеляж от ледяной корки с помощью острых кусков пластика. Рядом со своей стоянкой выложили огромный крест из чемоданов. Теперь они были уверены, что, если их продолжают искать, спасатели увидят лагерь с воздуха.

Параллельно группа не оставляла попыток найти хвост самолета. К середине ноября поиски увенчались успехом. В хвосте были обнаружены не только заветные батареи, но и запас сигарет. Еще неделя ушла на попытки подсоединить батареи к передатчику, однако, несмотря на все старания, ничего не получалось. В конце концов регбисты поняли, что механик ошибся: передатчик работал от общей сети самолета. Таким образом, последняя надежда покинула их в первых числах декабря.

Регбисты машут спасательным вертолетам

Больше полутора месяцев прошло с момента катастрофы. Если спасатели и искали их, они наверняка прекратили поиски к этому времени. Еще больше пугало уцелевших то, что подходил к концу запас еды. Теперь они добрались до того, о чем не могли и подумать раньше: головной мозг, печень, легкие…

Было принято решение отправиться за помощью. Чтобы пережить пронизывающий ночной холод, ребята сшили спальный мешок, используя изоляцию в стенках самолета и материал с сидений. Один из регбистов нашел набор иголок в сумочке своей погибшей матери. Непослушными на морозе пальцами они день за днем шили мешок для трех человек. Прижавшись друг к другу, люди внутри должны были пережить ночь даже на голом снегу.

12 декабря Нандо Паррадо, Роберто Канесса и еще один их товарищ, который чувствовал себя в силах совершить длинный переход, встали ранним солнечным утром и отправились на запад. Туда, где, по их представлениям, находилась цивилизация. Они решили идти, пока им хватит сил.

«Я оделся еще с вечера: хлопковая рубашка, двое женских брюк, трое джинсов и три свитера. На четыре пары носков я надел пластиковые пакеты, чтобы ноги не намокли. На руки я повязал куски ткани. Кроме того, с собой я приготовил длинный алюминиевый стержень, чтобы опираться на него, и женскую губную помаду, чтобы защитить губы от ветра».

На девятый день Нандо и Роберто (их третий спутник не смог идти дальше и остался умирать в горах) вышли к стоянке пастухов. 22 декабря вертолеты со спасателями прилетели к горному лагерю уцелевших после катастрофы.

Спасенных ведут в вертолет

Воскресшие из мертвых регбисты стали в Уругвае национальными героями. Поначалу они приняли решение никому не рассказывать о том, какой ценой им удалось выжить. Однако фотографии с места событий попали в прессу, журналисты начали догадываться, чем питались люди во время двухмесячного ожидания. Сенсация распространилась по газетным заголовкам всего мира. Очень скоро уцелевшие герои осознали, что каннибализм привлекает гораздо больше людей, чем они могли себе представить, когда нарушали это священное табу на пороге смерти.

Однажды в октябре они, как обычно, собрались вместе и решили, что все равно доберутся до Чили, чтобы сыграть там свой матч-реванш. 12 октября 1975 года регбисты из колледжа Стелла Мари снова сели в самолет, с вызовом глядя друг на друга. На следующий день в Сантьяго с опозданием ровно в три года состоялась та самая показательная игра с чилийцами. С тех пор Кубок дружбы проходит ежегодно, и каждый раз, поднимаясь по трапу самолета, поседевшие регбисты понимают, что они сильнее своей судьбы.

В тексте использованы отрывки из книги Ф. Паррадо «Чудо в Андах» (2006).

Автор текста:Екатерина Чекушина

рейс 571 ВВС Уругвая | Авария, спасение и факты

Рейс 571 ВВС Уругвая

См. все СМИ

Дата:
13 октября 1972 г.
Местонахождение:
горы Анды Аргентина

См. весь связанный контент →

Рейс 571 ВВС Уругвая, также называемый Чудо Анд или испанский El Milagro de los Andes , полет самолета, зафрахтованного уругвайской любительской командой по регби, который разбился в Андах в Аргентине 13 октября 1972 года, обломки которого не могли найти более двух месяцев. Из 45 человек на борту самолета выжили только 16. Инцидент привлек международное внимание, особенно после того, как выяснилось, что выжившие прибегли к каннибализму.

Вылет и авария

В 1972 году Клуб старых христиан зафрахтовал самолет ВВС Уругвая для перевозки группы из Монтевидео, Уругвай, в Сантьяго, Чили. 12 октября двухмоторный турбовинтовой самолет Fairchild вылетел из международного аэропорта Карраско с 5 членами экипажа и 40 пассажирами. Помимо членов клуба, на борту находились друзья, родственники и другие лица, которых наняли для оплаты стоимости самолета.

Из-за плохой погоды в горах они были вынуждены переночевать в Мендосе, Аргентина, а затем отправиться примерно в 14:18 следующего дня. Хотя Сантьяго лежал к западу от Мендосы, «Фэирчайлд» не был рассчитан на полеты выше примерно 22 500 футов (6,900 метров), поэтому пилоты проложили курс на юг к перевалу Планшон, где самолет мог безопасно пересечь Анды. Примерно через час после взлета пилот уведомил авиадиспетчеров, что пролетает над перевалом, и вскоре после этого сообщил по радио, что достиг Курико, Чили, примерно в 110 милях (178 км) к югу от Сантьяго, и повернул на север. Однако пилот неправильно оценил местонахождение самолета, который все еще находился в Андах. Не подозревая об ошибке, диспетчеры разрешили ему начать снижение в рамках подготовки к посадке. Вскоре после этого чилийская диспетчерская не смогла связаться с самолетом.

Примерно в 15:30 13 октября самолет врезался в гору, потеряв правое крыло, а затем и левое крыло, прежде чем врезаться в отдаленную долину Аргентины недалеко от чилийской границы. Были начаты поиски пропавшего самолета, но вскоре выяснилось, что последнее указанное местонахождение было неверным. Спасательные работы переместились в Анды, и выжившие позже сообщили, что заметили несколько самолетов. Однако заснеженные горы затрудняли обнаружение белого самолета. Кроме того, суровые условия заставили многих поверить в то, что выживших нет. Через восемь дней поиски были прекращены, хотя позже члены семьи предприняли спасательные работы.

Выживание и спасение

Первоначально в результате крушения погибло 12 человек, в живых осталось 33 человека, некоторые из которых получили ранения. На высоте примерно 11 500 футов (3 500 метров) группа столкнулась со снегом и низкими температурами. Хотя фюзеляж самолета был практически не поврежден, он обеспечивал ограниченную защиту от суровых погодных условий. Кроме того, скудные запасы еды — в основном шоколадные батончики и вино — закончились примерно через неделю. После продолжительного обсуждения выжившие от голода прибегли к поеданию трупов. В течение следующих нескольких недель умерло еще шесть человек, а 29 октября начались новые трудности., когда лавина похоронила фюзеляж и засыпала его часть снегом, в результате чего погибло еще восемь человек.

В это время несколько выживших, «экспедиционеров», обследовали местность в поисках пути отступления. 12 декабря, когда в живых осталось всего 16 человек, три экспедиции отправились за помощью, хотя один позже вернулся к обломкам. После трудного перехода двое других мужчин наконец наткнулись на трех пастухов в деревне Лос Майтенес, Чили, 20 декабря. Однако чилийцы находились на противоположной стороне реки, из-за шума которой их было плохо слышно. Пастухи сказали, что вернутся на следующий день. Рано утром следующего дня снова появились чилийцы, и две группы общались, делая заметки на бумаге, которую затем оборачивали вокруг камня и бросали по воде. Первая записка выживших начиналась так: «Я с самолета, упавшего в горах». Власти были уведомлены, и 22 декабря к месту крушения были отправлены два вертолета.

Шесть выживших были доставлены в безопасное место, но плохая погода задержала спасение восьми других до следующего дня.

Последствия

В результате безумия СМИ выжившие рассказали, что их принудили к каннибализму. Признание вызвало негативную реакцию, пока один из выживших не заявил, что они были вдохновлены Тайной вечерей, на которой Иисус дал своим ученикам хлеб и вино, которые, по его словам, были его телом и его кровью. Объяснение помогло повлиять на общественное мнение, и позже церковь оправдала мужчин.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Это испытание легло в основу ряда книг и фильмов, в том числе бестселлера « Живые » (1974) Пирса Пола Рида, который был адаптирован для большого экрана в 1993 году. Кроме того, несколько выживших написали книги об испытаниях.

Эми Тикканен

Как выжившие после авиакатастрофы боролись за выживание

Когда 13 октября 1972 года уругвайская команда по регби потерпела крушение в Андах, каннибализм помог некоторым из них выжить в течение двух месяцев в суровых условиях.

Автор: Киран Малвейни

Обновлено: | Оригинал:

Rolls Press/Popperfoto/Getty Images

Поначалу никто из пассажиров не запаниковал. Некоторые даже проявляли большую тревогу. Большинству из 45 пассажиров на борту было около двадцати лет, члены команды по регби, летевшие из Уругвая на выставку в Чили, и они кричали и кричали, когда их зафрахтованный самолет попал в турбулентность над Андами и упал на несколько сотен футов. Затем самолет попал во вторую воздушную яму и упал еще немного — и теперь, внезапно, когда он упал под облачным покровом, пассажиры могли видеть горный склон всего в 10 или 20 футах от них.

«Это нормально летать так близко?» — спросил один из них, Панчито Абаль, своего друга Нандо Паррадо.

— Не думаю, — ответил Паррадо. Затем его мир стал черным.

Когда он очнулся, прошло почти 48 часов. Это была пятница, 13 октября 1972 года, и самолет Fairchild F-227 ВВС Уругвая потерпел крушение в ледниковой долине высоко в Андах. Хвост отсутствовал — он был отрезан от остальной части фюзеляжа правым крылом, оторвавшимся после удара о склон горы.

СМОТРЕТЬ: Я жив: выжить в авиакатастрофе в Андах в хранилище HISTORY

Почему это назвали «чудом в Андах»

Rolls Press/Popperfoto/Getty Images

обломки. 

Семь человек на борту были выброшены из фюзеляжа до того, как самолет разбился; еще четверо, в том числе пилот и мать Паррадо, погибли при ударе; и к тому времени, когда Паррадо пришел в сознание, погибли еще пятеро, включая второго пилота и друга Паррадо Абала.

Теперь осталось 29 выживших, одиноких в лютом холоде Анд, без возможности связаться с внешним миром, а белый фюзеляж их самолета был почти невидим в снегу для любых потенциальных спасателей, которые пролетали над головой. К тому времени, когда их испытание закончилось, через почти непостижимые 72 дня после его начала, общее число выживших сократилось до 16. сначала отвращение, но вскоре оно уступило место оценке силы духа и изобретательности, которые позволили им победить, казалось бы, невозможные препятствия. Этот мучительный опыт стал известен как «Чудо Анд».

Голод заставляет выживших прибегать к каннибализму

Rolls Press/Popperfoto/Getty Images

Выжившие после авиакатастрофы в Андах ждут спасения. Оставшиеся в живых после многих дней без пищи выживали, прибегая к каннибализму.

Те, у кого хватило на это сил и сознания, немедленно начали оказывать помощь более тяжелораненым. Они сложили сиденья самолета, чтобы создать убежище в сломанном фюзеляже, где они ютились день и ночь. Они использовали алюминий в спинках сидений, чтобы согреть снег и обеспечить постоянный поток питьевой воды. Но их пайков катастрофически не хватало.

Однажды утром, как позже писал Паррадо, он поймал себя на том, что баюкает один-единственный арахис в шоколаде: «В первый день я медленно высасывал шоколад из арахиса… На второй день… Я осторожно сосал арахис в течение нескольких часов, позволяя я только крошечный кусать время от времени. Я сделал то же самое на третий день, и когда я, наконец, проглотил арахис, еды не осталось вообще».

На большой высоте в Андах их тела полностью поглотили себя лишь вопрос времени. У них был только один выбор. Используя осколки стекла, некоторые из выживших отрезали тонкие ломтики от ягодиц одного из трупов и молча принялись за еду.

Некоторые сопротивлялись этому судьбоносному шагу, пока могли, цепляясь за надежду на спасение. Но затем они нашли транзисторный приемник, и небольшая группа людей внимательно слушала выпуск чилийских новостей о том, что официальные поиски прекращены.

«Эй, мальчики!» — крикнул один из них остальным выжившим. «Есть хорошие новости. Они прекратили поиски».

«Какого черта это хорошие новости?» — крикнул один в ответ.

«Потому что это означает, что мы выберемся отсюда сами».

Выжившие отправляются на поиски помощи

Bettmann Archive/Getty Images

Двое выживших после крушения вышли из Анд, чтобы привлечь помощь, прикрепив записку к камню и бросив ее фермеру через ручей. 

На 18-й день случилась беда. Лавина почти похоронила фюзеляж, погубив еще восемь человек и укрепив убежденность оставшихся в том, что теперь им придется идти через горы в поисках цивилизации и спасения. Это казалось невыполнимой задачей: никто из них не был альпинистом. все были ужасно слабы, у них не было ни подходящей одежды, ни снаряжения. Но альтернативы не было. Слепили сани, сшили материал для спального мешка и отобрали тех, кто совершит марш.

После нескольких недель подготовки и безрезультатных попыток группа — сначала трое, а потом двое, чтобы сэкономить ресурсы — отправилась на запад, в сторону Чили. Борясь с холодом и горной болезнью, они каким-то образом поднялись на ближайшую вершину, на все 15 000 футов, и осмотрели окрестности. Они увидели немного, но больше гор и извилистую долину. «Мы через многое прошли», — сказал один из альпинистов, Роберто Канесса, другому Паррадо. — А теперь давай умрем вместе.

В отчаянии, в неуверенности они спустились с другой стороны горы и начали спотыкаться по леднику внизу, пытаясь продвинуться вперед, но слабея день ото дня, пока 18 декабря не услышали шум воды. Это было устье реки, по которой они стали следовать. На следующий день они увидели признаки человечества: ржавую банку из-под супа, подкову, коровий навоз, стадо коров и, наконец, вечером 20 декабря — человека верхом на другом берегу реки.

Спасение наконец

Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images

Нандо Паррадо (слева) и Роберто Канесса (в центре), бывшие члены уругвайской команды по регби, пережившие авиакатастрофу рейса 571, на пресс-конференции после пережитого были задокументированы в книге Пирса Пола Рида (справа) «Живые: история выживших в Андах», 1974 год.

реке, пытался объяснить, кто он такой, изображая крушение самолета. Даже делая это, он опасался, что мужчины сочтут его сумасшедшим и уйдут.

Вместо этого один из мужчин привязал к камню записку и бросил ее через реку: «Скажи мне, чего ты хочешь». Паррадо трясущимися руками начал писать: «Я с самолета, упавшего в горы». Он объяснил, что они с Канессой слабы и голодают, что в самолете осталось 14 друзей и что им очень скоро понадобится помощь.

«Когда ты приедешь за нами? Пожалуйста. Мы даже ходить не можем. Где мы?» Собираясь бросить камень обратно, он остановился. Был ли он достаточно силен? Он собрал последние силы и со всей оставшейся силой швырнул камень и смотрел, как тот подпрыгнул на берегу реки и покатился на берег. Мужчина прочитал его и поднял руки, как бы говоря: «Я понимаю».

Позднее тем же утром появился еще один человек верхом, на этот раз на их стороне реки, и вскоре они оказались в хижине, где их кормили горячей едой. Прибыла чилийская конная полиция и группа репортеров. Спасательные вертолеты приземлились, и, хотя их экипажи явно сомневались в рассказе Паррадо о восхождении и спуске с горы, они отправились с ним на поиски самолета.

Сильная турбулентность ударила и сотрясла вертолеты, которые с визгом пытались подняться на гору; как только они миновали вершину, свирепые ветры погнали их обратно, заставив облететь гору и приблизиться с юга, дезориентируя Паррадо, который был полон страха, что он не сможет найти своих товарищей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *