Храмовый комплекс Ангкор Том — Байон (Bayon)
Общая информация, история
Главный вид на Байон
Байон (Bayon) — один из удивительнейших храмов, находящихся на территории Ангкор Тома и являвшийся его религиозным центром. «Изюминкой» Байона являются башни со множеством ликов, высеченных из камня, безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства – и на всю Кхмерскую империю. Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля. К сожалению, на сегодня сохранилось порядка 37 башен. Каждая башня имеет по четыре лика, взирающих во все стороны света, причем выражения лиц с каждой стороны разные. Все башни были покрыты золотом. Помимо самих ликов, особый интерес представляют также барельефы, расположенные в галереях первого и второго ярусов, резнина и более 1000 изображений апсар (небесных танцовщиц).
Храм был построен в духе буддизма, однако, присутствуют черты индуизма.
Байон был и остается центральным храмом Ангкор Тома. С ним непосредственно связана легенда о Пахтании океана молока, в соответствии с которой Байон выступает в качестве основы, служащей средством для взбивания Океана молока, для получения эликсира бессмертия.
Построен храм в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII, правил 1181-1220 гг.) и не раз достраивался и перестаивался при последующих правителях. Восстановительные работы в Байоне начались в 20-х годах XX в.
Множество высеченных лиц – это лицо бодхисатвы Авалокитешвары – божества сострадания, прообразом внешности которого стал сам Джаяварман VII.
Ориентация в храме, советы для осмотра
Лица в Байоне
Времени на осмотр храма стоит выделить около 2 часов.
Байон находится в центре Ангкор Тома в храмовом комплексе Ангкор, на пересечении четырех дорог, ведущих в Ангкор Том, которые приводят прямо к храму. Непосредственно к самому Байону можно подъехать на мотобайке или велосипеде, пешком идти довольно далеко: от ворот до храма расстояние приличное – 1,5 км, а от центра г.
Сиемреап — 10 километров (см. Байон на карте Ангкора). Довольно часто к Байону добираются через южные ворота от Ангкор Вата. Еще стоит упомянуть о так называемой «слоновьей тропе», по которой организованы прогулки на слонах через восточные ворота к Байону и вокруг него.Особенно отличные фотографии получаются ранним утром, когда всходит солнце, постепенно освещая царственные лики Байона, или же на закате. В это время на вершине храма собирается огромное количество людей. Так как Байон – храм известный, то здесь всегда много народа, оттого сделать фотографии будет порой очень сложно.
К Байону ведет каменная крестообразная площадка, состоящая из двух ярусов и обрамленная кое-где скульптурами львов и нагов, по обеим сторонам от которой ранее были небольшие водоемы. Входов в Байон четыре (основные) и еще по два с каждой из сторон (дополнительные), центральный вход расположен с восточной стороны.
Рядом с Байоном (с северо-западной стороны) находится маленькая открытая веранда со статуей сидящего Будды, называемая Preah Ngoc или Preah Ngok. Исторического интереса она не представляет. Эта святыня является действующей, туристов здесь не бывает. Также стоит сказать еще об одном малоизвестном «памятнике» — это надгробная плита, установленная в честь одного из первых французских исследователей Жане Коммалле (Jean Commaille), участвующего в восстановлении Ангкора, который был убит грабителями в 1916 г. и похоронен рядом с Байоном, на юго-западе.
Конструкция храма, архитектура
Полнейшие руины в некоторых частях Байона
Храм имеет форму трехъярусной пирамиды, первые два яруса имеют квадратную форму, третий – круглую. Храм построен из каменных блоков, некоторые его части – из дерева, в целом, сохранился достаточно хорошо.
Байон величествен снаружи, и в то же время хаотичен в архитектуре, возможно, из-за периодических достроек и перестроек некоторых частей.
Первый ярус строения имеет размеры примерно 160 на 140 м, высота стен – 4,5 м. По краям находятся четыре угловые башни, по центру с каждой из сторон – по гопуре (надвратная башня) и по две дополнительных башни-входа. Во внутреннем дворе с восточной стороны – два здания библиотек.
Этот ярус интересен расположенными по всему периметру галереями с высеченными барельефами. Барельефы находятся на глухой стене и имеют высоту 3,5 м, по другую сторону установлен двойной ряд колонн. Ранее между стеной и колоннами были деревянные перекрытия, но они не сохранились.
Изображение апсары Байона
Осматривать барельефы рекомендуется от восточного входа справа налево, в соответствии с ритуалом прадакшины (ритуальный обход святыни). Если у вас не достаточно времени на осмотр всех барельефов, то стоит взглянуть на барельефы, изображенные на южной и восточной стенах – они сохранились лучше всех и дают общее представление об остальных барельефах и техниках их исполнения. Особенностью изображений является разделение изображений по горизонтали на несколько отдельных сцен. Некоторые сцены были только намечены рисунком, но не завершены.
Галереи первого яруса изображают военную и повседневную жизнь короля и его подданных, порой с исторической точностью, например: возвращающихся с боя кхмерских воинов во главе с Джаяварманом VII; вооруженных солдат с, обозами, телегами и слонами; будни простых людей, их дома, на крышах которых сидят птицы, сцены торговли; морские битвы кхмеров и тямов на о.
Тонлесап; король отдает приказы; сцены лови рыбы; принцессы в окружении слуг; победа кхмеров над тямами; сцена гражданской войны; цирковое представление; сцены, посвященные г. Ангкор (поражение кхмеров в войне 1171 г., разграбление г. Ангкор, победа кхмеров в 1181 г.). Есть здесь и барельефы с мифологическими изображениями апсар, лингамов, богов и святых, но их совсем немного.Во дворе с северо-западной стороны находятся горы камней, которые до настоящего времени не установлены на свои места.
Второй уровень Байона
На второй ярус нужно подняться выше. Он сформирован по типу первого, только размерами поменьше, приблизительно 80 на 70 м. Есть несколько дополнительных галерей, пересекающихся под прямым углом, и не всегда связанных между собой переходами. На этом ярусе есть четыре маленьких дворика по углам. Ярус содержит внутреннюю галерею с барельефами, расположенную не в окружающей ярус галерее, а в отдельных помещениях, образующих дополнительные галереи.
В галереях находятся статуи Будды и лингамы, например: в юго-восточной угловой башне находится хорошо сохранившаяся статуя Будды в обрамлении многоголового нага (змея).
Здесь также есть сцены дворцовой жизни и военные походы, но больше всего — картины буддийской и индуистской направленности: почитаемые святые и боги, мифологические персонажи (апсары), сцены из древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».
На третий ярус ведут довольно крутые лестницы. Здесь располагается верхняя терраса, с очень узкими проходами, есть три маленьких библиотеки (запад, север, восток), а также башни-прасаты.
Посередине террасы находится огромная центральная башня с диаметром у основания около 25 м., возвышающая на 43 м от земли. Центральная башня имеет восемь башен, самая главная башня находится в полуразрушенном состоянии. Внутри башня разделена по осевым линиям на несколько самостоятельных комнат-святилищ, где ранее находились статуи буддийских и индуистских божеств.
В самом центре главной башни (с восточного входа), находится самое священное место, оно имеет круглую форму с диаметром 5 м и тремя выходами по очень узким коридорам. В этом помещении изначально была установлена статуя Будды высотой 3,6 м, найденная в фундаменте при раскопках Байона, впоследствии она была извлечена, восстановлена и помещена позади башен Прасат Суор Прат, расположенных ближе к югу дороги, идущей из Ворот Победы (Victory Gate), за бассейном, находится большая терраса Vihear Prampil Loveng.Внутри центральной башни Байона
Сегодня на этом месте тоже стоит статуя Будды и разносится аромат благовоний. Любой желающий может «поговорить с Буддой» за небольшое денежное пожертвование, получив взамен веревочку на запястье и одну-три палочки-благовония, которые нужно поставить в горшок с песком.
С южной и восточной стороны в нишах над входами лучше всего сохранились барельефы и фигуры апсар в узорах из цветов, изображения птиц и богов.
Найти экскурсии онлайн (с отзывами)
Ангкор Том: фото Байона
- Лицо Байона
- Байона
- Барельефы в Байоне
- Общий вид на Байон
- Второй уровень Байона
- Байон
- Байон
- Байон
Храм Байон – лица Ангкора
Valentina Zhitanskaya 4770 Views 0 Комментариев Авалокитешвара, Ангкор-Тхом, Байон, Бантеайсрей, бодхисатва, Будда, Бэнгмеалеа, Джаяварман VII, Камбоджа, Та-Пром
Храм Байон входит в список главных достопримечательностей Камбоджи. В древности Байон являлся религиозным центром, здесь селились жрецы и местная знать. С храмом связана легенда о Пахтанье Молочного океана, согласно которой Байон является основой для взбивания Океана молока и получения элексира бессмертия — амрита.
Байон — второй по величине храм Камбоджи, находится неподалеку от Ангкор-Вата, среди руин города Ангкор-Тхом. Сомерсэт Моэм назвал его самым фантастическим зданием мира. Некоторые ученые считают, что храм был построен спустя почти 100 лет после Ангкор-Вата, но как показал радиоуглеродный анализ, фундамент храма построен за много столетий до самого Ангкора.
Историки считают, что Байон был построен в конце ХII — начале ХIII столетий во времена правления короля Джаявармана VII, который сделал буддизм государственной религией страны. Байон — буддийское святилище, не раз достраивался и перестаивался при других правителях, но в храме можно заметить явные черты индуизма.
Байон часто называют храмом «тысячи лиц». Издалека храм выглядит довольно бесформенно, но по мере приближения к кажущимся грудами камней башням на них проступают удивительные лики.
Главной особенностью Байон считаются 54 башни (которые были у храма изначально), с высеченными на них 216 каменными ликами. Башни должны были символизировать власть короля над 54 провинциями. На каждой башне было высечено 4 лика, взирающих на разные стороны света. До наших дней сохранились лишь 37 башен.
В зависимости от попадания солнечного света в течение суток, лики меняют «свое выражение», в разное время дня они могут выглядеть добрыми или злыми. Время от времени они то «смеются», то «грустят». Интересный факт — в какой бы точке храма вы не находились, единовременно за вами будут наблюдать минимум пять-шесть каменных ликов.
Байон имеет вид трехъярусной пирамиды. Нижние два яруса — квадратные, верхний ярус имеет круглую форму. В целом храм хорошо сохранился, он был воздвигнут из каменных блоков, без использования цементирующего раствора, лишь отдельные части — из дерева. Основание первого яруса составляет примерно 160 х 140 м, высота его стен — 4,5 метра.
Внутри храма находится запутанная сеть из галерей и внутренних двориков, которая возникла из-за частых перестроек. Король Джаяварман VII хотел закончить храм при жизни, но не был уверен, что сумеет дождаться конца строительства, поэтому по его приказу мастера полностью заканчивали каждый ярус, и только потом начинали строить следующий.
Главная «изюминка» Байона — это множественные уникальные барельефы, повествующие о жизни и быте кхмерского царства. Высота искусно вырезанных барельефов достигает 3,5 метра. на 1200 метрах поверхности из камня вырезано 11000 фигур, изображающих различные сцены камбоджийской жизни.
По всему периметру храма сохранились изображения военных сражений, сцен мирной жизни короля и его подданных, более 1000 изображений небесных танцовщиц — апсар.
Кто изображен на ликах храма Байон доподлинно неизвестно. Одни считают, что это Авалокитешвара — бодхисатва, олицетворение безграничного сострадания и милосердия в буддизме. Размеры высеченных изображений достигают 2,4 м в высоту. Предание гласит, что изначально все лики были покрыты золотом.
Джаяварман VIIПо мнению других, на изваяниях — сам король Джаяварман VII. В пользу последней теории говорит явное сходство между королем Джаяварманом VII, чей портрет хранится в музее Гиме в Париже, с каменными ликами на башнях Байона. Есть и объединяющая две версии теория, что это все-таки Авалокитешвара, а моделью для скульптур послужил король Джаяварман VII.
Вся архитектура Байона проникнута символизмом – это и карта королевства, и мандала (космическая модель вселенной), и генеалогическое дерево Джаявармана VII, вписанное в эту мандалу. Здесь очень много символизма.
В ходе археологических исследований храма Байон была найдена статуя Будды, высотой 3,6 метра, которая чертами лица напоминала Джаявармана VII. Сейчас найденная статуя отреставрирована и установлена в специальном павильоне Ангкора.
История Камбоджи таинственна и загадочна, как и все древние сооружения, расположенные на ее территории: храм Та-Пром, «поглощенный» джунглями, с барельефом настоящего стегозавра; розовые храмы под названием Бантеайсрей — «Цитадель Красоты»; храм Бэнгмеалеа — «лотосовый пруд»…
Ансамбль розовых храмов БантеайсрейХрам Байон с его каменными ликами завораживает и поражает путешественников своей красотой, заставляя проникнуться сакральным смыслом древней культуры и восхищаться мастерством скульпторов, живших и творившим в этих местах много столетий назад.
Бэнгмеалеа — «лотосовый пруд»Храм Та-Пром в АнгкореВ составе храмового комплекса Ангкор — выдающегося памятника искусства кхмеров, храм Байон входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Путеводитель по храму Байон — Улыбающиеся лица Ангкора
Навигация по страницам
ХрамБайон не похож ни на что другое в Камбодже и является одним из самых популярных храмов в стране. Здесь вы увидите знаменитые улыбающиеся лица, смотрящие на вас с 37 башен.
Расположенный в центре Ангкор Тома, он когда-то был государственным храмом Джаявармана VII. Буддийский храм был изменен более поздними королями и оставался важным храмом до тех пор, пока местность не опустела.
Сегодня люди стекаются, чтобы увидеть двести с лишним лиц на башнях. Это второй по популярности храм после Ангкор-Вата.
Факты о храме
Дата:
Конец 12 или начало 13 века
Религия:
Буддизм (хотя позже он был модифицирован)
Построен:
Джаяварман VII
Посвящается:
Будда
Стиль:
Байон
Лучшее время для посещения:
В любое время
Продолжительность посещения:
от 30 минут до 2 часов
Храмовый проход:
Требуется
Дополнительная информация о перевале храма Ангкор.
Расположение
Храм Байон расположен в центре древнего города Ангкор Том. Всего в нескольких километрах от Ангкор-Вата легко добраться до Байона.
Другие близлежащие храмы включают Бафуон, Фимеанакас, Террасу слонов и несколько небольших храмов, таких как Южный Кхлеанг и Башня Кислого Прата.
Как добраться
Если вы едете из Сиемреапа или Ангкор-Вата, скорее всего, вы войдете в Ангкор-Тхом через Южные ворота. Продолжайте двигаться на север примерно 1 км, и вы доберетесь до Байона.
Храм популярен и входит в большинство экскурсий по Ангкор-Вату. Вы увидите множество тук-туков, такси, микроавтобусов и других видов транспорта, ожидающих вокруг храма. Здесь также можно покататься на велосипеде даже самому неопытному велосипедисту.
Coordinates
13.4413567, 103.8567548
Distances
Siem Reap: 10.9km
Angkor Wat: 3. 3km
Baksei Chamkrong: 1.9km
Ta Prohm: 5.0km
Храм Байон фигурирует во многих турах, в том числе в популярном туре по малой трассе Ангкор-Ват. Вы не можете совершить поездку в Ангкор, не увидев Байон, и он обычно входит в «большую тройку», состоящую из Ангкор-Вата, Байона и храма Та Пром.
Вы также можете выбрать тур в Ангкор Том, тур в Ангкор-Ват на закате или тур в Ангкор-Ват на рассвете.
Если вы участвуете в туристической группе, выберите тур, в котором у вас будет достаточно времени для изучения. Вам понравится заблудиться в проходах Байона. Если вы путешествуете по храмам самостоятельно, дайте себе один или два часа на их изучение.
Размещение
В Сиемреапе есть много отелей, носящих то же название, что и храм Байон, но они не находятся рядом с храмом. Большинство гостей найдут жилье в Сиемреапе и отправятся в небольшое путешествие, чтобы посетить храм.
Почему стоит посетить Байон?
Ни один визит в Ангкор не будет полным, если вы не увидите знаменитые лица храма Байон. Вы увидите их повсюду в городе, по телевизору, на фотографиях и т. д. Вы должны пойти, чтобы увидеть их лично.
Вы можете исследовать три яруса, посмотреть на лица, смотрящие на вас сверху вниз, и представить, как это выглядело бы в былые времена.
Внушительное количество барельефов и резных фигурок, изображающих сцены кхмерских армий, апсар, морских сражений, рыбаков, петушиных боев и многое другое.
Практически на каждом углу есть возможность сфотографироваться. Тем не менее, Байон очень оживленное место для посещения. Если вы хотите избежать толпы, вы можете посетить Байон очень рано утром или сделать это последним визитом ближе к вечеру.
История
Байон был построен королем Джаяварманом VII в конце 12 или начале 13 века. Это был последний государственный храм, построенный в период Ангкора, и единственный храм Махаяны, посвященный Будде.
Король Джаяварман VII построил храм, чтобы он стал центральным элементом его великой строительной программы, которая включала множество храмов и общественных сооружений, таких как храмы, больницы, водохранилища и мосты.
После Джаявармана
После смерти короля Джаявармана VII последующие короли адаптировали и изменили храм Байон. При короле Джаявармане VIII Камбоджа превратилась в индуистскую страну, и храм был изменен. Позже, в 14 и 15 веках, Камбоджа стала буддийской страной Тхеравады, и храм снова был изменен.
Как и большинство храмов в этом регионе, в какой-то момент в 16 веке он был заброшен, и джунгли постепенно начали захватывать его.
Повторное открытие и реставрация
Храм был вновь открыт французскими исследователями в конце 19 века, и на протяжении всего 20 века велись работы по восстановлению Байона.
Когда он был впервые открыт заново, его неправильно датировали 9 веком, когда поблизости располагался первый город Ясодхарапура. Однако открытия 20-го века показывают, что храм был построен почти через 100 лет после Ангкор-Вата.
Как и многие храмы, Байон был разграблен во время гражданской войны и режима красных кхмеров.
Он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году и является охраняемым памятником.
В настоящее время это один из самых посещаемых храмов в Камбодже, уступающий только храму Ангкор-Ват.
Планировка и дизайн
Байон строился на протяжении многих лет.
Первоначально он был завершен королем Джаяварманом VII, но позже был расширен. Поэтому Байон — это своего рода архитектурная головоломка. Существует лабиринт башен, проходов и галерей, которые охватывают три уровня.
Одной из самых примечательных особенностей является отсутствие ограждающей стены. На первом и втором уровнях есть квадратные галереи с потрясающими барельефами. Есть святилище, которое находится на третьем уровне.
Сам храм представляет собой сложный лабиринт проходов, ступеней, проходов, галерей, из-за которых трудно точно определить, где вы находитесь.
Башни и лица
Башни находятся на верхней террасе. Считается, что верхней террасы не было в первоначальных планах, и эти планы были изменены после начала строительства. Было 49башен, когда Байон был впервые построен, но сегодня осталось только 37.
В башнях около 200 граней. Существует некоторая дискуссия о том, кому принадлежат эти лица. Во-первых, они могли принадлежать королю Джаяварману VII, который, как и большинство королей Ангкора, считал себя девараджей или королем-богом. С другой стороны, говорят, что лица принадлежат Авалокитешваре — бодхисаттве, представляющему всех будд.
На главной центральной башне раньше был изображен сидящий Будда, которого защищал Мукалинда, король змей. Однако он был разрушен королем Джаяварманом VIII и разбит вдребезги. В 1933, эти части были восстановлены и собраны вместе.
Галерея
Считаете ли вы этот Путеводитель по храму полезным? Поделись, пожалуйста!
Поделиться на Facebook
Поделиться в Google
Google+
Поделиться в Твиттере
Твиттер
Поделиться на Pinterest
Поделиться в печати
Печать
Прочие храмы
Храм Байон в Камбодже
Храм Байон расположен в самом сердце Ангкор Тома и служил государственным храмом императора Джаявармана VII. Это горный храм, построенный как олицетворение горы Меру — центра вселенной как в индуистской, так и в буддийской мифологии. Это популярная остановка в Археологическом парке Ангкор, олицетворяющая творческий архитектурный гений кхмерского периода под патронажем самого знаменитого короля Камбоджи.
Вид на Байон, Ангкор Том. Фото Диего Дельсо.Расположение Храма
Храм был построен в центре Ангкор Тома, крупной столицы Кхмерской империи при Джаявармане VII. В отличие от других кхмерских храмов, Байон не окружен рвом, хотя ров, окружающий Ангкор Том, вероятно, служит первой линией обороны Байона. Четыре дороги от четырех входных гопур Ангкор Тома ведут прямо к храму.
Львы у входа в Байон, Ангкор Том. Фото Диего Дельсо.Лабиринт
Издалека Байон выглядит как прославленная груда щебня, тянущаяся к небу. Туннели, маленькие дворики, лестницы и заблокированные дверные проемы разбросаны по трем уровням, и лабиринт становится очевидным только при входе в структуру храма.
Проходы через Байон. Викисклад.Барельефы
Подобно Ангкор-Вату, повествовательные барельефы украшают стены галереи Байона. Галереи на первом и втором уровнях имеют квадратную форму и содержат барельефы с более чем 11 000 фигур, изображающих повседневную жизнь кхмерского народа в 12 веке, а также записи исторических событий, в частности описывающие различные события из битвы с чамами и их окончательное поражение. На внешней стене первого уровня также есть резьба, изображающая яркие сцены повседневной жизни Камбоджи XII века.
Барельефы Байона, Ангкор Том. Викисклад.Towers of Bayon
Первые два уровня галереи ведут к третьему круглому уровню с центральной башней – уникальное явление в кхмерской архитектуре. Всего храм состоит из 54 готических башен. Предполагается, что каждая башня служила «глазами» для наблюдения за каждой из 54 провинций кхмерской империи того времени.
Tower Faces of Bayon, Ангкор Том. Викисклад.Храм Ликов
Байон также известен как храм Ликов из-за 216 безмятежных лиц, вылепленных на его башнях. Первоначально считалось, что лица представляют четырехголового Брахму, индуистского бога творения. Позже было установлено, что лики принадлежат Локешваре или Авалокитешваре, бодхисаттве сострадания. С любой точки зрения в храме видна дюжина или более лиц. Лицо Авалокитешвары было смоделировано по образцу самого Джаявармана VII.
Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания, храм Байон. Викисклад.Rise of Buddhism
Большинство кхмерских королей были индуистами, принадлежащими к традиции шиваитов (поклонение Шиве), хотя кхмеры также почитали Вишну. Принятие Джаяварманом VII буддизма в качестве своей веры и государственной религии привело к переходу от индуистской иконографии к буддийской иконографии в ангкорском строительстве.
Архитектура Байона была окончательным политическим заявлением о повсеместном переходе кхмерского народа из индуизма в буддизм Махаяны. Хотя Байон был буддийским храмом, в нем также поклонялись другим богам. Отдельные святыни были посвящены Вишну и Шиве, в то время как поклонялись бесчисленному количеству других божеств.
Резьба по апсаре и статуя Будды, Байон. Викисклад.Обращение в индуизм
Индуистское восстановление кхмерской империи началось примерно в 1243 году нашей эры после смерти внука Джаявармана VII, Джаявармана VIII. Он был набожным шиваитом и отвечал за крупномасштабное уничтожение буддийских изображений и восстановление индуистских икон, которые были обращены в буддизм во время правления его предшественника.
12-футовая статуя Будды в Байоне была брошена на дно соседнего колодца при Джаявармане VII. Статуя главного идола, сидящего Будды, укрывшегося под капюшонами змеи Мукалинды, была обнаружена в яме под главным святилищем во время консервационных работ, когда храм был заново открыт.
Резьба по дэватам и апсарам в Байоне, Ангкор Том. Викисклад.Современная реставрация
Байон был заброшен примерно в 15 веке, когда кхмерские короли перебрались в Пномпень, и местность заросла густыми джунглями. Впервые памятник был расчищен в наше время примерно в 1910 году, а центральное святилище и башни были восстановлены примерно в 1940 году с использованием метода анастилоза.