Рязанская область, Кадом. Отец Афанасий. Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь
Рязанская область, Кадом. Отец Афанасий. Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь
Россия-матушка полна чудесных мест, посетив которые, вы сразу почувствуете Родину или, если можно так выразиться, почувствуете зов своих предков. Государство как бы возвращается сюда после долгого и утомительного путешествия, но здесь, в этих маленьких провинциальных городках, вроде бы все остановилось, и жизнь продолжается, как и прежде, тихо, безмятежно и умиротворенно. Одно из таких уникальных мест — город Кадом (Рязанская область), расположенный в живописных местах реки Мокша. Совсем недавно он отметил свое 800-летие.
Содержание
- 1 История города Кадома
- 2 Интересные факты о Кадоме
- 3 Создание монастырской обители
- 4 Разорение
- 5 Кадом: монастырь, отец Афанасий
- 6 Дорога жизни старца Афанасия
- 7 Приобщение к церкви
- 8 Монашество
- 9 Прозорливый старец
- 10 Город Кадом: отец Афанасий (прозорливый). Как попасть к нему
- 11 Контакты
История города Кадома
Впервые село Кадом упоминается в 1209 году в Никоновской летописи. Правда, он был основан намного раньше. Следует отметить, что река Мокша — довольно крупный приток Оки, поэтому село Кадом стало важным торговым центром и оборонительным пунктом в начале 13 века. Рязанская область тогда называлась Рязанским княжеством.
Происхождение названия города достоверно не известно, существует множество версий. В одном из них говорится, что это слово имеет арабские корни «ходить» или «кодим», что переводится как «охранник». В средние века это село числилось восточным фортом, завоеванным славянами.
Существовали также оборонительные сооружения для отражения набегов татар и ногайцев. Некоторых местных поселенцев, принадлежавших к военному сословию, называли казаками. Их потомки до сих пор живут в Кадоме. Один из них — священник монастыря Богородицы отец Михаил, содействующий пробуждению казачества в кадетском училище, где наряду с другими общими и светскими дисциплинами изучается Закон Божий и военная подготовка.
Интересные факты о Кадоме
Холмы, на которых стоит город, имеют свою загадочную и в то же время величественную историю. Здесь на холме недавно стояла церковь Преображения Господня, поэтому в честь храма она получила такое же название: Преображенская.
А в середине 13 века вся территория Кадома находилась под монголо-татарским игом. Бытует мнение, что в те древние века здесь довольно мирно существовали православная и мусульманская религии. Известны также случаи, когда татары становились христианами. Древние письменные источники свидетельствуют о том, что в первой половине 14 века татарский князь Ширинский Беклемиш принял веру во Христа. При крещении он получил имя Михаил, и в связи с этим событием на одном из ранее упомянутых холмов построил деревянную церковь в честь праздника Преображения Господня и крестил там своих воинов. На этом же месте в 18 веке была построена белокаменная церковь. Известно, что внук князя, Юрий Федорович, стал настоящим храбрым воином и участвовал в Куликовской битве, сражался на стороне князя Димитрия Донского и храбро пал в страшном сражении.
Православие постепенно утвердилось на земле Кадома. В 1875 году священник Иван Кобяков написал слова о том, что Кадом — истинно православный город, все его жители преданы и усердны в молитвах. Паломники, приезжающие в эти места, не оставляют без внимания еще одно уникальное место: в лесу под дубом находится целебный источник под названием Паница. Согласно легенде о прадедах, здесь была часовня в честь Иоанна Крестителя, куда приходили пожилые отшельники и совершали ночное бдение, а утром расходились для уединенной молитвы.
Создание монастырской обители
В 1997 году в городе Кадома начал восстанавливаться Кадомский женский монастырь Милосердной Богородицы. О его существовании известно с 1793 года. Все началось с того, что несколько девушек из купеческих и буржуазных семей решили стать монахинями и жить по уставу церкви. Для этого они обратились к игуменье Рязанского Богоявленского монастыря Евгении, чтобы она смогла найти для них мудрого наставника. Спустя короткое время игумения прислала к ним дочь псалмопевца Горскую Екатерину, имевшую хороший духовный и монашеский опыт. Она смогла наладить монашескую жизнь в новообразованной общине согласно уставу Саровского монастыря, за которым немедленно ухаживали саровские старцы. Также существует легенда, что их монастырь однажды посетил сам монах Серафино.
Благодаря слаженному и умелому руководству и схожему менталитету монахинь община стала постепенно развиваться. Сначала им дали землю и несколько построек, потом началось собственное строительство. В 1857 году была построена летняя церковь в честь иконы Божией Матери, названная «Милостивой», поэтому начали возводить вторую церковь и другие постройки.
Разорение
25 ноября 1868 года община получила статус монастыря, в рамках которого были образованы церковное училище и детский дом. До революции в монастыре было 365 монахинь, но в 1917 году он был разрушен, переселенцы были рассеяны, имущество было национализировано, а вся утварь и иконы церкви сожжены.
Только в наши дни по милости Божией и трудом людей монастырь начали восстанавливать. Но самым главным было то, что на Кипре в монастыре Киккос снова была написана икона «Милосердной» Богородицы специально для монастыря Кадом. В Рязанской земле это событие было встречено с большой радостью и ознаменовано большим триумфом.
Кадом: монастырь, отец Афанасий
Духовник и настоятель монастыря архимандрит Афанасий принял участие в возрождении монастыря, приложив для этого немало сил и сил. Это еще один великий человек, которым всегда славился Кад. Отец Афанасий (Култинов) — архимандрит и седой монах, смотрит на все положительно и всегда верит в милость Господа и Богородицы.
Афанасий (на свет Анатолий) родился в 1937 году в Рязанской области, в селе Большое Ляхово (Ермишинский район). Его мать была занята работой по дому весь день. Ближайший храм находился в 8 км от них, в селе Савватме. Хотя семья почти никогда не посещала храм из-за отсутствия возможности туда попасть, и никто даже не молился, они всегда сохраняли веру в свои души.
В детстве мальчик получил указание от матери: не вступать ни в пионерские организации, ни в комсомол. За это Толика не притесняли, наверное, потому, что это была глухая деревня, а здесь он не был так строг с этим делом.
Сам старец признавал, что, однако, люди того времени все же были морально чище. А после Великой Отечественной войны горе обрушилось почти на все семьи, люди пострадали и сочувствовали другим. Электричество в их деревне было проведено только в 1956 году.
Дорога жизни старца Афанасия
Много полезного можно почерпнуть из воспоминаний мудрого старика, который много повидал в своей жизни, есть чему поучиться. Это помогло многим справиться с некоторыми жизненными трудностями и проблемами.
Со временем приехал старец, которым и прославился Кад. Отец Афанасий — один из тех, кто ищет совета и утешения в разных уголках России. Но об этом поговорим позже.
Когда закончилась война, ему было 9 лет. В школах из-за нехватки денег на тетради многие писали в газеты. Также для обуви не хватало низа, поэтому из дерева вырезали что-то вроде блоков, которые привязывали веревками к старой изношенной обуви.
Погода стояла очень суровая и голодная, хлеба почти никто не видел. Женщины собирали щавель, пекли хлеб с картофелем, желудями и киноа. Однако отец отмечает парадокс, заключающийся в том, что при всех этих страданиях люди особо не болели. Наверное, все дело в экологии. Сегодня молодые люди намного слабее своих родителей, бабушек и дедушек. Мать отца Афанасия, Зоя, прожила более 90 лет с пороком сердца.
Приобщение к церкви
Когда ее сыну было 13 лет, она отвела его в храм Савватмы, затем тетя Мариамны стала знакомить Анатолия с церковью и познакомила его со старшим, отцом Иаковом, у которого был один глаз. Однажды советские власти отправили его в ссылку, но стража, увидев слабого старика, отправила его домой. Впервые будущий отец Афанасий признался ему и причастился, но сказал священнику, что никогда не будет пить водку и вино. Старец удивился этим словам и добавил, что идеальный человек может пить водку, но ни капли не является несовершенным.
Незадолго до этого из-за жажды познания Бога Анатолий чуть не попал в руки надоедливых баптистов. Однако Бог спас его и стал ходить в православную церковь Святого Николая. Сначала в этом храме служил отец Василий (Романов), затем отец Владимир (Праволюбов), а затем известный провидец отец Иоанн (Крестьянкин).
Все они стали его духовными наставниками. Еще в этом мире он женился и получил профессию второго помощника капитана на корабле. Но затем он оставил эту профессию, чтобы стать священником.
Монашество
Каждый из его духовных чад помнит, что сказал ему на собрании благочестивый священник. Теперь стоит отметить, кем был отец Афанасий. Кадом, отзывы которого отмечают, что Афанасий сейчас служит в женском монастыре Милосердной Богородицы, стал настоящей православной Меккой в Рязанской области.
Но сначала старец должен был служить на Святой горе Афон, оттуда он нес Крест с мощами. Он принял монашество, когда ему было за 50. Произошло это в келье святого подвижника Силуана Афонского.
В душах людей отец Афанасий оставляет очень светлый след, от него всегда можно услышать мудрые советы. Посетители сразу же ощущают доброту и благодать Бога, исходящие от проницательного старика.
Прозорливый старец
Отец очень умен и проницателен, и до него довольно легко добраться. Он почти ежедневно служит в монастыре и исповедуется. В конце службы он всегда несет Крест и прикладывает его к телам и ранам своих прихожан, затем смазывает их маслом и говорит. На богослужениях обычно мало людей, так как в Кадоме не очень многолюдно. Однако отец Атанасио всегда во всеоружии, в любой момент готов выслушать тех, кто к нему обращается. Он, как никто другой, понимает, как трудно современному человеку сегодня жить в этом нечестивом мире, и что в первую очередь нужно всегда рассчитывать на помощь Господа.
Город Кадом: отец Афанасий (прозорливый). Как попасть к нему
Сейчас отец Афанасий Кадомский очень болен, у него проблемы с ногами, но смиренно переносит физические недуги и постоянно молится за свою паству и прихожан. Верующие всегда готовы поделиться своими впечатлениями и рассказать, как его молитвы укрепляются в вере и помогают справиться с физическими и в основном душевными недугами.
Так кем был и есть отец Афанасий? Кадом, отзывы о котором выше всяких похвал среди посетителей, известен еще и тем, что паломники, посещающие монастырь Пресвятой Милосердной Богородицы, восторженно отзываются о настроении, которое наступает после разговора с отцом Афанасием. Для всех страдающих проницательный старец — настоящий духовный отец.
Практически каждый, кто посещает Кадом, говорит об этом благословенном состоянии. Отец Афанасий, добродушный и улыбчивый, окутывает каждого человека нежным облаком. Также его отличает горячее стремление облегчить человеческую ношу. Молитесь Богу днем и ночью за всех.
Ни в коем случае нельзя упускать возможность приехать в Кадом, чтобы увидеть Афанасия собственными глазами и получить мудрые советы от этого удивительного человека, избравшего для себя очень трудный путь и намеренно идущего по нему в вечность.
Контакты
Чтобы попасть в монастырь на встречу со священником, можно было бы пойти в любой паломнический центр Рязани. Также они смогут ответить на любые вопросы, касающиеся поездки в монастырь Милосердной Богородицы.
Адрес монастыря: Кадом, пер. Октябрьский, 1.
Телефон монастыря: +7 (49139) 5-13-49.
Телефон паломнического центра: 8 (915) 613-36-91.
Архимандрит Афанасий, духовник Милостиво-Богородицкого женск — ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ. ПАЛОМНИЧЕСТВО — православная социальная сеть «Елицы»
С 1997 года в Кадоме в рязанской области восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь, духовником которого уже много лет является архимандрит Афанасий (Культинов). Он внес огромный вклад в духовное возрождение монастыря.
0тец Афанасий принимает всех желающих побеседовать с ним, решить насущные вопросы в наше нелегкое время, ему также можно оставить записки с просьбой для его келейной молитвы.
Отцу Афанасию уже за семьдесят, он очень прост в общении, но очень много знает. Сам прошел путь к монашеству тяжелый и сложный. При рукоположении его в священство по левой стороне стояли протоиереи, по правой – монашествующие.
Был и архимандрит, будущий митрополит Смоленский, Кирилл (Гундяев) – нынешний Святейший патриарх Кирилл. Рядом с ним стоял архимандрит Авель (Македонов).
Архимандрит Авель был сначала настоятелем русского Свято-Пантелеймонова монастыря на святой горе Афон, потом Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью, мы туда уже ездили и еще поедем.
Духовными учителями и примером для о. Афанасия были прозорливые старцы двадцатого века о. Иоанн Крестьянкин, архимандрит о. Алипий – наместник Псково-Печерской лавры. Так что отец Афанасий набирался мудрости и учился состраданию у больших подвижников нашего времени.
Ведь старчество передается именно личным примером.
Сам, будучи очень больным, сострадает нам грешным и старается и словом и молитвой утешить и подбодрить каждого. Вот уже тридцать лет у него язвы на ногах.
«Лимфа периодически выходит. «Были такие моменты, — рассказывает о. Афанасий, — думал, что не буду жить, скоро умру, а жить хочется. А я все равно служил, и если тяжело было, на табуретку клал ногу и дальше служил… а уйти не ушел. После пострига афонского пять лет ежедневно совершал литургию, требы.
Но и к болезни людям свойственно привыкать. Жить можно – ага, значит, я жить буду, люди живут с такой болезнью – и я буду жить. Вдобавок, у меня очень сильная аллергия на лекарства. Даже мазь ни одна не подходит, только святая вода, масло и терпение.
Господь меня щадил и щадит по сей день. Бог милостив, я год, наверное, или даже больше, и гриппом не болею… Надо вырабатывать смирение и сострадание к людям, никого не презирать, за каждого молиться. Я сострадаю душе человеческой и с любовью, где можно, поминаю ее всегда.
Я считаю, что горе другого человека нужно воспринимать как свое горе. Но это не сразу дается…».
Для сильно болящих у отца Афанасия есть особое освященное маслице, которым он помазывает больные места и по вере и молитвам отца Афанасия люди получают облегчение в своих недугах.
Свято-Милостиво Богородицкий монастырь ведет свое начало с 1793 года. Тогда несколько девиц из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к игумении рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти им руководительницу.
Игумения прислала к ним свою послушницу Еатерину Горскую, весьма опытную духовно. Иноческую жизнь в общине она устроила по уставу Саровской пустыни. С самого начала община духовно окормлялась саровскими старцами. По преданию, позже сам преподобный Серафим Саровский посетил обитель.
Где находится кадом. Отец Афанасий из г. Кадом Рязанской области
24.11.2021Отец Афанасий: сила Божия правит миром
Большинство людей верят в Бога. Ведь Сам Господь сотворил нас такими, вложив в наши сердца желание поклоняться Ему, Всемогущему Творцу всего движимого и недвижимого.
В помощь нам, запутавшимся в жизненных дебрях, работают такие монахи, как архимандрит Афанасий (Культинов), духовник Милосердного Богородицкого женского монастыря в городе Кадома Рязанской области.
К нему приезжают со всей России, чтобы получить его верный совет, послушать его тихие, искренние рассуждения о православной вере, о духовных целях каждого, кто пришел в этот мир.
Отец Афанасий умеет подобрать такие емкие и точные слова, что ему безоговорочно веришь.
В этом нет ничего удивительного: мудрый старец многое повидал за свою более чем 70-летнюю жизнь, и суровые испытания сделали его душу здравомыслящей, прозорливой и сострадательной.
На пути к монашеству его наставниками были настоящие подвижники веры ХХ века — о. Иоанн Крестьянкин и архимандрит о. Алипий; его рукоположение в священники было почтино присутствием будущих Святейших Патриархов Кирилла и архимандрита Авеля (Македонова).
В своих воспоминаниях о. Афанасий особо выделяет роль, которую сыграли в его судьбе служители Свято-Николаевского храма в Касимове, о. Василий Романов, о. Владимир Правдолюбов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Именно они начали его воспитывать, что впоследствии привело к твердому решению мирского человека Анатолия Культинова отбросить все достижения — достойную профессию (2-й помощник на корабле), репутацию хорошего работника — и уйти к церковной службе, чтобы стать широко известным отцом Афанасием.
Большое волнение вызывают у каждого верующего воспоминания отца Афанасия о проповедях архимандрита Иоанна, умевшего Словом Божиим возносить ум и сердце слушателя к небу, умевшего поднять и возвысить человек выше нашей грешной юдоли.
Имея таких великих учителей, подвижник Божий, будущий отец Афанасий, сам сделался великим, готовясь к ежедневному подвигу молитвы к Богу и любви к ближнему.
Отец Афанасий готов выслушать любого человека, понимая, как тяжело нам жить в этом нечестивом мире, и его непоколебимая надежда на помощь Божию укрепляет паству в истинной вере в Жизнедателя, с Которым мы пребудем навсегда. Сам старец Афанасий страдает болезнью ног, но смиренно переносит телесные муки и учит смирению нас, грешных. Он молится за нас, и благодарные люди рассказывают, как молитвы отца Афанасия исцеляли их, избавляя от телесных и душевных недугов.
Паломники, посещающие святую обитель в Кадоме — Свято-Милосердную Богородичную обитель — восторженно рассказывают об особом душевном состоянии, возникающем при беседах с отцом Афанасием.
Каждого человека, словно нежное облачко, окутывает сострадательная любовь старца ко всем людям, его горячее желание облегчить тяжелую человеческую ношу жизни. Отец Афанасий воспринимает скорбь обращающихся к нему как свою скорбь, молясь о них Богу день и ночь.
Не упустите возможность увидеть своими глазами человека, избравшего для себя трудный путь и целенаправленно идущего по нему в Вечность.
Свяжитесь с нами — и мы поможем Вам посетить Кадомский Свято-Благодатный Богородицкий монастырь в удобное для Вас время.
Запись на поездку к старцу Афанасию (Кадом)
Кадом — небольшой город в Рязанской области, расположенный на р. Мокше у озера. Кадомец.
«Город Кадом есть чисто православный город, — писал священник Иван Кобяков в 1875 году. — Все жители Кадома благочестивы и прилежны к храмам Божиим».
С 1997 года в Кадоме восстановлен Милостивый Богородицкий женский монастырь. Он датируется 1793 годом. Тогда несколько девушек из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к настоятельнице Рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти для них настоятельницу. Игумения прислала к ним свою послушницу, дочь псалмопевца Екатерину Горскую, очень опытную духовно. Она организовала монашескую жизнь в общине по уставу Саровской пустыни. С самого начала общину духовно окормляли саровские старцы. По преданию, позже монастырь посетил сам преподобный Серафим.
До большевистского переворота в монастыре почитались иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Кыккская»), по имени которой назван монастырь, и «Неувядаемый цвет», и икона «Достойна есть» и образ великомученика и целителя Пантелеймона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь милостью Божией начал восстанавливаться, случилось непредвиденное: в Кыккском монастыре на Кипре специально для Кадомского монастыря была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икону встретили на Рязанской земле!
Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов).
Недалеко от города есть уникальное место, мимо которого не пройдет ни один паломник. Это исцеляющий источник паники. Его название происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «гнать», «прогонять». Вероятно, в древности здесь располагалась стоянка охотников, куда они привозили свою добычу. В памяти народа Паника издавна сохранилась как место, куда приходили помолиться христианские отшельники, скрывавшиеся в дремучих лесах Кадома. Сам источник находился под большим дубом, называемым «древом мучеников», а рядом стояла часовня во имя пророка и крестителя Иоанна Крестителя и стоял камень с красноватыми пятнами, похожими на пролитую кровь, за которую его называли «камнем мучеников». Старожилы рассказывают легенду о прапрадедах: ночью старцы-отшельники собирались в часовне и совершали всенощное бдение, а утром снова шли на уединенную молитву.
Со временем источник стал широко известен, к нему стали стекаться паломники из разных концов, а в 19 веке здесь была возведена церковь, в которой духовенство Кадома каждое воскресенье служило литургию. А в дни престольных праздников — 24 июня и 29 августа (Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение его честной главы) при стечении тысяч богомольцев служили всенощное бдение и устраивали ярмарки.
Сегодня вид на место, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах — лес вырублен, храма нет, но вода Паника не теряет своей целебной силы как утешение всем, кто с верой в Бога приходит в эту благословенную землю.
Сайт монастыря: http://kadom-monastir.ru/
Маршрут
Рязань → Кадом → Рязань
Программа проезда:
03.45 — Молитва за путников в Николо-Ямской церкви.
04.00 — Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковского, 8).
06.30. (ориент.) -Прибытие в город Кадом. Милосердный Богородицкий женский монастырь.
Божественная Литургия. Поклонение святыням монастыря. Духовная беседа с духовником монастыря о. Афанасий. Посещение святого источника.
Поселок Кадом — административный центр одноименного района, простирается по обоим берегам реки Мокши. В 59 километрах от его окраины находится железнодорожная станция, обслуживающая участок дороги на линии Рязань — Рузаевка.
История
Впервые Кадом упоминается в Никоновской летописи, датируемой началом XIII века. Раньше его жители жили выше по течению Мокши. Деревня называлась Старый Кадом. В 15 веке из-за разлива реки произошло масштабное наводнение.
Последующее разрушение домов вынудило жителей покинуть обжитое место и перебраться в более безопасное место. На песчаных холмах ниже по течению Мокши они основали новое поселение и назвали его Кад. Позже здесь была возведена крепость.
В середине 15 века село было передано в удел Касиму, казанскому князю. С этого периода и до конца XVII века Кадом входил в состав Касимовского ханства. В Смутное время село было захвачено поляками, которые впоследствии были вытеснены русскими войсками. Более века, с 1652 по 1764 год, монастырь действовал.
В 1779 году Кадом получил статус уездного города. Спустя почти столетие количество его жителей превысило 7360 человек. были открыты 4 церкви и женский монастырь. Статус города Кадом утратил в советский период, в 1926 году.
Градообразующее предприятие современного села – швейное производство. Местная фабрика производит знаменитую венскую вышивку ручной работы. В селе открыт историко-краеведческий музей с уникальными экспонатами. В Доме культуры действуют творческие коллективы.
Россия-матушка богата удивительными местами, посетив которые, сразу чувствуешь себя Родиной, или, если можно так сказать, начинаешь слышать зов предков. Состояние такое, будто возвращаешься сюда после долгого утомительного пути, а здесь, в этих маленьких провинциальных городках, как будто все остановилось, и жизнь течет, как прежде, тихо, спокойно и мирно. Одним из таких уникальных мест стал город Кадом (Рязанская область), расположенный в живописных местах реки Мокши. Недавно он отметил свое 800-летие.
История города Кадома
Впервые село Кадом упоминается в 1209 г. Правда, основано оно было намного раньше. Следует отметить, что река Мокша довольно большая, поэтому село Кадом стало очень важным торговым узлом и оборонительным пунктом в начале 13 века. Рязанская область тогда называлась Рязанским княжеством.
Происхождение названия города достоверно неизвестно, существует множество версий. Одна из них гласит, что это слово имеет арабские корни «мы идем» или «кодим», что переводится как «страж». В средние века это село числилось восточным форпостом, завоеванным славянами.
Здесь же находились укрепления для отражения набегов татар и ногайцев. Некоторые местные поселенцы, принадлежавшие к военному сословию, назывались казаками. Их потомки до сих пор живут в Кадоме. Одним из таких является священник Милосердного Богородицкого монастыря отец Михаил, который способствует возрождению казачества в юнкерском училище, где наряду с другими общеобразовательными и светскими дисциплинами изучаются закон Божий и военная подготовка.
Холмы, на которых стоит город, имеют свою загадочную и в то же время величественную историю. Здесь, на одном холме, недавно стояла церковь Преображения Господня, поэтому она и получила в честь храма идентичное название — Преображенская.
А в середине XIII века вся область Кадома оказалась под монголо-татарским игом. Есть мнение, что в те древние века православная и мусульманская религии существовали здесь довольно мирно. Были даже случаи, когда татары принимали христианство. Древние письменные источники указывают на то, что в первой половине XIV века веру во Христа принял татарский князь Ширинский Беклемиш. При крещении он получил имя Михаил, и в связи с этим событием на одном из ранее упомянутых холмов построил в честь деревянную церковь и крестил там своих воинов. В 18 веке на этом же месте был построен белокаменный храм. Известно, что внук князя — Юрий Федорович — стал настоящим отважным воином и был участником Куликовской битвы, сражался на стороне князя Димитрия Донского и мужественно пал в страшной битве.
Постепенно Православие укреплялось на Кадомской земле. В 1875 году священник Иван Кобяков записал слова о том, что Кадом – город истинно православный, все его жители набожны и усердны в молитве. Паломники, приезжающие в эти места, не обходят вниманием еще одно уникальное место – в лесах под дубом есть целебный источник под названием Паника. По преданию прадедов, здесь была часовня в честь Иоанна Крестителя, куда приходили старцы-отшельники и ночью служили всенощное бдение, а утром расходились для уединенной молитвы.
Создание монастыря
В 1997 году в г. Кадома начал восстанавливаться женский Кадомский Свято-Милосердно-Богородицкий монастырь. О его существовании известно с 1793 года. Все началось с того, что несколько девушек из купеческих и мещанских семей решили стать монахинями и жить по церковному уставу. Для этого они обратились в Рязанский Богоявленский монастырь к игуменье Евгении, чтобы она подыскала им мудрую наставницу. Через короткое время игуменья прислала к ним дочь псалмопевца Екатерину Горскую, имевшую хороший духовный и монашеский опыт. Она смогла наладить монашескую жизнь во вновь образованной общине по уставу Саровского монастыря, о чем тут же стали заботиться саровские старцы. Существует даже предание, что когда-то их монастырь посетил сам преподобный Серафим.
Благодаря слаженному и умелому руководству и единодушию среди монахинь, община начала постепенно развиваться. Сначала ей подарили землю и какие-то постройки, потом началось настоящее строительство. В 1857 году был построен летний храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Милостивая», затем стали строить второй храм и другие постройки.
Разорение
25 ноября 1868 года община получила статус монастыря, при котором были образованы церковная школа и приют. До революции монастырь насчитывал 365 монахинь, но в 1917 он был разорен, поселенцы рассеяны, имущество национализировано, а все иконы сожжены.
Только в наши дни, милостью Божией и трудами людей, монастырь вновь начал восстанавливаться. Но самое главное было то, что на Кипре, в Киккском монастыре, икона Божией Матери «Милостивая» была написана заново специально для Кадомского монастыря. На Рязанской земле это событие было встречено с большой радостью и отпраздновано с большим торжеством.
Кадом: монастырь, отец Афанасий
Архимандрит Афанасий, духовник и настоятель монастыря, принимал участие в возрождении монастыря и вложил в него много своих сил и трудов. Это еще одна выдающаяся личность, которой Кадом всегда славился. Отец Афанасий (Культинов) – архимандрит и седовласый монах, который смотрит на все с положительным настроем и всегда уповает на милость Господа и Богородицы.
Афанасий (в миру Анатолий) родился в 19 г.37 в Рязанской области, в деревне Большое Ляхово (Ермишинский район). Мать целыми днями занималась хозяйством. Ближайший храм от них находился в 8 км, в селе Савватме. Хотя семья почти не посещала храм из-за отсутствия возможности туда попасть, и даже никто не молился, они всегда сохраняли веру в душе.
В детстве мальчик получил наставление от матери — не вступать ни в какие пионерские и комсомольские организации. За это Толика не притесняли, наверное, потому, что это была глухая деревня, а здесь с этим делом было не так строго.
Сам старец признавал, что, как бы то ни было, люди того времени все же были нравственно чище. А после Великой Отечественной войны горе коснулось почти каждой семьи, люди скорбели и сострадали другим. Электричество в их деревне провели только в 1956 году.
Дорога жизни старца Афанасия
Много полезного можно узнать из воспоминаний мудрого старца, много повидавшего в жизни, у него многому научиться. Многим он помог справиться с теми или иными жизненными трудностями и проблемами.
Со временем пришло и старчество, которым прославился Кад. Отец Афанасий — один из тех, к кому с разных концов России обращаются за советом и утешением. Но об этом чуть позже.
Когда закончилась война, ему было 9 лет. В школах из-за нехватки денег на тетради многие писали по газетам. На обувь тоже не хватало денег, поэтому вырезали из дерева что-то вроде брусков, которые веревочками привязывали к старой изношенной обуви.
Время действительно было трудное и голодное, хлеба практически никто не видел. Женщины собирали щавель, пекли хлеб из картофеля, желудей и лебеды. Однако священник отмечает парадокс, заключавшийся в том, что при всех этих страданиях люди особо не болели. Вероятно, это как-то связано с окружающей средой. Сейчас современные молодые люди гораздо слабее своих родителей, бабушек и дедушек. Мать отца Афанасий Зоя прожила более 90 лет с пороком сердца.
Приобщение к Церкви
Когда сыну было 13 лет, она отвела его в храм в Савватме, тогда тетя Мариамна стала приобщать Анатолия к церкви и познакомила его со старцем — отцом Иаковом, который был одноглазым. Однажды советская власть сослала его в ссылку, но охрана, увидев слабого старика, отправила его домой. Будущий отец Афанасий исповедовался и впервые причастился, но сказал священнику, что никогда не будет пить водку и вино. Старец удивился этим словам и прибавил, что совершенный может и водку пить, а несовершенный не может выпить ни капли.
Чуть раньше из-за тяги к познанию Бога Анатолий чуть не попал к назойливым баптистам. Однако Бог спас его, и он стал ходить в православный Свято-Николаевский храм. Сначала в этом храме служил отец Василий (Романов), затем отец Владимир (Праволюбов), а затем известный провидец Отец
Все они стали его Существование еще на свете, он женился и освоил профессию 2-го помощника капитана на корабле. Но потом он оставил эту профессию, чтобы стать священником.
Монашество
Каждый из своих духовных чад помнит, что сказал ему на собрании благочестивый священник. Теперь стоит отметить, кем был отец Афанасий. Кадом, отзывы о котором отмечают, что сейчас Афанасий служит в Милосердном Богородицком, стал настоящей православной Меккой Рязанской области.
Но сначала старцу пришлось служить на Афоне, оттуда он привез Крест с мощами. Он принял монашество, когда ему было за 50 лет. Это произошло в келье святого подвижника Силуана Афонского.
В душах людей отец Афанасий оставляет очень яркий след, от него всегда можно услышать мудрый совет. Посетители сразу чувствуют доброту и божью благодать, которые исходят от прозорливого старца.
прозорливый старик
Батюшка очень умен и прозорлив, и добраться до него довольно легко. Он служит в монастыре почти каждый день и принимает исповеди. По окончании службы он всегда вынимает Крест и прикладывает своих прихожан к телу и больным местам, затем умащает их маслом и беседует. На богослужениях обычно мало людей, так как в Кадоме не очень многолюдно. Отец Афанасий же всегда во всеоружии, в любой момент готов выслушать любого, кто к нему обратится. Он, как никто другой, понимает, как тяжело сегодня современному человеку жить в этом безбожном мире, и что, прежде всего, всегда нужно полагаться на помощь Господа.
Город Кадом: отец Афанасий (резкий). Как до него добраться
Так кто же был и есть отец Афанасий? Кадом, отзывы о котором среди приезжих выше всяких похвал, известен еще и тем, что паломники, посещающие Свято-Милосердную Богородичную обитель, восторженно отзываются о душевном состоянии, которое приходит после беседы с отцом Афанасием.