Базилика рождества христова в вифлееме: Базилика Рождества Христова

Храм Рождества Христова в Вифлееме — подробная информация с фото

Видео: Храм Рождества Христова

Содержание

  • История храма Рождества Христова в Вифлееме
  • Значение храма для христиан
  • Ветви христианства и храм
  • Главные святыни
  • Архитектурные черты храма
  • Интерьер церкви
  • Информация для туристов

История храма Рождества Христова в Вифлееме

Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.

В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Значение храма для христиан

Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.

Ветви христианства и храм

Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.

Главные святыни

Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Чудотворная икона Божьей Матери

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Ясли Христа

Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.

Архитектурные черты храма

Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Интерьер церкви

Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.

Информация для туристов

Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.

Как добраться

Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.

Правила безопасности

По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.

Смотрите также: Ньюгрейндж, Конго, Испания, Чехия, Кейптаун, Принстон, Дворец земледельцев, Музей Николы Теслы

Святыни Израиля — Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Вифлеем — небольшой городок, расположенный на каменистой возвышенности к югу от Иерусалима, поросшей виноградниками, масличными рощами, миндалевыми деревьями и смоковницами. Жители Вифлеема, удаленного от важных караванных путей древности, вели, в основном, пастушескую и земледельческую жизнь. Вифлеем оставил след уже в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Над гробницей, почитаемой иудеями, христианами и мусульманами, в XVIII в. было построено купольное сооружение. В период Судей из Вифлеема в Моав во время голода переселилась семья Елимелеха и Ноемини. Их cын затем женился там на моавитянке Руфи. После смерти мужа Руфь, не желая покидать свекровь, последовала за ней в Вифлеем. В Вифлееме Руфь подбирала упавшие колосья на поле своего богатого родственника по мужу Вооза, чтобы прокормить свекровь и себя. Вооз впоследствии взял ее себе в жены. Руфь родила сына «и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова» (Руфь 1-4). В Вифлееме в семье Иессея родился Давид и был помазан на царство пророком Самуилом. Из Вифлеема царь Саул призвал Давида, чтобы он играл на гуслях, когда на Саула нападал злой дух (1 Цар. 16:14-23). В городе Давидовом сохранился колодец, связанный с именем Давида, и напоминающий о его борьбе с филистимлянами (2 Цар 23:8-17). За 750 лет до Рождества Христова пророк Михей возвестил, что незначительная тогда деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии (Мих.

5:2-5). В правление римского императора Августа и во дни царя Ирода, когда по всей земле проводилась перепись населения, в Вифлеем из Назарета пришел праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией, потому что он был из дома и рода Давидова. Здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7). В ночь Рождества пастухи, охранявшие стадо в окрестностях Вифлеема, услышали ангельское благовестие о Пришествии в мир Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Оставив стадо, пастухи поспешили в Вифлеем поклониться родившемуся Христу. В Вифлееме на восьмой день над Богомладенцем совершилось обрезание и Ему нарекли имя Иисус (Лк. 2:21). После возвращения Богоматери с Младенцем и Иосифом из Иерусалима в Вифлеем после совершения положенного обряда в иерусалимском храме на сороковой день, волхвы, следуя за звездой, пришли с дарами в Вифлеем поклониться родившемуся Христу (Мф.
2:1-12). После ухода волхвов Иосиф с Богоматерью и Младенцем по повелению ангела бежал из Вифлеема в Египет, а разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте двух лет и младше (Мф. 2:13-18).

Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней – место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. (Сами Ясли находятся в Риме) Над Вифлеемским вертепом возвышается византийская базилика с древними мозаиками VI века. На южной стене ее главного нефа запечатлена в мозаике родословная Иисуса Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной – по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38). Рядом с Вифлеемским вертепом, на месте древнего городского кладбища, сегодня почивают мощи; Вифлеемских младенцев – мучеников. В храмовом комплекс, рядом с пещерой Рождества имеются пещеры, которые христианская традиция связывает с памятью блаженного Иеронима (+ 420), известного экзегета и автора латинского перевода Священного Писания (Вульгаты), а также с памятью его духовных дочерей — блаженной Павлы и Евстохии.

От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя, и где в ветхозаветные времена разворачивались события из книги Руфь. В базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах от спуска в Пещеру Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.
Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобной мученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии и о благополучии семейном.

Базилика Рождества Христова

Фасад храма утратил свой пер­воначальный облик в результате многократных перестроек. На за­падном фасаде находились изо­бражения трех волхвов, благодаря которым персы в 614 г. не разруши­ли базилики, узнав в их изображе­ниях своих земляков. В базилику, построенную императором Юсти­нианом, первоначально вело три входа, в наше время оставлен толь­ко один — центральный, остальные заложены. В XVIII в. был добавлен мощный контрфорс для укрепления ветхой восточной стены.

В притвор храма ведет низкая и узкая дверь наподобие калитки, которая заставляет каждого покло­ниться при входе в храм, поэтому эту крошечную дверь называют сейчас «Вратами смирения». Ее высота (120 см) препятствовала му­сульманам заезжать внутрь храма верхом на лошадях или верблюдах и осквернять святое место.

Непо­средственно над Вратами смирения в каменной кладке стены отчётливо видны контуры арки с характерны­ми сводами времен крестоносцев, а над ней консоль и карниз портика времен императора Юстиниана. В притворе, перед входом в базилику, находятся деревянная дверь, выполненная с большим мастерством армянским резчиком по дереву и подаренная храму в 1227 г., о чем свидетельствует сохранившаяся древняя армянская надпись.

Внутренность храма поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. Сорок четыре колонны высотой в шесть метров каждая, увенчанных капителями коринфского ордена из белого мрамора, делят базилику на пять нефов. Ко­лонны выполнены из Вифлеемского розового камня, но настолько мастерски отшлифованы, что ка­жутся мраморными.

По центру храма, на высокой и просторной солее, с деревянных стропил потолка свисают велико­лепные паникадила, выполненные из чистого серебра, и подаренные русским императором Алексан­дром III. Примечательно, что два самых больших паникадила символически увенчаны копиями корон русских царей, короной императо­ра и императрицы. В храме всегда царит атмосфера Рождества Хри­стова, царские паникадила в любое время года украшены стеклянными рождественскими шарами. Ико­ностас из резного дуба с иконами местного и праздничного ряда и большим Распятием был изготов­лен в Греции и установлен в 1764 г.

Колонны в храме, по мнению исследователей, украшали первую базилику, построенную здесь св. царицей Еленой. Эти колонны рас­писывал мастер, монах с Кипра по имени Ефрем, в XII в. в особой древней иконописной технике воскописи, при которой краска сме­шивалась с расплавленным воском (техника энкаустики). На колоннах изображены частично стертые временем различные восточные и за­падные святые без всякой видимой системы. В ряду таких великих восточных святых, как преп. Анто­ний и Макарий Великие, бессре­бреники Косьма и Дамиан, апостол Иоанн Богослов и великомученик Георгий Победоносец, прп.

Фео­досий Великий, Онуфрий Великий и Савва Освященный, прор. Илия изображены латинские святые Лео­нардо, Викентий, Катальдо и Кнут Датский. Имена святых угодников написаны на греческом и латин­ском языках. Причем в греческом языке допущены грамматические ошибки. Здесь можно рассмотреть интересную для исследователей истории перстосложения подроб­ность. Примечательно, что на этих росписях св. Евфимий и католиче­ский святой Катальдо изображены благословляющими двумя перста­ми: указательным и средним.

На западной стене над централь­ным входом находилась когда-то мозаика, изображающая «Отрасль Иессееву» — родословную линию Иисуса Христа от корня Иессеева (Ис.11:1-3). На южной стене сохра­нились фрагменты изображений предков Христа, согласно Еванге­лию от Матфея, а на противополож­ной стене, по свидетельствам древ­них паломников, была изображена родословная по Евангелию от Луки. На втором ярусе южной стены ча­стично видны сокращенные тексты постановлений Вселенских соборов, на которых была сформирована вся догматическая база церковного вероучения. В средней части северной стены выложены мозаичные изображения основных решений шести поместных соборов.

В период с 2013 по 2017 г. в базилике были проведены масштабные работы итальянской реставрационной компанией Piacenti SpA. Реставраторы утверждают, что на­стенные мозаики напоминают ви­зантийские мозаики по всему Сре­диземноморью — в Сицилии, Фло­ренции и Равенне, а растительные и животные мотивы поразительно похожи на мозаики византийской эпохи в Иерусалиме. Мозаики вы­полнены из кусочков стекла, пер­ламутра и местных камней, украшенных золотой и серебряной фольгой. На четвертом ярусе, в проемах между окнами, сохранились за­мечательные мозаичные изображения шагающих семи Ангелов с наклоненной головой, высотой в два с половиной метра, направля­ющихся для поклонения Новорожденному Богомладенцу. Изображе­ние седьмого Ангела, долгое время считавшееся утраченным, было обнаружено реставраторами под слоем штукатурки в июле 2016 г. Хорошо сохранившееся мозаичное изображение этого Ангела высо­той в два с половиной метра было открыто с помощью тепловизора: специалисты тщательно исследо­вали стены церкви и обнаружили в этом месте изменение цвета штука­турки.

Выяснилось, что под позд­нейшими наслоениями была скры­та мозаика, изображающая фигуру Ангела. Реставраторы, осторожно удалив штукатурку, увидели свер­кающее лицо из перламутра, а за­тем «золотые» пластинки нимба. Находку совершила ассистент ре­ставратора Сильвия Стариньери (Silvia Starinieri), устройство те­пловизора, зафиксировало разницу температур, различных составля­ющих изображения штукатурки, перламутра, кусочков мозаики.

На восточных стенах трансеп­та, по обеим сторонам иконостаса, тоже частично сохранились моза­ичные изображения: Уверение апо­стола Фомы, Вход Господень в Иерусалим и Вознесение Господне. В начале XVII в., по сообщениям па­ломников, были видны еще изобра­жения пророков: Михея, Иезекии­ля, Исаии, Иоиля, Амоса и Наума, а также надпись с текстом мессианского пророчества (Чис.24:17). На южной стене алтаря в двуязычной надписи упомянуты византийский император Мануил I Комнин и иерусалимский король Амальрик, на средства которых в 1161-1165/69 гг. были отреставрированы мозаи­ки, а также имя художника — мона­ха Ефрема с Кипра, — осуществившего работу. На северной стене со­хранилась мозаичная надпись с именем художника — «Basilius Pictor» — с пояснением по-сирийски, где он назван диа­коном. Историки предпо­лагают, что это был тот самый Василий, который оформ­лял Псалтирь Мелисенды, великолепно иллюстрированную рукопись, соз­данную около 1135 г. в Иерусалим­ском королевстве крестоносцев, во время правления королевы Мели­сенды.

На одной из колонн, у входа в пещеру Рождества, можно увидеть изображение «Спаса нерукотвор­ного», написанное в XII в. грече­ским монахом Ефремом. В субботу 19 октября 1996 г. произошло чудо. Лик Спасителя ожил, глаза отрыва­лись и закрывались, как у живого человека, из глаз текли слезы, кото­рые стекали вниз по колонне… Ты­сячи паломников из разных стран стали свидетелями необыкновен­ного чуда. Первым чудо заметил священник храма, греческий ар­химандрит Афанасий. Иерусалим­ская Патриархия официально объ­явила о произошедшем чуде, о нем писалось в международной и даже израильской прессе (The Jerusalem Post, Едиот Ахронот).

От первой Константиновской базилики сохранились фрагмен­ты прекрасных напольных моза­ик, которые были обнаружены в 1934 г. при ремонте полов. Они частично доступны для обозрения в нескольких спе­циально оборудованных рас­копах, прикрытых в наше вре­мя деревянными люками. На древнем уровне пола можно увидеть изображения раннех­ристианских «гамматических» (лат. Crux gemmata) крестов с загнутыми под прямым углом концами, направленными про­тив часовой стрелки. Такие кресты изображались в ката­комбах Рима, в Греции и на Кипре. Среди многих интерпретаций существует и такая, что греческая буква «гам­ма», четы­режды по­вторяющая­ся в кресте, имеет чис­ловое зна­чение «3» и символизи­ровали Святую Троицу.

Такие графические символы использовались тысячелетиями в культурах разных народов. Также они были обнаружены при раскоп­ках археологами на мозаиках древ­них синагог в Израиле в Эйн-Геди и Маоз Хаим на Голанских высо­тах. Особое внимание привлекает панель с мозаикой, в которую впи­сана монограмма «IXΘYƩ» (греч. «рыба»), которая является одним из самых древних христианских символов и содержит в себе пер­вые буквы греческой фразы: «Иисус Христос Божий Сын Спаси­тель». В южном нефе, справа от входа, находится древняя каменная восьмигранная купель, в которой, по преданию, крестили детей и новообращенных взрослых только в воде, привезенной из Иордана. Эта купель времени императора Юстиниана размещалась раньше в центральной части главного нефа. На ее боковой стороне сохранилась надпись на греческом языке: «В память за упокой и во оставление грехов рабов, их же имена, Ты Господи веси».

С северной стороны от иконостаса находится армянский престол, посвященный Деве Марии, а у восточной стены, рядом с выходом из пещеры Рождества, — коптский (абиссинский) престол, посвященный волхвам, которые, по преданию, привязали здесь своих лошадей перед тем, как вошли в Пещеру для поклонения Богомладенцу. Рядом с ним во время ремонтных работ была обнаружена замурованная сейчас древняя водная цистерна. В описаниях паломников она иногда отождествлялась с «колодезем Волхвов», где они напоили своих коней или, по другой версии, верблюдов. Устье этого колодца-цистерны облицовано плитами из белого мрамора, что говорит о его прежнем почитании.

С южной стороны от иконоста­са, перед входом в пещеру Рожде­ства, находится греческий престол, посвященный Обрезанию Спаси­теля на восьмой день после Рожде­ства (Лк.2:21). Святая Церковь от­мечает этот праздник 1/14 января, т.е. на восьмой день после празд­ника Рождества Христова.

Слева от престола Обрезания Господня в деревянном киоте нахо­дится чудотворная икона Вифле­емской Божией Матери. Отличи­тельной особенностью иконы яв­ляется то, что это одна из немногих прославленных икон Божией Матери, где на лике Пресвятой Девы прослеживается легкая тень улыб­ки и радость Рождества, тогда как традиционно в иконографии лик Богородицы обычно изображается в состоянии молитвенно-созерца­тельной сосредоточенности. Ико­на эта глубоко символична. Боже­ственный Младенец, сидя на руках Богоматери, левой рукой придер­живает державу — символ царской власти, а правой рукой благослов­ляет всех молящихся перед обра­зом. Правой рукой Богоматерь ука­зывает на Спасителя как на Путь жизни и спасения. Икона относит­ся к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Ясного исторического свиде­тельства о происхождении образа не существует, однако иконопис­ные черты лика Богоматери ука­зывают на ее сирийско-ливанское, т.е. арабское происхождение. В греческой среде монашествующих распространено мнение, что им­ператрица Мария Александровна, благотворительница Русской Пале­стины, после очередного покуше­ния на ее мужа, императора Алек­сандра II, в благодарность Божией Матери за спасение пожертвовала свои личные украшения и парчовые одеяния на украшение этой иконы. Драгоценные камни, подаренные русской царицей и украшавшие когда-то эту икону, растерялись, распроданные, видимо, в трудные годы для приобретения всего необходимого, однако один большой бриллиант голубовато-синего цвета до сих пор остался на своем месте. Его хранят особенно бережно в память о знаменитой царственной жертвеннице.

По другой версии, распространяемой современными гидами, парчу на ризу Богоматери подарила великая княгиня Елизавета Федоровна. Икона с таким названием находилась также в Кашоэтском соборе в Тбилиси, а другая, одноименная ей — Вифлеемская — была открыта чудесным образом в 1891 г. в каменном своде потаенной комнаты над алтарем грузинского хра­ма в Метехи, построенного в V в. Вахтангом Великим.

В 1927 г. лампада, висевшая перед Вифлеемской иконой Божи­ей Матери в базилике Рождества, начала сильно качаться, что было воспринято как предупреждение перед началом сильнейшего зем­летрясения в Иерусалиме и во всей Палестине. При этом землетрясе­нии погибло четыреста человек и многие здания были разрушены, в том числе знаменитая Вифле­емская башня Юстиниана. Перед этой чудотворной иконой молят­ся не только христиане, но и даже местные мусульмане.

День празднования Вифлеем­ской иконы — 15/28 августа.

Пещера Рождества

Священное место, где родился Спаситель мира, Богочеловек Иисус Христос, и остановилась звезда Востока, указавшая путь волхвам, отмечено мраморным престолом, на котором имеют право совершать Божественную Литургию поочередно только православные и армяне. От алтарной конхи над престолом, вдохновлявшей некогда молящихся своей прекрасной мозаикой, сохранились только фрагменты. Иногда ее закрывают полукруглой иконой Рождества, скрывая тем самым от глаз паломников следы прошедшего времени, бури и грозы исторических потрясений.

Свет Истины, воссиявший в этой пещере, осветил всю вселенную, а сейчас она освящается Божествен­ной Евхаристией, молитвой и ве­рой посещающих ее людей, и ти­хим мерцанием множества благо­говейно возжигаемых здесь свечей и лампад. Под престолом, в полукруглой нише, находится серебряная звезда с четырнадцатью лучами, символи­зирующими родословную линию Христа, согласно Евангелию от Матвея: «Итак всех родов от Ав­раама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселе­ния в Вавилон четырнадцать ро­дов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1:17). Число четырнадцать, будучи неполным, указано симво­лично, но такой прием встречается в Священном Писании, где, напри­мер, также символично указано число сыновей Рахили: «Это сыны Рахили, которые родились у Иа­кова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22), когда на самом деле их было двое: Иосиф и Вениамин.

На звезде внутри по кругу надпись на латыни: «Ніс de virgine Maria Iesus Christus Natus est»(«Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»). Звезду для Вифлеемского вертепа повелела изготовить испанская королева Изабелла II из того серебра, которое привез Христофор Колумб после открытия Америки. Эта звезда не сохранилась. Мраморная плита скрывает камень пещеры, но через отверстие в центре серебряной звезды можно к нему прикоснуться. За звездой висят шестнадцать неугасимых лампад, за которыми на стене ниши размещено шесть небольших православных икон, изображающих ветхозаветных свя­тых, которые являются прообразами Иисуса Христа, среди них царь Давид и Мелхиседек.

В пещеру не попадает дневной свет, ее внутренность освящают 53 масляные лампады, которые при­надлежат различным конфессиям. Внутрь пещеры ведут две лест­ницы из порфирового мрамора времен Юстиниана I, каждая из которых состоит из пятнадцати ступеней. Пол пещеры и нижняя часть стен выложены светлым мра­мором, а остальная часть стен покрыта огнеустойчивой асбестовой «пеленой», пожертвованной пре­зидентом Франции Патрисом де Мак-Магоном в 1874 г. Пелена эта заменила мозаики и мраморную облицовку XII в., почти полностью уничтоженные пожаром в 1869 г.

В северо-западном углу Пещеры небольшой мраморной плитой от­мечено отверстие древнего колод­ца, в котором, по преданию, Пречи­стая Дева омыла Новорожденного и куда, по старинной легенде, упа­ла звезда, приведшая волхвов. Пер­вым эту красивую легенду о звезде, которая вела волхвов и упала затем в один из колодцев в Вифлееме, записал в VI в. историк Григорий Турский: «И, если чистые сердцем заглядывают в него, они и ныне могут видеть в глубине отраже­ние Звезды волхвов». Память об этом древнем предании сохрани­лась в записях русского паломника иеродиакона Зосимы, посетившего Вифлеем в 1420 г. : «Илезучи в пе­черу, у самых дверей, с левую руку,  есть кладязь, в нем же видится на дне яко звезда; и ту бихом челом, и целовахом печеру и ясли».

В западной стене пещеры нахо­дится запертая дверь, которая че­рез узкий коридор ведет в целую систему гротов, расположенных под базиликой, в которые можно войти из греческого монастыря св. Георгия или со стороны католиче­ского храма св. Екатерины. Кори­дор этот был прорублен монахами в 1470 г., чтобы не платить слиш­ком высокую дань, назначенную мусульманами за вход в пещеру.

Сама пещера имеет 12,3 м в длину и 3,5 м в ширину. Во время богослужения в ней может поместиться не более семидесяти человек. Простота и скромность убранства этой пещеры служит самым лучшим напоминанием о смирении и уничижении Спасителя, проявившемся в образе Его рождения.

Придел Яслей

На этом месте первыми воз­дали хвалу Богочеловеку Христу простые сердцем Вифлеемские па­стыри, получившие возвещение от Ангелов. Несколько позже вместе с дарами пришли поклониться Царю Мира таинственные волхвы с Вос­тока.

Прямо у южного входа в пеще­ру находится место Яслей, в кото­рые был положен Богомладенец Христос, и престол, посвященный Волхвам. В эту небольшую часов­ню, принадлежащую ордену фран­цисканцев, можно спуститься по двум небольшим ступеням. Место Яслей облицовано мрамором и представляет собой углубление в полу, над которым горит пять лам­пад. Первоначальные ясли еще в древности были заменены други­ми, о чем со скорбью писал в IV в. блаженный Иероним: «О, как бы я хотел увидеть ясли, в которых лежал Господь, ныне же изначаль­ные ясли, которые были сделаны из глины, убраны, а вместо них по­ставлены ясли из серебра. Благо­говение же мое всецело принадле­жит исконным яслям…».

Внутренняя часть Яслей через несколько лет после завоевания Святой Земли мусульманами, точ­нее в 642 г., была вывезена в Рим, чтобы не допустить поругания свя­тыни. Оливковые дощечки, скре­пленные металлическими полосами, хранятся сейчас в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, однако существуют сомнения в их подлин­ности, поскольку ясли на Востоке традиционно представляли собой углубление, сделанное в камне. За Яслями у стены находится небольшой образ «Поклонение пастырей», а напротив — католи­ческий престол, посвященный Волхвам. Над алтарем расположе­на картина «Поклонение волхвов» работы итальянского художника Маэлло.

Тысячи христианских паломни­ков из разных стан мира, подобно трем евангельским пастухам и волхвам с Востока, по зову Вифле­емской звезды ежедневно устрем­ляются в эту священную пещеру, чтобы в смиренных яслях своего сердца сподобиться вновь обре­сти новорожденного Богомладенца Христа.

Пещеры невинно убиенных Вифлеемских Младенцев

Во дворе греческого монастыря св. Георгия Победоносца находит­ся здание часовни, построенной над погребальными катакомбами римского и византийского перио­дов. В этих подземельях, по пре­данию, были погребены убиенные Иродом Великим невинные св. Младенцы. По обеим сторонам длинного подземного прохода пе­щерной часовни расположены по­гребальные камеры с гробницами и длинными нишами в стенах, на­зываемые локулами. В самом кон­це подземной пещеры сохранился один из ранневизантийских пре­столов. Самые ранние каменные алтари для совершения таинства Евхаристии строились на гробни­цах христианских мучеников, за­хороненных в римских катакомбах.

С правой стороны от входа рас­положена высеченная в скальном грунте пещера, служившая общей костницеймартирием для существовавшего ранее при Вифлеем­ской базилике монастыря. В углу­блении обширной пещеры, рас­положенной рядом, в небольшом деревянном ковчеге выложена для поклонения некоторая часть сохранившихся маленьких косточек-мощей невинно убиенных Вифле­емских Младенцев. 29-30 апреля 2014 г. эти крохотные косточки замироточили, и вся часовня напол­нилась благоуханием.

На стене привлекает внима­ние двойная икона св. Младенцев, невинно убиенных от Ирода в Вифлееме современного письма. Внизу яркими красками начертана жестокая картина их избиения, а вверху изображены их чистые души в объятиях любви Христовой. Носимое Ангелами по воздуху белое покрывало, в котором они почивают, изображено в виде иу­дейского молитвенного покрывала (евр. — «таллит» или «талес») белого цвета с синими полосами. Рядом в одной из больших гро­бовых ниш, находятся также кости взрослых людей, предположитель­но принадлежащие мученикам, по­страдавшим во время нашествия персов в 614 г. и в другие времена.

Церковное предание указывает различное количество погибших Младенцев; в византийской тради­ции принята цифра 14 тысяч детей; в сирийской значительно больше. Такое большое число убиенных в небольшом провинциальном Виф­лееме и окрестностях вызывает сомнение у современных ученых. Это число скорее всего не просто статистика жертв, а метафора, ука­зывающая на огромные размеры происшедшей трагедии, посколь­ку число «14» было особым для иудеев. Цифрой «14» описывает­ся родословие Спасителя: «всех родов от Авраама до Давида че­тырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четыр­надцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнад­цать родов» (Мф.1:17). Число «14» это также число имени царя Давида, поскольку сумма цифро­вых значений букв в имени Дави­да равняется 14-ти. В Священном Писании символической цифрой «14» указано число «сыновей» праматери Рахили. В книге Бытия сыновьями Рахили называются не только рожденные ею Иосиф и Ве­ниамин, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина): «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). Именно о 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни. Самое раннее упоминание об этой пещерной часовне, располо­женной под южным трансептом ба­зилики Рождества Христова, встре­чается в описании Вифлеемского храма Патриарха Иерусалимского Софрония I (560-638 гг.).

Согласно церковной традиции, мощи Вифлеемских Младенцев были обретены в 313 г. равноапо­стольной царицей Еленой. Позже они были перенесены в Констан­тинополь и положены в храме Бо­городицы в Халкопратии. Русский паломник игумен Даниил в своем «Хождении» сообщает, что пе­щера Младенцев пуста, посколь­ку их мощи были перенесены, но Антоний Новгородец около 1200г. уточняет, что половина мощей Вифлеемских младенцев находи­лась в Константинополе, а полови­на осталась в Вифлееме. По опи­санию игумена Даниила пещера Младенцев, видимо, находилась под северным трансептом, но на чертежах, выполненных в 1596 г. монахом-францисканцем Б. Ами­ко, греческое кладбище отмечено с южной стороны, на месте, где сей­час показывают их захоронения.

Мощи одного из Вифлеемских младенцев хранятся в Дальних пе­щерах Киево-Печерской лавры, по­даренные в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном. Они име­ются во многих городах мира.

Пещера младенцев была расчи­щена и украшена на пожертвова­ния Артемия Папаконстантопуласа из греческого города Калавриты на Пелопоннесе по благословению епископа Неапольского Артемия в 1956 г. Раб Божий Артемий особы­ми узами связан с пещерой невин­но убиенных Младенцев. В городе Калаврита, из которого он происхо­дил, немецкими фашистами в 1943 г. в один день было расстреляно все мужское население, включая под­ростков и духовенство. Общее число жертв составило, по мнению историков, от семисот до полутора тысяч человек.

В южной части монастырского двора находится самая высокая ко­локольня во всех трех монастырях, окружающих базилику. Предпо­ложительно, колокольня первона­чально представляла собой сторо­жевую башню, построенную императором Юстинианом. В 1927 г. башня и устроенная над ней коло­кольня были почти полностью раз­рушены происшедшим в Палести­не сильнейшим землетрясением. В 1951 г. колокольня была перестро­ена стараниями архиепископа Не­апольского Артемия и приобрела современный вид. Колокола для нее были привезены из России, а их звук считается самым красивым из всех колоколов в Святой Земле.

На месте: Вифлеемская церковь Рождества Христова

Исследуйте одно из самых святых мест христианства

Натан Штайнмейер 19 декабря 2022 г. 0 Комментарии 6165 просмотров Поделиться


В шести милях к югу от Иерусалима находится Вифлеемская церковь Рождества Христова, которая считается старейшим постоянно используемым местом христианского богослужения в мире. Хотя первая церковь была построена в четвертом веке на месте, которое многие христиане считают местом рождения Иисуса, исторические источники могут упоминать это место уже во втором веке. Сегодня церковь Рождества является одним из важнейших мест христианского паломничества, наряду с иерусалимской Виа Долороза и Храмом Гроба Господня.

 

Святая пещера и Константиновская церковь Рождества Христова

Первая церковь, построенная на этом месте, была построена по заказу римского императора Константина в начале четвертого века; церковь была освящена 31 мая 339 года. Однако упоминания об этом месте могут относиться ко второму веку с возможным упоминанием Иустина Мученика в его « Диалоге года с Трифоном » (78.5–6).

Дверь в Пещеру Рождества Христова. Предоставлено Натаном Штайнмейером.

 

Конечно, к середине третьего века это место — или очень близкое к нему — заняло священное положение, как пишет отец ранней церкви Ориген о пещере в Вифлееме, которая, как известно, была местом рождения Иисуса ( Против Цельса 1. 51). Таким образом, после поездки императрицы Елены на Святую Землю в 327 году н.э. над пещерой была построена базилика, части которой существуют до сих пор. Эта церковь состояла в основном из восьмиугольного алтаря, расположенного прямо над пещерой, с пятинефным нефом и атриумом.

БЕСПЛАТНАЯ электронная книга, Кем был Иисус? Изучение истории жизни Иисуса . Изучите основные вопросы об Иисусе из Назарета.

Имя:*

Фамилия:*

Адрес электронной почты: * * Указывает на обязательное поле.

Если вы не хотите получать информационный бюллетень Bible History Daily , снимите этот флажок.

 

Церковь Юстиниана

Константиновская церковь Рождества простояла до начала шестого века, когда частично сгорела. Неясно, какое событие вызвало этот ущерб, хотя многие предполагают, что это было результатом восстаний самаритян, которые были ответственны за сожжение нескольких других церквей в регионе. Тем не менее, церковь вскоре была реконструирована императором Юстинианом. Базилика Юстиниана стоит до сих пор, хотя на протяжении веков в нее вносились многочисленные модификации.

Капитель колонны времен Юстиниана. Предоставлено Натаном Штайнмейером.

 

Несмотря на то, что в период крестоносцев (1099–1291 гг. н. э.) было проведено множество модификаций и реконструкций, в некоторых частях церкви до сих пор сохранилась первоначальная постройка Константина, построенная в четвертом веке. Юстинианская церковь изменила восьмиугольную алтарную область на треугольную (или крестообразную) форму. Неф был расширен, а атриум был закрыт, чтобы построить притвор. Вдоль нефа и трансептов Юстиниан разместил 50 колонн высотой около 18 футов каждая, построенных из местного камня, добытого недалеко от Старого города Иерусалима.

 

Исламское правление и период крестоносцев

В отличие от большинства других церквей в регионе, Церковь Рождества Христова оставалась относительно невредимой со времен Юстиниана и до наших дней, избегая разрушений в периоды нестабильности и беспорядков, которые сопровождал сасанидские, исламские и крестоносные завоевания. Частично это было связано с удаленностью церкви от Иерусалима и относительной незначительностью Вифлеема для стратегической обороны региона. Сохранение церкви даже привело к рассказам и легендам о том, что она была чудесным образом защищена от таких событий.

Фрагмент мозаики периода крестоносцев. Предоставлено Натаном Штайнмейером.

 

В раннеисламский период (ок. 634–1099 гг. н. э.) наряду с традиционными местами христианского богослужения в церкви появилось мусульманское молитвенное пространство. В это время это место оставалось местом паломничества западных христиан, а в 808 году Карл Великий отправил в церковь миссию, чтобы записать ее различные детали и, возможно, даже провести некоторый ремонт.

Расписная колонна святого в церкви Рождества Христова. Предоставлено Натаном Штайнмейером.

7 июня 1099 года франки-крестоносцы захватили Вифлеем и церковь Рождества Христова. В следующем году в церкви состоялась коронация Болдуина Булонского как короля Иерусалимского королевства. Балдуин II также будет коронован на этом месте в 1119 году.

За годы, когда церковь находилась под властью крестоносцев, в церкви были проведены капитальные ремонты и модификации, главным образом для приведения ее в соответствие с латинским обрядом. Однако основной план церкви Юстиниана остался на месте, как и многие различные архитектурные особенности, включая колонны. Крестоносцы также окружили комплекс большой стеной, части которой позже были включены в различные монастыри, которые стоят до сих пор.

Начиная с периода крестоносцев, в церковь были добавлены многочисленные фрески, мозаики и картины, в том числе роскошные настенные мозаики, которые частично сохранились до наших дней, а также картины на колоннах с изображением различных святых и просителей, которые, вероятно, были совместными усилиями церковные лидеры и богатые паломники.

 

Церковь от Саладина до наших дней

Дверь Смирения, построенная в период Османской империи. Предоставлено Натаном Штайнмейером.

После завоевания Саладином Святой Земли (ок. 1187 г.) большая часть римско-католического духовенства покинула Церковь Рождества Христова. Тем не менее, церковь пострадала очень мало, и христианское богослужение продолжалось на этом месте в соответствии с греческими православными, армянскими и другими христианскими традициями, хотя в конечном итоге вернутся и католики. Церковь оставалась относительно неизменной до периода Османской империи (ок. 1516–1917).

При османах большая часть мрамора, который когда-то украшал церковь Рождества Христова, была разграблена, возможно, для восстановления иерусалимского Купола Скалы. Несмотря на то, что церковь все еще используется, она вступит в длительный период упадка. Точно так же центральный неф церкви использовался не для богослужений, включая судебные разбирательства и даже при необходимости для размещения османских войск. В конце концов, церковные чиновники восстановили контроль над церковью, хотя в течение следующих нескольких столетий она продолжала приходить в упадок.

 

Современная церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова была номинирована и добавлена ​​в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году. состояние сохранности. Тем не менее, в 2013 году церковные чиновники и реставраторы начали крупномасштабные ремонтные работы в церкви, вернув ей большую часть былой славы и сделав место более безопасным для почти 2 миллионов посетителей и паломников, которые ежегодно прибывают в это место.

 


Примечание:

Для получения дополнительной информации об археологии и истории церкви Рождества Христова см. Микеле Баччи, Таинственная пещера: история церкви Рождества в Вифлееме (Рома: Университет имени Масарика Виэлла, 2017).


Соответствующее чтение в Bible History Daily :

25 декабря и Рождество

Как 25 декабря стало Рождеством

 

Члены с полным доступом, подробнее
Библиотека BAS :

Рыцарь в Вифлееме?

Пойти ли мне в Вифлеем?

Еще не являетесь библиотекой BAS или участником с полным доступом? Вступайте сегодня.

Теги: Вифлеем Рождество Церковь Рождества Христова Константин На месте Тур ЮНЕСКО Видео

Вифлеем: Место рождения Иисуса, Церковь Рождества Христова, Пастухи, Ирод

Вифлеемская церковь Рождества

 

Адрес

 

1. Церковь Рождества Христова расположена в Вифлееме, примерно в 6 милях (9 км) к югу от Иерусалима.

 

2. Он находится рядом с площадью Яслей и улицей Яслей.

 

3. Вифлеем находится на Западном берегу, но очень безопасен. Тысячи туристов посещают его христианские места каждый месяц без каких-либо проблем.

 

Историческая справка

 

1. Вскоре после вознесения Христа на небо верующие начали отмечать ключевые места, связанные с жизнью и событиями Иисуса.

 

2. Было отмечено место рождения Христа, и верующие начали поминать это место.

 

3. В 135 г. н.э. Адриан, римский правитель, разрушил христианские поселения и построил на многих из них храмы ложным богам. Он также переименовал Иерусалим в Элию Капитолину и запретил евреям въезд в город.

 

4. На месте рождения Христа он воздвиг святилище Адониса, греческого бога красоты и желания.

 

5. Доказательства того, что это было местом рождения Иисуса, также появились в трудах Юстина Мученика около 160 г. н.э. Это также было подтверждено позже Оригеном и Евсевием в 3 веке.

 

6. Елена, мать римского императора Константина, приняла Христа как своего Спасителя и приехала в Святую Землю строить храмы на ключевых христианских местах.

 

7. Константин и его мать Елена поручили построить церковь Рождества Христова над пещерой, обозначающей место рождения Иисуса, она была освящена в 339 г.ОБЪЯВЛЕНИЕ. Он состоял из восьмиугольного плана этажа и располагался прямо над пещерой. В центре восьмиугольной части со смотровой площадки с перилами открывался вид на пещеру. Часть мозаики оригинального пола сохранилась, и ее все еще можно увидеть.

 

8. Иероним, который перевел древнееврейские и греческие рукописи на латынь (язык Римской империи) и составил так называемую латинскую Вульгату, большую часть своей переводческой работы провел в пещере рядом с церковью Рождества Христова из 382–405 гг. Н.э. Позже он был похоронен здесь, и сегодня он называется Гротом Иеронима. Его останки были перенесены в Рим крестоносцами около 1165 г.

 

9. Церковь была сожжена во время самаритянского восстания в 529 г. н.э.

 

10. Юстиниан, император Византийской империи, перестроил большую церковь в 565 г. н.э., которая сохранилась до наших дней. Это старейшая действующая церковь в мире.

 

11. Церковь Рождества Христова была единственной церковью, которую персы пощадили во время завоевания Святой Земли в 614 г. н.э., потому что они видели снаружи церкви картины в честь волхвов с востока, которые были соотечественниками-персами. .

 

12. Крестоносцы отремонтировали церковь примерно в 1165 году нашей эры и расписали колонны главного нефа.

 

13. С периода крестоносцев до наших дней церковь несколько раз подвергалась запустению и ремонту.

 

14. В настоящее время охрана храма находится в руках Римско-католической, Армянской и Греко-православной церквей. Греческая православная церковь заботится о гроте Рождества.

 

Достопримечательности

 

1. Вход в церковь

 

  • Дверь смирения — чтобы обеспечить скромный вход и не дать всадникам и повозкам проникнуть в церковь, чтобы разграбить ее в период Османской империи (1500 г. н.э.).

 

2. Вестибюль

 

3. Главный неф

 

  • Колонны с фресками крестоносцев

  • Мозаики Византийской церкви под полом

  • Фрагменты мозаик XII века на стенах высоко над колоннами.

 

4. Главный алтарь (передняя часть нефа)

 

  • Мозаика оригинальной церкви с левой стороны от Главного Алтаря.

 

5. Место рождения Грот

 

  • Находится под главным алтарем.

  • Вход справа от алтаря, выход слева.

  • Ясли, куда поместили Христа – с правой стороны грота.

  • 14-конечная звезда, обозначающая место рождения Христа, находится в центре грота (14 точек для трех наборов 14 поколений в Матфея 1:17 и для 14 станций Виа Долороза).

 

6. Церковь св. Екатерины

 

  • Римско-католическая церковь имени великомученицы Екатерины IV века из Александрии.

  • Он был построен на руинах монастыря V века и церкви крестоносцев XII века.

  • Внутренний двор

  • Статуя Иеронима во дворе

  • Погребальные пещеры – Грот Иеронима

  • Доступ к погребальным пещерам осуществляется по узкой лестнице внутри церкви Святой Екатерины с правой стороны.

 

7. Яслейная площадь – Расположена напротив церкви Рождества Христова.

 

Рождение Христа в Библии

 

1. Вифлеем был предсказанным местом рождения Христа.
Михей 5:2: А ты, Вифлеем-Ефрафа, слишком мал, чтобы быть среди племен Иуды, из тебя произойдет мне тот, кто должен быть правителем в Израиле, чей выход издревле, издревле дней.

 

2. Христос родился в Вифлееме, как и было предсказано.
Луки 2:1–7: В те дни Цезарь Август издал указ о проведении переписи всего римского мира. 2 (Это была первая перепись, которая проводилась, когда Квириний был правителем Сирии.) 3 И каждый пошел в свой город, чтобы записаться. 4 Пошел также и Иосиф из города Назарета Галилейского в Иудею, в Вифлеем, город Давидов, потому что он был из дома и рода Давидова. 5 Он пошел туда, чтобы записаться к Марии, которая была обручена с ним и ожидала ребенка. 6 Пока они были там, пришло время родиться младенцу, 7 и она родила первенца своего, сына. Она завернула его в тряпки и положила в ясли, потому что в гостинице для них не было места.

 

3. Много ангелов явились пастухам близ Вифлеема, которые пасли свои стада.
Луки 2:8–16: И пастухи, жившие в поле неподалеку, стерегли по ночам свои стада. 9 И явился им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и они ужаснулись. 10 Но ангел сказал им: не бойтесь, возвещаю вам великую радость, которая будет для всего народа. 11 Сегодня в городе Давидовом родился вам Спаситель, Он есть Христос Господь 12 Вот вам знамение: вы найдете младенца, завернутого в пелены и лежащего в яслях». 13 Внезапно явилось великое воинство небесное с Ангелом, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир в человеках, на которых благоволение Его. 15 Когда ангелы оставили их и вознеслись на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем сказал нам Господь. 16 Они поспешили и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежавшего в яслях.

 

4. Волхвы с востока посетили и поклонились Христу в Вифлееме.
От Матфея 2:1–12: После того как Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока 2 и говорят: где родившийся Царь Иудейский? «Ибо мы видели его звезду, когда она взошла, и пришли поклониться ему». 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним; 4 и, собрав всех первосвященников и книжников народных, спросил их, где должно родиться Христу. 5 Они сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 и ты, Вифлеем, в земле Иудейской, ничем не меньше среди князей Иудейских; ибо от тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля». 7 Ирод тайно созвал волхвов и выведал у них, в какое время явилась звезда. 8 И послал их в Вифлеем, сказав: для ребенка, и когда вы найдете его, известите меня, чтобы я тоже мог прийти и поклониться ему «9.Выслушав царя, они отправились в путь. И вот, звезда, которую они видели, когда взошла, шла перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был младенец. 10 Когда они увидели звезду, они обрадовались чрезвычайно великой радостью. 11 И, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и пали ниц и поклонились Ему. Затем, открыв свои сокровища, они принесли ему дары, золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *