Базилика рождества христова в вифлееме фото: Базилика Рождества Христова

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода. 29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия. Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года.

Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.


Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.
Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».


Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы…
При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).
В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.
В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).
Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.
Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви. Все три христианские церкви имеют при базилике свои монашеские общины, здание православного монастыря примыкает к юго-восточной части базилики, армянский монастырь находится на юго-западной стороне, католический (орден францисканцев) — на северо-западной.

Информация

  • Страна: Палестинская автономия
  • Местоположение: Вифлеем
  • Конфессия: Христианство
  • Архитектурный стиль: базилика
  • Дата основания: 327
  • Дата постройки: 531 год
  • Тбилиси.
    Фотографии, информация, туры, отдых и достопримечательности Тбилиси(Грузия)
  • Атолл Адду — информация, фото, описание, отдых
  • Литераторские мостки — фото, информация, описание
  • Сорокская крепость — фото, информация, описание
  • Замок Конуи в Уэльсе — фото, информация, описание

Найден ангел, мозаики засияли: базилика Рождества в Вифлееме реставрирована

Город с огромным храмом, где мало христиан

Учебники Священной истории рисуют нам Вифлеем, в котором родился Христос, пригородом Иерусалима, частью одной с ним Римской провинции. Христиан в местах земной жизни Христа в древности было множество. С течением веков, однако, все изменилось. Сейчас христиан в Вифлееме – всего несколько тысяч, чуть больше 10% населения.

Рассказывает управляющий домом паломника Русской духовной миссии в Вифлееме Юрий Ромашук:

«Я сам – православный христианин, мой отец – русский, а мама – арабка. Наши места – это места Священной истории. Например, рядом, вплотную к Вифлеему, находится город Бецахур, где ангел явился пастухам, а с другой стороны – Бенджала, покровитель которой – святой Николай.

После того, как мусульмане пришли сюда в VII веке, 1500 лет христиане в наших местах живут рядом с мусульманами, даже их язык стал нашим языком. Мои соседи-греки говорят по-арабски и не понимают по-гречески. Так же и с армянами, хотя местные армяне и пытаются держаться обособленно. Нас всех называют «арабские христиане», хотя по сути это не совсем верно, арабы мы только по языку».

«Этот город стоит благодаря храму Рождества, живет благодаря туристам и паломникам», – говорит Юрий Ромащук. Здесь почти 70 гостиниц, все их владельцы – христиане. После того, как Израиль построил стену на границе с Палестиной, поток туристов уменьшился. Теперь к этому добавилась еще и пандемия, и второй год никто не может сказать,  что будет дальше.

«Приличной работы сейчас почти не найти, поэтому часть христиан из Вифлеема уехали. А для нас, оставшихся, храм Рождества – всё! Мы очень надеемся прожить рядом с храмом в мире со всеми ещё много веков», – говорит Юрий.

Рождественская базилика в Вифлееме огромна – больше чем 50 на почти 30 метров. Одна из ее проблем – в разные века ее всегда строили пришлецы, она всегда был не столько местом молитв местной общины, сколько памятником евангельских событий. Местные же христиане не только не имели сил защитить храм, но и сами то и дело страдали от разных конфликтов.

Местные разрушители и строители-пришлецы По ходу реставрации выяснилось, что крыша держится на сложной системе балок из кедра, дуба, кипариса, сосны и лиственницы. Фото: о.Игорь Пчелинцев/fb

Первый храм в Вифлееме был освящен еще в 339 году, после того, как на Святую землю совершила паломничество мать Константина Великого императрица Елена. Императрица увезла с собой в Константинополь Крест Христов и другие святыни, но по ее распоряжению пришли строители и воздвигли храмы над пещерой Гроба Господня и местом Его Рождества.

Построенный Еленой храм сгорел в 529 году во время самаритянского восстания. В это время иудеи почти совсем покинули Палестину, а вот родственные им самаритяне (сородичи самарянки, с которой некогда беседовал Христос) остались и пытались основать собственное государство, независимое от Константинополя. Своими главными противниками самаритяне считали христиан, которых во множестве уничтожали. Лилась кровь, горели храмы.

Подавив восстание, император Юстиниан посчитал своим долгом восстановить храм в Вифлееме, он и оплатил возведение нынешнего огромного строения. Раскопки показали, что храм Юстиниана, в целом, повторяет очертания храма Елены – он стал немного выше и длиннее, но местами в нем даже сохранился древний мозаичный пол.

Собор крестоносцев, мозаики византийцевКаждый кусочек золотой смальты в мозаиках в древности был вмонтирован под своим определенным углом, чтобы лучше всего отражать солнечный свет и создавать вокруг фигур максимальное сияние. Фото: Nasser Nasser/AP/TASS

Шли века, храм стоял. По преданию, в 614 году, когда мимо него проходила армия персов, от разрушения его спасло искусное изображение персидских волхвов, поклоняющихся Деве Марии, на фасаде. Воины подивились портретам соотечественников и не тронули здание. До нашего времени изображение не дошло.

В 637 году в Вифлеем пришли арабы, а в 1130-е годы в результате крестовых походов Святую землю на недолгое время отвоевали у них крестоносцы. Храм Гроба Господня в то время был разрушен, поэтому именно базилику Рождества правители Иерусалимского королевства сделали своим главным собором, здесь же они короновались.

Четвертый правитель Иерусалимского королевства Амальрик поддерживал дипломатические отношения с византийским императором Мануилом I Комниным. Император планировал совместное с крестоносцами завоевание Египта, и для крепости союза женился на кузине Амальрика. Латинский правитель, в свою очередь, взял в жены внучатую племянницу императора.

Именно император Мануил подарил Вифлеемскому храму его знаменитые мозаики. Он прислал как минимум одного из художников-мозаичистов, материал для мозаик также везли из Европы. Император принимал участие и в разработке плана изображений; его собственный портрет повторялся на стенах несколько раз.

Вклад самих крестоносцев во внутреннее убранство храма был гораздо скромнее. Они сами и приезжающие паломники стали заказывать фрески с изображениями своих святых покровителей на колоннах. По тем временам это было что-то среднее между росписью и граффити.

Так получился странный и неповторимый набор картин, созданный явно без единого плана, где Дева Мария встречается несколько раз, а восточные святые – Савва, Онуфрий или Евфимий – соседствуют с скандинавским святым Олафом и апостолом Иаковом, весьма почитаемым в Испании, главным в XII столетии покровителем паломников.

«Амбар без сена» ремонтировали всем миром Фото: о.Игорь Пчелинцев/fb

В конце XII века крестоносцев из Вифлеема выгнали. Город заняли войска египетского султана Саладина, позже храм осквернили тюрки-хорезмийцы. Права на владение храмом власти отдавали то Сирийской православной, то Греческой церквям, то ордену францисканцев. Феликс Фабри, паломник XV века, описывал интерьер Рождественского храма как «амбар без сена, библиотеку без книг», – и отмечал, что «голуби свободно летают внутри и снаружи церкви через отверстия в крыше».

С разрешения мусульманских властей европейцы, по возможности, ремонтировали храм.

В XV веке свинцовые листы для новой кровли подарил английский король Эдуард IV, бревна для перекрытий пожертвовала Венецианская республика, а герцог Филипп Бургундский оплатил ремонтные работы.

Через 200 лет греки снова чинили крышу и установили новый иконостас. После землетрясения и пожара, случившихся в XIX веке, значительные суммы на ремонт и украшение базилики жертвовали российские императоры Александр III и Николай II.

Пули, снаряды, дожди и паломникиВосстановление первоначального великолепия. 06.12.2018 г. Фото: Majdi Mohammed/AP/TASS

К началу XXI века вопрос о реставрации храма встал особенно остро. Мозаики на стенах частично осыпались во время землетрясений, были покрыты слоями пыли и сажи, разрушались дождевой водой, сочащейся с дырявой крыши. Тюрки, захватившие город когда-то, не решались трогать изображения Девы Марии и Христа, Которого они считали пророком, но расстреляли из аркебуз лица ангелов. Посетители разных веков охотно отламывали золотые частицы смальты, надеясь впоследствии выплавить из них золото. В XX веке появился также благочестивый местный обычай перед большими праздниками протирать колонны, поддерживающие крышу базилики, бензином. Колонны от этого красиво блестели, но нанесённые на них древние фрески едва не были утрачены.

В 1967 году во время войны между Израилем и Иорданией в крышу попал минометный снаряд. А в 2002, когда израильские войска 35 дней осаждали группу укрывшихся в базилике палестинских боевиков, стены были изрешечены пулями. Стало понятно, что храм надо реставрировать немедленно,  иначе он будет утрачен.

В конце концов, палестинская администрация сумела усадить за стол переговоров представителей Иерусалимского патриархата, Армянской апостольской церкви и францисканцев, которые совместно владеют храмом с середины XIX века. Были разработаны планы реставрации не только самой базилики, но и исторической части города Вифлеем.

Реставрация начинается и буксуетПосле кропотливых реставрационных работ в феврале 2016 года стало возможным увидеть неизвестную ранее мозаику Ангела. Фото: Nasser Nasser/AP/TASS. После многочисленных протираний перед праздниками, древние фрески едва не были утрачены. Фото: о.Игорь Пчелинцев/fb

Деньги на проведение работ собирали палестинские власти, местный христианский и мусульманский бизнес, американские христиане. Порядка 200 тысяч долларов пожертвовало правительство Бразилии, переводы пришли от государства Палестина, Франции, России, Венгрии, Греции, Ватикана, Испании, Италии, Германии, Марокко, Польши, Бельгии, организаций и фондов в Турции и Кувейте.

Реставрация началась, но чуть не провалилась, когда в 2014 во время конфликта Израиля с сектором Газа 30 контейнеров с медью, свинцом и древесиной для Вифлеемской базилики застряли в израильском порту Ашдод. Если бы в них попала ракета, несколько миллионов долларов пришлось бы собирать заново, а работу по поиску древесины XV века в разрушенных церквях Италии было просто не повторить.

К тому же в 2014 году городские власти Вифлеема собрались строить под примыкающей к храму Ясельной площадью автомобильный тоннель.

Находящийся в 10 километрах от Иерусалима, Вифлеем – палестинская территория, с одной стороны от него – израильская граница и пограничные посты, с другой – города Западного берега реки Иордан – Хеврон на юге и Рамаллах и Наблус на севере. В итоге через город все время идет мощный транзит, причем машины обязательно проезжают через Ясельную площадь; если она перекрыта во время христианских  праздников, водители начинает петлять по узким улочкам. Городские власти собирались решить эту проблему кардинально, прокопав тоннель под площадью. Вряд ли это положительно сказалось бы на фундаменте древней постройки. К счастью, в конце концов, от этого проекта отказались.

«Вася был здесь в 1586 году»После того, как уже в XX веке в крышу базилики попал снаряд, ее стены были изрешечены пулями стало понятно, что храм надо реставрировать немедленно. Фото: ©Bethlehem Development Foundation

Первым делом реставраторы привели в порядок крышу и окна храма. Перекрытия перебрали, кровлю восстановили и усилили, чтобы впредь обезопасить базилику на случай землетрясений.

По ходу выяснилось, что крыша держится на сложной системе балок из кедра, дуба, кипариса, сосны и лиственницы. Сосна и лиственница в XV веке были доставлены в Вифлеем из итальянских Альп. Такие же бревна – прямые, длинные и легкие – в свое время использовали для строительства крыш в Константинополе. Часть балок украшена узорами, на одной из них даже нашли древние ноты в виде перьев павлина. Для реставрации брали древесину того же периода из Италии.

С внешней стороны стен заменили часть камней, углы укрепили, чтобы новая крыша имела прочную опору.

Во время ремонта стен удалили и некоторые «граффити», оставленные древними посетителями. Кто-то из крестоносцев пытался нарисовать прямо на стене древней базилики эскиз своего шлема, а один из более поздних посетителей даже оставил на стене дату – «1586 год».

Ангелы, волки, грибы и зайцыИмператор Мануил подарил Вифлеемскому храму его знаменитые мозаики. Фото: Nasser Nasser/AP/TASS

Самой сложной частью работы было восстановление настенных мозаик.

В XII веке храм был украшен изображениями весь; на северной и южной стенах они располагались в пять рядов. Однако во время землетрясений смальта отходила от стен и осыпалась. В итоге осыпалась большая часть.

И все же до нашего времени дошли изображения двунадесятых праздников, множество орнаментов с арабскими и европейскими мотивами, а также часть шеренги ангелов, обращенных к алтарю и славящих Рождество Христово.

Во время нынешней реставрации число ангелов неожиданно пополнилось, когда между четвертым и пятым окном с северной стороны реставраторы обнаружили неизвестное ранее изображение. Лицо ангела сильно пострадало. Найденные в стене свинцовые шарики свидетельствовали, что когда-то по нему стреляли из аркебузы. При ремонте XIX столетия ангела и вовсе закрасили толстым слоем побелки.

Реставрируя мозаику, художники сделали сразу несколько открытий. Во-первых, каждый кусочек золотой смальты в ней в древности был вмонтирован под своим определенным углом, чтобы лучше всего отражать солнечный свет и создавать вокруг фигур максимальное сияние.

Продолжению реставрационных работ помешала пандемия. Фото: о.Игорь Пчелинцев/fb

Во-вторых, мозаичист, проявивший незаурядный талант в плетении орнаментов, был, очевидно, европейцем – в мозаичных фризах храма можно увидеть и грибы, и волка, и зайца – животных и растения, неизвестные на Ближнем Востоке.

Кстати, известны имена двоих художников, украшавших храм. В надписи на одной из стен упомянут «Ефрем, монах, живописец и мозаичист». Рядом с одним из ангелов есть надпись: «Василий диакон изобразил это». Полное имя третьего художника до нас не дошло, о нем осталась лишь греческая надпись: «Помни, Господи, раба Твоего Зан…»

Пандемия и тут все осложнила

Нынешняя пандемия резко сократила количество поступающих пожертвований. Из-за этого работы в Базилике Рождества до сих пор не окончены. К нынешнему празднику Иерусалимский патриархат самостоятельно отреставрировал центральный иконостас. А вот работы в пещере Рождества еще даже не начинались.

Грот Рождества « См. Святую Землю

Рубрики: Израиль и Палестина — за пределами Иерусалима,Местоположения — Метки: Поклонение волхвов, Вифлеем, пещера, Рождество, Церковь Рождества Христова, Грот Яслей, Грот Рождество Христово, Святой Иероним, звезда, Три волхва, Западный берег — 16:54

Западный берег

Грот Рождества Христова (Темный Теперт)

Вдали от образа на рождественской открытке место рождения Христа туманно. -освещенный каменная пещера . Вместо звезды вверху 14-конечная серебряная звезда на мраморном полу Грота Рождества несет слова «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь Иисус Христос родился от Девы Марии).

Вход из Вифлеемской церкви Рождества Христова. Ступени справа от иконостаса (резная ширма, стоящая перед главным алтарем) ведут вниз в подземную пещеру.

Прямоугольная форма , размеры пещеры примерно 12 на 3 метра. Как и церковь выше, она находится во владении Греческой православной церкви.

Грубая скала первого Рождества уступила место мраморным облицовкам, и, по словам библеиста Э. М. Блейклока, пещера «увешана и загромождена всей мишурой мужских культов».

В праздничные дни пещеру освещают 48 подвесных светильников . После серьезного пожара в 1869 году три стены защищены тяжелыми кожаными портьерами с асбестовой подкладкой.

 

Ясли, покрытые мрамором

Грот Яслей (Seetheholyland. net)

Чуть ниже находится Грот Яслей Ясли . Каменная полка покрыта мрамором, но вокруг яслей можно увидеть оригинальный камень. Размеры соответствуют кормушкам, вырубленным в скале бедуинами.

Когда в 4 веке была построена первоначальная церковь, Грот Рождества был расширен , чтобы освободить место для паломников, и тогда же были установлены серебряные ясли.

Святой Иероним, у которого поблизости была собственная пещера, не одобрял: «Если бы я только мог видеть те ясли, в которых лежал Господь! Теперь, как бы в честь Христа, мы убрали бедную и поставили серебряную ; однако для меня более ценен тот, который был удален. . . ».

Каменный корыто IX века до рождения Иисуса, найденное в Мегиддо (Seetheholyland.net)

Небольшой алтарь в Гроте Яслей посвящен Поклонению

Волхвов , Трем Волхвам, описанным в Евангелии от Матфея как идущие с Востока (вероятно, из Персии), чтобы поклониться новорожденному Иисусу. Здесь католики проводят мессу.0003

Пещера Святого Иерома

Церковь Святой Екатерины Александрии

Молоко Гротом

Поле Shepherds ‘

Гробница Rachel

Field of Boaz

Herodium

в Scriple: 10101011102

. : Луки 2:1-20; Матфея 1:18-25

Визит волхвов: Матфея 2:1-12

Администрирует: Греческая православная церковь

Тел.: 972-2-2742440

Открыто: с апреля по сентябрь, с понедельника по субботу с 6:30 до 19:30. Октябрь-март, пн-сб: 5:30-17:00 (17:30 в январе, 18:00 в феврале-марте). Грот открывается в 11:30 по воскресеньям.

 

Пилигрим поклоняется звезде, обозначающей место рождения Иисуса, в Гроте Рождества Христова в Вифлееме (Seetheholyland.net)
Каменный корыто IX века до рождения Иисуса, найденное в Мегиддо (Seetheholyland.net)
Грот Рождества Христова (Дарко Теперт)

Грот Яслей (Seetheholyland. net)
Спуск к гроту Рождества (Джеймс Эмери)
Чучело младенца Христа в Гроте Рождества (Seetheholyland.net)

Церковь Рождества Христова (Seetheholyland.net)
Алтарь в гроте Рождества Христова (© Custodia Terrae Sanctae)
Работа в Гроте Рождества Христова (© Custodia Terrae Sanctae)

Звезда, обозначающая место рождения Иисуса (Бертольд Вернер)
Алтарь в Гроте Яслей (© Custodia Terrae Sanctae)
Лампы, висящие над яслями (Seetheholyland.net)

Крупный план звезды на месте рождения Иисуса (© Custodia Terrae Sanctae)
Вертеп в Гроте Рождества Христова (© Custodia Terrae Sanctae)

 

Ссылки

Блейклок, Э.
М.: Восемь дней в Израиле (Ark Publishing, 1980)
Brownrigg, Ronald:
Приходите, посмотрите на место: Путеводитель для паломников по Святая Земля (Hodder and Stoughton, 1985)
Freeman-Grenville, GSP:
Святая Земля: Путеводитель паломника по Израиль, Иордания и Синай (Continuum Publishing, 1996)
Гонен, Ривка:
Библейские святыни: иллюстрированный путеводитель (Collier Macmillan, 1987)
Инман, Ник и Макдональд (ред.):
Иерусалим и Святая Земля (Путеводитель очевидца, Дорлинг Киндерсли, 2007)
Джозеф, Фредерик: «Вифлеем»,
Святая Земля , зима 2002
Мерфи-О’Коннор, Джером:
Святая Земля: Ан Оксфордский археологический справочник с древнейших времен до 1700 г. (Oxford University Press, 2005)
Петроцци, Мария Тереза: «Грот Рождества»,
Святая земля , зима 1997 г. Путеводитель по Святая Земля (Кентербери Пресс, 1996)

Внешние связи

Вифлеем (Custodia Terrae Sanctae)
Церковь на национальном возрасте

МОСААСАСА.

мозаики были завершены в 1169 году и реставрировались с марта 2015 года по июнь 2016 года итальянской фирмой Piacenti, SpA. Начали ремонт крыши, затем чистку каменной кладки и, наконец, реставрацию мозаики. Интересно, что архитрав нефа был сделан из дерева VI века, в котором были обнаружены декоративные вставки. В церкви 50 колонн из красного кристаллического известняка — основания, валы и капители, на 32 из них нанесены восковые энкаустические рисунки. Кроме того, есть десять капителей без колонн и оснований. Колонны были добыты в местном карьере. Красный иерусалимский известняк легко обрабатывается и твердеет после разрезания. Не было необходимости ввозить в Святую Землю белый проконнесский или другой цветной мрамор, поскольку иерусалимский известняк бывает самых разных цветов и добывается в имперских государственных каменоломнях.

Первоначальная церковь была построена Еленой, матерью Константина Великого, в 339 году нашей эры и расширена Юстинианом I в 6 веке, который добавил трилистник к апсиде. Церковь 4-го века была построена на традиционном месте рождения Христа, по крайней мере, со 2-го века. Это старейшая христианская церковь, которая постоянно используется ежедневно.

Первая церковь Константина и Елены, вероятно, была разрушена во время самаритянского восстания 529 года во время правления Юстиниана, который восстановил ее. Во время раскопок поверх Константиновского мозаичного пола был обнаружен слой пепла и обгоревшего дерева, что свидетельствовало о разрушении. Прокопий Кесарийский не упоминает о церкви Рождества в De Aedificiis , а просто относится к перестройке стен Вифлеема Юстинианом. Ввиду очевидного значения церкви кажется вероятным, что здание Юстиниана было построено после завершения работы Прокопия, а не просто случайное упущение. Я не нашел ничего, что проясняло бы происхождение колонн и капителей, относятся ли они к эпохе Константина или Юстиниана. Если бы церковь сгорела, то на капителях были бы видны повреждения, но они выглядят идеально, так что они, должно быть, были сделаны заново во времена Юстиниана.

Во время самаритянского восстания Юстиниан принес Святой колодец в собор Святой Софии.

В то время, когда были установлены мозаики, грекоязычные семьи Иерусалимского королевства крестоносцев служили литургию на греческом языке, однако основная масса православного населения, крестьян и горожан, говорила по-арабски и использовала сирийский язык в своей литургии . Когда крестоносцы завоевали Иерусалим, они изгнали православное архиерейское духовенство из соборов и оставили деревенские церкви и монастыри в руках туземного духовенства, которое они были не в состоянии содержать.

Крыша из кедра, дуба, кипариса, сосны и лиственницы. Сосна и лиственница пришли из итальянских Альп и были собраны, перемолоты и перевезены венецианцами в Вифлеем в 15 веке. Византийцы использовали сосну при строительстве крыш в Константинополе. Это были очень длинные прямые бревна — до 100 футов — легкие и прочные из местных лесов. При фрезеровании сосны необходимо удалить весь сок. На деревянных балках были найдены надписи. Одна из них кажется музыкальной нотой в виде павлиньих перьев.

С 1130 г., когда к колоннам нефа были добавлены изображения святых, существовала программа реставрации и косметического ремонта церкви. Раньше было две надписи посвящения, одна на латыни, а другая на греческом. Говорят, что работу выполнил Ефрем, «монах, художник и мозаичник».   Мануил I Комнин, византийский император, заказал работу и оплатил ее. Полная надпись гласит:

«Настоящая работа была закончена рукой монаха Ефрема, живописца и мозаичиста, в царствование великого императора Мануила Порфиогеннета Комнина и во времена великого царя Иерусалима, Господа Аммори. … и святейшего епископа святого Вифлеема лорда Рауля (Ральфа) в 6677 году, второй индиктион»

Упоминается второй художник Василий Диакон, чье имя указано на сирийском языке (богослужебный язык, на котором не говорили в быту) слева от одного из ангелов « Василий диакон изобразил это» . Был и третий художник, чьё имя лишь частично сохранилось на греческом языке, «помни, Господи, раба Твоего Зана. ..»


Процессия ангелов может дублировать ангелов в эмалях Пала д’ Оро в Сан-Марко в Венеции, видно ниже. Говорят, что они возникли в комнатенской церкви Пантократора в Константинополе. Все фигуры и орнамент можно увидеть в художественной орбите так называемой школы Коккинобафоса. Вполне возможно, что эскизы мозаики были выполнены в мастерской Коккинобафоса и отправлены вместе с художником-руководителем, возможно, самим Ефремом. Дубликаты мотивов акантовых свитков цветов, птиц и зверей можно увидеть в Евангелиях от Феофана и Евангелиях от Иоанна II, изготовленных для императорской семьи.


Первоначально были украшены весь неф и апсида. К счастью, в 1693 году были сделаны рисунки мозаики, которые помогают нам понять полный план. Считается, что Ефрем выполнил мозаику в хорах, Василий — неф, а третий художник — трансепты. Ефрем был византийским художником, присланным из Константинополя Мануилом. Его имени уделяется особое внимание, потому что оно изображено в апсиде. Василий был сирийским мелькитом и мог уже быть жителем Вифлеема или Иерусалима. Многие сирийские христиане пришли с севера и жили в этих местах паломничества. Портрет Мануэля был установлен в нескольких местах в убранстве церкви, в том числе в алтаре, самом важном месте в церкви после пещеры Рождества, которая находилась под церковью. Дата создания мозаик — всего через три года после того, как Мануил провел открытие Триклиноса Мануила в Большом Константинопольском дворце, на котором обсуждались слова Христа 9.0198 «Отец больше Меня», Иоанна 14:28 и его богословское значение для православных христиан. Мануил I приказал вырезать акты собора на огромных плитах из проконнесского мрамора и установить их на порфировых колоннах в нефе собора Святой Софии. Каким-то образом мозаики церкви Рождества Христова вписываются в духовные и политические устремления Мануэля. Мозаики нефа включают изображения церковных соборов, которые участвовали в определении природы Христа.

Мануэль принимал участие в каждой детали выбора сюжета, компоновки и стиля мозаики. Он надеялся отправиться в Вифлеем и Иерусалим в качестве паломника, но смерть царя Иерусалима Альмариха положила конец этим планам.

В мозаике было много свинцовых шариков. Мозаики были намеренно повреждены исламскими фанатиками. Ангел наверху был поврежден, его лицо было прострелено турецкими выстрелами из аркебузы, о которых сообщалось в конце шестнадцатого и семнадцатого веков. Сообщалось, что неповрежденными остались только изображения Марии из-за уважения мусульман к ней как к матери Иисуса, которого они считают пророком.

Слева видно состояние лица до чистки и реставрации в середине ее завершения. Было решено полностью восстановить лик ангела, мудрое решение. Есть одна маленькая ошибка, линия под правым глазом идет не в ту сторону.

Выше вы можете увидеть четкую черную линию, отделяющую зеленую траву от золотого фона. Руководства художника не советуют располагать зеленую и золотую мозаику рядом друг с другом. Говорят, из-за этого золото выглядит дешевым. Трава украшена густыми необычными растениями и цветами, которые у каждого ангела разные.

При первичном осмотре мозаик между 4-м и 5-м окнами с северной стороны был обнаружен ангел, скрытый под штукатуркой, намазанной на нее в 1842 году.  Как видите, она сильно повреждена. В правом столбце есть изображение, показывающее состояние мозаики в момент ее обнаружения. Даже в этом состоянии можно увидеть элегантные пропорции и классические влияния в комнатенском искусстве. Его можно сравнить с мозаичной работой в Дафни под Афинами, созданной за 30-40 лет до этого. Реставрацию можно увидеть под ней — какое удивительное преображение. Это было смелое решение восстановить макушку, одежду и фон.

Над ангельским фризом есть еще один акантовый бордюр. У этого есть грибы, которые вы можете увидеть ниже.

Выше вы можете видеть следы вокруг лица ангела, где османские войска стреляли свинцовыми пулями в мозаику.

В мозаиках много архитектурных и арабесковых орнаментов, изображено несколько алтарей. Возможно, на этот орнамент повлияли мозаики, воздвигнутые в Куполе Рима в 691 г. , и мозаики на фасадах Большой мечети в Дамаске в 706 г. Возможно, это вольные копии мозаик, воздвигнутых Мануэлем в Константинополе. Известно, что сирийский художник по имени Фома, «монах-живописец из Дамаска», установил мозаику в Храме Гроба Господня, которая была завершена в 1149 году., за 20 лет до мозаик в церкви Рождества Христова.

Неф опоясывает большая полоса из завитого аканта. В акантах есть животные, которых вы видите слева. Вверху и внизу белая полоса с драгоценными камнями. Акант живой и проявляет большую изобретательность в своих узорах. Этот мотив был очень стар во времена Мануэля, и мы видим его в таких местах, как арки нефа и потайные комнаты собора Святой Софии, которые были украшены в 7 веке, и мостовая Большого дворца 6 века.

Так украсили церковь Влахернской Богородицы.

Ниже показана еще одна деталь, показывающая свиток, оканчивающийся головой волка, и еще одну, окружающую чашу. Наверху кролик.

Ангелы высотой 8 футов восхитительны и танцуют в процессии к апсиде. Их позы очень разнообразны, а их одежды искусно смоделированы. Их фигуры хорошо прорисованы с мягко смоделированными яркими лицами. Ангелы с открытыми ногами — левая нога впереди — более привлекательны, чем те, у кого ноги сомкнуты. Ангел выше является примером ангела с закрытыми ногами. Я думаю, два художника сделали ангелов, чередуя друг друга. Вероятно, один художник сделал ангелов с открытыми ногами, а другой — с закрытыми. Вы можете увидеть разницу в прорисовке волос, моделировании лиц и в светлых перьях крыльев. Одни ангелы смотрят на вас, другие нет. Работа должна была начаться сверху с грибовидного фриза и ангелов и двигаться вниз по мере перемещения строительных лесов. Возможно, каждому ангелу потребовалось два дня, чтобы смириться. Работа могла двигаться очень быстро. У основных художников была помощь. Часть работы — например, сложные границы — должна была быть очень утомительной. Золотая мозаика уложена под углом, чтобы отражать свет на людей в нефе. Эти мозаики сверкают.

Большинство стеклянных тессер были сделаны для проекта новыми, но были и повторно использованные кубики.

Паломники в церкви сообщили, что гиды-мусульмане соскоблили золотую мозаику со стен и подарили им в качестве сувениров. Вандалы также забрали золотую мозаику, думая, что смогут извлечь золото. Это также произошло в соборе Святой Софии в Стамбуле во времена Турции.

Первоначально в апсиде находилась мозаика с изображением Богородицы с младенцем, которая в 149 году отделялась от стены.0. Вероятно, он был поврежден во время сильного землетрясения, которое произошло в Вифлееме около 40 лет назад. По обе стороны от Богородицы стояли фигуры Давида и Авраама. В арке апсиды находилось Благовещение, которое также сейчас утеряно.

Видно, что все основные фигуры мозаики выполнены в натуральную величину, включая ангелов. Во время работы художники могли судить о масштабе работы по размеру собственного тела. Считается, что художники использовали установленные размеры и циркуль для планирования пропорций фигур. По обеим сторонам нефа располагалась полоса изображений святых — предков Христа. Обратите внимание на четыре разных цвета ореолов: золотой, красный, синий и зеленый. Их надписи здесь на латыни и изначально их было по 42 с каждой стороны. Разнообразие изображений поразительно, здесь нет признаков повторения, как вы видите в фигурах мучеников мужского и женского пола по обеим сторонам Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне.

Церковью управляло латинское духовенство, которое должно было участвовать в проверке сообщений, тем и надписей, чтобы убедиться, что они не противоречат католической идеологии. Недавний повторный прием греческих канонов в Храм Гроба Господня в 1166 году был признаком улучшения отношений между греческим и латинским духовенством в святынях Святой Земли.

Мануил начал свое царствование с выполнения завета своего отца, Иоанна II, подарить раке над гробом Христа золотую лампаду весом в 20 фунтов. За несколько десятилетий Мануэль сделал множество пожертвований икон, литургических сосудов, тканей и рукописей монастырям и церквям по всему Королевству крестоносцев. Он также финансировал восстановление как минимум одного монастыря, переданного госпитальерами православному архиепископу Газы. Он активно способствовал воссоединению армянской и сирийской церквей с Константинополем и провел много времени и денег в Королевстве крестоносцев, расширяя свое влияние.

В период между 1158 и 1171 годами Мануил пытался навязать свою власть королю Иерусалима частично с помощью своей супружеской политики. В 1167 году король Амальрик женился на Марии Комнине, внучатой ​​племяннице императора Мануила I, чье присутствие при королевском дворе в Иерусалиме до 1174 года, должно быть, способствовало православным делам. Через два года после завершения мозаики в 1171 году Мануил принимал в Константинополе Альмариха, франкского короля Иерусалима. Во время своего визита ему показали все чудеса и сокровища внутри и снаружи стен города.

Это крупный план сомневающегося Фомы с Христом. такая фигура в профиль — без ореола — необычна для византийского искусства, однако художники Мануэля сделали бы для него множество светских мозаик в его дворцах. Большинство его светских мозаик времен его правления изображали исторические события, например битвы. Посмотрите на чудесное разнообразие цветов стеклянной мозаики. Стеклянные кубы могли быть изготовлены в Палестине или привезены из Константинополя. Производство стекла требует огромного количества дров для печей. В Константинополе не было недостатка в древесине, в то время как я не знаю, сколько древесины было легко доступно вокруг Вифлеема. Древесина могла быть импортной.

Из стекла были выдуты большие плоские диски цветов, необходимых для проекта. Нарезали кубиками на месте. Золотое стекло было сделано путем вставки одного или двух слоев золота между двумя слоями стекла.

Зелень в лиственном орнаменте наложена примерно на 5 разных тонов стеклянной мозаики, которая также использовалась в фонах и фигурах, таких как Томас. На этой картине мы видим, как зеленый очень гармонично сочетается с розовыми оттенками человеческих фигур. Как вы можете видеть ниже, ни у одного из апостолов нет нимбов — очень необычно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *