Допуск в небо: какие девушки стремятся стать военными летчицами
14 сентября 2017, 10:15
Добрости
Знаете ли вы, что первая в мире женщина — военный летчик появилась именно в России? Ею стала княгиня Евгения Шаховская в 1911 году. Однако авиатриссой, как тогда говорили, она была не первой. До нее летчицей, правда, гражданской, стала Лидия Зверева. А первой в мире гражданской летчицей была французская баронесса Раймонда де Ларош.
Во время Первой мировой войны женщины были пилотами различных летательных аппаратов — от аэростатов до бомбардировщиков. Широко известны и подвиги советских летчиц в годы Великой Отечественной войны. Однако все это не помешало сформироваться стереотипу, что быть пилотом, тем более военным, — занятие исключительно мужское. Чтобы попробовать сломать этот шаблон, ТАСС поговорил с несколькими девушками, которые четко знают, что стереотипы — не для них.
Татьяна Сачко, Армавир, Краснодарский край
— А тебе не говорили — не заставят волосы постричь? Под летным шлемом чтобы не мешали, например?
— Что? Нет! Ну нет! — искренне пугается и дотрагивается рукой до длинных, до поясницы, волос Таня Сачко, одна из кандидаток на поступление в летное училище.
— Не хочешь подстричься? Почему?
— Ну я же девочка, а длинные волосы — это женственно.
Таня настоящая девочка — все вокруг в розовых тонах, рядом — огромный игрушечный медведь, которого зовут «в честь того, кто его подарил». Фотокамера, сувениры, книги…
© Виталий Тимкив/ТАСС
Раньше девушка увлекалась фотографией, сейчас, после того как закончились экзамены, учится вышивать крестиком. Но все же она не совсем классическая девушка: платьям предпочитает джинсы, в учебе склонна к математике, а самое главное — она хочет стать военным пилотом.
Отец Тани — Алексей — майор в отставке. Долгое время они жили рядом с аэродромом, где садились и гражданские, и военные самолеты, и наблюдали за маневрами.
«В окно выглядываешь — а они там свечой вверх, потом резко вниз, и думаешь: «Все, сейчас упадет!», а нет — он снова вверх», — рассказывает мама Тани, Людмила.
После 20 лет службы Алексей вышел на пенсию, и семья перебралась в Армавир. Новый дом тоже оказался рядом с аэродромом летного училища.
Таня Сачко с родителями
© Виталий Тимкив/ТАСС
Сначала Таня поступала в Военно-космическую академию имени Можайского, но чего-то для поступления не хватило.
Таня объясняет свой мотив просто: в армии ей будет комфортно, потому что она ответственная, а все военные ответственнее, чем гражданские, относятся к своим обязанностям. Образцом для Тани служит папа, который в семье «как старший офицер».
«Я просто чувствую, что это мое. Мне кажется, спокойно там не бывает, там постоянно что-то происходит. Но, думаю, я сама стану более спокойной и сдержанной, что-то поменяется в характере. Я понимаю, что мне придется подчиняться и себя перебарывать, я же по натуре сама чаще командую», — добавила девушка.
Поступить в Можайское не получилось, зато девушка легко прошла на престижную специальность «Информационная безопасность» в один из вузов Ростова-на-Дону, где и начала учебный год.
Упрямая и выносливая
Таня очень упрямая: поставив задачу окончить школу с отличием, получила не только красный аттестат, но и золотую медаль; готовясь к экзаменам, очень много занималась; готовясь к сдаче физнормативов для поступления, тренировалась и бегала на стадионе. Она любит головоломки и задачи по физике. А еще она от природы очень вынослива, и даже в два года могла выдержать целый день похода по тундре.
«С нами ходила в тундру за грибами и ягодами, на рыбалку. Не плачет, не просится домой. Ни один ребенок так не ходил, а она с нами везде», — вспоминает Людмила.
Абитуриентки Краснодарского высшего военного авиационного училища
© Александр Рюмин/ТАСС
Мама добавляет — еще дочь бесстрашная, а если ей страшно, то никогда об этом не скажет.
Таня признается: летом, при поступлении в гражданский вуз, волнения не было, она была первой в списке, а сейчас тревожно — конкурс в летное училище очень высокий.
— Ты же была в августе в училище, видела других девочек. Какие они?
— Такие же, как я. Если они там — значит, тоже упертые, — уверена Таня.
Я так хочу
Несмотря на военного папу и вечный гул самолетов, мечты стать пилотом истребителя у Тани никогда не было. Желание возникло спонтанно в тот момент, когда по телевизору объявили о наборе в летное училище. На следующий день они с папой отнесли документы в военкомат.
Таня Сачко, абитуриентка Краснодарского высшего военного авиационного училища
© Виталий Тимкив/ТАСС
«Для Тани это шанс. Если судьба дает его, то почему им не воспользоваться? Я знаю дочь — если ей интересно, она горы свернет. Изначально это ее решение», — отмечает Алексей.
Маме пока сложно привыкнуть к мысли, что Таня может оказаться за штурвалом самолета.
«Военный — это не страшно, а вот за полеты я переживаю. Успокаиваю себя тем, что летать разрешат только через три года, да и то с инструктором», — делится Людмила.
А еще родители надеются, что летчиц после выпуска не будут распределять по гарнизонам. «Я думаю, их куда-то поближе распределят — чтобы они не растворились, а всегда были на виду», — надеется Алексей.
Анна Матвеева, Лобня, Московская область
С Матвеевыми мы знакомимся случайно. Папа — Олег Евгеньевич — приехал провожать дочку Аню к военному аэродрому “Чкаловский”, и они в машине ждали рейса, а я просто оказалась рядом, и меня пригласили в “УАЗ-Патриот” погреться.
Смотрю на Аню. На руке “фенечки” и браслеты с авиасалона МАКС и из ГМИИ имени Пушкина.
«Я еще в восьмом классе решила, что хочу работать в гражданской авиации. Сначала летать вторым пилотом, а потом и командиром. Для меня это ожидаемый шаг. Я училась в классе с математическим уклоном, но всегда ездила на военно-патриотические слеты и спортивные соревнования. В нашей школе есть и кадетский класс”.
Абитуриентка Краснодарского высшего военного авиационного училища Аня Матвеева
© Александр Рюмин/ТАСС
В подмосковной Лобне, где живет Аня, никто ее выбору не удивился. Рядом аэропорт Шереметьево: в городе много пилотов, бортинженеров, работников сервисного обслуживания. В семье Матвеевых все тоже так или иначе связаны с небом.
“Характер у меня, наверное, больше мужской. В семь лет сказала родителям: заберите меня с танцев, хочу в тхэквондо. Потом еще занималась баскетболом”.
По боевым искусствам у Ани “зеленый” пояс, но сейчас ни в какие в секции она не ходит. Весь этот год тренировалась самостоятельно.“Надо быть подготовленной и физически, и морально”, — объясняет она. Летом девушка подала документы сразу в три летных учебных заведения в разных регионах страны. Поступали вместе с подругой — у той папа летает на Sukhoi Superjet 100.
Я просто чувствую, что это мое. Мне кажется, спокойно там не бывает, там постоянно что-то происходит. Но, думаю, я сама стану более спокойной и сдержанной, что-то поменяется в характере
Татьяна Сачко
абитуриентка Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков
В августе ей позвонили из военкомата и предложили уникальный вариант: высшее военное с возможностью пилотировать боевые самолеты. Анин папа, Олег Евгеньевич, говорит, что рад, если дочка окажется за штурвалом истребителя. “Дело даже не в величине самолетов, это перспектива развития. Шанс попасть в элиту авиации. От такого не отказываются. Дай-то Бог!”. Мама ее тоже поддержала.
Любимые книги будущей летчицы —“Мастер и Маргарита” и “Повесть о настоящем человеке”. “Это про летчика Маресьева” — поясняет она. Сейчас не все собеседники знают, о ком идет речь. В Краснодарском училище Аню ждет сюрприз: бюст Алексея Петровича стоит на Аллее героев у входа.
Распорядок дня в училище и жизнь по приказу Аню не пугают: “Я же учиться приехала”. В казарме она уже бывала — приезжала в армию к брату Алексею. Отец тоже к бытовому комфорту равнодушен: “Главное — это заниматься любимым делом. А дальше, как говорится, куда Родина пошлет».
Когда девушек-абитуриенток ведут смотреть авиатренажеры, Аня со знанием дела комментирует. “Посадка — это не сложно. На приборной панели есть координатная ось X–Y, и ты должен держать фигуру на их пересечении. Так потихоньку самолет идет по глиссаде”.
Абитуриентка Краснодарского высшего военного авиационного училища Аня Матвеева
© Александр Рюмин/ТАСС
Еще Аня знает аэродинамику и разновидности облаков. Не то чтобы это при поступлении было обязательным, просто ей самой интересно. “Я скачала в интернете “Энциклопедию пилота”. Это книга для начинающих, с картинками. Там все очень доступно описано”.
Что такое авиафобия, Аня не понимает, и предстоящие в училище прыжки с парашютом ее тоже не смущают. “Пока я только с дамбы в воду прыгала, а там всего метра три. Летать — это удовольствие. Еще в высшем пилотаже на спортивных самолетах много девушек, я бы тоже попробовала”.
Ксения Колесова, Грязи, Липецкая область
Ксения о военной авиации мечтает с семи лет. И как только появилась такая возможность, она подала документы в Краснодарское высшее военное авиационное училище. Ксения уже в третий раз поступает в военный вуз и готова к любым испытаниям, а поступать намерена столько раз, сколько потребуется — до зачисления.
Ксения Колесова
© Виталий Тимкив/ТАСС
«Небо — наш родимый дом»
Уже дважды Ксения поступала в Военно-воздушную академию имени Можайского в Санкт-Петербурге. Не поступив в прошлом году, устроилась в вуз делопроизводителем, и еще стала учиться на инженера-радиотехника в Санкт-Петербургском электротехническом университете. Все это она готова оставить в одну секунду ради мечты. «Легко откажусь, я многим готова пожертвовать», — говорит она.
«В Краснодар на экзамены я взяла иконку Ксении Петербургской, в часовенку которой часто хожу, а еще — воспоминания о воронежском аэродроме «Балтимор», где недавно впервые села в кресло пилота самолета Як-130. Казалось, что сейчас взлечу: закрыла глаза, представила, что поднялась в небо. В это время папа стоял у самолета и говорил, что в момент моего первого полета он станет самым счастливым человеком в мире», — рассказала Колесова.
Ксения закончила школу с золотой медалью, занималась народными танцами, пляжным волейболом, легкой атлетикой. Отец, Михаил Колесов, комментирует: «Потому что энергии много, а характер твердый: ставит цель и упорно идет к ней.». Когда-то Михаил тоже мечтал стать военным летчиком, но не прошел медкомиссию. Мама — Ирина Колесова — педагог, работает в Грязях директором центра развития детей и юношества.
Папина дочка
«Я мало играла в куклы, любила игрушечные железные дороги и самолетики. Почти всегда с папой: он забирал меня из детского сада, школы, и мы или шли в гараж, гуляли или отправлялись на рыбалку. Папа рассказывал мне о событиях в истории, о самолетах, небе и звездах», — вспоминает Ксения.
Ксения Колесова с отцом
© Кристина Бражникова/ТАСС
Когда-то в любимом фильме отца — «Офицеры» — услышала фразу: «Есть такая профессия — Родину защищать». «Я тогда впервые подумала, что тоже хочу защищать родину и учиться в кадетском корпусе, но в нашем городке такой школы просто не было», — вспоминает девушка.
В пятом классе отец впервые взял ее на авиашоу в Липецком авиацентре. С тех пор ни один авиационный праздник они не пропустили. «Это было красиво: небо, стальные машины. Любовь к технике у меня от папы», — уверена Ксения.
У отца было две мечты: чтобы старшая дочь закончила школу с золотой медалью и стала курсантом военного училища летчиков. «Одну его мечту я выполнила, осталась вторая», — говорит девушка.
«Мы, друзья, перелетные птицы»
Каждый день девушка начинает с пробежки на 5 км и нагрузки для пресса. Отец научил ее не только держать молоток, но и никогда не сдаваться. А еще — вкусно готовить. «Например, в уху надо обязательно окунуть обгоревшую деревяшку из костра, чтобы у блюда был немного копченый вкус».
Вообще-то отец готовил Ксению к выживанию в экстремальных условиях, а научил выдержке, терпению и умению проявлять себя в ответственные моменты. «Учил ее, что делать в лесу, на болоте, как согреться, спастись в дождь, не умереть с голода, чем защищаться. Как-то решил показать, как управлять автомобилем, а дочка посмотрела разок и сразу сама поехала», — не скрывает гордости Михаил.
У Ксении есть молодой человек, но о ее планах на учебу в Краснодарском военном авиационном училище он пока не знает. «Первым делом — самолеты, ну, а мальчики — потом», — улыбается девушка.
Абитуриентка Краснодарского высшего военного авиационного училища Ксения Колесова
© Александр Рюмин/ТАСС
Недавно ей приснилось, что мечта сбылась.
«Я увидела сон, как приезжаю домой в форме курсанта. До сих пор не могу забыть ощущение этого огромного счастья».
Карина Сапунова, Ольга Калантарова, Елена Рузанова
Этот материал также опубликован в разделе «Добрости« – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом «Жить», призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Теги:
Добрости
Что значит — быть женщиной-пилотом
В гостях у Анжелики Сулхаевой пилот, депутат Тамбовской областной думы 7-го созыва, советник главы региона Светлана Слегтина
https://podcasts.apple.com/ru/podcast/время-женщин/id1558344497https://www.google.com/podcasts?feed=aHR0cHM6Ly9yYWRpb2twLnJ1L3RheG9ub215L3Rlcm…https://music.yandex.ru/album/14403781https://castbox. fm/channel/Время-женщин-id3942939?country=ru
Задать вопрос ведущим или гостю
А. Сулхаева:
— Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда», проект, в котором мы общаемся с женщинами, достигшими успеха в самых разных областях, и готовыми поделиться своим опытом, своими рецептами счастья, карьеры и, конечно же, просто жизни.
Сегодня я даже не знаю, кто будет рулить нашей беседой, кто встанет у штурвала этого разговора. Потому что у нас по-настоящему уникальная гостья, с которой в этой студии у нас все будет буквально в первый раз. Первый раз в нашей студии девушка-пилот, причем девушка-пилот Boeing 777. И первый раз в нашей студии будущая мама, которая прямо сейчас находится в том самом прекрасном положении. Светлана Слегтина, пилот, депутат Тамбовской областной думы 7-го созыва, советник главы региона, финалист конкурса «Лидеры России. Политика» и выпускница первого международного потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж». Светлана, здравствуйте.
С. Слегтина:
— Здравствуйте. Здравствуйте, Анжелика.
А. Сулхаева:
— Очень рада. Вообще, конечно, женщина-пилот – это достаточно такое редкое явление. В правилах гражданской авиации есть какой-то пункт о том, может ли пилот быть в положении?
С. Слегтина:
— Ну, конечно, мы все за материнство, за продолжение рода. И это прекрасное такое событие, мне кажется, в жизни каждой женщины, несмотря на то, пилот она, или депутат она, или занимает какой-то другой пост или должность.
А. Сулхаева:
— То есть вы сейчас не летаете, пока взяли паузу?
С. Слегтина:
— У нас в правилах авиакомпании и вообще в принципе для пилотов такое есть правило, что как только мы узнаём о нашем интересном таком положении, мы обязаны доложить своему отрядному врачу об этом. То есть, как только я увидела две полоски на тесте на беременность, я сообщила об этом не мужу, не родителям, а своему планировщику.
А. Сулхаева:
— То есть сразу, с первого дня? То есть, нет такого, что можно еще какое-то время летать?
С. Слегтина:
— Нет, ни в коем случае. Как мы знаем, женщина во время беременности все равно испытывает гормональную перестройку, так скажем. Поэтому, конечно, в кабине такое поведение крайне нежелательно, я бы так сказала. Никто не запрещает этого делать, но это в правилах безопасности – обязательно нужно сразу же уходить.
А. Сулхаева:
— Скучаете по полетам?
С. Слегтина:
— Очень. Очень скучаю. У меня же супруг тоже пилот, он капитан на «Боинге 777». И я его постоянно привожу на работу теперь, и после того, как я его отвезу на рейс, я становлюсь, знаете, под глиссадой в аэропорту «Шереметьево» и смотрю, как садятся самолеты. Думаю: господи, как же это круто, как же это здорово вообще – летать.
А. Сулхаева:
— С ума сойти на самом деле. А вообще, что чувствуешь, когда эта огромная действительно махина поднимается в воздух и повинуется тебе?
С. Слегтина:
— Я думаю, что все пилоты со мной согласятся. Когда ты приходишь на работу… Это как у вас тоже. Я на вас смотрю, вы ведущая на радио. Мне кажется, вау, это так круто. Но вы же, наверное, все равно так не замечаете, для вас это работа. Для меня тоже.
А. Сулхаева:
— У вас очень интересная биография. Вы родились в глубинке Тамбовской области, в такой простой достаточно семье: мама – бухгалтер, а папа – ликвидатор аварии в Чернобыле. А правда ли, что когда мама была вами беременна, ее три раза направляли на аборт?
С. Слегтина:
— Я участвую в проекте постоянно, называется «Рожденные вопреки». Потому что эта история со мной, она действительно такая, знаете, всё вопреки.. Вопреки каким-то доводам врачей я родилась, потом вопреки стала пилотом, потом вопреки стала депутатом. И вот так как-то у меня все постоянно идет вопреки. Вопреки прогнозам врачей папа, слава богу, живой, как бы чувствует себя хорошо, тоже вопреки. Мама забеременела мной уже после Чернобыля, это был 1992 год. То есть это 90-е, это самое такое время, когда совсем прям не вовремя… И просто после всего этого я становлюсь пилотом. То есть я прохожу медицинскую комиссию по первой графе.
А. Сулхаева:
— Слушайте, прямо мороз по коже на самом деле. Насколько я знаю, к 9-му классу в принципе уже было все предопределено, и вы должны были стать архитектором.
С. Слегтина:
— Да, я окончила художественную школу им. Герасимова в Мичуринске. И у меня очень хорошо получалось рисовать. Опять вопреки всему. Я прихожу в один прекрасный день в школу. Позади меня сидел, на предпоследней парте Саша Стрепков, мой одноклассник. И он пришел в этот день и сказал: «А я вчера прыгал с парашютом». И как-то все одноклассники: ой, здорово, ну, прыгал и прыгал. Всё, у меня вообще: Саша, расскажи, что там, что там, отведи меня в эту секцию. В общем, он меня отвел в эту секцию. Меня туда брать не хотели. Я говорю: нет, я хочу прыгать с парашютом. В итоге я напрыгала 25 прыжков в Тамбовском районе, село Горелое, мы оттуда прыгали. И пилоты на Ан-2 увидели, что мне постоянно интересно, что же они там такого делают, чем они там занимаются вообще внутри. Ко мне подошел пилот, говорит: «Слушай, а ты знаешь, что в Рязанской области, в Сасово, девчонок набирают на пилотов? Может, попробуешь?» И всё.
А. Сулхаева:
— Товарищи кинорежиссеры, обратите внимание, история прям на миллион, как мне кажется. А сложно было учиться? Вообще что самое сложное в профессии?
С. Слегтина:
— Мне казалось, что в первый семестр меня отчислят. По складу ума я гуманитарий. И я помню тот день, когда я впервые получила пятерку, и все наше классное отделение начало мне аплодировать.
А. Сулхаева:
— А есть вообще какие-то объективные причины считать профессию пилота мужской?
С. Слегтина:
— Мне очень часто, когда говорят: все-таки это не женская профессия, — и всегда пишут мужчины. Женщины всегда очень рады, всегда: ой, здорово, у нас женщина-пилот. И я все время с ними соглашаюсь, я все время говорю: да, ребята, это не женская работа, это не женская профессия. Но вы поймите, что среди нас нет таких уж прям обычных женщин. То есть это все равно характер у каждой абсолютно, это все равно преодоление препятствий, это все равно победа над стереотипами, над чужим мнением.
А. Сулхаева:
— Я знаю, что вы начинали свой карьерный путь тоже не в центре – в Красноярском крае. И даже удалось полетать в условиях Крайнего Севера. Чего там было больше – романтики или испытаний?
С. Слегтина:
— Испытаний, конечно. Я окончила, получается, в Сасово, это Центральная Россия. И уехала, мне было 20 лет. Мы летали по таким регионам, отдаленным от Красноярского края, где транспортная доступность отсутствует как бы – только самолет и всё. Региональная авиация, я с очень большой любовью вспоминаю этот опыт. Потому что я считаю, что именно там меня научили работать. Там у нас не было никакой стюардессы, у нас там не было вспомогательной силовой установки, которая обогревала бы самолет. То есть мы приходили – самолет леденющий. Чтобы его обогреть, вставляли рукав с горячим воздухом. Потом бортовой этот журнал я заполняла сама. Я сама грузила багаж. Я сама заправляла самолет. И это всё за 40 минут. Добежать до аэропорта, посчитать центровочный график, прибежать обратно, подготовить самолет к новому вылету, загрузить багаж, принять пассажиров.
А. Сулхаева:
— Это такая история Золушки – перебрать гречку, посадить 40 розовых кустов.
С. Слегтина:
— Да, это было именно так. Очень люблю авиакомпанию «КрасАвиа». В Красноярске, если услышат они меня, буду очень рада, потому что до сих пор вспоминаю, всегда рассказываю с огромной любовью. В общем, это было очень интересно. И как-то, знаете, это было, как будто так и надо, то есть в порядке вещей. Я не помню ни дня, когда бы я сказала: да черт возьми, когда это закончится?
А. Сулхаева:
— После работы в Красноярском крае вы перебрались в Москву. Правда ли, что прежде чем найти здесь работу, отказало вам 12 авиакомпаний?
С. Слегтина:
— Да. Это был 2016 год. Было очень много пилотов тогда. Закрылась авиакомпания крупная, и много пилотов, в общем, остались без работы. А так как они были квалифицированные уже и с переучиванием, то есть у них был опыт большой, а я-то что? У меня опыт был уже достаточно такой хороший, то есть я уже больше 1000 часов налетала, но там же есть как бы тип воздушного судна. Для авиакомпании было проще взять пилота, в которого не нужно ничего вкладывать. То есть это обычные рыночные отношения. И я поняла, для себя решила, что мне нужно искать работу, что мне нужно уезжать из Красноярска, двигаться дальше. Меня знали все авиакомпании – звонила постоянно, отправляла резюме, приезжала на собеседования. И просто в один день мне, в общем, сказали, что приезжайте на собеседования. Я прилетела из Красноярска в аэропорт «Домодедово». Была уверена, что меня возьмут, потому что я подготовилась и т.д. В общем, в итоге мне никто не открыл дверь. Я звонила – никто не брал трубку. То есть я вообще в таком упадническом настроении, думаю: чего я сюда прилетела? И потом я спускаюсь вниз, на первый этаж, и вижу там своего однокурсника Толю Ясько (если он меня слышит, он такой классный парень, мы до сих пор дружим): «Ой, Светка, а чего ты тут делаешь?» Я говорю: «Да вот, я приехала, а меня обманули, трубку не берут и т.д.» – «Пойдем, сейчас я тебе все расскажу». Опять же, проходила кучу испытаний. То есть это был тоже такой сложный этап, это было полгода. Полгода я вообще практически не спала. Потому что, чтобы устроиться в крупную авиакомпанию, национальный перевозчик, так скажем, это нужно пройти просто огни, воды и медные трубы. То есть просто так никого не возьмут. Но, справедливости ради, брали всех достойных. И так я оказалась на «Боинге 777», именно из Москвы летаю, из «Шереметьево».
А. Сулхаева:
— В студии Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». У нас в гостях Светлана Слегтина, пилот «Boeing 777 Dreamliner», депутат Тамбовской областной думы 7-го созыва, советник главы региона, финалистка конкурса «Лидеры России. Политика» и выпускница первого международного потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж».
Мы вернемся буквально через минуту. Не переключайтесь.
А. Сулхаева:
— И снова здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». У нас в гостях Светлана Слегтина, — девушка-пилот «Boeing 777 Dreamliner», депутат Тамбовской областной думы 7-го созыва, советник главы региона, финалистка конкурса «Лидеры России. Политика» и выпускница первого международного потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж». И мы продолжаем наш разговор о небе, политике и женском лидерстве.
Давайте теперь уже к политике пойдем. Не можем обойти стороной вашу вторую ипостась. Почему в принципе заинтересовались политикой? Вот вроде как такая понятная, классная, крутая профессия.
С. Слегтина:
— Вы знаете, эта история, все это произошло благодаря Владимиру Путину и моей маме. Это был февраль. Я только начала летать на «Боинге 777», и я была во Владивостоке. Мне звонит мама и говорит: «Слушай, Свет, тут я включила телевизор, а там, знаешь, что Путин сказал?» Я говорю: «Ну что?» Она говорит: «Он объявил конкурс «Лидеры России. Политика». Я говорю: «Ну и что?» Она говорит: «Ну, как что? Он сказал, что все желающие могут поучаствовать». Я говорю: «Мам, я-то тут при чем? Там, наверное, могут поучаствовать депутаты, чиновники. Я-то тут при чем?» — «Ну как, ты же хотела рассказать про необходимость развития региональной авиации. Вот самое оно, там площадка позволяет».
Я была уверена, что я не пройду даже отбор. Кому я там была нужна? И я просто чтобы не обижать маму и переломить ее веру во Владимира Владимировича, я взяла и отправила анкету. Так я оказалась финалистом всероссийского конкурса «Лидеры России. Политика».
В 2021 году объявили выборы. Я вступила в партию «Единая Россия», потому что это единственная партия, в предварительном голосовании которой могли участвовать кто угодно. То есть не было внутрипартийного отбора. И именно кандидатов от этой партии выбирал народ. Ни одна другая партия как бы не изъявила такого желания. То есть они там сами делали свой внутрипартийный отбор. Я понимала, что я его не пройду, потому что никому я не нужна особо. Я отправила туда заявку, и я прошла.
Я понимала, что если вдруг я стану депутатом (хотя я была вообще в этом никак не уверена), то по работе мне нужно будет постоянно приезжать в регион. И подумала, что, конечно, буду объективно выбирать Тамбовскую область, потому что у меня там вся семья, и все улицы там, вплоть до дома, я знаю. И понятно, что я понимаю, какие проблемы, задачи, какие запросы у людей. Вот так я выбрала Тамбовскую область и в 2021 году стала депутатом Тамбовской областной думы.
А. Сулхаева:
— Потрясающая история. А на решении каких вопросов вы сейчас специализируетесь как депутат? И вообще, какие задачи главные перед собой сейчас ставите, может быть, уже есть какие-то результаты за практически год?
С. Слегтина:
— Знаете, очень люблю в принципе общаться с гражданами. У меня что ни прием граждан, то аншлаг. Потому что проблем у людей очень много, и на самом деле очень часто бывает, что они ко мне обращаются впервые. То есть они до этого вообще нигде не были, приходят, говорят: да вот, мы никому не нужны. Я говорю: «Так, подождите. Вы тут были?» — «Нет» — «А тут были?» — «Нет». Я говорю: «Да что же вы никому не нужны? Почему вы так говорите?» И также, когда я туда пришла, в регион, как раз я только избралась, и к нам пришел глава региона новый, Максим Борисович Егоров (очень его уважаю). Вообще абсолютно новая формация человека, я таких вообще чиновников никогда не знала, вообще не видела. Он очень открытый, он тоже любит людей. Это очень важно вообще в нашей работе в принципе – любить людей. Мы когда с ним познакомились, первое мое к нему отношение: «Надо нам развивать аэропорт в Тамбовской области». Он: «Да-да, я знаю». В общем, его усилиями сейчас у нас достраивается полоса, потом будет строиться сам терминал аэропорта новый. Кстати, в Тамбовской области на сегодняшний день это единственный аэропорт Черноземья, который принимает самолеты.
Но все равно, будучи женщиной, я поняла для себя, что плавно в течение этого года я как-то так перетекла в социалку – к детям, к мамочкам. Они ко мне идут, они просят.
А. Сулхаева:
— Вы выпускница первого международного потока программы «Женщина-лидер». Как попали уже на этот проект? Вроде всё – пилот, «Лидеры России. Политика» финалисткой стала, депутатом областной думы стала. Куда уже теперь еще и женское лидерство развивать? Чему хотели научиться, что получилось из этого?
С. Слегтина:
— Знаете, у меня как получилось? Это было буквально 5 марта, накануне встречи с Владимиром Путиным. Вам скажу по секрету, я эту встречу запомню на всю жизнь. Он встречался с женщинами-пилотами. И буквально накануне этой встречи мне звонит мой товарищ, тоже с «Лидеров России. Политика», и говорит: «Света, ты видела, там объявляется набор в международную программу «Женщина-лидер»?» Я на мандраже – завтра я увижу президента. Начинаю ему какие-то вопросы задавать. Он говорит: «Слушай, вот тебе ссылка, смотри. Они набирают женщин-лидеров. А кто, если не ты?» Особо мне ничего не объяснял, в общем, иди, заполняй анкету, мы все хотим тебя видеть на этом потоке.
А там он буквально заканчивался. И нужно было отправить анкету, по-моему, до 9 марта. А я после встречи с президентом улетала на следующий день во Владивосток. Я заполнила анкету. Я посмотрела, «Женщина-лидер» — это площадка Мастерской управления «Сенеж» «Россия – страна возможностей». И конкурс «Лидеры России» тоже с той же площадкой – «Россия – страна возможностей». И когда я увидела это, для меня уже вообще не осталось никаких вопросов, потому что я понимала, что я 100% уйду оттуда с огромным багажом крутых знаний, с огромным количеством крутых знакомых. То есть это на перспективу очень интересно.
А. Сулхаева:
— Расскажите, пожалуйста, как ваш проект сейчас развивается. Я знаю, что он был нацелен на привлечение женщин к участию в общественно-политической жизни. Какое продолжение этот проект будет иметь?
С. Слегтина:
— Да, я продолжила этот проект у себя в регионе. То есть внедряем мы его, допустим, молодежный парламентаризм. Провожу лекции с девушками, я им объясняю, рассказываю. «Сенеж» продолжает помогать, помогает сама площадка «Россия – страна возможностей». То есть, используя все эти ресурсы, мы продолжаем работу в своих регионах либо на федеральных площадках по привлечению именно женщин. Все равно нужно объяснять, что долой эти все стереотипы, мы сейчас берем свою жизнь, будущее нашей страны в свои руки. Мужчины, конечно, молодцы, они пускай занимаются такими глобальными вещами, но мы должны все равно начинать с малого, и должны, конечно, сделать все возможное, чтобы мир услышал, в конце концов, наш женский голос.
А. Сулхаева:
— Замечательные слова. И на этой прекрасной, позитивной ноте мы будем завершать наш эфир. Но в завершение нашего разговора рубрика «Пять советов от гостя». У вас совершенно невероятный жизненный путь и судьба, поэтому я бы хотела, чтобы вы сформулировали, может быть, как такое резюме нашего разговора 5 практических рекомендаций о том, как не бояться и идти к своей цели, к своей мечте.
С. Слегтина:
— Первое, конечно, это то, что нужно полюбить неудачи. И я действительно их люблю. И я понимаю, что в те моменты, когда душит отчаяние, когда кажется, что все вообще максимально несправедливо, что тебя все обидели, все обделили, в общем-то, нужно эти моменты полюбить. Потому что именно в эти моменты ты идешь вперед. Это, наверное, такой первый совет.
Второй совет. Я всегда говорю молодым людям, которым от 20 до 30, отнестись серьезнее к своей третьей десятилетке. Потому что когда мы молодые, кажется, что впереди еще… Мне 20 лет, и кажется, 30 лет – это так далеко. Мне кажется, что именно этот период, он такой основной как фундамент для дальнейшей жизни.
Конечно же, не слушать критику и советы других людей. Нужно верить только в себя и слушать только тех людей, которые поддерживают. Потому что их гораздо меньше и, как правило, в какой-то момент, появившись, они нас окрыляют и помогают.
Это уже четвертый будет совет. Я выписала себе о том, что не нужно лениться. Я просто ненавижу лень. Потому что только мы берем ответственность за свою жизнь, и никто не виноват – ни государство, муж, президент, родители, какое-то сложное детство, еще что-то. Ни один человек не виноват в наших неудачах, кроме нас самих.
И пятый, для меня очень важный, наверное, совет, который я постоянно себе тоже говорю. Что нужно постоянно читать и просто отказать себе в сидении в интернете. Потому что я глубоко убеждена в том, что чем дольше мы сидим в интернете, тем быстрее мы тупеем. Я так считаю. Поэтому нужно уделять время чтению обязательно ежедневно, по возможности меньше сидеть в интернете, меньше смотреть всякие социальные сети, не жить чужой жизнью, а строить свою и думать о том, что у нас всё у всех будет хорошо.
А. Сулхаева:
— Спасибо огромное. Это был безумно интересный, мотивирующий эфир. И я очень рада и всегда жду вас в гости снова.
С. Слегтина:
— Спасибо.
А. Сулхаева:
— Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12-00.
8 причин, по которым женщинам следует заниматься карьерой пилота
Если вы задаетесь вопросом «Может ли женщина быть пилотом?», я составил список причин, по которым женщинам следует заняться карьерой пилота, и разрушить все стереотипы вокруг это.
Этот блог состоит из списка причин, по которым женщины должны заниматься своей карьерой пилота. Думаете ли вы о смене карьеры или всегда увлекались авиацией, эти причины покажут вам, почему больше женщин должны стать пилотами.
Чтобы дать вам представление об эволюции женщин-пилотов, я поделюсь с вами несколькими историческими женщинами-летчиками. Это даст вам представление о том, с чего началась история женской авиации, и о барьерах, которые не позволили большему количеству женщин войти в авиационный мир. Затем я расскажу о 8 причинах, по которым женщинам следует связать свою профессиональную карьеру пилота со статистики спроса на пилотов и личного удовольствия.
Могут ли женщины быть пилотами?
Бланш Скотт была первой женщиной, совершившей полет в 1910 году, когда самолет, которому ей разрешили управлять рулем, поднялся в воздух.
Раймонда де Ларош — французская летчица, ставшая первой женщиной-пилотом во Франции в 1910 году.
Харриет Куимби также стала первой лицензированной женщиной-пилотом в Америке в 1911 году. Хаугк стала первой швейцаркой, получившей лицензию пилота в мае 1914 года.
Это имена нескольких женщин-пилотов, которые оставили след в истории женской авиации. Со временем все больше и больше женщин становятся профессиональными пилотами и присоединяются к растущему числу женщин в авиации.
С 1907 года женщины летают на самолетах с двигателями, но до 1970 года большинство из них ограничивались работой в частном секторе. Долгое время пилот-мужчина сталкивался с меньшими ограничениями и дискриминацией, чем его коллеги-женщины.
Женщины, преодолевшие эти барьеры и добившиеся успеха в различных аэрокосмических отраслях, стали образцами для подражания и помогли молодому поколению женщин продолжить свою карьеру.
8 причин, по которым женщинам стоит выбрать карьеру пилота
Спрос на женщин-пилотов
В 1960 году женщины-пилоты составляли всего 3,6% всех пилотов во всем мире. Сегодня этот процент приближается к 9%. Хотя это увеличение является улучшением, оно не увеличивается достаточно быстро.
Исторически сложилось так, что авиационная карьера считалась необходимой только для мужчин. Причиной этого убеждения является тот факт, что авиационная промышленность не отличалась гендерным разнообразием и не позволяла женщинам занимать должности вне кабины пилотов.
Сегодня эти взгляды коренным образом изменились, и все больше компаний ищут женщин в своих летных экипажах. Все больше операторов выступают за гендерное равенство, привлекая больше женщин-пилотов и отказываясь от идеи, что женщины могут быть только бортпроводниками.
Малори Вагнер, менеджер по приему вертолетов и развитию бизнеса, рассказывает о своем опыте удовлетворения потребности в большем количестве пилотов сегодня: «Наша команда посетила выставку HAI Heli Expo 2022 и заметила, что сейчас для пилотов вертолетов больше вакансий, чем когда-либо. Если вы Думая о том, чтобы стать пилотом вертолета, время пришло, и работа есть».
Все больше и больше компаний ищут женщин для заполнения должностей в области управления, летной подготовки, авиадиспетчерской службы и коммерческих пилотов.
Восполнить дефицит пилотов
С каждым годом спрос на пилотов растет, и отрасль авиаперевозок особенно ощущает это давление. Количество новых пилотов не поспевает за ожидаемым спросом.
Возвращаясь к соотношению мужчин и женщин-пилотов, есть огромная разница. Промышленность работала над решением проблемы нехватки пилотов в течение многих лет, но большинство этих пилотных должностей заполняются пилотами-мужчинами.
Здесь в дело вступают женщины. Как видим, есть спрос на женщин в авиационной сфере и спрос на пилотов в целом. Этой отрасли нужно больше женщин, чтобы продолжить карьеру пилота и взять на себя управление.
Нехватка пилотов коснулась не только авиакомпаний. С 2018 года в вертолетной отрасли наблюдается нехватка пилотов. В последнее время этот дефицит усугубился.
Стремление к летной карьере может привести к тому, что вы потеряете работу. Есть много вакансий, которые необходимо заполнить сейчас и в ближайшие годы, просто ожидая, когда женщины сделают этот шаг в области авиации.
Возможности трудоустройства
Как я только что упомянул, безопасность работы — важная причина стать пилотом. В то время как пилоты коммерческих авиакомпаний — это первое, что приходит на ум при слове «пилот», существует бесконечное количество разнообразных вакансий в различных сегментах отрасли, которыми может заниматься пилот.
Если вы хотите стать пилотом самолета, некоторые из возможных профессий включают грузового пилота, чартерного пилота, летчика-испытателя, летчика-испытателя, пилота сельскохозяйственной техники и даже пилота-пожарного. Пока вы достигаете минимального количества часов, необходимого для этих должностей, ваши возможности безграничны.
С другой стороны, если вас больше интересуют полеты на вертолетах, то список будет таким же длинным. Некоторыми доступными вакансиями могут быть пилот-гид, пилот скорой помощи, пилот коммунальной службы, пилот пожарного и пилот поисково-спасательных служб.
Квалификацией для большинства должностей пилотов является наличие медицинского сертификата, лицензии коммерческого пилота и достижение определенного количества летных часов для каждого типа работы.
Так же, как и в торговле, в течение многих лет в этой сфере преобладали мужчины, и не многие женщины думали о том, чтобы войти в мир авиации. За последние несколько лет все больше женщин присоединяются к профессии и признают большие возможности трудоустройства в этих областях. В то же время все больше женщин приходят в авиационную отрасль и открывают для себя совершенно новый мир возможностей трудоустройства.
Гибкость
Если вы ищете больше гибкости между работой и личной жизнью, авиация подойдет как нельзя лучше к списку профессий, которые предлагают этот баланс. Быть пилотом предполагает гибкий график по фиксированному ежедневному графику.
Баланс между работой и свободным временем обеспечивается разнообразием профессий, которые вы найдете в авиационной отрасли. Однако, если вы пытаетесь избежать типичной работы с 9 до 5, работая 5 дней в неделю, ваша карьера пилота будет соответствовать этим критериям.
Быть женщиной-пилотом с гибким графиком может быть выгодно во многих отношениях. Если у вас есть семья или вы планируете создать семью, гибкий график работы позволит вам проводить с ними больше времени.
Если вам нравится гибкий график, но вы не хотите летать в крупную авиакомпанию, помните, что в авиации полно разнообразных вакансий как для пилотов самолетов, так и для вертолетов.
Пилоты вертолетов обладают большей гибкостью при выполнении различных видов работ. EMS, туры и поисково-спасательные работы — это возможности для женщин-пилотов в их карьере.
Получение лицензии коммерческого пилота даст вам гибкий ежедневный график, но он также очень гибкий в зависимости от типа работы, которую вы выполняете.
Женщины приветствуют авиационные сообщества
Женские общественные группы для профессиональных женщин-пилотов растут с каждым днем.
Чтобы больше женщин чувствовали себя желанными, организация Women in Aviation International посвящает свое внимание предоставлению круглогодичных ресурсов для женщин в любой области авиации. Эта некоммерческая организация была основана в 1994, чтобы служить женщинам в авиации и помочь им получить лучший опыт в этой области.
Женщины, желающие стать профессиональными пилотами вертолетов, имеют возможность стать Вихревой девушкой. Эта международная группа женщин-пилотов вертолетов фокусируется на наставничестве вертолетов и совместных мероприятиях для поощрения общения между женщинами-пилотами.
Обе некоммерческие организации были созданы для повышения осведомленности растущего числа женщин-пилотов и создания удивительного сообщества с самого начала летной подготовки на протяжении всей профессиональной карьеры женщин-пилотов.
Есть много других групп, доступных онлайн и организованных в самих летных школах. В Hillsboro Aero Academy мы наблюдаем растущее число женщин-летчиков, которые начинают свое обучение полетам или присоединяются к нашему персоналу. Это отличный способ начать свою карьеру пилота с сотнями других людей, разделяющих такой же интерес к авиации, и присоединиться к поддерживающему сообществу.
Инициативы по финансированию
Хорошо известно, что изучение авиации обходится дорого из-за затрат на самолеты для обучения, поэтому важно, чтобы у студентов были варианты финансирования, чтобы они могли сосредоточиться на своем обучении.
В настоящее время предлагается множество стипендий для женщин, которые рассматривают возможность карьеры в авиации, и для тех, кто в настоящее время проходит обучение. Некоторые группы, такие как WAI, имеют свои собственные стипендии, чтобы помогать женщинам в финансовом отношении посредством обучения пилотов.
Подобные стипендии финансируются специально для женщин-пилотов, чтобы мотивировать их и помочь большему количеству женщин пройти обучение пилотов и погрузиться в удивительный мир авиации.
Вы также можете найти больше стипендий для женщин-пилотов на веб-сайте авиационных стипендий Федерального авиационного управления.
Возможность путешествовать
Если вы всегда мечтали путешествовать, становление профессиональным пилотом объединит ваши мечты о путешествиях и полетах. Вы будете подвержены бесконечным возможностям путешествий в качестве пилота.
Многие авиакомпании предоставляют своим пилотам проживание в гостинице по прибытии в пункт назначения, если им необходимо остаться на ночь. В зависимости от вашего следующего рейса это дает пилотам свободу исследовать текущий пункт назначения.
Это позволяет сократить дорожные расходы, начиная с авиабилетов и заканчивая проживанием в отеле. Если исключить эти два фактора, стоимость поездки резко снизится, и вместо этого вам, по сути, будут платить за путешествие! Вы не можете победить это.
Это не означает, что вы сможете путешествовать только во время смены. Еще одним преимуществом профессионального пилота является скидка на авиабилеты. В зависимости от пункта назначения и авиакомпании, которой вы летите, чаще всего вы сэкономите много средств.
Это также открывает возможность познакомиться с различными культурами. Будучи пилотом, вы познакомитесь со многими людьми со всего мира. Наличие выходных дней между рейсами в другом месте позволяет вам познакомиться с людьми и культурой в вашем текущем пункте назначения.
Уникальная рабочая среда
Куда бы вы ни летели, вы увидите мир с уникальной точки зрения.
В отличие от других работ, которые могут привязывать вас к одному и тому же зданию или офису, у вас будет офис в облаках с постоянно меняющимся пейзажем.
Когда нашего менеджера по поиску талантов, Эшли Соузу, спросили, почему она взяла с собой сертификат пилота, она упомянула, что главной причиной была ее любовь к полетам: «Я летаю ради радуги, закатов, восходов — ради свободы и приключений. »
Независимо от того, решили ли вы присоединиться к авиаиндустрии или стать пилотом скорой помощи, у вас часто будет возможность полететь в новое место.
Где найти летную школу для женщин-пилотов?
В Аэроакадемии Хиллсборо мы приветствуем всех женщин со всего мира и стремимся помочь большему количеству женщин стать пилотами и присоединиться к миру женщин в авиации. Как летная школа, наша миссия состоит в том, чтобы превратить вашу мечту о полете в полезную карьеру. Мы предлагаем профессиональное обучение пилотов от частного пилота до сертифицированного летного инструктора. Если вы хотите узнать больше о летной подготовке, вы можете щелкнуть здесь, чтобы присоединиться к веб-семинару по самолетам, или щелкнуть здесь, чтобы присоединиться к веб-семинару по вертолетам. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы хотите связаться с нашей приемной комиссией, вы можете позвонить по телефону 1.503.726.3000 или написать по адресу [email protected].
Почему так мало женщин-пилотов? | Журнал Air & Space
Лицензия пилота Амелии Эрхарт (от 16 мая 1923 г. ), только 16-я, выданная FAA женщине-пилоту.В Соединенных Штатах 599 086 пилотов (по состоянию на декабрь 2013 г.), но только 6,61 процента, или 39 621 человек, составляют женщины. Но цифры несколько обманчивы. Из 90 139 из этого числа 90 140 только 25 216 имеют сертификат пилота, не являющегося студентом, что составляет всего 4,21 процента от общего числа всех пилотов США.
В конце 2011 года Мирей Гойер, основательница Всемирной недели женщин в авиации, связалась с FAA и получила статистику сертификатов с 1960 по 2010 год. Она определила, что число женщин-пилотов увеличилось в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. , когда число выросло с 4 218 до 26 896. Но с 1980 года только 555 женщин в США получили лицензию «не студентка», процент пилотных лицензий, полученных женщинами, остался неизменным. (
Почему так мало женщин становятся пилотами? Чтобы найти ответы, мы рассмотрели некоторые исследования в журнале Absent Aviators: Gender Issues in Aviation под редакцией Донны Бриджес, Джейн Нил-Смит и Альберта Миллса (Ashgate, 2014). Одно исследование, проведенное Динной Гиббонс, социологом и членом Королевских ВВС Австралии, показало, что молодые девушки считают пилотирование сложной, опасной и «более мужской работой». Кроме того, «мнения о том, что представляет собой «типичный пилот», были чрезвычайно сильны», — пишет Гиббонс. «Некоторые участники выразили убеждение, что им не подходят полеты, потому что им не хватает типичные черты пилота : высокомерие, открытая уверенность и пожизненная одержимость авиацией».
Есть свидетельства, говорит Гиббонс, что девочки, которые становятся либо коммерческими, либо военными пилотами, рано ассоциировались с полетами, что Гиббонс называет «моментом прозрения». Они были вызваны непосредственным воздействием полета: либо посещением кабины во время коммерческого полета, наблюдением за взлетом самолета с аэродрома, либо прогулкой во время отпуска. Большинство опрошенных женщин пережили момент прозрения в возрасте от 5 до 10 лет. Затем эти детские переживания были подкреплены практическим опытом полетов девочек в подростковом возрасте.
Участники также рассказали, что у них были «одержимые авиацией» отцы, которые поощряли их интерес, хотя сами отцы редко были пилотами.Absent Aviators включает результаты двухлетнего исследования в США, проведенного Пенни Рафферти Гамильтон, пилотом и преподавателем авиации из Колорадо. Гамильтон провела опрос студенток-летчиков, чтобы выявить барьеры, которые мешают женщинам получить лицензию пилота. Главной причиной была нехватка денег на летную подготовку, за которой следовала «несовместимость в общении инструктора и ученика»; инструкторы, покидающие летную подготовку, чтобы устроиться на работу в авиакомпанию или чартерную авиакомпанию, требуя, чтобы летный курсант начал все сначала с другим инструктором; и отсутствие женщин-наставников. Другие препятствия включают отсутствие опыта и знаний о механических системах, а также отсутствие опыта чтения карт.
Эти препятствия можно преодолеть разными способами, говорит Гамильтон. Стипендии для обучения авиации общего назначения могут быть расширены для женщин старше 50 лет, которые хотят начать или завершить программы полетов.