Библ сидон тир: Древние города Библ, Сидон,Тир находились на территории 1) Китая 2) Финикии3) Палестины

Древний Восток. Западная Азия в древности. 5 класс. История Древнего мира. — Финикийские мореплаватели.

Комментарии преподавателя

В Малой Азии, на побережье Средиземного моря во II тысячелетии до н.э. возникло государство, называемое греками Финикией. Основным занятием жителей этого государства было мореплавание, а так же морская торговля и пиратство. Финикийцы изобрели стекло, научились добывать пурпурную краску, а так же создали первый в истории алфавит.

Финикия расположена на восточном побережье Средиземного моря. Это малопригодная для занятий земледелием территория на востоке граничила с Ливанским хребтом, отступавшим от моря не более чем на 50 километров. Здесь нет крупных рек и очень мало плодородных почв, недостаточно места для занятий скотоводством. Однако на склонах гор растет лес и, в первую очередь, ливанский кедр, который являлся одним из главных товаров, вывозимых финикийцами.   Таким образом, главными занятиями финикийцев были: выращивание винограда и оливковых деревьев, а так же морская торговля.

Долгое время Финикия подчинялась Египту, пока около 1200 г. до н.э. не произошел упадок египетской цивилизации, вызванный вторжением на ее территорию захватчиков. С этого момента начинается возвышение Финикии.

Финикийские города-государства – Библ, Сидон, Тир обрели независимость став центрами ремесла и торговли. Сюда свозили товары с территории Двуречья, а затем на кораблях везли их в Египет, в Грецию и еще более дальние земли. В финикийских городах жили талантливые ремесленники – ювелиры, мастера резьбы по дереву и слоновьей кости, горшечники и кораблестроители. Одним из символов власти в древнем мире являлись одежды из тканей пурпурного цвета. Краска этого  цвета не выгорала и не блекла со временем. Ее получали из обитавших в морских раковинах улиток, выжимая и вываривая их в чанах на медленном огне на протяжении нескольких недель.

 

Огромным спросом пользовалось изготавливаемое финикийцами стекло. Как и любая страна, расположенная на берегу моря, Финикия была богата песком.

Песок смешивали с содой и нагревали получившуюся смесь до необходимой температуры – так и получалось стекло. Легенда гласит, что однажды финикийский корабль шел из Европы на родину с грузом соды. Проголодавшиеся моряки причалили к берегу, разожгли костер, но не смогли найти камни, на который собирались поставить котел. Тогда один из моряков принес с корабля несколько кусков соды, которые положил в костер. Нагревшись, сода начала плавиться и смешиваться с песком – «потекли ручьи новой жидкости». Так, по мнению римского писателя Плиния Старшего и появилось стекло. В основном из стекла изготавливали сосуды различных форм. Древние мастера умели придавать стеклу разные цвета, что придавало сосудам большее изящество.

Основным занятием и главным источником богатства финикийцев была торговля. Они путешествовали по всему Средиземному морю, перевозя товары – льняное полотно из Египта, медь с Кипра, вино и масло из Финикии. Не стеснялись финикийцы и разбойничать – высаживаясь на побережьях, нападали и грабили поселения, в морях захватывали корабли чужеземцев.

 

В местах, где они бывали часто, финикийцы строили новые поселения – колонии. Жители Финикии стали расселяться по всему побережью Средиземноморья, завязывая деловые связи и заключая семейные союзы. Все это способствовало оживлению торговли, ведь теперь обмен шел с соплеменниками. Крупные колонии были созданы на побережье Северной Африки и в Испании. Основанный в Северной Африке город Карфаген со временем стал столицей могущественного государства и главным соперником великого Рима.

Финикийские мореплаватели совершали дальние путешествия. Около 1500 г. до н.э. им удалось преодолеть все Средиземное море и выйти в Атлантический океан, а около 660 г. до н.э. по приказу египетского фараона моряки обогнули Африку. Для этого им понадобилось три года.

Длительные морские путешествия и развитая торговля требовали от финикийцев знания грамоты. Но изучение таких сложных систем, как иероглифическое письмо египтян или клинопись жителей Двуречья, было слишком долгим процессом, поэтому в Финикии придумали гораздо более простую систему письма. В ней не было знаков обозначавших целые слова или предложения.

Каждый знак обозначал звук и записывался с помощью букв. Запомнить эти знаки было гораздо проще, да и было их меньше, всего 22 согласные буквы. Для гласных звуков буквы придуманы не были, что создавало серьезные трудности при чтении. Даже такое, хорошо знакомое нам понятие, как алфавит так же финикийского происхождения, дело в том, что произошло оно от первой буквы – «алеф», передаваемая греками как «альфа».

 

К занятию прикреплены файл  «Религия Финикийцев» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

Использованные источники:  

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Finikiyskie-moreplavateli

http://www.youtube.com/watch?v=laThYmDD3fc

https://www. youtube.com/watch?v=I-Gi3jJw53o

http://www.youtube.com/watch?v=RmwqxdDC8eY

Финикийские государства

Самоназвание финикийцев — ханаанеи, а страны — Ханаан. На территорию Палестины и Ливана они пришли из восточной части Аравийского полуострова в начале III тыс. до н. э.

Финикия никогда не была единым политическим целым. Каждый город имел своего правителя. Наиболее значительными городами-царствами были Библ, Тир, Сидон, Арвад. К сожалению, более-менее полных списков их правителей не существует. Известны только отдельные имена.

 

Библ

Ибдати  третья четв. XXI в. до н. э.

Около 2000 г. до н. э. Библ был завоёван амореями, и там утвердилась аморейская династия правителей.

Абишему I втор. пол. XIXв. до н. э.

Ипшемуаби Абишему II

Якинэль (=Иакинэль=Иантинхамму) Хазрурум

Интенэль (=Иантин) Точная последовательность правителей

Илимияни Библа этого периода не установлена.

Куирьян Приведённый здесь список — это

отдельные имена, а не строго упорядоченный перечень.

Рибадди  ок. 1400

Илирабих   ок.1370

Чекер-Баал ок. 1066

Ахирам кон. XI — нач. X вв. до н. э.

Абибаал ок. 940

Элибаал ок. 900

Йехавмилк (Йехимилк)

Шипитбаал ок. 740

Урумилк  ок. 700

Эниэл ок. 330

 

Сидон

Зимрида ок. 1370

Итобаал ок. 700

Абдмилькат ок. 670

Эшмуназор I ок. 500

Танбит ок. 480

Эшмуназор II

Баалшалим после 450

Абдастарт  ? — ок. 357

Теннес ок. 357—351

Абдастарт (вторично) 351—333

Абдулоним 333—?

 

Арвад

Матинбаал ок. 850

Матинбаал ок. 740

Абдэл  ок.

700

Йакинлу ок.650

Азибаал  после 650

Агбаал ок. 500

Мербаал  ок. 480

Герастрат ок. 330

 

Тир

Авимелех (Абимилки) кон. XIV в. до н. э.

Баальмр(?) кон. XIII в. до н. э.

Абибаал  ?—970

Хирам I (Хиром) 969-936

Балеазар I 936-919

Абдастрат  919-910

узурпатор (имя не сохр.)  910-900

Астарт (Абдастрат II), сын Делеастарта  900-889

Астарим 888-880

Фелит (Фелет)   879/78

Итобаал I (Итовал)  878-866

Балеазар II (Балезор)  865-849

Маттен I (Меттин, Муттон) 848-821

Фигмалиун (Пигмалион) 820-774 В Самарии археологами

Итобаал II  ? — ок. 740 был обнаружен сосуд

Хирам II  ок. 740-730 сер. VIII в. до н. э.,

Маттен II  после 730—ок. 729 на котором написано имя

Элулай (=Лули=Пий).. ок. 729 — ок. 693 неизвестного ранее Баал I ок. 693 — после 663 тирскогоцаряМилькирама.

Далее до начала VI в. до н. э. сведений о царях нет.

Итобаал III  ок. 588-574

Баал II  574-564

В 564 г. до н. э. царская власть в Тире была упразднена вавилонским царём Навуходоносором II. Управление теперь осуществляли суффеты, возглавлявшие общину города. В результате этого завоевания от Тира отпали как его владения в Финикии, так и многочисленные заморские колонии, самая известная из которых Карфаген.

Суфеты, 564-556 гг.

Йакинбаал, сын Васлиха 2 месяца

Хелбес (Хелв), сын Авдея  10 месяцев

Аббар (Аввар, верх, жрец)  3 месяца

Маттен, он же Герастрат,

сын Авдилима 563/62-557

Балатор  ок. 556

Восстановление царской власти в Тире. На престол из Вавилона был приглашён Мербал, потомок древней тирской династии, переселённой ранее в Вавилон.

Вновь цари:

Мербал (Мегарбаал)  555-553

Хирам III (Пром)  551-532

Хирам IV  ок. 500

Маттен III  ок. 480

Далее до 350 г. до н. э. сведений о тирских царях нет.

Азимилк (Абимилки)  ок. 350—309/8

В 332 г. до н. э. Тир был захвачен войсками Александра Македонского. Он оставил Азимилка управлять городом.

 

Карфаген — древний город-государство в Северной Африке (одно из финикийских государств).

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 46-50.

 

 

Что случилось с шиной? | Чтение Библии Археология

На юге Ливана есть свидетельства древней битвы, настолько ожесточенной, что она навсегда изменила побережье Средиземного моря. Полуостров выступает из материка в том месте, где гордый островной город когда-то отказался от захватчика, молчаливо свидетельствуя о судьбе всех тех, кто бросил вызов Александру Македонскому. Город называется Тир и расположен примерно в 20 км к северу (12 миль) от границы с Израилем и примерно в 80 км (50 миль) к югу от столицы Ливана Бейрута. Тир хорошо известен изучающим Библию, в частности (хотя и не исключительно) из пророчества Иезекииля, который был вдохновлен предвидеть детали падения Тира, которые казались крайне невероятными его современникам, но с течением времени оказались точными до мельчайших деталей.

Древняя шина состояла из двух частей. Первая часть города находилась на материке, а вторая — на острове чуть менее чем в километре от береговой линии. Островной город Тир был благословлен не одной, а двумя отдельными гаванями, выходившими на противоположные стороны острова. Северная гавань (также называемая «Сидонской гаванью»), действующая до сих пор, была одной из лучших естественных гаваней на восточной стороне Средиземного моря. Наличие двух превосходных защищенных гаваней дало городу большие преимущества и позволило Тиру стать основным пунктом назначения для торговых судов, надеющихся торговать и заниматься коммерцией с людьми восточного Средиземноморья. Тир стал очень богатым, а островная часть города со временем сильно укрепилась. Город на материке был второстепенной частью города и в основном служил для снабжения острова водой и припасами. Материковую часть города можно представить как «пригород», в то время как остров был домом для богатых и знатных людей. Остров также служил религиозным центром города и основным местом торговли и коммерции.

Богатство Тира

Сначала у города/штата Тир были хорошие отношения с Израилем и Иудеей, хотя отношения были коммерческими и не основывались на какой-либо религиозной или культурной симпатии. Когда царь Соломон построил первый храм в Иерусалиме, царь Хирам из Тира, как известно, поставлял кедр из ливанских лесов, а также другие материалы и даже квалифицированных рабочих. За это Хайраму хорошо заплатили. (1 Царств 5)

Одним из предметов экспорта, который способствовал огромному богатству Тира, была пурпурная краска для одежды, которая стала известна как тирский пурпур. Это был самый ценный краситель своего времени, в значительной степени из-за большого количества труда, необходимого для производства даже небольшого количества. Во-первых, моллюски мурекс из Средиземного моря были пойманы в ловушки в большом количестве. Для производства одного грамма красителя требовалось невероятное количество этих моллюсков. Например, для производства красителя для одного предмета одежды использовалось до 12 000 моллюсков. По этой причине владеть одеждой, окрашенной в фиолетовый цвет, было непомерно дорого для большинства людей. Во время. фиолетовый стал цветом, связанным с королевской властью.

Жителей Тира вместе с жителями соседнего города Сидона обычно называют «финикийцами». Первоначально главными городами финикийцев были Библос, Сидон и Тир, но они основали колонии вдоль всего побережья Северной Африки и на западе, вплоть до Португалии и Испании. Города Библос, Сидон и Тир расположены на территории современной Сирии и Ливана. Финикийская колония в Северной Африке под названием Карфаген позже стала крупным городом и яростным конкурентом Римской республики. Финикийские города были организованы как города-государства, и, похоже, не было централизованного финикийского правительства. Финикийцы были мореплавателями, и их торговые суда путешествовали по всему Средиземному морю, делая их города очень богатыми.

Финикийцы-мореплаватели изначально строили города вдоль восточного побережья Средиземного моря. Позже они основали колонии в Северной Африке и на западе вплоть до Испании.

Религия Тира

В культурном отношении финикийцы были хананеями, говорили на разновидности ханаанского языка и поклонялись вариациям тех же богов, что и хананеи в Израиле. Бог плодородия, которого в Библии обычно называют «Ваалом», широко почитался в Финикии вместе с сопутствующими ему практиками ритуальной проституции, поклонения сексу и принесения младенцев в жертву. Особое божество Ваала, которому поклонялись в Тире, звали Мелькарт (или Мелькарт). Греки видели в Мелькарте разновидность своего полубога Геракла (или Геракла для римлян). Эта связь с греческим божественным героем мифа сыграла роль в падении города.

Поклонение Мелькарту в тирском Ваале, по-видимому, было введено в 10 коленном царстве Израиля во время правления царя Ахава. Ахав неблагоразумно заключил брачный союз с дочерью финикийского царя Сидона, названной в Библии «Этбаал» (что означает «с Ваалом»). Дочь Этбаала, конечно же, была печально известной Иезавелью, агрессивной пропагандисткой поклонения Мелькарту и яростным противником поклонения Богу Израиля.

После этого исторического момента некогда хорошие отношения между Тиром и народом Иудеи и Израиля испортились. Пророк Иоиль обвинил жителей Тира и Сидона в том, что они продали народ Иуды в рабство грекам:

«А жителей Иудеи и Иерусалима вы продали грекам,  Чтобы вывести их из пределов их» (Иоиль 3:6)

Пророчества Иезекииля против Тира

Жители Тира стали слишком уверены в своей естественной защите острова и чрезмерно гордились богатством и красотой своего города. У них возникло чувство ревности и соперничества по отношению к Иерусалиму, они ликовали по поводу несчастий, с которыми она столкнулась, и надеялись использовать их в коммерческих целях. По этим причинам пророк Иезекииль был вдохновлен на пророчество против нее:

«Сын человеческий, потому что Тир сказал Иерусалиму: ‘Ага! Врата народов сломаны! Все придет ко мне, и я разбогатею теперь, когда она опустошена»; поэтому так говорит Владыка Господь Иегова: «Вот Я против тебя, о Тир, и Я обращу против тебя многие народы, как море поднимает свои волны. Они разрушат стены Тира и разрушат его башни, и Я соскребу землю и сделаю его сияющей голой скалой. Она станет сушильней для неводов посреди моря». (Иезекииль 26:2-5)

Обратите внимание, что это пророчество делает определенные предсказания:

  • Против Тира будет «многие народы» (Иезекииль 26:3)
  • Ее стены и башни будут снесены (Иезекииль 26:4)
  • Ее почва будет соскоблена, и она станет сияющей голой скалой (Иезекииль 26: 4)
  • Рыбаки использовали это место для сушки сетей (Иезекииль 26: 5)

Более внимательное изучение оставшейся части 26-й главы Иезекииля раскрывает дополнительные подробности:

  • Поселения в сельской местности будут уничтожены (Иезекииль 26:6)
  • Царь Вавилона Навуходоносор пойдет против Тира (Иезекииль 26:7)
  • Он осадит и разрушит стены и дома Тира (Иезекииль 26:12)
  • Камни Тира, деревянные изделия и земля будут брошены в воду (Иезекииль 26:12)

Навуходоносор  Осада Тира

Осада Тира Навуходоносором началась вскоре после слов Иезекииля против города. Согласно еврейскому историку I века Иосифу Флавию, Навуходоносор осаждал Тир невероятные 13 лет:

«Теперь я добавлю записи финикийцев; ибо не будет лишним дать читателю более чем достаточные доказательства по этому поводу. В них мы имеем такое перечисление времен их нескольких царей: «Навуходоносор осаждал Тир тринадцать лет во дни Итобала, их царя; после него царствовал Ваал десять лет».  ( Против Апион , 1.21)

Иосиф Флавий также цитирует не дошедший до наших дней отчет историка по имени Филострат (жил около 170–250 гг. до н. э.), который в своих отчетах сказал о Навуходоносоре: « этот царь тринадцать лет осаждал Тир, а в то же время в Тире царствовал Ефбаал. К сожалению, это все, что древние записи должны сказать об осаде Навуходоносора. Тем не менее между Иезекиилем, Иосифом Флавием и некоторыми археологическими записями можно сделать некоторые выводы. О том, что осада будет долгой, Иезекииль добавляет:

«Сын человеческий, Навуходоносор царь Вавилона сильно потрудился против Тира. Все головы облысели, и все плечи обнажились. Но он и его армия не получили платы за труд, затраченный им на Тире. Поэтому так говорит Владыка Господь Иегова: «Вот Я даю землю Египетскую Навуходоносору, царю Вавилонскому, и он возьмет ее богатство и возьмет из нее много добычи и разграбления; и это станет платой за его армию. В качестве компенсации за его труды против нее Я дам ему землю Египта, потому что они действовали на меня », — заявляет Владыка Господь Иегова». (Иезекииль 29:18-20)

Во время затяжной, многолетней осады головы вавилонских солдат оголились от натертостей их шлемов, их плечи натерты до крови от ношения доспехов и долгого труда в осаде. Очевидно, материковая часть города перешла к вавилонянам вместе с связанными с ними поселениями в окрестностях. Стены и башни материкового города были снесены вместе с домами внутри. Соседние поселения были стерты с лица земли, а их жители жестоко вырезаны. Тем не менее, не имея значительного флота, Вавилон был не в состоянии взять укрепленный островной город. Поэтому Навуходоносор решил осадить остров, отрезав его от продовольствия с материка и, насколько это было возможно, отрезав его от снабжения с моря. Таким образом они надеялись заставить город голодать. Продолжительная осада такого типа дорого обошлась бы вавилонянам, на что также намекает Иезекииль, сказавший, что армия получит « никакой платы за труд, затраченный им на Тире». (Иезекииль 29:18) В качестве компенсации Навуходоносору обещано богатство земли Египетской.

Хотя исторические записи об осаде Тира вавилонянами и последующем вторжении в Египет ограничены, археологические данные подтверждают библейские записи. Сломанная клинописная табличка, впервые опубликованная в 1926 году немецким археологом Экхардом Унгером, относится к продовольствию для « короля и его солдат во время похода на Тир 9».0031». Другие клинописные таблички показывают, что в какой-то момент Тир находился в руках вавилонского царя Навуходоносора. Наконец, клинописная табличка в Британском музее показывает, что Навуходоносор действительно успешно вступил в бой с египетскими войсками.

Навуходоносор не брал островной город силой. Вполне вероятно, что город договорился о капитуляции после 13 лет осады. Либо царь Итобал из Тира умер во время осады, либо он был сдан вавилонянам, чтобы его заменил его сын Ваал, который стал вавилонским марионеточным правителем. Более поздняя теория подтверждается древним списком иностранных царей, проживающих в Вавилоне, которые, как и иудейский царь Иехония, были пленниками, зависящими от вавилонского монарха в своей жизни. Возглавляет этот список безымянный король Тира.

Однако можно сказать, что пророчество относительно Тира на данный момент исполнилось лишь частично. Навуходоносор захватил город на материке, но островной город не был разрушен, не говоря уже о том, чтобы быть «брошенным в воду». Исполнение этой части пророчества будет ждать более 250 лет восхождения Александра Македонского. Помните, Иезекииль сказал, что Тир будет разграблен «многими народами». (Иезекииль 26:3)

После падения Вавилона династия Ахеменидов правила тем, что Библия называет империей «мидийцев и персов» (Даниила 5:28). Эта персидская империя правила в течение двух столетий бывшими владениями Вавилонии, включая Тир, пока они не были отняты жестоким молодым царем из Македонии. К моменту своей смерти, незадолго до того, как ему исполнилось 33 года, Александр Македонский контролировал империю, которая простиралась от Греции на юг до Египта и на восток до Индии. Он никогда не терпел поражений в битвах и, возможно, продолжал бы свои завоевания, если бы не внезапно умер в Вавилоне при обстоятельствах, которые до сих пор вызывают споры. Многие древние историки думали, что он был отравлен, хотя многие (но не все) современные историки считают, что он умер от естественных причин, таких как малярия или брюшной тиф.

Вскоре после того, как Александр стал преемником своего отца, он обратил свой взор на восток, к древним соперникам Греции, и решил завоевать Персию. Сначала его армия двинулась на юг, в сторону Египта. Александр уже победил две огромные персидские армии, прежде чем прийти в Финикию. Царь персов Дарий III избежал захвата и бежал в восточную часть своей империи, чтобы сражаться в другой день. Армия Александра продолжила свой путь на юг, где без боя капитулировали финикийские города Библос и Сидон. Теперь только Тир, самый величественный и богатый город финикийцев, остался вне контроля Александра.

Тир отклоняет просьбу Александра

Надеясь избежать кровопролития, царь Тира отправил послов с дарами на встречу с Александром. Они очень вежливо приветствовали Александра и, формально не подчиняясь ему, просили об официальном союзе. Александр ответил собственной просьбой, которая сразу же вызвала подозрения у тирийцев. Внутри сильно укрепленного островного города находился старый и знаменитый храм главного бога Тира Мелькарта (или Мелькарта). Греки отождествляли этого бога со своим знаменитым мифическим героем Гераклом (Геркулесом). Как и многие древние цари, Александр заявлял о своем происхождении от богов. В частности, Александр заявил о своем происхождении от Геракла. На статуях и изображениях, созданных Александром, он изображен одетым или несущим предметы, связанные с Гераклом. На своих монетах он изображен как юный и могущественный Геракл. Говоря современным языком, можно сказать, что Геракл был «брендом» Александра.

Тирианцы вежливо отклонили просьбу Александра принести жертву в их городе. Запрос поступил во время их главного ежегодного религиозного праздника в Мелькарте , и они, возможно, посчитали, что разрешение Александру принести жертву там и в то время означало бы, что они признали его суверенитет над городом. Возможно, они подозревали (правильно), что, пригласив Александра и его войско в парадную дверь, греки никогда не уйдут. Или, возможно, они хотели не выбирать сторону между греками и персами до того, как война была решена. В любом случае, они предложили, чтобы Александр не приносил свою жертву в храме островного города Тира, а приносил жертвы в храме в «Старом Тире», городе на материке, который разрушил Навуходоносор. Александр пришел в ярость и тут же пригрозил осадой, сказав: « Вы действительно, исходя из своего положения, поскольку живете на острове, презираете эту армию пехотинцев, но я скоро покажу вам, что вы находитесь на материке. Поэтому я хочу, чтобы вы знали, что я либо войду в ваш город, либо осаду его. »

Тирианцы продолжали отказывать Александру. Дальнейшие посланники Александра были убиты. Он был прав в своей оценке, тирийцы были слишком самоуверенны в своей естественной защите острова и в собственных вооруженных силах. Возможно, они также думали, что, если Александра можно будет заставить предпринять сложную и длительную осаду, у Дария III из Персии будет время подготовиться и прийти им на помощь. Другая теория состоит в том, что жители Тира, возможно, надеялись на помощь своей величайшей колонии Карфагена.

В отличие от Навуходоносора двумя веками ранее, Александр не довольствовался просто ожиданием и мором голодом тирийцев, чтобы те подчинились. У Навуходоносора не хватило воображения сделать то, что Александр сделает дальше. Александру предстояло завоевать империи, и остров Тир стоял у него на пути. Промедление было невыносимо! Кроме того, если он оставит Тир в покое, персы смогут безопасно укрыть там свой флот, и у Александра по-прежнему будет враг за спиной, когда он отважится отправиться на восток. Хотя море преградило ему путь, Александр смог увидеть это препятствие. Верный своему слову, он превратит остров Тир в материк.

Александр строит дамбу

Разрушая руины материковой части Тира («Старая шина»), Александр приказал сбросить камни в море в том месте, где расстояние между материком и островом Тира было кратчайшим. Его силы начали строить массивную дамбу (также называемую «кротом») к острову. Солдаты Александра стали инженерами и строителями. Материалом для них послужила древесина из знаменитых кедровых лесов Ливана, а также обильный камень и даже земля из старого города Тира, лежавшего в руинах после его разрушения Навуходоносором более двух столетий назад.

По мере того, как вода становилась глубже, движение дамбы замедлялось. В этот момент усилия людей Александра вызывали у тирийцев только насмешки. Жители Тира подходили к рабочим на лодках, чтобы они были достаточно близко, чтобы их могли услышать, но достаточно далеко, чтобы избежать опасности. Они будут выкрикивать презрение и упреки в адрес людей Александра. «Была ли эта работа для гордых солдат? Представляли ли вы, когда вас зачисляли в армию, что вы будете таскать на спине корзины с камнями и грязью? Вы думаете, что Александр больше, чем бог моря?»

Работа на дамбе продолжалась, и вскоре десятки тысяч человек были призваны на службу из соседних городов и поселков. Только теперь жители Тира начали осознавать опасность.

По мере продвижения по дамбе она оказалась в пределах досягаемости лучников на стенах Тира. Хотя древние сведения об их высоте могут быть преувеличены, нет никаких сомнений в том, что стены островной крепости были необычайно высокими и грозными. Стрелы и другие снаряды обрушивались на рабочих «Александра», убивая и раня и делая дальнейшее продвижение практически невозможным. В ответ Александр построил две самые высокие осадные башни в древней истории, а затем перенес их в конец дамбы. Эти деревянные башни были покрыты сыромятной кожей, чтобы защитить каркас от горящих стрел. Эти башни укрывали рабочих Александра от вражеского огня и позволяли им продолжать работу. Далее башни выполняли еще и функции артиллерийских площадок. Катапульты и лучники на вершине осадных башен смогли открыть ответный огонь по солдатам на стенах Тира.

Это побудило тирийцев разработать очень умную контратаку. Взяв старое транспортное судно, они заполнили его до планширей легковоспламеняющимися материалами. Они повесили котлы с маслом на мачты, а затем две галеры отбуксировали брандер к концу дамбы и посадили его на мель. Тирианские солдаты быстро подожгли судно, и пламя распространилось на осадные башни Александра и другое осадное оборудование. Солдаты Тира на лодках высадились на дамбе, чтобы убить или отбросить тех из солдат и рабочих Александра, которые попытаются потушить пламя. Гамбит удался. Башни были разрушены, и работы на дамбе остановились.

Неудача была недолгой. Александр не позволил бы одной и той же стратегии сработать дважды. Он понял, что ему понадобится флот. К счастью, в других городах Финикии, сдавшихся ему почти без боя, были боевые корабли. Далее царь Кипра пожелал вступить в союз с Александром и послал 120 своих боевых кораблей. Еще 23 боевых корабля прибыли из греческого города-государства Ионии. В общей сложности у Александра теперь был флот из 223 кораблей, что было больше, чем у Тира, и более чем достаточно, чтобы блокировать островной город. Оказавшись в численном меньшинстве, тирские корабли можно было сдерживать в двух гаванях Тира, где лучшее, что они теперь могли сделать, — это защищаться от входа в город. Блокада была завершена, тирийцы теперь были заперты внутри своего города, не имея возможности беспокоить людей Александра или пополнять город с моря.

Возобновлены работы на дамбе. Александр приказал расширить его и перестроить осадные башни. Пока дамбу достраивали, его новый флот проверял оборону города в различных точках и атаковал входы в гавани. Майские корабли были потоплены в устье гавани, но защитники смогли удержать корабли Александра в страхе. На некоторых кораблях Александра были установлены тараны, и они проверяли городские стены в ряде мест. Другие корабли были связаны вместе, чтобы они могли поддерживать осадную башню, достаточно высокую, чтобы достигать вершины городских стен. Наконец, одному из кораблей с тараном удалось пробить небольшую брешь в стенах.

Падение Тира

Чтобы отвлечь внимание тирцев, греческие силы предприняли ряд отвлекающих атак на различные точки стен острова, а флот обстрелял город со всех сторон снарядами. Силы Тира сражались со всех сторон, и к пробитой стене подошли два корабля. С высокой осадной башни Александр лично повел некоторых из своих элитных солдат на стены Тира, и они ворвались в город. Полностью деморализованные защитники Тира теперь были в панике, и теперь силы Александра могли прорваться через другие районы города, в том числе через его гавани. Бои внутри города были ожесточенными, но относительно недолгими.

Некоторые жители Тира искали убежища в Храме Мелькарта (Melqart), где Александр хотел принести жертву Гераклу (Hercules). Город превратился в бойню. 6000 защитников Тира погибли в бою, в то время как, как сообщается, только 400 человек Александра погибли в последней битве за Тир. Даже если эти цифры преувеличены, разница, несомненно, была велика. 30 000 жителей Тира впоследствии были проданы в рабство, а 2 000 солдат, переживших падение, были брошены на пляжи Тира и подвешены или прибиты руками к деревьям, столбам и рудиментарным каркасам, пока они не умерли. Позже Римская империя широко использовала эту форму медленной публичной казни, называемую на латыни «распятием».

Древние историки рассказывают, что 15 000 тирийцев были тайно спасены от жестокости победителя. Поскольку Александр призвал на службу солдат и матросов из покоренных финикийцами городов, многие из его войск были связаны с жителями Тира по крови и культуре. Некоторые из этих войск незаметно обеспечивали защиту своих сородичей и тайно переправляли их на свои корабли, где их тайно переправляли подальше от опасности.

В конце концов Александр принес жертвы Гераклу в храме Мелькарта. Интересно, что, несмотря на устроенную им великую бойню, те, кто искал убежища в храме, были пощажены. Здесь он, вероятно, стремился показать свое благоговение перед храмом, который он связывал с поклонением Гераклу.

Шина в более поздние века

Шина была стерта с лица земли. Для победоносной армии было стандартной практикой превращать стены побежденного города в руины, чтобы город не укрепили и снова не использовали против них. Так было и с Тиром. Лишенный своей внушительной обороны и лишенный своих жителей, гордый Тир перестал быть даже островом на какое-то время, пригодным только для того, чтобы рыбаки сушили свои сети на голой скале.

Со временем город будет восстановлен, хотя никогда больше не будет иметь прежнего политического значения. Однако при римлянах город стал важным торговым центром. Поклонение Мелькарту не исчезло быстро. Его изображение продолжало встречаться на тирской чеканке. Странный факт, что при жизни Иисуса тирский шекель (также называемый тетрадрахмой) был единственной приемлемой монетой, которую можно было использовать для уплаты храмового налога в Иерусалиме. Менялы, которых Иисус выгнал из храма, меняли римскую валюту на тирские шекели. 30 сребреников, за которые был куплен предатель Иуда (Матфея 26:14,15), почти наверняка были тирскими шекелями и носили лик Ваала Тира.

Многие из финикийцев, избежавших падения Тира, в конце концов добрались до Карфагена в Северной Африке. После разрушения Тира Карфаген стал самым важным финикийским городом и какое-то время под руководством ее знаменитого полководца Ганнибала даже соперничал с Римом за господство в Средиземноморье.

Во время служения Иисуса толпы людей из Тира и Сидона приезжали, чтобы послушать, как Иисус говорит. Однажды Иисус лично посетил окрестности Тира и исцелил одержимого бесами ребенка финикийской женщины, который сильно страдал. Визит Иисуса в этот регион, очевидно, принес свои плоды, потому что немногим более 20 лет спустя, ближе к завершению третьего миссионерского путешествия апостола Павла, он разыскал христианскую общину Тира и оставался с ней в течение семи дней.

В 7 веке нашей эры Тир и территории, которые сейчас принадлежат Ливану и Сирии, были захвачены арабскими захватчиками-мусульманами. В 1124 году европейские крестоносцы завоевали Тир для христианского мира в ходе Первого крестового похода. В 1291 году мусульманские силы изгнали крестоносцев, и в течение следующих многих столетий то, что осталось от Тира, лежало в руинах, и почти никто не населял его. В 1697 году английский ученый и священник по имени Генри Модрелл проезжал через Тир по пути в Иерусалим. В Тире он сообщил только о «нескольких несчастных, укрывающихся в подвалах и живущих главным образом за счет рыбной ловли. » Это сразу же напоминает заявление Иезекииля о том, что Тир, « … станет сушильным двором для неводов посреди моря. » (Иезекииль 26:5)

К концу 19 века на территории бывшего Тира снова начало формироваться население. Это были уже не финикийцы, чья культура, религия и язык были утеряны для истории. Скорее новый город населен потомками арабов, которые впервые поселились на этой земле после смерти Мухаммеда. К сожалению, война продолжает посещать регион. Примечательно, что гражданская война в Ливане, бушевавшая с середины 19 в.70-е годы до 1990 года принесли много страданий региону. Во время третьей фазы войны город подвергся сильному обстрелу израильской артиллерии в 1982 году. Совсем недавно вооруженные силы в городе, принадлежащие шиитскому мусульманскому ополчению «Хезболла», подверглись бомбардировке Израилем во время Ливанской войны 2006 года.

Аэрофотоснимок Тира, около 1934 г. Вековые отложения превратили дорогу Александра в полуостров шириной 500 метров.

Сегодня посетители, которые ищут руины Финикийского Тира, будут разочарованы тем, что от того периода не осталось вообще ничего. Все, что осталось от той эпохи, было вывезено и брошено в море для строительства Александровской дамбы, оставив только « сияющая, голая скала » (Иезекииль 26:4). Впечатляющие руины римского периода действительно существуют, и ЮНЕСКО объявила этот район объектом Всемирного наследия. Дорога Александра навсегда изменила морские течения, и многие долгие века осадконакопления превратили дорогу в песчаный полуостров шириной примерно 500 метров. В последние десятилетия территория сильно застроена. В настоящее время на дамбе расположены сотни многоквартирных домов, а население ливанского Тира составляет приблизительно 19 человек.93 до 117 000 (хотя реальное число, вероятно, намного больше). Южная гавань Тира постепенно заполнялась илом и давно исчезла, а северная, «Сидонская», гавань до сих пор используется и заполнена рыбацкими лодками и прогулочными судами. В последние годы наблюдается заметный рост туризма, и есть надежда, что белые песчаные пляжи новорожденного города и богатое историческое наследие сделают современный Тир популярным туристическим центром.

Фото:

Аэрофотоснимок Тира, около 19 г.34. {PD} Источник: Wikimedia Commons

Карта Финикии, составленная автором. Создано на StepMap.

Осада Тира. Создано Фрэнком Мартини из Департамента истории Военной академии США. {PD} Источник: Wikimedia Commons

Иисус в Тире и Сидоне

Мк 7:24          Иисус путешествует к Средиземноморскому побережью недалеко от языческого (нееврейского) города Тира (см. 4 на Карте 8 ) .

 

Шина

Во времена Нового Завета Тир был главным морским портом римской провинции Сирия и Финикия – процветающий город с языческими храмами и двойными гаванями, построенными по обе стороны небольшого острова (см. Карта 8 ). Римское поселение к югу от острова было построено рядом с дамбой, соединяющей его с материком, построенной Александром Македонским во время его осады в 332 г. до н.э. Тир стал частью Римской империи в 64 г. до н.э. и стал одним из первых римских городов в регионе, принявших христианство.

Современные посетители Sour ( Tyre) в Ливан все еще могут пересечь дорогу, построенную Александром Македонским, чтобы посетить живописную северную гавань и узкие улочки Христианского квартала. К югу от исходного острова посетители Al Mina Археологические раскопки позволяют увидеть римскую арену и обширную баню, построенную вдоль улицы с колоннадой, ведущей к южной гавани.

Еще дальше вглубь суши, в 1 миле / 2 км к востоку, археологические раскопки Аль-Басс содержат обширный римский некрополь (место захоронения) и остатки гигантского и хорошо сохранившегося римского ипподрома, вмещавшего двадцать тысяч зрителей. Остатки Крестовоздвиженского собора , построенного крестоносцами в 12 9 г.0270-й век нашей эры можно найти к северу от римской агоры (рыночной площади) по адресу Al Mina .

 

Иисус среди язычников

Мк 7:25-30     Нееврейка, родившаяся в Финикии (прибрежная часть римской провинции Сиро-Финикия ) умоляет Иисуса изгнать злого духа из ее дочери. Иисус испытывает ее веру, а затем исцеляет ребенка.

Марка 7:31          Иисус идет на север, в финикийский город Сидон (см. 5 на карте 8 ) . Сидон был еще одним процветающим портом и популярным местом исцеления в римские времена — с храмом Эхмуна, местного бога, которого римляне считали Асклепием, греческим богом исцеления. Затем Иисус поворачивает обратно на юг и возвращается в район Десятиградия на восточном берегу Галилейского моря (см. 6 на карте 8 ).

Средиземноморское побережье Израиля (Марка 7:31)

 

Больше чудес

Мк 7:32-37     Иисус исцеляет глухого человека с дефектом речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта