Блюдо в рационе ненца 10 букв: Строганое мороженое мясо или рыба, 10 (десять) букв

Строганое мороженое мясо или рыба, 10 (десять) букв

Вопрос с кроссворда

Ответ на вопрос «Строганое мороженое мясо или рыба «, 10 (десять) букв:
строганина

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова строганина

Муксун, нарезанный стружкой

Рыба ломтиками

Мороженое мясо

Итог дружбы рыбы с рубанком

Мороженая рыба

Мороженое мясо или рыба, нарезанные ломтиками

Из рыбы, пойманной подлёдным способом, это блюдо получается самым вкусным

Определение слова строганина в словарях

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Настроганные в виде тонких ломтиков мороженые рыба или мясо, употребляемые в пищу в сыром виде (на крайнем Севере).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы. ж. (обл.). На Севере:строганое мороженое мясо или рыба.

Примеры употребления слова строганина в литературе.

Сверхтеплую одежду — малицу, паницу, совик, надежную и в морозы и в оттепели обувь — тобоки, пимы, липты, крепчайшие нитки-сухожилия дарит северянину добрый и верный друг-олень И мясо, отличное, нежное, вкусное, сытное мясо оленя — отварное, поджаренное на сковороде или на пруте, сырое, горячее с кровью прямо с убоя или мороженая строганина.

Налив полную тарелку уксуса, добавив две столовые ложки горчицы, от сердца насыпав перца и тщательно размешав, я торжественно поставил адскую смесь для макания строганины в центр стола.

На ужин были сибирские деликатесы: байкальские омули, енисейская костерь и стерлядь, хариусы самого нежного копчения, оленина, строганина и даже необыкновенная свежая камчатская сельдь, доставленная в Иркутск в замороженном виде, сласти из сбитых кедровых орехов, какие-то особенные настойки на здешних травах и еще множество всякой всячины, свезенной чуть ли не со всей Сибири.

Не буду вносить диссонанса и ни словом не заикнусь о впечатлении, которое строганина производит на новичков.

Отец и дед, помнится, шинковали ослепительно-белую сердцевину на мелкие ломтики, толкли, а потом надолго замачивали в кувшине, употребляя настой в минуты хорошего настроения, а осадок выбрасывали, но в голодные дни не раз только строганина из этих корней позволяла всей семье дожить до лучших времен.

Скажу только, что некоторые из них — в том числе один весьма близкий мне человек, — отведав строганины, несколько дней смотрели на мир глазами подстреленной лани и в знак уважения к прославленному блюду отказывались принимать какую бы то ни было пищу, кроме сухариков и жидкого чая.

Источник: библиотека Максима Мошкова

происхождение народа, где и как живут, фото

Ненцы являются самодийским народом России и подразделяются на сибирских (азиатских) и европейских. Из всех коренных малочисленных народов Севера России ненцы самый многочисленный. В мире проживает около 45 000 ненцев и все они населяют территории Российской Федерации.

Народ поделен на две группы: лесных и тундровых. Вторая группа представляет большинство, лесных всего 1500 человек.

Где живут

Народ проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе. Сибирские расселены на территории Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе. Небольшими группами народ проживает в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.

Название

Этноним ненцы переводится как «настоящий человек» и закрепился за народом с 1930-х годов. Другие наименования народности ненэч, ненэй, хасово, нещанг. Устаревшие названия: самоеды, юраки.

Язык

Ненецкий язык принадлежит к самодийской группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта:

  1. лесной, отличается разнообразным фонетическим составом, из-за чего языковой контакт с носителями второго диалекта весьма затруднен. Делится на различные говоры;
  2. тундровый, делится на восточные и западные говоры, носители которых хорошо понимают друг друга.

В конце 19 века были выпущены первые книги на ненецком языке, на основе русского алфавита, но без нескольких букв. Первый ненецкий алфавит был создан в 1931 году на латинской основе. В 1937 году он был переведен на кириллицу. Сначала это был русский алфавит с добавлением знака «’» и диграфа «нг», который в 1950 году был заменен на букву «ӈ». Дополнительно был введен знак «“». Более 70% ненцев считают ненецкий язык родным.

Религия

Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:

  1. добрые помогали людям в различных делах;
  2. злые насылали на человека болезни и несчастья.

По представлению народа, Вселенная поделена на три мира, которые вертикально располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и располагается над землей, там живут божества. Средним является сама Земля, где живут люди и различные духи. Земля плоская и окружена морем. Под землей находится Нижний мир, в нем семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом. Они пасут земляных оленей «я-хора».

На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.

В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.

Еда

Олени дают народу мясо и жир для питания. Часто оленину засаливают и хранят долгое время. Такое мясо едят сырым, коптят, вялят. Ненцы в свежем виде употребляют в пищу почки, печень, кровь оленей. Изысканной пищей считается для них язык, часть желудка сычуг, сердце. Чтобы выживать в суровых условиях, народ употребляет кровь и мясо в сыром виде, эти продукты не только утоляют голод и жажду, но и насыщают организм полезными веществами, витаминами В2 и С, которых в мясе оленя содержится немалое количество. Поэтому ненцы никогда не болеют цингой.

Деликатесом считаются молодые рога оленя — панты. Их хрящи наполнены кровеносными сосудами. Ненцы употребляют в пищу перегнившее мясо (копальхен). Из рыбы делают колотушку — сильно замороженную рыбу, которую разбивают целиком об стол.

Едят, кроме оленины, говядину, свинину, морских зверей, пресноводную рыбу, которую тушат или варят. Очень любят ненцы жареную на закрытом огне оленину. Это блюдо похоже на шашлык, только не маринованный. Строганину делают из сига, печени и оленьего мяса. Ненцы готовят суп с мукой, тушеное мясо с макаронными изделиями, блины с кровью. На гарнир обычно едят рис, макароны, овощи бывают в рационе довольно редко. Любимый напиток народа — чай, пьют морсы, компоты. Напитки готовят из ягод: морошки и черники. Варят кисель из ягодного сока с крахмалом. Хлеб предпочитают из ржаной муки.

Характер

Ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных мегаполисов.

Внешность

Одежда

Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного. Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета. Одежду украшают вышивкой и орнаментом.

Мужчины носят малицу с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо согревает голову и тело. Шьют и надевают малицу мехом внутрь, украшают вышивкой, подпоясывают поясом из кожи, обшитым красным сукном, с двумя или тремя рядами медных пуговиц. На цепочке к поясу прикрепляют нож в ножнах. Летом носят старые малицы с откинутым капюшоном, зимой надевают новые. Если очень холодно и предстоит дальняя поездка, поверх малицы надевают совик из меха с капюшоном, обрамленным опушкой из хвостов песца.

Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.

Жизнь

Основными занятиями ненцев издавна являются оленеводство, охота и рыболовство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями. Животные пасутся круглый год, следят за ними пастухи и собаки. На полуострове Ямал живут несколько тысяч оленеводов, которые держат около 500 000 оленей и ведут кочевой образ жизни.

Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, покрышек, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.

Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.

Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми. Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья. В сани садятся с левой стороны, управление осуществляется вожжами. Изготавливают упряжь из кожи морского зайца или оленя. Грузовые нарты запрягаются двумя оленями и из нескольких таких саней составляют караван.

Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:

  1. Вануйта, включает роды: Вэнго, Соль-Вануйта, Вануйта, Луца-Вануйта, Сабы, Яр, Соплии Япти, Яптик;
  2. Харючи, включают роды: Нгано-Харючи, Харючи, Нгадср, Сюхуней, Ладукай.

Жилище

С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья. Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.

В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.

Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года. Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов. Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.

Культура

Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:

  • легендарные
  • о животных
  • бытовые
  • волшебные

В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.

Традиции

Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.

Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.

К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.

Тяжелая жизнь арктического племени не изменилась на протяжении столетий

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Авторы. .. The New York Times Archives

См. статью в своем первоначальном контексте с
ноября 22, 1994, Раздел C, стр. 1Купить репринты

Посмотреть на Timesmachine

TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.

Об архиве

Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала онлайн-публикации в 1996. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

КОЧЕВОЕ племя оленеводов, которые одеваются в шкуры, практикуют ритуальные жертвоприношения и используют одни и те же самодельные инструменты и деревянные сани уже более 1000 лет, может быть ключом к тайне, которая долгое время сбивала с толку археологов.

Ненцы, кочующие по самым северным уголкам сибирской Арктики, едят сырую рыбу, пьют оленью кровь и круглый год живут в чумах из оленьих шкур. Прошлым летом археологи наткнулись на группу ненетских оленеводов численностью около 1000 человек, которые почти не имели контакта с западной культурой. Археологи, давно стремящиеся связать древние народы Скандинавии с эскимосами Нового Света, живущими за тысячи миль, говорят, что эта группа может помочь найти важные недостающие подсказки.

И они могут сделать больше. Сибирская Арктика — одно из последних мест на земле, неизвестных археологии. Археологи и антропологи предполагали, что северные народы жили в Арктике по необходимости и что со временем они мигрировали на юг. Но ненцы, которые сохранили и расширили культурное наследие, которому, возможно, 10 000 лет, могут служить лучшим доказательством того, что люди не только могут адаптироваться к самым суровым условиям, но и могут выбирать их.

«Я едва мог поверить своим глазам, когда мы наткнулись на них», — сказал доктор Уильям У. Фитцхью, директор Центра арктических исследований в Музее естественной истории Смитсоновского института, описывая свою встречу с кланом Вануйто-Серотто из Ненетский народ. Доктор Фитцхью провел большую часть прошлого лета на полуострове Ямал, где он и группа российских этнографов и антропологов наткнулись на группу изолированных ненцев.

Ученые находились на полуострове, пытаясь обследовать огромную территорию археологически неисследованного сибирского арктического побережья. То, что они обнаружили, к их удивлению, оказалось живым эквивалентом важного археологического сокровища.

В этом месяце доктор Фитцхью и его небольшая команда вернулись сюда в 1200 миль к северо-востоку от Москвы, чтобы закончить отчет о своих открытиях. «Это было, если бы мы были на Великих равнинах в 1830-х годах», — сказал он, вспоминая свое удивление. «Они живут без связи с современным миром. Они прогоняют свои стада почти на 1000 миль каждый год, и они откажутся от любых удобств, чтобы сохранить свой образ жизни».

Выяснив, как ненцы выжили, когда так много других групп коренного населения уступили быстрому темпу современной жизни, а также изучив их происхождение и поняв их традиции, исследователи надеются понять сложный культурный ландшафт северной Сибири и то, как эта культура сохраняет свои традиции в условиях индустриализации.

Мигрируя через полуостров Ямал, где река Обь и Уральские горы встречаются с арктическим побережьем, ненцы процветали здесь, в одном из самых негостеприимных мест на земле. По меньшей мере 5000 ненцев по-прежнему ведут традиционный кочевой образ жизни, в то время как тысячи других выбрали более обычную жизнь в поселениях в качестве рыбаков.

Несмотря на температуры, опускающиеся до минус 60 градусов по Фаренгейту зимой и поднимающиеся до 35 градусов по Фаренгейту летом, несмотря на 70 лет советской власти и несмотря на их кочевую привычку зимовать поблизости в тайге и кочевать со своими стадами на летние пастбища на центральном и северном Ямале тысячи ненцев существуют так, как будто жили в пятом веке. Некоторые из них, кажется, никогда даже не знали, что существует Советский Союз.

«Они фанатично настроены на сохранение своих традиций, своего языка и своих ритуалов», — сказал Игорь Крупник, ведущий этнограф Российской академии наук, который, работая со Смитсоновской группой, сосредоточил свое внимание на культурном наследии ненцев. «Ни один арктический народ, о котором мы знаем, не упорствовал так долго и так вызывающе».

Кочевники-ненцы редко зависят от внешних источников пищи, питаясь оленями, рыбой и всем, что они могут добыть в неприступной арктической почве. Помимо обычных керамических чашек, большая часть того, что они используют, делается вручную. Они верят в шаманов, обладающих огромной властью над своими кланами, которые, по сути, представляют собой большие расширенные семьи. Люди верят, что некоторые камни необычной формы — это останки богов, охранявших их на протяжении тысячелетий. Они живут по пословицам, таким простым, как «Если ты не ешь теплую кровь и свежее мясо, ты обречен умереть в тундре».

Хотя многие из этих людей говорят по-русски, их повседневные разговоры ведутся на ненецком, одном из финно-угорских языков.

Когда приносят в жертву северного оленя, его делят пополам, начиная с черепа. Половину они съедают, а остальное оставляют в качестве подношения богам. Ненцы имеют обширную устную традицию, практикуют сложные религиозные ритуалы и покрыли полуостров Ямал религиозными представлениями.

Именно это привело доктора Фитцхью и его группу на Ямал. Полуостров Ямал расположен на вершине одного из крупнейших неосвоенных месторождений нефти и газа в мире. В 19В 20-х годах, до того, как Сталин запретил все подобные исследования, русский антрополог Валерий Чернецов нашел и раскопал недалеко отсюда на берегу Оби стоянку возрастом 1000 лет. Он содержал тысячи костей моржей, белых медведей и китов, но его значение оставалось неясным.

Однако было ясно, что регион имеет глубокое историческое значение, когда в 1989 году компания «Амоко Евразия Петролеум» начала изучать возможность разработки месторождений совместно с надымским Газпромом, российским газовым предприятием. Это был бы масштабный проект, и прежде чем приступить к нему, Амоко решила обратиться за советом к эксперту по антропологии арктической жизни, чтобы узнать больше о культуре региона.

Доктор Фитцхью, которому 51 год и который провел большую часть своей взрослой жизни, изучая коренных жителей Северо-Востока Северной Америки и Лабрадора, кажется идеальным человеком для этой работы. Его интерес к тому, как эти люди жили и мигрировали на протяжении тысячелетий, заставил его все больше интересоваться связями между арктическими народами.

История арктических народов была одним из самых сложных и сложных вопросов в мире археологии. Ученые в течение 300 лет пытались выяснить, связаны ли эскимосы Гренландии и Канады с другими северными народами, и пытались выяснить, было ли их происхождение одним и тем же.

Были драматические находки и дразнящие подсказки. На острове Жокова, на Новосибирских островах к северу от России, археологи нашли 8000-летнюю мезолитическую стоянку, самое раннее и самое северное поселение, известное в российской Арктике. Среди найденных реликвий была как минимум одна прекрасно сохранившаяся деревянная нарта, которая имеет поразительное сходство с деревянными нартами, которые используют сегодня ненцы.

«Связать этих людей или их развитие — это Святой Грааль северной археологии», — сказал доктор Фитцхью. «Вопрос для нас в том, являются ли эти люди родственниками — произошли ли они из общего источника — или суровая среда, в которой они поселились, объясняет удивительное сходство между ними?»

Мистер Фитцхью, который считает, что на решение этого вопроса стоит потратить всю оставшуюся жизнь, склоняется к мнению, что сходство между многими такими группами больше связано с общими условиями, в которых они живут, чем с их доисторическим происхождением. .

Но многое остается неизвестным и о севере, и о ненцах. За исключением пионерских работ Чернецова 1920-х гг., они почти не изучались.

Когда в июле группа Смитсоновского института наткнулась на летний лагерь, все трудоспособные мужчины ушли со стадом. Женщины, дети и старики жили без радио и других современных устройств. Никаких видов транспорта, кроме саней, от которых летом мало толку, не было. Почти вся одежда шилась вручную из оленьей шкуры.

«Я думаю, что мы можем узнать от них больше об их происхождении, и это могло бы многое рассказать нам о происхождении северной культуры в целом», — сказал Андрей Головнев, этнолог и кинорежиссер, специализирующийся на ямальской культуре, который является директором секция этнологии Уральского историко-археологического института. «По мере потепления климата в конце ледникового периода люди двинулись на юг и обнаружили ресурсы, о существовании которых они не знали. И вопрос в том, почему некоторые из них, например ненцы, создали постоянные северные культуры? Они просто продолжают двигаться на юг?»

Олени дают некоторые ответы. Команда Смитсоновского института не нашла свидетельств существования крупных постоянных круглогодичных поселений ненцев на севере Ямала. Северный полуостров Ямал издавна был идеальным пастбищем для северных оленей, и ненцы явно шли по их пути на протяжении сотен, если не тысяч лет. Но группа надеется узнать больше следующим летом, когда Свен Хаакансон-младший, уроженец острова Кадьяк и аспирант Гарвардского университета по антропологии, присоединится к племени, которое начнет свою ежегодную миграцию через полуостров.

После, возможно, тысяч лет существования ненцы столкнулись, пожалуй, с самой большой проблемой: разработка огромных газовых и нефтяных месторождений на полуострове Ямал уже нанесла серьезный ущерб пастбищам оленей. Загрязнение реки Обь сделало рыбную ловлю практически невозможной даже в ее притоках. Amoco заявляет, что может выполнять свою работу без дальнейших нарушений ритуальных мест или пастбищ, но развитие коренным образом изменит полуостров.

«Они выживут», сказал доктор Крупник. «В этом регионе местные рыбаки уже как минимум сто лет говорят, что ненцы обречены. Но их кочевой образ жизни заставил их быть гибкими. Теперь они не исчезнут».

потепление климата и арктического газа угрожают российским оленям. Арктическая ночь освещает безлесную тундру на севере России, а компрессоры наполняют воздух непрекращающимся воем.

Коренные ненцы-оленеводы говорят, что добыча нефти и газа в Ямальском регионе — геологоразведочные работы, включающие сотни скважин и десятки поездов и танкеров — загрязняют окружающую среду и наносят вред здоровью их животных.

Но избегать газовых месторождений на Ямале, в 2000 км к северо-востоку от Москвы, становится все труднее, поскольку по всему региону распространяется инфраструктура, работающая на ископаемом топливе, чему способствуют налоговые льготы, принятые в марте в рамках новой российской стратегии развития Арктики.

В то же время нагрузка на традиционный образ жизни ненцев усугубляется изменением климата, а также экстремальными погодными явлениями и вспышками болезней, убивающими десятки тысяч оленей за последние несколько десятилетий, говорят оленеводы.

«Если мы не сообщим людям, что земля разрушается, то коренные народы будут уничтожены», — сказал пастух и активист Йеико Серотетто фонду Thomson Reuters в семейной палатке из оленьей шкуры.

«При таких варварских методах покорения Арктики через 100 лет (оленеводства) не будет».

ЛИШАЙНИК ПОД ЛЬДОМ

На протяжении последних двух тысячелетий жители Ямала частично приручали северных оленей для охоты, транспорта, еды, одежды и жилья.

Сегодня около 10 000 оленеводов Ямала, которые составляют пятую часть ненцев России, ежегодно мигрируют по тундре на расстояние до 800 миль (1287 км).

Они путешествуют от северной опушки леса к арктическому побережью, где летние ветры дают северным оленям короткую передышку от комаров и оводов, пока они накапливают жир.

Поскольку Арктика нагревается более чем в два раза быстрее, чем остальная часть планеты, по данным Национального управления океанографии и атмосферы США, явления «дождь на снегу» стали более распространенными в регионе.

Когда после таких ливней температура падает ниже нуля, лишайник образует почти непроницаемую ледяную корку, которой северные олени питаются зимой.

По словам местных жителей и арктических экспертов, за последние 15 лет количество случаев дождя со снегом ухудшилось. Осенью-зимой 2013-2014 годов самая крупная за последние годы гибель около 61 000 северных оленей.

Потепление также привело к рекордной жаре на Ямале в 2016 году, вызвавшей вспышку сибирской язвы, унесшую жизни более 2650 северных оленей и 12-летнего ненецкого мальчика.

В государственном отчете говорится, что беспрецедентное оттаивание почвы вечной мерзлоты высвободило споры сибирской язвы, которые находились в ловушке в замороженной туше северного оленя по крайней мере 75 лет.

Жарким летом 2018 года семья Серотетто также потеряла почти треть своего стада из-за некробактериоза, бактериальной инфекции стопы, которая, как показали норвежские исследования, более активна в теплую и влажную погоду.

«(Пастухи) никогда не испытывали недостатка в уверенности в своих способностях ориентироваться в происходящем, но сейчас они начинают беспокоиться», — отметил профессор Университета Лапландии Брюс Форбс, автор исследования, посвященного изменениям в регионе.

РАСШИРЕНИЕ ГАЗА

Частично угроза образу жизни ненцев связана с природным газом под копытами их животных.

Почти половина растущего импорта газа в Европейский Союз в прошлом году пришлась на Россию, большая часть из них поступила с Ямала, где, по утверждению правительства, находится более пятой части мировых запасов.

В прошлом месяце президент Владимир Путин подписал пакет стимулов для использования ископаемого топлива в Арктике, согласно которому налоги на новые проекты по производству сжиженного природного газа и газохимии снижаются до 0% в течение первых 12 лет.

Несмотря на падение цен на энергоносители из-за вспышки коронавируса, нефтегазовые проекты продолжают развиваться.

«Новатэк» и «Газпром», два крупнейших производителя газа в России, уже имеют несколько крупных предприятий в этом районе, и оба публично заявили, что продолжат строительство новых газовых терминалов, нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов и месторождений во время пандемии.

Ямальский регион использует доходы от энергетики для выплаты оленеводам ежемесячной субсидии в размере 5000 рублей (66 долларов США), а нефтегазовые компании часто дарят снегоходы лучшим борцам и гонщикам на санях на ежегодных празднованиях Дня оленевода.

Но многие местные жители и активисты говорят, что это недостаточная компенсация за воздействие на окружающую среду масштабных углеводородных проектов.

Опубликованное в прошлом году исследование, финансируемое российским государством, показало, что концентрация ртути в почве превышала безопасный уровень на всех 20 исследованных объектах в центральной части Ямала, связывая высокие уровни с загрязнением воздуха.

Администрация губернатора сообщила фонду Thomson Reuters в заявлении, что жителям Ямала предоставляется возможность высказать свое мнение по углеводородным проектам посредством писем и публичных слушаний.

Но Серотетто и другие пастухи сказали, что их не уведомили вовремя, чтобы приехать из тундры для участия в собраниях.

ШУТЫЙ ОЛЕНЬ

Хотя колодцы и трубопроводы занимают небольшую часть территории региона, ученые утверждают, что они оказывают огромное влияние на пастбищное животноводство.

Большинство пастушьих маршрутов на полуострове Ямал должны пересекать железную дорогу и различные трубопроводы и дороги, создавая узкие места для мигрирующих семей и перекрывая доступ к стоянкам и пастбищам.

Газовые компании подняли некоторые из своих трубопроводов, чтобы олени могли проходить под ними, а бурильщики укладывают брезент на дороги, чтобы помочь оленям перейти дорогу.

Тем не менее, исследование, проведенное в Норвегии в 2007 году, показало, что промышленные беспорядки могут снизить воспроизводство северных оленей и выживаемость телят.

Кочевники и государственные исследователи согласны с тем, что северные олени Ямала стали более тощими и более уязвимыми для гибели, чем 20 лет назад.

Региональное правительство и государственные оленеводческие кооперативы заявляют, что виноват чрезмерный выпас скота, а не добыча ископаемого топлива, отмечая, что поголовье оленей в регионе, насчитывающее около 600 000 голов, по-прежнему является самым большим в мире.

«Мы наблюдаем перевыпас оленей в тундре, это факт. Кормовая база просто не успевает отрастать», — заявил в прошлом году местным СМИ губернатор Дмитрий Артюхов.

Чтобы решить то, что они считают проблемой, правительство Ямала в октябре 2019 года выделило 15 миллионов рублей (200 000 долларов США) на строительство двух ранчо на 1000 оленей на юге региона в качестве альтернативы кочевому образу жизни.

«В случае положительных результатов данная практика может быть распространена на другие районы области, что в будущем позволит снизить нагрузку на тундровые пастбища», — говорится в сообщении акимата.

Но Форбс из Университета Лапландии сказал, что ранчо не являются решением, поскольку его исследование показывает, что потеря лишайников связана с вытаптыванием северными оленями не меньше, чем с чрезмерным выпасом скота.

Когда Серотетто наблюдал за группой оленей, копающихся в снегу в поисках лишайника, он сказал, что надеется, что его 6-летний сын сможет продолжить традицию оленеводства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *