Боевые башни ингушетии: фото, карта боевых и жилых комплексов башен, как добраться, история, цены на экскурсии

Средневековые башни в наследство | Русское географическое общество

Любой человек знает свою фамилию, свой род. В средневековой Ингушетии каждому роду принадлежал свой башенный комплекс. Постройки сохранились до сих пор. И по сей день каждый ингуш крепко привязан к своей родовой башне.

Ломаная линия Кавказского хребта местами чуть прикрыта прозрачными облаками, вдали белоснежным снопом выглядывает верхушка Казбека. Причудливые изгибы Джейрахской долины следуют поворотам реки Армхи, с переливчатым плеском мчащей свои зеленоватые воды. Вверх по склону потоком течёт отара овец, тут и там раздаётся громкое блеяние. Их погоняет степенный мальчик лет восьми, рядом следуют две огромные овчарки, присматривающие за баранами. Отара поднимается к старинным башням с остроконечными верхушками, огибает их и скрывается из виду под надзором пастуха и собак.

Башенный комплекс Фалхан. Фото: Ольга Ладыгина

Дом на случай осады

В Средние века Ингушетию называли Страной башен.

Башни украшали каждое горное селение, располагаясь на расстоянии прямой видимости друг от друга, чтобы при нападении врагов можно было подать сигнал соседям. Для безопасности их строили в труднодоступных местах: чем древнее селение, тем оно будет выше в горах или глубже среди скал и лесов. Крутизна склона тоже играла немалую роль. По преданию, когда под стены башенного комплекса Вовнушки пришли татаро-монголы, местные жители, не мудрствуя лукаво, высыпали со стен мешок с фасолью. Этого оказалось достаточно, чтобы завоеватели скатились вниз, так и не сумев подобраться к стенам башен.

Помимо внешних врагов, от которых требовалась защита, боевые башни спасали членов рода в случае, когда в силу вступал закон кровной мести.

«Положим, что где-нибудь в Ингушии только что произошло убийство. Убийца обыкновенно спасается бегством и прячется в своём доме или чаще в высокой боевой башне («воу»), если дело происходит в горах. Его ближайшие родственники наготове, с оружием в руках спешат собраться сюда же и с часу на час ждут нападения врагов.

<…> На совете родственников обычно решают устроить нападение на дом убийцы. <…> Но вот совет окончен, оружие приведено в порядок, и шайка мстителей, или «войско» («бо»), как говорят ингуши, двигается в сопровождении толпы зевак и мальчишек к дому убийцы. Подойдя к нему с шумом и выстрелами, «войско» начинает перестрелку и перебранку с запершимися в доме кровниками, которые в свою очередь не остаются в долгу и отвечают тем же. Перестрелка обходится обыкновенно без поранений и убийств, так как обороняющиеся хорошо защищены, а сами стреляют скорее для устрашения, так как вторичное убийство может только ухудшить их положение».

Николай Яковлев, «Ингуши»

Место под строительство башен выбирали тщательно. Во-первых, они должны были стоять на бесплодной земле — слишком мало здесь участков, подходящих для земледелия, чтобы затевать на них строительство. Во-вторых, необходимо было учитывать вопросы безопасности. Чем ниже угроза лавин, паводков, оползней и других природных катаклизмов, тем лучше место.

В-третьих, поблизости непременно должна быть вода.

Развалины крепости Бейни. Фото: Ольга Ладыгина

Строили без фундамента, в основание башни закладывали массивные валуны, порой превышающие рост человека. Говорят, одним из лучших подарков молодожёнам на свадьбу считался камень, подходящий для этой цели. Заложив первый ряд камней, их обычно окропляли кровью жертвенного животного. Строительство непременно нужно было закончить за один год — если оно затягивалось больше, чем на 365 дней, заказавший башню род считали слабым. Если же башня через какое-то время разрушалась, обвиняли семью в том, что мало заплатили мастеру.

Виды ингушских башен

  • Гӏала (гиала) — жилая башня в два-три этажа с плоской крышей, прямоугольная в плане, несколько сужающаяся кверху для устойчивости. Первый этаж служил загоном для скота, верхние были жилыми. Подняться с нижнего этажа можно было по приставной лестнице через специальный люк. Учёные полагают, что такой тип построек вырос из мегалитических сооружений VII–V веков до н.э.
  • Полубоевая башня — переходный тип между жилой и боевой, высотой в три-четыре этажа, квадратная, меньше по площади, чем гӏала, но выше. Оснащались бойницами для стрельбы из лука и подвесными балкончиками-машикулями, с которых можно отстреливаться, лить кипяток и расплавленную смолу.
  • Воув — боевая башня высотой 25–30 метров с соотношением высоты к основанию 5:1, увенчанная пирамидально-ступенчатой крышей. Возводились с соблюдением зеркальной симметрии: дверные проёмы, маленькие окошки и машикули делят стены строго по центральной оси. Закруглённый каменный шпиль не позволяет снегу скапливаться на вершине башни. Относятся к XVI–XVIII векам.

Строители башен

Ингушам были неведомы внешние строительные леса. Мастер использовал исключительно внутренние настилы, снаружи он работал только при возведении кровли. После этого требовал «спускную плату». По преданию, такую манеру завёл строитель из рода Галгаевых, когда закончил башню Цуровых. Он договорился выполнить работу за 60 быков и коров трёх-четырёхлетнего возраста. Но установив завершающий замковый камень на крыше, отказался спускаться, пока заказчики не согласятся добавить корову сверх оговоренной платы. Если бы мастер упал и разбился, ответственность за его гибель несли бы хозяева башни, что было чревато кровной местью. Цуровым ничего не оставалось, как выполнить требования мастера.

Эгикал, крупнейшее башенное поселение в горной Ингушетии. Фото: Ольга Ладыгина

Спустившись вниз, строитель непременно оставлял у входа в башню отпечаток своей ладони либо на сыром растворе, либо обведя её зубилом по контуру. В Ингушетии до сих пор помнят большинство зодчих, создавших ту или иную родовую башню. Они славились и за пределами родины: их приглашали работать в Грузию, Чечню, Северную Осетию. Получить башню «ингушского производства» считалось у соседних народов весьма почётным и престижным.

«Внешний вид безукоризненно прост и строг. При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте они устойчивы и прочны. <…> Башни сложены из местного дикого камня; отдельные камни у основания достигают в длину до одного метра и чем выше, тем берутся мельче. Как внешняя, так и внутренняя обработка и обтёска камней не особенно тщательна, но пригонка отдельных камней очень хороша. <…> Для большей прочности и безопасности боевые башни строились на скалистом грунте. Во время осады нападающие старались подкопаться под фундамент башни, обнажить его и этим самым повалить её; это называлось «срезать башню».

Иван Щеблыкин, «Искусство ингушей в памятниках материальной культуры»

Местные легенды хранят имена знаменитых мастеров. Например, мастер Хинг Ханиев из села Хяни построил башни Хутиевым в Ляжги и Морчхоевым в Морче. Когда последние предъявили строителю претензию, что их башня выглядит не такой внушительной, как Хутиевых, Хинг ответил: «Качество башни не определяется по внешнему виду.

Башню Хутиевых я разравнивал известью, чтобы она была красивой, а башню Морчхоевых сделал столь прочной, что если даже покатить её под гору, то и тогда она не разрушится. А получилась башня столь прочной потому, что морчхоевцы лучше, чем кто-либо, кормили Хинга».

Башни Хяни, Ингушетия. Фото: Ольга Ладыгина

Прочность построек действительно впечатляет. Во время депортации ингушей в 1944 году работники НКВД потратили немало сил, разрушая комплекс в Мецхале. Одна из башен рода Точиевых никак не поддавалась: её пытались подорвать трижды, но безуспешно. Сапёры поехали во Владикавказ, привезли огромное количество взрывчатки и подложили её под основание башни. Она подлетела вверх — целиком, не рассыпавшись на части. «Наши предки умели строить, нам до них далеко, — замечает Магомед Точиев. — Жаль, что это мастерство утрачено».

«Солнечные могилы»

Ингуши говорят: «Человеку для жизни нужна башня, а после смерти — склеп». В каждом селении непременно был некрополь, целый городок из подземных, полуподземных и наземных склепов.

Их строили в виде миниатюрных боевых башен или маленьких домиков с двускатной крышей.

Башни для живых и для мёртвых. Фото: Ольга Ладыгина

Высота склепа могла достигать пяти ярусов, разделённых деревянными перекрытиями. Покойных укладывали на эти перекрытия, сухой высокогорный воздух способствовал их мумификации. Способ захоронения связан с дефицитом плодородных земель в горах. Каждый клочок почвы использовался для сельского хозяйства. Некрополи же, как и башни, возводили на каменистых почвах и скалах. Строительство склепа стоило в среднем 15 коров.

В каждой «малхар кашамаш» («солнечной могиле») хоронили от двух до 190 человек. Чтобы в загробном мире они ни в чём не знали нужды, покойников снабжали всем необходимым: оружием, украшениями, музыкальными инструментами, предметами быта. Если в захоронении оказался котёл и надочажная цепь, значит, погибла вся семья целиком.

Даже когда ингуш умирал вдали от родины, его непременно нужно было привезти домой и похоронить в семейном склепе. Иначе, по местным поверьям, ему бы пришлось жить на том свете без крыши над головой. Бывало, что в «малхар кашамаш» уходили и живые. Обычно это случалось во время эпидемий: заболевшие покидали жилые башни. Родственники передавали им еду через окошко до тех пор, пока те не выздоравливали или не умирали.

«Солнечные могилы», или «малхар кашамаш». Фото: Ольга Ладыгина

Родовые гнёзда

В Джейрахской долине, куда ни кинь взгляд, непременно увидишь либо одиноко стоящую башню, либо целый крепостной комплекс. У каждого своё название, каждый связан с определёнными фамилиями ингушей.

«В Лялах вы на легковой машине не проедете, только на внедорожнике, — убеждённо говорит молодой человек из экскурсионного бюро. — Я точно знаю, это мои родовые башни. А Хяни его», — он кивает на своего соседа по рабочему столу.

До седьмого-десятого колена ингуши помнят своих предков, их историю и взаимоотношения с соседями. Халит Мальсагов давно живёт на равнине, но знает, что его семья происходит из посёлка Таргим, его поколение — десятое от основателя рода, на данный момент насчитывающего 50 тысяч человек.

«Среди них немало достойных сынов ингушской земли. Один из самых известных генерал русской императорской армии Сафарбек Мальсагов. Кроме нас выходцами из Таргима считаются Бековы, Плиевы, Арчаковы и Кодзоевы, которые из-за кровной мести вынуждены были переселиться подальше и построить свой башенный комплекс».

Халит Мальсагов

По преданию, селение Эрзи основали выходцы из древнего аула Киралт. Изначально они жили высоко в горах, но со временем стали спускаться ниже в поисках более комфортного места. Они обнаружили пологое плато, заросшее густым лесом. Начав вырубать деревья, чтобы освободить площадку под строительство, люди обнаружили среди веток гнездо орла. Он считался священной птицей, символом бога грома и молний Селы. Так что находку признали счастливым предзнаменованием и дали новому месту жительства название «Эрзи» («орёл»). Оно стало родовым гнездом для многих ингушских фамилий, славившихся своими оружейниками: Дзауровы, Мамиловы, Яндиевы и Алдагановы и др.

Башни Эрзи. Фото: Ольга Ладыгина

Каждый ингуш помнит о своём родовом гнезде, знает, где его родовые башни, даже если они разрушены. Мовли Котиев из Мецхала рассказывает, что самая высокая башня в Ингушетии была 43-метровой, имела чугунные люки и крепкие стены… Сейчас этой башни уже нет, её взорвали в 1944 году. К счастью, множество памятников Средневековья сохранилось. Ингушетия по-прежнему остаётся Страной башен. И пусть в них никто больше не живёт, каждая принадлежит своему роду.

Ольга Ладыгина

История, вросшая в скалы! — «Ингушетия» — интернет-газета

С образованием ингушской государственности в июне 1992 года появилась возможность сохранить для потомков и продемонстрировать всему миру уникальность архитектурного зодчества ингушского народа. За 30 лет сделано очень много, но предстоит сделать ещё больше.

Республику уже сегодня в туристической отрасли называют «страной башен». Башенные постройки разбросаны по всей горной Ингушетии. Здесь около 2 тысяч объектов культурного наследия и 150 архитектурных комплексов, которые находятся в границах территории Джейрахско-Ассинского музея-заповедника и подлежат государственной охране.

В интересах сохранения и популяризации искусства ингушских зодчих эпохи средневековья в июле прошлого года Главой республики был подписан Указ об учреждении Дня ингушских башен, который будет отмечаться в третью субботу мая. В этом году праздник будет отмечаться впервые и приходится на 21 мая.

Внимание к архитектурным памятникам Ингушетии было обращено исследователями прошлых столетий, начиная с ХVIII-XIX веков; в 20-40 годы ХХ века к их изучению приступили исследователи Л. П. Семенов, Н. Ф. Яковлев, Е. Крупнов, М. М. Базоркин, художники И. П. Щеблыкин и Х. Ахриев и др. Каждая деталь местного быта, все встреченные археологические находки описывались ими с неизменной тщательностью. И. П. Щеблыкин, будучи художником, делал по ходу работ зарисовки средневековых построек.

В последующие годы и на современном этапе продолжается изучение башенной архитектуры ингушей. «При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте, — отмечал И. П. Щеблыкин, — они устойчивы и прочны. Поражаешься мастерству строителей, их вкусу и умению так великолепно разрешить и воплотить в реальные формы свои замыслы и фантазии».

Советский историк и археолог Евгений Игнатьевич Крупнов в своей работе «Средневековая материальная культура ингушей» писал: «Ингушские боевые башни… являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Боевые башни Чечено-Ингушетии — высокие образцы техники и строительного искусства того времени… Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо. Особенно величественны башни с пирамидально-ступенчатой крышей. Соотношением высоты и основания (10:1) ингушские башни резко отличаются от других кавказских башен. Уникальность именно ингушских башен признавали и другие советские ученые: С.  И. Макалатия, А. И. Робакидзе, В. И. Марковин…»

Надо отметить, что ингуши из поколения в поколение, из рода в род веками передавали практику строительства каменных замков, и всех видных мастеров в этом деле знали по именам. Для продолжателей традиций делом чести было не только качество постройки, но и соблюдение сроков строительства. Мастеру давался ровно год, и, если по каким-то причинам он не укладывался в сроки, на весь его род ложилось позорное пятно, а саму башню разбирали до основания и отдавали заказ другим. Как правило, мастера успевали.

А ещё ингуши считали, что все беды ― от голода. Поэтому в обязанности заказчика башен входил ежедневный плотный рацион для строителей и каменщиков. Если мастер падал с башни от головокружения, хозяина обвиняли в жадности и изгоняли из аула.

Почему «ингушские» башни?

Может, кто-то задастся вопросом «Почему именно ингушские башни?», ведь они имеются и на территориях других северокавказских республик. Совершенно верно, но расположены они в основном в приграничных с Ингушетией районах, и то в незначительном количестве. О принадлежности башенных построек именно ингушскому народу говорят многие факты.

По словам заместителя директора Археологического центра имени Е. Крупнова Умалата Гадиева: «Если говорить о башнях в приграничной полосе, примыкающей к горной Ингушетии, то существуют предания, гласящие, что эти башни построены ингушскими мастерами. Точно известно, что башня Мамсуровых в Даргавсе построена ингушским строителем Дуго Ахриевым — известнейшим на средневековом Кавказе специалистом. В истории сохранились и другие имена выдающихся ингушских строителей: Деци Льянова, Арсамака Евлоева, Тытбыка Эльдиева. Известнейшими строителями были представители тейпа Барханоевых. Вместе с тем каких-либо данных, что в самой Ингушетии башни строил кто-то со стороны, не имеется. И ещё один факт, только в фольклоре ингушей присутствует такой элемент, как героико-эпические песни (илли), посвященные самому процессу возведения башен. Это свидетельствует о том, что ингуши возвели их строительство в культ, оно являлось для наших предков неким сакральным, священным действом».

Типы башен

Различают два типа башен — жилая и боевая. Всего же исследователи выделяют три основных типа башен: жилые, полубоевые (или полужилые — в некоторых источниках) и боевые. Также к объектам древнего каменного зодчества относятся культовые строение и могильники (некрополи), располагающиеся внутри башенных комплексов.

Жилые и полубоевые башни обычно имели два-три этажа и продолговатое прямоугольное основание. Верх башни с плоской крышей был уже, чем основание — таким образом достигали устойчивости постройки.

По данным М. Б. Мужухоева, размеры жилых башен у основания колебались от 4 метров в ширину и 6 метров в длину до 9 метров в ширину и 15 метров в длину. Высота — от 9 до 12 метров. По центру башни возвышался каменный столб с квадратным сечением, который служил силовой опорой для несущих балок перекрытий. На первом этаже башни обычно содержался скот, второй и третий этажи использовались для проживания и, при необходимости, для обороны. Входная дверь делалась из плотно пригнанных дубовых плашек и закрывалась двумя прочными засовами. Небольшие узкие оконца давали свет, а также использовались и в оборонительных целях. Кроме этого, на первом этаже, по преданиям, зачастую была расположена яма глубиной 2-3 метра для содержания пленников. Завершались башни деревянным потолком, сверху накатанным утрамбованной глиной. Стены жилых и полубоевых башен поверху покрывались камнями, не скрепленными раствором. Эти камни, во-первых, могли метаться сверху во врагов, а во-вторых, предохраняли стены от проникновения влаги от дождя и талого снега.

Полубоевые башни занимают переходное положение между жилыми и боевыми башенными постройками. Они обычно имели почти квадратное основание меньшей, чем у жилых башен, площади (примерно 5 на 5 метров) и высоту 12-16 метров. В этих башнях обычно отсутствовал опорный внутренний столб и были надстроены навесные балконы с которых кидали камни на головы осаждающих врагов.

Боевые башни различают двух типов: с плоской крышей и с крышей пирамидальной формы. Конструктивно боевые башни отличались от жилых: они были выше и уже. Вход в боевую башню начинался со второго этажа, тем самым враги лишались возможности применения тарана.

Боевые башни с пирамидально-ступенчатой крышей считаются венцом средневекового ингушского зодчества и строительного дела. Общая высота боевых пирамидальных башен колеблется между 20 и 30 метрами. Крыша пирамидально-ступенчатых башен ингушей («сигал тхов») обычно состояла из 12-16 сланцевых плит («акъ») и завершалась крупным конусовидным камнем («дзогал»). Обычная высота последнего составляла от 50 до 70 см.

Распространенное число этажей боевых башен — пять. Однако встречаются и постройки в шесть этажей (например, пирамидальная башня архитектурного комплекса «Пуй»). Первый этаж всех пирамидальных башен глухой; в полу устроены глубокие каменные колодцы. Сообщение со вторым и последующим этажами внутри башни идет через лазы, оставленные в межэтажных перекрытиях.

Второй этаж башни был особо священным, так как в нем на цепи висел братский котел. Ингуши почитали очаг и эту цепь. Если кровнику удавалось вбежать в башню и ухватиться за эту цепь, он становился неприкосновенным.

Со второго этажа через лазы шли по внутренним приставным лестницам входы на первый и на верхние этажи.

Третий, четвертый и пятый этажи были как жилыми, так и боевыми. Самый верхний этаж был преимущественно боевым. В нем хранились камни, луки, стрелы, позднее — ружья. Довольно большие бойницы на четырех сторонах снаружи прикрывались каменными щитами (иногда их называют машикулями). Издали эти щиты кажутся балкончиками, хотя ничего общего между ними нет.

Жилые и боевые башни возводились без фундамента на прочной каменистой почве. Существует легенда, что место, на котором собирались строить башню, сначала поливали молоком и срывали слой грунта до тех пор, пока молоко не переставало впитываться в землю. После этого начинали строительство.

Склепы и святилища

«Человеку при жизни нужна башня, а после смерти склеп», — так говорили предки ингушей. Строили солнечные могильники недалеко от жилых сооружений. Погребения в Ингушетии были двух видов: подземные и надземные. Надземные склепы-могильники по внешней форме напоминают домики и боевые башни с пирамидальными крышами.

Во время эпидемий тифа и чумы заболевшие уходили в солнечные могильники, на длинных шестах им передавали пищу. Если болезнь отступала, люди возвращались в родовые башни.

У каждого ингушского рода была своя башня, свой склеп. Склепы были фамильные, даже сейчас в наше современное время у каждого ингушского рода свое родовое кладбище.

Невозможно в рамках газетного материала описать все достопримечательности башенной архитектуры горной Ингушетии. Но не упомянуть об одном из семи признанных в 2008 году чудес России — «Вовнушках», о древнем храме «Тхаба-Ерды», о средневековой «столице Ассинского ущелья» городе Эгикале, об орлином гнезде — каменном чуде «Эрзи» среди отрогов скал, думается, этот материал будет неполноценным.

«Вовнушки» — символ ингушской башенной архитектуры

Без всякого преувеличения «Вовнушки» являются признанным шедевром средневековой башенной архитектуры и предметом особой гордости ингушей. В 2008 году этот уникальный комплекс стал финалистом конкурса «Семь чудес России» как одна из самых удивительных рукотворных достопримечательностей страны.

В 2010 году Центральный банк России выпустил памятную монету, посвященную «Вовнушкам».

Название «Вовнушки» (правильно произносится «Воувнушке» с ударением на первый слог) в переводе с ингушского языка означает «место боевых башен».

Первые достоверные описания «Вовнушек» относятся к началу XVIII века. В то время родовой замок Оздоевых имел важное значение для горного края. По данным археологов и исследователей, этот башенный комплекс, равно как и другие исторические памятники на горной территории Ингушетии, играл и сторожевую роль в охране маршрута Великого шелкового пути. Торговые караваны по Ассинскому ущелью выходили на северные склоны Большого Кавказского хребта и по долине реки Сунжа выходили к Магасу — «городу солнца». Дело в том, что соседнее Ассинское ущелье было тогда единственным прямым и относительно удобным проходом через Кавказский хребет. По этому маршруту постоянно ходили караваны, на которые грабители устраивали облавы. А «Вовнушки» служили для путешественников надежным убежищем и защитой, как и ряд других соседних замков.

Состоит этот памятник из трёх основных башен, две из которых стоят на вершине одной скалы и одна на противоположной скале. Раньше две стороны этого башенного комплекса соединялись подвесным мостом, и в случае осады женщины, старики и дети перебирались в более безопасную башню.

Сегодня это одно из самых популярных мест отдыха и туризма в горной Ингушетии, ежедневно привлекающее десятки туристов

Средневековый Эгикал — столица Ассинского ущелья

Эгикал — древний город на склоне священной горы, одно из самых больших поселений древней Ингушетии замкового типа на отроге горы Цей-Лоам в Джейрахском районе.

Представлен разнообразием исторических объектов: древние циклопические жилища башенного типа, датируемые II-I тыс. до нашей эры., пять боевых башен (согласно преданиям, их было в прошлом 11). Лишь одна из них, высотой 27 метров, находящаяся в юго-восточной части поселения, относительно хорошо сохранилась и является главной достопримечательностью комплекса. Здесь можно увидеть шесть полубоевых и пятьдесят жилых башен.

Также имеется большое количество разнотипных могильников (106 склеповых могильников, 1 мавзолей) и 3 святилища. Все объекты ингушской архитектуры и вся территория поселения входят в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и находятся под охраной государства.

В эпоху Средневековья Эгикал был процветающим ремесленным и торговым центром, важнейшим населенным пунктом в центральной части горной Ингушетии, своего рода «столицей Ассинского ущелья», отмечал археолог и искусствовед Леонид Семенов. Территория была огорожена оборонительными стенами, остатки которых прекрасно сохранились и сегодня. Здесь пересекались дороги, пролегавшие с востока на запад (из Дагестана через Чечню, Ингушетию, Осетию и дальше) и с юга на север (из внутренней Картлии через Тушетию, Хевсуретию и Ингушетию на равнины Северного Кавказа). Эти дороги, безусловно, способствовали развитию торговли. Эгикальские и хамхинские умельцы изготавливали из добывавшейся в Таргимской котловине белой глины посуду и различные сосуды для хранения воды.

Эрзи — «орлиное гнездо»

Самым крупным башенным поселением в ущелье реки Армхи является Эрзи. В переводе на русский Эрзи означает «орел». Согласно старинным ингушским преданиям, это поселение было основано там, где в незапамятные времена орел свил гнездо. В местном святилище вплоть до начала XX века хранилась бронзовая фигура орла, на которой была выбита староарабская вязь. Этот экспонат, получивший название «Орел Сулеймана», был датирован VIII веком нашей эры и сегодня является одним из главных экспонатов Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. (В 2013 году в Государственном Эрмитаже состоялась торжественная церемония передачи копии бронзовой фигуры орла Ингушскому государственному музею краеведения имени Тугана Мальсагова.)

Площадь Эрзи — свыше 60 гектаров. Здесь около 100 архитектурных объектов, включающих боевые, полубоевые и жилые башни, святилища разнообразных форм, наземные, полуподземные и подземные склепы. Считается, что в Эрзи изначально насчитывалось 16 боевых башен, ныне же их 8. Жилых башен здесь также немало: сегодня можно насчитать порядка 50.

Храм Тхаба-Ерды — древнейший памятник христианства на Руси

Храм Тхаба-Ерды, датируемый IX в. н. э., один из древнейших памятников христианства на территории России, скорее всего, возведённый в восьмом веке нашей эры. Исследователи пока не едины в плане перевода этого слова. Есть три версии: «наша вера», «наша святыня» и «2 тысячи святых».

Считается, что ранее на его месте располагался языческий алтарь. Поэтому, вероятнее всего, после этого предки современных ингушей решили построить здесь христианский храм. Доказательством того, что язычники всё-таки правили на горных просторах, считаются символы, старательно выбитые на камнях и ограде возле строения. Именно эти своеобразные петроглифы, по мнению ученых, служили картой, обрисовывающей звёздное небо и помогающей жрецам ориентироваться по календарю.

С точки зрения архитектуры, храм Тхаба-Ерды имеет огромное значение, поскольку в нем прослеживается влияние сразу нескольких культур — грузинской, византийской, армянской и прочих. Стоит сказать, что святилище за прошедшие столетия не раз подвергалось реконструкции, поэтому внешний вид, который мы наблюдаем сейчас, относится к XIV веку. Последняя реставрация храма произошла в 1969 году, в рамках программы сохранения исторических памятников.

До момента насильственной депортации представителей ингушского народа храм Тхаба-Ерды был средоточием культурной жизни страны. В частности, здесь собирался совет вайнахов: самопровозглашенный народный суд, устанавливающий нормы поведения в обществе, решающий земельные и торговые вопросы и определяющий степень наказания за различные преступления. После этого храм некоторое время пустовал, а во время чеченской войны строение серьезно пострадало, утратив часть кровли.

Снаружи и внутри Тхаба-Ерды представляет собой классическую базилику, в оформлении которой преобладают ингушские и грузинские орнаменты. Многие утверждают, что на фундаменте храма восьмого века в двенадцатом столетии была построена новая церковь, предназначенная для прославления христианских идеалов. Кстати, факты о Тхаба-Ерды, свидетельствуют, что инициировали постройку миссионеры, служащие царице Тамаре — знаменитой и прогрессивной грузинской правительнице.

Планировка храма достаточно лаконична — огромный прямоугольник 17-метровой длины и почти 8-метровой ширины, условно разделен на три части с помощью пилонов, но, по сути, внутреннее пространство церкви представляет собой один огромный зал. От снега и дождей здание защищает двускатная кровля. Алтарь храма Тхаба-Ерды каменный и ступенчатый, с установленной чашей среднего размера. В зале имеется двухарочное небольшое окно, свет из которого скупо заливает помещение, поэтому в храме всегда сумеречно.

Обращают на себя внимание и барельефные композиции, расположенные снаружи здания. Многие из них изображают Иисуса Христа и датируются примерно десятым веком. На одном из рисунков, украшающих церковь Тхаба-Ерды, долгое время был утерян важный фрагмент. Спустя годы его случайно нашли археологи, причем довольно далеко от храма. Оказалось, что в композиции недоставало колоритной фигуры епископа Георгия, о чем гласила надпись на грузинском языке.

Вообще, если внимательно взглянуть на фото храма Тхаба-Ерды, можно заметить, что он сплошь украшен изображениями библейских сюжетов. Этот факт еще раз свидетельствует о значительном влиянии армянской архитектуры во время художественного оформления облика церкви. К библейским историям также обращались зодчие, создающие архитектурные композиции во времена грузинского царя Давида-строителя.

Безусловно, при всём своём многообразии, именно ингушские боевые башни поражают своим строгим изяществом и монументальностью и демонстрируют высокий уровень развития архитектуры народа в прошлом. Признавая большую роль ингушских мастеров-строителей башен в средневековом зодчестве Кавказа, известный кавказовед, доктор исторических наук Е. И. Крупнов в 1960-е гг. писал: «Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо».

Мы отмечаем третье десятилетие образование Ингушской государственности, благодаря чему у нас больше возможностей показать и продемонстрировать миру наше народное наследие, стать достаточно признанной территорией туристической привлекательности в России. Это подтверждает и тот факт, что в настоящее время тысячи и тысячи туристов со всех концов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья посещают этот уникальный историко-культурный край. Есть все основания полагать, что в ближайшем будущем наш горный край приобретет небывалую славу и будет манить не только великолепной природой, но и башенными памятниками ингушских зодчих средневековья.

В завершение хочется поделиться наиболее яркими отзывами туристов, которые побывали в горной Ингушетии:

«История, вросшая в скалы!»

«Ни пирамиды Египта, ни Китайская стена так сильно нас не впечатлили, как ингушские башни».

«Мне хочется преклонить колени перед человеческим гением!»

«В Ингушетии удивительно красивые горы, но главное — это фантастическая цепь боевых ингушских башен, выстроившихся вдоль Кавказского хребта. У них средневековый вид, а некоторые из башенных комплексов можно использовать в качестве декораций для исторического кино».

«Край удивительных башен, которые являются символом Ингушетии!»

«Удивительно гармоничное сочетание природы и оборонительных рукотворных построек».

«Чудом можно назвать абсолютно всё, и сосну на скале, и башни, и красоту этого удивительного края! Все компоненты сошлись в единое хорошее впечатление!»

«Кажется, находишься в сказке».

«Гениальное творчество галгаев».

«Период средневековья привычно связывают с Европой. А тут, в российской глубинке, такое сооружение! Гордость берет за то, что в нашей стране есть такие рукотворные красоты!»

Труднодоступные древние боевые башни на… — Стоковая фотография [96800988]

Подписка

Номер предмета : 96800988 Увидеть все

Это стоковое фото под названием «Труднодоступные древние боевые башни на…»[96800988] включает теги замок, крепость, руины. Автор этого материала sablinstanislav (No.1265278). Доступны размеры от S до L, а цена начинается от 5 долларов США. Вы можете загрузить образцы данных с водяными знаками (композиции изображений), проверить качество изображений и использовать Lightbox после регистрации бесплатно. Увидеть все

Труднодоступные древние боевые башни на скалах. Солнечный полдень в горах Кавказа. Средневековая башня на фоне зеленого горного леса. Ингушетия обл.

  • 1:1
  • 4:3
  • 4:5
    (8:10)
  • bind($data, ‘2xshort’, true), css: { ‘selected’: cropPreview.selectedRatio() === ‘2xshort’}»> 3:2(6:4)
  • Обычай

    :

* Вы можете перемещать изображение, перетаскивая его.

  • Увеличить
  • Образец данных

Кредиты

Кредиты (авторское право): саблинстанислав / ПИКСТА

Подробнее об этом элементе

  • О модели и разрешении собственности
  • Сделано : 2022-10-12
  • Просмотров : 12
  • Свяжитесь с автором, чтобы спросить об этом элементе

Добавить этого автора в избранное

Предлагаемые категории

  • Объект/здание/городской пейзаж
  • Здание
  • Замок/Крепость
  • Дом/Интерьер
  • Дом
  • экстерьер/дом
  • окрестности
  • Стена

О разрешенном или запрещенном использовании. Щелкните здесь, чтобы узнать, как отобразить уведомление об авторских правах.

Стоковое Фото: Труднодоступные древние башни сражения на утесах. Солнечный полдень в горах Кавказа. Средневековая башня на фоне зеленого горного леса. Ингушетия обл. теги

замок крепость разорение древний архитектура боевой здание Кавказ строительство поразительнй лес свежесть грузия зеленый наследство высокий горная местность холм история Ингушетия путешествие ориентир пейзаж легенда расположение средневековый памятник гора Национальный парк природа старый мирный религия бронировать хребет камень деревенский сцена космос камень Солнечный солнечный свет башня путешествие деревья путешествие уникальный вампир винтаж стена

Описание/комментарий
Труднодоступные древние боевые башни на скалах. Солнечный полдень в горах Кавказа. Средневековая башня на фоне зеленого горного леса. Ингушетия обл.

К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ БОЕВЫХ БАШЕН ИНГУШЕТИИ | Сампиев

Главная > Том 19, № 1 (2023) > К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ БОЕВЫХ БАШЕН ИНГУШЕТИИ

(русский)
  • Аннотация
  • Об авторах
  • Каталожные номера
  • Дополнительные файлы
  • Статистика
Abstract

Актуальность рассматриваемой проблемы, помимо ее гносеологического интереса, обусловлена ​​еще и ее практической значимостью. Большое количество средневековых археологических и исторических памятников горной Ингушетии исчезают, разрушаются на наших глазах, находятся в полуразрушенном состоянии. Государство, объявившее эти объекты культурного наследия ингушей своей собственностью, мало заботится об их сохранении, практически не выделяет средств на их консервацию и тем более реставрацию. Местным тейповым сообществам предлагается самим финансировать эти работы. Однако даже единичные случаи реставрационных работ за счет спонсоров вызывают массу споров и вопросов. В частности, одним из таких актуальных вопросов является вопрос о восстановлении боевых башен по тому или иному их типу, поскольку они различаются деталями конструкции, особенно кровельной частью, наиболее подверженной разрушению. Такие спорные ситуации возникали, например, при недавнем восстановлении боевых вышек в селах Харп и Бишт Джейрахского района Республики Ингушетия. В основе этой проблемной ситуации, видимо, лежит несовершенство существующих классификаций ингушских боевых башен.
Цель статьи — критический анализ основных принципов (основ) классификации боевых башен и оценка их пригодности для реконструкции облика последних. Для достижения поставленной цели предполагается проанализировать и сравнить имеющиеся в литературе классификации (в том числе виды и виды боевых башен и их отличительные признаки), выявить их слабые и сильные стороны, а также оценить пригодность существующих классификаций как возможных научно-теоретические основы восстановления боевых башен ингушей.
В качестве методологической основы исследования в данной статье используется сравнительный анализ основных классификаций ингушских боевых башен, выявление возможных принципов классификации и их оценка с так называемой пригодностью для целей реконструкции внешнего вида крыш боевые башни, а также контент-анализ литературного реестра средневековых башенных сооружений Ингушетии.


Ключевые слова

Ингушетия, средневековье, башенное зодчество, боевые башни, ступенчато-пирамидальные и плоские крыши, классификация, реконструкция..


Исрапил М. Сампиев

Ингушский государственный университет

Автор для переписки.
Email: [email protected]
ORCID iD: 0000-0001-8672-3952
SPIN-код: 5514-2108

Российская Федерация

Д.т.н. Кандидат политических наук, профессор,

Заведующая кафедрой социологии и политологии

Дополнительные файлы

Дополнительные файлы для отображения отсутствуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *