Богиня смерти мексика: САНТА МУЭРТЭ — «МЕКСИКАНСКАЯ БОГИНЯ КАЛИ»

САНТА МУЭРТЭ — «МЕКСИКАНСКАЯ БОГИНЯ КАЛИ»

Она одинаково справедлива, одинаковой мерой меряет всех: богатых и нищих, тех кто прозябает и тех, кто стоит на вершине власти, больных и здоровых, умных и глупых. Именно справедливость и беспристрастность Сантиссимы Муэрты (Святейшей Смерти) сделали ее самой популярной святой в среде бедноты и тех людей, которые чувствуют себя совершенно беспомощными против нападок сильных врагов. К ней обращаются в самых отчаянных ситуациях, когда уже никто и ничто не может помочь — и Святая Смерть, взвесив меру ваших страданий, может обернуть их в такое же количество радости.

(На фото — триада основных манифестаций богини, что подобно священной триаде ряда тантрических школ.)

Но самые востребованные ее таланты, это способность даровать просящему деньги и удачу в любви. На рынках Мексики на прилавке почти у каждого торговца можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами; или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами. Предприниматели получают от Святой двойную помощь: она и деньги к ним привлекает и происки конкурентов и разных государственных карающих органов отсекает. Сплошная польза!
Особенно покровительствует Муэрта тем людям, которые вынуждены работать ночью (это самое ее время!) или работа которых связана с опасностями: члены наркокартелей, таксисты, полицейские, водители, продавцы в ночных магазинчиках, танцовщицы в ночных клубах — у многих из них можно увидеть образки святой Смерти или татуировки с ее изображением.

Культ Святой Смерти не проповедует, подобно христианству, смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а наоборот — дает адепту уверенность и силу отстаивать свои права.

Не только в Мексике, но и в благополучной Калифорнии молодые люди зажигают свечи в память о Санта Муэртэ и делают татуировки с ее изображением — от маленьких до огромных. Даже модные интеллектуалы стали говорить, что этот культ muy autentico — подлинный. Сейчас это явление распространено не только в Мексике, но и во всех странах Латинской Америки, а также на юге США (от Техаса до Калифорнии).

Латиноамериканцев издавна отличало особое отношение к «посмертной» сфере. В конце октября — начале ноября в Мексике празднуют Дни мертвых — «Эль Диас де лос Муэртос». 31 октября отмечают День мертвых детей, 1 ноября — День взрослых. В домах ставят алтари с угощением для покойников, которые в эти дни навещают свой дом. Люди устраивают шуточные похоронные процессии: выходят на улицы в костюмах мумий и скелетов, вместо покойника несут пустой гроб… Повсюду продается потусторонняя символика — черепа, фигурки скелетов — «калакос»… Согласно индейским поверьям, считается, что души умерших вселяются в махаонов и колибри, которых специально разводят вблизи кладбищ. В мировоззрении древних индейцев смерть не значит конца жизни. Они верили, что в момент смерти одного человека, где-то непременно рождается другой. А значит, нет никакого смысла рвать на себе волосы и оплакивать ушедших. Именно поэтому, наравне с божествами, олицетворяющими силы природы, индейцы почитали богов смерти и тьмы, веря во всемогущество смерти и её силу разрушать любые препятствия.С приходом конкистадоров постепенно происходит смешение элементов мифологии аборигенов Мексики (главным образом ацтеков и майя) с католицизмом, в результате чего появляется новый религиозный культ — культ Са́нта Муэ́ртэ. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию.

Иногда Святую Смерть изображают с атрибутами Пресвятой Девы Марии, но чаще всего она держит в одной руке земной шар, а в другой — косу, что куда больше соответствует имиджу Смерти. Приверженцы культа носят на груди вместо креста образок Санта Муэртэ.

Приверженцы культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса. Порой её почитают больше Иисуса, ведь именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее.Считается, что она помогает там, где другие Святые бессильны. Зачастую, люди отказываются от помощи Католической Церкви, ссылаясь на то, что она только поучает, а не помогает. Зато Святая Смерть не делает исключения ни для кого — перед ней все равны: и проститутка, и полицейский, и продавец пиратских дисков, и политик, и наркоторговец.

Вот, что рассказывают местные: “Она просто помогает, а не тыкает тебя носом в твои грехи. Она не требует годами ждать чуда, просто выполняет просьбу. А уж то, какое это желание — на твоей совести. И ты сам несёшь за него ответственность… Будь ты криминальный авторитет, гомосексуалист, бедняк или богач, больной или здоровый, умный или глупый — не важно! У Сантиссимы нет никаких предубеждений, она никогда никого не обвиняет. Она готова помочь безвозмездно.”Основная сфера компетенции Санта Муэртэ — любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней.

Именно приписываемая Святой справедливость делает её столь привлекательной для всех, кто считает себя незаслуженно обделённым обществом или судьбой.

Общаться с Муэртитой (в отличии от христианской религии) принято на равных — расправив плечи и с гордо поднятой головой. Обращаясь к Святой, нужно смотреть ей прямо в глаза. Часто лик или статую окуривают сигарным табаком для своеобразного очищения. Угощая её различными дарами, угощаются и сами.

В каждую первую ночь месяца проводится месса с последующим благословением всех пришедших.На её алтарь приносят множество свежих цветов — красные и белые розы, бархатцы, гвоздики, туберозу, тюльпаны. Увядшие сразу заменяют. Алкогольные напитки также входят в число даров. Текила, ром, анисовая водка, коньяк, вино, ликёр, иногда и пиво, которые обязательно должны быть в стеклянной таре. Фрукты также входят в число традиционных подношений, и само-собой, они должны быть свежими. Особенно в чести красные и жёлтые яблоки (символ благосостояния). Не откажется Сантиссима и от кокосов, ананасов, манго, арбузов и бананов.Часто ей преподносят разные сладости — шоколад, мёд, конфеты, леденцы, даже кока-колу и жевательную резинку — чтобы жизнь была сладкой и без горечи.

http://www.sanlamuerte.net/santisima/novena. htm

http://snob.ru/profile/7986/blog/57304#comment_575049

http://www.latino-america.ru/mexico/santa_muerte.html

Tags: антропология, магия, метафизика, мистицизм, религия, символизм

Культ Святой Смерти — главное божество мексиканских наркокартелей – Мир Знаний

Оккультизм и Религия

Для европейской культуры смерть всегда была негативным персонажем. Её боялись, придумывали обереги, ритуалы, молились. Древний человеческий страх перед смертью не изменила даже религиозная вера. Человеку очень трудно вообразить, что смерть и скелет в плаще, несущий её, может быть чем-то позитивным. Не говоря уж о том, чтобы верить в костлявую как в богиню, считая её единственной своей защитницей. И всё же одна такая религия действительно существует — на другом конце света, где посреди джунглей можно найти как пирамиду, так и несколько килограммов кокаина. Такое место на Земле лишь одно, и имя ему — Мексика.

Религия наркобаронов

Загадочный культ зародился относительно недавно, оттого слава о нём ещё не разлетелась повсеместно. Чтобы понять причины его создания, нам достаточно вернуться назад во времени всего лишь до 80-х годов прошлого века. Именно тогда в Мексике возникли первые наркокартели. Уже с самого начала их деятельность не ограничивалась одними лишь продажами да транспортировками, часто случались столкновения как с полицией, так и с другими картелями. Это изрядно напугало верующих до ужаса мексиканцев. Их логика была построена очень просто: «Я убил, нарушил пятую заповедь, Бог отвернулся от меня и некому защитить теперь мою душу». Трусливый солдат — плохой солдат, и такое обстоятельство, как снижение морального духа в своих рядах, очень обеспокоило наркобаронов. В одном из интервью Франциско Батиста, Святой отец церкви Святой Смерти, дал этому такое объяснение: «Ещё примерно восемь лет назад мы видели огромное представительство культа среди наркобаронов и членов картелей. Почему? Потому что эти люди говорят, что Иисус или Дева Мария не способны дать то, о чём они просят, а именно — защиту от солдат, полиции и их врагов».

Решение было найдено: дать подчинённым новое божество.

Получилось нечто сумбурное. Над образом новоиспеченной богини особо не заморачивались, главная идея заключалась в том, чтобы она стала родной для мексиканской души. Посему решили просто смешать две культуры: древних народов Мезоамерики и христианскую. От ацтеков был взят образ царицы загробного мира — Миктлансиуатль. Проще говоря, Смерти. Именно её с давних времён славили на знаменитом мексиканском празднике — «Дне Мёртвых». Отмечается он в ночь с 1 на 2 ноября, когда, согласно легенде, Миктлансиуатль отпускает умерших посмотреть на родной дом. Для современных мексиканцев ацтекская богиня стала Святой Смертью. Не все из них веруют в культ, но образ взят именно отсюда.

А вот христианство (в основном близкий Мексике католицизм) послужило базой для проведения обрядов, проповедей; самого материального лика «религии». Католический след можно заметить повсеместно: к примеру, образ Святой Смерти очень уж смахивает на изображения Богородицы; интерьер храма тоже не сильно отличался от католического, кроме разве что появившихся в нём статуэток костлявой.

Разница настолько мала, что многие мексиканцы совмещают обе веры. В таких случаях, прежде чем молиться Смерти, человек должен попросить разрешения у Иисуса Христа. Христос является одним из двух святых, у которых нет конфликтов с Santa Muerte. Второй, святой Иуда, защитник обездоленных, также очень почитаем в Мексике.

Легенда о Смерти

У каждой уважающей себя религии есть легендарное обоснование, Святая Смерть исключением не стала. Всего есть несколько легенд о возникновении Смерти, но мы опишем самую популярную и общепринятую среди последователей культа. История повествует нам о том, как давным-давно все люди были бессмертны. Жили они, наблюдали своих правнуков, праздновали вольфрамовые свадьбы, но им это надоело, и обратились они к Богу: «Избавь уставших от жизни земной, даруя им вечный покой». Бог дело сделал: выбрал из людей самую красивую девушку, дал ей задание и косу в руки. После прикосновения к косе кожа с девушки слезла, обнажив белые кости.

Так появилась Смерть.

Далее она несколько тысяч лет странствовала по миру, пока однажды, в 1800 году, не решила установить связь с мексиканским шаманом, явившись ему во сне. Красочное видение закончились тем, что Смерть дала поручение изобразить её так, как видел сам шаман. Л после сделать алтарь и зажечь красные свечи, символизирующие любовь, с которой она относится к людям, даруя им безболезненный переход в иной мир.

Шаман подумал, что это всё просто бредовый сон, но сомнения развеялись с появлением рисунка Худощавой на потолке его магазинчика. Он немедля побежал в церковь спросить совета у батюшки. «Ты занимался чёрной магией, Бог сердится и знаки шлёт. Не могу с тобой пойти и рушить замыслы Господни», — был ответ церковнослужителя. Но видения продолжались до тех пор, пока измученный мужчина не решил уступить и исполнить полученное во сне указание. Что произошло с шаманом дальше, одной только Смерти известно. Но, как бы то ни было, сами верующие утверждают, что с того времени Santa Muerte зашагала по Мексике.

Согласно преданиям, изображение, которое сегодня используют в культе, остаётся неизменным с того самого 1800 года. Вместо косы в руках Смерти находятся весы, символ справедливости, почти как у Фемиды. Правда, меч ей не нужен, ведь Смерть сама по себе обладает свойством отнимать жизни, карая людей. На место оружия, в левую руку, положили земной шар, символ всемогущества и власти над всеми существами. Голову, или, лучше сказать, череп, Смерти окружает венец, а её единственным одеянием является мафорий. Цвет одеяния зависит от «типа» Святой Смерти (о них мы поговорим ниже), но самый традиционный и распространённый — белый.

Пантеон и ритуалы

Если христианская основа сохранилась в обрядах, ходах, храмах и чтении молитв, то языческие корни религии проявились в создании целого пантеона Святых Смертей. Самая главная из них — Белая Святая Смерть, или Santa Muerte Blanca. Наличие алтаря с ней обязательно для каждого уважающего себя последователя. По легенде, она защищает душу и дух верующего путём ежедневных утренних и вечерних молитв. Профиль Красной Святой Смерти, или Santa Muerte Roja, — всё связанное с чувствами, любовью и симпатиями. Обязательна для ссорящихся пар, поможет убрать весь негатив. Специализируется также по приворотам. Наиболее очевидна роль у Золотой Святой Смерти, или Santa Muerte Dorada, — это богиня доходов, удачи и карьерных успехов.

Наконец, Чёрная Святая Смерть, или Santa Muerte Negra, — знакомая всем нам обычная Смерть. В отличие от остального «пантеона» может помочь с чем угодно; среди прочего навредить другому человеку. К примеру, навести порчу путём молитв. Именно она пользуется особой популярностью у членов наркокартелей.

Так как основной костяк верующих в Смерть составляют бандиты с нищими, то ожидать чего-то сверхъестественного от них ещё как стоит. В комплекте с таким незаурядным божеством социальная специфика культа породила очень странные для христианского человека явления. Мексиканцы переняли католическую манеру строить алтари и приносить подношения, и хотя святилища мало чем отличаются от прототипа, то, что к ним подносят… В основном это различные алкогольные напитки, от баночного пива до дорогого виски, на «закуску» — сладости.

Алтари даже окуривают; правда, не кадилом, а каннабисом.

Внешний вид основной части прихожан полностью соответствует их подношениям. Распространены татуировки с ликом богини, иногда на всё тело. Часто такие аксессуары, как цепочки и браслеты, содержат человеческие косточки (фаланги, зубы и т. д.).

Хотя у каждой Смерти разные специализации, есть у них один объединяющий мотив, ставший своеобразным камнем в огород католиков: все они одобряют однополые браки. Теперь, чтобы двум мексиканским отцам укрепить свои узы любви, достаточно прийти в Церковь Святой Смерти.

Странно для белого человека будет также то, что ей молятся за «спасение» тяжелобольных и инвалидов. Если для рядового читателя это звучит несколько неоднозначно, то для мексиканцев это вполне нормально, как и сам факт смерти человека.

Последователи и лидер

Несмотря на вышеописанное, в «крестных» ходах можно встретить людей всех возрастов. Посмотришь налево — увидишь ребёнка четырёх лет со статуэткой Santa Muerte; направо — бабушка за 60 молится такому же лику, только побольше. Конечно,Рим не мог не обратить внимания на такой культ. Католическая церковь объявила его сатанинским, а объект поклонения — дьяволом. Возможно, помимо прочего, причиной тому послужило отсутствие каких-либо заветов и ограничений для верующих.

Дело в том, что для Смерти все равны. Абсолютно. Будь ты убийца, педофил или сержант полиции — если ты веришь, она тебя защитит. Правда, карает она тоже всех, но перед этим её последователи могут натворить дел. Именно за это свойство она завоевала доверие уже у почти 10 миллионов человек. И именно за «исполнение любых желаний», вкупе с «профессиями» прихожан, её невзлюбили в Риме.

Причины, по которым бедные мексиканцы верят в Святую Смерть, были отлично описаны самими последователями:

«Она любит нас и исцеляет нас. Люди приходят сюда, чтобы попросить её о помощи — если у кого-то сын в тюрьме, или СПИД, или нечего есть. Святая Смерть — наша спасительница, наш свет. Очень слож- но объяснить, что она для нас значит. Она защищает тех, кого никто больше не защитит».

По мере того как церковь расширялась, Святая Смерть становилась брендом. В 2007 году вышел документальный фильм про культ — «Santa Muerte», а в начале 2010-х начали выпускать одноимённое пиво, причем, как ни странно, датское. Тогда же, на волне популярности, в культе планировали построить новый храм в Мехико. Задумка была поистине амбициозна: два этажа, огромная площадь для 500 прихожан и соответствующие по размеру скульптуры божества. Но вместе с огромным количеством людей церковь привлекла внимание правоохранительных органов, которые очень сильно заинтересовались главой культа — Давидом Ромо Гуйеном.

Заинтересовались им основательно, там к этому не привыкать. Чтобы его посадить, глубоко копать не пришлось — в 2012 году выяснилось, что он, являясь членом наркокартеля, занимался грабежами, похищениями людей и вымогательством. Учитывая, что годом ранее он был судим, Гуйену дали «символические» 66 лет тюрьмы строгого режима, плюс кругленький штраф в размере 20000 долларов. Но заботливым людям не стоит за него сильно переживать: в тюрьме огромное количество последователей культа тех же бандитов и членов картелей. Хотя арест лидера нанёс существенный удар по его церкви и планы с храмом пришлось прикрыть, сам культ громить никто не собирается. Да и осуществить это будет сложновато: 10 миллионов верующих как-никак! Так что кто знает, как далеко пойдёт молодой культ и какую роль он сыграет в мексиканской истории.

Наш канал в Телеграм

Санта-Муэрте | | Санта Муэрте

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Санта Муэрте, также известная как Сантисима Муэрте, является любимой богиней смерти, чье происхождение восходит к доиспанскому периоду Мексики. Мексиканцы знали ее под другим именем: MICTECACIHUATL «Госпожа Страны Мертвых»; другое написание могло быть MICTLANTECIHUATL, считалось, что оно защищает души, обитающие в темном подземном мире. Госпожа МИКТЛАНТЕКАТЛИ Повелитель Земли Миктлана Темного Лорда умерла.

Санта-Муэрте изображается в виде женщины в традиционной мексиканской женской одежде, украшенной флагами, которые были помещены на трупы, приготовленные для кремации. Она носит черепную маску с торчащим из носовой полости черепной маски клювом, а может быть, это нож или ее лезвие. Миктекасиуатль — богиня, связанная со священным днем ​​мертвых в Мексике: Диа-де-лос-Муэртос, первоначально праздник приходился на конец июля и начало августа, посвященный детям и умершим.


Праздник был перенесен испанскими священниками на Хэллоуин, тщетная попытка церкви превратить этот священный день в христианский праздник. Тем не менее, День Мертвых сохраняет свои древние корни, почитая Леди Страны Мертвых. Говорят, что древние боги не мертвы, а спят и могут проснуться верой и молитвой. Миктекациуатль и его лорд Миктлантекахтли оба получили кровавые подношения от мексиканцев, которые попросили их в обмен на благоприятную или мирную смерть, когда придет время умирать. По традиции, чтобы получить благоприятную судьбу, сделав подношение, правая рука должна быть покрыта кровью, чтобы обеспечить благосклонность лорда Миктлантекахтли. Поскольку подношения крови считались крайне важными, красный цвет стал тесно ассоциироваться с Повелителем Страны Мертвых, и, в более широком смысле, этот цвет присваивается его любовнице из-за его связи со своим Повелителем. Важно отметить, что Миктлантекахтли и его любовница Миктекасиуатль жили в полной темноте.

Хотя нет конкретной причины, по которой богиня смерти приобрела такую ​​популярность, одна из теорий состоит в том, что она пережила времена после завоевания благодаря своей защитной роли и очень важной роли в праздновании dia de los muertos.

Праздник, дорогой сердцу и душе каждого мексиканца, который любит своих предков и поклоняется своим древним предкам и божествам, которых они когда-то почитали.

Говорят, что древние боги не умерли просто забытыми, а ждут, чтобы их пробудил огонь верующих, я верю, что это верно для Миктекасиуатля. Леди Мертвых не постигла та же участь, что и Дева Гваделупская, которая изначально была мексиканской богиней, известной как Тонанцин (Богиня Луны и более мягкий аспект Коатликуэ). Гнев миссионеров, которые пытались христианизировать Тонанцин, заявляя, что она Дева Мария в их идигенском образе, пришедшая привести язычников ко Христу. Mictecacihutal сохранил свой истинный вид, хотя его образ изменился из-за синкретизма, как и в его нынешнем виде, Santa Muerte.

Санта-Муэрте и его различные формы

Считается, что почитание Санта-Муэрте в его нынешнем виде действительно утвердилось в Идальго, Мексика, примерно в 1965 году. В своем современном виде Санта-Муэрте представляет собой синкретический образ, сохраняющий свои силы и атрибуты, такие как Миктекасиуатль, госпожа мертвых; покровитель душ и детей. Сегодня он носит образ почти зловещего мрачного жнеца, заимствованный из европейских некромантских традиций, повлиявших на Мексику. Кроме того, она несет изображения или значки, которые обозначают или идентифицируют ее как Миктекасиуатль, например, сова, которую часто изображают на статуях Санта-Муэрте. Сова — одно из животных, связанных с Миктлантекахтли, Повелителем Мертвых, хозяйкой которого была Миктекасиуатль, — очень сильный образ до сегодняшнего дня в мексиканской культуре. Некоторые статуи изображают Санта-Муэрте в виде жнеца с косой, держащей баланс и хрустальный шар, другие несут только баланс и хрустальный шар. Еще одно интересное замечание: в искусстве она иногда изображается держащей земной шар, представляющий ее силу в других изображениях: она держит череп, затем, конечно, песочные часы.

Другое имя, которое люди используют для нее, — «Ла Катрина», что является ее классическим образом в искусстве Dia de los Muertos Хосе Гваделупе Посады, который представляет ее как женщину-скелет из высшего общества.


Вот почему некоторые из его историй о смерти включают синкретические темы, такие как связь между Дьяволом и Смертью; оба являются синкретическими формами старых мексиканских божеств: Дьявол — это черная Тескатлипока, а Смерть — это Миктекациуатль, Госпожа Мертвых.

Магия богини смерти

Как и в древности Мексика приносила жертвы Господу и Госпоже Мертвых, чтобы получить мирную смерть, эта традиция передавалась из поколения в поколение и превратилась в несметное количество просьб. Основным требованием всегда остается мирная смерть, но Санта-Муэрте может быть истребован почти для всех человеческих потребностей. Есть обряды на процветание, успех в делах, справедливость (суд), защиту от зла, защиту от врагов, очищение/духовное исцеление, привлечение возлюбленного, возврат утраченной любви, доминирование, даже проклятия на врагов, отмену проклятий назвать несколько. Есть травяные ванны, сделанные от его имени для духовного очищения, духовного исцеления, удачи, ванны, чтобы открыть ему пути к успеху. На его имя изготавливают амулеты на разные нужды и масла тоже на его имя. У Санта Муэрте есть полная система магии, что редко, потому что многие традиции приписывают особые запросы разным святым, которые Санта Муэрте может исполнить для всех. Очень немногие популярные святые обладают этой силой; священная дама — одно из тех редких божеств.

Создается впечатление, что Санта-Муэрте почитается главным образом торговцами наркотиками, контрабандистами, проститутками и гангстерами. Этот образ широко пропагандируют католические чиновники в Мексике, которые хотят придать ему плохой имидж, хотя эти люди действительно почитают его; эти люди не составляют большинства. Помните, что верные бывают всех форм и размеров и происходят из всех слоев общества.

От поклонения ацтекской богине до современных мексиканских праздников

День мертвых может показаться торжественным событием, но знаменитый мексиканский праздник на самом деле является живым поминовением усопших.

Общенациональные празднества, которые включают массовый парад в Мехико, обычно начинаются в ночь на 31 октября, когда семьи дежурят на могилах. Мексиканская традиция гласит, что 1 и 2 ноября мертвые просыпаются, чтобы воссоединиться и отпраздновать это событие со своими живыми родными и друзьями.

Учитывая время, может возникнуть соблазн приравнять День мертвых к Хэллоуину, празднику в США, посвященному призракам. Но два праздника выражают принципиально разные верования.

В то время как Хэллоуин берет свое начало в языческих и христианских традициях, День Мертвых имеет местные корни как празднование ацтекской богини смерти.

День мертвых в Мексике начинается с ночного бдения на могиле 31 октября. AP Photo / Марко Угарте

Миктекасиуатль, богиня смерти

День мертвых можно проследить до коренных народов центральной и южной Мексики, регионов, где я провожу свои археологические исследования.

Когда 500 лет назад в центральную Мексику прибыли испанцы, в этом регионе проживали миллионы коренных жителей. Конкистадоры в значительной степени характеризовали их как ацтеков, потому что в то время они были объединены под обширной империей ацтеков.

Согласно записям колониального периода, империя ацтеков была образована в 1427 году нашей эры, всего за столетие до прихода испанцев. Но празднование, которое мексиканцы теперь называют Día de los Muertos, почти наверняка существовало много столетий назад, возможно, зародившись у тольтеков из центральной Мексики.

В любом случае, ко времени вторжения испанских конкистадоров в 1519 году ацтеки признали обширный пантеон богов, в который входила богиня смерти и подземного мира по имени Миктекасиуатль. Ее праздновали в течение всего девятого месяца календаря ацтеков, 20-дневного месяца, который примерно соответствовал концу июля и началу августа.

Муж Миктекациуатль из преступного мира, Миктлантекутли, также был изображен в виде скелета. Анагория/Национальный музей антропологии Мексики, CC BY-SA

Ацтекская мифология гласит, что Миктекасиуатль была принесена в жертву в младенчестве и волшебным образом выросла до совершеннолетия в подземном мире, где вышла замуж. Вместе со своим мужем она руководила преступным миром.

Миктекациуатль, которого часто изображают с содранной кожей и зияющей скелетной челюстью, был связан как со смертью, так и с воскресением. Согласно одному мифу, Миктекасиуатль и ее муж собирали кости, чтобы они могли быть возвращены в землю живых и восстановлены богами.

Ацтеки умиротворяли этих грозных богов подземного мира, хороня их умерших с едой и драгоценными предметами.

Археологи и историки относительно мало знают о подробностях месячного празднования Миктекациуатля, но говорят, что оно, вероятно, включало возжигание благовоний, песни и танцы, а также кровавые жертвоприношения — обычные практики во многих ацтекских ритуалах.

Смешение культур

Испанские захватчики Мексики были католиками и много работали над евангелизацией коренных народов. Чтобы искоренить укоренившиеся верования коренных народов, они разрушили религиозные храмы, сожгли местных идолов и уничтожили ацтекские книги.

Но коренные жители Мексики, как и всей Америки, сопротивлялись попыткам испанцев искоренить их культуру. Вместо этого они часто смешивали свои собственные религиозные и культурные обычаи с теми, которые им навязывали испанцы.

Калавера — скелет Дня Мертвых — одетый для вечеринки в загробной жизни. Альфонсо Марторелл / министр культуры и туризма Морелии

Возможно, самым известным символом этнического и культурного смешения, которое определяет современную Мексику, является La Virgen de Guadalupe, уникальная мексиканская Дева Мария.

Многие мексиканские католики верят, что в 1531 году Богородица явилась Хуану Диего, местному мексиканскому фермеру, и на его родном языке науатль сказала ему построить для нее храм. Сегодня базилика Богоматери Гваделупской в ​​Мехико входит в число самых посещаемых святых мест в мире.

День Мертвых почти наверняка похож на случай смешения культур.

Испанские завоеватели столкнулись с трудностями, пытаясь убедить коренные народы отказаться от своих ритуалов, посвященных богине смерти Миктесиуатль. Компромисс заключался в том, чтобы перенести эти местные праздники с конца июля на начало ноября, чтобы они соответствовали Allhallowtide — трехдневному христианскому соблюдению Кануна всех святых, Дня всех святых и Дня поминовения усопших.

Этим ходом праздник был номинально связан с католицизмом. Но многие обычаи и верования, связанные с поклонением мертвым, оставались глубоко местными.

Día de los Muertos today

Современные ритуалы Дня Мертвых были широко представлены в фильме Disney/Pixar 2017 года «Коко». К ним относятся самодельные сахарные черепа, украшенные домашние алтари, фантастические животные-духи, называемые алебрихами, и изображения компанейских калаверас – скелетов, наслаждающихся загробной жизнью в своих лучших регалиях.

Использование мексиканских бархатцев для украшения алтарей и могил в День Мертвых, вероятно, имеет коренное происхождение. Яркие мексиканские бархатцы, которые ацтеки называли семпасучил, растут осенью. Согласно мифу, сладкий запах этих цветов пробуждает мертвых.

На ежегодном параде в честь Дня мертвых в Мехико участвуют поплавки с алебрихами, или животными-призраками. Хуанчо Лорант/Викимедиа, CC BY-SA

Искусно украшенные святилища умерших близких, которые обычно содержат подношения для умерших, также могут иметь доиспанское происхождение. Многие коренные народы Мезоамерики имели алтари в своих домах или патио. Их использовали для совершения бытовых ритуалов, поклонения богам и общения с предками.

Кости, черепа и скелеты, столь характерные для Дня Мертвых, тоже в основном местные. Многие боги ацтеков изображались в виде скелетов. Другие божества носили кости в качестве одежды или украшений.

Ацтеки, занимавшиеся ритуальными человеческими жертвоприношениями, даже использовали человеческие кости для изготовления музыкальных инструментов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *