Большой дворец ораниенбаум: Режим работы и цены / Большой Меншиковский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Большой Ораненбаумский дворец «Ораниенбаум»

  • Большой Меньшиковский дворец (касса)
  • Большой Меньшиковский дворец (последняя реставрация)

Архитекторы: Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Ф. Браунштейн, 1711-1727

Большой Ораненбаумский дворец – один из немногих памятников петровского зодчества, сохранившихся до наших дней. Другое название дворца – Меншиковский. Он был построен в 1710-1725 гг. архитекторами Д. М. Фонтана и И. Г. Шеделя.

Возвышенность, где находиться этот великолепный, обращенный к морю и развернутый по дуге длинно в двести десять метров дворец, имеет два яруса террас с отвесными стенами, пандусами и лестницами. Террасы составляют подножие дворца и придают его облику монументальность, торжественность и неожиданную легкость. Здание как бы парит над берегом.

Главный корпус дворца двухэтажный. К нему с обеих сторон примыкают развернутые дугой одноэтажные крылья. Они заканчиваются высокими павильонами – Церковным и Японским. К павильонам с южной стороны примыкают флигеля – Фрейлинский и Кухонный, которые ограничивают собою Парадный двор (курдонер).

План сложной конфигурации и словно самостоятельные объемы разной высоты предопределили архитектурно-пластический строй Большого дворца.

Памятник архитектуры раннего барокко. Построен на отвоеванном в ходе Северной войны участке побережья Финского залива, полученном в собственность А. Д. Меньшиковым, который лично руководил всеми работами в Ораниенбаумедо момента своей опалы в 1727 году. В строительстве и последующих перестройках дворца принимали участие М. Г. Земцов, П. М. Еропкин, И. К. Коробов, М. Л. Гофман, Ф. Б. Растрелли, А. Ринальди, Г. А. Боссе, Г. Г. Прейс, К. Г. Прейс, О. А. Паульсон. Дворцовая церков была освящена 3 сентября 1727 года в честь Святого Великомученника и Целителя Пантелеймона.

С 1743 года Ораниенбаум являлся резиденцией великого князя Перта Федоровича, будущего императора Петра III и его супруги княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II.

Большой дворец перестраивается для нужд «малого двора» под руководством Ф. Б. Растрелли. Он переделал дворцовые интерьеры, а позади восточного павильона выстроил дворцовый флигель, оградивший с востока парадный вход. В Восточном павильоне на золоченых резных кронштейнах разместил более 200 предметов японского и китайского фарфора. С этого времени павильон стал называться Японским. Также были переделаны террасы перед северным фасадом. В Нижнем саду разбиваются цветочные партеры, размещаются померанцевые и лавровые деревья в кадках, подстриженные в виде шаров и конусов, аллеи украшает привезенная из Италии мраморная скульптура.

С 1762 г. во дворце работал архитектор А. Ринальди. Вновь переделав террасу, он соорудил великолепную гранитную лестницу с полуциркульным балконом. Интерьеры дворца были украшены живописью, лепкой, тканями и зеркалами.

В 1770-е годы по проекту А. Ринальди сооружаются подпорные стены террас и гранитное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени. В конце XVIII столетия по указу императора Павла I владельцем Большого дворца становится его старший сын великий князь Александр Павлович, будущий император Александр I.

В период с 1809 по 1825 год Большой дворец является императорской резиденцией.

С 1827 года дворцом владеют братья императора, великие князья Константин и Михиил Павловичи. Новый этап перестройки связан с именем великой княгини Елены Павловны, вдовы великого князя Михаила Павловича, которая владела Ораниенбаумом почти полвека. Усадьба становится ее любимым местом летнего отдыха, во дворце происходят заметные изменения в планировке и декоративной отделке интерьеров при участии архитекторов Л. Бонштедта, Г. Боссе и Г. Г. Прейса.

В 1873 году дворец наследует дочь Михаила Павловича и Елены Павловны — великая княгиня Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, передавшая его своим детям — герцогам Михаилу и Георгию Мекленбург-Стрелицким. Герцог М. Г. Мекленбург-Стрелицкий владел Большим дворцом до 1917 года.

Во время Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь, в 1919 году он уступил место средней Сельскохозяйственной школе, затем здание передали Лесному техникуму, а еще через десять лет дврец поступил в распоряжение военно-морских сил.

Восстановительные работы во дворце начались в 1946 году, после чего здание было передано для размещения Научно-исследовательского института, а в 1948 году перешел в ведение Министерства судостроительной промышленности. В 1956 году по проекту, архитекторов К. Д. Халтурина, при участии А. Э. Гессена и Е. В. Казанской проведена комплексная восстановильная реставрация фасадов дворца. В 1980-е гг. по проекту ЛФ института «Гипротеатр» отреставрирован Японский (восточный) павильон дворца, в котором проходили временные музейные выставки.

Ораниенбаум, Большой Меншиковский дворец, Дворец Петра III

Содержание

  1. История Ораниенбаума
  2. Большой Меншиковский дворец
  3. Дворец Петра III
  4. Как добраться?

История Ораниенбаума

Город Ломоносов входит в состав Петродворцового района города Санкт-Петербурга. На его территории находится дворцово-парковый ансамбль XVIII века «Ораниенбаум». Название города Ораниенбаум в переводе апельсиновое дерево, связывают с легендой, которая рассказывает о том, что во времена основания усадьбы Александром Даниловичем Меншиковым в оранжереях Большого дворца выращивали апельсины.. В 1948 году имя города изменилось на Ломоносов, в честь русского ученого, который организовал небольшую фабрику по изготовлению цветного стекла и смальты в деревне Усть-Рудица недалеко от Ораниенбаума.

Местность эта в свое время была подарена князю А.Д.Меньшикову — Петром I. Здесь находилась конечная точка Петергофской дороги. Вот как описывает Ораниенбаум известный путешественник, натуралист, профессор Императорской Акаадемии наук — Иван Иванович Георги «Ораниенбаум был до 1727 года деревня Князя Меншикова. Оный имеет, так сказать, токмо одну улицу в два ряда домов. Залив на великое пространство от берега мелок, и корабли плыть не могут; а потому все поездки по воде ограничиваются переездом в Кронштадт и рыбною ловлею. Вся оная страна не многолюдна. Кроме церкви и трактира имеются в городе токмо деревянные домы»

Большой Меньшиковский дворец в Ораниенбауме.

Меньшиковский дворец

Меньшиковский дворец выполнен в стиле петровского барокко. Этот стиль ориентирован на образцы шведской, голландской, немецкой архитектуры. К числу архитекторов, которых пригласил Петр I, принадлежит Дж. М. Фонтана, он первый руководил строительством дворца в 1711 году, затем в 1713 году его сменил Г. И. Шедель. В дальнейшем при работе над дворцом принимали участие и другие архитекторы И.Ф.Браунштейн, А.Шлютер, Н.Пино. Дворец находится на естественной возвышенности, своим фасадом он обращен в сторону Финского залива. Центральная часть дворца двухэтажная, увенчана короной, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. В 1717 году перед дворцом разбили Нижний сад. К северной границе сада подходит морской канал, связывающий дворец с Финским заливом. Канал сохранился до настоящего времени.

По высказываниям современников дворец поражал своей роскошью. После смерти Петра I в 1725 году, на престол вступил Петр II. Для Меншикова, казалось, наступила счастливая пора. В 1727 году он обручил свою дочь Марию с императором, став генералиссимусом русской армии, полным адмиралом. Однако летом Меншиков тяжело заболел, а когда поправился, оказалось, что Петр II уже не хочет подчиняться воле светлейшего князя. Он не скрывал, что его опека императору весьма стеснительна, а невеста Мария – неприятна. В сентябре 1727 года Меншиков был арестован и сослан вместе с семьей в ссылку. Имущество князя было конфисковано, из дворца вывезена вся мебель, картины, а само здание переходит в ведомство Канцелярии от строений. После прихода к власти Анны Иоановны 1730 году дворец передали Адмиралтейству коллегий для устройства морского госпиталя[. В 1743—1762 годах Ораниенбаум становится резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В XIX веке во дворце жил великий князь Михаил Павлович с семьей.
После революции здание передали в ведение Местного совета. В 1918 году в Большом дворце разместили госпиталь, сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было передано ВМФ. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал меньше, чем другие пригороды Санкт-Петербурга. Здесь был развёрнут «Ораниенбаумский плацдарм» где была создана устойчивая оборона. Он поддерживался корабельной и береговой артиллерией Балтийского флота до наступления и соединения советских войск в январе 1944 года. В послевоенное время дворцово-парковый ансамбль пришел в запустение. В 1990 году началась его реставрация по проекту Дмитрий Александровича Бутырина. В 2011 году для посещения открылись 10 залов центрального корпуса. В 2012 году добавились комнаты Большой кабинет, Спальня, Камер-юнгферская и Проходная. Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворец Петра III

Петершта́дт — потешная военная крепость, построенная в 1759—1762 годах в Ораниенбауме для великого князя Петра Федоровича, в будущем императора Петра III. Будущий наследник престола с детства увлекался военным делом. Крепость была устроена по всем правилам военной науки того времени. Она была обнесена земляными валами и рвом, наполненным водой, в крепости было 3 входа, 5 бастионов, вооруженных 12 пушками. Основную часть гарнизона крепости составляли полки, выписанные Петром III, из своего родного княжества Гольштейн. Но они не смогли защитить его во время дворцового переворота в 1762 году. Император был свергнут, на престол взошла его жена Екатерина II. В 1780 году крепость приходит в упадок. Земляные валы исчезли, деревянные постройки были разобраны, остался лишь каменный дворец Петра III, въездные ворота и гауптвахта.

Почетные ворота

Дворец находился на территории потешной крепости Петерштадт. Он построен в 1758-1762 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди. Дворец представляет собой двухэтажное здание, имеющее форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно плавный переход от одной стороны здания к другой играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается сразу с трех сторон. Первый этаж дворца имел служебный характер. Он трактуется как опора второго, парадного этажа и покоится на невысоком цоколе, прорезанном окнами. Второй этаж создает впечатление большой легкости за счет окон, которые по существу являются застекленными дверями. В своей нижней части они защищены кованными решетками с тонким орнаментом. Для того времени была принята анфиладная система расположения комнат, но А. Ринальди располагает комнаты по периметру. Такое расположение залов подчинено, прежде всего идее комфорта и уюта, дворец создавался для отдыха, а не для официальных приемов. Все помещения передняя, буфетная, кабинет, кроме спальни и будуара, связаны с самой большой комнатой — картинным залом. В зале была превосходная акустика, благодаря скругленным углам, которые создавали эффект экранирования звука. Здесь устраивали концерты. Их участником был сам Петр III, который хорошо играл на скрипке. Стены украшали произведения итальянской, фламандской, голландской, немецкой живописи XVIII- XIX веков. Круглая лестница ведет на второй этаж, ее оригинальность заключается в том, что она находится не на главной оси дворца. Дворец Петра III почти не пострадал во время Великой Отечественной войны. Единственный снаряд, попавший во дворец в военные годы, угодил в дымоход и разорвался там на уровне второго этажа, из-за этого в спальне был уничтожен лепной камин и повреждены лаковые росписи, расположенные на панелях стен. После войны дворец открывается как музей и действует до сих пор. Посетители музея имеют возможность пройти по залам, которые помнят звуки скрипки русского императора, спуститься из его покоев по тайной винтовой лестнице на территорию крепости. Увидеть подлинный мундир, личные вещи шпагу, треуголку, шарф. Будучи комендантом крепости, Петр III не раз появлялся в этом наряде на балконе дворца, чтобы поприветствовать свои полки.

Как добраться?

  • от ст.м. «Автово» По подземному переходу на противоположную сторону проспекта Стачек. Маршрутное такси № 224, № 300, №424, № 424-А; муниципальный автобус №200, №210
  • от ст. м. «Ленинский пр.» Выход на Ленинский проспект к универмагу Нарвский. Из метро налево по переходу к маршрутному такси № 103 (К-224). На противоположной стороне Ленинского проспекта маршрутное такси № 420
  • от ст.м. «Пр. Ветеранов» Маршрутное такси № 343, № 639-б
  • от ст.м. «Балтийская» Маршрутное такси № 404

Большой Меншиковский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург

Земли, на которых были основаны Ораниенбаум и город Ломоносов, были впервые подарены Петром Великим великому князю Александру Меншикову около 1710 года. морской форт в Кронштадте на острове Котлин, в 5 км от полигона через Финский залив.

Меншиков начал строить здесь свою резиденцию в 1713 году, примерно в то же время, когда Петр начал работу над собственным имением в Петергофе. Меншиков, казалось, стремился превзойти своего хозяина в плане масштабов и величия, и поручил архитекторам Джованни Марио Фонтана и Готфриду Шаделю, которые уже строили Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге, спроектировать свой приморский дворец. После более чем десятилетней работы, которая в конечном итоге обанкротила Меншикова, дворец был завершен.

Обращенное к морю, с двухуровневой террасой перед ним, это очаровательное желто-белое здание состоит из вогнутого центрального блока с двумя одноэтажными галереями, ведущими к выдающимся восьмиугольным павильонам, в одном из которых находится дворцовая часовня. С южной стороны здания от павильонов перпендикулярно центральному блоку отходят два больших подсобных крыла, Кухонное и Женское.

Меншиков не успел насладиться своим новым дворцом, как в 1727 году его арестовали и сослали. Имение в Ораниенбауме было передано государству, а дворец Меншикова стал военно-морским госпиталем. В 1743 году усадьба была подарена императрицей Елизаветой Петровной своему племяннику, будущему Петру III, который поручил отреставрировать дворец Франческо Бартоломео Растрелли, крупнейшему творившему в России архитектору позднего барокко. Растрелли оставил внешний вид дворца почти нетронутым, но создал роскошные интерьеры, которые, к сожалению, давно разрушены. В это время западный павильон стал известен как Японский павильон благодаря хранившейся в нем коллекции японской и китайской керамики.

Дворец был снова перестроен в 1762 году Антонио Ринальди, который добавил гранитную лестницу и полукруглый балкон к северным террасам и отремонтировал многие интерьеры. После службы в качестве Морского кадетского училища с конца 18 века дворец использовался как резиденция как Александра I, так и его брата Михаила. В течение 19 века несколько известных архитекторов, в том числе Луиджи Руска, Карло Росси и Василий Сацов, переделывали интерьеры дворца.

Сегодня, хотя Большой Меншиковский дворец по-прежнему впечатляет снаружи, его интерьеры находятся в плачевном состоянии, и необходимо провести капитальный ремонт, чтобы предотвратить обрушение частей здания. Посетителям мало что можно увидеть, кроме коллекции портретов различных владельцев Ораниенбаума.

Открыто: Ежедневно с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:00.
Закрыто: с 1 мая по 9 октября: Понедельник. С 10 октября по 30 апреля: вторник и последняя среда каждого месяца.
Вход: Взрослый: 400,00 руб. Детский: 200,00 руб. Примечание о доступности: Извините, этот музей не оборудован для гостей на инвалидных креслах.

Китайский дворец / ГМЗ «Петергоф»

1762-1768, арх. А. Ринальди

Китайский дворец , расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, входит в состав «Частная дача», грандиозного дворцово-паркового комплекса императрицы Екатерины II. Определение «частный» , в придворной терминологии, подразумевало, что то или иное здание, павильон или сад предназначались исключительно для имперских членов, и сюда могли быть приглашены лишь избранные лица. Так было и с Китайским дворцом и его окрестностями — личной резиденцией Екатерины II.

Построенный между 1762 и 1768 годами по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец имел всего один этаж и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Бонштедта и А.И. Штакеншнейдером был надстроен второй этаж, галерея сделана из стекла и расширена под вновь устроенным балконом, соединяющим два уступа с южной стороны. С востока и запада пристроены небольшие помещения — предбанники.

Давно дворец, похожий на «Монплезир» , назывался «Голландский дом» . Лишь в 1774 г. в Камер-Фурьевском журнале появилось название «Китайский дворец» , возникшее из-за немногочисленности интерьеров дворца, оформленных в духе китайской эстетики или с использованием оригинальных произведения китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, интерьеры дворца оформлены изысканно и удивительно шикарно. В средней части расположена анфилада парадных комнат: Кабинет с блестками, Матерчатая спальня, Зал муз, Голубая и Розовая гостиные, Большой и Малый Китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большая анфилада дополняется малыми анфиладами: в западной расположены жилые кварталы Екатерины II, а в восточной — покои великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся каркасов дверных проемов, филен или створок, каждый интерьер полностью самостоятелен.

Главной достопримечательностью Китайского дворца является кабинет с блестками, сохранивший аутентичную отделку 1760-х годов. Стены комнаты украшены двенадцатью панелями с блестками. Это полотна, расшитые блестками (бусинами молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком — синелью. На сверкающем фоне расположены сложные композиции, изображающие сказочных птиц, растения и порхающих бабочек. Панно заключены в рамки с позолоченной резьбой, имитирующей стволы деревьев, обвитые листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для внутренней отделки дворца приобретены первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Наиболее значительную часть художественной коллекции составляют плафоны, расписанные специально для Китайского дворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *