Петербург Бродского
Петербург Бродского 2
mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/kontsertyi-na-kryishe/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/kontsertyi-na-kryishe/» data-featured-path=»/spb/best/»>
1 2017
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/immersivnyie-spektakli-v-spb/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/immersivnyie-spektakli-v-spb/» data-featured-path=»/spb/best/»>
1 6364
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk. com
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в
Самые интересные события в городе.
Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.
Посмотреть
Петербург Бродского: Дом Мурузи
В этом доме в своё время жили Николай Лесков, семейная чета Гиппиус-Мережковских и Лев Гумилёв. На втором этаже здания находится квартира Бродского, куда он въехал в 1955 году и жил до своего отъезда в эмиграцию в 1972 году.
просп. Литейный, д. 24Петербург Бродского: Музей «Полторы комнаты» 0+
В коммуналке на Литейном проспекте семья Бродского прожила целых 17 лет — с 1955 по 1972 год. В 2020 году здесь открылся мемориальный музей поэта, который знакомит с его жизнью и творчеством — как до эмиграции, так и после. Фонд музея находится в активной фазе формирования; также здесь часто проводятся интересные временные выставки.
Петербург Бродского: Моховая ул., д. 26
В пятидесятые годы XX века в историческом месте, в доме адмирала Мелихова, находилась школа № 191, в которой в 1955—1956 годах на вечернем отделении учился Бродский.
Петербург Бродского: ул. Комсомола, д. 1-3
В 1955 году, в шестнадцать лет, закончив семь классов и едва начав восьмой, Бродский бросает школу и поступает учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами, возникшими в школе, так и с желанием писателя финансово поддержать семью.
Петербург Бродского: Среднегаванский проспект, д. № 1
Одно из самых известных своих стихотворений «Стансы» («Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать») поэт написал в 1962 году, когда ему было 22 года. Он посвятил его двум студенткам филологического факультета – Елене Валихан (Е.В.) и Але Друзиной (А.Д.), которые жили в доме на Среднегаванском проспекте.
Петербург Бродского: улица Глинки, д.
15«Я был только тем, чего ты касалась ладонью, над чем в глухую воронью ночь склоняла чело…». Русская любовь Иосифа Бродского, чьими инициалами М. Б. он не раз озаглавливал свои стихотворения, до сих пор живёт в особняке Николая Бенуа по улице Глинки, д. 15. Художница Марина Басманова не поехала вместе с Бродским в Америку, но, невзирая на это, они долгие годы продолжали вести переписку.
Петербург Бродского: Улица Восстания, д. 38
Несмотря на то, что в городе многое изменилось, Дзержинский районный суд остался на прежнем месте. Здесь в зале № 9 18 февраля 1964 года происходило слушание дела «тунеядца Бродского Иосифа Александровича». Процесс стал широко известен не только из-за осуждения творчества поэта, но и из-за абсурдистских и варварских методов ведения процесса и наличия в нём таких диалогов:
«Судья: какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал, что это даётся образованием».
Петербург Бродского: набережная реки Фонтанки, д. 22
На месте нынешней гимназии № 190 раньше находился Клуб ремонтно-строительного управления 15. Именно в его стенах 14 марта 1964 года состоялся показательный процесс над поэтом.
Петербург Бродского: Лиговский проспект, д. 6
На месте БКЗ «Октябрьский» раньше находилась греческая церковь. После её сноса Бродский написал стихотворение «Остановка в пустыне»: «Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал».
Лиговский просп., д. 6Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Подписка оформлена
Спасибо!
музей Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге
Купить билетыДля посещения музея нужно заранее приобрести билет на сайте
День рождения в кругу друзей. Презентация цикла фильмов «Бродский. Друзья» 24.05, ср • 19:00 «Сорокин трип». Показ и обсуждение документального фильма 28.05, вс • 18:00 Экскурсии по Венеции по запросу Суд и ссылка Бродского. Голосами друзей Источники света Иосифа Бродского. Цикл лекций Дениса Ахапкина 21.02, 28.02, 7.03, 14.03, 21.03, 28.03, вт • 19:00 Конец прекрасной эпохи. Интервью с Максимом Левченко 4 июня 1972 Обзорная экскурсия по музею Ещё«…Эти десять квадратных метров были моими — лучшие десять квадратных метров, что я знал в жизни». В Полутора комнатах Иосиф Бродский прожил 17 лет — вплоть до отъезда в эмиграцию. Теперь в них располагается музей, экспозиционное пространство и книжный магазин «Конец прекрасной эпохи»
О музееМерчМожно купить в книжном магазине на первом этаже музея
Конец прекрасной эпохи. Книги, виски, кофе и табак.Книжный магазин с концептуальным баром от создателей El Copitas. Кураторская подборка букинистических и новейших изданий, архитектурный проект Александра Бродского и секретный проход в музей.
О бареСтатьи Винил «Часть речи. Иосиф Бродский читает свои стихи» Фотовыставка «Иосиф Бродский фотографирует друзей» Фотовыставка «Бродский. Селфи» Полторы комнаты. Юбилей переезда Бродский. Возвращение. «Римские элегии»: материалы Современники Петровича Пересеченная местность. Памяти Христо Явашева День рождения Супермена. При чем здесь Бродский? «Не выходи из комнаты»: Музыкальный онлайн-марафон к юбилею Иосифа Бродского Абсолютное зрение. Ко дню рождения Брюса Чатвина. Путешествие образа: циферблат английских часов «Старший брат» Бродского. Ко дню рождения Гаррика Гинзбурга-Воскова Бродский читает Пастернака Иосиф Бродский о нужной вакцине Лимоновский стих Памяти Михаила Беломлинского Откуда мы знаем дореволюционных жильцов Дома Мурузи? Памяти Анны Ахматовой Творческая встреча с Николаем Картозия и просмотр фильма «Бродский не поэт»
Иосиф Бродский, русско-американский поэт в Санкт-Петербурге
Один из самых знаменитых поэтов 20-го века Иосиф Бродский на вопрос, американец он или русский, ответил: «Я еврей — русский поэт и англичанин». эссеист». Бродский родился в Ленинграде и стал самым известным деятелем городского андеграунда в 1960-х годах, а в Соединенных Штатах его поддерживал литературный истеблишмент. Он получил Нобелевскую премию по литературе в 1987 году, а в 1991 году был назначен поэтом-лауреатом США.
Раннее детство Бродского прошло во время ужасных лишений блокадного Ленинграда. Его отец был фотографом в советском флоте, а мать была профессиональным переводчиком. Они жили в коммуналке в красивом доме Мурузи на Литейном проспекте. У семьи было мало денег, и как евреи она испытывала дополнительные трудности, поскольку скрытый антисемитизм получил все большее официальное распространение в Советском Союзе. Бродский бросил школу в 15 лет и пошел работать мельником, а затем сменил множество профессий, включая работу работником морга, кочегаром в котельной (что стало предпочтительной формой занятости для многих ленинградских подпольщиков). поэты, художники и рок-музыканты) и оператор маяка. с 1957 г. участвовал в геологических экспедициях на Белое море, в Восточную Сибирь и Якутию. В этот период он начал писать стихи и быстро завоевал известность среди ленинградской интеллигенции. Он познакомился с несколькими ведущими деятелями диссидентского мира, в том числе с Евгением Рейном, Булатом Окуджавой и Сергеем Довлатовым.
В 1960 году он впервые выступил на публике как поэт, прочитав свои произведения во Дворце культуры им. Горького. В том же году он познакомился с 71-летней Анной Ахматовой, которая стала его наставником и, возможно, оказала наибольшее влияние на его творчество. 19 января61 года он был впервые арестован КГБ, но через два дня отпущен. Однако по мере того, как росла его репутация, росли и его проблемы с властями. Его дважды помещали в психиатрические лечебницы (излюбленное средство борьбы с проблемными художниками и писателями в позднесоветский период), а его стихи были осуждены в официальной газетной статье как «порнографические и антисоветские».
Наконец, в 1964 году его обвинили в «тунеядстве» (преступление, связанное с отсутствием официального места работы) и приговорили к пяти годам каторжных работ на ферме в Архангельской области, за Полярным кругом, где к нему присоединился его неофициальный жена, художница Марина Басманова (опасаясь последствий, Бродский не смог официально оформить брак, а также супруги решили не давать его фамилию сыну Андрею Басманову, 19 г. р.67).
Дело Бродского привлекло международное внимание, и его приговор был смягчен до 18 месяцев после протестов, в том числе Дмитрия Шостаковича и Жана-Поля Сартра. К тому времени, когда он вернулся в Ленинград в декабре 1965 года, сборник его стихов был напечатан в английском переводе в Вашингтоне. Чтобы избежать дальнейшего международного скандала, его приняли в Ленинградский союз писателей, хотя в официальной советской печати появилось только четыре его стихотворения. Тем временем он публиковался за границей на английском, французском и немецком языках.
К 1971 году власти устали от ситуации, и Бродского дважды приглашали эмигрировать в Израиль. Когда он отказался, его документы были конфискованы, и в июне 1972 года его заставили сесть на самолет в Вену. Там его встретили У. Х. Оден и Карл Проффер, американский ученый и издатель, которые помогли ему занять должность поэта в резиденции в Вене. Мичиганский университет в Анн-Арборе. В течение следующего десятилетия он работал в нескольких академических учреждениях США, включая Королевский колледж и Колумбийский университет. Он был натурализован как американский гражданин в 1977. Окончательно он поселился в Гринвич-Виллидж, штат Нью-Йорк, в 1981 году, к тому времени он считался неофициальным лидером сообщества советских иммигрантов, в равной степени завидовавшим и возмущавшимся его успехами в изгнании.
Хотя Бродский был широко прославлен и стал общественным деятелем, сам Бродский был разочарован относительно небольшой аудиторией своих английских стихов, и, вероятно, он стал более известен американским читателям благодаря своим эссе, первый сборник которых, Менее одного , был опубликован в 1986 году. В следующем году он был удостоен Нобелевской премии, часть доходов от которой он использовал для основания русского ресторана «Русский самовар» на Манхэттене. За Меньше одного последовал Водяной знак , эссе длиной в книгу, вдохновленное его ежегодными визитами в Венецию в 1992 г., и заключительный сборник эссе О горе и разуме в 1995 г. После краха СССР, Бродский отклонил приглашения вернуться в Санкт-Петербург, хотя воссоединился со своим сыном Андреем, который регулярно навещал его в Нью-Йорке.
Бродский умер от сердечного приступа в своей нью-йоркской квартире 28 января 1996 года. Его останки были захоронены на кладбище Изола-ди-Сан-Микеле в Венеции. Хотя он никогда не выбирал Америку своим вторым домом, его эссе подтверждают, что наибольшее влияние на него на протяжении всей жизни оказали Роберт Фрост и другой натурализованный американец У. Х. Оден. Находясь в Ленинграде, он перевел значительное количество английских и американских стихов на русский язык и как поэт-лауреат отстаивал распространение классической поэзии в дешевых или бесплатных изданиях в общественных местах.
Ленинград, взрастивший и вдохновивший его поэтический талант, был городом, физически разрушенным бомбардировками Второй мировой войны и морально стесненным деспотическим советским режимом. В его работах запечатлены меланхоличное величие города, головокружительная бесконечность его серых набережных и небоскребов, нечеловеческая тяжесть истории, исходящая от его грандиозной разрушенной архитектуры. Считающийся прямым потомком Ахматовой и других великих поэтов Серебряного века России, Бродский остается одним из самых любимых и читаемых писателей Санкт-Петербурга. Планы открыть в его честь музей в квартире, где он жил с родителями, потихоньку воплощаются в жизнь, а в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме есть комната, посвященная ему и его творчеству.
Избранные произведения: Меньше одного: Избранные эссе (1986), Урании: Избранные стихи, 1965–1985 (1988), О горе и разуме: очерки (1995), Сборник стихов на английском языке 1972-1999 (2000)
Памятники и мемориалы: Памятник Бродскому во дворе Филологического факультета СПбГУ, Памятный камень Бродскому на улице Стахановцев, 19 (во дворе студенческого общежития, где 20-летний Броски гостил у подруги)
Адреса в Санкт-Петербурге: Литейный проспект, дом 24 (Дом Мурузи), Улица Марата, 60 (где жил Бродский с Мариной Басмановой)
Создание культа: Иосиф Бродский в Петербурге (Часть II) | Мария Рубинс
21 апреля 2022 г. , 13:37
Обратите внимание, что сообщения в блогах публикуются третьими лицами. Мнения, факты и любой медиаконтент в них представлены исключительно авторами, и ни The Times of Israel, ни ее партнеры не несут за них никакой ответственности. Пожалуйста, свяжитесь с нами в случае злоупотреблений. В случае злоупотребления,
Пожаловаться на эту публикацию.
Новая постоянная экспозиция, посвященная Иосифу Бродскому, в Музее Ахматовой (Санкт-Петербург)
В предыдущем блоге я поделилась своими впечатлениями от музея «Полторная комната», организованного в бывшей квартире Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге. За неимением материальных экспонатов музей использует пустоту , приглашая посетителей окунуться в энергию этого места. Напротив, другая выставка Бродского, открывшаяся в конце декабря 2021 года в помещении Музея Анны Ахматовой, в нескольких минутах ходьбы от «Полуторной комнаты», буквально захламлена. Небольшое пространство заполнено сотнями, если не тысячами предметов, принадлежавших Бродскому в какой-то момент его насыщенной русско-американской жизни.
Два огромных стола — один подарок от его друга, легендарного артиста балета Михаила Барышникова, за которым поэт работал в ночь своей смерти. Радиоприемник советского производства, кушетка, пепельницы, письмо Нобелевского комитета, игрушечные солдатики, конверты, адресованные Бродским родителям, итальянские открытки, часы, пальто, чемодан, который он взял с собой в ссылку, его мамина швейная машинка Singer , и даже руль его американской машины! Все это свалено в кучу, как на дворовой распродаже. Вещи были подарены музею Ахматовой вдовой Бродского и его друзьями.
Выставка называется «Иосиф Бродский. Натюрморт.» Саундтреком к выставке служит запись Бродского, читающего свои стихи, в том числе «Натюрморт»:
Вещи и люди возникают
Среди нас. И оба суровы,
, и оба суровы для глаз.
Лучше всего жить в темноте.
На стенах нет пояснительных надписей, а предметы даже не маркированы. Как несколько вызывающе объяснил мне куратор, они не хотели использовать общепринятые подходы — пусть каждый посмотрит на любой экспонат и придумает свою историю…
Но нужно немного знать жизнь Бродского, чтобы слышать голоса этих тварей. Хотя Бродский, безусловно, является уважаемым русско-американским поэтом и почти культовой фигурой в месте своего рождения, мой личный опыт подсказывает, что интеллектуалы в обеих странах не обязательно читали много — или вообще читали — его стихи или прозу. Прошлой зимой, читая лекции магистрантам гуманитарных наук в Московской Высшей школе экономики — возможно, одном из самых элитных университетов России — я включил некоторые тексты Бродского в список для чтения. Из последующего обсуждения я понял, что большинство студентов из моей аудитории читали эти работы с большим интересом… но впервые. Учитывая это, сколько вы можете ожидать от случайных посетителей выставки?
Бродский отправился в ссылку с этим чемоданом в 1972 году
Но если вы хорошо знаете своего Бродского, то, безусловно, неповторимое удовольствие погрузиться в этот причудливый «натюрморт», созерцать различные предметы и давать им возможность поделиться своими историями. Если в «Полторной комнате» вы ощущаете энергию пустоты, то здесь на вас воздействует энергия вещей. Практически любой объект может стать отправной точкой для повествовательного приключения. Например, что мы слышим от металлической иконы, возможно, подаренной Бродскому grande dame из 20 -го -го века русской поэзии Анны Ахматовой?
Возможно, этот религиозный предмет был для него заветным сувениром от его литературного наставника. Но это наводит на мысли о религиозных чувствах Бродского, его еврействе, его склонности к христианству и его мнимом обращении. Этот последний пункт является одной из самых горячих тем среди биографов Бродского, и вопрос об этом до сих пор не решен, возможно, до тех пор, пока все личные архивы, наконец, не станут доступными. Христианские мотивы занимают видное место в его произведениях. Это просто свидетельство его любви к европейской культуре, итальянским церквям и искусству эпохи Возрождения? Стало ли когда-нибудь христианство формальной принадлежностью?
Хотя Бродский довольно уклончиво говорил о месте христианской религии в своей жизни, он довольно прямо говорил о своем еврействе. На вопрос журналиста после его Нобелевской премии: «Вы гражданин Америки, получающий премию за русскоязычную поэзию. Кто вы, американец или русский?» Бродский ответил: «Я еврей, русский поэт и английский эссеист — и, конечно, гражданин Америки». В документальном фильме, когда интервьюер настаивает на его еврействе, он дает следующий ответ: «Я чистый еврей с обеих сторон. Но важнее определить человека другими терминами, менее абстрактными, чем национальность, религия, философские концепции и т. д. Например, «трус я или нет?» Все остальное более абстрактно». Этот ответ наводит на мысль о дерасинированном еврее, интериоризировавшем советский дискурс еврейства как «национальности» (национальность на советском бюрократическом жаргоне означала просто «этническая принадлежность»). Еврейство, безусловно, было фактом его рождения и биографии, его «этнической принадлежностью», но едва ли неотъемлемой частью его культурного, духовного или социального профиля. Его семья принадлежала к значительному классу ассимилированных советско-еврейских интеллектуалов, обычно не знающих каких-либо специфически еврейских верований или ритуалов. Антисемитизм (как государственный, так и массовый) просто не позволял им забыть свое прошлое. В шестидесятые-семидесятые годы многие увлекались средневековыми православными храмами и иконами. Христианская религия также была почти табу в СССР (хотя и не в такой степени, как иудаизм). Возможно, связь с христианством, казалось, обеспечивала связь с европейской культурой, которой поклонялись многие советские евреи. Кроме того, этот слегка диссидентский интерес отделял их от атеистического советского мейнстрима, не влекя за собой возможного тюремного заключения, в отличие от «преступной» сионистской деятельности, такой как изучение иврита или владение Торой. Эта своеобразная христианская культурная близость советских еврейских интеллектуалов — очень сложная тема, и я не могу дать ей должное в этом коротком материале. Но он важен как фон для взглядов и личности Бродского.
Выехав из СССР по израильской визе, Бродский благодаря вмешательству своих влиятельных западных друзей был перенаправлен в Вене в сторону Соединенных Штатов. И он никогда не проявлял никакого интереса к Израилю. Лишь однажды он рассматривал Израиль как пункт назначения – просто из соображений удобства: Бродский надеялся, что его отцу разрешат поехать туда, чтобы встретиться с ним, но отец, к сожалению, скончался всего за несколько недель до его ожидаемого отъезда. … Случайный еврей, как и многие его соотечественники. Это, пожалуй, единственное, что досадно типично в Бродском.
Я покидаю выставку «Натюрморт», бросая последний взгляд на груду экспонатов, увенчанную высоким мусорным баком в виде бутылки из-под кока-колы. На полу прямо под этим символом американской глобальной экспансии стоит небольшой бюст Бродского работы известного шведского скульптора. «Мы хотели изменить привычную иерархию», — с энтузиазмом объясняет куратор.
Стена памяти Бродского во дворе музея Ахматовой
Но чтобы почувствовать, что Бродский стал по-настоящему народным деятелем культуры, нужно выйти во двор музея Ахматовой. Одна стена представляет собой своеобразный памятник под открытым небом Бродскому и советской эпохе.