БУДДИЗМ В ЯПОНИИ | Наука и жизнь
Служители сметают пыль веков. Большой Будда из монастыря Тодайдзи.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Стражи врат монастыря Тодайдзи.
‹
›
Открыть в полном размере
Учение Будды зародилось в Древней Индии, оно проделало долгий путь, преодолев хребты Гималаев, великие равнины Китая, горы и долины Кореи. Целое тысячелетие потребовалось буддизму, чтобы прийти на Японские острова. На длительном пути к ним он впитывал в себя верования народов, по землям которых шел, включал в свой пантеон их богов и святых, обогащался изысканиями индийских и китайских мудрецов. Все это безбрежное богатство мысли нашло отражение в сотнях и тысячах сутр, трактатов, комментариев. Вот такую сокровищницу веры и знаний получили японцы.
Считается, что буддизм пришел в Японию в VI веке. Фактически он проник туда гораздо раньше, японские хроники отмечают, что он появился вместе с китайскими и корейскими переселенцами еще в IV и начале V века.
В Японии во второй половине VI века происходила борьба двух могущественных родов — Сога и Минонобэ. Сога — ревностные приверженцы буддизма, а Минонобэ — защитники своих прежних богов. Причина борьбы крылась в соперничестве за власть в нарождавшемся государстве, и окончилась она победой Сога. Как видим, буддизм на этом этапе своей истории принадлежал больше политике, чем религии. И понадобилось время и подвижники, чтобы это вероучение пустило глубокие корни, адаптировалось к местным условиям и процветало в течение столетий.
Японцы поначалу восприняли будду как «ками» — синтоистское божество, но только чужеземное. По утверждениям почитающих его, оно обладало безграничным могуществом и, следовательно, было пригодно на роль всеобщего покровителя и заступника.
Однако должно было пройти немало времени, должна была сложиться буддийская храмовая организация, должен был образоваться слой ученых монахов, которые бы начали систематически изучать привезенные из-за моря сутры (правила) и разрабатывать на этой основе собственные концепции спасения. Но должен был подняться и культурный уровень образованного слоя японского общества, чтобы буддизм раскрылся во всем своем богатстве и разнообразии.Буддийские проповедники не стремились ниспровергать местных богов, которые по-прежнему считались охранителями местности. И сооружение буддийского храма никогда не начинали до тех пор, пока на это не получат соизволение местных богов. Даже такой ревностный приверженец буддийского учения, как Сётоку-Тайси, говорил в 607 году: «Разве может кто-нибудь перестать уважать и возносить молитвы небесным и земным богам? Поэтому пусть все мои приближенные всем сердцем почитают богов Неба и Земли».
Буддийские xpaмы возводили по китайским образцам, из Китая же привозили и утварь для богослужения, лишь со временем ее стали изготовлять в Японии. Нужны были священные изображения — появилась живопись и скульптура, развивалось искусство художественного литья. VII-VIII века в Японии — время расцвета искусства, которое так или иначе было связано с буддизмом. А буддийские молитвы нашли широкое отражение и в художественной литературе того времени.
СЁТОКУ-ТАЙСИОСНОВАТЕЛЬ ЯПОНСКОГО БУДДИЗМА
Как повествуют японские хроники, в 552 году (по другим сведениям, в 538-м) ко двору царей Ямато прибыло посольство из корейского государства Пэкче. Послы привезли сутры, изображения будд и послание от царя Пэкче. Так учение Будды пришло на Японские острова. Ревностным его почитателем, покровителем и активным распространителем стал принц Умаядо, более известный под посмертным именем Сётоку-Тайси — принц «Святые Добродетели» (574-622). Неслучайно его считают основателем японского буддизма.
Достоверных сведений о Сётоку-Тайси сохранилось мало. Он был сыном царя Емэй, но после смерти отца ему достался не трон, а пост регента при своей тетке — царице Суйко. В этой роли Сётоку пробыл 30 лет, проявив себя выдающимся государственным деятелем. В поисках средств укрепления центральной власти он обратил свой взор к Китаю. Принц увидел их в сложившейся там централизованной бюрократической системе и стремился перенести ее на японскую почву. Идея новой государственной организации свое первое выражение получила в Японии в виде «Закона из 17 статей» (604 год), авторство которого приписывают Сётоку-Тайси. Этот закон пронизан конфуцианскими и буддийскими идеями; текст его включает термины из древнекитайской философии и исторической литературы. Прекрасный стиль древнекитайского языка, широкая для своего времени эрудиция автора, сильно выраженная идея абсолютной монархической власти вызывают сомнение в авторстве Сётоку. Но существует и иная точка зрения, допускающая, что текст, написанный Сётоку, был утерян, а известный ныне текст написан на основе сохранившихся фрагментов и легенд.
Вот некоторые выдержки из него в переводе известного советского востоковеда академика Н. И. Конрада.
«Важнейшее в управлении народом — общественные нормы. Если наверху таких норм нет, внизу нет порядка. Если внизу нет порядка, неизбежно рождается преступность».
«Тщательно разбирайся в заслугах и в проступках. Награды и наказания обязательно должны соответствовать делу. А в последнее время награды даются не по заслугам, наказания — не по провинностям».
«Большие дела сам не решай! Обязательно советуйся с народом».
Кто бы ни составлял эту своего рода декларацию принципов государственного управления, он хорошо был знаком с основными направлениями китайской общественной мысли. Нормы конфуцианства наглядно прослеживаются в совете не отрывать людей на другие дела, когда они заняты работой на полях, иначе «что мы будем есть?»
С именем Сётоку связывают и «Табель 12 рангов». Он был введен в 603 году, чтобы упорядочить чиновничий аппарат. Лицам, которым присваивалось то или иное звание, предписывалось носить специальной головной убор, сшитый из материи разных цветов. Сами звания заключали в себе значения конфуцианских добродетелей.
В 607 году Сётоку-Тайси направил послание китайскому императору, открыв тем эру официальных сношений с Китаем. Это первое официальное обращение к китайскому двору, где соседнее государство называло себя китайским словом «Жибэнь» — по-японски оно звучало как «Ниппон» или «Нихон», то есть страна «Солнечного Восхода». В 608 году в Китай была послана группа молодых людей для получения там образования, в нее входили и ученые-монахи. С тех пор посольства направлялись регулярно до конца IX века, к ним присоединялись многочисленные группы людей, стремящихся изучать науки и искусства.
Сётоку стал ревностным почитателем буддизма не на словах, а на деле и зачинателем целого периода в истории духовной жизни японцев. Он написал комментарии к трем буддийским сутрам, его стараниями начато сооружение буддийских храмов, к концу его жизни их было построено 46. До нашего времени дошла шелковая завеса с вышитой картиной «Небесное царство».
Предание утверждает, что вышивка — дело искусных рук супруги принца, а слова принадлежат ему. Вот эти слова: «Наш мир — обман. Только Будда — истина».В 607 году Сётоку удалился в селение Икаруга. Здесь родилась его любимая наложница — дорогое его сердцу место. Молва утверждала, что укрылся он там, устав от интриг и решив в тиши серьезно заняться изучением буддизма. Поселившись в селении Икаруга, принц повелел построить храм, которому было суждено войти в сокровищницу мирового зодчества. Это знаменитый монастырь Хорюдзи. В 670 году пожар уничтожил постройку, но ее восстановили. Монастырь горел еще не раз, но возрождался из пепла. При каждом восстановлении в нем кое-что изменялось. Специалисты считают, что главное здание — золотой храм, его пятиярусная пагода, центральные ворота, галерея, деревянные колонны, балюстрада с узором буддийской свастики сохраняют стиль периода Асука — времени жизни и деятельности Сётоку-Тайси.
***
Буддизм — одна из трех мировых религий. В центре ее — учение о «четырех благородных истинах»: страдание, его причина, освобождение и путь к нему. В буддизме нет противопоставления духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. Будда — нe только имя, данное основателю этой религии, легендарному принцу Гаутаме (VII-VI века до н.э.), но и название существа, достигшего состояния высшего совершенства («просветления»).
Сутры — в древнеиндийской литературе так называются краткие высказывания и своды таких высказываний. В сутрах излагались разные области знания и религиозные учения.
Синтоизм — религия, распространенная в Японии. В ее основе — культ божеств природы и предков. Высшее божество — Аматэрасу.
Конфуцианство — этико-политическое учение в Китае, основы которого заложены Конфуцием (VI-V века до н.э.). Оно объявило власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») — всеобщим законом справедливости.
См. в номере на ту же тему
Е. ЭТИНГОФ — Живая история.
Буддизм в Японии (2): появление буддизма Махаяны
Через 500 лет после смерти Будды одно за другим начали появляться новые буддийские учения, которые по Шёлковому пути попадали в Китай. Этот новый тип буддизма получил название Махаяна, «Великая колесница». Вторая часть серии статей «Японский буддизм» посвящена тому, как трансформировалось учение Будды, когда оно проникло в Китай.
Буддизм, основанный Буддой (Шакьямуни) в Индии около 2500 лет назад, постепенно расширял сферу своего влияния. В частности, он сильно распространился после того, как в III в до н. э. Ашока, третий царь династии Маурьев, стал верующим буддистом. В этот период буддизм, вероятно, распространился на всю Индию и попал на Шри-Ланку.
На Шри-Ланке буддизм, появившийся в то время, преодолел ряд препятствий и почти без изменений дошёл до наших дней. Через Шри-Ланку он попал в Юго-Восточную Азию. Таким образом, современный буддизм Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии, так называемый «буддизм тхеравады», всё ещё сохраняет форму, близкую к той, которую имел в период его зарождения.
Буддизм Махаяны: каждый может стать Буддой
Примерно через 500 лет после смерти Шакьямуни в континентальной Индии (вероятно, на северо-западе) возникло одно за другим несколько новых буддийских учений. Новый буддизм распространился с периферии Индии в Китай по Шёлковому пути. Буддизм Махаяны, «Великой колесницы» – собирательный термин для различных новых форм буддизма, которые отличаются от буддизма, проповедованного Шакьямуни.
Стоит вкратце объяснить характеристики буддизма Махаяны. Первоначальный буддизм Шакьямуни, учит, чтобы человек оставлял мир и становился членом сангхи, где вел бы жизнь в напряжённой практике, обретал просветление как ученик Будды и в конце концов смог достичь нирваны. Человек, достигший просветления в качестве ученика Будды, называется «архат» (санскр. «достойный», яп. аракан), ют араканом. Поскольку архат достиг просветления, в этом смысле он находится на том же уровне, что и Шакьямуни, хотя и не обладает состраданием и мудростью Будды. Он считается святым именно как ученик Будды. В первоначальном буддизме единственный и лучший путь для нас, простых людей, – это следовать учению Будды и стремиться стать архатом. Иначе говоря, никто не может стать Буддой.
Однако в буддизме Махаяны структура этого пути к просветлению была коренным образом пересмотрена – он утверждает, что каждый может практиковать таким образом, чтобы стать Буддой, и путь к состоянию будды широко открыт. Иначе говоря, каждый может стать величайшим в мире святым.
В сутрах начального учения Шакьямуни упоминается только о том, что ученики должны стремиться к состоянию архата. В них никогда не говорится: «Стань буддой, как я (Шакьямуни)», и не говорится, что есть пути достижения этого. Поэтому основой буддизма Махаяны, утверждавшего о возможности через буддийскую практику стать буддой, стали познее созданные сутры, которые отличались бы от предшествующих, записанных ранее. Такие сутры имеют сходную аргументацию, которая выглядит следующим образом.
«Я (Шакьямуни) в других сутрах говорил, что оставившие мир и практикующие могут стать архатами, но это только вводное учение. Существует истинная система, и те, кто понимает и практикует эту систему, смогут стать буддами, а не архатами. Итак, сейчас я объясню высшую истинную систему, так что слушайте внимательно».
Основой буддизма Махаяны стали сутры, которые использовали этот сюжет в качестве основополагающего формата и были записаны как услышанные представления о «высшей истинной системе» в виде слов Шакьямуни. Таковы сутры Махаяны – например, Праджняпарамита-сутра (яп. Ханнякё), Лотосовая сутра (яп. Хоккэкё), сутры Чистой земли (яп. Дзёдокё) и эзотерического буддизма. Составители «системы высшей истины», распространенной в виде сутр, работали по отдельности, поэтому множество сутр Махаяны вобрали в себя ряд самых разных идей.
Более привлекательная подача первоначального буддизма
В Китае разнообразные буддийские писания Махаяны и первоначальный буддизм, который проповедовал Шакьямуни, соединились в «учение Шакьямуни». Это произошло около I или II века нашей эры.
Сначала китайских мыслителей смущало то, что множество учений, проповедующих совершенно разные идеи, преподносились в качестве слов Шакьямуни. В конце концов они пришли к выводу, что он проповедовал исходя из ситуации, иногда поверхностно, иногда глубоко, из-за чего и возникли различия. Принимая,что во всех сутрах переданы слова Шакьямуни, они логически разъясняли различия в содержании сутр, выясняя их принадлежность к определённому уровню. Затем они определяли, какие сутры поясняют самый высокий уровень, то есть какие из сутр содержат высшую истину, чтобы принять их как истинный буддизм.
Однако, само собой разумеется,что выбор сутр, содержащих «высшую истину», зависел от суждения конкретного читателя. Люди, выносящие разные суждения, выбирали разные тексты, и когда им удавалось привлечь большое число доверяющих этим текстам, в конечном итоге появлялись разные религиозные группы, следующие разным сутрам. Так возникли разные направления буддизма.
Почти всех жителей Китая, исходящих из того, что и буддизм Шакьямуни, и сутры Махаяны являются словами самого Шакьямуни, привлекали сутры Махаяны. Так происходило потому, что сутры Махаяны были составлены как более воодушевляющий форма на фундаменте первоначального буддизма. Более того, содержащиеся в них мистические элементы соответствовали китайской мысли того времени.
Таким образом, китайский буддизм стал практически полностью буддизмом Махаяны. Появилось множество направлений, но все они основаны на сутрах Махаяны. В результате первоначальный буддизм, основанный Шакьямуни, был отодвинут на второй план и получил уничижительное название «буддизм Хинаяны», то есть «Малой колесницы».
Буддизм Шакьямуни был неизвестен в Японии до эпохи Мэйдзи (1868-1912)
В VI веке нашей эры буддизм из Китая пришёл в Японию. В результате Япония стала буддийской страной, где истинным учением Шакьямуни считался буддизм Махаяны. С тех пор Япония на протяжении примерно 1500 лет оставалась страной буддизма Махаяны.
В Японии узнали о существовании первоначального буддизма, который проповедовал Шакьямуни, только в конце XIX века, в период Мэйдзи. После завершения 300-летнего периода политики изоляции страны в Японию хлынул поток информации со всего мира, и только тогда здесь узнали о том, что на Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии практиковалась другая форма буддизма, не использующая сутры Махаяны. Более того, тот факт, что используемые там сутры написаны на пали, чрезвычайно древнем индийском языке, заставил учёных-буддологов прийти к выводу, что именно буддизм Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии, не использующий сутры Махаяны, является первоначальным буддизмом, а сутры Махаяны не являются прямой передачей слов Шакьямуни.
В настоящее время в научной среде принято считать, что буддизм Махаяны не является учением, проповедованным Шакьямуни. Однако среди буддистов утвердилось мнение, согласно которому буддизм Махаяны, пусть даже он не выражает учение Шакьямуни, всё же является настоящим буддизмом в том смысле, что он развился из его идей.
В первой и второй частях серии мы поговорили о том, как буддизм, созданный Шакьямуни в Индии, резко изменил свой облик с появлением буддизма Махаяны, и как разнообразные буддийские учения проникли в Японию через Китай. В следующей статье я расскажу, как буддизм в VI веке впервые проник в Японию, а затем объясню, почему японский буддизм приобрёл такие уникальные формы, какие мы не видим больше нигде в мире.
Фотография к заголовку: Каменные Будды рельефов Дацзу в Чунцине в Китае. Благодаря тому, что они расположены в отдалённом районе, они избежали разрушения во время Культурной революции, и каменные статуи Будды буддизма Махаяны, созданные в период с IX по XIII века остались нетронутыми. Зарегистрированы как объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1999 г. (Aflo)
Статьи по теме
- Японский буддизм (1): рождение Будды
- Принц Сётоку-тайси и его роль в формировании государственного устройства и культуры Японии
- Иккю Содзюн: японский дзэнский монах, ставший героем сказок и аниме
- Нара и Камакура: Великие будды
- Судзуки Дайсэцу и его неоценимый вклад в распространение Дзэн за пределами Японии
6 статуй Будды, которые обязательно нужно увидеть в Японии
6 статуй Будды, которые обязательно нужно увидеть в ЯпонииКейтлин Хорник
Знаете ли вы, что в Японии находятся одни из самых больших статуй Будды в мире?! Вот шесть будд, которые нельзя пропустить, чтобы включить их в вашу следующую поездку.
Посмотреть туристические пакеты в Японию >
(поездки включают перелет, отель и экскурсии)
Камакура Дайбуцу
Камакура Дайбуцу расположен в Камакуре, всего в нескольких минутах ходьбы от железнодорожного вокзала Хасэ. Имея в виду Великого Будду Камакура, Камакура Дайбуцу был объявлен правительством Японии национальным достоянием. Строительство Великого Будды началось в 1252 году. Когда он был впервые построен, Великий Будда жил в святилище, известном как Зал Дайбуцу-ден. Однако древние записи показывают, что святыня была разрушена в результате двух землетрясений и тайфуна в 1300-х и 1400-х годах. С тех пор Великий Будда оставался снаружи и в одиночку бросал вызов стихии. Образ Великого Будды в окружении цветущей сакуры стал культовым. Камакура Дайбуцу имеет высоту 43 фута и является второй по величине статуей Будды в Японии.
Нара Дайбуцу
Нара Дайбуцу находится в храме Тодайдзи в Дайбуцудэн, или Зале Большого Будды. Храм Тодайдзи является штаб-квартирой секты Кэгон японского буддизма. Дайбуцудэн на самом деле является самым большим деревянным зданием в мире! Эта статуя Будды отличается тем, что это Космический Будда, или Дайнити Нёрай. Этот Будда был построен в период Темпё (729-764). Это было время, когда буддизм влиял на все сферы Японии, включая политику и культуру. Тогда имеет смысл только то, что этот Будда является самой большой бронзовой статуей в Японии высотой более 52 футов. Эта конкретная поза представляет Будду, сидящего в медитации в течение недели после достижения просветления.
Такаока Дайбуцу
Расположенная в Такаока в префектуре Тояма, Такаока Дайбуцу считается одной из трех великих статуй Будды в Японии. Takaoka Daibutsu высотой более 52 футов (включая основание) и весом 65 тонн был построен с использованием традиционных методов изготовления медных изделий. Район Такаока известен производством медных изделий и украшений, используемых для строительства храмов по всей Японии. Статуя была завершена в 1933 году, и на ее строительство ушло почти десять лет. Первоначальная статуя сгорела в 1745 году, но деревянная голова статуи уцелела и хранится в нынешней статуе. До Такаока Дайбуцу можно добраться со станции Такаока.
Ушику Дайбуцу
Расположенная в префектуре Ибараки, Ушику Дайбуцу занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая высокая статуя Будды в мире. Он имеет высоту более 393 футов, включая основание и платформу, и эквивалентен 38-этажному зданию. Этот Будда был построен в 1993 году в ознаменование рождения секты Дзёдо Синсю японского буддизма, Синран. Этот Будда также известен как Ушику Аркадия, что означает Сияние и Сострадание Амиды, Действительно Развивающееся и Озаряющее. Интерьер статуи служит музеем с лифтом для посетителей, чтобы осмотреть достопримечательности с высоты 278 футов или с уровня груди Будды.
Tokyo Daibutsu
Третий по величине бронзовый Будда в Японии находится в храме Дзёрендзи в Акацука, город Итабаси, Токио. Его высота 42 фута, а вес 32 тонны. Будда был установлен в храме Джорендзи в 1977 году в память о жертвах Второй мировой войны, а также в честь жертв Великого землетрясения Канто 1923 года. Была надежда, что, воздвигнув этого Будду, народ Японии больше не будет страдать от войн, землетрясений и других причиняющих ущерб событий.
Будда Фукуока
Расположенная в префектуре Фукуока в храме Нандзоин статуя Будды Фукуока считается самой большой бронзовой статуей в мире. Лежащий Будда высотой 36 футов, длиной более 134 футов и весом 300 тонн нельзя пропустить. Поза лежащего Будды более распространена в странах Юго-Восточной Азии, включая Таиланд и Мьянму, чем в Японии. Эту статую также иногда называют Буддой Нэханзо, потому что поза лежа относится к Будде, входящему в нирвану, что по-японски «нехан». Этот Будда был построен для размещения праха Будды, который был подарен храму Нанзоин Советом буддистов Мьянмы. Посетители могут за небольшую плату войти в молитвенную комнату, расположенную под Буддой.
Узнайте о наших каникулах
Статьи по теме
14 минут чтения
Сорен Риверо
Лучшие направления для летних путешествий
6 минут чтения
Кения Барретт
Вы бы посетили лучшие направления 2022 года?
8 минут чтения
Сорен Риверо
Самые популярные туристические направления в Instagram
14 минут чтения
Аманда Литтл
Чем заняться в Киото
10 минут чтения
Аманда Литтл
10 мест в Японии для любителей аниме
9 минут чтения
Аманда Литтл
Стили татуировок по всему миру
Связанные пакеты
Откройте для себя Японию
от $6,337 на человека, 9 ночейПросто Дубай Обновление
от $1,054 на человека, 3 ночиПросто Дубай
от $1,088 на человека, 3 ночиПодпишитесь на специальные предложения!
Зарегистрируйтесь сейчас и получите наши самые лучшие предложения!
Получите ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ доступ к нашему Предложению недели раньше всех, а также оповещения о новых направлениях и советы путешественникам.
Другое…
(Нажмите здесь, чтобы указать другой аэропорт)Мы никогда не продаем, не передаем и не распространяем ваш адрес электронной почты.
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с нашими Условиями и положениями и Политикой конфиденциальности.
Поздравляем, вы на пути к следующему отпуску своей мечты. Следите за Предложением недели и другими предложениями, которые помогут вам быстро добраться туда.
Просмотр отпусковЯпонский буддизм
Великий Будда в КамакуреБуддизм зародился в Индии в 6 веке до н.э. Он состоит из учений Будды Гаутамы Сиддхартхи. Из основных ветвей буддизма именно буддизм Махаяны или «Великой колесницы» нашел свой путь в Японию.
Буддизм был завезен в Японию через Китай и Корею в виде подарка от дружественного корейского королевства Кудара (Паикче) в 6 веке. Хотя правящая знать приветствовала буддизм как новую государственную религию Японии, он изначально не распространился среди простых людей из-за своих сложных теорий. Было несколько первоначальных конфликтов с синтоизмом, исконной религией Японии, но вскоре эти две религии смогли сосуществовать и даже дополнять друг друга.
В период Нара великие монастыри в столице Нара, такие как Тодайдзи, приобрели сильное политическое влияние и стали одной из причин, по которым правительство перенесло столицу в Нагаоку в 784 году, а затем в Киото в 794 году. Проблема политически амбициозных и воинственных монастырей оставалась проблемой для правительств на протяжении многих веков.
Тодайдзи НарыВ ранний период Хэйан из Китая пришли две буддийские секты: секта Тендай в 805 году Сайчо и секта Сингон в 806 году Кукая. Позднее от секты Тэндай отделились другие секты. Среди них наиболее важные упомянуты ниже:
В 1175 году Хонэн основал секту Дзёдо (секта Чистой Земли). Он нашел последователей среди всех социальных классов, поскольку его теории были просты и основывались на принципе, согласно которому каждый может достичь спасения, твердо веря в Будду Амиду. В 1224 году Шинран, один из учеников Хонена, основал секту Дзёдо-Син (секта Истинной Чистой Земли) с еще более упрощенными учениями. Секты Дзёдо продолжают иметь миллионы последователей и сегодня.
В 1191 году секта дзен была завезена из Китая. Его сложные теории были особенно популярны среди представителей военного сословия. Согласно учениям дзэн, можно достичь самопросветления с помощью медитации и дисциплины.
Секта Нитирэн , была основана Ничиреном в 1253 году. Эта секта отличалась нетерпимостью по отношению к другим буддийским сектам. Буддизм Нитирэн до сих пор имеет много миллионов последователей, и несколько «новых религий» основаны на учении Ничирена.
Знаменитый сад камней Рёанджа, один из самых популярных садов дзен в Японии.Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси боролись с воинствующими буддийскими монастырями в конце XVI века и практически уничтожили буддийское влияние на политический сектор.