Будда в японии: БУДДИЗМ В ЯПОНИИ | Наука и жизнь

БУДДИЗМ В ЯПОНИИ | Наука и жизнь

Служители сметают пыль веков. Большой Будда из монастыря Тодайдзи.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Стражи врат монастыря Тодайдзи.

Открыть в полном размере

Учение Будды зародилось в Древней Индии, оно проделало долгий путь, преодолев хребты Гималаев, великие равнины Китая, горы и долины Кореи. Целое тысячелетие потребовалось буддизму, чтобы прийти на Японские острова. На длительном пути к ним он впитывал в себя верования народов, по землям которых шел, включал в свой пантеон их богов и святых, обогащался изысканиями индийских и китайских мудрецов. Все это безбрежное богатство мысли нашло отражение в сотнях и тысячах сутр, трактатов, комментариев. Вот такую сокровищницу веры и знаний получили японцы.

Считается, что буддизм пришел в Японию в VI веке. Фактически он проник туда гораздо раньше, японские хроники отмечают, что он появился вместе с китайскими и корейскими переселенцами еще в IV и начале V века.

Однако новое учение тогда успехом не пользовалось, и народ оставался при своих прежних синтоистских верованиях (культ божеств природы и предков). А вот в VI веке учение Будды утвердилось в Асука, столице государства.

В Японии во второй половине VI века происходила борьба двух могущественных родов — Сога и Минонобэ. Сога — ревностные приверженцы буддизма, а Минонобэ — защитники своих прежних богов. Причина борьбы крылась в соперничестве за власть в нарождавшемся государстве, и окончилась она победой Сога. Как видим, буддизм на этом этапе своей истории принадлежал больше политике, чем религии. И понадобилось время и подвижники, чтобы это вероучение пустило глубокие корни, адаптировалось к местным условиям и процветало в течение столетий.

Японцы поначалу восприняли будду как «ками» — синтоистское божество, но только чужеземное. По утверждениям почитающих его, оно обладало безграничным могуществом и, следовательно, было пригодно на роль всеобщего покровителя и заступника.

Однако должно было пройти немало времени, должна была сложиться буддийская храмовая организация, должен был образоваться слой ученых монахов, которые бы начали систематически изучать привезенные из-за моря сутры (правила) и разрабатывать на этой основе собственные концепции спасения. Но должен был подняться и культурный уровень образованного слоя японского общества, чтобы буддизм раскрылся во всем своем богатстве и разнообразии.

Буддийские проповедники не стремились ниспровергать местных богов, которые по-прежнему считались охранителями местности. И сооружение буддийского храма никогда не начинали до тех пор, пока на это не получат соизволение местных богов. Даже такой ревностный приверженец буддийского учения, как Сётоку-Тайси, говорил в 607 году: «Разве может кто-нибудь перестать уважать и возносить молитвы небесным и земным богам? Поэтому пусть все мои приближенные всем сердцем почитают богов Неба и Земли».

Буддийские xpaмы возводили по китайским образцам, из Китая же привозили и утварь для богослужения, лишь со временем ее стали изготовлять в Японии. Нужны были священные изображения — появилась живопись и скульптура, развивалось искусство художественного литья. VII-VIII века в Японии — время расцвета искусства, которое так или иначе было связано с буддизмом. А буддийские молитвы нашли широкое отражение и в художественной литературе того времени.

СЁТОКУ-ТАЙСИОСНОВАТЕЛЬ ЯПОНСКОГО БУДДИЗМА

Как повествуют японские хроники, в 552 году (по другим сведениям, в 538-м) ко двору царей Ямато прибыло посольство из корейского государства Пэкче. Послы привезли сутры, изображения будд и послание от царя Пэкче. Так учение Будды пришло на Японские острова. Ревностным его почитателем, покровителем и активным распространителем стал принц Умаядо, более известный под посмертным именем Сётоку-Тайси — принц «Святые Добродетели» (574-622). Неслучайно его считают основателем японского буддизма.

Достоверных сведений о Сётоку-Тайси сохранилось мало. Он был сыном царя Емэй, но после смерти отца ему достался не трон, а пост регента при своей тетке — царице Суйко. В этой роли Сётоку пробыл 30 лет, проявив себя выдающимся государственным деятелем. В поисках средств укрепления центральной власти он обратил свой взор к Китаю. Принц увидел их в сложившейся там централизованной бюрократической системе и стремился перенести ее на японскую почву. Идея новой государственной организации свое первое выражение получила в Японии в виде «Закона из 17 статей» (604 год), авторство которого приписывают Сётоку-Тайси. Этот закон пронизан конфуцианскими и буддийскими идеями; текст его включает термины из древнекитайской философии и исторической литературы. Прекрасный стиль древнекитайского языка, широкая для своего времени эрудиция автора, сильно выраженная идея абсолютной монархической власти вызывают сомнение в авторстве Сётоку. Но существует и иная точка зрения, допускающая, что текст, написанный Сётоку, был утерян, а известный ныне текст написан на основе сохранившихся фрагментов и легенд.

Вот некоторые выдержки из него в переводе известного советского востоковеда академика Н. И. Конрада.

«Важнейшее в управлении народом — общественные нормы. Если наверху таких норм нет, внизу нет порядка. Если внизу нет порядка, неизбежно рождается преступность».

«Тщательно разбирайся в заслугах и в проступках. Награды и наказания обязательно должны соответствовать делу. А в последнее время награды даются не по заслугам, наказания — не по провинностям».

«Большие дела сам не решай! Обязательно советуйся с народом».

Кто бы ни составлял эту своего рода декларацию принципов государственного управления, он хорошо был знаком с основными направлениями китайской общественной мысли. Нормы конфуцианства наглядно прослеживаются в совете не отрывать людей на другие дела, когда они заняты работой на полях, иначе «что мы будем есть?»

С именем Сётоку связывают и «Табель 12 рангов». Он был введен в 603 году, чтобы упорядочить чиновничий аппарат. Лицам, которым присваивалось то или иное звание, предписывалось носить специальной головной убор, сшитый из материи разных цветов. Сами звания заключали в себе значения конфуцианских добродетелей.

В 607 году Сётоку-Тайси направил послание китайскому императору, открыв тем эру официальных сношений с Китаем. Это первое официальное обращение к китайскому двору, где соседнее государство называло себя китайским словом «Жибэнь» — по-японски оно звучало как «Ниппон» или «Нихон», то есть страна «Солнечного Восхода». В 608 году в Китай была послана группа молодых людей для получения там образования, в нее входили и ученые-монахи. С тех пор посольства направлялись регулярно до конца IX века, к ним присоединялись многочисленные группы людей, стремящихся изучать науки и искусства.

Сётоку стал ревностным почитателем буддизма не на словах, а на деле и зачинателем целого периода в истории духовной жизни японцев. Он написал комментарии к трем буддийским сутрам, его стараниями начато сооружение буддийских храмов, к концу его жизни их было построено 46. До нашего времени дошла шелковая завеса с вышитой картиной «Небесное царство».

Предание утверждает, что вышивка — дело искусных рук супруги принца, а слова принадлежат ему. Вот эти слова: «Наш мир — обман. Только Будда — истина».

В 607 году Сётоку удалился в селение Икаруга. Здесь родилась его любимая наложница — дорогое его сердцу место. Молва утверждала, что укрылся он там, устав от интриг и решив в тиши серьезно заняться изучением буддизма. Поселившись в селении Икаруга, принц повелел построить храм, которому было суждено войти в сокровищницу мирового зодчества. Это знаменитый монастырь Хорюдзи. В 670 году пожар уничтожил постройку, но ее восстановили. Монастырь горел еще не раз, но возрождался из пепла. При каждом восстановлении в нем кое-что изменялось. Специалисты считают, что главное здание — золотой храм, его пятиярусная пагода, центральные ворота, галерея, деревянные колонны, балюстрада с узором буддийской свастики сохраняют стиль периода Асука — времени жизни и деятельности Сётоку-Тайси.

***

Буддизм

— одна из трех мировых религий. В центре ее — учение о «четырех благородных истинах»: страдание, его причина, освобождение и путь к нему. В буддизме нет противопоставления духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. Будда — нe только имя, данное основателю этой религии, легендарному принцу Гаутаме (VII-VI века до н.э.), но и название существа, достигшего состояния высшего совершенства («просветления»).

Сутры — в древнеиндийской литературе так называются краткие высказывания и своды таких высказываний. В сутрах излагались разные области знания и религиозные учения.

Синтоизм — религия, распространенная в Японии. В ее основе — культ божеств природы и предков. Высшее божество — Аматэрасу.

Конфуцианство — этико-политическое учение в Китае, основы которого заложены Конфуцием (VI-V века до н.э.). Оно объявило власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») — всеобщим законом справедливости.

См. в номере на ту же тему

Е. ЭТИНГОФ — Живая история.

Гигантский Будда Усику Дайбуцу | Ибараки

Усику Дайбуцу — одна из трёх самых больших статуй Будды в мире. Говорят, будто она достаточно велика, чтобы держать изваяние Будды из храма Тодай-дзи в префектуре Нара на ладони. На исполинскую статую можно взобраться — посмотреть на прекрасные виды окрестностей и больше узнать о буддийской школе Дзёдо-синсю.

  • Подняться на смотровую площадку на высоте 85 метров
  • На нижних этажах статуи обогатить свои познания о буддизме
  • Погулять по окружающему парку и полюбоваться сезонными цветами

Усики Дайбуцу находится в стороне от основных туристических маршрутов, но здесь стоит побывать. Ближе всего к изваянию находится станция Ushiku линии JR Joban —доехать до неё можно от токийских станций Nippori и Ueno.

На станции Ushiku надо сесть на автобус, идущий от восточного выхода с платформы 2, и примерно через полчаса сойти на остановке Ushiku-Daibutsu.

 

На его ладони

Усики Дайбуцу был возведён в 1993 году в память о Синране — основателе буддийской школы Дзёдо-синсю. Высота статуи составляет 120 метров (это сопоставимо с 38-этажным зданием), а вес — 4000 тонн. Это одно из самых больших изваяний Будды в мире.

Войти в лотос

Усики Дайбуцу достоин того, чтобы на него посмотреть, но самое интересное — это экскурсия, которая позволит очутиться внутри огромной статуи.

Экскурсия начинается с того, что посетители становятся на платформу в форме цветка лотоса и попадают в тёмное помещение с запахом благовоний и тихой музыкой. Единственное освещение здесь — падающий сверху столп света. Всё это создаёт строгую и благоговейную атмосферу. Отсюда вы подниметесь на следующий этаж, в большой зал, где вдоль стен стоят свыше трёх тысяч золотых статуэток Будды.

 

Грандиозное сооружение

Лифт поднимет вас на смотровую площадку на высоте 85 метров. Отсюда через окна в груди статуи можно осмотреть окрестности. В ясный день вы увидите даже телевизионную башню Токио. На этаже, где расположена смотровая площадка, есть стенды с информацией о строительстве статуи.

Всё, что может предложить природа

Статую окружает сад, в котором постоянно что-то цветёт — гортензия, пионы, флоксы, маки и космеи. Здесь можно сорвать цветок и сохранить на память. Во время цветения сакуры парк превращается в бледно-розовое море. Детям понравится пруд с карпами кои и маленький контактный зоопарк с кроликами, белками и другими животными.

Праздники везде

Летом здесь проходит световое шоу, сопровождаемое  фейерверками. Зимой многие выбирают Усики Дайбуцу для хацумодэ — японской традиции первого в новом году посещения храма.

Однодневная экскурсия

Из городов Цукуба или Ибараки до Усики Дайбуцу можно доехать за несколько часов. Лучше всего приезжать пораньше утром, чтобы успеть осмотреть всё. Особенно это важно зимой, если вы хотите попасть на обзорную площадку засветло.

 

  • Достопримечательность
  • История
  • Буддийское искусство

Японский буддизм

Великий Будда в Камакуре

Буддизм зародился в Индии в 6 веке до н.э. Он состоит из учений Будды Гаутамы Сиддхартхи. Из основных ветвей буддизма именно буддизм Махаяны или «Великой колесницы» нашел свой путь в Японию.

Буддизм был завезен в Японию через Китай и Корею в виде подарка от дружественного корейского королевства Кудара (Паикче) в 6 веке. Хотя правящая знать приветствовала буддизм как новую государственную религию Японии, он изначально не распространился среди простых людей из-за своих сложных теорий. Было несколько первоначальных конфликтов с синтоизмом, исконной религией Японии, но вскоре эти две религии смогли сосуществовать и даже дополнять друг друга.

В период Нара великие монастыри в столице Нара, такие как Тодайдзи, приобрели сильное политическое влияние и стали одной из причин, по которым правительство перенесло столицу в Нагаоку в 784 году, а затем в Киото в 794 году. Проблема политически амбициозных и воинственных монастырей оставалась проблемой для правительств на протяжении многих веков.

Тодайдзи Нары

В ранний период Хэйан из Китая пришли две буддийские секты: секта Тендай в 805 году Сайчо и секта Сингон в 806 году Кукая. Позднее от секты Тэндай отделились другие секты. Среди них наиболее важные упомянуты ниже:

В 1175 году Хонэн основал секту Дзёдо (секта Чистой Земли). Он нашел последователей среди всех социальных классов, поскольку его теории были просты и основывались на принципе, согласно которому каждый может достичь спасения, твердо веря в Будду Амиду. В 1224 году Шинран, один из учеников Хонена, основал секту Дзёдо-Син (секта Истинной Чистой Земли) с еще более упрощенными учениями. Секты Дзёдо продолжают иметь миллионы последователей и сегодня.

В 1191 году секта дзен была завезена из Китая. Его сложные теории были особенно популярны среди представителей военного сословия. Согласно учениям дзэн, можно достичь самопросветления с помощью медитации и дисциплины.

Секта Нитирэн , была основана Ничиреном в 1253 году. Эта секта отличалась нетерпимостью по отношению к другим буддийским сектам. Буддизм Нитирэн до сих пор имеет много миллионов последователей, и несколько «новых религий» основаны на учении Ничирена.

Знаменитый сад камней Рёанджа, один из самых популярных садов дзен в Японии.

Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси боролись с воинствующими буддийскими монастырями в конце XVI века и практически уничтожили буддийское влияние на политический сектор. Буддийские институты снова подверглись нападкам в первые годы периода Мэйдзи, когда новое правительство одобрило синтоизм как государственную религию и предприняло усилия по отделению и освобождению синтоизма от буддизма.

Сегодня примерно две трети населения Японии считают себя буддистами. Однако религия не очень сильно влияет напрямую на повседневную жизнь среднего японца. Похороны обычно проводятся в буддийском стиле, и во многих семьях есть небольшой домашний алтарь, чтобы отдать дань уважения своим предкам.

Кинкакудзи в Киото — еще один из самых посещаемых храмов Японии.

Вопросы? Спросите на нашем форуме.

Английский

Боги Японии
Представление буддийских и синтоистских божеств.

Новости путешествий по Японии

Буддизм в Японии | Asia Society

Буддизм — это религия, предлагающая духовный путь преодоления страданий существования. Самсара, бесконечный цикл рождений, смертей и перерождений, которому подвержены все существа, является результатом последствий кармы человека, суммы хороших и плохих поступков, накапливающихся в течение многих жизней. Освобождение от этого бесконечного цикла достигается только путем достижения просветления, цели, к которой стремятся буддисты. Будда («просветленный») — это всезнающее существо, достигшее совершенного состояния трансцендентного знания, в котором пламя жадности, ненависти и заблуждения гасится и, перейдя в нирвану («задувание, чтобы погаснуть »), больше никогда не подлежит перерождению.

Согласно преданию, основатель буддизма родился в 563 г. до н. э. в регионе, который сейчас является южным Непалом. Он родился принцем по имени Сиддхартха («тот, кто достигает своей цели»), также известным как Шакьямуни («мудрец из клана Шакья»). Сиддхартха покинул свой дворец, отрекшись от царственной жизни, и отправился искать причину человеческих страданий. Он стал странствующим монахом. После многих лет поисков он нашел ответ — свое пробуждение — и начал учить других. Когда он умер, он достиг нирваны, окончательного освобождения от земных страданий, и стал Буддой («пробужденным или просветленным»). После его смерти учения Будды были записаны его последователями, которые распространяли его послание. Эти тексты называются сутрами. Начала формироваться организованная религия, и со временем появились новые ветви буддизма.

Три основных типа буддизма развились за его долгую историю, каждый со своими особенностями и духовными идеалами. Тхеравада или основополагающий буддизм, самый ранний из трех, подчеркивает достижение спасения только для себя и необходимость монашеской жизни для достижения духовного освобождения. Махаяна («Великая колесница»), члены которой верят, что приверженцы Тхеравады шли по пути, по которому не могло пойти большинство обычных людей, учит, что все могут достичь спасения. Практики Ваджраяны («Алмазной колесницы»), или эзотерического буддизма, верят, что можно достичь просветления за одну жизнь. Эти три школы не исключают друг друга, но делают упор на разные практики. Например, в то время как тхеравада учит, что лишь немногие преданные способны достичь просветления и что они делают это в одиночку, махаяна и ее более позднее ответвление, ваджраяна, учат, что просветление достижимо для всех с помощью будд и существ, известных как бодхисаттвы (тех, кто достигли просветления, но остались на земле, чтобы помогать другим на их пути).

Крупный восточноазиатский маршрут торговли и влияния пролегал из северного Китая через Корейский полуостров и через Корейский пролив в Японию. Путешествуя по этому маршруту, буддизм Махаяны был завезен в Японию из Кореи в шестом веке (традиционно в 538 или 552 году в рамках дипломатической миссии, которая включала такие дары, как изображение Будды Шакьямуни и несколько томов буддийских текстов). Как и в Корее, религия оказала длительное влияние на местную культуру. К седьмому веку, когда религия прочно утвердилась, в Японии были десятки храмовых комплексов, различные ордена священников и множество квалифицированных ремесленников, которые создавали иконы и другие атрибуты, необходимые для отправления веры.

Ваджраяна, или эзотерический буддизм, и сопутствующий ему пантеон божеств и тайных мистических ритуалов были представлены в Японии в ранний период Хэйан (после 794 г.) рядом японских священников. Они изучали религию в Китае и, вернувшись домой, основали влиятельные монастыри, два из которых стали центрами основных японских буддийских сект Тэндай и Сингон. Изображения гневных божеств, таких как Фудо Мьо-о (Ачала на санскрите), были введены в это время как часть эзотерического буддийского пантеона.

В конце периода Хэйан (до 1185 г.) и в последующие века буддизм Чистой Земли стал очень популярен. Спасительный буддизм Чистой Земли учил вере в Амиду (Амитабху на санскрите), будду Западного Рая. Верующие верили, что усердное повторение его имени позволяет душе переродиться в райской Чистой Земле, а не в буддийском аду или другом нежелательном перерождении. Сильная преданность Амиде привела к многочисленным просьбам о буддийских скульптурах и картинах в дополнение к множеству храмов, посвященных ему. Другим популярным в то время божеством-спасителем был Дзидзо, который веками ранее был представлен Японии как бодхисаттва в буддийском пантеоне Махаяны.

Дзидзо — божество сострадания и доброжелательности, чьи приписываемые силы со временем расширялись. В период Камакура (1185–1333) буддизм стал верой всех людей всех классов. Отчасти это было связано с тем, что многие священники стали странствующими евангелистами и принесли буддизм Чистой Земли в массы.

Буддизм

Дзен — это японское развитие школы буддизма Махаяны, зародившейся в Китае как чань-буддизм. В то время как практикующие дзэн прослеживают свои верования до Индии, ее акцент на возможности внезапного просветления и тесной связи с природой происходит от китайских влияний. Чань и дзен, что означает «медитация», делают упор на индивидуальную медитативную практику для достижения самореализации и, таким образом, просветления. Вместо того, чтобы полагаться на могущественных божеств, дзэн подчеркивает важность роли учителя, с которым у ученика есть связь между сердцем и разумом. Это позволяет учителю предложить ученику полезную помощь в его духовном развитии. Дзэн также ценит интуицию вместо привычного логического мышления и развитые экспрессионистские и наводящие на размышления (а не эксплицитные и описательные) стили живописи и поэтические формы, а также нелогичные загадки (коаны) для стимулирования интуиции. Хотя дзэн впервые появился в Японии за несколько столетий до этого, он не был прочно установлен до тринадцатого века, когда класс воинов начал отдавать предпочтение этой школе мысли.

Буддийские образы

В Индии через несколько сотен лет после времен Шакьямуни буддизм развил богатую традицию визуальных образов для изображения священных существ. Основываясь на описаниях, записанных в писаниях, будды обычно изображаются в виде человеческих фигур со сверхъестественными атрибутами, отражающими их духовно возвышенный статус. Наиболее часто изображаемые телесные отметины включают шишку на макушке, указывающую на мудрость (ушниша на санскрите), отметину в середине лба, которая также свидетельствует о большом понимании (урна), удлиненные мочки ушей, которые напоминают о царственности Шакьямуни. молодость (в его время молодые члены королевской семьи носили большие серьги) и тело с идеализированными пропорциями и очертаниями. Кроме того, будды часто, хотя и не всегда, изображаются аскетами, одетыми в простые монашеские одежды и лишенными декоративных шалей, шарфов и украшений. Бодхисаттвы, с другой стороны, обычно изображаются богато украшенными, что символизирует их постоянную связь с этим миром. Буддийские иконы предлагают зрителям сообщения или информацию с помощью жестов рук (мудры). Общие жесты включают медитацию, обучение и успокоение страха / исполнение желаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *