Буддийское приветствие: Восхваления Будде

Содержание

Восхваления Будде

Мне давно было интересно, что же говорят буддисты, кого или что вспоминают они в те моменты, когда обычно православные восклицают «Слава тебе, Господи!», а мусульмане, подняв глаза вверх, провозглашают «Слава Аллаху!»

От верующих бурятов я часто слышала в таких случаях мантру Ом Мани Бадмэ Хум (другая норма произношения – Ом Мани Падме Хум). Действительно ли эта, самая известная буддистская мантра, также называемая мантрой Бодхисаттвы сострадания и милосердия Авалокитешвары, должна использоваться в таких случаях? К кому обращаются, благодарят и прославляют в подобные моменты буддисты?

Соржо лама Санкт-Петербургского дацана Церен лама Дармаев — он десять лет учился в одном из известных старинных тибетских монастырей Гоман дацане, рассказал следующее.

Оказывается, тибетцы в подобных случаях говорят «О, Джово Ринбу!» (дословно: «О, большой Джово!»). Джово Шакьямуни – это одна из самых известных статуй и уж точно самая почитаемая в Тибете статуя Будды Шакьямуни.

Она находится в храм Джокханг, расположенном в столице Тибета Лхасе. Джово Шакьямуни считается прижизненной статуей Будды, сделанной из сандалового дерева, как и хранящееся в Эгитуйском дацане Бурятии другая прижизненная статуя Будды, Зандан Жуу (подробнее — читайте здесь). Но, в отличие от Зандан Жуу, фигура Джово позолочена и восседает в позе лотоса на высоком троне-киоте.

Также тибетцы могут сказать «Гон чок сум», что означает «Три драгоценности», тем самым еще раз вспоминая о клятве, которая дается при принятии прибежища, когда каждый верующий дает обещание найти прибежище в Будде, Дхарме (Учении) и Сангхе (Общине) (подробности — здесь).

Монголы вспоминают Бодхисаттву Авалокитешвару, по-монгольски и по-бурятски его называют Арьябала (произносится как Арьявала): «Арьябала, Ом Мани Бадмэ Хум!» Эта шестислоговая мантра имеет большую очищающую силу, приумножает благие заслуги, улучшает карму. У мантры есть много толкований. Далай-лама XIV поясняет, например, что эта мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды.

Второе слово (мани — «драгоценность») соотносится с понятием «бодхичитта» — стремлением к Пробуждению, состраданием и любовью. Третье слово (бадмэ — «цветок лотоса»), соотносится с мудростью. Четвертое слово (хум) олицетворяет неделимость практики и мудрости.

Также считается, что при чтении этой мантры Бодхисаттва Авалокитешвара обращается сочувствию всех Будд (имеются в виду все пять семейств Будд), в это время как шесть слогов превращают шесть мешающих чувств в мудрость:

ОМ – преобразует гордыню и самомнение;
МА – ревность и зависть;
НИ – привязанность и эгоистические желания;
БАД – неведение и запутанность;
МЭ – жадность и алчность;
ХУМ – ненависть и злость.

В Бурятии также произносили эту мантру, но использовалось и такое выражение: «О, Бурхан Гурбан Эрдэни!» (в переводе с бурятского: «О, Будда и Три драгоценности!») Кстати, про Три драгоценности есть такая притча:

Однажды в Индии монаху прихожане подарили отрез ткани для того, чтобы он сшил себе новую одежду. Это увидел вор, который вознамерился украсть красивую ткань у ламы. Но когда злоумышленник протянул руку за тканью, он получил три удара небольшой палкой от монаха, при этом лама перечислял три буддистских драгоценности: «Принимаю прибежище в Будде, прибежище в Дхарме, прибежище в Сангхе». Вор убежал и спрятался под мостом. Он сидел там и потирал руку с мыслями: «Как хорошо, что у ламы всего только три драгоценности: Будда, Дхарма и Сангха! А если бы их было больше, то монах, наверное, всю руку мне исколотил бы». В это время злые духи хотели перебраться через мост, но никак не могли этого сделать, потому что сидящий под мостом вор, сам того не ведая, постоянно восхвалял Три буддистских драгоценности.

Естественно, каждый приносящий хвалу Будде, Господу или Аллаху должен помнить, что имена богов и божеств нельзя произносить в местах общественного пользования или вставлять в ругательства.

  • Алла Намсараева

Монастырские правила – Школа Мастера Ши Янбина

Переводы статей

Монастырские правила

Приветствие (Вэн сюнь)
Традиционное монашеское приветствие и прощание выполняется следующим образом: нужно встать, слегка наклонившись вперед и сложить ладони напротив груди. Традиционно иерархия монашеских общин следовала годами установленному порядку, единому для всех монахов, независимо от их возраста. Однако, для мирян, приветствующих монахов, не существует никаких установленных правил, какими бы ни были их профессия и культурная подготовка. Это жест, принятый во многих религиях, который помогает контролировать ум и проявлять уважение к другому человеку.

Ритуал поклонения Будде (Ли фо)

Войдя в зал монастыря, буддийские монахи, миряне-буддисты и верующие обычно совершают ритуальное поклонение Будде. Если в зале уже присутствуют монахи, то чтобы не нарушать порядок, присоединитесь к ним после выполнения приветствия (по-китайски вэн сюнь — ритуальный поклон со сложенными ладонями напротив груди).

Ритуальное поклонение выполняется следующим образом:

  • Встаньте перед ковриком и держите сложенные ладони напротив груди, слегка наклонитесь вперед;
  • Переместите правую ладонь в направлении вниз и поместите ее недалеко от центра коврика, одновременно наклоняйтесь вниз, колени врозь;
  • Переместите и положите левую ладонь возле левого верхнего края коврика;
  • Переместите правую ладонь из центра в правый верхний край коврика, параллельно левой ладони;
  • Коснитесь головой пространства на коврике между ладонями; поверните обе ладони вверх, словно обнимаете стопы Будды;
  • Согните пальцы, а затем переверните их; поднимите голову от коврика;
  • Переместите правую ладонь обратно в среднюю часть коврика; поднимите левую ладонь вверх к передней части груди;
  • Встаньте и переместите правую ладонь обратно к передней части груди; соедините ладони и отдайте дань уважения Будде. Повторите три раза.

Поклонение Будде заканчивается традиционным ритуалом буддийского приветствия. Стоя со сложенными ладонями перед грудью, положите правую ладонь поверх левой, сложенные ладони медленно поднимайте вверх до бровей; затем переместите руки вниз и оставьте правую руку поверх левой, ладонями вверх, большие пальцы соприкасаются и образуют круг (это типичный жест, называемый медитативным жестом или самадхи-мудрой). После этого сделайте один поклон статуе Будды, слегка наклонив голову, и спокойно покиньте зал.

Простирание пятью частями тела (у ти тоу ди)
Ритуал «коснуться земли пятью частями тела» или «пять точек поклонения» выполняется следующим образом: нужно опустить, как бы бросить тело вперед, вытянуться во весь рост, перенести обе руки на макушку, касаясь пола пальцами ног, коленями и лбом. Это наиболее почитаемая форма простираний, ритуал, который очень уважали и практиковали в древнем индийском буддизме.

Мудры (жесты рук)

Мудры — это жесты рук, символизирующие божественные проявления. У статуй Будды руки всегда расположены в определенной позиции. Это простой способ указать верующим на суть и назначение изображения Будды. Мудры также используются монахами в духовных медитативных практиках и концентрации. Например, Амитабха мудра, которая также называется Дхьяна мудра – это жест абсолютного баланса, медитативного состояния, в котором правая рука лежит на левой ладони и кончики больших пальцев соприкасаются; Вайрочана мудра, также называемая Уттарабодхи, часто встречается в изображениях Вайрочана Будды: в этой мудре большие и указательные пальцы обеих рук вытянуты и соприкасаются кончиками, а остальные пальцы переплетаются.

Сжигание благовоний (Шан сиан)

Сжигая благовония, выполните следующий ритуал:
Зажмите ароматическую палочку между большими и указательными пальцами обеих рук, остальные пальцы сложены; поднимите палочку горизонтально к бровям, указывая зажженным концом в сторону статуи Будды; молча совершайте молитву во время подношения каждой палочки благовония.

Консультация (Чин и)
На китайском это звучи как «чин и», и дословно означает «консультация». Это означает, что ученик спрашивает совета у уважаемого мастера о дальнейших действиях после обучения.

Обращение
Не обращайтесь к уважаемому мастеру по имени. Узнайте у уважаемого мастера его буддийское имя, спросив: «Могу я узнать Ваше имя в Дхарме?». Не очень уместно использовать буддийское имя напрямую, обязательно нужно добавить «уважаемый», «мастер», «уважаемый мастер» или «почтенный». Когда обращаетесь к уважаемому мастеру, то о себе следует сказать не «я», а «ученик» или «последователь».

Правила поведения в залах монастыря
Перед входом в монастырь очистите тело и ум, вымойте руки. Не разговаривайте о мирских делах и не шумите в залах монастыря. Не сидите в залах, за исключением практики чань-медитации. Не трогайте ритуальные предметы в зале Махавира. Войдя в зал Махавира, отдайте дань уважения Будде (сразу при входе в зал).

 Положите правую руку поверх левой и выполните Амитабха-мудру. Расслабьте руки, опустите взгляд и сосредоточьтесь на тишине ума. Если у вас остались излишки после сжигания благовоний, отдайте их уважаемому мастеру, отвечающему за лампады и светильники. После службы выходите из зала по очереди, а не толпой.

Правила в зале Дхармы
Присутствуя во время произнесения речи или наставлений в зале Дхармы или Лекционном зале, сидите или стойте прямо, с поднятой головой. Не разглядывайте все вокруг. Если кашляете, прикрывайте рот платком или рукавом.

Правила поведения в Вегетарианском зале
Гуо тан (прием пищи)
Гуо тан — это китайский термин, используемый для описания монашеской традиции   приема пищи в Вегетарианском зале. Утром и днем монахи приходят в Вегетарианский зал для совместной трапезы.

Пять размышлений во время еды
Вегетарианский зал также называется залом Пяти размышлений, поскольку буддисты по время еды всегда соблюдают традицию «пяти размышлений во время еды».

  • Мы размышляем о тех усилиях, которые были приложены к тому, чтобы эта еда пришла к нам;
  • Мы размышляем о нашей добродетели и практике, и о том, достойны ли мы данного предложения [еды];
  • Мы считаем, что жадность является препятствием к свободе ума;
  • Мы расцениваем эту еду как лекарство для поддержания нашей жизни;
  • Мы сейчас получаем эту пищу ради просветления.

Правила поведения в Обеденном зале
Проявляйте вежливость в Обеденном зале и предлагайте почетные места другим людям, особенно старшим монахам.
Перед тем, как приступить к еде, повторите вслух предложенную мантру; сначала предложите еду трем драгоценностям (Будда, Дхарма и Сангха), затем животным и голодным духам.
Не разговаривайте во время обеда. Сидите ровно и ешьте медленно.
Будьте внимательны к еде, держа миску правильно.
Ешьте суп медленно и без шума.
Не скребите и не вылизывайте миски во время приема пищи.
Не гремите посудой.
Ешьте умеренно, и так, чтобы на тарелке еды не оставалось.
Прикрывайте рот рукавом, когда пользуетесь зубочисткой.

Перевод: Ирина Брызгалина, редактор Марина Горяева.

Share:

Анджали Мудра — это универсальное буддийское приветствие, а не «намасте» (контрапункт автора/читателя). Уважение побеждает гордость, всеобщее приветствие и знак почтения, написанное другим приглашенным автором, пишет о своем взгляде на использование «Намасте» в качестве приветствия. В частности, он ссылается на языковой аспект, а не на жест почтения или приветствия. Изначально мы собирались опубликовать это как комментарий, но посчитали, что его следует выделить как отдельную функцию. Еженедельные статьи «Будда» публикуются буддистами-единомышленниками, которые делятся своими историями, взглядами, новостями и практиками в, надеюсь, информативных и увлекательных историях. Гостевой пост не редактировался для точности. Важно отметить, что это обсуждение относится к обычаям и культуре — в дружеском приветствии нет правил.

Ссылка из оригинальной истории ссылается на этот пост.

Я прочитал вашу статью о «Намасте». Лично мне показалось, что в статье есть неточности и предположения. Я думал, что это прояснит любые неточности в статье. Пожалуйста, не воспринимайте это как резкую критику. Я просто пытаюсь объяснить вещи в дружелюбной и приемлемой форме. Просто я чувствовал, что статья может заставить людей неправильно понять приветствие в буддийском мире. Вот оно –

ПРИВЕТСТВИЕ В БУДДИЙСКОМ МИРЕ

Добро пожаловать _/\_

Когда два буддиста встречаются друг с другом, принято делать Анджали-мудру (сожмите ладони перед грудью) и произносить приветствие либо на своем родном языке, либо на языке, который понимает другой человек.

Анджали Мудра, универсальный и уважительный жест приветствия.

Просто для примера: я из Шри-Ланки и говорю на сингальском как на родном языке. Когда я встречаю буддиста, идеальный способ приветствовать человека — это выполнить Анджали-мудру и произнести приветствие на моем языке. Но если бы я встретил англоговорящего буддиста, я бы сделал Анджали-мудру, а затем сказал: «Добро пожаловать». Если я встречу человека, говорящего на хинди, я сделаю Анджали-мудру и скажу «Намасте».

Обратите внимание, что термины приветствия специфичны для соответствующих языков и не эквивалентны по своему значению.

На хинди «Намасте» означает «Я приветствую вас» (а не преувеличенное «божественное во мне склоняется перед божественным в вас»).

Например, на сингальском языке мы говорим «аюбован», что означает «долгая жизнь». На хинди «Намасте» означает «Я приветствую вас» (а не преувеличенное «божественное во мне преклоняется перед божественным в вас»). И термин «добро пожаловать» отличается от этих двух. Нет необходимости увязнуть в этимологии терминов, поскольку слова просто приветствуют другого человека.

Слишком часто мы видим слово «Намасте» в конце поста или комментария. В контексте мало ошибок. Во-первых, термин «намасте» используется в начале как открывающий (а не закрывающий). Намасте — это не универсальный приветственный термин для всех буддистов, его используют те, кто говорит на хинди.

Намасте часто используется в сочетании с Анджали-мудрой в качестве приветствия, часто между буддистами, однако одинаково правильно использовать Анджали-мудру с «Добро пожаловать» или на языке человека, приветствующего или приветствующего.

То, что является универсальным между буддистами, — это Анджали Мудра

Термин Намасте не является исключительным для индуистов, поскольку неиндуисты, говорящие на языке хинди, также используют этот термин, например, индийские буддисты, сикхи и джайны.

Что является универсальным и распространенным в плане приветствия между буддистами, так это Анджали Мудра. Некоторые люди западного происхождения считают, что термин «намасте» подобен буддийскому эквиваленту «Ас аламу алейкум» в исламе, но это ошибочное предположение.

Итак, в дальнейшем, когда будет использоваться термин Намасте, всегда лучше поправлять людей тут же. Так как приветствие с этим (_/\_) уместно в англоязычной аудитории.

Помните, что в отличие от авраамических религий, доктрины которых основаны на догмах, в буддизме нет жестких правил, касающихся того, как люди должны приветствовать друг друга. Но пост просто объясняет, что является обычным обычаем в буддийском мире.

С Меттой _/\_

Пэм

Оригинальная история о еженедельнике Будды:

Намасте: уважение побеждает гордость, всеобщее приветствие и знак почтения

Как приветствовать буддийского монаха

Саидур Рахман

Отказ от ответственности: Как партнер Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках.

Как лучше всего приветствовать буддийского монаха? Как вы должны вести себя рядом с ним? Все это очень распространенные вопросы, которые люди задают о буддийских монахах. Легко чувствовать беспокойство и неуверенность, когда вы не знаете, что делать в этой ситуации, но есть несколько простых рекомендаций, которые могут помочь.

В сегодняшней записи блога я поделюсь с вами советами по приветствию буддийского монаха.

Буддийский монах — это человек, давший обет жить духовной жизнью. Их часто можно увидеть в мантиях и с четками. Когда вы встречаете буддийского монаха, важно приветствовать его с уважением, которого он заслуживает.

Как приветствовать буддийского монаха

Во время встречи с тибетским буддийским монахом следует сблизить руки на груди и слегка поклониться.

Затем вы можете поприветствовать его, сказав «Tashi Deley» , что сравнимо с «привет» на английском языке. Эти два слова используются для выражения добрых пожеланий так же, как «Салам» используется в мусульманской вере и «Намаскар» в индуизме.

Чтобы почтить память буддийского монаха, вы также можете сказать «Намо Буддхья» , что означает «Я преклоняюсь перед Буддой». Однако те, кто следует буддизму Махаяны, могут предпочесть сказать «Намо Амитабха» («Я преклоняюсь перед Амитабхой»).

Кроме того, это поможет показать вашу благодарность и уважение к буддизму, если вы обратитесь к нему или к ней как «Бханте» , что переводится на английский как господин или почтенный сэр.

https://www.youtube.com/watch?v=7Vhm1sHiIRwВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Monk Radio: Greeting a Monk (https://www.youtube.com/watch?v=7Vhm1sHiIRw)

Видео: Monk Radio: Приветствие монаха

При встрече с буддийским монахом принято кланяться. Это выражение уважения и восхищения их духовным путем.

Не беспокойтесь, если вы не знаете, как кланяться. Вы можете практиковать поклоны, следуя этому руководству:
https://www.lionsroar.com/how-to-practice-bowing/

Обычный жест уважения к монаху — поднять руки и пальцы перед сердцем. , ладони прижаты друг к другу, при этом слегка наклоняясь.

В Тибете этот жест используется как церемониальный способ обращения к монахам или ламам при встрече с ними во время молитв или обходов вокруг храмов и ступ вне религиозных праздников.

Как обращаться к тибетскому буддийскому монаху

Тибет является важным местом для буддистов, так как здесь живет Далай-лама . Лама — это человек, достигший высочайшего уровня духовных достижений благодаря практике буддийской религиозной теории.

Таким образом, при первой встрече с таким религиозным лидером важно иметь в виду несколько моментов.

Далай-лама и ламы не должны обмениваться рукопожатиями с простолюдинами. Когда они хотят благословить или поприветствовать кого-то, они просто немного поднимите руки .

Кроме того, тибетские религиозные лидеры высовывают языки, приветствуя друг друга. Так что следите за этими вещами и действуйте соответственно при встрече с буддийским монахом.

Если вы хотите поговорить с буддийским монахом, пока он медитирует, подождите, пока он закончит, прежде чем начинать разговор.

Скажите «Таши Делей» или «Намасте» с привлекательной улыбкой и понаблюдайте за их реакцией, прежде чем уйти от них.

Будьте уважительны и не инициируйте физический контакт во время этого приветствия или в любое время во время разговора, если уж на то пошло!

Тибетские традиции очень формальные поэтому важно быть вежливым при встрече с монахом или монахиней. Монахи и монахини проводят свою жизнь в служении буддийским учениям и должны оставаться сосредоточенными на своих внутренних практиках.

Вы должны приветствовать их с почтением, когда они проходят мимо вас на улице.

Кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с ними лично, убедитесь, что язык вашего тела и зрительный контакт соответствуют серьезности ситуации — стойте на месте, установите зрительный контакт, снимите обувь у двери перед входом и сядьте со скрещенными ногами, если вокруг нет стульев, чтобы продемонстрировать уважение к иерархии.

Напутствие

Приветствуя буддийского монаха, важно сохранять расслабленную и уважительную позу.

Старайтесь не выглядеть испуганным или неуверенным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *