БУДДИЗМ • Большая российская энциклопедия
Распространяясь по странам Азии, возникший в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии буддизм постепенно приобрёл такие основные этнокультурные формы, как юго-восточный, дальневосточный и северный (тибетский) буддизм, который в 19 – нач. 20 вв. в Европе называли ламаизмом. Именно тибетская форма буддизма начала распространяться в России в 17–18 вв., когда в низовья Волги и в Забайкалье перекочевали монгольские скотоводческие племена – ойраты (калмыки) и буряты. В 1914 в состав Енисейской губ. вошла на правах протектората Тува, народы которой также частично исповедовали буддизм. Несмотря на общность религии, её формы у бурят, калмыков и тувинцев развивались самостоятельно; национальным своеобразием отличались даже системы организации буддийских монастырей – бурятских дацанов, калмыцких хурулов, тувинских хурэ.
Буддизм среди калмыцких племён. Ойратские (т. е. зап.-монгольские) племена дербетов и торгутов, которые дошли до низовий Волги и Дона, во 2-й пол. 17 в. образовали Калмыцкое ханство, официальной религией в котором был буддизм, известный ойратам ещё с 13 в., но широкое распространение получивший лишь в нач. 17 в. Ойраты прибыли на территорию России с кочевыми монастырями (хурулами), состоящими из нескольких кибиток. Быстро появились и стационарные монастыри, такие, как построенный до 1616 Дархан-Доржин-кит («Семь палат») в районе совр. Семипалатинска. Кроме того, в 17 в. возникли монастыри Аблаин-кит (1656), Ботоктухан-кит (1670), Джалин-обо, Очиртухан-кит, Цаган-сумэ. В 1771 из-за притеснений царской администрации б. ч. калмыков откочевала обратно в Джунгарию (Китай). Оставшиеся в России 13 тыс. семей калмыков были переселены на реки Урал, Терек, Кума. Помимо хурулов, откочевавших в 1771 вместе с осн. массой калмыцкого народа, у калмыков к кон. 18 в. оставалось 14 буддийских монастырей.
Религиозной деятельностью калмыков вначале руководил лама, остальные духовные лица именовались «хувараки». После откочёвки 1771 буддийская церковь была децентрализована, и в каждом районе (улусе) избирался свой лама. Уже с нач. 18 в. получение духовного сана было связано с системой монастырского образования.
Агинский дацан. Освящение субургана Калачакры (Забайкалье). Фото. 1914.
В кон. 18 в., после ликвидации автономии Калмыцкого ханства и миграции большинства калмыков назад в Джунгарию, «калмыцкая степь» превратилась в один из административно-территориальных районов России, подчинённый астраханскому военному губернатору. Буддийская церковь также была полностью подчинена государству. Её глава, шаджин-лама, или «лама калмыцкого народа», с тех пор получал жалованье от государства. Стремясь ограничить распространение буддизма «Положением об управлении калмыцким народом», принятым в 1838, царское правительство сократило штат духовенства до 2650 священнослужителей, а хурулов до 76 вместо реально имевшихся 5270 священнослужителей и 105 хурулов. По «Положению…» 1847 предусматривалось дальнейшее сокращение служителей культа до 1656, хурулов – до 67. В 1907, тем не менее, была открыта первая чойра – высшая школа для подготовки калмыцкого буддийского духовенства, а в 1908 – вторая. После 1910 бакша-лама донских калмыков открыл третью чойру.
Буддизм среди бурятских племён. Первые сообщения о буддийском культе у бурят доходят до Москвы в 1647. В 1741 у бурят в Забайкалье зарегистрировано уже 11 «ламских капищ» и 150 лам, главным из которых был назначен Агван Пунцог, тибетец. Первые бурятские храмы – сумэ – помещались в юртах и кочевали вместе со своими прихожанами. Лишь в 1753–58 (существуют и др. датировки) был построен деревянный буддийский храм – Цонгольский (позднее Хилгантуйский) дацан, главой которого стал Дамба Доржа Заяев. Чуть позже, по-видимому, было построено деревянное здание Гусиноозерского дацана. Основал его Лубсан Жимба Ахалдаев, получивший образование в Монголии. Соперничество между этими двумя бурятскими центрами буддизма продолжалось вплоть до нач. 19 в., когда царская администрация признала приоритет Гусиноозерского дацана, настоятель которого получил звание «бандидо хамбо-ламы» (монголизированное произношение санскр. «пандита» и тибет. кхенпо-лама), что означает «учёный главный лама».
К 1846 в Бурятии было выстроено уже 144 здания в 34 дацанах. Шёл быстрый рост численности бурятского духовенства. Если в 1741 у бурят имелось 150 лам, то в 1796 – уже 700, а в 1831 – 4637. Стремясь приостановить развитие буддизма и облегчить христианизацию бурят, царское правительство в «Положении о ламайском духовенстве в Восточной Сибири» в 1853 запретило строить новые дацаны (их уже было 34), а также ограничило рост числа лам, утвердив 285 «штатных лам», не облагаемых налогом. Остальные ламы были обложены налогом наравне с простыми крестьянами. Однако, опасаясь вызвать недовольство населения в районе, игравшем ключевую роль в стратегических планах России на Востоке, администрация избегала активности в практической реализации «Положения…» 1853 и не сильно препятствовала интенсивному развитию бурятского буддизма, чему способствовало установление единой системы непрерывного буддийского образования. После появления в Бурятии буддийских факультетов цаннита (философии) окончание такого факультета стало обязательным для священнослужителей дацанов.
Всесоюзный буддийский собор в Москве. Фото. Январь 1927.
Затрачивая массу усилий и средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции тибетского буддизма. В 1869 в Цугольском дацане под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы началось официальное преподавание индо-тибетской медицины (впрочем, её практиковали в Забайкалье ещё в 18 в.), которая к кон. 19 в. достигла значительных успехов.
В 1878 в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор-Калачакры, чем и завершилось построение осн. направлений высшего духовного образования по тибетскому образцу. Быстро развивалось буддийское книгопечатание. В 1887 действовало уже 29 типографий, которые до их разгрома в 1930-х гг. успели издать ок. 2000 названий книг на тибетском и монгольском языках.
Иволгинский дацан близ Улан-Удэ (Бурятия). Фото. 1990-е гг.
Буддизм в Туве. После падения маньчжурской династии в Китае Россия присоединила в 1914 Туву (Тыву) в качестве протектората под названием Урянхайский край. Тувинцы – единственный тюркский народ, исповедующий буддизм. Ко времени вхождения Урянхайского края в состав Российской империи на его территории действовали уже 22 буддийских монастыря (хурэ), ок. 4000 лам и хуураков-учеников. Около половины лам жили в миру, вели хозяйство и имели семьи. Стационарные буддийские монастыри стали сооружаться в Туве с 70-х гг. 18 в. Наиболее крупными из них к нач. 20 в. были Эрзинский, Самагалтайский, Оюннарский, Верхне-Чаданский, Нижне-Чаданский. Главой буддийского духовенства Тувы являлся настоятель Чаданского хурэ, носивший титул «камба-лама» и подчинявшийся буддийской церкви Монголии. При многих хурэ имелись школы, где мальчики получали начальное религ. образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно получали в Монголии.
Российский буддизм в нач. 20 в. В связи с развитием международных связей России на Востоке, в частности для установления прямых связей царского правительства с теократическими правительствами Монголии и Тибета, в С.-Петербурге в нач. 20 в. был построен буддийский храм. Строительством руководил представитель Тибета и один из учителей далай-ламы ХIII, выдающийся бурятский лама Агван Доржиев. Тесно сотрудничавший с ним Д. Д. Итегелов, занимавший пост бандидо хамбо-ламы в 1911–18, в настоящее время почитается как достигший высоких степеней святости, т. к. его тело, извлечённое из могилы, согласно завещанию, в 2002 оказалось нетленным.
Образованные калмыцкие и бурятские ламы начинают сотрудничать с рос. востоковедами, и петербургская буддологическая школа, руководимая Ф. И. Щербатским, выдвигается на передовые позиции в мировой науке. В Казанской духовной академии в русле миссионерского востоковедения развиваются и исследования буддизма.
Буддизм в СССР. В нач. 1930-х гг. встал вопрос о самом существовании буддийского духовенства. Ламы были лишены права на землю, налоговое обложение существенно увеличилось, начались захваты и погромы дацанов. Число лам стремительно сокращалось. Если в 1916 в Бурятии было 11276 лам, то в 1923 – 9134, в 1924 – 6628, в 1929 – 5928. К 1935 примерно треть бурятских дацанов пустовала из-за отсутствия бежавшего или репрессированного духовенства. В 1936 под предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находятся в пограничной зоне, были закрыты и все остальные дацаны, а ламы выселены или репрессированы как «враги народа» и «японские шпионы». Аналогичные процессы шли в Калмыкии и в формально независимой Танну-Туве. В Калмыкии в 1917–37 было ликвидировано 79 хурулов. Упразднение в 1943 калмыцкой автономии и выселение калмыцкого народа в Сибирь привели к тому, что вопрос о существовании буддизма в Калмыкии отпал сам собой. В «независимой» с 1921 Танну-Туве вначале буддийская организация оставалась неприкосновенной, и в 1928 Малый хурал даже принял закон, объявивший буддизм гос. религией, что и спровоцировало гонения, которые в 1930 были подтверждены особой резолюцией 2-го Пленума ЦК и ЦКК АРП «по ламскому вопросу». В Туве, как и в Калмыкии, все храмы были сожжены дотла. И если у калмыков всё же сохранилось одно каменное здание – каменный Хошеутовский хурул князей Тюменей, то в Туве остались лишь руины Чаданского хурэ. Небольшая часть буддийских рукописей, скульптур и икон на ткани, которые удалось спасти от уничтожения, попала в музеи Москвы и Ленинграда, сделав их самыми богатыми в мире собраниями буддийского искусства.
В послевоенные годы буддистам Бурятии, учитывая их патриотическую позицию во время Вел. Отеч. войны, разрешают воссоздать организационные структуры. В 1946 по инициативе группы лам и верующих во главе с быв. монахами Х. Галсановым и Лобсан Нима Дармаевым в Улан-Удэ было созвано Совещание буддийских деятелей Бурят-Монгольской АССР, которое приняло «Устав духовного управления буддистов» и «Положение о буддийском духовенстве СССР», обязывавшие лам «почитать наравне со своей священной буддийской верой Родину трудящихся и всемерно содействовать её укреплению и расцвету». Верховным органом буддийской организации было Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) СССР во главе с председателем, получившим титул «бандидо хамбо-лама». Резиденцией ЦДУБ СССР стал новый храм «Хамбин сумэ» (ныне Иволгинский дацан), построенный на отведённой для этой цели болотистой местности в 30 км от Улан-Удэ. Бандидо хамбо-ламой был избран Л. Н. Дармаев. Вскоре был открыт Агинский дацан в Читинской обл. В 1956 ЦДУБ СССР входит во Всемирное братство буддистов, а в 1969 возникает Азиатская буддийская конференция за мир, в которую вступают буддийские стра-
ны, лояльно относящиеся к СССР или зависимые от него. Помимо этих центров, где легально проживало около двух десятков священнослужителей, во всех буддийских регионах продолжали нелегально действовать несколько сотен бывших лам, выпущенных к тому времени из тюрем и лагерей. Они выполняли религ. церемонии для односельчан и приезжих, практиковали тибетскую медицину. У некоторых лам появились
ученики за пределами традиционных буддийских ареалов.
С первых лет перестройки бурно начался процесс возрождения буддизма и распространения его по стране. В 1988– 1989 были зарегистрированы первые буддийские общины в Туве, Калмыкии и Ленинграде.
Буддизм в современной России. В 1991 впервые открыто посещает Москву и буддийские регионы страны далай-лама, что придаёт мощный импульс процессу возрождения буддизма. На 1.1.2003 в РФ зарегистрировано 218 религ. буддийских организаций, в т. ч. 11 централизованных религ. организа-
ций, 205 – местных и 2 религ. учебных заведения. Помимо традиционного для России тибетского буддизма начинают распространяться и др. направления Дхармы: юго-восточный буддизм тхеравады, а также дальневосточный чань/дзен-буддизм и японская традиция Лотосовой сутры. Тибетская традиция тоже не ограничивается, как в довоенное время, монополией школы Гелуг. К кон. 20 в. в России появились отделения всех др. тибетских школ – Ньингма, Кагью и Сакья, а также Дзогчен в передаче Намкхая Норбу Ринпоче, объединяющей буддийскую и бонскую версии этой доктрины.
Большинство буддийских общин объединены в централизованные организации. В 1996 ЦДУБ переименовано в Буддийскую традиционную сангху России, куда помимо бурятских общин вошли и некоторые организации, находящиеся на территории Европейской части РФ; с 1991 действует Объединение буддистов Калмыкии, руководимое Тэло Ринпоче (является в настоящее время единственным отечественным Ринпоче – ламой – воплощением великого индийского йогина Тилопы). В Туве к 1997 тоже сложилась единая самостоятельная церковь – Управление Камбу-ламы Тывы. Во многих крупных городах России возникли новые буддийские общины неэтнического типа.
Во всех трёх «буддийских» республиках возрождение буддизма воспринимается как символ знаковой системы национальной, нерусифицированной культуры и ему оказывается гос. поддержка.
История буддизма в России
История буддизма в России: основные вехи
История буддизма в нашей стране насчитывает не менее тринадцати столетий
Новые ступы Сибири
Ступа Просветления будет построена в Красноярске, а Ступа Совершенной Победы — на Байкале
BigMos: Большой Московский
История Московского буддийского центра в рассказах очевидцев
Самара.
Сердечный центр ПоволжьяВ Самаре идет строительство нового буддийского центра
Первый приезд в СССР
Отрывок из книги Ламы Оле Нидала «Верхом на тигре»
Кармапа в России
В июне 2009 года в России впервые побывал Кармапа XVII, глава тибетской традиции Карма Кагью
Лама Оле Нидал: Восток встречается с Западом
Это была чрезвычайно приятная встреча, немного похожая на партию в шахматы
«Если люди, пришедшие к вам, счастливы…»
Глава традиционной буддийской Сангхи России Хамбо Лама Дамба Аюшеев о буддизме в Бурятии
Возвращение Итигэлова
История обретения Драгоценного тела Учителя
Ступы Бурятии
Возведение субурганов в Бурятии с каждым годом затрагивает все большее количество людей
Тува: становление буддизма
Впервые учение Будды пришло на территорию Тувы во II веке до нашей эры
Буддийское путешествие по Бурятии
Путевые заметки польского географа о становлении буддизма за Байкалом
Под крылом могучего орла
Дацан в Санкт-Петербурге был построен по решению императора Николая II
Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России: Цзинь
Дальний Восток России в VII–XII вв. был родиной двух великих азиатских государств — Бохая и Цзинь
Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России: Бохай
Дальний Восток России в VII–XII вв. был родиной двух великих азиатских государств — Бохая и Цзинь
Школа Карма Кагью и калмыки
В последние годы в Калмыкии сделано очень многое для возрождения и развития буддизма
Буддистский лидер стал первым религиозным главой в России, открыто осудившим войну на Украине Украины продолжают расти.
Предложения, , объявленные ранее на этой неделе министром обороны Сергеем Шойгу, предусматривают увеличение численности российских вооруженных сил примерно на 30 процентов до 1,5 миллиона военнослужащих и представляют собой отмену реформ, проведенных более десяти лет назад и направленных на модернизацию. его силовая структура советской эпохи.
Они также являются признанием системных проблем, с которыми продолжают сталкиваться российские вооруженные силы, проблем, выдвинутых на первый план в результате напряженного конфликта на Украине.
Россия зафиксировала более 100 000 убитых и раненых в Украине с февраля, согласно общедоступным оценкам западной разведки и военных. В последний раз Москва обнародовала официальное число погибших в сентябре, когда Шойгу объявил о гибели 5937 солдат на войне.
Чтобы пополнить свои силы в Украине, Кремль в сентябре объявил мобилизационную кампанию, целью которой было собрать до 300 000 человек, в основном резервистов и имеющих военный опыт, для помощи в боевых действиях.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Не думал, что выживу»: российский солдат-добровольец, покинувший войну на Украине, вспоминает о своем испытании
Приказ о мобилизации был отделен от регулярного призыва два раза в год, в рамках которого два раза в год на службу призывают от 120 000 до 140 000 человек. Эти призывники служат один год.
Согласно действующему законодательству призыв направлен на мужчин в возрасте от 18 до 27 лет. Этих солдат нельзя отправлять за границу или в активные боевые действия.
Выступая 21 декабря на итоговом совещании с высшим военным руководством, а также президентом Владимиром Путиным, Шойгу призвал повысить возрастной ценз призывников до 21-30 лет и заявил, что России нужна общая сила 1,5 млн на обеспечение «выполнения задач по обеспечению безопасности России».
Он не назвал сроков, когда это произойдет.
В настоящее время в российской армии насчитывается около 1,1 миллиона солдат.
После того, как призывникам запретили служить в Украине, чиновники обратились к солдатам-добровольцам — «контрактникам» — для ведения войны. Всего до вторжения 24 февраля в России было около 400 тысяч контрактников, в том числе около 150 тысяч в сухопутных войсках.
Частная военная компания Vagner Group также направила в Украину около 50 000 военнослужащих, по данным Министерства обороны Великобритании, большинство из которых, как полагают, являются заключенными, завербованными из российских тюрем с обещаниями досрочного освобождения.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Бахмутская мясорубка»: российские войска громят этот город на Донбассе. Непонятно почему.
Расширенные российские силы будут включать 695 000 военнослужащих-контрактников, сказал Шойгу, 521 000 из которых должны быть на службе к концу 2023 года. расположены напротив государств-членов НАТО.
Другие изменения предусматривали передачу некоторых подразделений ВВС под командование сухопутных войск, а существующие пехотные, морские и воздушно-десантные бригады были бы преобразованы в обычные дивизии, подобные тем, что существовали при советских структурах.
В случае реализации предлагаемые реформы отменят ряд изменений, предпринятых предшественником Шойгу Анатолием Сердюковым после войны 2008 года в Грузии, которая выявила вопиющие проблемы в российской армии.
Среди прочего, изменения Сердюкова привели к демонтажу структуры вооруженных сил советской эпохи, переходу от крупных дивизий к более мобильным и в значительной степени самодостаточным бригадам и попытке повысить оперативную совместимость различных родов войск.
Дара Массикот, исследователь российских вооруженных сил в RAND Corp., американском аналитическом центре, назвала предложения «существенной» реорганизацией и частичным отказом от реформ Сердюкова.
«Структура вооруженных сил была лишь частью реформ», — сказала она Азаттыку. «Так что на этом фронте, да, это серьезный откат. Но другие принципы все еще присутствуют: современное оборудование, профессиональная военная служба, новое оружие и т. д.».
Но отход от бригадной структуры обратно к акценту на дивизиях был намеком на старые офицерские корпуса, знакомые с советской структурой.
«Они всегда возмущались бригадами и массовыми сокращениями сухопутных войск», — сказала она.
Приказ о мобилизации, объявленный президентом Владимиром Путиным в сентябре, взбудоражил российское общество, спровоцировав волну эмиграции мужчин и женщин, спасающихся от перспективы подвергнуться мишени и отправке на войну.
Правозащитники заявляют, что изменения Шойгу служат лишь дальнейшей «милитаризации» российского общества.
«Я бы не сказал, что это реформа. Реформы здесь действительно нет», — заявил в интервью 9-му Алексей Табалов, возглавляющий правозащитную группу «Школа призывников».0005 Текущее время . «Настоящей реформой было бы создание полностью профессиональной армии, где не было бы места обязательной воинской повинности».
«Продекларированы две цели: сохранение наступательных операций на Украине и военное противодействие расширению НАТО. Это те две цели, которые громко декларируются и ради которых, собственно, и будет направлена жизнь российского общества далее», — добавил он.
«Милитаризация, повышение призывного возраста, увеличение армии, увеличение военных расходов, теперь все подчинено военным целям».
Возрождение буддизма в России
На протяжении четырех поколений Советы вели войну с буддистами, иногда называя их «японскими шпионами». Сейчас, спустя 20 лет после краха коммунизма, буддизм переживает массовое возрождение на своих исторических территориях.
Да, есть русские буддисты
Барабаны, колокола и песнопения благоухают Азией. Но язык, на котором говорят монахи здесь, у берегов Байкала, — русский.
Йондон Улзутуев, преподающий философию в Иволгинском дацане, главном буддийском монастыре России, говорит, что, когда он изучал буддизм в Индии, люди не верили, что он русский.
25-летний мужчина — один из более чем миллиона человек в постсоветской России, принявших буддийскую веру своих предков.
Изменение отношения
Царская Россия в значительной степени сосуществовала с тибетской буддийской верой покоренных ею монгольских народов в Средней Азии. Но Советы вели войну с буддизмом. Они снесли храмы и монастыри. Они использовали древние рукописи для скручивания сигарет. Они расстреляли сотни священников, а остальных отправили в ГУЛАГ.
Буддийская монахиня Тензин Чойдрин говорит здесь о разрушении коммунистами буддийской культуры и цивилизации.
«В результате коммунистических репрессий была разрушена почти вся буддийская система, — говорит она. — Было разрушено буддийское мировоззрение, основы традиционного образа жизни, разрушена традиционная система ценностей».
Советы заставили буддизм уйти в подполье. Но искоренить веру в ее исторических опорных пунктах — приграничных республиках Калмыкии, Туве и здесь, в Бурятии, не удалось.
Рикошет
Хотя сегодня буддистов в России больше, чем до революции, Кремль отвергает их главное требование.
Они хотят, чтобы их высший духовный лидер, тибетский Далай-лама, приехал в Россию и освятил новые храмы и монастыри, но Москва отказала Далай-ламе в визе с момента его последнего визита в 2004 году. говорит, что необходим визит Далай-ламы. Она говорит, что роль Далай-ламы в возрождении буддизма в России не может быть оценена. Чойдрин говорит, что его визит был бы подобен воде, в которой нуждается пересохшая, выжженная солнцем почва.