Культурология | |
2008 | МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
КУЛЬТУРОЛОГИЯИсторическая культурологияЛекция 11 Культура Средневековой Европы Средневековая культура Западной Европы – эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества. Средневековье по времени охватывает с V по XVII век. Термин «средние века» закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем. В то же время, в культурологическом измерении позднее Средневековье – XIV-XVII вв. – это уже другой тип культуры – эпоха Возрождения и Реформации. Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому мы сначала рассмотрим сами идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, а затем отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни. Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию – христианство. Картина мира Средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т. е. языческих культур. Бог в христианстве – Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог – Абсолютное Добро. Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек – образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке – душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии – дар свободы воли человеку, т. е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе – Бог, ангелы, святые, на другом – Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком – Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех – результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, войны, болезни и смерть. Таким образом, вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета – грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян. Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в Средние века, историки называют феодальным. Феод, от которого образовались слова «феодализм», «феодал», «феодальный», – это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. «старшим») своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне. Вассалы нуждались как в феодах, так и в сильных и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа преданных и боеспособных вассалов. В целом опираясь на христианские идеалы выстраивалась вся общественная и культурная жизнь. Более того, по образу и подобию небесной, духовной иерархии строилась и земная иерархия. Если первый вид иерархии (духовный) имеет вид мира подлинного бытия, как раз полной реализации идеалов христианства, то второй вид иерархии предстает в Средневековой картине мира в качестве зеркального отражения в земной реальности небесного бытия. Это придавало земной иерархии высший смысл: общественные отношения оказывались тем самым отражением, пусть бледным и несовершенным, иерархии, подчиненной Божьему престолу, и тем самым приобретали религиозное оправдание. Люди разного правового положения, которые принадлежали к различным сословиям, образовывали определенные слои в христианской картине мира. Так, по аналогии с девятью чинами ангельского мира некоторые богословы делили общество на девять разрядов людей, начиная с королей и церковных и светских князей на вершине иерархии и кончая простонародьем в ее основании. Наиболее распространенным было тройственное деление общества: первое сословие – духовенство («те, кто молятся за всех»), второе сословие – аристократия и военные, рыцарство («те, кто воюют») и третье сословие – простолюдины, народ («те, кто трудится») – крестьяне, горожане. Каждое сословие имело собственное представление о христианских идеалах. И все же всех их объединяла фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души каждым на своем месте! На практике проявление этой ценности было столь своеобразным в каждом сословии, что достаточно далеко уводило от изначального строго церковного понимания христианских заповедей. Другой пример чуть ли не антихристианского поведения в Средневековой культуре связан с феноменом карнавала. Этот праздник возник в городах к концу Средневековья и знаменовал собою проводы зимы и встречу весны. На дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. Корни карнавальных шествий – в архаических оргиях, в празднествах типа древнеримских сатурналий, во время которых отменялись общепринятые правила, социальный порядок «переворачивался»: господа прислуживали за трапезой рабам, рабы осваивали роль господ. И все это проходило в атмосфере безудержного веселья, неумолкающих шуток и шутовства. Богословы пытались примирить языческий характер карнавалов с существующим господством христианской религии: эти праздничные увеселения необходимы для того, считали католические богословы, чтобы глупость, которая является «второй природой человека», могла бы хоть раз в году свободно изжить себя.Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники Средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания. Раннее Средневековье – это период господства романского стиля. Романская архитектура воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность», «заземленность». С конца XIII в. ведущим становится готический стиль. За легкость и ажурность его называли застывшей, безмолвной музыкой, «симфонией в камне». В отличие от суровых монолитных, внушительных романских храмов и замков, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров. Шедевры этого стиля – соборы Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский. Таким образом, культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи. Вернуться к оглавлению
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Средневековье: культ Прекрасной Дамы | Наука и жизнь
Из глухих времен Средневековья, окутанных плотным туманом легенд, позднейших вымыслов и экзальтированного христианского мистицизма, дошли до нас с десяток понятий, каждое из которых прочно укоренилось в сознании вереницы поколений. Оставим в стороне футбол, значки и прочие детали современного быта, введенные в обиход именно тогда. Сквозь тьму времен перед нами отчетливо высвечивается таинственный женский лик — Прекрасная Дама! Средневековье — время чудес. Именно к области чудесного можно отнести волшебное преображение женского образа из малозаметной детали семейного обихода в загадочную и многоликую, пережившую столетия Незнакомку.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Прекрасные дамы из рода Бабенбергов — Герберга, дочь Леопольда III (слева), и польская принцесса, вошедшая в семью австрийских королей. XII век.
В своих песнях-кансонах трубадуры воспевали любовь к Прекрасной Даме. Старинная миниатюра.
Знаменитый замок Альказар в Сеговии (Испания), заложенный королем Альфонсом VI в XI веке, — один из красивейших в Европе.
Трубадур вручает даме сердца свою кансону. Миниатюра в рукописи начала XVI века.
Битва в Ронсевальском ущелье.
Улица в средневековой Сиене (Италия). XIII век.
Франкские крестоносцы атакуют сарацинов в Святой земле. Миниатюра около 1200 года.
В раннее Средневековье женщины, как правило, не принимали участия в пиршествах. Старинный рисунок.
Занятия музыкой и танцами. Средневековая миниатюра.
Игра с мячом напоминает современный хоккей с мячом. Только тогда мяч был большим.
‹
›
Открыть в полном размере
Сколько стоит первородный грех
Средневековье отвело женщине очень скромное, если не сказать ничтожное, место в стройном здании социальной иерархии. Патриархальный инстинкт, традиции, сохранившиеся еще со времен варварства, наконец, религиозная ортодоксия — все это подсказывало средневековому человеку весьма настороженное отношение к женщине. Да и как еще можно было к ней относиться, если на священных страницах Библии рассказывалась история о том, как злокозненное любопытство Евы и ее наивность довели Адама до греха, имевшего столь ужасные последствия для рода человеческого? Поэтому вполне естественным казалось возложить всю тяжесть ответственности за первородный грех на хрупкие женские плечи.
Кокетство, изменчивость, легковерие и легкомыслие, глупость, жадность, завистливость, богопротивная хитрость, коварство — далеко не полный список нелицеприятных женских черт, ставших излюбленной темой литературы и народного творчества. Женскую тему эксплуатировали с самозабвением. Библиография ХII, ХIII, ХIV веков полна антифеминистических произведений самых разных жанров. Но вот что удивительно: все они существовали рядом с совершенно иной литературой, которая настойчиво воспевала и славила Прекрасную Даму.
Но сначала поговорим о социальном статусе женщины. Средневековье заимствовало его из знаменитого Римского права, которое наделяло ее, по сути, единственным правом, вернее, обязанностью — рожать и воспитывать детей. Правда, Средневековье наложило на этот безликий и бесправный статус свои особенности. Поскольку главной ценностью при тогдашнем натуральном хозяйстве была земельная собственность, то женщины зачастую выступали в качестве пассивного орудия для захвата земельных владений и прочей недвижимости. И не нужно обольщаться героизмом рыцарей, завоевывающих руку и сердце возлюбленных: они не всегда делали это бескорыстно.
Совершеннолетним возрастом, позволяющим вступать в брак, считалось 14-летие для мальчиков и 12-летие для девочек. При таком положении вещей выбор супруга целиком зависел от родительской воли. Неудивительно, что освященный церковью брак для большинства становился пожизненным кошмаром. Об этом свидетельствуют и тогдашние законы, очень подробно регламентирующие наказания для женщин, убивших своих мужей, — видимо, такие случаи были не редкостью. Доведенных до отчаяния преступниц сжигали на костре или закапывали живьем в землю. А если еще вспомнить, что средневековая мораль настоятельно рекомендовала жену бить и желательно почаще, то легко представить, как «счастлива» была Прекрасная Дама в своей семье.
Типичны для той эпохи слова доминиканского монаха Николая Байарда, писавшего уже в конце XIII века: «Муж имеет право наказывать свою жену и бить ее для ее исправления, ибо она принадлежит к его домашнему имуществу». В этом церковные воззрения несколько расходились с гражданским правом. Последнее утверждало, что муж может бить жену, но только умеренно. Вообще, средневековая традиция советовала мужу относиться к жене, как учитель к ученику, то есть почаще учить ее уму-разуму.
Брачный контракт с точки зрения Средневековья
К браку в это время относились противоречиво и, на современный взгляд, странно. Далеко не сразу церковь вообще сумела найти достаточно оснований, чтобы оправдать брак как таковой. Очень долго считалось, что настоящим христианином может быть только девственник. Эта концепция, впервые сформулированная Святым Иеронимом и папой Григорием Великим, безоговорочно принималась церковью. Однако уже Блаженный Августин на рубеже IV и V веков утверждал, что брак все-таки не так уж плох. Святой отец тоже признавал превосходство девственников над женатыми, но считал, что в законном супружестве плотский грех превращается из смертного в простительный, «ибо лучше вступить в брак, чем разжигаться». При том строго оговаривалось, что в браке соитие должно совершаться не ради наслаждения, а только с целью рождения детей, у которых, коли они будут вести праведную жизнь, появляется шанс заменить в раю падших ангелов.
Такой взгляд возобладал в церковных кругах лишь в начале IX века, и с той поры брачные союзы стали освящать таинством венчания. А прежде отсутствовало даже само понятие — «брак». Семьей называлось более или менее постоянное совместное проживание многочисленных родственников со стороны «мужа». Количество «жен» никак не нормировалось; более того, их можно было менять, отдавать во временное пользование друзьям или кому-то из родни, наконец, просто выгнать. В Скандинавских странах жена, даже уже венчанная, длительное время вообще не считалась родственницей мужа.
Но и после того, как церковь стала освящать брак, общественная мораль строго делила брачные отношения (более похожие на политический, юридический и финансовый договор) и подлинную любовь. Так, например, одна из высокородных дам XII века Эрменгарда Нарбоннская на вопрос, где привязанность сильнее: между любовниками или между супругами, — ответила так: «Супружеская привязанность и солюбовническая истинная нежность должны почитаться различными, и начало свое они берут от порывов весьма несхожих».
Главное, что требовалось от женщины в браке, — рождение детей. Но сия благословенная способность часто оказывалась для средневековой семьи не благом, а горем, так как сильно осложняла процедуру наследования имущества. Делили добро по-всякому, но самым распространенным способом распределения наследства был майорат, при котором львиную долю имущества, прежде всего земельные наделы, получал старший сын. Остальные сыновья либо оставались в доме брата в качестве приживалов, либо пополняли ряды странствующих рыцарей — благородных, но нищих.
Дочери и жены долгое время вообще не имели никаких прав на наследование супружеского и родительского имущества. Если дочь не удавалось выдать замуж, ее отправляли в монастырь, туда же шла и вдова. Только к XII веку жены и единственные дочери приобрели право наследования, но и тогда (и много позже) они были ограничены в возможности составлять завещания. Английский парламент, например, приравнивал их в этом отношении к крестьянам, бывшим собственностью феодала.
Особенно тяжело приходилось девушкам-сиротам, они целиком попадали в зависимость от опекунов, редко испытывавших родственные чувства к своим подопечным. Если же за сиротой стояло большое наследство, то ее брак обычно превращался в весьма циничную сделку между опекуном и предполагаемым женихом. Например, английский король Иоанн Безземельный (1199-1216), ставший опекуном малютки Грейс, наследницы Томаса Сейлби, решил отдать ее в жены брату главного королевского лесничего Адаму Невилю. Когда девочке исполнилось четыре года, тот заявил о своем желании немедленно вступить с ней в брак. Епископ воспротивился, сочтя такой брак преждевременным, однако во время его отсутствия священник обвенчал новобрачных. Грейс очень скоро овдовела. Тогда король за 200 марок передал ее в жены своему придворному. Однако и тот вскоре скончался. Последним мужем несчастной стал некий Бриан де Лиль. Теперь предприимчивый король получил уже 300 марок (Грейс, видимо, росла и хорошела). На сей раз муж прожил долго, имел зверский характер и постарался, чтобы жизнь его жены не была сладка.
Несмотря на явный родительский и опекунский произвол, церковный обряд венчания предполагал сакраментальный вопрос: согласна ли невеста вступить в брак? Мало у кого доставало смелости ответить «нет». Впрочем, не бывает правил без исключений. Один из испанских королей на дворцовом приеме объявил, что выдает дочь, шестнадцатилетнюю красавицу Урсулу, замуж за своего маршала, которому к тому времени было далеко за 60. Мужественная девушка во всеуслышание отказалась от брака с престарелым маршалом. Король тут же заявил, что проклинает ее. В ответ принцесса, прежде известная своею кротостью и набожностью, сказала, что немедленно покидает дворец и пойдет в публичный дом, где станет зарабатывать на жизнь своим телом. «Я заработаю много денег, — добавила Урсула, — и обещаю воздвигнуть на главной площади Мадрида памятник своему отцу, по великолепию превышающий все памятники, когда-либо стоявшие на земле». Обещание она сдержала. Правда, до публичного дома все-таки не дошла, став наложницей какого-то знатного вельможи. Но когда отец умер, Урсула действительно воздвигла на свои средства пышный памятник в его честь, на несколько веков ставший чуть ли не главным украшением Мадрида.
История отчаянной принцессы на этом не закончилась. После смерти короля на престол взошел брат Урсулы, тоже вскоре скончавшийся. Проклятая дочь по правилам испанского престолонаследия стала королевой и, как в сказке, правила долго и счастливо.
Рождение легенды
Сколь ни многотрудной и причудливой была реальность тех лет, воображению средневекового человека чего-то явно недоставало. Сквозь вековые пелены традиций и религиозных ограничений экзальтированного Средневековья рисовался некий туманный, мерцающий неразгаданной загадкой женский образ. Так возникла легенда о Прекрасной Даме. С относительной точностью можно сказать, что на свет она появилась в конце XI — начале XII века, местом ее рождения считается южная область Франции, Прованс.
Провансом, с которого началось победное шествие Прекрасной Дамы по миру, ныне именуется вся южная окраина Франции, объединяющая несколько провинций: Перигор, Овернь, Лимузин, Прованс и т. д. Вся эта обширная область во времена Средневековья носила название Окситании, так как народ, ее населяющий, говорил на языке «ок», который теперь известен как провансальский. Традиционное разграничение между романскими языками связано с употребляемой в них утвердительной частицей. В провансальском использовалась частица «ок». Она же, кстати, вошла в название одной из южных провинций — Лангедок.
Трубадурами назывались поэты, слагавшие свои песни именно на языке «ок». Стихи на этом языке, посвященные Прекрасной Даме, были первыми произведениями высокой литературы, написанными не на «вечной» латыни, а на разговорном языке, что делало их понятными всем. Великий Данте в трактате «О народном красноречии» писал: «…А другой язык, то есть «ок», доказывает в свою пользу, что мастера народного красноречия впервые стали сочинять стихи на нем, как на языке более совершенном и сладостном».
Образ нашей героини, естественно, собирательный. Но одна особая примета у него все же есть: она безусловно красива. Детские годы Прекрасной Дамы прошли в суровом мужском окружении. Ее породили введенные рыцарским кодексом чести традиции светского обхождения, хороших манер, умения вести приятную беседу, а главное, слагать песни в честь Дамы. Из этих-то песен, к счастью, сохранившихся до наших дней, можно узнать кое-что о ней самой, а также о ее современниках мужчинах, знаменитых трубадурах.
Прекрасная любовь Прекрасной Дамы
Поэты Окситании, воспевавшие Прекрасную Даму, обычно рисовали ее замужней. Замужество было той непреодолимой преградой, благодаря которой любовь приобретала необходимую степень трагической безнадежности. Эта безнадежность и составляла главный предмет лирики трубадуров. Любовь вдохновенного поэта далеко не всегда оказывалась взаимной и только в редких случаях завершалась близостью. Таков был закон рыцарской верности, предполагавший максимальную идеализацию чувства и желательно более полный отказ от плотского наслаждения.
Капризная Дама хотела, чтобы ей служили ради самого служения, а не ради удовольствия, которым она в силах осчастливить возлюбленного. В источниках того времени только однажды встречается история о том, как некая дама пустила воздыхателя в свои покои и, подняв юбку, накинула ее на голову рыцаря. Но и в этом случае счастливчиком оказался не бедный трубадур, а человек с положением, не затруднявший себя сочинением песен. Поведение дамы было сочтено изрядной дерзостью, и обиженный поэт, подсмотревший всю сцену в щелочку, нескромную возлюбленную осуждает.
Впрочем, властвовавшее тогда в умах любовное право имело довольно слабое отношение к современной морали и видело мало преград для настоящей любви. Даже брак, несмотря на некоторые естественные сложности, вроде ревности, не представлял особой помехи в отношениях возлюбленных. Ведь законное супружество не имело ничего общего с любовью. Известен, например, случай, когда так называемый «суд любви» (суды, которые разбирали спорные случаи в отношении дам и их благородных воздыхателей) признал недостойным поведение дамы, отказавшей в «обычных утехах» любовнику после своего замужества. Приговор по этому делу гласил: «Несправедливо, будто последующее супружество исключает прежде бывшую любовь, разве что если женщина вовсе от любви отрекается и впредь не намерена любить».
Вряд ли можно обвинять тех женщин и в меркантильности. Общественное мнение Средневековья весьма и весьма одобряло браки родовитых женщин с менее знатными мужчинами. А потом в трубадуре ценилось прежде всего не происхождение, а его поэтический дар и иные таланты. Ведь жизнь средневекового замка была предельно замкнута. Трубадуры, ведущие кочевой образ жизни, становились желанными гостями при любом дворе. Они часто брали на себя обязанности дворцовых распорядителей и отвечали за все, связанное с приемом гостей и развлечением хозяев.
Иногда трубадурами становились сами господа. Например, один из первых известных нам трубадуров, Гильем Аквитанский, граф Пуатевинский, богатством далеко превосходил самого французского короля, хотя и считался его подданным. А его молодой современник, поэт Маркабрюн, не имел ни рода, ни богатства, как гласят источники, его в младенчестве нашел у своих ворот некий господин. Однако Маркабрюн обладал таким талантом, что «пошла о нем по свету великая молва, и все его слушали, боясь его языка, ибо настолько он был злоречив. ..».
Сурова, но справедлива…
В мире рыцарской доблести и чести женщины неожиданно приобретают огромные права, возносятся в сознании мужского окружения на недосягаемую высоту — вплоть до небывалой доселе возможности вершить суд над мужчиной. Правда, все эти права и возможности осуществлялись в очень узкой сфере рыцарской эротики, но и это уже было победой женщины. Дворы знаменитых куртуазных королев того времени — Алиеноры Аквитанской (внучки «первого трубадура» герцога Гильема Аквитанского, бывшей замужем за Людовиком VII Французским, а позже — за Генрихом II Английским) или ее дочери Марии Шампанской и племянницы Изабеллы Фландрской — предстают самыми блестящими центрами рыцарской культуры конца XII века. Именно при их дворах торжественно вершились знаменитые «суды любви».
«Суд любви» в данном употреблении нисколько не метафора. Разбирательства в области любовного права происходили с полным соблюдением всех норм морали и существовавшей тогда судебной практики. Разве только смертных приговоров «суды любви» не выносили.
Вот классический пример решения такого суда. Некий рыцарь страстно и преданно возлюбил даму, «и лишь о ней было все возбуждение духа его». Дама же в ответной любви ему отказала. Видя, что рыцарь упорствует в своей страсти, дама спросила его, согласен ли он достичь ее любви при том условии, что будет исполнять все ее пожелания, каковыми бы они ни были. «Госпожа моя, — ответил рыцарь, — да минует меня толикое помрачение, чтобы в чем-либо я твоим перечил повелениям!» Услышав это, дама тотчас приказала ему прекратить все домогательства и перед прочими восхвалять ее не сметь. Рыцарь вынужден был смириться. Но в одном обществе сей благородный господин услышал, как даму его хулили поносными словами, не смог удержаться и защитил честное имя своей возлюбленной. Возлюбленная, услышав об этом, объявила, что навсегда отказывает ему в любви, так как он нарушил ее повеление.
По этому делу графиня Шампанская «проблистала» таким решением: «Слишком сурова была дама в повелении своем. .. За любовником же нет провинности в том, что он праведным отпором восстал на хулителей госпожи своей; ибо клятву он дал с тем, чтобы вернее достигнуть любви своей дамы, и потому неправа была она в своем ему повелении более о той любви не ратовать».
И еще одно подобное судебное разбирательство. Некто, влюбленный в достойнейшую женщину, стал настоятельно домогаться любви другой госпожи. Когда цель его была достигнута, «возревновал он об объятиях прежней госпожи, а ко второй своей любовнице спиною обратился». По этому делу графиня Фландрская высказалась следующим приговором: «Муж, столь искушенный в измышлениях обмана, достоин быть лишен и прежней и новой любви, да и впредь бы ему не наслаждаться любовью ни с какой достойной дамой, поелику явственно царит в нем буйное сладострастие, а оно всецело враждебно истинной любви».
Как видим, в сферу влияния женщины вдруг отошла огромная область тогдашней жизни, практически все, что имело значение в отношениях полов. Впрочем, не надо обольщаться. Все свои новые права она приобрела не на пути эмансипации и не в борьбе, а благодаря все той же мужской воле, которая вдруг захотела смирения.
Территория любви
Женщины не преминули воспользоваться новым своим положением. Документы сохранили огромное количество легенд, многие из них позже стали материалом для бесконечного числа обработок и переложений. Сюжетами этих легенд пользовались и Боккаччо, и Данте, и Петрарка. Ими интересовались западные романтики и русские символисты. Одна из них, кстати, положена в основу известной драмы Блока «Роза и Крест». Во всех легендах самую активную роль играют именно женщины.
Трубадур Ричард де Барбезиль долгое время был влюблен в некую даму, жену Джуафре де Тонне. И она ему «благоволила сверх всякой меры, а он ее Всех-Лучшая величал». Но тщетно услаждал он слух любимой песнями. Она оставалась неприступна. Узнав об этом, другая дама предложила Ричарду оставить безнадежные попытки и пообещала одарить его всем, в чем ему отказывала госпожа де Тонне. Поддавшийся искушению Ричард действительно отказался от прежней возлюбленной. Но когда он явился к новой даме, она отказала ему, объяснив, что если он был неверен первой, то и с ней может поступить так же. Обескураженный Ричард решил вернуться туда, откуда ушел. Однако госпожа де Тонне в свою очередь отказалась принять его. Правда, вскоре она смягчилась и согласилась его простить при условии, что сто пар влюбленных явятся к ней и на коленях будут умолять ее об этом. Так и было сделано.
История с противоположным сюжетом связывается с именем трубадура Гильема де Балауна. Теперь уже сам трубадур испытывает любовь дамы и, демонстрируя полное охлаждение, доводит бедную женщину до последних унижений и с побоями (!) изгоняет ее прочь. Однако же настал день, когда Гильем понял, что натворил. Дама же видеть его не захотела и «повелела гнать из замка с позором». Трубадур удалился к себе, скорбя по содеянному. Даме, видимо, было не лучше. И вскоре через благородного сеньора, взявшегося примирить возлюбленных, дама передала Гильему свое решение. Она согласна простить трубадура только при условии, что он вырвет ноготь на большом пальце и принесет его ей вместе с песней, в коей корил бы себя за содеянное безумие. Все это Гильем проделал с великой готовностью.
Как видим из приведенных примеров, дамы были суровы, но справедливы. Дошли до нас и истории куда более трагические, отчасти напоминающие современные некрофильские ужасы. Некий Гильем де ла Тор похитил будущую свою жену у миланского цирюльника и любил ее больше всего на свете. Прошло время, и жена умерла. Гильем, от горя впавший в безумие, не поверил этому и стал каждый день приходить на кладбище. Он извлекал покойницу из склепа, обнимал, целовал и просил, чтобы она простила его, перестала притворяться и поговорила с ним. Люди из округи стали гнать Гильема прочь от места захоронения. Тогда тот пошел к колдунам и гадалкам, пытаясь выведать, не может ли мертвая воскреснуть. Какой-то недобрый человек научил его, что если каждый день читать определенные молитвы, раздавать милостыню семи нищим (обязательно до обеда) и поступать так целый год, то жена его оживет, только не сможет ни есть, ни пить, ни разговаривать. Гильем обрадовался, но когда по прошествии года увидел, что все без толку, впал в отчаяние и вскоре умер.
Разумеется, далеко не все подобные сюжеты основываются на реальных фактах. Для создания легенды достаточно было изъять из кансоны (песни о любви) одно-два опорных слова, остальное додумывало изощренное воображение первых комментаторов и жонглеров — исполнителей песен трубадуров. История несчастного де ла Тора — яркий тому пример. В одной из своих песен он действительно обращается к теме смерти. Но как раз вопреки легенде утверждает, что подруге не будет проку, если возлюбленный из-за нее умрет.
А вот история трубадура Гаусберта де Пойсибота звучит, на наш взгляд, весьма правдоподобно. Вполне вероятно, что нечто похожее и впрямь произошло. Гаусберт де Пойсибот по большой любви женился на девице, знатной и прекрасной. Когда муж надолго уехал из дома, за красавицей-женой стал ухаживать некий рыцарь. В конце концов он увел ее из дома и долгое время держал у себя в любовницах, а потом бросил. На пути домой Гаусберт случайно оказался в том же городе, где обреталась его жена, брошенная любовником. Вечером Гаусберт отправился в публичный дом и обнаружил там супругу в самом плачевном состоянии. Дальше анонимный автор продолжает, как в романе эпохи романтизма: «И как увидели они друг друга, то испытали оба стыд великий и великую скорбь. Ночь он с нею провел, а наутро вместе вышли они, и он отвел ее в монастырь, где и оставил. От такого горя бросил он пение и трубадурское художество».
Что впереди? – бессмертие
Условность, которой обставлялся рыцарский быт, предполагала, несмотря ни на что, предельную искренность своих адептов. То, что теперь кажется нам наивным и неправдоподобным, тогда воспринималось со всей чистотой и глубиной чувства. Именно поэтому многим сюжетам средневековой лирики взыскательная культура христианского мира даровала вечную жизнь. Такова история «дальней любви» трубадура Джуафре Рюделя, который имел несчастье влюбиться в принцессу Триполитанскую, никогда ее не видев. Он отправился на ее поиски, но во время морского путешествия заболел смертельной болезнью. В Триполи его поместили в странноприимный дом и дали знать об этом графине. Она пришла и заключила трубадура в объятия. Он же сразу пришел в себя, узнав Даму своего сердца, и возблагодарил Господа за жизнь, сохраненную до тех пор, пока он не увидел своей любви. Он умер у нее на руках. Она же велела его похоронить с великими почестями в храме тамплиеров, а сама в тот же день постриглась в монахини.
Одна из кансон, сочиненная Джуафре Рюделем в честь дальней возлюбленной, звучит так:
Длиннее дни, алей рассвет,
Нежнее пенье птицы дальней,
Май наступил — спешу я вслед
За сладостной любовью дальней.
Желаньем я раздавлен, смят,
И мне милее зимний хлад,
Чем пенье птиц и маки в поле.
Мой только тот правдив портрет,
Где я стремлюсь к любови дальней.
Сравню ль восторги всех побед
С усладою любови дальней?. .
К числу бессмертных историй, порожденных этой блистательной эпохой, относится и знаменитый сюжет о «съеденном сердце». Прекрасный и доблестный рыцарь Гильем де Кабестань полюбил жену своего сеньора, господина Раймона де Кастель-Россильон. Узнав о такой любви, Раймон преисполнился ревностью и запер неверную жену в замке. Затем, пригласив к себе Гильема, увел его далеко в лес и там убил. Раймон вырезал сердце несчастного влюбленного, отдал его повару, а приготовленное кушанье приказал подать за обедом жене, ни о чем не подозревавшей. Когда Раймон спросил ее, понравилось ли ей угощение, дама ответила утвердительно. Тогда муж объявил ей правду и в доказательство показал голову убитого трубадура. Дама ответила, коль скоро муж угостил ее таким прекрасным блюдом, то иного она не отведает вовек, и бросилась с высокого балкона вниз.
Услышав о чудовищном злодеянии, король Арагонский, чьим вассалом был Раймон, пошел на него войной и отнял у него все имущество, а самого Раймона заключил в тюрьму. Тела обоих возлюбленных он приказал с подобающими почестями похоронить у церковного входа в одной могиле, а всем дамам и рыцарям Россильона повелел ежегодно собираться в этом месте и отмечать годовщину их смерти.
Эта история переработана Боккаччо в «Декамероне» и с тех пор пользуется огромной известностью в мировой литературе. Из современных ее обработок достаточно вспомнить фильм Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и любовник».
*
Прекрасная Дама просуществовала недолго. Уже в первой половине XIII века, в период с 1209 по 1240 год, Прованс подвергся четырем крестовым походам из Северной Франции, возглавляе мым знаменитым Симоном де Монфором. В истории Франции они остались под именем альбигойских войн.
Формальным поводом к началу военных действий стали ереси самого разного толка, распространившиеся по всему Провансу, отличавшемуся крайней веротерпимостью. Одним из наиболее мощных еретических движений было движение так называемых катаров с центром в городе Альби. Отсюда и название войн. Впрочем, как обычно бывает, главным поводом к войне стал не столько религиозный фанатизм, сколько тот факт, что Прованс, исторически самая развитая, прогрессивная и богатая часть Франции, фактически жил жизнью, от нее не зависящей.
С падением Прованса трубадурское искусство быстро пришло в упадок и скоро забылось. Но дело было сделано. Нравы стали изысканнее и гуманнее, а Прекрасная Дама, сменившая с тех пор тысячи имен, жива по сей день.
Иллюстрация: «Битва в Ронсевальском ущелье»
На средневековой миниатюре изображена битва в Ронсевальском ущелье, в Пиренеях, в которой погиб Бретонский маркграф Роланд, — это случилось в августе 778 года. О подвиге маркграфа рассказывает «Песнь о Роланде», сложенная около 1100 года.
Средневековье | Определение, даты, характеристики и факты
Средневековье
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 500 — 1500
- Местонахождение:
- Европа
- Контекст:
- гуманизм
- Основные события:
- Период миграции
- Ключевые люди:
- Артур М. Саклер
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда началось Средневековье?
Средневековье — период европейской истории от краха римской цивилизации в 5 веке н. э. до периода Возрождения (по-разному интерпретируемого как начало 13, 14 или 15 века, в зависимости от региона Европы). и другие факторы).
Какова была роль христианского мира?
После распада Римской империи возникла идея о Европе как о едином большом церковном государстве, называемом христианским миром. Христианский мир состоял из двух отдельных групп функционеров: священства, или церковной иерархии, и империума, или светских лидеров. Теоретически эти две группы дополняли друг друга, заботясь о духовных и мирских нуждах людей соответственно. На практике эти два института постоянно спорили, не соглашались или открыто воевали друг с другом.
Как долго длился период миграции?
Период Великого переселения народов был историческим периодом, иногда называемым Средневековьем, Поздней Античностью или Ранним Средневековьем. Период длился от падения Рима примерно до 1000 года с коротким перерывом во время расцвета каролингского двора, установленного Карлом Великим.
Каковы основные художественные эпохи Средневековья?
Романское искусство было первой из двух великих международных художественных эпох, которые процветали в Европе в средние века. Романская архитектура возникла около 1000 г. и просуществовала примерно до 1150 г., к тому времени она превратилась в готику. Готическое искусство было второй из двух великих международных эпох, которые процветали в Западной и Центральной Европе в средние века. Готическое искусство развилось из романского искусства и просуществовало с середины 12 века до конца 16 века в некоторых областях.
Какой социально-экономический строй считается характерным для Средневековья?
Феодализм обозначает социальные, экономические и политические условия в Западной Европе в период раннего Средневековья, длительный промежуток времени между 5-м и 12-м веками. Феодализм и связанный с ним термин «феодальная система» — это ярлыки, изобретенные намного позже того периода, к которому они применялись. Они относятся к тому, что те, кто их изобрел, считали наиболее значительными и отличительными характеристиками раннего и среднего средневековья.
Средние века , период европейской истории от краха римской цивилизации в 5 веке н.э. до эпохи Возрождения (по-разному интерпретируется как начало 13, 14 или 15 века, в зависимости от региона Европы). и другие факторы).
Далее следует краткое описание Средневековья. Для полной обработки см. Европа, история: Средневековье.
Викторина «Британника»
Древние цивилизации
Термин и его общепринятое значение были введены итальянскими гуманистами с завистливыми намерениями. Гуманисты занимались возрождением классического знания и культуры, и представление о тысячелетнем периоде тьмы и невежества, отделяющем их от древнегреческого и римского мира, служило выдвижению на первый план собственных работ и идеалов гуманистов. Казалось бы излишним замечать, что мужчины и женщины, жившие в течение тысячи или около того лет, предшествовавших Ренессансу, не осознавали, что живут в Средние века. Некоторые — Петрарка был среди них самым заметным — считали, что их судьба выпала на темные времена, начавшиеся с закатом Римской империи. В самом деле, Петрарка предоставил гуманистам что-то вроде основополагающего утверждения, написав: «Ибо кто может сомневаться в том, что Рим немедленно воскреснет, если начнет познавать себя?»
В некотором смысле гуманисты изобрели Средневековье, чтобы отличаться от него. Они демонстрировали чувство свободы, но в то же время имплицитно принимали средневековую концепцию истории как серии четко определенных эпох в ограниченных временных рамках. Они не говорили о шести веках мира Августина и не верили в хронологию пророчества Иоахима, но тем не менее унаследовали философию истории, которая началась с Эдемского сада и закончилась Вторым пришествием Христа. В такой схеме тысячу лет с 5-го по 15-й век вполне можно было бы рассматривать как отдельный респектабельный период истории, который четко выделялся бы в провиденциальном узоре. Однако на протяжении всей европейской истории никогда не было полного разрыва со средневековыми институтами или способами мышления.
Разграбление Рима вестготом Алариком в 410 г. н.э. оказало огромное влияние на политическую структуру и социальный климат западного мира, поскольку Римская империя обеспечила основу социальной сплоченности большей части Европы. Хотя германские племена, насильственно мигрировавшие в южную и западную Европу в V веке, в конечном итоге были обращены в христианство, они сохранили многие свои обычаи и образ жизни. Изменения в формах общественной организации, которые они внесли, сделали централизованное управление и культурное единство невозможными. Многие из улучшений качества жизни, введенных во времена Римской империи, такие как относительно эффективное сельское хозяйство, разветвленная сеть дорог, системы водоснабжения и судоходные пути, существенно пришли в упадок, как и художественные и научные усилия.
Этот упадок сохранялся на протяжении всего периода Великого переселения народов, исторический период, который иногда называют Средневековьем, Поздней Античностью или Ранним Средневековьем. Период миграции длился с падения Рима примерно до 1000 года с коротким перерывом во время расцвета каролингского двора, установленного Карлом Великим. Помимо этой интерлюдии, в Европе не возникло ни одной крупной политической структуры, обеспечивающей стабильность. Два великих королевства, Германия и Италия, начали терять свое политическое единство почти сразу после того, как оно его приобрело; им пришлось ждать до 19века, прежде чем они нашли его снова. Единственной силой, способной обеспечить основу для общественного единства, была Римско-католическая церковь. Таким образом, Средневековье представляет собой запутанную и часто противоречивую картину общества, пытающегося структурировать себя политически на духовной основе. Эта попытка пришла к окончательному концу с ростом художественной, коммерческой и других видов деятельности, прочно укоренившихся в светском мире в период, непосредственно предшествующий эпохе Возрождения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Узнайте о борьбе за власть между папой Григорием и королем Германии Генрихом IV и походе короля Генриха IV в Каноссу
Просмотреть все видео к этой статьеПосле распада Римской империи возникла идея о Европе как о едином большом церковном государстве , называемый христианским миром. Считалось, что христианский мир состоит из двух отдельных групп функционеров: sacerdotium , или церковной иерархии, и imperium , или светских лидеров. Теоретически эти две группы дополняли друг друга, заботясь о духовных и мирских нуждах людей соответственно. Верховная власть принадлежала папе в первой из этих областей и императору во второй. На практике эти два института постоянно спорили, не соглашались или открыто воевали друг с другом. Императоры часто пытались регулировать церковную деятельность, заявляя о своем праве назначать церковных чиновников и вмешиваться в доктринальные вопросы. Церковь, в свою очередь, не только владела городами и армиями, но и часто пыталась регулировать дела государства. Это напряжение достигло предела в конце 11-го и начале 12-го веков во время столкновения между императором Генрихом IV и папой Григорием VII по вопросу об инвеституре мирян.
В 12 веке произошло культурное и экономическое возрождение; многие историки прослеживают истоки Возрождения до этого времени. Баланс экономической мощи постепенно начал смещаться из региона восточного Средиземноморья в Западную Европу. Готический стиль развивался в искусстве и архитектуре. Города начали процветать, путешествия и общение стали быстрее, безопаснее и проще, начали развиваться торговые классы. Развитие сельского хозяйства было одной из причин этого развития; в XII веке выращивание фасоли впервые в истории сделало сбалансированную диету доступной для всех социальных классов. Таким образом, население быстро увеличивалось, что в конечном итоге привело к распаду старых феодальных структур.
13 век был вершиной средневековой цивилизации. Были достигнуты классические формулировки готической архитектуры и скульптуры. Распространялось множество различных социальных единиц, включая гильдии, ассоциации, гражданские советы и монашеские капитулы, каждая из которых стремилась получить некоторую степень автономии. Возникла важнейшая юридическая концепция представительства, результатом которой стало политическое собрание, члены которого имели plena potestas — полную власть — принимать решения, обязательные для избравших их общин. Интеллектуальная жизнь, в которой доминировала Римско-католическая церковь, достигла кульминации в философском методе схоластики, выдающийся представитель которого св. Фома Аквинский достиг в своих трудах об Аристотеле и отцах церкви одного из величайших синтезов в западной интеллектуальной истории.
Узнайте, как религия и суеверия управляли жизнью людей в Средние века
Посмотреть все видео к этой статьеРаспад феодальных структур, укрепление городов-государств в Италии и возникновение национальных монархий в Испании, Франции , и Англия, а также такие культурные события, как рост светского образования, завершились рождением сознательной новой эпохи с новым духом, той, которая черпала вдохновение в классическом обучении и пришла к называть Ренессансом.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.
Старость — это не современное явление — многие люди жили достаточно долго, чтобы состариться и в былые времена — UofSC News & Events
Опубликовано: 10 августа 2022 г.; Обновлено: 10 августа 2022 г.
Автор:
Шэрон ДеВитт, [email protected]
Существует распространенное заблуждение, что долгая жизнь у людей появилась совсем недавно, и что до сих пор никто в прошлом не проживал намного больше 30 лет. Это неправда. Имеются физические доказательства того, что многие люди в прошлом прожили долгую жизнь — просто пока некоторые люди делают сегодня. Профессор антропологии Шэрон ДеВитт пишет для Разговор о доказательствах, доказывающих старость, — явление не современное.
Каждый год я прошу студентов колледжа на курсе, который я преподаю о Черной смерти 14-го века, представить, что они фермеры, монахини или дворяне в средние века. Что бы их жизнь была похожа на эту страшную болезнь, унесшую жизни миллионов человек всего за несколько лет?
Не говоря уже о том, как они представляют себе борьбу с чумой, эти старшекурсники часто считают, что в средневековый период они уже считались бы среднего или пожилого возраста в возрасте 20 лет. Вместо того, чтобы быть в расцвете сил, они думаю, что они скоро будут дряхлыми и мертвыми.
Они отражают распространенное заблуждение о том, что продолжительность жизни человека очень велика. недавно, и что никто в прошлом не жил намного дольше 30-летнего возраста.
Но это неправда. Я биоархеолог, а это значит, что я изучаю человеческие скелеты, извлеченные из археологических раскопок, чтобы понять, какой была жизнь в прошлом. Меня особенно интересует демография — смертность (смерти), рождаемость (рождения) и миграция — и как это было связано с состояния здоровья и болезни, такие как Черная смерть сотни или тысячи лет назад. Имеются вещественные доказательства того, что множество людей в прошлом жили долго — так же долго, как некоторые люди живут сегодня.
Кости определяют продолжительность жизни
Одним из первых шагов в изучении демографии в прошлом является оценка того, как старые люди были, когда они умерли. Биоархеологи делают это, используя информацию о как ваши кости и зубы меняются с возрастом.
Например, я ищу изменения в суставах таза, характерные для пожилых людей. Наблюдения за этими суставами у людей сегодня, чьи возраст, который мы знаем, позволяет нам оценить возраст людей из археологических раскопок с суставами что похожи.
Исследователь может подсчитать слои внутри зуба, которые были добавлены с течением времени, чтобы определить сколько лет прожил человек. Бенуабертранд1974/Wikimedia Commons, CC BY-SA
Еще один способ определить возраст — использовать микроскоп для подсчета ежегодных прибавлений минерализованная ткань, называемая цементом на зубах. Это похоже на подсчет годичных колец на дереве посмотреть, сколько лет он прожил. Используя подобные подходы, многие исследования задокументировали существование людей, проживших долгую жизнь в прошлом.
Например, исследуя останки скелетов, антрополог Мегган Буллок и его коллеги обнаружили, что в городе Чолула, Мексика, между 900 и 1531 гг. люди, дожившие до зрелого возраста, дожили до 50 лет.
очень долгая жизнь в прошлом. Например, римский император шестого века Юстиниан I, как сообщается, умер в возрасте 83 лет. 0075 Homo sapiens из Марокко предполагает, что наш вид имеет долгую продолжительность жизни, по крайней мере, в течение последних 160 000 лет.
Устранение недоразумения в математике
Учитывая физические и исторические свидетельства того, что многие люди прожили долгую жизнь в прошлое, почему сохраняется ошибочное представление о том, что все умирают к 30 или 40 годам? Это происходит из-за путаницы в разнице между продолжительностью жизни человека и жизнью ожидание.
Ожидаемая продолжительность жизни — это среднее количество оставшихся лет жизни для людей определенного возраста. Например, ожидаемая продолжительность жизни при рождении (возраст 0) — это средняя продолжительность жизни новорожденных. Продолжительность жизни в 25 лет сколько в среднем дольше живут люди, если они дожили до 25 лет.
В средневековой Англии ожидаемая продолжительность жизни мальчиков, родившихся в семьях, земли было всего 31,3 года. Однако ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 25 лет для землевладельцев в средневековой Англии составляла 25,7 лет. Это означает, что люди в ту эпоху, которые отметившие свое 25-летие, могли рассчитывать дожить в среднем до 50,7 лет. — еще 25,7 лет. Хотя по сегодняшним меркам 50 лет могут показаться не старыми, помните, что это среднее значение, поэтому многие люди прожили бы намного дольше, в свои 70, 80 лет и даже старше.
Ожидаемая продолжительность жизни — это статистический показатель на уровне населения, отражающий условия и опыт огромного количества людей с очень разными состояниями здоровья и поведением, некоторые которые умирают в очень молодом возрасте, некоторые доживают до 100 лет, и многие продолжительность жизни находится где-то посередине. Ожидаемая продолжительность жизни – это не обещание (или угроза!) о продолжительности жизни любого человека.
Чего некоторые люди не осознают, так это низкой ожидаемой продолжительности жизни при рождении для любого населения. обычно отражает очень высокие показатели младенческой смертности. Это показатель смертности на первом году жизни. Учитывая, что ожидаемая продолжительность жизни отражают средние значения для населения, большое число смертей в очень молодом возрасте будет перекос расчетов ожидаемой продолжительности жизни при рождении в сторону более молодого возраста. Но обычно, многие люди в тех группах населения, которые преодолевают уязвимые младенческие и ранние детские годы могут рассчитывать на относительно долгую жизнь.
Достижения в области современной санитарии, снижающие распространение диарейных заболеваний, являющихся основной причиной смерти младенцев — а прививки могут значительно увеличить продолжительность жизни.
Рассмотрим влияние младенческой смертности на общую возрастную структуру в двух современных популяции с резко различающейся ожидаемой продолжительностью жизни при рождении.
В Афганистане ожидаемая продолжительность жизни при рождении низкая, чуть более 53 лет, и высокая младенческая смертность, почти 105 смертей на каждую 1000 родившихся детей.
В Сингапуре ожидаемая продолжительность жизни при рождении намного выше и составляет более 86 лет, а младенческая смертность очень низкая – менее двух лет. младенцев умирает на каждую 1000 родившихся. В обеих странах люди доживают до очень преклонный возраст. Но в Афганистане из-за того, что в очень молодом возрасте умирает намного больше людей, пропорционально меньше людей доживает до старости.
Жить долго можно уже давно
Неверно рассматривать долгую жизнь как замечательную и уникальную характеристику «Современная эра.