Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами
Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами. Кижи — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Кижский погост, включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, расположенный на острове Кижи Заонежского полуострова, является самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества русского Севера. Он стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея находится несколько старинных деревень, интересные природные объекты и памятники археологии.
Некоторые из этих строений были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. По одной из легенд, Преображенская церковь построена без гвоздей одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.
Достопримечательности музея-заповедника Кижи
Церковь Преображения Господня
Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. И в вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.
Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Петрозаводск и обратно
Дата вылета | Дата возвращения | Пересадки | Авиакомпания | Найти билет |
01.10.2019 | 07.10.2019 | 1 пересадка | Найти от 9 198 | |
01.10.2019 | 07.10.2019 | 2 пересадки | Найти от 11 528 |
Церковь Покрова Богородицы
Рядом с Преображенской стоит «зимняя» ,то есть отапливаемая – службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи, Покровская церковь. Построена она была также безымянными зодчими на полвека позже – в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Покровская церковь, композиционно уравновешивая пирамидальный Преображенский собор, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Украшена Покровская церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом. Зубчатый резной фронтонный пояс — один из немногих декоративных элементов этого храма. И повал, и фронтонный пояс – это еще и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. Иконостас Покровской церкви – тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым. Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 1950-е годы из заонежских икон XVII – начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре». Самое восточное помещение церкви – алтарь. Снаружи он выявляется пятигранным срубом – абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней – десятая глава Покровской церкви. Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Шатровая колокольня
Шатровую колокольню Церкви Преображения Кижского погоста перестроили в 1863 году на месте колокольни, разобранной в 1862 году. Губернская строительная комиссия в 1854 году по прошению Благочинного Священника Стефана Романовского рассмотрела проект и смету новой колокольни. И. И. Копошевым был представлен в 1872 году проект по перестройке колокольни. В 1874 году проводились работы по перестройке верхней части колокольни. В 1900 году во время ремонта разобрали декоративные фронтончики на скатах шатра и полицы, которые образовывали поясок на карнизе по периметру четверика на уровне второго перекрытия.
По плану четверик квадратной формы разделяют две продольные стены на три части: лестничную клеть, сени и чулан. Внутренний объём по высоте сруба колокольни перекрытия делят на три яруса. На звонницу ведут пять ступенек лестницы.
Композиция колокольни придумана по традиционной русской схеме «восьмерик на четверике», где высокий четверик составляет две трети высоты сруба. Звонница на девяти столбах находится над восьмериком, они поддерживают шатёр, над шатром лемеховая главка с крестом. Двери наружные филёнчатые. Сруб колокольни рублен «в лапу» под дощатую обшивку. Обшивка из бруса устроена по каркасу. Кровля перекрыта двухслойным тёсом. Концы тесин пикообразной формы. Бутовый фундамент построен на известковом растворе. Использованный материал: ель с сосной. Лемех из осины.
Ограда
До наших времён не дошла и воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений. Ограда была воссоздана в 1959 году по образцам сохранившейся древней ограды Ильинского погоста на Водлозере. Внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.
Церковь Воскрешения Лазаря
Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV-XVI века) — один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохранившийся до наших дней. В экспозиции музея она занимает особое место, позволяя проследить путь становления мастерства зодчих, от простейшей клетской срубной постройки до многоглавой композиции Кижского погоста. Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера.
Церковь Воскрешения Лазаря подобна архитектурной миниатюре: столь малы ее размеры, а формы изящны и просты. По объемно-пространственной композиции она представляет собой постройку клетского типа, состоящую из трех различных по величине клетей, в плане близких к квадрату. Каждая клеть покрыта двускатной крышей под разным уклоном друг к другу. Центральная и алтарная клети рублены из тонких бревен, а притвор (сени) — каркасный, с заполнением из горизонтально уложенного теса.
В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.
Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.
Часовня Михаила Архангела
Часовня Михаила Архангела — небольшая часовня начала XIX века с сенями и колокольней. Первоначально она была построена в деревне Леликозеро на севере Онежского озера.
Часовня Архангела Михаила типична для северной русской архитектуры.
Главная особенность часовни – это ее характерная шатровая колокольня-звонница, поднимающаяся над сенями, которые пристраивали ко всем религиозным сооружениям Русского Севера. Двухрядный иконостас восходит к XVIII веку. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик.
В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.
Уникальным считается иконостас часовни, поднимающийся наверх, замыкаясь с 12 потолочными изображениями святых и большим «небом» — потолочной иконой Христа. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.
Восьмикрылая ветряная мельница
Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Одна из последних ветряных мельниц, сохранившихся на территории Карелии. Тип мельницы — «столбовка».
Основание амбара мельницы — квадратный в плане, невысокий сруб-клетка, в центре которого проходит осевой столб, нижним концом врытый в землю. Каркасный дощатый корпус-амбар мельницы возведен на бревенчатом поворотном круге — «вертлюге», снабженном со стороны входа бревнами-рычагами («воротилами»). Жернова приводятся в действие при помощи деревянной шестерни с цевочным зацеплением. Первый этаж снабжен ларем для муки и устройством, регулирующим помол зерна. Крыша мельницы двускатная, симметричная, гвоздевой конструкции.
Дом крестьянина Щепина
Дом крестьянина Щепина был перевезен в основную экспозицию музея в 1975 году. До этого времени он находился в деревне На Хвосте (Щепино) острова Волкостров в 2 километрах от острова Кижи. Не отличаясь какими-либо значительными архитектурными особенностями, дом Щепина являет собой пример рядового заонежского крестьянского жилища, построенного в начале XX века. Тип постройки — четырехстенок. Дом покрыт двускатной крышей, его жилая часть состоит из одной избы на высоком подклете и сеней. Во внутреннее помещение дома ведет невысокое крыльцо с двумя выходами. Перегородка в сенях отделяет помещение небольшого чулана — кладовки, где хранятся ручные каменные жернова и ларь для муки. Избу отличает своеобразная постановка печи: она отодвинута от боковой стены и занимает центральное положение у задней стены. Освещается изба четырьмя окнами: тремя — по центральному фасаду и одним — с северной стороны. Постройка была выполнена в духе вековых традиций, тем не менее, отличаясь от классических домов подобного типа. В нем не предусмотрена хозяйственная часть — двор, изменена конструкция кровли, в интерьере избы нет традиционных воронцов и полиц.
В интерьере дома Щепина можно увидеть предметы, связанные с бондарным ремеслом.
Дом крестьянина Елизарова
Дом был перевезен в музей в 1961 году из деревни Потаневщина, находившейся на соседнем с островом Кижи Большом Климецком острове. Он представляет еще один вариант крестьянского жилища Заонежья. Жилые и хозяйственные помещения дома Елизарова расположены под общей асимметричной крышей. Дом Елизарова имеет только один жилой этаж, поставленный на высокий подклет. Основные жилые помещения состоят из избы, сеней и двух чуланов, расположенных напротив избы в сенях.
Снаружи дом Елизарова привлекает внимание лаконичностью декоративного убранства, при сохранении традиционных для крестьянского жилища Заонежья конструктивных деталей: балкона-гульбища, декоративного балкона на главном фасаде. За этим балконом нет жилого помещения, а находится чердак. Образ дома создается контрастом мощных бревенчатых стен и скромных, но довольно часто встречающихся в этом районе Карелии, наличников. Во внутренние помещения дома ведет высокое крыльцо на столбах, через которое можно попасть в сени, а из них в избу.
В избе меньше медной посуды, нет дорогих покупных вещей. Здесь имеются предметы, которых не было в доме Ошевнева: напротив печи висит расписной настенный шкафчик, в котором хранили парадную чайную посуду, использовавшуюся только когда в доме бывали гости. Здесь же находится самопрялка для изготовления льняных нитей, а в углу на кровати лежит цветастое «рибушное» зимнее одеяло. В подклете дома Елизарова находится небольшой амбар, который использовался для хранения зерна. Вход в него устроен с главного фасада здания. В амбаре реконструирован традиционный интерьер.
На берегу озера около дома Елизарова находится баня из заонежской деревни Усть-Яндома. Она была построена в начале XX века, в 1970 году перевезена в экспозицию музея и восстановлена по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Данная постройка очень схожа с баней у дома Ошевнева и представляет собой широко распространенный тип бани с предбанником. Сруб, рубленный «в обло», установлен на каменной забирке и покрыт двускатной безгвоздевой кровлей. В бане восстановлен традиционный для подобных построек интерьер.
Часовни «Кижского ожерелья»
Так называют своеобразный ансамбль часовен, которые как драгоценное ожерелье обрамляют ансамбль Кижского погоста. Эти часовни XVIII–XIX веков обладают своим особенным очарованием, которое еще усиливает окружающая природа. Экскурсия по Кижскому ожерелью – это незабываемое путешествие на катере среди островов Кижского архипелага.
В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. (XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).
В настоящее время музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек.
Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тысяч предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX — начале XX века, 500 икон XVI — XIX века, среди которых единственное собрание «небес» из храмов Обонежья. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево.
В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров — древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово «кижат» означает «игрища»).
В музее создана «ожившая экспозиция» — организована демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее «Кижи» функционирует Республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы. В последнее время рядом с заповедником сооружаются гостевые дома, что позволяет туристам еще глубже погрузиться в неповторимое соединение природы и народного мастерства.
Музей «Кижи» предоставляет услуги экскурсоводов на русском, английском, французском, немецком и финском языках. К услугам посетителей — аудиогиды на русском, английском и финском языках.
О Карелии читайте:
Вам также может быть интересно
myrussianland.ru
Церковь Преображения Господня — Русские Заонежья | Памятники деревянного зодчества
Церковь Преображения Господня
- Экспозиционный сектор:
- Русские Заонежья
- Дата постройки:
- 1714 г.
- Место строительства:
- остров Кижи, Медвежьегорский район
- Габаритные размеры:
- 37.0×20.0×29.0
- Материалы:
- cосна, ель, осина.
- Охранный статус:
- Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.
Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.
Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный прируб церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.
Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.
Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Hад «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине — на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные — страховочные. В верхнем восьмерике для осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полиц слеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по кружалам и журавцам. Крыша трапезной — стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном прирубах). В южном прирубе трапезной сохранилась входная дверь с галереи колокольни, ныне не существующей.
Иконостас — резной, позолоченный, четырехъярусный из 102 икон. Общепринятая датировка рамы иконостаса – 2-я половина XVIII века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются последней третью XVII века. Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса относится ко 2-й половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса датируются первой четвертью XVIII века.
Смотрите также:
© Музей-заповедник «Кижи»Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.
kizhi.karelia.ru
Кижи — Преображенская церковь — История возникновения
Карелия, 66 км. от Петрозаводска, небольшой островок на Онежском озере – Кижи. Путь к нему лежит через живописное скопление островов Кижские шхеры. Необыкновенная северная природа стала великолепным фоном для удивительных творений деревянного зодчества, прославивших эти места на весь мир.
История острова очень древняя. На карельском языке слово «кижат» означает игрище. Когда-то местные жители проводили здесь языческие праздники и обряды. А первое упоминание о поселении на острове Кижи относятся к 1496 году. Уже тогда остров был центром большой сельской общины спасско-кижского погоста. К 17 в. в нём было уже более 120 деревень. Ещё в петровскую эпоху появилось на погосте самое значительное его сооружение – уникальная деревянная церковь Преображения. С её строительством связано множество легенд.
По одной из них во времена Смутного времени церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей. Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течение к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.
Преображенская церковь поражает своим величием и необычностью. Она построена без единого гвоздя. Её высота 17 м. почти с 11-этажный дом, а венчаю храм 22 купола, ярусами уходящими в небо.
Позднее для служб зимой по соседству была построена Покровская церковь. Она похожа на Преображенскую, но всё же поскромнее. Завершила первоначальный ансамбль погоста деревянная Шатровая колокольня.
1 января 1966 г. на основе ансамбля кижского погоста был открыт государственный историко-архивный музей Кижи. На остров были перевезены самые ценные деревянные постройки со всей Карелии: церковь Воскресения Лазаря, созданная в 14 в., несколько часовен, крестьянские дома и дворовые постройки. Всё это на протяжение многих веков строилось в русских и карельских деревнях по берегам Онежского озера.
На маленьком клочке прекрасной карельской земли стоят неповторимые создания деревянного зодчества, рукотворное чудо.
mos-holidays.ru
Музей заповедник остров Кижи — храмы, гвозди и загадки слов
На последний катер, идущий из Петрозаводска в Кижи, мы не успели. Расстроенные, устроились на ночевку сразу за городом, в густом подлеске. Хотя чего расстраиваться – сами виноваты: проснулись мы рано, да поздно выехали. Озеро, с седой древности звучно и кратко именуемое – Онего – не отпускало нас. Как и лингвистам, которые не в состоянии вразумительно объяснить происхождение и истолковать значение его названия, мне трудно объяснить, что удерживало нас, таких легких на подъем, словно примагничивая к онежскому берегу. Не иначе, проявлялась мистика этого места – не отпускал нас Бесов Нос…
Но на следующий день уже ранним утром мы переминались на пристани. Хотя в чуть меньшем составе: Сережа, он же Крокодил, сославшись на отсутствие культурного голода, плыть с нами в заповедник Кижи категорически отказался и остался при машинах. Но мы волновались зря – билеты, ощутимо бьющие по карману – 2500 туда и обратно, купили в кассе без проблем. Утро было хмурое, на сером небе редкие проблески солнца, нас тревожило, как бы не пошел дождь.
Где находится остров Кижи и как до него добраться
Огромное Онежское озеро протянулось с северо-запада на юго-восток. Википедия говорит, что на число островов на нем достигает 1 650. Это про них писал Пришвин, что они словно поднимаются и висят в воздухе. Живописные острова, огромные и крошечные, берега, изрезанные длинными заливами, скалы, круто обрывающиеся в воду, сосны на их вершинах, разбросанные древними ледниками валуны, поросшие мхом – суровый и прекрасный Русский Север.
Один из небольших островков, находящийся в северной части акватории озера, в лабиринте заливов, называется Кижи. Название его происходит от карельского слова “кижат” и означает “игрища”. Ученые считают, что здесь у предков карелов и вепсов было место проведения языческих обрядов.
Летом на остров Кижи лучше всего добираться из Петрозаводска, столицы Карелии, по синим водам Онего. 60 километров – таково расстояние до него от Речного вокзала, который здесь называется Водным. Суда на подводных крыльях, регулярно уходящие от набережной на остров Кижи преодолевают путь примерно за час с четвертью.
Вот за “Метеором” поднялся водный, с брызгами, хвост, и мы отправились к новой карельской достопримечательности. В Кижи вместе с нами поехали наши собаки – их две, длинноухие, дружелюбные симпатяги – русские спаниели. Вообще-то это охотничья порода, но увлечься охотой у Сани как-то не получилось, он пару раз попробовал и понял – не его. Так что собаки стали обычными домашними любимцами и веселыми друзьями нашей дочки.
Черная псинка по собачьим документам аристократично именуется Джуной Глорией, в обиходе зовется Джусой. Это почтенная старая дама, очень достойная, с одной, простительной маленькой слабостью, свойственной многим, – она любит покушать. Вторая, беленькая собачка при рождении была наречена Никой Августой. Но, несмотря на благородное происхождение, из нее выросла обыкновенная собачья простолюдинка, любопытная, подвижная, больше всего на свете боящаяся, что где-то – без нее! – Произойдет что-то интересное. К ней приклеилось домашнее имя Авка, данное тогда совсем еще крохотной нашей дочкой.
Мы направляемся к одному из ожерелья каменных островов. Уже видна ветряная мельница, маленькие домики, как из ниоткуда появляется долгожданный знаменитый архитектурный ансамбль. Перед нами остров Кижи, его длина – 7 километров, ширина – 830 метров, он почти безлесный, но зеленый – на нем луга да поля.
По карте видно, что своей формой он похож на клешню рака. Тут располагается знаменитый заповедник Кижи, куда разрешен доступ экскурсантам, но нет входа туристам с их палатками.
Музей заповедник Кижи
Носящий торжественный титул этнографического, историко-архитектурного музея-заповедника, Кижский остров встретил нас серьезно настроенным охранником. Секьюрити категорически возражал против визита наших собак. Ну а так как никакие доводы и мольбы на стража не подействовали, и дорога за шлагбаум собачкам была заказана, пришлось привязать их рядом с будкой этого строгого официального лица.
Предположу, что охранник сильно пожалел о своем служебном рвении. Стоило нам скрыться из виду, как Авка завыла в голос оттого, что жизнь с ее событиями проходит мимо. Она соглашалась помолчать, но только лишь тогда, когда, утешая в лишениях, охранник ее гладил. Так мы и застали его когда вернулись: сидящего, и, с обреченным лицом, наглаживающего собачонку.
Несомненно, у этого человека было на редкость доброе сердце. Вторая наша собака по натуре молчалива, но зато умеет проникновенно смотреть в глаза. Она тоже получила свою долю радостей. Когда мы вернулись, один четвероногий друг человека был отполирован до сияния, а второй – перекормлен до состояния сардельки.
Сам остров Кижи – невелик, по периметру его можно обойти, наверное за полчаса, но если смотреть всю экспозицию, которой располагает музей заповедник, то трех часов определенно мало.
А он располагает:
- Собранными со всей Карелии и размещенными здесь под открытым небом 89 сооружениями архитектуры,
- Почти 40 тысячами разнообразных предметов быта, повествующими о жизни коренных народов края,
- Почти 5 сотнями прекрасных и уникальных икон из в музейных фондов,
- Природными достопримечательностями.
На острове Кижи есть ценные природные объекты – популяция столетних вязов, древняя липа, диаметр ствола которой больше 1 метра, несколько редких видов растений, растущих только здесь и более нигде, занесенных в Красную книгу Карелии.
Следы великого оледенения – несколько термокарстовых воронок, озовая, особенного состава, горбатая гряда из валунов.
Мир северной природы на Кижском острове интересен не менее, чем мир истории. - Памятниками археологии. Здесь более пятидесяти таких объектов – остатков поселений древних людей.
Кижи достопримечательности
Все, представленное на обозрение – храмы и церкви, дома и часовенки, мельницы, амбары, кузницы – все разбито по нескольким экспозиционным секторам и историческим деревням.
В заповеднике Кижи воссоздан культурный мир крестьян, хозяйственный уклад жизни людей русского севера. По примеру зарубежных музеев под открытым небом, здесь можно увидеть кусочек исчезнувшей жизни: на улице и в домах экспозиции встречают гостей умелые мастера в национальной одежде, которые рассказывают и показывают приемы традиционных ремесел – плотницкого дела, ткацкого, они режут по дереву, вышивают, вяжут, плетут из бересты, даже работают в огороде и поле. Сувениры, изготовленные прямо на ваших глазах, можно купить.
В густом некошеном разнотравье утопают приземистые амбары для хранения зерна, лабазы, хозяйственные постройки с сусеками (вот она родина Колобка!), восьмикрылая ветряная мельница, риги, баньки и деревенские избы.
Снаружи крестьянские дома – все в деревянном кружеве резьбы. Интерьер внутри – все, как было при хозяевах. Печка, утварь – как много самой разной… Здесь видно, как жили: где ели, где спали… Вот люлька, в которой из поколения в поколение качали младенцев, вот игрушки детей постарше – деревянная кукла и коник. Ткацкий станок для изготовления одежды, платков, покрывал… Чердак, где хранилось сено и лодки зимой…
Ну до чего хорош дом Нестора Максимовича Ошевнева! Под одной крышей хозяйственные постройки и жилая часть такой тип строений русского Севера назывался домом-комплексом. Под крышей вырезано 1876 год – дата постройки усадьбы. Жилую часть опоясывает протяженный балкон-галерея, с трех сторон – еще декоративные балкончики, украшенные арками, точеными балясинами и витыми столбиками. Это дом явно богатого человека.
Дом двухэтажный, но на первом этаже его находится – изба. Оказывается, так называлось жилое помещение, где стояла печь. Зимой там ютилась вся семья, а летом домочадцы просторно расселялась по всему дому.
А вот стоит дом Ананьиной, конца 19в. Это тоже дом-комплекс в два этажа. Много окон с резными наличниками, балкон с балясинами, красивым крыльцом с резными столбиками. Он не пустует, в нем и сейчас живут люди, по-видимому сотрудники или особые гости музея-заповедника.
На острове Кижи находится перевезенная из Муромского Успенского монастыря маленькая церквушка в честь Воскрешения Лазаря, построенная в 14 веке – древнейшая в Карелии
Но все-таки центром музея заповедника Кижи, его жемчужиной, является Кижский погост.
Кижи погост – что это такое
Это не то, что вы подумали – печальное место последнего пристанища людей, ушедших в лучшие миры.
В обиходе это слово появилось во времена древней Руси. Славянские князья в урочное время отправлялись по своим владениям, чтобы собрать установленную дань, выслушать и разрешить споры подданных, набрать новых воинов в дружину. В своей поездке по владениям они останавливались в заранее определенных населенных пунктах. Эти места называли погостами – от слова “гостить”.
Позже так стали обозначать на Руси административно-территориальную единицу. Примерно такую, так районы в современных областях. В дальнейшем это слово стало относиться уже к отдельному селу. В настоящее время нет существенной разницы между такими населенными пунктами, как село и деревня. Но когда-то разница была огромна: только в селе была церковь. А при церкви – кладбище.
И только в 19 веке это слово стало преимущественно использоваться том самом, мрачном современном смысле.
Архитектурный ансамбль погоста Кижи, образец деревянного зодчества Карелии, включает:
- С разновеликими главами летнюю церковь Преображения Господня (1714г) – самое выдающееся и знаменитое сооружение музея заповедника Кижи.
- Стройную церковь Покрова Богородицы (1764г)
У нее 9 глав – центральную главку окружают 8 маковок поменьше. Украшает ее лишь скромный зубчатый поясок, идущий вокруг фронтона.
Службы в ней шли в зимнее время, так как она отапливалась. - Установленную между храмами шатровую колокольню со звонницей
Это самое позднее сооружение ансамбля (1874г).
37 метров – вот настолько она поднялась к небу. ! Если взять за высоту этажа 3,3м, то высота колокольни равна 11 этажам
С такой высоты, да по воде – далеко разносился ее необычайной чистоты колокольный звон… - Окружающую сооружения и отделяющую их от крестьянский полей, деревянную стену трехсотметровой длины – реконструкцию традиционной ограды погостов.
Это солидное сооружение – на высоком каменном основании возведен бревенчатый сруб из сосен со сторожевыми башнями по углам. Сверху его укрывает двускатная крыша. Главный вход у Покровского храма через внушительные двустворчатые ворота, кроме него есть еще второстепенные входы-калитки.
Божественной красоты Преображенская церковь в Кижах
На острове плоском, где дышат сквозь сон
Лишь травы одни да каменья,
Как сказка возникло из древних времен
Красы небывалой виденье…
Радостная, нарядная, с причудливыми линиями, изогнутыми поверхностями, она похожа на какой-то невиданный цветок. Недаром считается, что Преображенская церковь в Кижах подлинный апофеоз деревянной архитектуры.
Сегодняшний серенький день и погода с капризами как нельзя лучше подходят к суровой особенности этого места. Мы стоим перед великолепием деревянного строения, словно сошедшего с открытки. На миг раздвигаются тучи и церковь купается в лучах солнца, оно скользит по чешуйкам куполов, задерживается на перилах, ступенях… У нас нет слов.
Все деревянные храмы в нашей стране были двух типов:
- Церковь и колокольня возле нее
- Две церкви – зимняя и летняя, а рядом с ними колокольня.
Кижский погост – как раз такой северный тройник. А сама Преображенская церковь в Кижах – летняя, она срублена без традиционной прокладки мха между бревнами, следовательно холодная.
Это четырехъярусный храм, пирамидально устремленный вверх, конструктивно – очень сложный.
Его венчают 22 луковичные главки. Каждая главка стоит на гребне кровли криволинейной формы, называемой бочкой.
Линии бочек напоминают молитвенно сложенные ладони, а внутри которых как бы укрываются церковные маковки. Посмотрите, правда, похоже? Во время дождя потоки воды стекают по куполам, бочкам и не попадают на стены.
Каждую главку покрывает чешуя из северной черепицы – изогнутых осиновых дощечек – так называемых лемехов.
Считается что таких чешуек на храме около 60 тысяч. Для их изготовления подходит только осина, да и то не всякая. Да и за день опытный мастер-плотник может сделать не более 30-35 лемехов: размеры чешуек на бочках и главках разные, более того, каждый ряд лемешинок на куполе имеет свой размер.
Свежевытесанные, они светло-жёлтые, с годами обретают благородный темно-серый цвет старого дерева, но, подобно хамелеону, меняют его, становясь в косых лучах солнца – оранжево-розовыми, серебристыми – в белые или светлые ночи.
Внутреннее убранство Преображенской церкви в Кижах сейчас посмотреть невозможно. Но там никогда не было роскошного убранства, единственным украшением был иконостас с золоченой резьбой и 102 иконами, да роспись на потолке.
Деревянные постройки, в своем большинстве, не доживают и до ста лет.
В бытовом смысле храмы более сохранны – них не стирают, не готовят, не держат скотину, как зимой в крестьянских домах на Севере, за ними более тщательно ухаживают, однако и деревянная церковь не вечна. Она требует периодического ремонта: раз в 50 лет меняют на главках лемех, настилают новые полы, меняют покосившиеся двери.
Но концу 70-х годов прошлого века состояние Преображенского храма иначе как ужасным назвать было нельзя: нижние венцы и многие бревна сруба превратились практически в труху – время и жучки-древоточцы сделали свое дело, вес центральной части продавил фундамент, по зданию пошли деформации, кое-где оно просело так, что венчающий его центральный крест почти на метр отклонился от вертикали…
Реставрация Преображенской церкви в Кижах
В настоящее время Преображенская церковь Кижского погоста, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится на реставрации. Она проходит так сказать, в режиме онлайн: реставраторы делают свою работу, а приезжающие туристы любуются драгоценным объектом культурного наследия России. Внутрь, правда, экскурсантов пока не пускают.
Как обычно спасают деревянные памятники? Их полностью разбирают, просматривают и чинят каждый составной элемент, а затем снова собирают в единое целое. В данном случае это метод не подходил – понадобились бы огромные склады для хранения, на десятилетия жемчужина острова Кижи стала бы недоступна и из-за этого резко уменьшился бы поток туристов, особенно заграничных.
Специалисты музея-заповедника решили проводить реставрационные работы по технологии лифтинга, до мелочей отработанной в Норвегии на починке деревянных памятников народного зодчества. Преображенская церковь в Кижах случай несравнимо более трудный чем все, имевшие место, норвежские опыты.
Но наши инженеры справились. Не разбирая памятника, на домкратах последовательно поднимают части его сруба, реставрируют и опускают. По планам реставрация должна закончится к 2018 году.
Звуковой образ Кижей
Конечно, музей заповедник Кижи был бы не полон без прекрасного колокольного звона. Таинство этих удивительных звуков – необходимый штрих и составная часть нашей духовной культуры.
Сейчас на острове Кижи насчитывается 14 колоколов, самый большой из которых отлит в 19 веке и весит более 800 кг.
19 августа 2014 года в день Преображения Господня торжественно отпраздновали в Кижи 300-летие Преображенской церкви. К этому дню сюда доставили еще один новый колокол, отлитый знаменитым колокольных дел мастером Николаем Шуваловым. Часовне Спаса Нерукотворного, что стоит самой высокой точке острова – Марьиной горе, не хватало на звоннице благовеста. Новое приобретение музея займет там место главного колокола.
Храмы Кижи и гвозди
Спроси любого: «Храмы Кижи – что вы можете о них сказать?” И, почти со стопроцентной уверенностью, можно предсказать, что в ответ прозвучит: “Они выстроены без единого гвоздя”.
Неизвестно, кто и когда это выдумал, но миф овладел умами.
Срублены храмы были действительно без железных гвоздей, но при этом использовались их аналоги из дерева – без этого, особенно на главках церквей, кижским плотникам было не обойтись.
В использовании деревянных гвоздей не было какого-то особого глубинного смысла – просто в 17 веке железные гвозди были дороги, а дерева было в изобилии.
Сейчас же гвозди стоят копейки, покупай их хоть ящиками. Специалисты-реставраторы Преображенской церкви в Кижах, люди с опытом и знаниями, отнюдь не падают в обморок при виде железного гвоздика, а, напротив, считают их использование в своей работе абсолютно уместным и оправданным.
Серебряное кольцо России
2013 года Русское географическое общество совместно с телеканалом «Россия 1» провели проект-конкурс «Россия-10». Жители нашей страны выбирали и голосовали за самые интересные достопримечательности регионов. По условиям конкурса их должно было быть ровно десять. И вот выбор сделан. Вот они – одержавшие победу, равноправные чемпионы:
Среди туристических направлений хорошо известно ” Золотое Кольцо России “. Сейчас набирает популярность еще “Серебряное кольцо” – маршрут по северо-западу нашей страны. Он проходит по Санкт-Петербургу, Ленинградской области, захватывает Псков, Новгород, Архангельск и Карелию с ее знаменитым музеем-заповедником «Кижи».
А мы плывем на катере обратно в Петрозаводск. Северное небо хмурится, накрапывает дождик… И вдруг откуда-то второй раз за день прорывается солнечный луч и освещает воду. Это – прощанье, так с нами прощается остров Кижи на Онего-озере, так он говорит нам, что в следующем году будут еще праздники, а Карелия – такая большая…
Рубрика: Россия
www.control-point.ru
Церковь Преображения Господня в Кижах
Церковь Преображения Господня находится на острове Кижи, что на Онежском озере, к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Главной особенностью сооружения является то, что церковь полностью сделана из дерева, а при строительстве не было использовано ни одного гвоздя!
По некоторым данным церковь была заложена ещё в конце XVI века, однако из-за пожара, вызванного ударом молнии, была полностью уничтожена. Церковь, которую мы видим сегодня, построили в 1714 году. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской былине!
Церковь Преображения Господня построена в лучших традициях русского плотничьего мастерства. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения, высота которого достигает 37 метров, не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями! К сожалению, имена мастеров, построивших удивительную церковь, стёрло время.
Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке.
Когда главная часть храма была готова, строители начали работу над боковыми прирубами, ориентированными по сторонам света. В результате, общая конструкция церкви чем-то напоминает крест.
Всего восьмериков в здании три. Все они двухъярусные и каждый немного ниже предыдущего. Такое расположение придаёт строению очертания пирамиды. Углы главного восьмерика украшены бочками и главами. Нельзя не отметить щедрость прихожан того времени, так как именно на их пожертвования и велось строительство храма. Сам храм считается летним, и зимой службу в нём не проводят.
Иконостас церкви Преображения Господня считался одним из самых крупных среди храмов Олонецкой губернии. Высота иконостаса достигает 8 метров, а длина больше 25 метров. Всего в иконостасе насчитывается 101 икона, а сам он оформлен многочисленными декоративными элементами!
Церковь Преображения Господня в Кижах является памятником федерального значения и частью культурного наследия РФ. К сожалению, в последние годы храм переживает не самые лучшие времена. Так реставрация церкви осуществляют просто варварским методом.
Считается, что для правильной реставрации подобных сооружений необходимо заменить вышедшие из строя деревянные элементы на аналогичные, созданные такой же технологии, что и оригиналы. Однако большинство деревянных элементов заменяется на металлические.
Ещё в 80-ых годах прошлого века интерьер церкви был сильно нарушен. Были уничтожены не только многочисленные деревянные конструкции (полы, балки, прогоны), но и вставлен металлический каркас.
На сегодняшний день большинство оригинальных элементов церкви Преображения Господня уничтожено. Реставрация ведётся не с целью сохранения исторической значимости объекта, а с точки зрения туристической привлекательности. Остаётся надеется, что храм всё-таки переживёт столь трудные для него времена и сохранится в исходном виде…
www.mandalay.ru
О формообразовании Кижского ансамбля | Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле| Электронная библиотека
стр. 23 В 1977 году научные сотрудники музея «Кижи» В.А.Гущина и Б. А. Гущин выявили ранее неизвестные материалы, которые дали основание для новых исследований по уточнению предыстории возникновения существующего ансамбля Кижского погоста [1] . Первые исторические свидетельства о церквях на острове Кижи относятся к 1582–1583 гг. В Писцовой книге дьяка Андрея Плещеева говорится: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Святая Богородицы». В 1616 году писец Петр Воейков дал более полное описание: «А на погосте Боголепного Спасово Преображения деревянной с папертьми верх шатровый и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной». Здесь же Воейков упоминает о колокольне: «…а также колокол на колокольне». Последние сведения о существовавших церквях Кижского погоста относятся к 1693–1694 гг.: «…церков Преображения Господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 (1693–1694 гг.) сгорели от молний» [2] . Обратим внимание, что колокольня не указана в числе сгоревших зданий.
После пожара 1693 г., когда сгорели Преображенская и Покровская церкви, началось строительство новых церквей. С чего началось возобновление Кижского погоста? В.А.Гущина и Б.А.Гущин нашли документальные свидетельства 1696 года, что на острове Кижи «на погосте строет церковь новую, теплую клетски, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен придел во имя Николая Чудотворца» (Никольский придел был разобран за теснотой в 1865 г.) [3] . Гущины предполагают, что церковь могла быть построена клетской, затем перестроена в шатровую и впоследствии в многоглавую.
Эти сведения подтверждаются материалами Б.Гущина и Е.Еленевского, которые основываются на данных путешественника Я. Я. Мордвинова и академика Н.Я.Озерецковского [4] . Я.Я.Мордвинов в 1752 году отметил в своих записках наличие 25 глав на Преображенской церкви и указал возможность их расположения на трех рундуках входа. Спустя 33 года (в 1785 г.) Н.Я.Озерецковский свидетельствовал о существовании на Преображенской церкви 23 глав (две главы над рундуками нижних площадок могли быть убраны).
В той же статье Б.Гущин и Е.Еленевский приводят сведения Я.Я.Мордвинова о второй церкви погоста: «Церковь вторая Покрова Пресвятые Богородицы, на ней десять глав, обе деревянные» [5] . Я.Я.Мордвинов дает описание вида Покровской церкви в 1752 г.стр. 24 в противоречие всех справочников о принятой дате ее постройки в 1764 году. Таким образом, свой современный вид она обрела до 1764 г. и даже до 1752 г. [6]
План Покровской церкви 1834 г., с отсутствием нижней площадки на входе в церковь [7] , свидетельствует об ее устройстве во время обшивки сруба в 1865 г. (рис.1). В начальный период устройства нижней площадки (1865 г.) она не была обшита тесом (фото до 1904 г. И.Билибина). Обшивка нижней площадки тесом и устройство входа на ее западной стенке произошло впоследствии. Во время реставрации памятника в 50-е гг. ХХ в. обшивка с крыльца была удалена, а на нижней площадке вместо стоек установлены резные столбы по аналогии с сохранившимися резными столбами ограждения крыльца. Нижняя площадка при реставрации удачно вписалась в архитектурную композицию церкви и ансамбля.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
План Покровской церкви 1694–1749 гг. (рис.2) сделан на основе плана 1834 г. (рис.1) и исследований, проведенных в 1998 г. [8] В 1999 г. появилось исследование сотрудника музея «Кижи» А.Т.Яскеляйнена, в котором реконструированы три строительных периода Покровской церкви: I период – конец XVIII века, II период – 1710–1720 гг., III период – начиная с 1749 г. [9] Нам кажется, что это неточное определение строительных периодов и реконструкций, последовавших за ними. Реальнее предложить следующие строительные периоды: I период – 1694–1720 гг., II период – 1720–1749 гг., III период – начиная с 1749 г.
I строительный период – 1694–1720 гг. (рис. 2, 3). Построена клетская церковь, вероятно, с двухскатной кровлей над центральным объемом, которая была увенчана бочкой с главой. Обоснование: бревна части сруба (до верха кровли над трапезной), четверика и продольных стенах алтаря датируются временем до 1694 г. Это дает основание считать датой постройки Покровской церкви 1694 г. Бревна на трех гранях алтаря и в восьмерике разновременные, а на слегах бочки датируются 1749 г. Для восстановления продольного размера алтаря было восстановлено расположение егостр. 25 восточной стены и добавлен выпуск «в обло» (рис.3).
В писцовых и переписных книгах XVIXVIII вв. можно найти примеры, когда церкви, обладающие композиционной основой клетских, иногда завершались шатром. Например, в работе И.А. и О.В. Черняковых приводятся такие данные: «…древяна, клетски, верх шатром, с приделом» (№15 за 1628–1631 гг.), «…древяна, клетски, верх шатром, с трапезою и келарскою» (№ 43 за 1628–1631 гг.) [10] . Пропорциональных анализов подобных церквей сделать не удалось. Поэтому для возможного графического воссоздания облика Покровской клетской церкви мы обратились к анализу существующих клетских церквей.
Пропорциональный анализ церкви XVII в. в дер. Федоровка Архангельской области имеет сходство с Покровской церковью Кижей (рис.4). Причем в Покровской церкви сохранен сруб в основании и восстановлена укороченная длина сруба алтаря. Бочка и полицы алтаря с восточного фасада воспроизводят облик Покровской церкви в Кижах, существовавший до 1749 г. без дополнительно установленных нижних слег и замены вследствие недостаточной длины верхних слег при замене алтаря с трехстенного на пятистенный.
II строительный период – 1720–1749 гг. Разбирается двускатная кровля, клетский верх центрального сруба ниже конька кровли трапезной, а также бочка алтаря. Обоснование: бревна выше уровня кровли над трапезной датируются 1710–1720 гг., бревна в восьмерике и других верхних частях разновременные. Причины первой перестройки Покровской клетской церкви в шатровую, по-видимому, были только композиционные. Строители стремились достичь выразительной гармонии, художественного и монументального единства ансамбля, с построенной в 1714 г. Преображенской церковью. Надо отметить, что шатровое приземистое завершение Покровской церкви и старой колокольни больше отвечают требованиям единства с многоглавым завершением Преображенской церкви (рис.5). Ссылки А.Т.Яскеляйнена на устройство в восьмерике опирания центрального столба шатра, якобы не имевшего примеров, несостоятельны [11] . Можно привести пример применения такого решения на Никольской церкви в с. Согинцы Ленинградской области [12] .[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Теперь остановимся на замечании А.Т.Яскеляйнена по поводу опирания стропильных ног шатра в бревна повала восьмерика. Обмерные чертежи разрезов Вознесенскойстр. 26 церкви в дер. Типиницы в Заонежье говорят о том, что опирание стропильных ног может производиться на уширенное основание нижней части шатра. Здесь следы от такого основания отсутствуют. Надо проверить возраст верхних бревен повала по дендрохронологии. Но есть один конструктивный элемент, который является парной связью только шатра [13] . Он расположен на северной стороне в уровне повала восьмерика и объединен двумя деревянными связями для крепления центрального столба. Диаметр отверстия между бревнами и связями 29 см. Длина бревен 3,3 м, они имеют две врубки от вхождения на нижние бревна шатра. При расположении вышележащего бревна рубленого шатра его торцы выступают наружу от рубленых граней шатра до полудиаметра бревен. Это говорит о том, что по углам восьмерика проходили стропильные ноги. Такое конструктивное устройство подтверждает существование рубленого шатра, возможно, на неполную его высоту.
III строительный период – начиная с 1749 г. Этот период выявлен архитектором А.Т.Яскеляйненым на основе свидетельств дендрохронологического анализа древесины 1749 г. на трех поперечных балках трапезной, 1740 г., 1748 г., 1749 г. на слегах бочки алтаря. Наличие разновременных бревен в трехстенном алтаре и восьмерике говорит о полной переборке здания. В это время была осуществлена крупная реконструкция церкви с переборкой сруба, с устройством пятистенного алтаря, удлинением бочки, удалением внутренних столбов в трапезной и т.д. (рис.6). Пропорциональный анализ плана, выполненный в 60-х гг. ХХ века учитывает эту реконструкцию и более поздние изменения (рис.7).
Причиной второй перестройки (1749 г.) Покровской церкви из двуглавой шатровой в десятиглавую, вероятно, является символическая одиозность Русской православной церкви к существовавшему 25-главию Преображенской церкви, а затем к 25-главию всего ансамбля в целом. Имело место стремление придать другую символику многоглавию ансамбля так, чтобы не утратить, а обогатить его художественную выразительность. Надо отметить, что сделано это было тактично, умело и с большим предвидением.
Символика 25-главия Преображенской церкви, построенной в 1714 г., могла быть изменена без существенного ущерба художественной выразительности только за счетстр. 27 трех глав над входом. Их удаление могло быть выполнено во время очередных ремонтов кровель. Сначала были удалены две главы над кровлями нижних площадок (потому что внутренний водосток уменьшает срок службы опирающихся концов кровли по отношению к свободно свисающим), затем – над кровлей крыльца. Обратим внимание, что с ликвидацией двух глав над нижними площадками были впоследствии ликвидированы и две лестницы боковых входов в церковь, а также переход, соединяющий церковь с колокольней.
Вместе с тем ликвидация двух глав на Преображенской церкви создала символику 25-главия на двух церквах ансамбля (23 + 2 = 25), не считая главы на колокольне. Ликвидация третьей главы создавала символику 25-главия всего ансамбля. Можно предположить, что глава над кровлей площадки крыльца была временно оставлена для 26-главия ансамбля, но после перестройки Покровской церкви из шатровой в 10-главую была удалена в момент очередного ремонта кровель на Преображенской церкви. Нам кажется, что решающим в перестройке в 1749 г. Покровской церкви в 10-главую является стремление сначала изменить символику 25-главия Преображенской церкви, затем количественную символику многоглавия существовавшего ансамбля, увеличив ее до 33 глав, возможно, символизирующих 33 года земной жизни Христа.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Но это требовало поиска достойного варианта композиции церкви для выразительного единства и гармонии всего ансамбля с заменой существовавшей символики многоглавия новым впечатляющим символом, способным художественными достоинствами предать забвению существующую символику многоглавия. При этом каждая постройка приобрела композиционную и художественную целесообразность завершения главами.
Символику 10-главия Покровской церкви также можно рассматривать как синтез символа одной главы (Христа) и девяти чинов святых угодников. Девятиглавие (без главки над алтарем) посвящено одному из глубинных прообразов. Отметим, что достигнутая гармония в сложившемся ансамбле – результат трудных поисков зодчих не только в многоглавии завершения Покровской церкви, но и изменении формы ее алтаря с трехстенного при шатровом ее завершении на пятистенный при многоглавом (см. рис. 2) для соразмерности реконструируемой композиции и сходстве ее с алтарем Преображенской церкви.
Это же можно сказать и о новой композиции колокольни, возведенной в 1862 г. по проекту губернской строительной комиссии (взамен пришедшей в ветхость старой колокольни, сохранившейся при пожаре 1693 г.). Новая колокольня была перестроена в 1874 г.,стр. 28 вероятно, по причине явной несоразмерности ее верхней части массивному основанию и общим несоответствием монументальности ансамбля (рис. 8, 9).
На шесть лет ранее Преображенской церкви (1714 г.) на острове Кижи была построена 25-главая Покровская церковь (1708 г.) на Вытегорском погосте в Прионежье (рис.10). И здесь имеются данные о 25 главах: «При первоначальной постройке было 25 глав, но при перестройке уничтожено на верхнем осьмиугольнике 4 и над папертью 1 глава» [14] .
Причем здесь все сделано грубо и неуважительно. Удаление главы над крыльцом слабо изменило символику многоглавия: 25-главие заменялось 24-главием, что символизировало два годовых цикла по 12 месяцев – святилища двух кругов, без срединного положения главного божества. Возникает вопрос: зачем надо было менять количественную символику с 25 глав до 20 глав, удалять 4 главы на бочках верхнего восьмерика в ущерб художественной выразительности композиции? Что это: случайность или закономерность борьбы с количественной символикой глав в определенные периоды усиления противодействия старообрядчеству, наряду с запрещением шатра, высоких и острых глав и т.д.?[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Теперь перейдем к формообразованию Кижского ансамбля. На основании проделанных исследований и приводимых дополнительных данных сделано шесть общих видов Кижского ансамбля с периода конца XVII – начала XVIII до XIX века.
I. Общий вид Кижского погоста 1714–1720 гг. с реконструкцией клетской Покровской церкви 1694 г. и старой колокольни XVII в. (рис.11). Эта реконструкция сделана на основании архивных данных о строительстве клетской церкви, дендрохронологического исследования А.Т.Яскеляйнена, предполагаемогостр. 29 пропорционального анализа приведенной аналогии (в дер. Федоровка) и изображения погоста на гравюре Р.Зотова в книге Н.Я.Озерецковского [15] . Ограда, входы, соединение Преображенской церкви с колокольней сделаны на основании этой же гравюры.
Дошедший до нас пример колокольни без шейки на главе – колокольня в с. Кулига-Драконово Верхне-Тоемского района Архангельской области (ныне в музее-заповеднике «Малые Корелы») (рис.12). На старинном рисунке Данилова монастыря также имеется колокольня без шейки на главе, восьмистолпные придорожные кресты, покрытые шатрами с главами без шеек, и клетские церкви, покрытые сверху двускатными кровлями, увенчанными бочками с главами с шейками (рис.13).
Пример главы без шейки имеет шатровое покрытие восьмерика, изображенное на ограде погоста (см. рис.1 к статье В.А. и Б.А. Гущиных). Восстановление 25-главия выполнено по данным Я.Я.Мордвинова и возможности устройства глав на трех входах. Восстановление двух боковых входов в церковь сделано по сохранившимся следам на срубе.
II. Общий вид Кижского погоста 1720– 1749 гг. с реконструкцией Покровской церкви (рис. 14). Это сделано на основании личных исследований. Приняты к сведению дендрохронологические исследования А.Т.Яскеляйнена. В постройке Преображенской церкви чувствуется влияние северодвинской и поморской школ сооружения шатровых храмов, в частности Лявли (1558 г.) и Патрикеевки (1746 г.), где высота срубов нижних восьмериков равна высоте до верха главы [16] . Такие же соотношения применены в Покровской церкви: высота центрального сруба равна высоте до верха главы (рис.5).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
III. Общий вид Кижского погоста с 1749 г. с реконструкцией Покровской церкви 1749 г. (рис.15). Эта реконструкция донесла до нас во внешних формах существующий облик Покровской церкви. Особенностью реконструкции является полная переборка здания, устройство пятистенного алтаря, удлинение бочки, ликвидация нижнего пояса и изменение угловых покрытий при переходе четверика в восьмерик.
IV. Общий вид Кижского погоста после 1785 г. с реконструкцией входов на Преображенской церкви, обшивкой доскамистр. 31 в 1818 г., покрытием кровель и глав железом в 1823 г., устройством до 1823 г. каменной ограды и шейки на главе колокольни (рис.16). Вид погоста с 1785 по 1832 г. характерен вышеперечисленными изменениями.
Реконструкция сделана на основании архивных данных, предоставленных В.А.Гущиной в 1998 г. [17] При обшивке Преображенской церкви досками и устранении двух боковых входов в церковь логически вытекает ликвидация существовавшего перехода в колокольню. В документе, ориентировочно датируемом 1847 г., об ограде сказано следующее: «Ограда около сих церквей каменная, сделана из дикого камня искусным образом, вышиною 2,5 аршина, в длину-ширину – сажень, для входа в оную с 4-х сторон находятся 4 ворота» [18] . Шейка на главе колокольни, судя по гравюре Н.Я.Озерецковского, была сделана после 1785 г.
V. Общий вид Кижского погоста с построенной в 1862 г. новой колокольней (рис.17). Исследование нижней части колокольни 1862 г. позволило восстановить ее верхнюю часть с членением нижнего четверика пояском, а также устройством треугольных фронтонов по низу граней шатра (см. рис. 8, 14). Устройство высокого нижнего четверика несвойственно Прионежской школе возведения колоколен. Это характерно для памятников бассейна реки Онеги и Беломорья.
VI. Общий вид Кижского погоста с перестроенной в 1874 г. новой колокольней и обшитой досками Покровской церковью (рис.18).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Произведенная в 1874 г. перестройка новой колокольни привела к увеличению ширины восьмерика, звонницы и низа шатра [19] . Сейчас настало время пересмотра даты постройки колокольни, приняв ее за 1862 г. Перестройка колокольни была сделана, вероятно, по причине явной несоразмерности ее верхней части массивному основанию и общим несоответствием монументальности ансамбля. В 1865 г. была обшита тесом снаружи и внутри Покровская церковь. Ликвидирован Никольский придел в церкви, видоизменены интерьеры, поновлен иконостас и т.д. В 1914 г. Императорская академия архитектуры запретила покрывать железом главы Покровской церкви [20] .
В 70-е гг. XIX в. был произведен ремонт наружной обшивки, кровель, поновление иконостаса и интерьера Преображенской церкви.
В таком виде церкви и колокольня погоста простояли до середины ХХ в.
В 50-х гг. ХХ в. была произведена реставрация Преображенской церкви: удалены внутренняя и наружная обшивки, покрытыстр. 32 лемехом главы, досками – кровли, сделана реставрация иконостаса, установлен декор на фасаде и т.д. В 1960-е гг. была отреставрирована Покровская церковь: удалены внутренняя и наружная обшивки, выполнено реставрационное покрытие кровель, восстановлен фронтонный пояс на восьмерике, частично восстановлены интерьеры, иконостас и т.д. Восстановление деревянной ограды было выполнено по остаткам каменного ограждения. Северная и восточная калитки повторяют входы в ограду Почезерского погоста Архангельской области, а угловая башенка воспроизводит форму башни в ограде Ошевенского погоста. Главный вход дублирует ворота ограды Ильинского погоста в Карелии. Автором проектов реставрации Кижского погоста является архитектор А.В.Ополовников.
- [1] НБМЗК. НРФ-253/1. (Гущина В.А., Гущин Б.А. К вопросу датировки памятников Кижского архитектурного ансамбля. 1977.)
- [2] Там же. С.3–5.
- [3] Там же. С.5.
- [4] Гущин Б.А., Еленевский Е.В. Загадки Кижских куполов // Север. 1982. №4. С.92–94; Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. СПб., 1792. С.324.
- [5] Гущин Б.А., Еленевский Е.В. Указ. соч. С.92.
- [6] Гущин Б.А., Еленевский Е.В. Указ. соч. С.93.
- [7] НАМЗК. №3171/242. (Фонд Ларса Петтерссона.)
- [8] Архив ЗАО «Лад». Б/н. (Крохин В.А. Покровская церковь Кижского погоста. Историческая справка с графической реконструкцией памятника XVII в. 1998.)
- [9] Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 133, 135.
- [10] Чернякова И.А., Черняков О.В. Указ. соч. С.55.
- [11] Яскеляйнен А.Т. Указ. соч. С.130.
- [12] Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. С.81.
- [13] НАМЗК. №1440. (Крохин В.А. Архитектурно-композиционные исследования Покровской церкви в 1993 г.)
- [14] РГИА. Ф.789. Оп.7–1871. Д.8. Л. 91, 92.
- [15] Озерецковский Н.Я. Указ. соч. С.324.
- [16] Крохин В.А. Системы построения архитектурной формы в памятниках древнерусского деревянного зодчества XVI–XVIII вв. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. С.204–205.
- [17] Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля. (1694–1945 гг.) / Авт.-сост. В.А.Гущина, Б.А.Гущин. Петрозаводск, 2013. С.12–30.
- [18] Там же. С.33.
- [19] НАМЗК. №879. (Крохин В.А. К вопросу о постройке колокольни 1874 г. и Покровской церкви 1764 г. Кижского ансамбля. 1978 г.)
- [20] Документы и материалы… С.109.
//
Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле
Составление и подготовка: кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи».
Петрозаводск.
2014.
360 с.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
kizhi.karelia.ru
Кижи церковь Преображения господня
На протяжении веков внутреннее убранство церкви Преображения Господня на Кижском погосте претерпевало закономерные изменения. Будучи поновляемо в соответствии с необходимостью (обветшание) и тенденциями времени, к началу XX века, когда в отношении храма стали проводиться первые искусствоведческие изыскания, оно «ушло» далеко от первоначального своего вида.
Пол был выкрашен, стены — обшиты досками, а в алтаре —оклеены обоями. Первое обследование интерьеров Преображенской церкви произвели в 1926 году участники Всероссийской экспедиции Центральных реставрационных мастерских под руководством И.Э. Грабаря. Оно было довольно поверхностным, поскольку экспедиция работала на острове всего три дня, однако определенные выводы исследователи сделали.Так, И.Э. Грабарь совершенно справедливо отметил в своей записной книжке разновременность деталей иконостаса, отнеся иконы к петровскому времени, а резную раму — к более позднему, однако атрибутировал его довольно размыто — «либо аннинским, либо елизаветинским, либо екатерининским периодом».
К началу Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм несколько лет как пустовал. Службы в нем не проводились С 1936 года. В 1943 году финские оккупационные войска вывезли иконы Преображеской церкви в Хельсинки, но уже менее двух лет спустя они вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, а в 1952 году, после реставрации, произведенной московскими специалистами, вновь заняли свое место в иконостасе кижского храма.
Именно в 1950-е годы интерьер Преображенской церкви сформировался в том виде, который знаком нынешним посетителям Кижей. Перед реставраторами стояла задача освободить интерьер от всех временных наслоений и вернуть его, насколько это возможно, к первоначальному виду. Преследуя эту цель, разобрали ризницу, находившуюся в северо-западном углу трапезной, и устроили на этом месте дополнительную дверь в основную часть храма. Имеющиеся двери переделали. Причем, как выясняется из отчетов, с внешней стороны они были обиты железом, которое реставраторы сняли, посчитав эту обивку позднейшим «усовершенствованием». Однако под железом обнаружилось светлое дерево, то есть обивка существовала изначально. В итоге двери просто затонировали под цвет стен.
Со стен, в свою очередь, была снята тесовая обшивка, с пола — счищена краска. В таком виде —сохранный иконостас и восстановленные в своей условной первозданности детали интерьера — Преображенский храм дожил до 1980 года, когда его состояние признали аварийным и, ради укрепления стен металлическими конструкциями, церковь освободили от всех внутренних элементов, включая иконостас, пол и потолок. Сейчас храм лишен своего внутреннего убранства, а иконостас как единое целое существует лишь в виде виртуальной реконструкции. Завершить реставрацию церкви Спаса Преображения предполагается в течение нескольких лет.
posmotrim.by