Традиционный чеченский орнамент «бустам» на сводах летней галереи мечети «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова
Корзина Купить!
Изображение помещёно в вашу корзину покупателя.Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить выбор покупок.
Перейти в корзину…
удалить из корзины
Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.
¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения ограниченным тиражом в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания;
² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;
Подробнее о различиях в лицензиях
³ Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров.
* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)
Размер оригинала: 3200×4800 пикс. (15.4 Мп)
Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.
Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.
lori.ru
“Наш друг – нохчийн орнамент” – Журнал Нана
Ия Николаенко, поэт, переводчик, методист д/с № 54
Чеченский орнамент – один из богатейших разделов народного творчества.
Он уходит своими корнями в глубь тысячелетий и используется для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, других предметов труда и быта, для архитектурных сооружений. Орнамент – это ритмически повторяющийся узор, пленяющий нас своей красочностью и музыкой, как прекрасный танец или песни, сохраняющие в себе свою изначальную прелесть и ритмику слов и движений.
Он входит в нашу жизнь с детства, в ярких рисунках детских книжек, в орнаментах национальных ковров – истангов, сохранивших имена своих создательниц в альбоме Н. Шабаньянца и В. Татаева «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии».
В этих орнаментах и строгие очертания чеченских башен, встречающих нас на склонах гор и ущелий и посылающих друг другу сигналы радости и бедствий: пришел друг – будьте и вы нашими гостями, или – идет враг, объединяйтесь, станьте звеном в нашей единой цепи защиты от врага.
Рисунок этой цепи, этого орнамента непрост, но понятен сердцу и уму будущего воина, защитника родной земли. В каком мальчишке не зажигает он огня гордости, какого подростка не обожжет искрами своего костра?!
Недаром так охотно читают наши ребята на утренниках стихи чеченских поэтов – Умара Яричева, Шайхи Арсанукаева, Саида Гацаева, Абдулы Садулаева, посвященные Чечне, их прекрасной Родине.
Враг приходил, легенды говорят,
С огнем пришел, нам камни говорят,
С мечом пришел, но крепость серых скал
Была сильнее, чем любая сталь, –
звучат строки А. Садулаева в стихах «Башни».
И уверенно, увлеченно читается концовка стихотворения:
Огонь и меч не страшны башням тем:
Их стены – горы, нет прочнее стен.
А на выставке картин и рисунков гордо стоят башни – свидетели столетий.
Обычаи – как люди, они рождаются, взрослеют, входят в нашу жизнь поступками героев. А когда умирают, становятся сказками и легендами, обжигающими наши души гордостью за смелость предков и друзей.
Какая чеченская девочка, глядя на строгие ритмы узоров своей косынки, не вспомнит, что были времена, когда девушкаы могла остановить смерть и не дать пролиться крови мужчин, бросив им под ноги свой девичий платок, на котором изображены гордо закрученные рога труда и светит серебряный полумесяц.
Сейчас этот обычай ушел. Но воспитанная на нем девочка, девушка учится справедливым и гордым словом останавливать вспыхнувшую вражду и ссору.
Все это входит в нашу жизнь с детства. Но кто-то все же должен нас научить понимать условный язык орнамента, запомнить образы, оживающие в нас при чтении легенд и сказаний, при декламации современных стихов о Родине, любви и верности.
В нашем детском саду № 54 «Седа» г. Грозного это умеют делать все воспитатели, хотя начинают они с малого, от которого потом круто поднимаются по тропам знаний к большому. Вот один пример. Средняя группа. Воспитатель – Л.М. Хамзатова. К республиканскому семинару ей поручили сделать модный журнал «Мадина», в котором надо было поместить модели современной одежды, украшенные чеченскими орнаментами. Так родились детские платья и костюмы, которые понравились и родителям, и ребятам. И более 10 человек вышли на серьезном взрослом республиканском семинаре «Нохчийн орнамент», чтобы на первом своем «подиуме» показать полюбившиеся им модели, сшитые специально для этого случая: Заурбаева Зарета – их ведущая, Заурбаев Селим, Габазова Линда, Джабраилова Хава, Садыкова Лаура, Висаригов Муслим, Хасуева Карина, Корнева Мария, Бисултанова Амина и другие.
Дети, словно заправские модели, демонстрировали свои костюмчики и легко кружились перед гостями в танце.
А мы радовались, что наши дети сумели донести до зрителей красоту и эстетичность костюмов, свои познания азов орнаментов (геометрических, растительных и животных), их удивительную красоту, сумели поделиться радостью понимания этой красоты.
www.nana-journal.ru
Читаем ингушский ковер — Это Кавказ
Страница из альбома Гази-Магомеда Даурбекова. Надпись гласит: «Да не иссякнет благодать леса!»
Этот ковер был сделан в Ингушетии в позапрошлом веке. Сто лет назад его увидел и зарисовал участник этнографической экспедиции, художник Гази-Магомед Даурбеков. Альбом с его рисунками вернулся в Ингушетию лишь недавно — и то по чистой случайности. Его нашел на Измайловском рынке в Москве любитель старины Гирихан Ахильгов. Нашел, купил и привез на родину, где местные этнографы попытались расшифровать архаичные узоры. Что из этого получилось — рассказывает этнограф Танзила Дзаурова.
Войлочные мифы
Вплоть до XX века у ингушей было мифологическое мировоззрение. Люди верили в лесных духов — алмасов, злых духов — тэрымов, в оборотней, чародеев, великанов и чудовищ. Сюжеты из ингушского нартского эпоса воспринимались и пересказывались как быль. Все эти верования и суеверия передавались не только устно, но и в виде орнамента на мебели, посуде, одежде, орудиях труда, музыкальных инструментах, а чаще всего на войлочных коврах — истингах.
Фото: Анна Кабисова
Фото: из архива Танзилы Дзауровой
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
Фото: из архива Танзилы Дзауровой
Фото: из архива Танзилы Дзауровой
Танзила Дзаурова с современными истингами, выполненными ингушской мастерицей Райшат Ахильговой по мотивам старинных ковров
Райшат Ахильгова возрождает древнее искусство валяния истингов
Наш истинг выполнен в пяти цветах, что редкость для ингушских войлочных ковров (обычно они двух- или четырехцветные). А это значит, что у него было еще четыре близнеца. Дело в том, что мастерицы красили не отдельные элементы орнамента, а весь войлок целиком. Покрасив несколько войлоков в разные цвета, вырезали в них одинаковые узоры и просто переставляли детали.
Ковер украшает довольно сложный орнамент. Ключ к его дешифровке дала нам сама мастерица, со слов которой художник сделал подпись к рисунку: «Да не иссякнет благодать леса!»У ингушей в древности было множество правил поведения в лесу — своего рода «Лесной кодекс».
Лес, как и все остальная природа, считался одушевлённым. После появления первых почек он просыпался, оживал, и людям запрещалось ходить по лесу с топором, чтобы не нагонять страх на деревья.
Как и у других древних народов, у ингушей было множество «священных рощ», или «запретных лесов», где проводились религиозные обряды. Люди верили, что даже вырубка кустарника и собирание хвороста там будут жестоко наказаны высшими силами. Единственное, что можно было вынести, — палку, чтобы изготовить новый посох для жреца. И то предварительно следовало задобрить лесного духа жертвоприношениями.
Хотя в лесных духов и патронов давно уже никто не верит, бережное отношение к таким рощам сохранялось в сознании старцев до недавнего времени.
— Наш дедушка запрещал нам заходить в рощу на вершине холма, — рассказывает житель села Ляжги Али Точиев. — Но мой старший брат ослушался и пошел туда рубить лес. В тот день он вернулся домой со сломанной рукой. А дед сказал, что предупреждал: любой, кто посягнет на неприкосновенный лес, будет наказан.
Мировое древо
В центре ковра — Мировое древо. Этот символ имеет очень глубокие корни и встречается по всему миру. Он показывает, как наши предки представляли себе мир.
Образ Древа символизирует два измерения.
В одном измерении древо — это время: прошлое (корни) — настоящее (ствол) — будущее (крона с плодами и семенами). Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без прошлого. Поэтому в старину для ингушей крайне важно было знать имена 14 своих предков. Сегодня ингушскому мужчине достаточно знать своих предков до 7-го колена. Ствол — это настоящее. По нему течет сок — жизнь. Он питает будущее — плоды и семена, которыми оно будет размножаться.
В другом измерении Мировое древо — это три параллельных мира, взаимодействующих друг с другом: подземный мир Эл — царство мертвых, где умершие живут полноценной жизнью и в курсе всех событий, происходящих в царстве живых; мир, в котором живем мы с вами; и «небесный мир», в котором обитают Верховный бог Дяла и все его помощники — патроны, а также одушевленные Солнце, Луна и звезды. Среди людей лишь избранные могли перемещаться в тот или иной мир.
Сосна
На ветвях Мирового древа мастерица изобразила листву и хвою различных деревьев. Каждая порода имела свое сакральное значение и почиталась у древних ингушей за те или иные качества.
Сосна, например, наделялась магическими свойствами. Именно из ее древесины вырезали жреческие шесты, на которых из года в год делали насечки и проводили гадательные ритуалы. Беззащитный перед силами природы, человек особенно ценил и восхищался силой, прочностью и живучестью того, что его окружало. Подобно легендарному герою нартского эпоса — богатырю Сеска-Солсе, рожденному из камня, семя сосны из небольшой расщелины в скале может вырасти в огромное дерево.
Корни сосны, пропитанные смолой, использовались как факелы, а щепки и кусочки коры — в качестве лучин.
Калина
Древесина калины-гордовины во все времена шла на амулеты — обереги от злых духов. Ее клали в люльку, у изголовья кровати, ставили ветку за дверью, считая, что она не пустит в дом оборотней и злых духов. Калина и сейчас востребована у ингушских аксакалов, которые любят сделанные из нее посохи.
Груша
Дуб, липа, клен и осина также почитались и использовались в хозяйстве и ремеслах. Но особенно ценилась лесная груша. Ее запрещено было трогать, где бы она ни росла. В лесу все деревья и кустарники, которые росли рядом с лесной грушей, вырубались, чтобы дать ей больше света и простора. Оставляли только молодые деревца лесных груш. Так постепенно формировалась роща. Знающий человек делал прививки, принося из дальнего леса веточку от дерева хорошего сорта. Точно так же создавались в лесах ореховые и кизиловые рощи.
В лесу рядом с Салги, где жила наша мастерица, растет малина, земляника, смородина и множество лечебных трав. Поэтому она и придавала такое значение «благодати леса».
Мать-Земля
И, конечно, вся эта благодать появлялась благодаря Матери-Земле. Без ее образа не обходился практически ни один ковер. Символ плодородия в виде стилизованного изображения женщины мы видим в «настоящем», в «Царстве живых». Это центральный мотив многих ковров. Символ Матери-Земли — очень древний, он появился во время зарождения земледелия, когда земля ассоциировалась с женщиной, а плодородие почвы — со способностью женщины воспроизводить жизнь. Чтобы получить хороший урожай, надо было задобрить Мать-Землю, это было главной задачей всей ритуальных действий в религиозных обрядах.
Баран
По контуру мы видим стилизованное изображение барана. Баран был очень почитаемым животным у ингушей. Его шерсть — главная составляющая хозяйственной жизни женщин в прошлом, из нее делали домотканое сукно, войлочные ковры, бурки, бешметы, постельные принадлежности.
Особенно ценилась тушинская овца. Когда хотели подчеркнуть благосостояние человека, указывали, каким количеством тушинских овец он владеет. Ценилась из-за свойств шерсти: длинная и цепкая, она шла на изготовление прочных войлоков. Волокна шерсти тушинской овцы полые, они вбирают в себя влагу и удерживают ее внутри, так что человеку, завернувшемуся в такой войлок, дождь и холод были не страшны.
Один из старожилов Салги рассказал нам, что у его отца было 400 голов тушинских овец. Возможно, именно из этой семьи и происходила наша мастерица.
Имя этой женщины, к сожалению, не сохранилось. Зато дошло ее послание, взывающее к разуму и милости, чтобы Лесной дух не оставил наш мир навсегда…
Танзила Дзаурова
etokavkaz.ru
Чеченские орнаменты Ножай-Юртовского района ленточный орнамент «Хаджи». Статья научная (@izvestija-chgpu)
Всегда трудно с чего-то начинать. Поиски, приводящие к значительным от- крытиям, требуют смелого шага. И этот первый шаг мне дался с трудом, потому что сбор информация по чеченским орнаментам (на примере Ножай-юртовского района с 2009 по 2015гг.) шел долго и разнообразно. Нам потребовалась не только внимательность, но и скрупулезный ювелирный подход, чтобы не упустить из поля зрения главный элемент, эстетику архитектурно — декоративной резьбы по камню прошлых столетий прекрасных народных мастеров Чечни. Надмогильные камни, некрополи, дошедшие до нас — прекрасные образцы художественных творений рук человеческих, оставленные нам неизвестными зодчими. Надмогильный памятник (чурт) является каменным свидетелем в открытом пространстве времени, в тесном плавном вечном движении с землей. Научно-исследовательская группа Чеченского государственного педагогического университета начала свою работу по изучению национального и духовного наследия исторического материального пласта над про- ектом «Историческая ценность надмогильных памятников на территории Чечен- ской Республики (на примере Ножай-юртовского района)». Руководитель проекта: ректор Чеченского государственного педагогического университета Хож-Ахмед Султанович Халадов. По своему характеру и по долгу работы в научно- образовательной сфере, Х.-А. Халадов правильно расставил все приоритеты: через определенное время результаты работы в рамках этого проекта будет иметь огромную ценность, так как материал будет всем доступен в электронной версии, а книжный вариант, как каталог, станет настольным документом для изучении исто- рического и духовного наследия нашего народа. Для сбора информации о надмогиль- ных памятниках Чеченской Республики была создана научно-исследовательская груп- па. Я, Мутусханов И.И., как старший руководитель научно-исследовательской группы по изучению надмогильных памятников (чуртов) до начала проекта (сентябрь, 2013 г.) имел определенный опыт (с 2010 года). Но уже в октябре я столкнулся с опреде- ленными трудностями. После нескольких выездов в Ножай-Юртовский район респуб- лики стало ясно, что наше поверхностное может иметь негативные последствия, так как надмогильные памятники (чурты) являются материальными памятниками нашей истории не только в районном масштабе, но и в духовном наследии всего Кав- каза. На то есть свидетельства известных исследователей-кавказоведов: В.Ф. Мил- лер, Е.И. Крупнов, Г.Н.Чубинашвили, М.Азиев и многие другие. Полевые работы по изучении и сбору информации по Ножай-Юртовскому району велись в непосредствен- ных контактах с местным населением, что давало группе и мне лично, как Уполномо- ченному эксперту по культурным ценностям ЮФО по ЧР, старшему преподавателю факультета искусства (ИЗО и ДПИ — народные промыслы — керамика) импульс для творческого поиска нового на своей родной земле. Трудности отступают, когда ви- дишь смысл работы. А перед нами открывались сказочные орнаменты. Нам пришлось фотофиксировать и паспортизировать много нового и интересного. На территории Ножай-Юртовского района Чеченской республики мы обнаружили солярные знаки, архаичные, зооморфные, природные растительные, предметные, антропоморфные, геометрические орнаменты, даты указанные по Хиджре. Зафиксированные арте- факты представляют часть духовного исторического наследия чеченцев.
readera.org
описание, история, культура чеченского народа
Чеченская национальная культура является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов, развиваясь в симбиозе с ними. Одним из ее характерных и неотъемлемых элементов является национальный костюм чеченцев, в котором отражаются характер и обычаи, жизненный уклад, принципы и идеология этого гордого и непокорного народа. Как и все жители гор, чеченцы обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Одной из отличительных особенностей является то, что все элементы одежды изготавливаются из натурального местного сырья: овчины, сукна, кожи, войлока и т. д.
Чеченский народный костюм: история
На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм чеченского народа – не исключение. Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое этого горного народа. Чеченцы — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков они занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовались такое натуральное сырье, как кожа и мех. Чеченцы очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя чеченская национальная одежда.
Как вы знаете, на Кавказе бок о бок соседствуют христианская и мусульманская религии. Кроме мечетей и православных церквей, здесь можно встретить и синагогу, что говорит о толерантности проживающих здесь народов. Культурологи, этнографы и антропологи уже давно заметили, что национальный костюм зависит не только от климата и географических условий, а также от ментальности и веры того или иного народа. В одежде, как в зеркале, отображаются все эти особенности. Так, если национальный орнамент говорит нам об уровне художественного развития народа, то цветовая гамма и покрой дают представление о моральных ценностях представителей данного этноса. Например, чеченский костюм женский является образцом сдержанности и целомудренности. Даже сегодня чеченки не позовляют себе носить откровенные декольте, мини или платья в обтяжку. Не принято также открывать пупок.
Особенности
Если внимательно понаблюдать за одеянием этих горских людей, то можно заметить, что его отличительной чертой являются многочисленные функциональные и декоративные детали и аксессуары, и именно в них отражаются особенности жизни чеченцев. Так, например, в гардеробе представительниц этого народа особое место занимают платки. Замужняя чеченка никогда не позволит себе выйти в общество с открытой головой. Для мужчин папаха — обязательный чеченский головной убор. Да и вообще, покрытия для головы являются не просто элементами одежды, аксессуарами, а символами, которые для представителей сильного пола обозначают мужество, а для женщин — целомудрие, то есть сохранение сакральной чистоты. Если кто-то рукой дотронется до папахи, водруженной на голову мужчины, он нанесет ее хозяину смертельное оскорбление. Даже в бою мужчина не снимал свою папаху перед соперником, а воин, потерявший ее, терял честь и достоинство. Зная об этом, враг желал непременно сбить с головы чеченца символ его чести. А вот сила женского платка имела другой эффект. Чеченка могла вмешаться в кровавую схватку и бросить между дерущимися свою косынку, что означало прекращение борьбы. И горе тому мужчине, который бы не уважил такое волеизъявление женщины. Национальный костюм чеченцев имели несколько вариантов: мужской, женский, праздничный, боевой и свадебный. Что же касается детских нарядов, то они повторяли взрослые с небольшими изменениями. Так, например, мальчики до 14 лет не носили кинжала. И его появление на поясе говорило о переходе в другую возрастную категорию. Кинжал — городость и обязательный атрибут юноши.
Чеченский костюм мужской
Национальная одежда представителей сильного пола состояла из двух частей: полукафтана, который называется бешметом, и штанов, сужающихся книзу, чтобы их было удобно разместить в сапогах. И первое, и второе изготавливались из мягких материалов, чтобы носителю было комфортно, и костюм не стеснял движений. Бешмет считался и домашним, и выходным костюмом. Он застегивался на пуговицы, которые были сделаны из шнурков, свернутые в узелки. Эта деталь одежды имела длину на 10 сантиметров выше колена. Рукава бешмета сужались к запястью, а манжеты застегивались на такие же пуговицы, как и на груди. В талии кафтан сужается и расширяется к коленям. Для мужчин пожилого возраста бешмет изготавливался из более теплых материалов и имел длину ниже колен. Цветовая гамма мужской одежды скорее темная, нежели светлая, используются оттенки серого, коричневого, бурого и т. д. Однако бешмет, в частности, для молодых мужчин, часто шился из цветной ткани, таким образом выделяясь ярким пятном на общем темном фоне. Кстати, чеченский боевой костюм также состоит из бешмета — полукафтана. Одежду белого цвета, в особенности черкески, могли себе позволить только богатые чеченцы.
Одежда для торжеств
Праздничный чеченский костюм шился из яркой и блестящей ткани. Поверх бешмета в особых торжественных случаях надевалась черкеска, покрой которой совпадал с покроем кафтана. Черкеску, как правило, шили из сукна высшего качества. Она не имела воротника и застёгивалась исключительно на талии, подчеркивая стройность стана. Рукава были довольно длинными, ниже кисти, поэтому их огибали. На черкеске по обеим сторонам груди нашивались газырницы. Это маленькие кармашки, которые предназначались для хранения трубочек из дерева с зарядами для оружия. Со временем они утратили свое предназначение. Однако на костюме они сохранились, как дань традициям чеченского народа. Черкеску никогда не носили расстегнутой. Ее подпоясывали узким поясом, на котором висело оружие — кинжал, шашка или пистолет.
Верхняя одежда
Характерной частью национального костюма чеченцев была бурка – такая особенная накидка из шерсти и каракуля без рукавов, но с подчеркнутыми плечами. Всадникам было удобно ее накидывать на плечи во время езды на лошади. Она защищала владельца и от дождя, и снега, и холода, и даже от жары, как бы это парадоксально ни звучало. В случае когда приходилось ночевать вне дома, бурка могла послужить в качестве одеяла.
Головной убор и обувь
Национальный костюм чеченцев не может быть без папахи. Она имеет конусообразную форму и сделана из овчины. Как уже было отмечено выше, никто, кроме хозяина, не смел дотрагиваться до нее, иначе это могло бы расцениваться как оскорбление. У богатых чеченцев папахи изготавливались из шкур бухарских овечек. Летом же вместо папахи можно было носить шапку из войлока. В качестве обуви чеченские мужчины носили легкие кожаные сапоги, голенища которых доходили до колен. Штаны, сшитые из домотканого сукна, заправлялись внутрь. Для состоятельных мужчин изготавливались чувяки – мягкие туфли на плоской подошве. Вместе с ними поверх икр и колен натягивались кожаные ноговицы, которые не имели ступней и подошв.
Женский костюм
Чеченские девушки, в отличие от мужчин, носили более разнообразную по цветовой гамме, материалу и покрою одежду. По наряду можно было узнать практически все о возрасте, социальном статусе и положении женщины в обществе. Женский национальный костюм чеченцев состоял из 4 элементов: верхнего платья, платья-туники (нижнее платье), штанов, пояса. Для замужних женщин обязательной составляющей одежды был и является по сей день платок. Туника или нижнее платье, как правило, очень длинное, до самых щиколоток. Ее шьют из легкой однотонной материи. У туники на груди имеется разрез, а также есть маленький стоячий воротник, который застегивается на пуговицу. Под нижнее платье женщины одевают штаны-шаровары собранные внизу – обязательный атрибут одежды мусульманок. Пара туника — штаны, дополненная платком, в качестве головного убора, была вполне уместным нарядом для повседневной носки. Кстати, в праздничном варианте штаны в нижней части обшивались шелком тон в тон с туникой. Рукава у нижнего платья были прямые и длинные, чтобы закрывать кисти рук. Праздничный женский народный костюм чеченцев имел тунику с очень длинными, доходящими до пола рукавами. Украшались эти платья-рубашки нагрудниками, которые изготавливались из драгоценных металлов и обрамлялись камнями. Верхнее или распашное платье походило на халат, которое застегивалось в талии маленькими крючками. Его шили из дорогих тканей, например, парчи, бархата, атласа или сукна. В качестве украшений использовались тесьма, вышивка, складки и оборки. Платья ярких оттенков носили только чеченские девушки и молодые женщины, зрелые же предпочитали темные тона и редко пользовались украшениями.
Аксессуары
Обязательным атрибутом чеченского костюма как для мужчин, так и для женщин является пояс. Женские пояса, как и в костюмах других кавказских народов представляли собой ювелирные украшения. Они декорировались драгоценными камнями, жемчугом, пряжками различной формы. Некоторые из них представляли собой настоящие шедевры ювелирного искусства. Платок по сей день – обязательный элемент женского наряда. Девушки используют косынки из невесомой прозрачной ткани, а женщины – шелковый плотный платок с бахромой, который согласно традиции надевался поверх чухты (это особый мешочек, куда укладывались косы). Ювелирные изделия — массивные кольца, броши, ожерелья, височные подвески, браслеты, — также можно назвать обязательной частью традиционного наряда чеченок. В зависимости от состоятельности семьи украшения могли быть из бронзы или серебра, но не золотые.
Обувь
Чеченки на ноги надевали обувь самых разных моделей и из различных материалов: кожи, сафьяна, войлока, шерсти и т. д. Самыми популярными моделями были легкие туфли наподобие тапочек из кожи, которые носили как дома, так и на улицу. Молоденькие чеченки любили носить обувь без задников с подошвой из жесткого материала и с каблуками средней высоты, около 5 см. В прохладное время было принято носить сафьяновые сапожки. При их украшении модницы давали волю своей фантазии, вышивали на голенищах золотыми и серебряными нитями, обшивали жемчугом и камнями. Сапожки были двух видов – с каблуком и на плоской подошве. Естественно, первый вид больше подходил для девушек и молодух, второй же был в употреблении у женщин среднего и пожилого возраста. Однако самые большие модницы носили кожаные ботиночки. Их шили по индивидуальному заказу и меркам из нескольких кусков самой высококачественной кожи.
Современный чеченский костюм
Жители Чечни высоко чтут традиции и обычаи своего народа. В отличие от многих народов, они не полностью отказались от него и с удовольствием носят и в наши дни. Молодежь, конечно же, надевает национальный костюм только по праздникам, а в остальные дни предпочитает одеваться так, как принято в современном мире. Мужчины сохраняют дань традиции и носят папахи, сочетая их даже с деловыми костюмами. В Чечне можно встретить пожилых людей, облаченных в бешмет и даже черкеску. Женщины этой же возрастной категории тоже придерживаются национальных традиций, надевают в повседневной жизни длинные платья и шаровары и всегда ходят с покрытой головой. Некоторые современные чеченские дизайнеры, желая воплотить неразрывную связь между прошлым и настоящим, создают модели в так называемом этническом стиле, используя особенности древнего национального костюма чеченцев. Так, в модных коллекциях можно встретить кавказские рубашки с воротником “стойка” на одной пуговице и т. д. То же самое касается и женской одежды: здесь гораздо больше возможностей привнести национальное в современный образ.
Кстати, в последнее время не только чеченские дизайнеры одежды, но и мировые метры фэйшн-индустрии стали использовать элементы кавказского, в частности, чеченского костюма при создании моделей в стиле “этно” или “фольк”. Несколько лет назад российская известный модельер Ульяна Сергеенко в своей коллекции «Кавказ», на создание которой ее вдохновило творчество М. Ю. Лермонтова (кавказский период), представила несколько моделей женской одежды, которые представляли собой черкески, то есть элемент не женского, а мужского национального чеченского костюма. Сегодня также в тренде кавказские украшения и различные аксессуары (пояса, подвески, головные уборы или обувь. Довольно часто свадебные современные наряды авторства чеченских дизайнеров представляют собой адаптированные варианты старинного брачного платья. Каковы же их характерные черты?
Свадебный наряд
В отличие от европейских нарядов, предназначенных для венчания, чеченский свадебный наряд может быть самых разных цветов и оттенков, в том числе и белого. Советские годы внесли свои коррективы, и сегодня все же предпочтение дается белоснежному платью — символу непорочности и чистоты. Многие чеченские пары не против в свой самый торжественный день нарядиться в свое национальное одеяние и в этом костюме исполнить традиционный танец, который, кстати, сегодня очень популярен и в России, и в других странах СНГ, например в Армении. Мы уже описывали, что представляет собой праздничное традиционное платье чеченок. Именно в таком варианте шьется и платье невесты. Оно состоит из двух слоев – туники и распашного верхнего платья. Естественно, для свадебной церемонии подбирают самые лучшие, самые красивые и нарядные ткани: шелк, атлас, органза и т. д. Особенно красивым бывает нагрудник. Верхнее платье изготавливается из тяжелого атласа или шелка и украшается жемчугами, стразами и бисерной тесьмой. Вместо фаты надевается шелковый платок, а иногда он закрепляется в виде шлейфа. На традиционных чеченских свадьбах невесту одаривают большим количеством драгоценных изделий и все это она должна демонстрировать на себе во время свадебного танца. У верхнего платья рукава очень длинные, вышитые и доходят до самого пола. Самым главным элементом наряда невесты является серебряный пояс, который ей дарит жених перед свадьбой.
fb.ru
«Сердце Чечни» – достойная наследница османских мечетей
В столице Чеченской Республики Грозном находится мечеть «Сердце Чечни». Расположенная на берегу реки Сунжи мечеть является одной из самых больших и красивых в мире.
Строительство мечети началось в 1999 году, но было приостановлено в результате начавшихся боевых действий. Строительные работы возобновились в 2006 году. Через два года в октябре 2008 года мечеть открыла свои двери для прихожан.
«Сердце Чечни» входит в состав комплекса «Исламский центр», расположенного в парке площадью 14 га. Помимо мечети сюда входит Российский исламский университет и Духовное управление мусульман республики. Мечеть официально названа в честь первого президента Чечни Ахмада хаджи Кадырова.
Здание поражает любого посетителя своими размерами. Диаметр главного купола составляет 16 метров, а высота 23 метра. По углам возвышаются четыре минарета, каждый высотой 63 метра. Грозненская красавица вмещает более 10 тысяч верующих.
Реликвии Пророка (САВ) и праведников Кавказа на Мавлиде в Грозном.
Источник: vostokphotos.ru
Мечеть выполнена в османском стиле с присущими ему элементами византийского архитектурного стиля. В качестве образца для нее была взята знаменитая стамбульская Голубая мечеть (Султанахмет). Помимо этого, своим внешним видом она очень напоминает еще одну известную стамбульскую мечеть Сулеймание, построенную Мимаром Синаном во время правления Сулеймана Великолепного. Стены мечети отделаны мрамором-травертином. Также в отделке интерьера использован белый мрамор. Им же отделан михраб мечети, высота которого 8 метров.
Для росписи мечети были приглашены мастера из Турции. Они использовали для росписи традиционные чеченские орнаменты «бустам». В краску были добавлены специальные вещества, которые сохранят яркость цветов в течение 50 лет. 36 люстр мечети добавляют ей глубокий символизм. 27 из них похожи на иерусалимскую мечеть «Купол Скалы», 8 – на мечеть Пророка в Медине, а самая большая люстра напоминает Каабу. Как в настенных росписях, так и в украшении люстр использовалось настоящее золото.
Каменный музей Донди-Юрт: вместилище истории и жизни чеченского народа.
Мечеть Сулеймание / Источник: istanbulkulturturizm.gov.tr
Мечеть Султанахмет (Голубая мечеть) / Источник: blog.radissonblu.com
Помимо узоров стены мечети украшают аяты Корана и изречения Пророка Мухаммада (САВ). Главный купол расписан сурой «Ихлас», 112-й сурой Корана. В отделке использованы красный, синий, белый и золотой цвет.
Последним штрихом, придающим мечети особый величественный вид, является многоуровневое освещение. Каждый из уровней подсветки акцентирует внимание на отдельных элементах мечети. Таким образом, создается визуальное ощущение того, что минареты как бы возносятся ввысь.
Архитектура мечети тщательно продумана. Здание имеет повышенную сейсмоустойчивость. Вокруг него располагаются фонтаны и аллеи, что создает замечательное пространство для отдыха и души, и тела.
Россию назвали перспективным направлением для туристов-мусульман.
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: vostokphotos.ru
Источник: fotografersha.livejournal.com
Источник: fotografersha.livejournal.com
Источник: fotografersha.livejournal.com
Источник: ru.wikipedia.org
Исламосфера
islamosfera.ru
Раскраски | Чеченский сайт для детей и родителей
Скачайте, распечатайте и согните по пунктирной линии и предложите ребенку отгадать загадку, после того как загадка отгадана можно развернуть отгадку и раскрасить картинку.
Скачать раскраску
Раскраски для детей. В раскраске «Букет цветов» и в раскраске «Ламборджини», в узоре на мечети, спрятаны буквы Арабского алфавита, надо найти их и раскрасить особенным цветом. По мере обнаружения очередной буквы внизу можно отметить найденную букву. Раскрашивайте и учите буквы Арабского алфавита.
Представляем, Вам, анимированные раскраски онлайн, эти раскраски для мальчиков и девочек. Анимированные раскраски, то есть, детям предстоит раскрашивать не просто самолет, а самолет, который летит; корову, которая качает головой и махает хвостом; рыбки которые двигают плавниками и т.д.
Эти онлайн раскраски для детей с довольно простыми картинками (всего 5 раскрасок).
В флэш раскраску входят следующие раскраски: раскраска “ЛЕТЯЩИЙ САМОЛЁТ”, раскраска “КОРОВА”, раскраска “НАТЮРМОРТ”, раскраска “ГОРНОЕ ОЗЕРО”, раскраска “РЫБКИ”.
Первые две раскраски со звуковым сопровождением. Чтобы переключиться на следующую раскраску, нажмите на маленькую картинку ниже палитры.
www.gakish.com