Чехов на сахалине википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Антон Павлович Чехов. Биография. | МУК «Городская Централизованная Библиотека»

Тип календаря

Краеведческий календарь

150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904), великого русского писателя, посетившего в 1890 г. Хабаровск и Николаевск-на-Амуре и оставившего об этих местах в книге «Остров Сахалин» свои впечатления.

«Великий русский писатель Антон Павлович Чехов, совершивший путешествие на Сахалин, и написавший об этом книгу «Остров Сахалин», родился в портовом черноморском городе Таганроге 29 (17) января 1860 г. Он был третьим сыном в семье владельца бакалейной лавки. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву, оставив Антона практически одного в городе, где он до окончания школы жил в доме знакомого. Однако эти три года «одиночества и свободы» для любознательного и чувствительного подростка не прошли даром. Они стали временем наблюдения и знакомства с жизнью. В 1879 г. А. П. Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета.

В Москве он сразу принял на себя заботы о родителях, младших братьях и сестрах. Почти единственным средством существования семьи становятся его литературные заработки. На занятиях в университете он не пропускал ни одной лекции, писал, не покладая рук, юмористические рассказы о всякой всячине и незаметно для себя оказался в авангарде писателей 1880-х гг. Уже в 1888 г. (в возрасте 28 лет) за сборник рассказов «В сумерках» ему была вручена высшая литературная Пушкинская премия. В биографии почти каждого большого писателя есть особенная веха, которая не укладывается в общее течение жизни, выбивается из привычного уклада. Она непонятна для современников, вызывает разные толкования и объяснения как при жизни писателя, так и у последующих биографов и исследователей. Такой вехой в жизни А. П. Чехова стала его поездка на остров Сахалин в 1890 г., которая до сих пор не перестает привлекать внимание исследователей. До сих пор не удается установить точной даты замысла поездки. Какое-то время А. П.
Чехов вынашивал намерение о далеком путешествии и последующем описании его, не посвящая в него никого из близких. Поэтому, когда в начале 1890 г. писатель начал рассказывать о планах предстоящей поездки, сложилось впечатление, что они у него родились неожиданно. «Это решение возникло в самом начале 1890 года», – отмечал Ф. И. Кулешов. Г. П. Бердников пишет, ссылаясь на письмо А. П. Чехова А. С. Суворину во второй половине декабря 1889 г.: «Именно в это время определяется план его сахалинского путешествия, который уже в начале 1890 г. захватывает писателя целиком. Он едет в Петербург, улаживает дела, связанные с будущей поездкой, напряженно работает, изучая специальную литературу, наконец, делает первые наброски своей будущей книги». Таким же трудным вопросом является вопрос о причине поездки А. П. Чехова на Сахалин. Почему именно на Сахалин, остров до которого нужно добираться по рекам и бездорожью не один месяц, испытывая при этом неимоверные трудности. Выбор Сахалина как конечной цели путешествия с дорогой через всю Сибирь вызвал у многих недоумение, а у некоторых иронию.
Большинство современных исследователей биографии и творчества А. П. Чехова выделяют целый комплекс, послуживший причиной и толчком к этой неординарной поездке. Центральной выдвигается гражданская цель, личная ответственность писателя за все происходящее, стремление привлечь к Сахалину внимание в обществе. По мнению хорошо знавшего писателя видного русского юриста А. Ф. Кони, Чехов хорошо сознавал зло «нашей типической тюрьмы и наших сибирских острогов», и ему казалось «что Сахалин, как поле для целесообразной и благотворной колонизации, может представить могучее средство против большинства из этих зол. Он предпринял с целью изучения этой колонизации на месте тяжелое путешествие, сопряженное с массой испытаний, тревог и опасностей, отразившихся гибельно на его здоровье». А. П. Чехов очень тщательно готовился к предстоящему путешествию. Он понимал, что его будущая книга, помимо многих других аспектов, должна быть и глубоко научной. Облеченная в строго научную форму работа принесет наибольшую общественную пользу, а, следовательно, она обязана опираться на серьезные источники.
До Сахалина А. П. Чехов уже имел опыт научной работы. На последнем курсе университета им была предпринята попытка научного исследования «Врачебное дело в России». Антон Павлович прочитал множество трудов по самым разным проблемам истории и этнографии, геологии и метеорологии, тюрьмоведению и уголовному праву. Помимо сестры писателя Марии Павловны Чеховой, ему присылали материалы из книжных магазинов и складов, из личных библиотек многие знакомые и писатели – А. С. Суворин, К. А. Скальковский, К. Ф. Виноградов, А. И. Сумбатов и др. В тетради, в которую Чехов заносил перечень прочитанных книг перед поездкой, значится 65 наименований. В процессе работы над книгой этот список увеличился более чем в два раза. Письма Чехова этого времени свидетельствуют об интенсивной подготовке к поездке, стремлению как можно больше собрать необходимых сведений. «Атлас Крузенштерна мне нужен теперь или по возвращению из Сахалина, – писал он в письме А. С. Суворину 20 февраля 1890 г. – День-деньской я читаю и пишу, читаю и пишу … Читать буду о Сахалине до марта, пока есть деньги, а потом сяду за рассказы».
Брату Александру он писал 25 февраля: «Мне необходимо возможно подробное знакомство с газетной литературой о Сахалине, ибо она интересует меня не со стороны одних только даваемых ею сведений». 21 апреля 1890 г. началось долгое путешествие А. П. Чехова. Провожаемый многочисленными друзьями и родственниками, он в 8 часов 15 минут вечера выехал с Ярославского вокзала, готовый ко всякого рода неожиданностям и испытаниям. Он ехал, имея при себе только удостоверение корреспондента газеты «Новое время». Получить какие-либо официальные бумаги к приамурскому и сахалинскому начальству ему не удалось. Высадившись в двух верстах от Александровского поста – в Александровской слободке, 11 июля 1890 г. (120 лет назад) А. П. Чехов послал своим родным телеграмму: «Приехал. Здоров. Телеграфируйте Сахалин. Чехов». 22 июля А. П. Чехов был представлен генерал-губернатору Амурского края А. Н. Корфу, который разрешил ему «бывать где и у кого угодно», осматривать тюрьмы и поселения, но с одним ограничением: не общаться с политическими ссыльными.
30 июля начальник острова В. О. Кононович выдал Чехову документ, позволявший ему путешествие по всему Сахалину. Началась упорная, тяжелая, кропотливая работа. Не стало времени даже писать письма родным, шли только редкие телеграммы. На Сахалине А. П. Чехов провел три месяца и два дня, пройдя его с севера на юг, посетив практически каждое селение. Уже плывя на Южный Сахалин в Корсаковский округ, он написал А. С. Суворину с парохода «Байкал»: «Не знаю, что у меня выйдет, но сделано мною немало. Хватило бы на три диссертации. Я вставал каждый день в 5 часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое еще не сделано … Кстати сказать, я имел терпение сделать перепись всего сахалинского населения. Я объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым; употреблял я при переписи карточную систему, и мною уже записано около десяти тысяч человек каторжных и поселенцев. Другими словами на Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал бы со мной.
Особенно удалась мне перепись детей, на которую я возлагаю немало надежд». Сахалинская поездка углубила принципы, уже утвердившиеся в творчестве А. П. Чехова к концу 1880-х гг. Еще во время подготовки к путешествию он пришел к выводу, что русское общество убаюкивает себя ложными представлениями, считая, что всю вину за Сахалин можно возложить «на тюремных красноносых смотрителей»: нет, утверждал Чехов, «виноваты не смотрители, а все мы». Итогом путешествия стала книга «Остров Сахалин», которая привлекла внимание общественности к этой земле, по словам Чехова, похожей на ад. Он писал А. С. Суворину: «Сахалин – это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный … Жалею, что я не сентиментален, а то сказал бы, что в места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение, как турки ездят в Мекку, а моряки и тюрьмоведы должны глядеть на Сахалин, как военные на Севастополь». Книга «Остров Сахалин» писалась долго. Очень трудным оказалось найти нужную форму повествования, авторский тон.
«Я долго писал и долго чувствовал, – делился с А. С. Сувориным А. П. Чехов уже в 1893 г., – что иду не по той дороге, пока, наконец, не уловил фальши. Фальшь была именно в том, что я как будто кого-то хочу своим «Сахалином» научить и вместе с тем что-то скрываю и сдерживаю себя. Но как только я стал изображать, каким чудаком я чувствовал себя на Сахалине, и какие там свиньи, то мне стало легко и работа моя закипела, хотя и вышла немножко юмористической». «Остров Сахалин» А. П. Чехова начал печататься в журнале «Русская мысль» осенью 1893 г., отдельным изданием вышел в 1895 г. (115 лет назад), сразу вызвав огромный резонанс в обществе. Книга заставила обратить на Сахалин внимание официальных лиц, начались беспрерывные поездки на остров высокопоставленных чиновников и проверяющих. «С легкой руки Чехова, – писал сахалинский врач Н. С. Лобас, – Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи». Книга А. П. Чехова оказала огромное влияние не только на судьбы тысяч каторжан и ссыльнопоселенцев, находившихся на острове, особенно на судьбы детей и женщин, но и, в известной мере, подготовила общественное мнение России к ликвидации сахалинской каторги, отмененной в период Первой русской революции (официально каторга отменена 6 апреля 1906 г.
). Мнения литературных критиков были противоречивы. Некоторые называли «Остров Сахалин» одним из самых крупных явлений последнего времени, другие упрекали автора в излишней сухости и научности изложения. Критик А. И. Богданович в своей рецензии отметил главное впечатление от книги: «совершенно подавленным и глубоко пристыженным закрываешь книгу и долго не можешь отделаться от полученного впечатления. Если бы г. Чехов ничего не написал более, кроме этой книги, имя его навсегда было бы вписано в историю русской литературы и никогда не было бы забыто в истории русской ссылки». Сам А. П. Чехов, отдав своему детищу столько сил, был доволен результатом: «Мой Сахалин – труд академический, – писал он несколько шутливо в 1894 г. А. С. Суворину. – И я получу за него премию митрополита Макария. Медицина не может теперь упрекнуть меня в измене: я отдал должную дань учености и тому, что старые писатели называли педантством. И я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат.
Пусть висит!». Все еще неоднозначны мнения критиков по поводу жанра книги, хотя сам писатель определил его как «историко-критический очерк каторги». По-разному литературоведы трактуют и образ автора. Продолжается обсуждение идейного содержания, структуры, причин незавершенности произведения. Такая притягательная сила, по мнению профессора, председателя Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры Российской академии наук В. Б. Катаева, кроется во внутренней энергии книги, которая оказалась созданной не на сиюминутный эффект, а на века. Еще в советское время, тщательно изучая чеховский труд о Сахалине, профессор М. Л. Семанова писала: «В сахалинской книге обозначен временной старт, но нет временного финиша … Исследование не закончено, оно будет продолжено другими … Книга это не итог, а процесс исследования забытого современниками участка жизни, … это дума человека, художника и публициста о своем времени, поиски решения сложных социальных, нравственных вопросов, драматические поиски, которые не могли быть в ту пору завершены». В настоящее время исследования в этом направлении продолжаются сотрудниками Института мировой литературы и чеховедами из разных городов страны. На Сахалине данной тематикой занимаются краеведы, специалисты архивов, музеев, библиотек, образовательных учреждений. После возвращения с Сахалина А. П. Чехов в 1892 г. поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район), в 1899 г. по предписанию врачей переселился в Ялту. В этом же году он был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности, а в 1900 г. – почетным академиком. Скончался А. П. Чехов 2 июля 1904 г. в Баденвейлере (Германия), куда выехал с женой на лечение. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище 9 июля 1904 г. Имя Антона Павловича Чехова прочно вошло в сахалинскую жизнь. Оно увековечено в географических и административных названиях острова. В честь писателя назван город (ныне село) Чехов в Холмском районе на западном побережье острова. В Южно-Сахалинске, Александровске-Сахалинском и ряде других городов, рабочих поселков и сел Сахалинской области есть улицы его имени. Ежегодно тысячи туристов и школьников посещают пик Чехова в окрестностях Южно-Сахалинска, многие знают и Чеховский перевал Западно-Сахалинского горного хребта. Имя писателя носит и Сахалинский областной драматический театр. Пропаганде жизни и творчества А. П. Чехова служат два музея: историко-литературный «А. П. Чехов и Сахалин», организованный в Александровске-Сахалинском в доме, где жил Антон Павлович, и литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» в Южно-Сахалинске. На острове установлены памятники писателю и мемориальные доски: скульптурные памятники – в Южно-Сахалинске и Александровске-Сахалинском (авторы – лауреаты Ленинской премии А. А. Тюренков и М. К. Аникушин), бюсты – в Южно-Сахалинске, Александровске-Сахалинском, Долинске и Чехове (авторы – московский скульптор Г. И. Потапов и сахалинские скульпторы А. Н. Ни и В. Н. Чеботарев).»

А.П. Чехов и его историческое путешествие на Сахалин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Углезаводск

МО Городской округ «Долинский»

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

А.П. Чехов и его историческое путешествие на Сахалин.

Составитель:

Пронина Валерия

9 класс

Научный руководитель:

Федотова Светлана Хамитовна

зам. директора по УВР, учитель истории

МБОУ СОШ с.Углезаводск

Южно-Сахалинск, 2020

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………….4

    1. А.П. Чехов на Сахалине.…………………..……………………………..4

    2. Книга «Остров Сахалин» ………………………………………………..5

Глава II. Практическая часть……………………..……………………….………7

2.1. Анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ с. Углезаводск .…………7

Заключение………………………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………….. 10

Приложение ……………………………………………………………………. 11

Введение

В нашей школе ведется факультативный курс «Знай и люби свой край». На уроках исторической части данного курса учитель, рассказывая о времени каторги на Сахалине, часто упоминал о поездке русского писателя А.П. Чехова в то нелегкое время для острова. Мне стало интересно, какой характер носила его поездка: исторический или литературный, поэтому я решила заняться написанием данной работы.

В 2020 году исполняется 130 лет со времени поездки А.П. Чехова на наш остров. Антон Павлович Чехов – знаменитый русский писатель, который в 1890г. поехал на Сахалин. Как известно, в 1869 году расположенный на восточной окраине российской империи остров Сахалин, был провозглашён зоной царской ссылки, где в нечеловеческих условиях работали тысячи каторжников. Казалось бы, что делать русскому писателю в этом отдаленном уголке нашей Родины.

В связи с этим обозначилась цель моей исследовательской работы раскрыть значение поездки А.П. Чехова не как писателя, а как историка-исследователя. В связи с целью выделяю следующие задачи:

  1. Изучить историю сахалинской поездки А. П. Чехова.

  2. Проанализировать книгу «Остров Сахалин» как исторический источник.

  3. Провести анкетирование среди жителей с.Углезаводск.

  4. Поучаствовать в проведении занятий по краеведению для распространения полученных знаний в ходе моего исследования.

Актуальность моего исследования, на мой взгляд, состоит в том, что с течением времени интерес к поездке А.П. Чехова на Сахалин не утрачен, так как его поездка имела большой вклад в развитие истории нашего острова.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретическая часть

    1. А.П. Чехов на Сахалине

Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор.

А. П. Чехов.

В 1889 году уже достаточно известный писатель А.П. Чехов решает совершить поездку в Сибирь и на Сахалин для изучения жизни каторжных и ссыльных. Далеко не все отнеслись с пониманием к предстоящей поездке. Многие считали ее «ненужным делом» и «дикой фантазией». Как мне удалось выяснить, А.П. Чехов болел в 1890г. туберкулезом, поэтому многие окружающие люди не понимали его желания посетить столь отдаленный край. Сам А.П. Чехов отдавал отчет в трудности предстоящего путешествия, но видел свой гражданский и писательский долг в том, чтобы привлечь к Сахалину, «месту невыносимых страданий», общественное внимание. Уже позднее, в октябре 1891г., он напишет своему приятелю С. Суворину: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке . .. жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита — это не жизнь».

Его дальнее путешествие началось 21 апреля 1890 года, когда А. П. Чехов попрощался с друзьями и коллегами в Москве и с удостоверением корреспондента газеты «Новое время» выехал из Москвы на Сахалин. Стоит отметить, что к поездке писатель готовился тщательно. Он прочитал значительную часть книг по истории, этнографии, уголовному праву, метеорологии, изучал литературу о тюрьмах. Таким образом, можно отметить, что русский писатель представлял, куда он ехал, и что он там может увидеть.

11 июля 1890 года пароход «Байкал» пересек Татарский пролив и к вечеру подошел к Александровскому посту на Сахалине. По приезду русского писателя на остров начальник Главного тюремного управления М. Н. Галкин-Враский дает начальнику о. Сахалина секретное предписание не допускать Чехова до встреч с некоторыми категориями политических ссыльных и каторжных.

Ввиду того, что на остров А. П. Чехов прибыл с целью посмотреть жизнь людей, он неустанно трудится, много путешествует по острову, встречается с людьми разных сословий, изучает их быт, нравы и условия труда. Русский писатель подолгу разговаривал с каторжниками. Он сумел их расположить к себе. Они относились к писателю на редкость доверчиво, беседовали просто и правдиво. За 3 месяца и два дня на Сахалине во время переписи населения Антон Павлович Чехов заполнил около 10.000 статистических карточек. Конечно, он не мог не отметить, что труд каторжников тяжкий, даже рабский. Все они были голодными, больными, плохо одетыми. Условия жизни и труда каторжников произвели на писателя тягостное впечатление. 9 марта 1890г. он напишет: «Сахалин — это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный. В места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение…»

Возвращался А.П. Чехов с Сахалина морским путём, на пароходе Доброфлота «Петербург». Во Владивостоке, где пароход стоял 6 дней (14 – 19 октября 1890), Чехов работал в библиотеке, собирал материалы для книги о Сахалине.

Таким образом, можно отметить, что поездка А.П. Чехова носила исторический характер, так как несмотря на своеобразие стиля написания книги «Остров Сахалин», ее можно по праву признать монографическим трудом.

    1. Книга «Остров Сахалин»

Как мной уже упоминалось ранее, ещё до путешествия на Сахалин Чехов начал составление библиографии и даже написал отдельные куски будущей книги, которые не требовали личных сахалинских наблюдений. Готовясь к путешествию на Сахалин, Чехов определил жанр будущей книги, её научно-публицистический характер. «Остров Сахалин» А. П. Чехова, несомненно, исторический источник, книга-исследование условий, в которых проживали заключённые в Сибири. Анализируя книгу, я обратила внимание, основной объект художественного исследования писателя – это жизнь человека на каторжном острове. В книге достаточно внимания уделяется и авторским размышлениям, и экскурсам научного характера, и художественным зарисовкам природы, а также быту и жизни людей на Сахалине. В центре внимания Чехова-исследователя, Чехова-художника — проблема личности каторжника — среднего, простого, несчастного человека. В книге даются описания острова, условий жизни каторжан и поселенцев, быта и нравов инородцев, видов принудительного труда и наказаний, состояния тюрем, больниц, школ.

Главы 1–13 имеют жанр путевых очерков писателя, посвящённые сначала Северному, а потом Южному Сахалину.

Главы 14–23 являются проблемными очерками, посвящённые отдельным сторонам сахалинского образа жизни, сельскохозяйственной колонизации, детям, женщинам, беглым, труду сахалинцев, их нравственности и так далее.

Стоит отметить, что А.П. Чехов описывает все увиденное только с точки зрения, что Сахалин – это «место невыносимых страданий». В каждой главе сквозит мысль: «Сахалин – это ад». Ввиду того, что автор собрал большое количество подробностей собрано, труд Чехова заставил официальных лиц обратить внимание на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Возвратившись домой, А. П. Чехов заявит, что сахалинская каторга не исправляет, а размножает преступников, и для успешного освоения этой окраины страны необходимо ликвидировать здесь каторгу. Поэтому как уступка общественному мнению, взбудораженному книгой Чехова, были предприняты тюремные реформы: в 1893 году – отмена телесных наказаний для женщин и изменение закона о браках ссыльных, в 1899-м – отмена вечной ссылки и пожизненной каторги, в 1903-м – отмена телесных наказаний и бритья головы.

Таким образом, я считаю, что подробности описания жизни ссыльных каторжан оказали немаловажное влияние на отмену каторги на Сахалине.

Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование среди жителей с. Углезаводск

В ходе своей работы я решила провести анкетирование с целью выяснить, сколько процентов людей из опрошенных знает о том, что А.П. Чехов был на Сахалине. Поэтому среди учащихся, учителей и родителей нашей школы мной было проведено анкетирование по следующим вопросам (приложение №1):

  1. Знаете ли Вы о том, что на Сахалин приезжал известный русский писатель?

  2. Можете ли Вы его назвать?

  3. Как называлась книга, которую он написал по приезду из своего путешествия?

  4. Читали ли вы эту книгу?

Социологический опрос показал, что среди опрошенных школьников (приложение №1):

—  80 % знают о приезде русского писателя на Сахалин;

— 75% ответили, что это был Антон Павлович Чехов,

— 60% опрошенных смогли вспомнить название книги «Остров Сахалин»;

— 30% дали положительный ответ о прочтении данной книги.

Надо отметить, что большая часть опрошенных знает о том, что русский писатель А.П. Чехов приезжал на Сахалин, некоторые оппоненты даже смогли назвать год приезда писателя. Чуть больше половины опрошенных людей смогли вспомнить название книги, но знакомы с ее текстом незначительная часть опрошенных.

В связи с проведенным мною анкетированием, я решила попробовать поучаствовать в организации занятий по краеведению совместно с учителем истории. Ввиду того, что не все люди знают о путешествии и книге А.П. Чехова на Сахалин, я создала небольшие листовки с краткой информацией (приложение №2). Данные листовки на уроках планировалось раздавать детям для информирования не только учащихся, но и родителей, а также помогала с оформлением выставки в библиотеке на тематику «Поездка А.П. Чехова на Сахалин».

К сожалению, в связи со сложившейся обстановкой в РФ, мне не удалось реализовать помощь в проведении факультативных занятий. Тем не менее, я считаю, что необходимо помнить и беречь прошлое своего родного острова, малой Родины, а А.П. Чехов внес значительный вклад в дальнейшее развитие нашего острова.

Заключение

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

– поездка на Сахалин имела большое значение для писателя: помогла глубже проникнуть в реальные противоречия социальной действительности, повлияла на дальнейшую литературную деятельность. Впечатление от поездки было столь велико, что А. П. Чехов отмечал: «Отныне в моем творчестве все просахалинено»;

– итогом этой поездки, книга «Остров Сахалин», которая, по моему мнению, является историческим источником, так как содержит только документальные факты.

Ужасающая правда, которую рассказал писатель, взволновала читателей не только в России, но и за границей. По всей России был проведен сбор пожертвований на приюты, школы, библиотеки для сахалинских детей. Правительство было вынуждено командировать на Сахалин комиссию, чтобы проверить данные, сообщенные Чеховым. Следствием этого явилось улучшение жизни ссыльных, были отменены и телесные наказания.

С момента путешествия А.П. Чехова на остров Сахалин прошло почти 130 лет, и от края, который помнил писатель, ничего не осталось – время и прогресс превратили остров в развивающийся центр. Однако на нашем острове есть улицы, названные именем А. П. Чехова, стоит памятник, и есть музей, посвященный его сложнейшему труду – книге «Остров Сахалин». А.П. Чехову суждено жить вечно на этих улицах до тех пор, пока люди на острове помнят его имя и горькие судьбы сахалинских каторжников.

Список литературы

  1. Антон Павлович Чехов на Сахалине. Материалы Сахалинского краеведческого музея. http://sakhalinmuseum.ru/kids_interesting_id_2.php

  2. История  Сахалина и Курильских островов. Под ред. М.С. Высокова. Южно – Сахалинск, 2008.

  3. Капустин Д. Главное путешествие Антона Чехова. Вокруг света , 2010,№4,  http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6867/

  4. Семанова М. Л. Вступительная статья к т. 14. Полное собрание сочинений и писем А.П. Чехова в 30 томах. М.: Наука, 1976г.

  5. Чехов А.П. Остров Cахалин. М,  1984/

  6. ЧеховА.П. Письма из Сибири. Остров Сахалин  http://chekhoved.ru/index.php

  7. Чехов  Антон Павлович. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение №1

Анкетирование

  1. Знаете ли Вы о том, что на Сахалин приезжал известный русский писатель?

  2. Можете ли Вы его назвать?

  3. Как называлась книга, которую он написал по приезду из своего путешествия?

  4. Читали ли вы эту книгу?

Результаты социологического опроса

Вопрос 1 — 80 % — знают о приезде русского писателя на Сахалин;

Вопрос 2 — 75% — ответили, что это был Антон Павлович Чехов,

Вопрос 3 — 60% — опрошенных смогли вспомнить название книги «Остров Сахалин»;

Вопрос 4 — 30% — дали положительный ответ о прочтении данной книги.

Приложение №2

Листовка

А.П. Чехов «Остров Сахалин»

Год поездки А.П. Чехова: 1890г.

Год издания книги: 1891г.

Историческое значение поездки А.П. Чехова на Сахалин:

1893г. – отмена телесных наказаний для женщин;

1899г. – отмена вечной ссылки и пожизненной каторги;

1903г. – отмена телесных наказаний.

Выставка в библиотеке МБОУ СОШ с. Углезаводск

Антон Чехов | Биография, пьесы, рассказы и факты

Антон Чехов

Смотреть все СМИ

Год рождения:
29 января 1860 г. Таганрог Россия
Умер:
14 июля 1904 г. или 15 июля 1904 г. Германия
Известные работы:
«Мрачная история» «Иванов» «Крестьяне» «Медведь» «Черный монах» «Вишневый сад» «Чайка» «Три сестры» «Дядя Ваня» «Палата номер шесть» «Деревянный демон»
Известные члены семьи:
супруга Ольга Книппер-Чехова

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Как прославился Антон Чехов?

К моменту окончания медицинского института (1884 г.) Чехов уже несколько лет писал художественную литературу, в основном анекдоты для юмористических журналов. Его первая работа в ведущем литературном обозрении «Степь» (1888 г.) изображала путешествие по Украине глазами ребенка. Это произведение вместе с пьесой Иванов (1887–89), принес Чехову признание.

Какое наследие оставил Антон Чехов?

Хотя Чехов наиболее известен своими пьесами, некоторые критики считают его рассказы еще более творческими и значительными. Неуловимый, на первый взгляд бесхитростный стиль письма Чехова, в котором недосказанное кажется гораздо более важным, чем то, что сказано, не поддавался эффективному анализу литературных критиков и эффективному подражанию со стороны других творческих писателей.

Почему Антон Чехов так влиятелен?

Чехов запечатлел жизнь в России своего времени с помощью обманчиво простой техники, лишенной навязчивых литературных приемов. Он считается выдающимся представителем русского реализма конца XIX века. Несмотря на то, что перед смертью Чехов уже был известен русской литературной публике, он стал всемирно известным лишь после окончания Первой мировой войны.

Каковы основные достижения Антона Чехова?

Чехов взял свою многословную и неумело шутливую пьесу Wood Demon (1888–89) и преобразовал его — в основном путем резки — в Uncle Vanya , один из его величайших сценических шедевров. В другой великой пьесе, «Вишневый сад » (1904), Чехов создал пронзительную картину упадка русских помещиков, персонажи которой, несмотря на всю их остроту, остаются комическими.

Как умер Антон Чехов?

В марте 1897 года Чехов перенес легочное кровотечение, вызванное туберкулезом, симптомы которого появились значительно раньше. Последствия туберкулеза привели к ухудшению его здоровья в течение нескольких лет, и примерно через шесть месяцев после Вишневый сад впервые был исполнен в Москве (17 января 1904 г.), Чехов умер от болезни.

Антон Чехов , полностью Антон Павлович Чехов , (род. 29 января [17 января по старому стилю] 1860, Таганрог, Россия — умер 14/15 июля [1/2 июля] 1904, Баденвейлер, Германия ), русский драматург и мастер современной новеллы. Он был литературным художником с лаконичной точностью, проникавшим под поверхность жизни, обнажая тайные мотивы своих персонажей. В лучших пьесах и рассказах Чехова отсутствуют сложные сюжеты и четкие решения. Концентрируясь на кажущихся мелочах, они создают особую атмосферу, которую иногда называют навязчивой или лирической. Чехов описывал русскую жизнь своего времени с помощью обманчиво простой техники, лишенной навязчивых литературных приемов, и считается выдающимся представителем конца XIX века.Русская реалистическая школа X века.

Отрочество и юность

Отец Чехова был бедным бакалейщиком и набожным солдафоном, рожденным крепостным. Он заставил сына служить в своей лавке, а также призвал его в церковный хор, которым сам дирижировал. Несмотря на доброту матери, детство осталось для Чехова болезненным воспоминанием, хотя позже оно оказалось ярким и захватывающим опытом, к которому он часто обращался в своих произведениях.

После недолгого посещения местной школы для греческих мальчиков Чехов попал в город гимназия (средняя школа), где проучился 10 лет. Там он получил лучшее стандартное образование, доступное на тот момент, — тщательное, но лишенное воображения и основанное на греческих и латинских классиках. Последние три года в школе Чехов жил один и зарабатывал себе на жизнь тем, что тренировал младших мальчиков; его отец, обанкротившись, переехал с остальной семьей в Москву, чтобы начать все сначала.

Осенью 1879 года Чехов присоединился к своей семье в Москве, которая должна была быть его основной базой до 189 года.2. Он сразу же поступил на медицинский факультет университета, который окончил в 1884 г. как врач. К тому времени он уже был экономической опорой своей семьи, так как его отец мог получить только низкооплачиваемую работу. Будучи неофициальным главой семьи, Антон проявлял большие запасы ответственности и энергии, с радостью поддерживая свою мать и младших детей за счет своих внештатных заработков в качестве журналиста и автора юмористических зарисовок, которые он совмещал с тяжелой учебой в медицине и насыщенной общественной жизнью.

Чехов начал свою писательскую деятельность как автор анекдотов для юмористических журналов, подписывая свои ранние произведения псевдонимом. К 1888 году он стал широко популярен среди «необразованной» публики и уже успел написать более объемную работу, чем все его более поздние сочинения вместе взятые. И в процессе он превратил короткий комический набросок примерно в 1000 слов в второстепенную художественную форму. Он также экспериментировал с серьезным письмом, предоставляя исследования человеческих страданий и отчаяния, что странным образом расходилось с бешеной шутливостью его комических произведений. Постепенно эта серьезная жилка поглотила его и вскоре возобладала над комической.

Литературная зрелость

Литературный прогресс Чехова в начале его 20-летнего возраста можно определить по первому появлению его произведений в череде публикаций в столице, Санкт-Петербурге, причем каждое последующее издание было более серьезным и уважаемым, чем предыдущее. Наконец, в 1888 году Чехов опубликовал свое первое произведение в ведущем литературном обозрении «Северный вестник ». Этим произведением — длинным рассказом под названием «Степь» — он, наконец, отвернулся от комической фантастики. «Степь», автобиографическое произведение, описывающее путешествие по Украине глазами ребенка, является первым среди более чем 50 рассказов, опубликованных в различных журналах и подборках между 1888 годом и его смертью в 1904. Именно на этом корпусе более поздних рассказов, а также на его зрелых драмах того же периода держится главная репутация Чехова.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Хотя в 1888 году Чехов впервые сосредоточился почти исключительно на коротких рассказах, которые были серьезными по замыслу, юмор — теперь лежащий в основе — почти всегда оставался важным компонентом. Была также концентрация на качестве в ущерб количеству, количество публикаций внезапно упало с более чем ста статей в год в пиковые 1886 и 1887 годы до всего 10 рассказов в 1888 году. Помимо «Степи», Чехов также написал несколько глубоко трагические этюды того времени, самым заметным из которых была «Скучная история» (1889 г.), проникновенное исследование разума пожилого и умирающего профессора медицины. Изобретательность и проницательность, проявленные в этом проявлении силы, были особенно замечательны, поскольку исходили от столь молодого автора. Кульминацией пьесы « Иванов » (1887–89) является самоубийство молодого человека, более ровесника автора. Вместе с «Скучной историей» она принадлежит к группе чеховских произведений, получивших название клинических исследований. Они исследуют переживания психически или физически больных в духе, напоминающем о том, что автор сам был квалифицированным — и оставался спорадически практикующим — врачом.

К концу 1880-х годов многие критики начали упрекать Чехова, теперь, когда он был достаточно известен, чтобы привлечь их внимание, за отсутствие твердых политических и социальных взглядов и за то, что он не наделил своих произведений чувством направленности. Такие ожидания раздражали Чехова, который был аполитичен и философски беспристрастен. В начале 1890-х он неожиданно нашел облегчение от раздражения городской интеллектуальной жизни, предприняв индивидуальную социологическую экспедицию на далекий остров Сахалин. Расположенный почти в 6000 миль (9650 км) к востоку от Москвы, по ту сторону Сибири, он был известен как царское русское каторжное поселение. Путешествие Чехова туда было долгим и опасным испытанием в экипаже и речном транспорте. Прибыв целым и невредимым, изучив местные условия и проведя перепись островитян, он вернулся, чтобы опубликовать свои выводы в виде исследовательской работы, которая заняла почетное место в анналах российской пенологии: Остров Сахалин (1893–94). .

Свой первый визит в Западную Европу Чехов совершил в компании А.С. Суворин, богатый владелец газеты и издатель многих собственных произведений Чехова. Их долгая и тесная дружба вызвала у Чехова некоторую непопулярность из-за политически реакционного характера суворинской газеты 9.0039 Новое время («Новое время»). В конце концов Чехов порвал с Сувориным из-за отношения газеты к печально известному делу Альфреда Дрейфуса во Франции, когда Чехов защищал Дрейфуса.

В годы непосредственно перед и после сахалинской экспедиции Чехов продолжал свои драматургические эксперименты. Его Wood Demon (1888–89) представляет собой многословную и неумело шутливую пьесу в четырех актах, которая каким-то чудом искусства превратилась — в основном путем разрезания — в Дядя Ваня ( Дядя Ваня ), один из величайших его сценических шедевров. Преобразование — в великолепный этюд бесцельности в деревенской усадьбе — произошло где-то между 1890 и 1896 годами; пьеса была опубликована в 1897 году. Среди других драматических произведений того периода — несколько шумных одноактных фарсов, известных как водевили: Медведь ( Медведь ), Предложение ( Предложение ), Свадьба 900 40 ( Свадьба ), Юбилей ( Юбилей ) и другие.

Антон Чехов, журналист-расследователь

Я уже не могу вспомнить, что натолкнуло меня на « Остров Сахалин, » Антона Чехова, но это определенно одно из моих лучших литературных открытий за последнее время. В нем мы видим, как писатель, наиболее известный своими короткими рассказами, берется за масштабный документ: исчерпывающий отчет о исправительной колонии на Сахалине в 189 г. 0, сочетающий в себе путевые заметки и зарисовки персонажей с анализом политики и, что, пожалуй, самое удивительное, с представлением огромного количества данных.

Вот некоторая предыстория того, что побудило Чехова к расследованию, которое казалось его современникам столь же нехарактерным, как и нам; из примечаний к этому изданию:

В конце 1889 г. неожиданно и ни с того ни с сего двадцатидевятилетний автор заявил о своем намерении покинуть европейскую Россию и отправиться через Сибирь на Сахалин, большой остров, разделяющий Сибирь и Тихий океан, после чего он напишет полномасштабную экспертизу исправительной колонии, содержавшейся там царскими властями. …

Сахалин, поскольку он был островом и находился как можно дальше от центральной России, не выезжая за пределы страны, использовался в то время исключительно как пункт назначения каторжников на длительные сроки, которые, кроме пожизненно сроки – отбывали наказание, затем переселялись в местную деревню, чтобы отсидеть несколько лет в статусе уголовника, который реабилитировался, учась продуктивной жизни в обществе. Наконец, по окончании этого «испытательного срока» ему или ей восстанавливались права свободного человека, и они могли уехать на материк, но в центральную Россию их все равно не пускали; им пришлось остаться в Сибири на всю жизнь. Власти надеялись этой политикой превратить Сахалин в процветающую колонию по образцу Австралии, и в европейской русской печати появились многочисленные подброшенные правительством сообщения, утверждающие, что эта цель достигается.

Аргументативное ядро ​​книги состоит в том, чтобы показать, что идея использования труда заключенных для развития колонии является безнадежным противоречием. Фундаментальная причина этого в том, что построение успешной экономики и общества в колонии требует индивидуальной инициативы и ответственности, для разрушения которой и существует тюрьма:

Тюрьма антагонистична колонии, и их интересы обратно пропорциональны друг другу. Жизнь в коммуналке низводит заключенного до состояния крепостного и с течением времени делает его выродившимся; привычки стадной жизни заглушают в нем инстинкты оседлого человека и домашнего домохозяина; здоровье его ухудшается, он стареет и слабеет нравственно, и чем позже он выходит из тюрьмы, тем больше причин опасаться, что он окажется не активным, полезным членом колонии, а лишь обузой для нее.

Схожая тема заключается в том, что в любом соревновании между ссыльным или каторжным трудом и свободным трудом всегда побеждает свободный труд, потому что он работает лучше. И поэтому идея правительства, стоящая за колонией, о том, что принудительное изгнание может быть эффективной программой экономического развития, фатально ошибочна. (Конечно, это не помешало советскому правительству предпринять то же самое в гораздо более широком масштабе с системой ГУЛАГа в ХХ веке.) В этом отрывке Чехов размышляет о том, как могло бы выглядеть рациональное экономическое развитие Сахалина, и заключает: что исправительная колония неминуемо отомрет:

Главное богатство Сахалина и его, возможно, завидное и счастливое будущее, заключается не в пушных зверях, как думают люди, а в сезонной рыбе. … Чтобы рыболовство приобрело значение серьезного промысла, колонию следует переместить ближе к устью Тыми или Пороная. Но это не единственная предпосылка. Необходимо также, чтобы свободные люди не соперничали со ссыльным населением, так как нет такого рода дела, в котором при столкновении интересов свободные не брали бы верх над ссыльными.

Однако ссыльные соревнуются с японцами, которые либо ведут свой лов контрабандой, либо платят пошлину, и с чиновниками, которые овладевают лучшими местами для тюремного промысла, и время уже приближается, когда , с постройкой Сибирской железной дороги и развитием судоходства слухи о баснословном богатстве рыбы и пушного зверя будут привлекать на остров свободных; начнется иммиграция, наладятся настоящие рыбные промыслы, в которых ссыльный будет участвовать не как собственник-коммерсант, а только как наемный рабочий, и тогда, судя по подобным ситуациям в прошлом, начнутся жалобы на то, что труд изгнание во многих отношениях уступает труду свободных, даже труду манзов и корейцев; с экономической точки зрения изгнанное население станет обузой для острова, а с расширением иммиграции и развитием на острове оседлого и торгового образа жизни само государство найдет его более справедливо и выгодно стать на сторону свободной стихии и остановить процесс изгнания. Итак, рыба будет достоянием Сахалина, а не ссыльной колонии.

Но на самом деле очень мало таких моментов, когда Чехов говорит своим голосом, чтобы поправить или сказать нам, что думать: его метод — «показывай, а не рассказывай» и терпеливое накопление ошеломляющих и часто душераздирающих подробностей. . В рамках своего трехмесячного расследования Чехов провел собственную перепись ссыльного населения, проведя краткие беседы с каждым домохозяйством, которое смог найти. Это дало ему массу не только впечатлений и анекдотов, но и данных. Вот один из наиболее количественных отрывков, дающих представление об этом аспекте книги:

Чтобы составить суждение о том, в какое время года чаще всего совершаются побеги, я использовал те немногочисленные статистические данные, которые мне удалось найти и записать. В 1877, 1878, 1885, 1887, 1888 и 1889 годах скрылся 1501 каторжник. Эта цифра разбита на месяцы следующим образом:

  • 117 января
  • 64 февраля
  • 20 марта
  • 20 апреля
  • 147 мая
  • июнь 290
  • июль 283
  • август 231
  • сентябрь 150
  • 44 октября
  • 35 ноября
  • 100 декабря

Если бы начертить на графике кривую побегов, то ее наивысшие точки относились бы к летним месяцам и к тем зимним месяцам, когда морозы самые сильные. Очевидно, что наиболее благоприятные моменты для совершения побегов бывают при теплой погоде, при проведении работ вне острога, при сезонном рыбном ходу, при созревании ягод в тайге и при сборе картошки оседлых ссыльных. полной зрелости, а за ними время, когда море покроется льдом, когда Сахалин перестанет быть островом. Также росту в летние и зимние месяцы способствует прибытие новых партий в весенние и осенние рейсы. Меньше всего убегают в марте и апреле, потому что в эти месяцы на реках вскрывается лед, и нельзя добыть пропитание ни в тайге, ни у оседлых ссыльных, у которых к весне обыкновенно уже не остается еды.

В 1889 г. из Александровской тюрьмы бежало 15,33% среднегодового состава; из Дуайской и Воеводской тюрем, где, кроме надзирателей, караулят еще и часовых с ружьями, бежало в 1889 г. 6,4%, а из тюрем Тымовского уезда 9%. Эти цифры относятся только к отчетному году, но если взять все имеющееся количество осужденных за все время их пребывания на острове, то отношение сбежавших в разное время к общему составу составит не менее шестидесяти процентов, т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *