Челканцы народ: ЧЕЛКАНЦЫ • Большая российская энциклопедия

Челканцы

Челканцы (чалканцы), самоназвание «чалканду» («шалканду») — одна из коренных тюркоязычных этнических групп, проживающих на территории Республики Алтай. Устаревшие название — лебединцы или лебединские татары, а также куу-кижи (куу — «лебедь»), откуда и возник калькированный с тюркского этноним «лебединцы» и само название реки Лебедь.

Территория проживания охватывает небольшую на северо-востоке Турочакского района в бассейне реки Лебедь.

Численность населения

В годы советской власти челканцы Алтая учитывались как алтайцы. Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 года челканцы были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Всероссийская перепись населения 2002 года учла их отдельной народностью со своим языком, Всероссийская перепись населения 2010 года — субэтносом в составе алтайцев.

По данным переписи населения 2002 года численность челканцев в Российской Федерации составила 855 человек, из них 830 человек в Республике Алтай, в основном в Турочакском районе.

В то же время, по данным правительства Республики Алтай, в 1997 году в Турочакском районе республики насчитывалось 1689 челканцев.

Язык

В формировании челканцев, как и других этнических групп современных алтайцев, приняли участие племена самодийского и кетского происхождения, а также тюркские племена, язык которых окончательно победил иноязычные компоненты.

В настоящее время все челканцы двуязычны и хорошо владеют русским языком, который для многих стал уже родным. Поэтому челканский диалект, сужая сферу своего функционирования, остается живым лишь в семейном общении и в небольших производственных коллективах, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности.

Первая фиксация языка челканцев (лебединцев) принадлежит академику В.В.Радлову, бывшему на Алтае в 1869-1871 годах.

Язык челканцев относится к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков. Традиционно челканское наречие считалось диалектом алтайского языка.

Согласно новейшим классификациям тюркских языков южно- и северно-алтайский языки являются двумя разными языками. Челканское наречие, согласно этой классификации, относится к северно-алтайскому языку, наряду с кумандинским. Челканский язык является бесписьменным. В 2000 году чалканцы, наряду с другими этническими группами Алтая (тубаларами и теленгитами), получили статус малочисленных народов России, язык их был включен в Красную книгу языков народов России, но это никак не отразилось на состоянии их языка: так и не была не была разработана письменность, в частности, потому, что в чалканском имеются звуки, которых нет в алтайском литературном языке.

Хозяйство и быт

Специфика северных предгорий Алтая во многом обуславливает и традиционную хозяйственную деятельностью его населения.

Основными занятиями челканцев были охота на мясного и пушного зверя, рыболовство, собирательство и в меньшей степени земледелие и скотоводство.

Охотились челканцы на медведя, марала, лося, дикого козла, оленя, волка, бурундука, зайца, крота, а также на птицу. В осенне-зимний период охоты промышляли также соболя, белкут, куниц и колонков. До появления огнестрельного оружия в охотничьем инвентаре челканцев, как и других таежных групп Северного Алтая, занимали лук «алар» и разного рода свистульки-манки, имитировавшие характерные для некоторых животных и птиц звуки. Стрелы челканцы носили в берестяном колчане «каптырга». Заметим, что у средневековых кыпчаков термином «каптаргак» называли квадратный мешок «для сохранения всего надобного». Позже в охоте использовали шомпольное ружье (кырлу).

Объектами рыболовного промысла у челканцев служили хариус, окунь, чебак, пескарь, ерш, таймень, щука, налим. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью (туноктоп). Из рыбных ловушек челканцам были известны морды (суген, сопыр) и запоры (тон). Закрытые ловушки челканцы плели из тальниковых прутьев. Их длина составляла от 1,1 до 1,5 м.

Немаловажное место в питании челканцев занимали клубни, корни и стебли дикорастущих растений: пиона, пучки, калбы и некоторых других. Так, из луковиц кандыка и сараны готовили жидкого типа похлебку (тире). Несколько меньшее значение в рационе питания челканцев занимали кедровые орехи. При их обработке использовали вальки, ручной лоток, котел и зернотерку. В результате из обжаренных и растертых ядер кедровых орехов челканцы получали жирную густую массу «токшок».

Земледелием челканцы занимались только для пропитания, сажали мало, в основном ячмень (арва), пшеницу (пугдей) и просо (таран), в меньшей степени зкультивировалась рожь (арыш). Пашнями у челканцев служили небольшие открытые или расчищенные при помощи топора и огня участки земли на южных склонах гор или косогоров. Они не удобрялись и забрасывались через каждые два года. Поэтому стремились использовать любой удобный участок земли, сколько-нибудь пригодный для обработки. В этой связи обрабатываемые участки нередко находились на значительном расстоянии от мест их постоянного проживания. В долинах рек «пашен» не было, так как выпадающий часто иней губил молодые побеги хлеба.

Длительная и холодная зима с довольно высоким снежным покровом, ограниченные участки для пастбищ стали одним из основных препятствий для развития скотоводства на территории Северного Алтая. Наиболее приспособленной к условиям горно-таежной местности оказалась лошадь. Во второй половине XIX века челканцы держали вместе с лошадьми уже крупный рогатый скот, но в очень ограниченном числе.

Традиционное жилище челканцев делится на 2 вида.

Временные промысловые постройки объяснялись потребностями охотничьего промысла. Наличие временных жилищ способствовало более длительному пребыванию людей в тайге. Осенне-зимние сезонные жилища шалаш (jапаш) защищал охотников от холода и непогоды, позволял отдохнуть и восстановить силы. Среди временных жилищ использовались одно- и двускатные. Односкатное временное жилище устраивалось летом на месте охотничьего промысла. Каркас постройки состоял из двух стоек и коньковой жерди, скат балагана выполнялся из жердей или колотых пополам стволов осины. Двускатные шалаши с продольной балкой, к которой прислоняли небольшие жерди, ветки закрывали корой, дополнительным утеплением служила трава, земля, снег. Они были рассчитаны на двух человек. Надо отметить, что к временному жилью относились с почтением.

В качестве постоянных жилищ строились наземные и полуподземные прямоугольные срубы, каркасные постройки двускатного типа (ширу, ошанды уг).

Традиционная одежда

Основу промысловой одежды составлял войлочный халат, полусферическая шапка, безрукавка (ненгжок), чулки (уук), сапоги (одок).

Войлочный халат («киис») делали длинным, ниже колен, и довольно широким. К ним, как правило, пришивали воротник-стойку. На промысле он наглухо застегивался на пуговицу, что предотвращало попадание снега за шиворот охотника. Она нередко являлась единственной пуговицей на одежде. Сверху на «киис» надевали холщовый халат. Но чаще войлочный халат простегивали холстом при помощи льняных ниток.

Материалом для их изготовления сапог (одок) и женской обуви — чирков (чарык) служила хорошо выделанная конская кожа.

Сапоги, ремни креплений тщательно натирались конским салом. Пропитанная жиром кожа не замерзала на морозе.

Основными элементами мужской и женской одежды из холста являлись рубаха (чамча), штаны (штан) и халат (когнок). Их покрой имел туникообразный характер. Так, стан «когнок» составляли два перекинутых на плечи прямоугольных полотна материи с вшитыми косыми или вытянутыми в форме трапеции боковинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальная кухня

Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь, мясо домашних животных и дикие растения, с конца XIX века распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты.

Из мясных продуктов домашнего происхождения использовалась преимущественно конина, позднее — говядина и баранина. Скот забивали, как правило, на зиму в октябре и ноябре. При этом голову варили сразу. Кроме головы, в котел добавляли также отдельные куски мяса, снятые с туши забитого животного. Этим мясом (паш тире) угощали соседей и особенно тех, кто принимал участие в забое животного и его разделывании.

Из хорошо промытых кишок коровы или лошади и молочно-кровяной смеси челканцы на зиму заготовляли «кан» (кровяную колбасу, буквально «кровь»). Смесь состояла из крови, молока, мелко накрошенного сала, лука, а также соли. При этом на ведро крови наливали полведра молока. Приготовленную таким образом смесь заливали в кишку, предварительно завязав один из ее концов. Наполнив кишку смесью, ее завязывали веревкой. Готовили «кан» отдельно или в мясном бульоне. В южных районах расселения челканцев (по реке Байгол) был известен «дьюргем». Появился он, видимо, только в ХХ веке в местах соприкосновения челканцев с тубаларами.

«Дьюргем» представлял собой род колбасы из переплетенных между собой тонких кишок и нарезанных ленточками легких, печени и желудка.

Из рыбы в основном готовили уху (палактын муны тире).

Из луковиц кандыка и сараны готовили жидкого типа похлебку (тире), из обжаренных и растертых ядер кедровых орехов челканцы получали жирную густую массу «токшок».

Молочные продукты у челканцев относительно широкое распространение получили только в ХХ веке. Особенно это касается тех групп челканцев, которые проживали по реке Байгол и в местах соприкосновения с тубаларами и кумандинцами. Молочные продукты они, видимо, стали изготовлять под влиянием южных алтайцев и русских. На это указывают связанная с молочной продукцией терминология: «сайрю» (масло), «твораг» (творог), «чегень» (забродившее молоко), «престек» (простокваша) и т.д.

Из муки делали преимущественно пресное тесто. Оно использовалось для выпечки хлеба, пирогов и некоторых других мучных изделий. Из пресного теста, крупы и толокна готовили такие блюда, как «тутпаш», «угре», и «мотко». Универсальной мучной пищей челканцев являлся «талган» (толокно). Он употреблялся в сочетании с водой или другими жидкими продуктами.

 

Источник:

1.      Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. – Ленинград, 1969

2.      Алтайцы: этническая история. Традиционная культура. Современное развитие. Редколл. Н.В. Екеев (ответ ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. — Горно-Алтайск, 2014

3.      Алтайский национальный костюм. – Горно-Алтайск, 1990

Народ челканцы. | Тюрки в истории России

Народ челканцы вместе с народом кумандинцев и тубы создают единый культурный ареал. В отличие от Южного Алтая он базируется на  принципиально других видах жизнеобеспечения. В северных предгорьях Алтая традиционная хозяйственная деятельность населения и ландшафтные особенности данного региона  повлияли на культурную специфику. Поэтому изучение традиционной культуры должно тесно сопрягаться  с вопросами взаимодействия  коллектива людей и с природной средой, их окружающей – микроландшафтом.

У челканцев традиционная материальная  культура это составная часть Лебединского ЛКК. Территория данного комплекса ограничена бассейном реки Лебедь. Комплекс в административном отношении  занимает малую часть  Турочакского района Республики Алтай, находящуюся на северо-востоке. Структура Лебединского ЛКК складывается из элементов, изученных  коллективом людей части микроландшафта и созданных средств жизнедеятельности во время процесса,  под которыми подразумеваются  культурные явления, как духовного, так и материального порядка, из компонентов (наборов  элементов, функционально связанных), и форм культурной деятельности (отраслей хозяйства и совокупности культурных явлений, тесно связанных с их деятельностью).

Сегодня в данный комплекс входит три челканских поселка: Суранаш, Курмач-Байгол, Майский. Традиционное хозяйство народа челканцев составляло ядро, вокруг него создавались формы культурной деятельности. Только ядро создавало и определяло, в основном, ход развития культурных явлений. Поэтому в контексте решаемой задачи особенно актуальными становятся вопросы, касающиеся функционирования традиционного хозяйства челканцев.

Хозяйство челканцев.

Генезис хозяйства был тесно связан с приспособлением человеческого коллектива к микроландшафту, то есть к занимаемой ими территории. В данном процессе особенно важную роль выполнял ресурсный потенциал территории. Челканцы живут в горах, долинах реки Лебедь, и ее многочисленных притоков – Садры, Байгола, Атлы и т.д. Эта территория отличается низкогорным ландшафтом с пихтово-кедровой тайгой, которая со своими богатствами во многом повлияла на ряд основных занятий челканцев.

Традиционная календарная система челканцев реально отражала адаптацию к ресурсным возможностям бассейна реки Лебедь и к природно-климатическим условиям. В большинстве случаев название месяцев отражало последовательность хозяйственных занятий. На основании анализа названия месяцев можно сделать вывод, что у челканцев основными видами хозяйственной деятельности были земледелие, охота и скотоводство. Кроме того,  в бассейне реки Лебедь население занималось рыболовством и собирательством.

В бассейне реки Лебедь сформировался многоотраслевой характер хозяйства, благодаря которому появились и бытовали самые  различные культурные явления. В свою очередь тесные отношение вещественных средств жизнедеятельности с хозяйством позволили предопределить их многофункциональный характер. Каждая отрасль хозяйства отличалась определенной совокупностью культурных явлений.  На основании функционального анализа появилась возможность  классифицировать  отрасли хозяйства и элементы, близко связанные с ним, в четыре основные формы культурной деятельности: земледельческо-собирательную, охотничью, рыболовную и  скотоводческую.

«Молекулярно-антропологическое исследование алтайских историй с использованием населения» Мэтью Дулика

  • < Предыдущий
  • Далее >
Дата награды

Spring 2011

градус типа

Диссертация

Степень Имя

Доктор философии (PhD)

Группа выпускников

АНРОПОЛОГИЯ

Первый адвокат
0011

Теодор Г. Шурр

Abstract

В диссертации исследуется генетическая история нескольких популяций, проживающих в Республике Алтай в России. Он использует подход, сочетающий методы популяционной генетики и филогеографии для характеристики генетического разнообразия в этих популяциях, и помещает результаты в молекулярно-антропологический контекст. Ранее исследователи на основании антропологических, исторических, этнографических и лингвистических данных разделили коренных жителей Алтая на две группы – северных и южных алтайцев. Таким образом, генетические данные, полученные в этом исследовании, были использованы для определения того, возникли ли эти антропологические группировки в результате исторических процессов с участием разных исходных популяций, и является ли наблюдаемое географическое и антропологическое разделение между северными и южными алтайцами также генетической границей между ними. Эти сравнения были сделаны путем изучения однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) кодирующей области митохондриальной ДНК (мтДНК), последовательностей контрольной области (включая HVS1) и нескольких полных митохондриальных геномов. Вариации в нерекомбинирующей части Y-хромосомы (NRY) характеризовались биаллельными маркерами и гаплотипами коротких тандемных повторов (STR). В целом, эта работа предоставила набор данных с высоким разрешением для обеих систем генетических маркеров, унаследованных от одного отца. Полученные данные были проанализированы как популяционно-генетическими, так и филогеографическими методами. Северные алтайцы (челкан, кумандин и тубалар) отличались от южных алтайцев (алтай-кижи) обеими генетическими системами, однако тубалары неизменно демонстрировали признаки смешения с южными алтайцами, отражая различия в происхождении и истории населения северных и южных групп. а также между этническими северными алтайцами. Эти результаты дополняют наблюдения культурных различий, отмеченные антропологическими/этнографическими исследованиями алтайского населения. Эти различия, вероятно, усиливали и поддерживали генетические различия между этническими группами (то есть культурный барьер для генетического обмена). Следовательно, биологические и культурные данные свидетельствуют о разном происхождении северных и южных алтайцев. Филогеографический анализ гаплотипов мтДНК и NRY исследовал влияние различных исторических событий на генетическое разнообразие алтайцев, включая неолитические экспансии, внедрение курганных культур, распространение говорящих на алтайском языке и вторжение Монгольской империи. Эти идеи также позволили лучше понять заселение самой Сибири. Культуры алтайских народов в конечном итоге помогли сформировать их нынешнюю генетическую вариацию.