Челканцы
Челканцы (чалканцы), самоназвание «чалканду» («шалканду») — одна из коренных тюркоязычных этнических групп, проживающих на территории Республики Алтай. Устаревшие название — лебединцы или лебединские татары, а также куу-кижи (куу — «лебедь»), откуда и возник калькированный с тюркского этноним «лебединцы» и само название реки Лебедь.
Территория проживания охватывает небольшую на северо-востоке Турочакского района в бассейне реки Лебедь.
Численность населения
В годы советской власти челканцы Алтая учитывались как алтайцы. Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 года челканцы были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Всероссийская перепись населения 2002 года учла их отдельной народностью со своим языком, Всероссийская перепись населения 2010 года — субэтносом в составе алтайцев.
По данным переписи населения 2002 года численность челканцев в Российской Федерации составила 855 человек, из них 830 человек в Республике Алтай, в основном в Турочакском районе.
Язык
В формировании челканцев, как и других этнических групп современных алтайцев, приняли участие племена самодийского и кетского происхождения, а также тюркские племена, язык которых окончательно победил иноязычные компоненты.
В настоящее время все челканцы двуязычны и хорошо владеют русским языком, который для многих стал уже родным. Поэтому челканский диалект, сужая сферу своего функционирования, остается живым лишь в семейном общении и в небольших производственных коллективах, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности.
Первая фиксация языка челканцев (лебединцев) принадлежит академику В.В.Радлову, бывшему на Алтае в 1869-1871 годах.
Язык челканцев относится к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков. Традиционно челканское наречие считалось диалектом алтайского языка.
Согласно новейшим классификациям тюркских языков южно- и северно-алтайский языки являются двумя разными языками. Челканское наречие, согласно этой классификации, относится к северно-алтайскому языку, наряду с кумандинским. Челканский язык является бесписьменным. В 2000 году чалканцы, наряду с другими этническими группами Алтая (тубаларами и теленгитами), получили статус малочисленных народов России, язык их был включен в Красную книгу языков народов России, но это никак не отразилось на состоянии их языка: так и не была не была разработана письменность, в частности, потому, что в чалканском имеются звуки, которых нет в алтайском литературном языке.Хозяйство и быт
Специфика северных предгорий Алтая во многом обуславливает и традиционную хозяйственную деятельностью его населения.
Основными занятиями челканцев были охота на мясного и пушного зверя, рыболовство, собирательство и в меньшей степени земледелие и скотоводство.
Охотились челканцы на медведя, марала, лося, дикого козла, оленя, волка, бурундука, зайца, крота, а также на птицу. В осенне-зимний период охоты промышляли также соболя, белкут, куниц и колонков. До появления огнестрельного оружия в охотничьем инвентаре челканцев, как и других таежных групп Северного Алтая, занимали лук «алар» и разного рода свистульки-манки, имитировавшие характерные для некоторых животных и птиц звуки. Стрелы челканцы носили в берестяном колчане «каптырга». Заметим, что у средневековых кыпчаков термином «каптаргак» называли квадратный мешок «для сохранения всего надобного». Позже в охоте использовали шомпольное ружье (кырлу).
Объектами рыболовного промысла у челканцев служили хариус, окунь, чебак, пескарь, ерш, таймень, щука, налим. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью (туноктоп). Из рыбных ловушек челканцам были известны морды (суген, сопыр) и запоры (тон). Закрытые ловушки челканцы плели из тальниковых прутьев. Их длина составляла от 1,1 до 1,5 м.
Немаловажное место в питании челканцев занимали клубни, корни и стебли дикорастущих растений: пиона, пучки, калбы и некоторых других. Так, из луковиц кандыка и сараны готовили жидкого типа похлебку (тире). Несколько меньшее значение в рационе питания челканцев занимали кедровые орехи. При их обработке использовали вальки, ручной лоток, котел и зернотерку. В результате из обжаренных и растертых ядер кедровых орехов челканцы получали жирную густую массу «токшок».
Земледелием челканцы занимались только для пропитания, сажали мало, в основном ячмень (арва), пшеницу (пугдей) и просо (таран), в меньшей степени зкультивировалась рожь (арыш). Пашнями у челканцев служили небольшие открытые или расчищенные при помощи топора и огня участки земли на южных склонах гор или косогоров. Они не удобрялись и забрасывались через каждые два года. Поэтому стремились использовать любой удобный участок земли, сколько-нибудь пригодный для обработки. В этой связи обрабатываемые участки нередко находились на значительном расстоянии от мест их постоянного проживания. В долинах рек «пашен» не было, так как выпадающий часто иней губил молодые побеги хлеба.
Длительная и холодная зима с довольно высоким снежным покровом, ограниченные участки для пастбищ стали одним из основных препятствий для развития скотоводства на территории Северного Алтая. Наиболее приспособленной к условиям горно-таежной местности оказалась лошадь. Во второй половине XIX века челканцы держали вместе с лошадьми уже крупный рогатый скот, но в очень ограниченном числе.
Традиционное жилище челканцев делится на 2 вида.
Временные промысловые постройки объяснялись потребностями охотничьего промысла. Наличие временных жилищ способствовало более длительному пребыванию людей в тайге. Осенне-зимние сезонные жилища шалаш (jапаш) защищал охотников от холода и непогоды, позволял отдохнуть и восстановить силы. Среди временных жилищ использовались одно- и двускатные. Односкатное временное жилище устраивалось летом на месте охотничьего промысла. Каркас постройки состоял из двух стоек и коньковой жерди, скат балагана выполнялся из жердей или колотых пополам стволов осины. Двускатные шалаши с продольной балкой, к которой прислоняли небольшие жерди, ветки закрывали корой, дополнительным утеплением служила трава, земля, снег. Они были рассчитаны на двух человек. Надо отметить, что к временному жилью относились с почтением.
В качестве постоянных жилищ строились наземные и полуподземные прямоугольные срубы, каркасные постройки двускатного типа (ширу, ошанды уг).
Традиционная одежда
Основу промысловой одежды составлял войлочный халат, полусферическая шапка, безрукавка (ненгжок), чулки (уук), сапоги (одок).
Войлочный халат («киис») делали длинным, ниже колен, и довольно широким. К ним, как правило, пришивали воротник-стойку. На промысле он наглухо застегивался на пуговицу, что предотвращало попадание снега за шиворот охотника. Она нередко являлась единственной пуговицей на одежде. Сверху на «киис» надевали холщовый халат. Но чаще войлочный халат простегивали холстом при помощи льняных ниток.
Материалом для их изготовления сапог (одок) и женской обуви — чирков (чарык) служила хорошо выделанная конская кожа.
Сапоги, ремни креплений тщательно натирались конским салом. Пропитанная жиром кожа не замерзала на морозе.Основными элементами мужской и женской одежды из холста являлись рубаха (чамча), штаны (штан) и халат (когнок). Их покрой имел туникообразный характер. Так, стан «когнок» составляли два перекинутых на плечи прямоугольных полотна материи с вшитыми косыми или вытянутыми в форме трапеции боковинами.
Национальная кухня
Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь, мясо домашних животных и дикие растения, с конца XIX века распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты.
Из мясных продуктов домашнего происхождения использовалась преимущественно конина, позднее — говядина и баранина. Скот забивали, как правило, на зиму в октябре и ноябре. При этом голову варили сразу. Кроме головы, в котел добавляли также отдельные куски мяса, снятые с туши забитого животного. Этим мясом (паш тире) угощали соседей и особенно тех, кто принимал участие в забое животного и его разделывании.
Из хорошо промытых кишок коровы или лошади и молочно-кровяной смеси челканцы на зиму заготовляли «кан» (кровяную колбасу, буквально «кровь»). Смесь состояла из крови, молока, мелко накрошенного сала, лука, а также соли. При этом на ведро крови наливали полведра молока. Приготовленную таким образом смесь заливали в кишку, предварительно завязав один из ее концов. Наполнив кишку смесью, ее завязывали веревкой. Готовили «кан» отдельно или в мясном бульоне. В южных районах расселения челканцев (по реке Байгол) был известен «дьюргем». Появился он, видимо, только в ХХ веке в местах соприкосновения челканцев с тубаларами.
«Дьюргем» представлял собой род колбасы из переплетенных между собой тонких кишок и нарезанных ленточками легких, печени и желудка.Из рыбы в основном готовили уху (палактын муны тире).
Из луковиц кандыка и сараны готовили жидкого типа похлебку (тире), из обжаренных и растертых ядер кедровых орехов челканцы получали жирную густую массу «токшок».
Молочные продукты у челканцев относительно широкое распространение получили только в ХХ веке. Особенно это касается тех групп челканцев, которые проживали по реке Байгол и в местах соприкосновения с тубаларами и кумандинцами. Молочные продукты они, видимо, стали изготовлять под влиянием южных алтайцев и русских. На это указывают связанная с молочной продукцией терминология: «сайрю» (масло), «твораг» (творог), «чегень» (забродившее молоко), «престек» (простокваша) и т.д.
Из муки делали преимущественно пресное тесто. Оно использовалось для выпечки хлеба, пирогов и некоторых других мучных изделий. Из пресного теста, крупы и толокна готовили такие блюда, как «тутпаш», «угре», и «мотко». Универсальной мучной пищей челканцев являлся «талган» (толокно). Он употреблялся в сочетании с водой или другими жидкими продуктами.
Источник:
1. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. – Ленинград, 1969
2. Алтайцы: этническая история. Традиционная культура. Современное развитие. Редколл. Н.В. Екеев (ответ ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. — Горно-Алтайск, 2014
3. Алтайский национальный костюм. – Горно-Алтайск, 1990
Народ челканцы. | Тюрки в истории России
Народ челканцы вместе с народом кумандинцев и тубы создают единый культурный ареал. В отличие от Южного Алтая он базируется на принципиально других видах жизнеобеспечения. В северных предгорьях Алтая традиционная хозяйственная деятельность населения и ландшафтные особенности данного региона повлияли на культурную специфику. Поэтому изучение традиционной культуры должно тесно сопрягаться с вопросами взаимодействия коллектива людей и с природной средой, их окружающей – микроландшафтом.
У челканцев традиционная материальная культура это составная часть Лебединского ЛКК. Территория данного комплекса ограничена бассейном реки Лебедь. Комплекс в административном отношении занимает малую часть Турочакского района Республики Алтай, находящуюся на северо-востоке. Структура Лебединского ЛКК складывается из элементов, изученных коллективом людей части микроландшафта и созданных средств жизнедеятельности во время процесса, под которыми подразумеваются культурные явления, как духовного, так и материального порядка, из компонентов (наборов элементов, функционально связанных), и форм культурной деятельности (отраслей хозяйства и совокупности культурных явлений, тесно связанных с их деятельностью).
Сегодня в данный комплекс входит три челканских поселка: Суранаш, Курмач-Байгол, Майский. Традиционное хозяйство народа челканцев составляло ядро, вокруг него создавались формы культурной деятельности. Только ядро создавало и определяло, в основном, ход развития культурных явлений. Поэтому в контексте решаемой задачи особенно актуальными становятся вопросы, касающиеся функционирования традиционного хозяйства челканцев.
Хозяйство челканцев.
Генезис хозяйства был тесно связан с приспособлением человеческого коллектива к микроландшафту, то есть к занимаемой ими территории. В данном процессе особенно важную роль выполнял ресурсный потенциал территории. Челканцы живут в горах, долинах реки Лебедь, и ее многочисленных притоков – Садры, Байгола, Атлы и т.д. Эта территория отличается низкогорным ландшафтом с пихтово-кедровой тайгой, которая со своими богатствами во многом повлияла на ряд основных занятий челканцев.
Традиционная календарная система челканцев реально отражала адаптацию к ресурсным возможностям бассейна реки Лебедь и к природно-климатическим условиям. В большинстве случаев название месяцев отражало последовательность хозяйственных занятий. На основании анализа названия месяцев можно сделать вывод, что у челканцев основными видами хозяйственной деятельности были земледелие, охота и скотоводство. Кроме того, в бассейне реки Лебедь население занималось рыболовством и собирательством.
В бассейне реки Лебедь сформировался многоотраслевой характер хозяйства, благодаря которому появились и бытовали самые различные культурные явления. В свою очередь тесные отношение вещественных средств жизнедеятельности с хозяйством позволили предопределить их многофункциональный характер. Каждая отрасль хозяйства отличалась определенной совокупностью культурных явлений. На основании функционального анализа появилась возможность классифицировать отрасли хозяйства и элементы, близко связанные с ним, в четыре основные формы культурной деятельности: земледельческо-собирательную, охотничью, рыболовную и скотоводческую.
«Молекулярно-антропологическое исследование алтайских историй с использованием населения» Мэтью Дулика
- < Предыдущий
- Далее >
Дата награды
Spring 2011
градус типа
Диссертация
Степень Имя
Доктор философии (PhD)
Группа выпускников
АНРОПОЛОГИЯ
Первый адвокат
0011 Теодор Г. Шурр
Abstract
В диссертации исследуется генетическая история нескольких популяций, проживающих в Республике Алтай в России. Он использует подход, сочетающий методы популяционной генетики и филогеографии для характеристики генетического разнообразия в этих популяциях, и помещает результаты в молекулярно-антропологический контекст. Ранее исследователи на основании антропологических, исторических, этнографических и лингвистических данных разделили коренных жителей Алтая на две группы – северных и южных алтайцев. Таким образом, генетические данные, полученные в этом исследовании, были использованы для определения того, возникли ли эти антропологические группировки в результате исторических процессов с участием разных исходных популяций, и является ли наблюдаемое географическое и антропологическое разделение между северными и южными алтайцами также генетической границей между ними. Эти сравнения были сделаны путем изучения однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) кодирующей области митохондриальной ДНК (мтДНК), последовательностей контрольной области (включая HVS1) и нескольких полных митохондриальных геномов. Вариации в нерекомбинирующей части Y-хромосомы (NRY) характеризовались биаллельными маркерами и гаплотипами коротких тандемных повторов (STR). В целом, эта работа предоставила набор данных с высоким разрешением для обеих систем генетических маркеров, унаследованных от одного отца. Полученные данные были проанализированы как популяционно-генетическими, так и филогеографическими методами. Северные алтайцы (челкан, кумандин и тубалар) отличались от южных алтайцев (алтай-кижи) обеими генетическими системами, однако тубалары неизменно демонстрировали признаки смешения с южными алтайцами, отражая различия в происхождении и истории населения северных и южных групп. а также между этническими северными алтайцами. Эти результаты дополняют наблюдения культурных различий, отмеченные антропологическими/этнографическими исследованиями алтайского населения. Эти различия, вероятно, усиливали и поддерживали генетические различия между этническими группами (то есть культурный барьер для генетического обмена). Следовательно, биологические и культурные данные свидетельствуют о разном происхождении северных и южных алтайцев. Филогеографический анализ гаплотипов мтДНК и NRY исследовал влияние различных исторических событий на генетическое разнообразие алтайцев, включая неолитические экспансии, внедрение курганных культур, распространение говорящих на алтайском языке и вторжение Монгольской империи. Эти идеи также позволили лучше понять заселение самой Сибири. Культуры алтайских народов в конечном итоге помогли сформировать их нынешнюю генетическую вариацию.
Скачать
Файлы размером более 3 МБ могут открываться медленно. Для достижения наилучших результатов щелкните правой кнопкой мыши и выберите «сохранить как…».
Дополнительные файлы
Dulik Dissertation Supplementary Digital File.xls (226 kB)
Цифровой дополнительный материал
ЗАГРУЗКИ
С 15 ноября 2016 г.
Включено в
Археологическая антропология Commons, Общество биологической и физической антропологии, Община генетики, Молекулярная генетика Commons
МОНЕТЫ
Heimo — LiveJournal
Алтайцы — общее название группы тюркоязычных народов, проживающих в районе Горного Алтая на юге Сибири в Республике Алтай. К этим народам относятся челканы, кумандинцы, теленгиты, телесы, телеуты, тубалары. Название «алтайские кижи» применяется как к конкретной единице среди них, так и к этой группе народов в целом; это описательное обозначение, а не официальное. «Алтай» обозначает регион; «кижи» означает «мужчина» или «человек» и обычно используется для обозначения нации, народа или народа.
Исторически у этих народов не было определенного названия. Они могут идентифицировать себя по названию местности, в которой живут, например реки или лесной зоны; например, одна группа алтайцев, проживающая в районе реки Майма, называет себя «майма кижи» или «маймалар» (майма). Тубалары занимают лесную зону и иногда называют себя «йиш кижи», «лесные (буквально лесистые горы) люди».
Частое появление термина «теле» среди названий этих народов (теленгитов, телесов, телеутов) восходит к названию древнетюркского народа теле. Вариант этого имени зафиксирован в китайских записях шестого-восьмого веков.
Алтайский язык, член тюркской языковой семьи, имеет две основные диалектные группы: Северный Алтай и Южный Алтай. К первым относятся группы, известные как кумандинцы, челканы и тубалары, а ко вторым — алтай-кижи, теленгиты и телеуты.
Считается, хотя и не твердо установлено, что северные алтайцы, челканы и кумандинцы (наряду с группами шорцев, хакасов и тофаларов), могут быть тюркизированными самодийцами или кетами, тогда как теленгиты и другие живущие на юге Алтайского края находились исконные тюркоязычные жители, переселившиеся в этот край в раннеисторическое (античное и средневековое) время.
Алтайцы издревле делали войлочные палатки с деревянными каркасами, перевязанными кожаными ремнями. До сих пор, когда пастух делает сезонные остановки, он живет со своей семьей в войлочных юртах, а другие традиционные постройки служат для скота.
Кожа из шкур скота и меха местных диких животных служили одеждой. Челканцы и кумандинцы в той или иной степени занимались шерстяным ткачеством, а все деревни обрабатывали шкуры, меха, войлок. Леса давали древесину для жилья, огня и орудий труда, таких как плуги, седла для лошадей и ручки для инструментов. Продукты выращивания скота из личного стада до сих пор готовятся по древним кочевым методам. Летом из молока алтайцы готовят масло, различные сыры и творог. Обработка и обработка шкур для изготовления одежды, обуви и сбруи остаются традиционными.
Национальный костюм алтайцев носят до сих пор. Пожилые люди, пастухи и дети большей частью носят меховые шубы, сапоги и разнообразные головные уборы. Вездесущая круглая овчинная шапка с шелковой кисточкой наверху носится алтайцами круглый год.
Невесты носят традиционную одежду; они носят нарядные, покрытые шелком шубы, головные уборы и безрукавки (чегедек), которые представляют собой символы перехода невесты в женский класс.
Алтайцы в целом сохраняли патрилинейную организацию. Местные общины были связаны между собой узами общего происхождения, и их ближайшие родственники, как правило, были их ближайшими соседями. Точно так же, как они проследили свое происхождение от отца к сыну, они сохранили свою деревенскую организацию в терминах патрилинии. Наиболее заметно это было развито у южных алтайцев. У более северных из этих народов были деревенские группы, основанные на территориальных и соседских связях, а не на родстве.
Традиционная тюркская социальная организация основывалась на отцовской линии, в частности на линии происхождения, называемой сеок (буквально кость). Происхождение в сеоке еще считалось у теленгитов двадцатым веком. Сеок примерно совпадал с патрилинейным кланом, или родом, и в традиционные времена был единицей сбора налогов и политической, юридической и военной организации. Традиционно сеок был экзогамной единицей.
Члены сеока вместе охотились, обменивались товарами друг с другом и находились в тесной взаимозависимости. Родственники отличали тех, кто был связан друг с другом по отцу, от тех, кто был связан по матери. Мать приехала в деревню мужа из другого села и из другой патрилинии. Семейная и деревенская организация была в основном патрилокальной. Внутри патрилинии пристальное внимание уделялось званию по порядку рождения; младший брат формально отдавал должное старшему брату, как отцу. Однако, как и у других тюркских народов Средней Азии, младший сын унаследовал отцовский дом и земли, непосредственно окружавшие его.
Выбор невесты иногда определяют родители жениха. Сватовство – обязательная часть свадебного ритуала. Истребование брачного договора осуществляют представители (сваты) со стороны жениха. В прошлом похищение невесты не было редкостью. Невеста должна сделать свой новый дом в резиденции родителей жениха. Во время свадьбы она отдает дань уважения огню рода своего мужа, готовит чай для гостей и получает в дар скот, деньги, мебель и т. д.
В традиционные времена деревни были объединены в районы, управляемые наследственной аристократией; уездные правители носили титул зайсанов, чин, встречающийся у многих других тюркоязычных народов. Этот титул соответствует в другом месте в политическом мире тюрков номенклатуре знати среднего ранга, значительно ниже ранга титула хана или короля. Титул бухты присваивался очередному званию влиятельных и состоятельных людей из высшего сословия. Дворянский чин даровался в основном аристократии, достигшей своего статуса по праву рождения. Простые алтайцы стояли ниже аристократии; Таким образом, в традиционные времена алтайцы были разделены на социальные классы. Кроме двух названных чинов, существовали еще два слоя ниже по социальной шкале, чем алтайские простолюдины: кулы, домашние рабы знати, и ай-бачи, группы несвободного труда более общего вида.
Члены сеока именовались карындашами, что означает «общие чрева».
Традиционной религией региона был шаманизм, который был связан с культами неба, огня и очага. Шаманизм занимается вопросами добра и зла, загробной жизнью и сверхъестественным. Это основано на вере в духов, которые имеют силу причинять добро или зло. Шаман стремится подчинить себе этих духов или иным образом заставить их благосклонно служить человеческим целям. Главный инструмент шамана — бубен, в который он бьет, чтобы достичь состояния экстаза и войти в мир духов. Там шаман разыскивает духов, которые становятся его или ее фамильярами, и пытается узнать, что произойдет в будущем, что стало причиной недуга конкретного человека и что вообще хорошо или плохо для людей. Тюркский термин для обозначения шамана – кам.
Тюрки Алтая были частью цивилизации, выработавшей собственную письменную традицию, оставившую памятники со своими руническими надписями в долине Енисея к северу от Алтая, и в долине Орхона к востоку; эти надписи датируются шестым-восьмым веками н.э. Позднее уйгурское письмо было принято многими тюркоязычными народами Средней Азии.
Фольклор — культурное наследие народов Алтая; он передает их многовековую историю и продолжает развиваться в современную эпоху. За последние сорок лет от кайчи (сказителей) были записаны и изданы обширные сборники былин и других жанров алтайского фольклора. Архаические сказания о таких богатырях, как Алтай Буучай, Маадай-Кара, Когутей, относятся к классическим эпосам мировой литературы. На Алтае Кайчи могли быть как мужчины, так и женщины. Телеуты сохранили свою эпическую традицию до Нового времени лучше, чем другие группы алтайцев, а ранее передали ее и некоторым шорцам.
Алтайский фольклор всегда был тесно связан с музыкальными инструментами. Сказители исполняли кай (эпос), а простые люди распевали песни на свадьбах или дома под аккомпанемент струнных инструментов (икили или топшур (подобный лютне инструмент с двумя струнами из конского волоса). Темир-комыс, полукруглый металлический инструмент похожий на варган, считался женским инструментом Духовые инструменты (шогур, шоор, абырга) использовались на охоте в качестве манков
Погребальные обряды алтайцев заключаются в погребении в традиционной одежде (особенно пожилых женщин), Затем следует договоренность о «встрече» с духом умершего на седьмой и сороковой день после смерти, причем шаман устанавливает этот контакт на могиле9.0013
Онлайн:
http://en.wikipedia.org/wiki/Altay_people
http://en.wikipedia.org/wiki/Челкан
http://en.wikipedia.org/wiki/Кумандин
http://en.wikipedia.org/wiki/Телеуты
http://en.wikipedia.org/wiki/Телеуты
http://en.wikipedia.org/wiki/Тубалар¨
http://www.everyculture .com/Россия-Евразия-Китай/Алтайцы. html
http://altaikai.narod.ru/instruments-eng.htm
http://www.face-music.ch/instrum/altai_instrum.html
http:/ /www.face-music.ch/instrum/altai_singingtechn.html
http://museum.kemsu.ru/engfaltai.html
http://altaipilgrim.wordpress.com/category/altai-culture/
http://www.eki.ee/books/redbook/altaics.shtml
http://eng.altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=listarticles&secid=3
http://www.folklore.ee/folklore/vol31/bekbassar.pdf
http:// www.tengerism.org/table_of_contents.html
http://www.iacd.or.kr/pdf/journal/10/Binder2.pdf
http://www.tcoletribalrugs.com/zRugDesignReview.html
http://ethnikoi.org/tengrianism.htm
http://www.folklore.ee/folklore/vol31/marsadolov.pdf
http://mongolianaltai.uoregon.edu/archaeology.php
http://www .silk-road.com/newsletter/vol3num1/4_polychrome.php
http://opar.unior.it/526/1/marazzi_supp_95.pdf
http://www.culturesurvival. org/take-action/russia/2 /telengitpeople
http://yqyq.net/67562-ZHertvoprinoshenie_konya_duhu_pokrovitelyu_roda_u_verhnih_kumandincev.html
http://www.google.fi/url?sa=t&rct=j&q=teleuts%20filetype%3Apdf&source=web&cd=26&ved=0CE0QlAFjAFhttp://www.google.fi/url?sa=t&rct=j&q=teleuts%20filetype%3Apdf&source=web&cd=26&ved=0CE0QlAFjAFOB %2F%2Flibrary2.usask.ca%2Ftheses%2Favailable%2Fetd-01192005-154827%2Funrestricted%2Ftezispdf.pdf&ei=mwHIToz7GI3OsgaYhq3pBg&usg=AFQjCNECBl9oJ5PRKwgiT3CJyNNg9qaPeg
http://www.google.fi/url?sa=t&rct=j&q=altai%20shaman%20filetype%3Apdf&source=web&cd=14&ved=0CDYQFjADOAo&url=http%3A% 2F%2Fwww3.imperial.ac.uk%2Fpls%2Fportallive%2Fdocs%2F1%2F39294.PDF&ei=NqrGTpTUOIPIsgam39jmBg&usg=AFQjCNGgJAw-GrOItwbCYR8XAmdpEWevTQ
http://docs.google.com/viewer:wbCYR8XAmdpEWevTQ
http://docs.google.com/viewer:wbCache:v&q=cache unesco.org/uploads/news/documents/news-433-1.pdf+altay+culture+filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESilHG5kPkKSLrfTI3hg4cISqhuBdp2Mttaro82yEBkzMlgVqsNW7pN7gBZySsTtqzkVwGsnGlnTv8MdGlnTv8QfCGh4zz4bTn7m27mDh56d_4BiLp_6mF8VuZqW7L_90PRuWn&sig=AHIEtbRMuuLQAT1764UFl7T4Y-JOO2ZAOQ
http://docs. google.com/viewer?a=v&q=cache:2pG1uoVHjNsJ:mitizane.ll.chiba-u.jp/metadb/up/irwg10/Jin-h248-05Eng.pdf+ altay+filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESguRRtNm85bR7CsRNZM5i5YzjSx1d-kQ4ZkaeR1prNl8HwcgpsC0fvSjO3Ukg9j_AZ4Mff-BKvqd3mOUud0Jj6yKLTU_7QvdCv_In_u_ZRJAILGJYmoj3wXyMydll5-k8HabrQ_&sig=AHIEtbRuvCGlsg6oAAJB_e-6Lpi1ALF5cQ
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:wl8FC7ZGeBwJ:www.szabir.com/ data/files/File/173/Черемисин_-_Пазырык.pdf+altai+mythology+filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESiu2ZLRQWeMuJYo3DNNWGPzz5qTTtV63_YgV9VYULUtMn6d7iuxC3q73PrZpyuOplfmznbeuoh2RwapGT3VUGkoTHJgQnS1uaEsJRQqcgm3oGO_ZGCJCQdievXPBMfxNRWMFX9U&sig=AHIEtbRZcDeCSEfoGSaq4FlPIZAKYhpKBg
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:nmbweyXCa5YJ:www.3worlds.co.uk/Articles/The-Soul-of-the-shaman.pdf+altai+shaman+ filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESgsLyQXws_FGLTV_1uPs94eoIg0xiuy7IGQy-Ku2Qp5mERwwp_PFA9Kf6I6gwvvQx0rnQkm8sDgu1tnTVEqTqk9vnlyv8QCO5_MHmSh3XNraDN0T8JR3Sagkj_o6zoDT9x7ioIr&sig=AHIEtbRf7Z9rSsau4EyDuJl-DjIW28DsCg
http://docs. google.com/viewer?a=v&q=cache:4twysq6xr0oJ:kaladarshan.arts.ohio-state.edu/resources/downloads/webPresentations/deerPresentation.pdf+altai+culture+filetype:pdf&hl=fi&gl =fi&pid=bl&srcid=ADGEESgeEsjYyqgIZ764W6gJwKSiHDl-5nYFJu91bO6vbgiPeOzBLXO3sAB5aOLSc8KSI-oOEmaBfFGsBto80aU3PtUY-lWzYzShN7CiGPj4V60zLe4WZuMZdyI432QIbyYlCL1G0scW&sig=AHIEtbSurHEXjxFjPzrK81AkFtXwdMG5dQ
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:uZjvP2z_hbsJ:elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1533/1 /11_Хомушку.pdf+алтай+культура+тип файла:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESjik_RPU5ZLeDSOwE165oY692aBKJlRq9a81qEz0Sv4DyWl05vJ1vjJajv0kbdh4t6sFTEskUKLYgUB9iN597yoGlRYbF_dZx2ekxrQlbUcYvq1cwG9zdhX017mNlnkZrWg6ezr&sig=AHIEtbREzX3jy7h4sNyWanIRCJM5LaVkzA
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:T9FxCV3zArYJ:journal.oraltradition.org/files/articles/15ii/3_harvilahti.pdf+altai+people+filetype:pdf&hl=fi&gl= fi&pid=bl&srcid=ADGEESgfd6DGPCOgSCXK-2kCMxdkiDu_IHFa-_Wlrdul_kyM776VfHA28H08w_XXEuEFuT6IvZeDBAtNzRV3-pAuYHI6PorjK7ur4MkXsui5tu_EvBZUIrnid8ZN-w0wXYf0ClUe1_79&sig=AHIEtbSHnmY3cl7Rc-I28nuXKGpDtSa4jQ
http://docs. google.com/viewer?a=v&q=cache:HR_lmkl2IuQJ:scandinavian.wisc.edu/dubois/Courses_folder/shamanism_readings/2_9_13/Devlet.pdf+altai+culture+filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid =bl&srcid=ADGEESgZg_t1BSKhNiB0GKozJSv5x_U3vHNHql-NYmv0C7byaTcG8eRVjIrhghFki9zLQtmgoxsErQ2q4sU2Fy2K0z3e2q9EFYy4cuDOPfWmypeiDBEhu_6UP9FIYX_TX1h3TURbiXKw&sig=AHIEtbQa3rsBGKikEheOLgvNcQrh-dOM6Q
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:Zq8UyMCRzGIJ:src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/acta/22/znamenski .pdf+алтай+религия+тип файла:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESg9sF3gXRUvtUPeNnsTKQ1PIM08lvPkz65-b8IW-0MeCq7oTKpBBWh5CGR3ilTiDJrP0vsgLZP2Pi_9Z0YfLLD_m3CigxabSyrhSpLawadJAvmK6UPYT7BdVzYDqpG1m4Om31bA&sig=AHIEtbSZ1I-dr_g2Xxjsy9G2r_h5Mh3VpQ
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:mJ_4Py9JaCgJ:ch.stepanoff.free.fr/Stepanoff_Who_gives_innate_gifts.pdf+altai+shaman+filetype:pdf&hl= fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESjkQxXQQ2JiGLd5DDqpDxObYXWNR39hwB6FovUeFh9BBHnbDH9UON1cOJMxbY5tJvMxCNb7Ns6eqF1b2YEwyqznSORICHOaoXqgncXbRDIVs9UDv2fyGLHFidsRskh67tXoe3Sd&sig=AHIEtbRC_zQkGEIknRCtTrVIwhP_XaiSWA
http://books. google.com/books?id=1THfy3BCuPsC&pg=PA17&dq=Tuba-Kizhi&hl=fi&ei=yk3JTrSlAoLrOaDD_NYP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=7&ved=0CE8Q6AEwBg#v=onepage&q=Tuba-Kizhi&f=false:90/ /books.google.com/books?id=rvf0V3z-6asC&pg=PA267&dq=altai&hl=fi&ei=aj_JTqDlF47pOZO11MUP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CEEQ6AEwAjgU#v=onepage&q=altai&f=false
http://books.google.com /books?id=4wHX3FEOlw4C&pg=PA236&dq=Tubalar&hl=fi&ei=S0XJTp7rGMmAOveR6cEP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CDgQ6AEwAQ#v=onepage&q=Tubalar&f=false
http://books.google.com/books?id=gy_IM7oXpngC&pg=PA99&dq=Tubalar&hl=fi&ei=S0XJTp7rGMmAOveR6cEP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CD0Q6AEwAg#v=onepage&q=Tubalar&f=false
http://books.google , =PA341&dq=Tubalar&hl=fi&ei=gErJToO_h52aOvPexcsP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&ved=0CFsQ6AEwCTge#v=onepage&q=Tubalar&f=false
http://books.google.com/books?id=gy_IM7oXpngC&pg=PA165&dq=teleut&hl=fi&ei=M1DJTub1FIXpOY3d6eoM&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CDUQ6AEwAA#v=onepage&q=teleut&f=false
http://books. google , =PA42&dq=teleut&hl=fi&ei=6FDJTta2CNCVOrbJ0NQP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CDkQ6AEwAzgK#v=onepage&q=teleut&f=false
http://books.google.com/books?id=DLVIL1FM77kC&pg=PT66&dq=telengit&hl=fi&ei=QlTJTsDnMISYOsjH-MkP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&ved=0CF4Q6AEwCQ#v=onepage&q=telengit&f=false
книги .google.com/books?id=B1hqEpYtDDwC&pg=PA201&dq=telengit&hl=fi&ei=h2bJTpXhEo2UOqLGqdEP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&ved=0CF0Q6AEwCTge#v=onepage&q=telengit&f=false
com http://books?id.google. =DE8mgLDPX84C&pg=PA109&dq=Altai+shaman&hl=fi&ei=f1zJTrSlJIueOu671N4P&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=6&ved=0CFQQ6AEwBQ#v=onepage&q=Altai%20shaman&f=false
http://books.google.com/books?id=fqwzMxo_PAKtoC&dq=pg=0CFQQ6AEwBQ#v=onepage&q=Altai%20shaman&f=false
shaman&hl=fi&ei=f1zJTrSlJIueOu671N4P&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&ved=0CGgQ6AEwCQ#v=onepage&q=Altai%20shaman&f=false
http://books.google.com/books?id=JhQtVh5-fW8C&pg=PA88&d=d fi&ei=jGHJTu65JsHc8AOej91q&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CEMQ6AEwAzgo#v=onepage&q=Altai%20shaman&f=false
http://books.
http://en.wikipedia.org/wiki/Челкан
http://en.wikipedia.org/wiki/Кумандин
http://en.wikipedia.org/wiki/Телеуты
http://en.wikipedia.org/wiki/Телеуты
http://en.wikipedia.org/wiki/Тубалар¨
http://www.everyculture .com/Россия-Евразия-Китай/Алтайцы. html
http://altaikai.narod.ru/instruments-eng.htm
http://www.face-music.ch/instrum/altai_instrum.html
http:/ /www.face-music.ch/instrum/altai_singingtechn.html
http://museum.kemsu.ru/engfaltai.html
http://altaipilgrim.wordpress.com/category/altai-culture/
http://www.eki.ee/books/redbook/altaics.shtml
http://eng.altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=listarticles&secid=3
http://www.folklore.ee/folklore/vol31/bekbassar.pdf
http:// www.tengerism.org/table_of_contents.html
http://www.iacd.or.kr/pdf/journal/10/Binder2.pdf
http://www.tcoletribalrugs.com/zRugDesignReview.html
http://ethnikoi.org/tengrianism.htm
http://www.folklore.ee/folklore/vol31/marsadolov.pdf
http://mongolianaltai.uoregon.edu/archaeology.php
http://www .silk-road.com/newsletter/vol3num1/4_polychrome.php
http://opar.unior.it/526/1/marazzi_supp_95.pdf
http://www.culturesurvival. org/take-action/russia/2 /telengitpeople
http://yqyq.net/67562-ZHertvoprinoshenie_konya_duhu_pokrovitelyu_roda_u_verhnih_kumandincev.html
http://www.google.fi/url?sa=t&rct=j&q=teleuts%20filetype%3Apdf&source=web&cd=26&ved=0CE0QlAFjAFhttp://www.google.fi/url?sa=t&rct=j&q=teleuts%20filetype%3Apdf&source=web&cd=26&ved=0CE0QlAFjAFOB %2F%2Flibrary2.usask.ca%2Ftheses%2Favailable%2Fetd-01192005-154827%2Funrestricted%2Ftezispdf.pdf&ei=mwHIToz7GI3OsgaYhq3pBg&usg=AFQjCNECBl9oJ5PRKwgiT3CJyNNg9qaPeg
http://www.google.fi/url?sa=t&rct=j&q=altai%20shaman%20filetype%3Apdf&source=web&cd=14&ved=0CDYQFjADOAo&url=http%3A% 2F%2Fwww3.imperial.ac.uk%2Fpls%2Fportallive%2Fdocs%2F1%2F39294.PDF&ei=NqrGTpTUOIPIsgam39jmBg&usg=AFQjCNGgJAw-GrOItwbCYR8XAmdpEWevTQ
http://docs.google.com/viewer:wbCYR8XAmdpEWevTQ
http://docs.google.com/viewer:wbCache:v&q=cache unesco.org/uploads/news/documents/news-433-1.pdf+altay+culture+filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESilHG5kPkKSLrfTI3hg4cISqhuBdp2Mttaro82yEBkzMlgVqsNW7pN7gBZySsTtqzkVwGsnGlnTv8MdGlnTv8QfCGh4zz4bTn7m27mDh56d_4BiLp_6mF8VuZqW7L_90PRuWn&sig=AHIEtbRMuuLQAT1764UFl7T4Y-JOO2ZAOQ
http://docs. google.com/viewer?a=v&q=cache:2pG1uoVHjNsJ:mitizane.ll.chiba-u.jp/metadb/up/irwg10/Jin-h248-05Eng.pdf+ altay+filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESguRRtNm85bR7CsRNZM5i5YzjSx1d-kQ4ZkaeR1prNl8HwcgpsC0fvSjO3Ukg9j_AZ4Mff-BKvqd3mOUud0Jj6yKLTU_7QvdCv_In_u_ZRJAILGJYmoj3wXyMydll5-k8HabrQ_&sig=AHIEtbRuvCGlsg6oAAJB_e-6Lpi1ALF5cQ
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:wl8FC7ZGeBwJ:www.szabir.com/ data/files/File/173/Черемисин_-_Пазырык.pdf+altai+mythology+filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESiu2ZLRQWeMuJYo3DNNWGPzz5qTTtV63_YgV9VYULUtMn6d7iuxC3q73PrZpyuOplfmznbeuoh2RwapGT3VUGkoTHJgQnS1uaEsJRQqcgm3oGO_ZGCJCQdievXPBMfxNRWMFX9U&sig=AHIEtbRZcDeCSEfoGSaq4FlPIZAKYhpKBg
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:nmbweyXCa5YJ:www.3worlds.co.uk/Articles/The-Soul-of-the-shaman.pdf+altai+shaman+ filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESgsLyQXws_FGLTV_1uPs94eoIg0xiuy7IGQy-Ku2Qp5mERwwp_PFA9Kf6I6gwvvQx0rnQkm8sDgu1tnTVEqTqk9vnlyv8QCO5_MHmSh3XNraDN0T8JR3Sagkj_o6zoDT9x7ioIr&sig=AHIEtbRf7Z9rSsau4EyDuJl-DjIW28DsCg
http://docs. google.com/viewer?a=v&q=cache:4twysq6xr0oJ:kaladarshan.arts.ohio-state.edu/resources/downloads/webPresentations/deerPresentation.pdf+altai+culture+filetype:pdf&hl=fi&gl =fi&pid=bl&srcid=ADGEESgeEsjYyqgIZ764W6gJwKSiHDl-5nYFJu91bO6vbgiPeOzBLXO3sAB5aOLSc8KSI-oOEmaBfFGsBto80aU3PtUY-lWzYzShN7CiGPj4V60zLe4WZuMZdyI432QIbyYlCL1G0scW&sig=AHIEtbSurHEXjxFjPzrK81AkFtXwdMG5dQ
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:uZjvP2z_hbsJ:elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1533/1 /11_Хомушку.pdf+алтай+культура+тип файла:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESjik_RPU5ZLeDSOwE165oY692aBKJlRq9a81qEz0Sv4DyWl05vJ1vjJajv0kbdh4t6sFTEskUKLYgUB9iN597yoGlRYbF_dZx2ekxrQlbUcYvq1cwG9zdhX017mNlnkZrWg6ezr&sig=AHIEtbREzX3jy7h4sNyWanIRCJM5LaVkzA
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:T9FxCV3zArYJ:journal.oraltradition.org/files/articles/15ii/3_harvilahti.pdf+altai+people+filetype:pdf&hl=fi&gl= fi&pid=bl&srcid=ADGEESgfd6DGPCOgSCXK-2kCMxdkiDu_IHFa-_Wlrdul_kyM776VfHA28H08w_XXEuEFuT6IvZeDBAtNzRV3-pAuYHI6PorjK7ur4MkXsui5tu_EvBZUIrnid8ZN-w0wXYf0ClUe1_79&sig=AHIEtbSHnmY3cl7Rc-I28nuXKGpDtSa4jQ
http://docs. google.com/viewer?a=v&q=cache:HR_lmkl2IuQJ:scandinavian.wisc.edu/dubois/Courses_folder/shamanism_readings/2_9_13/Devlet.pdf+altai+culture+filetype:pdf&hl=fi&gl=fi&pid =bl&srcid=ADGEESgZg_t1BSKhNiB0GKozJSv5x_U3vHNHql-NYmv0C7byaTcG8eRVjIrhghFki9zLQtmgoxsErQ2q4sU2Fy2K0z3e2q9EFYy4cuDOPfWmypeiDBEhu_6UP9FIYX_TX1h3TURbiXKw&sig=AHIEtbQa3rsBGKikEheOLgvNcQrh-dOM6Q
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:Zq8UyMCRzGIJ:src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/acta/22/znamenski .pdf+алтай+религия+тип файла:pdf&hl=fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESg9sF3gXRUvtUPeNnsTKQ1PIM08lvPkz65-b8IW-0MeCq7oTKpBBWh5CGR3ilTiDJrP0vsgLZP2Pi_9Z0YfLLD_m3CigxabSyrhSpLawadJAvmK6UPYT7BdVzYDqpG1m4Om31bA&sig=AHIEtbSZ1I-dr_g2Xxjsy9G2r_h5Mh3VpQ
http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:mJ_4Py9JaCgJ:ch.stepanoff.free.fr/Stepanoff_Who_gives_innate_gifts.pdf+altai+shaman+filetype:pdf&hl= fi&gl=fi&pid=bl&srcid=ADGEESjkQxXQQ2JiGLd5DDqpDxObYXWNR39hwB6FovUeFh9BBHnbDH9UON1cOJMxbY5tJvMxCNb7Ns6eqF1b2YEwyqznSORICHOaoXqgncXbRDIVs9UDv2fyGLHFidsRskh67tXoe3Sd&sig=AHIEtbRC_zQkGEIknRCtTrVIwhP_XaiSWA
http://books. google.com/books?id=1THfy3BCuPsC&pg=PA17&dq=Tuba-Kizhi&hl=fi&ei=yk3JTrSlAoLrOaDD_NYP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=7&ved=0CE8Q6AEwBg#v=onepage&q=Tuba-Kizhi&f=false:90/ /books.google.com/books?id=rvf0V3z-6asC&pg=PA267&dq=altai&hl=fi&ei=aj_JTqDlF47pOZO11MUP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CEEQ6AEwAjgU#v=onepage&q=altai&f=false
http://books.google.com /books?id=4wHX3FEOlw4C&pg=PA236&dq=Tubalar&hl=fi&ei=S0XJTp7rGMmAOveR6cEP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CDgQ6AEwAQ#v=onepage&q=Tubalar&f=false
http://books.google.com/books?id=gy_IM7oXpngC&pg=PA99&dq=Tubalar&hl=fi&ei=S0XJTp7rGMmAOveR6cEP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CD0Q6AEwAg#v=onepage&q=Tubalar&f=false
http://books.google , =PA341&dq=Tubalar&hl=fi&ei=gErJToO_h52aOvPexcsP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&ved=0CFsQ6AEwCTge#v=onepage&q=Tubalar&f=false
http://books.google.com/books?id=gy_IM7oXpngC&pg=PA165&dq=teleut&hl=fi&ei=M1DJTub1FIXpOY3d6eoM&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CDUQ6AEwAA#v=onepage&q=teleut&f=false
http://books. google , =PA42&dq=teleut&hl=fi&ei=6FDJTta2CNCVOrbJ0NQP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CDkQ6AEwAzgK#v=onepage&q=teleut&f=false
http://books.google.com/books?id=DLVIL1FM77kC&pg=PT66&dq=telengit&hl=fi&ei=QlTJTsDnMISYOsjH-MkP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&ved=0CF4Q6AEwCQ#v=onepage&q=telengit&f=false
книги .google.com/books?id=B1hqEpYtDDwC&pg=PA201&dq=telengit&hl=fi&ei=h2bJTpXhEo2UOqLGqdEP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&ved=0CF0Q6AEwCTge#v=onepage&q=telengit&f=false
com http://books?id.google. =DE8mgLDPX84C&pg=PA109&dq=Altai+shaman&hl=fi&ei=f1zJTrSlJIueOu671N4P&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=6&ved=0CFQQ6AEwBQ#v=onepage&q=Altai%20shaman&f=false
http://books.google.com/books?id=fqwzMxo_PAKtoC&dq=pg=0CFQQ6AEwBQ#v=onepage&q=Altai%20shaman&f=false
shaman&hl=fi&ei=f1zJTrSlJIueOu671N4P&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&ved=0CGgQ6AEwCQ#v=onepage&q=Altai%20shaman&f=false
http://books.google.com/books?id=JhQtVh5-fW8C&pg=PA88&d=d fi&ei=jGHJTu65JsHc8AOej91q&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CEMQ6AEwAzgo#v=onepage&q=Altai%20shaman&f=false
http://books.