Человек который увидел ангела: «Человек, который увидел ангела» | Главный портал МПГУ

«Человек, который увидел ангела» | Главный портал МПГУ

4 апреля 2022 г. исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера, сценариста, актера, Народного артиста РСФСР, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Ленинской премии (посмертно) Андрея Арсеньевича Тарковского (1932-1986).

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 г. в маленьком старинном селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области, где родители-москвичи, оба выпускники Московского литературного института гостили у родственников. Отец, Арсений Александрович Тарковский – известный поэт и переводчик грузинских, туркменских и азербайджанских литераторов, близко общался с Анной Ахматовой, Корнеем Чуковским и Борисом Пастернаком.  Мать, Мария Ивановна Вишнякова принадлежала к старинному дворянскому роду Дубасовых. Арсений Тарковский записал в своем дневнике: «В Завражье в ночь на 4 апреля, с воскресенья на понедельник, родился сын… Пятого был зарегистрирован, назван Андреем и получил “паспорт”». В сентябре 1932 г. мать с маленьким сыном вернулась в Москву (отец уехал раньше).

Семья Тарковских жила в двухэтажном доме в 1-м Щипковском переулке Замоскворечья. В 1934 г. у супругов родилась дочь Марина. Андрею было четыре года, когда отец оставил семью. Развелись родители без скандалов, сохранив дружеские отношения, и Арсений Тарковский имел возможность часто навещать детей. В 1941 г. он добровольцем ушел на фронт, откуда писал сводки боевых действий для газет, после ранения потерял ногу.

Когда началась Великая Отечественная война, Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в город Юрьевец. Сестра Андрея, Марина Тарковская в своей книге «Осколки зеркала» написала: «Юрьевец военный… Комнатка в два окна в доме номер 8 на улице Энгельса. Дерево напротив, плещущее ветвями во время летней грозы. Кафельная лежанка, на которой мы отогревались в морозы. Наш самолет, севший на лед Волги. Детская библиотека с ее особым запахом чернил и зачитанных книжек». В эвакуации мать работала художественным руководителем в местной начальной школе –  готовила и вела концерты. В 1943 г.  семья вернулись в Москву, жила на Щипке, в коммунальной квартире, в полуподвальном этаже двухэтажного дома (каменный низ, деревянный верх). Мария Ивановна устроилась корректором в Первую образцовую типографию, где проработала до пенсии. Андрей Тарковский вернулся в свою школу, где учился раньше. Позднее он вспоминал: «По существу, я воспитывался в семье без мужчин. И воспитывался матерью. Может быть, это и отразилось как-то на моем характере. Мои родители разошлись … Я помню, как однажды отец пришел ночью к нам и требовал, чтобы мама отдала меня ему, чтобы я жил с ним. Помню, я проснулся и слышал этот разговор. Мама плакала, но так, чтобы никто не слышал. И я тогда уже решил, что, если бы мама отдала меня, я бы не согласился жить с ним, хотя мне всегда не хватало отца …».

Мария Ивановна хотела дать сыну разностороннее образование. С семи лет Андрей учился в районной музыкальной школе по классу фортепиано, занимался живописью, много читал (начал складывать буквы в четыре года, а в одиннадцать уже читал труды Леонардо да Винчи). Однако любое его увлечение быстро проходило, и мать устала упрекать сына за его разбросанность. Музыкальную школу Тарковский так и не окончил, хотя позже скажет: «…я очень сожалею, что не реализовал себя в качестве музыканта…». К школьным предметам Андрей также большого интереса не проявлял. Учился он вместе с будущим поэтом Андреем Вознесенским, который так вспоминал о школьном друге: «Он на сером фоне нашего класса выделялся интеллигентностью. Даже одевался он очень странно, у него был оранжевый пиджак, причем денег не было сделать его по росту, поэтому это было скорее полупальто». Подростки жили по соседству и после уроков вместе играли в футбол. Позже Вознесенский посвятил другу стихотворение «Тарковский на воротах».

В 1951 г., после получения школьного аттестата Андрей Тарковский поступил на арабское отделение Московского института востоковедения, но после первого курса ушел из института. Причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не вмешательство мамы Андрея: «В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом –  она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни». Целый год Андрей мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал: «Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером… Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером – всем этим я обязан матери…». Свой альбом зарисовок Тарковский сдал в архив Нигризолота.

Вернувшись в столицу из экспедиции в 1954 г., Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссерское отделение, в мастерскую Михаила Ромма – прославленного режиссера, воспитавшего целую плеяду талантливых кинорежиссеров. Позднее М. Ромм так опишет это событие: «Пришлось выдержать бой еще за одного абитуриента (другим абитуриентом был В. Шукшин) – бросил со второго курса Институт восточных языков, все про все знает, ногти перед комиссией кусает – значит, нервный. Ну, все против него. А он мне понравился…». Поступив во ВГИК в 22 года, Андрей был лишь немного моложе своих однокурсников и друзей – Василия Шукшина и Александра Гордона, незадолго до поступления в вуз вернувшихся из армии.

Первой курсовой работой Андрея Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы» по рассказу Хемингуэя, поставленный в 1956 г. совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку. Эта работа получила высокую оценку Ромма. Затем Андрей снял второй короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет». На третьем курсе студенты режиссерской мастерской Михаила Ромма поставили сценическую композицию по роману «Война и мир», где Тарковский сыграл роль старого князя Болконского. Тогда же он познакомился с Андроном Кончаловским, который только поступил во ВГИК. С этого момента началась их творческая дружба.

Получив разрешение поставить в качестве дипломной работы короткометражный фильм «Каток и скрипка», Андрей Тарковский привлек к съемкам молодого оператора Вадима Юсова, который позднее работал над фильмами «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис». В 1960 г. Тарковский с отличием окончил ВГИК, защитив диплом фильмом «Каток и скрипка», получившим приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

С 1961 г. Андрей Тарковский – режиссер «Мосфильма». Годы учебы и раннего творчества режиссера совпали с периодом хрущевской «оттепели». В стране начали снимать больше фильмов, молодым режиссерам, актерам, сценаристам давали больше свободы. Уже была возможность смотреть известные западные фильмы и получать опыт общения с зарубежными кинематографистами. Именно после просмотра фильмов итальянского неореализма, французской новой волны Андрея заинтересовала идея авторского кино. Особое влияние на него оказали Ингмар Бергман, Луис Бунюэль, Робер Брессон, Акира Куросава и Федерико Феллини.

Первой полнометражной постановкой Андрея Тарковского стал фильм «Иваново детство» (1962), снятый  по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Молодой режиссер, перед которым стояла сложная задача снять картину при скудном бюджете и в короткий срок, справился с ней на «отлично». Кинорассказ о десятилетнем мальчике-разведчике, в котором светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвел настоящую сенсацию. На Венецианском кинофестивале в 1962 г. картина была удостоена главной награды – «Золотого льва». Эта награда и более десяти призов на других кинофестивалях сделали имя А.А. Тарковского знаменитым. Примечательно, что известный шведский режиссер театра и кино Ингмар Бергман хорошо отзывался об этом фильме, как и о дальнейшем творчестве Андрея Тарковского.

После триумфа «Иванова детства» А.А. Тарковский получил разрешение на съемки «Андрея Рублева» (первоначальное название – «Страсти по Андрею»). Оператором картины стал Вадим Юсов, музыку написал композитор Вячеслав Овчинников. Жизнь великого иконописца стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России XV века. Тарковский стремился, по его словам, к правде прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности. Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. В 1969 г. французская фирма, получившая права на зарубежный прокат фильма «Андрей Рублев», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ. Спустя два года после международного успеха фильм, подвергнувшись сокращениям, был выпущен в советский прокат. В 1978 г. картина была включена западными экспертами в список 100 лучших фильмов в истории кино.

Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов – Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Положив эти произведения в основу своих фильмов, Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. К съемкам фильма «Солярис» по одноименному роману Станислава Лема режиссер приступил в 1970 г. В нем Андрей Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона. Картина была удостоена «Серебряной пальмовой ветви» и приза жюри на кинофестивале в Канне в 1972 г.

С начала 1970-х гг. и вплоть до своей кончины Андрей Тарковский вел дневник. Запись от 14 сентября 1970 г.: «Очень давно не видел отца. Чем больше я его не вижу, тем становится тоскливее и страшнее идти к нему. У меня явные комплексы в отноше­нии родителей. Я не чувствую себя взрослым рядом с ними. И они, по-моему, не считают взрослым меня. Какие-то мучительные, сложные, невысказанные отношения. Как-то непросто все. Я очень люблю их, но никогда не чувствовал себя спокойно и на равных правах с ними. По-моему, они тоже меня стесняются, хоть и любят». Дневники режиссера были изданы в итальянском издательстве «Меридиана»  под названием «Мартиролог». В 1994 г. они получили премию салона кинокниги в Париже за лучшую книгу, написанную кинематографистом. В России дневники Андрея Тарковского вышли в 2008 г.

Между фильмами «Солярис» и «Сталкер» Андрей Тарковский  снял картину «Зеркало» (рабочее название «Исповедь») – автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце, чьи стихи звучат за кадром. Рядом с глубоко личными мотивами присутствует живое дыхание истории: «В “Зеркале” А. Тарковский воссоздает внутренний мир человека, процесс его духовного развития от детства к зрелости и, наоборот, в обратную перспективу. В фильме он показывает подвижность индивидуальной памяти и ее различных пластов и образов, одновременное присутствие в ней близких, далеких и бесконечно родных людей, связанных общими переживаниями, общими токами национальной и мировой культуры и истории… Финал ”Зеркала” снят оператором Г. Рербергом  методом круговой панорамы. Этим достигается взгляд на мир как на единое целое, достигается способность видеть этот мир снаружи и изнутри, в вечернем закатном солнце и в постепенном угасании, в мерцании света…» (Лубков А.В. Личность. Время. Образование: статьи и выступления. – М., 2017). Фильм вышел в 1974 г. и для многих любителей кино стал центральной работой Тарковского, но не получил проката в СССР и обострил противостояние режиссера и власти.

В 1974 г. А. А. Тарковский – Заслуженный деятель искусств РСФСР.   Кроме фильмов он пробовал себя как театральный постановщик и вел преподавательскую деятельность. В 1977 г. Андрей Тарковский поставил спектакль «Гамлет» по пьесе Уильяма Шекспира в Московском театре им. Ленинского комсомола (постановка успеха не имела). Еще с самого первого набора режиссерского отделения Высших курсов сценаристов и режиссеров в 1964 г. Тарковский читал циклы лекций «Основы кинорежиссуры», «Литературный и экранный образ». В 1982 г. открылась его режиссерская мастерская, в которой он не успел начать обучение из-за отъезда в Италию. Последним фильмом, снятым Тарковским в Советском Союзе, был «Сталкер» (1980 г.) по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». В нем режиссер «проводит человека по переходу из одного состояния в другое, из советского времени “застоя” в пространство и время высокой духовности и культуры… В Зоне Сталкера и есть момент перехода и момент истины, которую “нельзя преподать, но которую надо пережить”» (Лубков А. В. Личность. Время. Образование: статьи и выступления). В 1982 г. фильм был удостоен специальной премии экуменического жюри МКФ в Канне.

В 1980 г. А.А. Тарковский был удостоен звания Народного артиста РСФСР за заслуги в сфере отечественного искусства. В том же году за ретроспективу фильмов он стал лауреатом итальянской премии «Давид ди Донателло» в номинации «За вклад в киноискусство». Из дневника Тарковского (28 февраля 1982 г.): «Я никогда не желал себе преклонения (мне было бы стыдно находиться в роли идола). Я всегда мечтал о том, что буду нужен». В марте 1982 г. режиссер вместе с женой уехал в Италию, чтобы приступить к съемкам ленты «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли – о русском поэте, умершем в Италии от тоски по родине: «Я хотел рассказать о русской ностальгии, о том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских вдали от Родины». Рим встретил Андрея Тарковского радушно. Тонино Гуэрра стал близким другом и соавтором режиссера, мэр Флоренции предоставил ему дом. В процессе поисков натуры Тарковский снял документальную ленту «Время путешествия». Спустя год фильм «Ностальгия» был удостоен приза за режиссуру на Каннском фестивале.

В 1983 г. Андрей Тарковский осуществил театральную постановку оперы «Борис Годунов» в Лондоне, на сцене «Ковент Гарден». Он считал Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом. Спектакль прошел с успехом. В том же году режиссер отправил из Рима письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша с просьбой предоставить ему, его жене, теще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трех лет жить в Италии, после чего обязывался вернуться, –  и получил отказ. В июле 1984 г., в Милане А.А. Тарковский объявил, что остается на Западе. Словно предчувствуя, что жить осталось совсем немного, он дорожил своим временем. В СССР Тарковский попал в ряды невозвращенцев – он не вернулся в Москву, как того требовало Госкино. Были запрещены к показу его фильмы, имя режиссера почти не упоминалось, однако лишить его гражданства все же не рискнули.

Тема личной жертвы получила развитие в последнем фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Съемки проходили в Швеции. Уже после монтажа продюсеры фильма потребовали сократить его на 20 минут. Тарковский попросил устроить показ для Ингмара Бергмана, чтобы доказать обоснованность выбранной им хронологии. В итоге режиссеру пошли на уступки, но он так и не смог привыкнуть к тому, что на Западе даже авторское кино сильно зависит от материальной составляющей. Андрей Тарковский монтировал «Жертвоприношение», уже будучи тяжело больным. В декабре 1985 г. доктора обнаружили у него онкологию – рак легких. Только после этого в СССР с его имени были сняты все запреты. После обращения французского президента Франсуа Миттерана к Михаилу Горбачеву в январе 1986 г. сын режиссера Андрей получил разрешение на выезд в Париж. Домом семьи Тарковских на время стал дом актрисы Марины Влади.

Весь 1986 год Тарковского лечили лучшие специалисты, однако старания оказались тщетными. Андрей Арсеньевич Тарковский скончался на 55-м году жизни в ночь с 28 на 29 декабря 1986 г. Сотни людей пришли 3 января 1987 г во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Ростропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха. Похороны режиссера состоялись на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. В 1994 г. на могиле А.А. Тарковского был установлен памятник (скульптор Эрнст Неизвестный) по эскизу его вдовы Ларисы Тарковской, с надписью: «Человеку, который увидел ангела».

Кино было смыслом жизни Андрея Тарковского, любовью навсегда. Заключительную главу своей книги «Запечатленное время» он закончил за девять дней до смерти. У Тарковского было немало замыслов фильмов, которые он так и не сумел реализовать. Он написал сценарий «Гофманианы», хотел снимать фильм по «Идиоту» Достоевского и двухсерийную картину о жизни писателя, экрани­зировать «Смерть Ивана Ильича», «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья», «Степной волк» и др. Но эти проекты не суждено было претворить в жизнь.

В 1990 г. А.А. Тарковский стал посмертно лауреатом Ленинской премии. Через десять лет после смерти он был награжден Итальянской премией «Навичелла-96», учрежденной ведомством Общественных зрелищ при правительстве Италии и журналом «Ревиста дель чинематографо». В 2002 г. Тарковскому была присуждена премия Национальной академии кинематографических наук «Золотой орел». Премия была вручена сыну режиссера Андрею.

В местах, где жил режиссер, открыты музеи, мемориальные доски, установлены памятники. В 1992 г. в Юрьевце появилась улица Андрея Тарковского. Сохранился дом, где в 1941-1943 гг. и в 1963 г. жила семья режиссера. В 1996 г.  был открыт музейный центр Андрея Тарковского. Его имя присвоено бульвару в Новой Москве и малой планете, открытой астрономами из Крыма. В 1989 г. был организован Фонд Андрея Тарковского, который в стране и за рубежом проводит фестивали и выставки, посвященные его творчеству. С 1993 г. в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского. С 2007 г. в Иванове проходит международный кинофестиваль имени А.А. Тарковского «Зеркало».

В 2020 г. Андрей Тарковский-младший снял документальный фильм, посвященный жизни и творчеству своего знаменитого отца, «Андрей Тарковский. Кино как молитва». К 90-летию АА. Тарковского Министерство культуры Российской Федерации подготовило обширную программу: выставка «Андрей Тарковский: про него и про кино» в Государственном литературном музее; тематические ретроспективы; кинофестивали и конкурсы. В широкий прокат выйдут отреставрированные киноконцерном «Мосфильм» картины Андрея Тарковского – «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер».

В МПГУ прошел ректорский кинолекторий “Беседа о фильме «Зеркало»: вопросы и ответы”

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

С.Д. Половецкий, Институт истории и политики МПГУ.

Человек, который увидел ангела — Спецформат

«Мы распяты в одной плоскости, а мир — многомерен. Мы это чувствуем и страдаем от невозможности познать истину… А знать не нужно! Нужно любить. И верить. Вера — это знание при помощи любви. Искусство даёт нам эту веру и наполняет нас чувством собственного достоинства. Оно впрыскивает в кровь человека, в кровь общества некий реактив сопротивляемости, способность не сдаваться. Человеку нужен свет. Искусство даёт ему свет, веру в будущее, перспективу…» (Андрей Тарковский)

 

Как только я начинаю думать о нём, звучит музыка. Она чуть слышна вначале, это обязательно скрипка или виолончель, почти нет ударных, она грустная и трепетная, её хочется слушать и слышать, и как только она затихает, появляются звуки природы. Девственной, не тронутой цивилизацией, со всеми полетами шмелей, пчёл и стрекоз. С шелестеньем листьев, потрескивающим огнем в камине или ветром, что нарушает покой деревьев и трав. Со звуками льющейся воды, грозы или летнего дождя. И финалом его ухода из пространства — хор человеческих голосов с солируемым альтом, поющий на иностранном языке, но как-то по родному по-русски, как пела в моём детстве прабабушка, когда пряла шерсть.

Ассоциации «по-тарковски» понятны. Понятны тем, кто смотрел его фильмы не единожды. Кто слушал его рассуждения об искусстве, поэзии и музыке. Кто читал его тексты. Но, что действительно для меня до сих пор остаётся непостижимой тайной, — как явление в лице Андрея Арсеньевича Тарковского смогло у нас не просто проявиться, а быть и даже остаться последующим поколениям?

Андреево детство было чёрно-белым. Первые воспоминания у Тарковского о себе, доме и семье с полутора лет, с 1933 года. Своей памяти он всю жизнь был благодарен за образы, сохранённые почти с рождения. В три года от мамы Андрея — Марии Вишняковой — уходит к другой женщине отец Тарковского — Арсений Тарковский. Андрей переживал, как и любой оставленный ребенок, но, по его словам, это было ещё не самым страшным испытанием. Война. Когда придёт она, в жизни Андрея появятся постоянные спутники — страх, голод и отчаяние. Эвакуация, чужие места, растерянная и устающая мама, маленькая сестрёнка, ушедший добровольцем на фронт отец, раненный впоследствии и потерявший ногу — и есть андреево детство.

Чёрно-белое, с меняющимися пространственными кадрами, с печальной увертюрой к взрослению и отчаянной жаждой жизни.

«Художник питается своим детством всю свою жизнь. От того, какое его детство, зависит, каким будет его творчество. Для меня играло, конечно, огромную роль то, что мой отец — поэт, и на меня оказали огромное влияние его поэзия и его взгляды на русскую литературу, искусство. Хотя должен сказать, что на меня гораздо большее влияние оказала мать — Мария Ивановна Вишнякова. После того, как отец ушел из нашей семьи. Мне было тогда три года. Несмотря на то, что мы, конечно, сохраняли наши отношения — мы с ним, или он с нами, потому что я был еще ребенком, совсем. Жизнь была настолько тяжелой. Вскорости началась война, и эта тяжесть легла на плечи моей матери, естественно которая, будучи совершенно не приспособленной к жизни, спасла не только нам жизнь (нам с сестрой) и жизнь своей матери, нашей бабушки Веры Николаевны, но также и вообще сделала всё, чтобы мы получили образование.

Я окончил среднюю музыкальную школу по классу рояля, школу живописи, и сейчас я совершенно не понимаю, каким образом мать могла достичь этого, потому что условий никаких для этого не было. И когда меня все спрашивают — как правило, рифмуя мою творческую биографию с биографией моего отца, — я всегда стараюсь всё поставить на свои места вот таким образом: если бы не моя мать, конечно же, я никогда бы не смог быть режиссёром. Хотя я не уверен, что я должен был им стать. У меня такое впечатление, что я был очень неправ, когда не стал продолжать своё музыкальное образование. В общем-то, я очень жалею, что не стал музыкантом…» 
(Из интервью Андрея Тарковского Игорю Померанцеву, опубликованном в журнале «Форум», №10, Мюнхен, 1985 год).

Когда ты слушаешь голос Андрея Тарковского, произносящий цитируемые выше слова в интервью, ты понимаешь, насколько он музыкален. Интонационно, чувственно, неожиданно открыто. И мысль, что он никогда мог не стать тем Тарковским, которым его знает весь мир, апокалиптична сама по себе. В 1943 году Тарковские возвращаются в Москву. Андрюша учится в школе, ходит в музыкальную школу по классу фортепиано, а в старших классах он покорён живописью, да настолько, что начинает ходить ещё и на художественные курсы. А мама? Мария Ивановна устраивается на работу в обычную типографию, и все оставшиеся годы до выхода на пенсию там работает. В 1951 году Андрей выбирает из множества ВУЗов самый странный из возможных (по тем временам). Он становится студентом арабского отделения Московского института востоковедения. Но уже в первый год студенчества Тарковский понимает, что совершил колоссальную ошибку. Бросив институт, Андрей оказывается на распутье: что делать, как и для чего дальше жить, какой профессии посвятить свою жизнь? Во время поиска ответов на эти вопросы он связывается, как он сам говорил, с «дурной» компанией. Как могла в дальнейшем сложиться его жизнь, если бы не вмешалась мама? Никто не знает. Её решение, каким образом «перевоспитать» его, потрясающе в своей простоте и глубине.

И именно оно подарило нам впоследствии великого режиссёра. Весной 1953 года Андрей Тарковский был принят в научно-исследовательскую экспедицию института «Нигризолото» в Туруханский район Красноярского края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком по тайге сотни километров. Он смотрел, слушал, рисовал. Очень много рисовал. Свои рисунки он сдаст по приезду в архив института.

«В своё время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет. Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром…» (Андрей Тарковский)

1954 год изменит навсегда жизнь и Андрея, и его семьи. ВГИК станет его волшебной палочкой. А Альбусом Дамблдором — кинорежиссёр Михаил Ромм, в чью мастерскую был принят Тарковский на режиссёрское отделение.

Удача? Сказка? Нет ответа. Но то, как Михаил Ильич Ромм любил своих будущих гениев-режиссёров, а именно таковыми он считал каждого ученика, безусловно, повлияло на Тарковского. В период учёбы у Ромма Андрей Арсеньевич, покорённый талантом Бунюэля, Бергмана, Куросавы и Феллини (чуть позже), всё более приходит к идее снимать исключительно авторское кино. Дипломную работу Андрея Тарковского теперь знает весь мир. Уникальная короткометражка «Каток и скрипка» до сих пор смотрится на одном дыхании. Магия, что и говорить. В 1960 году Андрей Тарковский оканчивает ВГИК с отличием.

«Первая совместная работа Тарковского и Юсова – «Каток и скрипка», отмеченная раскрепощенностью камеры и цветовой выразительностью, получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году. Посмотрев её, понимаешь, никогда Андрей Тарковский не будет относиться к искусству как к ремеслу, развлечению или источнику дохода. Всегда оно будет для него не только делом собственной жизни, но и вообще делом для всей жизни, деянием.

И это высокое уважение к искусству впервые он выразил в короткометражном детском сюжете…» (Майя Туровская)

Первую же картину, которую задумал снять Тарковский после выпуска из ВГИКа, был тот самый «Андрей Рублев». Но ему запретили, сославшись на отсутствие опыта. И тогда он берётся за «Иваново детство», сделавшее Тарковского известным всему миру. Фильм получил 19 кинематографических премий, включая: главный приз «Золотой лев» на кинофестивале в Венеции 1962 года; приз «Золотые ворота» на Международном кинофестивале в Сан-Франциско за лучшую режиссуру; главный приз «Золотая голова Паленке» МКФ в Акапулько в 1963 году; специальный диплом на МКФ в Карловых Варах в Чехословакии, в 1970 году. И после такого успеха ему, конечно же, разрешают взяться за Рублева. Оператором на картине становится вновь Вадим Юсов.

По-моему, взаимопонимание режиссёра и оператора – залог не просто прекрасной работы, но здесь в конкретном случае — талантливого воплощения замыслов Андрея Тарковского. С Вадимом Юсовым Тарковский снимет все свои картины, он останется верен талантливому другу и оператору до самой смерти. «Андрей Рублев» тоже принесёт Тарковскому много наград и признание зарубежных коллег. Потом будут «Солярис», «Зеркало», постановка «Гамлета» в Театре Ленинского комсомола и «Сталкер». О каждом фильме Андрея Тарковского можно написать исследование, а не просто эссе. Но сейчас не об этом. Уже после выхода фильма «Зеркало» в 1974 году Тарковский чувствует, как его, несмотря на мировое признание, на родине открыто не поддерживают и не понимают.

С чиновниками от кино возникают проблемы, которые впоследствии приводят к «полочному возлежанию» снимаемого кино. Время «хрущевской оттепели» прошло и государство, отрезвев от стиляг и иностранных кинолент, начинает активно поддерживать только тех режиссёров, которые «понимают» курс коммунистической партии и ратуют за советскую коммерциализацию киноиндустрии. И на этом фоне «Зеркало» или «Сталкер» Тарковского?! Сами подумайте. Но, несмотря на вновь проявившийся чёрно-белый фон в жизни Тарковского, в январе 1980 года Андрею Арсеньевичу было присвоено звание «Народного артиста РСФСР». И, словно в насмешку замерзающей оттепели, в этом же году «Сталкер» получит приз Каннского фестиваля.

«Поэтому я очень быстро почувствовал это похолодание после оттепели. И уже вторая картина, которую я сделал (начал делать в 1964-м и закончил в 1966-м году) «Рублев» — уже ее история ярко показывает этот переходный период. Я помню Коллегию Комитета по кинематографии, где присутствовало очень много наших кинематографических деятелей. Все они очень-очень хвалили картину, очень неожиданно для меня, потому что я еще сам не понимал, что получилось. И это меня очень поддержало. Я был очень благодарен моим коллегам, и для меня было очень много неожиданностей в тех комплиментах, которые они мне расточали. Я даже стыдился своих мыслей, когда вспоминал о том, как мне казалось, что многие недоброжелательны ко мне. И это как-то очень-очень на меня хорошо подействовало, эта коллегия.

Но, тем не менее тут же после этого картина была положена «на полку» (такой есть термин кинематографический, очень распространенный у нас), спрятана и не выходила на экран пять с половиной лет…» (Андрей Тарковский)

Художественный фильм «Ностальгия» был следующим важным шагом к решению об эмиграции Андрея Тарковского. Сценарий к фильму написан Тарковским совместно с Тонино Гуэррой. В 1980 году Тарковский уезжает в Италию сначала работать над сценарием, а позже снимать фильм. Когда Андрею Арсеньевичу исполняется пятьдесят лет, он, находясь в Италии, понимает, что юбилейные торжества, чествования и прочие принятые «поклоны-речи» от государства не случились и уже не случатся. Затем происходит «тот самый» скандал в Каннах, в который был вовлечен режиссёр Сергей Бондарчук. И Тарковский принимает решение остаться пока в Италии. Обращается за разрешением побыть несколько лет за границей, поработать вне СССР, но незамедлительно получает отказ. Позже опубликуют это чудовищную секретную докладную Ф. Т. Ермаша в ЦК КПСС:

«Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определённой неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».

И Андрей Тарковский принимает единственное решение — не возвращаться на родину. Страшное решение. Для него, для его семьи, для культуры страны, в целом. Есть запись пресс-конференции, на которой Андрей Арсеньевич с женой озвучивают своё отношение к происходящему на весь мир. Сохранилось и другая документальная реликвия — письмо Тарковского своему отцу о сложившейся ситуации, в котором он с невероятной нежностью пытается быть понятым человеком, многие годы назад предавшим и своего сына, и дочь, и жену:

«Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию. Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжёлую ситуацию, в которой я оказался, «благодаря» многолетней травле начальством Госкино, и, в частности, Ермаша — его председателя. Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадёжно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили всё это время и последней каплей был скандал в Каннах, где было сделано всё, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм «Ностальгия». Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упрёком, получили выражение в нём».

Позже будет увольнение с «Мосфильма», долгая борьба за Андрюшу-младшего, не получающего право выезда из СССР, постановка «Бориса Годунова» в Ковент-Гардене в Лондоне, съёмки уникальнейшего фильма «Жертвоприношение» (один из самых моих любимых) и страшная болезнь, которая заберёт его у мира в 1986 году. Ему было всего 54 года. Сколько ещё прекрасных фильмов и постановок он мог сделать. Сколько нежности, чуткости, боли и надежды мог бы он оставить в своих историях.

Так как явление в лице Андрея Арсеньевича Тарковского смогло у нас не просто проявиться, а быть и даже остаться последующим поколениям? Наверное, нет ответа. Но я позволю себе его сформулировать интуитивно. Ангел*, которого увидел Андрей Арсеньевич при рождении, был не просто рядом с ним всю его жизнь, — он сделал всё возможное, чтобы и мы с вами смогли увидеть его через призму дара Андрея Тарковского.

«Знакомство с первым фильмом Тарковского оставило впечатление чуда. Неожиданно я оказался на пороге комнаты, ключей от которой мне до тех пор не давали. Там, куда мне давно хотелось попасть, Тарковский чувствовал себя свободно и уверенно. Нашелся человек, сумевший выразить то, что мне всегда хотелось, но не удавалось, — это обнадеживало и вдохновляло. Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон. Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть…» (Ингмар Бергман)

 

Иванна ДУНЕЦ

 

____________________

*В 1994 году по эскизу второй жены Андрея Арсеньевича Тарковского — Ларисы Павловны — был выполнен надгробный памятник с надписью на нём: «Человеку, который увидел ангела». В основании креста были высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.

«Человек, видевший ангела»

R воспитанный в русской православной традиции, режиссер Андрей Тарковский однажды сказал интервьюеру: «Я считаю себя человеком верующим, но не хочу вникать в нюансы и проблемы моего положения, ибо оно не так прямолинейно, не так просто и не так однозначно».

Самый почитаемый русский режиссер со времен Сергея Эйзенштейна, Тарковский предлагает откровенно религиозное мировоззрение, без которого, как он писал, «люди перестают чувствовать потребность в прекрасном или духовном и потребляют фильмы, как бутылки кока-колы».

В своей знаменитой книге по режиссуре « Ваяние во времени » Тарковский писал: «Заботясь об интересах многих, никто не думал о своих в том смысле, который проповедовал Христос: «Возлюби ближнего, как самого себя». То есть люби себя настолько, насколько уважаешь в себе сверхличное, божественное начало, которое запрещает тебе преследовать свои корыстные, корыстные интересы и велит отдавать себя, не рассуждая и не говоря об этом, любить других».

Тарковский на съемочной площадке

Дневники Тарковского, опубликованные под заголовком Время во времени , которое он назвал, язык лишь частично в щеку, Мартирология , приправлены размышлениями о Боге и кино, ссылками на Писание и отчаянными мольбами о помощи (например, » Господи! Я чувствую, что Ты приближаешься, я чувствую Твою руку на своем затылке. Потому что я хочу видеть Твой мир таким, каким Ты его сотворил, и Твоих людей, какими Ты хотел бы их видеть. Я люблю Тебя, Господи, и хочу ничего другого от Тебя»).

На одной странице нарисован крест, и Тарковский написал: «Что мне делать? Только молиться! И верить. Самое главное — этот символ, который нам не дано понять, только почувствовать … Верить, несмотря ни на что, верить».

Он работал медленно и встречал сильное сопротивление со стороны советских властей, тем не менее, его полдюжины художественных фильмов, хотя их трудно интерпретировать на более чем интуитивном, эмпирическом уровне, гипнотизируют: образы каждого из них неизгладимо врезаются в память зрителя.

Противоположная интерпретация

Тарковский выступает против любой интеллектуальной интерпретации своих фильмов. Когда его спросили, что означает дождь в его фильмах, он ответил лишь, что в России дожди идут часто. Когда его настаивали на символизме воды в его фильмах, он возражал, что вода — это всего лишь кинематограф, что нет никакого смысла, кроме ее существования в кино.

Режиссер за камерой

Природа, не воспринимаемая как падшая в восточной церкви, а довольно добрая по своей сути, способная даже привести к спасению, играет в его фильмах главную роль. Лошади и собаки занимают видное место, а земные элементы огня и воды вездесущи.

Другие информационные бюллетени

Влияние русской религиозной истории также очевидно в его использовании Юродивого, архетипа русской литературы — часто персонажей глубокой веры, которых мир считает дураками, но которые видят Божью реальность такой, какая она есть на самом деле. является.

Все его фильмы посвящены апокалиптическим сценариям; действительно, одна идея фильма, которая у него была, называлась «Конец света», но он отказался от ярлыка «пессимист». Действительно, он сказал об апокалиптической литературе: «Было бы неправильно считать, что Книга Откровения содержит в себе только понятие наказания, возмездия; мне кажется, что она содержит прежде всего надежду».

«Иваново детство» о мальчике, живущем в военное время, был его первым полнометражным фильмом, и его поддержал не кто иной, как Жан Поль Сартр. Многие из вышеперечисленных черт можно увидеть хотя бы в зачаточном виде, но именно своим следующим фильмом Тарковский совершил большой скачок в пантеон великих кинематографистов.

«Андрей Рублев» — первоначальное название « Страсти по Андрею » — изображает жизнь великого русского иконописца в период вынужденного безмолвия, когда он не писал более десяти лет. Рублев никогда не рисует свои иконы, а фильм, снятый в черно-белом цвете, становится цветным только в самом конце, когда иконы, приписываемые Рублеву, показаны с любовью в деталях с помощью медленного панорамирования, наклона и масштабирования. Фильм критиковали за насилие и приземленность, хотя Тарковский, несомненно, считал современный мир гораздо более жестоким по сравнению с ним.

Советский ответ на
2001 ?

В своем следующем фильме «Солярис» Тарковский адаптировал классику научной фантастики польского писателя Станислава Лема, который был в ярости от изменений Тарковского, которые сосредоточились больше на семье и природе, чем на космосе и научных знаниях. Кроме того, отношения между Крисом и Хари в фильме, где любовь — единственная спасительная благодать, практически противоположны отношениям в книге, где это еще один крючок, на который Лем вешает свою философию.

В интервью, посвященном фильму, Тарковский сказал: «Мне кажется, что конфликт и чреватый неотложными поисками духовного идеала будут продолжаться до тех пор, пока человечество не освободится в достаточной степени, чтобы заниматься только духовным. при этом наступит новый этап в развитии человеческой души, когда человек будет устремлен в свое внутреннее существо так же напряженно, глубоко, страстно, безгранично, как он до сих пор направлял свои усилия на поиски внутренней свободы. »

Когда его показали в Каннах, его назвали советским ответом Кубриковскому фильму 2001 , но эти два фильма, ну, совершенно разные. Тарковский нашел мир Кубрика «холодным и бездушным» и намеренно сделал свой фильм настолько отличным, насколько мог, особенно избегая обязательных научно-фантастических кадров космических кораблей и гаджетов.

Культ поклонников фильма настолько велик даже сегодня, что, когда Стивен Содерберг объявил о ремейке, ему пришлось пояснить, что он не переделывает фильм Тарковского «9».0009 Солярис , но Лемов.

«Зеркало», возможно, самый автобиографический фильм Тарковского, сочетает русскую историю с личными размышлениями о детстве Тарковского, особенно о фигуре его матери. «Цель «Зеркало », — сказал Тарковский в своем выступлении, — это проповедь: смотри, учись, используй показанную здесь жизнь в качестве примера».

Этим фильмом он увеличил двусмысленность своих историй и стал требовать больше аудитории. Фильм встретил такое сопротивление со стороны советских властей, что Тарковский обдумывал идею вообще отказаться от режиссуры, но письма фанатов поддержали его. Он цитирует один из них: «Мое детство было таким… только как вы узнали об этом?»

«Я считаю, что исцеление всегда происходит через духовный кризис», — писал Тарковский. «Духовный кризис — это попытка найти себя, обрести новую веру… Мне кажется, что личность сегодня стоит на распутье, стоя перед выбором: продолжать ли существование слепого потребителя, подчиненного неумолимому маршу новых технологий и бесконечного умножения материальных благ, или искать путь, который приведет к духовной ответственности, путь, который в конечном счете может означать не только его личное спасение, но и спасение общества в целом, другими словами, превратить Богу.»

«Сталкер» представляет собой воплощение заявленного Тарковским желания снять фильм в соответствии с аристотелевской концепцией драматического единства, в которой единичное действие пьесы происходит в определенном месте в течение одного дня. Сталкер ведет Писателя и Профессора в место под названием Зона, где, как сообщается, сбываются мечты и фантазии. Фильм включает в себя молитву главного героя за тех, кого он ведет, чтобы обрести веру, и эпизод сна, в котором женский голос читает из Откровения 6, когда мы видим развалины разрушенного города. Тарковский однажды сказал в интервью: «Сталкеру нужно найти людей, которые верят во что-то в мире, который больше ни во что не верит».

«Фильм, — писал Тарковский в дневнике, — о существовании Бога в человеке и о смерти духовности в результате обладания нами ложными знаниями.

Отождествление со страданием других

В ностальгии ,самый неоднозначный фильм Тарковского,главный герой Горчаков идет по развалинам монастыря,а голос святой Екатерины спрашивает Бога,почему он не дает о себе знать.Бог говорит,что да,но Горчаков его просто не видит.Это — самый мечтательный из фильмов Тарковского, и дублирование происходит часто.0005

Режиссер, сказавший в интервью, что этот фильм о «ностальгии по духовности», определил ностальгию в характерно русской манере: «Это страстное отождествление себя со страданием другого человека». На самом деле эта идея настолько центральна в творчестве Тарковского, что первый сайт, посвященный режиссёру, находится на домене nostalghia.com.

Тарковский сказал на пресс-конференции: « Ностальгия — о невозможности совместной жизни людей, не зная друг друга по-настоящему, и о проблемах, вытекающих из необходимости узнавать друг друга. Заводить знакомства очень просто, многое другое трудно прийти к более глубокому познанию другого человека».

После Ностальгии Тарковский решил не возвращаться в Россию. Он снял большую часть своего последнего фильма « Жертва » с больничной койки. Европейское совместное производство, снятое в Швеции легендарным кинематографистом Свеном Нюквистом (фаворитом Бергмана), титры переходят к «Поклонению волхвов» Леонардо, а Бах играет в саундтреке. Александр, главный герой, узнал о начале ядерной войны. Хотя он признал, что его отношения с Богом не существуют, он молит Бога, чтобы, если он только восстановит мир таким, каким он был раньше, он пожертвует всем, что у него есть, всеми, кого он любит, и никогда больше не заговорит. «Бог слышит молитву Александра, — говорит Тарковский, — и последствия одновременно ужасны и радостны».

«Когда я был молод, — сказал он интервьюеру, — я спросил своего отца: «Существует ли Бог, да или нет?» И он блестяще ответил мне: «Для неверующего — нет, для верующего — да!»

В конце Жертвы мальчик говорит своему отцу: «В начале было Слово. что, папа?» Отец не отвечает, камера поднимает дерево к небу и появляется заголовок, посвящающий фильм сыну Тарковского.

Последние предложения Ваяние во времени характерны вопросы о Боге и искусстве: «Может быть, смысл всей человеческой деятельности заключается в художественном сознании, в беспредметном и бескорыстном творческом акте? Бог?»

Тарковский умер в 1986 году преждевременной смертью от сердечного приступа вскоре после того, как его сыну разрешили покинуть СССР, как раз в тот момент, когда на его родине начали укореняться горбачевские перестройка и гласность. До самой смерти Тарковский считал себя «русским, а не советским» и, по иронии судьбы, в 19В 90 г. он был посмертно удостоен Ленинской премии за «выдающийся вклад в развитие киноискусства, за новаторские фильмы, способствующие утверждению общечеловеческих ценностей и гуманистических идей».

Тарковский был похоронен в Париже, его эпитафия гласила просто: «Человеку, видевшему Ангела».

Чтобы узнать больше о Тарковском, нажмите здесь, здесь и здесь.

Режиссёры веры , эпизодические репортажи в «Christianity Today Movies» посвящены режиссёрам, которые придерживаются христианской веры — иногда решительно, иногда слабо, а иногда где-то посередине. В эту серию войдут все, от библейски настроенных евангелистов до режиссеров, которые могут иметь только «церковное прошлое» и, возможно, ушедшую веру… но их фильмы явно пропитаны их духовной историей.

© Эрик Дэвид, 2006 г., в соответствии с лицензионным соглашением с Christian Today International. Все права защищены. Щелкните для получения информации о перепечатке.

Деяния 10:3 Однажды, около девятого часа, ему было ясное видение Ангела Божия, который подошел к нему и сказал: «Корнилий!»

◄ Деян. Стих  (Нажмите, чтобы открыть главу)

Новая международная версия
Однажды около трех часов дня у него было видение. Он отчетливо видел ангела Божия, который подошел к нему и сказал: «Корнилий!»

New Living Translation
Однажды около трех часов дня ему было видение, в котором он увидел приближающегося к нему ангела Божьего. — Корнелиус! — сказал ангел.

English Standard Version
Около девятого часа дня он ясно увидел в видении, как вошел ангел Божий и сказал ему: «Корнилий».

Верийская стандартная Библия
Однажды около девятого часа ему было ясное видение ангела Божьего, который пришел к нему и сказал: «Корнилий!»

Верийская Буквальная Библия
Около девятого часа дня он ясно увидел в видении ангела Божия, явившегося к нему и сказавшего ему: «Корнилий!»

Библия короля Иакова
Он увидел в видении, очевидно, около девятого часа дня, как к нему вошел Ангел Божий и сказал ему: Корнилий.

Новая версия короля Джеймса
Около девятого часа дня он ясно увидел в видении ангела Божия, входящего и говорящего ему: «Корнилий!»

Новая американская стандартная Библия
Около девятого часа дня он ясно увидел в видении ангела Божьего, который просто вошел и сказал ему: «Корнилий!»

NASB 1995
Около девятого часа дня он ясно увидел в видении Ангела Божия, который только что вошел и сказал ему: «Корнилий!»

NASB 1977
Около девятого часа дня он ясно увидел в видении Ангела Божьего, у которого было просто подошел к нему и сказал ему: «Корнелий!»

Стандартная Библия Наследия
Около девятого часа дня он ясно увидел в видении ангела Божьего, который вошел и сказал ему: «Корнилий!»

Расширенный перевод Библии
Около девятого часа (15:00) дня он ясно увидел в видении ангела Божьего, который пришел к нему и сказал: «Корнилий!»

Христианская стандартная Библия
Около трех часов дня он ясно увидел в видении ангела Божьего, который вошел и сказал ему: «Корнилий».

Holman Christian Standard Bible
Около трех часов дня он ясно увидел в видении ангела Божьего, который вошел и сказал ему: «Корнилий!»

Американская стандартная версия
Он видел в видении явно, как бы около девятого часа дня, Ангела Божия, вошедшего к нему и говорящего ему: Корнилий.

Арамейская Библия на простом английском языке
Этот человек увидел Ангела Божьего в видении прямо перед ним в девятом часу дня, который вошел в его присутствие и сказал ему: «Корнелия».

Contemporary English Version
Однажды около трех часов дня Корнелиусу было видение. Он увидел ангела от Бога, пришедшего к нему и назвавшего его по имени.

Библия Дуэ-Реймса
Этот человек ясно видел в видении, около девятого часа дня, Ангела Божия, вошедшего к нему и говорящего ему: Корнилий.

English Revised Version
Он видел в видении явно, как бы около девятого часа дня, Ангела Божия, вошедшего к нему и говорящего ему: Корнилий.

Перевод СЛОВА БОЖЬЕГО®
Однажды, около трех часов дня, у него было видение. Он ясно видел, как к нему явился ангел от Бога и сказал: «Корнилий!»

Перевод Благой Вести
Было около трех часов дня, когда ему было видение, в котором он ясно видел, как вошел ангел Божий и сказал ему: «Корнилий!»

Международная стандартная версия
Однажды, около трех часов пополудни, ему было видение, и он ясно увидел ангела Божьего, идущего к нему и говорящего ему: «Корнилий!»

Буквальная стандартная версия
он видел в видении открыто, как бы в девятом часу дня, посланника Божия, входящего к нему и говорящего ему: «Корнилий»;

Стандартная Библия большинства
Однажды около девятого часа ему было ясное видение ангела Божьего, который пришел к нему и сказал: «Корнилий!»

New American Bible
Однажды около трех часов дня он ясно увидел в видении, как к нему вошел ангел Божий и сказал ему: «Корнилий».

NET Bible
Однажды около трех часов дня он ясно увидел в видении ангела Божьего, который вошел и сказал ему: «Корнилий».

Новая пересмотренная стандартная версия
Однажды около трех часов дня ему было видение, в котором он ясно видел, как вошел ангел Божий и сказал ему: «Корнилий».

New Heart English Bible
Около трех часов дня он ясно увидел в видении ангела Божьего, идущего к нему и говорящего ему: «Корнилий».

Перевод Библии Вебстера
Очевидно, около девятого часа дня он увидел в видении Ангела Божия, вошедшего к нему и говорящего ему: Корнилий.

Weymouth New Testament
Однажды около трех часов дня ему было видение, и он отчетливо видел, как в его дом вошел ангел Божий, который назвал его по имени и сказал: «Корнилий!»

World English Bible
Около девятого часа дня он ясно увидел в видении ангела Божия, идущего к нему и говорящего ему: «Корнилий!»

Буквальный перевод Юнга
он ясно видел в видении, как бы в девятом часу дня, к нему вошел вестник Божий и сказал ему: «Корнилий».

Дополнительные переводы …

Контекст

Корнилий посылает за Петром
…2Он и весь его дом были благочестивы и богобоязненны. Он щедро давал людям и регулярно молился Богу. 3 Однажды, около девятого часа, ему было ясное видение Ангела Божия, который пришел к нему и сказал: «Корнилий!» 4 Корнилий со страхом посмотрел на него и спросил: «Что с тобой, Господи?» Ангел ответил: «Твои молитвы и дары нищим вознеслись как приношение на память пред Богом…

Верийская стандартная Библия · Скачать

Cross References

Псалом 55:17
Утром, днем ​​и ночью я вопию в бедствии, и Он слышит мой голос.

Деяния 3:1
Однажды Петр и Иоанн шли в храм в час молитвы, девятый час.

Деяния 5:19
Но ночью Ангел Господень отворил двери темницы и вывел их, говоря:

Деяния 9:10
В Дамаске был ученик, именем Анания. Господь сказал ему в видении: «Анания!» «Вот я, Господи, — ответил он.

Деяния 10:9
На другой день, около шестого часа, когда люди приближались к городу в пути, Петр взошел на крышу помолиться.

Деяния 10:17
Пока Петр ломал голову над значением видения, посланные Корнилием люди нашли дом Симона и подошли к воротам.

Деяния 10:19
Пока Петр продолжал размышлять о видении, Дух сказал ему: «Вот, трое ищут тебя.

Сокровищница Писания

Очевидно, около девятого часа дня он увидел в видении Ангела Божия, вошедшего к нему и говорящего ему: Корнилий.

пила.

Иов 4:15,16 Тогда дух прошел перед моим лицом; волосы на теле моем встали: …

Даниил 9:20,21 И пока я говорил, и молился, и исповедовал грех мой и грех народа моего Израиля, и представлял моление мое пред Господом моим Боже за святую гору Бога моего; …

о.

Деяния 10:30 И сказал Корнилий: четыре дня назад я постился до сего часа; а в девятом часу я молился в доме моем, и вот, стоит предо мною человек в светлой одежде,

Деяния 3:1 Петр же и Иоанн взошли вместе в храм в час молитвы, будучи девятый час .

Матфея 27:46 И около девятого часа возопил Иисус громким голосом, говоря: Илий, Илий, лама савахтани? то есть: Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?

ан.

Деяния 5:19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы, вывел их и сказал:

Деяния 11:13 И показал нам, как он видел Ангела в доме своем который встал и сказал ему: пошли людей в Иоппию и призови Симона, имя которому Петр;

Деяния 12:7-11 И вот, Ангел Господень сошел на него , и воссиял свет в темнице; и ударил Петра в бок, и поднял его, говоря: встань быстро. И его цепи упали с его руки…

Корнелиус.

Деяния 9:4 И он пал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня?

Исход 33:17 И сказал Господь Моисею: и то, что ты сказал, Я сделаю, ибо ты обрел благодать в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.

Isaiah 45:4 Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени твоему, дал тебе имя, хотя ты не знал Меня.

Перейти к предыдущему

Полдень Ангел Ясно Корнелиус Отчетливо войти Очевидно Бог Час Дом Явно Вестник Девятый час Открыто Ясно Три видения

Перейти к следующему 02 Деяния 10

1. Корнилий, благочестивый муж, по повелению ангела посылает за Петром,
11. Который в видении научается не презирать язычников;
17. и Дух повелевает ему идти с вестником в Кесарию.
25. Корнилий показывает причину своего послания за ним.
34. Когда он проповедует Христа Корнилию и его компании,
44. Святой Дух сходит на них, и они крестятся.

Комментарий Элликотта для англоязычных читателей

(3) Очевидно, в видении. — Кажется, это наречие добавлено для того, чтобы отличить явление от сновидения, подобного сну Иосифа в Евангелии от Матфея 1:20; Матфея 2:13, или транса, как у Святого Петра (Деяния 10:10) или Святого Павла (Деяния 22:17).

Около девятого часа дня. — Это был, как и в Деяниях 3:1, один из трех часов молитвы, час, когда в храме приносилась вечерняя жертва. Поэтому Корнилий до сих пор принимал иудейские правила благочестия, и для него также Закон был «учителем», приведшим его ко Христу. . . .

Комментарий с кафедры

Стих 3. — Открыто для очевидно, А.В.; как бы о для о, А.В. и Т.Р.; к для и к для к, А.В. Открыто; или, очевидно (φανερῶς), указывает на отчетливость и достоверность видения. Это был, как говорит Мейер, явный ангельский вид; в этом не было неясности или путаницы, и, следовательно, это не оставило никаких сомнений в уме Корнелия. Ангел; вернее, ангел; добавление Бога определяет его (см. Деяния 5:19, примечание).

Параллельные комментарии …

Греческий

[One]
τῆς (tēs)
Артикль — родительный падеж женского рода единственного числа
Strong’s 3588: The, определенный артикль. Включая женский род he и средний род to во всех их вариантах; Определенный артикль; в.

день
ἡμέρας (hēmeras)
Существительное в родительном падеже женского рода единственного числа
Strong’s 2250: День, период от восхода до заката.

около
ὡσεὶ (hōsei)
Наречие
Стронга 5616: Как будто, как бы, как; с цифрами: о. От хос и эй; будто.

девятый
ἐνάτην (enatēn)
Прилагательное — Винительный падеж женского рода единственного числа
Strong’s 1766: Ninth. Порядковый номер от энея; девятый.

час,
ὥραν (hōran)
Существительное в винительном падеже женского рода единственного числа
Strong’s 5610: По-видимому, основное слово; час’.

у него было ясное видение
εἶδεν (eiden)
Глагол — Аорист Индикативное Активное — 3-е лицо единственного числа
Strong’s 3708: Правильно, смотреть, т.е. ясно различать; в более широком смысле, уделять внимание; по гебраизму, чтобы испытать; пассивно, чтобы появиться.

ангела
ἄγγελον (angelon)
Существительное в винительном падеже мужского рода единственного числа
Strong’s 32: From aggello; мессенджер; особенно «ангел»; по смыслу пастырь.

Бога
Θεοῦ (Theou)
Существительное в родительном падеже Мужского рода Единственное число
Strong’s 2316: Божество, особенно верховное Божество; образно говоря, магистрат; по гебраизму, очень.

who come
εἰσελθόντα (eiselthonta)
Глагол — Аорист Причастие Активный — Винительный падеж Мужской род Единственное число 901:35 Strong’s 15:25: Войти, войти, войти. От eis и erchomai; войти.

по
πρὸς (профи)
Предлог
Strong’s 4314: К, к, с. Усиленная форма pro; предлог направления; вперед, т. е. навстречу.

его
αὐτὸν (auton)
Личное/притяжательное местоимение — Винительный мужской род 3-е лицо единственного числа
Strong’s 846: Он, она, оно, они, они, тот же. От частицы au; возвратное местоимение self, употребляемое в отношении третьего лица и других лиц.

и
καὶ (кай)
Соединение
Стронга 2532: И, даже, также, а именно.

сказал,
εἰπόντα (eiponta)
Глагол — Аорист Причастие Активный — Винительный падеж Мужской род единственного числа
Стронга 2036: Ответить, предложить, принести слово, команду. Основной глагол; говорить или говорить.

«Корнелий!»
Κορνήλιε (Kornēlie)
Существительное в звательном падеже мужского рода единственного числа
Strong’s 2883: Корнелий, центурион римской армии, стоявший в Кесарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта