«Человек, который увидел ангела» | Главный портал МПГУ
4 апреля 2022 г. исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера, сценариста, актера, Народного артиста РСФСР, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Ленинской премии (посмертно) Андрея Арсеньевича Тарковского (1932-1986).
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 г. в маленьком старинном селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области, где родители-москвичи, оба выпускники Московского литературного института гостили у родственников. Отец, Арсений Александрович Тарковский – известный поэт и переводчик грузинских, туркменских и азербайджанских литераторов, близко общался с Анной Ахматовой, Корнеем Чуковским и Борисом Пастернаком. Мать, Мария Ивановна Вишнякова принадлежала к старинному дворянскому роду Дубасовых. Арсений Тарковский записал в своем дневнике: «В Завражье в ночь на 4 апреля, с воскресенья на понедельник, родился сын… Пятого был зарегистрирован, назван Андреем и получил “паспорт”». В сентябре 1932 г. мать с маленьким сыном вернулась в Москву (отец уехал раньше).
Семья Тарковских жила в двухэтажном доме в 1-м Щипковском переулке Замоскворечья. В 1934 г. у супругов родилась дочь Марина. Андрею было четыре года, когда отец оставил семью. Развелись родители без скандалов, сохранив дружеские отношения, и Арсений Тарковский имел возможность часто навещать детей. В 1941 г. он добровольцем ушел на фронт, откуда писал сводки боевых действий для газет, после ранения потерял ногу.
Когда началась Великая Отечественная война, Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в город Юрьевец. Сестра Андрея, Марина Тарковская в своей книге «Осколки зеркала» написала: «Юрьевец военный… Комнатка в два окна в доме номер 8 на улице Энгельса. Дерево напротив, плещущее ветвями во время летней грозы. Кафельная лежанка, на которой мы отогревались в морозы. Наш самолет, севший на лед Волги. Детская библиотека с ее особым запахом чернил и зачитанных книжек». В эвакуации мать работала художественным руководителем в местной начальной школе – готовила и вела концерты. В 1943 г. семья вернулись в Москву, жила на Щипке, в коммунальной квартире, в полуподвальном этаже двухэтажного дома (каменный низ, деревянный верх). Мария Ивановна устроилась корректором в Первую образцовую типографию, где проработала до пенсии. Андрей Тарковский вернулся в свою школу, где учился раньше. Позднее он вспоминал: «По существу, я воспитывался в семье без мужчин. И воспитывался матерью. Может быть, это и отразилось как-то на моем характере. Мои родители разошлись … Я помню, как однажды отец пришел ночью к нам и требовал, чтобы мама отдала меня ему, чтобы я жил с ним. Помню, я проснулся и слышал этот разговор. Мама плакала, но так, чтобы никто не слышал. И я тогда уже решил, что, если бы мама отдала меня, я бы не согласился жить с ним, хотя мне всегда не хватало отца …».
Мария Ивановна хотела дать сыну разностороннее образование. С семи лет Андрей учился в районной музыкальной школе по классу фортепиано, занимался живописью, много читал (начал складывать буквы в четыре года, а в одиннадцать уже читал труды Леонардо да Винчи). Однако любое его увлечение быстро проходило, и мать устала упрекать сына за его разбросанность. Музыкальную школу Тарковский так и не окончил, хотя позже скажет: «…я очень сожалею, что не реализовал себя в качестве музыканта…». К школьным предметам Андрей также большого интереса не проявлял. Учился он вместе с будущим поэтом Андреем Вознесенским, который так вспоминал о школьном друге: «Он на сером фоне нашего класса выделялся интеллигентностью. Даже одевался он очень странно, у него был оранжевый пиджак, причем денег не было сделать его по росту, поэтому это было скорее полупальто». Подростки жили по соседству и после уроков вместе играли в футбол. Позже Вознесенский посвятил другу стихотворение «Тарковский на воротах».
В 1951 г., после получения школьного аттестата Андрей Тарковский поступил на арабское отделение Московского института востоковедения, но после первого курса ушел из института. Причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не вмешательство мамы Андрея: «В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом – она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни». Целый год Андрей мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал: «Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером… Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером – всем этим я обязан матери…». Свой альбом зарисовок Тарковский сдал в архив Нигризолота.
Вернувшись в столицу из экспедиции в 1954 г., Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссерское отделение, в мастерскую Михаила Ромма – прославленного режиссера, воспитавшего целую плеяду талантливых кинорежиссеров. Позднее М. Ромм так опишет это событие: «Пришлось выдержать бой еще за одного абитуриента (другим абитуриентом был В. Шукшин) – бросил со второго курса Институт восточных языков, все про все знает, ногти перед комиссией кусает – значит, нервный. Ну, все против него. А он мне понравился…». Поступив во ВГИК в 22 года, Андрей был лишь немного моложе своих однокурсников и друзей – Василия Шукшина и Александра Гордона, незадолго до поступления в вуз вернувшихся из армии.
Первой курсовой работой Андрея Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы» по рассказу Хемингуэя, поставленный в 1956 г. совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку. Эта работа получила высокую оценку Ромма. Затем Андрей снял второй короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет». На третьем курсе студенты режиссерской мастерской Михаила Ромма поставили сценическую композицию по роману «Война и мир», где Тарковский сыграл роль старого князя Болконского. Тогда же он познакомился с Андроном Кончаловским, который только поступил во ВГИК. С этого момента началась их творческая дружба.
Получив разрешение поставить в качестве дипломной работы короткометражный фильм «Каток и скрипка», Андрей Тарковский привлек к съемкам молодого оператора Вадима Юсова, который позднее работал над фильмами «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис». В 1960 г. Тарковский с отличием окончил ВГИК, защитив диплом фильмом «Каток и скрипка», получившим приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.
С 1961 г. Андрей Тарковский – режиссер «Мосфильма». Годы учебы и раннего творчества режиссера совпали с периодом хрущевской «оттепели». В стране начали снимать больше фильмов, молодым режиссерам, актерам, сценаристам давали больше свободы. Уже была возможность смотреть известные западные фильмы и получать опыт общения с зарубежными кинематографистами. Именно после просмотра фильмов итальянского неореализма, французской новой волны Андрея заинтересовала идея авторского кино. Особое влияние на него оказали Ингмар Бергман, Луис Бунюэль, Робер Брессон, Акира Куросава и Федерико Феллини.
Первой полнометражной постановкой Андрея Тарковского стал фильм «Иваново детство» (1962), снятый по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Молодой режиссер, перед которым стояла сложная задача снять картину при скудном бюджете и в короткий срок, справился с ней на «отлично». Кинорассказ о десятилетнем мальчике-разведчике, в котором светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвел настоящую сенсацию. На Венецианском кинофестивале в 1962 г. картина была удостоена главной награды – «Золотого льва». Эта награда и более десяти призов на других кинофестивалях сделали имя А.А. Тарковского знаменитым. Примечательно, что известный шведский режиссер театра и кино Ингмар Бергман хорошо отзывался об этом фильме, как и о дальнейшем творчестве Андрея Тарковского.
После триумфа «Иванова детства» А.А. Тарковский получил разрешение на съемки «Андрея Рублева» (первоначальное название – «Страсти по Андрею»). Оператором картины стал Вадим Юсов, музыку написал композитор Вячеслав Овчинников. Жизнь великого иконописца стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России XV века. Тарковский стремился, по его словам, к правде прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности. Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. В 1969 г. французская фирма, получившая права на зарубежный прокат фильма «Андрей Рублев», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ. Спустя два года после международного успеха фильм, подвергнувшись сокращениям, был выпущен в советский прокат. В 1978 г. картина была включена западными экспертами в список 100 лучших фильмов в истории кино.
Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов – Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Положив эти произведения в основу своих фильмов, Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. К съемкам фильма «Солярис» по одноименному роману Станислава Лема режиссер приступил в 1970 г. В нем Андрей Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона. Картина была удостоена «Серебряной пальмовой ветви» и приза жюри на кинофестивале в Канне в 1972 г.
С начала 1970-х гг. и вплоть до своей кончины Андрей Тарковский вел дневник. Запись от 14 сентября 1970 г.: «Очень давно не видел отца. Чем больше я его не вижу, тем становится тоскливее и страшнее идти к нему. У меня явные комплексы в отношении родителей. Я не чувствую себя взрослым рядом с ними. И они, по-моему, не считают взрослым меня. Какие-то мучительные, сложные, невысказанные отношения. Как-то непросто все. Я очень люблю их, но никогда не чувствовал себя спокойно и на равных правах с ними. По-моему, они тоже меня стесняются, хоть и любят». Дневники режиссера были изданы в итальянском издательстве «Меридиана» под названием «Мартиролог». В 1994 г. они получили премию салона кинокниги в Париже за лучшую книгу, написанную кинематографистом. В России дневники Андрея Тарковского вышли в 2008 г.
Между фильмами «Солярис» и «Сталкер» Андрей Тарковский снял картину «Зеркало» (рабочее название «Исповедь») – автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце, чьи стихи звучат за кадром. Рядом с глубоко личными мотивами присутствует живое дыхание истории: «В “Зеркале” А. Тарковский воссоздает внутренний мир человека, процесс его духовного развития от детства к зрелости и, наоборот, в обратную перспективу. В фильме он показывает подвижность индивидуальной памяти и ее различных пластов и образов, одновременное присутствие в ней близких, далеких и бесконечно родных людей, связанных общими переживаниями, общими токами национальной и мировой культуры и истории… Финал ”Зеркала” снят оператором Г. Рербергом методом круговой панорамы. Этим достигается взгляд на мир как на единое целое, достигается способность видеть этот мир снаружи и изнутри, в вечернем закатном солнце и в постепенном угасании, в мерцании света…» (Лубков А.В. Личность. Время. Образование: статьи и выступления. – М., 2017). Фильм вышел в 1974 г. и для многих любителей кино стал центральной работой Тарковского, но не получил проката в СССР и обострил противостояние режиссера и власти.
В 1974 г. А. А. Тарковский – Заслуженный деятель искусств РСФСР. Кроме фильмов он пробовал себя как театральный постановщик и вел преподавательскую деятельность. В 1977 г. Андрей Тарковский поставил спектакль «Гамлет» по пьесе Уильяма Шекспира в Московском театре им. Ленинского комсомола (постановка успеха не имела). Еще с самого первого набора режиссерского отделения Высших курсов сценаристов и режиссеров в 1964 г. Тарковский читал циклы лекций «Основы кинорежиссуры», «Литературный и экранный образ». В 1982 г. открылась его режиссерская мастерская, в которой он не успел начать обучение из-за отъезда в Италию. Последним фильмом, снятым Тарковским в Советском Союзе, был «Сталкер» (1980 г.) по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». В нем режиссер «проводит человека по переходу из одного состояния в другое, из советского времени “застоя” в пространство и время высокой духовности и культуры… В Зоне Сталкера и есть момент перехода и момент истины, которую “нельзя преподать, но которую надо пережить”» (Лубков А. В. Личность. Время. Образование: статьи и выступления). В 1982 г. фильм был удостоен специальной премии экуменического жюри МКФ в Канне.
В 1980 г. А.А. Тарковский был удостоен звания Народного артиста РСФСР за заслуги в сфере отечественного искусства. В том же году за ретроспективу фильмов он стал лауреатом итальянской премии «Давид ди Донателло» в номинации «За вклад в киноискусство». Из дневника Тарковского (28 февраля 1982 г.): «Я никогда не желал себе преклонения (мне было бы стыдно находиться в роли идола). Я всегда мечтал о том, что буду нужен». В марте 1982 г. режиссер вместе с женой уехал в Италию, чтобы приступить к съемкам ленты «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли – о русском поэте, умершем в Италии от тоски по родине: «Я хотел рассказать о русской ностальгии, о том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских вдали от Родины». Рим встретил Андрея Тарковского радушно. Тонино Гуэрра стал близким другом и соавтором режиссера, мэр Флоренции предоставил ему дом. В процессе поисков натуры Тарковский снял документальную ленту «Время путешествия». Спустя год фильм «Ностальгия» был удостоен приза за режиссуру на Каннском фестивале.
В 1983 г. Андрей Тарковский осуществил театральную постановку оперы «Борис Годунов» в Лондоне, на сцене «Ковент Гарден». Он считал Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом. Спектакль прошел с успехом. В том же году режиссер отправил из Рима письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша с просьбой предоставить ему, его жене, теще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трех лет жить в Италии, после чего обязывался вернуться, – и получил отказ. В июле 1984 г., в Милане А.А. Тарковский объявил, что остается на Западе. Словно предчувствуя, что жить осталось совсем немного, он дорожил своим временем. В СССР Тарковский попал в ряды невозвращенцев – он не вернулся в Москву, как того требовало Госкино. Были запрещены к показу его фильмы, имя режиссера почти не упоминалось, однако лишить его гражданства все же не рискнули.
Тема личной жертвы получила развитие в последнем фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Съемки проходили в Швеции. Уже после монтажа продюсеры фильма потребовали сократить его на 20 минут. Тарковский попросил устроить показ для Ингмара Бергмана, чтобы доказать обоснованность выбранной им хронологии. В итоге режиссеру пошли на уступки, но он так и не смог привыкнуть к тому, что на Западе даже авторское кино сильно зависит от материальной составляющей. Андрей Тарковский монтировал «Жертвоприношение», уже будучи тяжело больным. В декабре 1985 г. доктора обнаружили у него онкологию – рак легких. Только после этого в СССР с его имени были сняты все запреты. После обращения французского президента Франсуа Миттерана к Михаилу Горбачеву в январе 1986 г. сын режиссера Андрей получил разрешение на выезд в Париж. Домом семьи Тарковских на время стал дом актрисы Марины Влади.
Весь 1986 год Тарковского лечили лучшие специалисты, однако старания оказались тщетными. Андрей Арсеньевич Тарковский скончался на 55-м году жизни в ночь с 28 на 29 декабря 1986 г. Сотни людей пришли 3 января 1987 г во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Ростропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха. Похороны режиссера состоялись на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. В 1994 г. на могиле А.А. Тарковского был установлен памятник (скульптор Эрнст Неизвестный) по эскизу его вдовы Ларисы Тарковской, с надписью: «Человеку, который увидел ангела».
Кино было смыслом жизни Андрея Тарковского, любовью навсегда. Заключительную главу своей книги «Запечатленное время» он закончил за девять дней до смерти. У Тарковского было немало замыслов фильмов, которые он так и не сумел реализовать. Он написал сценарий «Гофманианы», хотел снимать фильм по «Идиоту» Достоевского и двухсерийную картину о жизни писателя, экранизировать «Смерть Ивана Ильича», «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья», «Степной волк» и др. Но эти проекты не суждено было претворить в жизнь.
В 1990 г. А.А. Тарковский стал посмертно лауреатом Ленинской премии. Через десять лет после смерти он был награжден Итальянской премией «Навичелла-96», учрежденной ведомством Общественных зрелищ при правительстве Италии и журналом «Ревиста дель чинематографо». В 2002 г. Тарковскому была присуждена премия Национальной академии кинематографических наук «Золотой орел». Премия была вручена сыну режиссера Андрею.
В местах, где жил режиссер, открыты музеи, мемориальные доски, установлены памятники. В 1992 г. в Юрьевце появилась улица Андрея Тарковского. Сохранился дом, где в 1941-1943 гг. и в 1963 г. жила семья режиссера. В 1996 г. был открыт музейный центр Андрея Тарковского. Его имя присвоено бульвару в Новой Москве и малой планете, открытой астрономами из Крыма. В 1989 г. был организован Фонд Андрея Тарковского, который в стране и за рубежом проводит фестивали и выставки, посвященные его творчеству. С 1993 г. в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского. С 2007 г. в Иванове проходит международный кинофестиваль имени А.А. Тарковского «Зеркало».
В 2020 г. Андрей Тарковский-младший снял документальный фильм, посвященный жизни и творчеству своего знаменитого отца, «Андрей Тарковский. Кино как молитва». К 90-летию АА. Тарковского Министерство культуры Российской Федерации подготовило обширную программу: выставка «Андрей Тарковский: про него и про кино» в Государственном литературном музее; тематические ретроспективы; кинофестивали и конкурсы. В широкий прокат выйдут отреставрированные киноконцерном «Мосфильм» картины Андрея Тарковского – «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер».
В МПГУ прошел ректорский кинолекторий “Беседа о фильме «Зеркало»: вопросы и ответы”
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.
С.Д. Половецкий, Институт истории и политики МПГУ.
Андрей Тарковский, «человек, который увидел ангела»
https://ria.ru/20070404/63085901.html
Андрей Тарковский, «человек, который увидел ангела»
Андрей Тарковский, «человек, который увидел ангела» — РИА Новости, 07. 06.2008
Андрей Тарковский, «человек, который увидел ангела»
4 апреля исполнилось бы 75 лет Андрею Арсеньевичу Тарковскому. За двадцать лет работы в России он снял всего пять картин, тем не менее, иностранцы и сейчас знают два основных имени русской культуры: Достоевский и Тарковский.
2007-04-04T15:35
2007-04-04T15:35
2008-06-07T08:47
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/63085901.jpg?1212814052
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2007
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria. ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество
Общество
4 апреля исполнилось бы 75 лет Андрею Арсеньевичу Тарковскому, гениальному советскому режиссеру. Его фильмы редко показывают на больших экранах, и их редко кто понимает, даже сейчас. За двадцать лет работы в России он снял всего пять картин, тем не менее, иностранцы и сейчас знают два основных имени русской культуры: Достоевский и Тарковский.
К юбилею режиссера планируется ретроспектива в Музее кино, которая продлится до 11 апреля, в тот же день эстафету примет кинотеатр «Иллюзион». Здесь пройдут показы лент, которые любил как зритель сам Андрей Тарковский в 60-70-е: это шедевры Ингмара Бергмана, Акиры Куросавы, Луиса Бунюэля, Робера Брессона. Кроме того, на этой неделе фильмы Тарковского будет демонстрировать телеканал «Культура».
Дебютом режиссера в СССР стало «Иваново детство» — фильм, ставший обладателем «Золотого льва» в Венеции. Потом появились «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». В вынужденной эмиграции еще три: «Ностальгия», «Жертвоприношение» и полнометражная документальная лента с Тонино Гуэрра «Время путешествий».
Для того, чтобы понять, как принимали Тарковского на родине достаточно сухих фактов: фильм «Сталкер» вышел в прокат в 1980 году, было сделано всего 196 копий. На всю Москву выделили три, и за первые же месяцы только в столице картину посмотрели два миллиона зрителей. Их продолжают смотреть и сейчас. Время все расставляет на свои места, потому сегодня можно сказать, что фильмы Андрея Тарковского — коммерчески успешные. Только срок их окупаемости — не первая неделя проката, а вся жизнь.
Что такое «кино Тарковского», не берутся определить даже именитые критики — это отдельным мир, который создавался словно в отрыве от реальности, при этом максимально к ней приближаясь. Современники и соотечественники его не понимали, за рубежом — восхищались, превозносили и награждали на всевозможных конкурсах. Восхищения гению всегда не хватало, возможно, именно поэтому он предпочел даже после смерти остаться там, где можно было творить — в Париже. На его могиле в Сен-Женевьев де Буа написано: «Человек, который увидел ангела».
После того, как в начале 80-х годов прошлого века Андрей Тарковский получил приглашение снять картину в Италии, в Россию он не вернулся. «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли была «аполитичной», но при этом вызывала подозрения. Поэтому, когда режиссеру предложили продолжить работу за рубежом, он согласился. СССР настаивал на возвращении, но Тарковский отказался — за что и был объявлен предателем. Последний фильм режиссера «Жертвоприношение» снимался в Швеции. Тогда обострились проблемы со здоровьем: в борьбе с раком победила болезнь…
Он был незаурядным человеком еще с детства: очевидный лидер, знающий себе цену. Как вспоминала первая жена режиссера, Ирма Рауш, позже, в институте: «Андрей вызывал сложные чувства. Что-то неуловимо проглядывало в облике этого пижонистого столичного молодого человека. Я не могла в этом разобраться, и мы часто ссорились из-за разности мироощущений. Чтобы вы поняли эту разность, приведу такой пример: Андрей восхищался тем, как была снята сцена изнасилования и убийства девушки в «Святом источнике», а мне нравился хор гномиков в «Белоснежке». Забегая вперед, скажу — я многое поняла, когда Андрей познакомил меня со своим отцом».
Отец Андрея Тарковского — Арсений Тарковский, талантливейший поэт.
Как рассказывают близкие семье люди, у них было много общего, понять одного можно было только узнав обоих. «Я, вероятно, разглядела по-настоящему позже и поняла, что объединяет стихи отца и фильмы Андрея. Они обладают свойством пробуждать в человеке то, о чем он только смутно догадывается».Польский режиссер Кшиштоф Занусси, вспоминая о поездке с Андреем в Америку, рассказал, что однажды на встрече со зрителем молодой американец спросил Андрея: «Что я должен делать для того, чтобы быть счастливым?» Андрей сначала вопроса вообще не понял, а потом сказал: «Сначала надо задуматься — для чего вы живете на свете? Какой смысл в вашей жизни? Почему вы появились на земле именно в это время? Какая роль вам предназначена? Разберитесь во всем этом. А счастье?.. Оно или придет, или нет». Американец ничего не понял, и Занусси отметил, что это был очень русский ответ.
При подготовке материала использована информация сайта Peoples.ru
Человек, который увидел ангела — Интернет-газета «КОНТИНЕНТ»
(Ко дню рождения Андрея Тарковского 4 апреля 1932 года)
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Поколение 60-х, выросшее в эпоху брежневского безвременья, относилось к фильмам Тарковского с чувством религиозного восторга. Это был вопрос веры: если человек любил и понимал «Зеркало» или «Солярис», он становился «своим», если нет – туда ему и дорога… Его имя было как пароль: Тарковского смотрел? – Свой человек. Таких «паролей» на самом деле было немного – Пастернак, Параджанов, Хамдамов (великий режиссер, до сих пор известный только профессионалам), Солженицын, Эфрос, Шнитке, Довлатов. Сейчас стало очевидным, что именно они, а не те, кто был признан и обласкан властью, определили лицо своего времени, создали незабываемый портрет эпохи.
У каждого из них была по-своему трагическая судьба. Но жизнь Тарковского – особый разговор. Может быть потому, что о нем как о человеке известно невероятно мало. С ним не проводились интервью, поклонники не ловили его у подъезда, газеты и журналы или обходили его фильмы молчанием, или же писали неприличные фразы, за которые теперь стыдно… Мне удалось увидеть его однажды в Тбилиси на закрытом просмотре фильма «Сталкер».
Вынести хоть какую-то информацию из его бурчания себе под нос так и не удалось. Он вел диалог с самим собой, не со зрителем. В жизни он был чрезвычайно закрытым, «запечатанным» человеком, не заинтересованным в общении на темы, не касающиеся искусства.Но зато когда речь заходила о творчестве, наступала кристальная четкость мысли и ясность намерения. Становилось ясно, что он видел кадры фильма как картины. Еще не начав снимать, в своем воображении он уже видел фильм во всех подробностях. Эти образы мучили его, не давали покоя, иссушали его тело. Еще задолго до того, как у него был обнаружен рак, он был похож на живую мумию – лицо, изборожденное морщинами, выдавало непрерывную работу мысли. Как портрет Достоевского работы Перова стал символом борений и исканий интеллигента 60-х годов 19 века, так трагический образ Тарковского можно считать символом борений и исканий интеллигента 60-х годов 20 века.
Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года с сильной концентрацией планет в Овне. Как многие представили этого знака, он обладал напором, честолюбием и умением проводить в жизнь свои намерения. Чем больше сопротивления он встречал от властей, тем отчаяннее он боролся. Это его энтузиазму, смелости и нежеланию идти на компромиссы мы обязаны тем, что у нас есть «Зеркало», «Иваново детство», «Андрей Рублев». Он был настоящим борцом, который не знал, что такое компромисс и отступление. Говорят, что во время съемок «Рублева» он очень заботился о том, чтобы эпоха была воссоздана как можно подробнее и натуральнее. В стремлении добиться своего от актеров он шел даже на то, чтобы сделать им больно. А в одном из эпизодов поджег живую корову. Что ж, в его гороскопе действительно есть Марс в Овне, который провоцирует жестокость. Сила желания и страсть воплотить свое видение на экране настолько велика, что все отступает на задний план. Вспомните Хичкока, который во время съемок «Птиц» заставил исполнительницу главной роли Типпи Хедрен вживую испытать нападение птиц. Но в том-то и дело, что это были только слухи.
На самом деле никто коровы не поджигал, и никакой жестокости по отношению к актерам проявлено не было. Но характерно то, что именно о Тарковском ходили такие слухи. Его бескомпромиссность и прямота создавали ему множество проблем.Есть художники, чье творчество направлено во внешний мир. Они легко поступаются внутренними потребностями и желанием высказаться ради славы и одобрения. Тарковский другой. Он приглашает нас посетить его внутренний мир, приобщиться к его мыслям и переживаниям, его фильмы направлены вовнутрь. Не внешняя слава или признание, а глубокая внутренняя потребность поделиться своими чувствами руководила его желанием снимать кино.
Внутренняя потребность всегда выражается в гороскопе через Луну. Луна в Рыбах в гороскопе Тарковского необычайно важна для понимания его личности. Она нашла свое воплощение в картинах Тарковского, и прежде всего в «Зеркале», где буквально разлит лунный свет. (Кстати говоря, техника работы с цветом в этом фильме была революцией в кино, подобно монтажу в «Броненосце Потемкин». Именно после просмотра этого фильма Феллини и Бергман признали, что им есть чему поучиться у русского мастера). Планета в Рыбах – это знак художника, поэтичной натуры, художественного дара. Луна в Рыбах в гороскопе Тарковского нашла выражение в светлом образе Матери, которым пронизана картина. В каждом кадре чувствуется благоговейное отношение, нежное тепло и преклонение перед женщиной, давшей ему жизнь.
В астрологической карте Тарковского Луна находится в соединении с Головой Дракона. Традиционно астрология считает, что такой аспект говорит о сильном материнском влиянии, о зависимости, о глубокой связи, которая не исчезает, а только углубляется с возрастом. Андрей Арсеньевич действительно был всю жизнь влюблен в свою мать. Ее отражение можно встретить во всех немногочисленных женских образах в его фильмах – это и Хари в «Солярисе», и для него ее духовный мир был камертоном и идеалом, воплощения которого он искал, но так и не нашел в реальности. И этот поиск, эта тоска по «потерянному раю» детства, эта ненасыщаемая жажда увидеть счастье на земле и выразились в его пост-российском кино, в двух шедеврах – «Жертвоприношении» и «Ностальгии».
Когда эти фильмы впервые показали в России, у всех было странное чувство неудобства и стыда. Казалось невероятным, что Тарковский, влюбленный в Россию, оказался безжалостно выброшен за границу и не имеет даже права видеться с женой и сыном. Он оказался в обстоятельствах, когда у него не было никакого выбора. Можете себе представить, что это значит для свободолюбивого Овна, у которого к тому же Солнце в соединении с планетой свободы Ураном! Вот когда начал свое разрушительное действие Плутон, имеющий очень злые аспекты, спровоцировавшие рак и безвременный уход.
Я вспоминаю Параджанова и удивляюсь тому, как этот ужасно несчастный человек умел превратить в праздник каждую секунду своей жизни. Около него было невероятно весело, все чувствовали себя «на подъеме». Рядом с Андреем Арсеньевичем люди стихали. Его ограждала от людей Тайна, которую вряд ли удастся когда-либо разгадать. Думаю, что лучше всех проникли в эту Тайну его родные, которые оставили на его могиле во Франции такую надпись: «Человеку, который увидел Ангела…»
Рубрику ведет Анна Фалилеева, профессиональный астролог авестийской школы П. П.Глобы, писатель и парапсихолог, член Международного Общества геокосмических исследований.
Заказ гороскопа можно сделать по адресам: [email protected] и [email protected]
Или по телефонам: (416) 631-9383 и (416) 624-9383
Адрес сайта: www: astrologanna.com
Адрес блога: https://astrologanna.livejournal.com/
Группа в Фейсбук: https://www.facebook.com/astrologeranna
Группа в Контакте: https://vk.com/astrologannaf
Revelation 22:8 И я Иоанн, который слышал и видел это. И когда я услышал и увидел их, я припал к ногам ангела, который показал мне это.
Контекст Перекрестная ссылка Комментарий Греческий Стих (Нажмите, чтобы открыть главу) Новая международная версия New Living Translation Стандартная английская версия Верейская стандартная Библия Верийская Буквальная Библия Библия короля Иакова New King James Version Новая американская стандартная Библия NASB 1995 NASB 1977 Расширенный перевод Библии Христианская стандартная Библия Стандартная христианская Библия Холмана Американская стандартная версия Арамейская Библия на простом английском Современная английская версия Библия Дуэ-Реймса Перевод хороших новостей Версия международного стандарта Буквальная стандартная версия Новая Американская Библия NET Bible Новая пересмотренная стандартная версия New Heart English Bible Веймутский Новый Завет World English Bible Дословный перевод Янга Дополнительные переводы… Контекст Иисус грядет Верийская стандартная Библия · Скачать Cross References Даниил 2:46 Деяния 10:26 Откровение 1:1 Откровение 1:4 Откровение 19:10 Сокровищница Писания И я, Иоанн, видел это и слышал. И когда я услышал и увидел, я пал поклониться к ногам ангела, который показал мне это. Я упал. Откровение 19:10,19 И я пал к его ногам, чтобы поклониться ему. И он сказал мне: смотри ты делай это не делай: я сослужитель твой и братьев твоих, имеющих свидетельство об Иисусе: поклоняйся Богу, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества… Комментарий Элликотта для English Readers (8) И я, Джон, видел это. . .— Или, скорее, И я Иоанн тот, кто слышит и видит это. Слова ангела подтверждаются словами Христа. Теперь у нас есть подтверждающее свидетельство провидца об истинности видения. Заявление напоминает нам начало Послания св. Иоанна: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1 Иоанна 1:1-3). Он записал не просто сон или гениальную фантазию; это настоящее откровение. И когда я услышал . . .—Или, лучше сказать, когда я услышал и увидел, я пал поклониться к ногам ангела, который показывал мне все это. Удивление и трепет овладели провидцем, и он уже во второй раз собирался воздать беззаконное поклонение ангелу-служителю. (Ср. Откровение 19:10.) Это дважды предложенное и дважды отвергнутое поклонение полно учения. Отдавать всем должное — мудро, прилично и по-христиански; воздавать преувеличенное почтение кому-либо — значит извращать Божий порядок и унижать, претендуя на возвеличивание человека, чья истинная слава в том, что он — творение Божие. Комментарий с кафедры Стих 8. — И я, Иоанн, видел это и слышал; буквально, и я, Иоанн, [есть] тот, кто слышит и видит все это. Отсутствие глагола (используется только причастие настоящего времени) указывает на человека, которому сделано откровение, без указания какого-либо конкретного периода в качестве конкретного времени, когда откровение имело место. То же самое утверждение сделано в Откровении 1:1 (см.). «Эти вещи» — это все, что было рассказано в книге. И когда я услышал и увидел, я пал поклониться к ногам ангела, который показал мне это; и когда я услышал и увидел и т. д. Время здесь становится аористом (см. выше). Св. Иоанн однажды впал в ту же ошибку, а именно. это чрезмерное почтение ангелу (см. на Откр. 19:10). Блаженное видение переполняет его благоговением, и он склоняется перед собственным смирением. Параллельные комментарии … Греческий And I [am] John, the [тот, кто] услышал и пила эти вещи. И когда Я слышал и see [them], Я упал поклоняться at the футов из angel who показывал me эти вещи. Jump to Previous AngelBeheldBowEarEarsFaceFeetFellHeardHearingHomageJohnMessengerShewedShewingShowedShowingShownWorship Jump to Next AngelBeheldBowEarEarsFaceFeetFellHeardHearingHomageJohnMessengerShewedShewingShowedShowingShownWorship Links Revelation 22:8 NIV Откровение 22:8 BibleApps.com Северо-Западное Пророчество: Откровение 22:8 Теперь я, Иоанн, тот, кто (Откр. Откр. Апокалипсис) |
Числа 22:23 Ослица, увидев Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, свернула с дороги и пошла в поле. И Валаам бил ее, чтобы вернуть на путь.
Новая международная версия
Когда ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, она свернула с дороги в поле. Валаам победил его, чтобы вернуть на дорогу.
New Living Translation
Ослица Валаама увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке. Ослица убежала с дороги в поле, но Валаам опередил ее и повернул обратно на дорогу.
English Standard Version
И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке. И ослица свернула с дороги и пошла в поле. И ударил Валаам ослицу, чтобы повернуть ее на дорогу.
Верийская стандартная Библия
Когда ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, она свернула с дороги и пошла в поле. И Валаам бил ее, чтобы вернуть на путь.
Библия короля Иакова
И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге, и меч Его в руке его; и совратилась ослица от дороги и пошла в поле; и поразил Валаам ослицу, чтобы превратить ее в путь.
Новая версия короля Джеймса
И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом Своим в руке, и свернула ослица с дороги и пошла в поле. И ударил Валаам ослицу, чтобы она повернулась спиной к дороге.
New American Standard Bible
Когда ослица увидела ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, ослица свернула с дороги и пошла в поле; и Валаам ударил ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу.
NASB 1995
Когда ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, ослица свернула с дороги и пошла в поле; но Валаам ударил ослицу, чтобы повернуть ее спиной к дороге.
НАСБ 1977
Когда ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, ослица свернула с дороги и пошла в поле; но Валаам ударил ослицу, чтобы повернуть ее спиной к дороге.
Расширенный перевод Библии
Когда ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге и обнаженный меч Его в руке Его, ослица свернула с дороги и пошла в поле; но Валаам ударил ослицу, чтобы она повернула ее спиной к дороге.
Христианская стандартная Библия
Когда ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, она свернула с дороги и пошла в поле. И ударил ее Валаам, чтобы вернуть ее на путь.
Holman Christian Standard Bible
Когда ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, она свернула с дороги и пошла в поле. И ударил ее Валаам, чтобы вернуть ее на путь.
Американская стандартная версия
И осел увидел ангела Иеговы, стоящего на пути с обнаженным мечом в руке; и совратилась ослица с дороги и пошла в поле; и бил Валаам ослицу, чтобы повернуть ее на дорогу.
Библия на арамейском языке на простом английском языке
И увидела ослица Ангела ГОСПОДА ИЕГОВЫ, который стоял на дороге, с обнаженным мечом и в руке его, и ослица свернула с пути и пошла в поле, и Валаам ударил ослица за то, что она свернула с дороги.
Брентон Перевод Септуагинты
И когда осел увидел ангела Божьего, стоящего напротив на дороге, с обнаженным мечом в руке, тогда осел свернул с дороги и пошел в поле; и Валаам ударил по ослице своим посохом, чтобы направить ее на путь.
Contemporary English Version
Когда ослица Валаама увидела ангела, стоящего там с мечом, она сошла с дороги и вышла в чистое поле. Валааму пришлось побить ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу.
Библия Дуэ-Реймса
Ослица, увидев стоящего на пути ангела с обнаженным мечом, повернулась в сторону и пошла в поле. И когда Валаам бил ее и вознамерился вернуть ее на путь,
Перевод Благой Вести
Когда ослица увидела ангела, стоящего там с мечом, она сошла с дороги и повернула в поле. Валаам бил ослицу и возвращал ее на дорогу.
Международная стандартная версия
Внезапно осел увидел ангела Господня, стоящего на пути с обнаженным мечом в руке! Ослик свернул с дороги и пошел в чистое поле. Валаам начал бить ослицу, чтобы повернуть ее спиной к дороге,
JPS Танах 1917
И увидела ослица ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке своей; и ослица своротила с дороги и пошла в поле; и Валаам поражал ослицу, чтобы повернуть ее на дорогу.
Буквальная стандартная версия
и ослица видит Посланника ЯХВЕ, стоящего на пути с обнаженным мечом в руке, и ослица отворачивается в сторону и идет в поле, и Валаам бьет ослицу, чтобы отвести ее в сторону в путь.
Новая Американская Библия
осел увидел ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом. Ослица свернула с дороги и пошла в поле, и Валаам бил ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу.
NET Bible
И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и свернула ослица с дороги, и пошла в поле. Но Валаам бил ослицу, чтобы она повернула на дорогу.
Новая пересмотренная стандартная версия
Ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке своей; и осёл свернул с дороги и пошёл в поле; и Валаам бил ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу.
New Heart English Bible
Ослица увидела ангела Божьего, стоящего на пути с обнаженным мечом в руке; и свернула ослица с дороги и пошла в поле; и ударил Валаам ослицу, чтобы повернуть ее на дорогу.
Всемирная английская Библия
Ослица увидела ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке своей; и свернула ослица с дороги и пошла в поле; и ударил Валаам ослицу, чтобы повернуть ее на дорогу.
Буквальный перевод Янга
и ослица видит посланника Иеговы, стоящего на дороге, и его обнаженный меч в руке его, и ослица сворачивает с дороги и идет в поле, и Валаам поражает ослицу, чтобы она повернулась это в сторону в пути.
Дополнительные переводы …
Кто такой Ангел Господень в Ветхом Завете?
Хотя все добрые ангелы являются ангелами Божьими или ангелами Господа, есть один особый ангел, который отличается и уникален от всех других ангелов, и его называют «ангелом Господним».
В обоих Заветах
Библия, в обоих Заветах, говорит об этом персонаже, называемом «ангелом Господним», «ангелом Присутствия» или «ангелом или посланником Завета». Он появляется во многих важных контекстах Писания. Манера, в которой он описан, отличает его от всех других ангелов.
Три возможности
Было выдвинуто три основных мнения относительно точной личности ангела Господня.
1. Могущественный ангел, действовавший как специальный представитель ГОСПОДА.
2. Бог Отец, принимающий человеческое тело.
3. Бог-Сын, принявший тело на короткое время.
У каждой из этих трех точек зрения есть свои сторонники. Чтобы определить, какая точка зрения лучше всего соответствует свидетельству, мы рассмотрим некоторые основные явления ангела Господня и сделаем некоторые наблюдения относительно этих явлений.
Агари
Первое зарегистрированное явление ангела Господня было Агари, любовнице Авраама и матери его сына Измаила.
Ангел Господень также сказал ей: «Я так умножу потомство твое, что не счесть его от множества» (Бытие 16:10).
Этот ангел сказал, что Он Сам умножит потомков Агари.
После явления ангела Господня сказала Агарь.
Она дала это имя Господу, Который сказал ей: «Ты Бог, видящий меня», ибо она сказала: «Теперь я видела Того, кто видит меня» (Бытие 16:13).
Она считала, что говорила непосредственно с Богом.
Аврааму и Сарре в Мамре
Три человека явились Аврааму и его жене Сарре на равнинах Мамре. Они пришли сообщить Аврааму и Сарре о двух вещах. Сын, которого Бог обещал им, родится у Авраама и Сарры в следующем году, и злые города Содом и Гоморра будут разрушены. Одного из трех посетителей, давших им эту информацию, зовут ГОСПОДЬ.
Господь явился Аврааму у дубравы Мамре, когда он сидел у входа в шатер свой в разгар дня (Бытие 18:1).
Аврааму на горе Мориа
Бог сказал Аврааму привести своего сына Исаака на гору Мориа для принесения в жертву. Авраам повиновался и собирался лишить жизни Исаака, когда вмешался Бог. Ангел Господень остановил Авраама, сказав:
Он сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога, раз ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, для меня» (Бытие 22:12).
Он позвонил во второй раз Аврааму:
Ангел Господень воззвал к Аврааму во второй раз с неба (Бытие 22:15).
В данном случае ангел Господень, воззвавший к Аврааму, кажется Самим Господом.
Иакову
Этот ангел несколько раз являлся Иакову.
Тогда ангел Божий сказал мне во сне: «Иаков», и я сказал: «Вот я» (Бытие 31:11).
Джейкоб всю ночь боролся с человеком, который в конце концов вывел его из строя. На следующее утро Иаков понял, что это был Сам Бог, с которым он боролся:
И нарек Иаков имя месту тому Пенуил, ибо я видел Бога лицем к лицу, и жизнь моя сохранилась (Бытие 32:30).
В конце своей жизни Иаков говорил о Боге и об Ангеле Господнем как об одном и том же.
Ангел, избавивший меня от всякого зла, — да благословит Он этих мальчиков. Да будут они называться моим именем и именами отцов моих Авраама и Исаака, и да умножатся они на земле (Бытие 48:16).
Моисей и горящий куст
Ангел Господень явился Моисею в горящем кусте.
Там явился ему Ангел Господень в пламени огня из куста. Моисей увидел, что куст хотя и горит, но не сгорает (Исход 3:2).
Ангел объяснил, кто Он такой.
Далее Он сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». И закрыл Моисей лицо свое, потому что боялся взглянуть на Бога (Исход 3:6).
Мученик Стефан подчеркнул это особое событие.
По прошествии сорока лет явился ему Ангел в пустыне горы Синай, в пламени горящего тернового куста (Деяния 7:30).
Обещание Бога
Бог обещал послать Своего ангела впереди детей Израиля.
Я пошлю перед вами ангела, чтобы он охранял вас на пути и привел вас на место, которое Я приготовил. Будь к нему внимателен и слушай его голос; не восставай против него, ибо он не простит твоего преступления; ибо мое имя в нем. Но если ты будешь внимательно слушать его голос и делать все, что я скажу, то я буду врагом твоим врагам и врагом твоим врагам. Когда мой ангел пойдет перед вами и приведет вас к аморреям, хеттам, ферезеям, хананеям, евеям и евусеям, и я изглажу их (Исход 23:20-23).
Израильтянам было сказано, что они должны повиноваться этому ангелу, потому что в нем было имя Господа. Поскольку Бог никогда не делился Своим именем ни с одним сотворенным существом, этот ангел должен быть Самим Богом. Писал пророк Исаия.
Я Господь, это имя Мое; Моей славы не даю никому другому, Мою хвалу идолам не даю (Исайя 42:8).
Поскольку Бог не разделит Свое имя или славу ни с кем другим, этот ангел должен быть Богом.
Джошуа
Перед Иисусом Навином явилась внушительная особа.
когда Иисус Навин был у Иерихона, то он поднял глаза свои и посмотрел, и вот, человек стоит против него с обнаженным мечом в руке своей, и Иисус подошел к нему и сказал ему: ты за нас или за наших? противники?» И он сказал: «Нет, лучше я иду теперь военачальником воинства Господня». И пал Иисус лицом своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? И сказал вождь воинства Господня Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. И Иисус Навин так и сделал (Иисус Навин 5:13-15).
Тот факт, что Иисус Навин немедленно снял свои сандалии, напоминает ГОСПОДЬ, говорящему Моисею снять свои сандалии в присутствии Бога у горящего куста.
Гедеон
Гедеон был человеком, которого Бог призвал собрать армию для победы над бесчисленными мадианитянами. Поскольку Гедеон был робким человеком, Бог посетил его, чтобы заверить, что все будет хорошо. После встречи Гидеон воскликнул:
Тогда Гедеон понял, что это был Ангел Господень; и сказал Гедеон: «Помоги мне, Господи Боже! Я видел ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе, не бойся, ты не умрешь» (Судей 6:22).
Если Гедеон видел только ангела, а не Бога, то почему он боялся за свою жизнь?
Родители Самсона
Ангел Господень явился еврейке, чтобы возвестить о рождении сына Самсона. Он должен был избавить народ Израиля от врагов.
Ангел Господень больше не являлся Маною и его жене. Тогда Маной понял, что это был ангел Господень. И Маной сказал своей жене: «Мы непременно умрем, потому что мы видели Бога» (Судей 13:21,22).
Они отождествляли ангела Господня с Самим Богом.
Другие явления
Хотя эти проявления отождествляют ангела Господня с Самим Господом, существуют и другие проявления ангела Господня, в которых он отличается от Бога.
Когда ангел простер руку свою, чтобы разрушить Иерусалим, ГОСПОДЬ восскорбел о бедствии и сказал ангелу, причинявшему страдания народу: «Довольно! Убери свою руку». Ангел Господень был тогда на гумне Арауна Иевусея (2 Царств 24:16).
И сказали они Ангелу Господню, стоявшему среди миртовых деревьев: «Мы обошли землю, и вот, вся земля пребывает в мире». И сказал ангел Господень: «Господи Саваоф, доколе Ты будешь удерживать милость от Иерусалима и городов Иудейских, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?» Тогда Господь ответил милостивыми и утешительными словами ангелу, который говорил со Мной (Захария 1:11-13).
Чемодан для Богоявления
Дело в том, что ангел Господень является теофанией, временным явлением Бога в теле, таково.
1. Отождествление с Богом
В некоторых контекстах ангел Господень отождествляется с Богом.
2. Сила животворить
Говорят, что ангел Господень обладает силой животворить (Бытие 16:10). Только Бог имеет эту силу.
3. Всезнание
Качество всеведения, или знания всего, приписывается ангелу Господню (Бытие 16:13; Исход 3:7).
4. Судья Земля
Ангел Господень назван «Судией всей земли» (Бытие 18:25). Этот титул принадлежит только Богу.
5. Прости грех
Библия говорит, что только Бог может прощать грехи.
Я, Я тот, кто изглаживает преступления ваши ради Себя и грехов ваших не вспомню (Исайя 43:25).
И все же ангел Господень имел власть прощать грехи (Исход 23:21).
6. Принять поклонение
Поклонение принадлежит Богу и Ему одному. И все же ангелу Господню поклонялись Моисей и Иисус Навин.
Бог в человеческой плоти
Доказательства этих проявлений кажутся очевидными. В определенные времена в прошлом Бог принимал человеческий облик, чтобы явиться людям как ангел Господень. Хотя мы точно не знаем, о каком члене Троицы идет речь, наиболее вероятным кандидатом будет Бог-Сын.
Другие случаи
Хотя ангела Господня иногда отождествляют с Самим Господом, бывают и другие случаи, когда их различают. Поэтому мы можем заключить, что в некоторых случаях ангелом Господним был Сам Бог, а в других случаях он был просто посланником, посланным от Господа.
Контекст должен определять
Контекст должен определять личность ангела Господня. Если ангел Господень в некоторых случаях был Иисусом Христом, пришедшим во временном теле, то термин ангел подчеркивает основное значение слова — посланный. Бог-Сын был послан Богом-Отцом. Следовательно, слово «ангел» в этом контексте будет означать должность Посланного — вестника.