Челюскин во льдах: 85 лет назад затонул пароход «Челюскин» — РТ на русском

85 лет назад затонул пароход «Челюскин» — РТ на русском

РИА Новости

Пароход «Челюскин» построили по заказу СССР в Дании. Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход строился под названием «Лена», но в июне 1933 года был переименован в честь русского мореплавателя Семёна Челюскина / РИА Новости

16 июля 1933 года «Челюскин» под командованием капитана Петериса Безайса и начальника научной экспедиции, известного учёного Отто Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск.

Он должен был дойти до Владивостока и отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути / РИА Новости

Отто Шмидт — советский географ, геофизик и астроном — являлся член-корреспондентом АН СССР и начальником Главного управления Северного морского пути / РИА Новости

27 июля 1933 года Петерис Безайс передал командование пароходом капитану-полярнику Владимиру Воронину / РИА Новости

В Чукотском море «Челюскин» встретился со сплошными льдами. 23 сентября пароход оказался полностью заблокирован и дрейфовал почти 5 месяцев. В ноябре в районе Берингова пролива судно прошло всего в нескольких милях от чистой воды, но было снова оттеснено льдами на север / РИА Новости

13 февраля 1934 года корпус судна треснул, не выдержав напора льда. Пароход ушёл на дно за два часа. Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб. Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Во временном лагере оказались 104 человека / РИА Новости

Отто Шмидт и Владимир Воронин покинули пароход последними.

Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. С судна успели забрать даже кирпичи и доски для возведения бараков / РИА Новости

В Москве для спасения челюскинцев сразу была создана специальная комиссия. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Лётчику Анатолию Ляпидевскому на самолёте АНТ-4 удалось вывезти на материк десять женщин и двоих детей / РИА Новости

Второй рейс из-за сложных погодных условий удалось осуществить лишь 7 апреля. Полномасштабная спасательная операция началась почти через два месяца после высадки челюскинцев на льдину / РИА Новости

Лётчики из смешанного отряда под командованием Николая Каманина совершили 23 рейса, эвакуируя челюскинцев на материк. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря. Тяжело заболевший Отто Шмидт был доставлен в больницу на Аляске / Владислав Микоша / РИА Новости

Спасательная операция завершилась 13 апреля 1934 года. Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток. В Москву полярники возвращались на специальном литерном поезде / РИА Новости

19 июня 1934 года челюскинцев торжественно встретили жители Москвы и руководители Советского Союза. Все участники зимовки, а также погибший Борис Могилевич, были награждены орденами Красной Звезды / РИА Новости

Семь лётчиков, участвовавших в спасательных рейсах (Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнёв, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Анатолий Ляпидевский и Иван Доронин) стали первыми Героями Советского Союза / РИА Новости

Завершена операция по спасению экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин»

13 апреля 1934 г. в водах Чукотского моря была завершена операция по спасению экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин».

10 августа 1933 г. пароход «Челюскин», на борту которого находилось более ста пассажиров, вышел из Мурманска и взял курс на восток. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.

Возглавил экспедицию легендарный исследователь Арктики О. Ю. Шмидт. Капитаном корабля стал полярник В. И. Воронин.

Начало плавания было довольно успешным: за месяц «Челюскин» преодолел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря. Однако когда «Челюскин» вошёл в воды Чукотского моря, оказалось, что девять десятых его поверхности покрыто льдом. Движение «Челюскина» замедлялось. Лётная разведка показала, что всего в пятнадцати милях впереди есть чистая вода, откуда нетрудно попасть в Берингов пролив, но выбраться из ледового плена пароход уже не мог. Он не столько расталкивал льды, сколько вместе с ними в дрейфе медленно продвигался обратно на запад.

Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений.

Полярники вели отчаянную борьбу со стихией, но положение парохода продолжало ухудшаться, и 13 февраля 1934 г. он был раздавлен льдами. Члены экспедиции и экипаж во главе с Шмидтом высадились на льдину.

Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии были заранее вынесены на палубу и выброшены на лёд. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь.

Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. В Москве для оказания им помощи была создана правительственная комиссия во главе с В. В. Куйбышевым. Она мобилизовала различные виды транспорта: собачьи упряжки, аэросани, дирижабли и ледокол «Красин». Однако главную роль в спасении полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А. В. Ляпидевского, С. А. Леваневского, В. С. Молокова, Н. П. Каманина, М. Т. Слепнёва, М. В. Водопьянова и И. В. Доронина.

Первое приземление на льдину совершил 5 марта Анатолий Ляпидевский. Он вывез со льда всех женщин и детей.

После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений. Отряд Каманина из семи машин предполагалось доставить морем из Владивостока в бухту Провидения, но из-за льда пароходы «Смоленск» и «Совет» выгрузили самолёты и экипажи у мыса Олюторский, откуда они добирались к селению Ванкарем уже самостоятельно. Из этого отряда в лагерь Шмидта летали только сам Каманин и Молоков. Из Хабаровска вдоль Охотского побережья на север вылетел отряд Водопьянова на трёх машинах, из которых до Ванкарема добрались лишь Водопьянов и Доронин. В Америке были закуплены два самолета для пилотов Слепнёва и Леваневского, которые действовали с Аляски.

13 апреля 1934 г. Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова.

7 июня корабли с челюскинцами и героями-лётчиками были доставлены в порт Владивостока.

За беспримерное мужество все челюскинцы были награждены орденами, а отличившиеся в спасательной операции лётчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов и Доронин первыми в стране удостоились высокого звания Героя Советского Союза, учреждённого в связи с челюскинской эпопеей.

 

Лит.: Курс на льдину // Молоков В. С. Родное небо. М., 1977; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/molokov_vs/03.html; Пароход раздавлен льдами // Водопьянов М. В. Полярный лётчик. М., 1959; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/vodopyanov_mv2/05.html; В ледяном плену // Каманин Н.  П. Лётчики и космонавты. М., 1971; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/kamanin_np/15.html.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Освоение Арктики: [цифровая коллекция];

Встреча лётчика Ляпидевского челюскинцами. Арктика (1934 г.): [фотография]. 1934.

скрытая Европа | Челюскинская эпопея

Новости из Антарктиды в последние дни продемонстрировали бедственное положение российского экспедиционного корабля, застрявшего во льдах. И вот китайский ледокол, отправившийся на помощь российскому судну, скован льдом. Инцидент является напоминанием о том, что путешествия в высоких широтах по-прежнему сопряжены с опасностями. Два корабля застряли на месте, и дядя Сэм хочет принять участие в действии. Американский ледокол «Полярная звезда» направляется на юг, чтобы помочь. Захотят ли Россия и Китай такой помощи — другой вопрос. Россияне будут с интересом следить за развитием событий. Но это еще одна полярная эпопея, которая отвлекает россиян в начале 2014 года, когда они отмечают 80-летие крушения и спасения «Челюскина».

***

Дорогие попутчики

С Новым Годом! Когда русские семьи собираются сегодня, чтобы отпраздновать Рождество (которое в православной Европе выпадает позже, чем в римском календаре), они будут склонны — как и семьи во всем мире — оглянуться на рождественские сказки прошлых лет. В России история сопряжена с трудностями, поскольку немногие россияне любого возраста могут вызвать в воображении мечтательную ностальгию по сталинскому периоду. И все же есть одна область деятельности, в которой Советский Союз преуспел в 1930-е годы. И это при освоении российской Арктики. Едва ли найдется на свете хоть один русский — любого возраста — который не может рассказать пару героических историй о храбрости экипажа и пассажиров 9-го0003 Челюскин , который 80 лет назад пережил скованное льдом Рождество в Чукотском море.

В 1932 году русский корабль «Сибиряков» совершил первый в истории односезонный переход Северным морским путем, пройдя из Белого моря в Берингов пролив всего за десять недель.

Поход «Челюскин » в 1933 году стал шансом доказать, что успех «Сибирякова» не был разовым. Москва хотела продемонстрировать, что Северный морской путь является судоходным водным путем, хотя и может использоваться лишь несколько недель в году — в конце лета и начале осени, когда полярные льды наиболее тонкие.

Челюскин отправился в плавание 12 июля 1933 года и поначалу продвинулся достаточно далеко, по крайней мере, до Карского моря. Но к востоку от дельты Лены она столкнулась с более тяжелыми условиями. К тому времени, когда судно достигло Восточно-Сибирского моря, всю затею затмил тяжелый лед. Но экипаж упорствовал, и судно миновало остров Врангеля и достигло Чукотского моря, где в ноябре -й «Челюскин-» застрял в быстро движущихся полярных льдинах. По общему мнению, те, кто находился на борту, отпраздновали Рождество с некоторым талантом. Только то, что произошло потом, вошло в анналы советской истории.

13 февраля 1934 года корпус «Челюскин » проломился во льдах, и через час-два корабль пошел ко дну. 104 человека на борту (в том числе один младенец, родившийся во время рейса) вскарабкались на лед, где в течение двух месяцев располагался импровизированный лагерь.

Спасение несчастных потерпевших крушение было яркой демонстрацией советского мастерства в Арктике. СМИ и общественность аккуратно упустили из виду тот факт, что экспедиция «Челюскина » была непродуманной. В отличие от Сибиряков использовался в 1932 году, Челюскин не был разработан с учетом тяжелого льда. Судьба команды «Челюскин » стала главной новостью сезона, которая становилась все лучше с каждым днем ​​по мере того, как советские авиаторы разрабатывали план спасения.

Отчеты о жизни на льду, как и ожидалось, были очень положительными. Были ночные лекции по тонкостям коммунистической теории и была лагерная газета с зажигательным названием Не сдадимся! Так боролся советский народ с Арктикой, и с самого начала мало кто сомневался, чья сторона победит в этой страшной дуэли.

Это было героически, а герои заслуживают медалей. Награда, ставшая со временем высшей наградой в СССР, Героя Советского Союза , была впервые специально предназначена для награждения семи летчиков, возглавивших успешную поисково-спасательную операцию после гибели Челюскина . Покинувших корабль чествовали как героев по возвращении в цивилизацию — возвращение, которое было искусственно отложено, чтобы Москва была готова оказать прием, который Челюскин команда заслуженная.

Каждый аспект путешествия Челюскина и его ледяных последствий стали частью легендарного фольклора Советского Севера. Были сочинены стихи в честь потерпевших кораблекрушение и их спасителей, были написаны биографии, а эпопея вдохновила множество детских историй. Это был кульминационный момент советского достижения, но именно его человеческое измерение обеспечило его долговечность и неизменную привлекательность сегодня.

Русские до сих пор в тонах благоговения говорят о храбрости 9-го0003 Челюскин участника экспедиции. В апреле этого года Россия будет отмечать восьмидесятую годовщину героического спасения 104 полярных авантюристов.

Ники Гарднер и Сюзанна Крис
(редакторы журнала hidden europe)

Эта статья была опубликована как Письмо из Европы — электронное краткое изложение журнала hidden europe .

Об авторах

Ники Гарднер и Сюзанна Крайс руководят берлинским редакционным бюро hidden europe, которое поставляет тексты и изображения в средства массовой информации по всей Европе. Вместе они редактируют журнал «Скрытая Европа». Ники и Сюзанна — преданные неторопливые путешественники. Им нравится открывать для себя экзотику в повседневности.

Спасение Челюскина — Судоходство Чудеса Света

Дом

Впервые в истории радио и авиация были ответственны за спасение арктической экспедиции, когда в 1934 году русские самолеты спасли жизни более сотни мужчин, женщин и детей, оказавшихся на полярных льдах после затопления злополучный Челюскин

Северный Ледовитый океан был местом крушения Челюскина и замечательного спасения самолета. 19 августа33 Профессор Шмидт и группа ученых плыли на «Челюскине» в попытке доказать, что обычное грузовое судно может пройти Северо-Восточный проход и обратно за один сезон. Они были всего в шести милях от Тихого океана, когда «Челюскин» прочно застрял в льдине. В течение двух месяцев корабль медленно дрейфовал на север, пока в феврале 1934 года не был раздавлен и затонул. Экспедиция разбила лагерь на льдине и сообщила о своей судьбе по радио. Лишь в середине апреля со своей базы на мысе Ванкарем прибыли первые спасательные самолеты.

Покорение Северного Ледовитого океана давно было мечтой человечества. Еще в шестнадцатом веке смельчаки почувствовали притягательность полярных областей. Многие английские моряки пытались выйти в Тихий океан северным путем.

Экспедиции Уиллоуби и Чэнселлора в середине XVI века дошли только до устья Двины, где сейчас стоит Архангельск. Уиллоуби и большинство членов его экспедиции погибли от пережитых лишений. Их корабли были найдены зажатыми во льдах. 0083 поля за пределами Северной России, а их экипажи замерзли на койках.

В последующие столетия ученые исследовали Арктику и Антарктику; но еще никто не открыл Северо-Восточный проход в Тихий океан.

Однако в 1878 году Норденшельд отправился из Гётеборга (Швеция) на маленьком корабле «Вега» и достиг самой северной точки Старого Света, мыса Челюскин в Сибири, который на протяжении веков был целью безуспешных боев. Через неделю устье реки Лены было благополучно пройдено. Были хорошие перспективы завершить плавание за один сезон, но ближе к концу сентября вмешалась погода. «Вега» была вморожена во льды и надежно заточена на зиму. Судно выдержало это испытание, и когда в июле следующего года его освободили, «Вега» была заморожена в течение 29 дней.4 дня. 20 июля 1879 года «Вега» прошла Берингов пролив. Норденшельд радостно заявил: «По прошествии 326 лет, когда доблестный англичанин сэр Хью Уиллоби предпринял первую попытку Северо-Восточного прохода, я проплываю через Берингов пролив, первое судно, прошедшее на север от одного из великие океаны к другому». Достигнув Тихого океана, Норденшельд отплыл в Гонконг, Сингапур, Суэц, Неаполь, Лиссабон и Копенгаген, везде приветствовавшиеся.

«Вега» наконец прибыла в Стокгольм 24 апреля 1880 года, пройдя 22 189 миль.

Смерть вмешивается

Пока «Вега» проходила через Берингов пролив, американская экспедиция на судне «Жанетт», оснащенная мистером Гордоном Беннеттом, вышла из гавани Сан-Франциско, чтобы попытаться пройти из Тихого океана в Европу через Берингов пролив. . Через шестьдесят дней после отплытия из Сан-Франциско корабль застрял в паковых льдах. Позже три китобойных судна сообщили о «Жанетт» в соседнем море.0083 район острова Геральд, у азиатского побережья к северу от Берингова пролива. Никаких дальнейших новостей о ней не было слышно во внешнем мире более двух лет. Уголь и припасы были на исходе. Среди мужчин вспыхнула цинга, а часть экипажа охватило арктическое безумие.

Пробыв во льдах в течение двадцати- двух месяцев, 13 июня 1881 года «Жанетта» затонула. Тридцать- ее три человека оказались на мели, подвергнувшись воздействию стихии более чем в двухстах милях от сибирского побережья. Они погрузили свои лодки на тяжелые нарты и отправились в Сибирь. В конце концов они достигли открытой воды. Паруса были подняты, но сильный ветер разлучил лодки. Одна лодка затонула, и все руки погибли. Другой достиг устья реки Лены. Оккупанты встретили туземцев, которые сопроводили их в русскую деревню.

Тем временем предводитель Де Лонг с двенадцатью людьми высадился и отправился в Булун, поселок на Лене. Один за другим мужчины умирали от слабости. Двоих самых сильных мужчин послали вперед за помощью, и в конце концов они нашли несколько туземцев снаружи хижины. Туземцы не могли понять, что они говорят, и отвели их в туземный лагерь за два дня пути.

На следующий день, 2 ноября 1881 года, когда они лежали на своих грубых кроватях, не в силах пошевелиться, в комнату заглянул человек, одетый в меха. Какое-то мгновение они не узнавали его. Затем он заговорил с ними. Это был Мелвилл, корабельный инженер.

«Мы думали, что вы все погибли!» — воскликнул Норос, один из мужчин, посланных впереди.

«Где Де Лонг?» — с тревогой спросил Мелвилл.

«Мы оставили его на юг, в сторону Булуна», — был ответ.

Мелвилл отправился в путь с местными проводниками, собачьими упряжками и провизией. Сквозь метели он продолжал свои поиски, проехав более 600 миль; но он не мог найти следов Де Лонга. Прошла зима, и из Америки приплыла спасательная экспедиция. Спасательный корабль загорелся у берегов Сибири, но спасатели нашли Мелвилла и Нороса. Поиски Де Лонга продолжались. Внезапно, мартовским днем, открытие было сделано. Мелвилл рассказывает, как он увидел чай- чайник и, подойдя, чтобы подобрать его, наткнулся на тела трех мужчин, частично засыпанные снегом. Тянется рука — левая рука человека была поднята над поверхностью снега.

Мелвилл узнал в них капитана Де Лонга, доктора Амблера и повара А Сэма. В семи милях отсюда, на вершине крутого мыса, возвышающегося над Северным полярным морем, были похоронены Де Лонг и его храбрые товарищи. Спасательная группа воздвигла над телами пирамиду из камней и сделала из лонжерона крестовину. Через два года Де Лонг и его товарищи были доставлены домой в Америку в 1883 году по приказу правительства и с воинскими почестями упокоены под флагом своей страны.

Среди войн и восстаний, голода и страхов, охвативших новый Советский Союз после двух русских революций 1917 года, Северо- Восточный проход был забыт. Однако как только напряжение спало, русские ученые вспомнили о его возможностях и стали мечтать об открытии Северного морского пути- для укрепления экономического положения своего народа. Советский Союз решил, что научные исследования теперь можно сочетать с практической работой по освоению далекого Севера и освоению его природных богатств.

Правительство предоставило в распоряжение ученых все необходимое — ледоколы, радиостанции, самолеты, лаборатории и необходимые средства. Правительству было ясно, что отдельных научных экспедиций будет недостаточно. Таким образом, первый пятилетний план на 90 083 года включал комплексную схему освоения Арктики. Этим занимались великие ученые России.

Амбициозное планирование

В 1929 году, на втором году пятилетки, Советский Союз покрыл острова и побережья Северного Ледовитого океана системой станций, выполнявших функции как научных обсерваторий, так и радиостанций. Сорок из них были установлены вдоль побережья, а другие — на некотором удалении от суши. Русские ученые оставались на этих станциях всю зиму, несмотря на суровые условия.

Они собрали богатый научный материал и дали миру лучшее представление о погодных условиях, о законах и движении льда.0083 льдины, а также сведения о флоре, фауне и геологии близлежащих районов. Многие станции были построены на недавно открытых Россией островах или в местах, где никогда раньше не жили люди.

В 1932 г. ученые Советского Союза уже обладали достаточной информацией и опытом, чтобы с новой силой следовать старой цели, начатой ​​англичанами 16 века, — прокладке северо-восточного морского пути. Этот маршрут из Европы к Берингову проливу уже был пройден трижды — Норденшельда, Амундсена и Вилкицкого; но все трое исследователей провели зиму в пути.

Профессор Отто Юлиус Шмидт поставил перед собой задачу пройти Северо- Восточный проход за одно плавание без остановки на зимовку. Профессор был человеком железных нервов и идеально подходил для руководства такой экспедицией. В июле 1932 г. из Архангельска вышел ледокол «Сибиряков» с большой партией ученых на борту во Владивосток через Берингов пролив. Судно было самым прочным из всех, что можно было найти для приключений, и было специально построено для борьбы с безжалостным льдом. Несмотря на это, тяжелый паковый лед почти завалил ее.

ВЫГРУЗКА ГИДРОСАМОЛЕТА С ЧЕЛЮСКИНА. Для разведки экспедиция взяла на борт небольшой гидросамолет. Вскоре после того, как этот гидросамолет сообщил об открытом море в шести милях впереди, паковый лед наконец схватил «Челюскин» своей безжалостной хваткой и унес его далеко на север к гибели.

После заходов в нескольких точках маршрута экспедиция проследовала к устью реки Лены и вышла на открытую воду в районе Таймырского полуострова. Состоялся визит ученых на исследовательскую станцию ​​в бухте Тикси. Затем «Сибиряков» провел два грузовых парохода до Колымы Эйвер. Ледовая обстановка была опасной, но не невозможной, и все три судна благополучно достигли этой точки.

Экспедиция продолжила движение на восток и вскоре наткнулась на тяжелые паковые льды. Условия были похожи на те, в которых Норденшельд задержался шестьдесят лет назад. Разбитый гребной винт починили, и «Сибиряков» снова вышел вперед и подошёл к более тяжёлому паковому льду. В очередной раз гребной винт ударился о паковый лед и сломался. О дальнейшем ремонте не могло быть и речи, и судно начало беспомощно дрейфовать по течению. Выносливые русские импровизировали временный парус, и это позволило им продвигаться медленно. Берингов пролив был достигнут в октябре, через два месяца и четыре дня после выхода судна из Белого моря. Там подбитое судно было взято на буксир траулером, и 5 ноября экспедиция достигла Иокогамы.0083 Восточный проход впервые в истории успешно прошел за один сезон.

Воодушевленный успехом «Сибирякова», профессор Шмидт организовал вторую экспедицию, чтобы выяснить, могут ли обычные грузовые суда проходить Северо-Восточный проход и обратно в течение одного сезона.

Всего в шести милях от безопасности

8 августа 1933 года эта экспедиция отправилась в путь на прочном судне под названием «Челюскин». На ее борту находились не только исследователи и экипаж, но и группа известных ученых. На судне находились сто три человека, в том числе десять женщин и младенец. Во время путешествия родился второй ребенок. Судно, подойдя к острову Врангеля, сняло группу ученых, оставленных там несколько месяцев назад. Теперь «Челюскин» шел на восток через сотни миль паковых льдов, окруженный метелями, штормами и туманом. И вот настал день, когда небольшой гидросамолет на борту корабля поднялся в полярный воздух для разведывательного полета. Гидросамолет вернулся с известием, что впереди открытая вода, всего в шести милях от него.

Они были в шести милях от Тихого океана и своей цели. Если бы «Челюскин» преодолел расстояние, отделяющее судно от открытой воды, вероятно, его имя не было бы названо в рассказе, который является одним из лучших эпосов полярных исследований. Мир мог бы никогда не услышать ни о корабле, ни о его миссии.

В полярных регионах, как известно исследователям, все может случиться за несколько минут. «Челюскину» не суждено было больше никогда выйти в свободные ото льдов моря.

Когда успех был близок, легкий бриз превратился в бушующую метель, дующую прямо с далекого побережья. Ледяной покров толщиной в несколько футов скапливался и дрейфовал в северном направлении. Через несколько часов «Челюскин» был так же надежно отрезан от открытого моря впереди, как если бы он находился у самого полюса.

Зажатое между плотно спрессованными льдинами, судно оказалось в ловушке и беспомощно. Ничего нельзя было сделать, кроме как позволить кораблю дрейфовать среди этих нагромождений льда до тех пор, пока погода не прояснится или направление ветра не изменится. Так «Челюскин» двинулся навстречу своей гибели.

Была только одна надежда на спасение, и это было радио. В январе 1934 года, после того как наступила долгая полярная ночь, слушатели на радиовышках- услышали, как на борту «Челюскина» оператор зовет мир.

Простыми словами руководитель экспедиции профессор Шмидт сообщил о ее бедственном положении. Он сообщил, что все тогда были в добром здравии, но судно их попало в ловушку и что «Челюскину» угрожает опасность быть раздавленным напором окружающего мира.0083 лед.

За последующие три долгих месяца было получено больше сообщений, и каждое сообщение прибывало с дальнего севера, по мере того как пойманные в ловушку авантюристы медленно и безжалостно уносились от людей.

ОПАСНОСТИ ТАКОГО ЛЬДА постоянно преследовали челюскинскую экспедицию во время ее длительного пребывания на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана. Трещины внезапно появлялись без предупреждения, и на этой фотографии видно, как однажды трещина полностью прорезала одну из хижин в лагере.

У этого бдения со смертью может быть только один итог. Конец наступил 13 февраля 1934 года. Давление льдов вокруг «Челюскина» вырвало один борт корабля и отправило его на гибель.

Последняя катастрофа была предотвращена благодаря великолепной дисциплине и предусмотрительности. Во время дрейфа офицеры и ученые приготовились покинуть корабль. Когда пришло время и корабль стал медленно тонуть, все движимое, включая запасы, научные приборы и радиоаппаратуру, было выброшено на льдину. Затем мир услышал новость о том, что «Челюскин» ушел и что сто четыре человека остались на плавучих льдах где-то в полярных пустошах.

Мужчинам и женщинам, сбившимся в кучу на этой дрейфующей массе льда, передается радио S.O.S. должны были казаться безнадежной надеждой, но их мораль не была сломлена. Как только корабль ушел, мужчины приступили к сооружению хижины для женщин и детей, чтобы укрыть их от метели и сильного холода. После этого они построили себе убежища и устроились терпеливо ждать спасения — или смерти.

Лидер сообщил по радио, что у него достаточно продовольствия на два месяца и достаточно масла для освещения и отопления. Он добавил, что в двух милях от лагеря был плоский участок льда, где в хорошую погоду могли приземляться самолеты.

На материке велись активные приготовления к спасению экспедиции. Знаменитый ледокол «Красин», находившийся в ремонте в Ленинграде, был спешно залатан и на полной скорости отправлен на помощь. Со всего Советского Союза к берегам Арктики спешили самолеты с отборными летчиками.

Каждое утро в шесть часов профессор Шмидт отправлял радиосообщения в Москву с докладом о позиции. Завтрак последовал в восемь часов. В течение дня рабочие отряды были заняты благоустройством лагеря и отапливанием. Женщины всегда были заняты штопкой одежды или готовкой. Ужин был в полдень, а еще одна трапеза в восемь часов вечера.

Спасение с воздуха

Профессор Шмидт часто читал лекции по вечерам. Он собирал всех вместе и зачитывал радиосообщения, в которых сообщалось о приготовлениях Сталина к их спасению. Однако никакие радостные сообщения не могли изменить того факта, что они каждый день дрейфовали на север.

Спасение осуществляла небольшая группа советских летчиков, в которую входили четверо молодых людей по имени Лапедиевский, Слипнер, Каманин и Молоков. Молоков был летчиком советской авиации. Он и Лапедиевски прочитали беспроводные сообщения застрявшей экспедиции и вызвались отправиться на помощь. Их предложение было принято властями, и самолеты были отправлены на авиабазы ​​на мысы Ванкарем и Веллер на сибирском побережье, примерно в ста милях от высадившейся экспедиции. Те, кто разбирался в полетах на сибирских аэродромах, должно быть, говорили им, что они пытаются совершить невозможное. Им предстояло пролететь всего сто миль в обе стороны, но каждый дюйм этого пути лежал по льду.0083 поля, где посадка была невозможна, через температуры, которые на любой высоте опускались до 100 градусов мороза, и, что хуже всего, через метели или густые ледяные туманы на всем пути.

Прежде чем их машины с водяным охлаждением могли подняться в воздух, масло нужно было вскипятить. В полете им приходилось осваивать управление руками, онемевшими от воздуха, который также грозил заморозить легкие.

В марте, через три недели после гибели «Челюскина», произошло чудо. Мужчины и женщины, пойманные в арктической тишине, вдруг услышали странный звук с неба. Выскочив из своих примитивных хижин, они увидели кружащий над головой самолет.

Летчик искал ровное место, где он мог бы приземлиться, не повредив свою машину. Наконец он спустился — в целости и сохранности. В следующую минуту летчик Лапедиевский пожимал руку профессору Шмидту и в коротких фразах рассказывал ему, как планировалось спасение и что должны сделать участники экспедиции, чтобы помочь.

Было соблюдено давнее правило «женщины и дети в первую очередь». Десять женщин и двое младенцев были упакованы в большой двухмоторный самолет . Моторы снова взревели. Лапедиевский поднялся в воздух и отправился на большую землю при восьмидесятиградусном морозе. Первый человеческий груз был вырван из мертвых.

Тем временем другие спасательные отряды пробирались на север, преодолевая ужасные препятствия. На одном аэродроме они задержались на пять дней из-за сильной метели, похоронившей их машины под десятифутовым слоем мерзлого снега. «Бензин не только непригоден для самолетов, но и опасен для использования даже в тракторе», — записал в своем дневнике один из летчиков.

Наконец Каманин и Молоков достигли мыса Веллер. Третья машина прибыла на мыс Беринга, а четвертая приземлилась в тумане, не долетев до берега. Механик пятого самолета добрался до Анадыря, мороз-9.0083 укушен и находится в состоянии коллапса, чтобы сообщить, что его машина разбилась.

6 апреля три пилота — Слипнер, Каманин и Молоков — покинули Ванкарем и перелетели морем в Кэмп Шмидт. Слипнер слегка повредил свою машину в снежном заносе при посадке, но двое других благополучно спустились, и началась задача погрузки. Список имен в порядке эвакуации был составлен профессором Шмидтом в соответствии с физическим состоянием различных членов. Когда каждый самолет прибывал, мужчины по очереди шли на помощь. Машина Молокова была рассчитана на двух человек. Теперь он втиснул четыре позади себя в кабину и привязал еще два под крыльями внутри прорезей, предназначенных для удержания парашютов. Эти двое мужчин сами были завернуты в парашюты, чтобы защитить их от сильного холода во время того кошмарного полета к сибирскому побережью и безопасности.

Арктическое чудо

Это чудо, что машина Молокова вообще поднялась в воздух с грузом из семи человек, но в воздухе маленький двигатель унес их в безопасное место. Молоков вернулся на следующий день и смог поднять еще шестерых высадившихся исследователей.

К 10 апреля Слипнер отремонтировал свою машину и вылетел на материк с грузом из десяти человек. В тот же день Каманин и Молоков спасли еще 72 человека. Всего Молоков один совершил девять переходов по льду в страшную погоду и спас тридцать девять человек. 0083 девять членов. Последним, кого он привел, был профессор Шмидт, руководитель, которого пришлось везти на аэродром на санях. Радист доложил в Москву, что вождь лежит больной с температурой 102 градуса и угрозой плеврита. Москва приказала Шмидту передать командование Боброву, а авиаторам поручила доставить больного лидера в безопасное место.

На рассвете 13 апреля прилетели три последних спасательных самолета Молокова и двух товарищей. На борт погрузили последние запасы. Затем Кэмп Шмидт разослал миру свое последнее радио: «13 апреля. Радио останавливается. Через полчаса я, капитан Воронин и Радио- Оператор Кренкал последним покинет лагерь, где развевается советский флаг — Бобров. Такова история спасения челюскинской экспедиции.

Каждая душа была спасена, и даже собаки были спасены. Научные приборы были доставлены на материк, и ничего ценного не осталось.

Современная смелость — и современные двигатели — победили в мрачной гонке со смертью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *