Храмы Древней Руси — Храмы Жизни
Храмы Древней Руси были удивительно живыми, радостными творениями. Сегодня набрул на свою заметку об их внутреннем пространстве.
В конце Х — начале XII века в древнерусских храмах была распространена мозаика. Основным материалом была смальта (смесь стеклянной массы и различных металлов), а также стекло и камень. Из стекла набирали фоны, изображение одежд, надписи, орнаменты; из камня — изображение ликов, рук и ног. Мозаика создавала удивительное цветовое многообразие. Так, в палитре Софийского собора в Киеве отмечено более 130 цветовых оттенков: 35 — зеленого цвета, 19 — синего, 13 — красного.
Мозаика набиралась из кубиков смальты по сырой штукатурке по заранее нанесенному рисунку. Кубики вдавливались во влажный раствор и закреплялись в нем под разным углом. Благодаря этому падающие на мозаику лучи солнечного света, пламя светильников и свечей каждый кусочек смальты отражал по-разному, отчего она мерцала и искрилась. Стены, своды, как бы утрачивая свою материальность, растворялись в блеске и сверкании смальты.
В XII веке наступает новый этап. На смену мозаике приходит фреска, которая теперь украшает не только боковые нефы, галереи, но и подкупольное пространство, алтарь. На фресках начала XII века (собор на Протоке в Смоленске) нанесены, например, изображения птиц и львов, заключенные в медальоны; тонкие и изящные по рисунку, напоминающие многоцветные ковры, растительные орнаменты, платы (живописные изображения как бы висящих на стенах тканей), полилития (роспись, имитирующая поверхность цветного камня).
Большое внимание древнерусские строители уделяли убранству полов. Их украшали мозаикой, керамическими плитками, покрывали камнем и даже медью. Так, в Десятинной церкви в Киеве крупные куски смальты (гораздо большего размера, чем для настенной мозаики) были закреплены в известковый раствор, покрывавший пол храма, и в сочетании с кусочками цветногок амня составляли многоцветные геометрические орнаменты. Мозаичные полы использовались в постройках Киева, Переяславля, Чернигова, Новгорода, Полоцка конца X — XI века.
Мозаику дополняли керамическими плитками, покрытыми разноцветной поливой (цветным стеклом, близким по составу к смальте). Мозаикой украшали пол в центре храма, в алтаре; керамическими плитками — пол боковых нефов и галерей.
В XII веке поливные плитки становятся основных материалом для покрытия пола — они найдены почти во всех русских городах, где велось в это время строительство из кирпича и камня. В зависимости от размеров в убранстве одного здания могло использоваться от полутора до нескольких тысяч плиток. Укладывали плитки на известковый раствор, глину или просто на песок.
Древнерусские мастера чаще делали плитки квадратными и треугольными. Иногда плиткам придавалась форма, позволяющая составить из низ кольцо, круг или другие геометрические фигуры. Их покрывали одноцветной поливой: желтой, зеленой, коричневой; редко — красной, белой, синей, черной. Иногда плитки украшали росписью6 когда поверх поливы одного цвета поливами других цветов наносились орнаменты в виде волн, восьмерок, фигурных скобок и т. д. В убранстве одного храма использовались плитки разных цветов, при этом они укладывались так, что цветовые дорожки, чередуясь, располагались параллельно стенам здания, по диагонали или образовывали узоры.
Под влиянием романской архитектуры полы храмов Галича XII — XIII веков набирали из керамических плиток с рельефным декором. Изображения грифонов, орлов, дополненные орнаментами, вырезали на дощецках деревянных рамок, в которых формовали плитки, затем рисунок отпечатывался на влажной глине, а во время обжига рельеф затвердевал.
Алтарь.
В древнерусских храмах престолам придавали форму столов, верхняя каменная плита которых покоилась на столбиках-ножках или на четырех стенках (кирпичных или каменных).
Алтарная преграда (позднее ставшая иконостасом) первоначально была исключительно символической границей между наосом и алтарем и позволяла молящимся в течение всей службы видеть престол, мозаики и фрески алтаря. Преграды первых храмов сооружались из камня и мрамора. Колонные преграды с резными базами (подножиями) и капителями (навершиями), размещенные между предалтарными столбами храма, поддерживали резной архитрав (горизонтальную балку). Пространства между колоннами преграды примерно на половину их высоты заполняли каменные плиты парапета. С XII века основным материалом алтарных преград стало дерево.
В дальнейшем, в первую очередь в Московии, все больше действий, происходящих в алтаре, становились доступны лишь взорам священников, и к XV веку алтарная преграда превратилась в иконостас, ставший отличительной чертой храма Московского царства.
На рубеже XV — XVI веков иконостас насчитывал пять чинов (рядов). Каждый из них занимал строго определенное место. Верхний — праотеческий, символизировавший ветхозаветную, дохристианскую церковь от Адама до Моисея (включал изображения патриархов, праотцев, в центре — Святая Троица). Следующий чин — пророческий (подзаконный период от Моисея до Христа, в центре — Богоматерь Знамение). Третий сверху чин — праздничный, новозаветный, благодатный (включает предсказания о Христе, его земной путь, события жизни Богоматери и начальную историю земной церкви, чин не имеет центральной иконы). Следующий ряд — деисусный (деисус — с греч. моление) — посвящен второму пришествию Христа в мир (в центре — Христос, восседающий на троне). Нижний чин иконостаса — местный.
(по материалам сборника Древняя Русь. Эрмитаж)
Как устроен древнерусский храм
Публикации раздела Традиции
Издревле храм считался домом Бога на земле. Поэтому каждую его деталь наделяли особым смыслом, который отражал священную историю и идеи Нового Завета. Читайте, как появился крестово-купольный храм, почему он состоит из трех частей и стоит алтарем на восток, зачем нужен иконостас и какие древние храмы можно увидеть сегодня в России.
Что такое крестово-купольный храм
Исаак Левитан. Вечерний звон (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Овчинников. Весна идет (фрагмент). 1972. Частное собрание
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Византийский император Константин Великий в 313 году издал эдикт о веротерпимости, и христианство в Восточно-Римской империи получило равные права с языческими религиями. После этого в Византии начали строить христианские храмы. Первые постройки напоминали римскую базилику — прямоугольное здание для судебных заседаний, политических собраний и торговых сделок. Оно состояло из одного, трех или пяти нефов — продольных залов, которые разделяли столбы или колонны. Центральный неф был выше и шире боковых, а также завершался апсидой — специальной полукруглой пристройкой, где находилось кресло судьи или главы собрания.
В V–VIII веках архитектура христианского храма изменилась. У него появился трансепт — еще один продольный зал, который пересекал центральный неф под прямым углом. Так план храма начал напоминать крест, а на месте, где пересекались две его «перекладины», возникло квадратное пространство под названием средокрестие. Крышу над ним начали венчать куполом. Такую форму выбрали не случайно. Куб в Библии символизировал землю, а купол — бесконечное движение Господа. Вместе они напоминали о связи Неба и земли. К IX веку крестово-купольная система стала основной формой храма в православных странах.
Каким был первый каменный храм на Руси
Аполлинарий Васнецов. Троицкая церковь на Берсеневке (фрагмент). 1922. Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Москва
Василий Поленов. Московский дворик (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Кустодиев. Ярмарка (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Византийская архитектура оказала влияние и на архитектуру Киевской Руси. После того как в 988 году князь Владимир объявил православие государственной религией, здесь тоже начали строить христианские храмы. В 989 году рядом со своим теремом в Киеве Владимир заложил кафедральный собор — первый каменный крестово-купольный храм на Руси.
Греческие зодчие строили его шесть лет. 12 мая 996 года храм освятили в честь Пресвятой Богородицы. Князь Владимир выделил на содержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, поэтому ее и назвали Десятинной.
Храм не сохранился, но археологи и историки, которые изучали летописи, восстановили его облик. Основное здание было разделено столбами на три продольных нефа. С трех сторон, кроме восточной, церковь окружала галерея. В ней находилась крещальня и лестничная башня, по которой поднимались на второй ярус, — хоры. По византийской традиции там размещались певчие. Владимир же сделал верхний ярус княжеской ложей. Там он находился с дружиной во время богослужения, обсуждал политические дела и принимал иностранных гостей. Внутри храм украшали фрески, мозаики, колонны с резными капителями и мраморные панели.
Как устроены церкви и почему они стоят алтарем на восток
Ян Лейкен. Установка скинии собрания (фрагмент). Вторая половина XVII века–начало XVIII века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник. Скиния (фрагмент). XIX век. Изображение: commons.wikimedia.org
Ян Лейкен. Скиния (фрагмент). Вторая половина XVII века–начало XVIII века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Прообразом православного храма стала ветхозаветная скиния. Этот походный шатер, по преданию, Господь повелел построить Моисею, чтобы во время стоянок помещать туда ковчег Завета. Скиния состояла из большого двора, где молился народ, и вытянутого помещения, которое завесой разделяли на святилище и святую святых. В святилище заходили только священники, там они утром и вечером сжигали на жертвеннике благовонную смолу — фимиам. Святая святых символизировала Небесное, Божие царство и была самым сакральным местом, где и хранили ковчег Завета. Входить туда мог только первосвященник — и лишь раз в году. Храм Соломона, который, по ветхозаветному писанию, был домом Бога на земле, имел такую же структуру.
В православном храме двору соответствует небольшая пристройка перед входом — притвор. Он олицетворяет еще не обновленный, грешный мир. В первые века христианства во время службы здесь стояли верующие, которых временно отлучили от Церкви из-за тяжких грехов, и те, кто только готовился принять крещение.
Святилище заменяет средняя часть храма — неф. Но, согласно Новому Завету, теперь Царство Божие открыто для всех, поэтому здесь молятся все верующие христиане. А вот в алтарь, который заменил святую святых, могут входить только священники. Считается, что там происходит главное событие богослужения — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа. Трехчастная композиция православного храма развивается с запада на восток, в сторону Иерусалима. Именно там, по преданию, должен вновь явиться Христос. А храм — это прообраз пути, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом.
Снаружи алтарную часть закрывают обычно три полукруглые пристройки — апсиды. На противоположной стороне находится портал — главный вход в храм, а крыльцо перед ним называется папертью. Над храмом возвышается один или несколько барабанов. Это башни с окнами, через которые в храм попадает свет. Завершаются они шлемовидными или луковичными главами, их венчают кресты.
Читайте также:
- Крест под стеклом: что такое евлогии
- Граффити древнерусских соборов
- «Троица»: что нужно знать о самой известной русской иконе
Что олицетворяют иконостас и Царские врата
Василий Тимм. Священнейшее Миропомазание государя Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года (фрагмент). XIX век. Частное собрание
Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге (фрагмент). 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Степан Шухвостов. Обедня в Московском Благовещенском соборе (фрагмент). 1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Среднюю и алтарную части храма разделяла невысокая перегородка с проходом посередине. Она служила символической границей между Царством Божием и остальным миром, между Небом и землей. Позже на эту перегородку начали крепить иконы, и она получила название иконостас. Считалось, что икона — это окно в духовный мир. Поэтому перегородка, с одной стороны, отделяла прихожан от алтаря, а с другой, позволяла «заглянуть» в божественную реальность. Так устройство храма объединило две идеи Нового Завета — открытости и тайны.
Чаще всего в центре иконостаса помещали Деисус — образ Спасителя в окружении Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, которые молят его простить грехи человечеству. Причем сначала фигуры изображали по плечи — один такой Деисус XIII века хранится в Третьяковской галерее. А другая икона того же времени, но уже с изображением в полный рост раньше находилась в псковской церкви Николы от Кожи, а теперь принадлежит Русскому музею. Также на иконостасе изображали образы святых и сюжеты двунадесятых праздников — двенадцати главных событий земной жизни Христа и Богородицы: Рождества, Крещения, Вознесения и других.
Проход в алтарь в центре иконостаса символизировал вход в рай. Изначально его занавешивали тканью, а в XIII веке стали закрывать двустворчатыми Царскими вратами. Считалось, что, когда они открыты, божественный свет изливается на всех, кто молится в храме. На вратах изображали Благовещение и четырех евангелистов. Справа и слева от них находились образы Спасителя и Богородицы. А на второй иконе справа, храмовой, изображали святого или праздник, в честь которого освящена церковь. Например, в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском это была икона Преображения, которую написал Феофан Грек во время реставрации храма в 1403 году. Современные высокие иконостасы появились на Руси только в XV веке.
Как фрески показывают сакральное устройство мира
Василий Поленов. Успенский собор. Южные врата (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Маковский. Роспись церкви Спаса в Нередице в Новгороде (фрагмент). 1913. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад, Московская область
Федор Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Внутри стены и своды древнерусского храма расписывали фресками. Его внутреннее пространство отражало священное устройство мира. Верхняя часть храма символизировала духовное небо. Поэтому в центральном куполе помещали образ Христа Вседержителя — Владыки мира, который в левой руке держит книгу, а правой благословляет. А на парусах — элементах, на которых держится купол, — изображали четырех евангелистов.
Нижняя часть храма, напротив, олицетворяла земной мир. Поэтому с юго-восточной стены по часовой стрелке располагали сюжеты из земной жизни Христа, а на столбах изображали мучеников, святителей и преподобных.
Верующий мог читать православный храм, как Библию. Фрески на южной и северной стенах показывали события священной истории Ветхого и Нового Заветов. На западной стене, над входом, находились картины Страшного суда и сюжеты о сотворении мира. А изображения в апсиде были посвящены Причастию, в котором участвуют апостолы и Богоматерь. Остальное пространство заполняли узоры — растительный и геометрический.
Какие древнерусские храмы сохранились до наших дней
Церковь Бориса и Глеба, Кидекша, Владимирская область. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»
Церковь Покрова на Нерли, Боголюбовское, Владимирская область. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»
Церковь Спаса на Нередице, Новгородская область. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
Самый древний белокаменный храм в центре России — церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Ее построили в 1152 году в резиденции князя Юрия Долгорукого недалеко от Суздаля. Такие лаконичные одноглавые крестово-купольные храмы называли «богатырями» и в XII–XIII веках возводили по всей Руси.
По такому же принципу построили и церковь Покрова на Нерли во Владимирской области. Искусствовед Игорь Грабарь называл ее «самым совершенным храмом, созданным на Руси». Однако такая стройность и изящность были присущи многим храмам Владимиро-Суздальской земли. Также там часто использовали растительные и животные орнаменты. Так, фасад Дмитриевского собора во Владимире украшают многочисленные фигуры святых, зверей, птиц и растений, которые в 1194–1197 годах мастера вырезали из известняка.
А вот новгородские и псковские зодчие, наоборот, почти не украшали стены орнаментами. Они возводили строгие, лаконичные храмы. Их строили из отдельных известковых глыб, а потом обмазывали раствором, чтобы камень не выветривался. Так стены становились неровными, а строения казались рукотворными. Например, церковь Спаса на Нередице словно вылепили из пластилина. У нее широкий барабан, а из украшений — только окна, бегунец и поребрик под куполом.
Автор: Дарья Мартыненко
Теги:
Древняя РусьПубликации раздела ТрадицииТрадиции
15 христианских сооружений Киевской Руси, которые должен посетить каждый Архитектор — RTF
Основанная в 880 г. н.э. Киевская Русь была средневековым государством, объединившим современную Украину, западную Россию и Беларусь. Будучи центром Киева и Новгорода, эта цивилизация славилась своими архитектурными достижениями. Архитектура Киевской Руси является одной из самых ранних в русском архитектурном стиле, а методы строительства находились под сильным влиянием греческой и византийской архитектуры.
Период Киевской Руси закончился в 15 веке, когда на нее в конце концов вторглась монгольская орда. Эпоха Киевской Руси отличалась церковным зодчеством, которое строилось уже после принятия христианства в 9 в.88 г. н.э. и были первыми образцами монументальной архитектуры государства.
Реконструированный форт Киевской Руси, Киев, Украина ©thoughtco.com/kievanПервоначально киевляне строили свои соборы и другие здания из дерева, но со слиянием греческого и византийского стилей, были введены новые каменные церкви, из которых церковь 10 века Десятины был построен первым.
Характеристика христианских сооружений Киевской Руси состояла из фирменных луковичных куполов, закомарских арок русской архитектуры, формы греческого креста западной архитектуры и была украшена фресками и мозаиками, написанными греческими мастерами.
Вот список 15 христианских сооружений Киевской Руси, которые должен посетить каждый архитектор.
1. Софийский собор, Новгород (1045-52)На западном берегу реки Волхов в России величественно возвышается шедевр христианской архитектуры Киевской Руси – Софийский собор. Собор был первым каменным сооружением, построенным в его период, и выражает неповторимый стиль местного русского церковного зодчества.
Своими строгими стенами, узкими окнами, 5 куполами собор демонстрирует славное прошлое Новгорода. Фрески и различные фактуры украшают стены и вносят живописный эффект в интерьеры собора.
Софийский собор, Новгород ©thoughtco.com/kievanИнтерьер Софийского собора, Новгород ©asergeev.com/pictures 2. Свято-Николаевский собор, Новгород (1113-1136)Расположен в самом сердце Великого Новгорода , Никольский собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. Этот пятиглавый собор XII века является старейшим строением Ярославова Дворища.
В отличие от Софийского собора, этот собор имеет характерные шлемовидные купола византийского архитектурного стиля. На внутренних стенах собора сохранились оригинальные фрагменты фресок.
Свято-Николаевский собор, Новгород ©en.wikipedia.org/wiki 3. Иоанно-Предтеченский собор, Псков (1129-1136)Старинный Ивановский собор считается одним из лучших христиан Киевской Руси. сооружения, увенчанные тремя шлемовидными куполами и построенные в стиле минимализма. Круглые окна собора были своеобразным дополнением типичного архитектурного стиля Киевской Руси.
Более поздние пристройки собора изменили его первоначальный вид. Сохранились остатки оригинальных фресок, украшавших интерьеры собора.
Иоанно-Предтеченский собор, Псков ©en.wikipedia.org/wiki 4. Перынская часовня, Новгород (1120-е гг.)Также известна как Церковь Рождества Богородицы в Перыни, церковь, несмотря на свою размер, выглядит удивительно огромным из интерьеров с высокими потолками. Просторные три портала ведут посетителей в интерьеры, украшенные сохранившимися фресками в перемычках окон.
Неокрашенные фасады церкви демонстрируют минималистский стиль, в котором построена церковь. Примечательный крест на куполе церкви включает в себя полумесяц, хотя он не связан с исламской религией и известен как Крест виноградной лозы как интерпретация Евангелия от Иоанна.
Часовня Перынь, Новгород ©wikipedia.org 5. Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский (1152-1157)Одноглавый собор цвета морской волны — одно из древнейших белокаменных христианских сооружений Киевской Руси на севере -западная Россия. Эта блестящая известняковая церковь на фоне пышной зелени отличается строгим декором.
Интерьеры были украшены фресками, которые, однако, не сохранились, в результате чего в церкви остался совершенно простой интерьер. В настоящее время собор превращен в музей Александра Невского.
Спасо-Преображенский собор ©wikipedia.org 6. Кидекшская церковь, Кидекша (1152)Построенная на берегу реки Нерль, Борисоглебская церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и частью Белого Памятники Владимира и Суздаля.
Построенная из известняка церковь в средневековый период была монастырем. Структура была значительно изменена, в результате чего были утрачены первоначальные своды и купола. Фрески XII века можно увидеть на арках над алтарем в интерьерах этой церкви.
Церковь Кидекша, Россия ©wikipedia.org 7. Успенский собор, Владимир (1186-1189)Успенский собор, в настоящее время являющийся частью Всемирного наследия и Белых памятников Владимира и Суздаля, когда-то был материнской церковью Средневековой Руси в период 13-14 вв. Построенный в 1160-х годах, пятиглавый и шестистолпный собор был расширен в 1185–1189 годах, чтобы выразить величие Владимира.
Этот великолепный собор с золотыми куполами был крупнейшим христианским сооружением Киевской Руси в течение следующих 400 лет с момента его постройки. В отличие от многих других церквей Киевской Руси, внешние стены этого собора украшены украшениями. Оригинальные фрески в интерьерах были переписаны в 14 веке.
Успенский собор, Владимир ©wikipedia.org 8. Дмитриевский собор, Владимир (1194-1197)Расположенный в древнем городе Владимире, Дмитриевский собор входит в состав Белых памятников Владимира и Суздаля. а также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сделанные из известняка, внешние стены разделены на три пролета, средний из которых больше. Неглубокая резьба на фасадах является уникальной поразительной особенностью собора.
Собор Святого Димитрия, кажется, имеет множество архитектурных влияний как из восточной, так и из западной частей мира. У входа можно увидеть наличие фресок, относящихся к 12 веку.
Дмитриевский собор, г. Владимир ©wikipedia.org 9. Церковь Св. Архангела Михаила, г. Смоленск (1180-1197 гг.)Этот одноглавый храм является одним из трех храмов смоленского христианского зодчества Киевской Руси. Особенностью, которая отличает эту церковь от других, является отсутствие закомарских арок, что является характерной архитектурной особенностью церквей, относящихся к средневековому периоду.
На сводах церкви можно увидеть уникальные 900-летние фрески, выражающие древнерусский художественный стиль.
Церковь Михаила Архангела, Смоленск ©wikipedia.org 10. Георгиевская церковь, Старая Ладога (1180-1200)Один из старейших храмов России, относящийся к архитектурной эпохе Киевской Руси, этот храм Считается, что он был построен внутри существующей крепости, что объясняет его ограниченную площадь в 72 квадратных метра. Интерьеры куполов и стен Георгиевской церкви украшены фресками греческих художников.
Георгиевская церковь, Старая Ладога ©wikipedia.org 11. Рождественский собор, Суздаль (1222-1225)Собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из восьми Белоснежных памятников Владимира и Суздаля. Сооружение является одним из сложнейших памятников русского средневекового зодчества.
Окруженный кольцом земляных валов на берегу реки Каменки, Собор сложен из белого туфа и украшен известняком. Интерьеры собора состоят из старинного искусства, уникальных икон, отображающих древнерусское искусство. Пять голубых куполов собора украшены золотыми звездами, иллюстрирующими ночное небо.
Собор Рождества Христова, Суздаль ©wikipedia.org 12. Собор Антониева монастыря, Новгород (1122)Этот памятник является главным храмом Антониева монастыря и одним из древнейших храмов русского средневекового зодчества. . Эта церковь отличается от типичных церквей Киевской Руси архитектурным стилем.
Первоначально эта церковь была построена из кирпича, в отличие от других древних церквей, построенных из дерева. Интерьеры этой трехглавой церкви хорошо освещены большим количеством окон. Небольшие фрагменты оригинальных фресок все еще можно увидеть внутри церкви. Церковь считалась исключительной по сравнению с другими памятниками своего времени.
Католикан Антониева монастыря, Новгород ©wikipedia.org 13. Церковь Святых Петра и Павла, Смоленск (1146)Один из трех древних памятников Смоленска, принадлежащих к архитектурному стилю Киевской Руси, этот « «голая» церковь моментально приковывает к себе взгляды посетителей. Стены и окна церкви с одним шлемом ранее были расписаны, от которых до настоящего времени сохранились лишь фрагменты этих фресок.
Церковь Святых Петра и Павла, Смоленск ©wikipedia.org 14. Золотые ворота, Киев (1100)Золотые ворота были главными воротами в укреплении Киева, столичного центра Киевской Руси в 11 веке. После демонтажа конструкции в средние века Ворота были полностью реконструированы в 1982 году. Самой поразительной особенностью этого памятника является церковь над проездом.
Являясь рефератом «небесной защиты города», церковь полностью действовала как религиозный памятник. Пол церкви украшен мозаикой, которую можно увидеть и в Софийском соборе. Это можно назвать одним из великолепных воссозданий христианских сооружений древней Киевской Руси.
Золотые ворота, Киев ©wikipedia.org 15. Спасо-Преображенский монастырь, Муром (1096)Расположенный на берегу реки Которосль, Муромский Спасо-Преображенский монастырь, также известный как Спасо-Преображенский монастырь, был построен как для оборонительных, так и для религиозные функции. В настоящее время монастырь остается архитектурно-художественным музеем.
Спасский собор, бывший когда-то главным собором монастыря, является старейшим сохранившимся зданием Ярославля. Интерьер собора украшен фресками и отображает очарование древнего искусства.
Спасо-Преображенский монастырь, Муром ©wikipedia.org
Русская архитектура — история
- Дом
- Россия
- Культура
- Архитектура
Высокие белые стены древнего храмы, увенчанные золочеными куполами и колокольнями, стали символическое изображение городов России. Первоначально русская архитектура вобрала в себя лучшие традиции греческого градостроительства. Его развитие было неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все дома в древних городах строились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришло и каменное зодчество. Получил распространение так называемый крестово-купольный тип церкви. Модель попала на Русь из Византии. Крестово-купольные церкви такого типа получили свое название потому, что центральные своды храма пересекали друг друга, образуя крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.
Киев стремился подражать Константинополю в плане архитектуры. При Ярославе Мудром вся Русь охвачена городским строительством. Были приглашены лучшие строители из Константинополя. Великолепный Софийский собор был возведен в Киеве в 1037 году. Красивое здание, украшенное мозаикой и фресками, было построено русскими мастерами под руководством греческих зодчих. Отличительной особенностью русских храмов было наличие нескольких куполов.
Петр I начал застройку Санкт-Петербурга. Новая столица кардинально отличалась от традиционных древнерусских городов. Это были прямые широкие улицы, пересекающиеся под прямым углом, типичные дома и архитектура европейского типа. Середина XVIII века – время формирования стиля русского барокко: дворцы и храмы приобретают помпезно-замысловатый вид, богатый растительный орнамент, сложные архитектурные объемы, обилие плавных изгибов в элементах декора.