Черекское ущелье, дорога в Верхнюю Балкарию
Кабардино-Балкария славится красивой природой. Черекское ущелье – место, где захватывает дух от увиденного. А ещё здесь – самая ужасающая дорога, которую мы видели…
Второе название ущелья – Балкарское. Необычайно живописное место, известное памятниками истории балкарского народа. Считается, что именно оно стало колыбелью балкарцев.
Черекское ущелье в районе тоннеля
Летом сюда привозят туристов. Автобусы оставляют задолго до тоннеля, дальше люди идут пешком.
Видите на скале человеческий профиль?
Слева перед тоннелем – небольшой замёрзший водопад, справа – будка охранника.
Тоннель в Черекском ущелье
Слева – замёрзший водопадик
И памятный знак – благодарность потомков строителям Балкарской общественной колёсной дороги.
Установлен к 125-летию строительства горной дороги, имевшей огромное значение для местных жителей.
Старая дорога Черекского ущелья «Пронеси, Господи!»
Наиболее живописный участок Черекского ущелья – место, где проходит старая дорога в Верхнюю Балкарию. Участки после тоннеля и правее тоннеля.
Черекское ущелье
Представьте узкое ущелье с небольшими водопадами. По дну каньона стремится бурная река Черек. Отвесные скалы устремляются вверх, к небу. Такие места на Кавказе называют теснинами. Расстояние между скалами в некоторых местах – не более 30 метров.
Черекское ущелье. На дне — река
Впечатляет глубина теснины – до 500 метров. Метров 200 – вверх от дороги, метров 300 – до реки, бурлящей на дне ущелья. Когда подходишь к краю – начинает кружиться голова. Говорят, что солнечные лучи редко достигают дна узкого глубокого каньона.
Вид от дороги, по которой мы ехали
По краю Черекского ущелье тянулась древняя дорога. Фактически горная тропа. Настолько узкая, что два человека с трудом могли разминуться. Всадники спешивались и вели лошадей за собой.
А вот и дорога…
В 1883 году дорогу расширили. Строительство Балкарской общественной колёсной дороги, соединившей поселок Кашхатау с селением Чегет-Эль, стало настоящим подвигом балкарского народа. Грандиозное сооружение строили почти десять лет. Вручную!
Местами – никаких ограждений. И далеко внизу – река…
Кто мог работать – работал. Расширяли дорогу, рубя скалы, носили камни, забивали сваи, строя мосты. Местные жители собирали деньги, кто сколько мог. Дорога – это жизнь. Она дала возможность не пробираться горными тропами на лошадях, рискуя жизнью, а возить грузы машинами.
Дорога тянется по краю обрыва. Видите, где жёлтый газовый трубопровод?
Глядя сейчас на эту дорогу, построенную 133 года назад, сложно представить, как тут ездили отважные горцы. Узкая одноколейка. Две машины мало где могут разминуться, хотя такие места встречаются. На краю обрыва – где есть бетонные ограничители, где – нет. Вот уж точно: «Крепче за баранку держись, шофёр!»
Здесь дорога довольно широкая. Машина свободно проезжает
Сдавать задом на такой дороге небезопасно. Да что там – даже вдоль края ехать жутковато, что мы на себе испытали. Хотя встречных машин не было. Да и вообще никаких, кроме наших.
Местами над дорогой скалы образуют козырьки
Да-да, поскольку мы были тут зимой, и туристов не было (вообще ни души, не считая охранника тоннеля), у нас появилась редкая возможность заехать на эту старинную горную дорогу из тоннеля.
И пешком тоже погуляли
Охранник оказался влюблённым в свой край. Он рассказал, что раньше этой дорогой ездили даже фуры с прицепами, возившие фрукты из Верхней Балкарии. Представляете?
Местами кажется – вполне проезжая дорога
Но местами – такая узкая! Да с такими поворотами!
Одно неверное движение – и… Такие дороги не прощают ошибок: опасные, крутые повороты, сама дорога очень узка. Не зря её называли «Пронеси, Господи!» Впрочем, на Кавказе не одна такая дорога. Мы уже встречали дороги с таким названием, но эта впечатляет больше всех.
Сейчас особо по старой дороге не поездишь. Повороты крутые, через сотню метров путь совсем сужается, буквально нависая над пропастью. То ли дорога раньше была шире, то ли у страха глаза велики, но я абсолютно не могу представить, как здесь ездили фуры с прицепами. Тут разве что на квадрике. Или лучше – на мопеде. Хотя пешком безопаснее…
А дальше дорога перегорожена, чтобы всякие безумцы не ездили.
Дальше дороги нет, точнее – перегорожена… Дальше — только пешком
К сожалению, фотки получились неважные. День и так пасмурный, а уже смеркалось, следовало поменять настройки фотоаппарата, да я так увлеклась ущельем, что забыла… Но, думаю, даже при скверном качестве фотографии машинок, заехавших на колоритную старую дорогу, впечатляют. Заметьте, это не самые большие внедорожники, а теперь представьте, что вместо них – фура с прицепом… Жуть, правда? Ох, не хотела бы я там ехать на фуре… На данный момент – это самая ужасающая дорога, которую видела.
Ну вот как тут ездили фуры с прицепами?!
Конечно, сидя дома у монитора компьютера, может показаться, что проехать по такой дороге – сущий пустяк. Хотя – вряд ли кому-то так покажется… Те, кто здесь ездили – настоящие герои. Бесстрашные, отважные люди.
Всех, кто ноет и жалуется, что дорога через Шаумянский перевал – ужасная, надо отправлять на экскурсию сюда. Пусть посмотрят, по каким дорогам люди ездили. Балкарцы не то что не жаловались – радовались, что у них есть такая дорога!
На краю пропасти…
Когда мы прошли по дороге влево от тоннеля, увидели необычное летнее кафе. Похоже, его устроили в незавершённом тоннеле.
Входом служит прислонённый к скале камушек.
А ещё оказалось, что охранник тоннеля – дядя известного борца, балкарца Альберта Туменова, накануне нашего визита в Черекское ущелье победившего именитого американца в бою в Лас-Вегасе. Понятно, что дядя с гордостью рассказал о своём племяннике. Вообще люди в Кабардино-Балкарии замечательные. Очень гордятся своим прекрасным краем, с удовольствием показывают гостям местные красоты.
Тоннели Черкского ущелья
Вырубленные в горе тоннели придают пейзажу ещё больший колорит. Разумеется, они созданы не для красоты, а чтобы обойти опасную горную дорогу по краю ущелья.
У тоннеля довольно дикий вид, ничем не обшит
Тоннелей два. Один – длинный, другой – короче. Из длинного тоннеля отходят боковые ответвления, выходящие на старую Балкарскую общественную колёсную дорогу. Именно так мы попали туда.
Боковой тоннель
Выехать на боковую дорогу из тоннеля несложно. А вот въехать обратно… Мне пришлось стоять в тоннеле – смотреть, нет ли приближающихся авто. Водители машин несутся по тоннелю быстро и не ожидают, что откуда-то сбоку кто-то может въехать в тоннель.
След от огней машины, пронёсшейся по тоннелю
Тоннель – настоящее спасение для жителей Верхней Балкарии. Теперь можно ездить без риска для жизни.
Кстати, первые впечатления от тоннеля – яркие. Когда мы подъехали и вышли из машин, раздался грохот, вскоре перешедший в вой. Первая мысль: началось землетрясение. Но тут же стало понятно, что эти страшные звуки доносятся из тоннеля. Просто оттуда ехал автомобиль.
Свет в конце тоннеля
Акустика в тоннеле такова, что словами не передать. Это надо слышать. Потрясающий эффект.
Дорога в Верхнюю Балкарию, башня Абаевых
Чтобы попасть в село Верхняя Балкария Черекского района, надо проехать тоннель.
Дорога в Верхнюю Балкарию
Дальше – дорога с прекрасными видами. Увы, темнело, большая часть фотографий не получилась.
Живописное ущелье
Но какие виды открывались из окна автомобиля! Горное ущелье, на дне – река.
Вид из окна авто на реку Черек
Вершины огромных гор окутаны туманом.
Дорога петляет среди гор.
Вскоре доехали до Верхней Балкарии.
Верхняя Балкария
Видите профиль лежащего человека на вершине горы?
Стремились к конечной цели нашего небольшого путешествия по Кабардино-Балкарии – башне Абаевых, окружённой руинами древних поселений.
Башня Абаевых
Башня Абаевых
Будете здесь – обязательно поднимитесь к башне Абаевых, осмотрите снаружи и внутри. Мы это сделать не успели – совсем стемнело. Обратно в Пятигорск ехали два часа по темноте. Ехать по Черекскому ущелью ночью и днём – абсолютно разные вещи. С одной стороны, ночью не так страшно – не видишь головокружительных пропастей, с другой – туда мы ехали по светлому, поэтому знали, что пропасти есть, да ещё какие…
Обратно ехали по темноте
Въезд в тоннель со стороны Верхней Балкарии
В общем, когда выехали, наконец, на равнину, вздохнула с облегчением. По таким дорогам раньше не ездили, надо ещё привыкнуть.
На обратном пути попали в небольшую метель. Опасались, дорогу заметёт, но ветер сдувал снег с трассы.
На обратном пути попали в метель
Как добраться в Черекское ущелье до Верхней Балкарии. Ехать дорогой на Голубые озёра Кабардино-Балкарии, затем дальше в горы. От Нальчика до села Верхняя Балкария Черекского района 70 километров. Ехать через Урвань, Аушигер, Кашхатау, Бабугент по трассе А-154.
До самой Верхней Балкарии – асфальт. Впрочем, что я рассказываю – посмотрите лучше видеоролик. Почти 9 минут. В нём есть всё: Черекское ущелье, старая Балкарская общественная колёсная дорога, тоннель, дорога в Верхнюю Балкарию. Как говорится, лучше один раз увидеть…
Сколько стоит. Летом посещение старой Балкарской общественной колёсной дороги с экскурсиями платное, позволяют погулять по старой дороге Черекского ущелья минут 30. Зимой, когда нет туристов, гуляйте сколько хотите. Мы были самостоятельно, за вход не платили.
Советы путешественникам. Имейте в виду, что перед тоннелем, где начинается старая дорога, припарковаться проблематично – места там максимум для трёх машин. Смотрите в оба, если машины уже стоят – паркуйтесь, не доезжая тоннеля. Обочины узкие, ищите место заранее. Иначе придётся проехать через тоннель, развернуться и возвращаться.
Понравилось Вам Черекское ущелье?
Хотели бы прокатиться по старой Балкарской общественной колёсной дороге?
Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2016. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
——————
Схожие записи:
Тайна голубых озёр Кабардино-Балкарии
Дорога на Голубые озёра Кабардино-Балкарии
Верхние Голубые озёра Кабардино-Балкарии
Новогоднее путешествие на Северный Кавказ
Дорога на Чегемские водопады Кабардино-Балкарии
Чегемские водопады зимой
Дорога Кисловодск — Джилы-Су до Долины Нарзанов
Долина Нарзанов в Кабардино-Балкарии
Замок Долины Нарзанов
Кольцевая дорога вокруг Бештау после монастыря
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!
Кабардино-Балкария: Черекское ущелье (теснина)
Полюбовавшись Нижним Голубым озером, мы выехали в Верхнюю Балкарию. Путь лежал через Черекское ущелье, которое однозначно стоило того, чтобы сделать там остановку.
Содержание
Что из себя представляет Черекское ущелье
Черекское ущелье — красивейшая локация в Кабардино-Балкарии. По его дну протекает река Черек Балкарский.
В верхней части проходит дорога А-154, ведущая из Нальчика в село Верхняя Балкария.
Это ущелье часто также называют Черекской тесниной. Теснина — промежуток между отвесными скалами.
На Гугл картах ущелье названо “тесниной Черек Тар”. Также в интернете фигурируют названия “Балкарское ущелье”, “ущелье Зылги-Тар”.
В одном из живописных участков ущелья проложен тоннель, а параллельно ему идет старая дорога, открытая только для пешеходов. С этой дороги открываются умопомрачительные виды на теснину.
Для понимания масштабов: максимальная глубина от дороги до реки на дне ущелья составляет около 300 метров. Высота от дороги до вершин отвесных скал, между которыми она находится — около 200 метров. Таким образом, полная глубина ущелья около полукилометра!
В самых узких местах Черекской теснины ее ширина всего 30-40 метров.
Как добраться до Черекского ущелья
Напомню, что мы побывали в этом месте в рамках экскурсии по маршруту: Нальчик, термальные источники в селе Аушигер, Нижнее Голубое озеро, Черекское ущелье, Верхняя Балкария. Заказывал я экскурсию по этой ссылке, сервис хороший, рекомендую.
Вот другие варианты экскурсий из Нальчика, включающие посещение Черекского ущелья:
- Голубые озера и Черекская теснина
- Колыбель балкарского народа
Если вы поедете на автомобиле сами, километров через пять после Нижнего Голубого озера вам нужно будет оставить машину перед въездом в тоннель. Вот координаты этой точки: 43.192386, 43.518563
На обочине у тоннеля есть место для нескольких машин, но не факт, что оно будет свободно в момент вашего визита. Так что возможно, лучше не рисковать, и остановиться немного загодя, а не прямо у тоннеля.
Прямо у въезда в тоннель вы обнаружите небольшой, но небезынтересный водопад. Вода в нем будто бы выходит прямо из скалы. Там же вы увидите большую тропу (дорогу), обходящую тоннель справа. Она то вам и нужна.
Расстояние по тропе до момента ее выхода на дорогу после тоннеля около 900 метров. Так что по ней вполне можно прогуляться туда обратно. Благо виды ущелья прекрасны на протяжении всего пути. Ну а нам возвращаться не пришлось. Водитель высадил нас и гида перед въездом в тоннель и забрал на выезде из тоннеля.
Расстояние от Нальчика до Черекского ущелья около 59 км (если ехать через Аушигер, как мы), или около 46 км, если ехать через Хасанью.
Стоит отметить, что из Нальчика в Верхнюю Балкарию через ущелье четыре раза в день ходит автобус №122. Однако официальных остановок в районе теснины или рядом с ней у него нет!
Впечатления от Черекского ущелья
Я думаю, по фото и видео уже вполне можно понять, что речь о неординарном месте. Но, как водится, снимки не в состоянии передать все красоты и масштабов природы.
Нам безусловно тут понравилось, это одно из самых запоминающихся мест маршрута нашего 12-дневного путешествия по Кавказу.
Единственное, что портит картину Черекского ущелья — это линия электропередачи, проложенная вдоль дороги. Но что поделать, объективно проложить ее в другом месте без бешеных затрат было просто невозможно.
Запомнился проход в скале, внутри которого сбоку есть приличных размеров отверстие вниз, через которое видно течение реки Черек.
По легенде, туда якобы сбрасывали неверных жен.
Меня спрашивали, не страшно ли там. Ну, если вы не боитесь высоты очень сильно, и не будете подходить совсем к краю, то не страшно. Но с маленькими детьми там конечно нужно быть начеку и держать все время за руку. Ограждений перед обрывом там толком нет.
А вот что вызывало некоторый страх, так это обнаруживаемые на пути тут и там явные следы камнепадов. Структура скалы очень располагает к этому, знаете ли. Понятно, что камни не падают ежечасно. Во время нашей прогулки там тоже ничего не упало. Однако немного не по себе, когда понимаешь, что в любой момент тебе на голову может свалиться камень. Поэтому, при всей невероятной красоте места, у меня как то не возникало желание посидеть тут часок другой, любуясь природой.
Был соблазн запустить там коптер, чтобы оценить красоту места под другим углом. Однако дул приличный ветер, да и легко можно было зацепить за провода, поэтому взлетать я не стал.
Балкарская колесная дорога
Дорога, по которой гуляют в Черекском ущелье туристы, сейчас уже не пригодна для проезда на автомобиле. Дух захватывает, когда узнаешь, что раньше по ней ездили!
Официальное название этого пути “Балкарская общественная колесная дорога”.
Дорога была сдана в эксплуатацию в 1893 году. Строительство начали в 1887 по личному распоряжению Александра III. Государство выделило для работ более 21 тонны пороха. Остальные средства и рабочую силу для стройки обеспечило балкарское население.
Запуск Балкарской дороги стал важным этапом развития инфраструктуры Черекского района. До появления дороги через теснину можно было пройти только узкой тропе. Настолько узкой и опасной, что шли пешком, а коня вели за собой!
Максимально подробно о строительстве Балкарской колесной дороги можно почитать в книге Б.Б.Темукуева Балкарская общественная колесная дорога по этой ссылке.
Не смотря на усилия, вложенные в строительство Балкарской колесной дороги, езда по ней была весьма небезопасна. Гиды говорят, что внизу в ущелье довольно много останков упавших туда машин. Сейчас сверху их разумеется не видно, так как за прошедшие годы все сильно заросло.
В советское время Балкарскую колесную дорогу “зашунтировали” тоннелем, и с тех пор по ней ходят только пешком.
На самом деле, Балкарская колесная дорога — это участок гораздо длиннее, чем используемая туристами тропа. Дорога в 19 веке была построена от поселка Кашхатау до села Чегет-Эль. Ее длина 28 км.
Не стоит искать на карте село Чегет Эль — в 1944 году его население было депортировано (в основном в Казахстан), село было разрушено. В настоящий момент это южная часть села Верхняя Балкария. Именно та часть, куда в основном и везут туристов, и куда после Черекского ущелья направились мы. Но об этом — в следующем материале.
С полным маршрутом нашего 12-дневного путешествия по Северному Кавказу с ссылками на описание его отдельных фрагментов вы можете ознакомиться по этой ссылке. Надеюсь, там вы сможете почерпнуть идеи для своего следующего отпуска.
Надо признать, что самостоятельное планирование продолжительных путешествий — это долгий и трудозатратный процесс (хотя мне он нравится). Если вам некогда заниматься планированием путешествия по Северному Кавказу, вы можете заказать авторский многодневный тур по всему региону или его составляющим на сервисе YouTravel.me по этой ссылке. Вам останется лишь купить авиабилеты. Остальное — проживание, маршрут, логистику по региону, экскурсионное обслуживание организаторы возьмут на себя.
Lake Giybashkel — Cherek canyon — KavkazSkiTur
- 1 day trip
- 4×4 Tours
- Cherek Gorge
- Hiking tours
- Hiking trails
- North Caucasus
- One-day Hiking
The first part of the trip описан здесь — Джип-тур по ущелью Черек-Балкария
Озеро Гийбашкель расположено в Черекском ущелье на высоте более 3000 метров над уровнем моря. Дорога к нему начинается от поселка Верхняя Балкария. Далее — только пешком, около 6 км по долине реки Чайнашки. Пейзаж необычный, будто из «Властелина колец». Здесь и мирно пасущиеся лошади, и дикие яки, и парящие над головой орлы.
Подъезжаем к верхнему кошу в верховьях реки Чайнашки. Наш пеший путь к озеру Гий-Баш-Коль начинается с верховьев ущелья Чайнашки, с верхнего коша, где заканчивается дорога, почти заканчиваясь на величественном горном массиве Каяшки-Су-Баши, из которого открывается живописный водопад падает прямо перед нами, а вверху сияет ледник. И вот мы пересекаем реку Чайнашки и направляемся к старой и почти невидимой геологической дороге, которая крутым серпантином приведет нас в ущелье Турашашки. Новые взгляды, новые впечатления!
Слева возвышается скалистая вершина Суук-Ауз-Кая, ближе к нам вершина Речитебе, от которой идет горный массив с небольшими вершинами и перевалами, за одной из которых находится наше озеро. Путь по ущелью не сложный, но уже чувствуется высота, даже летом на тропе может выпасть снег. Час пути и мы приближаемся к взлетной полосе. Это крутой подъем на 150 метров, снежный до середины июля, позже — осыпная тропа, крутым зигзагом ведущая к перевалу Турашашки. С похода на перевал открывается неописуемый вид на горный хребет Суган, или, как его еще называют, Суганские Альпы. Но давайте посмотрим чуть ниже и перед нами бирюзовая водная гладь, совсем близко. Спускаемся метров на 50 — и мы на берегу озера!
Здесь у нас будет основной отдых с горячим питанием, фотосъемкой, желающие могут отправиться на второе озеро, которое ниже. После этого мы вернемся.
В этих местах помимо красоты можно встретить стада яков, очень необычных животных. Или увидеть, как река Турашашки берет свое начало, вытекая из-под камней, а потом, вместо того, чтобы течь в глубине ущелья, бежит по его краю, над впадением в ущелье Чайнашки! Удивительное место.
Программа тура
Выезд
Трансфер на 4-колесном автомобиле из Нальчика в 7:00. Переезд в Черекское ущелье.
Голубые озера
Остановка у озера и у каньона Черек.
Переезд до поселка Верхняя Балкария
Начало похода
Начало походного маршрута к озеру Гийбашкель. Длина маршрута 6 км.Гийбашкель
Конечная точка маршрута — Гийбашкель.
Возврат в Нальчик
ЦЕНА | 4 000 рублей с человека | |||
ВРЕМЯ ОТЪЕЗДА | 07:00 | |||
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ | 10-12 часов | |||
НОМЕР В ГРУППЕ | от 4 человек | |||
ВКЛЮЧЕНО В СТОИМОСТЬ |
| |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОПЛАЧИВАЕТСЯ |
| |||
При себе иметь: ✓ Паспорт, ✓ Закуску, ✓ Спортивную обувь, ✓ Непромокаемую одежду Важно знать! При неблагоприятных для тура погодных условиях возможны изменения запланированного маршрута, в том числе дня и времени отправления. |
Перечень личного треккингового снаряжения
Одежда и обувь
Шапка/панама
Куртка (температура воздуха рано утром и поздно вечером 901+900С +8 Легкая рубашка с длинными рукавами (защищает от ожогов рук и шеи)
Футболка
Походные штаны
Носки
Треккинговые ботинки и/или кроссовки на толстой подошве
Вьетнамки
Головной убор, перчатки
Водонепроницаемая одежда и/или плащ
Трекинговые палки (уменьшают нагрузку на колени). При проблемах с коленями, суставами и лишнем весе ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь трекинговые палки (можно бесплатно взять у нас напрокат)
Снаряжение и личные вещи
Паспорт/свидетельство о рождении ребенка (оригиналы документов — не копия!)
Закрытая упаковка для документов
Бутылка пластиковая 0,5 л (для питьевой воды в пути)
Кружка, ложка, нож (для обеда в горах, для чая, кружка небьющаяся)
Факел
Рюкзак для прогулок (20-25 литров). В рюкзаке — личные вещи туриста и общественные продукты для обеда, которые выдает инструктор (400-600 гр)
Безопасность и личная гигиена
Солнцезащитные очки
Туалетная бумага
Сушилки для обуви 1 1 1 Солнцезащитный крем, гигиеническая помада
Аптечка индивидуальная. Обязательно: эластичный бинт, гипс.
Personal care products
Lake Tatapastauat + waterfalls Ushtulu — KavkazSkiTur
- 1 day trip
- 4×4 Tours
- Cherek Gorge
- Hiking tours
- Hiking trails
- North Caucasus
- One-day Hiking
Первая часть путешествия описана здесь — Джип-тур по ущелью Черек-Балкария
Маршрут проходит по ущелью Черек до его верховьев, где продолжается до ущелья Кара-Су, на поляне Уштулу.
Программа тура
Вылет
Вылет из Нальчика. Доехав на 4-х колесной машине по живописному серпантину до средней части ущелья Кара-су, маршрут продолжается пешком по тропе и ведет к высокогорному озеру Татапастауат (Балкарское Дедовское озеро).
Начало похода
Озеро Татапастауат
Обедаем на озере, желающие могут искупаться в чистейшей воде, после чего возвращаемся к машине и спускаемся по дороге к нарзанному источнику, состав которого благоприятен для сердечно-сосудистой системы и пищеварение. Затем мы направимся в близлежащее ущелье реки, которое в народе шутливо называют «Стиральная машина». Мало где можно увидеть такой бурный поток воды!
Посмотрев, и даже немного испугавшись этого природного явления, отправляемся дальше к водопаду Мусук-Су, который красивыми косами устремляется вдоль скал к хрустальному озеру-чаше у его основания. Здесь можно расположиться для отдыха с чаепитием и любованием примыкающим с другой стороны диким ущельем Герты. Пьём чай, и идём к следующему величественному водопаду — Зеркли-Су, или по-русски Ольховый.
Возвращение в Нальчик
После небольшого путешествия по лесу мы увидим каменистый кулуар с ниспадающим вниз мощным ручьем. После отправляемся в Нальчик.
ЦЕНА | 4 000 рублей с человека | |||
ВРЕМЯ ОТЪЕЗДА | 07:00 | |||
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ | 10-12 часов | |||
НОМЕР В ГРУППЕ | от 4 чел. | |||
ВКЛЮЧЕНО В СТОИМОСТЬ |
| |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОПЛАЧИВАЕТСЯ |
| |||
При себе иметь: ✓ Паспорт, ✓ Закуску, ✓ Спортивную обувь, ✓ Непромокаемую одежду Важно знать! При неблагоприятных для тура погодных условиях возможны изменения запланированного маршрута, в том числе дня и времени отправления. |
Перечень личного треккингового снаряжения
Одежда и обувь
Шапка/панама
Куртка (температура воздуха рано утром и поздно вечером +8 …0031 Легкая рубашка с длинными рукавами (предотвращает ожоги рук и шеи)
Футболка
Штаны для походов
Носки
Треккинговые ботинки и/или кроссовки на толстой подошве
Шлепанцы 03
, Шляпа 03
, Водонепроницаемая одежда и/или плащ
Трекинговые палки (уменьшают нагрузку на колени). При проблемах с коленями, суставами и лишнем весе ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь треккинговые палки (можно взять у нас напрокат бесплатно)
Снаряжение и личные вещи
Паспорт/свидетельство о рождении ребенка (оригиналы документов — не копия!)
Закрытая упаковка для документов
Бутылка пластиковая 0,5 л (для питьевой воды в пути)
Кружка , ложка, нож (для обеда в горах для чая, кружка небьющаяся)
Факел
Рюкзак для прогулок (20-25 литров).