Чорон якутский: Предметный разговор — Томский областной краеведческий музей

Предметный разговор — Томский областной краеведческий музей

Чорон… Сколько раз его подносили молодым на якутских свадьбах! Скольких гостей встречали, наполняя священный сосуд до краёв терпким и хмельным кумысом! Ни одна церемония или праздник не обходились без присутствия чорона.

Сделан чорон якутским мастером из дерева простыми инструментами: топором да кривым ножом. А затейливый орнамент наносился специальными ножами, которые для непосвящённого называются мудрёно: кэрдэри, кэрэниэе анньяр, ойуулуур быхых. А само имя – «чорон» – произошло от «чорой» или «чорот», что по-якутски означает «держать поднятым вверх».

Привёз сосуд в Томск из экспедиции по Якутии в 1921 году и передал в музей Болеслав Петрович Юхневич. Вот именно с него, с этого священного сосуда, и началась якутская коллекция нашего музея!

Якутская экспедиция Б.П. Юхневича

В 1921 году при непосредственном участии научных сил Томска в Якутию с целью исследования её экономического и демографического состояния была организована «Северная экспедиция Народного комиссариата внешней торговли и Сибирского революционного комитета».

Работа экспедиции продолжалась 14,5 месяцев, а результаты её послужили базой для анализа и планирования развития производительных сил Сибири.

В этой экспедиции принимал участие Болеслав Петрович Юхневич. Более того, он был назначен руководителем той части экспедиции, которая осуществляла экономические полевые изыскания. Такое доверие к Б.П. Юхневичу было продиктовано следующими обстоятельствами:
• за спиной у Болеслава Петровича уже был опыт работы по этнографическим исследованиям Якутии в 1914 году, когда Б.П. Юхневич находился там в ссылке за революционную деятельность;
• в момент формирования экспедиции 1921 года Б.П. Юхневич состоял на службе в Томском Совете народного хозяйства и занимался экономическими проблемами региона;
• одновременно Болеслав Петрович обучался на Факультете общественных наук в Томском университете, совершенствуя свои знания в экономике и статистике.

Во время экспедиции Болеслав Петрович проводил не только экономические исследования, но и этнографические наблюдения; он профессионально собирал предметы, отражающие яркие черты быта якутов.

Часть экспедиционных этнографических сборов Б.П. Юхневича (предметы, фотографии и другие изобразительные источники) поступили в Томский губернский музей в 1923 и 1924 годах. Тем самым было положено начало якутской этнографической коллекции музея, которая впоследствии пополнялась сборами других этнографов.

Среди привезённых из экспедиции этнографических предметов особое место, без сомнения, занимает чорон – священный сосуд народа Саха!

Чем же примечателен чорон в культуре якутов? Почему к этому сосуду у народа такое благоговейное отношение? Почему чорон – один из ярких персонажей якутского фольклора и любимый объект творчества художников?

Чорон, этот волшебный кубок народа Саха, неразрывно связан с якутским праздником летнего изобилия Ысыах. Вот и на графической работе художника В.С. Карамзина мы видим обряд питья кумыса, который готовился из кобыльего молока, хорошо утолял жажду, бодрил и обладал целебными свойствами.

В якутских преданиях само появление праздника Ысыах связывают с именем легендарного родоначальника Эллэя. Он был одинок, не знал родителей, был человеком мастеровитым. Эллэй первым изобрёл кумыс и посуду для его питья – чорон – кубок из дерева. Он же, Эллэй, первым устроил Ысыах. Впрочем, вот одна из якутских легенд, повествующая нам о начале якутского народа Саха.

Легенда об Эллэй-Боотуре, прародителе народа Саха

«Жил был человек по имени Охоной. И было у него две дочери. Одна красавица – Нурулдан Куо, а вторую звали Растрепанная Коса. Она была чёрная и некрасивая, зато очень работящая.

В поисках работы однажды к ним явился богатырь по имени Эллэй. Охоной оставил его у себя жить и работать. Так хорошо Эллэй у него работал, что старик захотел отдать ему в жёны свою красавицу дочь Нурулдан Куо. К удивлению Охоноя Эллэй выбрал другую дочь со словами: «Если хотите меня вознаградить, отдайте мне в жёны Растрепанную Косу».

Эллэй забрал свою жену и ушёл с ней на Север.

Спустя некоторое время старик Охоной захотел увидеть свою дочь и Эллэя. Очень долго он шёл и, наконец, увидел красивый белый дом – ураса, а вокруг дома бегают кони.
Элэй вышел из дома с деревянным чороном, наполненным кумысом, встал на колени, поднял чорон к небу с просьбой к обитателям Верхнего мира благословить его семью. Тут появились три белых лебедя и, троекратно покружившись над Эллэем, спустились и стали пить кумыс из чорона. Обрадовался Элэй, уселся с женою под деревом, стал пить кумыс, разговаривать и веселиться. Старик удивился, но присоединился к Эллэю. Три дня они ели, пили, веселились. Так произошёл первый Ысыах.

А Эллэй, с того времени, почитается как прародитель всех якутов».

Чорон и традиции современных якутских мастеров

Современные якутские мастера, изготавливающие деревянные чороны, трудятся над ними месяцами. Они выбирают подходящие берёзовые чурки, вручную придают дереву нужную форму, выбирают ножами сердцевину, наносят на сосуд узоры, как причудливые пояса. Чем больше таких поясов, тем ценнее чорон. Обычно чороны имеют три, семь, девять поясов. Древние якуты считали эти числа священными.

На деревянных чоронах орнамент выполняется в виде художественной резьбы по наружной поверхности сосуда. «Палитра» узоров достаточно широка: ребристая, или гребёнчатая, в виде трав. Используются орнаменты в виде сети, в виде ягоды, в виде волн, сердцеобразные орнаменты, орнаменты в виде косых линий… Каждый орнамент несёт определённый смысл. Например, ребристый – благодать, урожай.

Работа над чороном кропотливая. Здесь любая спешка может привести к непоправимым последствиям: сосуд может дать трещину, и вся работа окажется тогда напрасной.

Сегодняшние якутские мастера, занимающиеся изготовлением чоронов, часто собираются в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх». Цель одна – сберечь искусство изготовления волшебного кубка. И это искусство, по мнению мастеров, зиждется на трепетном отношении к инструментам и к орнаментации чоронов: редко кто рискнёт похвастаться использованием токарных станков в производстве: чороны по-прежнему ваяются вручную.

Чрезвычайно консервативно якутские мастера относятся к орнаментации. Они не позволяют себе здесь фантазировать, а скрупулёзно повторяют орнаменты древних чоронов, справедливо считая, что каждый орнамент несёт свой смысл и культурно-исторический код народа.

А задача мастеров – этот код не исказить и, тем более, не разрушить. Вот почему для мастеров так значимы старинные чороны, которые хранят в себе культурные смыслы народа Саха.

Наш музей может гордиться, что один из таких старинных чоронов хранится у нас, в Томске. Сосуд, несущий в себе культурный код якутского народа.

Рассамахин Ю.К.,
старший научный сотрудник выставочного отдела ТОКМ

Якутские чороны: традиции и современность

21 октября побывала я на круглом столе, посвященном якутским чоронам. Думала будет скука смертная, а оказалась настолько интересная и живая тема! Столько исследований, столько мастеров, такие дискуссии.

Самая главная проблема — как сохранить традиции изготовления деревянного чорона? Еще один важный вопрос: как относиться к фарфоровым чоронам и не препятствует ли их появление решению главной проблемы? Вот на них и постарались ответить участники круглого стола. У некоторых из них я взяла интервью.

С 12 по 22 октября прошла декада «Народное искусство – национальное достояние». В программе были выставка-ярмарка работ народных мастеров, смотр-конкурс раритетных чоронов, научно-практическая конференция и другие мероприятия.

В субботу, 21 октября, состоялся круглый стол, посвященный якутскому чорону. Обсуждались проблемы сохранения традиций, передачи знаний новому поколению мастеров, внесения искусства изготовления чоронов в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Специалисты Центра интеллектуальной собственности РС(Я) познакомили участников со способами защиты авторских прав и приобретения патентов.

Помимо слов, сказанных во время выступления, интересно узнать мнение участников круглого стола по некоторым вопросам, которые часто возникают у людей, не связанных с ремеслом или искусством. Они с удовольствием на них ответили и, надо сказать, что мнения разошлись.


Александр Николаевич Гоголев, директор Национального центра «Симэх», заслуженный деятель искусств РС(Я)

— Сегодня много говорили о сохранении традиций. Однако в последнее время стала очень популярна фарфоровая посуда в национальном стиле, в том числе чороны. Как вы к этому относитесь?
— Современная жизнь, изменение жизненного уклада требуют, наверное, нового взгляда и новых решений. И в этом плане я не против фарфоровых чоронов. Но фарфоровый чорон это уже хозяйственный сосуд, посуда. А наш старинный, деревянный, священный сосуд Чорон требует к себе трепетного, бережного отношения и, конечно, почитания. Это вершина народного искусства народа саха. Выше нет. Есть одежда, есть косторезное искусство, но выше Чорона всё равно нет. Так что мы на сегодняшнем круглом столе попытаемся определить значение этого сакрального сосуда в духовной жизни нашего народа. И есть у меня мечта — включить искусство изготовления нашего Чорона в список нематериального, духовного наследия человечества ЮНЕСКО. Мы будем работать в этом направлении. Нужно привлечь к этому не только художников и мастеров, но и научное сообщество, искусствоведов, в общем, специалистов по всем направлениям.

— Чорон это священный сосуд для совершения традиционных обрядов и ритуалов. Какой чорон, или может быть чороны, нужно использовать во время благословления молодоженов на свадьбе?
— Чороны бывают нескольких видов, но обычно для ритуального освящения, для ритуальных обрядов и торжественных моментов обращаются к Тойон Айах чорону. Это кубок большого размера на одной ножке. В старину, да и в наше время, алгысчиты прибегают к этому чороону.

— Чем отличаются чороны на одной ножке и на трех?
— Наши предки жили в таких не комфортных условиях. И я думаю, что всё дело в этом. Почему у нас столы на трех ножках? Пол и поверхности были неровные. На четырех ножках устойчивое положение было сложно найти, а на трех гораздо проще. То же самое с чороном. Для маленьких чоронов начали делать три ножки. Я думаю, что это скорее более утилитарное решение.


Александр Андреевич Никифоров, народный мастер, учитель труда. Хангаласский улус, село Булгунняхтах.

— Как вы относитесь чоронам из фарфора?
— Да, сейчас всё реже пользуются нашими традиционными чоронами. В последнее время перешли на керамику и фарфор. Это гигиенично, эстетично и так далее. Но если придерживаться традиций, то посуда должна быть деревянной. Говорят, раньше тоже были керамические чороны, что они с древних времен. А мы знаем, что первые чорон изготовлял, распространял наш предок Эллэй. Он начал этим заниматься. Мы народные мастера придерживаемся этой традиции. Изучаем ее.

— Сколько времени уходит на изготовление чорона?
— Работа по древесине, изготовление чорона, это трудная работа. Это сложный технологический процесс. Начинается всё с заготовки. Надо выбирать дерево, потом привезти, правильно засушить, чтобы оно не потрескалось. И потом уже начинается изготовление – вручную или на станке точат. Это уже от мастера зависит. Используются токарные станки. В старину были самодельные станки, которые вращали руками. Я вот сравниваю с процессом изготовления изделий из металла: ножи, хомусы. Работа по древесине сложнее, чем по металлу. Металл по физическим свойствам проще – гибкий, пластичный. Из него можно как из пластилина лепить, изгибать, менять форму. А древесина она живая. Если допустишь ошибку, дерево лопнет, треснет и всё.

— А вы делаете чороны для себя или работает на заказ?
— Я делаю чороны для себя. Чтобы хранить традиции и обучать детей. Заказы не принимаю. Работать на заказ для меня психологически сложно. Потому что меня подгоняют сроки, требуют качество. Когда сам себе делаешь, с хорошим настроением, в свободное время, тогда работа получается хорошо. Для меня это хобби.

— Какой орнамент самый любимый?
— Такого нет. Мы берем за образец старые чороны. Стараемся скопировать узоры с них. Я самостоятельно ничего не вношу. Если придумывать от себя, то это будет уже не традиционный чорон. Нельзя ни форму менять, ни орнамент.

— Получается, полета творчества у вас нет?
— Я еще не достиг такого уровня. Уровня прежних мастеров. Мы просто учимся, копируем. Поэтому никакой самодеятельности.


Сергей Соломонович Петров, народный мастер. Хангаласский улус, село Качикацы.

— Как давно занимаетесь ремеслом?
— Со школы, лет двадцать наверное. Я всегда работал руками: строил дома, плотничал. В последнее время основным делом стало изготовление чоронов. Чувствую, что нашел своё призвание. Раньше я их точил на токарном станке, а потом стал делать полностью по традиции – вручную. Раньше и с узорами фантазировал, и с формой — не придерживался канонов. А сейчас появились наставники. По их советам делаю традиционные чороны. Без самодеятельности. Началась настоящая учеба, можно сказать. И вот уже два года изготавливаю чороны полностью вручную.

— Какие виды узоров вы используете? Есть такой, который больше нравится?
— Я использую только традиционные узоры. Любимых нет. У нас в селе в музее есть старинные чороны. Беру их по одному и копирую. Вот только так. Еще не закончил все чороны в этом музее копировать. Это от материала зависит. Иногда бывает, что хороший материал не попадается. Случается, что внутри березы оказывается чернота, а это уже негодное сырье. Так что это редкость когда попадается хорошее дерево.

— А когда вы ходите за заготовками?
— Примерно в это время заготавливаемся – конец октября, начало ноября. По преданиям так должно быть. Дерево спит, оно успокоилось, лето прошло. И уже немного сухое. При заготовке проводим обряд, разжигаем костер – всё как должно быть. Много брать нельзя – столько, сколько сможешь использовать.

— Сколько времени уходит на изготовление чорона?
— От заготовки до готового изделия у меня уходит два месяца. Инструменты я делаю сам, станками не пользуюсь. Познакомился с кузнецами, поработал с ними несколько лет. Три года ушло, чтобы научиться делать инструменты.

— А какие это инструменты?
— Например, «иэд быhах» для того чтобы выскабливать внутреннюю часть чорона. Есть еще три ножа разных размеров и несколько совсем маленьких для нанесения узоров.

— Кто чаще всего заказывает чороны и для чего?
— Заказы делают люди в возрасте, чаще женщины. Обычно для частной коллекции.

— Как относитесь к керамическим и фарфоровым чоронам?
— Я думаю они только для украшения или повседневного использования нужны. Мыть их легче, гигиенично. Но сакральной, духовной ценности в них нет. Прошлым летом меня пригласили на закрытыой обряд. Называется «Ытык Дабатыы» — это представление молодого шамана верхним духам. По традиции мастера по дереву должны делать обереги. И мы всю ночь вырезали их. Шаманы во время обряда использовали керамический чорон. То есть даже они уже начали терять традицию и перестали пользоваться деревянными. Это дало мне дополнительный стимул заниматься традиционным ремеслом по всем канонам. Нужно возрождать.


Владимир Прокопьевич Егоров, народный мастер, учитель труда. Усть-Алданский улус, наслег Чаранг.

— Как вы пришли к изготовлению чоронов?
— Я учился в селе Булгунняхтах Хангаласского улуса. С самого детства начал заниматься. Учителем был Александр Андреевич Никифоров. Именно он привил любовь к чоронам.

— У вас есть своя мастерская?
— Сейчас нет. Я учу детей в своем наслеге, веду кружок «Дьоhур». Школа выделила помещение, там и работаем.

— Как всё-таки лучше делать чороны на станке или вручную?
— Станочное изготовление нужно для большей массовости. Традиционные технологии по заветам предков, тоже необходимо сохранять. Сейчас стараются сделать главным направлением ручное изготовление чоронов, потому что многие перешли на станочное производство. Я думаю надо постараться поддерживать оба способа.

— Как вы думаете, для чего сейчас нужно покупать традиционные деревянные чороны? Как их использовать?
— Чороны стали просто как сувенир. Люди ими не пользуются и даже понять не стараются. Если я сейчас по всем традициям вручную сделаю чорон и дам его людям, они просто поставят его как украшение. Поэтому очень важно донести правильное понимание чорона, его истинное значение. Это наше наследие с древних времен. А сейчас людей больше привлекают фарфор и керамика. Пытаются сэкономить или заработать деньги. Просто время такое. Но настоящий мастер должен изучать историю. Нужно хорошо знать Олонхо и то, что понял и прочувствовал передать дереву.

— Как правильно ухаживать за деревянным чороном?
— И старинный чорон, и недавно изготовленный мастером, обязательно нужно смазывать маслом или жиром. Потому что раньше их использовали каждый день и он пропитывался естественным образом. Хотя бы раз в неделю нужно протирать. Тогда чорон не потрескается и сохранится надолго.

— Можно ли вносить что-то от себя при изготовлении чорона?
— Нет, нельзя. Мы должны беречь наследие предков, стараться максимально его сохранить. Конечно, мастер может применить необычный узор, сделать четыре ножки или изобразить лошадиную голову на чороне. Только я считаю, что это не правильно. Чем ближе к традициям, тем лучше. В другом ремесле это возможно, но только не по отношению к чорону.

— Какие этапы существуют в изготовлении чорона?
— Сначала идешь в лес и ищешь своё дерево. Это отдельный сложный процесс. Выбираешь, приносишь дерево домой. По старинным традициям приступать к работе нужно пока дерево еще сырое. Очищаешь от бересты, придаешь форму. Потом нужно выскрести внутреннюю часть и приступать к нанесению узора. Финальный этап это обработка маслом и жиром. На самом деле весь процесс очень сложный и в двух словах полностью его не рассказать.

— Сколько по времени занимает изготовление чорона?
— Можно месяцами делать. Если чорон большой, то еще дольше. Процесс сушки дерева очень медленный. Будешь его ускорять – может и потрескаться. От дерева многое зависит и от сезона. Зимой можно делать не спеша. Летом, когда жарко, дерево очень быстро сохнет и трескается, поэтому постоянно заносишь в булус отлежаться. Многие стараются ускорить процесс, но от этого страдает качество.


Софья Трофимовна Попова, директор ООО «Чорон ХХI век».

— Из каких материалов изготавливаются чороны на вашем производстве?
— Мы делаем чороны и якутскую национальную посуду из фарфора, занимаемся литьем керамики из местного сырья. Недавно занялись столярным производством. Деревянные чороны мы в продажу не пустили. Пока в виде эксперимента обучаем детей в колледже. Учим работать на станке и вручную вырезать орнамент. Готовим молодых сотрудников. После трех лет в колледже начинается обучение на нашем производстве. Чтобы работать у нас, нужен характер, нужно состояться как мастеру, своими руками изготовить не один чорон. Это очень тяжелый труд.

— Как вы считаете, чорон предназначен только для ритуалов или его можно использовать в повседневной жизни?
— Должны быть оба варианта. С одной стороны, это сакральный сосуд для обрядов. Однако у нас есть культура использования якутских украшений, национальной одежды, традиционных блюд. Поэтому должна быть и якутская национальная посуда. Мы живем в современном мире, который диктует свои условия. Есть санитарные нормы, к нам приезжают гости из других стран с определенными понятиями о гигиене. Мы встречаем их в национальной одежде и украшениях, предлагаем блюда якутской кухни. Но в деревянной и берестяной посуде этого делать нельзя, ведь они могут отказаться попробовать или заболеть, потому что здоровье более хрупкое. Деревянную посуду не так легко помыть и должным образом обработать.

— Способствует ли фарфоровая посуда в национальном стиле сохранению якутских традиций или размывает их?
— Я считаю, что способствует. Ведь изначально якутская посуда была керамической. Потом появилась деревянная посуда. И закономерно, что после деревянной пришла фарфоровая. Фарфор, керамика и дерево это всё материалы природные. Для того чтобы сохранить культуру мы должны издавать книги, делать выставки, тщательно записать технологию предков.

— Почему для производства выбрали завод в Китае?
— Китай не самая простая страна для сотрудничества. С ними очень трудно работать. Однако они как азиаты нас приняли. До этого я пыталась наладить контакты с российскими заводами. Очень много их посетила. Они к нам отнеслись немного свысока. Не пускали к мастеру, который работал по модели, например. Поэтому через два года безуспешных поисков, я договорилась с китайским заводом. Они нас приняли с открытой душой. Наших мастеров пускают внутрь завода, всё показывают, рассказывают. Конечно, есть секреты производства, ведь у них целый город занимается фарфором. В основном эти секреты касаются состава.

— Как изготавливаются чороны из фарфора?
— Производство чоронов у нас полуфабрикатное. Мои мастера делают модель, строго соблюдая каноны. Затем в Китае производятся фарфоровые заготовки, готовые для росписи. Их привозят в Якутск и наши мастера расписывают. Фарфор это очень сложное производство. Его в Якутии никогда не будет. Керамику можно, а фарфор нет. Это такая технология, такие заводы, это усидчивость, характер народа. Наша молодежь сейчас не хочет и не может так работать. И ремесло изготовления чоронов из дерева тоже требует усидчивости и терпения. Поэтому мастеров всё меньше и меньше. В Китае производство фарфора это национальное ремесло. По сути, мы объединили две азиатские традиции: китайский фарфор и якутский чорон. Это очень интересное соединение двух культур.

Естественно, всё мероприятие и часть интервью проходили на якутском языке. Я благодарна родителям, что хорошо понимаю по-якутски, хотя мало разговариваю на нем. Кстати, на мой взгляд перевод или даже проведение подобных мероприятий на русском языке могло бы поспособствовать развитию ремесла. В плане сбыта и передачи традиций русскоязычной молодежи. Таким образом можно было бы мотивировать их к изучению родной культуры, а может за ней и язык подтянулся бы. А вы как думаете?

 

Источник: http://dnevniki.ykt.ru/girl_ykt/1076867

4 409

«Якутские бриллианты» как понятие переживут эпоху кризиса

Василий Власов, председатель Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия), отвечает на вопросы Rough & Polished. Василий Власов, кандидат экономических наук, долгое время занимал высшие руководящие должности в алмазной отрасли и администрации Якутии, а в 1998-2002 годах возглавлял правительство этой республики.


Какие действия предпринимает Алмазный совет, который вы возглавляете, в связи с финансовым кризисом?

Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) – коллегиальный орган, уполномоченный разрабатывать и вносить предложения, направленные на реформирование государственной политики в алмазном бизнесе и создание условий, способствующих повышению уровня конкурентоспособности алмазного гранильной отрасли республики на российском и мировом алмазном рынке. В число задач, поставленных перед Алмазным советом, входят вопросы подготовки и согласования с АЛРОСА и другими алмазодобывающими компаниями, связанные с продажей алмазного сырья гранильным фабрикам, расположенным в республике, а также контроль за производством бриллиантов этими предприятиями.

заводы.

Алмазогранильная отрасль одной из первых пострадала от мирового финансового кризиса и в первую очередь из-за острого дефицита и удорожания кредитных ресурсов.

Общеизвестно, что ограночным предприятиям требуются значительные средства на начальном этапе изготовления бриллиантов – на этапе закупки сырья, стоимость которого, в свою очередь, достигает до 92% себестоимости бриллиантов.

В настоящее время банки повысили ставки по кредитам до 25% годовых и одновременно задержали оформление и выдачу кредитов. На рынке было зафиксировано падение цен на бриллианты и падение продаж на 20-30% в розничном и на 50% в оптовом сегментах, что вызвало рост складских запасов у производителей бриллиантов в республике и других российских фабриках. . Заводы обнаружили, что не могут выкупить все алмазы, предлагаемые АЛРОСА.

АЛРОСА объявила о сокращении продаж на рынке.

Естественно, Алмазный совет был вынужден отреагировать на ухудшение ситуации на рынке, и я, будучи председателем Алмазного совета, вносил конкретные предложения в Правительство Республики Саха (Якутия) и руководство АЛРОСА. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Егор Борисов провел соответствующие встречи 9 и 31 октября, а Президент АК «АЛРОСА» Сергей Выборнов — 23 октября9.0003

Основанием для проведения этих консультаций были:

— необходимость поддержания АЛРОСА уровня добычи сырья и количества рабочих мест в Якутии в соответствии с существующим планом. В случае снижения реализации алмазов АЛРОСА на рынке, это должно быть компенсировано продажей алмазов в Федеральный государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств государственного бюджета. Не должно быть уменьшения налоговых поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия) от АЛРОСА;

— необходимость сохранения гранильной промышленности Республики Саха (Якутия) и самого понятия «якутские алмазы».

На этих встречах были приняты следующие решения:

1. Коэффициент отбора при продаже алмазного сырья гранильным фабрикам будет первоначально снижен до 65%, а затем решения будут основываться на консультациях и анализе, связанном с колебаниями мирового рынка бриллиантов.

2. Будет предоставлена ​​отсрочка по НДС за четвертый квартал 2008 г. и за первый квартал 2009 г.при продаже алмазного сырья АК «АЛРОСА» российским гранильным предприятиям.

3. Будет восстановлен прежний порядок реализации алмазного сырья, т.е. вторая партия алмазного сырья массой 5-10 карат прилагается к стандартной партии.

4. В Правительство Российской Федерации будет внесено предложение о создании в одном из системообразующих банков (Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ) специализированного отдела по кредитованию гранильных предприятий.

Для выхода из кризиса практически все страны, в том числе и Россия, прибегают к государственному патернализму – поддержке компаний за счет их государственных бюджетов. Предполагается, что спрос на предметы роскоши сейчас снизится, так что не будет ли правильным, если власти республики позаботятся об оказании господдержки гранильной отрасли?

Проблемы гранильной отрасли России не остались без внимания государства. 22 октября в Министерстве финансов состоялось совещание с участием руководителей крупных российских гранильных заводов и Ассоциации производителей бриллиантов России, на котором обсуждалась ситуация на мировом и российском рынках бриллиантов.

Развивая идеи, высказанные на этой встрече, мы обратились к властям республики с некоторыми предложениями по государственной поддержке отрасли. Они занимаются закупкой Гохранским агентством РФ бриллиантов у гранильных предприятий республики на сумму до одного миллиарда рублей до 1 апреля 2009 года.в кризисный период. Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров направил соответствующее письмо заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Министру финансов Алексею Кудрину. Кроме того, я обратился к властям республики с просьбой предоставить якутским заводам кредит сроком на один год из средств ОАО «Республиканская инвестиционная компания» для выплаты банковских процентов. Устав этой компании позволяет выдавать кредиты.

Оба этих предложения сейчас согласовываются, и мы надеемся, что они будут положительно одобрены.

В каком состоянии сегодня находится гранильная промышленность Якутии? Каково быть алмазогранильной компанией с иностранным капиталом, как, например, «Чорон Даймонд», по сравнению с якутскими предприятиями?

Что касается работы гранильной отрасли в целом, то за девять месяцев она показала положительные результаты. Если за девять месяцев в республике планировалось произвести бриллиантов на сумму 110,8 млн долларов, то фактически было произведено бриллиантов на 111,7 млн ​​долларов. Кроме того, бриллианты на сумму более 11 миллионов долларов были произведены в России на давальческой основе, а дочерняя компания EPL Diamond в Китае произвела бриллианты на сумму 45,6 миллиона долларов. В отрасли работает 119 человек.3 человека.

Несмотря на текущие проблемы с кредитными ресурсами и закупкой сырья, заводы продолжают свою работу. Ожидаемое оживление предновогодних продаж ювелирных изделий с бриллиантами позволит выйти на уровень производства в 2008 г. не ниже уровня годичной давности.

В республике два завода с иностранным участием: ООО «Чорон Даймонд» и ОАО «Саха Даймонд». Первый покупает алмазы на вторичном рынке, а второй, являясь клиентом Единой сбытовой организации АЛРОСА, имеет прямой доступ к алмазам производства АЛРОСА. Choron Diamonds лидирует по количеству произведенных бриллиантов; эта компания за девять месяцев произвела бриллиантов на сумму 12,2 млн долларов, а «Саха Даймонд» — на 1,8 млн долларов.

Каким образом и на каких условиях якутские гранильные фабрики сегодня получают алмазное сырье? Решилась ли проблема 18-процентного НДС на алмазы, продаваемые АЛРОСА?

На сегодняшний день в республике 14 гранильных предприятий, являющихся клиентами Единой сбытовой организации АЛРОСА. Они покупают алмазы на общих основаниях: они обязаны платить вперед с учетом своих производственных мощностей и количества огранщиков. АЛРОСА также учитывает рекомендации Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия).

Что касается решения о введении налога на добавленную стоимость при реализации АЛРОСА алмазов на внутреннем рынке, то это исключительная прерогатива этой компании. При этом, как известно, в течение этого года компания дважды приостанавливала уплату НДС. Решением, которое могло бы удовлетворить всех участников алмазно-бриллиантового комплекса Российской Федерации, было бы внесение поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающей нулевую ставку НДС при реализации алмазного сырья на внутреннем рынке. Наша республика уже дважды вносила в Государственную Думу соответствующий федеральный законопроект, но пока положительного решения нет из-за негативных выводов федерального правительства.

Якутские гранильные фабрики получают алмазы от ОАО «Нижнеленское»? Поскольку в условиях кризиса чем меньше компания, тем сильнее на нее давят, считаете ли вы возможным приобретение Нижнеленского АЛРОСА? Не могли бы вы высказать свое мнение как эксперта?

ОАО «Нижнеленское» реализует необработанные алмазы двум фабрикам и в небольших количествах. Я не думаю, что было бы разумно, чтобы АЛРОСА взяла его на себя.

▷ Якутская национальная банка чорон 3d модели 【STLFinder】

Якутская национальная банка — Чорон

грабкад

Культурная ценность для якутов.

Якутский национальный узор

культы3d

Якутский национальный узор

Якутский нож Низкополигональная 3D модель

cgtrader

Традиционный якутский нож (Россия)

Джар Джар Бинкс 3D модель

cgtrader

Jar Jar смоделирован в Zbrush.

Открывалка для банок, напечатанная на 3D-принтере

вещьвселенная

Открывалка для банок, напечатанная на 3D-принтере

3D-модель кофейной банки

cgtrader

3D-модель кофейной банки

3D-модель стеклянной банки

cgtrader

Стеклянная банка 3D модель

Стеклянная банка 3D модель

cgtrader

3D-модель стеклянной банки

Банка 07 3D-модель

cgtrader

Баночка

Баночка для меда 3D Баночка для косметики 3D модель

cgtrader

Бутылка 3D Honey Jar. это сделано в 3ds max вместе с картами UVW. это рендеринг готовой сцены. Также в FBX Объект и файл 3DS. Рендеринг с помощью Corona Renderer 4.0 Дайте мне знать, если вам нужен другой формат. … если вам нравится эта модель, ставьте лайк…

Баночка для косметики 3D модель

cgtrader

Баночка для косметики, 3D модель контейнера для косметики.

Крышка банки 3D модель

cgtrader

Качественная 3d модель крышки банки

Vaso — 3d принтер Банка

грабкад

Piccolo vasetto fatto для штамповки 3d — маленькая банка для 3d-принтера

3D Jar 3D модель

cgtrader

3D-модель простой стеклянной банки. Модель сделана в программе Autodesk Maya 2017. Модель не имеет текстурных карт, только шейдеры, но полностью развёрнута в УФ. … Полигонов: 908 Вершины:912

Звездные войны — Джар Джар Бинкс 3D модель

cgtrader

Basic Jar Jar Концепт Бинкса, сделанный с помощью zbrush. … Включает в себя ztl и obk файл

jar mockup 3D model

cgtrader

3D модель высокополигональной банки (посуды) для кофе.

Банка меда 3D модель

cgtrader

Высококачественная реалистичная 3D-модель Баночки для меда

Стеклянная банка Баночка для меда Кухонная банка 3D-модель

cgtrader

Это кухонная банка. Я сделал ее в SolidWorks. Экспортировано во все другие форматы. Рендеринг в Cinema 4D Physicall Renderer. Густая жидкость, которую вы видите внутри банки, также смоделирована.

Баночка для конфет 3D модель

cgtrader

Баночка для конфет

Банка для воды 3D модель

cgtrader

Кувшин для воды.

Низкая банка 3D модель

cgtrader

Низкая банка

Кофейная банка 3D модель

cgtrader

Банка для кофе

Кофейная банка 3D модель

cgtrader

Банка для кофе

Стеклянная банка 3D модель

cgtrader

Стеклянная банка

Модель банки 3D модель

cgtrader

Модель банки для торта, меда и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *