Предметный разговор — Томский областной краеведческий музей
Чорон… Сколько раз его подносили молодым на якутских свадьбах! Скольких гостей встречали, наполняя священный сосуд до краёв терпким и хмельным кумысом! Ни одна церемония или праздник не обходились без присутствия чорона.
Сделан чорон якутским мастером из дерева простыми инструментами: топором да кривым ножом. А затейливый орнамент наносился специальными ножами, которые для непосвящённого называются мудрёно: кэрдэри, кэрэниэе анньяр, ойуулуур быхых. А само имя – «чорон» – произошло от «чорой» или «чорот», что по-якутски означает «держать поднятым вверх».
Привёз сосуд в Томск из экспедиции по Якутии в 1921 году и передал в музей Болеслав Петрович Юхневич. Вот именно с него, с этого священного сосуда, и началась якутская коллекция нашего музея!
Якутская экспедиция Б.П. Юхневича
В 1921 году при непосредственном участии научных сил Томска в Якутию с целью исследования её экономического и демографического состояния была организована «Северная экспедиция Народного комиссариата внешней торговли и Сибирского революционного комитета».
В этой экспедиции принимал участие Болеслав Петрович Юхневич. Более того, он был назначен руководителем той части экспедиции, которая осуществляла экономические полевые изыскания. Такое доверие к Б.П. Юхневичу было продиктовано следующими обстоятельствами:
• за спиной у Болеслава Петровича уже был опыт работы по этнографическим исследованиям Якутии в 1914 году, когда Б.П. Юхневич находился там в ссылке за революционную деятельность;
• в момент формирования экспедиции 1921 года Б.П. Юхневич состоял на службе в Томском Совете народного хозяйства и занимался экономическими проблемами региона;
• одновременно Болеслав Петрович обучался на Факультете общественных наук в Томском университете, совершенствуя свои знания в экономике и статистике.
Во время экспедиции Болеслав Петрович проводил не только экономические исследования, но и этнографические наблюдения; он профессионально собирал предметы, отражающие яркие черты быта якутов.
Часть экспедиционных этнографических сборов Б.П. Юхневича (предметы, фотографии и другие изобразительные источники) поступили в Томский губернский музей в 1923 и 1924 годах. Тем самым было положено начало якутской этнографической коллекции музея, которая впоследствии пополнялась сборами других этнографов.
Среди привезённых из экспедиции этнографических предметов особое место, без сомнения, занимает чорон – священный сосуд народа Саха!
Чем же примечателен чорон в культуре якутов? Почему к этому сосуду у народа такое благоговейное отношение? Почему чорон – один из ярких персонажей якутского фольклора и любимый объект творчества художников?
Чорон, этот волшебный кубок народа Саха, неразрывно связан с якутским праздником летнего изобилия Ысыах. Вот и на графической работе художника В.С. Карамзина мы видим обряд питья кумыса, который готовился из кобыльего молока, хорошо утолял жажду, бодрил и обладал целебными свойствами.
В якутских преданиях само появление праздника Ысыах связывают с именем легендарного родоначальника Эллэя. Он был одинок, не знал родителей, был человеком мастеровитым. Эллэй первым изобрёл кумыс и посуду для его питья – чорон – кубок из дерева. Он же, Эллэй, первым устроил Ысыах. Впрочем, вот одна из якутских легенд, повествующая нам о начале якутского народа Саха.
Легенда об Эллэй-Боотуре, прародителе народа Саха
«Жил был человек по имени Охоной. И было у него две дочери. Одна красавица – Нурулдан Куо, а вторую звали Растрепанная Коса. Она была чёрная и некрасивая, зато очень работящая.
В поисках работы однажды к ним явился богатырь по имени Эллэй. Охоной оставил его у себя жить и работать. Так хорошо Эллэй у него работал, что старик захотел отдать ему в жёны свою красавицу дочь Нурулдан Куо. К удивлению Охоноя Эллэй выбрал другую дочь со словами: «Если хотите меня вознаградить, отдайте мне в жёны Растрепанную Косу».
Эллэй забрал свою жену и ушёл с ней на Север.
Спустя некоторое время старик Охоной захотел увидеть свою дочь и Эллэя. Очень долго он шёл и, наконец, увидел красивый белый дом – ураса, а вокруг дома бегают кони.
Элэй вышел из дома с деревянным чороном, наполненным кумысом, встал на колени, поднял чорон к небу с просьбой к обитателям Верхнего мира благословить его семью. Тут появились три белых лебедя и, троекратно покружившись над Эллэем, спустились и стали пить кумыс из чорона. Обрадовался Элэй, уселся с женою под деревом, стал пить кумыс, разговаривать и веселиться. Старик удивился, но присоединился к Эллэю. Три дня они ели, пили, веселились. Так произошёл первый Ысыах.
А Эллэй, с того времени, почитается как прародитель всех якутов».
Чорон и традиции современных якутских мастеров
Современные якутские мастера, изготавливающие деревянные чороны, трудятся над ними месяцами. Они выбирают подходящие берёзовые чурки, вручную придают дереву нужную форму, выбирают ножами сердцевину, наносят на сосуд узоры, как причудливые пояса. Чем больше таких поясов, тем ценнее чорон. Обычно чороны имеют три, семь, девять поясов. Древние якуты считали эти числа священными.
На деревянных чоронах орнамент выполняется в виде художественной резьбы по наружной поверхности сосуда. «Палитра» узоров достаточно широка: ребристая, или гребёнчатая, в виде трав. Используются орнаменты в виде сети, в виде ягоды, в виде волн, сердцеобразные орнаменты, орнаменты в виде косых линий… Каждый орнамент несёт определённый смысл. Например, ребристый – благодать, урожай.
Работа над чороном кропотливая. Здесь любая спешка может привести к непоправимым последствиям: сосуд может дать трещину, и вся работа окажется тогда напрасной.
Сегодняшние якутские мастера, занимающиеся изготовлением чоронов, часто собираются в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх». Цель одна – сберечь искусство изготовления волшебного кубка. И это искусство, по мнению мастеров, зиждется на трепетном отношении к инструментам и к орнаментации чоронов: редко кто рискнёт похвастаться использованием токарных станков в производстве: чороны по-прежнему ваяются вручную.
Чрезвычайно консервативно якутские мастера относятся к орнаментации. Они не позволяют себе здесь фантазировать, а скрупулёзно повторяют орнаменты древних чоронов, справедливо считая, что каждый орнамент несёт свой смысл и культурно-исторический код народа.
Наш музей может гордиться, что один из таких старинных чоронов хранится у нас, в Томске. Сосуд, несущий в себе культурный код якутского народа.
Рассамахин Ю.К.,
старший научный сотрудник выставочного отдела ТОКМ
Чорон. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact
#1
5d3163982223c07a07988153-original.jpg
Автор неизвестен
Чорон
#2
Известный советский этнограф и археолог Алексей Окладников писал:
#3
«Чороны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного народа».
#4
Чорон в культуре народа саха был не просто посудой. В старину он представлял сакральный сосуд для ритуальных обрядов, проводимых во время ысыаха — традиционного летнего праздника встречи солнца, также использовался в особо торжественных моментах, например, свадьбы. Чорон предназначен сугубо для питья кумыса — кисломолочного напитка из молока кобылиц.По форме — это огромный кубок на одной конусовидной ножке или на трех ножках в виде конской голени с копытом. Его изготавливают из дерева, предпочтительно из березы, и украшают тонкой геометрической резьбой в виде ярусов. Процесс его создания является ручным от начала до конца, и поэтому изделия не повторяют друг друга, и в них присутствует индивидуальный почерк автора.
Этот чорон на одной ножке выполнен неизвестным мастером второй половины XVIII века. Для украшения сосуда народный умелец выбрал традиционные орнаменты «тараах ойуу» (гребенчатый), «тоногос ойуу» (узор «позвонок»), «ураса ойуу» (зигзагообразный, повторяющий форму летнего конусообразного жилища якутов), кроме того нанесены и прямые линии, которые обрамляют ярусы.
Названия многих узоров для чорона имели символическое значение и были связаны с бытом и основными занятиями якутов-скотоводов. Для каждой части кубка предназначалась определенная группа орнаментов. Например, у края горлышка размещали гребенчатый и зубчатый в виде треугольников и ромбов. Для центральной части сосуда использовали «позвоночный узор». Его название происходит из-за внешнего сходства рисунка с позвонком животных.
В культуре народа саха чорон символизировал богатство семьи и рода. Поэтому на якутских свадьбах с древних времен существовал обычай подносить молодым сосуд с кумысом.
В наши дни кубок-чорон традиционно используют во время главного якутского праздника — Ысыах, связанного с культом солнечных божеств, который отмечают в день летнего солнцестояния — 21 июня.
Во время обряда открытия праздника алгысчыт — поэт и певец, символически обращаясь к божествам, просит благословить кумыс. После этого ритуала участники по очереди пьют освященный кумыс из большого чорона, таким образом, приобщаясь к священной церемонии. Обычно торжество сопровождается хороводными танцами, спортивными соревнованиями и конными скачками.
#5
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
искусство и культура Якутиинациональное искусствонародные промыслыпредметы прикладного искусства,быта и этнографиипроисхождение и история края
Посмотреть в Госкаталоге
«Якутские бриллианты» как понятие переживут эпоху кризиса
Какие действия предпринимает Алмазный совет, который вы возглавляете, в связи с финансовым кризисом?
Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) – коллегиальный орган, уполномоченный разрабатывать и вносить предложения, направленные на реформирование государственной политики в алмазном бизнесе и создание условий, способствующих повышению уровня конкурентоспособности алмазного гранильной отрасли республики на российском и мировом алмазном рынке. В число задач, поставленных перед Алмазным советом, входят вопросы подготовки и согласования с АЛРОСА и другими алмазодобывающими компаниями, связанные с продажей алмазного сырья гранильным фабрикам, расположенным в республике, а также контроль за производством бриллиантов этими предприятиями. заводы.
Алмазогранильная отрасль одной из первых пострадала от мирового финансового кризиса и в первую очередь из-за острого дефицита и удорожания кредитных ресурсов.
Общеизвестно, что ограночным предприятиям требуются значительные средства на начальном этапе изготовления бриллиантов – на этапе закупки сырья, стоимость которого, в свою очередь, достигает до 92% себестоимости бриллиантов.
В настоящее время банки повысили ставки по кредитам до 25% годовых и одновременно задержали оформление и выдачу кредитов. На рынке было зафиксировано падение цен на бриллианты и падение продаж на 20-30% в розничном и на 50% в оптовом сегментах, что вызвало рост складских запасов у производителей бриллиантов в республике и других российских фабриках. . Заводы обнаружили, что не могут выкупить все алмазы, предлагаемые АЛРОСА.
АЛРОСА объявила о сокращении продаж на рынке.
Естественно, Алмазный совет был вынужден отреагировать на ухудшение ситуации на рынке, и я, будучи председателем Алмазного совета, вносил конкретные предложения в Правительство Республики Саха (Якутия) и руководство АЛРОСА. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Егор Борисов провел соответствующие встречи 9 и 31 октября, а Президент АК «АЛРОСА» Сергей Выборнов — 23 октября9.0003
Основанием для проведения этих консультаций были:
— необходимость поддержания АЛРОСА уровня добычи сырья и количества рабочих мест в Якутии в соответствии с существующим планом. В случае снижения реализации алмазов АЛРОСА на рынке, это должно быть компенсировано продажей алмазов в Федеральный государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств государственного бюджета. Не должно быть уменьшения налоговых поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия) от АЛРОСА;
— необходимость сохранения гранильной промышленности Республики Саха (Якутия) и самого понятия «якутские алмазы».
На этих встречах были приняты следующие решения:
1. Коэффициент отбора при продаже алмазного сырья гранильным фабрикам сначала будет снижен до 65%, а затем решения будут основываться на консультациях и анализе, связанном с колебаниями мирового рынка бриллиантов.
2. Будет предоставлена отсрочка по НДС за четвертый квартал 2008 г. и за первый квартал 2009 г.при продаже алмазного сырья АК «АЛРОСА» российским гранильным предприятиям.
3. Будет восстановлен прежний порядок реализации алмазного сырья, т.е. вторая партия алмазного сырья массой 5-10 карат прилагается к стандартной партии.
4. В Правительство РФ будет внесено предложение о создании в одном из системообразующих банков (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ) специализированного отдела по кредитованию гранильных предприятий.
Для выхода из кризиса практически все страны, в том числе и Россия, прибегают к государственному патернализму – поддержке компаний за счет их государственных бюджетов. Предполагается, что спрос на предметы роскоши сейчас снизится, так что не будет ли правильным, если власти республики позаботятся об оказании господдержки гранильной отрасли?
Проблемы гранильной отрасли России не остались без внимания государства. 22 октября в Министерстве финансов состоялось совещание с участием руководителей крупных российских гранильных заводов и Ассоциации производителей бриллиантов России, на котором обсуждалась ситуация на мировом и российском рынках бриллиантов.
Развивая идеи, высказанные на этой встрече, мы обратились к властям республики с некоторыми предложениями по государственной поддержке отрасли. Они занимаются закупкой Гохранским агентством Российской Федерации бриллиантов у гранильных предприятий республики на сумму до одного миллиарда рублей до 1 апреля 2009 года. в кризисный период. Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров направил соответствующее письмо заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Министру финансов Алексею Кудрину. Кроме того, я обратился к властям республики с просьбой о предоставлении якутским заводам кредита сроком на один год из средств ОАО «Республиканская инвестиционная компания» для выплаты банковских процентов. Устав этой компании позволяет выдавать кредиты.
Оба этих предложения сейчас согласовываются, и мы надеемся, что они будут положительно одобрены.
В каком состоянии сегодня находится гранильная промышленность Якутии? Каково быть алмазогранильной компанией с иностранным капиталом, как, например, «Чорон Даймонд», по сравнению с якутскими предприятиями?
Что касается работы гранильной отрасли в целом, то за девять месяцев она показала положительные результаты. Если за девять месяцев в республике планировалось произвести бриллиантов на сумму 110,8 млн долларов, то фактически было произведено бриллиантов на 111,7 млн долларов. Кроме того, бриллианты на сумму более 11 миллионов долларов были произведены в России на давальческой основе, а дочерняя компания EPL Diamond в Китае произвела бриллианты на сумму 45,6 миллиона долларов. В отрасли работает 119 человек.3 человека.
Несмотря на текущие проблемы с кредитными ресурсами и закупкой сырья, заводы продолжают свою работу. Ожидаемое оживление предновогодних продаж ювелирных изделий с бриллиантами позволит выйти на уровень производства в 2008 г. не ниже уровня годичной давности.
В республике два завода с иностранным участием: ООО «Чорон Даймонд» и ОАО «Саха Даймонд». Первый покупает алмазы на вторичном рынке, а второй, являясь клиентом Единой сбытовой организации АЛРОСА, имеет прямой доступ к алмазам производства АЛРОСА. Choron Diamonds лидирует по количеству произведенных бриллиантов; эта компания за девять месяцев произвела бриллиантов на 12,2 млн долларов, а «Саха Даймонд» — на 1,8 млн долларов.
Каким образом и на каких условиях якутские гранильные фабрики сегодня получают алмазное сырье? Решилась ли проблема 18-процентного НДС на алмазы, продаваемые АЛРОСА?
На сегодняшний день в республике 14 гранильных предприятий, являющихся клиентами Единой сбытовой организации АЛРОСА. Они покупают алмазы на общих основаниях: они обязаны платить вперед с учетом своих производственных мощностей и количества огранщиков. АЛРОСА также учитывает рекомендации Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия).
Что касается решения о введении налога на добавленную стоимость при реализации АЛРОСА алмазов на внутреннем рынке, то это исключительная прерогатива этой компании. При этом, как известно, в течение этого года компания дважды приостанавливала уплату НДС. Решением, которое могло бы удовлетворить всех участников алмазно-бриллиантового комплекса Российской Федерации, было бы внесение поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающей нулевую ставку НДС при реализации алмазного сырья на внутреннем рынке. Наша республика уже дважды вносила в Государственную Думу соответствующий федеральный законопроект, но пока положительного решения нет из-за негативных выводов федерального правительства.
Якутские гранильные фабрики получают алмазы от ОАО «Нижнеленское»? Поскольку в условиях кризиса чем меньше компания, тем сильнее на нее давят, считаете ли вы возможным приобретение Нижнеленского АЛРОСА? Не могли бы вы высказать свое мнение как эксперта?
ОАО «Нижнеленское» реализует необработанные алмазы двум фабрикам и в небольших количествах. Я не думаю, что было бы разумно, чтобы АЛРОСА взяла его на себя.
Саха Якутии – Путешествие своей мечты
Когда в XVII веке в Якутию пришли русские, народ саха был у власти. Откуда они пришли? Трудно сказать, так как их система письма была утеряна, остались только истории, передаваемые из поколения в поколение. И это были длинные стихи, рассказывающие о супергероях истории.
Их родовой строй и культура напоминали бурят-монголов южнее, в низовьях Сибири. Якутский язык, вероятно, произошел от тюркских корней.
Их язык и искусство включали львов, так что, возможно, они мигрировали с юга. Миграция вверх по Лене? Якуты устрашали своей хорошо бронированной конной кавалерией. Неудивительно, что они доминировали в этом районе. Сверххолодные зимы изменили свои привычки, чтобы соответствовать северным местам.
Генетические исследования показывают, что, возможно, народ саха произошел от древних саков, правивших северо-восточной Индией и Пакистаном около двух тысяч лет назад. (Будда был сакским принцем). Это некоторые связи с культурой Северной Индии, такие как «köss», то есть расстояние, пройденное за то время, пока чайник с водой закипает.
Наскальные рисунки на скалах у реки Лены изображают вооруженных воинов верхом на лошадях.
Саха привезли своих крепких маленьких пони, особую древнюю породу, способную пережить холодные зимы.
Животные остались в северной части бревенчатого дома, держа их рядом и защищая от суровых зим.
Зима застала семью в другом конце «балагана». Бревенчатые стены были обмазаны грязью и навозом, а коряговые крыши покрыты дерном. Вы все еще можете увидеть традиционные дома, очень похожие на эти прямо сейчас. Входная дверь всегда обращена на восток.
Их любовь к лошадям заставила их делать столы и горшки с ножками в форме лошадей.
Внутри дома был очаг с дымоходом. Меховые лоскутные коврики покрывали пол, а также скамейки вдоль круглых стен комнаты.
Летом они переехали в большую палатку под названием Ураса.
Фреска на стене одной из школ Жиганска изображает четверых саха, держащих традиционный «чорон». Это деревянная чашка, полная кумыса. Что такое кумыс? Это ферментированный напиток из молока. Не коровье молоко. Обычно молоко от лошади или даже верблюдицы. Вы также можете увидеть три типа коновязей (Сергей) справа.
Одежда была богато украшена вышивкой и серебряными украшениями. Мужчины носили серебряные пояса, а женщины носили большие тяжелые ожерелья и повязки на голову. У них на поясе висели серебряные шатлены, что-то вроде браслета-талисмана на талии. Летом полезным аксессуаром была мухобойка с серебряной ручкой, сделанная из конского хвоста.