«Что русскому хорошо, то немцу смерть»?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
Анонимный вопрос
·
9,1 K
ОтветитьУточнитьНиколай Мигашкин
99
Нормативный психолог, психоаналитик, фрилансер, философ · 23 апр 2020
Эпоха Петра Первого оставила пословицу «Что для немца хорошо, то русскому смерть». Смысл пословицы сохраняется и при обратном варианте. Попытки навязать стране чужой образ жизни рождали такие пословицы.
Г. Греф несколько раз говорил на различных форумах «когда забывал, что микрофон включен», что « В России внедряются древние эффективные еврейские технологии управления». Но смысл их не раскрывал, поясняя, что это тайные знания, так как о них должна знать только власть, а не все граждане.
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Андрей Козлов
14 янв 2021
Я не знаю, откуда появилось это выражение. Точно, что не из фильма «Брат». Вероятно, его истоки следует искать в истории Московского царства или княжества, когда правители Руси стали приглашать на службу государю иностранных специалистов.
Александр Плотников
6 марта 2021
“когда правители Руси стали приглашать на службу государю “
Да, зря Сталин убрал логику из школьной программы.
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Сергей Большаков
11
5 авг 2020
Фаддей Булгарин в своей книге «Воспоминания» приводит рассказ генерала фон Клугена о штурме Праги (пригород Варшавы, это была кампания подавления польского восстания) войсками А. В. Суворова в 1794 году, в котором тот принимал непосредственное участие. В том числе генерал рассказал о происхождении поговорки «Что русскому здорово, то немцу смерть!» По словам генерала… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
femt
9,0 K
23 июл 2018
Точный источник неизвестен, бытуют несколько версий легенды, в центре которой сюжет о том, как русский человек съел некое блюдо, и чувствовал себя отлично, а немец им отравился.
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Что немцу хорошо – русскому смерть
В 1238 году воевода Евпатий Коловрат спешил с отрядом из 1700 воинов на помощь Рязани, осажденной ханом Батыем, но не успел. Оглядев пепелище, он принял решение догнать врага и вступить в бой с 150-тысячной ордой. Когда Батыю донесли о нападении, тот послал против него тумен (10 тыс воинов). Русские устояли. Батый послал ещё один тумен, русские опять устояли. Пораженный их доблестью, хан предложил им деньги и должности. Они ответили: «Нет!». «Чего же вы хотите?» — спросил Батый. «Мы хотим умереть». После такого ответа хан вынужден был остановить всё войска, перестроить его из походного порядка в боевой и двинуть всю свою мощь на русских. А далее произошло чудо. 150-тысячная орда не могла одалеть горстку людей. На третьи сутки непрерывного боя Батый, несущий огромные потери, окружил храбрецов стенобитными машинами и закидал их огромными камнями. С точки зрения здравого смысла поступок дружины Евпатия Коловрата является необьяснимым, он из разряда русских чудес.
17 июля 1941 года в белорусской деревне Сокольничи обер-лейтенант 4-й танковой дивизии Фридрих Хенфельд записал в своем дневнике: «Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вел бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось бою не будет конца, храбрость его была поразительна… Это был настоящий ад». Этим неизвестным солдатом был 19-ти летний старший сержант 55-го стрелкового полка Николай Сиротинин, который с орудием 76-го калибра добровольно остался прикрывать отход своих товарищей. Бой длился три часа, и даже после повреждения орудия Николай расстреливал неприятеля из карабина. Девятнадцатилетний русский паренек уничтожил 11 танков, 7 бронемашин и 57 пехотинцев. В Сокольничах слышали о зверствах фашистов, особенно в тех деревнях, где они понеесли большие потери и ждали, что здесь месть будет особо жестокой. Немцы действительно согнали всех жителей в одно место, а затем произошло то, что, наверное, не имено аналога во всей истории Великой Отечественной. Они сами выкопали могилу, накрыли тело русского солдата плащ-палаткой, долго стояли над ним, а захоронив, дали троекратный залп. Передавая солдатский медальон одной из сельчанок немецкий полковник сказал: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын и как он погиб».
Когда-то Федор Тютчев написал: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить», и это выражение отразило суть русского народа. Весь мир знает, что русские — это не европейцы, с их стремлением все разложить по полочкам, что они могут жить там, откуда другие убегают, что они могут побеждать тогда, когда другие сдаются, что Россия и Европа слишком разные, что бы жить по одним правилам. Ведь одной из основных черт русской ментальности является жертвенность, это когда ты «ложишь живот свой за други своя». Не за деньги и власть, а за своих друзей. Современная Европа и жертвенность — понятия не совместимые, жертвенность пришла к нам с христианством, а Европа уже давно не христианская. Современная Европа трансформировалась в очень рациональное, просчитанное и проплаченное общество. Ситуация, когда обычный айтишник из Липецка надевает рюкзачек, берет такси и едет в Донецк защищать «своих», а эту историю я лично слышал от этого таксиста, для европейцев неправдоподобна.
Они никогда не смогут понять боль России в событиях, происходящих на Украине, и пытаться обьяснить им это — все равно, что метать бисер перед свиньями. Даже если они нас и слушают, то не слышат, поскольку мы живем в разных нравственных плоскостях. Для европецев бороться за национальные интересы и ресурсы — это понятно, а бороться за «своих» — не понятно. Как никогда русский человек не сможет принять слова президента Совета Европы Хермана Ван Ромпея о том, что «понятия народ и родина должны отправиться на свалку истории», так никогда таким ромпеям не понять, что кроме единой Европы существует еще и единый «русский мир». Да, во многом беспутный, расхлябаный и по детски наивный, но при этом великий, всепрощающий, бескорыстный и жертвенный.Да и как может быть по другому, если говоря одними словами, мы вкладываем в них разный смысл. Мы говорим о гендере, как о равенстве мужчины и женщины, а европейцы, как о половой и социальной самоиндификации. К сведению, на сегодня зафиксировано шестдесят два гендерных типа, легализующих самые различные комбинации, а не так давно один профессор из Австралии предложил ввести шесдесят третий гендер.
Это, ни много не мало, человек — свинья. Нас тошнит от всего этого, а европейцы гордятся своей толерантностью, и убедить их, что все это — мерзось, невозможно.Мы пытаемся оградить своих детей от растления, а в школах Берлина изучают пособие «Лесбийские и педерастические образы жизни». В нём, например, предлагается налаживать связи с местными организациями гомосексуалистов, приглашать на уроки их представителей, просматривать фильмы, а также участвовать в ролевых играх. Вот некоторые из них: ты в гей-баре и хочешь затянуть в постель привлекательного паренька; как рассказать маме о желании создать гей-семью; две лесбиянки собираются венчаться в церкви. Многие ли из вас готовы держать дома немецкий «Справочник для родителей по сексуальному воспитанию детей от года до трех лет», в котором говорится о необходимости взаимного исследования и стимуляции половых органов детей и их родителей? А в Германии эта книга за 6 лет разошлась тиражом в 650 тыс. экземпляров.
Нам говорят о необходимости защитить ребенка от насилия, и естественной реакцией любого нормального человека является поддержать эту идею. А на самом-то деле речь идет о тотальном контроле государства над семьями, об отрицании родительской власти, о постановке прав ребенка выше прав родителей, и о том, что насилием считаются любые действия по отношению к ребенку, с которыми он не согласен, но которые вынужден выполнять. Например, вынести мусорное ведро, или, скажем, заправить постель. А многие ли из вас знают, что о правах ребенка впервые заговорили педофилы которые провозгласили, что дети должны иметь законное право на сексуальные отношения со взрослыми. В 1977 году организация «Педофайл Информейши Эксчейнч» даже начала издавать журнал «Права детей». И их логика вполне понятна — отгороди ребенка от родителей, затем выдерни его из семьи, и потом делай с ним, что хочешь. Тут же найдутся желающие воспользоваться его душой, или телом.
Наши «заклятые друзья» буквально истерят по поводу отсутствия в России свободы, но весь вопрос в том, о какой свободе идет речь. Представьте ситуацию, что рядом стоят два человека и у каждого есть свобода передвижения. Но первый может двигаться только в одном направлении, а второй куда угодно. Кто из них более свободен? Конечно второй. Уточним ситуацию, оба стоят на крыше и у них завязаны глаза. Первый может двигаться в направлении чердачной лестницы, а второй куда угодно. Кто из них более свободен? Всё равно второй. А теперь скажите: чем закончится для него такое вольное передвижение. В лучшем случае больничной койкой, в худшем кладбищем. Мы-то это понимаем, а европейцы нет. Например, для них свобода наркомана означает колоться где угодно и когда угодно, а для нас — подписать самому себе смертный приговор. Поэтому говоря о свободе, нужно определиться, что это — свобода греха, или свобода от греха? Свобода по-европейски — это когда в Украине спиливают кресты, а в России оскверняют храмы и совокупляются посреди художественной галереи. Свобода по-европейски — это когда в Германии голые учителя и ученики проводят открытый урок физкультуры. Свобода по-европейски — это когда в школах Франции устраивают день толерантности, при этом все ученики и учителя мужского пола переодеваются в женское платье, наносят на лица макияж и начинают «косить» под дам, а все лица женского пола делают все с точностью наоборот, изображая из себя мужчин.
Странные все-таки мы люди. Нам на блюдечке преподносят абсолютную вседозволенность, а мы от нее нос воротим. Для нас она дурно пахнет. И все лишь потому, что как когда-то написал Достоевский: «если исповедовать свободу без внутреннего самоограничения, она ведет к распущенности». Другой вопрос, как объяснить европейцам, что нам все это не подходит, потому, что мы другие. Как можно что-то объяснить людям, которые не только не читают Достоевского, а которые вообще перестали читать книги? Каким языком разговаривать с теми, кто вместо «отец» и «мать» сегодня говорит «родитель 1» и «родитель 2»? Мы деликатно выпроваживаем все эти многочисленные демократические фонды в дверь, а они лезут к нам в окно. Откуда такая настойчивость? Им что, некуда деньги девать, или в России медом намазано?
Наше общество по своей сути является консервативным, потому, что было сформировано в системе нравственных запретов. Такая табуированность явилась следствием принятия Русью христианства, как жизненного мировоззрения. Христианство раз и навсегда сказало, что есть добро, а что зло, что можно делать, а чего делать нельзя. Именно христианство воспитало в нас внутреннее самоограничение, именно оно стало фундаментом русской духовности, и если хотите, основой русской «упертости». Любое же консервативное общество очень сильно сопротивляется попыткам его изменения, в особенности извне. Именно этим и объясняется тот факт, что все те нравственные новации, которые проходят в Европе на «ура», в России наталкиваются на активное сопротивление. Однако, если в таком обществе все-таки происходит сдвиг общественного сознания, сдвиг в сторону отказа от традиционных ценностей, то это приводит к разрушающим последствиям, поскольку изменениям подвергаются базовые, государственно образующие основы. Изменения принимают лавинообразный и непредсказуемый характер, а общество быстро превращается в хаотичную биомассу, существующую по законам силы. Судите сами. Как только в России, при непосредственном, кстати, участии европейских либералов, были дискредитированы основополагающие принципы, а именно, БОГ, ЦАРЬ и ОТЕЧЕСТВО, государство рухнуло, уничтожив в кровавом безумии десятки миллионов своих граждан. Как только в Советском Союзе, и опять же при непосредственном участии все тех же европейцев, была уничтожена идея государственного коллективизма, государство распалось, породив «лихие девяностые».
Не кажется ли вам, что все, что сегодня происходит вокруг России, вся эта возня вокруг защиты прав детей и борьбы за свободы секс меньшинств, возня вокруг сексуального просвещения и планирования семьи, попытки навязывания, так называемых, европейских ценностей — это не случайность, а система. Еще в далеком 1945-м году директор ЦРУ США Ален Даллес, поняв, что русских уничтожить можно только изнутри, написал: «Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов». И здесь господин Даллес ничего нового не придумал, он просто своими словами пересказал Библию, в которой написано: «Народ, потерявший нравственность, потеряет свою землю». Именно российская земля с ее ресурсами является истинной целью наших европейских и заокеанских «друзей», а вся эта трескотня об американской мечте, европейских ценностях и русской отсталости — лишь способ ее достижения. Как только наши традиционные ценности будут заменены на, так называемые, европейские, будет уничтожен нравственный фундамент государства и оно рухнет, а в его обломках не захочет покопаться только ленивый.
Когда-то говорили, «что русскому хорошо — немцу смерть». Времена изменились, и сегодня уже оказалось, то, «что немцу хорошо — русскому смерть». Причем смерть в буквальном смысле этого слова, потому, что все страны, демонстрирующие гибкий подход в вопросах нравственности, являются вымирающими, и чем гибче этот подход, тем выше темпы вымирания. Поэтому, когда ЮНИСЕФ призывает нас пропагандировать однополые отношения среди детей, когда Совет Европы лоббирует интересы российского гей-сообщества, когда в Ставропольском роддоме врачи предлагают женщинам стерилизацию, когда Российская ассоциация планирования семьи (РАПС) рекламирует гормональную контрацепцию и аборт, когда в школы пытаются втащить секспросвет, когда права детей ставятся выше прав родителей, когда российские либералы защищают «фемен» и «пуси райт» — это демографическая война. Война, в которой каждая мелочь стоит тысячи жизней. Как только в России легализовали деятельность ЛГБТ-организаций, возросло количество молодежи, считающей однополые отношения «нормой», и готовых к экспериментированию в этом направлении. Как только допустили в школы секспросвет, вырос уровень венерических заболеваний, и преступлений на сексуальной почве. Как только под вывеской РАПС пустили в Россию Международную Федерацию Планирования Семьи, начались рост числа абортов и падение репродуктивность женщин. Как только разрешили усыновление иностранцами детей, началась откровенная торговля ими. Да и многое чего еще.
А ведь все это и есть те европейские ценности, о которых нам все уши прожужжали, и которые так настойчиво пытаются нам «втюхать». «Втюхать» через евроструктуры, управляемые сегодня гомосексуальным лобби, через подконтрольные средства массовой информации, российских либералов и продажных российских чиновников. Судя по тому напору, с каким все это делается, мы с вами включены в «черный список» на уничтожение, и вопрос стоит «или-или». Или мы будем, как стадо баранов, послушно идти на бойню, или попытаемся прекратить распространение этой либеральной чумы.
Когда инквизиторы спросили Жанну Д`Арк: «Ты считаешь своё дело правым, зачем же ты призывала солдат сражаться? Разве Бог не заступился бы за правое дело?». Орлеанская Дева ответила им знаменитой фразой: «Чтобы Бог даровал победу, солдаты должны сражаться!»
Автор: Сергей Юрьевич Беляков, доцент Липецкого государственного технического университета.
Скончался самый любимый русский в Германии – DW – 31.08.2022
Последний советский лидер всегда будет занимать важное место в книгах по истории Германии Фото: Борис Юрченко/AP/dpa/picture Alliance
31 августа 2022
Германия восхищалась архитектором гласности и перестройки так, как никогда не восхищалась Россия. В возрасте 91 года умер бывший президент СССР Михаил Горбачев.
https://p. dw.com/p/4GFYC
Реклама
Михаил Горбачев помог направить ход 20-го века и написал историю в качестве генерального секретаря Коммунистической партии СССР. Важность его роли неоспорима, особенно в Германии, где лауреата Нобелевской премии мира хвалят за помощь в воссоединении Востока и Запада.
Горбачев пользовался авторитетом за пределами России, которого у него никогда не было в своей стране. Родился в 1931 году на Северном Кавказе, 19 марта стал главой Коммунистической партии.85.
Гласность и перестройка: Два русских слова, известные во всем мире
Динамичный, тогда 54-летний лидер стремился положить конец советскому застою, особенно его экономическому неблагополучию по отношению к Соединенным Штатам. Стремясь преобразовать бюрократическую и коррумпированную советскую систему, он провел реформы под теперь хорошо известными российскими рубриками: гласность (открытость) и перестройка (реструктуризация), сочетая эту политику с улучшением отношений с США и их западными странами. союзники. Его более мягкое позиционирование было известно как «новое мышление», и его влияние на мировую историю было неисчислимым.
Дальние границы Советского Союза уже отпадали, когда Горбачев стал первым избранным президентом страны в 1990 году. Восточноевропейские государства-сателлиты освободились осенью 1989 года, памятный момент времени. Варшавский договор, военный ответ СССР НАТО, был в клочья, а граждане Восточной Германии, использовавшейся СССР в качестве буферного государства после окончания Второй мировой войны, призывали не только к свободе и демократии, но и к воссоединенной Германии.
Михаил Горбачев скончался в возрасте 9 лет1
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность перехода на веб-браузер, поддерживающий видео HTML5
Одобрение воссоединения Германии
Горбачев позаботился о том, чтобы это произошло мирным путем, несмотря на нежелание многих советских консерваторов. Он порвал с партийной политикой, чтобы подавить сопротивление в своих рядах. «Не следует недооценивать личные решения Михаила Горбачева в трудный исторический момент», — сказал тогдашний канцлер Германии Гельмут Коль, видный сторонник Горбачева.
«В течение 24 часов после падения Берлинской стены Штази и КГБ пытались убедить его, что советские войска в [Восточной Германии] в опасности, и советские военные необходимы для вмешательства. Горбачев отверг их», — сказал Коль. .
Дружба Горбачева и Коля была важным фактором советской поддержки воссоединения, которое позже стало возможным благодаря Договору «два плюс четыре», в котором участвовали Западная и Восточная Германия, а также Франция, Великобритания, США и СССР.
Какое наследие Горбачева в Германии?
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления до веб-браузера, поддерживающего видео в формате HTML5
Распад Советского Союза
Подъем Горбачева на международной арене стал причиной потери им власти дома. Его реформы проложили путь к распаду Советского Союза, и он рушился в то самое время, когда европейцы, и прежде всего немцы, приветствовали его как героя мирной и демократической революции.
Нерусские советские республики, во главе с Прибалтикой, откололись, но и в самом сердце России шевелилась тревога. Советские граждане, которые так и не избрали Горбачева на свободных и честных выборах, обвиняли его в усугублении своей бедности. Борис Ельцин появился на сцене, чтобы взять на себя ответственность. Историки будут продолжать спорить о том, что привело к падению сверхдержавы — политика Горбачева или не поддающаяся ремонту советская система.
Сторонники жесткой линии устроили переворот против Горбачева, когда он отказался управлять отколовшимися республиками, и его поместили под домашний арест в Крыму. Однако восстание потерпело неудачу, когда сторонники Ельцина в Москве, недавно избранного президента, подавили переворот.
Новый мир
Горбачев вернулся в Москву, чтобы найти новый мир. Советские институты, включая его собственное президентство, по существу исчезли. Он официально ушел в отставку 25 декабря 1991 года, а всего через несколько часов Советский Союз официально распался.
Это будет его последнее выступление на политической сцене России. На президентских выборах 1996 года он набрал 0,5% голосов. На Западе Горбачев оставался популярным. Возможно, когда-нибудь его лучше запомнят в России, но он всегда будет занимать важное место в книгах по истории Германии.
Реклама
Пропустить следующий раздел Связанные темыСвязанные темы
Советский СоюзХолодная войнаОбъединение ГерманииНобелевская премияДмитрий МедведевНобелевская премия мираПостоянный совет безопасности ООНЧастичная мобилизация РоссииБерлинская стенаРоссияПропустить следующий раздел Главные новости DWСтраница 1 из 3
Пропустить следующий раздел Другие истории из DWНа главную
От немецкой принцессы к русской царице
Екатерина Великая родилась в семье обедневшей немецкой аристократии. Судьба Екатерины Великой была решена, когда ее выбрали в жены ее троюродный брат, будущий царь Петр III, которого она в конце концов свергла и стала императрицей России в 1762 году.0005
Ключевые моменты
- Екатерина II царствовала в России с 1762 года до своей смерти в 1796 году. Софья Августа Фредерика родилась у Кристиана Августа, принца Анхальт-Цербстского, и принцессы Йоханны Елизаветы Гольштейн-Готторпской в Штеттине, Померания, ее судьба. было решено после того, как она была избрана женой своего троюродного брата, будущего царя Петра Гольштейн-Готторпского (как Петр III).
- Екатерина не жалела сил, чтобы заискивать не только перед императрицей, но и перед своим мужем, и перед русским народом. Она занялась изучением языка и написала, что, приехав в Россию, решила сделать все, что от нее требуется, чтобы получить право носить корону.
- Хотя отец Софьи, набожный немецкий лютеранин, был против обращения дочери в восточное православие, в 1744 году Русская Православная Церковь приняла в свои члены царевну Софью с новым именем Екатерина и (искусственным) отчеством Алексеевна (дочь Алексея). На следующий день в Санкт-Петербурге состоялась официальная помолвка.
- Граф Андрей Шувалов, камергер Екатерины, считается источником слухов об интимных делах монарха. Эти слухи заставили многих, в том числе Питера, поверить в то, что двое ее детей не были отцами ее мужа.
- После смерти императрицы Елизаветы в 1762 году Петр вступил на престол как император Петр III, а Екатерина стала супругой императрицы. Эксцентричность и политика царя, в том числе огромное восхищение Фридрихом Великим Прусским, оттолкнули те же самые группы, которые культивировала Екатерина.
- Екатерина устроила переворот и арестовала своего мужа, а затем заставила его подписать документ об отречении, не оставив никого, кто мог бы оспорить ее восшествие на престол. Через восемь дней после переворота и всего через полгода после восшествия на престол Петр III погиб от руки Алексея Орлова. Историки не находят доказательств причастности Екатерины к предполагаемому убийству.
Ключевые термины
- просвещенный деспотизм
- Также известен как просвещенный абсолютизм или доброжелательный абсолютизм: форма абсолютной монархии или деспотизма, вдохновленная эпохой Просвещения. Монархи, принявшие его, следовали за причастиями рациональности. Некоторые из них способствовали образованию и допускали религиозную терпимость, свободу слова и право на частную собственность. Они считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять через общественный договор вместо любых других правительств.
- Семилетняя война
- Мировая война, которая велась между 1754 и 1763 годами, основной конфликт происходил в семилетний период с 1756 по 1763 год. Африки, Индии и Филиппин. Конфликт разделил Европу на две коалиции, возглавляемые Великобританией с одной стороны и Францией с другой.
Екатерина II (1729 г.– 1796) была самой долго правящей женщиной-лидером России, правившей с 1762 года до своей смерти в 1796 году в возрасте 67 лет. Софья Августа Фредерика родилась у Кристиана Августа, принца Ангальт-Цербстского, и принцессы Йоханны Елизаветы Гольштейн-Готторпской в Штеттин, Померания, она получила образование в основном у французской гувернантки и у наставников. Хотя Софья родилась принцессой, в ее семье было очень мало денег. Она пришла к власти благодаря связям своей матери с богатыми членами королевской семьи.
Выбор Софьи в жены ее троюродного брата, будущего царя Петра Гольштейн-Готторпского (как Петра III), был результатом дипломатических договоренностей, прежде всего тети Петра, императрицы Елизаветы. Екатерина впервые встретила Петра в возрасте 10 лет. Судя по ее письмам, когда они встретились, она нашла его отвратительным, что не изменилось после того, как они поженились. Императрица Елизавета ценила и любила Софью, которая по приезде в Россию в 1744 г. не жалела сил, чтобы снискать расположение не только к императрице, но и к ее мужу, и к русскому народу. Она с таким усердием занялась изучением языка, что вставала по ночам и ходила босиком по своей спальне, повторяя уроки (язык она освоила, но сохранила иностранный акцент). Это привело к тяжелому приступу пневмонии в марте 1744 года. В своих воспоминаниях она писала, что, приехав в Россию, решила сделать все, что от нее требовалось, чтобы получить право носить корону.
Юная Екатерина вскоре после приезда в Россию, Луи Каравак, ок. 1745.
Выбор Софьи в жены ее троюродного брата, предполагаемого царя Петра Гольштейн-Готторпского, был результатом дипломатического управления, в котором граф Лесток, тетка Петра (правящая российская императрица Елизавета), и Фридрих Великий из Пруссии часть. Лесток и Фридрих хотели укрепить дружбу между Пруссией и Россией, чтобы ослабить влияние Австрии и разорить русского канцлера Бестужева, на которого опиралась императрица Елизавета и который действовал как известный сторонник русско-австрийского сотрудничества.
Хотя отец Софьи, набожный немецкий лютеранин, был против обращения дочери в восточное православие, в 1744 году Русская Православная Церковь приняла в свои члены царевну Софью с новым именем Екатерина и (искусственным) отчеством Алексеевна (дочь Алексея). На следующий день в Санкт-Петербурге состоялась официальная помолвка. Софье было 16 лет, и ее отец не поехал в Россию на свадьбу. Молодожены поселились во дворце Ораниенбаума, который долгие годы оставался резиденцией «молодого двора».
Граф Андрей Шувалов, камергер Екатерины, считается источником информационных слухов об интимных делах монархов. Считалось, что у Петра была любовница (Елизавета Воронцова), а Екатерина поддерживала связи с Сергеем Салтыковым, Григорием Григорьевичем Орловым, Александром Васильчиковым, Григорием Потемкиным, Станиславом Августом Понятовским, Александром Васильчиковым и другими. Некоторые из этих мужчин со временем стали ее доверенными политическими или военными советниками. Она также подружилась с княгиней Екатериной Воронцовой-Дашковой, сестрой любовницы ее мужа, которая познакомила ее с несколькими влиятельными политическими группами, выступавшими против ее мужа.
Темперамент Петра III стал совсем невыносим для обитателей дворца. Утром он объявлял о пробных тренировках слугам-мужчинам, которые позже присоединялись к Кэтрин в ее комнате, чтобы петь и танцевать допоздна. В 1754 году у Екатерины и Петра родился сын, будущий царь Павел I. Существует немало предположений относительно фактического отцовства Павла. Предполагается, что у его матери был роман, на который дала согласие императрица Елизавета, с молодым офицером по имени Сергий Салтыков, и что он был отцом Павла. Однако Петр никогда не показывал, что считает Павла не своим сыном. Он также не проявлял никакого интереса к отцовству, в отличие от императрицы Елизаветы. Она отлучила юного Пола от матери, приказав акушерке взять младенца и следовать за ней. Екатерине не суждено было увидеть ребенка еще месяц, да и то ненадолго во время воцерковления. Через полгода Елизавета позволила Кэтрин снова увидеться с ребенком. Павел фактически стал подопечным государства и, в более широком смысле, собственностью государства, чтобы Елизавета воспитывала его таким, каким, по ее мнению, он должен был быть — истинным наследником и правнуком своего отца, Петра Великого. . Екатерина забеременела своим вторым ребенком, Анной, которая умерла в младенчестве в 1757 году. Из-за слухов о распущенности Екатерины Петра заставили поверить, что он не был биологическим отцом ребенка.
После смерти императрицы Елизаветы в 1762 году Петр вступил на престол как император Петр III, а Екатерина стала супругой императрицы. Императорская чета переехала в новый Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Эксцентричность и политика царя, в том числе огромное восхищение Фридрихом Великим Прусским, оттолкнули те же самые группы, которые культивировала Екатерина. Кроме того, Петр вмешался в спор между его герцогством Гольштейн и Данией из-за провинции Шлезвиг, который многие при его дворе считали шагом к ненужной войне. Смещение Петром официальной позиции России от врага к союзнику Пруссии во время Семилетней войны подорвало большую часть его поддержки среди дворянства. Внутренние реформы, включая манифест об освобождении дворянства от обязательной государственной и военной службы (установленной Петром Великим), не убедили российскую элиту поддержать своего императора.
В июле 1762 года, всего через шесть месяцев после того, как стал императором, Петр отдыхал со своими голштинскими придворными и родственниками в Ораниенбауме, оставив жену в Санкт-Петербурге. В ночь на 8 июля Екатерина получила известие, что один из ее сообщников арестован ее отчужденным мужем и что все, что они задумали, должно произойти немедленно. Она покинула дворец и отправилась в Измайловский полк, где Екатерина произнесла речь, прося солдат защитить ее от мужа. Вместе с полком она отправилась в Семеновские казармы, где ее ждало духовенство, чтобы рукоположить ее в сан единственной обладательницы российского престола. Она арестовала своего мужа и заставила его подписать документ об отречении, не оставив никого, кто мог бы оспорить ее восхождение на престол. 17 июля — через восемь дней после переворота и всего через полгода после восшествия на престол — Петр III умер от руки Алексея Орлова. Историки не находят доказательств причастности Екатерины к предполагаемому убийству.
Екатерина, хотя и не происходила от какого-либо предыдущего российского императора из династии Романовых (она происходила из династии Рюриковичей, которая предшествовала Романовым), сменила своего мужа на посту царствующей императрицы. Она следовала прецеденту, установленному, когда Екатерина I (родившаяся из низших классов на шведских восточно-балтийских территориях) сменила своего мужа Петра Великого в 1725 году. меньшинство ее сына, великого князя Павла. В 1770-х годах группа дворян, связанных с Павлом, задумала новый переворот с целью свержения Екатерины и передачи короны Павлу, власть которого они предполагали ограничить в виде конституционной монархии. Однако план провалился, и Екатерина царствовала до самой смерти.
Период правления Екатерины, екатерининскую эпоху, часто считают золотым веком Российской империи и русского дворянства. Она с энтузиазмом поддерживала идеалы Просвещения, чем заслужила статус просвещенной деспоты. Таким образом, она считала, что укрепление ее авторитета должно происходить за счет улучшения жизни ее подданных. Эта философия просвещенного деспотизма подразумевала, что государь знал интересы своих подданных лучше, чем они сами. Монарх, взяв на себя ответственность за подданных, исключал их политическое участие. Екатерина руководила эпохой русского Просвещения и искала контакта и вдохновения у крупнейших философов той эпохи. В одном из своих писем Деннису Дидро она упомянула о том, как она видела свою ответственность как императрица:
Вы, философы, счастливчики. Вы пишете на бумаге, а бумага терпелива. Несчастная Императрица, которой я являюсь, я пишу на чувствительной коже живых существ.
Екатерина II в гостях у Михаила Ломоносова в 1764 году. Картина Ивана Федорова 1884 года.
Как покровительница искусств и поборница идеалов Просвещения, она руководила эпохой русского Просвещения. На этой картине она в гостях у Михаила Ломоносова, русского эрудита, ученого и писателя, внесшего важный вклад в литературу образование, наука. Среди его открытий была атмосфера Венеры и Закон сохранения массы в химических реакциях. Он также был поэтом и повлиял на формирование современного русского литературного языка.
Атрибуция
- От немецкой принцессы до русской царицы
«Михаил Ломоносов».