Что покупают, едят и фотографируют китайские туристы в Москве
В Москву приезжает более миллиона туристов из Китая каждый год. Они фотографируют, ходят на Красную площадь и едят в китайских же ресторанах. Во всем остальном жизнь приезжих китайцев в столице — загадка. «Афиша Daily» спросила у гидов, сотрудников турфирм и рестораторов, что же они тут делают.
Китайские туристы — неизбежный атрибут мегаполисов, где есть хотя бы несколько достопримечательностей мирового масштаба. В начале нулевых между Россией и Китаем было заключено соглашение о безвизовом режиме для коротких турпоездок, которое сделало Москву, Петербург и еще несколько регионов важными направлениями для китайских путешественников. Прибавьте сюда падение рубля в 2014 году, охлаждение отношений с Европой и Америкой и рост благосостояния Китая — и получите забитый в будние дни китайцами Эрмитаж в Петербурге и Красную площадь, на которой китайская речь звучит громче русской.
Ежегодно российские медиа пишут о том, что туристическая активность азиатских стран бьет рекорды, что в этом году тематические туры из Китая, посвященные 1917 году и Октябрьской революции поднимут российскую экономику, что китайские покупатели делают кассу люксовым магазинам и участвуют в ресейле кроссовок Yeezy. В целом оптимизм оправдан: по статистике Ростуризма за 2016-й Россию посетили более 1 млн китайцев (на втором месте — Финляндия с тем же 1 млн). Однако некоторые эксперты считают, что большинство денег, которые китайцы тратят в Москве, остаются в теневом секторе экономики или возвращаются в КНР, потому что обслуживают китайских туристов в России в основном китайские же бизнесмены.
Кто приезжает в Москву?
«Китайцы — самая путешествующая нация в мире во многом потому, что самая многочисленная. Но есть и много культурных факторов: в Китае очень популярен внутренний туризм, люди регулярно ездят в другие провинции. То, что среди них большое количество пенсионеров, тоже обусловлено культурными особенностями. Долгое время в КНР был закон «Одна семья — один ребенок», поэтому родители старались максимально вкладываться в своих детей, выучить их и дать им все: квартиру, машину и образование. После того как дети вырастали, они традиционно начинали заботиться о своих родителях.
Массовый туризм в Россию из Китая появился в начале 2000-х годов, когда было заключено соглашение о безвизовых поездках, именно поэтому большинство туристов приезжают группами. Российское направление популярно благодаря географической близости, низким ценам и хорошим отношениям между двумя странами».
«Большинство китайцев очень бедные и не могут позволить себе выехать за рубеж. Прослойка среднего класса и очень обеспеченных людей в Китае совсем небольшая. Очень богатые приезжают самостоятельно, нанимают переводчиков, гидов и ходят маленькими компаниями. Туристы среднего класса чаще передвигаются на автобусах — это их толпы можно увидеть на Красной площади с фотоаппаратами».
«Россия стала популярным направлением, потому что с падением рубля тут стало дешево. Китайцев привлекает загадочность: Москва для них — это далеко и необычно, поэтому если у них много времени на пенсии, то почему бы сюда и не съездить. Китайские туристы тоже бывают разные. Некоторые едут смотреть на коммунистическое наследие, они восхищаются Путиным и думают, что Россия и КНР — друзья. Есть те, кто покупает шикарные туры, или просто бизнесмены, которые везде уже были и теперь приезжают в Россию».
Чем китайские туристы отличаются от остальных?
Сибиркина: «Если говорить про туристические группы, то они максимально заточены под «Все включено». С ними всегда есть гид. Китайские граждане не всегда знают историю других стран, Красная площадь для них — место, которое ассоциируется только с Лениным и Сталиным. С другими подробностями у них беда.
Ключевой момент — еда. В 12 часов почти весь Китай массово идет обедать: еда исключительно по расписанию, там царит культ еды и общественного питания. У многих гидов в ходу поговорка: «Приехала китайская группа — будет засуха». Вы наверняка видели, что многие китайцы ходят с бутылочками воды или термосами: они постоянно пьют воду и чаи. Это связано с традиционной медициной: они считают, что теплая вода способствует всем физиологическим процессам.
Но из-за того, что уровень культуры и образования среди китайских туристов очень разный, бывают курьезы — некоторые готовят лапшу в чайниках. У них совершенно другое отношение к чистоте и грязи: когда они едят, то могут скидывать мусор со стола на пол, потому что это удобно. Важно также знать, что китайцы достаточно дисциплинированны и если ты им на какие-то вещи укажешь, то они послушаются».
«В отличие от европейских туристов они сильно уважают СССР и коммунистическое прошлое страны. Во много это связно с тем, что Советский Союз помогал Китаю. Они считают нас дружественным народом. Ключевое отличие от всех других туристов — постоянное нахождение с гидом. Если европейские туристы за всю поездку могут купить одну-две экскурсии, то китайцы всегда на экскурсии».
«Осенью я была гидом у туристов из Тайваня — и они увидели первый снег. Понятное дело, что в Москве не бог весть что, просто падает небольшая крупа. Но они были просто поражены, рассказывали потом, как это классно. Правда, когда через несколько дней началась настоящая метель и Москву засыпало, они в снеге разочаровались».
Сибиркина: «В Москву они едут за тем, о чем когда-то слышали: о Красной площади, о Ленине, Мавзолее. Очень радуются возможности побывать на русском балете — у них трепетное отношение к русской культуре и музыке. Любят метро, бывать на Новодевичьем кладбище, смотреть все большие сооружения. Они знают «Бункер 42» на Таганке, и им очень интересны все экскурсии, посвященные советскому периоду. А вот в музеи современного искусства или какие-то новомодные шоу их не затянешь, потому что китайские туристы страшно консервативны».
Степанова: «Группы и маршруты у туристов бывают разные. Например, есть «Красный Китай» — это туры по местам советского прошлого. Они ходят в Мавзолей, ездят на родину Ленина, а на Красной площади ходят на кладбище, где захоронены политические деятели. Еще мы возим на обзорную экскурсию: это всегда — МГУ, площадь Победы, храм Христа Спасителя и Кутузовский проспект. В Третьяковскую галерею ходят мало, в этом году, например, ни разу там группы не было. В Пушкинский музей — чаще. Поэтому основной музей — это Кремль, и Оружейная палата там.
Больше всего туристов удивляет устройство города: куча пробок, широкие дороги и отсутствие мопедов и мотоциклов. Очень многим нравится монументализм, сталинская Тверская и высотки. Их приятно удивляют приветливые россияне — до поездки они думают, что тут живут очень угрюмые люди».
Куда еще ходят туристы
О нелегальных гидах
Гришина: «Сейчас появилась проблема с нелегальными гидами, которые рассказывают о них всякие перлы. Разница между нами и профессионалами заключается в том, что мы рассказываем об истории страны, а они продают янтарь и золото. Но видно нашему правительству не очень важна эта проблема, потому что сколько мы об этом ни говорили, ничего не меняется. А что нужно сделать? Нужно, чтобы гидом мог работать только гражданин РФ, у которого есть лицензия. А еще важно, чтобы закон не только существовал, но и исполнялся. Потому что сейчас, например, многие китайские гиды работают в Кремле через перевод: они нанимают гида с невостребованным языком, например латышским, и идут с ним, а дальше кое-как уже китайский гид переводит все группе».
Что они фотографируют?
Жданова: «Я водила по Москве небольшую группу китайских студентов: ВДНХ, парк Победы, парк культуры и «Музеон» с тогда еще стоявшим там «Брюсовым». Также были в Третьяковской галерее и в Пушкинском. Музеи им не понравились — больше нравилось гулять по городу. Особенно полюбилась Красная площадь — там они устроили фотосет минут на 30. Еще их очень удивляло московское метро, в котором они фотографировались буквально на каждом метре. Мы с ними выходили только на самых красивых станциях, хотя они были готовы смотреть буквально все.
Китайские туристы фотографируют все памятники, которые видят на пути. Иногда еще снимают кафе и иностранцев — особенно если они стоят толпой. Мне сложно говорить о туристах в целом, но студентам, с которыми я ходила, была не очень интересна история мест: для них было главное — просто сделать фотографию. Наверное, для того чтобы потом выложить ее в соцсети».
Сибиркина: «Граждане Китая очень связаны — у них большой круг друзей и знакомств, а фотография — возможность делиться и хвастаться. Также большую роль играют китайские соцсети — в них есть огромные сообщества, в которые они моментально выкладывают фотографии. Сделали селфи на фоне Цирка Никулина — и тут же выложили в WeChat. Они любят снимать все, что отличается от Китая. Например, белых светленьких детей — с моим ребенком они постоянно устраивают фотосессии, буквально передавая из рук в руки. В Троице-Сергиевой лавре после наплыва туристов из Азии ввели правило, запрещающее делать селфи с иконами: у них нет такого отношения к святости, как у нас. При входе на территорию лавры мне надо им отдельно оговаривать, что тут нельзя плеваться, мусорить, курить и делать селфи с иконами».
Что они едят в Москве?
Левицкая: «Мы ходили в «Китайские новости» — они хвалили их кухню, но им не хватает перца, специй и глутамата. Борщ они не понимают — там нет лапши! Вечером сидели в «Стране, которой нет», и водка им нравилась; пиво и вино — для них это мелко, не в почете. Водка, матрешки, меха, драгоценности, масштабная архитектура и духовное наследие — вот так можно описать интересы китайцев в Москве».
«Китайцы могут есть только свою еду, не воспринимают ничего другого на физиологическом уровне — от мяса и картошки им становится просто нехорошо. В Москве они едят в специализированных китайских ресторанах — и даже в серьезных отелях, например, в сети «Азимут», появляются китайские завтраки и ланчи. Некоторые предприимчивые владельцы турагенств открывают едальни, которые кормят исключительно китайских туристов, например, ресторан «Фуда» в МДМ. В «Китайские новости» туристы тоже заходят и всегда заказывают строго определенные позиции: лапшу с говядиной, сыр тофу, паровые пельмени, жареную лапшу со свининой и битые огурцы».
Блюда, которые чаще всего заказывают туристы в «Китайских новостях»
«В Россию приезжают в основном небогатые китайские туристы, и то, что мы им предлагаем, — это самая обычная еда. Они любят свинину, блюда из курицы в кисло-сладком соусе, гун-бао с орешками, субпродукты — желудки с луком. Меню зависит от стоимости обеда и ужина, включенного в тур, — что-то отдельное по меню редко заказывают. Пьют преимущественно чай или просто кипяток. Алкоголь почти не потребляют — либо немного водки, либо российское красное вино. Иногда «Балтику 7» — это раскрученный бренд в Китае, также как и «Русский стандарт».
Что и где они покупают?
Степанова: «В шопинге китайских туристов существует ряд проблем: основные деньги часто не попадают в Россию. Присмотритесь: гигантские группы чаще всего ходят с гидом, он идет впереди с флажочком — и он чаще всего китаец. Это значит, что он сам везде их водит, сам все показывает и отправляет их в свои магазины и рестораны. Эти рестораны чаще всего принадлежат китайцам, которые возвращают выручку в КНР.
Есть туристические группы, а еще группы, в которых больший акцент делается на шопинг. У них есть свободное время, и они могут тратить его на покупку золота, шуб, иногда часов и янтаря. Последний покупают, потому что знают про калининградский янтарь, который известен высоким качеством. Как, в принципе, и российское золото. Если группа состоит из обеспеченных туристов, то они идут за дорогими вещами в ГУМ и ЦУМ. Кстати, свои покупки они продумывают заранее, еще до поездки».
Левицкая: «Самое интересное у меня началось в ЦУМе или ГУМе. Они сказали, что им нужен мех и янтарь, но в итоге покупались сумочки Louis Vuitton. При этом надо отметить, что выглядят китайцы непотребно, ну то есть никак. И странно видеть таких неопрятных людей, готовых потратить на сумки по 500 тыс. р. В моей группе были только мужчины, поэтому они использовали меня как манекен, на который примеряли сумки и верхнюю одежду. После этого фотографировали, отправляли фото женам или любовницам, а те говорили — брать или нет.
Китайцами покупаются самые дорогие матрешки и безделушки из магазинов сувениров. Но их совершенно не заинтересовали сладости: в фирменном магазине «Аленка» они купили по маленькому пакетику — гораздо меньше, чем покупают туристы из СНГ. У китайцев по-другому развиты вкусовые рецепторы, и сладкое им не нравятся; также им не зашло мороженое в ГУМе. Зато там зашли меха. Со мной были три китайца — каждый отдал не меньше 200 тысяч за меховое изделие. Дальше был янтарь — непонятно, чем он их привлек, они брали янтарные шкатулки».
какой товар из России любят китайцы
Китайский рынок сбыта очень привлекателен для предпринимателей из России. Однако не стоит полагать, что народ Поднебесной будет покупать все, что предлагает российский продавец. Какой товар из России наиболее востребован на китайском рынке, как правильно продвигать «русский бренд» в КНР и влияет ли на него политическая повестка — читайте в материале Sostav.
Что покупают китайцы
От правильного выбора продукции будут зависеть успех проекта и объемы продаж. Далеко не все товарные позиции подходят для продажи в Китае. Причин тому несколько: культура, менталитет, вкусовые предпочтения, климат, упаковка и многое другое.
Согласно опросу посольства КНР в России, в котором приняли участие 1800 китайских граждан, проживающих на территории РФ, самыми популярными российскими товарами в Китае стали шоколад (75,6%), мёд (75,3%) и молоко (73,8%). В десятку также вошли йогурт, мороженое, соки, колбасные изделия (но пока импорт готовых мясных субпродуктов из России в Китай запрещён), косметика, свежее мясо и изделия из янтаря светло-жёлтого цвета.
Участники опроса считают, что потенциал экспорта российских продуктов в Китай раскрыт ещё не полностью. Наибольшим потенциалом на китайском рынке, по их мнению, обладает тот же шоколад (61,8%), мёд (60,9%) и колбасные изделия (57,9%). А кроме того — молоко, янтарные украшения, соки, косметика, водка, йогурт и мороженое.
Андрей Тужиков, консультант по экспорту и эксперт карьерного центра China Professionals:
Среди китайских потребителей бытует мнение, что продукция из России натуральная и экологичная. Однако как таковой бренд России в Китае не сформирован: сам факт, что ваш товар из России, не будет сильным преимуществом. Главное, чтобы продукт и бренд были проработаны, адаптированы и конкурентны по цене. Тогда выходить на китайский e-commerce с российским продуктом есть смысл.
Популярные товары различаются в B2B- и B2C-сегментах. По опыту консультанта по экспорту карьерного центра China Professionals Андрея Тужикова, бизнес в основном закупает муку, подсолнечное масло, сою и соевое масло, рапсовое масло и мясную продукцию.
Яркий пример такого продукта — куриные лапки. В Китае они считаются большим деликатесом и неотъемлемым ингредиентом многих блюд, а также вкусным снеком по аналогии с чипсами. Их продают в ресторанах и пищевых точках. Россия активно поставляет этот субпродукт в Поднебесную, но не всегда китайцы знают, что он из России. При этом Китай интересуют большие объемы поставок — 200 40-футовых контейнеров в месяц (объем тары в одном контейнере составляет 67,7 кубических метра).
В B2C-сегменте популярны:
- Кондитерские изделия. Конкурировать с Nestle и Ferrero нашим товарам позволяет стабильно низкий курс рубля и хорошее качество продукции. В России по сравнению с Китаем жесткие требования к производству пищевых продуктов.
- Алкогольная продукция. Водка пользуется спросом в Китае. К тому же крепкий напиток — одна из первых ассоциаций с Россией у локального потребителя.
- Косметика. Считается, что косметика российского производства натуральна и экологична. А относительно невысокая стоимость позволяет успешно конкурировать с другими импортными аналогами.
Маркетинговое агентство Asia Pacific составило списки самых популярных товарных категорий из России на китайских маркетплейсах:
Как подготовить продукт для китайского рынка
При подготовке товара для продажи на китайском рынке необходимо учесть ряд факторов, считает Тужиков.
- Фасовка товара. Народ Китая недолюбливает большие упаковки по 500−1000 грамм. По мнению потребителя, продукция должна быть на «один укус» и предоставлять возможность поделиться с друзьями. Поэтому многие товары в Китае сначала расфасованы по маленьким индивидуальным упаковкам, а потом уже их кладут в групповой пакет/коробку. Экологичным данный подход не назовешь, но такова текущая культура потребления.
- Климат. Из-за высокой влажности после вскрытия упаковки товар быстро приходит в негодность и начинает терять свои свойства.
- Также при подготовке товара на продажу в Китай стоит учесть специфический вкус жителей Поднебесной. Необходимо провести фокус-группы и узнать, что же больше нравится китайскому потребителю. Точнее всего этот фактор можно раскрыть на примере локализации печенья Oreo. Компания Kraft поставляет продукцию в Китай с 1996 года, однако до недавнего времени продукт не пользовался особой популярностью. Печенье казалось местному потребителю слишком сладким — покупали его неохотно. Тогда производитель уменьшил количество сахара в продукте и уменьшил размер упаковки. Результат — 7,3% китайского рынка по итогам 2009 года.
- Дизайн упаковки. Китайские полки магазинов пестрят всеми цветами радуги. Вопреки всем известной поговорке «не суди книгу по обложке», в Китае целлофановый пакет с банальным дизайном никто не заметит — поэтому необходимо изучить конкурентов и адаптировать дизайн. Упаковка должна быть удобной для выкладки на полки магазинов и одновременно подходящей для отправки при покупке онлайн.
Анна Луканина, управляющий партнёр Depot:
Одной упаковки вам будет мало. Если это геркулес — готовьте видео как его правильно варить, как и с чем вкусно употреблять, для кого этот продукт предназначен, как выглядит логистическая цепочка. Обязательно покажите европейцев в рекламе. Знаете, что нравится китайцам в наших лицах? Их привлекает длинный нос! Даже если он не такой уж длинный. И желательно ещё продемонстрировать новые для рынка ситуации потребления, например, заваренные в кипятке хлопья можно использовать в качестве маски для лица.
Что касается брендов из России, по мнению Анастасии Потиевской, консультанта по диджитал-маркетингу в Китае, их нельзя назвать «востребованным» товаром среди китайских потребителей. Связано это с отсутствием понимания, что такое «товар из России».
Анастасия Потиевская, консультант по диджитал-маркетингу в Китае:
В последний месяц из-за санкций в отношении России некоторые китайцы решили поддержать нашу страну и стали покупать российские продукты. Это был первый раз, когда я увидела на китайском маркетплейсе Tmall большой трафик по запросу «продукты из России». До этого ключевое слово практически не приносило посетителей.
Луканина советует продумать легенду бренда и продукта. «Предположим вы собираетесь экспортировать людимые в Китае куриные лапки или утиные язычки. А как вы их будете позиционировать? Этот товар из России? А почему китайцы должны верить, что их традиционный продукт хорошо делают русские? Вы бы поверили в классную китайскую сгущенку?» — поясняет она.
Тем не менее Потиевская отмечает, что китайцы знают про отдельные товарные категории или товары: российское мороженое, российский шоколад и конфеты. Знают также зубную пасту Splat, бытовую химию Synergetic. Но в данном случае роль сыграли не география производства, а правильный имидж: высокое качество, экологичность, конкурентная цена.
Востребованы те продукты, которые отвечают запросам потребителей и могут донести свою ценность до потенциальных покупателей. В пример Потиевская приводит сушки российского производства, отзывы на которые появились в популярной китайской соцсети Little Red Book. Пользователи рассказывали, что это отличный перекус для тех, кто занимается спортом, ведет здоровый образ жизни и следит за своим весом. Логика такая: «съел маленькую сушку и наелся на несколько часов». Поэтому сушки конкурировали с модными энергетическими батончиками, а блогеры посвятили русскому продукту десятки постов.
Кроме того, чтобы выстроить правильную коммуникацию и разработать стратегию, российской компании потребуются наладить связи с агентствами внутри страны, считает Луканина.
Анна Луканина, управляющий партнёр Depot:
В последнее время я все чаще вижу рекламные объявления от российских коллег, которые предлагаю помочь с выходом на китайский рынок. Но чтобы действительно помочь, надо иметь группу местных агентов внутри страны. Важно понимать, где именно вы планируете продавать свой товар (в Китае есть по меньшей мере пять значимых регионов, отличающихся своими потребительскими привычками), как будет устроена дистрибьюция.
Китайские рынок уже перенасыщен иностранными товарами, и чтобы успешным стал именно ваш — требуется серьезная стратегия проникновения, подчёркивает Луканина. Разработать её из России невозможно, но российские партнеры могут выступить в роли коммуникатора, связующего звена между вами и партнерами в Китае, отметила она. Бизнес в Поднебесной строится на личных отношениях, на полутонах, и правильная коммуникация — это больше чем 50% успеха.
Имидж российских продуктов в связи с событиями на Украине
24 марта Анастасия Потиевская сообщила в телеграм канале China Professionals, что китайские блогеры отказываются работать с российскими продуктами или меняют условия сотрудничества. Причина — их ассоциация с политикой в свете последних событий на Украине. Sostav связался с Потиевской — она отметила, что случай носит единичный характер и не претендует на звание «тенденции». В её практике от сотрудничества отказалась лайвстример, которая работает ведущей на китайском гостелевидении. Отказ был связан не столько с продуктами из России, сколько с нежеланием касаться связанных с политикой тем.
Для бренда, который работает в Китае, действительно очень важно не ассоциироваться с политикой. Чего теперь нельзя сказать о российских продуктах, указали в агентстве.
Однако в маркетинговом агентстве Xiongmao Digital с подобным явлением не встречались.
Татьяна Новикова, основатель и генеральный директор маркетингового агентства Xiongmao Digital:
Сейчас мы работаем с лайвстримами, основные направления — это косметика и еда. Что касается продуктов из России, у нас буквально недавно был кейс с русским парнем, блогером. В прямом эфире за 30 минут он продает различные русские продукты, и относительно политики у этого блогера ничего не изменилось.
Если брать других известных китайских блогеров, кто работает с российской косметикой, их выбор продукта зависит от популярности бренда. Также команда инфлюенсеров оценивает, насколько продукт продвинут на локальном рынке. С политикой и Россией это никак не связано, отмечает Татьяна Новикова.
Делитесь своим мнением на счет сотрудничества с Китаем в комментариях и рассказывайте о своем опыте взаимодействия с этой страной.
В Китай сейчас поступает много запросов на поиск бизнес-партнёров от российских предпринимателей. Как начать сотрудничать с поставщиками из Поднебесной и максимально снизить риски — читайте в материале Sostav.
Что китайцы на самом деле думают о России и Америке
Опубликовано вКитайНовое исследование аналитических центров показывает, что материковый Китай поддерживает вторжение России в Украину и осуждает США
по Дэвид Хатт
Студенты размахивают флагами Китая и Коммунистической партии Китая перед торжествами в Пекине 1 июля 2021 года, посвященными 100-летию со дня основания партии. Однако мало кто празднует взяточничество в партийных рядах. Фото: AFP/Ван ЧжаоНовый опрос более 3000 респондентов из материкового Китая показывает, что общественное мнение о России улучшилось за последние три года, при этом Россия теперь является страной, которую китайская общественность предпочитает больше всего, за ней следует Пакистан.
Опрос, проведенный аналитическим центром Центрально-Европейского института азиатских исследований в марте после российского вторжения в Украину и опубликованный 12 мая, показывает, что китайская общественность в значительной степени поддерживает агрессию Москвы, в то время как общественное мнение о США значительно ухудшилось. в последние годы, по словам организаторов опроса.
Из 25 стран, о которых спрашивали китайских респондентов, Россия была воспринята наиболее положительно, а США — наиболее негативно. Почти 80% положительно относились к России, тогда как менее трети относились к США аналогично. Четыре пятых сообщили, что их отношение к России за последние три года улучшилось.
«Наши результаты показывают, что китайская общественность не была обеспокоена действиями России и на самом деле, похоже, поддерживает Россию в войне», — заявил Ричард Турчани, ключевой исследователь Университета Палацкого в Оломоуце, возглавлявший группу исследования.
Из китайцев, которые сказали, что их мнение о России улучшилось, это произошло потому, что они доверяли руководству России. Распространенными ответами были «доверяйте Путину», «у Путина есть мужество», «сильное руководство». Многие китайцы также заявили, что чувствуют «братскую любовь» между Россией и Китаем и считают, что «враг врага — наш друг».
Индия заняла второе место среди 25 опрошенных стран, получивших наибольшее негативное отношение, за ней следует Япония. Из стран Юго-Восточной Азии 48% негативно относятся к Вьетнаму, а более двух пятых негативно относятся к Индонезии и Филиппинам. 900:03 Двое мужчин ждут возле клиники после введения китайской вакцины Covid-19 Sinovac 24 июня 2021 года в Сингапуре. Фото: AFP через Nurphoto / Suhaimi Abdullah
Сингапур занял третье место среди 25 опрошенных стран после России и Пакистана. Около 56% заявили, что чувствуют себя культурно похожими на город-государство, а 60% заявили, что считают, что сингапурцы будут рады китайским посетителям.
«Двусторонние отношения являются важным фактором, влияющим на отношение китайцев к зарубежным странам. Китайская внутренняя пропаганда, похоже, работает», — заявил Турчани.
В отчете также было обнаружено, что мнение китайских респондентов о зарубежных странах близко соответствует их восприятию взглядов этих стран на Китай.
Почти 60% участников опроса заявили, что, по их мнению, американцы негативно относятся к Китаю. Для сравнения, только около 10% считают, что русские относятся к Китаю смутно, что может объяснить, почему китайцы так высоко ценят Россию.
Неудивительно, что опрос выявил изобилие китайского национализма. Около 90% респондентов оценили Китай как экономически сильный, примерно на восемь процентных пунктов опережая США.
Столько же считали Китай самой сильной в военном отношении страной в мире. Индия и Япония считались самыми слабыми, за ними следовал Европейский Союз.
На вопрос, в какой степени Китаю следует проводить жесткую или дружественную политику, почти 60% ответили, что жесткая политика в отношении США. Более 20% сказали «очень сложно». Подавляющее большинство респондентов заявили, что «защита суверенитета и безопасности Китая» должна быть приоритетом внешней политики Пекина номер один.
С одной стороны, такое негативное мнение о США не распространяется на все сферы жизни. Большинство (53%) считали Америку культурно привлекательной, и только 26% не согласились.
китайских военнослужащих под российским флагом на архивном фото. Изображение: RT«Напряженные дипломатические отношения не нанесли существенного ущерба восхищению китайской публики американской культурой, и большинство китайцев по-прежнему считают США культурно привлекательными. Мы еще не вступили в полноценную холодную войну», — заявил Тао Ван, научный сотрудник Манчестерского института Китая и соавтор доклада.
Однако одним из ярких признаков пропасти между Китаем и Западом были вакцины против Covid-19. Около 55% китайских респондентов не захотят получать вакцины от Covid, произведенные в США, и чуть менее половины не захотят проходить иммунизацию европейскими вакцинами. Однако большинство согласилось бы на вакцину российского производства.
«Хотя некоторые ученые утверждают, что развертывание западных вакцин является ключом к выходу Китая из пандемии, наши выводы предвещают, что Пекину, возможно, предстоит пройти долгий путь», — сказал Ван. «Скептицизм китайской общественности в отношении западных вакцин невероятно широко распространен и может стать настоящей проблемой в будущем», — добавил он.
Подписывайтесь на Дэвида Хатта в Twitter на @davidhuttjourno
Нравится:
Нравится Загрузка…
Теги: Центральноевропейский институт азиатских исследований, Китай, Общественное восприятие Китая, Китайский национализм, Война между Россией и Украиной Искать:Тайна «пропавшего» правящего класса долины Инда
Осторожней со своими желаниями в послемятежной России
США все-таки могут понадобиться ракеты с ядерными боеголовками
Как восстание группы Вагнера повлияет на войну на Украине
Чего только не было в России
Китай рвется к выпуску чипов третьего поколения
Почему прорицатели доллара продолжают ошибаться
Как выйти из тупика между США и Китаем
Почему так много производства по-прежнему производится в Китае
Игра между Индией и Китаем в США
Чего Китай хочет от России, если она помогает ей с Украиной?
Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин уходят после приема в честь визита главы КНР в Кремль в Москве 21 марта 2023 года.
Григорий Сысоев | Спутник | через Reuters
Один из главных вопросов, возникших в связи с визитом президента Китая Си Цзиньпина в Москву на этой неделе, заключается в том, в какой степени он может помочь геополитически изолированной России как на поле боя, так и за его пределами — и какой ценой это будет может извлечь для этого.
Ни для кого не секрет, что Россия хотела бы, чтобы Китай помог ей, пока она барахтается в экономической и военной трясине, вызванной вторжением на Украину год назад. Международные санкции ограничили или отрезали доступ Москвы к многочисленным западным рынкам, в то время как продолжающаяся война на Украине демонстрирует все признаки превращения в кровавый тупик, который, если она проиграет, может вызвать сейсмические политические изменения в Москве.
На этом фоне нынешняя встреча Си Цзиньпина с президентом Владимиром Путиным в Москве, второй день во вторник, станет свидетелем того, как лидеры обсудят войну на Украине и мирный план Китая, сказал российский лидер, приветствуя своего китайского коллегу в понедельник. .
Однако неофициально, по словам аналитиков, президенты, вероятно, также обсудят, как Китай может помочь России, не рискуя попасть под западные санкции.
Сообщается, что Россия запросила у Пекина военную и экономическую помощь в начале своего вторжения, чтобы помочь ему вести войну против Украины, хотя оба правительства публично отрицали это. Подозрение по-прежнему падает на Пекин, несмотря на то, что он продолжает отрицать, что может помочь Москве смертоносным оружием.
Для многих, внимательно наблюдающих за углубляющимися отношениями России и Китая за последнее десятилетие, главный вопрос заключается в следующем: что Китай может хотеть в обмен на помощь Москве?
Чего хочет Китай?
Когда геополитические аналитики обсуждают Китай, они полностью соглашаются с одним аспектом внешней политики Пекина: Китай никогда не действует исключительно из альтруизма, и всегда есть цена (или предполагаемая награда для Пекина) за его поддержку или вмешательство.
смотреть сейчас
Ожидается, что во вторник Си и Путин выступят с совместным заявлением, а также подпишут, возможно, другие сделки, связанные с энергетикой, с аналитиками, говорящими, что Пекин вполне может искать доступ к российским товарам и ресурсам со скидкой.
«Путин слаб, вступая в эти переговоры из-за реальной уязвимости», — сказал Тимоти Эш, стратег по развивающимся рынкам в BlueBay Asset Management, в комментариях по электронной почте в понедельник, добавив, что ему интересно, «какую цену Си потребует за спасение Путина… он должен что-то из этого получить».
«Си знает, что Путин в отчаянии и все больше зависит от Китая. Если Путин готов предложить Китаю долгосрочные товарные сделки по сниженным ценам, тем лучше. Китай возьмет все, что сможет, от ослабленного Путина».
Китай также может рассчитывать на поддержку России, если она вступит в вооруженный конфликт с Тайванем, демократическим самоуправляемым островом у побережья Китая, суверенитет которого он не признает.
Аналитики поспешили сказать, что Китай, скорее всего, будет наблюдать за вторжением России в Украину, чтобы увидеть, как оно будет происходить и как отреагирует мир, и учесть это в своих собственных расчетах относительно того, может ли он начать вооруженную агрессию против Тайваня.
«Однажды, если мы столкнемся с кризисом из-за Тайваньского пролива, я думаю, ему [Китаю] также потребуется различная поддержка со стороны России, если такой конфликт произойдет, так что это одно [мы могли видеть]», — Алисия. Об этом CNBC сообщила научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Бачульска.
«Но другая вещь в краткосрочной перспективе заключается в том, что это, вероятно, будет означать еще более асимметричные экономические отношения между Россией и Китаем, и это то, что происходит уже много лет, когда Россия становится очень дешевым источником энергии в Китай», — добавила она.
Китай диверсифицирует свои источники энергии и обращается к России, отметила Бачульская, а также ищет сырье у своего соседа. Она отметила некоторую динамику в отношениях, в которых Россия по-прежнему имеет преимущество, отметив, что «в военной промышленности … Россия по-прежнему имеет преимущество, например, в реактивных технологиях, таких как истребители, или в ядерные технологии».
«Но, тем не менее, в целом, Китай имеет преимущество в экономическом плане, и если Китай будет более существенно поддерживать Россию, это будет продолжаться еще больше», — добавила она. CNBC связался с Министерством иностранных дел Китая, чтобы получить ответ на комментарии, и пока не получил ответа.
Китай хочет, чтобы Запад был слабее, но проявляет осторожность
Хотя Китай, несомненно, является старшим партнером в отношениях между Пекином и Москвой, две страны имеют много общего и выровнены на идеологическом уровне; у обеих стран уже давно враждебные отношения с Западом и презрение к экспансионистскому НАТО, и обе страны разделяют желание видеть «многополярный мир», в котором США доминированию бросают вызов и, в идеале, уменьшают.