Что посмотреть в Выборге: 15 главных достопримечательностей
Сохранить статью:
В этой статье:
- Краткая история Выборга
- Ладьи-драккары викингов
- Набережная в Выборге
- Красная площадь в Выборге
- Выборгский Замок
- Библиотека Алвара Аалто
- Филиал Эрмитажа
- Часовая башня
- Рыночная площадь
- Городская ратуша
- Круглая башня
- Дом Лаллукки
- Ведьмин дом
- Парк Монрепо
- Анненские укрепления
- Самостоятельный маршрут по Выборгу за 1 день
- Где лучше остановиться в Выборге
За 700 лет своего существования Выборг буквально наполнился памятниками старины, причем самой разной национальной принадлежности. Тут можно увидеть мощные шведские замки, построенные в стиле русского имперского классицизма соборы, архитектурные шедевры финского модерна.
Краткая история Выборга
Этот город находится в ста тридцати километрах от Санкт-Петербурга, на берегу Балтийского моря. В нем сохранились средневековые улицы, несколько домов шведского периода и атмосфера того времени. Выборг больше похож на город Западной Европы, чем на российский.
Фото: Shutterstock
Здесь давно не проводили больших реставраций, что отразилось на его внешнем виде. В этом состоит особая привлекательность старинных улиц Выборга.
Датой основания города считается 1293 год. О том, что происходило до этого, известно немного. Существуют интересные версии на этот счет. По одной из них на местности, где сейчас расположен Выборг, было поселение, которое основал князь Гостомысл. То, что на части территории города действительно были некие постройки, подтверждают находки современных археологов.
Здесь проживали племена карелов, которые находились в добрых отношениях с новгородскими славянами, торговавшими с Германией и Швецией.Читайте также
«Что посмотреть в Коломне: обзор достопримечательностей на любой вкус»
Подробнее
Швеция еще в 12 веке стремилась завладеть этой территорией. За несколько десятилетий до официального появления Выборга шведский правитель Торгильс Кнутссон предпринял попытку захватить поселения. В те года карелы исповедовали язычество, а шведы — христианство. Скандинавы собирались обратить соседей в свою веру и расширить владения на востоке.
Городской статус Выборг приобрел по указу шведского короля Эрика XII в 1403 году. А в следующем столетии он уже имел право принимать судна других стран. В те времена всем управляли местные феодалы. Они самостоятельно решали, с кем воевать, а с кем следует заключить мирный договор.
Расцвета город достиг при короле Карле Кнутссоне. Он прославился своей мудростью и добротой. Его придворные были более чем обеспечены всеми материальными благами. Они посылали в Выборг своих детей на обучение культуре высшего общества.
В тот период город решили надежно защитить, построив прочную крепость с военными сооружениями. И это произошло своевременно, так как в конце 15 века русско-татарская орда совершила набег на Выборг. Войском командовал Даниил Щени. В результате сражений агрессоры потерпели неудачу, и город устоял.
Русская армия тоже пыталась покорить его несколько раз. Единственный, кто сумел это сделать — Петр Первый в 1710 году. Шведы неоднократно старались вернуть населенный пункт, но все сражения заканчивались поражением скандинавов. Со временем крепость перестала быть военным объектом и стала украшением Выборга.
После окончания войны между Россией и Швецией город, принадлежащий Российской Империи, был присоединен к Великому княжеству Финляндскому и находился в его составе с 1809 по 1917 годы. Заботливое отношение финнов можно увидеть и сегодня: они участвуют в мероприятиях по восстановлению старых частей Выборга. Недавно были реставрированы средневековые городские карты.
Читайте также
«Что посмотреть в Ярославле: лучшие достопримечательности»
Подробнее
После окончания Великой Отечественной войны город стал частью СССР. А когда страна распалась, через Выборг часто возили контрабандные товары. Часть домов в 1990-е годы продавалась по символической цене. Многие из них и сегодня имеют хозяев, которые не могут произвести реставрацию, так как это требует больших вложений денег и времени. А старые дома никто не хочет покупать.
Люди приезжают в Выборг, чтобы посмотреть на местные достопримечательности и ощутить атмосферу средневековья. Этому способствуют небольшие дома из кирпичей, узкие, извилистые улицы и запахи свежей выпечки. Рецепт любимого местного сладкого блюда, кренделя, современным кулинарам достался от монахов-францисканцев. Символ на городском гербе появился тоже благодаря им: во время молитвы церковные служители складывали руки на груди в форме креста.
Фото: Shutterstock
Если будете в Выборге, рекомендуем не использовать транспорт, так как почти все достопримечательности находятся на открытом воздухе. Таким образом вы получите больше наслаждения от путешествия.
Ладьи-драккары викингов
Первое, что вы увидите, когда будете направляться от вокзала в город — ладьи-драккары. Их подарили жителям создатели исторического фильма «И на камнях растут деревья» в 1984 году. Такие сооружения в середине второго тысячелетия использовали викинги.
Фото: Shutterstock
Гостям Выборга нравится находиться между драккарами, потому что отсюда открывается прекрасный вид на шведскую крепость и Замковый остров. Две копии военных судов находятся на берегу Салакка-Лахти, недалеко от гостиницы «Дружба».
Набережная в Выборге
Залив Салакка-Лахти имеет народное название — Ковш (Большой Ковш). Это никак не связано с переводом слова. На финском языке Салакка-Лахти означает «залив уклеек». Здесь располагаются две гостиницы: «Дружба» и «Короленко», которая одновременно является судном. Изначально гостиница была теплоходом, но в 1990 году его списали и переоборудовали для приема туристов.
Фото: Shutterstock
По набережной нравится гулять и местному населению, и приезжим: людей манит свежий прохладный воздух на аллеях. Отсюда легко добираться до многих достопримечательностей, которые можно посмотреть в Выборге. Набережная дает возможность любоваться на корабли средневековых воинов и здание гостиницы «Дружба», за которыми находится теплоход «Короленко». Отсюда можно наблюдать красоту местного замка. Недалеко от этого старинного здания находятся речной порт и фонтан.
Красная площадь в Выборге
Одна из наиболее посещаемых достопримечательностей – красивая Красная площадь.
На ней людям тоже нравится проводить свое время и совершать прогулки. Туристы часто делают фотографии на фоне скульптурных сооружений, особенно у памятника «Мальчик с котом», изображающего сцену общения ребенка и домашнего животного.В прошлом на Красной площади Выборга находился пустырь со святым источником. В конце 16 века на ней привели в исполнение смертельный приговор людям, которые поддерживали короля Сигизмунда. Свое название площадь получила из-за этого страшного события: кровь убитых пролилась в святой источник, отчего вода в нем стала кровавого цвета. С тех пор пустырь местные жители начали называть красным, а в начале 20 века такое же название получила и площадь.
Вначале тут располагались торговые ряды. Со временем Красная площадь становилась больше и развивалась. Здесь сохранились многие постройки прошлого, которые стали достопримечательностями города. Например, дом Купца Москвина и Аптечный дом. Многие туристы приходят на площадь Выборга, чтобы посмотреть на прекрасные здания и окрестности.
Выборгский Замок
Выборгский замок — это, пожалуй, наиболее известная достопримечательность города. В России мало памятников старинной военной постройки, выполненных западными архитекторами. Этот замок — один из них. Гуляя по его тесным улицам, гости города словно попадают в эпоху средневековья, во времена рыцарей и королей. Замок был возведен в 13 веке жителями Швеции. В последующие столетия он становился больше, крепче и красивее.
Фото: Shutterstock
Башня Святого Олафа Выборгского замка была названа в честь короля Норвегии, который ввел в стране христианство. Это высокое сооружение находится за стенами крепости. Как и сам замок, башня была построена в 13 столетии и очень долго считалась самой высокой среди подобных строений стран Северной Европы. Ее высота над уровнем моря составляет семьдесят пять метров.
Внешний вид башни со временем менялся, но и сегодня она производит большое впечатление. Примечательно, что ее стены толще, чем стены Выборгского замка. На смотровой площадке у основания башни открывается чудесный вид на городские постройки и Выборгский залив.
Читайте также
«Что нельзя брать в ручную кладь: разбираемся с правилами полетов»
Подробнее
История замка окутана легендами. По одной из них души людей, которых мучили до смерти в подземелье, воплотились в одно громадное существо ростом в два метра и с большими черными рогами. Оно приходит в Выборгский замок два раза в год и бродит по его окрестностям.
Популярные статьи
Как выбрать хороший отель или гостиницу для отпуска
25.04.2023
113
Как выбрать место в поезде: что важно знать про типы вагонов и места в них перед путешествием
20. 04.2023
240
Как выбрать удобное место в самолете
11.04.2023
359
Что взять на море из одежды
15.02.2023
1082
Самые теплые города России
10.02.2023
2316
В 1970 году в башне Святого Олафа открыли музей. Каждая его часть представляет собой интересную экспозицию. Здесь есть много различных залов и башен, а также винный погреб и крепостной двор. Для посетителей работает выставка подводной археологии.
Библиотека Алвара Аалто
Библиотека Алвара Аалто — одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Выборга. Ее здание было выстроено по проекту знаменитого архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Одна из его самых известных работ — табурет для зала библиотеки, копию которого когда-то активно покупали в магазине Икеа (было продано несколько сот тысяч экземпляров).
Фото: Shutterstock
Если у вас возникнет вопрос, что интересного можно посмотреть в Выборге в 2021 году, то библиотека Аалто будет отличным местом для экскурсии. Каждый час здесь набирают группы посетителей. Это бесплатное для всех мероприятие. Перед входом в музей вам дадут временный билет на экскурсию.
Филиал Эрмитажа
В городе работает филиал известного музея «Эрмитаж» из Санкт-Петербурга. Он располагается на высоком склоне, где в прошлом стоял бастион шведов. Недалеко от филиала, если идти к нему со стороны Морской набережной, до сих пор находятся остатки воинских укреплений.
До того, как произошла война между СССР и Финляндией, у музея было другое название — Выборгский акрополь. Здесь раньше была коллекция произведений искусств из европейских стран, в том числе Финляндии. После завершения войны финны забрали все ценности, которые хранились в музее. В настоящее время в здании находятся художественная школа для детей и музейный зал.
В филиал «Эрмитажа» каждый год из Зимнего дворца завозят новые экспозиции. В его дворе есть сад. В нем размещены копии скульптур итальянских мастеров. Их привезли во время итальянской выставки. В отличие от остальных экспозиций, которые меняют ежегодно, эти скульптуры решили оставить. Находясь в саду музея, можно полюбоваться на красоту города и Финский залив.
Часовая башня
В Выборге можно сходить и посмотреть на памятник 15 века — Часовую башню. Ее так назвали из-за больших часов, которые установили в середине 17 столетия и заменили только один раз в 19 веке.
Фото: Shutterstock
С часами в 2016 году произошла интересная история. Они были в нерабочем состоянии больше 20 лет. Но их сумел завести обычный ученик средней школы, несмотря на то что башня долгое время находилась в аварийном состоянии. В то время, когда правительство города решало вопрос с подрядчиком, школьник Иван Першин из любопытства поднялся на старинную башню. Парень решил попробовать починить часы и ему это удалось. О том, как у него это получилось, Першин рассказал на видео, которое выложил в интернете.
Высота Часовой башни (25 метров) позволяет видеть ее со всех сторон с близлежащей территории города. Было время, когда башня входила в состав старого кафедрального собора. И сегодня здесь находится большой набатный колокол весом в 61 тонну. Он звонит во время больших церковных праздников.
Часовая башня появлялась и на экранах отечественного кинематографа. Возле нее был снят один из эпизодов фильма «Земля Санникова» в 1973 году. В этой сцене исполнитель главной роли Олег Даль забирается на Часовую башню с повязкой на глазах и без страховки.
Рыночная площадь
Путь от памятника 15 века до Рыночной площади проходит по улицам старого города. Дорога из брусчатки состоит из череды крутых спусков и подъемов. На ней встречается много старинных домов и двориков, часть которых созданы в итальянском стиле и вряд ли напомнят вам об СССР.
Фото: Shutterstock
На самой Рыночной площади находится готическое здание из красного кирпича. Когда-то здесь был Банк Финляндии, а теперь — городская администрация. Напротив расположена круглая башня, построенная в 16 веке. Она была частью крепости Выборга. В настоящее время тут работает ресторан «Круглая башня».
Недалеко от башни находится центральный городской рынок, построенный архитектором из Финляндии в начале 20 века. На его территории работают современные торговые ряды. Здесь можно приобрести продукты питания, различные вещи, сувенирную продукцию и хозяйственные товары из Финляндии.
Рядом с рынком расположилась пристань. На ее катерах можно отправиться на морскую прогулку по Финскому заливу и гавани Салакка-Лахти. Также здесь можно арендовать лодку или катамаран.
Городская ратуша
За 1 день в Выборге можно посмотреть много достопримечательностей. Обязательно посетите Городскую ратушу. Это самое красивое средневековое здание города с интересной историей. Построенная в 1643 году, ратуша была частично разрушена во время Северной войны, из-за чего здание перенесли в другое место.
Фото: Shutterstock
В 1898 году Городскую ратушу восстановили. Новый дизайн был сделан в стиле итальянского неоренессанса. При реставрации в ратуше построили два этажа и открыли историко-этнографический музей. Через десять лет перед зданием установили памятник ее основателю — маршалу Торгильсу Кнутссону.
В период войны СССР и Финляндии Городская ратуша снова пострадала — была повреждена ее конструкция, а коллекции исторического музея сгорели при пожаре. Через какое-то время строение опять восстановили — из его внутренних помещений сделали жилые квартиры. И сегодня здание бывшей ратуши выполняет функции жилого дома. В середине 80-х годов 20 века оно вошло в список объектов историко-культурного наследия.
Круглая башня
В центре Выборга находится одна из двух артиллерийских башен, оставшихся с 16 века. Защита города — стена каменной крепости – имела в своем составе десять фортов. Одной из самых больших в те времена была Круглая башня. Ее стены достигали толщины в несколько метров. Сооружение перестало выполнять оборонительную функцию, когда территория Выборга распространилась за пределы крепости.
Читайте также
«Компенсация за задержку рейса: обязанности компании и права пассажира»
Подробнее
Круглая башня долгое время играла роль склада для пороха. Потом в ее здании открыли библиотеку и залы для заседаний, а каменные стены внутри помещений покрыли слоем штукатурки. Сейчас в Круглой башне работает ресторан. Его стены украшены в готическом стиле и напоминают посетителям об исторических событиях прошлого.
Дом Лаллукки
Гуляя по окрестностям Выборга, можно посмотреть на Дом Лаллукки. Несмотря на то, что три верхних яруса четырехэтажного здания занимают квартиры, а первый — торговые помещения, с улицы строение больше похоже на средневековый замок, чем на обычный жилой дом.
Фото: irecommend.ru
Этот особняк построили в начале 20 века. В то время на первом этаже находился магазин предпринимателя и мецената Юхо Лаллукки. Тут можно было приобрести редкие для северного региона табак, кофе, чай, пряности и крупы. Сам бизнесмен и его семья жили на втором этаже, а верхние сдавались в аренду другим людям.
Здание имеет привлекательный вид: оно украшено башенками, скульптурами и орнаментами с изображениями животных. Облицовка особняка выполнена из красного гранита, благодаря чему у дома роскошный вид. В период Второй мировой войны он был сильно поврежден, но восстановлен в мирное время.
Ведьмин дом
Фото: rekvizit.info
Если смотреть на здание со стороны Южного Вала, кажется, что у Ведьминого дома не хватает стены. Поэтому народ прозвал его домом-утюгом. Необычный вид строения дает возможность делать уникальные фотографии, на которых оно выглядит плоским. Точно неизвестно, почему его назвали Ведьминым. Некоторые люди утверждают, что в прошлом здесь жила ведьма. Благодаря особенностям конструкции строение напоминает средневековый замок, созданный в неостиле.
Парк Монрепо
Парк Монрепо — это единственный в России скальный пейзажный парк. Он производит большое впечатление на всех, кто приходит сюда. Много веков на его территории пасли животных. Это происходило до тех пор, пока в 18 веке комендант Выборгской крепости не принял решение благоустроить эту местность, чтобы затем построить здесь дом. По его приказу осушили болота, выровняли поверхность, посадили оранжереи, плодовые и фруктовые деревья, устроили усадьбу.
Фото: Shutterstock
В разные времена в парк Монрепо приходили за вдохновением известные творческие личности. В Великую Отечественную войну все растения погибли, а усадьбу использовали под госпиталь. Чтобы вернуть парку былую красоту, в конце 80-х годов прошлого века провели восстановительные работы.
Сегодня гостям Выборга есть куда пойти и на что посмотреть — местная природа выглядит удивительно красиво в любой сезон, даже осенью и зимой. Тут можно прогуляться по главной усадьбе, различным постройкам, в том числе по библиотеке и огромной территории с большим количеством интересных уголков.
Анненские укрепления
Созданный в качестве военного укрепления, Выборг на протяжении многих столетий выполнял оборонительную функцию. Жизнь жителей города зависела от того, насколько были надежны стены крепости. Поэтому большинство местных достопримечательностей Выборга связаны с фортификацией.
Анненские укрепления — это военное сооружение, включающее в себя укрепления в виде навесных стен, бастионов и рвов. Его построили, чтобы защищать городское население от нападений шведской армии. Тут находились солдатские казармы, склады с порохом, конюшни, а также маленькие помещения для военных офицеров.
Проект Анненских укреплений разработали финские генералы в 18 веке. Эти военные одновременно были известными инженерами. Речь идет о генералах Минихе, Кулоне и де Бриньи. В 1728 году они представили свой план сооружения в Военную коллегию. Но только спустя три года проект был утвержден для строительства. В результате построили оборонительный пояс вокруг побережья напротив замка. Чертежи проекта сохранились до нашего времени.
Работы по возведению Анненских укреплений легли на плечи русских солдат и крестьян. Свое название сооружение получило в честь правителя Российской империи из династии Романовых — императрицы Анны Иоанновны. Оно никогда не принимало участие в боевых действиях. Помимо строений, выполнявших защитную функцию, на территории Анненских укреплений были три магазина, колодец с водой, два погреба для хранения пороха, артиллерийский склад, три кузницы, две кордегардии и шестнадцать кварталов с жилыми зданиями.
Сегодня вы можете посмотреть в Выборге данный памятник, посвященный русскому оборонному зодчеству, и оценить, каким оживленным был город в 18 веке.
Самостоятельный маршрут по Выборгу за 1 день
Приехать на 1 день в Выборг, чтобы посмотреть его достопримечательности — это хороший повод познакомиться с его богатой историей. В этом помогут гиды — они будут сопровождать на экскурсии и рассказывать удивительные факты из прошлого города. Вам также укажут, где можно попробовать знаменитый крендель и в каких местах получатся лучшие фотографии средневекового замка.
Читайте также
«Что взять с собой в самолет: подробная инструкция для приятного путешествия»
Подробнее
За один день в Выборге можно увидеть все главные достопримечательности. В компании с гидами вы не будете беспокоиться о расписании, чтобы учесть режим работы объектов, которые захотите посетить.
Но посмотреть Выборг можно и самостоятельно, если построить верный маршрут и провести в городе один или два дня.
Фото: Shutterstock
Мы рекомендуем такой вариант. Начать можно с железнодорожного или автобусного вокзала (оба находятся рядом). Почти весь маршрут проходит по Старому городу. Когда будете передвигаться между его памятниками, смотрите на дома вокруг вас — они были построены в разные эпохи. В своей экскурсии следуйте такой последовательности: Красная площадь — библиотека Алвара Аалто — Соборная площадь — Дом купеческой гильдии Святого Духа — Часовая башня — площадь Старой Ратуши — Выборгский замок — парк Монрепо. Такой вариант маршрута подразумевает отдых на пару часов среди природных красот усадьбы на скалах.
Вы можете поменять порядок передвижения и по приезду в город сразу отправиться в замок. Из здания можно подняться на башню Святого Олафа, а оттуда — направиться в парк Монрепо. Насладившись прогулкой, возвращайтесь в Старый город. Здесь можно с комфортом гулять по средневековым улицам до конца дня.
Если вам нравится любоваться историческими постройками, то дополните самостоятельную экскурсию просмотром других зданий и не идите в музей замка. Либо откажитесь от посещения библиотеки Алвара Аалто. Если погода станет плохой и выпадут осадки, то вам легко будет поменять свой маршрут. Например, вместо того, чтобы пойти в парк Монрепо, можно отдать предпочтение городским музеям и теплой, удобной обстановке.
Где лучше остановиться в Выборге
Уникальность прошлого и современного облика города манят людей к себе. Чтобы быстро добираться до интересующих вас объектов, можно поселиться в исторической части Выборга. Здесь располагается большинство городских отелей — трех- и четырехзвездочные гостиницы. Туристы, которые в них побывали, хорошо отзываются о качестве номеров и уровне обслуживания.
Если выбрать Victoria Hotel «Vyborg» или гостиницу «Дружба», то из окон откроется прекрасный вид на гавань Салакка-Лахти. А отдав предпочтение отелям «Nordic» или «Фрегат», вы сможете любоваться на просторы Выборгского залива, несмотря на то что они находятся далеко от центра города. За его пределами также можно найти разнообразные варианты с арендой жилья. Один из них — это современный комплекс отдыха «Лавола».
Люди, приезжающие в город для самостоятельного путешествия, часто выбирают апартаменты. Их много на территории Выборга. Они есть и в исторических зданиях. Местные апартаменты выполнены в разном дизайнерском стиле. Среди таких отелей можно найти только два хостела. Один из них — модный капсульный отель.
Если вы мечтаете оказаться в замке времен рыцарей и королей, побродить по старинным улочкам средневекового города, то обязательно нужно приехать и посмотреть на достопримечательности Выборга. Здесь есть и другая редкая возможность: отведать лакомство великих правителей прошлого — настоящий крендель, который пекут по оригинальному рецепту монахов-францисканцев. Ведь недаром Выборг называют «крендельным городом».
достопримечательности за 1 день, осенью, летом
Любителям путешествий по российским городам я рекомендую побывать в Выборге, а что посмотреть за один день самостоятельно, попробую рассказать. Прогулка по этому районному центру Ленинградской области окажется познавательной и поможет хорошо отдохнуть.
Содержание
- Как добраться до Выборга
- Топ-10 достопримечательностей Выборга, которые можно осмотреть за день
- Выборгский рынок
- Толстая Катерина
- Старый жилой дом
- Часовая башня Выборга
- Дом купеческой гильдии
- Аллея звезд
- Спасо-Преображенский собор
- Красная площадь
- Парк Ленина
- Ладьи викингов
- Видеообзор
Как добраться до Выборга
Попасть в Выборг можно разными способами:
- Поездом «Ласточка» с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Его номер — 7501, отправление — каждые 2 часа. Через час с небольшим с момента отбытия поезд приходит на железнодорожный вокзал Выборга.
- Автобусом с автостанции «Парнас» в Санкт-Петербурге, номер — 850. Через 2,5 часа автобус прибывает на Выборгский автовокзал.
- На автомобиле. Маршрут — до Сестрорецка, а затем по автотрассе «Скандинавия». В зависимости от загруженности дороги на поездку уйдет примерно 1,5-2 часа.
- Поездом «Лев Толстой» из Москвы. Выборг — не конечная станция, но поезд останавливается в городе на 40 минут.
Топ-10 достопримечательностей Выборга, которые можно осмотреть за день
Тем, кто планирует самостоятельное путешествие, я советую посмотреть 10 интересных мест из подготовленного мной списка.
Выборгский рынок
В 1906 г. на месте разобранной городской стены в Выборге завершилось строительство рынка. В течение нескольких лет здание считалось самым большим среди рынков Скандинавии. Его ширина — 20 м, а длина — 130 м. Особенностью Выборгского рынка стала система охлаждения, для тех лет самая новая.
Во время войны 1941-1945 гг. здание было разрушено. В течение нескольких лет проводились реставрационные работы. Но удалось восстановить только 3 островерхих фронтона, всего их было 7.
Не получилось полностью вернуть довоенный облик кровле. Все это исказило внешний вид объекта. Рынок открыли только в 1957 г. А в 1976 г. на часовой башне обновили кровлю, придав ей историческую форму.
Здание рынка имеет длину 130 м.Толстая Катерина
Одним из исторических объектов рыночной площади является круглая башня. Ее возводили в XVI в. как фортификационное сооружение. Но со временем башня утратила свое значение: постепенно ее стали использовать в качестве склада оружия, загона для скота, музея и даже места для хранения аптечных товаров.
Реставрация здания проводилась в 1976 г. 3-й этаж занял ресторан, на 2-м разместился банкетный зал. Жители дали башне свое название — «Толстая Катерина». Ресторан работает до сих пор.
Башня постройки 16 века.Старый жилой дом
Здание, построенное в XVI в. из гранитных валунов, считается самым старым в Выборге. До сих пор здесь живут люди. Дом неоднократно ремонтировали: расширили оконные проемы, убрали печи, т. к. провели центральное отопление. Всего здесь 2 квартиры.
Это здание относится к бюргерским постройкам. Его местонахождение — Крепостная улица. Когда его строили, городская планировка отсутствовала, поэтому дом располагается не в одном ряду с остальными строениями, а в глубине двора.
По улице Крепостной расположен самый старый дом.Часовая башня Выборга
Если продолжить прогулку по Крепостной улице, можно дойти до Часовой башни — следующего архитектурного памятника города. Ее нижняя часть — это то, что осталось от звонницы при храме, возведенной в XVI в.
Часы украсили сооружение в 1600 г. А Екатерина II подарила набатный колокол, который установили на башне в конце XVIII в., что позволило сделать ее пожарной каланчой.
На часовой башне расположен колокол.Дом купеческой гильдии
Здание, являющееся одним из старинных в Выборге, купеческая гильдия приобрела для своих целей в XVI в. Здесь проводились торговые переговоры, а также было несколько жилых квартир.
Это 2-этажное строение, возведенное в XIV в., является одним из самых старых в городе. Дом несколько раз реконструировали. В 1978 г. крышу покрыли черепицей.
Старинный дом под черепицей.Аллея звезд
Всем любителям кинематографа я советую посетить Аллею звезд. У Выборга большая фильмография. Многие советские и российские режиссеры выбирали его местом для съемок своих картин. С 1993 г. здесь проходит ежегодный кинофестиваль «Окно в Европу».
При участии организаторов фестиваля в 1998 г. была открыта Аллея звезд. Располагается она на тротуаре вдоль Крепостной улицы. Сначала был 1 ряд памятных звезд, а в 2014 г. аллею реконструировали, в результате образовался еще 1 ряд.
Памятная Аллея звезд в Выборге.Спасо-Преображенский собор
В план посещения города Выборга, чтобы посмотреть за 1 день самостоятельно и объекты религиозного назначения, я включила Спасо-Преображенский собор. Он занимает центральную часть Соборной площади.
Храм начали возводить по указу Екатерины II в 1787 г. Бой часов, установленных чуть позже, перебивал звон полицейской башни, поэтому их приказано было разобрать. Только в 2012 г. было принято решение вернуть часы на колокольню.
Собор построен в стиле классицизма. Внутри сохранились старинные росписи.
Спасо-Преображенский собор проводит богослужения.Красная площадь
Рекомендую всем туристам сходить на Красную площадь в центре Выборга. Здесь проводятся все крупные городские мероприятия.
Площадь окружают дома, строительство которых началось в XIX в. Затем они перестраивались, восстанавливались после военной разрухи, в результате чего теряли свой первоначальный облик.
Широкая Красная площадь в Выборге.Парк Ленина
В середине XIX в. в Выборге снесли Рогатую крепость. На очищенном месте был разбит парк-эспланада. В нем высадили более 200 сортов деревьев. В 1868 г. в парке открыли ресторан и гостиницу.
Постепенно парк пополнялся достопримечательностями, например скульптурой «Лось», фонтаном с питьевой водой и др. Здесь красиво в любое время года — и теплым летом, и прохладной осенью.
Свое последнее название парк получил после передачи города СССР.
Можно увидеть разнообразные скульптуры в парке Ленина.Ладьи викингов
Рядом с гостиницей «Дружба» на городской набережной установлены ладьи викингов. Это не те лодки, которые использовали скандинавские мореходы, а лишь их копии. Изготовлены они были для съемок фильма Станислава Ростоцкого. Режиссер передал их городу за помощь в подготовке картины.
На набережной можно полюбоваться на ладьи викингов.Видеообзор
Что посмотреть в Выборге за 1 день самостоятельно
Выборгский замок
Дом Векрута
Башня с часами
Дом купца Буттенгофа
Усадьба Бургер
Дом гражданина 9 0003
Выборгская ратуша
Башня ратуши
Военный музей Карельского перешейка
Бастион Панцерлакс
Драккары викингов
Красная площадь
Библиотека Альваро Аалто
Анненские укрепления
Петровская площадь
Парк Монрепо
Маршрут по Выборгу на 1 день на карте
В туристической среде город, некогда созданный шведскими крестоносцами, считается подлинно европейским. Здесь все дышит подлинной, почти средневековой аурой: заведения общепита с нотками старинного дизайна, мощная архитектура крепких зданий со скандинавскими мотивами, любовь к тематическим фестивалям и историческим реконструкциям.
Выборгский замок
Средневековое здание уже давно признано и символом, и визитной карточкой города, поэтому его можно увидеть практически во всех туристических каталогах. Дата рождения замка – ХΙΙΙ век. За 7 веков он не раз подвергался реконструкции, приобретая новые функциональные возможности. Он считается занимательным памятником фортификационного искусства древности, получил впечатляющие разрушения в годы Северной войны.
Активное участие в восстановлении оборонительной цитадели принимал Петр I, благодаря указу которого были сохранены многие важные черты комплекса. В свое время она сослужила хорошую службу не только для военных задач, но и для спокойной деятельности торговцев и мастеров на все руки. Нынешний вид замок приобрел в 19 в. век.
Во второй половине 20 века здесь был открыт историко-краеведческий музей, куда стекались все важные реликвии края. Среди экспонатов немало не только средневековых артефактов, но и частичек природных богатств Карельского перешейка. Он служит сценой для рыцарских поединков и музыкальных мероприятий. Имеет заслуженный статус: место, обязательное для посещения туристами.
Дом Векрута
Ориентир на местности – соседство со зданием старого, уже не выполняющего своих функций историко-этнографического музея. Поместье карамельно-розового цвета было построено в 1650 году и принадлежало богатой семье купца Йохана Векрута. Местный Крез был настолько экстравагантен, что полы в доме, по поверьям, мыли не мыльным раствором, а вином, а хлебу и посуде на кухне не было счета.
Здание прославилось на мировых туристических просторах благодаря посещению Выборга в 1772 году знатнейшей императрицей Екатериной Великой. В роскошном по тем временам здании останавливалась высокопоставленная особа, но после смерти самого Йохана его сын Филипп быстро продал наследство «с молотка», дом перешел во владение королевской казны.
В 19 веке элегантное здание было отреставрировано, добавив в архитектуру нотки балтийского ренессанса.Среди туристической братии здание известно как место с удивительным кафе, специализирующимся на выпечке знаменитых местных кренделей.
Башня с часами
Видна из многих частей города. Связано это со стремлениями папы римского, который в X веке постоянно советовал властям построить в Выборге католический собор. Он даже пообещал отпустить грехи участников процесса строительства храма прямо из Ватикана. Покровительство высокого религиозного звания привело к тому, что с самого начала здания были выполнены в камне, в отличие от деревянных монастырей.
Высокое сооружение изначально служило колокольней, но уже в 16:00 на нем установили часовой механизм. До середины ХΥΙΙΙ экзотическая башня была «страдальцем» вечного огня. Его с завидным постоянством уничтожали пожары, а после реконструкций часы производились то шведскими, то финскими мастерами. Последний «хранитель времени» служит горожанам уже более 2 веков.
Внутрь шедевра каменного зодчества туристов не пускают с советских времен, хотя когда-то обзором окрестных красот регулярно служила удобная смотровая площадка. Между тем издалека архитектурный шедевр все равно поражает воображение и выглядит потрясающе, есть в нем что-то величественное и грандиозное.
Дом купца Буттенгофа
Нынешний статус — обычный четырехэтажный жилой дом с рядом коммерческих контор и интересной историей. Появился в городе в ХΙХ в. Он был построен усилиями финского архитектора Брюнольфа Блумквиста. Геолокация – Крепостная улица. Первый владелец, Эмиль Буттенхоф, был известным в регионе человеком, он занимался поставками табака, вина и водки, здание предполагалось использовать как доходный дом.
Фасад каменного комплекса ярко-охристого цвета украшен художественными элементами с примесью ренессансных влияний: пилястры, щипцы, эркеры, башни, полуколонны и замысловатый флюгер. Преимущество каменного шедевра заключается в том, что он прекрасно сохранился практически в первозданном виде.
Manor Burger
Бывшие владельцы квартир: ремесленники и торговцы. Здание представляло собой изысканный эксклюзивный вариант жилья для лиц «среднего класса» по социальному положению и в то же время было роскошным. Архитектурно интересное здание родилось в 19 веке.века и с тех пор украшает Прогонную улицу.
Стены сложены из мощных валунов, что позволило интересной достопримечательности дойти до наших дней, почти не потеряв своей неповторимой самобытности. Когда-то стены усадьбы служили убежищем, служа каркасом для мастерской, склада, кухни, гостиной и ряда спален. Комплекс примечателен наличием каретного сарая, где жили конюхи, резвые лошади отдыхали после рабочего дня.
Сегодня в Доме развлечений работает туристический офис компании «Выборг-Гид» и выставочный зал с творениями современных мастеров кисти, вышивальщиц, гончаров, берестяников. После осмотра экспозиции выставки гостям предлагают ароматный эль из собственной пивоварни и крендели с травами. Возможна фотосессия с такими мистическими персонажами, как мельник Сампо, Калевала, ведьма Лоухи, облаченная в старинные рыцарские доспехи. Развлечений хватит на всех, вход свободный.
Дом гражданина
Одно из воплощений здания — миниатюрная крепость. Дата рождения каменной диковинки ХΥΙ век. Здание имеет 2 этажа, находится на Крепостной улице, неизменно становится участником всех экскурсионных маршрутов по городищу. Удивительный факт: дом в том виде, в каком он был построен несколько веков назад для приюта людей, не изменил своих функций.
Историки предполагают, что это вполне может быть тот самый жилой раритет, который можно назвать старейшим в России. В этом «допотопном» артефакте осталось всего 2 квартиры, по слухам, жильцов там тоже двое, но любопытство путешественников к их жилью уже не вызывает прежнего энтузиазма, вряд ли им удастся побывать внутри.
Выборгская ратуша
Староместская ратуша – очаровательное архитектурное творение, отличающееся элегантным фасадом, украшенным яркими красками. Как и многие другие местные шедевры из камня, он появился на одноименной площади в ХΥΙ веке. Здание на тот момент было самым грандиозным по размерам в городе, но это не спасло его от разрушения. В 1898 году комплекс был вынужден серьезно восстановить после артиллерийского обстрела русских пушек в 1710 году и некоторого последующего забвения.
Первоначальный план вернуть дому статус религиозного учреждения больше невозможен. Он либо стал пристанищем для музея, либо снова подвергся нападению в ходе очередных боевых действий. В 1985 году комплекс получил статус охраняемого объекта культурного наследия. Вход венчает памятник Торгилсу Кнутссону, а вся площадь в целом очень напоминает пейзажи европейских столиц, Праги, Вены, Варшавы.
Башня ратуши
Ориентир на местности – Выборгская крепость. Дата рождения высокого здания – 1470 год. Оно имело статус единственной надвратной башни поселения, охранявшей подступы к поселению с юго-восточных границ. Материал постройки – камень, форма – четырехугольник. Она пережила целую эпоху почти полного равнодушия к своей персоне и забвения.
Никто не предполагал, что башня впоследствии станет объектом культурного наследия Российской Федерации. После советско-финляндской войны раритет восстанавливали с переменным успехом крайне медленно с 1952 по 1993 год. Ныне используется как церковный музей благодаря покровительству храма Божией Матери Государева. С 2016 года он стал официальной частью Выборгского музея-заповедника.
Военный музей Карельского перешейка
Статус учреждения — частное учреждение. Инициатором формирования этой экспозиции является историк Баир Иринчеев. Тематика музея: Советско-финляндские военные конфликты 1939-1944 гг. Старинные реликвии в основном представлены в виде исторических документов, оружия, коллекции редких фотографий, военной амуниции советских и финских войск, результатов раскопок на полях сражений: личных вещей, писем, остатков обмундирования и предметов быта.
Среди экспонатов есть изделия народных промыслов времен войны. Путешественники-мужчины любят посещать это место по той причине, что здесь все можно потрогать, в том числе и оружие, а также при желании можно примерить форму. Местонахождение – бывшие Центральные казармы. Часть музея находится под открытым небом, где можно увидеть памятный самолет МиГ-19СВ, модель танка, участвовавшего в съемках фильма «28 панфиловцев», кусочек настоящего финского дота, который когда-то служил военным целям на карельской земле.
Бастион Панцерлакс
Назначение комплекса оборонительный бастион. Появился на Выборгских землях в конце 19 века. Когда-то он был частью Рогатой крепости, на берегу залива. Здание имело целых 3 яруса и 6 активных бойниц, не раз отпугивающих врагов. Он утратил свою роль еще в ХΥΙΙΙ веке и быстро оказался в окружении промышленных предприятий, пивоваренных заводов и купеческих дворов.
Даже горожане способствовали забвению бастиона, разбивая возле него сады и огороды на «жирных» почвах. За ненадобностью Рогатую Крепость сровняли с землей, а Панцерлакс оставили как древний артефакт как память о лихих временах. На развалинах бастиона сначала возник Выборгский художественный музей, а затем к нему присоединились Художественная школа и Живописная мастерская.
Так в 1930 году бастион стал культурным учреждением, но все испортила советско-финская война, ценности были вывезены в Финляндию, произведения искусства частично утеряны или разграблены. Панцерлакс обрел новую жизнь в 2010 году, после основательной реставрации здесь открылись филиал Государственного Эрмитажа, выставочный комплекс «Эрмитаж-Выборг» и археологический музей. Ориентир на местности – улица Ладанова.
Мы рекомендуем вам оформить туристическую страховку с покрытием для лечения коронавируса (COVID-19)
Драккары викингов
Увидеть чудо морской и речной техники можно в любое время суток. Ориентир – гостиница «Дружба», автовокзал. Корабли викингов появились в городе во время съемок исторического фильма «И на камнях растут деревья» режиссера Станислава Ростоцкого, так здесь и остались. Туристы любят фотографироваться возле раритета. Узкие и длинные лодки на фотографиях выглядят красочно, но вблизи они все равно пахнут деревом и хвоей.
Свое необычное название скандинавские лодки получили из-за того, что их носы венчали свирепые фигуры драконов. Прошли века, но термин прижился и всем сразу понятно, о чем речь. В древности норманны ездили на этих кораблях в ближайшие моря грабить и грабить. Чем мощнее и сильнее был «быстрокрылый» драккар, тем богаче считался его владелец.
Красная площадь
В древних источниках она значилась как Площадь Красного Колодца, затем называлась площадью Красный Источник. Нынешний статус – главная городская площадка для проведения торжественных мероприятий. Его со всех сторон окружают центральные артерии: улицы Северная и Ушакова, проспекты Ленина и Суворова. Излюбленное место горожан для прогулок с развитой инфраструктурой, магазинами, ресторанами, историческими достопримечательностями.
Упоминается в древних летописях с 15 века, но с тех времен практически ничего не сохранилось. Самым старым зданием является «Аптечный дом», который стоит на пересечении 2-х проспектов. Другие архитектурные шедевры: каменный клуб на пересечении улиц, выходящих на площадь, жилые дома с причудливыми башнями, дом купца Москвина с лавочной анфиладой.
Библиотека Альваро Аалто
Очень известное в просвещенном мире заведение находится на Суворовском проспекте. Вход бесплатный, если вы хотите прослушать часовую экскурсию, вам придется заплатить 150 рублей. от человека. Детище Алвара Аалто признано одной из самых ярких звезд библиотечного дела России; посещение здесь считается несомненной удачей. Автор проекта здания — финская знаменитость, тогда еще никому не известный архитектор Алвар Аалто. Стиль представляет собой тандем модернизма с финскими чертами функционализма.
Ходят слухи, что идеей такого шедевра послужила обычная упаковка для яиц, надежно сохраняющая хрупкую скорлупу. Средства на строительство необычного хранилища для книг, продуманного до мельчайших нюансов, выделила из личных сбережений вдова местного спонсора культурных проектов Мария Лаллука. Дата открытия библиотеки – 1935 год, подобных продуманных аналогов по техническому подходу к обращению с бумажными изданиями в РФ нет.
Анненские укрепления
Анненкрон – наследие петровской эпохи. Назначение крепости — решение фортификационных задач. Свое название здание получило в честь императрицы Анны Иоанновны, местные жители называют это детище средневековья – кронверк святой Анны. Форма здания напоминает настоящую увенчанную короной корону, которая когда-то украшала головы правителей страны.
В арсенале крепости вы ничего не найдете: неприступные рвы, крепкие бастионы, равелины, лабиринты замысловатых препятствий для врагов. Во все времена власти особо не следили за состоянием надежных укреплений, что приводило к многочисленным разрушениям оборонительной цитадели.
Сейчас туристам видно только здание гауптвахты, да Фридрихсгамские и Равелинские ворота, да и те не в лучшем состоянии. Но в дни исторических реконструкций и шумных рок-фестивалей в стенах укреплений любят собираться толпы гостей.
Петровская площадь
Находится во владениях Аннинских укреплений. Он появился в городе во времена правления императрицы Анны Иоанновны. В 1740 году здесь началась активная застройка сначала деревянными постройками, затем чуть позже каменными домами. Начало было положено появлением Гостиного двора, служившего центром бойкой торговли. Это здание было заменено в 1847 году хорошими владениями полковника Мендта. Это стало своего рода сигналом к рождению Петровского сквера в его нынешнем виде.
В исторических хрониках это место тесно связано с революционным движением 1917-1918 гг. Здесь проходили массовые митинги трудящихся и военных деятелей. До 1945 года Петровская площадь называлась мысом Сиговым, затем ее переименовали в честь Петра I, памятник которому до сих пор украшает скалистое возвышение в центре. В 2010 году рядом был установлен еще один памятник в честь 300-летия Военно-морского флота России.
Парк Монрепо
Геолокация – северный район города. Известен в туристическом мире как природный и архитектурный памятник – наследие шведских баронов Николая. Входной билет платный, но оно того стоит. Первый шедевр – знаменитые ворота. Среди красот аристократических дизайнерских пейзажей любят устраивать фотосессии молодожены, ну а другие туристы возвращаются домой с коллекцией красочных снимков.
Парк Монрепо имеет и другое, оригинальное название – «Мой отдых», как называл его принц Фридрих, шурин императора Павла. Здания дворянской усадьбы находятся в состоянии постоянной реконструкции, но еще есть чем восхищаться: миниатюрный павильон «Храм Нептуна», чайная беседка в восточных мотивах, родник «Нарцисс», по слухам, обладающий целебными способностями для глаза, и даже выполненные по эскизам О. Монферрана, автора красот Исаакиевского собора в Петербурге.
Умойся водой — лучше увидишь мир, выпей — наберешься сил и бодрости. В лесопарковой зоне открываются новые диковинки: Хижина Отшельника, Защитная бухта, Китайские мосты, статуя Вяйнемайнена, героя эпоса «Калевал». Осенью здесь проходит замечательный фестиваль «Золотая осень в Монрепо».
Расстояние между Санкт-Петербургом и Выборгом совсем небольшое – 137 км, поэтому многие туристы делают поездку в средневековый, истинно европейский город частью своих экскурсионных маршрутов по северной столице. Налажены автобусные и железнодорожные маршруты, выбор предложений велик, можно остановиться на том виде, который будет наиболее удобен.
Оптимально:
Ощутить дух загадочного Средневековья в Выборге, наша информация поможет вам.
Маршрут вокруг Выборга на 1 день на карте
Между государством и общественностью: «Который час в Выборге?», проект Лиизы Робертс
Сейчас живет в Хельсинки и Санкт-Петербурге, Лииза Робертс В 1969 году получила степень бакалавра искусств в Школе дизайна Род-Айленда, США. С начала 1990-х Робертс выставлялся на международном уровне, включая групповые выставки в Artists Space в Нью-Йорке; Helsinki Kunsthalle и Музей современного искусства, Хельсинки, Финляндия; Музей современного искусства, Оксфорд, Англия; PS1, Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк; Центр кураторских исследований Бард-колледжа, Аннандейл-на-Гудзоне, Нью-Йорк; и Bildmuseet Umeo, Швеция. Персональные выставки проходили в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке и Художественном музее Майами в Майами, Флорида. Участвовала в 1997 Documenta X в Германии и Венецианской биеннале 1999 г. . Ее работы были представлены на выставке Музея Уитни The American Century в 2000 году, Музея современного искусства Kiasma в Хельсинки на выставке Faster Than Histor в 2004 году и предстоящей Биеннале Уитни .
Б.М. – Заметили ли вы на этой Манифесте зарождение каких-то новых течений в европейском искусстве?
И.Б. – Может быть, сегодня можно говорить об объективации искусства. Художники снова хотят создавать произведения искусства. То, что было важно для середины 9-го0s, арт-активизм, сегодня отходит на второй план. Активизм сопротивляется регистрации. Что остается после него? Документация? Вот почему сегодня мы снова можем наблюдать интерес к произведению искусства, объекту. Это, безусловно, касается и видео, которого на выставке предостаточно.
Из интервью Богдана Мамонова с Ярой Бубновой, куратором Манифесты, Международная биеннале искусств во Франкфурте-на-Майне, 2002. В: РН. №1. Калининград, Центр современного искусства, 2003. С.41
Основная задача для меня — попытаться создать форму, в которой фильм или документ, например, не были бы готовым кадром, в который можно было бы вписать повествование или изображение. Скорее — в процессе создания собственного образа и на каждом этапе его процесса — это потенциальная основа для будущих действий. Эта форма должна быть той, которая происходит и документируется одновременно.
Лииса Робертс. Анкета художника: 21 Ответы: Робертс. В октябре. MIT Press, весна 2002 г., стр. 50.
«Исчезновение пространства» — возможно, именно так можно определить психологический эффект от художественных выставок в эпоху глобализации и что, в конечном счете, объясняет главный недостаток глобализации, который Пол Вирилио проницательно охарактеризовал как конец эпохи двигателей (Эта идея выражено в книге: Пол Вирилио, Скорость и политика, , Очерк дромологии, Серия иностранных агентов, Нью-Йорк, Semiotext(e), 1986, стр. 40.).
Искусствовед Ким Левин сформулировала подобные явления как «вакуум власти» применительно к последней Венецианской биеннале. Главным следствием этого бессилия и бессилия является отсутствие точки возврата в длинных круговых гонках арт-предприятий мирового масштаба. Большой арт-проект становится той «плавучей машиной», которая избавляется от всех признаков двигателя и имитирует собственные обломки, подобно подводной лодке, которая выбрасывает фальшивые обломки и топливо, чтобы убежать от преследователей, ожидая собственного исчезновения.
Сегодня многие институции современного искусства, работающие на мировом уровне, в том числе знаменитые международные биеннале, можно сравнить с той стратегической подводной лодкой, у которой нет пункта назначения, их содержание и цель мотивированы правом на управление воображаемым территории современного искусства до их очередного исчезновения.
Действительно, кто сейчас может вспомнить, по какой именно причине Венеция стала площадкой для главного события мирового искусства, кроме ее роли одной из главных туристических достопримечательностей? И какие связи с местными сообществами строят такие крупные институты, как Гуггенхайм в Бильбао или Beacon Dia Center, недавно открытый в депрессивном промышленном городке в штате Нью-Йорк? Их локализация так же произвольна и необъяснима, как внезапный смерч или космический корабль пришельцев, спустившийся в пустое поле.
Исследователи, мореплаватели и пассажиры – кураторы, учреждения, торговцы и зрители – в поисках неведомых территорий постоянно сталкиваются с проблемой изобретения новых маршрутов для осуществления абсолютных, бесконечных, круговых путешествий, поскольку их навигации не предполагают никакой точки отправления или назначения а означают лишь символическое освоение территории современного искусства.
Внутри этой ситуации индивидуальные проекты художников заметно компенсируют недостаток артикулированных нарративов локации и предлагают свои модели проект-институции, производящие такие нарративы и разворачивающие их в зонах конфликтов или местах с неоднозначной идентичностью пограничной территории .
Более того, поиск локации, которая может сразу подсказать и параметры, и содержание для будущих проектов, стал одной из важнейших тенденций текущего момента. Отчетливые формы она получает в проектах сетевого и медиа-арта, которые прилагают большие усилия, работая в цифровом пространстве, для нахождения виртуальных «зон» в физической реальности, а также возможности использования коммуникационных технологий в целях описание и исследование идентичностей конкретных территорий. (Например, среди проектов в Восточной Европе был создан Центр информационной культуры на заброшенном пространстве бывшей военной базы в Каросте, недалеко от города Лиепал, Литва ( на границе Литвы, Белоруссии и России. В июле 2003 года там проходил фестиваль нет-арта, во время которого художники исследовали территорию средствами нет-арта.)
Но те произведения искусства, которые предпринимают этот поиск в рамках традиционных изобразительных искусств и способов демонстрации, неизбежно попадают под огонь критики, которая имеет тенденцию обвинять их в отсутствии общепринятых репрезентативных моделей.
Прошлым летом мне посчастливилось участвовать в мероприятиях проекта, инициатором и руководителем которого является финско-американская художница Лииса Робертс. Проект «Выборг: городская библиотека в Выборге» (2000 г.), включающий семинар «Который час в Выборге» (инициированный в 2001 г.), проходил в маленьком российском городе Выборг, на границе Финляндии и России.
Программа Роберта для летних мероприятий в Выборге состояла из серии перформативных (театральных) экскурсий по городу, подготовленных группой подростков (местных жителей и недавних выпускников средней школы). Экскурсии стали кульминацией многолетнего сотрудничества Лийзы и ее коллег с юными выборгчанами по созданию нарративного сценария Выборга из дискуссий и действий, которые Лииса инициировала в городе последние три года.
Главной мотивацией этого проекта было, с одной стороны, желание Роберта исследовать, как город Выборг, который за свою долгую историю несколько раз подвергался реидентификации в пределах территорий Финляндии и России, а в последний раз – после присоединения к СССР Финляндии в 1944 – воспринимается его жителями, и в первую очередь, его молодым поколением; с другой стороны, насколько индивидуальное восприятие места отличается от идеологических канонов и кодов, вписанных в архитектуру города, которая, в свою очередь, служит вместилищем «памяти народов».
Задача команды Робертса, таким образом, стала противоположной музеологическому образу города: исследование идентичности Выборга в его современности и создание соответствующих форм его представления. С самого начала проект Робертса подразумевал гораздо больше, чем просто экскурсии по городу. Это социальный эксперимент художника, всегда занимавшегося проблемами восприятия, психофизиологическими и гуманитарными аспектами имиджмейкинга. Ее ранние работы часто принимали форму фильмов, которые исследуют изображения по отношению к восприятию зрителей, часто связывая реальное время со временем представления, исследуя возможности производства и проекций изображений.
Исследования такого типа привели Робертса к размышлениям о времени создания произведения искусства, о разрыве между представлением художника о том, как произведение должно функционировать, и его восприятием публикой, о предсуществовании образов в коллективной памяти и в конечном счете, на повествовательных тенденциях, которые формируют настоящее время художественного произведения. 61, 2001. P.177-181.)
Поэтому, по первоначальному замыслу Робертс, результатом действий в Выборге должен был стать фильм как наилучшее воплощение ее концепции времени художественного произведения, которое подразумевает одновременность события и его фиксации, которую осуществляет определенный способ кинопроизводства.
Однако сразу после приезда в Выборг в конце 2000 года Робертс, обдумывая возможный визуальный проект, погрузилась в текущие дебаты о новом плане реставрации публичной библиотеки, построенной Алваром Аалто в Выборге в 1930-е годы как проявление глобального модернизма в новом независимом государстве Финляндия.
Реставрация библиотеки, которая во время Второй мировой войны была лишена всех своих функций и деталей по замыслу Аалто, началась в 1955 году советскими архитекторами и продолжается до сих пор под эгидой Финского комитета по восстановлению Выборгской библиотеки. (Виипури — финское название города).
Робертс выступал за включение в историю библиотеки советского периода, который на тот момент полностью игнорировался финским планом реставрации. Ее аргумент состоял в том, что советский дизайн 50-х годов должен был быть переосмыслен как важный этап в изучении библиотеки Аалто, потому что библиотека связана с историей Выборга не меньше (если не больше), чем с историей западного модернизма.
Такие дискуссии стали формой участия Робертса в архитектурных симпозиумах и встречах, организованных Комитетом по реставрации Финляндии, что является редким примером художественного вмешательства в зону между государственной властью и общественной сферой в дискуссиях вокруг гражданской архитектуры в России.( Например, Лийза принимала участие в архитектурном семинаре в Хельсинки, посвященном реконструкции библиотеки Аалто в 2003 г., дискуссия с одним из членов Реставрационного комитета Финляндии была формой ее участия в выставке «Фундаментализмы нового порядка». Шарлоттенбург-центр, Копенгаген, 2002 г. Робертс был приглашен на семинар критиков, архитекторов и историков DOCOMOMO – Документация консервации модернистских зданий и городских проектов – Выборг, сентябрь 2003 г.)
Помимо постоянных дискуссий с финскими архитекторами, Робертс в течение двух лет руководила писательской мастерской, организованной для выборгских школьников в актовом зале библиотеки Аалто. Для участия в этом семинаре она пригласила профессионалов из разных областей, таких как журналисты, студенты-архитекторы, поэт, театральный режиссер и художник, тесно сотрудничая на его первоначальном этапе с Ольгой Масловой, психологом из Санкт-Петербурга, и Эдгарасом Плателисом. молодой переводчик из Вильнюса. Вместе с подростками эта группа импровизировала создание повествовательного сценария, раскрывающего их чувства и переживания по отношению к городу.
Место для мастерской – актовый зал библиотеки Аалто – было выбрано сознательно: в соответствии с идеей Аалто по оформлению этого помещения: его архитектура, волнообразный потолок и большие окна символизировали демократические перемены в новой независимой Финляндии. Волнообразный потолок был рассчитан на равномерное демократичное звучание во всем пространстве, а большое окно обеспечивало панорамный вид на главную площадь города, перенося это живое городское пространство в архивное время библиотеки.
При создании «Сколько времени в Выборге?» в этом пространстве также начиналась современная реконструкция. Дети, выражая свое отношение к Выборгу через сочинения в мастерских (в которых русский поэт Алексей Паршиков также сыграл важную каталитическую роль), использовали архитектуру зрительного зала как отправную точку в своих размышлениях. (Эти эссе опубликованы на сайт: www.auditorium.vbg.ru.)
Таким образом, коллективные размышления о формах времени, в которых существует город, стали основой для проекта Робертс, расширив ее первоначальный план по созданию фильма до разнообразия. действий в городе. С тех пор производство фильма перестало рассматриваться как формирующий процесс, а стало одной из последовательных частей проекта.
Робертс практически перешла в своем творчестве от рассуждений о формах визуализации к потоку дискуссий, общения и живых событий, не столько заботясь о том, насколько эстетически правильно эти события будут соответствовать условностям современной практики инсталляций и хорошо документированных проекты арт-активизма.
Другими словами, проблемы, поднятые работой в Выборге, имеют мало общего с проблемами визуализаций, хотя действия, спровоцированные Робертсом, направлены на семантические коды, вписанные в архитектуру города и его эстетические облики. Скорее, в ее беспредметной и открытой работе каждое событие — организованное ею самой, детьми Выборга или финскими архитекторами — становилось частью непрерывного повествования, в котором одно действие и его результат обеспечивают возможность для другого.
Одним из ключевых моментов вмешательства Роберта в архитектурные дебаты в Выборге была экскурсия под руководством Александра Швера – одного из главных деятелей, руководившего послевоенной советской реставрацией библиотеки Аалто – для Финского комитета по реставрации библиотеки Выборга. .
Швер, в основном сохранивший большую часть первоначального замысла Аалто при реставрации, подробно рассказал о своей работе в 50-е годы, а также о своих воспоминаниях об общем виде библиотеки на момент переезда в Выборг из Ленинграда в 1957 и начали проводить реставрацию. После этой экскурсии произошли существенные изменения в идеологии финского архитектурного замысла, в связи с чем советский период истории библиотеки Аалто попал в издание «ПТАХ» (теоретический ресурс Академии Алвара Аалто).
Окончательным достижением этой художественной интервенции стала договоренность между Робертсом и архитекторами, предполагавшая удаление построенной в советское время сцены в зрительном зале библиотеки, что позволило бы освободить больше места в помещении, предназначенном «для публичных дебатов» для разнообразные мероприятия, например, кинопоказы.
Работа Робертса в Выборге обладает необычайной способностью обращаться во время проекта к разным темпоральностям территории; эти темпоральности перекрываются, но не обязательно совпадают с тем, что мы часто понимаем под настоящим временем местоположения. Здесь необходимо остановиться на понимании времени, в пользу которого рассуждает Робертс в своих размышлениях о текущей идентичности Выборга. Это понимание, очевидно, исключает деление на настоящее, прошлое и будущее, а, скорее, применяет положение Делеза о слиянии «мягкой» формы завершенного прошлого с «твердой» формой текущего настоящего. (Жиль Делёз. Логика смысла , глава «Фарфор и вулкан»). сформировалась между 1917 и 1939 годами – до аннексии, когда модернистский проект Выборгской библиотеки Аалто стал символом идеи национальной усиленной национальной идентичности в международном контексте.
В современном Выборгском контексте это чувство уже не действует, тем не менее оно не перестает существовать и присутствует в коллективной памяти финнов, регулярно совершающих свои сентиментальные поездки через границу, чтобы вернуться к утраченной территории и воспоминаниям. Для финского сознания (независимо от возраста) прошлое Выборга выражает не отдаленность и завершенность, а переход в настоящее, которое, в свою очередь, играет здесь роль прошлого, выражая уход от всего бытийного содержания, и прежде всего, от реального существования самого Выборга. Действительно, Выборг как объект исчезает из этих ностальгических дискуссий.
Для российского «твердого настоящего» работа Робертса в Выборге важна своей интенцией занять место как дискурсивное пространство, которое в идеологической и постидеологической реальности России было полностью скомпрометировано, если не уничтожено. С другой стороны, это попытка локализовать дискурс о времени в параметрах одной территории и исследовать, что делает географическое место местом во всей совокупности всех аспектов его исторического прошлого и настоящего, а также субъектности людей. Другими словами, вовремя возвращать обсуждениям их цель.
Актуализация концепции локации «Сколько времени в Выборге?» особенно важно сегодня, когда идея «глобального города» скомпрометирована, поскольку аннулирует разные уровни и формы коллективного сознания и памяти в рамках единого глобального нарратива.
Стоимость отдельных территорий в этом нарративе сводится к цене, определяемой их рейтингом на мировом рынке и устанавливаемой в соответствии с фетишизированной географией коммерческих проектов, а также господствующими идеологиями. В России одним из таких проектов стало празднование 300-летия Санкт-Петербурга (не случайно мероприятия в Выборге, организованные Робертсом, совпали с прошедшими летними гуляниями в Санкт-Петербурге, а также с празднованием 600-летия Выборга). ), что выявило вопиющее несоответствие государственно-имперского отношения реальным чувствам петербуржцев, предпочитавших во время крупных городских событий преимущественно временное отселение в деревню.
Отсюда постсоветское презрение к историчности мест, выраженное в Выборге полным отказом от уникального средневекового центра города и большинства его старых улиц и дворов, с одной стороны, и финской ностальгией, с другой – в диалоге с В этих двух параллельных, постоянно пересекающихся формах сознания Робертс реализует свой «поиск» настоящего времени и вектора, который в итоге приведет к распознаванию будущего.
Целью, поставленной перед Лиизой Робертс и ее молодыми соавторами (Диной Григорьевой, Яной Кличук, Любой Мухоровой, Юлией Поповой, Ольгой Федотовой и Аней Яскиной) в своих турах, было сделать – с помощью персонажей, созданных в писательской мастерской в роли которого девушки решили исследовать город – связи между различными кодами и часовыми поясами, ранее неузнаваемыми в городском ландшафте.
Перформансы девушек в Выборге на первый взгляд напоминали ситуационистские проекты конца 50-х с их акцентом на перформансе как способе получения реального опыта в городе. Но экскурсии в Выборге отличаются от своих ситуационистских предшественников тем, что далеки от намерения конструировать «ситуации» — своего рода универсальные формулы поведения, призванные помочь распознать модели будущей социальной жизни, — а также от практики «дрифтинга». », маршрут которого был ориентирован на джунгли стандартного промышленного города.
Ситуационистской вере в общую формулу, по которой можно создать любую локацию по заказу, молодые проводники Выборга предпочли субъективизм тех, кто вовлечен в игру, и сосредоточились на истории и особенностях мифологии города.
Проект Робертс не оставляет сомнений в последовательности ее исследования нового жанра, который вряд ли можно определить в терминах визуального проекта, а скорее как построение параллельной реальности – разрушительной, интерпретационной, игровой – которая разворачивается как постоянное обмен и диалог внутри (и с) существующего.
Тем не менее, Лийза Робертс была приглашена для участия в ряде международных выставок, и одна из них – «Быстрее, чем история», которая откроется в музее Киасма – Музей современного искусства, Хельсинки, в январе 2004 года. Выборгский проект в репрезентативном контексте выставки (в фокусе которого миф о «быстром развитии» с его ускорением концепции будущего в дискуссиях о социальной истории так называемых «периферийных» зон Европы за последние 15 лет) – несомненно, эксперимент, который создаст возможность продолжения этих дискуссий и процесса изготовления контробраза Выборга на финской территории, в тесном сопоставлении его «реального» времени с воображаемым, несомым финским сознанием.