Что такое чуду на кавказе: Обыкновенное чуду — Это Кавказ

Обыкновенное чуду — Это Кавказ

Фото: Евгений Костин

Если спросить на улицах Москвы, какое блюдо в Дагестане главное, наверняка девять из десяти ответят, что шашлык. Ведь общероссийское представление о Кавказе складывалось под влиянием фильмов Данелии и картин Пиросмани, в которых жизнь горца — это папахи, кепки-аэродромы, лезгинка и бесконечный пир с друзьями за длинным столом, усыпанным шампурами. Тамада произносит цветастый тост, махом опрокидываются серебряные рога с вином, и все хором затягивают песню про Сулико. Картинка такая устойчивая, что на нее купился даже бывший министр туризма Дагестана Магомед Исаев, заявивший в интервью ТАСС: «Если вы приедете в горный аул, там сразу прознают, что приехал гость. И соберется все селение, придут старики, начнутся песни, танцы, будут накрывать на стол».

Действительность не столь лубочная, но более интересная. Тамадой на Северном Кавказе называют главу общины суфиев — исламских мистиков, чьи зикры — обряды поминания Бога — пьянят и без харамного вина.

Все селение накрывает столы и выходит навстречу гостю, только если это министр, зато общение вечером в кругу семьи куда приятнее официальной встречи. Знаменитое селение ювелиров Гоцатль зарабатывает на производстве рогов для вина, хотя продажа алкоголя там давно запрещена. А главное — шанс наткнуться в Дагестане на шашлыки немногим больше, чем в Подмосковье. Готовят их хорошо, но едят редко. Сердце горской кухни — всевозможные мучные изделия. И если хинкал отпугивает многих своей брутальностью, кавказские пироги и лепешки — международный хит, чья популярность растет и в Москве, и в Стамбуле. Недаром в старину дагестанцы платили ими за обучение Корану, а осетины до сих пор используют их в священных обрядах — кухня эта воистину божественная.

Дагестанские лепешки с начинкой называются чуду. Под этим коротким именем скрывается чудесное разнообразие. Иные чудушки похожи друг на друга не больше, чем болонка — на волкодава. Объединяет их немногое: все они выпекаются на сухой сковороде и маслом смазываются уже в готовом виде.

Почти каждое чуду выигрывает, если в начинку добавить жареный лук и тмин. Также идут на пользу чабрец, мята, ореховая трава или тертые орехи. В сладкие лепешки добавляют немного сахара, в несладкие — перец и соль. А еще традиция велит класть в чуду измельченный курдюк. Впрочем, нынешние хозяйки часто заменяют его топленым маслом, сметаной, парой ложек бульона, а то и вовсе игнорируют — следят за фигурой. В качестве соуса нередко употребляют сладкий льняной урбеч — даже если речь о лепешках с потрохами.

Фото: Владимир Севриновский

Печь хьяр

Классификация чуду — задача, достойная Карла Линнея. Я группирую их по способу запечатывать оболочку. Пожалуй, чаще всего это делают так: начинка выкладывается на половину тонкого круга теста — как правило, пшеничного — и накрывается второй половиной. Затем края защипываются косичкой (если чуду толстое) или сплющиваются и обрезаются ножом для пиццы. По такому принципу готовят и лепешки в западной части республики, и лезгинские

афары. Основное различие — в том, что аварские чуду небольшие, их удобно обжаривать на сковороде, тогда как афары достигают порой метра в диаметре и выпекаются в особых печах под названием хьар или в духовке. Только самые тонкие иногда готовят на саджах — выпуклых металлических дисках, укрепляемых над костром. Это разделение типично для дагестанской кухни, где лаконизм скалистых гор запада контрастирует с пестрой избыточностью плодородных долин юга, которые вдобавок испытали сильное влияние сибаритской Персии.

Начинка для тонких лепешек универсальная и встречается как у чуду иных типов, так и в кухне других кавказских республик: рубленое свежее или сушеное мясо, тертая пассерованная тыква (горцы добавляют грецкие орехи или мяту, а жители Дербента — барбарис), потроха (порой с молочной сывороткой), зелень (иногда с яйцом), сыр или творог. Последний за пределами региона воспроизводится труднее всего: мало у кого хватает терпения найти натуральное молоко, дать ему правильно скиснуть и выдержать готовый продукт несколько дней в темном сухом месте.

Если же кто-то свершит сей подвиг, лучше употребить драгоценную начинку на чуду другого типа: обтянуть шар из творога с примесью картошки тонким слоем теста и раскатать в тонкий блин. Согратлинцы называют такие лепешки беркал, а чохцы — ботишал.

Начинка афаров куда разнообразнее. Творог с яйцами, тушеная капуста, редька, рубленое мясо с картошкой, щавель с кефиром, смесь шпината, одуванчика, лука и сырого яйца с щепоткой тертого сыра, творог с конским щавелем, тушеная крапива с вареной полбой, луком и маслом, жареное просо с тмином, чабрецом и кусками курдюка, волокна из куриной грудки с пшеничной кашей, сваренной на подсоленном бульоне от той же курицы…

Фото: Владимир Севриновский

Выпечка афаров

Но даже такие афары — карлики в сравнении с могучими собратьями, представителями семейства пирогов, в которых из теста делаются два неравных слоя: на большой кладется начинка, она закрывается меньшим, а затем оба они смыкаются наверху и защипываются красивой косичкой. В центре проделывается отверстие для выхода пара, а если пирог особенно велик, еще и десятки крошечных дырочек. Для этого используется связка птичьих перьев. С их же помощью на поверхность пирога наносят смесь яйца и измельченного творога — так он лучше подрумянится. Как правило, афары круглые или овальные, но бывают квадратные и даже треугольные.

Подобные пироги распространены по всему Южному Дагестану, и у каждого народа обрастают определенными традициями. К примеру, в табасаранском селении Дюбек бабушка каждый вечер готовила на семерых сыновей и несчетных внуков пирог-богатырь, едва помещавшийся на стол. Съесть его сразу было невозможно — он источал жар, как маленькое Солнце. Каждый родственник, начиная со старших, выбирал понравившийся кусок и загибал верхний слой теста, обнажая начинку. Такие «забронированные» куски больше никто не трогал, и веселое семейство ждало, пока они остынут, развлекаясь неторопливой беседой.

Даргинцы, как и положено самым предприимчивым жителям республики, соседям не уступают, порой сооружая гигантские чуду, которыми впору накормить целый дом. И хотя в махачкалинских кафе готовят в основном классику — мясо с пластинками картофеля, тмином и сырым яйцом, в горах водятся истинные мастодонты от кулинарии. Так, в селении Уркарах пирог высотой сантиметров шесть, по сути, представляет собой съедобную кастрюлю, где тушатся крупные куски курицы, переложенные луком и залитые бульоном — который периодически добавляется через центральную дырку. Верхний слой теста снимают с готового пирога, разламывают и макают в «суп».

Фото: Евгений Костин

Лакцы, не склонные к кулинарной гигантомании, и здесь берут не размером, а умением. Их фирменные пироги называются кьячи. Им обычно придают форму овала — высотой в пару и длиной в двадцать сантиметров. Начинка — стандартная для мясного чуду: рубленая баранина или говядина с луком и тмином. Главное отличие в том, что мясо предварительно маринуют в кислой молочной сыворотке. Эта жидкость иногда стоит и на столе, чтобы участники трапезы могли полить ею пирог.

Единственный дагестанский представитель семейства многослойных пирогов — лезгинский цкан. Его чаще готовят из рубленого мяса (лучше всего — жирная баранина), с которым смешивают картофельные пластинки, жареный лук, измельченный грецкий орех и тимьян. Тесто делают по тому же принципу, что и слоеный хлеб. Готовят четыре колобка — два побольше, для внешних слоев, и два поменьше. Из них на промасленном столе делают скалкой блины толщиной 3−4 миллиметра, затем сверху смазывают маслом, сворачивают в рулет и скручивают в улитку. Прикрывают материей и оставляют на 20 минут отдохнуть, а затем раскатывают для пирога. Начинка выкладывается слоями — обычно тремя, между которыми помещают тонкие круги теста. Края защипывают. Цкан смазывают сверху маслом и протыкают в нескольких местах вилкой вплоть до нижнего слоя. Печется пирог около часа в традиционной печи или в обычной духовке при температуре 200 градусов. Через 20 минут огонь надо слегка убавить, а верх снова смазать маслом. Еще через двадцать минут — смазать яичным желтком (можно добавить кусочки творога). Чтобы проверить готовность картошки, пирог можно проткнуть зубочисткой.

Если начинка сыровата, а час уже прошел, рекомендуется до конца выпекания прикрыть верх пирога фольгой. Готовый цкан обернуть материей и дать отстояться около получаса.

Фото: Евгений Костин

Следующая категория лепешек — с начинкой из теста. Они популярны среди кумыков, которые называют их чий-чуду. Готовят это блюдо двумя способами. В первом кефир или густой айран (литр) и 5−8 яиц хорошенько взбивают, затем из них, кукурузной муки (500 граммов), репчатого и зеленого лука (кладите побольше), щепотки соды, соли и специй (перец, тмин, тимьян) замешивается начинка, которую заворачивают в тонкий диск из пшеничного теста (300 граммов) и пекут как обычные полукруглые чуду. Второй вариант — пшеничное тесто смешивается с начинкой, и лепешка печется без оболочки. Если вы вдруг топите сливочное масло, добавьте в емкость кукурузную муку. Масло получится чище, а с выпавшей в осадок мукой лепешка куда вкуснее обычной — и источает аромат забытых традиций.

Наконец, последняя категория чуду — открытые. Они ближайшие родственники итальянской пиццы и хачапури по-аджарски. Лезгины называют это блюдо шакукой, или алыгой. Готовится оно просто: густое тесто, замешенное на яйце и молочной сыворотке, выкладывается на противне в форме круга с высокими бортами. Аккуратно прокалываем его по всей площади связкой перьев или вилкой. Отправляем в печь или в разогретую духовку на 5 минут, затем вынимаем и ровным слоем, до бортиков, кладем начинку — творог или тертый твердый сыр, смешанный с яйцами и зеленым луком. Выпекаем еще около 15 минут при температуре 180 градусов. Когда края подрумянились, шакука готова.

В том же стиле готовятся и другие открытые чуду. К примеру, с брутальной смесью толокна, сахара, измельченного курдюка и небольшого количества воды. Перед выпеканием полученную кашицу рекомендуют настаивать несколько дней в прохладном месте.

Увы, пока дагестанские лепешки завоевывают Москву, итальянская пицца выживает их из собственного дома. Надменную родственницу шакуки готовят везде, даже в маленьких киосках, на которых порой логотип «Макдоналдс» соседствует с эмблемой KFC.

— Сейчас изобилие, вот вкусы и меняются, — жалуется повариха Патимат, готовя для заезжих гостей очередную чудушку. — Раньше были пироги — и все. Теперь люди капризничают. Ворчат, что в детстве было вкуснее. Но разве в том, что они выросли, повар виноват? Молодые дагестанцы еще любят мучное, но предпочитает не чуду, а пиццу. Даже мои дети ее дома просят.

Фото: Зухра Биджиева

Шакука

Чуду, впрочем, в долгу не остается и наносит ответный удар. Скромная сельская шакука обрастает украшениями из нарезанных кружками помидоров, разноцветных перцев, других овощей и трав. В столичном ресторане лепешки начиняют четырьмя сортами европейских сыров. Поборники традиций вздыхают, но по мне такие эксперименты — только к лучшему. Картошка пришла в регион по историческим меркам недавно, а теперь его сложно представить без картофельных чуду и супов. Как и человек, кухня живет, лишь пока она развивается. А значит — пока стоит Кавказ, пока его жители упорно не вмещаются ни в какие рамки и стереотипы, нас будут ждать все новые гастрономические открытия.

Владимир Севриновский

Чуду или пироги? | Черновик

Пожалуй, вряд ли найдётся ещё одно такое универсальное и любимое всеми на Кавказе блюдо как чуду. Оно встречается практически во всех кавказских республиках в различных вариациях, но суть одна: пирог с начинкой. Не сложное в приготовлении, требующее минимум ингредиентов, но в то же время необычайно вкусное и сытное, чуду всегда желанный гость и на праздничном столе, и в обычные дни.

В одном только Дагестане существует более 10 разновидностей чуду – тонкий, обжаренный на сковороде или запекаемый в духовке, чохинские ботишал и согратлинские беркал, даргинское чуду, лезгинские цканы и лакские къячи. 

Такое же многообразие царит и среди начинок для чуду: с мясом, с требухой, картошкой, зеленью, тыквой, бурачными листьями. Одна из самых распространённых и популярных начинок – творог. Его используют как отдельную начинку или смешивают с другими ингредиентами, например, зеленью или картофелем. Творожная начинка встречается и в балкарских хычинах, чеченских чепалгашах, азербайджанских кутабах.

Особняком среди всех этих мучных блюд стоят осетинские пироги. Почему? Фирменным отличием классического осетинского пирога является то, что его самый важный ингредиент – рассольный домашний сыр из овечьего, козьего или коровьего молока, который имеет особый чуть солоноватый вкус.

Традиционный осетинский сыр – цыхт, который используют как начинку для пирогов, имеет немного солоноватый вкус и творожную консистенцию. Его особенностью являются сроки хранения, продукт сохраняет свои вкусовые и полезные свойства даже если его не хранить в холодильнике.

Для закваски сыра применяется сыворотка, которая называется сулу или сылы, что с осетинского языка переводится как «сделанный из сыворотки». Её настаивают на пищеварительных сычужных ферментах, которые выделяет сычуг – часть желудка животных. По старинной технологии свежее молоко предварительно нагревают, но не доводят до кипения, а затем замешивают в него закваску.

После этого полученную смесь нужно отстоять в течение 40–60 минут в тёмном месте. Для того чтобы правильно приготовить осетинский сыр, необходимо постоянно контролировать процесс сворачивания молока. Если его передержать, то результат будет не очень хорошим – сыр не приобретёт своего отменного вкуса и аромата.

Когда молоко с сывороткой свернулось, полученную массу укладывают в сырные формы и оставляют на несколько дней для дозревания. За это время в сыре ещё происходит брожение, последствием которого и являются дырки – это пустоты от газообразования, которое сопровождает процесс брожения.

Осетинские пироги бывают разной формы и размера. На праздник пекутся круглые, символизирующие бесконечность, а на культовые религиозные события – треугольные, которые обозначают созидание. Лепёшка обычно в диаметре составляет 30–40 сантиметров. Самыми вкусными считаются осетинские пироги, приготовленные из тонкого теста с сочной начинкой.

Пироги для Осетии имеют особый, сакральный смысл, они традиционно символизируют Бога, Землю и Солнце. И сейчас осетины произносят молитву Богу над тремя пирогами, причём для этой цели используются только пироги с сыром.

Кстати, существует легенда, согласно которой итальянская пицца является прямым потомком именно осетинских пирогов. Не знаю, правда это или нет, однако в одном не сомневаюсь – по вкусу осетинские пироги ничем не уступают своему итальянскому сородичу. 

Номер газеты

2020-01-10 №01

Отправить на Яндекс (ТОЛЬКО для «Лента новостей», ЕСЛИ событие УЖЕ произошло)

Выкл

«Чудо-ребенок» дает надежду мусульманскому югу России

Эми Феррис-Ротман южные окраины, которые все больше отчаиваются перед лицом исламистского насилия.

Мусульманский священнослужитель держит младенца Али Якубова в своем доме в Кизляре в Дагестанской области России, 19 октября 2009 г. «Чудесный» младенец принес своего рода мистическую надежду людям на преимущественно мусульманских южных окраинах России, которые все больше отчаиваются в лицо исламистского насилия. От горбатых бабушек до школьников, сотни паломников выстроились на этой неделе под палящим солнцем, чтобы мельком увидеть 9-месячный малыш Али Якубов, на теле которого, говорят, каждые несколько дней появляются и исчезают стихи из Корана. Фото сделано 19 октября 2009 года. REUTERS/Амир Амиров

Сотни паломников, от горбатых бабушек до школьников, выстроились на этой неделе под палящим солнцем, чтобы хоть мельком увидеть 9-месячного малыша Али Якубова, на теле которого, как говорят, стихи из Корана то появляются, то исчезают каждые несколько дней.

На этой неделе религиозные лидеры заявили, что на правой ноге младенца четкой арабской вязью был напечатан розоватый цвет и высота в несколько сантиметров. Приехавшие в гости иностранные журналисты позже увидели одно письмо после того, как остальные исчезли.

«Тот факт, что это чудо произошло здесь, является сигналом для нас взять на себя инициативу и помочь нашим братьям и сестрам обрести мир», — сказал Сагид Муртазалиев, глава Кизлярского района, примерно в 150 км (95 милях) к северу от Махачкалы, раскинувшейся дагестанской столицы на берегу Каспийского моря.

«Мы не должны забывать, что здесь идет война», — сказал он мусульманским лидерам, которые пригласили прессу засвидетельствовать то, что они недвусмысленно заявляют как знамение от Бога.

Распространено мнение, что ислам в России зародился в этнически богатом Дагестане, где 3 миллиона человек говорят более чем на 30 языках и чей древний город-крепость Дербент претендует на звание старейшего города России.

Серия недавних взрывов террористов-смертников и вооруженных нападений на полицию и службы безопасности в Дагестане, Ингушетии и соседней Чечне, где Россия вела две сепаратистские войны, нарушила несколько лет относительного спокойствия на Северном Кавказе.

Местные лидеры заявили президенту Дмитрию Медведеву, что они изо всех сил пытаются сдержать исламистское повстанческое движение, проникающее во все сферы общества на Северном Кавказе — регионе, названном в честь Кавказских гор, которые отделяют Россию от стратегически важных Грузии и Азербайджана, где проходят нефте- и газопроводы. течь на запад.

До 2000 паломников из 20-миллионного мусульманского населения России ежедневно приезжают, чтобы увидеть послушного голубоглазого младенца, чей домик из розового кирпича стал святыней.

Владимир Захаров, заместитель директора Центра изучения Кавказа Московского государственного университета международных отношений, сказал, что не может судить о правдивости утверждений, но очевидно, что они были рождены от безысходности.

«Ислам и страх перед терроризмом сейчас полностью доминируют на Северном Кавказе, и они, возможно, используют это, чтобы уйти от определенной реальности», — сказал он Рейтер по телефону.

Слайд-шоу ( 2 изображения )

Зеленые атласные флаги отмечают путь к скромному семейному дому малыша в Кизляре, маленьком городке с липовыми мечетями, кукурузными полями и грунтовыми дорогами, пыль которых поднимается в небо.

Вездесущая вооруженная милиция Дагестана патрулирует дом, пока имамы меняют фотографии рук и ног Якубова, исписанных арабской вязью, из предыдущих эпизодов и на ликование, и на вопли суетливой толпы.

Говорят, что тот факт, что 27-летний отец Якубова, Шамиль, работает в милиции — регулярной мишенью боевиков — является доказательством божественного вмешательства.

Влиятельный мэр Махачкалы Саид Амиров, переживший около десятка покушений на свою жизнь с середины 1990-х годов, воспринял недавний ажиотаж вокруг младенца как предупреждение.

«То, что здесь произошло, действительно чудо, но это также должно быть посланием не заходить слишком далеко с религией», — сказал он журналистам.

Власти говорят, что исламистский экстремизм несет такую ​​же ответственность за рост насилия, как и широко распространенная бедность, и эксперты добавляют, что повстанцы также вербуют иностранных боевиков «Аль-Каиды», которые стремятся создать исламское государство на Северном Кавказе.

Подняв правую ногу, где от последнего эпизода сохранилась единственная арабская буква, 26-летняя мать Якубова Мадина сказала, что не сомневается, что стихи, впервые появившиеся через две недели после рождения, связаны с экстремизмом.

«Аллах велик, и он послал мне моего чудо-ребенка, чтобы защитить наш народ», — сказала она агентству Reuters, поправляя свой тесный фиолетовый хиджаб, который венчает разноцветный кафтан.

Хотя в христианстве обычны божественные «чудеса» — такие как плачущие иконы и стигматы, кровоточащие раны на руках и ногах, подобные ранам Христа, — в исламе они встречаются редко.

Возле ее дома паломники молились и благодарили Аллаха.

Продавщица супермаркета Мадина Николаева приехала из Украины, чтобы увидеть ребенка. За ней весь день в очереди ждал Ахмед Хаджи.

«Аллах хранит Дагестан», — говорит пенсионерка из Хасавюрта у границы с Чечней, где накануне в результате столкновений с силовиками были убиты трое боевиков.

Репортаж Эми Феррис-Ротман; Под редакцией Сони Хепинсталл

Чудо монахов на Кавказе.

Отдельный святой — явление необычайно дорогое для всего человечества. Одним фактом своего существования – неизвестным, может быть, миру, но известному Богу – святые влекут мир…

В Субботу Сырной Седмицы празднуем память всех Святых, Отцов и Матерей Господних, поименных и безвестных, «светло просиявших подвизающе живущих».

Стихи
T о души Праведников, чья память пребывает которые живут на земле, но ведут небесную жизнь… новые пророки, о достоинстве которых свидетельствует их дар знамений и чудес. Никто из них не заботится о пище и одежде, ибо знают, что всего этого ищут язычники (Мф. 6:32). Они ищут справедливости и Царствия Божия, и все это, по обетованию Спасителя, им приложится. Их вера такова, что она может свернуть горы. Так некоторые из них своими молитвами останавливали речные потоки, готовые затопить окрестные селения, переходили Воды, как по суше, покоряли диких зверей и творили бесчисленные чудеса; так что нет сомнения, что мир стоит на их добродетелях». «Небеса, испещренные множеством звезд, не так светлы, — говорит Златоуст, — как египетская пустыня, выставляющая всюду хижины монахов… Это лучше рая, где мы видим в человеческом образе бесчисленные ангельские хоры толпы мучеников, сонмы дев; мы видим, как низвергнута вся тирания дьявола, и сияет Царство Христово».

Чудо монахов на Кавказе

I В 1960-е годы органы КГБ ловили всех, кто там скрывался, в основном монахов, и отправляли в исправительные лагеря.

Один опытный офицер, член отряда, получил задание наблюдать за группой монахов. Он наблюдал за монахами с воздуха по радио и сообщал обо всех их передвижениях, а солдаты на земле окружали их, прижимая к отвесной вершине, у которой они надеялись настигнуть и арестовать их.

Охота на монахов продолжается уже несколько дней и подходит к концу. Деваться монахам было некуда, они забрались на самую вершину горы, за ними шли солдаты с догоняющими собаками, а впереди была бездонная, крутая пропасть. Вертолет офицера завис прямо над монахами, пилот дал им понять, что все кончено. Внезапно внизу начало происходить что-то необычное. Монахи все разом встали на колени и долго молились, потом встали и подошли к краю пропасти. «Они действительно будут прыгать? Это верная смерть! Что? Они решили покончить жизнь самоубийством? — с досадой подумал пилот вертолета.

Но в это время один из монахов перекрестился и благословил бездну большим крестом и одним шагом шагнул в пропасть! Но он не упал. Почему-то каким-то чудом он остался висеть в воздухе над пропастью и медленно шел по воздуху, как по дорожке. Остальные монахи последовали за ним и тоже прошли по воздуху один за другим, поднявшись вверх, исчезли в облаках.

Это произвело на летчика настолько сильное впечатление, что он даже потерял управление, самолет упал на поляну, где его нашли и подобрали солдаты. Через несколько месяцев, когда он выздоровел, его вызвали в спецчасть для объяснений. Вместо ответа он положил на стол партийный билет и попросил его уволить. Выйдя в отставку, этот бывший лётчик принял крещение и стал верующим».
https://throughthegraceofgod.wordpress.com/the-miracle-of-the-monks-in-the-caucasus/

Святой Силуан Афонский

T святые обнимают весь мир своими любовь.
«Один святой — явление необычайно дорогое для всего человечества. Одним фактом своего существования – неизвестным, может быть, миру, но известным Богу – святые ниспосылают на мир, на все человечество великое благодать от Бога…»
«Из-за этих людей, я верю, Господь хранит мир, ибо они драгоценны в Его очах, и Бог всегда слушает Своих смиренных слуг, и с нами все в порядке благодаря их молитвам».
«Молитва поддерживает жизнь мира, а когда молитва не сработает, тогда мир погибнет… «Ныне, — может быть, вы скажете, — нет больше таких монахов, чтобы молиться за весь мир». на земле больше не будет мужчин [или женщин] молитвы, миру придет конец, и постигнут великие бедствия… . когда земля перестанет производить святых, иссякнет сила, охраняющая землю от катастрофы. Они уже начались».
(Прп. Силуан Афонский. С. 222, 223.)

***

Святитель Паисий Афонский

F Еще Паисия однажды спросили, не лучше ли ему оставить монастырь и уйти в мир, чтобы лучше помогать людям .

T В армии много дивизий и каждая сражается со своей позиции; флот на море, самолеты в воздухе и армия на суше. Очень специализированной должностью является должность радиста. Его главная характеристика в том, что он связывает со штабом все армейские подразделения, которые присылают помощь в случае крайней необходимости. Радист должен находиться не близко к зоне боевых действий, а выше в тихом месте, чтобы он мог четко передавать сообщения. Когда солдаты сражаются и им угрожает опасность, они не должны говорить радисту: «Что ты там делаешь? Приходи и сразись с нами». Его обязанность — оставаться на месте и получать приказы из штаба, а также держать их в курсе исхода боя.

Аполитикион Покрова Пресвятой Богородицы в Первом гласе

О Дево, превозносим великую благодать Покрова Твоего, яко светлое облако превыше всякого разумения распростершаяся еси; ибо ты незримо защищаешь свой народ от всякого вражеского нападения. Имея Тебя прибежище и верную помощь, вопием к Тебе от всей души: Слава великим подвигам Твоим, Пречистая Дева. Слава прибежищу Твоему божественнейшему. Слава заботе и промыслу Твоему о нас, Непорочная.

Аполитикион сырной субботы, глас четвертый

О Боже отцов наших, яже по милости Твоей сотвори: не отними от нас милости Твоей, но их мольбами направь жизнь нашу в мир.

Глас 8 (Повторить: «Приидите, все верные…»)

Р радуйся, Египет, земля веры! Радуйся, святая Ливия и богоизбранная Фиваида.
Радуйся, всякое место и страну, граждан Царствия Небесного породившая, воздвигшая их в воздержании и труде, предложившая их Богу, как совершенных в любви.
Они – звезды, направляющие наши души, и яркостью своих чудес и чудес, которые они творили, они излили свой духовный свет на всю землю. О всеблаженные отцы, молитесь о душах наших!

W Кто из людей может говорить о совершенстве вашей жизни, отцы святые? Какой язык может выразить святость ваших усилий: страдания в добродетели, власть плоти;
борьбы со страстями, в бдениях, в молитвах и в слезах? Воистину, вы были ангелами, пока жили в мире. Вы низложили высшие силы зла. Вы совершали чудесные и чудесные знамения. Помолитесь же с нами, блаженнейшие отцы, стяжать для душ наших вечную радость!

После 1-го чтения из Псалтири (16-я Кафизма), Сессионных песнопений:
(Глас VIII):

I озаряемый блистательной молнией Отцов, * войдём теперь как бы в прекрасный рай * и наслаждение у реки сладости в нем. * Удивляясь доблести их, * постараемся сравняться с ними в добродетелях, * вопием Спасителю: * Боже, их предстательствами ** соделай нас причастниками Твоего Небесного Царства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *