Египетские гробницы интересные факты, описание и фото
Египетские гробницы уникальны не только своим строением и украшением, но и местом расположения. В Египте есть несколько всемирно известных мест, где находятся скальные гробницы египетских фараонов: Долина царей и Долина цариц, гробницы Саккары и Бени Хасан, греко-римские катакомбы в Александрии. Древнеегипетские гробницы, росписи египетских гробниц и все про Египетские гробницы в нашем топе самых посещаемых гробниц Египта.
Древнеегипетские гробницы Саккара, Гиза
Открыто: 06:00 до 17:00
Адрес: Некрополь Саккара
Билет: 10
Открыто: ежедневно с 07:00 до 16:00
Адрес: Назлет эль-Саман, Гиза
Билет: 13
Открыто: ежедневно с 09:00 до 16:00
Адрес: Некрополь Саккара, 20 км на юг от Гизы по дороге Harraniya-Saqqara
Билет: 0
Открыто: ежедневно с 09:00 до 16:00
Адрес: Некрополь Саккара, 20 км на юг от Гизы по дороге Harraniya-Saqqara
Билет: 0
Открыто: ежедневно с 09:00 до 16:00
Адрес: Некрополь Саккара, 20 км на юг от Гизы по дороге Harraniya-Saqqara
Билет: 0
Открыто: ежедневно с 09:00 до 16:00
Адрес: Некрополь Саккара, 20 км на юг от Гизы по дороге Harraniya-Saqqara
Билет: 0
Открыто: ежедневно с 09:00 до 16:00
Адрес: Некрополь Саккара, 20 км на юг от Гизы по дороге Harraniya-Saqqara
Билет: 0
Долина Царей древнеегипетские скальные гробницы
Открыто: ежедневно с 09:00 до 16:00
Адрес: Долина царей. Западный берег Нила
Билет: 19
Открыто: ежедневно с 09:00 до 16:00
Адрес: Долина царей. Западный берег Нила
Билет: 6
Открыто: 06:00 AM — 05:00 PM daily
Адрес: Западный берег Нила, Долина царей
Билет: 15
Греко Римские гробницы в Александрии
Открыто: ежедневно с 09:00 до 17:00
Адрес: Ком аль Шукафа и Шатби
Открыто: ежедневно с 09:00 до 17:00
Адрес: Кармоз, Александрия
Билет: 0
Открыто: ежедневно с 09:00 до 17:00
Адрес: Кармоз, Александрия
Билет: 0
Полезно знать
grobnitsy
Египетская гробница — это уникальное сооружение, расписанное не только текстами из Книги мёртвых и украшенное уникальными настенными росписями и барельефами, но и место захоронения египетских фараонов и знати. Гробницы египетских фараонов стали всемирно известными благодаря сокровищам египетских гробниц, которые все ещё хранятся в ненайденных древнеегипетских гробницах. Все про египетские гробницы, росписи египетских гробниц и типы египетских гробниц вы можете узнать в нашем топе самых известных и посещаемых гробниц Древнего Египта.
Гробницы. Боги и люди Древнего Египта [litres]
Гробницы
Значительная часть наших знаний о Древнем Египте почерпнута нами из содержимого гробниц. Будет вполне справедливым сказать, что в нашем представлении гробницы в Древнем Египте значили гораздо больше, чем дворцы. Поэтому можем ли мы с полным основанием утверждать (а именно такую цель мы ставим в этой книге), что египтяне были поистине счастливыми людьми, если гробницы, кажется, были отправной точкой их идеологии и архитектуры? Без помещения для гробницы пирамида потеряла бы свое значение, да и сам храм появился лишь как дополнение и пристройка к пирамиде-гробнице.
Однако уже к началу Нового царства стало ясно, что пирамиды исчерпали себя. Они были слишком заметны. Фараоны понимали, что единственный способ попытаться избавиться от своих вечных врагов, грабителей гробниц, – спрятать свои гробницы целиком. Тутмос I, следуя совету, данному ему основателем Фиванской династии Аменхотепом I, построил себе гробницу, не имевшую никакой внешней оболочки. Его посмертная часовня находилась в другом месте; это было поистине революционное разъединение гробницы фараона и поминального храма, которое и дало толчок независимому существованию и развитию храма. Таким образом, храм, как и пирамида, уходит своими корнями в гробницу.
Места погребения всегда печальны даже для людей, верящих в загробную жизнь. Тем не менее египтяне были преданы своим могилам. Цари, принцы и высшие чиновники частенько еще в молодости выбирали себе место последнего пристанища. Всю жизнь они собирали вещи, которые собирались взять с собой в загробное царство, – так будущая невеста бережно копит свое приданое. В их представлении прогулка с женой и детьми к месту строительства семейного склепа была самым приятным времяпрепровождением.
Возможно, Древний Египет был единственным государством, где могильщики считались весьма уважаемыми членами общества.Говоря о египетской религии, следует отметить, что у египтян было весьма мрачное представление о жизни после смерти. Так, в доисторическую эпоху и в период Древнего царства у обычных людей вообще не было возможности оказаться после смерти на небесах. Это была привилегия фараона и его ближайшего окружения. Только они считались достойными сесть в лодку бога солнца Ра и отправиться на восточную часть неба, чтобы жить там вместе с бессмертными. Жители Египта получили возможность войти в ворота загробного мира только после того, как ослабление исключительной власти царей в Древнем царстве способствовало утверждению культа «демократического» бога Осириса. Но даже и тогда усопшим египтянам предстояло вынести много испытаний. Корабль смерти, который нес их по темным водам подземного Нила, протекающего под городами Египта, должен был преодолеть немало трудностей, прежде чем ввести их в Священные поля.
В конце путешествия его ожидало самое суровое испытание: он должен был предстать перед судьями в зале Маат, богини правды (рис. 32). Богиня клала его сердце на одну чашу весов, а на другую чашу помещалось волшебное перо, которое было ее священным знаком. Затем бог Анубис, имевший голову собаки, уравновешивал чаши, а его помощник Тот (имевший голову орла) готовился занести результат взвешивания в свиток папируса. За началом суда торжественно наблюдали 42 члена судебного жюри – по одному на каждый грех, из-за которого египтянина могли лишить права на вечную жизнь. Если сердце и перо уравновешивали друг друга, то это был грандиозный успех. Вперед выходил бог Гор, чтобы ввести счастливца в царство Осириса, повелителя запада, который терпеливо ждал исхода, удалившись в свое святилище. Однако если сердце оказывалось тяжелее пера, то несчастье было неотвратимо. На сцене появлялась зловещая фигура Пожирателя – отвратительного животного с головой крокодила, передней частью туловища – льва, а задней – бегемота, который ломал кости, грыз плоть и выпивал кровь несчастного грешника.
Рис. 32. Анубис, бог с головой собаки, под присмотром Пожирателя взвешивает сердце умершего на Весах Правды
Рис. 33. Фрагмент росписи гробницы фиванца
Совершенно очевидно, что путь на небеса был сопряжен с мучениями и опасностью. Мы опять задаемся вопросом: это ли удел счастливого народа? Мы можем только сказать, что Священные поля, если туда добраться, стоили всех этих мучений. Жизнь там была просто удивительной. Да к тому же священнослужители многих древних цивилизаций вообще не давали людям надежды попасть на небеса. Доказательством служат слова псалмов: «Мертвые не возносят тебе хвалу, о повелитель, и не уходят они в царство молчания». Другие предлагали своей пастве рай, который мало отличался от ада: именно таким было обиталище мертвых душ у вавилонян, где усопшие пили отвратительную воду, ели отходы и вдыхали миазмы.
А вот счастливцы египтяне могли наслаждаться вечной жизнью на Священных полях встреч и подношений, где они были окружены своими близкими, могли свободно гулять по сияющим лугам и плавать вверх и вниз по течению Нила в компании друзей. Они даже не сомневались относительно того, каким должен быть рай: он должен быть похож на Египетское царство, а два Священных поля были сродни Верхнему и Нижнему Египту. У египтян было более ясное представление о рае, чем у христиан Средних веков. Можно возразить, что рассматривать загробный мир как отражение этого мира – значит иметь скудное воображение. А можно сказать, что такое представление о загробной жизни делает честь земному существованию египтян: им очень нравилась их земная жизнь, и они хотели, чтобы она длилась вечно.Рис. 34. Маленькая посмертная фигурка
Мы могли бы также отметить, что места погребений древних египтян – наименее унылые из себе подобных. Можно спокойно провести многие часы, дни и даже месяцы, изучая гробницы египтян. Они не вызывают отвращения и ужаса, которые охватывают человека, находящегося среди могильных камней и позолоченных крестов Хайгейта. Мрачные кладбища стран Северной Европы переполнены атмосферой отчаяния – что совершенно нехарактерно для усыпальниц долины Нила. Действительно, особенности египетского климата делают атрибуты смерти менее отталкивающими. И тем не менее интересно, будут ли упорядоченные кладбища погибших во время Второй мировой войны, обрамляющие западные границы Нила, обладать очарованием и даже привлекательностью кладбищ Древнего Египта. Мало кто захочет ворошить страницы альбома с иллюстрациями, на которых мы видим лишь нагромождение могильных камней на современных кладбищах; однако любому доставит истинное наслаждение разглядывать репродукции настенных росписей в Долине царей или Долине цариц. Они ведь так свежи и изящны, так полны юмора и жизнелюбия! Даже созерцание мертвых тел, когда-то лежавших в этих гробницах, не является тягостным делом. Их саркофаги, посмертные маски, саваны, погребальная мебель являются предметами необыкновенной красоты и обладают несомненными художественными достоинствами.
На них нет отпечатка конечности существования, который обычно свойствен погребальным аксессуарам. Глаза на посмертных масках глядят на смерть с легкой улыбкой.Сама смерть не вызывала у египтян ужаса. Они боялись ее спутников: жадных, невежественных грабителей, которые тайком проникали на кладбища и оскверняли и разоряли могилы усопших. Но так или иначе, египтяне обладали секретом того, как думать о смерти без содрогания. В отличие от нас они не загоняли мысль о смерти в самый дальний угол сознания и не делали вид, что такой малоприятной вещи, как смерть, не существует. Некоторые ученые полагают, что египтяне были скептиками, которые воспринимали смерть с безнадежностью и отречением и весьма цинично относились к своей религии (так же как и римляне). Однако имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства в такой же степени позволяют предположить, что образ жизни египтян давал им возможность встречать смерть без особого уныния и что этот их образ жизни был для них постоянным источником утешения.
Судя по внешнему виду гробниц, религия древних египтян была в чем-то сродни японскому синтоизму. Подобно японцам эпохи классицизма египтяне тяготели к церемониям и свято чтили своих предков. Нам тяжело понять египтян и их культуру из-за их чувства связи с прошлым. Британцы любят считать себя консервативным народом, ревностно сохраняющим свои традиции. Однако по сравнению с древними египтянами они кажутся абсолютными новаторами и революционерами, вечно рвущимися вперед. Современному человеку очень трудно понять, что значит жить на пересечении прошлого и настоящего (подобно египтянам), в точке, где они пересекаются и сливаются воедино. Кладбище было местом, с радостью посещаемым египтянами, чтобы принести подношения своим предкам, которых они по-прежнему считали членами своей семьи.
Для зажиточного египтянина, чья гробница сохранилась до наших дней, посещение кладбища было не более утомительным и печальным мероприятием, чем поход в гости к соседу или родственнику. Гробница (или просто могила) человека была его «домом вечности» точно так же, как пирамида была «домом вечности» для его суверена. Поскольку это был дом, в котором ему предстояло жить неизмеримо дольше, чем его земная жизнь, он делал все, чтобы этот дом выглядел как можно привлекательнее и чтобы там было все необходимое телу и душе для счастливой жизни на елисейских полях (рис. 35).
Рис. 35. Комната с погребальной мебелью внутри выбитой в скале гробницы
Если египтянин иногда пренебрегал своими земными делами, он всегда проявлял живейший интерес ко всем деталям жизни после смерти. Например, мы знаем крайне мало о природе и назначении души человека, а вот египтяне различали по меньшей мере четыре типа души и к каждому типу относились с величайшим уважением и бережностью. Так, конкретный человек обладал не только «Ка» (или первичной душой), но и другими душами тоже. «Ка» рождалась одновременно с рождением тела и вновь объединялась с ним в момент смерти. После смерти человека «Ка» жила в гробнице вместе с мумией, питаясь ежедневными подношениями, приносимыми жрецами или набожными родственниками. Ее непосредственным обиталищем была статуя покойного, которая находилась во внутреннем алтаре. Второй душой человека была «Ба», которая высвобождалась из тела в момент смерти и начинала бродить по свету, приняв ту или иную форму. Если «Ка» воплощала в себе единство тела и сути жизни, то «Ба» считалась чем-то сродни истинному духовному «я». Третьей душой была «Ах», или «реальный дух», который, собственно, и путешествовал в загробный мир и вкушал все прелести рая. Четвертая душа, «Сехем», судя по всему, была двойником «Ка».
В гробнице, таким образом, человек должен был обеспечивать существование связанной с его земной жизнью «Ка» и путешествующей с ним в Священные поля «Ах». Будучи очень скрупулезными людьми, египтяне заполняли свои гробницы всем тем, что только могло им пригодиться: они брали с собой еду и питье, свои лучшие стулья и кровати, тексты заклинаний и более легкое чтение, игры и предметы для развлечения, лучшие одежды и украшения и наборы чудесных миниатюрных фигурок – ушебти (рис. 34, фото 8, 9). Эти фигурки делались из камня, дерева или глины, а само слово «ушебти» означало «отвечающие». Когда усопшего призывали поработать на небесных полях, он перепоручал это задание «отвечающим». На наш взгляд, в этом есть смысл!
Если говорить о наиболее важных египетских местах захоронений, то их слишком много, чтобы называть каждое в отдельности. Однако среди самых ранних мы можем назвать несколько групп вырезанных в скалах захоронений. Среди них можно назвать захоронения правителей провинций. Шесть династий в Асване и Элефантине; захоронения в номе Харе в Дейр-эль-Бершехе и захоронения в номе Орикс в Бени-Хазане. (Номы – это административно-территориальные единицы Египта. Каждый из них имел свой собственный символ – тотем и сохранял свои обычаи, традиции и культы. Они, видимо, были последними остатками первоначальных родов или мелких государств, которые впоследствии объединились и создали Египет.)
Подобно аналогичным гробницам правителей крупных регионов в Меире и Квав-эль-Кебире, гробницы в Бени-Хазане относятся к периоду правления Двенадцатой династии эпохи Среднего царства. Все четыре группы гробниц находились в Среднем Египте, возможно, наиболее стабильном регионе страны в этот неопределенный период. Гробницы в Кваве располагались на полосе земли между Нилом и скалами и по своему стилю напоминали пирамиды-гробницы Древнего царства. Собственно пирамид там не было, но храм в долине возле кромки воды был связан с большим по размеру верхним храмом уже знакомым нам каменным проходом. Сами гробницы были выбиты в скале за храмом, что также было заимствовано у огромного храма-пирамиды, сооруженного в Дейр-эль-Бахри великим царем Ментухотепом предшествующей династии. Храм Ментухотепа отличался смелостью стиля, конус пирамиды как бы рос из длинных террас, выложенных черепицей. В Бени-Хазане, где некоторые захоронения относятся к отдаленной эпохе, известной как Первый промежуточный период, врезанные в скалу гробницы были расположены в живописном месте в излучине реки. Настенные росписи дают нам возможность бросить нескромный взгляд на периоды жизни Среднего царства. Любому человеку, разглядывающему портики и украшенные фресками потолки, становится ясно, что действительно «дом усопших» был изящной копией «дома живущих». Вместо несколько неустойчивых и непрочных колонн и потолков, сделанных из дерева, гипса и извести, строители обеспечивали обитателям гробниц жилища, подобные загородным домам и выполненные из долговечных материалов.
Постепенно врезанные в скалу гробницы получили широкое распространение среди представителей высших классов. Для царей гробница, по сути, становилась не домом, а дворцом в скале. Небольшая трехкомнатная усыпальница Тутмоса I положила начало типу гробниц, который стал популярным во время правления Восемнадцатой династии. В этих гробницах сразу от входа начинается крутая лестница, ведущая в небольшую прихожую, за которой следует большой зал с колоннами с примыкающими к нему кладовыми. В период Девятнадцатой династии Рамессиды удлинили и расширили гробницу, и в итоге она превратилась в огромный, роскошный дворец покойного Сети I. Выступающие из скалы на целых 300 футов его четыре пролета и пять лестниц вели вниз через четыре колонных зала к усыпальнице. Когда фиванские правители Нового царства решили высечь свои гробницы из скалы в знаменитой Долине царей, их главной задачей было обеспечить максимум секретности. Долина лежит за горной цепью на западном берегу Нила, напротив Фив (рис. 20). Она запрятана среди одиноких скал и переходит в просторы пустыни позади Дейр-эль-Бахри. Надпись, сделанная Ирени, знаменитым архитектором, чьи работы все еще занимают видное место в Карнаке, гласит: «Я руководил захоронением Его Величества (Тутмоса I) в горе; оно проходило в обстановке полной секретности; других свидетелей, помимо меня, не было».
Сначала предпринимались все меры предосторожности, чтобы скрыть входы в эту долину мертвых. Однако эти меры оказались тщетными. Грабители гробниц, объединившись в целые братства и разработав уникальнейшую методику поиска сокровищ и их добычи, опять оказались на высоте. Поэтому встревоженные фараоны опять вернулись к старым испытанным приемам, ложным ходам и ложным саркофагам, а также к огромным каменным глыбам, которые должны были в нужный момент сорваться с потолка и обрушиться на голову разбойников. Правда, это тоже не особенно помогало, но и сегодня нас часто повергают в изумление меры, предпринимавшиеся фараонами для защиты своих гробниц и своих останков. Правда, при этом следует помнить, что согласно верованиям древних египтян вместе с оскверненной или уничтоженной мумией погибали «Ка», «Ба» и другие компоненты души. Египтяне также твердо верили в то, что само существование двух земель зависело от сохранения в неприкосновенности тел их бывших царей, мудрецов и великих государственных деятелей, которые и после своей смерти могли укреплять и благословлять свое государство. Осознание египтянами абсолютной необходимости обеспечения преемственности поколений – это то, что пока еще не вполне понятно нам.
По иронии судьбы именно из-за того, что в результате столкновения погибло значительное число грабителей могил, и свершилось одно из величайших открытий. Это произошло в Дейр-эль-Бахри в 1881 году. Две противоборствующие группировки разбойников – это были настоящие династии, намного пережившие династии фараонов, – поссорились из-за того, кому должно принадлежать богатое царское захоронение; в конце концов этот вопрос привлек внимание турецких властей и известного немецкого египтолога Эмиля Бругша. После череды взаимных обвинений, предательств и признаний грабителей Эмиль Бругш приступил к раскопкам ранее не зарегистрированной гробницы в Бибан-эль-Молюке. Там в квадратной усыпальнице он откопал останки более двух дюжин царей, цариц, принцев и принцесс, а также высших чиновников. Их тела находились в полном беспорядке вместе с бесчисленным количеством мебели, сундуков, кувшинов и ваз. Вероятно, все это было перенесено сюда из каких-то других гробниц с целью отвлечь внимание преступников. Эта находка была настоящей сенсацией: ведь в этой гробнице были найдены мумии пяти фараонов Восемнадцатой династии, трех фараонов Девятнадцатой династии и Рамсеса III Двадцатой династии. Разве не вызывает изумления и уважения этот поступок благочестивых священников, которые когда-то давно под покровом ночи тайно собрались, чтобы спрятать в скромной, неприметной гробнице оскверненные останки когда-то могущественных правителей? Судя по всему, так случалось довольно часто. Например, мы знаем, что мумии некоторых царей перемещали таким образом по крайней мере три раза. Зачем надо было строить огромную скальную гробницу, если останкам все равно было суждено оказаться в общей жалкой могиле? Или быть выставленными в стеклянном гробу в Бостоне или Блумсбери? А днище и крышка гроба Рамсеса III впоследствии вообще были разделены и выставлены по отдельности: одна часть находится в Париже, а вторая – в Кембридже.
Все цари Нового царства, за исключением Эхнатона, были похоронены в Долине царей. Их было более тридцати, и все вместе они правили почти пять столетий. И все их могилы были разгромлены, за одним-единственным исключением – могилы маленького царя Тутанхамона. И если вспомнить царей Египта, то о Тутанхамоне, кроме того, что он был царем, можно сказать лишь одно: он был мыльным пузырем, чем-то несуществующим, марионеткой. После его смерти все погребальные принадлежности были помещены в его могилу очень быстро, с какой-то презрительной небрежностью. У нас все это «снаряжение» вызывает вздох изумления, однако для египтян оно было лишь малой толикой того, что полагалось усопшим правителям. Как же тогда могли выглядеть нетронутые сокровища могил Снофру, или Сети I, или Тутмоса III, или Рамсеса II? Трудно даже представить себе.
Царские могилы расположены в дальнем конце Бибан-эль-Молюка. В выдолбленном в скале помещении покоятся останки придворных и политиков Восемнадцатой династии, чьи могилы затмевают своей роскошью царские могилы. Здесь находятся усыпальницы верховных советников, друзей и доверенных советников фараонов. Стены и потолки многих из них до сих пор покрыты росписями и фресками, на которых отражены моменты жизни Египта периода его расцвета. Вступить в залы великих придворных Рехмира или Кенамона, Менана, Аменемхаба, Сенмута, Горемхаба или Интефа – значит преодолеть расстояние в три с половиной тысячи лет, установить дружеский контакт с общественными и духовными лидерами Египта, познакомиться с уникальной, захватывающей дух панорамой повседневной жизни народа, давно исчезнувшего с лица земли.
Рис. 36, 37. Фаянсовые украшения гробниц
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Каково это ползать в древнеегипетской гробнице
Луксор, Египет Си-Эн-Эн —
Спуститесь на 7 метров под песчаные холмы южного Египта, чтобы стать одним из первых современных людей, исследовавших недавно открытую древнеегипетскую гробницу.
Мужчина в сером халате и белом платке стряхивает пыль, нетронутую тысячи лет, с человеческого черепа, одного из многих, беспорядочно отброшенных расхитителями могил.
«Они искали золото и драгоценности, а когда не нашли, просто бросили все сюда», — говорит Али Фарук аль-Гафтави, опытный мастер раскопок в Драа Абу Аль-Нага, бесплодном пустынном склоне холма с видом на пышная, зеленая долина Нила.
Аль-Гафтави никогда не изучал археологию — он никогда не учился в университете — но за последние четыре десятилетия, работая над десятками раскопок с некоторыми из ведущих египтологов мира, он узнал кое-что о тех, кого он называет своими «дедушками и бабушками». жители Древнего Египта.
Высокий мужчина с большими черными усами, большой палкой и властным видом, аль-Гафтави руководил работами здесь с апреля, когда была обнаружена эта гробница.
Исследователи внимательно исследуют гробницу.
Бронте Лорд/CNNГробница восходит к Среднему царству (2050-1750 гг. до н.э.), но использовалась и использовалась неоднократно. Египетские власти впервые пригласили представителей СМИ заглянуть внутрь 9 сентября.
Это просто последняя находка в этом богатом древностью районе на западном берегу Нила недалеко от современного города Луксор, когда-то известного как Фивы, или Васит в древнем Египте.
Что археологи нашли в древней гробнице
02:35 — Источник: CNN
Я встречаюсь с аль-Гафтави, спустившись в шести- или семиметровую яму по двум шатким алюминиевым лестницам, связанным веревкой. Здесь внизу жарко и душно, и через минуту моя рубашка намокла от пота. Но дискомфорт тесной низкой могилы быстро забывается.
Помимо груды костей, рядом лежат три мумии с обнаженными черепами. Рядом с ними рабочий вводит клей во все еще ярко окрашенную крышку гроба, чтобы предотвратить рассыпание дерева, тысячи лет погребенного под землей, в пыль после того, как оно снова оказалось на воздухе.
Тысячи лет назад мастера расписали гроб иероглифами — «магическими формулами», по словам аль-Гафтави.
Ранее сотрудник Департамента египетских древностей сказал мне, что гроб, относящийся к так называемому третьему промежуточному периоду, около 1000 г. до н. э., был куплен «в готовом виде, как футболка». Мы можем помнить фараонов как тех, кто пошел на многое в погоне за вечной жизнью, но эту цель разделяли и их подданные.
Есть несколько подсказок о том, кто мог быть здесь похоронен, в том числе статуя и две таблички, на которых указано, что владельцем гробницы были Аменемхет Ювелир и его жена Аменхотеп. Сам изучив иероглифы, я могу это понять.
Гробница — место последнего упокоения мужа и жены Аменемхета — ювелира — и Аменхотепа.
На одной из табличек «Аминь» в имени «Аменемхет» было покрыто белой глиной, что указывает на то, что ювелир и его жена жили до так называемого Амарнского периода, когда фараон Эхнатон пытался и в конечном итоге потерпел неудачу. , чтобы запретить поклонение Амону (также известному как Амон или Амун, египетский эквивалент Зевса).
Фараон пытался заменить Амона единственным поклонением Атону (или Атону, солнечному диску, аспекту египетского бога солнца Ра). В этот период сторонники Эхнатона пытались стереть все надписи с именем «Аминь».
Да, это все внутри бейсбола, но в то время, в середине 14 века до н.э., это был крупный раскол в Египте. Это помогает, в отсутствие какой-либо другой информации, определить, когда жили и умерли Аменемхет и его жена.
Власти выставили ряд находок за пределами гробницы, включая статуи, горшки и погребальные маски.
Бронте Лорд/CNNНаверху над ямой Шерин Шауки из Департамента древностей объясняет мне, что ей известно о мумифицированном человеке, находившемся в другом гробу под брезентом. Сама грубая, толстая, потертая временем деревянная шкатулка имеет очень мало украшений, а мумия внутри, завернутая в коричневое полотно, не имеет никаких узнаваемых черт.
Но Шерин и ее коллеги провели магнитно-резонансную томографию (МРТ) мумии и обнаружили, что тело под повязками принадлежит женщине, которая страдала абсцессами зубов и кариесом, артритом и больной спиной. По изношенным костям правой руки они определили, что она, вероятно, ходила с тростью.
Сколько она прожила, я спрашиваю?
«Она умерла в возрасте пятидесяти пяти лет, плюс-минус», — говорит Шерин, восторженная и явно хорошо информированная молодая женщина в ярко-розовой рубашке и коричневом платке с такими же ярко-розовыми цветами.
Рабочие вводят клей в гроб, чтобы защитить нежное старое дерево.
Бронте Лорд/CNNЯ заинтригован. Я знаю, что жизнь большинства людей в Древнем Египте была поразительно короткой. Одно исследование, проведенное немецким университетом на 400 мумиях, датируемых 1500 г. до н. э., показало, что средняя продолжительность жизни мужчин составляла 34 года, а женщин — всего 30 лет. Меньшая продолжительность жизни женщин объясняется опасностями родов.
Простолюдины страдали от инфекционных заболеваний и дефицита витаминов С и D, часто недоедали и переутомлялись. Их рацион состоял в основном из хлеба и пива. (Говоря о пиве, древнеегипетские врачи отмечали, что оно «радует сердце». Учитывая участь простых египтян того времени, это, вероятно, было немалым утешением.)
Несмотря на мрачную статистику, врачи Древнего Египта считались лучшими в мире, хотя некоторые могли усомниться в эффективности часто назначаемого женщинам противозачаточного средства: пробки из крокодилового помета и меда. Некоторые, однако, рекомендовали каннабис для больных раком.
Но неизвестная дама в гробу из Поднебесной явно была состоятельной женщиной, которая могла позволить себе хорошее медицинское обслуживание. Почему мы можем сделать такое предположение? Потому что, говорит Шерин, ее гроб был сделан из кедра, дорогого дерева, которого нет в Египте, вероятно, привезенного из Ливана.
В гробнице обнаружены статуи, владельцы которых принадлежат к 18-й династии.
Бронте Лорд/CNNПо большому счету, довольно разрекламированное открытие этой скромной гробницы в Драа Абу Аль-Нага на самом деле не обнаруживает ничего потрясающего. Десятки журналистов — египетских и иностранных — прилетели из Каира, чтобы освещать это событие. Тем не менее, это была лишь последняя из сотен обнаруженных гробниц в этом районе.
Тем не менее, он раскрывает небольшие детали, которые помогают нам лучше понять людей, живших в стране, которая, без сомнения, была самой сложной и устойчивой цивилизацией древнего Средиземноморья.
Иногда трудно представить себе, насколько древней была эта цивилизация. Подумайте вот о чем: Клеопатра, последний фараон Египта, во времени ближе к нам, чем к строителям пирамид. Римляне, которые были заядлыми посетителями памятников долины Нила, с благоговением относились к древности египетской цивилизации. Как и мы.
Но для бригадира Али Фарука аль-Гафтави люди, жившие так давно, всего лишь его далекие предки. «Я все время мечтаю о них, — говорит он. «Я вижу их лица, я слышу их голоса. Я знаю их.»
ANE TODAY — 201609 — Безопасность гробниц в Древнем Египте: как и почему египтяне защищали свои гробницы?
ANE TODAY – 201609 – Tomb Security in Ancient Egypt: How and Why Did the Egyptians Protect Their Tombs?
ПОДЕЛИТЬСЯ
 
 
Сентябрь 2016
Том. IV, No. 9
Безопасность гробниц в Древнем Египте: как и почему египтяне охраняли свои гробницы?
Рег Кларк
Защита мертвых от жестокого обращения — древний человеческий инстинкт, но Египет поднял эту заботу на уровень, невиданный ни до, ни после. Ограбление гробниц хорошо засвидетельствовано в Египте с самых ранних времен, и при взгляде на архитектуру египетских гробниц становится очевидным, что вскоре были приняты физические меры для предотвращения этого. Возникает несколько вопросов: почему египтяне приложили столько усилий для защиты своих гробниц? Как они их защищали? И какое влияние это оказало на конструкцию гробницы?
Мы знаем из текстов, что египтяне верили, что после того, как захоронение было захоронено в его гробнице, структура стала хранилищем для тела и жилищем для двух духовных элементов, ка и ба, , которые были неотъемлемой частью человек при жизни, но отделенный от нее после смерти. ка остался в гробнице, тогда как ба мог уйти днем, чтобы присоединиться к миру живых, но должен был вернуться ночью. Тем не менее, оба должны были ежедневно воссоединяться с телом в могиле, чтобы достичь высшего духовного состояния, которое было ах или «эффективное» существо, способное наслаждаться вечностью на земле и среди богов.
За пределами гробницы ее видимая структура служила фокусом для пищевых подношений, предназначенных для поддержания обитателя в другом мире, таким образом формируя важный интерфейс между живыми и мертвыми. В то время как внутри были помещены предметы ценного личного имущества, которые, как полагали египтяне, будут использоваться и пользоваться ими в будущем. Поэтому, чтобы обеспечить вечную загробную жизнь, было важно, чтобы и структура, и содержимое гробницы оставались нетронутыми.
С самого начала большинство населения Египта обычно хоронили в простой засыпанной яме-могиле, но начиная с правления первых фараонов ( c. 3150 г. до н.э.) появление все более стратифицированного общества и влиятельной элиты привело к увеличение как размеров гробниц, так и богатства их содержимого. Это привлекало грабителей гробниц; стимулируя разработку все более сложных мер безопасности, чтобы помешать им.
Гробницы первых царей в Абидосе (царский некрополь) представляли собой немногим более прямоугольной ямы, вырубленной в пустыне, тонко облицованной сырцовым кирпичом и покрытой деревянной крышей. Из-за структурных недостатков они были склонны к проседанию и мало защищали от грабителей гробниц. Однако в первой половине Династии 1 облицовки из сырцового кирпича в царских гробницах строились намного толще, чтобы защитить их от бокового туннелирования и обрушения, а также чтобы нести гораздо более прочную крышу. Это поддерживало большой песчаный курган или надстройку из сырцового кирпича (часто называемую мастаба на арабском языке), что сдерживало атаки сверху; его большой след вынуждает потенциальных грабителей начинать свои туннели далеко за его периметром.
Строители частных гробниц также последовали их примеру, и на таких кладбищах, как Саккара, Хелуан и Тархан, большие гробницы «мастаба» были построены с использованием тех же методов, что и их королевские коллеги. Однако фактические детали строительства различались в зависимости от геологии, в которую была вырублена гробница, доступных ресурсов и статуса владельца гробницы. Так, в могильных ямах некоторых гробниц в Хелуане, где гравийная геология была слабой, помимо толстых облицовок из сырцового кирпича, их деревянные крыши были уложены глубоко вниз, чтобы увеличить глубину засыпки, что значительно затрудняло доступ грабителей. захоронения.
Но на противоположном берегу Нила в Саккаре, где геология твердых пород препятствовала прокладке туннелей, больше внимания уделялось прочности свода могилы и размеру лежащей над ней мастабы. В других местах, для дополнительной безопасности, в некоторых гробницах в Дельте после захоронения в могилу заливали жидкую грязь, которая затвердевала, как бетон. В Саккаре и Тархане также есть примеры каменной кладки, которая использовалась для облицовки и покрытия основания гробницы, обеспечивая еще один уровень защиты.
Во второй половине династии 1 архитектура и методы строительства королевских и частных гробниц оставались в целом схожими, но теперь часто включали внешний вход, обычно в виде лестницы. Хотя это нововведение было выгодным, так как гробница могла быть полностью закончена до кончины ее владельца, с другой стороны, оно принесло проблемы, так как однажды обнаруженное вела прямо в погребальную камеру. Поэтому, чтобы сбить грабителей с пути, входы и спуски в гробницы располагались в разных местах и с разной ориентацией; иногда включают скользящие каменные решетки в дополнение к блокировкам из почвы, щебня или сырцового кирпича.
Точно так же в частных гробницах погребальные камеры часто располагались не по центру их мастаб, а на кладбищах, таких как Хелуан, иногда были выложены массивные каменные плиты, которые иногда также выстилали лестницы.
Приход следующей династии знаменует появление нового типа архитектуры гробниц. Королевский некрополь переместился на известняковое плато Саккара, и первые короли 2-й династии были похоронены в огромных вырубленных в скале подземных гробницах, доступ к которым осуществлялся через лестницы, заблокированные решетками, и защищенные вышележащими мастабами из сырцового кирпича.
По сравнению с ямной могилой, этот метод строительства давал этим лабиринтным основаниям как преимущество секретности, так и защиту твердой крыши толщиной в несколько метров, и он был широко принят архитекторами частных гробниц, хотя и на гораздо меньших шкала. Теоретически единственный путь в подземную гробницу лежал через ее лестницу, поэтому их прятали различными способами, в том числе в Саккаре и Хелуане, спрятав их внутри мастаб; несмотря на это, они по-прежнему оставались уязвимыми для нападений грабителей. Однако в более слабом гравии Хелуана рейдеры, знакомые с планировкой гробницы, часто вообще обходили лестницу и спускались прямо в погребальную камеру.
Короткий перерыв произошел в конце династии, когда по политическим причинам гробницы двух последних королей были построены в старом королевском некрополе в Абидосе и возвращены в традиционную яму-могилу в пустыне. Но в начале династии 3 произошло возвращение в Саккару, и архитектура королевских и частных гробниц пошла разными путями. Новая гробница царя Джосера изначально имела обычную форму глубокого подземного основания, к которому ведет лестница. Но что, вероятно, было реакцией службы безопасности на более ранние грабежи, впервые вышележащая королевская мастаба была полностью построена из камня.
Чтобы повысить общую защиту гробницы, мастаба была расширена и добавлены дополнительные слои, создав четырехъярусную пирамиду. Но это все равно оставило лестницу открытой, и чтобы защитить ее, было добавлено больше ярусов, создав структуру высотой 60 м, которую мы называем Ступенчатой пирамидой. Его огромный объем и площадь обеспечивают непревзойденный уровень защиты царя, а его успех отразился в том, что гробница-пирамида в различных формах использовалась преемниками Джосера вплоть до конца Среднего царства.
Частные гробницы, однако, остались в подземной форме, как и прежде, и сохранили защитную мастабу. Но с лестницей все еще была проблема безопасности, так как большой план и поперечное сечение ее спуска делали ее легкой для обнаружения и уязвимой для нападения, даже когда она была скрыта под мастабой. Ответ пришел с введением шахты, чей меньший план и поперечное сечение затрудняли обнаружение, а после того, как он освободился от блокировки, было трудно пройти. Шахты стали предпочтительным безопасным путем доступа к египетским частным гробницам на следующие 2000 лет.
Подводя итог, можно сказать, что многие аспекты архитектуры египетских гробниц возникли из-за мер безопасности, первоначально введенных для защиты от ограбления гробниц. Более того, по мере развития этих особенностей во время непрекращающейся «гонки вооружений» между строителями гробниц и грабителями они получили широкое распространение и впитались в обычную архитектуру гробниц.