Что такое коммуны в средние века: «Круги равных» и «вертикали власти»: мономеры человеческой социальности

Содержание

Формирование городских коммун в Северной и Средней Италии. История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина]

Формирование городских коммун в Северной и Средней Италии

В отличие от большинства западноевропейских стран, где центром политической и административной жизни почти в течение всего средневековья был замок феодала, в Италии с возникновением коммун таким центром становится город. Хотя независимые от феодалов коммуны возникали в результате ожесточенной борьбы простых горожан — ремесленников и мелких торговцев — с сеньорами, плодами их побед во всех городах воспользовались городские богачи и мелкие феодалы. С установлением коммуны власть от сеньора переходила в руки коллегии консулов, исполнительного органа, ведающего хозяйственными, военными и судебными делами города. Консулы избирались от знати (капитанов), мелких феодалов (вальвассоров) и купечества. Представители ремесленников и мелких тррговцев в коллегию не допускались. Законодательную власть в коммунах осуществлял «совет доверенных лиц» — креденца, избиравшийся от всех районов города.

После возникновения коммуны накопления от торговли и ремесла в городах шли уже не в казну феодала, а на развитие городскойэкономики; это было одной из причин значительного развития итальянских городов в XII—XIII вв. Коммуна не ограничиваласвою власть стенами города: обычно ей подчинялась окружающаяее сельская местность с деревнями и замками феодалов, называемая «контадо». В XII в. устанавливается экономическое и политическоевлияние города на его сельскую округу. В последующие века многиеитальянские городские коммуны расширили пределы своих владений, подчинив себе другие города с их округами; эта более обширная территория именовалась «дистретто» и нередко представляла собой целое государство.

Так в Северной и Средней Италии сложились многочисленные города-государства — Флоренция, Сиена, Милан, Равенна, Падуя, Венеция, Генуя, Пиза и др.

Распространение власти городов на сельскую округу значительно подорвало политическое могущество феодалов. Начиная с XI в. некоторые из них покидают замки и переселяются в города.

Однако большинство феодалов продолжали сопротивляться городу. Они мешали хозяйственной деятельности ремесленников и купцов, контролировали торговые пути, горные переходы, нарушали постановления коммун. В XII в. пополаны начинают вооруженную борьбу с грандами (феодалами), разрушая и поджигая их замки, а их самих насильно переселяя в город. Феодалы, переселившись в город, и здесь строили замки с высокими стенами и башнями, но эти военные укрепления, хотя нередко еще угрожали коммуне, находились теперь под ее повседневным контролем и поэтому были менее опасны.

Так городам-коммунам Италии, в отличие от городов других стран Западной Европы, удалось сломить политическое и экономическое могущество феодалов. Благодаря этому им удалось также ликвидировать конкуренцию сельского ремесла и поставить хозяйство подчиненной им территории на службу городу. Победа городов над сеньорами способствовала процветанию экономики Северной и Средней Италии и дальнейшему росту экономического и политического значения городов в этих областях страны.

Развитие феодальных отношений в Северной и Средней Италии

Развитие феодальных отношений в Северной и Средней Италии Пестрота политической карты Италии усложняла развитие феодальных отношений. В Северной и Средней Италии при лангобардах на протяжении VI—VIII вв. шел процесс становления феодальных отношений. Лангобарды,

Города Северной и Средней Италии

Города Северной и Средней Италии Главной особенностью Северной Италии и Тосканы было более раннее и гораздо более быстрое развитие городов, чем в других странах средневековой Европы. В XI—XII вв. в городах этого района развивалось ремесло: в Сиене, Пизе, Флоренции,

Борьба городов с сеньорами в Северной и Средней Италии

Борьба городов с сеньорами в Северной и Средней Италии Однако у городов был враг — феодальные сеньоры. В Италии ими, как правило, были епископы. Их положение укрепилось еще больше в связи с походами в Италию Оттона I, который предоставил епископам широкие привилегии: право

Влияние развития города на деревню в Северной и Средней Италии

Влияние развития города на деревню в Северной и Средней Италии Расцвет коммун не означал и не мог означать уничтожения феодальных отношений. Но в существующую систему феодальной иерархии было внесено важное изменение. Сами коммуны как бы стали на место феодалов, к ним

Борьба городов Северной и Средней Италии против германских феодалов

Борьба городов Северной и Средней Италии против германских феодалов Во второй половине XII в. над Италией нависла угроза германского порабощения. Германские феодалы во главе с Фридрихом I Барбароссой считали основанием для своей агрессии формальную принадлежность части

Ликвидация крепостного права в Северной и Средней Италии

Ликвидация крепостного права в Северной и Средней Италии Значительная часть крестьянства Северной и Средней Италии вследствие раннего развития товарно-денежных отношений и широкого распространения денежной ренты уже к началу XIII в. пользовалась личной свободой. В XIII в.

Политический строй городов Северной и Средней Италии в XIII-XIV вв.

Политический строй городов Северной и Средней Италии в XIII-XIV вв. В связи с успехами ремесла и торговли, а позднее — зарождением раннекапиталистических отношений в городах Северной и Средней Италии заметно усиливается политическое влияние торгово-ремесленного населения

Завоевание Средней Италии. Так называемая Первая Самнитская война

Завоевание Средней Италии. Так называемая Первая Самнитская война Продвижение Рима на юг Лация привело его в непосредственное сопри­косновение с группой самнитов, которая жила на р. Лирисе, и с кампанцами. Под именем последних понимают смешанное население,

Возникновение военного предпринимательства в Северной Италии

Возникновение военного предпринимательства в Северной Италии Военная экспансия латинян в XI в. сопровождалась расширением масштабов рыночного поведения. Разумеется, как и в случае с Китаем, в наиболее выигрышном положении оказались области с хорошо развитыми путями

Завоевание Средней Италии. Так называемая Первая Самнитская война

Завоевание Средней Италии. Так называемая Первая Самнитская война Продвижение Рима на юг Лация привело его в непосредственное сопри­косновение с группой самнитов, которая жила на р. Лирисе, и с кампанцами. Под именем последних понимают смешанное население,

Кельтское наследие в Средней и Северной Европе

Кельтское наследие в Средней и Северной Европе В Средней Европе границы Римской империи ещё до рубежа летоисчислений оказались у самых берегов Дуная. Области на юг от Дуная до его северо–южного течения сделались римскими провинциями, как Реция и Норик, так и обе

Культура бронзы в Придунавье и северной Италии

Культура бронзы в Придунавье и северной Италии В бронзовом веке Дунайский бассейн стал местом интенсивного развития бронзолитейного дела.

Этим особенно отличалась территория современной Венгрии, где уже в раннем бронзовом веке, в начале II тысячелетия до н. э.

Глава ХХХI. Итальянская кампания: Нови; 1799. Въезд Суворова в Александрию; маневры и ученья; прибытие дивизии Ребиндера; капитуляция александрийской цитадели; осада тортонского замка; сдача Мантуи; Суворов-князь. — События в южной и средней Италии; бездействие в Швейцарии; начало неудовольствий меж

Глава ХХХI. Итальянская кампания: Нови; 1799. Въезд Суворова в Александрию; маневры и ученья; прибытие дивизии Ребиндера; капитуляция александрийской цитадели; осада тортонского замка; сдача Мантуи; Суворов-князь. — События в южной и средней Италии; бездействие в Швейцарии;

Книга «Городские коммуны во Франции в Средние века. 2-е издание» Тьерри О

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии. Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература. Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Тьерри О.

Зачатые в свободе: Средневековые коммуны Европы

Главная | Провод | Задумано в свободе: средневековые коммуны Европы

Эта статья была переведена Бернардо Ферреро с итальянского оригинала.

Вездесущий закон эскалации власти: так же верен, как и закон всемирного тяготения

С зари древнейших цивилизаций и до наших дней политическая власть повсюду демонстрировала тенденцию к централизации. Власть, по сути, имеет тенденцию к постоянному расширению, побеждая или поглощая всех более слабых субъектов, которые встречаются на ее пути. Питая себя собственными победами, сильнейшая сила всегда становится сильнее. Вот почему исторически в сфере политики концентрация власти была правилом, а ее распыление — исключением. В древности почти всегда преобладала эта самоподпитывающаяся логика власти. Если исключить тех, кто остался на первобытной стадии развития, подавляющее большинство людей на протяжении тысячелетий жили в рамках обширных централизованных владений, которые были политически деспотичными и экономически застойными. Первые империи возникли на земле Месопотамии более 6000 лет назад, а затем распространились на все остальные континенты: Шумерскую, Ассиро-Вавилонскую, Египетскую, Персидскую, Македонскую, Римскую, Византийскую, Русскую, Аравийскую, Османскую, Индийскую, Китайскую, Монголы, инки и ацтеки. Среди немногих блестящих исключений, которые представлял древний мир, были торговые города Финикии и Полис Древней Греции.

Даже на Западе был опыт, аналогичный обществам древнего Востока. Начиная с третьего века нашей эры, политическая экономия Римской империи, которая в течение двух предыдущих столетий приняла более laissez faire подход, из-за возрастающего давления, исходящего от ее военных действий, всегда становилась все более бюрократической и финансово ущемляющей. Если бы империя не пала, она, вероятно, задушила бы на бог знает сколько лет под своим бюрократическим аппаратом культурный и технологический прогресс Европы, как это смогли сделать эти деспотические режимы в Азии.

Распад западной части империи, однако, предоставил народам Европы исключительную возможность построить новую цивилизацию на пепелище Рима. В этом смысле конец старой цивилизации, в свете того, как развивались события, был счастливым событием, ибо он освободил народы Европы от деспотической машины, сковывавшей экономику и общества восточного мира, тем самым предотвратив удел угнетения и застоя. Европа пережила тогда длительный период, характеризующийся отсутствием централизованной власти: все попытки восстановить империю, начиная с Карла Великого и заканчивая германскими императорами, терпели неудачу. Это отсутствие единства позволило проводить обширные мелкомасштабные эксперименты и развязало творческую конкуренцию между сотнями независимых политических образований.

Феодальная анархия

Наиболее заметной чертой феодальной системы, порожденной распадом империи, было рассеяние общественной власти. Феодальное общество было обществом, лишенным центральной власти, и поэтому ученые не стесняются говорить о «феодальной анархии». Однако феодальное общество было военно-аристократическим обществом, характеризующимся низкой интенсивностью, но непрерывными конфликтами между лордами, и поэтому его дух и институты имели очень мало классических либеральных или либертарианских черт. В системе, основанной на подчинении крестьян сеньору, на крепостном праве, на замкнутом хозяйстве и на ограниченном диапазоне обменов, нелегко найти широкие просторы свободы. Несмотря на эти факты, феодализм, тем не менее, обладал некоторыми своеобразными чертами, которые в конечном итоге сыграли значительную подготовительную роль для развития капитализма в Европе.

На первый взгляд разница между полномочиями имперского чиновника и властью феодала кажется минимальной, поскольку в обоих случаях управляемые сталкиваются с подчинением. Различия, однако, были примечательны, потому что имперский чиновник был лишь небольшой частью огромной централизованной машины, в то время как феодал был в лучшем случае «маленьким деспотом», представителем власти, которая была в значительной степени автономной, окруженной многими другими лордами со схожими полномочиями. своим: каждый из которых ревновал к своим прерогативам. Таким образом, германское наследие феодализма ввело идею индивидуальной независимости, и ее последствия можно было увидеть в преобладании частной собственности над общественной, личной жизни над коллективной, семьи над обществом.

Таким образом, феодальная система содержала в себе семена собственной эволюции. В отличие от деспотической системы, феодализм был построен таким образом, чтобы сделать возможным освобождение общества и экономики. Вследствие этого европейское общество смогло освободиться от феодальной хватки, в то время как восточные общества, за единственным исключением Японии, так и не смогли освободиться из бюрократической клетки, в которую их заключила деспотическая власть.

Средневековые коммуны: задумано в Liberty

Община родилась из частного и добровольного объединения граждан, основанного на клятве (на латыни Conjuratio ). Инициатива этих граждан заменила в битвах, продолжавшихся даже сотни лет, власть феодала или епископа. Освобождение городов от господства феодализма явилось результатом всеобщего восстания по всей Европе, настоящей войны, объявленной жителями местечек своим помещикам. В Италии, Испании, Германии, Фландрии, Голландии, Франции, Англии жители стали укреплять свои городки и таким образом вывели себя из-под власти своих господ, начав перестраивать общество снизу вверх. В Италии благоприятная возможность, которой смогли воспользоваться города, стала возможной благодаря длительному соперничеству между политической и религиозной властью. Этот конфликт стал поворотным моментом, потому что общинное движение не могло бы расти, если бы не было раскола и борьбы между папством и империей. Их соперничество создало благоприятную ситуацию для освобождения городов: маленькое Давидово, ополчение горожан, победило могучих Голиафов, грозные институты императоров и владык. Чувство независимости и сила, которые исходили от коммун, предотвратили после 11 века рост политического органа, способного концентрировать власть как на национальном, так и на наднациональном уровне. Закон эскалации власти — действительно редкий исторический факт — был оспорен и побежден.

Так среди феодального моря возникли нефеодальные острова — вольные города. Города стали настоящими оазисами свободы, поскольку они способствовали чудесному процессу освобождения эксплуатируемых от феодального господства. «Городской воздух делает вас свободными» было изречением немецкого происхождения, которое было очень распространено в высоком средневековье именно потому, что средневековый город стал непреодолимым полюсом притяжения для крепостных, которые хотели убежать от своих лордов, для купцов и ремесленников, которые хотели торговать и производить свободно, а также для тех обедневших рыцарей, которые стремились улучшить свои социальные условия. Город предлагал защиту, свободу, возможности заработка и сильное чувство принадлежности, усиленное постоянной борьбой с лордами, в которой участвовали все жители. Затем эти города можно было бы назвать первыми отечеств запада, их патриотизм был гораздо более спонтанным, чем тот, который установился в последующие века с первыми национальными государствами, который чаще всего навязывался сверху вниз.

Ничего подобного никогда не происходило в Европе, как и во всем остальном мире. Фактически за пределами Европы города представляли собой «кирпичные лагеря», лишенные какой-либо политической или экономической автономии: торговцы и ремесленники работали только для удовлетворения потребностей правящих классов. Марко Поло во время визита в Поднебесную остался под впечатлением от того факта, что китайские города, в отличие от их разнообразных аналогов в Европе, были идентичны друг другу и архитектурно квадратны. Эта структура идеально служила правящему классу, поскольку способствовала контролю центра над городом: в Азии, соответственно, крестьянин, бежавший из деревни, не имел возможности получить свободу, ища убежища в городе (как это было принято в Запад), потому что города были бюрократическими образованиями, возглавляемыми имперской армией.

Культура конституционализма, направленная на ограничение власти

Коммуны были великолепным выражением самоуправления. Чтобы притормозить хронические внутренние конфликты (которые по сравнению с полной неподвижностью азиатских городов все еще были признаком жизнеспособности), которые время от времени нарушали мирную обстановку, культура конституционности развивалась в независимых городах средние века: культура, направленная на ограничение политической власти. Последовали непрерывные эксперименты с новыми нормами и средствами защиты, чтобы найти лучший метод защиты граждан от тиранического вырождения ответственных правительств.

Оправданное несогласие с властью проявилось в чрезвычайно строгих правилах, у которых современным демократиям есть чему поучиться. Одним из таких институциональных изобретений была фигура Podest à , нечто вроде иностранного менеджера (поэтому незаинтересованного в местных интересах), который служил внешним арбитром: primus inter pares (первый среди равных), который должен был гарантировать беспристрастность эффективное управление. Подеста  на самом деле был своего рода управляющим кондоминиумом, который отвечал за свое поведение перед гражданами; эта ответственность часто возлагалась на него в конце мандата, до выплаты его последнего взноса. Настоящий и надлежащий суд был начат по пути Podestà   управлял городом: только в случае отпущения грехов ему разрешалось покинуть свой пост со всеми присужденными ему почестями.

Власть наместников пришлось ограничить и дисциплинировать письменными нормами; государственные должности распределялись по очереди между всеми, кто пользовался политическими правами; жеребьевки были успешными инструментами, широко использовавшимися для предотвращения формирования политической клиентелы; чтобы избежать роста вторгающегося политического аппарата с консолидированной властью, мандаты также обычно были краткими, в среднем на несколько месяцев. Кроме того, политические должности по норме не оплачивались, главным образом потому, что их недолгая продолжительность не отвлекала руководящую власть от их другой повседневной деятельности и работы. Таким образом, коммуны избежали образования постоянных политических и бюрократических классов, которые до настоящего времени были подлинными спутниками современных государств. Еще одним важным институтом, который присутствовал в коммунах, была богатая и плюралистическая сеть служб социального обеспечения для больных и нуждающихся (благотворительные учреждения, больницы, приюты и другие типы религиозных братств), которые полностью финансировались частными лицами.

Коммуны: колыбели капитализма и буржуазии

Города были главными двигателями коммерческой революции, которые реализовывали в местном масштабе то, что промышленная революция реализовывала на национальном и континентальном уровне много столетий спустя. Именно в северных городах Италии возникли самые важные коммерческие инновации: кредит, банковское дело и контракты, такие как комменда , которую можно назвать предком современного акционерного общества. Именно здесь впервые был осуществлен переход от закрытой и феодальной экономики, основанной на ограниченном и необеспеченном предложении, к экономике изобилия.

Средневековый город, рожденный в результате экономического развития, начавшегося между десятым и двенадцатым веками, был прежде всего экономическим центром, центром производства и обмена. С другой стороны, древние города, такие как Рим, были в первую очередь центрами потребления, а не производства, и не имели никаких оснований претендовать на какую-либо автономию: они были основаны государством и для него и как таковые существовали только в рамках управления. , сбор налогов, управление местными администрациями и размещение войск.

Обитатели коммун, напротив, стали ориентироваться на экономические средства, а не на политические, потому что, в отличие от подданных древних городов, они не имели в своем распоряжении большой массы рабов, которых они могли использовать в качестве рабочих инструментов для обработки своих земель, так как эти большие земли в значительной степени оставались в руках лордов. Таким образом, они были вынуждены зарабатывать на жизнь производственной и коммерческой деятельностью, и таким образом они смогли расширить горизонты рыночной экономики в гораздо большей степени, чем когда-либо считалось возможным в закрытом феодальном мире. Буржуа должен был быть той героической фигурой, которая впервые смогла умножить богатство: не насильственными методами завоевания или войны, которые были в моде с незапамятных времен, а мирными средствами изобретательства, труда. , производство и обмен.

Ни в одном другом месте Европы торговый класс не смог достичь уровня экономической и политической власти, сравнимого с уровнем, достигнутым в итальянских городах . Ни в каком другом месте столь обширная часть населения не участвовала в коммерческой деятельности. Коммуны и приморские республики были родиной буржуазии, нового класса, сыгравшего фундаментальную роль в исторической эволюции западной цивилизации. Буржуазия фактически станет ведущим классом западного общества, который обеспечит прогресс техники, обменов; тот, который выразит самых знающих людей науки и породит изобретателей новых оригинальных процессов. Европейская буржуазия создаст свободную и динамичную цивилизацию, которая даст Западу господство во всех областях на многие столетия вперед, навсегда изменив мировую историю.

Волна жизненной силы и динамизма

Три века, последовавшие за 1000 г. н.э. следует рассматривать как самое удивительное событие во всей европейской истории. Континент, измученный регулярными набегами арабов, викингов и мадьяр, живущий в условиях экономической, культурной и демографической регрессии, продемонстрировал невообразимую способность к восстановлению. Коммуны и морские республики были бесспорными героями европейской экспансии в эти века, и их инициативы воздают большую честь мужественному духу их жителей. При их правительствах народы Европы пережили период великого процветания, превосходящего даже золотой век Рима.

Особенно итальянские города фигурируют в сводках и путеводных хрониках того времени, места, полные чудес и красоты: наводненные всевозможными товарами и украшенные церквями, зданиями и улицами. Несмотря на эпидемии, голод и войны, население Европы при общинном строе росло в геометрической прогрессии. Коммуны соревновались друг с другом в строительстве соборов, зданий и средневековых башен; родить фонтаны, основать школы и университеты. Цивилизация в течение этих столетий смогла «пересечь горы и моря» за волной коммерческой деятельности. Европа, используя риторический образ, выдвинутый великим историком Уиллом Дюрантом, пережила «свое время крепкой молодости».

Факты о средневековой коммуне для детей

Детская энциклопедия Факты

Оборонительные башни в Сан-Джиминьяно, Тоскана, свидетельствуют о фракционной борьбе внутри коммун.

Средневековые горожане Западной Европы периода Высокого Средневековья нуждались в защите от беззаконной знати и разбойников. Обнесенный стеной город был защитой от прямого нападения, но как только горожанин покидал городские стены, он или она оказывались во власти жестокой и беззаконной знати в сельской местности. Поскольку в большей части средневековой Европы не было центральной власти для обеспечения защиты, такой как полиция (если использовать современную аналогию), каждый город должен был обеспечивать собственную защиту граждан как внутри городских стен, так и снаружи. Для этого города образовывали так называемые коммуны.

В каждом городе была своя коммуна, и не было двух одинаковых коммун, но в глубине души коммун поклялись в союзе друг с другом . Когда создавалась коммуна, все участвующие члены собирались и вместе публично давали клятву, что они будут защищать друг друга в трудную минуту. Кроме того, они поклялись поддерживать мир в самом городе.

Что значило для члена коммуны защищать другого? Очевидно, что если член коммуны подвергнется нападению за пределами города, звать на помощь будет уже слишком поздно, поскольку маловероятно, что кто-то окажется поблизости вовремя. Вместо этого коммуна обещала отомстить нападавшему, причем обещание мести было формой защиты. Однако что было бы, если бы нападавший был дворянином, у которого был замок, слишком крепкий для горожан? Так было часто, и, конечно же, городская коммуна не могла собрать силы для нападения на замок. Вместо этого они могут напасть на дворянскую семью, или сжечь его посевы, или убить его крепостных, или уничтожить его сады. Это была жестокая месть глаз за глаз.

Движение коммун началось в 11 веке в северной Италии, где в то время проживало самое урбанизированное население Европы, и в современной Бельгии, которая в то время также была относительно городской. Затем в начале 12 века он распространился во Францию, Германию, Испанию и другие страны. Англия никогда не видела большого движения коммуны, потому что это было довольно хорошо управляемое королевство и не нуждалось в местных силах защиты. Хотя в большинстве случаев развитие коммун было связано с развитием городов, были и сельские коммуны, особенно во Франции и Англии, которые создавались для защиты общих интересов сельских жителей.

Церковь и король неоднозначно отнеслись к коммунам. С одной стороны, они согласились, что безопасность и защита от беззаконной знати отвечали всеобщим интересам. Намерение коммун состояло в том, чтобы сохранить мир с помощью угрозы мести, и Церковь сочувствовала конечному результату мира. Однако у церкви были свои способы обеспечения мира, такие как движение «Мир и Божье перемирие», например.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *