Что такое папуасы: Папуасы. Большая российская энциклопедия

Папуас | это… Что такое Папуас?

Папуас

Папуасы — древнейшее население острова Новая Гвинея и некоторых районов Индонезии. Основное население государства Папуа-Новая Гвинея. По антропологическому типу близки к меланезийцам, но отличаются от них по языку. Не все папуасские языки родственны между собой. Общенациональным языком папуасов в ПНГ является креольский язык ток-писин на английской основе. Большинство придерживается национальных верований. Сейчас распространено христианство; во всех деревнях есть церкви.

Содержание

  • 1 Область расселения
  • 2 Политическое положение
  • 3 Происхождение
  • 4 Быт и традиционные занятия
  • 5 Духовная культура
  • 6 Литература

Область расселения

Область расселения папуасов

Основная зона расселения папуасов — остров Новая Гвинея, восточная часть которого — самостоятельное государство Папуа — Новая Гвинея (включает архипелаг Бисмарка и о.

Бугенвиль), а западная входит в состав Индонезии (Ириан-Джая). Частично живут на островах Алор, Тимор, Хальмахера (например, народ галела) и в Меланезии.

По разным данным народов и языков насчитывается от 300 до 800 по мнению разных специалистов, поскольку установление разницы между отдельным языком и диалектом представляет значительную проблему.

Некоторые мелкие племена насчитывают менее 100 человек. Крупнейшие народности (численность в тысячах): чимбу (250), энга (195), гимбу (142), медлпа (101), камано (64), хупи (90), экари (канауки) (100), ангал (55), умбу-унгу (47), вахги (66), кева (56), дани (дугул-дани), хванггона, асмат (61), бенабена (17), маринд-аним (8), абелам (10), насиоп (10), бонкин (10), буин (18). Общее население Папуа-Новой Гвинеи — 3,7 млн чел. (1986).

Политическое положение

С 1884 по 1920 год папуасы находились в колониальной зависимости от Германии (Земля императора Вильгельма). С 1920 года эта часть находилась под управлением Австралии.

Юго-восточная часть с 1884 по 1888 год была протекторатом Великобритании, затем колонией, в 1905 году передана под управление Австралии. В 1949 году обе части переданы под опеку Австралии. В 1975 году восточная часть (Папуа-Новая Гвинея) стала независимым государством.

Происхождение

Большинство ученых признают, что австралоидные народы заселяли в древности более обширный ареал и были постепенно вытеснены монголоидами. Считается, что Новая Гвинея заселена 20—25 тыс. лет назад. 5 тыс. лет назад в этот регион проникли меланезийские племена. По расовому типу эти две группы народов близки, но по языку и культуре — нет.

Быт и традиционные занятия

Основное занятие — ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные — охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры — кокос, банан, таро, ямс.

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров.

50 % населения заняты в натуральном хозяйстве.

Деревни папуасов — по 100—150 чел., бывают компактными и разбросанными. Иногда это — один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая продуктов на 1 день. Труд совместный.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра — общественный дом.

Орудия труда:

  • топор, изготовляется из агата, кремня или раковины тридакны;
  • донган — острая заточенная кость, ее носят на руке, заткнув за браслет, ей режут плоды;
  • бамбуковый нож, режет мясо, плоды, прочнее донгана.

Оружие:

  • хагда — метательное копье, 2 м, из твердого тяжелого дерева;
  • сервару — более легкое копье, с бамбуковым наконечником, который обычно ломается и остается в ране, украшено перьями и мехом;
  • араль — лук, 2 м длиной;
  • араль-ге — стрела, 1 м длиной, с деревянным наконечником;
  • палом — стрела с широким бамбуковым наконечником, более опасна;
  • саран — стрела на рыбу;
  • юр — метательное копье с несколькими остриями;
  • палицы и щиты.

Одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного, у женщин — в красную и чёрную полосу. Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун — маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают веревки, а из дерева бу-сель — якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употрбляются также свинина, мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы.

Продукты: мунки — кокосы, мога — бананы, деп — сахарный тростник, могар — бобы, кенгар — орехи, баум — саго, кеу — напиток типа кавы. Кроме этих есть ряд плодов, названия которых не имеют аналога в русском языке — аян, бау, дегароль, аусь. Все плоды, как правило, пекут или варят, в том числе и бананы. Плод хлебного дерева не в почете, но едят.

Духовная культура

Распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо.

Музыкальные инструменты (общее название — ай, также называются и праздники, куда допускаются только мужчины):

  • ай-кабраль — полый бамбуковый ствол, 2 м длиной, в него дуют, кричат, воют;
  • мунки-ай — скорлупа кокоса, с двумя отверстиями, в одно дуют, другое затыкают;
  • халь-ай — труба из корня, аналогична предыдущим;
  • орлан-ай — ручка со шнурками с висящими на на них пустыми скорлупами орехов, встряхивают;
  • окам — барабан.

Самый крупный праздник у папуасов — синг-синг.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм. Дема — тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространен тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это — вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары — изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай, они называются телумы.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М.-1998.
  • С. А. Токарев. Религия в истории народов мира,М.-1976.
  • Н. Н. Миклухо-Маклай. Собр. сочинений в 6 томах. Том 4.

Папуас | это… Что такое Папуас?

Папуас

Папуасы — древнейшее население острова Новая Гвинея и некоторых районов Индонезии.

Основное население государства Папуа-Новая Гвинея. По антропологическому типу близки к меланезийцам, но отличаются от них по языку. Не все папуасские языки родственны между собой. Общенациональным языком папуасов в ПНГ является креольский язык ток-писин на английской основе. Большинство придерживается национальных верований. Сейчас распространено христианство; во всех деревнях есть церкви.

Содержание

  • 1 Область расселения
  • 2 Политическое положение
  • 3 Происхождение
  • 4 Быт и традиционные занятия
  • 5 Духовная культура
  • 6 Литература

Область расселения

Область расселения папуасов

Основная зона расселения папуасов — остров Новая Гвинея, восточная часть которого — самостоятельное государство Папуа — Новая Гвинея (включает архипелаг Бисмарка и о. Бугенвиль), а западная входит в состав Индонезии (Ириан-Джая). Частично живут на островах Алор, Тимор, Хальмахера (например, народ галела) и в Меланезии.

По разным данным народов и языков насчитывается от 300 до 800 по мнению разных специалистов, поскольку установление разницы между отдельным языком и диалектом представляет значительную проблему.

Некоторые мелкие племена насчитывают менее 100 человек. Крупнейшие народности (численность в тысячах): чимбу (250), энга (195), гимбу (142), медлпа (101), камано (64), хупи (90), экари (канауки) (100), ангал (55), умбу-унгу (47), вахги (66), кева (56), дани (дугул-дани), хванггона, асмат (61), бенабена (17), маринд-аним (8), абелам (10), насиоп (10), бонкин (10), буин (18). Общее население Папуа-Новой Гвинеи — 3,7 млн чел. (1986).

Политическое положение

С 1884 по 1920 год папуасы находились в колониальной зависимости от Германии (Земля императора Вильгельма). С 1920 года эта часть находилась под управлением Австралии. Юго-восточная часть с 1884 по 1888 год была протекторатом Великобритании, затем колонией, в 1905 году передана под управление Австралии. В 1949 году обе части переданы под опеку Австралии.

В 1975 году восточная часть (Папуа-Новая Гвинея) стала независимым государством.

Происхождение

Большинство ученых признают, что австралоидные народы заселяли в древности более обширный ареал и были постепенно вытеснены монголоидами. Считается, что Новая Гвинея заселена 20—25 тыс. лет назад. 5 тыс. лет назад в этот регион проникли меланезийские племена. По расовому типу эти две группы народов близки, но по языку и культуре — нет.

Быт и традиционные занятия

Основное занятие — ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные — охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры — кокос, банан, таро, ямс.

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров. 50 % населения заняты в натуральном хозяйстве.

Деревни папуасов — по 100—150 чел., бывают компактными и разбросанными. Иногда это — один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая продуктов на 1 день. Труд совместный.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра — общественный дом.

Орудия труда:

  • топор, изготовляется из агата, кремня или раковины тридакны;
  • донган — острая заточенная кость, ее носят на руке, заткнув за браслет, ей режут плоды;
  • бамбуковый нож, режет мясо, плоды, прочнее донгана.

Оружие:

  • хагда — метательное копье, 2 м, из твердого тяжелого дерева;
  • сервару — более легкое копье, с бамбуковым наконечником, который обычно ломается и остается в ране, украшено перьями и мехом;
  • араль — лук, 2 м длиной;
  • араль-ге — стрела, 1 м длиной, с деревянным наконечником;
  • палом — стрела с широким бамбуковым наконечником, более опасна;
  • саран — стрела на рыбу;
  • юр — метательное копье с несколькими остриями;
  • палицы и щиты.

Одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного, у женщин — в красную и чёрную полосу. Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун — маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают веревки, а из дерева бу-сель — якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употрбляются также свинина, мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы.

Продукты: мунки — кокосы, мога — бананы, деп — сахарный тростник, могар — бобы, кенгар — орехи, баум — саго, кеу — напиток типа кавы. Кроме этих есть ряд плодов, названия которых не имеют аналога в русском языке — аян, бау, дегароль, аусь. Все плоды, как правило, пекут или варят, в том числе и бананы. Плод хлебного дерева не в почете, но едят.

Духовная культура

Распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо.

Музыкальные инструменты (общее название — ай, также называются и праздники, куда допускаются только мужчины):

  • ай-кабраль — полый бамбуковый ствол, 2 м длиной, в него дуют, кричат, воют;
  • мунки-ай — скорлупа кокоса, с двумя отверстиями, в одно дуют, другое затыкают;
  • халь-ай — труба из корня, аналогична предыдущим;
  • орлан-ай — ручка со шнурками с висящими на на них пустыми скорлупами орехов, встряхивают;
  • окам — барабан.

Самый крупный праздник у папуасов — синг-синг.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм. Дема — тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространен тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это — вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары — изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай, они называются телумы.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М.-1998.
  • С. А. Токарев. Религия в истории народов мира,М.-1976.
  • Н. Н. Миклухо-Маклай. Собр. сочинений в 6 томах. Том 4.

Папуасы — Группа по правам меньшинств

Профиль

В Индонезии проживает около 2 миллионов папуасов (1 460 846 согласно переписи населения Индонезии 2000 г. ), в основном в западной части острова Новая Гвинея, в двух индонезийских провинциях Папуа Барат ( ранее Западный Ириан-Джая и переименованный в феврале 2007 года, хотя изменение названия все еще должно быть подтверждено постановлением правительства) и Папуа. Большинство из них являются христианами, по крайней мере номинально, поскольку многие продолжают анимистические практики, которые не признаются или не признаются индонезийскими властями в соответствии с их политикой Панчасилы. Поселившись здесь в результате серии миграционных волн, они составляют многочисленные группы, многие из которых довольно малы и представляют, возможно, более 200 различных папуасских языков. Большинство, хотя и не все, из них проживают в сельской местности, в основном в основном за счет натурального сельского хозяйства и частичного выращивания товарных культур.

Исторический контекст

Считается, что коренные папуасы населяли остров Папуа более 40 000 лет.

То, что западная часть Папуа является частью Индонезии, является случайностью колониальной истории. В 1828 году, чтобы отделить Голландскую Ост-Индию от владений Британской империи в южной части Тихого океана и не оставить каких-либо невостребованных территорий для потенциального интереса немцев, опоздавших к европейскому колониализму, голландцы провозгласили все, что западнее 141 градуса, Голландская территория. Часть острова, которая лежала к востоку от этой линии, Папуа-Новая Гвинея, в основном управлялась как австралийская колония от имени Британской империи.

Голландцы в основном игнорировали Западную Новую Гвинею до середины двадцатого века. Но во время борьбы Индонезии за независимость после Второй мировой войны Нидерланды отказались передать его индонезийцам напрямую, отчасти из-за его предполагаемых природных ресурсов, а отчасти потому, что голландцы предвидели необходимость убежища для своих сотрудников Внешних островов после обретения Индонезией независимости. . Под сильным давлением Джакарты при молчаливой поддержке США голландцы согласились передать Западный Ириан-Джая временной индонезийской администрации в 1919 г. 63, при условии, что Организации Объединенных Наций будет разрешено наблюдать за референдумом о независимости к 1969 году. широко считалось таким фарсом, что ООН только «приняла к сведению», а не «одобрила» результат. В годы до 1969 года все проявления папуасами сторонников независимости жестоко подавлялись индонезийскими военными, и 1025 «представителей», выбранных Индонезией и находившихся под военной охраной, проводили фактическое голосование. В 1967, за два года до «Акта о свободном выборе», правительство Индонезии подписало соглашение с американской компанией Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc. об открытии одного из крупнейших в мире карьеров. Срок действия соглашения, продленного в 1991 году, истекает в 2021 году.

С 1970-х годов, в основном в рамках программы правительства Индонезии transmigrasi , возможно, до 1 миллиона мигрантов с других островов Индонезии поселились в провинциях Папуа-Барат и Папуа. Тем более что разгон 9Программа 0017 transmigrasi 1980-х годов, именно эти индонезийские поселенцы и мигранты в основном занимают лучшие государственные должности и технические должности. Государственная политика эксплуатации ресурсов и развития всерьез началась в 1980-х годах с целью перераспределения земли и ресурсов от коренных папуасов.

Движение за свободное Папуа

Некоторые представители папуасского меньшинства с начала 1960-х годов выступали против индонезийского правления, несмотря на очевидные санкции ООН и Запада в отношении так называемого «Акта о свободном выборе». Многие присоединились к Движению за свободное Папуа (или OPM), которое в 1971 провозгласило Временное революционное правительство Западного Папуа. Подавляющая сила индонезийской армии гарантировала, что OPM не добилась каких-либо военных успехов, однако влияние программы transmigrasi и дискриминационное исключение этнических папуасов обеспечили продолжение поддержки повстанческой группы.

С 1970-х годов добыча полезных ископаемых приобрела большое значение, особенно на золотом и медном руднике горы Эртсберг корпорации Freeport. Новые шахты, открытые в 1990-е годы и минеральные продукты (включая нефть) составляли более 90 процентов стоимости всего экспорта из Западного Папуа. Немногое из этого дохода оставалось в провинции, и лишь немногие меланезийцы (менее 15 процентов на руднике Фрипорта) были заняты в горнодобывающей промышленности, на государственной службе или в коммерческом секторе.

С 1970-х годов OPM и другие члены папуасского меньшинства начали преследовать некоторые из этих горнодобывающих, лесозаготовительных работ или плантаций пальмового масла, которые, по их мнению, опустошали их земли и служили только индонезийским интересам. В 1977 Трубопровод Фрипорта к побережью был взорван. С тех пор неоднократно происходили вспышки насилия между OPM и индонезийской армией, которая также была нанята для защиты шахты Freeport. В этот период имели место пытки, внесудебные казни, бомбардировки папуасских деревень индонезийскими войсками и даже применение напалма.

Падение Сухарто в 1998 году и последовавшее за ним движение «Реформаси» породили надежды на радикальный отход от прежней индонезийской политики. В 2000 г. папуасы провели съезд с призывом к независимости: последовал бурный ответ со стороны индонезийских военных против сторонников независимости. Один из самых видных лидеров, выступавших за независимость в то время, Тейс Элуай, был убит индонезийским спецназом (КОПАССУС) в 2001 году. Однако в 2000 году Папуа получил «особый статус автономии», хотя реализация не оправдала ожиданий. . В 2001 году регион также был разделен на две отдельные провинции: Папуа и Ириан-Джая-Барат. Даже эта ограниченная автономия может оказаться слишком запоздалой, так как некоторые оценки численности населения показывают, что папуасы в настоящее время составляют менее 50 процентов населения обеих провинций.

Актуальные вопросы

В богатом природными ресурсами Западном Папуа власти продолжают подавлять, иногда жестоко, активистов коренных народов, мирно стремящихся к большей автономии или независимости. Многие папуасы утверждают, что центральному правительству не удалось децентрализовать весь спектр управленческих обязанностей в регионе, а предоставление основных услуг и прав, как было обещано, практически не улучшилось. В 2011 году правительство Индонезии объявило, что проведет всестороннюю оценку реализации особой автономии Папуа, но эти усилия не получили большого успеха.

Тысячи мирных активистов арестовывают на фоне регулярных сообщений о произвольных убийствах, изнасилованиях и насилии, совершаемых индонезийской армией и полицией. Движение за независимость Западного Папуа становится все более городским и образованным, применяя ненасильственные средства для продвижения своего дела, при этом растет число молодых людей, использующих социальные сети для кампании против индонезийской оккупации. Тем не менее, официальная реакция на эти действия по-прежнему характеризуется насилием. Это включало в себя убийство в декабре 2015 года четырех старшеклассников, когда военные и полиция открыли огонь по толпе протестующих в восточной провинции. Джокови подвергся резкой критике за неэффективную реакцию на инцидент.

В апреле 2016 года главный министр безопасности Лухут Бинсар Панджайтан объявил, что целевая группа, в состав которой входят Komnas HAM и национальная полиция, расследует одиннадцать громких случаев нарушения прав человека в провинциях. Эти случаи включали инциденты в Васиоре в 2001 г. и Вамене в 2003 г., когда военные и полицейские репрессии привели к гибели десятков гражданских лиц; расследования Komnas HAM уже пришли к выводу, что явные признаки преступлений против человечности были совершены с помощью полицейских пыток, но дело застопорилось в Генеральном прокуроре. Однако с момента объявления о создании целевой группы подробностей о том, как будут проходить расследования, не поступало, а местные правозащитные группы публично выражали свое недоверие к расследованию под руководством правительства, в частности потому, что его формирование не предусматривало консультаций с общественностью. .

Папуасы также по-прежнему крайне недопредставлены в экономическом и политическом плане. Земельные концессии на добычу полезных ископаемых и лесозаготовки и плантации были предоставлены без какой-либо компенсации или заботы о последствиях для окружающей среды и местных папуасских общин. В сочетании с развертыванием большого количества сил безопасности и военного персонала для продвижения этих событий последствия были разрушительными.

Обновлено в январе 2018 г.

Папуасы, живая летопись нашего происхождения

Что, если бы тайны происхождения человечества были сокрыты в ДНК папуасов? Проект «Папуасское прошлое» сочетает в себе археологический и геномный подходы, чтобы пролить свет на то, как человеческие популяции расселились и адаптировались в Папуа-Новой Гвинее за последние 50 тысячелетий.

«Вон там, если вы хотите вывезти каноэ или помыться в реке, лучше сделать это в середине дня, потому что после 18:00 они выходят. Вы можете увидеть десятки пар глаз, выходящих из воды». В данном случае «там» означает в Папуа-Новой Гвинее. А «они» относятся к… крокодилам. В июне и июле 2019 г., Франсуа-Ксавье Рико и его команда из лаборатории EDB1 провели две полевые миссии в этот дальний уголок земли в рамках проекта «Папуасское прошлое».

Их цель состоит в том, чтобы объединить генетические и археологические исследования в Папуа-Новой Гвинее, чтобы проникнуть в тайны части наших предков, самого раннего Homo sapiens , ступившего на землю Меланезии 65 000–50 000 лет назад. Климат тогда сильно отличался от современного. Земля уже находилась в ледниковом периоде десятки тысяч лет, в результате чего уровень моря был примерно на 100 метров ниже, чем сегодня. В то время индонезийские острова соединились, образовав длинную полосу земли, выступающую из остальной части Азии, образование, которое палеогеографы называют Зондским. Австралия, Папуа-Новая Гвинея и Тасмания представляли собой один гигантский остров, известный как Сахул, до которого можно было добраться из Зонды только через морские проливы шириной до 100 километров.

Карта Зонды и Сахула во время последнего оледенения, десятки тысяч лет назад, когда уровень моря был на 100 метров ниже. Проект «Папуасское прошлое» направлен на то, чтобы узнать больше о первых поселившихся здесь сахулийцах, предках папуасов и австралийских аборигенов.

Карта Зонды и Сахула во время последнего оледенения десятки тысяч лет назад, когда уровень моря был на 100 метров ниже. Проект «Папуасское прошлое» направлен на то, чтобы узнать больше о первых поселившихся здесь сахулийцах, предках папуасов и австралийских аборигенов.

Максимилиан Дёррбекер (Чумва) / CC BY-SA 3.0

Максимилиан Дёррбекер (Чумва) / CC BY-SA 3.0

Прослеживая предков-основателей

«Мы хотим знать, кто эти ранние «сахулианцы» (предки па пуаны и австралийские аборигены), высадившиеся в Сахуле и породившие одно из самых богатых в мире культурных и генетических различий, на самом деле были», — объясняет исследователь. «Мы особенно заинтересованы в обнаружении маршрутов, по которым они заселяли Сахул, и в какой период они прибыли, чтобы проследить последний исход современного человека из Африки». С папуасским прошлым ученые стремятся вписать новую и центральную часть в головоломку истории человечества.

А этого можно добиться только через папуасов. Прямые потомки первых меланезийцев Homo sapiens , папуасы сохранили в своих клетках больше, чем любой другой человек на планете, следы первого путешествия человечества на край света. Достигнув конца своей одиссеи, эти ранние меланезийцы, за немногими исключениями, уже никогда не покидали свою отдаленную землю. На протяжении веков, пока другие сапиенсы в Азии и Европе смешивались, стирая следы своих миграций, геном первых папуасов, такой же, как и у первых австралийских аборигенов, оставался практически нетронутым. Обладая уникальным генетическим наследием, включающим от 2 до 4% неандертальских и от 4 до 6% денисовских генов, папуасы представляют собой не что иное, как живую летопись нашего происхождения.

17 июня. В течение недели команда работала в районе Миддл-Сепик, пышной болотистой местности на северо-западе Папуа-Новой Гвинеи. Среди ученых Индианы Джонса, сопровождающих Франсуа-Ксавье Рико, есть его коллега Себастьян Плутняк, а также Мэтью Ливсли и Рубенсон Гегеу, оба из Университета Папуа-Новой Гвинеи. «После шестичасового путешествия на каноэ по Арафунди, притоку великой реки Сепик, — рассказывает руководитель группы, — мы дошли до деревни Авим под руководством Себи, нашего местного связного. Несмотря на то, что это был сухой сезон, проливной дождь сделал наш путь через джунгли чрезвычайно трудным. После дня катания на каноэ и походов нас встретили в Авиме ритмом «пения», захватывающего традиционного танца!»2

Пересечение одной из множества рек перед тем, как добраться до места исследования. Папуа-Новая Гвинея, провинция Сепик, округ Ангорам, территория Аувим.

Пересечение одной из множества рек перед тем, как добраться до места исследования. Папуа-Новая Гвинея, провинция Сепик, округ Ангорам, территория Аувим.

Ф.-Х. RICAUT при поддержке Национального географического общества

F.-X. RICAUT при поддержке Национального географического общества

За расследование первого сахульского Homo sapiens , команда планирует расшифровать экстраординарную, драгоценную ДНК папуасов. Цель этих полевых миссий — взять образцы популяций в разных местах по всему острову, собрав максимально возможное количество геномов. Эта генетическая карта должна позволить определить общий знаменатель: запись ДНК «предков-основателей».

Генетические мутации и молекулярные часы

Для выполнения своей миссии у исследователей есть «секретное оружие»: палеогенетика. Генетическая информация передается от одного поколения к другому, но не всегда в идентичной форме. Через равные промежутки времени появляются новые элементы, называемые мутациями, которые передаются потомкам. Ход этих мутаций служит своего рода часами, известными как молекулярные часы. Сравнивая количество мутаций между двумя последовательностями (участками) ДНК двух разных людей, исследователи могут определить, когда геномы этих людей расходились, таким образом определяя период, когда жил их общий предок.

«Сегодня у нас есть технические средства для анализа большого количества геномов, что было невозможно несколько лет назад, — говорит Франсуа-Ксавье Рико. «Секвенируя ДНК очень многих папуасов и австралийских аборигенов, мы можем, в некотором смысле, отправиться в прошлое». Благодаря своей генетической базе данных, единственной в мире для этого региона, исследователям уже удалось создать сценарий поселения людей. Их результаты показывают, что первые Homo sapiens ступили на землю Сахула от 65 000 до 50 000 лет назад. «Это согласуется с археологией», — радуется ученый. «Маджебебе в Австралии и Иване в Папуа-Новой Гвинее, двух старейших известных местах поселения людей, насчитывается около 65 000 и 49 лет.,000 лет соответственно. Но этот сценарий, конечно, нуждается в проверке».

Важно знать дату поселения людей в Сахуле, чтобы установить происхождение папуасов и австралийских аборигенов. Идя еще дальше, исследователи точно узнают, когда сюда прибыл сапиенс, и смогут установить, когда современный человек покинул Африку. «Мы думаем, что гоминины мигрировали со скоростью один километр в год», — говорит антрополог. «Если сапиенсы прибыли сюда между 65 000 и 50 000 лет назад, это означает, что они покинули Африку между 75 000 и 60 000 лет назад».

Заселение и рассредоточение

Научные авантюристы также находятся в Папуа-Новой Гвинее, чтобы ответить на вопрос, заданный сегодня многими палеонтологами в мире: откуда разумные люди впервые прибыли в Сахул? Они хотят проверить две гипотезы: первая состоит в том, что первобытный человек пришел с севера, через Сулавеси и полуостров Бердс-Хед в Новой Гвинее. Вторая гипотеза предполагает прибытие с юга через Тимор и континентальный шельф Австралии. И как рассеялось население в Сахуле? Через центральные горы или через Арафурскую равнину (ныне затопленную) на юг? (См. карту.) «Наш первый анализ показывает, что нынешнее население Папуа-Новой Гвинеи происходит в основном из поселений на юго-восточной стороне острова», — сообщает Франсуа-Ксавье Рико. Чтобы выяснить это, команда собрала образцы популяции Дару на юге Папуа-Новой Гвинеи, на берегу Арафурского моря, напротив Австралии. Действительно, геном этих мужчин и женщин очень близок к геному «предков-первопроходцев». Чтобы подтвердить этот сценарий, необходимы новые анализы, а это означает, что необходимо собрать больше образцов.

Франсуа-Ксавье Рико проводит обследование и берет образцы у добровольца в провинции Чимбу. Здесь он записывает объем легких, чтобы понять адаптацию к высоте.

Франсуа-Ксавье Рико проводит обследование и берет образцы у добровольца в провинции Чимбу. Здесь он записывает объем легких, чтобы понять адаптацию к высоте.

Ф.-Х. RICAUT при поддержке Национального географического общества

Ф.-Х. RICAUT при поддержке Национального географического общества

«После знакомства и обычных церемоний люди в целом с большим энтузиазмом отнеслись к нашей работе», — отмечает ученый. «Настолько, что во время этой кампании у нас закончилось оборудование для отбора проб, потому что было так много добровольцев! Мы собрали образцы с максимальной прозрачностью и человеческим вниманием. Ни в коем случае мы не стали бы плохо обращаться с папуасами «просто» ради науки. Мы хотим, чтобы они стали частью нашего исследования».

В течение семи дней он и его коллеги-исследователи бродили по региону Сепик, часами путешествуя по почти непроходимым джунглям и плавая на каноэ от деревни к деревне, собирая ДНК самых разных людей и сообществ. «Чем больше данных у нас будет, тем больше мы сможем сравнивать людей и, используя технику молекулярных часов, проследить родословную до предков-основателей и определить путь их расселения. Это разнообразие уже дало очень точную информацию о первых сапиенсах, достигших берегов Сахула. Мы думаем, что они включали как минимум шесть различных генетических групп и около 1500 особей».

Эти первые папуасы и их потомки создали необычайный комплекс культур. На протяжении тысячелетий в Новой Гвинее развивалось около 800 различных языков, что составляет 20% всех языков, на которых говорят на планете! Это замечательное разнообразие, без сомнения, возникло из необходимости. В этой изолированной части мира семьи предков-основателей столкнулись с риском кровного родства. Когда генетическое наследие группы истощается, ее люди становятся более восприимчивыми к болезням, и сообщество в конечном итоге вымирает. «Мы думаем, что во избежание инбридинга ранние папуасы организовались в небольшие региональные группы, отличавшиеся заметными культурными различиями», — объясняет Франсуа-Ксавье Рико.

Археология в поддержку генетики

25 июня смена обстановки. После остановки в Порт-Морсби, столице Папуа-Новой Гвинеи, группа покинула регион Сепик и направилась в Маним, деревню в горах. Покрытые густыми папоротниковыми лесами горы здесь поднимаются на высоту до 4500 метров.

Один из членов команды сфотографировал руки в негативе на скальной поверхности участка Пундинбунг в Восточной провинции Сепик.

Один из членов группы сфотографировал негативные изображения рук на скале на участке Пундинбунг в восточной провинции Сепик.

Ф.-Х. RICAUT при поддержке Национального географического общества

F.-X. RICAUT при поддержке Национального географического общества

Целью этого второго этапа экспедиции было подтверждение генетических данных с помощью археологии. Здесь, среди горных деревень, исследователи надеялись найти и другие древние поселения (помимо Иване и Маджебебе), которые в идеале располагались бы вдоль маршрута, на который вроде бы указывал их генетический анализ. «Свой базовый лагерь мы разбили возле скального приюта Маним, недалеко от одноименной реки, на высоте 1770 метров в долине Вуруп, — рассказывает антрополог. В этом районе местные жители разбили сады, где выращивают большое разнообразие местных фруктов и овощей, в том числе бананы, сахарный тростник, маракуйю, сладкий картофель, арахис, таро, авокадо. .. старейший сельскохозяйственный/садоводческий центр», — добавляет он. Городище Кук в нескольких километрах от Манима датируется 9 г. до н.э.,000 лет.

Помимо изучения этого убежища, исследователи обыскали Хайленд в поисках других мест поселений, чтобы получить представление об образе жизни первых меланезийцев. «В слоях некоторых укрытий были обнаружены остатки впечатляющей мегафауны, — продолжает ученый. «Это наводит нас на мысль, что когда сапиенсы прибыли в Сахул, они столкнулись с целой популяцией гигантских эндемичных животных, которых никогда раньше не видели: дипротодон, зигоматур, палорхест… Они, должно быть, подумали, что попали в другой мир! Кроме того, папуасская устная традиция в некоторых регионах наполнена историями о фантастических животных, вероятно, унаследованными от времен этих первопроходцев».

Исследуя самые последние слои в этих древних местах обитания, исследователи не обнаружили дальнейших следов этой мегафауны, несомненно, потому, что животные постепенно вымерли в течение тысячелетий после прибытия человека из-за антропогенного давления (охота, лесные пожары). и др.), а также изменения климата, вызванные оледенением ледникового периода. «Возможно, что, лишенные фауны, ранние меланезийцы больше обращались к растительным ресурсам», — говорит антрополог Рико. «На некоторых участках мы обнаружили следы инструментов для вырубки леса и заметили изменение пищевого комка, который стал состоять в основном из овощей. Ведь придуманная тогда овощная кухня до сих пор является неотъемлемой частью папуасской культуры!»

Первые меланезийцы, лишенные дикой природы, наверняка полагались на растительные ресурсы. Изобретенная ими в то время кулинария, состоящая только из овощей, до сих пор является неотъемлемой частью папуасской культуры.

Первые меланезийцы, лишенные дикой природы, наверняка полагались на растительные ресурсы. Изобретенная ими в то время кулинария, состоящая только из овощей, до сих пор является неотъемлемой частью папуасской культуры.

Ф.-Х. RICAUT при поддержке Национального географического общества

F.-X. RICAUT при поддержке Национального географического общества

ДНК говорит

4 июля. Перед возвращением во Францию ​​исследователь и его команда посетили Мельбурнский университет в Австралии. Некоторые образцы ДНК, собранные в полевых условиях, анализируются в Мельбурнской лаборатории интегративной геномики. Остальные изучаются в Тулузском университете, оснащенном оборудованием для секвенирования ДНК последнего поколения. «Благодаря папуасам мы постепенно прослеживаем приход первых сапиенсов в эту отдаленную часть мира», — говорит ученый. «Следующим шагом является более точное определение их маршрута, количества особей в самых ранних пионерских группах и точного генетического наследия, которое они сохранили от денисовцев, вида гоминидов, обнаруженного только в последние десять лет, населявших территорию. Земля одновременно с неандертальцами и сапиенсами. Первые меланезийцы скрещивались с ними на всем пути через Азию в Саул, а также, как показывают наши последние исследования, в самом Сахуле».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *