Что входит в дальний восток россии: Дальнему Востоку до 2025 года нужно 11,5 трлн рублей инвестиций

Содержание

Корпорация

Корпорация

О Дальнем Востоке

Дальний Восток России – это особое место. Близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону, логистические преимущества, обширные природные богатства и нетронутая природа дают уникальные возможности для создания и развития абсолютно разных бизнес-проектов.

В рамках действующей системы государственной поддержки инвестиционных проектов сегодня на Дальнем Востоке делается все возможное, чтобы предприниматели могли комфортно работать и пользоваться необходимой транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурой. В ежедневном режиме идет сопровождение деятельности резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. В регионах Дальневосточного федерального округа созданы и продолжают создаваться дочерние общества Корпорации развития Дальнего Востока. Активно ведется работа по расширению перечня оказываемых инвесторам услуг, разработке и внедрению новых механизмов поддержки бизнеса.

Административное деление

В Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации входит одиннадцать субъектов:

  • Приморский край
  • Хабаровский край
  • Камчатский край
  • Республика Саха (Якутия)
  • Амурская область
  • Магаданская область
  • Сахалинская область
  • Еврейская автономная область
  • Чукотский автономный округ
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край

Общая площадь Дальнего Востока равна 6,9 млн квадратных километров и занимает 41% площади России. При этом население региона составляет 8,2 млн человек, это около 5,6% от всего населения России. Административным центром Дальнего Востока является Владивосток.

С российским Дальним Востоком исторически и культурно связаны Китай, Япония, Монголия, Республика Корея и КНДР.

Экономика

Развитие Дальнего Востока является национальным приоритетом на весь XXI век. Сегодня в регионе активно создаются необходимые условия для запуска новых производств и привлечения инвесторов. На территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток реализуется все больше проектов в сферах судостроения, логистики, рыбоперерабатывающей и портовой деятельности, сельского хозяйства, туризма и отдыха.

Комплексное сопровождение резидентов ТОР и СПВ по принципу «единого окна» выполняет АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», деятельность которой нацелена на обеспечение ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока. Развитие бизнеса и создание новых рабочих мест способствует привлечению в регион жителей других регионов Российской Федерации и зарубежных стран.

Конкурентные преимущества

Благодаря выгодному экономико-географическому расположению Дальний Восток России имеет особое значение в отношениях России и стран АТР. В регионе, являющемся важной частью транспортного коридора между Азией и Европой, расположено 29 морских портов, через его территорию проходят крупнейшие железнодорожные магистрали. На Дальнем Востоке находятся крупнейшие месторождения алмазов, нефти и газа, золота, угля, полиметаллов мирового значения. Наличие перечисленных ресурсов образует мощнейшую базу для организации новых масштабных производств и проектов.

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, управляя территориями опережающего развития и свободного порта Владивосток, реализует конкурентные преимущества региона и создает инструменты и условия для комфортного ведения бизнеса.

Конкурентные преимущества:

  • Выгодная логистика
  • Туристический потенциал
  • Близость глобального рынка стран АТР
  • Налоговые и административные преференции режимов ТОР и СПВ
  • Инфраструктурная поддержка и институциональная система реализации инвестиционных проектов

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока», 2021

География и климат | Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье»

Как самое восточное тихоокеанское плечо России Дальний Восток и Забайкалье занимают более 40% территории страны, раскинувшись на 4,5 тысячи км с запада на восток и на 3,5 тысячи км с севера на юг, от Байкала до Берингова пролива и от побережья Северного Ледовитого океана до Японского моря.


Основная часть дальневосточных и забайкальских земель, более 80%, относится к зоне с преобладанием отрицательных температур, с вечной мерзлотой и суровыми условиями жизни. Природа здесь хрупка, легко разрушаема и восстанавливается десятилетиями. Огромные пространства Дальнего Востока и Забайкалья остаются малолюдными, а населенные пункты нередко находятся на расстоянии нескольких сот километров друг от друга.

Общее население Дальнего Востока и Забайкалья с преобладанием городского населения на начало 2011 года составило около 8, млн. человек.

К географическим особенностям Дальнего Востока и Забайкалья относится преобладание гористой местности и резко континентального климата с большим перепадом температур. Так, в Восточной части республики Саха (Якутия), в районе Оймякона, температуры января достигают –65-69 градусов Цельсия. А летняя жара в Приамурье может достигать 35-40 градусов.

С огромной протяженностью территории Дальнего Востока и Забайкалья связано и наличие здесь нескольких широтных зон: арктической пустыни, тундры, лесотундры степной и лесной. С самой широкой палитрой растительности – от северных мхов и ягеля на севере до лиан винограда в Уссурийской тайге и бамбука на Южных Курильских островах.

Особенностью северных районов стало широкое распространение вечной мерзлоты. Севернее Якутска имеет характер сплошного покрова с мощностью мерзлого грунта в сотни метров.

Дальний Восток имеет самую большую в России протяженность морского побережья. Омываемый водами двух океанов, Северного Ледовитого и Тихого, он включает в себя более 9000 км морской границы страны. Из них 5400 км приходится на северные моря и 3500 км на тихоокеанский участок.

К природным шедеврам мирового значения на Дальнем Востоке и в Забайкалье относятся озеро Байкал, величайший на планете естественный резервуар чистейшей пресной воды. Реки Амур и Лена – в числе наиболее крупных рек мира. Мировую ценность составляют неповторимые хвойно-широколиственные леса муссонной области Приморья и Южного Приамурья, где корейский кедр и цельнолистная пихта сочетаются с монгольским дубом, маньчжурским кленом, амурским бархатом и другими редкими породами.

Здесь обитают уссурийский тигр, енотовидная собака, пятнистый олень и многие южные птицы. В морях встречаются тюлени, сивучи, белухи, моржи, котики, киты. На севере – белые медведи и олени.

Дальневосточный земельный фонд обширен, но пахотные угодья составляют всего 2% территории. Наиболее значительные площади приходятся на таежную зону: леса занимают более 40% территории.

Общая площадь Дальнего Востока и Забайкалья составляет около 7 млн. кв. км. Здесь расположены самый крупный в России полуостров — Камчатка (472,3 тыс. кв. км), крупнейший остров страны — Сахалин (76,4 тыс. кв. км), архипелаг с наибольшим числом островов — Курилы и многие другие архипелаги и острова.

Большая часть Дальнего Востока и Забайкалья (около 75% территории) занята плоскогорьями и невысокими нагорьями (до 1000-2000 м). На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы, плоскогорья, горные цепи и хребты. Самые крупные горные образования – хребты Сихотэ-Алинь, Буреинский, Верхоянский, Становой, Джугджурский, Корякский, а также Чукотское и Алданское нагорья. На Камчатке насчитывается 160 вулканов, из которых 28 относится к разряду действующих, много гейзеров. Камчатка и Курилы входят в сейсмический пояс. Именно на Камчатке находится один из крупнейших действующих вулканов мира – Ключевская сопка (4750 м). Равнины и низменности занимают лишь сравнительно небольшие площади (около 25% территории), в основном по речным долинам, и именно в этих районах сосредоточена основная хозяйственная жизнь региона. Главные равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская, Приханкайская, Центрально-Якутская.

Велико разнообразие почв, соответствующее типам растительных зон: в тундре – тундровые глеевые, болотно-торфяные, в лесотундре – болотистые, подзолисто-торфянистые, в тайге – подзолистые, болотные торфяные, торфяно-глеевые, в южных зонах – бурые и буро-таежные, лугово-черноземовидные почвы.

Основная масса внутренних водных ресурсов принадлежит бассейнам двух крупнейших рек – Лены (притоки Вилюй, Алдан, Витим, Олекма и др.) и Амура (Зея, Уссури, Амгунь и др. ). Самостоятельные бассейны имеют реки Селенга, Оленек, Колыма, Индигирка, Алазея, Анадырь, Анабар, Яна, Камчатка, Пенжина. Гидрографическая сеть Дальнего Востока и Забайкалья включает много сравнительно мелких озер (около 300 из них занимают площадь более 2 кв. км). Крупнейшим из них является озеро Ханка (4 тыс. кв. км).

Транспорт и порты | Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье»

Транспортный фактор в связи с переходом экономики России на принципы рыночной организации хозяйства, распределения ресурсов и ценообразования превратился в один из основных факторов, определяющих как положительные так и отрицательные стимулы для регионального развития.

С одной стороны, повышенные не компенсируемые бюджетом затраты на транспортировку готовой продукции, сырья и полуфабрикатов из\в европейские районы России и страны СНГ (которые до 1992 года являлись основными поставщиками и потребителями для дальневосточных и забайкальских экономических агентов) обусловливают не конкурентоспособность региональных производителей на внутреннем российском рынке. Однако с другой стороны, возможность выхода на внешние рынки стран АТР и СВА обусловливают преимущество дальневосточных и забайкальских производителей по сравнению с их европейскими конкурентами. Важнейшей проблемой в этом контексте является создание условий для сохранения экономических связей региона с внутренним рынком России при максимальном использовании преимуществ международного разделения труда.

Занимая 40% территории России, регион имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Дальнего Востока и Забайкалья составляет всего лишь 13,8% от эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, соответственно протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием-9,5% и протяженность внутренних судоходных путей-28,7%. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс.км.кв на Дальнем Востоке РФ в 3,6 раза, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,6 раза меньше, чем в среднем по стране.  

Если до 1990 года транспортная система Дальнего Востока и Забайкалья характеризовалась большим дефицитом мощностей, то в настоящее время она работает менее чем в полсилы. Общие отправки грузов на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте снизились в 90-е годы почти в 2,4 раза. В 2000-2001г.г. спад прекратился, но общий уровень загрузки транспорта остается крайне низким. В сфере работы транспорта и его обслуживания занято около 11% трудоспособного населения региона, а в таких районах, как Приморский край и Камчатская область- до 25%. По сравнению с центральными и южными регионами работа всех видов транспорта на Дальнем Востоке носит сезонный характер. Наибольший объем перевозок приходится на летне-осенний период (с мая по октябрь), когда осуществляется завоз грузов в районы крайнего севера с ограниченным сроком навигации. Однако за период 1992-1997 гг. сезонность перевозок на Дальнем Востоке относительно стабилизировалась из-за сокращения завоза грузов в районы крайнего севера и увеличения экспортного грузопотока в зимний период в страны АТР.  

Другой особенностью транспорта Дальнего Востока является значительное преобладание транзитных перевозок грузов из других регионов — Сибири, Урала, центральной части России и стран СНГ- по сравнению с местными перевозками грузов в пределах самого региона. Например в структуре перевозок железнодорожного транспорта в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, а также на морском транспорте Дальнего Востока местные (включая экспортно-импортные) перевозки составляют не более 25%. Остальные 75% приходятся на транзитные перевозки из других регионов России, стран СНГ и межконтинентальный транзит стран АТР и Западной Европы. На морском транспорте общий объем перевозок сократился в основном из-за потери каботажного грузопотока в районы крайнего севера, а также значительного сокращения импортного грузопотока зерна, металлоизделий и контейнерных грузов межконтинентального транзита.

Железнодорожный транспорт

Транссиб как основное звено транспорта Дальнего Востока и Забайкалья до недавнего времени являлся самой грузонапряженной железной дорогой не только в стране, но и в мире. В 80-х годах перспективы развития железнодорожного транспорта и освоения новых территорий на востоке страны связывали с вводом в строй БАМа (северного широтного хода). Предполагалось, что это позволит, во первых разгрузить южный широтный ход Транссиба, во вторых существенно сократить расстояние перевозки грузов на Дальний Восток и обратно. 

В совокупности железные дороги Дальнего Востока и Забайкалья (включая островную Сахалинскую железную дорогу) могут обеспечить перевозку грузов до 100 млн.т. в год, из которых более 50% составляют экспортно-импортные перевозки. ДВЖД дает выход грузам к крупным морским портам Ванино, Находка, Находка-Восточная, Владивосток, Посьет, Зарубино, а также трем пограничным железнодорожным пунктам пропуска с КНДР и Китаем Хасан-Туманган, Гродеково-Суйфэньхэ и Махалино-Хуньчунь. Забайкальская железная дорога имеет два железнодорожных перехода в Монголию и один в КНР (Забайкальск-Дружба).

В 90-е годы уменьшилось использование пропускной и перерабатывающей способности элементов железнодорожной сети при общем ухудшении ее технического состояния и увеличении износа, в частности значительном старении подвижного состава. Сократились собственные технические возможности для технического развития и переоснащения. 

Ввод в эксплуатацию БАМа не принес существенных ожидаемых результатов в транспортном обслуживании региона. Отвлекая ежегодно значительную часть капиталовложений в сооружение верхнего строения пути, эта дорога загружена в настоящее время только локально на отдельных участках и пока лишь на 15-17% из-за отсутствия транзитного потока. 

Дальнейшее развитие железнодорожной транспортной сети связано с привлечением значительных инвестиций в создание и техническое совершенствование инфраструктурных объектов, переходом от широтной к меридиональной схеме транспортного освоения территории Дальнего Востока. К таким объектам относится строительство железнодорожного пути к Эльгинскому месторождению угля, железнодорожная линия Беркакит-Томмот-Якутск, вторая очередь мостового перехода через р. Амур в городе Хабаровске, строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Амур в г. Благовещенске, завершение электрификации железнодорожного пути ДВЖД и Зап.СибЖД. 

Морской транспорт. Порты

На протяжении 5,6 тыс.миль дальневосточного побережья — от Посьета до Тикси — расположены 32 морских порта, включая 22 торговых, 10 рыбных, а также около 300 небольших портов, портовых пунктов и гаваней, имеющих локальное значение. Их доля в общем грузообороте российских портов составляет порядка 35%, причем основной процент дают сухогрузы. В 26 относительно крупных портах имеется 121 перегрузочный комплекс для приема и обработки грузового транспортного флота общей длинной 20 км. Технический уровень дальневосточных морских портов не отвечает современным требованиям. Всего 19% общей длинны причального фронта этих портов представляют собой специализированные причалы и лишь 23% из них имеют глубины более 11 метров. Даже наиболее современный них порт Восточный с глубинами контейнерных комплексов в 13 метров — не может принимать суда-контейнеровозы третьего поколения, работающие на транстихоокеанских контейнерных линиях.

В настоящее время морским транспортом Дальнего Востока выполняется 85% экспортных и 45% импортных грузовых перевозок, железнодорожным (соответственно) — 13% и 45%, речным — 2% и 5%.

Существующие перегрузочные мощности южных материковых портов и пропускная способность железнодорожных подходов к ним позволяют переработать не более 35 млн. тн., что настоятельно требует развития соответствующих транспортных систем.

В числе первоочередных задач региона по развитию морского транспорта стоят: реконструкция причалов морского порта Певек, развитие порта Восточный для перевалки экспортно-импортных грузов, единая автоматизированная система управления движением судов в заливе Петра Великого, реконструкция портов Находка и Владивосток, нефтеналивной терминал в пос. Де-Кастри, угольный терминал бухта Мучка пос. Ванино, приобретение транспортного флота, строительство новых причалов в Петропавловске — Камчатском, Анадырском порту и в порту Провидения.

В целом, для того, чтобы в дальнейшем обеспечить рентабельную работу Дальневосточного флота необходимо его обновление на80%, что даст снижение среднего возраста судов до 10 лет. Решение этой проблемы во многом зависит от правительственной позиции и финансовой поддержки федерального бюджета вопросов строительства флота.

Речной транспорт

На Дальнем Востоке и в Забайкалье внутренний водный транспорт используется главным образом в бассейнах рек Амур и Лена. В состав речного транспорта на Дальнем Востоке входят две крупные судоходные компании — Амурское и Ленское пароходства, речные порты, судоремонтные и судостроительные верфи, а также ряд мелких агентских компаний.

Амурское речное пароходство эксплуатирует свой флот в бассейне реки Амур и его притоков, Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Читинской областях. Кроме этого суда смешанного типа круглогодично используются на перевозках внешнеторговых грузов и грузов иностранных фрахтователей. Эти суда осуществляют в основном трамповые перевозки на порты Японии, Китая и Республики Корея. 

В Амурском бассейне сосредоточены наиболее крупные порты — Хабаровск, Комсомольск на Амуре, Благовещенск, Свободный, Поярково, которые имеют механизированные причалы и железнодорожные подходы к ним. Общая протяженность судоходных путей в Амурском бассейне составляет около 5 тыс. км.

В бассейне реки Лена судоходные пути составляют около 2 тыс. км с ограниченным периодом навигации до 130 дней. Самыми крупными портами в этом бассейне являются Осетрово, Якутск, Киренск, Олекминск, Хандыга, Нижнеянск, Белогорск, Зырянка. 

Ленское речное пароходство обеспечивает в основном перевозки грузов снабжения из транзитного порта перевалки Осетрово, который имеет железнодорожные подходы, в порт -пункты бассейна реки Лена на территории Республики Саха(Якутия), Иркутской области и на малых реках в Хабаровском крае. В Ленском бассейне главной проблемой является перенос базового порта в г. Якутск (после сооружения Амуро-Якутской железной дороги) и поддержание глубин на верхней Лене. 

Автомобильный транспорт

Показатели обеспеченности Дальнего Востока и Забайкалья автодорогами с твердым покрытием значительно ниже, чем в европейской части страны. Главные для регионов дороги федерального значения: еще не законченная «Амур»(Чита — Хабаровск с мостовым переходом через реку Амур), «Уссури»(Хабаровск — Владивосток), «Восток»(Хабаровск — Находка), Лидога — Ванино, Якутск — Вилюйск — Мирный, автодорога «Колыма», «Лена», Улан — Удэ — Кяхта, Чита — Забайкальск, мостовой переход через Амур в г. Благовещенске.

В целом по Дальнему Востоку перевозки грузов автотранспортом общего пользования составляют около 30% от общего объема перевозок всеми видами транспорта, однако в северо-восточных районах, где нет железнодорожного транспорта, автомобильный транспорт выполняет наибольший объем перевозочной работы по сравнению с другими видами транспорта. Например, в Камчатской области до 85% перевозок осуществляется автотранспортом, в Магаданской области и на Чукотке — около 70%, в Якутии — около 40%. Естественно, пассажирские перевозки автобусами в этих районах также являются доминирующими по отношению к другим видам транспорта.

Воздушный транспорт

В связи со слабо развитой наземной дорожной сетью и значительной удаленностью районов Дальнего Востока от центральной части России авиационный транспорт выполняет исключительно важную роль в социально-экономической жизнедеятельности региона.

Всего на Дальнем Востоке имеется порядка 400 аэропортов и посадочных площадок. Все административные центры краев и областей имеют крупные аэропорты с искусственным покрытием взлётно-посадочных полос, способные принимать все типы отечественных и зарубежных авиалайнеров. Аэропортами республиканского значения являются также Комсомольск на Амуре, Анадырь, Мыс Шмидта, Чульман, Тикси, Оха и другие, всего около 30 аэропортов. Однако большая часть других аэропортов имеет только грунтовые взлетно-посадочные полосы и ограниченный период навигации.

Территории регионов пересекают несколько международных трансконтинентальных авиатрасс, связывающих Северную Америку со странами Азии и Японию с Европой.

Наиболее узкими звеньями воздушного транспорта региона является эксплуатация морально и физически устаревшего самолётно-вертолетного парка (степень износа — около 80%), неразвитость аэропортовых сооружений и систем управления воздушным движением.

Перспективные планы регионов предусматривают реконструкцию аэропортов в Якутске, Артеме, Хабаровске, Благовещенске, Петропавловске — Камчатском, пос. Палана, Южно-Сахалинске, Улан — Удэ и Чите. Вводится автоматизированная система управления воздушным движением в г.Хабаровске и цех бортпитания в г.Чите. В Якутии завершается строительство аэропорта в г.Нерюнгри и планируется покупка вертолетов «Ансат» и самолетов «АН — 140». В Хабаровском крае реконструируется взлетно-посадочная полоса в г.Николаевске-на-Амуре, ведется обновление парка воздушных судов с использованием финансового лизинга самолетов ТУ-214. В Амурской области продолжается модернизация радиолокационного оборудования местных аэропортов Зея, Архара, Магдагачи, Свободный.

Реконструируется аэропорт г.Магадан. Сахалинская область предусматривает в ближайших планах развитие аэропортов Зональное и Оха. Читинская область ведет строительство международного аэровокзала в пос. Забайкальск и пополняет современными летательными аппаратами парк малой авиации.

Дальний Восток России

Дальний Восток занимает самую восточную часть России, включая острова Новосибирские, Курильские, Сахалин. Это самый большой район России, площадь — 6,2 млн. км2.

Состав: 10 субъектов федерации — Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Приморский, Хабаровские края, республика Якутия (Саха), Европейская автономная область, Чукотский и Корякский АО.

ЭГП своеобразное. Дальний Восток очень удалён от основных экономических районов страны, связь с ними затруднена из-за плохой транспортной обеспеченности. С другой стороны район имеет широкий выход к морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, морскую границу с США и Японией, сухопутную — с Китаем и Кореей, то есть выгодное внешнеторговое положение, являясь связующим звеном между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Природные условия суровые. Рельеф преимущественно горный. Камчатка и Курильские острова — район землетрясений и вулканизма. На большей территории господствует суровый резко-континентальный климат. В Якутии находится полюс холода северного полушария. Почти вся территория расположена в области вечной мерзлоты. В южной части климат более мягкий — муссонный, но с тайфунами, наводнениями и цунами. С севера на юг сменяют друг друга природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная зона. В горах ярко выражена высотная поясность.

По количеству осадков резко выделяются Камчатка, Сахалин и Приморье: здесь местами выпадает рекордное количество снега (2 — 4 м.). Реки района относятся к крупнейшим а стране по протяженности, водности, величине гидроэнергопотенциала — Лена, Амур, Индигирка. Колыма.

Население многонациональное, малочисленное, средняя плотность чуть более 1 чел/км2. Как и в других восточных регионах, население сосредоточено в благоприятной южной части вдоль Транссибирской магистрали. Уровень урбанизации — 76%, один из самых высоких в России.

Национальный состав населения очень пестрый, но повсеместно преобладают русские. Их доля достигает 88%, около 7% составляют украинцы. Здесь также проживают корейцы, белорусы, евреи. В последние годы значителен приток китайцев. Коренные народы представлены якутами (380 тыс. чел.), на севере живут долганы, эвенки и эвены, северо-восток занимают чукчи, эскимосы, на островах — алеуты, на Камчатке — коряки и ительмены, в бассейне Амура и к востоку от него — нанайцы, ульчи, орочи, сроки, удэгейцы, нивхи. Численность каждого народа не превышает 10 тыс. чел. (эвенки — 24 тыс. чел.). Сложные условия проживания определили преобладание городского населения над сельским, в среднем по району — 76%.

Крупные города: Хабаровск, Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.

Природные ресурсы и хозяйство. По разнообразию полезных ископаемых Дальневосточный район заметно выделяется в стране, но многие месторождения слабо изучены или еще требуют больших геологических работ. Здесь имеются руды цветных и черных металлов (золото, олово, свинец, цинк, вольфрам, сурьма, редкие металлы, железо, марганец), алмазы. Значительны запасы угля, нефти, газа, слюды-флогопита, плавикового шпата. Почти не используются гидроэнергоресурсы рек. Уникален район по запасам и разнообразию биологических ресурсов. Здесь многие ресурсы осваивались выборочно, по преимуществу те, которые имеют особое значение для экономики страны, например золото, алмазы, или же те, освоение которых обусловлено потребностями внешнего (восточного) рынка, например каменный уголь.

Отрасли специализации:

Горнодобывающая. В районе имеется более 70 видов полезных ископаемых, в том числе 90% вольфрама России, 80% олова, 98% алмазов, 70% золота, а так же железные и полиметаллические руды. На Сахалине находятся богатые месторождения нефти и газа. Качественней уголь добывается с Южно-Якутском и Ленском бассейнах.
Цветная металлургия развита в Приморье и Хабаровском крае. Комбинаты по выплавке олова, свинца, цинка расположены в Дальнегорске, Хрустальнинске.
Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность сосредоточена на юге района, здесь имеются богатые лесные ресурс, в том числе ценные широколиственные породы (Благовещенск, Лесозаводск, Хабаровск).
Рыбная промышленность. На дальневосточные моря приходится более 60% рыбной продукции и морепродуктов стран (лососевых рыб, крабов, креветок, кальмаров и др.). Центры: Сахалин, Приморье, Камчатка.
Огромен гидропотенциал рек — Лены, Амура, Зеи, Буреи, Уссури большая роль в хозяйстве района принадлежит портам — Владивостоку, Находке, Ванино и др.

Создаётся крупный Южно-Якутский ТПК (руда, апатиты, уголь, лес, цветная металлургия, энергетика). В настоящее время в Европейскую часть с Дальнего Востока поступает только наиболее ценная продукция — цветные металлы и морепродукты, остальная часть экспортируется в Японию и другие страны.

Агропромышленный комплекс. Общегосударственное значение имеют несколько отраслей: выращивание сои (Зейско-Буреинская равнина и частично Среднеамурская низменность), оленеводство на севере района, а в Хабаровском и Приморском краях пантовое оленеводство. Зерновое хозяйство развито в Амурской области (Зейско-Буреинская равнина), рисоводство в Приморском крае (Приханкайская низменность).

Важнейшее значение для страны и Дальнего Востока имеет транспорт. Здесь многие территории могли бы получить дополнительное развитие, если бы имели хорошую транспортную доступность. Большое значение для обеспечения северных районов имеет Северный морской путь и реки, впадающие в Северный Ледовитый океан. По югу района проходят основные автомобильные дороги (строится главная автотрасса Москва — Владивосток) и железные дороги — Байкало-Амурская магистраль с ответвлением на Томмот (строится на Якутск) и паромной переправой из порта Ванино на Сахалин и Транссибирская магистраль. Крупнейшие порты района — Владивосток. Находка (с портом Восточный), Хабаровск.

В целом, хозяйство Дальнего Востока находится на стадии формирования. В перспективе необходимо создание отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения, развитие энергетики, транспорта, инфраструктуры.