Чуфут-Кале: легенды крымского поднебесья — РИА Новости, 12.03.2014
https://ria.ru/20140312/999138501.html
Чуфут-Кале: легенды крымского поднебесья
Чуфут-Кале: легенды крымского поднебесья — РИА Новости, 12.03.2014
Чуфут-Кале: легенды крымского поднебесья
В Крыму есть несколько пещерных городов, но более-менее сносно сохранившийся Чуфут-Кале пользуется особой популярностью. Сама природа создала эту естественную скалу-крепость, а людям осталось лишь приложить некоторые усилия, чтобы сделать ее абсолютно неприступной.
2014-03-12T12:56
2014-03-12T12:56
2014-03-12T12:56
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/999138501.jpg?7754535961394614590
республика крым
украина
весь мир
европа
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
2014
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
маршруты — туризм, республика крым
Туризм, Маршруты — Туризм, Республика Крым, Украина, Весь мир, Европа
Крым будто создан для отдыха, но мало кто согласится ограничить свои каникулы банальным пляжным времяпрепровождением — на полуостров едут прежде всего за новыми впечатлениями. Путешественников манят вековые буковые леса, великолепные аристократические дворцы, затерянные в скалах морские бухты, таинственные мертвые города, величественные каньоны и многое другое. Долгая история Крыма на редкость богата яркими событиями — нынешняя ситуация на полуострове, пожалуй, лишнее тому подтверждение. Но мы перевернем пока лишь одну из страниц этой увлекательной летописи и взглянем через столетия на средневековый город-крепость Чуфут-Кале.
Обитель в скалах
Отправляясь в Чуфут-Кале, вы совмещаете сразу две экскурсии — в действующий Свято-Успенский мужской монастырь и непосредственно в Мертвый город. Дорога в поднебесье начинается от старого бахчисарайского предместья Салачик. С правой стороны путь ограничен отвесными скалами, а с левой — внушительным каньоном. На другой стороне этого каменного оврага сквозь негустые кустарники просматриваются зияющие отверстия пещерных келий, которые вырубили ревностные служители Господа на высоте, достойной птичьего полета, ибо велико было их стремление оказаться ближе к Богу и дальше от суеты мирской. Тут начинаются земли старинного Успенского мужского монастыря.
Примерно через полкилометра путники прибывают на главную площадь обители. Здесь стоит дом со звонницей, где живет настоятель, и небольшая часовня над святым источником. Правда, сам источник теперь вытекает из стены на краю обрыва, прямо под площадью. Широкая лестница ведет в древнюю Успенскую церковь, полностью вырубленную в массиве скалы. Убранство храма успокаивает посетителей своей аскетичностью, белый камень стен еще хранит следы первоначальной обработки. Дневной свет проникает в помещение через проемы окон, ориентированных на Майрам-дере («Ущелье Марии»).
Прыжок навстречу заходящему Солнцу: бейсджампинг в Крыму
NaN , NaN:NaN
Ученые до сих пор выдвигают различные версии относительно возникновения обители на Успенской горе. Не вдаваясь в научные споры, приведем лишь наиболее вероятную гипотезу. К VIII-IX векам богатство и влияние византийского духовенства настолько усилилось, что приняло буквально угрожающие масштабы. После очередной переписи населения Византии выяснилось, что чуть ли не треть мужского населения страны подались в монахи, что послужило тревожным звонком для светских властей страны. Сначала император Лев III (717-741 годы правления), а затем его преемник Константин V (741-775 годы правления) развернули открытое преследование духовенства и монахов. Репрессии велись под предлогом борьбы с иконопочитанием — по всей Византийской империи разрушались церкви, стены коих были украшены фресками, уничтожались ценнейшие произведения культового искусства, изымались в пользу государства монастырские земли.
Монахи были вынуждены бежать подальше от императорского гнева, кое-кто добрался и до Крыма. Практически в одно время в горных районах полуострова стали возникать многочисленные монастыри — Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие, но после вторжения татар в XIII веке многие из них прекратили свое существование. Успенский монастырь сохранился, а позже, уже при турках в XV веке, стал центром православия в Крыму и резиденцией митрополита.
В народе ходит совсем другая легенда о чудесном возникновении монастыря. Согласно ей в лихие времена в долине Майрам-дере завелся страшный змий, людей и скот пожирающий. Стали люди молить Богородицу, чтобы она отвела от них исчадие ада, и немало в том преуспели. В ночь на Успение Богородицы (28 августа по новому стилю) прямо на скале появилась чудотворная икона, а перед ней — горящая свеча. Хотели было перенести святыню в дом местного князя, но на другую ночь лик Богородицы опять взирал на долину с прежнего места. Не стали более трогать икону, но прорубили к ней лестницу в скале, потом выдолбили храм, вокруг которого позже возник монастырь, окрещенный в честь Успения Девы Марии.
Немало именитых почитателей побывало у чудотворной иконы Богоматери, причем уважали эту святыню и мусульмане. Сам основатель династии Гиреев просил у Пресвятой Богородицы помощи перед очередным военным походом, за что обещал ей щедрое приношение. Обещание свое он выполнил: продал двух своих самых лучших коней, а на вырученные деньги накупил воску столько, что свечей хватило на целый год. Сам ставил и детям своим завещал.
Исторически подтверждено, что покровительство Успенскому монастырю оказывали русские государи — Федор Иоаннович, Борис Годунов, Екатерина II. А император Александр I лично посетил пещерный храм и поставил свечу на том месте, где, по преданию, явилась миру легендарная икона Богородицы.
«По главной улице с оркестром»
Посещение Успенского монастыря вызывает большой интерес у путешественников, но все же главной целью этого нелегкого пешего маршрута остается Чуфут-Кале. Если приводить крымскую статистику, то это место по количеству туристов можно сравнить с ялтинским «Ласточкиным гнездом» и с ханским дворцом в Бахчисарае. На полуострове есть несколько пещерных городов, но более-менее сносно сохранившийся Чуфут-Кале пользуется особой популярностью. Сама природа создала эту естественную скалу-крепость, а людям осталось лишь приложить некоторые усилия, чтобы сделать ее абсолютно неприступной.
Пещерный монастырь Шулдан в Крыму
NaN , NaN:NaN
В заключениях исследователей, как всегда, нет единодушия относительно датировки основания крепости: одни утверждают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.
В районе современного Чуфут-Кале с первых веков нашей эры обитало достаточно представительное ираноязычное племя сармато-аланов (асов), которых традиционно характеризуют как ближайших сородичей скифов. Аланы симпатизировали христианам, поэтому добровольно взяли на себя роль защитников Таврического Херсонеса (полуострова Крым) от непрошеных гостей со стороны северо-востока.
История не сохранила имени первой поднебесной крепости, но, судя по многочисленным летописям, она тогда называлась Фуллы. Во времена хазарского господства в Крыму (VIII-IX века) город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей», что весьма подходило крупному, хорошо укрепленному населенному пункту.
Матера — столица пещерного строительстваNaN , NaN:NaN
В конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынские татары под предводительством эмира Ногая, но взять высокогорную крепость штурмом им не удалось. Пришлось идти на хитрость. Сохранилась легенда, которая гласит, что эмир повелел своим людям собрать по окрестным поселениям все музыкальные инструменты и медную посуду. Три дня и три ночи колотили татары во все что можно, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Бдительные аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, все это время в полной готовности сидели у стен крепости, поджидая неприятеля. Но на четвертое утро оборонявшиеся не выдержали и уснули прямо с оружием в руках, да так крепко, что не услышали, как в город беспрепятственно вошли татары.
Кыркор стал первой столицей самостоятельного Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Но уже в начале XVI века город уступил свой статус Бахчисараю.
Птица в груди
Ко времени Крымского ханства относится романтическая история, связанная с именем Джаныке-Ханым, дочери Тохтамыша. Последний жил за крепкими стенами Кыркора и голоса-то никогда не повышал, однако ж люди даже шепота его боялись. Не знало каменное сердце хана ни любви, ни жалости. Только прибилась как-то к его гарему девочка-сиротка по имени Джаныке. По всему видно, пришлась малютка по душе старому Тохтамышу, да годами еще не вышла: в жены брать еще рано было, так назвал он ее дочерью своей, чтоб людей не смущать. Но жила в груди у Джаныке беспокойная птица, которая часто билась в ней, как в клетке, стремясь наружу. Только не птица то была, а болезнь страшная, и никто об этом не знал.
Куда поехать отдыхать: туристический гид по странам
NaN , NaN:NaN
Пришла беда, злые враги осадили город. Недели шли за неделями, в Кыркоре иссякли почти все запасы воды, люди стали умирать от жажды, но неприятель не отступал. Упорствовал и хан, державший на замке крепостные ворота.
Дочь Тохтамыша об этом ужасном горе ничего не знала, только удивлялась, почему так тихо за стенами гарема, даже собаки не лают? Но няньки ее только плечами пожимали, рассказать боялись. Пробрался как-то в гарем пастушок Али, поведал девушке обо всем, что происходит, и доверил тайну, что знает место, где в пещере есть источник, но пролезть туда сможет только тонкая, как свеча, Джаныке.
Всю ночь она доставала воду из узкой пещеры, а Али таскал ее к городскому водоему. На утро люди глазам своим не поверили — колодец на площади был полон спасительной жидкости, а рядом с ним лежала мертвая девушка и пастушок Али плакал над юной спасительницей Кыркора. Не выдержало больное сердце Джаныке, выпорхнула из клетки беспокойная птица, унеся с собой последний вздох своей хозяйки.
В Чуфут-Кале прекрасно сохранился мавзолей Джаныке-Ханым. На памятной доске написано, что была она знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Еще там говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, самолично совершила паломничество в Мекку, заслужив уважение в мусульманском мире. Пусть все так, но была же у нее своя птица в груди, раз народ сложил о девушке такую прекрасную легенду?!
Иудейская крепость
После того как ханский двор перебрался в Бахчисарай, татары поручили присматривать за Кыркором местным караимам — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда и института раввинов. Они считали, что следовать стоит только Ветхому завету, который оставил иудеям сам Моисей. Так постепенно поднебесная цитадель стала чисто караимским городом Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».
К середине XIX века в Чуфут-Кале было 300 домов и 1,6 тысячи жителей, однако вскоре город совсем опустел. Может быть, причиной тому стали очередные привилегии, которыми, подобно татарским эмирам, российские государи наделили караимов? Налогов с них брали меньше, чем с других евреев, дозволяли поступать на государственные должности и селиться по всей империи. Так и разбрелись они по свету…
Но осталась еще одна легенда. Говорят, что иссяк тот самый источник, где брала воду маленькая Джаныке-Ханым, вот и ушли люди из умирающего города, улетела птица, забрав с собой сердце Чуфут-Кале.
Ирина Нехорошкина
История пещерного города Чуфут-Кале в Бахчисарае, Крым
Сначала немного истории.
В Крыму всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца расположен один из самых крупных пещерных городов полуострова — Чуфут-Кале. Это поселение – уникальный исторический объект, который до сих пор еще до конца не изучен.
Вы сможете посетить этот прекрасный древний город во время нашего палеонтологического тура в Крым. Для этого достаточно будет любым удобным для вас способом оставить заявку на нашем сайте. А пока — давайте мысленно прогуляемся по его улочкам и площадям.
История города
Чуфут-Кале располагается на естественном возвышении – плато Бурунчак и со всех сторон защищен глубокими ущельями. Ранее он был дополнительно окружен крепостными стенами, поэтому обеспечивал своим жителям полную безопасность от внешних врагов. Единственной дорогой, по которой можно было попасть в город, являлась узкая горная тропа, поэтому любой, попытавшийся напасть, рисковал навсегда остаться под его стенами.
Первыми поселенцами были аланы — представители одного из самых могущественных в те времена сарматских племен. В конце двенадцатого — начале тринадцатого веков они осели в горах Крыма и основали несколько поселений, самым известным из которых и стал Чуфут-Кале, известный в те времена под другим названием – Кырк-Ор. Но в 1299 году эмир Ногай со своим войском почти полностью разорил крепость.
Возрождение пещерного города началось в четырнадцатом веке, когда с его восточной стороны стали селиться караимы (потомки древних хазар), которые для своей защиты построили вторую крепостную стену, неподалеку от первой. Город быстро стал крупным торговым и ремесленным центром Крыма. Уже в середине четырнадцатого века Кырк-Ор меняет свое название на Кырк-Йер и становится первой резиденцией крымского хана.
В 1532 году столица Крымского ханства была перенесена в Бахчисарай. В городе остались караимы, при которых его восточная часть получила название Йаны-Кале (новая крепость), а старая, древняя ее часть – Эски-Кале (старая крепость). Существует версия, согласно которой весь город получил название Джуфт-Кале (иудейская крепость). Затем это название трансформировалось в Чуфут-Кале. Почему иудейская? Караимы исповедовали иудаизм.
Крепость Чуфут-Кале
Размещение поселения в горах, посреди глубоких обрывов и высоких скал имело оборонительное значение. Не были исключением и древние пещерные города, среди которых — крымский Чуфут-Кале.
Пещерными называют древние поселения, часть построек в которых (обычно помещений нежилого предназначения) была высечена в скалах. По сути это были такие же пещеры, но искусственного происхождения. Обычно в них обустраивались помещения для скота (хозяйственного предназначения), либо оборудовались различные культовые и погребальные помещения и, конечно, различные оборонительные сооружения.
Чуфут-Кале – наиболее известный из всех пещерных городов Крыма. Неприступности крепости способствовали как рукотворные заслоны в виде мощных крепостных стен, так и естественные препятствия, о которых позаботилась природа. До наших дней сохранилось множество древнейших сооружений, большинство из которых считаются настоящими достопримечательностями Чуфут-Кале. Поговорим о самых известных из них.
Оборонительные сооружения Чуфут-Кале
Чуфут-Кале изначально строился как город-крепость, за стенами которого можно было укрыться во время набегов завоевателей. Именно поэтому строительству защитных сооружений уделялось много внимания.
Как город защищался от нападавших
Примером прекрасной защиты от нападения извне является хорошо продуманная оборона южной стороны крепости, где и были расположены Малые ворота. Так как в город с этой стороны вела узкая извилистая тропа, нападавшие вынуждены были двигаться не широким фронтом, а узкой колонной. Огромная их часть гибла под градом стрел, выпущенных защитниками крепости, не успев даже приблизиться.
Те же, кто смог подойти к воротам, останавливались, так как открыть массивные створки извне можно было только с помощью тарана. Но применение этого приспособления было невозможно, так как прямо перед входом в город был крутой спуск и резкий поворот, так что разбежаться с тараном было негде.
Даже если каким-то чудесным образом штурмующие и попадали за ворота, они тут же оказывались в специально вырубленном в скале узком коридоре, где падали под градом камней, сброшенных защитниками крепости и стрел, выпущенных лучниками.
Ворота Кучук-Капу. Защита города с южной стороны
Другое название – южные Малые ворота. Еще они называются потайными или тайными, так как заметить их можно только в том случае, когда подойдешь к ним почти вплотную. Ворота состоят из двух массивных дубовых створок, для прочности обитых железом. Они расположены в южной оборонительной стене, построенной из необработанных кусков камня, скрепленных между собой известковым раствором. Ее ширина достигает одного метра, а высота в некоторых местах доходит до пяти. В верхней ее части находятся бойницы.
Средняя оборонительная стена.
Ворота Орта-КапуДатируется шестым-восьмым веками нашей эры. Разделяет Старый (аланский) город и Новый (караимский), который возник гораздо позже: в четырнадцатом — пятнадцатом веках, то есть, почти через тысячу лет после строительства стены.
Считается самым древним памятником Чуфут-Кале. В древности стена состояла из двух крепостных валов (куртин), в стыке которых располагались ворота Орта-Капу (средние ворота). Высота ее достигала семи-восьми метров, первоначальная толщина около четырех-пяти метров. В дальнейшем, после того как появилось огнестрельное оружие, стену нарастили в высоту до десяти метров.
В десяти-пятнадцати метрах от северной части крепостного вала располагался вырубленный в скале крепостной ров длиной более шестидесяти метров. Ширина его была около четырех, а глубина – не менее двух метров. Во время дождей ров наполнялся водой, которая стекала со всех окрестных возвышенностей по специальным, высеченным в скале желобкам.
В северной части стены, возле самого обрыва располагалась вылазная калитка. Она была хорошо замаскирована и враги, штурмующие ворота, только в последние секунды замечали защитников, сделавших вылазку из крепости и напавших на штурмующих с фланга или со спины.
Восточная оборонительная стена
Длина Восточной оборонительной стены более 120 метров. В середине находится надвратная (расположенная над въездными воротами) башня, а у южного и северного ее окончаний, над самыми обрывами – две угловых. Строили ее караимы. Первые стены были возведены с 1396 по 1433 годы, затем стена много раз перестраивалась и даже передвигалась. Например, южная куртина была полностью разобрана и затем перенесена на пять метров.
Верхняя часть надвратной башни имеет амбразуру, оборудованную для стрельбы из пушки. До наших дней сохранились деревянные двустворчатые ворота, которые для прочности обиты широкими полосами железа.
Осадный колодец Чуфут-кале
Во время многочисленных осад города-крепости огромную роль для защитников играло снабжение водой. Чуфут-Кале – безводное место, обычно ее брали в окрестных источниках и доставляли на ослах. Но в периоды, когда город был осажден неприятелем, этот путь становился невозможен.
В самом конце двадцатого и начале двадцать первого веков было сделано сенсационное открытие: найден осадный колодец пещерного города, память о котором сохранилась в народных преданиях.
Вода в Чуфут-Кале всегда была привозной: ее возили из источников Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Часть воды скапливалась в особых водосборных колодцах после дождей или таяния снега. Также в глубоких пещерах под войлоком и соломой прятали прессованный снег и лед, которые могли сохраниться под толстым слоем укрывного материала чуть ли не до следующей зимы.
Во время осады, когда доставка воды из источников была невозможна, жители города использовали целую систему гидротехнических сооружений. Осадный колодец как раз и был частью этой системы.
Жилые и культовые постройки
Караимские кенасы
Кенасами называются караимские храмы. В Чуфут-Кале примечательны две кенасы, которые расположены неподалеку друг от друга в маленьком дворике, спрятавшемся от любопытных глаз за каменной стеной. Войдем в этот дворик. Если идти с улицы, то нам придется пройти через калитку со своеобразным порогом из белого мрамора, который ранее был частью какой-то более древней, а затем разрушенной постройки.
Большая кенаса
Слева мы увидим Большую кенасу (еще ее называют Соборной), она возведена в четырнадцатом веке. Здание построено в базиликанском стиле. Оно прямоугольное, с тремя/пятью нефами (неф — продолговатое помещение, по длинным сторонам которого расположены колонны, отделяющие его от соседнего), с двух сторон имеет галереи. В галереях возведены столбы, на которых располагаются полукруглые арки. Сами сооружения как бы опираются на невысокий парапет, украшенный красивыми рельефными розетками.
Малая кенаса
Через четыреста лет, уже в восемнадцатом веке рядом была построена Малая кенаса (или Дом собраний). Для постройки здания использовался строительный материал, вывезенный караимами из Мангупа — другого крымского города-крепости. После того, как Мангуп пришел в упадок, его жители стали массово переселяться в Чуфут-Кале, забирая с собой все, что могли увезти, в том числе и строительный камень.
Древняя Миква
У ограды дворика перед Соборной кенасой мы увидим каменный резервуар, имеющий маленькое сливное отверстие. Скорей всего, это остатки древней миквы (так назывались небольшие фонтанчики, которые устанавливались перед храмами и предназначались для ритуальных омовений).
Малая кенаса намного скромнее Соборной, она выглядит проще, повседневнее. Была предназначена для ежедневных служб и различных духовных собраний. В отличие от Малой кенасы, в Большой службы устраивались только по праздникам, либо каким-то торжественным дням.
Водосборный колодец
Он расположен южнее центральной площади Чуфут-Кале. По сути – это резервуар для сбора талой и дождевой воды, вырубленный в скальной породе. Устроен таким образом, что дождевые и талые воды со всех окрестностей не могли миновать этот колодец, а затем, через него попадали в отстойники, вырубленные там же.
Руины мечети
Если мы двинемся от колодца на северо-запад, то вскоре увидим развалины мусульманской мечети. От постройки сохранились высеченные в скале четыре небольших углубления, как предполагают археологи – это гнезда поддерживающих крышу этого культового сооружения колонн.
Здание было построено в 1346 году, а в пятнадцатом веке, во время правления Хаджи-Гирея (первого крымского хана) реконструировано. Некоторые историки предполагают, что рядом с мечетью находилось и медресе (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и религиозной семинарии одновременно), однако подтверждения этому пока нет. Ясность могут внести только раскопки на месте предполагаемого учебного заведения.
В начале двадцатого века было высказано предположение, что мечеть была построена на месте древнего христианского культового сооружения. Догадки не лишены оснований. Так как поблизости от руин мечети находятся множество архитектурных деталей и их обломков из проконесского мрамора, применявшегося в древности для постройки христианских храмов.
Мавзолей Джанике-ханым
Если мы от площади двинемся к обрыву (на северо-восток), то сможем полюбоваться на отлично сохранившийся образец архитектуры сельджуков (древняя тюркская народность, смешавшаяся впоследствии с турками-османами) – мавзолей пятнадцатого века. Сооружение имеет вид восьмигранника, ребра каждой грани украшены небольшими резными колоннами. К строению примыкает специальный портал, весь покрытый искусной резьбой и завершающийся массивной аркой. В глубине помещения находится ступенчатое возвышение, на котором располагается надгробие.
Этот древний памятник окружен множеством легенд. Одна из них гласит, что незабвенная Джанике (дочь крымского хана Тохтамыша) во время нападения врагов до последнего вздоха защищала крепость наравне с мужчинами. После ее гибели безутешный отец приказал возвести для своей любимой дочери величественный мавзолей.
Это самая распространенная легенда, но есть и другие, которые повествуют либо о тяжелой болезни дочери хана и ее последующей смерти, либо о ее запретной любви и самоубийстве после того, как Джанике не разрешили соединиться с возлюбленным.
Чауш-Кобасы
Неподалеку от Средней оборонительной стены возле самого края обрыва находится лестница, ведущая в две огромных пещеры, расположенных ниже, в обрыве. В первой, площадь которой составляет 48 квадратных метров, для укрепления свода установлен подпорный столб. Вторая пещера еще больше первой – ее площадь более 75 квадратных метров, а высота свода – более трех метров.
Прямо в обрыв выходят оконные проемы, до сих пор сохранившие следы железных решеток, некогда вставленных в окна. Долгое время этот пещерный комплекс считался тюрьмой, однако впоследствии исследователи пришли к выводу, что пещеры Чауш-Кобасы являются всего лишь подвальными помещениями усадьбы. Сооружение датировано семнадцатым веком.
Тюрьма
Точное расположение тюрьмы неизвестно, но по предположениям кандидата исторических наук Александра Германовича Герцена, ее функции исполнял комплекс из четырех пещер, расположенный в пятидесяти метрах от Средней оборонительной стены на самом краю обрыва.
Заключенные содержались в двух камерах: в верхней находились временные узники, в нижнюю помещали самых опасных заключенных. Нижняя камера представляла собой каменный мешок, прикрытый деревянной крышкой или помостом. Она имеет одно, совсем узкое оконце, дающее возможность узникам дышать свежим воздухом и, хоть немного, освещать тесное помещение с низким сводом.
Усадьба Фирковича
За воротами Средней стены на Главной улице расположены два построенных в восемнадцатом веке жилых дома. Один из них – усадьба известного караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1787 – 1874 г.г.).
У южного обрыва в усадьбе был вырубленный в скале колодец. Его круглая шахта была глубиной около десяти метров и диаметром чуть менее полутора. В семнадцатом веке вода в колодце иссякла.
Этот просторный, покрытый черепицей дом хорошо сохранился: он как бы парит над обрывом, поэтому виден издалека. В одном из помещений дома в шестидесятых годах двадцатого века реставраторы восстановили наборный потолок из древесины. Рисунок потолка чем-то напоминает узоры в одном из помещений Бахчисарайского Ханского дворца. В другой комнате прекрасно сохранился камин. На первом этаже дома находились подсобные помещения, здесь хранились припасы, хозяйственный инвентарь; жилые комнаты располагались на втором этаже.
У южного обрыва в усадьбе был вырубленный в скале колодец. Его круглая шахта была глубиной около десяти метров и диаметром чуть менее полутора. В семнадцатом веке вода в колодце иссякла.
Иосафатова долина
Прослеживается аналогия с Иосафатовой долиной неподалеку от Иерусалима, где, если верить древним пророчествам и будет происходить последний Страшный суд. Обе долины имеют некоторое сходство, это особенно заметно, если смотреть на башню, возведенную над южным обрывом. Возможно, древние зодчие специально воспроизвели иерусалимскую башню, чтобы придать долине облик, наиболее полно приближенный к библейскому. Сохранились арка ворот, и развалины кладбищенской сторожки.
Как только вы пересекаете арку, вы попадаете в город мертвых: повсюду надгробья, переплетенные между собой лианами, покосившиеся, глубоко ушедшие в землю, на которых выбиты древнееврейские надписи.
После того, как город опустел, кладбище не забросили. Как ни странно, но после того, как жители ушли из Чуфут-Кале, долина стала общенациональной усыпальницей знатных и великих людей. Быть захороненным на этом кладбище считалось особо почетным.
Клад под стенами Чуфут-Кале
В самом начале 21 века, в 2002 году было сделано еще одно важное открытие: неподалеку от башни, закрывающей вход в осадный колодец, на глубине чуть меньше полуметра был найден древний клад – горшок с золотыми и серебряными монетами. В горшке находилось тридцать золотых монет и более четырех тысяч серебряных. Автор находки, доктор исторических наук Вадим Вячеславович Майко считает, что клад был спрятан примерно в шестидесятых годах пятнадцатого века.
В это время в Крымском ханстве происходила ожесточенная борьба за власть. После смерти первого крымского хана Хаджи-Гирея править стал его сын Нур-Девлет, затем, всего лишь через два года власть перешла в руки младшего брата Менгли-Гирея. Но не все были согласны с тем, что на престол взошел Менгли-Гирей, поэтому он вынужден был искать защиты в генуэзской Кафе. Там он попадает в плен к туркам.
Только в 1478 году, после того как турки выпустили Менгли-Гирея, он снова стал ханом, но Крымское ханство попало под протекторат Османской империи и стало ее вассалом.
В.В. Майко считает, что как раз в это смутное время представитель какой-то богатой семьи и мог спрятать свои сокровища.
Чуфут-Кале в наши дни
Один из интереснейших памятников истории в Крыму – пещерный город-крепость Чуфут-Кале. В настоящее время полностью сохранилось только одно жилое строение – дом А. Фирковича, известного своей просветительской деятельностью, в настоящее время там открыт музей его имени. Остальные городские здания лежат в руинах.
Но многие строения разрушены не окончательно, часть сооружений неплохо сохранились, особенно если учесть, как давно они были построены. Например, Большая и Малая кенасы или мавзолей Джанике-ханым.
Возле Южных ворот пещерного города хорошо сохранились боевые пещеры, которые имеют четыре яруса и соединены между собой внутренними ходами. Неплохо для своего возраста выглядят пещеры-подвалы, остатки водопровода, развалины крепостных стен, городских построек.
Ну и, конечно, незабываемые пейзажи, которые открываются взору посетителей Чуфут-Кале с верхних точек пещерного города. В этом месте архитектура как бы сливается с природными пещерными лабиринтами, создавая единое целое: творение природы и творение человеческих рук.
Discover Ukraine : Места : Крым : Бахчисарай : Чуфут Кале
Предыдущий Следующий
Цена: 40 грн.
Время работы: с 9:00 до 17:00.
«Пещерная крепость» Чуфут-Кале — одна из самых ярких и хорошо сохранившихся средневековых достопримечательностей полуострова. Он расположен недалеко от Бахчисарая (около 3 км или 2 мили) на горном плато с обрывами на высоте 1,5 км (1 миля) над уровнем моря. Можно сказать, что природа создала эту крепость, а люди лишь укрепили и усовершенствовали ее оборону.
Справедливости ради следует отметить, что термин «пещерная крепость» не совсем корректен для Чуфут-Кале. Его обитатели жили в обычных постройках, а гроты и пещеры использовались как подвалы. Со временем наземные постройки разрушились, и на месте средневекового города остались лишь пещеры. Поэтому в народе Чуфут Кале называют «пещерной крепостью».
Историки расходятся во мнениях относительно времени возникновения города. Некоторые считают, что это было укрепленное поселение на границе с Византией, основанное в VI веке и называвшееся в то время «Фулы». Другие считают, что Чуфут Кале появился в 11 веке. Впервые он упоминается в исторических документах в конце XIII века как поселение, захваченное и разграбленное золотоордынским войском. В течение следующего столетия Чуфут-Кале заняли караимы.
В 15 веке татары переименовали город Кырк-Ор (что означает «сорок укреплений») и сделали его столицей Крымского ханства. Здесь располагались резиденции первых губернаторов и монетный двор, а цитадель использовалась как тюрьма для высокопоставленных военнопленных. Вскоре Бахчисарай стал столицей ханства, и хан переехал туда со своим двором. За ним последовало почти все мусульманское население, а в городе остались только караимы, так как им не разрешили поселиться в Бахчисарае. С тех пор город назывался Чуфут-Кале, что означает «Еврейская крепость» (поскольку караизм является ответвлением иудаизма).
В 18 веке русская армия разрушила крепость и город утратил свое значение. Караимы прожили здесь еще столетие, а после того, как были сняты ограничения на их место жительства, навсегда покинули Чуфут-Кале.
Тем не менее, в средневековом городке все же сохранилось несколько зданий, интересующих многих гостей полуострова. Например, хорошо сохранился особняк известного караимского ученого и собирателя древних рукописей Авраама Фирковича. Сегодня в особняке находится выставка о караимской культуре.
Кроме того, вы можете найти около 200 пещер, которые использовались местными жителями для хозяйственных и оборонительных нужд. В некоторых пещерах раньше располагались церкви, и сегодня в них все еще можно увидеть остатки древних фресок. Здесь также сохранились остатки средневековой мечети, мавзолея дочери золотоордынского хана, построенного в 15 веке, и двух кенасов – молитвенных домов караимов 14 века. Но самыми древними достопримечательностями Чуфут-Кале являются стена, пересекающая плато и разделяющая его на две части, старую и новую, и остатки нескольких башен. Недавно на территории Чуфут-Кале археологи обнаружили прекрасно сохранившийся колодец.
Как добраться. Из Бахчисарая можно доехать автобусом №2 до станции «Староселье».
Оттуда вы идете к южным воротам Чуфут-Кале. Вы можете запросить гида для группы не менее 20 человек.
Крепость Чуфут-Кале, Крым
Крепость Чуфут-Кале, КрымПЕРЕВЕСТИ ЭТУ СТРАНИЦУ
Джордж Пейдж
Миша Елисавчич
Джон Слоан
Нам очень повезло, что Павел Ляшук смог организовать для доктора Олега Белли, чтобы найти время, чтобы пойти с нами и выступать в качестве гида на протяжении всего нашего визита в летом 1997 года. Доктор Белли — известный специалист по всем пещерным городам южного Крыма и специально изучил историю кариатов в связи с занятием ими этого вершина горы. Статья д-ра Белли «Оборонительные сооружения Кыз-=Кермана». крепость» опубликована в
году Фортификация б древности и Среднебековье Санкт-Петербург, 1995. как и книга доктора Герцена «О начале средневековые крепостные стены Мангупа (В связи с идеями А.Крепость наиболее известна сейчас как местонахождение крупного поселения Кариатэ во времена средний возраст. Но он также долгие годы был столицей крымских ханов. Он расположен примерно в 3,5 километрах к востоку от Бахчисарая. Плато поднимается на 200 м от окрестностей с трех сторон у отвесных скал. Это 558 метров (1830 футов) над уровнем моря. С третьей стороны узкий хребет, соединяющийся с горой Бешик-тай. В двух милях к юго-востоку по этот хребет — меньший пещерный город Тепе-Кермен. Город занимал 18 гектаров (45 соток) и рядом с ним, отделенный стеной, район под названием Бурунчак который занимает 20 га. Это через долину Иософата от Успенского (Успенский) монастырь, встроенный в стену противоположной скалы. Можно достичь вершину, пройдя около мили за пределами монастыря.
История
Ниже приводится краткое описание истории. Как мы в состоянии перевести больше документов, мы расширим этот раздел.
Эксперты разделились во мнениях о самом раннем происхождении останков город-крепость. Одни говорят, что это 8-9 век, другие считают его датируются 10-11 веками. Изначально это был византийский форпост. позднее вошло в состав независимого княжества Феодоро, столица которого находилась на Мангуп. В 1299 город пострадал от долгой и ожесточенной осады, проведенной Монголо-татарский темник, ногайцы, захватившие его. С тех пор он был известен как Кирк-Йер, Крик-Ор, Крик-Кор и Кьеркри, что обычно переводится как сорок укрепления. В 14 веке к востоку от города находилось кариатэ. поселение занималось в основном мелким ремесленным трудом и торговлей. Татары поощрял заселение как кариатами, так и армянами, которые занимались торговлей и ремесла. Кариаты построили большую кенессу и город в 15 веке рядом с старые крепостные стены с новой крепостной стеной, башнями и большими воротами. Этот назывался Кирк-Йера (новый город). Крепостью управлял средний уровень Татарский предводитель Хаджи-бек, чья дочь Тогайбек была родственницей хана Тохтамыша. третья жена. Таким образом, он приобрел известность как резиденция и столица их дочь Джанике после катастрофического поражения ее отца от Тамерлана. (Ее историческая роль будет описана ниже. Именно через нее крепость связана с увлекательной историей внутренней и внешней борьбы Золотой Орды, Тамерлана, крымскотатарских ханов, генуэзцев и Феодоро князья.)
Ее союзник, первый хан Крыма Хаджи-Герей перенес сюда свою столицу из Солхат (Старый Крым). К началу 16 века Крик-Ера была резиденция крымскотатарских ханов. В то время население составляло около 5000. После этого, когда татарская столица была перенесена в долину у Бахчисарая в 16 веке и только кариаты остались жить в Кирк-Ере, она получила название Чуфут-Кале (еврейская крепость). Татары продолжали использовать крепость как тюрьму для важных польско-русских лидеров. В 18 веке Кариаты построили небольшую кнессу и ряд домов. В 1783 г. Крым перешел к России. Жителям Чуфут-Кале больше не нужно было сохранить оборонительные укрепления и к середине 19они были в руинах. Но город посетили несколько русских царей, чья любовь к Кариаты — еще одна историческая история. Последние кариаты переехали в Евпаторийской области в 1852 году. При советской власти комплекс на вершине холма находился в контроль и охрана Бахчисарского музея. Сейчас Кариатес возвращаются в обитать в нем.
Старый город был защищен в 10 веке тем, что сейчас является центром крепостная стена с высокими арочными воротами и башнями. Эта стена пересекает плато с севера на юг, прикрывающее старый город с более слабой восточной стороны. Его длина около 150 метров, высота до 4,5 метра и толщина 1,5 метра. метров. Он был укреплен башнями. Снаружи был ров (ров) 4 метра в ширину и 2 в глубину. Нижняя часть стен и ворот сложены из хорошо обработанные крупные каменные блоки. Осталась только южная башня. Как это типично жители использовали прежние постройки как готовые каменоломни для последующего строительство. На месте северного конца в 1958-59 — археологи сделал интересные открытия. Они обнаружили подземные укрепления, из которых защитники могли вести огонь во фланг и тыл ничего не подозревающих нападающих. Они были закрыты, когда стена потеряла свое значение.
На южном краю обрыва находилась стена XIV-XVI веков с маленькие ворота, охраняющие путь вверх из долины. Новый город к востоку от первая стена была укреплена стеной с тремя башнями и рвом, датируемым 1396-1433 годы, период, когда здесь жил Джанике. В оставшейся центральной башни есть большие ворота, через которые проходит дорога. До сих пор основной улица города.
В старом городе есть три главные улицы: Кенесса, Средняя и Бурунчакский. Большая и малая кенессы находятся на улице Кенесса. На Среднем это руины мечети, построенной на месте христианской церкви разрушен в 1299 году, а колодец Колка-Кую. На улице Поперечная находится мавзолей, построенный в 1437 году для Джанике, что свидетельствует о ее политической важность.
Руины нескольких зданий остались в новом городе вдоль его одного, главная улица север-юг. На одном из них находятся руины монетного двора. Все жилые постройки Чуфут-Кале, которых насчитывалось аж 400, были каменными, двухэтажный с окнами, подъезды с крытыми стенами. В каждом доме была пещера использовалась для обороны и хранения в мирное время. Всего два дома остался 18 век. В одном из них жил известный историк и археолог А.С.Фиркович, а из остальных только пещеры и фундаменты оставаться.
Через долину находится Успенский монастырь, основанный византийцами. монахи в 8-9 вв. Он состоит из четырех церквей — св. Константина-Елены, св. Марка, святого Георгия и святого Иннокентия. Монахи оставались на протяжении всего татаро-турецкого владычества и сохранили монастырь открытым как центр христианской религиозной деятельности в Крыму. Но когда русские захватили власть в 1778 г., они депортировали греков к северу от Азовского моря, и монастырь потерял свое значение. Сейчас он снова открыт, как видно на фотографиях ниже. Вот еще один краткий исторический очерк о происхождении и истории Чуфут-кале
Карты
Показывает общее расположение Чуфут-Кале по отношению к Бахчисараю.
и местной дорожной сети.Есть два подхода к городу-крепости. Один у дороги и крутой подъем от монастыря в долину Мариам-дере. Это достигает вершины рядом с # 12. Другой — по грунтовой дороге, вьющейся по хребтам от Бахчисарая. Этот Дорога ведет к крепости у новых въездных ворот, показанных на №1. много старая поперечная стена с открытой аркой находится в № 2.
Иллюстрации
Фото номер | Описание | ||
Боковая долина и скалы. | |||
Пещеры в скале. | |||
Крупный план пещер. | |||
Открытие Успенского монастыря. | |||
Здания Успенского монастыря. | |||
Иллюстрация из старой книги, показывающая, что монастырь в хребте напротив Чуфуткале выглядел как в 19 в. век. | |||
Пещерная часть монастыря. | |||
Более новая, внешняя стена с расстояния при приближении дорога. | |||
Стена и ворота вдалеке. | |||
Наружная стена. | |||
Миша и доктор Белли говорят быстро, чтобы получить прием. | |||
Вид вдоль стены в сторону утеса и долины. | |||
Джон и Миша с доктором Белли на улице. | |||
Группа, обсуждающая средневековый город. | |||
Джордж и Миша слушают выступление доктора Белли описание. | |||
Дом Фисковича. | |||
Дом и городская улица. | |||
Дом на краю обрыва. | |||
Дом. | |||
Текущий дом Кариатэ с лошадью. | |||
Дом Кариатэ. | |||
Дом Кариатэ и вид со скалы. | |||
Вид из дома вдоль обрыва, две кенессы здания. | |||
Внутренняя, старая стена и ворота. | |||
Фрагмент знака у внутренних ворот отметив, что стена датируется 6 веком | |||
Внутренняя стена и ров очищаются. | |||
Доктор Бели и Павел готовятся спуститься в ров, а затем дальше в подземный ход в конце рва. Здесь можно разглядеть отверстие в стене, заканчивающееся рвом. Он появится в другие фото как вход в проход.Не крутые скалы через Долина. | |||
Знак на рву перед внутренней стеной | |||
Павел и Джон осматривают оборонительные сооружения. Оригинальная крепостная стена находится на заднем плане. Ров был вырыт из твердого скалы, а также были подземные ходы, такие как за отверстием в лицо рва здесь. Очередная серия работ как раз с фото на правильно, он появляется на другом фото. Обратите внимание, что скала находится сразу за концом стены и скалы, которой заканчивается ров. Посмотрите на далекие скалы, чтобы получить представление насколько круты эти скалы. | |||
Миша в оборонительной пещере. | |||
Вид через окно пещеры в долину. |