Arctic Russia — Чукотка: фьорды, тайны и белые медведи
На Чукотке суровая зима длится 10 месяцев в году, а погода меняется несколько раз на дню. Арктические метели буквально сбивают человека с ног. На всем полуострове нет ни одного мегаполиса и почти нет дорог. По улицам немногочисленных городов и вправду часто бродят медведи: их здесь 6 тысяч на 50 тысяч жителей. Это единственный регион России, где до сих пор нет оптоволоконной связи, и даже в столице Чукотке, Анадыре, увидеть Северное сияние проще, чем зайти в Интернет. Так зачем же сюда мечтают приехать туристы? Для того, чтобы увидеть загадочное древнее святилище, построенное не из камней, а из исполинских костей китов. Посетить самый большой в мире «родильный дом» белых медведей. Добраться до самого восточного мыса Евразии и первыми встретить новый день. И, конечно же, сполна насладиться первозданной красотой северной природы. Ведь если есть край, где собраны сразу все сокровища Арктики, то это Чукотка.
Лучший способ увидеть арктическую природу во всем ее величии – отправиться в бухту Провидения, признанную самой живописной на всем побережье Чукотки.
Стоя на пустынном берегу, в сотнях метрах над водой, чувствуешь себя первопроходцем северных земель. Бухта Провидения хранит множество свидетельств их освоения. Ведь впервые она была нанесена на карты еще в 1660 году. Тобольский казак Курбат Иванов первым прошел от Анадырской губы до Чукотского мыса и обрисовал очертания глубокой бухты в Анадырском заливе. Но еще два столетия после этого бухта оставалась безымянной.
Бухтой Провидения безопасную гавань назвал британский капитан Томас Мур в 1848 году. Его корабль «Пловер» отправился на поиски пропавшей экспедиции Джона Франклина и едва не погиб в бушующих водах Берингова моря. Внезапно перед моряками открылась тихая бухта, защищенная от ветра и волн крутыми берегами. Она была словно послана самим провидением. Экспедиция Мура спокойно перезимовала у гостеприимных берегов, и с тех пор бухта Провидения стала надежным убежищем для китобоев и купцов.
Они назначали здесь встречи, зимовали, вставали на ремонт.В советские времена в бухте построили морской порт, вокруг которого вырос поселок Провидения и военный городок Урелики. К середине века здесь базировалась одна из крупнейших на Севере баз Военно-Морского флота СССР. Прямо из окон домов можно было наблюдать, как в гавань заходят боевые корабли и подводные лодки. Сегодня военные покинули эти берега, и теперь северные воды бороздят не субмарины, а косатки и киты. Многотонные гиганты взмывают над водой и снова падают вниз, поднимая тонны брызг, – такое зрелище запоминается надолго.
Древние китобои установили в ряд исполинские черепа китов, а рядом с ними еще один ряд – из китовых челюстей, каждая из которых весит 200-300 кг. Для постройки Китовой аллеи длиной более 500 м, как назвали святилище исследователи, понадобились останки 50-60 взрослых, очень крупных китов.
Никто не может точно сказать, каким богам молились арктические зверобои и какие жертвы им приносили. Китовая аллея остается одной из самых загадочных достопримечательностей Чукотки, а возможно, и всего Дальнего Востока. Недаром ее часто называют чукотским Стоунхенджем.
Ученые относят этот памятник к XIV веку, который считается периодом расцвета для китобоев Берингова пролива. Они предполагают, что Итыгран был местом встречи всех окрестных родов. Вероятно, даже эскимосы с острова Святого Лаврентия добирались до этих берегов. Однако надолго они не задерживались: археологи не смогли обнаружить никаких следов постоянных жилищ.
Почему создатели Китовой аллеи не хотели жить на острове – еще одна загадка Итыграна. Древнюю тайну хранит и остров Врангеля, расположенный в 140 км к северу от побережья Чукотки. Здесь жили последние на нашей планете мамонты, которые на 7-8 тысяч лет сумели пережить своих собратьев на материке. Ископаемые гиганты вымерли на арктическом острове всего 3,5 тысячи лет назад, в период расцвета Древнего Египта и зарождения древнегреческой цивилизации.
Остров Врангеля и сегодня остается огромным зоопарком арктических животных. Клочок суши посреди Северного Ледовитого океана часто называют «островом метелей». Круглый год над ним бушуют сильные ветра, скорость которых достигает 40 км/ч. Зимой столбик термометра может надолго застыть на отметке -50°С. Человеку в таких условиях выжить сложно, зато белые медведи чувствуют себя в полной безопасности. Их так много, что остров Врангеля получил еще одно неофициальное название – «родильный дом» белых медведей.
К скалистым берегам приходят обзавестись потомством сотни медведиц. Ежегодно на острове Врангеля и соседнем небольшом острове Геральд насчитывает до 500 «родовых палат». На одном квадратном километре можно встретить 4-5 берлог – это самая большая их концентрация во всем мире. Пищи хватает и самим роженицам, и их детям: прибрежные мысы и косы облюбовали кольчатые нерпы, лахтаки и тихоокеанские моржи.
На огромных лежбищах собирается до 80 тысяч этих морских гигантов. Их рев перекрывает лишь оглушительный шум многотысячных птичьих базаров. На скалистых берегах обзаводятся потомством более 50 видов морских птиц, это крупнейшее в Восточной Арктике место их гнездования. А всего пернатых обитателей здесь более 170 видов.
Читайте также Уникальный животный мир АрктикиКак выжить там, где это невозможно
На плоской вершине острова, поднимающейся на километр над уровнем моря, охотятся песцы и росомахи, пасутся северные олени и могучие овцебыки. За Полярным кругом нет другого места, где можно увидеть сразу стольких обитателей Арктики. Ради их сохранения в 1976 году на островах Врангеля и Геральда был образован первый арктический заповедник России.
Добраться до острова Врангеля стремятся и любители географических парадоксов. Ведь по его территории проходит 180 меридиан – международная линия перемены дат. Всего в двух местах на планете эта воображаемая линия проходит по суше: на одном из островов Фиджи в Тихом океане и на острове Врангеля. Поэтому здесь можно одной ногой стоять в западном, а другой – в восточном полушарии. А еще можно встретить и проводить новый день первыми и последними на всей Земле.
Чукотка приготовила для своих гостей еще один уникальный шанс – побывать на самом настоящем Краю света. Для этого нужно отправиться на мыс Дежнева – самую восточную точку континентальной России, а значит, и всего евразийского материка. У подножия его обрывистых берегов встречаются два океана: Северный Ледовитый и Тихий.
В хорошую погоду с плоской вершины мыса можно увидеть Аляску: до нее чуть больше 80 км. Неподалеку возвышается маяк, рядом с которым установлен памятный крест. Они хранят память о казачьем атамане Семене Дежневе, который первым из европейцев преодолел Берингов пролив и доказал существование морской преграды между двумя континентами. А в 1649 году Дежнев поднялся на 600 км вверх по реке Анадырь и устроил зимовье, на месте которого вырос Анадырский острог – первое русское поселение на Чукотке. Встретить рассвет на самом восточном мысе всей Евразии – лучший способ почтить память великого землепроходца и мореплавателя.
КОЛЬСКАЯ ЧУКОТКА
КОЛЬСКАЯ ЧУКОТКА
Давайте посмотрим на карту России. Арктический «фасад» русского державного «дома» ограничен по краям двумя выступами — двумя полуостровами. Один расположен на западе, другой на востоке страны. Один в Европе, другой в Азии. От одного до другого много тысяч километров. Казалось бы, что между ними общего, кроме омывающего оба Ледовитого океана. Однако, разноимённые полюсы, как известно из законов физики, притягиваются.
В 1966 году на «Ленфильме» запустили в производство картину «Начальник Чукотки»… Начало двадцатых. Комиссара Глазкова посылают к чукчам — устанавливать советскую власть. По пути в стойбище Уйгунан Глазков умирает, и к месту назначения добирается только молодой паренёк Алёша, писарь, который волей случая и становится начальником Чукотки. Он упраздняет личным приказом полномочия прежнего царского представителя, наводит во всём революционный порядок и зарабатывает для республики миллион долларов, собирая налог с продажи пушнины иностранцам. Интересно, что у героев фильма были прототипы: комиссар Алексей Бычков первым стал брать пошлину с американских купцов, приезжавших к чукчам за мехами. Действовал он решительно и вскоре накопил значительную сумму в иностранной валюте.
Но время было смутное, власть менялась часто, и вскоре Бычкову пришлось бежать. Комиссар пересёк Берингов пролив, попал на Аляску, оттуда отправился в Калифорнию, чтобы переплыть океан и оказаться, в итоге, в Питере. Добирался, естественно, долго, с приключениями, а прибыв в город на Неве направился в ЧК — сдавать деньги. В отличие от ленты, где всё заканчивается хорошо, судьба комиссара оказалась плачевной — его репрессировали. Для чукотских пейзажей «Начальника…» и пригодилась, в очередной раз, зимняя натура Мурманской области.С Чукотки на Кольский Север доставили реквизит, в том числе и живой — собачьи упряжки, привезли человек 20 чукчей — для достоверности — и работа закипела. Вот что рассказывал на страницах «Комсомольской правды» режиссёр картины Виталий Мельников: «Конечно, все понимали, что снимать в течение года Чукотку на Чукотке практически невозможно. Тем не менее, на некоторое время мы слетали туда на разведку — узнать, как живут чукчи, каков их быт. А снимать стали на Кольском полуострове. Нашли плато Расвумчорр, что неподалеку от Апатитов, рядом с городом Кировском. Оно достаточно высокогорное. Зима там длится дольше, снега много. Построили там становище. Актёры, которые не были заняты в театрах, жили там же, а вот народный артист СССР Алексей Грибов, я считаю, совершил настоящий подвиг. Ему приходилось два раза в неделю с пересадками летать из Москвы через Ленинград в Кировск и обратно. А учитывая, что было ему где-то под семьдесят, давались ему эти перелёты с трудом. Но история наша Грибову нравилась, он к работе относился с любовью и трепетом. И очень мне, молодому режиссёру, помог и советом и делом». Известный киновед Виктор Дёмин «мытарства» Грибова, сыгравшего лукавого чиновника Храмова, описывал так: «Автомобиль ждёт у театра, сразу после спектакля артист садится в «Стрелу» и ночь едет в Ленинград. Здесь с вокзала его везут в аэропорт, к трапу специально задержанного самолёта в Кировск. Иначе не получалось. И после всего этого Грибов, уже не юноша, встаёт перед камерой, а через день или два, иногда, впрочем, в тот же день, вечером, летит обратно. И — ни слова жалобы, ни одного недовольного вздоха, ни малейшего спора с режиссёром-дебютантом».
Этот фильм, где едва ли не впервые революционная тематика была обыграна в комедийном ключе, имел шумный успех. В том же, 1966 году его посмотрели в Советском Союзе 15 миллионов 700 тысяч зрителей. Масштабная, с размахом, премьера прошла и в мурманских кинотеатрах. В 1968-м лента получила приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» на всесоюзной неделе детского фильма. Её — одну из немногих — купили американцы. Фразочки, наподобие «эх, товарищ отселённый», «четыреста двадцать три кролика — это в целом корова», «товарищи, здесь карают государственных преступников? — здесь, здесь, проходи, мальчик» цитировала тогда вся страна. Хотя, картине достались не только розы, но и шипы. «Указанный фильм грубо искажает историческую правду об установлении советской власти на Чукотке», — возмущались в коллективном письме сотрудники лаборатории истории магаданского Северо-восточного комплексного НИИ Академии наук СССР. Однако, в целом, признание было очевидным. В картине сыграл одну из своих лучших ролей Михаил Кононов, чей актёрский дуэт с Алексеем Грибовым стал классикой советского кино. Кстати, Кононов потом неоднократно бывал на Кольском полуострове, участвовал в областных кинофестивалях, причём добирался даже до таких дальних уголков нашего края как Гремиха — нынешний Островной. «Начальника Чукотки» и сейчас знают, помнят и любят.
Ещё раз «чукотскую» натуру снимали в Хибинах двумя десятилетиями позже — в 1978-м. Тогда шла работа над фильмом «След росомахи» по мотивам одноимённого рассказа самого известного писателя-чукчи — Юрия Рытхэу. Сценарий представлял собой модернизированный вариант старинной чукотской легенды о любви молодого охотника и дочери солнца. «Мы приехали в Мурманскую область за снегом и похожими на чукотские пейзажами, — вспоминал позже исполнитель главной роли Юрий Хван. — Разведка с воздуха доложила, что всё это есть на плато Расвумчорр. И поэтому каждый день из города Апатиты на автобусах и вездеходах мы ездили по 30 километров туда и обратно, и 8-10 часов. .. стыли под порывами ветра на морозе в 15-20 градусов». Он же описывал потом живописные подробности происходившего в нашем крае кинодейства: «Съёмки на плато Расвумчорр. Припасённые бутерброды съедены, горячий чай в термосах выпит, а конца края работе нет. Народ, голодный, холодный, злой, прячется от колючего ветра. Все сидим и ждём, когда выглянет солнце, так как прибор светочувствительности показывает: света для пленки не хватает. Сколько раз нам приходилось сталкиваться с этой зависимостью от природы на натурных съемках — не счесть.
Если Вы возьмете продолжительность обычного кинофильма — где-то 1 час 10 минут, или 1 час 20 минут — и сравните с затраченным на его производство временем (например, только моя роль была рассчитана на 100 съёмочных дней, да плюс ещё время на выбор натуры, монтажный период, время на озвучание картины), то тогда Вам будет понятно, что такое киносъёмка по произведённым затратам времени.
… И вот сидим, нахохлившись, как воробьи. Даже неутомимый и бессменный балагур Коля Лазебник приуныл.
Валера Миронов (оператор картины — Д.Е.) ходит по съёмочной площадке и предлагает всем синюю и сморщенную, как куриная нога советского бройлера, сосиску, которая завалялась в его кофре.
— Наташа, будешь?
Та в ужасе машет руками.
— Коля, будешь?
Коля учтиво кланяется:
— Благодарствую, Валерий Андреевич, но — нет-с…
— Юра, может, ты?
— Спасибо, Валерик, я уж лучше до ужина подожду.
Валера откусывает сосиску и протяжно, на всю съёмочную площадку заявляет:
— Вку-у-у-усно…
Вся киногруппа начинает дружно ржать. А тут и солнышко выглядывает из- за туч, и продолжается работа».
Если экзотический «След росомахи» уже почти занесён ветром времени и еле различим на фоне других, более заметных лент, то картина Александра Рогожкина «Перегон» на виду и в прямом и в переносном смысле слова. Она снималась совсем недавно, её продолжают смотреть и обсуждать. Фильм, показывающий войну без войны — повседневную жизнь маленького аэродрома на Чукотке, через который перегоняют на фронт лендлизовские «аэрокобры», делали, в том числе, и на Кольском полуострове. Киногруппа во главе с режиссёром приехала в Мурманск 25 мая 2005 года, с 1 июня начались съёмки, продолжавшиеся около двух недель. В этот период шла работа над пятью эпизодами с участием звезды современных сериалов Даниила Страхова, специально привезённых чукотских актёров и массовки.
Интересны впечатления, оставшиеся от нашего края у Страхова, исполнившего роль начальника аэродрома капитана Лисневского: «Природа тех мест поразила моё воображение, — пояснял он в одном из интервью, — там всё другое. Другое небо. Другая земля. Другая вода. Другие люди. Меня поразило, что там, в этом маленьком посёлке под названием Заполярный, люди не ложатся спать до четырёх, до пяти утра. Бродят по улицам. В основном молодёжь, конечно. Им нечего делать — нет ни дискотек, ни других мест развлечений. И при этом они не пьяные. Я порадовался за местную крепкую заполярную семью, которая держит подрастающее поколение в жёстких рамках».
Ну а «главным героем» мурманской части ленты можно смело назвать директора Центра гражданского воспитания молодёжи, писателя, краеведа, поисковика Михаила Орешету. Ему и предоставлю слово, совместив отрывки из нескольких интервью, опубликованных в разное время в областной прессе. Итак:
— В прошлом (2004 — Д.Е.) году мне позвонил из Питера Дима Рачков, который был назначен директором рогожкинской картины «Перегон»: «Мне сказали, что вы можете нам здорово помочь, поскольку действие в «Перегоне» происходит на Чукотке. А туда ехать никаких денег не хватит, это нереально. Поэтому мы ищем «натуру», которая бы Чукотке соответствовала». Я ответил: «Да нет проблем! Приезжайте! Я вам такую Чукотку покажу!». Следом за этим звонком приехал Рогожкин… В прошлом году мы определили точки для съёмок, потом в течение года почти шла какая-то работа, мне звонили, советовались, информацию уточняли. Моей основной задачей был выбор площадок под какие-то сценарные эпизоды. Допустим, пролёт самолета, проход чукчей, охотников. Рогожкин, к примеру, мне говорил: «Мне нужно, чтобы скалы выглядели так, а море — так». Я сидел, думал, вспоминал наш Кольский край, потом мы ехали в намеченные мной места, я их показывал. ..
— Мы бок о бок с киношниками жили в палаточном городке в сопках. Я показывал места, доставал необходимые предметы для антуража. Рогожкин очень скрупулёзно подходил к деталям. Если хоть какая-то мелочь, хоть пуговка на форме ему не понравится, приходилось гонять машину в Заполярный и доставать. Так в самой первой сцене фильма, где чукча охотится на моржа, Рогожкину чего-то не хватало, но он сам не понимал чего. А когда увидел мою мятую фронтовую кружку, которую мне подарил один Герой Советского Союза, попросил её для съёмок. Она появилась на крупном плане. Доставать приходилось многое: военную амуницию, оленьи меха, гидрокостюмы…
— С Рогожкиным вообще приятно работать. Александр Владимирович никогда голоса не повышал, и вся его команда ни одного бранного слова за время съёмок не обронила. Это, наверное, и есть профессионализм. Помню, снимали эпизод, когда в небе пролетали самолеты. Долго готовились, все в напряжении — вдруг что сорвётся? И вот в самый неподходящий момент парень из съёмочной группы попал в объектив. Прекрасный кадр запорол подчистую. А Рогожкин всего лишь с улыбкой сказал: «Ну, когда-то это должно было случиться!». Напряжение моментально спало…
— Многим покажется, что самолёты, то и дело ревущие в кадре, нарисованы на компьютере. Ан нет! Это были реальные «ЯК-52». — В воздухе держалось до девяти самолётов, которые летали со старого аэродрома в Мурмашах. Но когда камни с его покрытия повредили винты, истребители стали летать из Килпъявра. Съёмки с их участием стали самыми сложными, ведь надо было, чтобы машины оказывались в кадре в нужное время и летели в нужном направлении…
— В Мурманской области были в основном военные сцены. Много было задействовано наших ребятишек из Печенги, Заполярного. Потом — морпехи участвовали в съёмках, пограничники. Пятиклассник Серёжа одной из школ Заполярного прослыл прямо-таки фантастическим актёром! Он играл внука главного героя, Сергея Ивановича, три дня участвовал в съёмках! Мало того, просто потряс всех своим талантом. Так и заявлял: «Как я люблю сниматься в фильмах!». Я у него как-то спросил: «Серёж, а в скольких фильмах сняться-то уже успел?». «Вообще, «Перегон» — в моей актёрской практике первый, — ничуть не растерялся пятиклассник, — но в фильмах всё равно сниматься люблю!». Оказалось, что он спортсмен, легкоатлет, и должен был ехать на соревнования по бегу. Но из-за съёмок эту поездку отложил…
— Вот такой эпизод: работаем на побережье Печенгского залива. И съёмка не идёт. У нас там, кстати, лагерь был потрясающий. Мы его передвигали вместе с кухней на каждую съёмочную площадку, чтобы актёры могли в любой момент поесть, отдохнуть. И вот на третий день съёмок у залива мы этот лагерь поставили прямо на железной дороге! На ветке, которая ведёт в Лиинахамари. Она нерабочая, конечно. Вид был исключительный: железнодорожное полотно, а на нём — полевая кухня, палатки, туалеты… И съёмочная группа, понятно, тоже на дороге! А над заливом снимается очень серьёзный эпизод, и съёмка не идёт — какие-то проблемы возникли. Я видел, что Рогожкину это очень не нравится, но сначала не мог понять, почему. А потом понял — цвет воды! Потому что в Печенгском заливе вода мутная и на морскую никак не тянет. Я подошёл к Рогожкину, говорю ему: «Вот цвет воды…». Он с досадой отвечает: «Да, я сам вижу! Жду, когда тут всё «устаканится»!». Я объяснил, что тут никогда ничего не «устаканится», просто в этом заливе вода такая. Почти сразу режиссёр объявил: «Съёмки прекращаем!». И начал обрисовывать мне, какую именно картинку для съёмок ему нужно. Была полночь, киногруппа уехала отдыхать в Заполярный. А мы с Рогожкиным, главным оператором и художником сели в машину, и к трём часам ночи я их привёз в устье реки Титовки. Как раз солнце стояло над Баренцевом морем, было очень красиво. И вот когда они вышли из машины, я увидел лица очарованных мужиков. Оператор, например, хлопал в ладоши и кричал: «Супер! Да это просто фантастика!». Рогожкин тут же начал звонить своему «заму». И на утро были назначены съёмки на незапланированной площадке в устье Титовки…
— Перед отъездом вся группа и Рогожкин очень жалели, что основные съёмки пройдут в Новгороде. Они были очень расстроены этим. Говорили, что если бы все съёмки проходили здесь, то фильм бы был гораздо лучше.
«Перегон», вышедший на экраны в 2006-м, стал одним из главных событий российского киногода. «Рогожкин, — отмечал, рецензируя картину, критик Александр Гаррос, — снимает кино о главной «трудности перевода», не языковой — экзистенциальной; о том, что человек по сути если и не добр, то точно не зол, и что каждый человек… от рождения владеет тем единственным языком, на котором двое незлых всегда могут договориться, — природным, любовным… называйте как угодно. И главная беда в том, что язык этот в нас задавлен, забит, почти вытравлен навязанными мороками идеологий, фанатизма, нетерпимости, и мучительно трудно пробиться к изначальному знанию». Воплощению этой нравственно благородной идеи способствовала, как могла, и наша Кольская Чукотка.
Напоследок задумаемся о будущем. Восхищённый красотами мурманской природы, Рогожкин однажды воскликнул: «Да тут можно всё снимать — и Чукотку, и Арктику, и Крым! Это превзошло все мои ожидания!» А значит — впереди новые творческие замыслы, новые съёмки, новые ленты. Вполне возможно, окажутся среди них и те, что продолжат «чукотскую» тему в истории мурманского кино. И восхищённые заполярными пейзажами на экране зрители так и не догадаются, что сняты они были на противоположном от места действия фильма конце страны.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Экспедиция в Чукотку 2023. Тур в Чукотку с экспедициями Mzungu
Даты: 8-18 августа, 2023
Продолжительность : 11 дней / 10 ночей
Номер участников: 7 —
. с человека :
— 289 000 рублей при 9 участниках
— 309 000 рублей при 7 — 8 участниках
* скидка 10% за раннее бронирование (при бронировании до 1 марта 2023 г.)
Включено все, кроме:
— международный перелет в Анадырь (туда-обратно),
— международная медицинская страховка,
— Российская виза (при необходимости).
Ориентировочная стоимость перелета Москва – Анадырь – Москва: 45000 – 650000 рублей (приобретается самостоятельно).
Доплата за одноместное размещение : по запросу.
ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ: ТУР НА ЧУКОТКУ
День 1. 8 августа 2023. Прибытие на Чукотку. Заброшенная военная база Гудым
Прибытие в Анадырь в 12:40 в середине дня.
Встреча с гидом в аэропорту, оформление документов, паспортный контроль, пересечение лимана на пароме и въезд в город Анадырь.
Заселение в гостиницу возле аэропорта или в квартиру в пос.
Ужин
Посещение заброшенной военной базы Гудым. Гудым, построенный в конце 1950-х годов, служил базой ядерного оружия в период холодной войны и был полностью скрыт под землей. Исследование тайных туннелей. Пикник на военной базе с упакованным армейским пайком.
Местные деликатесы: красная рыба, икра и др.
Питание: обед, ужин
Размещение: гостиница Норд/ апартаменты
День 2. 9 августа 2023. Анадырь – Лаврентий – Лорино
5 90 После завтрака трансфер в аэропорт.
Рейс из Анадыря в Лаврентий, на самый восток Чукотского полуострова.
В аэропорту встреча с нашим гидом и руководителем группы, профессиональным этнологом. Регистрация в пограничном пункте.
Переезд в Лорино (42 км, 1 час), по пути фотографирование тундры, остановки в живописных местах.
Проживание в квартире в Лорино.
Ужин. Питание, как правило, будет организовано на базе национального парка, в помещении.
Пешеходная экскурсия по деревне Лорино в сопровождении этнографа или местных жителей, инуитов и чукчей.
Чукчи — коренные народы, населяющие Чукотский полуостров и побережье Чукотского моря и Беринговоморского района Северного Ледовитого океана в пределах России. Говорят на чукотском языке. Чукчи произошли от людей, живших вокруг Охотского моря. Согласно последним геномным исследованиям, чукчи являются ближайшими родственниками первых американцев в Азии. Чукчи традиционно делятся на приморских чукчей, которые поселились на побережье и жили в основном за счет охоты на морских млекопитающих, и чукчей-оленеводов, которые жили кочевниками во внутренней тундре, сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей. Русское название «чукчи» происходит от чукотского слова чаучу («богатый оленями»), которое чукчи-оленеводы использовали для отличия от приморских чукчей, называемых анкаллит («морские люди»).
Инуиты (эскимосы, юпики) — группа сходных в культурном отношении коренных народов, населяющих арктические районы Гренландии, Канады, Чукотки и Аляски. Инуитские языки относятся к эскимосско-алеутской семье. Инуиты являются потомками того, что антропологи называют культурой Туле, которые появились на западе Аляски около 1000 г. н.э. Они отделились от родственной алеутской группы около 4000 лет назад, а от северо-восточных сибирских мигрантов, возможно родственных чукотской языковой группе, еще раньше, произошли от третьей крупной миграции из Сибири. Они распространились на восток через Арктику.
Рассказы о местных обрядах и традициях. Ритуал кормления духов
Лекция этнографа об истории китобойного промысла.
Ужин (домашняя кухня).
Питание: завтрак, обед, ужин
Проживание: квартира
День 3. 10 августа 2023 г. Знакомство с культурой чукчей в Лоринской территориальной общине —
охотники на зверей Лорино. Встреча с охотниками. Приветственное слово Председателя — Оттой А.А. инструктаж по технике безопасности и процедуры фотографирования. Сессия вопросов и ответов.
Завтрак.
Морские прогулки и наблюдение за серыми китами, китобойный промысел (этапы поиска, погони и загарпунивания) и разделка добычи местным населением по древним традициям — каждому горожанину по его потребностям.
Фото- и видеосъемка разделки животных ограничена решением съезда коренных малочисленных народов Чукотки и строго регламентирована, производится только в присутствии представителя общины морских охотников.
Китовая охота на Чукотке является давней традицией, в связи с чем она официально разрешена для чукотской популяции (чукчей и инуитов), но в пределах квот, выделенных Международной китобойной комиссией, а это порядка 120 — 140 серых китов и 2 — 5 гренландских китов. китов в год.
Обед из мяса морских животных.
Мастер-класс по пошиву национальной одежды и изготовлению украшений.
Питание: завтрак, обед, ужин
Проживание: квартира
День 4. 11 августа 2023. Лорино – Лагерь оленеводов в тундре
-автомобили повышенной проходимости для бригады оленеводов (бригады Нешкана, Янракыннота или Лорино, в зависимости от местонахождения кочевников). Путь на лодке занимает не менее 4 часов, на вездеходе – не менее 6 часов, а может и больше, в зависимости от местности, дорожных и погодных условий. Фото тундры по дороге.
Если поедем морем в сторону Янракыннота, то остановимся на Масикской (Мечигменской) «китовой аллее», где расположены древние поселения китобоев 13 века. Здесь до сих пор можно найти остатки так называемых «челюстных жилищ», построенных в виде полуземлянок из костей челюстей и ребер гренландских китов. Пикник в пути.
Встреча с оленеводами и обмен подарками.
Прибытие на стойбище, встреча с оленеводами и обмен подарками.
Обеды из мяса северного оленя и других продуктов оленеводов. Мастер-класс по приготовлению оленины.
Общение с оленеводами, сидя у костра, их рассказы о жизни в тундре. Лекция о традиционном обмене между оленеводами и охотниками на тюленей.
Ночевка в спальных мешках в очень простых условиях традиционной яранги или возвращение в Лорино.
Питание: завтрак, обед, ужин
Проживание: яранга (традиционное жилище чукчей).
День 5. 12 августа 2023. Стойбище оленеводов в тундре – Лорино
Завтрак с оленеводами. Первую половину дня мы проводим в стойбище оленеводов, участвуя в жизни оленеводческой бригады.
Поездка в стадо. Мастер-класс по арканному делу.
Возвращение в Лорино, обед.
посещение лоринских горячих источников в тундре на полпути к Лорино. Купание в источниках и возвращение в деревню для ночлега на квартире.
Питание: завтрак, обед, ужин
Размещение: квартира
День 6. 13 августа 2023. Чукотская охота на моржей в Аккани
Рано утром отправляемся в заброшенный чукотский поселок Аккани, который сейчас является базой чукотских морских охотников. Аккани расположен в живописной бухте с многочисленными черепами китов и другими костями на берегу. Аккани – одно из излюбленных мест обитания бурых медведей. Однако встреча с медведем здесь не гарантирована.
Наблюдение за традиционной охотой на ластоногих (моржей). Демонстрация традиционной разделки моржа, приготовление мясного рулета «Кымгыт». Дегустация блюд, приготовленных из мяса моржа. Обед из мяса морских животных, грибов и ягод, прогулка по окрестностям. После прогулки по окрестностям Аккани возвращаемся в Лорино или ночуем на базе (самые элементарные условия!).
Наблюдение за бурыми медведями.
Питание: завтрак, обед, ужин
Проживание: база в Аккани/квартира в Лорино
День 7. 14 августа 2023. Мыс Дежнева — крайняя восточная точка Евразии и древнее эскимосское поселение Наукана 9004
После завтрака мы отправимся на Край Земли. Совершим морское путешествие в самую северную часть Берингова моря, пройдем через бурлящие воды Берингова пролива и, если позволит погода, выйдем в Чукотское море, относящееся к водам Северного Ледовитого океана. Вот наша главная цель — мыс Дежнева, крайняя восточная точка России и весь континент Евразия. Расчетное время из Лорино — 4 часа, из Аккани — 2,5 часа.
При хорошей погоде и видимости можно увидеть не только очертания островов Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США), но и материковое побережье Америки — Аляску. Если позволяет погода, доезжаем до Уэлена – еще одного поселка, расположенного в северной части Чукотского полуострова.
Сойдем на берег в непосредственной близости от мыса Дежнёва, где стоит памятник Семену Дежнёву, первооткрывателю пролива между Евразией и Америкой. Его заметки были опубликованы только после его смерти, через сто лет после того, как он открыл пролив, так что все лавры достались Берингу, увидевшему пролив семьдесят лет спустя, а Дежнёву как раз и досталось название мыса.
Здесь также находится древнее эскимосское поселение Наукан 11-12 века и могильник Эквен, датируемый 2 веком до н.э. Это место, с остатками полуземлянок жилищ и подсобных помещений эскимосов: построенных из камня и китовых костей, расположено в потрясающе красивом месте и производит чрезвычайно сильное впечатление, атмосферно превосходя знаменитый мыс Рока в Португалии, расположенный на противоположном конце Евразии.
Обед в самой восточной точке Евразии, рядом с памятником Дежнёву и пунктом погранслужбы.
Возвращение в Лорино.
Питание: завтрак, обед, ужин
Проживание: квартира
* По желанию за дополнительную плату концерт фольклорного коллектива.
День 8. 15 августа 2023. Погружение в культуру чукчей в Лорино
После завтрака посещение косторезной мастерской, рассказ о традиционном ремесле. Также здесь можно заказать сувениры из моржового бивня, кости или китового уса.
Участие в соревновании китобоев: метание гарпуна, гребля на байдарке из моржовой шкуры, вязание узлов.
Ужин. Посещение бани, неформальное общение с охотниками.
Лекция по истории освоения и освоения Чукотки
Ужин. Встреча с представителями эскимосской и чукотской культур, обсуждение вопросов межкультурного взаимодействия. Общение с участниками фольклорного коллектива.
Питание: завтрак, обед, ужин
Проживание: квартира
День 9. 16 августа 2023. Лорино — Лаврентия — Анадырь
Рано утром, после завтрака, посещение территориально-соседнего сообщества морских охотников во время утреннего сбора.
Прощание с охотниками.
Покупка сувениров. Трансфер в аэропорт Лаврентия.
Этнолог прощается с командой.
Рейс в Анадырь. Паром через Лиман в город. Встреча с местным гидом.
Заселение в гостиницу Анадырь.
Ужин
Наблюдение за ловлей лосося на берегу традиционного чукотского поселка Тавайваам. Ужин.
Питание: завтрак, обед, ужин
Размещение: гостиница Анадырь, двухместные номера
День 10. 17 августа 2023. Анадырь
После завтрака отправляемся на экскурсию по городу (посетим памятники на Гриневецкий, Рытхеу, Мандриков, Никольский) и смотровая площадка с видом на Анадырь.
Посетим музей «Наследие Чукотки».
После обеда прогуляемся к пассажирскому причалу, где во время отлива белухи и тюлени (разновидность тюленей) ловят лосося, стоя против течения.
Фотосъемка белух и тюленей. Покупка сувениров.
Вечером устроим прощальный ужин и обменяемся впечатлениями.
Выступление фольклорного ансамбля — горловое пение или танец
Питание: завтрак, обед, ужин
Размещение: гостиница Анадырь, двухместные номера
День 11. 18 августа 2023 г. Анадырь — Обратный рейс
После завтрака отправляемся покупка сувениров и пересечение лимана, трансфер в аэропорт. Рейс Анадырь-Москва Аэрофлота, вылет во второй половине дня.
Питание: завтрак
Проживание: нет
* Порядок программы может быть изменен при условии сохранения всех основных мероприятий.
** Программа зависит от расписания полетов (возможны изменения) и полетной погоды. Доступ к морю и/или тундре также зависит от погоды и может быть ограничен в любое время из соображений безопасности.
*** Участник экспедиции на Чукотку должен быть мотивирован: уважать культуру чукчей и инуитов, осознавать цель поездки и возможные корректировки планов в зависимости от погодных условий, а также от решения коренных народов сообщества. Участник экспедиции должен быть в хорошей физической форме и уметь адаптироваться в незнакомом обществе и культуре.
**** Если определенные визиты и/или туры не могут быть завершены из-за внешних условий, они будут заменены, где это возможно.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭТОЙ ПОЕЗДКЕ:
При подготовке к поездке в такой уникальный регион как Чукотка возникает много вопросов, так как такую поездку непросто спланировать и провести, во-первых, из-за отсутствия там туристической инфраструктуры, и, во-вторых, из-за сложных климатических условий.
Транспорт
Если вы уже благополучно долетели до аэропорта Анадырь, это не значит, что ваша поездка гарантированно пройдет по всему маршруту. Во-первых, билет на внутренний рейс нужно покупать заранее, так как на Чукотке постоянный дефицит мест на рейсы, и все билеты раскупаются за полгода, как только появляются в продаже. Кроме того, бывают частые задержки вылета в регионы, поэтому настоятельно рекомендуем покупать обратный билет из Анадыря хотя бы с небольшим запасом – через один-два дня после возвращения из региона, и с возможностью изменения даты вылета. .
Оказавшись в аэропорту, попасть в город непросто. Даже если погода хорошая, нужно взять такси до пристани, отстоять очередь, пока паром пересечет лиман, а на другом берегу снова сесть в такси и ехать в гостиницу. Для туристов организуем переправу на барже — выйдя из аэропорта, вы садитесь в микроавтобус, который идет к барже, переправляется и отвозит вас в отель. Но если погода не очень хорошая — штормит, то переправа может быть затруднена или отменена, поэтому есть опасность не переправы. Чтобы избежать риска не улететь на следующий день (а по программе у нас вылет в область — утром следующего дня), то по прилету на Чукотку ночуем на стороне аэропорта, в поселок Угольных Шахт, чтобы утром можно было спокойно добраться до аэропорта. Осмотр города Анадырь выезд на обратном пути.
Проживание
По приезду в Анадырь размещаемся на одну ночь в частных апартаментах или в гостинице Норд. Почему или? Дело в том, что на данный момент гостиница «Норд» является единственной на этом побережье, и часто используется в экстренных случаях для размещения людей, застрявших из-за непогоды. Например, дети, возвращающиеся из летних лагерей. Поэтому этот отель не принимает заказы. Чтобы наши туристы не остались без жилья, мы предпочитаем иметь дело с частными квартирами. Однако, если на сегодняшний день в отеле есть свободные номера по запросу, мы можем разместить вас и там.
Когда доберемся до основного места нашего пребывания — села Лорино, то нас разместят на квартирах у местных жителей. Квартиры бывают разного уровня комфортности, варианты размещения очень ограничены.
На маршруте можно рассчитывать на ночевку в оленеводческой бригаде — в палатках или ярангах, на охотничьей базе Аккани — в доме или балке, здесь предполагается использование спального мешка.
По возвращении в Анадырь планируем заселиться в гостиницу Анадырь, базовый стандарт двухместного размещения.
Питание
В поселке Угольные Копи, в городе Анадырь и в поселке Лорино мы обеспечиваем Вас трехразовым питанием. Во время длительных походов по воде или по тундре организуем пикник — горячий чай и закуски. По возвращении на базу мы уже организуем полноценное горячее питание. Поскольку туристы приезжают на Чукотку, чтобы узнать о том, как живут местные жители, а кухня является одним из самых интересных проявлений культуры, мы стараемся дать вам возможность как можно больше попробовать «чукотскую экзотику» — блюда из мяса. морских животных, оленины, рыбы и икры. Вегетарианцам и веганам, конечно, сложно организовать полноценное питание, так как сюда все привозят в магазины в течение короткого периода навигации. Иногда бывают перебои с овощами и фруктами, которые здесь ласково называют словом «свежесть». В любом случае, мы должны заранее знать о ваших ограничениях в еде. В любом случае крупы и макароны летом в изобилии.
Снаряжение
Перед поездкой многие просят прислать список рекомендуемого снаряжения, а получив его, начинают спорить: «Зачем нам спальники, если мы не ночуем на улице? Зачем вам сапоги?В списке есть РЕКОМЕНДАЦИИ!Ваше право поступать как хотите.Но большинство приезжих недооценивают суровость местного климата.Стоит выйти в море — и понимаешь,что надо было одеться потеплее.Сапоги, например нужны для посадки в лодку и высадки на волнах.Конечно нам может повезти и не нужны сапоги-иногда полный штиль.А если наоборот?Вы в кроссовках,волна поднялась, а в воду надо прыгать?конечно что-то придумаем и выйдем из положения. один совет-не пренебрегайте рекомендациями,берите теплую одежду-типа ветрозащитный лыжный костюм,ботинки(желательно болотные, выше), спальный мешок, термос.Мы надеемся, что в скором времени в Лорино откроется пункт проката, и вы сможете арендовать там все необходимое.
Гигиена
Во избежание неловких ситуаций и в целях профилактики инфекций, которые бродят по планете в наше время, рекомендуем (это именно рекомендация!) всем взять с собой традиционный туристический КЛМН — кружку/ложку / чаша / нож — набор
Значение для тектоники Арктики
%PDF-1.3 % 1 0 объект >поток application/pdf