Цвингер это – Цвингер — Википедия

Содержание

Цвингер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Цвингер с высоты птичьего полета

Цвингер (нем. Dresdner Zwinger) — архитектурный комплекс в Дрездене в стиле позднего барокко и неоренессанса. Его занимают музеи, среди которых Физико-математический салон, собрание фарфора, скульптурное собрание и наиболее известная Дрезденская картинная галерея или, как её ещё называют, Галерея старых мастеров (нем. Gemäldegalerie Alte Meister).

Название происходит от его местоположения: средневековые немцы цвингером называли захаб — часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами. Первое здание Дрезденского цвингера было построено в 1709 г. между крепостными стенами города и представляло собой деревянную оранжерею для выращивания цитрусовых.

Цвингер Августа Сильного стал излюбленной декорацией для праздников и турниров местного дворянства. Три стороны Цвингера были воздвигнуты до 1732 года из камня по проекту главного мастера саксонского барокко, Маттеуса Пёппельманна. Четвёртая, неоренессансная сторона архитектурного ансамбля, спроектированная Готфридом Земпером для картинной галереи и собрания скульптуры, была возведена в 1847-55 годах.

Главным украшением строения являются фонтаны и в особенности «купальня нимф» (Nymphenbad). Примечателен также мелодичный, чистый перезвон фарфоровых колокольчиков из мейсенского фарфора на часах восточного, «колокольчикового» павильона. А из многочисленных скульптур выделяется фигура Геракла, поддерживающего земной шар.

Цвингер несколько раз страдал от военных действий. Первые серьезные разрушения ему были нанесены прусской армией во время Семилетней войны. В 1849 году почти вся восточная часть Цвингера сгорела во время революционных боёв в Дрездене. К 1857 году часть строений была восстановлена, реставрация была закончена к 1936 году.

Во время Второй мировой войны 13 февраля 1945 года британская авиация разбомбила центр Дрездена, сильно пострадал и Цвингер. Его реставрация на этот раз продолжалась до 1964 года.

  • «Коронные ворота», правая сторона — музей фарфора, левая — музей старинных научных приборов

  • Выход на театральную площадь через триумфальную арку с памятником королю Иоганну

  • Павильон на валу

  • Скульптурная группа верхней части павильона на валу

  • Вид на галерею Земпера из Коронных ворот

  • Вид на польскую корону с крыши музея фарфора

  • Скульптура на балюстраде

  • Hubert Georg Ermisch: Der Dresdner Zwinger. (Schriften des Instituts für Theorie und Geschichte der Baukunst der Deutschen Bauakademie) Dresden (Sachsenverlag) 1953 (нем.)

ru.wikipedia.org

Цвингер в Дрездене — подробная информация с фото

Видео: Цвингер

История

Слово «Цвингер» – средневековый немецкий военный термин, означающий узкое пространство между внутренними городскими стенами и внешними укреплениями. В случае прорыва первой линии обороны нападавшие попадали в каменную ловушку под обстрел с обеих сторон. В XVII в. Дрезден расширился, улицы вышли за пределы старинных городских стен, и надобность в таких сооружениях отпала. В 1709 г. курфюрст Саксонии и король Польши Август Сильный приказал выстроить на пустующем Цвингере оранжерею для выращивания экзотических фруктовых деревьев и цветов. Летом кадки с деревьями, усеянными диковинными плодами, выносили на воздух, устраивая на площади живописные прогулочные аллеи с террасами на крепостных валах. Через несколько лет король решил превратить Цвингер в место для праздников и торжеств.

Поворотным событием в судьбе Цвингера стала предстоящая в августе 1719 г. свадьба крон-принца Августа III с принцессой Марией, дочерью императора Иозефа I Габсбурга. К празднованию бракосочетания, дававшему Саксонской династии право на наследование императорской короны, в Цвингере развернулось грандиозное строительство. Унылые стены и бастионы были снесены, для возведения новых сооружений по Эльбе доставлялись гранитные и мраморные блоки. К концу лета 1719 г. Цвингер приобрел торжественный и праздничный облик, которым посетители любуются и сегодня. Для проведения свадебной церемонии был возведен Немецкий павильон, напоминающий маленький дворец. Сейчас в нем располагаются художественные и реставрационные мастерские.

Через десять лет король решил изменить назначение Цвингера. Мода на восточные диковинки миновала, наступила эпоха Просвещения. Бывшие оранжереи и павильоны для увеселений превратились в музеи произведений европейского искусства и достижений немецкой науки, наполнившись экспонатами из дворцовых коллекций. На пополнение экспозиции саксонские курфюрсты не жалели средств.

Цвингер несколько раз подвергался разрушениям. Впервые его здания были повреждены пушками прусских войск во время Семилетней войны, длившейся с 1756 по 1763 годы. В следующем столетии восточную часть комплекса испепелил большой пожар, вспыхнувший во время революционных потрясений 1849 года. Одна из невосполнимых утрат, нанесенных тем пожаром, – обширная научная библиотека, в которой хранились бесценные средневековые рукописи.

Особенно драматично сложилась судьба музеев Цвингера в XX веке, после прихода к власти канцлера Адольфа Гитлера. В 1931 г. нацисты конфисковали и сожгли несколько коллекций современных художников-модернистов и абстракционистов, объявив изображения «созданиями дегенеративного искусства». Среди них были произведения всемирно известных мастеров, например, норвежского художника Эдварда Мунка. К слову, его картина «Крик» была продана в мае 2012 г. за рекордные $ 120 миллионов.

Во время Второй мировой войны, ожидая наступления союзников, сотрудники музея спрятали художественные собрания Цвингера в заброшенных горных рудниках. Однако вывезти удалось не все. В результате налета на Дрезден нескольких сотен бомбардировщиков британской и американской авиации в феврале 1945 г., здания музейного комплекса были превращены в дымящиеся руины. Сгорело около двухсот полотен, все еще находившиеся в зданиях Цвингера, или уже погруженные на стоявшие во дворе машины. Среди них погибли картины большого формата.

После войны Дрезден оказался в оккупационной зоне СССР, обнаруженные художественные произведения были вывезены с Советский Союз. В 1955 г., по инициативе нового советского лидера Никиты Хрущева, около полутора тысяч картин были возвращены в Дрезден, но судьба еще 450-ти полотен по сей день неизвестна.

Много лет на территории Цвингера велись кропотливые восстановительные работы, и только в 60-е годы зданиям музеев и галерей вернули прежний вид.

Новое время

В 2017 г. в помещениях Дрезденской картинной галереи были завершены очередные работы по обновлению интерьеров и обветшавших коммуникаций. Дизайнеры предложили использовать вариации цветов фона для более эффектного визуального структурирования коллекции. Теперь стены залов, в которых демонстрируются работы итальянских художников, имеют глубокий красный цвет. Картины голландских и фламандских живописцев выставлены на зеленом фоне, а испанские и французские полотна XVII в. – на бархатисто-сером.

К концу 2019 году в восточном крыле картинной галереи планируется завершить реконструкцию залов, где обустроят Музей скульптуры. В нем будет представлена великолепная коллекция античных и средневековых изваяний, ранее размещавшихся разрозненно. В отведенных для новой выставки помещениях завершается реконструкция. Наиболее интересные экспонаты пока размещены во Французском павильоне Цвингера и в других музеях Дрездена, а с работами современных скульпторов можно познакомиться в Галерее новых мастеров на набережной Эльбы.

При всех обновлениях фасадов музея реставраторы бережно сохраняют неприметное граффити. Это – надпись, нацарапанная по-русски весной 1945-го на стене галереи, выходящей на Театральную площадь: «Музей проверен. Мин нет».

Архитектурный облик Цвингера

Нарядный комплекс сооружений Цвингера создает впечатление единого цельного проекта сказочного королевского дворца. В перспективе входной арки вы сразу увидите конную статую создателя этой красоты – курфюрста Августа. Кровлю одного из павильонов венчает аллегорическая скульптура Геркулеса, держащего земной шар на плечах. Статуя могучего полубога символизирует несбывшиеся мечты курфюрста о восхождении на императорский трон Германии. Об этих амбициях свидетельствуют и барельефы с двуглавыми императорскими орлами, украшающие фронтоны павильонов.

Весь барочный экстерьер Цвингера насыщен скульптурами, изящной лепниной и каменной резьбой. Многие элементы декора реставраторы послевоенных времен воссоздали из местного известняка.

Войдя в Цвингер с Театральной площади, не пропустите одну из выдающихся архитектурных достопримечательностей комплекса. Пройдите направо, за Французский павильон. Здесь, в замкнутом дворике, прячется прелестный Нимфенбад, что значит Купальня нимф. В струях фонтанов и в нишах каменных стен замерли статуи танцующих красавиц, за которыми с восторгом наблюдают сатиры. На откосе старинного крепостного вала устроены гроты с фонтанчиками и скульптурными композициями, с террас из чаши в чашу ниспадают журчащие водопады. Нимфенбад послужит узнаваемым фоном для ваших селфи.

Боковыми воротами Цвингера служит небольшой Часовой павильон. Павильон с часами-курантами был возведен в 1728-1732 годах. Позднее сооружение получило название Карильон. Первоначально через его арку проходил парадный вход на площадь Цвангера со стороны Старой оперы. На фасаде павильона установлены часы с карильоном – колоколами разного размера из позолоченного мейсенского фарфора, каждый из них имеет строго выверенную тональность звучания. При бомбежке 13 февраля 1945 г. большая часть колоколов и механизмов карильона была уничтожена. В 1955 г. карильон восстановили и дополнили новыми колоколами из белого фарфора, его музыкальные возможности стали значительно шире.

Фарфоровый карильон воспроизводит мелодичные звуки каждые четверть часа, полчаса и полный час, причем мелодии разнятся. Гаммы для этих курантов были специально написаны немецкими композиторами. В праздничные дни колокола исполняют торжественную музыку. В павильоне можно приобрести аудиозаписи, воспроизводящие все варианты музыкальных композиций карильона.

Обширную дворцовую внутреннюю озелененную площадь с фонтанами и старинными фонарями, декоративными водоемами и скульптурами, обрамляют изящные галереи-колоннады, барочные павильоны в форме подковы. С южной стороны площадь ограничивают Прямые галереи, словно под линеечку пристроенные к Коронным вратам (1711 г.), которые венчает сияющая золотом королевская корона Польши. Всю противоположную северную сторону занимает двухэтажное здание Картинной галереи (1855 г.), ее также называют галереей Семпера, по имени архитектора, создавшего проект здания. Галереи и павильоны с восточной стороны площади зеркально повторяют сооружения западного ее крыла.

Удивительно, что зодчим, возводившим здания в разные эпохи, удалось достичь такой архитектурной гармоничности и преемственности в видении общего замысла, реализация которого растянулась на несколько столетий. Первоначальные сооружения, выстроенные в стиле немецкого барокко, ничуть не подавляются массивным ренессансным корпусом картинной галереи, доминирующим в ансамбле. Размещенное в ней бесценное собрание художественных полотен – один из центров притяжения на культурной карте Европы, наряду с парижским Лувром, флорентийской галереей Уффици, испанским Эскориалом.

Дрезденская картинная галерея

Знаменитое собрание картин в Дрездене известно также как Галерея старых мастеров XV-XVIII столетий. Здесь выставлены полотна Боттичелли, Корреджио, Тициана, прелестная «Спящая Венера» Джорджоне. Среди картин мастеров фламандской и нидерландской школ – работы ван Дейка, Рембрандта, Рубенса, выдающегося голландского пейзажиста Якоба ван Рейсдала. Золотой век испанской живописи представлен полотнами Диего Веласкеса и других художников той блестящей эпохи.

Жемчужиной Дрезденского собрания живописи является «Сикстинская мадонна» кисти Рафаэля. Эта внушительных размеров картина (около 2,5 х 2,0 м) была написана Рафаэлем маслом на холсте в 1512 г. по заказу Папы Римского Юлия II. Она предназначалась для украшения алтарной апсиды церкви бенедиктинского монастыря св. Сикста, что в итальянском городе Пьяченца. С картиной связано много любопытных преданий. Рассказывают, что перед нею заплакал от восторга великий художник Высокого Возрождения, мастер светотени и драматичных сцен Антонио да Корреджио. Бытует мнение, что два ребенка-херувима, изображенные внизу композиции в задумчивых позах – это портреты детей Рафаэля, которые пришли в мастерскую отца посмотреть на новую картину.

Саксонский курфюрст и король Польши Август III, сын основателя художественного собрания, купил эту картину в 1754 г. за 20 000 цехинов. Говорят, в те времена эта баснословная сумма была эквивалентна 70-ти килограммам золота. По преданию, картина настолько поразила короля, что он приказал переместить свой трон в дрезденском дворце, чтобы лучше ее рассмотреть. Когда в 1855 г. в Дрездене выстроили Новый Королевский музей, «Сикстинской мадонне» был отдан отдельный роскошный зал. Эта картина стала иконой немецкого романтизма XIX столетия. В 2012 году в Цвингере была проведена юбилейная выставка, посвященная 500-летию создания этой знаменитой картины.

В давних традициях музея – симфонические концерты в залах. Обычно их проводят музыканты Дрезденской оперы, но часто приглашаются их коллеги из других городов Германии и европейских стран. Музыкальная программа каждого из концертов посвящается одной из знаменитых картин собрания.

Постоянная экспозиция Дрезденской галереи состоит из 750-ти картин, еще около тысячи полотен хранятся в запасниках музея.Осматривать шедевры картинной галереи удобно с аудиогидом. Его можно взять при входя на 3 €.

Музей фарфора

Одним из страстных увлечений курфюрста Августа Сильного, положившего начало созданию коллекции этого уникального музея, было собирание предметов из фарфора и фаянса. Первоначально это были тонкой работы расписные вазы и столовая посуда, чайные сервизы и декоративные скульптурные композиции, привезенные из Китая и Японии – далеких стран, владевших секретом производства изящных хрупких изделий. Это неистовое собирательство сам курфюрст в шутку называл «фарфоровой лихорадкой». Он тратил на драгоценный фарфор огромные деньги. Как-то саксонский правитель выменял у прусского короля, с которым велась война, несколько старинных китайских ваз с изображениями красных драконов, отдав за них сотни пленных солдат и офицеров противника. Эти прекрасные вазы и сегодня украшают экспозицию музея. Китайский фарфор – одна из наиболее значимых ценностей музея. Неподготовленному зрителю трудно разобраться в глубокой символике изображений китайских художников, поэтому рекомендуем присоединиться к экскурсии или воспользоваться аудиогидом.

Во всем своем великолепии в музее представлен и мейсенский фарфор. В свое время для разгадки тайны производства фарфора Август Сильный привлек лучших ученых своей страны и щедро финансировал исследования. Оказалось, что ключевым элементом структуры фарфора является минерал каолинит, а в Саксонии были обнаружены его месторождения. Рудники немедленно засекретили и приставили к шахтам охрану. Ведущую роль в изобретении новой технологии сыграл немецкий натуралист Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус. Большой вклад в разработку внес и алхимик Иоганн Фридрих Беттер, до этого безуспешно пытавшийся превратить свинец в золотые слитки. Именно в его лаборатории в 1708 г. были получены первые образцы настоящего фарфора. Через два года в саксонском городе Мейсен была основана Королевская фарфоровая мануфактура. Секрет производства мейсенских изделий охранялся суровым законом, за его разглашение полагалась смертная казнь. Восхитительным мейсенским фарфором сервировали столы европейских монархов и аристократов, в Мейсене производили фамильные сервизы и для русских императоров.

В коллекции курфюрста Августа насчитывалось около 40 000 фарфоровых предметов, к сожалению, половина из них утрачена. Из-за недостатка места в современной экспозиции выставлено примерно две тысячи фарфоровых изделий, остальные хранятся в запасниках, но их часто показывают на специальных временных выставках. Для полноты восприятия изделия из фарфора размещаются на фоне антрацитово-черных и алых лакированных панелей.

Мейсенский фарфор представлен прекрасной посудой, вазами, декоративными статуэтками, изображающими гламурные сценки, многофигурными композициями, табакерками с раскрашенными барельефами, и множеством других изделий. Здесь можно увидеть яркие букеты из цветного фарфора в комбинации с металлом, мелодичные колокольчики, целый зоосад с фигурками животных, изящные настольные статуэтки, фарфоровые каминные часы. В 20-е годы минувшего века па заказу Министерства финансов на Мейсенской мануфактуре массово выпускали даже керамические монеты, которые поступали в денежный оборот Германии, здесь изготовлялись небольшие серии памятных медалей в фарфоровых футлярах.

Музей фарфора располагается в десяти залах галерей южной аркады Цвингера. Если у вас нет общего билета в музеи, можно посетить выставку фарфора за отдельную плату – 6 €. На верхнем ярусе есть уютное кафе, откуда хорошо виден весь музейный комплекс. Одно из помещений музея служит концертным залом.

Физико-математический музей

По центру западной стороны площади Цвингера располагаются подкова скругленных галерей, примыкающих к Физико-математическим павильонам, где более 300 лет хранится коллекция научных приборов и механических хронометров, телескопов, призм и других оптических конструкций. Ими пользовались выдающиеся европейские ученые XVII-XIX столетий. Это был знаменательный период стремительного прогресса науки, когда из средневековой алхимии рождалась современная химия, из астрологии – астрономия. Глядя на эти простые приспособления, трудно представить, что с их помощь были совершены великие открытия и технологические прорывы, плодами которых человечества привычно пользуется и сегодня.

Близлежащие достопримечательности

Еще в позапрошлом столетии в залах Цвингера картинам стало тесно, но только в начале XX в. было решено разделить коллекцию. В музее оставили лишь полотна художников эпох Ренессанса и барокко, именно тогда он получил название Галерея старых мастеров. Более современные произведения перенесли за пределы Цвингера, в красивое здание на набережной Эльбы. Эта экспозиция стала известна как Галерея новых мастеров. Здесь экспонируются произведения художников школы немецкого романтизма, полотна французских импрессионистов, скульптуры. Саму живописную набережную прозвали Балконом Европы. Она также известна как Терраса Брюля – эта территория некогда принадлежала графу Генриху фон Брюлю. Здесь, среди деревьев, фонтанов и памятников, неспешно прогуливаются горожане и туристы, в многочисленных кафе и ресторанах найти свободный столик нелегко.

Справа от Цвингера, на Театральной площади, располагается Дрезденская опера. Ее оркестр нередко концертирует в музейных залах.

Рядом с Цвингером в здании, выстроенном в 1586 г., расположен Музей транспорта. В этом интерактивном собрании представлены подлинные образцы и модели немецких (и не только) автомобилей. Интересно осмотреть первый самодвижущийся экипаж изобретателя Карла Бенца, познакомиться с принципом работы знаменитого двигателя внутреннего сгорания инженера Дизеля.

В пешей доступности от Цвингера – Дрезденский королевский дворец, Оперный театр, Католическая церковь, церковь Фрауэнкирхе и другие достопримечательности города.

Отели рядом

Поблизости от Цвингера находится несколько отелей класса «люкс» с длинными названиями, присущими немецкому языку. Среди них выделяется Hotel Taschenbergpalais Kempinski 5*, расположенный в сотне метров от галереи Старых мастеров. Отель входит в список достопримечательностей Дрездена. Здесь царит атмосфера неброской статусной роскоши. Первый этаж занимают рестораны, кафе, магазины. В распоряжении гостей – крытый бассейн с подогревом, спа-салон, фитнес-центр, ресторан с немецкой кухней, кафе-бистро, бар, подземная автостоянка. Стоимость проживания – от 130 € сутки/номер.

Вот еще несколько отелей в пяти минутах ходьбы от Цвингера:

  • Steigenberger Hotel de Saxe 4*+. Стоимость проживания – 90-300 € сутки/номер.
  • Felix Suiten im Lebendigen Haus am Zwinger. Кроме стандартных номеров в отеле есть просторные трехкомнатные апартаменты с мини-кухней. На первом этаже располагаются ресторан, закусочные и бар. Стоимость проживания – 84-193 € сутки/номер.
  • Vienna House QF Dresden 4*. В отеле есть ресторан с отличной кухней. Стоимость проживания – 63-234 € сутки/номер. Завтрак оплачивается отдельно.
  • Star Inn Hotel Premium 3*. В номерах установлены кофе-машины, холодильники, сейфы, телевизоры. В отеле есть бар, ресторан отсутствует. Ближайший ресторан – в соседнем здании, напротив располагается рынок. Стоимость проживания – 113-618 € сутки/номер.

Практическая информация

С января по март и с ноября по декабрь Цвингер принимает посетителей с 06:00 до 20:00. С апреля по октябрь его двери открыты с 06:00 до 22:00. В это время можно гулять по его территории и осмотреть часть павильонов, оплаты это не потребует.

Музеи работают с 10:00 до 18:00. Понедельник – выходной.

Единый билет для посещения всех музеев обойдется в 12 €, для детей до 5 лет вход бесплатный. Экскурсия для группы из 10 человек стоит от 90 €.

Входы во все музеи обустроены пандусами, удобными для колясок.

Как добраться

Цвингер занимает квартал между Софиштрассе, Остра-Аллее и Эльбой. Его адрес – Театрплатц (Театральная площадь), 1. Из любого уголка Дрездена к дворцовому комплексу можно добраться на трамвае. От вокзала сюда ходят трамваи № 4, 8, 9, 11. Доехать нужно до остановки «Постплатц», далее пройти пешком. До этой же остановки от вокзала можно добраться на автобусе (маршруты № 333, 360).

wikiway.com

Замки Германии: ЦВИНГЕР (Zwinger) — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

ЦВИНГЕР – дворцовый ансамбль, находящийся в Альтштадте (Старом городе) Дрездена (Германия), яркий памятник немецкого барокко , состоящий из изящных нарядных павильонов, объединенных галереями, и здания Дрезденской картинной галереи, построенной в стиле неоренессанса (начата в 1847 Г.Земпером, закончена придворным архитектором Крюгером к 1855).

Этот шедевр барочного искусства, был построен в 1719 г по образцу дворцово-паркового ансамбля Версаль архитектором М. Пёппельманном для Августа Сильного (курфюрста Саксонии и Короля Польши). Название его происходит от немецкого слова «покорять», «побеждать»: местность, где расположен Цвингер, раньше была частью Дрезденской крепости, содержащей внутреннюю и внешнюю стены, в пространстве между которыми должен быть уничтожен возможный противник.

На том месте, где ныне расположен знаменитый Цвингер (Zwinger), находился бастион «Луна», своим углом выдвинутый далеко вперед. Внутри бастиона «Луна» располагался сад с названием Цвингер (это понятие связано с германской крепостной инженерией того времени и означает место между двумя сходящимися под острым углом крепостными стенами).

Предлагаю вам узнать подробнее историю этого архитектурного ансамбля …

Цвингер строился около 20 лет при Августе II Сильном (August II Fryderyk Mocny), короле Польском (1697–1704 и 1709–1733) и курфюрсте Саксонском (Фридрих Август I, 1694–1733), и свой окончательный облик получил почти случайно. С самого начала для его строительства не создавалось четких планов, кроме того, несколько раз в процессе возведения зданий менялось назначение Цвингера: задумывался он как оранжерея, а в результате стал Королевским комплексом естественнонаучных музеев.

Резиденция саксонских курфюрстов – Дрезден начала 18 в. представлял собой мощную крепость звездчатой формы. Такие контуры возникли из-за того, что бастионы, сложенные из плит песчаника (самого красивого и дорогого материала страны), резко выдавались вперед. Там, где сейчас расположен Цвингер, находился бастион «Луна», а внутри его располагался сад Цвингер, название которого было связано с крепостью. В тогдашнем фортификационном деле – науке о строительстве укреплений – понятие «цвингер» означало место между двумя сходящимися под острым углом валами.

В 1709 Август Сильный дал распоряжение своим архитекторам построить на внутренней стороне цвингеровского вала оранжерею. Слово «оранжерея» (франц. оrangerie, от orange – апельсин) происходит от названия апельсиновых деревьев, но оранжереи предназначались и для других экзотических деревьев (лавров, лимонов).

Лимоны и апельсины на севере не вызревают, но даже недозрелые плоды ярко окрашены. В теплое время года растения в кадках выносили во двор и составляли из них целые аллеи, по которым прогуливались придворные как по волшебному саду.

Наряду с оранжереей, которой первоначально и был Цвингер, на противоположном берегу Эльбы был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного, со специальными кабинетами, где хранились работы по лаку. От него сохранились до наших дней Японский дворец и величайшее в мире собрание фарфора, занимающее четвертую часть помещений Цвингера.

Экзотические деревья, лаки, фарфор – были данью моде на все восточное, появившейся при дворе французского короля Людовика XIV (1643–1715), а каждый из немецких князей воображал себя «королем-солнцем». Но в Германии дань моде сочеталась с научными интересами, яркий пример – упорные поиски и вторичное открытие в Саксонии тайны производства фарфора в начале 18 в. И.Бётгером и Э.Чирнгаузом (Чирнгаузеном). В 1710 в Мейсене возник первый в Германии фарфоровый завод.

Цвингеровская оранжерея – одна из первых оранжерей Германии, превзошла все, что существовало до нее в этом плане. Сохранился набросок, сделанный королем собственноручно, где он раскрывает свой замысел: там, где вал выдавался вперед, Август хотел построить три полукруглые, расположенные одна над другой террасы, на которых рядами должны были располагаться экзотические деревья. Впоследствии король утверждал, что Цвингер построен по его замыслу, однако то, что было создано, мало напоминает королевский набросок.


Кликабельно 8000 рх

Король и архитектор М.Д.Пёппельман как будто состязались в изобретательности и, в конце – концов, вместо оранжереи возникло сооружение для празднеств и торжественных церемоний. Правда, для этого многим пришлось пожертвовать: снесли часть имевшихся строений и часть бастионов, защищавших город, углубили фарватер реки Эльбы, начиная от города Кёнигштайн, чтобы доставлять по ней из каменоломен мощные песчаниковые блоки для опор, колонн и монументальной скульптуры.

Когда архитектор М.Д.Пёппельман, сын купца из Херфорда в Вестфалии, возглавил строительство Цвингера, ему было 47 лет. До этого более 20 лет он прослужил при Дрезденском дворе и только в 1705 после смерти своего начальника был назначен архитектором земли Саксонии и смог наконец-то выступить с собственными планами.

Начиная с 1707 Пёппельман участвовал в строительстве Ташенбергского дворца, руины которого и сейчас находятся напротив Колокольного павильона.

Еще в 1709 архитектор предложил вместо террас построить две закругленные галереи – постоянные зимние помещения для деревьев. Закругленные галереи Пёппельман поставил на низкую террасу, связанную с садом лестницей, а на их крышах создал верхнюю террасу для променада. Окна галерей доходили до пола, перед каждым окном располагалась консоль, на которую в теплое время удобно было выносить цитрусовые деревья в тяжелых кадках.

Август Сильный послал Пёппельмана в Вену и Рим, чтобы он посмотрел, как надо строить дворцы и разбивать сады. Возвратившись в 1710, Пёппельман предлагает королю пристроить к Закругленным галереям два двухэтажных павильона, а перепад высоты между цвингеровским валом и садом использовать для сооружения каскадов и фонтанов – вода как стоячая, так и текучая приобретает в это время особую функцию в архитектуре. Так в Цвингере появился «водяной театр», позднее названный Купальней нимф. Архитектуру оживляла вода и прекрасные скульптуры, выполненные Балтазаром Пермозером вместе с помощниками.

В 1712 были закончены обе западные Закругленные галереи, а год спустя и оба угловых Павильона, Вслед за этим начали строиться обе южные галереи и Коронные ворота. При постройке Прямых галерей с Коронными воротами дрезденская крепость лишилась вала с оборонительными сооружениями и защитного рва (через него теперь был перекинут деревянный мост, который в случае нападения врагов можно было легко уничтожить).

Даже в 1715 все еще не было точных планов завершения Цвингера.


Кликабельно 8000 рх

В 1715 Пёппельман был послан в Париж для изучения дворцовых сооружений и их интерьеров. В это же время архитектор решает проблему, над которой он бился несколько лет – оформление стыка между западными Закругленными галереями – Пёппельман запланировал здесь целое сооружение – Павильон на валу, который должен был увенчать собой всю архитектурную группу и выполнить несколько важных функций: в нем расположены входные двери в обе Закругленные галереи, лестницы, три фонтана, образующие грот, и небольшой парадный зал.

Павильон на валу был сооружен в 1716–1718, к этому времени завершается отделка Французского и Физико-математического павильонов, которыми заканчиваются западные Закругленные галереи.

Летом 1719 должна была состояться свадьба кронпринца Фридриха-Августа (1733–1763 – Август III, король польский и курфюрст саксонский) со старшей дочерью умершего императора Марией Жозефой. Благодаря этому браку Саксония могла претендовать на императорскую корону. Август II Сильный счел, что свадьбу можно отпраздновать в цвингеровском саду, хоть он еще и не был закончен. Надо было срочно решать, как достойным образом завершить архитектурный ансамбль, ведь его территория с двух сторон (с севера и востока) оставалась открытой. Всем было ясно, что ничего фундаментального за год не сделать, поэтому все постройки стали сооружать из дерева как временные. Из камня к 1719 в ужасной спешке были построены два новых угловых павильона – Немецкий и Музей фарфора, а также оперный театр. К августу 1719 года Цвингер, включая временные деревянные строения, был закончен. Расходы почти в три раза превзошли предварительную смету, но даже недостроенный Цвингер, по мнению современников, был ни с чем не сравним. На одной из праздничных декораций Август приказал поместить изречение: «Бессмертие приносят князьям, как великие победы, так и великие здания».

После пышных свадебных празднеств государственная казна была опустошена. Лишь в 1722 закончился мертвый период в строительстве Цвингера. Были сооружены уже из камня обе восточные Закругленные галереи и так называемые Городские ворота (Колокольный павильон). Их увенчала фигура Геркулеса с дубинкой. Все остальные скульптуры были включены в архитектуру лишь как грубо обтесанные каменные блоки. На этом работы в Цвингере прекратились.

В 1728 Август Сильный дал распоряжение забрать деревья и растения из галерей Цвингера, и на их месте организовать естественнонаучные музеи и кабинет графики – назначение Цвингера вновь изменилось.

К 1730 Цвингер становится самым значительным комплексом естественнонаучных музеев Европы, в нем представлены наряду с графикой экспонаты кунсткамеры, коллекции минералов, окаменелостей, раковин, кораллов, янтаря, материалов по зоологии, ботанике, анатомии, а также можно было пользоваться естественнонаучной библиотекой. Теперь Цвингер называют не оранжереей, а Королевским дворцом наук, праздников там больше не устраивалось.

Барочные фасады Цвингера лишены ровных поверхностей. Колонны, пилястры, ниши, выступы, углубления и прочие декоративные формы образуют живописный рельеф. Чрезвычайно большое значение придавалось скульптурным фигурам, выполненные под руководством придворного скульптора Б.Пермозера, которому во время строительства уже за 60. Пермозер, сын баварского крестьянина, был необычайно живым человеком, одевался и вел себя по собственному усмотрению, а в своих произведениях попирал законы анатомии. У его веселых детских фигурок оказывались складки жира, круглые животы и чересчур толстые щеки, у фавнов – чрезмерно большие козлиные копыта, у молодых женщин – непомерно длинные изогнутые шеи.

У Пермозера было много помощников, верных выработанному им методу обработки камня и форме, которую сейчас называют цвингеровским стилем. Среди них были и известные мастера: Беньямин Томэ, Пауль Герман, Иоганн Иоахим Кречмар, Кристиан Кирхнер, Пауль Эгель.

Над одной скульптурой в человеческий рост Пермозер трудился около полугода, тем не менее, им выполнено множество произведений, в том числе статуя Геркулеса, согнувшегося под тяжестью Земного шара, венчающая Павильон на валу. Статуя была аллегорией, очень понятной в те времена. «Саксонским Геркулесом» был прозван Август Сильный. Это был намек на его физическую силу, и в то же время прозвище должно было льстить его самолюбию, так как связывалось с именем героя и даже полубога. Поэтому голова Геркулеса изображена над входом в Коронные ворота, а под нею инициалы «АР» («Аугустус рекс» – король Август). До 1849 Геркулес с дубинкой венчал Колокольный павильон, сейчас на этом месте находится копия статуи Геркулеса с Земным шаром.

Земной шар – это еще один намек. По мифу, Геркулес должен был принести из божественного сада золотые яблоки. Великан Атлант, держащий на своих плечах Земной шар, готов совершить это за него, если Геркулес временно подержит на своих плечах эту тяжкую ношу. Герой с Земным шаром на плечах – двоякий символ. Золотыми были яблоки из божественного сада, и золотыми были плоды на апельсиновых деревьях, которые Август велел привезти с далекого Востока. Тем самым оранжерея представляется мифическим садом богов, а ее основатель – мифическим героем. Еще более важный намек связан с Геркулесом как заместителем Атланта. После смерти императора Иозефа I в 1711 и до выборов его преемника, Август Сильный был имперским викарием – заместителем императора.

Несущий Земной шар Геркулес воспринимался как символ имперского викария, взявшего временно на себя тяжесть ответственности за империю. Викарий мог претендовать на императорский сан, поэтому на фронтонах Физико-математического и Французского павильонов со стороны двора (строились павильоны как раз в 1711) мы видим двуглавых имперских орлов, говорящих о мечте Августа стать императором. В Цвингере масса таких политических символов. Коронные ворота служат постаментом для польской короны, а находящиеся под ней четыре орла напоминают о польском гербе. На внешней стороне ворот под куполом изображен большой польский герб с орлами и всадниками, символизирующими собой Литву. В него включен саксонский герб со скрещенными мечами саксонских курфюрстов. Такой же двойной герб, но значительно больших размеров, венчает собой фасад Павильона на валу. Повсюду изображается голова Геркулеса, переплетенные инициалы «АР», корона и орел Польши, шапка курфюрстов, польский скипетр и скрещенные саксонские курфюршеские мечи, датский орден Слона в форме подвески на ленте, польский орден Орла в форме креста на звезде. Это намек на то, что еще в 1697 Август Сильный, курфюрст Саксонский, стал королем Польши, что он могущественен, у него собственные дипломатические связи и политические притязания.

Цвингер – комплекс государственных строений и главное место в декоре отведено восхвалению монарха, однако в менее парадных местах Б.Пермозер изобразил фавнов, древние божества плодородия, а также статуи времен года и веселых музыкантов. У воды разместились скульптурные нимфы, тритоны и морские чудовища, на балюстрадах – веселые детские фигурки и вазы с цветами. Наверху, на павильонах и воротах возвышаются фигуры богов.

В интерьерах барочных зданий важное место занимает живопись. Влажный климат приэльбской долины частично разрушил ее в Цвингере. Живописью был украшен купол Коронных ворот. До 1945 сохранялись огромные плафоны на потолке Физико-математического и Французского павильонов. Плафон Физико-математического павильона расписывал Луи де Сильвестр, специально для этого выписанный из Парижа. Он изобразил миф об Амуре и Психее, а также весь Олимп, где Юпитер был написан с Августа Сильного, другие боги походили на дрезденских придворных.Французский павильон расписывал придворный художник Августа II Г.К.Фелинг. На плафоне он изобразил 4 времени года, однако на стене был помещен медальон с поясным изображением монарха, а под ним – Геркулес, побеждающий львов, т.е. та же аллегория, что и в скульптуре.

Вода в ансамбле Цвингера играла не менее важную роль, чем скульптура. Четыре больших бассейна с фонтанами и сейчас можно видеть в центре цвингеровского двора. У Прямых галерей было запроектировано 10 фонтанов: струясь из чаши в чашу, вода образовывала сверкающую завесу. В Павильоне на валу было 3 фонтана-бассейна; первоначально 1 этаж Физико-математического павильона выглядел как зал с гротами и фонтанами. Однако самым удивительным творением остаются бассейны, гроты, фонтаны и каскады Купальни нимф или, как называли это место современники – «пещеры отшельника».

Пёппельман в архитектурной композиции Цвингера постоянно использует контрасты: он сталкивает свет и тень, массивность и воздушность, закругления и прямые линии; смену высоких и низких элементов, причудливые и строгие формы, воду, бьющую вверх и льющуюся вниз. По этим законам создавались многие произведения в стиле барокко, но в Цвингере перед нами предстает невиданное богатство мотивов и форм, их вариации и переплетения, порожденные неисчерпаемой фантазией.

Цвингер часто страдал от войн, первые серьезные разрушения были нанесены прусской армией во время Семилетней войны (1756–1763). Кроме того, построен ансамбль из песчаника – камня довольно мягкого, подверженного выветриванию. Поэтому уже в 1783 начались реставрационные работы, которыми руководил И.Д.Шаде. С тех пор уже более 200 лет непрерывно ведутся реставрационные работы.


В 1849 во время революционных боев в Дрездене начался сильнейший пожар – сгорела почти вся восточная часть Цвингера. К 1857 часть строений была восстановлена К.М.Хэнелем, причинившим по неведению большой вред: вплоть до 1863 статуи и стены под его руководством покрывались олифой, которая вызвала разрушение песчаника. С 1910 олифу стали снимать растворителем, провели частичную реконструкцию зданий и скульптур. К 1936 реставрация была закончена, однако 13 февраля 1945 англо-американская авиация разбомбила центр Дрездена, сильно пострадал и Цвингер. Вплоть до 1964 (19 лет) там продолжались реставрационные работы под руководством Г.Эрмиша и А.Брауна, которых впоследствии сменили арх. Френцель и скульптор Шлезингер. Реставрационные работы в Цвингере обошлись в 20 млн. марок.

В 1962 в помещениях от Закругленной галереи Колокольного павильона до восточной Прямой галереи расположился музей фарфора. В западной Закругленной галерее – музей Зоологии, а в 1 этаже Французского павильона разместилась выставка о придворной охоте.

Ольга Морозова

Давайте пройдемся на виртуальную экскурсию ! Нажимайте на картинки ниже …

[источники]
источники
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TSVINGER.html?page=0,2
http://germany.destinations.ru/dresden/sights/12
http://www.eurotraveler.ru/europe/germanija/cvinger/

—-

Предлагаю вам вспомнить еще один сказочный замок в Германии Эльц (нем. Burg Eltz) или вот

masterok.livejournal.com

Дворец Цвингер, Дрезден. Отели рядом, фото, видео, как добраться, картинная галерея, музей, достопримечательности, фонтаны, «Нимфенбад», официальный с

Дворец Цвингер, построенный в 18 веке, является одним из ярчайших строений барокко. Цвингер расположен в Дрездене, столице федеральной земли Саксония, на востоке Германии.

Авторами этого шедевра архитектурного искусства являются архитектор Матеус Пёппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann) и скульптор Бальтазар Пермозер (Balthasar Permoser).

Ансамбль дворца Цвингер состоит из трех галерей — валового павильона, павильона колокольчиков и галереи с Коронными воротами, связанных между собой четырьмя угловыми павильонами и симметричными парковыми газонами и фонтанами в центре двора. С севера композицию замыкает галерея Земпера.

Строгие линии галерей дополняют богато украшенные павильоны и арки. Повсюду установлены скульптуры, растительные орнаменты сменяются декоративными нишами, переплетенными изображениями животных и фантастических образов.

Дворец Цвингер считается шедевром европейского архитектурного искусства в стиле барокко. Сегодня здесь размещены три музея.

Пространство, где позже возник дворец Цвингер, первоначально составляло свободное место между старой и новой городской стеной Дрездена. Первые шаги в разбивке парка Цвингера предпринял курфюрст Мориц (Kurfürst Moritz) в 1549 году. Он приказал оформить пустое пространство по образцу пражского дворцового парка. Курфюрст Мориц вместе со своей супругой Анной считаются основателями саксонского садового искусства.

Основная часть дворцовых построек и окончательное оформление парка относится ко времени правления курфюрста Фридриха Августа I, или Августа Сильного (August der Starke). К началу его правления, концу XVII века, большая часть дрезденских построек была деревянной. Много путешествующий по Европе, Август Сильный поставил своей целью перестроить свой главный город так, чтобы Дрезден мог стоять в одном ряду с ведущими королевскими дворами Италии и Франции.

К строительству нового дворца приступили в 1715 году. Хотя работы еще не были полностью закончены, к свадьбе сына Фридриха Августа II c Марией Жозефиной австрийской в 1719 году Август Сильный пожелал устроить праздник в новом дворце. Недостающие детали были спрятаны за декорациями, и премьера нового дворца Цвингер состоялась.

Работы продолжались еще девять лет. Первым была отстроена галерея, которую использовали в качестве оранжереи. Затем возникли строения южного и восточного флигеля. Северная сторона так и осталась незастроенной. Здесь, в качестве декорации, возник Зеленый павильон.

Для заполнения внутридворцового пространства Фридрих Август I решил разбить прямоугольный парк, размером 204 на 116 метров, заполнив его газонами и клумбами с экзотическими растениями и апельсиновыми деревьями.

Одним из главных украшений дворцового ансамбля Цвингер являются его фонтаны. Кроме фонтанов в парковой зоне, за Французским павильоном размещен многометровый фонтан «Купальня нимф» (Nymphenbad), состоящий из многочисленных гротов, скульптурных композиций и украшений из камня.

При входе в дворцовый ансамбль сразу бросается в глаза огромная корона, венчающая ворота. Они так и называются — Коронные ворота. Август II Сильный был не только курфюрстом Саксонии, но и королем Польши. И хотя королем Август II пробыл всего семь лет, этот факт и должны были подчеркивать ворота. Архитектура ворот очень необычна, помимо самой позолоченной короны, их украшают орлы и растительные орнаменты.

Напротив находится Павильон колокольчиков, который знаменит своими необычными фарфоровыми часами и фарфоровыми же колокольчиками. Колокольчики первоначально были позолочены, но во время Второй мировой войны они были утрачены. Впоследствии были восстановлены и часы, и колокольчики, и сегодня каждые пятнадцать минут сорок колокольчиков издают мелодии. В зависимости от сезона мелодии меняются.

В 1728 году строительство трех сторон дворца было наконец закончено.

В XIX веке архитектор Готфрид Земпер (Gottfried Semper) спроектировал здание Оперы на площади за дворцом и галереи с четвертой стороны Цвингера. Галерея носит имя Земпера. Сегодня здесь размещена знаменитая Дрезденская картинная галерея. Дворцовый комплекс получил свое логическое завершение.

План дворцового комплекса Цвингер

Во время Второй мировой войны дворец Цвингер был полностью разрушен. Восстановительные работы продолжались до 1960 года.

Дворец Цвингер по своему прямому назначению не использовался. Королевские особы здесь не жили. Почти сразу после постройки здесь были размещены собрания искусств и приборов.

Музеи дворца Цвингер

Во дворце Цвингер сегодня размещены три самостоятельных музея.

Физико-математический салон

Физико-математический салон открыт в Цвингере с 1728 года. Первоначально экспонаты Физико-математического салона были частью Оружейной палаты, затем были выведены в самостоятельный музей. Начало коллекции положил еще Август Саксонский в XVI веке.

Собрание Физико-математического салона дает представление о том, как развивались способности человечества измерять такие параметры окружающего мира, как длина, температура, вес, расстояние и объем. Но не только это. Работы, представленные в музее, являются произведениями изящного кузнечного искусства.

Здесь представлены старейшие карты, глобусы, астрономические приборы, часы, показывающие время в любом городе земли. Особая гордость музея — паскалина — суммирующий прибор, выполненный в 1650 году, прообраз счетной машины, изобретенный в XVII веке Блезом Паскалем.

Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея с ее собранием в 750 картин, относится к числу самых значительных галерей мира. По немецки ее называют Gemelde Galerie Alte Meister — Галерея старых мастеров. Дело в том, что когда помещение музея переполнилось, картины XIX и XX веков были перенесены в Новую галерею.

В коллекции Дрезденской картинной галереи хранятся работы художников XV — XVIII веков. Основу собрания составляют произведения итальянских мастеров, а также голландское и фламандское искусство.

Самый знаменитый экспонат Дрезденской картинной галереи — работа Рафаэля «Сикстинская мадонна». Целые залы посвящены работам Тициана, Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка и Караваджо.

Музей фарфора

Коллекцию фарфора (Porzellansammlung)начал собирать курфюрст Август Сильный. Сегодня собрание музея составляет более 20 тысяч предметов.

Основными экспонатами музея фарфора являются произведения из Китая эпохи династии Мин, а также периода правления императора Канси, фарфор из Японии имари и какиэмон.

Кроме того, в музее выставлена крупнейшая в мире коллекция раннего мейсенского фарфора работы таких знаменитых мастеров как Иоганн Иоахим Кендлер, Готлиб Кирхнер и Иоганн Бёттгер.

Режим работы

Кроме самого дворцового комплекса можно посетить музеи, размещенные в галереях дворца.

Внутренний двор и внешние галереи Цвингера (Innenhof und Außengalerien des Zwingers)

Доступ во двор и парк открыт круглогодично и ежедневно с 6.00. утра.

На ночь помещения парка закрываются:

  • с апреля по октябрь в 22.00.,
  • с ноября по март — в 20.00.

Музеи дворца Цвингер:

  • работают ежедневно с 10.00. по 18.00.
  • понедельник — закрыты.

Стоимость билета

Вход в дворцовый парк и внешние галереи — свободный.

В музеи дворца есть различные виды билетов.

Цвингер-тикет (Zwinger-Ticket) — включает посещение Дрезденской картинной галереи, Физико-математического салона, музея Фарфора и актуальных временных экспозиций:

  • взрослый билет — 12 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 9 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно,
  • группы от 10 человек — 11 евро.

Только физико-математический салон:

  • взрослый билет — 6 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 4,50 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно,
  • группы от 10 человек — 5,50 евро.

Только музей Фарфора:

  • взрослый — 6 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 4,50 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно,
  • группы от 10 человек — 5,50 евро.

Билет на один день (Tageskarte), включает посещение всех дрезденских музеев, кроме исторического Зеленого хранилища (Historisches Grünes Gewölbe) за один день:

  • взрослый — 19 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 14 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно.

Двухдневный билет (2 Tage Karte), включает посещение всех дрезденских музеев, кроме исторического Зеленого хранилища (Historisches Grünes Gewölbe) за два дня:

  • взрослый — 27 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 20 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно.
Уточнить информацию можно на официальном сайте

Как добраться

Дворец Цвингер расположен в центре Дрездена. До него удобно добраться на любом виде транспорта.

На общественном транспорте

  • На городской электричке(S-Bahn): маршруты 4, 8, 9 до остановки Театерплац (Theaterplatz)
  • На автобусе: Dresden-Bühlau маршрут 11 до остановки Постплац (Postplatz), Dresden-Prohlis маршрут 2 до остановки Postplatz.
  • На поезде: до остановки Dresden Hauptbahnhof, далее на городской электричке или 10–15 минут пешком.
Схема движения общественного транспорта

На автомобиле

На автобане A4 или A17 до Дрездена, съезд по указателю Dresden-Zentrum.

В районе дворца Цвингер есть несколько парковок, все платные:

  • Parkhaus Frauenkirche/Neumarkt,
  • Parkhaus Semperoper,
  • Parkhaus Kempinski Hotel Taschenbergpalais,
  • Parkhaus Hilton Dresden,
  • Parkplatz Altmarkt.
Парковки в районе дворца Цвингер

На такси

До дворца Цвингер удобно доехать на такси Uber.

Видео о дворце Цвингер

www.tourister.ru

Цвингер

Цвингер я мечтала увидеть в Дрездене в первую очередь. Знаете, почему? Когда я была ещё ребёнком, а родители служили в ГДР, в Цвингере мы побывали вместе. Поэтому в свой первый взрослый визит Дрездена я сразу же пришла сюда. И обрадовалась тому, что многое осталось точно таким, как мне запомнилось.

Для меня Цвингер — множество ассоциаций, которые дают повод фантазировать и размышлять.

«Процвингер»

Слово Zwinger переводится с немецкого как «псарня», «конура» или «питомник». Но раньше, в Средневековье, цвингером называли часть крепости между внутренней и наружной стеной. Не знаю, держали ли на этой территории псов или других животных, но какая-то связь, очевидно, между этими названиями есть. А может быть всё дело в том, где построили дрезденский Цвингер?

Прежде он располагался между крепостными стенами столицы Саксонии и ничего общего с «конурой» в нём нет. А есть великолепный двор с фонтанами, а вокруг него несколько зданий в стиле барокко. Проектировал этот дворцовый ансамбль архитектор Пёппельман ещё в XVIII веке. Его дело подхватили последователи Земпер и Крюгер. В результате получился пышный комплекс из объединённых галереями нарядных павильонов. К нему же относится здание Галереи старых мастеров.

Даже не заходя в неё, как и в другие музеи Цвингера (о них чуть позже), здесь можно провести больше часа. По крайней мере, так получилось у меня. Я пыталась представить себе 1709 год — тогда и началась история дворцового комплекса.

У нас в России ломал старые устои Петр I, а здесь построили нечто деревянное, похожее на амфитеатр — это сооружение и стало «працвингером». Постройка окружила площадь, где гуляла и устраивала турниры саксонская знать. А потом пришёл Маттеус Даниэль Пёппельманн, и три стороны Цвингера «окаменели». Четвертая сторона выпала на долю Готфрида Земпера, и к 1855 году каменный Цвингер был полностью построен.

Не знаю, можно ли назвать постройки грациозными, но Zwinger для меня грациозен. Его фасад, линии, переходы, контуры павильонов и ворот — настоящее произведение искусства. Всё симметрично, чётко, возвышенно: и Коронные ворота, и Прямые галереи на южной границе Цвингера, и архитектурные композиции на восточной и западной стороне. А сколько изумительных скульптур! Я долго рассматривала «Купальню нимф»: она справедливо считается одним из главных украшений дворцового комплекса, и в это время на часах Цвингера зазвучали мелодичные фарфоровые колокольчики. Прелесть!

История создания Цвингера

Самым интересным для меня было то, что строился дворцовый комплекс по наитию. Никто, несмотря на архитектурные разработки, не знал, куда кривая выведет. Сначала Цвингер задумывали сделать оранжереей, а в итоге получили королевский комплекс естественнонаучных музеев. Начал это дело, как и всё самое главное в Дрездене, Август II Сильный, а закончил Фридрих Август I, саксонский курфюрст.

Как я уже говорила, здесь когда-то была мощная крепость. Там, где сейчас расположен Цвингер, находился один из бастионов, а внутри него располагался сад. В 1709 году, о котором уже шла речь, Август Сильный приказал архитекторам позаботиться о здании оранжереи: она должна была появиться на внутренней стороне крепостного вала. В оранжерее сажали экзотические для Саксонии: апельсины, лимоны и лавры. Когда наступали тёплые деньки, придворные дамы и кавалеры прогуливались по аллеям, составленным из кадок — деревца с их яркими плодами выносили во двор и создавали из них волшебный сад. Честно говоря, я им немножко завидую, ведь таким дворец нам уже не увидеть.

Итак, изначально Цвингер был оранжереей. А в это самое время на другом берегу Эльбы строили фарфоровый замок Августа Сильного — уникальная коллекция фарфора ныне занимает четвёртую часть помещений Цвингера. Как жаль, что машины времени не существует: я бы так хотела перенестись в те времена и посмотреть, как всё это создавалось!

Пристрастие к экзотике и фарфору возникло не просто так: особо ценили их при дворе французского короля Людовика XIV, а немецким князьям так хотелось ему подражать! Но пустозвонами они не были. Мода модой, а наука наукой: в Германии тайнами производства фарфора занимались серьёзно. В 1710 году в Мейсене немцы построили первый в своей стране фарфоровый завод. Гордиться им трудолюбивый народ может и сегодня.

Соперничество сильнейших

Как же хотелось Августу Сильному превзойти всех и вся! Находясь в Цвингере, я то и дело думала о великом правителе Саксонии и его непомерных амбициях. Его величество собственноручно сделал набросок того, как должна выглядеть королевская оранжерея: Август желал построить три полукруглые террасы, расположенные одна над другой. Экзотические деревья должны были располагаться на них рядами. На практике вышло по-другому: расчеты архитекторов преобразили замысел курфюрста. Но получилось достойно, и король утверждал, что Цвингер полностью соответствует его идее. И, я думаю, не нашлось никого, кто стал бы спорить с ним вслух.

Разве что посмеивался потихоньку сам М. Д. Пёппельман: у него получилось лучше, чем хотел Август Сильный: не просто оранжерея, а здание для торжественных церемоний и праздников. Я считаю, что вышло просто великолепно! Конечно, построить его без ведома и разрешения короля у Маттеуса Даниэля ни за что бы не вышло. Поэтому, думаю, умница-архитектор проявил невероятную деликатность и дипломатию — часть имевшихся бастионов и строений снесли, фарватер Эльбы укрепили, и из каменоломен города Кёнигштайна стали доставлять блоки из песчаника.

Ода архитектору

Маттеус Пёппельман, как мне кажется, был парень не промах. Имелся у него ещё один талант: он умел ждать. Строительство Цвингера архитектор возглавил за три года до своего пятидесятилетия. При дрезденском дворе он прослужил целых 20 лет. Фортуна улыбнулась Пёппельману в 1705 году, когда после кончины своего начальника он смог заявить о своих неординарных возможностях и был назначен архитектором Саксонии.

В своём новом статусе Пёппельман приложил руку к строительству Ташенбергского дворца (1707 год), а в 1709 предложил построить в Цвингере постоянные зимние помещения для деревьев — две закруглённые галереи. Поставил он их на низкой террасе. С садом её связывала лестница.

Для прогулок придворных была создана верхняя терраса. С удовольствием прошлась по ней и я. Окна галерей Пёппельман спроектировал до пола. Перед каждым окном архитектор расположил консоль. На неё в тёплое время года выносить цитрусовые деревья в объёмных кадках было очень удобно.

Август Сильный был впечатлён. Для того, чтобы мы все увидели Цвингер таким, каков он есть, он отправил архитектора в Рим и Вену. Пусть по королевской воле подучится тому, как следует строить дворцы и разбивать сады!

Пёппельман съездил не зря. Вернувшись из-за границы в 1710 году, он выложил правителю свой план: почему бы не пристроить два двухэтажных павильона к закругленным галереям? Перепад высоты между садом и цвингеровским валом можно использовать для создания фонтанов и каскадов. Август произнёс своё решающее «да», и в Цвингере появился так называемый «водяной театр». Позже его назвали Купальней нимф, у которой в наши дни фотографируются все гости Цвингера. Скульптуры прелестных купальщиц создал Бальтазар Пермозер и его помощники. На мой взгляд, это шедевр!

Лиха беда начало

Наступил 1712 год, который в Цвингере я старалась представить, как могла: очень люблю историю. Территория, отведённая под комплекс, стала кардинально меняться. Обе западные закругленные галереи были построены полностью. Через несколько месяцев предстали во всей красе оба угловых павильона. Наступила очередь Коронных ворот и обеих южных галерей. Осматривая их сегодня, я старалась представить себе, как выглядел Цвингер без них. Надо сказать, у меня ничего не получилось. А ведь было здесь всё когда-то совсем по-другому! И защитный ров был, и вал с оборонительными сооружениями. Но когда наступило время постройки Коронных ворот и прямых галерей, от вала и рва мало что осталось. Но вот что интересно, друзья: если цвингерский экскурсовод ничего не напутал, то даже в 1715 году окончательных планов по завершению Цвингера не было! И тогда Август решил Пёппельмана послать. Нет, не по известному адресу, а в Париж.

Вот это свадьба

Оказавшись во французской столице, Маттеус бросился изучать интерьеры и тонкости дворцовых сооружений. Как угодить требовательному королю и добиться совершенства? Поездка помогла: архитектор решил наконец проблему, которая не давала ему покоя несколько лет. Пёппельман понял, как следует оформить стык между западными Закругленными галереями. Нужен Павильон на валу! Он увенчал бы всю архитектурную группу. В нём должны были быть расположены входные двери в обе закруглённые галереи, лестницы, парадный зал… Как я любовалась всем этим во время своей экскурсии!

У Маттеуса всё получилось! В 1718 году Павильон на валу был закончен так же, как и его собратья — Физико-математический и Французский павильоны. И вот тут… Кронпринц Фридрих-Авгус

travelask.ru

Цвингер — это… Что такое Цвингер?

Координаты: 51°03′11″ с. ш. 13°44′02″ в. д. / 51.053056° с. ш. 13.733889° в. д. (G) (O)51.053056, 13.733889

Цвингер с высоты птичьего полета. На заднем плане Эльба и опера Земпера, на переднем драматический театр.

Цвингер (нем. Zwinger) — одно из самых красивых мест в Дрездене, представляет собой комплекс из четырёх зданий. Название происходит от его местоположения, в средневековье цвингером называли часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами. Первое здание Дрезденского цвингера было построено между крепостными стенами города. Сейчас здесь находятся различные музеи, среди которых наиболее известна Дрезденская картинная галерея.

Начало было положено в 1709 году, когда было возведено деревянное сооружение, похожее на амфитеатр. Оно окружало площадь, на которой саксонское дворянство проводило свои праздники и турниры. Из камня, в стиле барокко, три стороны Цвингера были построены до 1732 года немецким архитектором Маттеусом Даниэлем Пёппельманном. Четвёртая сторона архитектурного ансамбля, спроектированная Готфридом Земпером, была возведена в 1847-55 годах.

Музеи Цвингера

Литература

  • Hubert Georg Ermisch: Der Dresdner Zwinger. (Schriften des Instituts für Theorie und Geschichte der Baukunst der Deutschen Bauakademie) Dresden (Sachsenverlag) 1953  (нем.)

dic.academic.ru

Цвингер — это… Что такое Цвингер?

(Zwinger), дворцовый ансамбль в Дрездене (1711—22, архитектор М. Д. Пёппельман). Комплекс дворцовых павильонов сочетает регулярность плана с прихотливостью архитектурных форм и декора позднего барокко. Разрушен в 1945 американской авиацией, восстановлен в 1955—62. Музеи: фарфора, олова; отдел старых мастеров Дрезденской картинной галереи и др.

ЦВИ́НГЕР (Zwinger), дворцовый ансамбль в Дрездене (см. ДРЕЗДЕН) (в Старом городе). Построен в 1711—22, архитектор М. Д. Пеппельман (см. ПЕППЕЛЬМАН Маттеус Даниель) и скульптор Б. Пермозер (см. ПЕРМОЗЕР Бальтазар). Комплекс состоит из легких павильонов, объединенных галереями с трех сторон двора, сочетает регулярность плана с прихотливостью форм и декора позднего барокко (см. БАРОККО). Во дворе несколько фонтанов. Грот «Купальня нимф» является выдающейся архитектурной достопримечательностью Цвингера.
С южной стороны ансамбля находятся Прямые и Коронные ворота, увенчанные королевской позолоченной короной, с северной к нему примыкает пристроенное в 19 в. здание Дрезденской галереи (см. ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ), с западной и восточной — закругленные в виде подковы галереи, опирающиеся на два небольших павильона. В центре между этими галереями расположен Колокольный павильон, на котором установлены часы с колоколами из мейсенского фарфора (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР), играющие каждые четверть часа.
Цвингер (от нем. «клетка») строился в течение 20 лет при Августе II Сильном (см. АВГУСТ II Сильный), по первоначальному плану это должна была быть оранжерея, но план строительства постоянно менялся, и в результате был построен дворцовый ансамбль для празднеств и торжественных церемоний. Во время строительства архитектор Пеппельман несколько раз направлялся в Рим, Вену, Париж для изучения дворцовых сооружений и интерьеров. В 1719 в незаконченном Цвингере состоялась пышная свадьба кронпринца Фридриха Августа (см. АВГУСТ III Фридрих), после которой казна была опустошена, и строительство возобновилось только в 1722. К 1730 назначение Цвингера изменилось, он стал крупнейшим комплексом естественнонаучных музеев.
В начале 1920-х гг. здания Цвингера стали нуждаться в кардинальной реставрации, городские власти собирались его сносить. Один из преподавателей Дрезденской архитектурной школы, Г. Эрмиш, вместе со своими учениками добился решения на восстановление Цвингера и занимался этим проектом в течение 15 лет. К 1940 здание было восстановлено, но было почти целиком разрушено в 1945 в результате бомбардировок англо-американской авиации. В 1955—1964 Цвингер вновь реставрировался при деятельном участии Архитектурной школы во главе опять же с Г. Эрмишем.
В Цвингере находится несколько музеев: в том числе Дрезденская галерея (см. ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ) («Галерея старых мастеров»: полотна Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), Джорджоне, (см. ДЖОРДЖОНЕ) Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро), Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис), Кранаха (см. КРАНАХ Лукас Старший), Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт) и др. выдающихся живописцев), музей фарфора, олова, Исторический музей (старинное оружие и доспехи), Физико-математический салон (старинные измерительные приборы).

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *