Церковь в эфесе: Ефесская церковь | Откровение

Основание Ефесской церкви. Апостол. Часть 1

Основание Ефесской церкви

Ефес был приморским городом Малой Азии на реке Каистре. Он славился, как центр торговли, искусств и учености и был главным городом — митрополией проконсульской провинции Асии. Он был известен и как крупный центр язычества. В нем находился знаменитый в древности храм Артемиды (или Дианы) Ефесской, и сам город считался посвященным этой богине. Здесь было и седалище языческой магии, исходившей из мистерий Артемиды: написанные на клочках пергамента таинственные и непонятные слова носились в качестве амулетов, так же как и изображения богини и ее храма, что составляло для многих доходный промысел. В Ефесе жило и немало Иудеев, имевших здесь свою синагогу. Основателем Ефесской церкви был святой Апостол Павел, который, как видно из 18-ой главы кн. Деяний Апостольских (ст. 19–21), впервые посетил Ефес около 54 года по P. Хр. при своем возвращении в Иерусалим из второго благовестнического путешествия.

Спеша из Коринфа в Иерусалим на праздник, святой Апостол Павел лишь не надолго задержался в Ефесе, но все же «вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями: когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса (Акила же и Прискилла, сопровождавшие Апостола из Коринфа, остались в Ефесе)» (Деян 18:19–21). Так произошло первое оглашение Ефеса христианской проповедью из уст святого Апостола Павла и его сотрудников Акилы и Прискиллы. Очевидно, это оглашение имело успех, поскольку Апостола просили там остаться подольше. На помощь оставшимся в Ефесе Акиле и Прискилле вскоре пришел Аполлос, ученый Иудей из Александрии, который первоначально знал только Иоанново крещение, но затем подробно был наставлен в учении Господнем Акилой и Прискиллой, о чем также рассказывает книга Деяний (18:24–28 [145]). Судя по свидетельству кн.
Деяний, Аполлос, как «муж красноречивый и сведущий в Писаниях», много содействовал утверждению христианства в Ефесе. Но вскоре ему пришлось отправиться в Ахаию, и он отплыл в Коринф, не дождавшись возвращения святого Павла.

Главная проповедническая деятельность святого Апостола Павла в Ефесе произошла в третье его благовестническое путешествие, — и повествование об этом составляет исключительное содержание 19-ой главы книги Деяний. По удалении Аполлоса из Ефеса и во время пребывания его в Коринфе, — рассказывает Дееписатель, — святой Апостол Павел, побывавши в Иерусалиме и Антиохии и прошедши Фригию и Галатию — «верхние страны» — прибыл, согласно обещанию своему, в Еф Там он нашел около 12-ти учеников, которые, подобно Аполлосу, знали и приняли только крещение Иоанново. Святой Павел довершил их утверждение в вере, убедил их креститься крещением христианским и, через возложение рук, преподал им Святого Духа (19:1–7). Вслед за тем святой Павел начал оглашение Ефеса евангельской проповедью.

Прежде всего, по обычаю своему, он обратился к Иудеям и начал регулярно проповедовать в синагоге. Три месяца продолжалась его проповедь, но «как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна», может быть, какого-нибудь софиста, или народного учителя, каких много было тогда в греческих городах (Деян 19:8–9). «Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (ст. 10). Проповедь святого Павла сопровождалась и подкреплялась многими поразительными знамениями и чудесами (19:11–20). Два года учил так святой Павел, и Церковь Божия здесь пустила глубокие корни.

К сожалению, мятеж, поднятый против Апостола Димитрием-сребренником, заставил его покинуть Ефес прежде, чем он предполагал (Деян 19:21–40; 20:1 [146]). По прекращении мятежа святой Павел отправился посетить македонские церкви, пробыл три месяца в Элладе, а затем решил отправиться в Сирию снова через Македонию. Путь в Сирию лежал через Ефес, но так как святой Павел хотел поспеть к празднику Пятидесятницы в Иерусалим, то он, боясь быть задержанным в Ефесе, проехал на корабле мимо него. Корабль остановился в Милете, немного южнее Ефеса, и святой Апостол пригласил сюда из Ефеса и, вероятно, из других мест «пресвитеров Церкви», чтобы дать им последние наставления и проститься с ними. Это прощание было чрезвычайно трогательным.

«Вы знаете», говорил им Апостол, «как я с первого дня, в который пришел в Асию, всенародно и по домам учил вас, и не пропустил ничего полезного, и не упускал возвещать вам всю волю Божию — покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. …Ныне, по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там будет со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. Вы более не увидите лица моего. Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. После меня войдут к вам лютые волки, не щадящие стада
и из вас самих восстанут люди суемудрые, которые будут отвлекать от истины. Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян 20:18–31). После молитвы, они с плачем проводили Апостола до корабля и простились с ним (Деян 20:36–38). Тем кончились личные сношения святого Павла с Ефесянами, но не кончились заботы его о них, как свидетельствует об этом его послание.

Впоследствии епископскую кафедру в Ефесе занимал до самой своей смерти преданнейший ученик святого Апостола Павла святой Тимофей. Затем тут пребывал, управляя отсюда малоазийскими церквами возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов. В 431 г. в Ефесе происходил 3-ий Вселенский Собор.

§ 167. Основание Церкви Господом Иисусом Христом.

§ 167. Основание Церкви Господом Иисусом Христом. Пришедши на землю для спасения людей, и принесши с Собою для них спасительное учение, Господь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содержали ее не в отдельности друг от друга, а составили для сего определенное,

§ 125. Основание и цель церкви

§ 125. Основание и цель церкви I. Церковь имеет происхождение не человеческое. Она основана Господом И. Христом, не только Его божественной силой и волей, но и тем, что Он Сам положил Себя в основание церкви, стал ее краеугольным камнем.Как общество верующих в И. Христа —

2:1—7 Послание Ефесской церкви

2:1—7 Послание Ефесской церкви Ефес был одним из величайших городов древнего мира и самым крупным городом в Малой Азии.

Гордостью города был храм Артемиды (Дианы) и появившиеся позднее два храмовых сооружения, посвященные культу римских императоров. Храм Артемиды был

Послание к Ефесянам Ефес и основание церкви в Ефесе

Послание к Ефесянам Ефес и основание церкви в Ефесе Ефес, лежавший на реке Каистро, при впадении ее в Икарийское море (часть моря Эгейского), был главным городом Асийской провинции (называвшейся иногда просто Асия). Городская крепость возвышалась на скале. Гавань

Основание римской церкви и состав ее членов

Основание римской церкви и состав ее членов О происхождении Римской Церкви, столь важной потом в церковной истории, нет никаких точных сведений. Об этом можно только строить предположения, впрочем, весьма вероятные. Сам Апостол Павел в послании к Римлянам пишет, что среди

Основание Коринфской Церкви

Основание Коринфской Церкви Коринф лежит на перешейке, соединяющим Грецию с Мореей, или Пелопонесом. Построен он за полторы тысячи лет до Р. Хр. В 44 г. при Юлии Цезаре он был восстановлен после разорения и стал цветущим первым городом римской провинции Ахаии —

Основание Филиппийской Церкви

Основание Филиппийской Церкви Церковь Филиппийская была основана святым Апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Когда великий Апостол языков со своими спутниками и сотрудниками Силой, Тимофеем и Лукой прошли Галатию и Фригию и дошли до

Основание Церкви Христовой в Колоссах

Основание Церкви Христовой в Колоссах Город Колоссы находится в Малоазийской области Фригии на реке Лике около впадения ее в Меандр. В древности это был большой и богатый город. В книге Деяний Апостольских г. Колоссы не упоминается и никаких точных и определенных

Основание главной в Малой Азии христианской Церкви в Ефесе (XVIII, 23 — XXI, 16)

Основание главной в Малой Азии христианской Церкви в Ефесе (XVIII, 23 — XXI, 16) а)  Начало третьего путешеетвия ап. Павла. XVIII, 23. Возвратившись из второго своего путешествия в Антиохию, ап. Павел в этот раз пробыл здесь немного времени; вскоре он предпринял третье великое свое

4.4. Основание Церкви Господом Иисусом Христом

4.4. Основание Церкви Господом Иисусом Христом Иисуса Христа называют Основателем Церкви, но это наименование прилагается к Спасителю совершенно не в том смысле, в каком оно употребляется по отношению к основателям других религиозных обществ. Каким образом обычно

1. Основание Церкви в Иерусалиме

1. Основание Церкви в Иерусалиме Кажется парадоксальным, что самый центр оппозиции Христу смог стать городом, где появилась на свет новая религия, но именно так оно и было. Примерно с 30 до 44 года Церковь в Иерусалиме занимала ведущее положение в раннем христианстве.В

1.

Основание Церкви и ее состояние в средние века:

1. Основание Церкви и ее состояние в средние века: начало христианства на территории современных Чехии и Словакии; деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия; борьба «Мефодиевской Церкви» с католической пропагандой; оппозиция латинизму со стороны гуситов; действия

Глава XII. Третье путешествие Павла — Основание Эфесской церкви

Глава XII. Третье путешествие Павла — Основание Эфесской церкви Будь Павел менее велик, владей им меньше священное пламя, вселившееся в него, эти бесплодные раздоры забрали бы его целиком. Чтобы возражать мелочным людям, ему бы самому пришлось стать мелочным; и он весь

Храм Артемиды и могила апостола Иоанна Богослова в Эфесе

Считается, что легендарный город Эфес — второе по посещаемости туристическое место в Турции после района Султанахмет в Стамбуле. В городе действительно сохранилось много древних памятников, и он имеет потрясающую историю. Даже беглое перечисление исторических фактов и вымыслов, связанных с Эфесом, приводит в благоговейный трепет. Еще во времена хеттов город носил название Апаса (от которого и произошло более позднее Эфес) и был столицей могущественного государства Арцава, длительно враждовавшего с Хеттской империей. Он был крупнейшим городом античного мира, здесь находилось одно из семи чудес древнего мира — храм богини Артемиды. Здесь жил греческий философ Гераклит, длительно проповедовал апостол Павел, здесь записал свою часть Нового Завета апостол Иоанн, в Эфесе он был и похоронен, также здесь находятся могилы апостола Луки, Тимофея, Марии Магдалины и, страшно сказать, самой Богородицы — Святой Марии.

Город многократно менял свое местоположение вдоль устья реки Каистр, поэтому сейчас логично говорить не о какой-то точке на карте под названием Эфес, а о целом районе, куда входят развалины античного Эфеса и современный турецкий город Сельчук, о котором и пойдет сейчас речь.

Наиболее вероятно, что именно крепость нынешнего Сельчука была первым Эфесом. На этом холме были найдены погребения микенского периода, II тыс. до н.э. Эфес всегда был портовым городом, поэтому его история — это бесконечная борьба местных жителей с наносами реки Каистр, впадавшей в Эгейское море. Когда-то море плескалось непосредственно у стен цитадели Сельчука, но с течением времени река заболачивала округу, и морская линия отодвигалась на запад. В силу этого, городское поселение мигрировало вслед за морским побережьем. Прибывшие сюда в 11 в. до н.э. ионийцы основали акрополь уже несколько западнее, примерно там, где сейчас находятся руины римского Эфеса.

В историю города вмешивались также могущественные правители центральной Малой Азии, они вносили свои корректировки в расположение Эфеса. Во времена правления лидийского царя Креза город опять переместился на восток, дальше от моря, но ближе к величественному храму Артемиды — одному из семи чудес древнего мира. Видимо основой экономики Эфеса тогда стал сбор денег с многочисленных паломников, стекавшихся в храм Артемиды со всего света. Затем, при эллинистическом правителе Лисимахе город опять сместился к побережью, туда, где сейчас находятся многочисленные античные руины. Здесь Эфес пребывал вплоть до конца I тыс. н.э. В византийскую эпоху порт опять начал терять значение для граждан, и городское поселение сдвинулось обратно к исходной точке — нынешнему холму Сельчука. Здесь была построена византийская крепость, которую можно наблюдать и сейчас, пусть и несколько перестроенной последующими турецкими правителями. В византийское время крепость получила название — Агиос Теолог (Святой Богослов) в честь апостола Иоанна Богослова погребенного внутри ее стен в огромной базилике Св. Иоанна. Впоследствии, турки превратили название Агиос Теолог в Айясолук.

На фото три важнейших достопримечательности Сельчука — на переднем плане шедевр исламской архитектуры мечеть Иса-бея, правее, руины величественной базилики Св.Иоанна, а на заднем плане — византийско-турецкая крепость. Фотографировал я это великолепие, стоя в канаве, где когда-то находилось чудо древнего мира — храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды — древнейшее и важнейшее сооружение в Эфесе. По греческому преданию, первый храм богини был возведен амазонками, они же основали, по мнению греков, город Эфес. Стоит отметить, что паранойя греков по поводу существования амазонок очень устойчивая, амазонки и их влияние упоминаются многократно. Для древнего грека амазонка совершенно реальный персонаж, и как это интерпретировать не совсем понятно. Археологически известно, что Эфес существовал задолго до греков, но кого нужно считать амазонками в его истории вопрос сложный. Миф об амазонках перекликается с самим культом Артемиды — в сущности древней малоазиатской богини, Великой матери Ма, Амма или Кибелы древних фригийцев и лидийцев. Видимо, стоит думать, что культ богини матери в Малой Азии восходит еще к Чатал-Хююку, древней индоевропейской прародине.

Заболоченный котлован, где теперь «плавают» остатки храма Артемиды Эфесской.

Один из первых храмов Артемиды, найденных на месте позднего чуда света, был очень маленьким по размерам, наполовину деревянным. В силу его размеров нельзя сказать, что это было очень значимое святилище. В сущности, значительный интерес к культу Кибелы-Артемиды появился в Эфесе после его захвата лидийцами в 6 в. до н.э. Именно лидийский царь Крез дал денег на строительство огромного храма, а денег у него было много — «богат как Крез» — известная поговорка древнего мира. И стоит вспомнить, что в столице Лидии городе Сарды также располагался гигантский храм Артемиды, который, кстати, намного лучше сохранился, чем знаменитое чудо античности из Эфеса. Стоит думать, что возможно строительство храмов Артемиды было способом проталкивания государственной идеологии Лидии по всей Малой Азии. Т.е. в каком-то смысле амазонками были лидийцы)

Интересна и некоторая взаимосвязь амазонок и кочевников киммерийцев. Как и последние, амазонки активно воевали в Малой Азии, но потом почему-то откатились на периферию греческого мира в степи Причерноморья. Последующая традиция часто связывала их с сарматами, скифами и другими кочевыми народами юга современной России.

Один из первых храмов Артемиды, найденный на месте нынешнего.

Местоположение для храма было выбрано тоже интересное. Как видно на фото, святилище находилось в очень низменном месте, не зря одним из эпитетов Артемиды было определение — Болотная. Кстати, в Сардах храм Артемиды стоит хоть и несколько повыше, но тоже не на горе, как, например, знаменитый храм Афины в столице Греции. И ведь такие святилища, не говоря о наводнениях, значительно сложнее оборонять, чем храмы в акрополях. А ведь эти храмы были очень богатыми — баснословно богатыми. Древние источники пишут, что храм Артемиды в Эфесе был банком всей Малой Азии, считалось, что если отдать свои деньги на хранение в храм они не пропадут. Правда, известно, что киммерийский царь Тугдамме все же разграбил святилище в 7 в. до н.э., отчего Артемида наслала на него смертельную болезнь.

Как всем известно, храм построенный на деньги царя Креза был сожен Геростратом в 356 г. до н.э., по преданию, он сгорел в ночь, когда появился на свет Александр Македонский. Собственно, именно этим объяснялось, почему могущественная Артемида не смогла уберечь свой собственный храм — она якобы в это время помогала при родах будущего покорителя Азии. И божественный Александр помог богине отстроить ее святилище, следующий храм в Эфесе ( и кстати в Сардах тоже) был построен уже на его деньги.

Нужно признать, что от великого храма не осталось практически ничего. Он был полностью уничтожен христианами в 4-5 вв. Для новой религии было очень важно разрушить святилище Великой Матери, так как ее культ был главным конкурентом христианства в Малой Азии.
Об этом писал, посетивший Эфес в 1880-90 гг., российский дипломат В.А. Теплов

>>>Эфесский храм был в особенности ненавистен христианам, так как там они встретили наибольшее сопротивление со стороны жрецов. Поэтому лишь только позволили разрушать древние храмы, все, что только можно было взять и вывезти — колонны, статуи, мраморные плиты — все это было растащено и употреблено на постройку частных домов. Императоры сами подавали тому пример: Константин опустошил Азию, забрав оттуда разные художественные произведения и перевезя их в свою новую столицу. Когда Юстиниан стал строить храм Премудрости Божией, Эфес явился для него как бы каменоломней, где находились уже вполне готовые материалы: двенадцать колонн, которые украшают ныне св. Софию были вывезены из Эфеса. Близость моря облегчила возможность увоза разных остатков древности; быть может даже, что великолепное сооружение Динократа было разрушено нарочно до основания, под влиянием реакции против старой, поверженной уже в прах религии.

Реконструкция храма Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды был обнаружен в 1869 г. английским археологом Джоном Вудом. Для этого ему потребовалось вырыть котлован глубиной 6 метров, так как немногочисленные остатки храма были занесены наносами реки Каистр. Все что Вуд нашел полезного в этом котловане он увез в Лондон, в те времена все древние города в Азии активно грабились европейскими археологами. Поэтому, на месте ничего не осталось. Более того, вызывают определенные сомнения те остатки храма, что сейчас выставили в котловане для туристов. Дело в том, что у них нет масштабности, которая, по идее, должна была быть свойственна храму Артемиды в Эфесе. Тут, правда, нужно признать, что очень сложно выяснить, каковы были размеры храма, прежде всего высота, так как площадь его проясняется при раскопках.

Но вот какой высоты были колонны храма не очень понятно, я встречал мнения, что высота храма Артемиды — 18 м. и высота одной колонны тоже 18 м., что как-то странно, так как кроме колонн на высоту здания влияли и другие элементы. Исходя из размеров и пропорций поставленной в болоте одной колонны, я бы предположил, что 18 м. это общая высота сооружения, ибо колонна откровенно мелковата — на глаз 10-12 м. высотой (хотя часто врут, что 14 м.) И заметно, что в основании новодельной колонны храма Артемиды, сложенной из кусков, вставили какие-то дополнительные элементы, тем самым пытаясь сделать ее выше. Но, бесконечно наращивать высоту нельзя, так как колонна откровенно тонковата для этого, можно предположить, что ее изначальная высота не превышает той, что мы сейчас наблюдаем, а возможно и меньше. А если это так, то значит храм Артемиды был весьма приземистым сооружением с колоннами примерно 12 м. и общей высотой в 18 м.

Для сравнения я специально вставлю здесь фото колоннад аналогичного по всем параметрам храма Артемиды в Сардах, он имеет те же габариты — примерно 100 м. на 50 м. Почувствуйте разницу, размер колоннады святилища в Сардах воистину эпический. Плюс там сохранились две колонны на полную высоту — 16 м.

И вот, что можно увидеть в эфесском котловане — достаточно жалкое подобие колонны, никаких 18 м. высоты у которой быть не может. Т.е. или эфесское чудо света существенно уступало размерами храму Артемиды в Сардах, или в котловане находятся обломки какого-то другого сооружения. Но, вероятнее здесь первое, видимо храм Артемиды не выделялся какими-то значительными размерами.

Сейчас в этом болотце обитают специальные водоплавающие собаки)

Почему-то очень грустные. Хотя почему — понятно, история здешних мест грустная, вот собаки и грустят, а еще тогда было очень жарко)

Можно предположить, что святилище Артемиды в Эфесе погибло из-за агрессивной рекламы и близости к побережью (стройматериалы храма можно было легко грузить на корабли и растаскивать по всему свету) Поэтому крупные античные святилища в Сардах и, например, в Дидимах сохранились лучше, чем широко разрекламированное чудо древнего мира.

Река Каистр видимо создавала в Эфесе настоящие бедствия своими разливами, так как результаты ее деятельности — речные наносы, ощущаются здесь повсеместно. Даже средневековые турецкие мавзолеи 15 века вросли в землю очень глубоко — на 3-4 метра, что уж тут говорить о постройках до н.э. Эту территорию можно перекапывать еще 1000 лет, весь древний город находится глубоко под землей.

В византийское время город пришел в серьезный упадок, когда турки-сельджуки захватили Эфес в 1090 г. от него осталась только маленькая деревня. Следующий расцвет Эфеса или Айясолука начался с приходом сюда турецкой династии Айдыногуллары в начале 14 века. Они превратили город опять в порт, здесь базировался сильный флот бейлика Айдын с помощью которого турки занимались пиратством и держали в страхе все Эгейское море. Они понастроили в городе значительное количество мечетей, караван-сараев, мавзолеев, многие из них дошли до нашего времени.

Средневековая турецкая баня тоже вросла в землю по самую крышу. К сожалению, баня была полностью огорожена забором и закрыта на замок. К своему удивлению, я выяснил, что Эфес самый «огороженный» город в Турции из всех, где я бывал. Как правило, эта болезнь здесь не очень распространена, но видимо в Эфесе сказывается высокая туристичность места. Поэтому буквально все закрыто решетками, например, в верхнюю крепость Сельчука тоже попасть нельзя, она постоянно закрыта на якобы реконструкцию, и продолжается это не одно десятилетие.

Теперь приступим к осмотру второго значительного объекта в Сельчуке — руинам базилики Св. Иоанна, расположенной на замковой горе. Апостол Иоанн, как известно, долго жил в Эфесе и здесь же был похоронен. Знаменитый Апокалипсис Иоанна, часть Нового Завета, был написан тоже тут. Все действие Откровения Иоанна происходит на западе Малой Азии, все семь церквей апокалипсиса находились вблизи Эфеса.

«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»

Крепостные стены крепости Агиос Теолог (Святого Богослова).

Базилика Св.Иоанна была возведена императором Юстинианом I (483-565 гг.) на месте старой небольшой церкви, которая, по преданию, стояла на месте могилы любимого ученика Иисуса Христа. Эта базилика стала крупнейшим храмом Византии, длинной более 100 метров, с шестью куполами, она была схожа с церковью Св. Апостолов в Константинополе.

В 7-8 вв. церковь была окружена крепостными стенами, так как начались суровые времена арабских набегов. Внутрь крепости вели единственные ворота, их прозвали Воротами Гонений, так как они были украшены рельефом с изображением погибших греческих героев. Вот как описывает крепость В. Теплов, чье мнение я здесь уже приводил:

>>>На горе Прионе ныне стоят развалины замка позднейшей конструкции, построенного мусульманскими эмирами из материалов, извлеченных из древних зданий; интереса этот замок представляет довольно мало, да в добавок доступ к нему от наваленных камней чрезвычайно труден. Над воротами этой крепости в былое время красовался барельеф, изображавший смерть Гектора или Патрокла. Изваяние это долго принималось за изображение страстей христианского мученика, почему и ворота эти были названы “вратами гонения». Англичане увезли к себе и этот барельеф.

Внутри замка, башни которого четырех-угольные — небольшая мечеть, несколько жалких лачуг и груды обломков.<<<

Ворота Гонений крепости Сельчука.

Интереснейшая деталь рассказа Теплова в том, что он не упоминает о существовании церкви Св. Иоанна в крепости. Он вообще не знал, где она находилась, и считал, что возможно на ее месте находится главная мечеть Сельчука. Т.е. во время посещения Тепловом Эфеса ( в 1880-90 гг.) никаких руин базилики в крепости не было.
А более ранний его предшественник — русский путешественник Норов Авраам Сергеевич, кстати, министр просвещения Российской империи, в 1840-х годах ничтоже сумняшеся считал, что мечеть Иса-Бея и есть церковь Св. Иоанна, и премного по этому поводу сокрушался.
Все это лишний раз доказывает, что нынешние руины церкви Св. Иоанна являются новоделом в самом чистом виде. Остатки базилики откопали только в первой половине 20 века, и весь 20 век шла реконструкция храма.

Ворота Гонений вид изнутри крепости.

Платформа где располагался атриум — открытый двор базилики. Когда смотришь на это строение, сложно представить, какой объем восстановительных работ здесь проводился.

Недостатка в стройматериалах у строителей базилики естественно не было, рядом находились руины античного Эфеса. Возможно именно с этим обстоятельством связаны огромные размеры строения.

Внутренний объем церкви, вид от алтаря на запад. В центре четыре колонны отмечают место могилы Иоанна Богослова.

Могилу апостола попытались вскрыть, но внутри ничего не нашли.

Так выглядела базилика Св. Иоанна возведенная императором Юстинианом в 6 веке. На переднем плане платформа с открытым двором.

Вид сбоку. Здесь виден баптистерий и небольшая сокровищница на переднем плане.

Апсида церкви Св. Иоанна.

Плиты алтарной преграды.

Несущие столбы сооружения.

Руины баптистерия

Базилика Св. Иоанна перестала существовать в 14 веке, возможно она погибла при землетрясении в 1360-х годах. Ее гибель часто связывают с нашествием Тамерлана, как известно, Железный Хромец взял Эфес приступом в 14 веке. Правда, маловероятно, что воины Тимура целенаправленно разрушали такое огромное здание. Вероятнее всего, что здание постепенно ветшало и разрушалось. Оно, кстати, успело побывать и исламской мечетью, видимо базилика Иоанна выполняла функции пятничной мечети Айясолука, пока не построили соборную мечеть Иса-Бея. И скорее всего мечеть Иса-Бея возвели именно потому, что погибла византийская базилика — нужно было строить новое большое здание.

Капители колон.

Мраморный ящик с отверстием.

К юго-востоку от церкви располагался дворец епископа, от него остались достаточно внушительные руины. Это скопище колон и стен видимо и есть бывший дворец.

Вид на современный город Сельчук.

Как я писал выше, доступ в крепость Сельчука сейчас закрыт, но я попытался туда пробраться.

Я заметил, что по уступам стены прыгают турецкие ребятишки, значит заграждения здесь не сплошные, и где-то есть зазор, куда можно пролезть. Я нашел эту дырку и тоже пошел вдоль стены цитадели.

Стены крепости возводились по классической схеме в две линии, где передняя стена была существенно ниже задней. Правда, передняя стена хуже сохранилась.

К сожалению на воротах крепости стояла решетка, внутрь попасть было нельзя, и мне пришлось возвращаться.

Башня крепости сложенная из многочисленных сполий.

Вода в цитадель поступала по акведуку, его длина более 600 метров. Возвели его также при Юстиниане в 6 веке.

Вода из акведука попадала в цистерну рядом с Воротами Гонений. При этом цистерна эта находится за крепостными стенами. В крепости естественно тоже есть цистерны, но я их не заметил. Когда-то этот резервуар имел крышу, ее держали колоны с коринфскими капителями.

И последней осмотрим мечеть Иса-Бея, из всех трех великих сооружений Сельчука этот шедевр исламской архитектуры сохранился лучше всего.
Мечеть возвели в 1375 г., видимо, после разрушения базилики Св. Иоанна. Серьезные размеры соборной мечети свидетельствуют о приличном населении Айясолука при династии айдынских беев. Видимо, пиратство приносило ощутимый доход, Эфес опять стал городским центром, а не деревней.
Бросается в глаза сходство мечети Иса-Бея и знаменитой мечети Омейядов в Дамаске — мечеть Айясолука действительно строил выходец из Дамаска.

Мечеть Иса-Бея вполне гармонично смотрелась бы и в Стамбуле, она может конкурировать размерами со многими более поздними османскими строениями. Уже многие признаки стамбульских мечетей здесь присутствуют — открытый двор и общая устремленность вверх, не хватает только большого купола.

Сталактитовый портал и характерное для Сирии черно-белое украшение фасада.

Над порталом главного входа высится только один минарет, как правило всегда делали два вблизи стоящих минарета, такое архитектурное решение характерно для иранских мечетей. Я думал, что изначально их действительно было два, просто один обвалился, но, видимо, так и было задумано. Второй минарет здесь был, но он располагался аналогичным способом на противоположном входе в мечеть.

Минарет мечети Иса-Бея вид из внутреннего двора.

Арки и своды минарета.

Внутренний двор мечети с садом. Когда-то по краям двора здесь существовали крытые галереи, как и в мечети Омейядов, сейчас от них осталось лишь несколько колонн. Колонны, естественно, позаимствовали из руин Эфеса.

Арка противоположного входа в мечеть.

Во дворе выставлено множество турецких надгробий

Внутри сходство с мечетью Омейядов еще больше, чем снаружи. Гранитные колоны позаимствовали тоже из Эфеса.

Когда-то изразцы покрывали весь купол, сейчас они сохранились только на парусах.

Реставрация в мечети закончилась совсем недавно, еще в середине 20-го века здесь не было крыши, а в 19 веке мечеть использовали как караван-сарай.

Обломки потолка, видимо, из воротной башни.

Сейчас похоже на то, что потолок сделали металлическим.

Надо признаться, что я осмотрел Сельчук поверхностно, если походить по улицам города, можно найти много других объектов — ранних турецких мечетей, мавзолеев. Я же ограничился только самыми известными. И к сожалению, я не смог попасть в известный музей Эфеса, там выставлено много артефактов из раскопок, он был закрыт на реконструкцию. По хорошему, на один район Эфеса нужно потратить несколько дней на осмотр, я же там был чаще проездом. Пост о римском Эфесе я сделаю позднее.

Мои посты посвященные западу Малой Азии:
Мавзолеи эллинистических царей
Бинтепе — турецкие пирамиды
Сарды — великий мегаполис древнего мира. Часть вторая.
Сарды — великий мегаполис древнего мира

Церковь в Эфесе | Провиденсская церковь

Томас Уэст

В этой статье освещаются некоторые подробности, касающиеся истории церкви, основанной апостолом Павлом в древнем городе Эфесе.

Города всегда играли решающую роль в мировой истории. Иерусалим — это город, где Иисус отдал свою жизнь, чтобы заменить мир грехом. Афины известны как город интеллектуального влияния и родина демократии. Рим известен как город закона и справедливости. Лондон — место, где зародилось литературное воображение человечества. Нью-Йорк — город торговли и катализатор промышленности и торговли во всем мире. А старый город Эфес — это город, который учит нас церкви больше, чем любой другой город.

Город Эфес расположен в современной Турции. Римская империя сделала город Эфес столицей провинции, в котором проживало около 250 000 жителей — третий по величине город в Римской империи. Эфес был известен как город больших размеров, богатства и власти. Основные экономики города были основаны на торговле и идолопоклонстве. Храм Артемиды, расположенный в самом центре города, считался одним из семи чудес древнего мира. От океанских портов до театра, стадиона и библиотеки — Эфес мог многое предложить своим жителям и посетителям. Эфес был крупным культурным центром древнего мира.

Церковь в Ефесе была основана через 15-20 лет после смерти Иисуса Христа. Павел посетил этот город во время своего второго миссионерского путешествия по древнему миру (Деяния 18:19). После основания церкви в Ефесе Павел поставил во главе церкви пару по имени Прицилла и Акила. Позже к команде лидеров присоединился человек по имени Аполлос в качестве главного учителя поместных церквей в Ефесе. Спустя годы Павел вернулся в город Эфес во время своего третьего миссионерского путешествия и пробыл в городе три года, что было самым долгим сроком, который Павел провел в своей церкви (Деяния 19).:8-10). В конце концов Павел был вынужден покинуть город, когда профсоюз серебряных дел мастеров устроил бунт (Деяния 19:26-41). Причина этого в том, что Евангелие повлияло на продажу безделушек, посвященных богине Диане.

На протяжении многих лет Павел поддерживал тесные контакты с руководством церкви в Эфесе. Прощание Павла со старейшинами и лидерами церкви в Ефесе записано в Деяниях 20. Это один из самых трогательных и эмоциональных отрывков во всей Библии. Апостол Павел писал церквям вокруг города Эфеса. Мы называем это послание Павла Посланием к Ефесянам. Павел написал Послание к Ефесянам, находясь в тюрьме в Риме. Он назначил своего протеже Тимофея пастором церкви в Эфесе. Позже апостол Иоанн принял пастырство от Тимофея и много лет был пастором церкви, пока не был вынужден отправиться в изгнание на Патмос.

Мы знаем о церкви в Эфесе больше, чем о любой другой церкви в Библии. Семь новозаветных посланий были написаны либо к церкви в Ефесе, либо о ней, включая Ефесянам, первое и второе Тимофею, первое, второе и третье Иоанна и Откровение. Команда проповедников в Эфесе была легендарно глубокой. Павел, Аполлос, Тимофей и Иоанн пасли церковь в разное время года. В конце концов Иисус указал, что они потеряли свою первую любовь (Откровение 2:1-7). Изучая Послание к Ефесянам, давайте полагаться на Бога в отчаянной молитве, чтобы Он помог нам быть верными до конца.

Краткая библейская история церкви в Ефесе – блог церкви Кингс-Харбор

Грегг Карузо

Новый Завет прослеживает всю историю церкви в Ефесе от ее основания в Деяниях 18 до упрека Иисуса в Откровении 2:1-7.

Слово Эфес означает желанный , и во многих отношениях это определенно было желанным местом для жизни. В древнем мире Эфес был центром путешествий и торговли. Расположенный на берегу Эгейского моря в устье реки Кайстер, город был одним из крупнейших морских портов древнего мира. От морского порта вели три основные дороги:

  • Одна дорога шла на восток в сторону Вавилона через Лаодикию
  • Другой на север через Смирну
  • Третий юг до Меандровой долины

Во время второго миссионерского путешествия Павла (52 г. по Р.Х.) он посетил Эфес после отъезда из Коринфа и, очевидно, основал там церковь (Деяния 18:19).

Во время третьего миссионерского путешествия Павла (54–56 гг. по Р.Х.) Павел провел от двух до трех лет, обучая в городе (Деяния 19:8–10). Он проводил свое время, обращаясь к ложным доктринам и языческим практикам. Учение Павла в арендованной школе Тиранна было настолько успешным, что те, кто практиковал магию, принесли свои книги и сожгли их в знак раскаяния (Деяния 19). :18-20). Когда продажи серебряных идолопоклоннических изображений стали падать, серебряных дел мастера вызвали бурю негодования (Деяния 19:26-41). Вскоре после того, как эта ссора улеглась, Павел уехал в Македонию. Именно во время этого пребывания он написал 1 Коринфянам.

Несколько месяцев спустя (57 г. по Р.Х.) Павел встретился с ефесскими старейшинами на близлежащем острове Милет и выступил с прощальным обращением (Деяния 20). Их взаимная любовь очевидна, когда эти мягкосердечные люди плачут о том, что сделал Бог, и они знают, что больше не увидят Павла. Когда д-р Лука[1] записывает их разговор и молитву, становится очевидным, что вера становится все более зрелой. Теперь картина представляет собой церковь, которая была тщательно взращена до жизненной силы.

Примерно через десять лет после основания церкви Павел написал письмо ефесянам, восхваляя их веру и любовь (62 г. по Р.Х.). Внимательное прочтение этого послания показывает, что они поступали хорошо. Они казались набожными в своей вере, хорошо организованными и занятыми Евангелием. В эти ранние годы они росли, расширялись и исполняли волю Божью. Евреи и язычники из разных национальностей и национальностей объединились, чтобы сформировать «одного нового человека», (2:15), «одно тело» (2:16). Они были многоэтническими, а также разнообразными по своему социально-экономическому составу. Павел хвалит их искренность в последнем предложении своего письма: «Благодать со всеми, кто любит Господа нашего Иисуса Христа нетленной любовью» (Ефесянам 6:24).

В Первом послании Павла к Тимофею (середина 60-х гг.) мы начинаем видеть некоторые свидетельства доктринального дрейфа: «Как я увещевал вас, отправляясь в Македонию, оставайтесь в Ефесе, чтобы наставить некоторых людей не учить чужих доктрины, 4 и не обращать внимания на мифы и бесконечные генеалогии, которые скорее порождают пустые предположения, чем способствуют Божьему управлению верою» (1 Тимофею 1:3-4).

Предание гласит, что Эфес стал домом апостола Иоанна (середина-конец 60-х гг. ). Это может быть правдой, а может и не быть, но обстоятельства делают это весьма возможным, если не вероятным. Предполагалось, что он взял с собой Марию, мать Иисуса, чтобы жить там (ср. Ин. 19:26-27). Джон написал три письма (1 , 2-й -й и 3-й -й Иоанн), вероятно, не позднее начала 90-х годов нашей эры. Он писал из Ефеса и, возможно, церквам, упомянутым в Откровении 2:8–3:22. Церковь к тому времени имела непростые проблемы и, по-видимому, претерпела церковный раскол. В церкви появились лжеучителя, которые заявляли, что обладают более глубоким знанием дел Божьих. Они заявляли, что обладают «секретом» познания Христа, но на самом деле отрицали Его телесное воплощение и Его божественность. Они учили многим другим еретическим концепциям. Возможно, их мотивом было взять некоторые элементы языческой религии и смешать их с христианством, чтобы сделать его более приемлемым для языческой культуры.[2]

Вероятно, во время правления Домициана (81-96 гг. н.э.) Иоанн был сослан на Патмос. Согласно Иранею (историку ранней церкви), он был освобожден и умер во время правления Траяна. Предание повествует, что в очень преклонном возрасте Иоанна, слишком слабого, чтобы ходить, вносили в собрание этой церкви и увещевали членов, как маленьких детей, любить друг друга. В этот период Господь дает Свою оценку Ефесской церкви через апостола Иоанна (Откровение 2:1-7). Он хвалит их за добрые дела, но упрекает за то, что они оставили свою первую любовь (Откровение 2:4). Он требует немедленных действий – покайтесь, вспомните и повторите (первое действие) (Откровение 2:5).

У нас нет возможности узнать, исправили ли они свою проблему на какое-то время, но, к сожалению, церковь умерла где-то во втором веке. В более поздние века Эфес был ведущим городом для советов ранней римской церкви.

[1] Доктор Лука (врач) является автором Евангелия от Луки, а также книги Деяний.

[2] Гленн Баркер. Библейский комментарий толкователя , изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *