Церковь вознесения в селе коломенском архитектор: Церковь Вознесения

Архитектурные особенности храма Вознесения в Коломенском

        Автор статьи — архитектор Екатерина Ерзовская. Заметка написана специально для нашей интернет-страницы и публикуется по случаю Престольного праздника храма Вознесения в Коломенском.

        «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего на Руси» — писал о церкви Вознесения летописец.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1960-е годы. Вид, близкий к первоначальному

        История его создания весьма примечательна. В 1527 году истек срок двухлетней епитимии, наложенной на Великого князя Василия III из-за двоежёнства. Епитимия была наложена из-за развода с Соломони́ей Сабуровой*, так и не подарившей царю наследника и его нового брака с Еленой Глинской. За скандальные меры, предпринятые Великим князем ради того, чтобы иметь наследника, всё же совесть его не могла не беспокоить. Следовало и внешне загладить вину за нарушение приличий. Вот что послужило причиной наложения митрополитом Даниилом, которому историки приписывают сервилизм**, епитимии на главу государства: епитимия была наложена по воле самого Великого князя. Желая отмолить грехи, совершенные ради появления наследника и неустанно молясь о нём, Василий велел построить великолепный храм в своей вотчине – селе Коломенском.

        О начале строительства церкви Вознесения документальных свидетельств нет. Но завершилось оно в 1532 году, об этом есть краткое упоминание в летописи: «Того же лета (1532) свершена бысть в Коломенском церьковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». Храм был освящён 3 сентября того же года митрополитом всея Руси Даниилом в память праздника Вознесения Господня. Летопись упоминает о трёхдневном пиршестве по этому случаю. Присутствовали Великий князь, митрополит Даниил и многочисленные гости.

Ф. Я. Алексеев. Коломенское

        Место для церкви Вознесения было выбрано на высоком правом берегу Москвы-реки. Существует версия, что  этот холм находился на таком же расстоянии от Кремля, как и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя.
        Личность архитектора, построившего храм, до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые исследователи (И. Е. Забелин, Подключников) считают, что это был русский мастер, скорее из Пскова, чем из Москвы. Но другие (К. К. Романов, Н. Н. Воронин и др.) полагали, что зодчий был выходцем из Западной Европы и состоял на русской службе. Сейчас бытует гипотеза об авторстве итальянского зодчего Пьетро Аннибале, или, как его называли в русских источниках, Петро́ка Мало́го***, который является автором также храма в честь Воскресения Христова в Кремле и стен Китай-города в 30-х — 40-х годах XVI века.
Вознесенская церковь не имеет исторических аналогов по типу и архитектурным формам. Долгое время господствовала гипотеза о том, что зодчий пытался воспроизвести в камне тип деревянного шатрового храма, и это сходство с русскими деревянными церквями более позднего времени, конечно, есть, но в России эта форма была присуща более для надпрестольных киво́риев и се́ней.

Пилястры с резными капителями и треугольные арки-вимперги между ними. Фото А. Чеботаря

        В то же время, свободное обращение с ордером, сочетание ренессансных и готических элементов  и русифицированных мотивов, говорит в пользу того, что автор был хорошо знаком с традициями итальянского зодчества. Из архитектурных элементов храма ренессансными являются килевидные арки, готическими — вимперги, русского происхождения — кокошники. В пользу «итальянской» версии также говорят элементы декоративного убранства храма, не встречавшиеся ранее в русской архитектуре: характерные для архитектуры Возрождения пилястры с резными капителями,  вимперги, декор шатра.
В пользу знакомства автора с итальянской архитектурой говорит и каменный трон с богато украшенным растительной резьбой тимпаном на восточной галерее, обращенной к реке. Об участии в возведении храма иностранного архитектора свидетельствует и найденная на одном из пилястров дата «1533», написанная арабскими цифрами, в то время, как на Руси того времени даты писались кириллицей с титлами, да и летосчисление на Руси велось от Сотворения мира. А итальянцы вели летосчисление от Рождества Христова, и отсчёт нового года по одному из итальянских календарей вёлся не с сентября, как на Руси, а с марта. Нехарактерным для русской архитектуры является также безапсидный план храма.

        В основание церкви был заложен уникальный фундамент: огромная искусственная скала площадью более 600 м². В высоком склоне был отрыт огромный котлован, дно которого укрепили сваями, а затем из известняковых блоков, скрепляя их раствором, сложили монолитный фундамент, имеющий в разных своих сторонах разную глубину. Дальняя от склона часть фундамента более массивна и заглублена больше, не позволяя храму сползти по склону. Основной монолит храма, сложенный из большемерного кирпича, состоит из подклета, расчлененного четверика под ним, восьмерика и восьмигранного шатра, увенчанного восьмигранным барабаном и миниатюрным куполом с крестом.

Вертикальные ряды тройных кокошников. Фото А. Михеевой

Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. Его фасады украшены по углам пилястрами, а стены четверика заострёнными треугольными глухими арками- вимпергами, подчёркивающими общее устремление всего объёма храма вверх.

Бусы алмазной огранки

Главный элемент и главное новшество в композиции храма — его шатёр: уходящая в небо стройная многогранная пирамида. Точно рассчитанные пропорции шатра, лёгкого и мощного одновременно, подчеркивает гурт (тяги, проложенный вдоль всех рёбер) и ромбовидные ячейки «сетки» из алмазной огранки белокаменных бусин. Такой декоративный приём был использован в конце XV в. итальянскими мастерами в Грановитой палате Московского Кремля.

Ромбовидные ячейки бусин на гранях шатра. Белокаменные бусы на красно-кирпичном фоне выглядят эффектнее.

        Вся архитектура Вознесенской церкви подчинена идее устремления ввысь: и контраст сравнительно небольших размеров внутреннего пространства храма (8,5×8,5 м) и его высоты (41 м), обходные галереи с раскинутыми, будто могучие корни дерева, лестницами, высокий крестчатый объём, готически удлинённые пропорции ордера, высокие полкуружия килевидных кокошников, ступенчато соединяющих крестчатый объём с восьмериком, убегающие вверх по граням шатра ромбы.

Обходная галерея (гульбище)

        Храм со всех сторон опоясывает двухъярусная обходная галерея, на которую ведут три выносных крыльца с всходами. Вероятно, изначально она была покрыта крышами в виде «бочек». В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века. Как уже отмечалось выше, церковь Вознесения в Коломенском отличалась от традиционных русских храмов и в плане. В отличие от крестово-купольных храмов, пришедших к нам из Византии, где в основе плана лежит православный крест, внутренние столбы символизируют опору (столпы) Церкви (поэтому на них обычно писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырёх апостолов-евангелистов, смысл шатрового храма раскрывается иначе. В христианской традиции шатровая сень всегда символизировала святость места, над которым она возводилась, была образом Божественной благодати, сходящей на него. В плане этот первый на Руси шатровый каменный храм представляет собой равноконечный крест с короткими ветвями. Как уже отмечалось выше, характерные для православной церкви полукруглые апсиды здесь отсутствуют: восточная стена церкви абсолютно плоская. И широкая галерея, целиком опоясывающая храм, большая редкость, ибо для русской православной архитектуры нехарактерно помещать любые сооружения восточнее алтаря. Галерея эта (гульбище) позволяло совершать крестный ход, не спускаясь на землю.

Белокаменный трон с сенью (Этимасия)

        По центру восточной части галереи расположен белокаменный трон. По мнению соавтора монографии «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история», д.и.н. Л.  А. Беляева, резное оформление трона (высокая спинка с каннелюрами, полуциркульная конха, боковые филёнки с растительным орнаментом, ножки в виде лап животных) имеют ренессансное происхождение и типологически близки тронам Богородицы на полотнах итальянских мастеров XV-XVI веков. Существует предположение, что это уникальная трёхмерная икона «Престол уготованный»(Этимасия) — символ второго пришествия Христа и Страшного суда. Присутствие этого трона превращает шатёр храма в огромный киворий, осеняющий трон как святыню, и переносит иконный, образный характер на всю архитектурную композицию.

        Если посмотреть на церковь сверху, видно, что галереи и крыльца несимметричны, а столбы и арки подклета выполнены без геометрической точности. Эта асимметрия простёртых на земле форм обусловлена целью создать переход и связь от свободных и плавных линий холма, где стоит церковь, к строгой геометрии кристаллического объёма храма, но в целом план вписан в квадрат.

        Маленький по площади интерьер храма не был предназначен для большого количества людей, ведь это была домовая церковь. Во время богослужений там находился царь и семьёй и несколькими сановниками.

Угловые окна. Один внутренний проём снаружи выходит на 2 фасада.

Храм освещается необычно: нижнюю часть храма освещают проёмы, прорезанные в угловых выступах четверика, а четыре окна основного яруса расположены в фасадах ветвей креста. В восьмерике окна размещены крестообразно в противоположных гранях шатра. На фасад и внутри восьмерика выходят маленькие щелевидные окна лестницы, которая идёт внутри стены, огибая восьмерик с юго-запада и поднимаясь выше, ступени доходят до верха первого яруса восьмерика. Оттуда можно подниматься на наклонные стены шатра для выполнения работ на его внешних стенах. В шатре окна расположены по сторонам света. Таким образом размещенные окна дают много света и делают шатер легким, наполненным воздухом.

Фасадное окно

Освещение шатра

        Как дворцовый храм, церковь Вознесения не имела прихода и возле неё не сложилось кладбища. Вознесенская церковь была не только летней церковью царей, но и имела важное оборонное значение — была важным наблюдательным пунктом. Она располагалась на южных подступах к Москве, мимо иногда следовали по направлении к столице татарские отряды. Их было хорошо видно с шатра, и можно было подать сигнал с помощью факелов или зажжённой бересты на другие наблюдательные посты — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого.

Вид на иконостас от входа

        При строительстве церкви пол был устлан треугольными керамическими плитками коричневого и черного цвета, уложенными конвертом. По сохранившимся свидетельствам современников, сначала храм изнутри был расписан. Но неблагоприятные климатические условия, отягощённые высокой влажностью, не способствовали их хорошей сохранности: через некоторое время краски облетели, и восстанавливать их не стали.

Иконостас

Что касается первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». По причине высокой влажности иконостасы тоже часто менялись, на данный момент их известно семь. Из первоначального иконостаса известны три иконы, которые были в 1532 году при освящении внесены в церковь. Они изображены на миниатюре из Лицевого свода XVI в. В ходе реставрации 2007 г. был воссоздан по аналогу подлинных царских врат 1570-80-х гг. древний тябловый иконостас.

        В день отречения императора Николая II (2 марта 1917) в подклете церкви, где хранились старые иконные доски, была по откровению обретена чудотворная Державная икона Божией Матери. Недавно было отпраздновало столетие обретения иконы.

        В настоящее время церковь Вознесения находится в совместном пользовании Музея-Заповедника “Коломенское” и Московской Патриархии (с 1994 года храм Вознесения — Патриаршее подворье). Первое освящение храма после создания Подворья состоялось 9 июня 1994 г. Затем, после реставрации 2007 года, храм был вновь освящен 16 июня 2013 г. Богослужения совершаются по воскресным дням, престольным и некоторым другим праздникам в период от Св. Пасхи до Покрова Пресвятой Богородицы.

Екатерина Ерзовская
под редакцией свящ. Евгения Зыкова

* с одной из версий этих событий можно познакомиться в статье http://dyakovo.moseparh.ru/stati/prepodobnaya-sofiya-suzdalskaya/

** обслуживание интересов власти. См., например, его жизнеописание в Википедии

*** Петро́к – уменьшительное от Пётр

Источники:

Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/155166.html

https://um.mos. ru/contests/dogm/works/41592/

Портал Православие.RU. https://pravoslavie.ru/523.html

http://www.e-vestnik.ru/reports/voznesenie_v_kolomenskom_10712

http://www.rusarch.ru/gavrilov_s2.htm

https://posmotrim.by/article/istoriya-cerkvi-vozneseniya-kolomenskoe.html

Журнал «Православные Храмы. Путешествия по святым местам» Вып.16, 2012

Л. А. Беляев «Церковь Вознесения в Коломенском — шедевр мировой архитектуры» М.; МГОМЗ, 2019

Фото автора и взятые из открытых источников

Просмотрено 6413 раз

Церковь Вознесения в Коломенском архитектура

Содержание:

Высота церкви Вознесения в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала величиной 26 на 24 метра и объемом в три тысячи кубических метров. На склоне речной террасы вырыли огромный котлован, а его дно укрепили сваями. Монолитный фундамент, имевший разную глубину, сложили из скрепленных раствором блоков известняка. Верхний край фундамента можно увидеть на поверхности спускающегося к реке склона холма.

Мало какой храм пережил столько перестроек и реставраций, как церковь Вознесения в Коломенском. Первоначальное убранство ее интерьера и роспись до нас не дошли. Во многом это вызвано тем, что зимой в храме никогда не топили, и сохранять иконы с фресками было тяжело.

Специалисты выдвигали многочисленные версии того, какая была архитектура церкви, каким был первоначальный её облик. Историю Коломенского Вознесенского собора пришлось восстанавливать буквально по крупицам, но многие тайны не раскрыты до сих пор.

По всей видимости, первоначально церковь окружала двухъярусная галерея, покрытая крышей в виде «бочек». Вероятно, иконостас в первые десятилетия существования храма был одноярусным. На «царском месте» во время торжественных служб восседали московские митрополиты, затем (с 1589 года) — Патриархи.

Пол покрывали треугольные белые и черные керамические плиты. В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века. В обширном подклете храма могла храниться великокняжеская казна, ее привозили в Коломенское вслед за хозяином. Позднее помещение использовали в хозяйственных целях.

Шатёр церкви

Шатер, похожий на вытянутую пирамиду, — главное новшество церкви Вознесения. Его грани соответствуют восьми граням расположенного под ним восьмерика. Пропорции шатра подчеркивают ромбовидные ячейки из белокаменных бусин алмазной огранки. Перетяжки из маленьких квадратиков создают впечатление сетки. Почти во всю высоту стоят фальшивые окна. Замыкается шатер восьмигранным поясом, над которым расположен маленький купол. Венчает храм крест.

Кокошники

Особенностью внешнего убранства церкви Вознесения Господня является наличие килевидных кокошников. Три пояса этих украшений формируют переход от четверика к восьмерику. Еще один венец кокошников расположен выше. Он, в свою очередь, отделяет восьмерик от основания шатра.

Галерея

Церковь Вознесения со всех сторон окружает обходная галерея, куда ведут три крыльца с лестницами. Такая конструкция впервые встречается в русской архитектуре, поскольку до той поры никто не помещал какую-либо пристройку к востоку от алтаря. Подобное убранство можно найти в чертежах итальянских архитекторов, однако даже в Италии зданий с похожей галереей мы не найдем.

На восточном фасаде галереи стоит каменный трон. Считается, что на нем сидел царь Алексей Михайлович Романов, любовавшийся прекрасным видом на заречную пойму. Согласно легендам, государь, расположившись на троне, раздавал милостыню. Оформление трона выполнено в стиле, свойственном европейскому Ренессансу.


Музей-заповедник Коломенское. Вознесенская церковь с Парадными воротами на заднем плане Фото ©Soloviev_andrey 44729619

Музей-заповедник Коломенское. Церковь Вознесения с Парадными воротами на заднем плане Стоковое фото ©Soloviev_andrey 44729619

Изображения

ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты

Инструменты

Предприятие

Цены

Все изображения

ВойтиРегистрация

Чтобы загрузить это изображение,


создать учетную запись

Уже есть учетная запись? Войти

Я согласен с Членским договоромПолучать рассылку и специальные предложения

Музей-заповедник Коломенское, строительство Императорского двора, Музей деревянного зодчества, исторических садов и парков (XIV-XIX вв. ), Москва, Россия. Вознесенская церковь с передними воротами на заднем плане

— Фото автора Soloviev_andrey

Похожие лицензионные изображения:

Смотреть больше

Подробнее

Та же серия:

Музей-заповедник Коломенское, строительство императорского двора, музей деревянного зодчества, исторические сады и парки (XIV-XIX вв.), Москва, Россия. Вознесенская церковьМузей-заповедник Коломенское, строительство Императорского двора, Музей деревянного зодчества, исторические сады и парки (XIV-XIX вв.), Москва, Россия. Парадные ворота Царского двораМузей-заповедник Коломенское, здания Царского дворца, Музей деревянного зодчества, исторические сады и парки (XIV-XIX вв.), Москва, Россия. Георгиевская церковь с колокольнейМузей-заповедник Коломенское, строительство Императорского двора, Музей деревянного зодчества, исторических садов и парков (XIV-XIX вв.), Москва, Россия. Парадные ворота царского двораРоссия. Город Коломна. Коломенский Кремль. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырьДворец и церковь. Передний двор. Архитектурно-парковый ансамбль «Кусково», изначально принадлежавший семье Шереметевых. Построен между 1740 и 1780 годами. Москва. РоссияТульский кремль, памятник архитектуры 16 века. Спасская башня. Город Тула. Россия Дмитровский кремль. Памятник Юрию Долгорукому, вид на Успенский собор и валы. Россия. Московская область. ДмитровМузей-заповедник Коломенское, здания Королевского дворца, Музей деревянного зодчества, исторические сады и парки (XIV-XIX вв.), Москва, Россия. Церковь Святого Георгия на фоне Вознесенской церквиРоссия. Архангельская область. Соловецкий монастырь. Спасо-Преображенский собор и церковь Николая ЧудотворцаЗарайский кремль. Памятник архитектуры XVI века. Собор Святого Иоанна Крестителя 1901-1904 Россия. Московская область. ЗарайскРоссия. Коломна. Коломенский Кремль. Воскресенская церковь зимойБлаговещенская церковь в Витебске. БеларусьБлаговещенская церковь в Витебске. Беларусь

Подробнее

Похожие стоковые видеоролики:

Церковь Святого Александра Невского, Московская область, РоссияЦерковь Святого Александра Невского, Московская область, РоссияЯрославль, Россия, церковь Илии Пророка Ильи Пророка в Ярославле timelapse hyperlapse. Голубое облачное небоЦерковь Святого Александра Невского, Московская область, РоссияСтаринная крепость Юрьев-Польский, Золотое кольцо, Россия, движущаяся камераЕкатеринбург. Благовещенская церковь Святых Строителей Божиих. Академический район. Видео. UltraHD (4K) Съемка красивого шотландского замка. Римско-католическая церковь Матьяша и памятник королю Стефану I в Рыбацком бастионе. Речица, Гомельская область, Беларусь. Успенский собор в солнечный летний день. Собор на площади Мюнстерплац в Виллинген-Швеннингене в сумерках, Германия (увеличение масштаба) Собор и колокольня Крестовоздвиженского монастыря. Памятник архитектуры в Полтаве. Зеленая крытая церковь в солнечный день. Двор собора. Тротуары, Мощение. Цветники, деревья и газоны. Белые стены и окна, золотые купола, куполаВид на базилику города Лурд, ФранцияБамберг 2019. Большой проход туристов и горожан перед куполом Бамбергера и Историческим музеем. Август 2019 г. в Бамберге. Измайловский Кремль (Кремль в Измайлово), Москва, Россия — одна из самых ярких и интересных городских достопримечательностей, включая музеи, рестораны, ярмарки и рынки и многие другие достопримечательности

Подробнее

Информация об использовании

Вы можете использовать эту бесплатную фотографию «Музей-заповедник Коломенское. Вознесенская церковь на фоне Парадных ворот» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования в рамках Стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные стоковые изображения для продажи товаров, перепродажи продукта или бесплатного распространения.

Вы можете купить эту фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 4499×2999. Дата загрузки: 16 апреля 2014 г.

    DepositPhotos

    Язык

    Информация

    • Часто задаваемые вопросы
    • Все документы
    • Доступны на
    • на
      • .
      • . Журнал

      Контакты и поддержка

      • +49-800-000-42-21
      • Связаться с нами
      • Depositphotos Отзывы

      © 2009-2022. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

      Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

      Коломенский парк: Царская усадьба | Экскурсия

      Коломенское — бывшая царская усадьба, расположенная в южной части Москвы, на берегу Москвы-реки. Усадьба получила свое название от старинной дороги, ведущей в город Коломну. Первое упоминание о селе Коломенское, которое датируется 1339 годом., встречается в завещании великого князя Московского Ивана Калиты.

      Начиная с XV века Коломенское служило летней загородной резиденцией великих князей московских и русских царей. В результате район имеет богатое архитектурное наследие. Пожалуй, самой главной достопримечательностью является церковь Вознесения Господня, которая занесена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом с храмом можно увидеть еще три архитектурных памятника: колокольню Святого Георгия Победоносца (С16), Водонапорную башню (С17) и Охотничий павильон (С19).

      й).

      В 1923 году на территории парка был создан музей исторического деревянного зодчества под открытым небом. Деревянные постройки XVII-XVIII вв. свозились со всей России и вновь возводились здесь. Можно увидеть медоварню из села Преображенское, башню Братского острога из Сибири, надвратную башню Николо-Карельского монастыря с побережья Белого моря и дом Петра I из Архангельска. Здесь можно в некотором смысле путешествовать по дальним регионам России, не выезжая из Москвы.

      В музее парка хранится более двух тысяч русских картин XV-XVII веков, фрагменты резьбы по дереву и камню и образцы украшений московских зданий, ныне утраченные, а также многие другие исторические объекты.

      Пожалуй, самой популярной достопримечательностью парка является старый и новый реконструированный деревянный дворец царя Алексея. Первоначальный дворец был построен в 17 веке и был известен как «восьмое чудо света», но пришел в упадок и был снесен Екатериной Великой. В 2011 году его реконструировали по первоначальным планам, и теперь посетители могут увидеть это необыкновенное сооружение во всей красе.

      Они также могут арендовать костюмы во дворце и сфотографироваться в костюмах придворных царя Алексея.

      В Коломенском парке много яблоневых садов, на месте царских садов 17 века. Охватывая большую часть Коломенского парка, это идеальные места для пикника.

      Развернуть ↓ Свернуть ↑

      Стоимость экскурсии с личным гидом на 1 человека

      $203

      группа из 1 человека

      $102

      группа из 2 человек

      $69

      группа из 3 человек

      $52

      группа из 4 человек

      $48

      группа из 5 человек

      $40

      группа из 6 человек

      $35

      группа из 7 человек

      $30

      группа из 8 человек

      $27

      группа из 9 человек

      $29

      группа из 10 человек

      Книга

      • Место встречи.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *