Церковь вознесения в селе коломенском под москвой: Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

Содержание

Достопримечательности и святыни церкви Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском под Москвой является уникальным архитектурным и историческим памятником. Ее история уходит корнями в далекий XVI век и неразрывно связана с удивительной историей самого Коломенского.
Церковь очень красива и необычна и настолько же многогранна, как многолико село Коломенское.
Подробнее о достопримечательностях и святынях церкви Вознесения в Коломенском, а также об интересных и полезных фактах, связанных с ней, вы можете узнать, прочитав мой рассказ.
Церковь является лишь малой частью (хоть и очень яркой) архитектурного ансамбля Коломенского.

Где находится церковь Вознесения?

  • Эта удивительная церковь расположилась в Москве, на высоком холме правого берега Москвы-реки, в пос. Коломенском по адресу: просп. Андропова, 39.
  • Контактный телефон: +7(499)7828917.

Как лучше добираться до церкви?

Вы легко можете добраться до Вознесенской церкви из любого уголка Москвы, воспользовавшись метро.


Ближайшая к церкви станция метро – «Коломенская». От нее до храма вы доберетесь за 15-20 минут пешей прогулки.

Особенности посещения церкви Вознесения

Знаете ли вы? В наше время Вознесенская церковь является одновременно и частью Коломенского музея-заповедника и патриаршего подворья.

  1. Церковная деятельность здесь была восстановлена в 1994 году, спустя 2 года после этого церковь была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Музейная экспозиция работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, по субботам – с 11:00 до 19:00. По понедельникам она закрыта.
  3. Билеты можно приобрести в музейных кассах с 10:00 до 17:30 (в субботу с 11:00 до 18:30), а также на сайте Коломенского музея.

Расписание богослужений

Богослужения в церкви проводятся очень редко – в основном, по случаю больших праздников. Четкого расписания нет. Если вы хотите попасть на церковную службу в Вознесенской церкви, советую заранее узнать о таковой по указанному выше телефону либо у администрации Коломенского музея.

Где можно остановиться рядом с церковью?

Дворцовое село Коломенское ныне является частью города Москвы. Для осмотра Вознесенской церкви вы можете остановиться в любой гостинице или хостеле российской столицы.

История создания церкви Вознесения в Коломенском

Знаете ли вы? Согласно легенде начало строительства этой церкви произошло по случаю рождения Ивана Грозного, хотя никаких документальных подтверждений этому найдено не было.

Церковь Вознесения была построена в 1532 году, она стала первой каменной шатровой церковью в России. Многие факты указывают на то, что в ее строительстве принимали участие архитекторы из Италии.
Много веков церковь простояла практически нетронутой. Во времена Советской власти она, как и большинство других строений дворцового села Коломенское, была «вручена» музею-заповеднику, образованному здесь
в 1928 году
.
С 1994 года здесь снова начали проводить богослужения, а в 2007 году была полностью завершена длительная реставрация храма, после чего он вновь засиял в своей первозданной красоте.

Архитектура и достопримечательности церкви

Церковь Вознесения является уникальным архитектурным шедевром XVI века.

Знаете ли вы? Она стала не только первой шатровой каменной церковью, но считается также, что и вообще первой шатровой церковью в России. Предполагают, что даже деревянные шатровые храмы начали строить уже после Коломенской церкви.

Строение очень красивое. Этот белокаменный изящный храм устремляется вверх, к свету, своим восьмигранным шатром, высота которого достигает 41 метра.

Архитектура церкви богато украшена как снаружи, так и внутри. Несмотря на всю изящность и торжество, храм имеет довольно небольшие размеры (его главный зал ограничивается 8,5 на 8,5 метров). Это объясняется тем, что церковь строилась как «домашняя» для семьи правителя, и большие размеры были ей ни к чему.
В архитектуре Вознесенской церкви легко заметить много элементов итальянской эпохи ренессанса, что, собственно, и стало причиной предположения об участии итальянских мастеров в ее строительстве.
Ныне вы можете полюбоваться не только архитектурными, но и культурно-историческими достопримечательностями церкви, т. к. в ее стенах расположились увлекательные музейные экспозиции.
Вы сможете увидеть:
  • Старинный тябловый иконостас;
  • Царские врата, которые являются точной копией врат XVI века;
  • Царские врата XIX века;
  • Выставку «Тайны церкви Вознесения», работающую постоянно в церковной подклети.

Важно! Дворцовое подмосковное село Коломенское имеет древнюю и богатую историю, которая отображена во многих его строениях и памятниках, сохранившихся до наших дней. Очень советую не ограничиваться осмотром Вознесенской церкви, но посетить также и другие ценные объекты в Коломенском.

Святыни Вознесенской церкви

Главной церковной реликвией является икона Богородицы Державная, чудесным образом обнаруженная в подклети церкви в 1917 году в день отречения от престола Николая II.

С этим связана удивительная история. В феврале 1917 года крестьянке, проживавшей в соседнем селе, приснилось 2 чудесных сна, которые направили ее искать икону в Коломенской церкви. Придя в храм и рассказав свою историю священнику, крестьянка получила поддержку в лице батюшки.
Они вместе спустились в церковный подклет, где нашли самую большую, старую и почерневшую от пыли икону (как и снилось женщине). А когда они ее осторожно обмыли, им открылся Державный образ Божьей Матери.

С тех пор икона хранилась в храме и часто мигрировала в соседние селения, т. к. многие хотели прикоснуться к чудотворному образу. С этой иконой связано немало историй об исцелении и чудесах.

Знаете ли вы? Коломенское издревле также славилось обилием чудотворных источников с целебной водой. Один из них располагается рядом с Вознесенской церковью, он называется «Кадочкой».

Видео — Церковь Вознесения в Коломенском

Вознесенская церковь – действительно невероятное место. И своей красотой, и необычайной архитектурой, и чистой, светлой атмосферой она вызывает желание вновь попасть сюда. Находясь внутри нее, чувствуешь, будто время замирает, хочется пребывать здесь бесконечно долго.

А бывали ли вы в этом удивительном храме и что при этом чувствовали?

Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва: spratto — LiveJournal

«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».


Словно сторожевая башня, высоко возносится над рекой Москвой белокаменный столп церкви Вознесения Господня в Коломенском, построенной в подмосковной царской усадьбе. Этот храм — один из шедевров зодчества мирового значения — с 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь  — такое церковное здание было крайне необычным,  оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.


Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.


Причина возведения Вознесенской церкви до настоящего времени остается спорным вопросом. Самая популярная версия гласит, что храм был воздвигнут по случаю рождения в великокняжеской семье долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Принимая во внимание тот факт, что о начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не обнаружено, историки обращаются к краткому сообщению в летописи, которое гласит: «Того же лета (7040 — 1532 г.) свершена бысть в Коломенском церковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего  Иисуса Христа». Так же в ней сообщается об освящении церкви 3 сентября 7041 и о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя с детьми, митрополита Даниила и многочисленных гостей. Почти все публикации за период изучения памятника не ставят под сомнение легендарный повод строительства церкви, хотя от рождения Ивана до завершения строительства прошло всего два года. Время закладки остается неизвестным.


Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран:  в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит  декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.


Вместе с тем другие исследователи полагают, что народные традиции русского деревянного храмового зодчества  могли послужить образцом для мастера, создавшего в селе Коломенское Вознесенский храм. Новшеством здесь были не только столпообразная форма церкви и шатровое завершение, но также отсутствие алтарных апсид, относительно небольшое внутреннее пространство — Вознесенская церковь, которая стала домовой летней церковью великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи (оттого ее внутренние размеры относительно малы).


Храм соединялся крытым переходом с дворцом. Кроме того, он имел важное оборонное значение  сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.


В XVI веке появилась отдельная колокольня, ставшая звонницей Вознесенского храма. В ее нижнем ярусе освятили престол во имя святого Георгия Победоносца. По легенде, она построена на месте той деревянной Георгиевской церкви, которую воздвиг еще Димитрий Донской. Есть версия, что возведение этой колокольни началось также при Василии III в честь рождения и тезоименитства его второго сына — Юрия (в крещении Георгия), родившегося в октябре 1533 года. Стройная, стремительная, высокая колокольня словно вторила своей архитектурой Вознесенскому храму.


Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета  были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.


Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.



В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.


Крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Крестьянка оробела и стала молить о разъяснении странного сна. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней величественную женщину, в которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу. Сопоставив два сна, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что ей приснилась. Вместе со священником Вознесенской церкви отцом Николаем Лихачевым, в подклете им удалось обнаружить самую большую, почерневшую от пыли икону. Когда икону омыли, открылся Державный образ Богоматери — есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле — Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она пролежала  до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия — в запасники Государственного Исторического музея. 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм.



В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Церковь Вознесения в Коломенском

Адрес: пр-т Андропова, 39, стр.1

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым. Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года, когда был разобран за ветхостью. Прежде чем разобрать грандиозное деревянное сооружение, его обмерили, и по этим данным в 1867 году была сделана модель, ныне находящаяся в музее «Коломенское». Сейчас планируется его воссоздание в натуральную величину, правда, почему-то не на прежнем месте, которое остается пустым.

Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Входит в проекты: древние храмы, шатровые храмы, огненные храмы

архитектурная сила, устремленная ввысь :: SYL.ru

Храм Вознесения Господня — первый шатровый и белокаменный храм на Руси. Строительство церкви длилось, предположительно, с 1528 года, а в 1532 ее освятили.

По легенде, храм построили в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — Ивана Васильевича. Но Иван Грозный родился в 1530 году, через 2 года, после начала строительства храма.

Более логично предположение, что церковь в селе Коломенском, под Москвой, начали возводить, как молельную, для молитв о рождении у Великого князя детей.


Храм Вознесения Господня — первый шатровый храм на Руси

История

Вознесенская церковь упоминается с 1578 г. Деревянный храм не раз перестраивался. В 1786 г. сообщается о существовании каменной церкви в честь Вознесения Господня, с каменной же колокольней, при которой была теплая церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом великомученицы Варвары.

Современный вид храм приобрел в 1792—1799 гг. Он близок к известным постройкам М.Ф.Казакова — церквам Космы и Дамиана на Маросейке, Вознесения Господня на Гороховом поле.

Трехъярусная колокольня с часами первоначально сооружалась отдельно от храма, а в 1808 г. их объединила теплая трапезная с приделами великомученицы Екатерины — освящен в 1815 г. и великомученицы Варвары — освящен в 1821 г.

Дошедшая до нас настенная роспись относится к 1913—1914 гг. С небольшими утратами в храме сохранился первоначальный трехъярусный позолоченный деревянный иконостас с колоннами и накладной объемной резьбой. В иконостасе сохранились и некоторые иконы.

В 1930-х гг. храм закрыли. В здании разместили склад горюче-смазочных материалов и химических веществ. В это же время разобрали ажурную литую церковную ограду на белокаменном цоколе и ворота, выполненные по лучшим образцам оград Санкт-Петербурга.

В 1995 г. храм был передан церковной общине. Выполнены большие ремонтно-реставрационные работы.

История храма претерпевает множество переделок внутренней части

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, только форма галерей имеет первоначальный вид.

Одной из первых перестроек церкви был ремонт в 1570-х годах. Тогда перестелили плитку — сменили белую красной.

Часто претерпевало изменения «царское место». Сам храм оставался домовым храмом для царской семьи.


Внутреннее убранство храма Вознесения не сохранилось, однако можно увидеть изначальную форму галерей.

Современное состояние

При храме действует воскресная школа для детей, окормляются дети школы-интерната № 27.

Описание

Церковь Вознесения — наиболее значительный культовый памятник стиля классицизм в Коломне. «Основной объём храма состоит из двусветной купольной ротонды с примыкающими к ней пониженными равновеликими помещениями алтаря и притвора. Спокойную гладь ротонды оживляют небольшие двухколонные тосканские портики боковых дверей и „разорванные“ фронтончики над окнами, интерпретирующие формы московского барокко. Обработка других частей здания пластически более выразительна и нарядна. Широко употребляется ленточный руст» «Композиция Вознесенской церкви, рисунок её ворот и ограды отличаются изяществом, а пластический декор — большой тонкостью.»

По композиции церковь Вознесения близка к московским церквям, построенным М. Ф. Казаковым: Косьмы и Дамиана на Маросейке и Вознесения на Гороховом поле.

«Царское место» — место для Ивана Грозного в храме Вознесения


«Царское место» находится в углублении восточной стены алтаря
Год создания «царского места» точно не определен. Само «место» находится в алтаре, но в церкви Вознесения он встроен в наружную стену алтаря с восточной стороны. Существует ряд гипотез, почему так вышло:

  • наследник престола, будущий царь Иван IV Грозный, появился после начала строительства и в плане храма не было отведено места под «царское»;
  • с 1492 года пошла «волна» ожидания Второго пришествия, она имела длительное продолжение, и строительство церкви тоже пришлось на этот период. Храм как бы символизирует второе Вознесение Господа. В данной трактовке «царское место» является Горним местом для Спасителя и Богоматери, но расположенным не в алтаре, а на гульбище. Чтобы связать Горнее место с алтарем, который имеет небольшие размеры, его разместили в наружной стене.

Сторонников второй гипотезы достаточно мало, так как в ней много не состыковок. Таких как:

  • трон, предназначенный для Второго пришествия, изображается в красном цвете;
  • на престоле или рядом с ним лежать Евангелие и оружия Страстей Христовых: крест, копье и губка;
  • на престоле иногда изображается белый голубь (Дух Святой) или корона, венчающая Евангелие;
  • трон стоит на козлиных копытах фавна.

Святыни

  • Частица святых мощей святой великомученицы Екатерины (память святой празднуется 7 декабря).
  • Частица святых мощей святой великомученицы Варвары (память святой празднуется 17 декабря).
  • Икона святителя Спиридона с частицей тапочка с ноги его.
  • Крест с частицей в ковчеге ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА.
  • Икона святого Алексея человека Божьего с частицей его святых мощей.
  • Икона святой блаженной Матроны Московской с частицей ее святых мощей.
  • Икона Свт. Николая Мирликийского с частицей его святых мощей.
  • Икона св. Вмч. Георгия Победоносца с частицей его святых мощей.
  • Храмовая икона с изображением Свтт. Филарета и Феодосия (в середине храм Вознесения Господня) с частицей святых мощей свт. Феодосия.
  • Икона святых мцц. Нины, Анастасии, Виктории с частицей святых мощей мц. Виктории Кордубской.
  • Икона с изображением святых прп.Серафима Саровского и прп. Паисия Святогорца Афонского.

В архитектуре храма совмещено несколько стилей: Раннее Возрождение, готика и русская классика

Для возведения Вознесенской церкви был приглашен итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари (в летописях значится как Петрок Малой или Петя Фрязин).

Первоначальный проект был таким, что храм и ключ получались закрытыми друг от друга, это требовало доработки. В 1529 году был утвержден новый план строительства, от старого остался вырытый фундамент.

Для строительства выбрали место у ключа, который считается чудодейственным.

Церковь построена в виде белокаменной башни, вершиной которой является шатер, таких строений на Руси ранее не было. И являет собой «икону в камне», символизируя собой Вознесение Иисуса Христа на горе Елеон.

Определить стиль архитектуры довольно сложно. В ней присутствуют и пилястр с капителями (характерно для Раннего Возрождения), и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понизу храм опоясывают галереи гульбища.


Фото пилястр храма Воскресения. Пилястры — колонны, преобразованные в украшения.

В 1530 году стали готовится к появлению наследника, ввиду этого было сделано «царское место». Его вырубали в уже имеющейся стене, тем самым уменьшив толщину стены. Высота храма — 62 метра, он являлся самым высоким православным сооружением.

62 метра

такова высота храма

При этом за счет своей архитектуры, церковь кажется парящей в воздухе и совсем невесомой. Ввиду своей высоты, церковь Вознесения в Коломенском также служила дозорной башней, с нее хорошо была видна южная граница княжества.

По легенде, в одном из помещений храма, само помещение пока еще не найдено, расположена знаменитая библиотека Ивана Грозного, которая досталась ему от его византийской бабушки.

До сих пор Вознесенская церковь является неоспоримым шедевром мирового зодчество. С 1994 года храм входит в список наследия ЮНЕСКО. Это говорит о том, что все мировое культурное сообщество высоко ценит данное сооружение.


С 1994 года храм Вознесения Господня входит в список наследия ЮНЕСКО

Реставрации храма


Реставрация храма Вознесения Господня в Коломне закончилась в 2007 году
В ходе реставрации храма была обнаружена стоянка татаро-монгол, а также стало известно о неоднородности платформы, на которой стоит храм.

«С западной стороны ее толщина составляет девять метров, а с восточной около пяти. При этом более толстая часть врезается в склон холма, что обеспечивает дополнительную устойчивость, а храм фактически «зависает» в воздухе.

В связи с этим я преклоняюсь перед мыслью строителей, которая для XVI века была очень прогрессивна», — сказал Ягунов, заведующий сектором реставрации и восстановления памятников Московского государственного объединенного музея-заповедника.

По документам XVI века был воссоздан иконостас и царские врата.

Церковь Вознесения в Коломенском: архитектурная сила, устремленная ввысь

Знаменитый шедевр шатрового зодчества

Церковь Вознесения в селе Коломенском по праву считается одним из шедевров не только русской, но и мировой архитектуры. Созданный во второй четверти XVI века храм стал самым ярким примером каменного шатрового зодчества, удивительным образцом безграничных возможностей человека.

Немного из истории Коломенского

Древнее село Коломенское с давних времен привлекало к себе внимание правящей в Московском княжестве династии как отличное место для загородной резиденции. Тихое уютное место, скрытое от посторонних глаз сосновым бором, расположенное на берегу живописной речки, – все это и сделало выбор в пользу этой деревеньки. Особое внимание ей уделил небезызвестный князь Василий III, во время правления которого были построены и величавый деревянный дворец, и церковь Вознесения в Коломенском. Храм настолько впечатлил правителя, что по окончании его постройки пиршества и торжественные мероприятия продолжались три дня.

Наперекор архитектурной традиции

Церковь в Коломенском замечательна тем, что стала первым каменным зданием, выполненным в шатровом стиле. До этого в данной технике строились только деревянные храмы, а если использовали камень, то придерживались крестово-купольного проекта, завезенного еще при Владимире Святом из Византии. Решившись на такой эксперимент, безвестный мастер мог навлечь на себя гнев своих высоких заказчиков, однако результат превзошел самые смелые ожидания. На долгие годы этот храм стал своеобразным образцом и мерилом деятельности русских зодчих.

Сила, устремленная ввысь

Церковь Вознесения в Коломенском имеет высоту 62 метра, а ее шатер достигает 28 метров. Такое построение придает всей конструкции воздушность, легкость и устремленность вверх. В этом, без сомнения, состоял особый смысл замысла архитектора: своим творением он хотел выразить порыв человеческой души ввысь, к Богу. Достичь этого можно, только отбросив все земное и ненужное, только всецело посвятив себя служению Христу.

Особенности конструктивного решения

Если смотреть на церковь Вознесения в Коломенском сверху, то в плане она будет представлять собой крест, все концы которого равны между собой. Данный стиль, характерный именно для XV-XVI вв., должен был указывать на все возрастающую силу православного учения: любой человек, находящийся в храме, оказывался как бы под защитой сводчатого креста. Никаких внутренних опор в храме нет, все держится за счет мощного фундамента и шатровой конструкции, вес равномерно распределяется по основанию. Весьма удачным следует признать и расположение окон: создается необычный эффект затененности вкупе с яркими световыми островками.

Значение храма в прошлом и в наши дни

Церковь Вознесения в Коломенском, помимо всего прочего, долгое время выполняла также функцию наблюдательного поста. При появлении кочевников стража была обязана зажечь сигнальный костер и предупредить москвичей о грозящей опасности. Сегодня храм, пусть и в несколько измененном виде, продолжает олицетворять собой не только силу русского православия, но и великие достижения русской культуры.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

адрес: г. Москва, проспект Андропова, д.39;

Как добраться: Вход со стороны ст. метро Коломенская или Каширская;

Режим работы: с 11.00 до 19.00, понедельник — выходной;

Телефоны: +7 (495) 232-61-90

Церковь Вознесения в музее-заповеднике «Коломенское» сооружена в 1532 г. по приказу князя Василия III ко дню рождения наследника Ивана — будущего Ивана Грозного. Строил ее итальянский зодчий Петрок Малый, приехавший в Москву в 1528 году. Это первый на Руси каменный шатровый храм (до него строились лишь деревянные) и один из немногих сохранившихся в Москве памятников той эпохи. Он стал домашней молельней императорской семьи Романовых.

С 1994 г. церковь Вознесения является объектом Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. В 2002 г. здесь после тщательных исторических исследований были произведены реставрационные работы и уже в конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились не политые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вел Н. Н. Свешников, с ним работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике, и прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые ошибочно принято было относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до XVIII века.

На сегодняшний день серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.

Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970-1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

Церковь Вознесения, непревзойденная по своей изумительной красоте и изяществу форм, стоит в первом ряду выдающихся произведений мировой архитектуры. Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском, был потрясен зрелищем храма: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».

Высота шатра Вознесенской церкви — 28 м, а высота всей церкви — 62 м. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремленность вверх. А могучее основание, неторопливый ритм лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема. Образ церкви Вознесения — это образ Церкви Христовой. Говоря с нами на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном порыве человеческого духа, стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек и есть Бог, говорит зодчий, все остальное — второстепенно. И стремление человека к Богу — это стремление сына к утраченному отцу. А достичь его можно, отринув земное и устремив душу и помыслы свои вверх, к горним заоблачным высотам, «возлюбив Господа своего всем сердцем своим»…

В облике храма все подчинено идее стремления ввысь. Нет ничего лишнего, или, по словам Берлиоза, «налепленного». На зрителя не давит масса материала, церковь кажется очень легкой — и это при толщине стен, составляющей от 2 до 4 м!

Строгое декоративное убранство подчеркивает пропорциональность и величественность здания. Удачно найденное решение создает зрительное впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает монолитность здания. Весь нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. В каждой части, в каждой детали храма прослеживается основная мысль зодчего: придать постройке легкость и устремленность ввысь.

В плане здание храма представляет собой равноконечный крест. Подобные каменные церкви с крестчатым сводом, появившиеся на рубеже XV—XVI веков, утверждали возросшую роль и силу православия: молящихся как бы осенял реально зримый сводчатый крест. Как писал летописец, враги Руси «не возмогоша одолети крестные силы, есть бо нам верным забрало крест честной…».

По своей конструкции здание церкви является единым столпообразным объемом без внутренних опор. Обычной алтарной апсиды у церкви Вознесения нет. Она стоит на подклете, окруженном со всех сторон галереей — «гульбищем». На восточной стороне галереи, опоясывающей храм, сохранился белокаменный трон. Его ножки выполнены в виде львиных лап, а подлокотники украшены резным орнаментом. С этого места московские цари некогда любовались бескрайней ширью, открывающейся за Москвой-рекой, с Николо-Перервинским монастырем, лугами и далекими лесами.

У церкви Вознесения была и еще одна важная функция: ее высокий шатер служил наблюдательным пунктом. С него был хорошо виден расположенный в 14 км от Коломенского ниже по Москве-реке другой такой же наблюдательный пункт — шатровая церковь в дворцовом селе Остров. А из Острова наблюдатели следили за вершиной громадного Боровского кургана, расположенного на берегу Москвы-реки у села Чулкова. Оттуда открывались бескрайние дали вплоть до Бронниц. Цепь наблюдательных постов непрерывно тянулась к южной границе, и если наблюдатели замечали внезапное появление татар, то давали об этом знать соседним постам, зажигая костры. Так, распространяясь от одного поста к другому, тревожная весть мгновенно долетала до Москвы.

Специально для наблюдателя прямо под главой церкви Вознесения, в барабане купола, устроено небольшое помещение. В него можно попасть по лестнице, проложенной в толще стен к основанию шатра, а оттуда наверх вела металлическая лестница-стремянка, спускающаяся от креста.

Интерьер храма отличается цельностью художественного облика и наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света — от ослепительно-яркого до сильно затененного. По площади храм невелик — 8,5 ? 8,5 м, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора.

Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в небо лестницы. Внутри церкви преобладает белый цвет. В ходе реставрационных работ установлено, что этот цвет присутствовал в храме изначально. Пол церкви был выложен красными и черными треугольными керамическими плитками, уложенными «конвертом», а в XIX веке он был покрыт квадратными каменными плитами.

Иконостас храма не сохранился. В настоящее время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века. За почти пятьсот лет своего существования храм неоднократно подвергался ремонту, поновлению и реставрации. Но основной его облик сохранился без существенных изменений.

Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к сожалению, не удалось найти имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится. Храм построен по образцу русских шатровых деревянных храмов — «верх на деревянное дело». Это говорит о том, что его строил русский мастер. С другой стороны, многие приемы, элементы конструкции и декора указывают на сильное влияние итальянского зодчества эпохи Возрождения. Может быть, храм строил итальянский мастер, приглашенный Василием III? Но конструкция церкви очень близка строительным приемам псковских мастеров, а ряд декоративных элементов прямо происходит из московского зодчества XIV—XV веков. Многие элементы церкви Вознесения можно отыскать в более древних памятниках, например в соборе Спасо-Андроникова монастыря или в соборе Псковского Мирожского монастыря, построенного по образцу древних храмов Херсонеса Таврического.

Церковь Вознесения в Коломенском

«Выйдя из-под арки ворот Государева двора, внезапно видишь перед собой пойму Москвы-реки, заречные дали с уходящими к горизонту полями, убегающий вниз крутой склон и в центре всего и надо всем этим — невиданный, единственный в своем роде храм, возносящийся ввысь на фоне необъятного, непривычно широко распахнутого над Москвой неба. Храм как бы удерживает наброшенная поверх шатра легкая, но нерушимая сеть из белых камней с алмазной гранью». — писал о церкви Вознесения археолог Леонид Беляев.

В 25 августа 1530 года у Великого князя московского Василия III – родился долгожданный сын-наследник, Иван. В честь этой события, счастливый отец повелел немедленно заложить храм Вознесения Господня в своей подмосковной деревне Коломенское. Эта самая распространенная легенда увязывающая возведение первого шатрового храма России с рождением будущего Ивана Грозного. Но есть и другое предание.

Покаранный Богом за двоеженство Василий III отправил послов к папе римскому, где ему удалось выпросить для строительства молельной церкви архитектора. Иностранный специалист прибыл в Москву летом 1528 года и через пару недель после приезда приступил к работе. Место для церкви было выбрано на крутом берегу Москвы-реки, в Коломенском, где бил чудодейственный ключ. И действительно, вскоре после начала строительства храма великокняжеская семья стала ждать первенца.

Как мы видим, предание в той или иной форме связывает постройку храма Вознесения Господня с появлением на свет Ивана Васильевича. Не подлежит сомнению и участие в строительстве итальянских мастеров. Согласно русским летописям работами руководил архитектор Петер Франциск Ганнибал именуемый на Москве Петром Фрязиным.

Участие в работе итальянцев отразилось в большом количестве ренессансных художественных элементов в облике церкви Вознесения. Это и ордера, и порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, и плоские пилястры с капителями в духе раннего Возрождения, и «ренессансная» прорисовка готических вимпергов.

Собор был выполнен в виде храма-башни, достигавшей в высоту 62 метров. Сверху же он выглядел как равноконечный крест. Вокруг храма пролегала двухъярусная галерея с тремя лестницами-всходами. Поскольку церковь была домашним храмом августейших особ,  на галерее у восточной стены собора стоял монументальный трон («царское место»), повернутый спиной к алтарю.

Внутренне пространство храмы было невелико. Церковь предназначалась только для великих князей, которые проводили в Коломенском летние месяцы. А еще у церкви Вознесения было утилитарное, военное значение  — она служила сторожевой башней, на которой зажигали огни при появление татар. Дальше огненный сигнал шел  в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого.

Церковь Вознесения. Дмитрий Астральцев 1970


Коломенский храм был любимой церковью Ивана Грозного. Здесь по преданию он хранил свои сокровища и свою легендарную библиотеку – «либерию». В дальнейшем предпринимались неоднократные попытки найти в церкви Вознесения спрятанные клады, но все поиски терпели фиаско…

А 2 марта 1917 года, в день отречения Николая II, в храме Вознесения произошло чудо.   В подвалах церкви был обретен чудотворный образ Богоматери, что вероятно символизировало начало новой эпохи российской истории.   

Церковь Вознесения в Коломенском. 100 знаменитых памятников архитектуры

Церковь Вознесения в Коломенском

О старинном селе Коломенском (ныне это один из районов Москвы) впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. С тех пор в течение столетий Коломенское служило летней великокняжеской, а затем и царской резиденцией, постоянно расширяясь и приобретая все более величественный вид. Особенно много сделал для обустройства усадьбы великий князь Василий III. При нем был построен обширный деревянный дворец, а в 1532 г. в честь рождения долгожданного первенца – будущего Ивана IV Грозного – на холме была возведена церковь, которая своими архитектурными формами как нельзя лучше отвечала символической задаче увековечения этого торжественного и радостного события. Скупые строки летописи гласят: «Свершена в Коломенском церковь каменна вельми чудна высотою, красотою и светлостью. Такова не была на Руси».

Как всякое истинно прекрасное произведение искусства, церковь Вознесения с ее законченностью и неповторимым сочетанием архитектурных форм органически связана с природой. Ничто не мешает воспринимать это великолепное стройное сооружение, возвышающееся на берегу Москвы-реки, легко и свободно. Оно всегда прекрасно, всегда создает впечатление чего-то необычайного. И при этом никогда не бывает однообразным. При восходе солнца стены нежно розовеют, а освещенные яркими летними лучами, играют переходами теней и света. Ночью при лунном свете церковь сверкает, как диковинный кристалл. Зимой на ковре белого снега она и сама кажется вылепленной из снега.

В этом замечательном произведении русской архитектуры поражает удивительная устремленность ввысь. Впечатление взлета создают и все здание в целом, и каждая его архитектурная деталь – широко раскинувшиеся крыльца, галерея на столбах, двадцатигранный столп, плавно переходящий в восьмигранник и заканчивающийся стройным шатром-пирамидой с маленькой главкой. Ничем не украшенные плоскости стен, острые стрелы над окнами, вытянутые пилястры, бегущие вверх кокошники – все подчеркивает стремление к полету.

Надо сказать, что деревянные церкви с высокими кровлями-шатрами на Руси строились издавна. Но никто не решался соорудить шатер из камня, на что осмелился, увы, оставшийся безвестным мастер. И то, что он сделал, – стремительно взлетающую в небеса церковь – иначе как жемчужиной русской архитектуры не назовешь. Не случайно специалисты считают, что каменный шатер XVI в. сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем уникальная конструкция флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре в архитектуре итальянского Возрождения.

В церкви Вознесения, сложенной из кирпича и украшенной белым резным камнем – знаменитым мячковским известняком, из которого строилась и вся Москва белокаменная, – много удивительного и в самой конструкции, и в технике строительства. Высота ее шатра 28 м, а всего строения – 62 метра. В то время на Руси это было самое высокое здание. Фундамент заложен на 10 м в глубь земли. Ниже «нулевого горизонта», как говорят строители, на глубину до 9 м уложены белокаменные плиты, хорошо подогнанные друг к другу. Они покоятся на метровых дубовых сваях, вбитых в землю.

Фундамент выходит за стены здания на 3 метра. Основание такой ширины было продиктовано насущной необходимостью – в Коломенском всегда били (и до сих пор бьют) родники, которые могли вымывать породу из-под фундамента. На фундаменте поставлен нижний этаж – подклет. А на широких столбах с арками возвышается обходная галерея, на которую ведут три широко раскинувшиеся лестницы, соответствующие трем входам. Первоначально галерея была открытой, и тогда здание казалось еще выше. Однако в XVII в. для сохранности пола и арок галереи над ней была сделана крыша из длинных досок, а позже – железная. С востока на обходной галерее встроено в стену «царское место». От него сохранилась лишь спинка с резьбой по камню.

Белокаменные детали церкви немногочисленны, но с большим вкусом размещены на стенах вверху пилястр, в обрамлении окон и кокошников. Своеобразно выглядят они и на шатре: как связки жемчуга, спадают по розовым граням квадратные белые русты.

Надо отдать должное нашим предкам: строили они с большим запасом прочности. Стены верхнего этажа имеют толщину от 2 до 3 метров. В толще стены проложена внутренняя лестница, которая доводит до шатра. Так как кладка его тоньше стен и в ней нельзя было проложить лестницу, то по шатру снаружи повесили железную дверь со стремянкой. Вероятно, такая лестница служила для ремонтных работ.

Внутри здание поражает высотой, звучностью и обилием света. Входя в него, ожидаешь увидеть большое и темное помещение, а оказывается все наоборот: площадь внутри очень мала (8,5?8,5 метра) из-за толщины стен. Да и рассчитана была церковь на небольшой круг молящихся – царя да приближенных бояр. Узкие высокие стены, открытый до самого верха шатер усиливают впечатление высоты. В церкви очень светло благодаря особому расположению окон в шатре, стенах и углах. Обычно самое темное место в помещении – углы, а тут углы освещены особенно хорошо. Угловые окна сделаны хитроумно: наружу они выходят в две разные стороны, а внутрь – одним проемом. Боковые стенки окон направляют свет внутрь, создавая приятное рассеянное освещение. В невысоком иконостасе помещены иконы. Они так же древни, как и стены здания. Древни и толстые многоцветные подсвечники. Один из них деревянный, расписанный растительным узором, другой – восковой.

Внутреннее убранство храма дополняют сени-балдахины. Справа от входа – нарядная, пестро и ярко раскрашенная девятишатровая сень на тонких столбиках. Ее шатрики и потолок расписаны по слюде растительным узором. Слюдяные пластинки скреплены между собой ажурными оловянными прокладками разной формы. Другая сень – высокая, шатровая, на точеных столбах – вся вырезана из дерева. Она стоит слева от входа в храм. На передней доске сени вырезаны веселые птицы и цветы. Под балдахином стояло царское место на резных ножках в виде львов. С этого места московские цари любовались бескрайней ширью, открывающейся за Москвой-рекой.

Четкая вертикаль композиции, отвечающая идее Вознесения, в сочетании с выраженными горизонталями «гульбищ» вызывает ассоциацию с огромным деревом, мощными корнями уходящим в землю. Безусловно, в восприятии современников оно представлялось не только «древом» царского рода, получившим новую ветвь с рождением наследника, но и символом мощи, молодости и вечной жизни Русской земли. Таковой церковь Вознесения, включенная в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО, остается и сегодня – белокаменное чудо, вознесенное над Москвой-рекой гениальной фантазией русских зодчих.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Церковь Вознесения Господня, Коломенское — объект Всемирного наследия

Церковь Вознесения Господня в подмосковном Коломенском была первой остановкой в ​​моей двухнедельной поездке по России. Это относительно незначительное зрелище в этой исторической столице: если вы посмотрите на любую из тех «десяти вещей, которые делают в Москве», то наверняка увидите Кремль и Красную площадь, метро и Новодевичий монастырь. Усадьба Коломенское, однако, появится только в длинных списках достопримечательностей или вообще не появится.Однако это не значит, что здесь тихо: когда я приехал в воскресенье утром около 9 часов утра, там уже присутствовало несколько китайских туристических групп.

Сайт был зарегистрирован как монумент без буферной зоны, так что все дело в одной «белой колонне». Частью комплекса также являются отдельно стоящая колокольня, красочные входные ворота и то, что выглядит как остатки других ворот. Входной платы нет, но вы можете купить билеты в «шесть музеев» в киоске на территории отеля.Билеты были бесплатными, а я нет, если они всегда были или потому что сегодня был особенный день («День Москвы»).

Одним из шести музеев является внутреннее убранство Вознесенской церкви. Он больше не используется в религиозных целях, и сейчас здесь проходит небольшая выставка, посвященная его архитектуре. Войти туда по двум причинам: чтобы почувствовать, насколько он крошечный внутри, и увидеть его первоначальную окраску кирпича. Одна из отличительных черт нынешней церкви — ее белый цвет: но стены были побелены только перед Олимпийскими играми 1980 года.Если присмотреться, кирпичи станут видны. Исходный цвет, взятый из фотографии, показанной внутри церкви, — это крыша из красного кирпича и серовато-голубоватое основное строение.

Еще один музей — «Коломенское». Вход в нее находится в небольшом здании справа от въездных ворот, спиной к церкви. Снаружи это выглядит незначительной вещью, но на самом деле выставочное пространство проходит через главные ворота на другую сторону.Он занимает 2 этажа и подвал.

Очень обрадовался, что решил зайти — пока туристические массы покрывали поле вокруг церкви, этот музей почти никто не посещал. Поначалу это было немного скучно — в каждой комнате стояла строгая русская женщина, которая следила за ней, — но на выставке можно увидеть несколько хороших икон и другие памятные вещи из бывшего Королевского поместья.

Во время подготовки к визиту я заметил, что текст оценки ИКОМОС предполагает, что изначально вся усадьба Колеменское была номинирована двумя годами ранее.Затем он был переработан в эту узкую область для включения в 1994 году. Помимо этого намека на оценку AB, я не смог найти дополнительных доказательств того, действительно ли это так. Бывшая Королевская усадьба теперь представляет собой своего рода музей деревянных построек под открытым небом, привезенных сюда из других мест страны. Он расположен в красивом месте на берегу Москвы-реки и является приятным местом для ленивого воскресного утра, но Церковь Вознесения — единственное исключительное здание здесь.

Щелкните здесь, чтобы увидеть больше моих фотографий церкви Вознесения Господня, Коломенское

Коломенское

Коломенское

Коломенское

История Коломенского переплетается с историей русской монархии. Это был дом Петра Великого в первые годы его жизни. Здесь проходили торжества по случаю коронации Екатерины I, Петра II и императриц Анны и Елизаветы. Петр II часто охотился в близлежащих лесах, а в конце 18 -го века сюда приезжала Екатерина Великая со своими внуками, в том числе с будущим императором Александром I.

Рисунки Йоста Лемменса

Первым документом, в котором упоминается село Коломенское, является завещательная карта великого князя Москвы Ивана Калиты от 1339 года.Но его история восходит к 1240 году, когда жители Коломны в поисках убежища от татаро-монгольских захватчиков во главе с Бату-ханом, внуком Чингиз-хана, основали здесь поселение.

С 14 по годы Коломенское было родовым имением великих князей Московских, а затем и русских царей.

Роскошные покои Василия III (1479-1533, великий князь Московский 1505-33) сгорели во время набега хана Крыма Мухаммеда Гирея I.

В 1532 году Василий III построил церковь Вознесения в селе Коломенском в память о рождении своего сына Ивана IV.

Это была первая известная каменная церковь в русском кокошнике, шатровом стиле. Некоторые исследователи считают, что в его строительстве участвовали иностранцы, в частности итальянец Петрок Малый («Маленький Петр»), прославившийся впоследствии, в том числе, возведением Китайгородской стены.

Здесь в детстве жил Иван IV Грозный (1530–1584), а затем со своей первой женой Анастасией.

В 1606 году, в так называемое Смутное время, войска Ивана Болотникова, вождя первого русского крестьянского восстания, разбили здесь лагерь, когда в течение пяти недель осаждали столицу.

К сожалению, деревянный дворец царя Алексея Михайловича, уникальный шедевр русской архитектуры, построенный в 1667–1668 годах мастером плотника Семеном Петровым и крепостным плотником Иваном Михайловым, не сохранился. Этот красивый дворец, который русские современники считали «восьмью чудесами света», состоял из большого количества построек, соединенных между собой переходами.Должно быть, весь ансамбль был очень впечатляющим со всеми своими башнями, куполами, кокошниками, огибающими крышами, шпилями, шарами, позолоченными двуглавыми орлами и т. Д. Сегодня посетители музея могут составить представление о том, как выглядел дворец, по макету, мастерски выполненному резчиком по дереву Д. Смирновым в 1867 году.

Молодой Петр I Великий был увезен в Коломенское во время стрелецкого бунта 1682 года. Позже, будучи царем, он возвращался несколько раз. Отчасти из-за изменения вкусов, а также из-за того, что столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, дворец был заброшен, а старая деревянная постройка стала небезопасной для жизни.В 1769 году Екатерина II приказала снести его.





От метро Коломенское один входит парк через Спасские ворота.

Возведен в г. 1670-е годы — подъезд для прислуги, довольно скромного дизайна. Его галька деревянная бочкообразная крыша — характерный элемент 16 -17 век Русская архитектура. До 1917 г. над сводами стояла икона Спасителя, отсюда и ее имя.

Спасские ворота

Войдя на территорию, первое здание, мимо которого попадаешь, — это элегантный Казанский собор.

Построенный царем Алексеем в 1649–1653 годах в ознаменование столетия взятия Казани Иваном Грозным, он выполнен в типичном стиле 17 -х годов века.На вершине арочного первого этажа находится массивная четырехстенная конструкция, увенчанная пятью цилиндрами с куполами.

Казанский собор

Продолжая путь по парку с его вековыми дубами, можно взглянуть на некоторые из старых деревянных построек, привезенных сюда из разных регионов России, например, Братск, Сибирскую крепостную башню, Архангельскую избушку Петра I. , или монастырская надвратная башня из Карелии.

Надвратная башня Никольского монастыря с побережья Белого моря на северо-западе России; постройки 1691-1692 гг.

Надвратная башня

Следуя тропе через дубовую рощу, вы увидите главный вход или Красные ворота.

Красные ворота были главным входом в Королевские дворцы. Его строительство датируется 1672–1673 гг.В зданиях по бокам размещены экспонаты, рассказывающие об истории Коломенского, а также обширная коллекция русского прикладного искусства

Красные ворота

Дизайн одного из самых замечательных зданий Москвы, церкви Вознесения (1530-1532), в свое время радикально отличался от традиционного византийского стиля. Сразу после его постройки современный летописец записал это событие страстными словами, отметив, что ни один другой храм в России не может сравниться с его красотой.

Вознесенская церковь известна как первая в России каменная шатровая церковь. Его широкий силуэт напоминает великолепные деревянные башенные церкви, возведенные русскими плотниками.

Церковь Вознесения Господня

В отличие от традиционных купольных крестообразных церквей, Вознесенская церковь построена в виде гигантской колонны и не имеет ни опорных колонн, ни опор.

Здание всей массой давит на стены толщиной от 2,5 до 3 метров. Высота церкви 62 метра.

Церковь Вознесения Господня


Круглая колокольня Георгия Победоносца построена в первой половине 16 гг. По проекту неизвестного архитектора.

Колокольня Святого Георгия

Немного за пределами Королевского двора находится Водонапорная башня, построенная в 1670-х годах.

Внутри был механизм, созданный мастером Богданом Пучиным. Из глубокого колодца, вырытого под башней, вода закачивалась вверх в белокаменный резервуар, а оттуда в Королевский двор.

Водонапорная башня

Однажды дорога вела через Водонапорную башню к деревня Дьяково по ту сторону красивого Голосова оврага, с его уникальные геологические образования, группа источников под названием «Кадочка», или маленькая водяная чаша, и два больших камня, осажденных землей, которые были объектами языческого культа.

Это самый большой из двух доисторических культовых камней у источников, так называемые «Девичьи камни».

Девичий камень

Около 2.500 лет назад на месте села Дьяково появилось поселение, что сделало его одним из старейших населенных пунктов Подмосковья.

Даты постройки храма Усекновения главы св.Иоанна Крестителя, но исследователи полагают, что церковь могла быть построена в связи с коронацией Ивана Грозного в 1547 году или в связи с ожидаемым рождением его сына в 1554 году.

Это башнеобразная церковь без внутренних опор, спроектированная в виде центрального восьмиугольника, окруженного четырьмя восьмиугольными часовнями меньшего размера. Центральная башня без креста имеет высоту 34,5 метра.

Церковь св.Иоанна Крестителя

Собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы, построенный в 1555–1561 годах, архитектурно ближе всего к церкви Иоанна Богослова. Сходство структурных, композиционных и декоративных элементов предполагает, что оба здания могли быть построены одними и теми же архитекторами, известными как Барма и Постник.


После революции села Коломенское и Дьяково были разрушены путем коллективизации, кладбища снесены и церкви закрыты.В 30-е годы прошлого века был основан Музей деревянного зодчества, и, наконец, в 1974 г. около 400 гектаров были объявлены заповедной зоной.


На главную | Следующая страница: Царицыно >>


Ссылки

Мои другие страницы:

Почта:


Церковь Вознесения Господня (Москва, Коломенское)

Храм Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.Храм расположен в районе Нагатинского Затона Южного административного округа Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм — шедевр мировой архитектуры, первый в России каменный шатровый храм.

Возведен в Коломенском в 1528-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Фрэнсисом Анибалом, по русским летописям Петра Фрязина или Петра Малого) на правом берегу Москвы-реки. Наставник храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением долгожданного наследника Василия III великого князя Ивана Грозного. Из легенды можно узнать только то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложной конструкции и большого объема за два года, прошедшие с сентября 1530 года по август 1532 года, не удалось.

Скорее всего, основание церкви произошло за два года до рождения, и церковь нельзя было заложить в благодарность Богу за рождение наследника, то есть нельзя было дать обет.Храм был построен как молитвенный дом, где молились за рождение детей великокняжеской четы.

Место для церкви Вознесения было выбрано на крутом берегу, у подножия которого задул ключ, что считалось чудом. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, согласно которым ключ относился к особо целебным, так как находился на «зимнем востоке».

В храме наряду с шатром использовались стенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных размеров, с «летающей» архитектоникой.Строительство велось с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался по своему формальному совершенству произведением искусства, уникальным и неповторимым.

Оригинальное внутреннее убранство церкви не сохранилось. О внутренней росписи церкви ничего не известно.

Здание входит в состав музейно-заповедного комплекса «Коломенское»; Объект всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1994 г.).

Пересвидетельствована 8 декабря 2000 г .; с 1994 г. в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья.В конце 2007 года реставрация была завершена, и цокольный ярус храма был открыт для посещения.

WHS: Вознесенская церковь, Коломенское | by Alex Curylo

После того, как выступление MBLTdev было успешно завершено, пора отправиться в поездку, чтобы посетить некоторые из менее известных Подмосковных объектов всемирного наследия; в прошлый раз, когда мы были в этом районе, это был еще Советский Союз —

— наша любимая строчка дружелюбным москвичам на выставке была «Второй раз в Москве. Но впервые в России! » Это всегда было хорошо для смеха и пары откровенных смехов —

— и мы начали утро в южном пригороде, по адресу

Церковь Вознесения, Коломенское

Церковь Вознесения была построена в 1532 году. в подмосковном имении Коломенское в честь дня рождения князя, ставшего царем Иваном IV «Грозным». Сейчас храм находится недалеко от центра Москвы на крутом склоне, спускающемся к пойме Москвы-реки.Церковь представляла собой новый этап в русской архитектуре. Это первая каменная шатровая церковь. Замечательная тентовая крыша поднимается с восьмиугольного основания, увенчанного небольшими кокошниками ; Сама база также поднимается из более крупной базы, образованной серией многоярусных кокошников . Церковь окружают галереи, к которым ведет лестница на разных уровнях. В восточной алтарной части галереи, обращенной к Москве-реке, находится «царская скамья» в виде престола с белокаменной киборией над ней . Из-за особой конструкции стены имеют толщину от 2,5 до 3 метров, что делает интерьер очень маленьким, хотя потолки высотой 41 метр создают ощущение простора.

Церковь имеет большое значение для городского планирования, доминирует над окружающими архитектурными сооружениями и ландшафтом и обеспечивает визуальное единство всех элементов усадьбы. Вознесенская церковь непревзойдена по своей удивительной красоте и элегантности форм и была построена вопреки строгим канонам церковной архитектуры в 16 веке.Его одностолпное сооружение отличалось от обычного пятиглавого сооружения на четырех столбах, что делало его больше похожим на мемориальную скульптуру с архитектурными особенностями, вобравшими в себя лучшее из византийских, греческих, римских, готических и древнерусских традиций. Образец церкви Вознесения Господня в Коломенском затем получил распространение по всей стране до середины 17 в. Шатровый стиль был важным и определяющим для русской архитектуры, так как впоследствии стал воплощением русской национальной архитектурной традиции. …

Но это не единственное, что можно здесь увидеть; это просто центральная часть 390 гектаров

Коломенский историко-архитектурный музей-заповедник

, и мы настоятельно рекомендуем выделить хотя бы полдня, чтобы побродить и увидеть все, есть много интересных самородков, которые стоит посетить.

Вот, например, церковь Георгия Победоносца:

Деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца построена на севере России, на берегу мелкой реки Йорга, правого притока реки. полноводная река Северная Двина в ее верховьях.

Деревянная церковь Святого Георгия Победоносца, перенесенная из села Семеновской в ​​Архангельской области, является одной из многоэтажных церквей XVII и XVIII веков.Это двухэтажное здание из сосновых бревен с основной четырехугольной бревенчатой ​​конструкцией, построенной на высоком первом этаже, который использовался для хозяйственных нужд…

Вот еще одна страница, где перечислены некоторые из этих достопримечательностей.

Но на этот раз, учитывая то, как было холодно и снежно, и все было закрыто на зиму и все такое, мы решили, что на этот раз поставим себе галочку на вихревые фотооперации, и поместили парк Коломенское в список для вялый пересмотр в какой-то славный летний вечер мы на грани дела в Москве!

Церковь Вознесения в селе Коломенское

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском — одно из выдающихся произведений искусства русских зодчих.В каменном зодчестве XVI века открытия нового национального стиля особенно ярко проявились в строительстве шатровых церквей.

Высота Вознесенской церкви составляет 62 метра, а своими мощными трехметровыми стенами она легко могла превратиться в обычный каменный блок, но архитектору удалось придать сооружению невероятную легкость. Белоснежная церковь стоит на краю обрыва и словно летит над Москвой-рекой.

В каждой детали, будь то кокошники в форме киле или бусинки на палатке, чувствуется желание архитектора придать своему строению некое устремление к небу.Внутри церковь просторная. Оригинальное устройство окон позволяет наполнить светом внутреннее пространство. Если смотреть снаружи, то окна расположены с каждой стороны и на палатке.

Как говорится в старинной легенде, церковь построили по обету — царь Василий III обещал построить церковь, если у него будет наследник. После рождения Ивана (будущего Ивана Грозного) в селе Коломенском возвели и эту церковь. Стоит отметить, что русские цари и князья любили село Коломенское.Его история началась в 13 веке, когда защитники осажденной Коломны убили сына Чингисхана. После этого город был взят и началась резня, а те, кому удалось спастись, остановились в лесах у Москвы-реки. Этот поселок стал называться деревней Коломенской.

Вознесенская церковь хранит много тайн. Именно в нем была найдена чудотворная икона Божией Матери, именно здесь, как предполагается, находится библиотека Ивана Грозного. Кстати, в 1911 году с нижнего этажа этого храма Стеллецкий ученый-спелеолог начал поиски легендарной библиотеки Ивана IV.Под храмом он обнаружил подземный ход и множество складских помещений, но Первая мировая война и последующие революции заставили его работать.

Просмотров: 153

Музей-заповедник «Коломенское» | Москва, Россия Достопримечательности

Расположенное среди 4 кв. Км живописной парковой зоны, на утесе над излучиной Москвы-реки, Коломенское — старинная королевская резиденция и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вскоре после своего основания в 14 веке деревня стала излюбленным местом московских князей.Королевское поместье теперь представляет собой эклектичное сочетание церквей и ворот, а также других зданий, которые были добавлены к комплексу с годами.

С Большой улицы войдите с задней стороны территории через ворота Спасителя XVII века в белоснежную церковь Казанской Богоматери , обе построенные во времена царя Алексея. Церковь выходит на место его большого деревянного дворца, который был снесен в 1768 году Екатериной Великой. Впереди белые шатровые ворота 17-го века, передние ворота и башня с часами отмечают край старой внутренней территории дворца.Золотой двуглавый орел на воротах — символ династии Романовых. В соседних зданиях находится интересный музей, в котором есть все понемногу: макет деревянного дворца Алексея , материалы о восстаниях, связанных с Коломенским, и русские ремесла от часов и плитки до резьбы по дереву и металлу.

За главными воротами, с видом на реку, возвышается самое красивое строение Коломенского, типично русская Вознесенская церковь. Построенный между 1530 и 1532 годами для великого князя Василия III, он, вероятно, отмечал рождение его наследника, Ивана Грозного.Это действительно важное событие в русской архитектуре, впервые воспроизводящее формы деревянных церквей в кирпиче и проложившее путь для великого московского собора Василия Блаженного 25 лет спустя. Сразу к западу от него находятся круглая колокольня Святого Георгия 16-го века и башня 17-го века. Примерно в 300 метрах к юго-западу, через овраг, белая церковь Святого Иоанна Крестителя была построена для Ивана Грозного в 1540-х или 1550-х годах. В нем есть четыре угловые часовни, которые делают его стилистическим «домом на четверть пути» между Вознесенской церковью и собором Василия Блаженного.

Среди старых деревянных построек на территории каюта Петра Великого , где он жил, руководя кораблестроением и фортовым строительством в Архангельске. Хижина окружена воссозданием царских садов и садов.

Церковь Вознесения — История и факты

Кредит изображения: Shutterstock

Вознесенская церковь — церковь XVI века в Коломенском, построенная князем Василием III на юге Москвы.

История Вознесенской церкви

Великий князь Василий III — правитель Москвы с 1505 по 1533 год, часто насмешливо известный как Василий Адекватный — заказал Вознесенскую церковь в честь долгожданного рождения наследника российского престола Ивана IV Васильевича. Иван, родившийся 25 августа 1530 года, станет известен как Иван Грозный. Церковь Вознесения была освящена 3 сентября 1532 года и была революционной для своего времени. Коломенское, где оно стоит, было бывшим царским имением.

В отличие от других русских церквей того времени, этот, вероятно, был построен итальянскими архитекторами — мастерами своего дела. Это также первая кирпичная церковь с шатровой крышей, найденная в России: разрыв с традициями, который будет отражен при строительстве собора Василия Блаженного, построенного 25 лет спустя самим Иваном в ознаменование взятия Казани и Астрахани. Белый камень и детали эпохи Возрождения — некоторые из его доминирующих характеристик.

На протяжении веков производились перестройки, в частности, реконструкция кирпичной кладки в 19 веке, а также некоторые декоративные и орнаментальные работы.В 1994 году он вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО из-за своего вклада в российскую церковную архитектуру

.

Церковь Вознесения сегодня

Расположенная в Коломенском заповеднике, с видом на реку, церковь особенно привлекательна и заслуживает посещения из-за своей значимости — она ​​закрыта по понедельникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *