Церкви древней руси: Как выглядели русские церкви в разные века?

Деревянные церкви Древней Руси (X – начало XII в.)

Глава «Архитектура Древнерусского государства (X – начало XII в.). Деревянные церкви». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Максимов П.Н.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Христианство начало распространяться среди восточных славян еще до официального крещения Руси в 988 г. Летописные свидетельства от 882 и 945 гг. говорят о существовании в эти годы в Киеве нескольких церквей.

Характер восточнохристианского богослужения требовал, чтобы в церковном здании имелись помещение для молящихся, примыкающий к нему с восточной стороны меньший по размерам алтарь и западная пристройка — притвор, который в русских условиях служил, быть может, для изоляции в зимнее время основного помещения от холодного внешнего воздуха. Эти основные части храма, расположенные по оси восток — запад, русские плотники возводили привычными им методами из горизонтально уложенных венцов, что обусловливало определённые пределы длины стен.

9. Изображения деревянных церквей в рукописи «Житие Бориса и Глеба» XIV в.

При распространённой длине бревен от 6 до 9 м вместимость квадратного сруба составляла примерно от 100 до 220 человек. Для получения большей полезной площади приходилось делать основное помещение крестообразным или восьмиугольным в плане. В первом случае вместимость его увеличивалась вчетверо, а во втором, несмотря на большую потерю длины бревна на врубки, примерно в шесть раз. О применении восьмигранных («круглых» по позднейшей терминологии) срубов для деревянных церквей X—XI вв. трудно сказать что-либо определенное, но миниатюры XI и XIV вв., изображающий деревянные храмы, возводившиеся в первой половине XI в. в Вышгороде близ Киева, позволяют предполагать, что восьмигранные и крещатые срубы тогда применялись (рис. 9).

На этих миниатюрах изображены деревянные церкви разных типов. На одной из них видна временная церковь, построенная на месте сгоревшей. Это прямоугольный сруб с дверью на торцовом фасаде и невысокой двускатной крышей с крестом на ее коньке. Менее ясно изображение более ранней церкви, квадратной или круглой в плане, покрытой пирамидальной или конической крышей, с главой, стоящей на высокой шейке. Свойственная древнерусским художникам манера изображать здания как бы с угла и показывать у четырехугольного в плане здания две стороны его делает более правдоподобным предположение, что здесь изображено восьмигранное рубленое здание с шатровой крышей.

С большей уверенностью можно предполагать, что сменившая в 1020—1026 гг. простейшую временную церковь «церковь великая», «о пяти верхах» была крестообразной в плане и состояла из пяти срубов. Она изображена в виде пяти узких и высоких объёмов, объединённых невысоким притвором и увенчанных каждый треугольным фронтончиком и главой на высокой шейке. Такие пять срубов удобнее всего было поставить крестообразно, один посредине и четыре по сторонам от него, а входящие углы такого крестообразного здания могли быть заполнены невысокими пристройками, делавшими план этого здания квадратным, соответствующим термину «о клетце», которым это здание охарактеризовано писателем XI в.

и который означал здание, четырёхугольное в плане.

Самым грандиозным произведением новгородских плотников был Софийский собор в Новгороде, построенный в 989 г. «от древ дубовых» и имевший, по словам летописи, тринадцать верхов. Тринадцати верхам могли соответствовать тринадцать срубов, из которых девять могли образовывать квадрат, а остальные четыре (алтарь и три притвора) — примыкать к центральной группе срубов со всех четырех сторон.

Такая постройка при длине брёвен 8 — 9 м могла вмещать около двух тысяч человек (без алтаря и притворов), и должна была казаться очень внушительной благодаря своим размерам и обилию верхов. Внушительной она должна была казаться и внутри, где прорезанные широкими и высокими проемами стены превратились в мощные крестообразные в плане столбы, а расположенные в несколько ярусов невысокие окна (высокие окна, ослабляющие связь между углами сруба, вряд ли были в рубленых зданиях) ещё сильнее подчёркивали своим количеством и размерами огромную величину всего здания. Необходимые для княжеского собора обширные хоры было нетрудно сделать в таком большом деревянном здании, тем более, что они связывали на высоту нескольких венцов его рубленые столбы.

Отсутствие фресок внутри деревянных церквей возмещалось большим количеством икон, и здесь несомненно зародились те высокие, многоярусные иконостасы, которые позднее перешли в каменную архитектуру и стали характерной особенностью русских храмов. Своим внешним и внутренним видом большие деревянные церкви производили сильное впечатление на зрителей, соперничая в этом отношении с каменными храмами, и летописцы не могли скрыть своего восхищения перед деревянными соборами. Так, описывая гибель от пожара в 1160 г. деревянного Успенского собора в Ростове, построенного за 168 лет до того, летописец писал о нем: «соборная дивная великая церкви святыя Богородица, якой же не было николи же не будет».

Архитектура православных храмов столицы пропитана традициями Древней Руси

Главная > Новости > Проекты > Архитектура православных храмов столицы пропитана традициями Древней Руси

6 сентября в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов провел расширенное совещание по вопросам проектирования церковных комплексов в Москве.

В совещании приняли участие помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Ресина, куратора Программы строительства православных храмов в Москве, Ольга Андреевна Григорьева, архитекторы Дмитрий Владимирович Пшеничников и Денис Анатольевич Римша, главный архитектор Проектного отдела некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Галина Георгиевна Скугарева, представители префектур и проектных организаций, настоятели храмов и их помощники.

В ходе встречи рассматривалось проектирование 13 объектов, из них для четырех храмов уже разрабатываются архитектурно-градостроительные решения. Это храм иконы Божией Матери «Троеручица» (Каширское шоссе, вл. 63, к. 2), храм Царственных страстотерпцев (Южное Измайлово), храм Всех святых (ул. Генерала Белобородова) и храм преподобного Серафима Саровского (ул. Шеногина, вл. 4). Все четыре проекта курирует руководитель Архитектурного отдела ФХУ протоиерей Андрей Юревич.

На трех объектах проектирование идет полным ходом: завершается работа над проектной документацией стадии «П» (проект) храмового комплекса иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (ул. Днепропетровская, вл. 4). Как сообщил архитектор Денис Анатольевич Римша, готовы разделы «Архитектурные решения», «Конструктивные решения», практически все сети. Планируется, что до конца года документация будет передана на согласование в экспертизу.

Напомним, архитектурные решения для этого ансамбля были созданы членом Союза московских архитекторов Сергеем Валерьевичем Осышным. По его мнению, «стилистически архитектура фасадов ориентирована на храмы Северной Руси, а также Псковской земли, которые отличаются аскетическими, но выразительными формами».

Здание храма двухэтажное, без подвала и чердака. На первом этаже — храм на 480 человек, ризница, иконная лавка, приходские и технические помещения. На втором — балкон для хора, приходские помещения, мастерские. Дом причта имеет стилистическую связь с храмом. Кроме того, для достижения единства двух зданий комплекса их фасады, выходящие на ул. Днепропетровская, расположены на одной линии.

В ходе совещания был поднят вопрос проектирования храмового комплекса преподобного Александра Свирского (ул. Грайвороновская, вл. 10). В настоящее время, по словам главного архитектора Проектного отдела Г.Г. Скугаревой, «ведется проработка архитектурных планов для сбора нагрузок для последующего получения технических условий».

По проекту храмовый комплекс будет включать в себя двухэтажное здание и трехэтажный приходской дом. В цокольном этаже церковного строения предусматривается размещение крестильного храма, а также помещений хозяйственного назначения. Сейчас здесь располагается временный храм.

Также в этом году планируется выполнить проектные работы по храмовому комплексу иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (ул. Профсоюзная, вл. 67), в сентябре будут готовы «Архитектурные и Конструктивные решения».

Церковное здание спроектировано в стиле русского модерна начала ХХ века. Об этой традиции говорит, в том числе, мягкая форма кровли, которая символизирует распростертые крылья ангелов, комментирует автор, архитектор Дмитрий Владимирович Пшеничников: «Участок, выделенный под строительство храма, оказался непростым – перепад рельефа более 3 метров, а под землей проходят коммуникации».

Храмовый комплекс будет включать храм и приходской дом. В нижнем этаже запроектирован крестильный храм, приходские помещения, классы воскресной школы, комната матери и ребенка, иконная лавка и др. Таким образом, архитектором были предусмотрены помещения для комфортного пребывания в храме родителей и детей.

На совещании рассмотрели храмовый комплекс Почаевской иконы Божией Матери (ул. Кировоградская, вл. 21а). На данном объекте подрядчиком выступает ООО «Инвест Проект Групп», которое и приступило к проектированию сетей. По объекту все технические условия получены, кроме ливневой канализации.

Архитектура храмового комплекса отсылает нас к стилистике модерна начала XX века, с повторяющимися пластичными формами щипцов храмовой части, приделов и яруса звона. В отделке фасадов использовано сочетание открытой и обмазанной керамической кирпичной кладки. Фасады декорированы цветными керамическими вставками.

Храмовый комплекс представляет собой отдельно стоящее трехэтажное здание с подвальным этажом. В западной части северного и южного фасадов запроектированы симметричные лестничные клетки, являющиеся эвакуационными. Подвальный и первый этажи здания отданы под приходские помещения. Здесь расположены трапезная с подсобными помещениями, классы воскресной школы, кабинеты, свечная лавка, а также технические помещения и санузлы. Весь второй этаж занимает основной храм — молельный зал с притвором и трапезной частью, трехапсидный алтарь, приделы, расположенные последовательно и симметрично относительно продольной оси здания, в соответствии с традицией.

15 христианских сооружений Киевской Руси, которые должен посетить каждый Архитектор — RTF

Основанная в 880 г. н.э. Киевская Русь была средневековым государством, объединившим современную Украину, западную Россию и Беларусь. Будучи центром Киева и Новгорода, эта цивилизация славилась своими архитектурными достижениями. Архитектура Киевской Руси является одной из самых ранних в русском архитектурном стиле, а методы строительства находились под сильным влиянием греческой и византийской архитектуры.

Период Киевской Руси закончился в 15 веке, когда на нее в конце концов вторглась монгольская орда. Эпоха Киевской Руси отличалась церковным зодчеством, которое строилось уже после принятия христианства в 9 в.88 г. н.э. и были первыми образцами монументальной архитектуры государства.

Реконструированный форт Киевской Руси, Киев, Украина ©thoughtco.com/kievan

Первоначально киевляне строили свои соборы и другие здания из дерева, но со слиянием греческого и византийского стилей, были введены новые каменные церкви, из которых церковь 10 века Десятины был построен первым.

Характеристика христианских сооружений Киевской Руси состояла из фирменных луковичных куполов, закомарских арок русской архитектуры, формы греческого креста западной архитектуры и была украшена фресками и мозаиками, написанными греческими мастерами.

Вот список 15 христианских сооружений Киевской Руси, которые должен посетить каждый архитектор.

1. Софийский собор, Новгород (1045-52)

На западном берегу реки Волхов в России величественно возвышается шедевр христианской архитектуры Киевской Руси – Софийский собор. Собор был первым каменным сооружением, построенным в его период, и выражает неповторимый стиль местного русского церковного зодчества.

Своими строгими стенами, узкими окнами, 5 куполами собор демонстрирует славное прошлое Новгорода. Фрески и различные фактуры украшают стены и вносят живописный эффект в интерьеры собора.

Софийский собор, Новгород ©thoughtco.com/kievanИнтерьер Софийского собора, Новгород ©asergeev.com/pictures

2. Свято-Николаевский собор, Новгород (1113-1136)

Расположен в самом сердце Великого Новгорода , Никольский собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. Этот пятиглавый собор XII века является старейшим строением Ярославова Дворища.

В отличие от Софийского собора, этот собор имеет характерные шлемовидные купола византийского архитектурного стиля. На внутренних стенах собора сохранились оригинальные фрагменты фресок.

Свято-Николаевский собор, Новгород ©en.wikipedia.org/wiki

3. Иоанно-Предтеченский собор, Псков (1129-1136)

Старинный Ивановский собор считается одним из лучших христиан Киевской Руси. сооружения, увенчанные тремя шлемовидными куполами и построенные в стиле минимализма. Круглые окна собора были своеобразным дополнением типичного архитектурного стиля Киевской Руси.

Более поздние пристройки собора изменили его первоначальный вид. Сохранились остатки оригинальных фресок, украшавших интерьеры собора.

Иоанно-Предтеченский собор, Псков ©en.wikipedia.org/wiki

4. Перынская часовня, Новгород (1120-е гг.)

Также известна как Церковь Рождества Богородицы в Перыни, церковь, несмотря на свою размер, выглядит удивительно огромным из интерьеров с высокими потолками. Просторные три портала ведут посетителей в интерьеры, украшенные сохранившимися фресками в перемычках окон.

Неокрашенные фасады церкви демонстрируют минималистский стиль, в котором построена церковь. Примечательный крест на куполе церкви включает в себя полумесяц, хотя он не связан с исламской религией и известен как Крест виноградной лозы как интерпретация Евангелия от Иоанна.

Часовня Перынь, Новгород ©wikipedia.org

5. Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский (1152-1157)

Одноглавый собор цвета морской волны — одно из древнейших белокаменных христианских сооружений Киевской Руси на севере -западная Россия. Эта блестящая известняковая церковь на фоне пышной зелени отличается строгим декором.

Интерьеры были украшены фресками, которые, однако, не сохранились, в результате чего в церкви остался совершенно простой интерьер. В настоящее время собор превращен в музей Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор ©wikipedia.org

6. Кидекшская церковь, Кидекша (1152)

Построенная на берегу реки Нерль, Борисоглебская церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и частью Белого Памятники Владимира и Суздаля.

Построенная из известняка церковь в средневековый период была монастырем. Структура была значительно изменена, в результате чего были утрачены первоначальные своды и купола. Фрески XII века можно увидеть на арках над алтарем в интерьерах этой церкви.

Церковь Кидекша, Россия ©wikipedia.org

7. Успенский собор, Владимир (1186-1189)

Успенский собор, в настоящее время являющийся частью Всемирного наследия и Белых памятников Владимира и Суздаля, когда-то был материнской церковью Средневековой Руси в период 13-14 вв. Построенный в 1160-х годах, пятиглавый и шестистолпный собор был расширен в 1185–1189 годах, чтобы выразить величие Владимира.

Этот великолепный собор с золотыми куполами был крупнейшим христианским сооружением Киевской Руси в течение следующих 400 лет с момента его постройки. В отличие от многих других церквей Киевской Руси, внешние стены этого собора украшены украшениями. Оригинальные фрески в интерьерах были переписаны в 14 веке.

Успенский собор, Владимир ©wikipedia.org

8. Дмитриевский собор, Владимир (1194-1197)

Расположенный в древнем городе Владимире, Дмитриевский собор входит в состав Белых памятников Владимира и Суздаля. а также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сделанные из известняка, внешние стены разделены на три пролета, средний из которых больше. Неглубокая резьба на фасадах является уникальной поразительной особенностью собора.

Собор Святого Димитрия, кажется, имеет множество архитектурных влияний как из восточной, так и из западной частей мира. У входа можно увидеть наличие фресок, относящихся к 12 веку.

Дмитриевский собор, г. Владимир ©wikipedia.org

9. Церковь Св. Архангела Михаила, г. Смоленск (1180-1197 гг.)

Этот одноглавый храм является одним из трех храмов смоленского христианского зодчества Киевской Руси. Особенностью, которая отличает эту церковь от других, является отсутствие закомарских арок, что является характерной архитектурной особенностью церквей, относящихся к средневековому периоду.

На сводах церкви можно увидеть уникальные 900-летние фрески, выражающие древнерусский художественный стиль.

Церковь Михаила Архангела, Смоленск ©wikipedia.org

10. Георгиевская церковь, Старая Ладога (1180-1200)

Один из старейших храмов России, относящийся к архитектурной эпохе Киевской Руси, этот храм Считается, что он был построен внутри существующей крепости, что объясняет его ограниченную площадь в 72 квадратных метра. Интерьеры куполов и стен Георгиевской церкви украшены фресками греческих художников.

Георгиевская церковь, Старая Ладога ©wikipedia.org

11. Рождественский собор, Суздаль (1222-1225)

Собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из восьми Белоснежных памятников Владимира и Суздаля. Сооружение является одним из сложнейших памятников русского средневекового зодчества.

Окруженный кольцом земляных валов на берегу реки Каменки, Собор сложен из белого туфа и украшен известняком. Интерьеры собора состоят из старинного искусства, уникальных икон, отображающих древнерусское искусство. Пять голубых куполов собора украшены золотыми звездами, иллюстрирующими ночное небо.

Собор Рождества Христова, Суздаль ©wikipedia.org

12. Собор Антониева монастыря, Новгород (1122)

Этот памятник является главным храмом Антониева монастыря и одним из древнейших храмов русского средневекового зодчества. . Эта церковь отличается от типичных церквей Киевской Руси архитектурным стилем.

Первоначально эта церковь была построена из кирпича, в отличие от других древних церквей, построенных из дерева. Интерьеры этой трехглавой церкви хорошо освещены большим количеством окон. Небольшие фрагменты оригинальных фресок все еще можно увидеть внутри церкви. Церковь считалась исключительной по сравнению с другими памятниками своего времени.

Католикан Антониева монастыря, Новгород ©wikipedia. org

13. Церковь Святых Петра и Павла, Смоленск (1146)

Один из трех древних памятников Смоленска, принадлежащих к архитектурному стилю Киевской Руси, этот « «голая» церковь моментально приковывает к себе взгляды посетителей. Стены и окна церкви с одним шлемом ранее были расписаны, от которых до настоящего времени сохранились лишь фрагменты этих фресок.

Церковь Святых Петра и Павла, Смоленск ©wikipedia.org

14. Золотые ворота, Киев (1100)

Золотые ворота были главными воротами в укреплении Киева, столичного центра Киевской Руси в 11 веке. После демонтажа конструкции в средние века Ворота были полностью реконструированы в 1982 году. Самой поразительной особенностью этого памятника является церковь над проездом.

Являясь рефератом «небесной защиты города», церковь полностью действовала как религиозный памятник. Пол церкви украшен мозаикой, которую можно увидеть и в Софийском соборе. Это можно назвать одним из великолепных воссозданий христианских сооружений древней Киевской Руси.

Золотые ворота, Киев ©wikipedia.org

15. Спасо-Преображенский монастырь, Муром (1096)

Расположенный на берегу реки Которосль, Муромский Спасо-Преображенский монастырь, также известный как Спасо-Преображенский монастырь, был построен как для оборонительных, так и для религиозные функции. В настоящее время монастырь остается архитектурно-художественным музеем.

Спасский собор, бывший когда-то главным собором монастыря, является старейшим сохранившимся зданием Ярославля. Интерьер собора украшен фресками и отображает очарование древнего искусства.

Спасо-Преображенский монастырь, Муром ©wikipedia.org

Россия — Русская Православная Церковь

Россия Содержание

Русская Православная Церковь имеет тысячелетнюю историю сильного политическое и духовное влияние на жителей Российское государство. Пережив советскую эпоху в качестве контролируемого государством религиозный фасад, церковь быстро восстановила как членство, так и политическое влияние в начале 1990-е.

Верования и ритуалы

Православная вера утверждает, что Православная Церковь является христианской истинная, святая и апостольская церковь, восходящая к учреждение, основанное Иисусом Христом. Православные верования основаны на Библии и традиции, как это определено семью Вселенскими соборами, состоявшимися церковными властями между 325 и 787 гг. н.э. Православные учения включают в себя учение о Святой Троице и нераздельном, но различимый союз двух природ Иисуса Христа — одной божественной, другой человек. Среди святых Мария занимает особое место как Матерь Бог. Русские православные службы, известные своей пышностью, включают собрания непосредственно, используя только народную форму литургии. Сама литургия включает в себя несколько сложных систем символов, означающих донести содержание веры до верующих. Многие литургические формы сохранились с первых дней православия. Иконы, священные изображения часто освещенные свечами, украшают церкви, а также дома большинства Православный верующий. Церковь также уделяет большое внимание монашество. Многие из многочисленных монастырей, разбросанных по лесам и отдаленные районы царской России находятся в процессе восстановления. Русская Православная Церковь, как и другие церкви, входящие в состав Восточное православие является автономным или самоуправляемым. Самая высокая церковь официальным является патриарх. Вопросы, касающиеся веры, решаются вселенские соборы, на которых все церкви-члены восточного православия участвовать. Последователи церкви расценивают решения соборов как непогрешимый.

История церкви

Русская православная церковь ведет свое происхождение от времен Киевской Русь, первая предтеча современного Российского государства. В 988 году нашей эры Князь Владимир сделал византийский вариант христианства государственным религия Руси (см. Золотой век Киева, гл. 1). Русский церковь подчинялась патриарху (см. Глоссарий) Константинополя (современный Стамбул), резиденция Византийской империи. Оригинальное сиденье митрополитом, как называли главу церкви, был Киев. Как власть перешла из Киева в Москву в четырнадцатом веке, местопребывание переехал, установив традицию, что митрополит Москва является главой церкви. В средние века церковь помещали сильный акцент на аскетизме, который превратился в широко распространенную монашескую традиция. Большое количество монастырей было основано в безвестных локации по всей территории средневекового Московского государства. Такой маленький поселения превратились в более крупные населенные пункты, что сделало монашеские движение одна из основ социально-экономической, а также духовной жизнь.

После падения Византийской империи в 1453 г. Церковь превратилась в полунезависимую (автокефальную) ветвь Восточной Христианство. В 1589 году митрополит Московский получил титул патриарх. Тем не менее русская церковь сохранила византийскую традиция санкционирования главы государства и правительства бюрократии активно участвовать в управлении церковью. дела. Таким образом, отделение церкви от государства было бы почти неизвестно в Россия.

По мере того, как Западная Европа выходила из Средневековья в Возрождения и Реформации Россия оставалась изолированной от Запада, а русское православие практически не коснулось изменений в интеллектуальная и духовная жизнь ощущается в другом месте. В семнадцатом века, введение украинским духовенством западного вероучения и литургические реформы вызвали резкую реакцию среди традиционалистских православных верующих, что привело к расколу в церкви.

В начале восемнадцатого века Петр Великий модернизировал, расширилась и объединила Московию в то, что затем стало известно как Российская империя. В процессе переопределения своей царской власти Петр ограничил минимальное светское влияние Русской православной церкви, которая функционировала главным образом как опора царского режима. В 1721 г. Петр Великий дошел до того, что упразднил патриаршество и учредить государственный орган под названием Священный Синод, укомплектованный светскими должностных лиц, чтобы управлять и контролировать церковь. В результате моральный авторитет церкви упал в восемнадцатом и девятнадцатом веков.

Во второй половине XIX века монашеская традиция произвел ряд церковных старейшин, которые завоевали уважение всех классов в России как мудрые советники как в светских, так и в духовных делах. Точно так же к 1900 году сильное движение возрождения призывало к восстановление церковной автономии и организационная реформа. Однако немногие практические реформы были осуществлены, когда Октябрьская революция 1917 г. привели к власти большевиков (см. Глоссарий), принявших устранение мирских и духовных сил церкви. По иронии судьбы, раньше в 1917 умеренное Временное правительство предоставило церкви через несколько месяцев восстановления ее допетровского вида путем восстановление патриаршества и независимого управления церковь. В последующие десятилетия коммунистическое руководство часто использовали восстановленного патриарха как агента пропаганды, позволяя встречаться с иностранными религиозными представителями в попытке создать впечатление свободы вероисповедания в Советском Союзе.

Карл Маркс, политический философ, идеи которого номинально За ними последовали большевики, называвшие религию «опиатом народ». Хотя многие революционные фракции России не понимать Маркса буквально, фракция большевиков во главе с В.И.Лениным, глубоко подозрительно относился к церкви как к институту и ​​как к поставщику духовных ценностей. Поэтому атеизм стал обязательным для членов правящая Российская коммунистическая партия (большевиков). Чтобы устранить, как только возможно то, что считалось извращенным влиянием религии в обществе, Коммунисты развернули пропагандистскую кампанию против всех форм религия.

К 1918 году правительство национализировало все церковное имущество, включая здания. В первые пять лет Советского Союза (1922-26), двадцать восемь русских православных епископов и более 1200 священники были казнены, а многие другие подверглись гонениям. Большинство семинарий были закрыты, а публикация большинства религиозных материалов была запрещена. В следующую четверть века наблюдались всплески и спады арестов, законов против религиозных собраний и деятельности, а также преследование духовенство. Антирелигиозные кампании были направлены против всех конфессий; начало в 1920-х годов, буддийские и шаманские культовые сооружения в Бурятии, в Прибайкалья, были уничтожены, а их ламы и жрецы арестованы (практика продолжалась до 1970-х гг. ). Лига «Воинствующие безбожники», созданные в 1925 году, руководили общенациональной кампанией. против Православной церкви и всех других организованных религий. Крайняя позиция этой организации в конце концов привела даже Советский правительству отказаться от прямой связи с его практикой. В 1940 лет примерно 30 000 религиозных общин всех конфессий выжили в всего Советского Союза, но только около 500 русских православных приходов были открытых в то время, по сравнению с примерно 54 000, которые существовали до Первой мировой войны.

В 1939 году правительство значительно ослабило некоторые ограничения на религиозная практика, изменение, которое Православная церковь встретила с отношение к сотрудничеству. Когда Германия напала на Советский Союз в 1941, правительство неохотно просило церковную поддержку, поскольку призывало всякая традиционная патриотическая ценность, которая могла бы резонировать с советским люди. По свидетельствам очевидцев, активная церковная поддержка народного военные действия привлекли в Советский Союз многих иначе отчужденных людей. причина. Начиная с 1942 г., для содействия этому союзу правительство прекратило запрет на официальные контакты между духовенством и иностранными представителей. Он также разрешил традиционное празднование Пасхи. и временно прекратил стигматизацию религиозности как препятствия к социальному продвижению.

Правительство идет на уступки ради национальной обороны возродил Русскую православную церковь. Тысячи церквей вновь открылся во время войны. Но режим Хрущева (1953-64) изменился. политику, сделавшую возможным такое возрождение, проводя насильственную шестилетняя кампания против всех форм религиозной практики. Хотя Церковь сохраняла свою официальную санкцию на протяжении всего этого периода, Кампания Хрущева была продолжена его преемником менее жестко, Л. И. Брежнев (в кабинете 1964-82). К 1975 году количество действующих Русские православные церкви сократились примерно до 7000. Некоторые из наиболее видные представители русской православной иерархии и духовенства активисты были заключены в тюрьму или вынуждены покинуть церковь. Их место было взято послушным духовенством, в ряды которого иногда проникали агенты Комитета государственной безопасности (Комитет государственной безопасности—КГБ; см. Глоссарий). В этих условиях церковь поддерживал и пропагандировал советскую внешнюю политику и способствовал Русификация нерусских верующих, таких как православные украинцы и белорусы.

Несмотря на официальные репрессии в хрущевские и брежневские годы, религиозная деятельность сохранилась. Хотя регулярное посещение церкви было обычное в основном среди женщин и пожилых людей, особые случаи, такие как крещения и Пасха привели в церкви гораздо больше русских. Ан увеличение церковных браков в 1950-х и 1960-х годах стимулировало создание светских «дворцов бракосочетаний», предлагающих церемониальные атрибуты брака, лишенные религиозных обрядов. Когда число заявок на обучение в семинарии значительно возросло в 19 в.50-е годы, Коммунистический союз молодежи (комсомол) заставлял начинающих семинаристов выдержать допросы, которые обескуражили многих и которые к 1960 г. в резком сокращении числа кандидатов.

Общая культурная либерализация, последовавшая за смертью Сталина в 1953 год принес естественное любопытство к русскому прошлому, особенно вызвал интерес молодого поколения; церемонии и формы искусства Русской Православной Церкви, неотъемлемая часть этого прошлого, привлек особое внимание, к ужасу Хрущева и брежневские режимы. Историк Джеймс Биллингтон указывал, что в того периода религиозная вера была формой бунта поколений со стороны детей против родителей-доктринеров-коммунистов.

Хотя Русская Православная Церковь не играла активистской роли в подрыве коммунизма, что Римско-католическая церковь сыграла в Польше и в других странах Восточной Европы она заметно выиграла от постепенного дискредитация марксистско-ленинской идеологии в позднесоветский период. В середина 1980-х, всего около 3000 православных церквей и два монастыря были активны. Однако по мере того, как хватка коммунизма в том десятилетии ослабевала, религиозное пробуждение произошло по всему Советскому Союзу. Символический жесты президента Горбачева и его правительства под рубрикой гласность (см. Глоссарий), безошибочно указывало на то, что советская политика менялась. В 1988 году Горбачев встретился с православными лидерами и подробно обсудил роль религии в жизни своих последователей. Вскоре после этого, официальное празднование тысячелетия русского православия сигнал по всей России, что религиозное выражение снова было принято. Начиная с 1989 г., в новых законах уточнялось право церкви на частную жизнь. собственность и распространять публикации. В 1990 советский законодательный орган принят новый закон о свободе вероисповедания, предложенный Горбачевым; в В то же время некоторые из составных республик начали принимать собственные законы по этому же вопросу. Осенью 1990 года новый зам. парламент Российской Республики, православный священник Глеб Якунин, руководил принятием необычайно либерального закона о религии. свобода. Этот закон оставался в силе, когда Россия стала отдельным государством. в следующем году. (Якунин был лишен сана в 1994, однако, для критика церковной иерархии.)

По словам главы Русской Православной Церкви Патриарха Алексий II , с 1990 по 1995 год более 8000 русских православных. церкви были открыты, что удвоило количество действующих приходов и добавило тридцать две епархии (епархии). В первой половине 1990-х гг. Российское правительство вернуло многочисленные религиозные объекты, которые были конфисковано его коммунистическими предшественниками, оказывая некоторую помощь в ремонт и реконструкция поврежденных конструкций. Самый заметный таким проектом было строительство совершенно нового храма Христа Спасителя Собор, воздвигнутый в Москве на сумму около 300 миллионов долларов США. заменить показательный собор, снесенный в 1931 в составе Сталинская кампания против религии. Финансируется в основном за счет частных пожертвования, новая церковь считается видимым признанием ошибки советского прошлого.

В первой половине 1990-х годов социальные службы церкви также значительно расширился за счет создания отделов благотворительности и социальных услуг и катехизиса и религиозного образования в пределах патриархат. Из-за нехватки священников воскресные школы введено в тысячах приходов. Соглашение между патриархат и национальные министерства обороны и внутренних дел обеспечивает пастырское окормление военнослужащих православных вера. Патриарх также подчеркнул, что представители других конфессий должны иметь доступ к соответствующему духовному руководству. 19 ноября95, Министр обороны Грачев объявил о создании должности в вооруженные силы для сотрудничества с религиозными учреждениями.

Среди религиозных организаций, появившихся в 1990-е гг. более 100 русских православных братств. Возрождение традиции свиданий еще в Средние века, эти организации мирян, возглавляемые священниками, занимались общественной деятельностью. и благотворительной деятельности. В 1990 году они образовали Альянс православных. Братства, организующие образовательные, социальные и культурные программы. и учреждения, такие как детские учреждения, общежития, больницы и т. сельскохозяйственные общины. Хотя его номинальная задача состоит в том, чтобы способствовать религиозное и нравственное воспитание, альянс активно занимался националистические позиции по религиозной терпимости и политическим вопросам.

Опросы общественного мнения показали, что церковь возникла относительно невредимым от связи с коммунистами режима, хотя такие диссиденты, как Якунин, обвиняли Алексея II в был оперативником КГБ. Согласно опросам, в первой половине 1990-х гг. церковь внушала больше доверия русскому населению, чем большинство другие социальные и политические институты. Точно так же Алексий II, избранный возглавить церковь по смерти патриарха Пимена в 19 г.90, было найдено чтобы вызвать большее доверие у широких масс, чем у большинства других общественных деятелей в России. Политическое руководство регулярно добивается одобрения Церковь как моральный авторитет практически для всех видов государственной политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта