Церкви и монастыри Тамбова | Путешествия по городам России и зарубежья
В самом центре Тамбова находятся несколько великолепнейших по красоте церквей и монастырей. Долгое время они находились в удручающем состоянии, однако, реставрационные работы последних лет вернули православным обителям былую привлекательность. Сложно теперь не заметить возвышающиеся над городом стройные колокольни и переливающиеся на солнце купола. В этой статье речь пойдет о Спасо-Преображенском кафедральном соборе, Казанском мужском монастыре, Вознесенском женском монастыре и некоторых других храмах Тамбова.
Оглавление
- 1 Церкви и монастыри Тамбова
- 1.1 Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове
- 1.2 Казанский мужской монастырь в Тамбове
- 1.3 Вознесенский женский монастырь в Тамбове
- 1.4 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
- 1.5 Римско-католический костел Воздвижения Креста Господня
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове
Спасо-Преображенский кафедральный собор — самый старый храм Тамбова, заложенный в 1694 году первым тамбовским епископом Св. Питиримом. До него на этом же месте было заложено два деревянных предшественника 1636 года и 1683 года, но до конца достроили лишь третий — каменный, который и сохранился до наших дней.
В годы советской власти в соборе был размещен тамбовский краеведческий музей, а в главном куполе – планетарий. Подобная участь постигла многие русские храмы. В 1992 году кафедральный Спасо-Преображенский собор возвратили Церкви.
До XIX века при соборе стояла деревянная колокольня. В 1812 году колокольня была перестроена в каменную, так как деревянная стала слишком ветхой. В 1930 году указом советской власти колокольня была разобрана. Новую колокольню отстроили совсем недавно, в 2011 году. Без сомнения, она является доминантой Соборной площади и всего архитектурного ансамбля.
Справа от собора установлен памятник епископу Тамбовскому — Св. Питириму. Памятник был установлен в 2014 году к 100-летию канонизации святителя Питирима.
Территория Спасо-Преображенского собора простирается практически до берегов реки Цны, где расположены часовня и источник Св. Питирима. Непонятно, что тут делает линия электропередач. Возможно ее построили ранее, чем облагородили и объединили территорию.
В начале XX века император Николай II посещал Тамбов и Спасо-Преображенский собор, а также принимал непосредственное участи в канонизации святителя Питирима Тамбовского. Именно по этой аллее в 1914 году император прошествовал из кафедрального собора к Питиримовскому источнику, где испил воды. С 2016 тропу к источнику украшает бронзовый бюст императора Николая II, причисленного к лику святых.
Первая водосвятная часовня над источником Св. Питирима была сооружена в 1914 году на пожертвование императрицы Марии Фёдоровны — вдовы российского императора Александра III и матери Николая II. В советское время часовню разобрали, а источник засыпали. Спустя время источник вновь пробился на поверхность. С 2007 года над питиримовским источником вновь возвышается водосвятная часовня, привлекающая всеобщее внимание.
Казанский мужской монастырь в Тамбове
Казанский мужской монастырь был основан в XVII веке около 1670 года. В первой половине XVIII века монастырь был очень бедным, монахам не давалось ни денежного, ни хлебного жалований. На его территории находилось две деревянных церкви и 9 келий для 15 монахов, которые отапливались по-черному. С 1758 года положение монастыря начало улучшаться: начали возводиться новые деревянные постройки, на колокольне установлено несколько колоколов, высажено два фруктовых сада. С 1766 года в монастыре начали возводить каменные здания, и разразившийся в 1794 году пожар, уничтоживший все деревянные строения, только поспособствовал перестройки монастыря в камень. К началу XIX века был завершен архитектурный ансамбль монастыря, известный до революционного времени.
В 1918 году по распоряжению советской власти Казанский монастырь прекратил свое существование. Все храмы закрыли, монахов изгнали, в подвалах монастыря проводились допросы, пытки и расстрелы. По свидетельству очевидцев, монастырь превратился, по сути, в пустырь, где прямо на могилах почетных граждан выгуливали собак.
Восстановление монастыря началось с 1992 года. На сегодняшний день основные работы завершены, открыты оба храма и колокольня, но на этом план возведения монастыря не заканчивается.
Главной доминантой монастыря несомненно является проходная колокольня. Первая колокольня была построена в 1848 году. В 1926 году комиссией было принято решение снять шпиль с колокольни, угрожавший падением. В 1930-х гг. колокольню полностью взорвали, а на ее фундаменте построили железнодорожную школу, впоследствии преобразованную в среднюю общеобразовательную школу № 32.
Когда пришло время восстановления колокольни, остро встал вопрос о месте строительства, так как на тот момент 32-ая школа все еще действовала и в ней обучалось около 600 учеников. Новую колокольню решили строить слева и впереди от школы, в западной части обители напротив Иоанно-Предтеченского храма.
Изменилось не только расположение колокольни, но и ее внешний вид. Из-за того, что современные постройки сильно зажали Казанский монастырь и вторглись в общественное пространство обители, было принято решение построить колокольню в два раза выше и красивее прежней.
Строительство колокольни началось в 2009 году, а закончилось в 2011 году. Шпиль на колокольню устанавливали при помощи вертолета. Общая высота колокольни составляет 106 метров, делая ее третей в России по высоте (после колокольни Петропавловского собора в С.Петербуре и колокольни Спасо-Преображенского собора в Рыбинске). В 2012 году в Воронеже было отлито 14 колоколов, которые подключили к часам колокольни, смотрящим циферблатом на все четыре стороны. Со строительством колокольни монастырь обрел центральный парадный вход.
В ночное время все колокольни Тамбова ярко подсвечиваются. А так колокольня выглядит в лучах заходящего солнца.
В 2012 здание школы №32 передали в монастырские владения, после чего школу снесли, а на нее месте возводят новый корпус духовной семинарии. Обещается, что учебный корпус будет оснащен по последнему слову техники.
За колокольней — зимняя церковь Иоанна Предтечи строилась с 1794 по 1821 гг. В 1930 гг. Иоанно-Предтеченский храм, обезглавленный и лишенный кровли, под воздействием внешней среды начал разрушаться. Чтобы найти ему какое-то применение, власти намеревались разместить в нем большой орган, но эта идея не была реализована.
В августе 2008 года началось восстановление пятиглавия Иоанно-Предтеченского храма в прежнем виде, каком оно было изначально. К 2014 году храм полностью восстановлен, все ближайшие нежелательные постройки в виде гаражей и сараев снесены.
Летняя церковь Казанской иконы Божией Матери строилась с 1791 по 1796 гг. В 1858 году Казанскую церковь сделали теплой, установив в нее отопительные печи.
В 1950—1960 годах в Казанском соборе монастыря разместилось одно из отделений областного архива. К 325-летнему юбилею (к 2007 году) со времени учреждения Тамбовской епархии были проведены полномасштабные работы по реставрации внутреннего и внешнего убранства Казанского собора.
В 2003 году в Казанском монастыре над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения возвели часовню. Находится она за Казанским собором.
Первый деревянный архиерейский дом на территории монастыря был возведен в 1758 году. В 1791 году его перестроили в каменный. В 1876 году у архиерейского дома надстроили третий этаж. Сейчас в нем располагается Тамбовская духовная семинария.
Братский корпус монастыря.
В 1795 году вокруг монастыря протягивалась каменная стена с 8 башнями. В 30-е гг. стена и все башни были снесены. В 2014 году областное и городское руководство разрешило установить вокруг монастыря кованное ограждение, однако, оно не соответствует изначальным размерам обители. В настоящее время продолжается работа над проектом воссоздания каменной стены с башнями, позволившим восстановить исторический облик монастыря.
Очень неудобно, что в ограде нет прохода к набережной, пришлось возвращаться к колокольне и обходить монастырскую стену, чтобы подойти к реке.
Вознесенский женский монастырь в Тамбове
На пересечении улиц Московской и Бориса Васильевича расположен Вознесенский женский монастырь. Основан он был в 1690 году и находился в то время на окраине Тамбова. Кажется, что и сейчас не каждый турист знает сюда дорогу, из-за чего территория внутри монастыря выглядит несколько пустынной.
Вид на монастырь с улицы Степана Разина с моста через реку Студенец. Вход в монастырь слева. На переднем плане Бывший корпус для престарелых монахинь, построенный в 1891 году.
То же самое место в начале XX века.
Во время пожара 1724 года все летописи об основании монастыря сгорели. Возродился монастырь только к 1744 году, тогда же была возведена монастырская стена.
Заканчивается строительство кирпичной башни с ангелом.
Строился монастырь очень медленно. В первое время на его территории стояло лишь 18 деревянных келий, не было даже собственного храма. Первая каменная церковь обители во имя Вознесения Господня была заложена в 1791 году в южной части монастыря. В 1907 году к храму пристроили два боковых придела. Сейчас Вознесенский собор является красочной доминантой монастырской обители и виднеется далеко за её пределами.
Второй храм начали строить в 1816 году — Церковь иконы Скорбящей Божией Матери.
Зеленое здание слева – сестринский корпус.
Келейный корпус.
В 1868 году при монастыре открылся приют для девочек-сирот — Ольгинская школа. В отчетах о деятельности церковно-приходских школ за 1914 год отмечалось, что Свято-Ольгинская школа являлась одной из лучших в епархии.
В 1912 году была построена двухэтажная трапезная.
В монастыре работали мастерские — здесь ткали сермяжные ткани и холсты, чернили сукно для мантий и ряс, изготавливали архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром. Сестры ухаживали за фруктовым садом и пчельником. Во время храмового праздника у стен монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
После революции 1918 года Вознесенский храм закрыли и передали горсовету «для использования в культурно-просветительских целях», с колокольни сняли колокола, Скорбященский храм передали в ведение окружного архива.
Второе возрождение монастыря началось с 1988 года. После восстановления храмов были построены воскресная школа, водосвятная часовня, келейный корпус, пекарня и монастырская лавка.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
В восточной части набережной у Кронштадтской площади среди деревьев притаилась Покровская церковь — памятник истории и архитектуры. В описании Тамбова 1658 года отмечалось, что в Покровской слободе, расположенной к юго от Тамбовской крепости находятся две церкви: Покрова Богородицы и Великомученицы Прасковьи. Во время пожара в 1760 году деревянная постройка была полностью уничтожена, на ее месте в 1763 году было начато строительство новой каменной двухэтажной церкви. В 1843 году был утвержден проект новой Покровской церкви, строительство которой начали в 1844 году. В ходе строительства храм обрушился, так как в столбах, поддерживающих своды и главный купол оказались серьезные повреждения. Для облегчения постройки решили делать деревянный купол вместо каменного. В 1869 году церковь была достроена, и тут же встал вопрос о судьбе старой церковной постройки. В 1870 году епархиальные архитекторы произвели обследование старой Покровской церкви и дали заключение: она принадлежит к числу самых древних зданий Тамбова и должна поддерживаться и оставаться в таком виде навсегда.
К сожалению, новое здание церкви до наших дней не сохранилось, а в старой церкви с 1938 до 1943 гг. располагалось общежитие и складское помещение. Сохранились лишь старые фотографии, запечатлевшие, как две церкви Покрова стояли рядом.
В 1944 году, приехавший в Тамбов архиепископ и хирург Лука, начал проводить службы. Сейчас церковь Покрова Пресвятой Богородицы — единственный сохранившийся в городе памятник Русской архитектуры середины XVIII века.
Римско-католический костел Воздвижения Креста Господня
На улице Кронштадтской недалеко от пересечения с Советской улицей возвышается Тамбовский Римско-католический костел Воздвижения Креста Господня.
Предыстория Римско-католического костела начинается в 60-е гг. XIX века. После подавления Польского восстания 1863 года проводилась массовая высылка повстанцев в различные губернии России. Тысячи поляков-католиков оказались в Тамбовском крае, многие из которых остались жить в Тамбове, но возникла потребность в храме. Так, в 1896 году было принято решение о строительстве костела, а 1903 году уже совершилось первое богослужение.
Готический собор с двумя высокими островерхими башнями был уникальным не только для Тамбова, но и для всей центральной России. Усадьба вокруг костела была наполнена зеленью и розовыми цветниками.
С 1918 года начались первые попытки ликвидировать имущество костела: сначала была закрыта библиотека при костеле, а книги вывезли в польский партийный клуб. Длительное время здание костела использовалось ремонтно-подшипниковым заводом. В середине 90-х гг. XX века в Тамбове возродилась католическая община и здание костела возвратили верующим.
В настоящее время храм полностью восстановлен. Около храма памятник святителю Николаю.
ᐈ Церкви и храмы Тамбова
Закрыто сейчас
1.
г Тамбов, ул Мичуринская, д 167А
5.0 2 отзыва
Религиозные учреждения
«…в которую хочется ходить! Люди здесь такие приветливые, заботливые, приятно общаться! Прекрасные проповеди на русском языке!»
Закрыто сейчас
2.
Россия, г Тамбов, ул Советская, д 122
5.
0 2 отзываРелигиозные учреждения
«…паству с РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Желаем Вам, Вашим родным и прихожанам Храма Лазаря Четверодневного: здравия телесного и духовного,»
3.
Россия, Тамбовская обл, Тамбовский р-н, п Тригуляй, д 3
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
4.
г Тамбов, пл Соборная, д 4
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
Не нашли нужную компанию? Вы можете добавить ее. Добавить компанию
5.
Россия, г Тамбов, ул Набережная, д 80/2
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
6.
г Тамбов, ул Кронштадтская, д 14А
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
7.
г Тамбов, ул Московская, д 37
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
8.
г Тамбов, ул М.Горького, д 3 к 3
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
9.
г Тамбов, ул Набережная, д 80
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
10.
Россия, г Тамбов, ул Коммунальная, д 21А к 18
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
11.
Россия, г Тамбов, ул Коммунальная, д 21В
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
12.
г Тамбов, ул Красная, д 7А
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
13.
Россия, г Тамбов, ул Рылеева, д 83 стр 1
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
14.
г Тамбов, ул М.Горького, д 3 к 4
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
15.
г Тамбов, ул Московская, д 37 к 1
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
16.
г Тамбов, ул М.Горького, д 3
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
Россия, г Тамбов, ул Сергея Рахманинова, д 3 к 1
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
18.
г Тамбов, ул Бастионная, д 73
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
Закрыто сейчас
19.
г Тамбов, ул Лермонтовская, д 136 к 1
4.5 0 отзывов
Религиозные учреждения
20.
Россия, г Тамбов, пл Кронштадтская, д 5
4.0 0 отзывов
Религиозные учреждения
Православная Церковь Новомучеников Российских, Тамбов, Тамбов
Зажгите свечу
Общие сведения
- Тип:
- Церковь
- Архиепископия:
- Московская Патриархия
- Епархия:
- Тамбовская епархия
Контактная информация
- Адрес:
- Полынковское кладбище, Тамбов, Тамбовская, 392029 Российская Федерация
- 8 (4752) 44-82-55
Исторические данные
- Год основания:
- 2000
- История:
- Совместное решение о строительстве храма на Полынковском кладбище было принято первым городским головой Тамбова Валерием Николаевичем Коваль и правящим архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) в начале 19 века96. западной границей города, было единственное тамбовское кладбище, где каждый день совершались новые захоронения усопших. Однако ни на самом кладбище, ни вообще в спальных районах севера и северо-запада Тамбова не было ни часовни, ни храма, в которых можно было бы обслуживать усопших, совершать богослужения, таинства и обряды. . Поэтому строительство храма здесь было просто необходимо. Было решено посвятить храм новомученикам и исповедникам Русской Церкви. Архитектурный проект разработан по заказу мэрии Тамбова коллективом архитекторов во главе с Александром Сергеевичем Лункиным. Архиепископ Евгений принял активное участие в обсуждении вариантов проекта и благословил окончательный вариант. В архитектуре храма использованы мотивы северного храмового зодчества. Закладной камень храма по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II освящен и заложен архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением 24 ноября 19 года.96.Строительство храма велось до 2000 года. Строительство храма было завершено в ноябре 2000 года указом архиепископа Евгения, храм с относящимися к нему постройками был объявлен Архиерейским подворьем. Чин малого освящения храма и первую Божественную литургию в нем совершил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений 24 ноября 2000 года. День памяти празднуется 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем. , а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января/7 февраля. Чин великого освящения храма и Божественная литургия были совершены архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением 6 августа 2002 года. 9 августа, 2002 г., в сослужении с Архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением, Епископом Ветлужским Феодосием, Епископом Шацким Иосифом Сергием Богоявленского храма св. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В храме находится небольшой ковчег с частицами мощей некоторых святых новомучеников Русской Церкви.
Обновить сведения о церкви
Найдите минутку, чтобы обновить информацию о листинге Православной церкви Новомучеников Российских, Тамбов, Тамбов , добавить фотографии, а также включить информацию о ваших службах и исторические данные, чтобы список церквей был полным; ваши прихожане смогут лучше общаться с вами и больше узнать о Церкви!
Обновление сведений о церкви
Осветите церковь
Создайте и опубликуйте список предметов, необходимых для вашей церкви. Как представитель церкви, вы знаете о религиозных предметах, которые Церковь Новомучеников Российских, Тамбов, Тамбов действительно нужен. Услуга Осветить церковь позволяет вам составить список того, что вам нужно для церкви; как только появится потенциальный донор, желающий помочь, он или она может приобрести предмет или больше из вашего списка потребностей от имени Церкви.
Осветите Церковь
Поддержка церковных усилий
Создайте Holy Causes для финансирования христианских проектов и усилий вашей церкви. Поддержи Святое Дело — это новая услуга, позволяющая вашим прихожанам и последователям виртуально связываться с Православной Церковью Новомучеников Российских, Тамбов, Тамбов и поддерживать конкретные христианские начинания, такие как Филоптох и Обновление храма, простым и безопасным способом. . Как представитель церкви вы можете создать одно или несколько святых дел и начать получать финансирование для своих церковных проектов.
Добавить святое дело
Святителя Феофана Затворника, епископа Тамбовского
10/23 января
Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии.
Начальное образование Георгий получил дома. В 1823 году он поступил в Дивенское духовное училище. Способный и хорошо подготовленный юноша легко выполнил курсовую работу и, будучи одним из лучших учеников, в 1829 году перешел в Орловскую семинарию, директором которой архимандрит Исидор впоследствии стал известным иерархом Русской Православной Церкви.
В 1837 году Георгий Говоров с отличием окончил семинарию и был определен в Киевскую духовную академию.
Благотворное влияние на Георгия оказали Киево-Печерская Лавра и другие памятники святой истории Киева, красноречивые свидетели духовных подвигов русского монашества.
На последнем курсе Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению Святой Церкви в монашестве. 15 февраля 1841 года пострижен в монашество Феофана. В апреле 1841 года преподобный Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 1 июля — во иеромонаха.
В 1841 году иеромонах Феофан, причисляемый к лучшим выпускникам Академии, получает степень магистра и начинает свою педагогическую деятельность.
27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен директором Киево-Софийского духовного училища, которое находилось в непосредственном ведении митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова). Однако о. Феофану не суждено было проводить много времени в Киевском училище. 7 декабря 1842 года назначен инспектором Новгородской семинарии. Иеромонах Феофан провел в Новгороде 3 года. За этот короткий срок он показал себя талантливым педагогом, прекрасным учителем психологии и логики.
13 декабря 1844 года переведен в Петербургскую Духовную Академию преподавателем кафедры нравственного и пастырского богословия.
Признавая свою большую ответственность перед Богом в деле религиозного воспитания молодежи, о. Феофан стремился оказать влияние на этих будущих пастырей проявлением великой доброты, любви, любви и смирения.
Иеромонах Феофан был глубоко предан делу христианского просвещения, но увлекался и монашеской уединенной жизнью.
Скоро появится возможность удовлетворить о. Духовные устремления Феофана проявились. 21 августа 1847 года по собственному желанию он был назначен в состав Духовной миссии в Иерусалиме.
Шесть лет, проведенных иеромонахом Феофаном на Востоке, имели для него огромное духовное и нравственное значение. Посещая древние монастыри, он неустанно изучал писания святых отцов, записанные в древних рукописях, знакомился с уставом, соблюдаемым в монастырях Востока и на Святой Горе, и с житием духовных подвижников древности в этих монастырях. Между молодым подвижником сложилась тесная связь с афонскими старцами, которые оказали благотворное и плодотворное влияние на направление его духовной жизни и впоследствии способствовали изданию его сочинений. Там, на Востоке, о. Феофан в совершенстве овладел греческим и французским языками, а также немного познакомился с ивритом и арабским языком.
В 1853 году началась Крымская война. 3 мая 1854 г. члены Русской Духовной Миссии были отозваны из Иерусалима в Россию. За труды в Миссии иеромонах Феофан 4 апреля 1855 года возведен в сан архимандрита; 12 апреля назначен в Санкт-Петербургскую духовную академию преподавателем кафедры канонического права. Через полгода он был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.
В 1856 году архимандрит Феофан был назначен настоятелем Посольской церкви в Константинополе, что стало возможным благодаря тому, что он был хорошо знаком с православным Востоком и был полностью подготовлен к такому назначению. В то время Константинопольская Церковь испытывала большие трудности в связи с распрями между греками и болгарами. Российское правительство и Священный Синод, стремясь к скорейшему решению, поручили архимандриту Феофану собрать информацию по греко-болгарскому вопросу. 9 марта, 1857 г. о. Феофан представил доклад, который оказался очень важным при обсуждении этого вопроса Священным Синодом Русской Православной Церкви. о. Сочувствие Феофана к болгарскому народу, его сочувствие к его законным требованиям и его искреннее желание помочь снискали ему большую любовь среди болгар. Заботясь о сложном положении Болгарской Церкви, архимандрит Феофан не забывал о благе Константинопольской Церкви. Он хорошо ознакомился с внутренней жизнью Константинопольского Патриархата, состоянием Синода, положением Патриарха, Епископата и священников, составом церквей и духовенства, и сложилась плачевная картина. о. Обо всем этом писал Феофан в своем рапорте, взывая о помощи к «великодушной» России, «которая не должна в этом беспомощном состоянии оставить свою мать в вере».
Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан не только заботился о проживающих там русских, но и предложил правительству России устроить в Константинополе госпиталь для русских моряков и паломников, а также «братство и церковь».
Директивой Святейшего Синода от 13 июня 1857 года архимандрит Феофан был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. На этой должности он проработал два года.
В должности ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии о. Феофан также вел большую редакционную и богословскую работу. Он публиковал свои сочинения в основном в академическом журнале «Христианские чтения», который в то время издавался под его руководством.
29 мая 1859 г. о. Феофан был призван во епископы, чтобы быть епископом Тамбовским и Шацким. Его освящение состоялось 1 июня в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Преосвященнейший Феофан служил в Тамбовской епархии всего четыре года. Однако за этот короткий срок исключительной кротостью, необыкновенным тактом и деятельным вниманием к нуждам своей паствы он снискал всеобщую вполне искреннюю любовь. Святитель Феофан показал себя преданным служителем во всех областях церковной жизни. В управлении Тамбовской епархией владыке приходилось решать множество забот и трудностей.
В дни печали и дни мира он был любящим отцом для всех. Среди множества разнообразных дел и забот по управлению Тамбовской епархией святитель Феофан все же находил время для научных литературных занятий. В этот период он составил свой богословский труд «Письма о христианской жизни», в котором содержится целая система христианского нравственного учения.
22 июля 1863 года преосвященный Феофан был переведен на кафедру Владимирской епархии.
Период служения епископа Феофана во Владимире тоже был недолгим, но и там он проявил себя ревностным архипастырем и заслужил всеобщее уважение и любовь.
После 25 лет служения Церкви на различных должностях, Преосвященный Феофан счел, что пришло время осуществить то, что всегда было его стремлением. Посоветовавшись с митрополитом Исидором, своим многолетним духовным наставником, он ходатайствовал перед Священным Синодом о предоставлении ему отставки с правом пребывания в Вишненской пустыни Тамбовской епархии. Прошение владыки было удовлетворено, и 17 июля 1866 года он был освобожден от обязанностей управляющего епархией и назначен настоятелем Вишненской пустыни, где и провел свои дни ученым монахом.
Обязанности и суета настоятеля нарушили внутренний покой владыки Феофана, и вскоре он снова обратился с просьбой об освобождении от этой должности. Священный Синод удовлетворил его просьбу. Наконец, по милости Божией, пришло к нему долгожданное уединение, к которому настойчиво стремился святитель. Святитель говорил о том времени: «Я не променял бы своего места на Санкт-Петербургскую митрополию, но даже и на Патриаршество, если бы оно было восстановлено и я был бы к нему призван… Его можно обменять только на Небесное Царство.
”
В первые шесть лет своего пребывания в Вышенской Пустыни Преосвященнейший Феофан не уходил в полное затворничество. Вместе с остальными монахами он посещал все церковные службы, а в воскресные и праздничные дни вместе с сослуживцами служил литургию. Такое внешнее устройство вполне соответствовало духовным потребностям иерарха-борца. Он охотно принимал посетителей, как родственников, так и почитателей, ищущих его духовных советов, поучений и наставлений, и выходил из своей кельи на прогулки.
В 1872 году, после Пасхи, зажил затворником. Он прекратил всякое общение с другими, перестал ходить в монастырскую церковь на службы и уединился в отдельном флигеле. Отныне он принимал только настоятеля Эрмитажа, его духовника игумена Тихона и о. Евлампий, его келейник. К этому времени епископ Феофан построил в своих покоях небольшой храм, посвященный Крещению Господню. В ней он служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет своей жизни служил ежедневно.
В уединении архипастырь большую часть дня проводил в богослужениях и молитвах, в физических и духовных подвигах. В свободное от духовных подвигов время он занимался научными литературно-богословскими трудами; он написал огромное количество писем разным людям с неразрешимыми проблемами, которые искали его помощи и руководства. Покинув мир и почти не контактируя с другими людьми, епископ-затворник все же интересовался жизнью Церкви и своей родины. Он подписался на ряд журналов. В его кабинете была обширная библиотека. При написании своих произведений он использовал широкий круг русских и иностранных литературных материалов.
Тематика и содержание произведений Затворника Вишны были весьма разнообразны. Едва ли какая-нибудь подробность духовной жизни ускользнула от его глубокого пристального внимания и наблюдения. Однако главной темой всех его многочисленных произведений было спасение во Христе. Одно только обобщение его произведений вызывает глубокое уважение.
По тематике его произведения можно разделить на три категории: нравственные наставления, комментарии и переводы. В области богословских исследований особо ценятся многочисленные труды святителя на тему христианской нравственности. В своих нравственно-поучительных трудах преосвященный Феофан описал идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его осуществлению. В трудах святителя Феофана излагаются основы святоотеческой психологии.
Среди важнейших трудов Преосвященного Феофана в его подвижнической жизни, ценных вкладах в русское библейское богословие — его замечательные труды по толкованию слова Божия состоит в основном из сочинений основоположников и великих учителей христианской аскезы на тему духовной жизни. Особое представление о литературной деятельности преосвященного Феофана дает его обширная переписка с многочисленными людьми, от высоких чиновников до простых людей, ищущих у него совета, поддержки и одобрения. Святитель сохранил свою искренность и любовь к ближним до своей блаженной кончины.
Около 16 часов 6 января 1894 года, в праздник келейного храма Крещения Господня, мирно скончался епископ Феофан.
Учение святителя Феофана ЗатворникаО развитии духовности у детей:
Святитель Феофан рекомендует использовать это средство (т.е. духовность) как можно раньше, пока дети еще находятся в колыбели. По его глубокому убеждению, набожность и религиозность родителей были лучшим и незаменимым средством воздействия на ребенка. Частое причащение ребенка Святых Даров, принесение его в храм, прикосновение к Святому Кресту, к Евангелию, к иконам, окропление святой водой, каждение фимиамом, получение благословения священника и т. спасительной атмосферы, которая окружает ребенка и чудесным образом согревает и питает его благодатную жизнь. Однако вся эта духовная атмосфера может показаться слабой и фальшивой, если в то же время сами родители не обладают духом благочестия. Этим духом родители могут благотворно влиять на дух ребенка, который в первые месяцы и даже годы жизни еще, так сказать, не шевелится.
Родители напрямую воздействуют на душу своего ребенка через сердце. Святитель утверждает, что лучший внешний канал – это взгляд. Пока душа остается скрытой от других чувств, глаз открывает ее чужому взгляду — точка, в которой встречаются две души. Пусть души матери и отца войдут через это отверстие в душу маленького ребенка со святыми чувствами. Все это вместе окажет благотворное и спасительное влияние на формирование характера ребенка, воспитание христианского духа.
Святитель Феофан Затворник говорит при этом, что, начав такую организацию с пеленок, мы должны продолжать ее на протяжении всего воспитания ребенка — в младенчестве и во всей его юности. Церковь, духовность и Святые Таинства подобны палатке для детей, скинии, под которой они должны быть всегда. При этом все другие средства воспитания могут быть и с успехом заменяются одним этим. В древности люди во многом так и воспитывались. По мере роста ребенка начинают проявляться и давать о себе знать способности тела, души и духа, начиная с низших и заканчивая высшими. В результате родители и воспитатели берут на себя ответственность следить за их развитием и направлением. Кстати, это не просто наблюдение, но и активное участие с их стороны. Пробуждение способностей вместе с сопутствующими им потребностями начинается с физического: питания, движения и нервного ощущения или двигательного действия. Святитель Феофан считал эти потребности не маловажными для жизни вообще, а также для жизни нравственной, ибо тело, как правило, является вместилищем страстей. Святитель утверждает, что из этого следует, что необходимо установить соответствующие пределы, установить и укрепить хорошие привычки, чтобы потом было меньше беспокойств.
О прощении обид:
Ничто так не властно пред Господом, как прощение обид, ибо оно есть подражание одному из наиболее близких нам действий милосердия Божия; и ничем так легко не соблазняемся, как вспыльчивостью и жаждой мести раздражительным словом, а нередко и делом.
Почему же мы не всегда прощаем, а чаще поддаемся вспышкам гнева, досады и возмущения? Я думаю, это от невнимательности к ценности прощения. В минуты восприимчивости к обидам надо восстановить в уме и сердце обещание прощения, которое, несомненно, ценнее величайших потерь, которые может причинить обида.
Простим и будем прощены; давайте снова простим, и мы снова будем прощены; и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях милосердия и любви Божией. Но поспешим простить, чтобы быть прощенным, и это становится легче, потому что ничтожно то, что простим; а то, что нам будет прощено, настолько ценно, что не может даже сравниться с ним. В евангельской притче наши грехи против Бога оцениваются в десять тысяч талантов, а грехи других против нас оцениваются в сто динариев (Мф. 18:2334). По нашему счету грехов наших тысяча рублей, а грехов чужих против нас одна копейка. Выручить ради бога тысячу рублей за копейку! если бы такая возможность сделать такой выигрыш открылась бы в быту, то человек не смог бы даже пробиться сквозь толпу. Но никакая выгода на земле не может быть так верна, как верно обетование Господа, и никакая оценка земных вещей не может быть так точна, как сравнительная оценка наших грехов и обид, причиненных нам, потому что она определена Богом праведности. Сам. Так вспоминай грехи, которые тебе прощены или прощения ищешь, и если не из благодарности за полученную милость, то в несомненной надежде на получение ее, прощай, прощай и прощай с широким и открытым сердцем.
Конечно, невозможно вдруг обрести такой глубокий и обильный покой, который поглощал бы каждый обидный удар. Первая степень невосприимчивости к обидам и, следовательно, прощения есть молчание. Когда тебя обижают, молчи. Сделай так один раз, и в следующий раз тебе будет легче промолчать; и чем чаще ты будешь молчать, тем чаще с меньшим беспокойством будешь встречать оскорбления. Отсутствие беспокойства принесет покой, а покой переродится в покой. Тогда перед лицом обид ты будешь, как твердая стена, открытая для песчинок, развеваемых ветром.